Разница еаэс и евразэс – ЕврАзЭC… Да здравствует ЕАЭС!

ЕврАзЭC… Да здравствует ЕАЭС!

Евразийский экономический союз начинает действовать в 2015 году.

№ 9 (76) 2014г.

   10 октября текущего года на саммите в Минске лиде­ры ЕврАзЭС подписали соглашение «О прекращении де­ятельности Евразийского экономического сообщества», а также документы, связанные с прекращением деятель­ности органов ЕврАзЭС.

ЕврАзЭС ликвидируется в связи с началом функцио­нирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор о ЕАЭС вступит в силу 1 января 2015 г. Он был подписан президентами России, Белоруссии и Казахстана 29 мая 2014 г. в Астане.

Таким образом, ЕврАзЭС, просуществовав 14 лет, де- юре оформило свое прекращение, чтобы возродиться в виде Евразийского экономического союза.

До начала 2015 г. Секретариат ЕврАзЭС будет про­должать функционировать, потом организация полно­стью прекратит свое существование. В ЕврАзЭС создана масштабная договорно-правовая база (215 соглашений) многостороннего торгово-экономического сотрудничества, обеспечившая фундамент для развития евразийской ин­теграции. Значительная часть функций Сообщества уже передана Евразийскому экономическому союзу, многие документы были переоформлены.

ЕврАзЭC

«В тех сферах, которые не попадают под регулирование ЕАЭС (социально-гуманитарное, межрегиональное сотруд­ничество, отраслевое взаимодействие), реализация ранее заключенных международных договоров и принятых меж­государственных целевых программ продолжится на меж­государственном уровне», — пояснил Юрий Ушаков, по­мощник президента РФ. Россия рассматривает дальнейшее развитие евразийской интеграции как стимул к экономиче­скому росту и компенсацию издержек от санкций Запада.

«Сегодня СНГ — завтра Евразийский Союз?» — это заголовок колонки редактора в № 4 за 2010 г. Извините, дорогие читатели, ваш главред более 4 лет назад несколько ошибся. Евразийский Союз возник не вместо СНГ, а вме­сто ЕврАзЭС. Пока так.

Но уже присоединение Армении к Договору об учреж­дении Евразийского экономического союза красноречиво свидетельствует, что и другие страны Содружества на­чинают подниматься на другой, более высокий уровень евразийской интеграции. Главы государств нового инте­грационного образования подписали в Минске договор о присоединении Армении к договору о Евразийском эко­номическом союзе. Нурсултан Назарбаев выразил надежду на то, что и Киргизия вступит в Евразийский экономиче­ский союз до 2015 г.

Не будем забывать, как ЕврАзЭс, так и ЕАЭС родились в недрах СНГ, что уже само по себе не дает нам право ума­лять историческое значение Содружества.

Напомним, Соглашение о создании СНГ было подпи­сано Россией, Белоруссией и Украиной 8 декабря 1991 г. Однако полноценного союза не получилось. Грузия стала членом СНГ в 1993 г., но вышла из его состава в августе 2009 г., через год после вооруженного конфликта с Росси­ей. Устав СНГ не подписан Украиной и Туркменистаном, они считаются не государствами — членами, а государства­ми — участниками Содружества.

В общем, путь, пройденный СНГ, был чрезвычайно сложным и противоречивым, а временами и драматич­ным. Его зигзагообразность объясняется самой логикой борьбы центробежных и центростремительных тенден­ций при становлении государственности на постсоветском пространстве. Этим в значительной степени обусловле­но затянувшееся объединение стран СНГ в соответствии с объявленными целями и задачами. Сейчас Содружество объединяет Россию, Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Молдавию, Таджикистан, Туркмени­стан, Узбекистан и Украину.

Участники последнего саммита лидеров Содружества, состоявшегося 10 сентября в Минске, единодушны в своих оценках: СНГ — это важный и полезный формат, но его потенциал используется не полностью. «Нужно придать новое дыхание нашей организации, и к 25-летию, которое будет отмечаться в 2016 г., разработать новую концепцию работы», — предложил будущий председатель СНГ прези­дент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Лидер Узбекистана Ислам Каримов напомнил, что даже те страны, которые в свое время вышли из содружества — например, Гру­зия — теперь жалеют о содеянном. «Площадку СНГ пока ничто не может заменить, и те, кто от нее отказывается, вредят сами себе», — поддержал глава Киргизии Алмазбек Атамбаев.

«Слухи о преждевременной смерти СНГ…» (это тоже заголовок колонки редактора в № 10 за 2009 г.) действи­тельно в очередной раз оказались сильно преувеличен­ными.

Перед минским саммитом Киев открыто признался в том, что передумал покидать СНГ, хотя в марте обещал не только уйти, но еще и ввести визовый режим с Россией. 10 октября лидеры Содружества осудили П. Порошенко за отсутствие на ежегодной встрече, признав, что, в от­личие от западных политиков, они еще не имели возмож­ности лично познакомиться с главой украинского государ­ства. Президент России заявил, что предвидит непростые переговоры с ЕС и Украиной относительно корректировки Соглашения об ассоциации. Он же обратился к Казахстану и Белоруссии с предложением выступить здесь с единой позицией.

Спустя почти 10 лет после создания СНГ, в октябре 2000 г., было образовано Евразийское экономическое со­общество. В нем объединились 5 из 11 государств — членов Содружества. За 14 лет существования этого объединения почувствовали себя свободными от обязательств двое чле­нов — Киргизия и Таджикистан.

К подписанию договора ЕАЭС стороны шли несколько лет. Белоруссия, Казахстан и Россия 18 ноября 2011 г. под­писали Декларацию о евразийской экономической инте­грации — своего рода «дорожную карту» интеграционного процесса, конечной целью которого провозглашается соз­дание Евразийского экономического союза.

    Документ, фиксирующий договоренности России, Бе­лоруссии и Казахстана о переходе к следующей после Таможенного союза и Единого экономического простран­ства стадии взаимодействия был, подписан президентами России, Белоруссии и Казахстана 29 мая текущего года.

3 октября этого года президент России В. Путин под­писал закон о ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе. Законы о ратификации договора о Евразийском экономическом союзе приняты также в Бе­лоруссии и Казахстане.

Договор состоит из двух частей. В первой изложены цели и задачи евразийского объединения и предусмотрен статус ЕАЭС как международной организации. Во второй части установлены условия экономического сотрудниче­ства и обязательства по интеграции.

Президенты России, Белоруссии и Казахстана дали поручение Евразийской экономической комиссии (ЕАК) совместно с правительствами трех стран разработать пред­ложения по подходам к развитию экономического сотруд­ничества с ключевыми торговыми партнерами ЕАЭС.

Евразийский экономический союз будет налаживать связи с другими интеграционными структурами в Европе и Азии. Такое взаимодействие поможет обеспечить устой­чивость глобальной экономики.

После вступления в ЕАЭС Армении и Киргизии следу­ющим государством — членом организации может стать Вьетнам, считает Татьяна Валовая, министр ЕЭК по основ­ным направлениям интеграции и макроэкономике. «„До­рожная карта» уже обсуждается. Правда, формат присо­единения все же будет отличаться. Скорее всего, Вьетнам сможет подписать договор с Россией о зоне свободной торговли», — поясняет Т. Валовая. «Когда образовывался Евросоюз, важно было иметь общие границы для перевоз­ки угля и стали, а сейчас, в век высоких технологий и вир­туальных финансовых потоков, наличие общих границ, в том числе между Россией и Вьетнамом, уже не принци­пиально», — говорит Т. Валовая.

Кстати, такой же подход применим и к Приднестров­ской Молдавской республике. Меньше года назад глава при­днестровского государства Евгений Шевчук объявил евра­зийскую интеграцию национальной идеей Приднестровья: «Евразийский вектор развития — это выбор приднестров­цев, это решение нашего народа» (интервью с Е. В. Шевчу­ком читайте в № 7 (74, 2014) нашего журнала).

«Нас воспринимают в Приднестровье как посланцев России и российского президента. Это самая важная оцен­ка большой работы, которую РФ проводит по защите сво­их соотечественников, по защите и обустройству русского мира», — заявил заместитель председателя Правительства РФ, спецпредставитель Президента РФ по Приднестровью Дмитрий Рогозин при открытии недавно музейной экспо­зиции «Приднестровье — русский рубеж!» в Тирасполе.

О концепции «Евразийского региона „Приднестровье»» читайте в следующем материале данного номера.

Говоря о Евразийском экономическом союзе, В. Путин отметил, что курс на тесную интеграцию стран в этом слу­чае пользуется широкой поддержкой общества. Он сослал­ся на данные опросов, которые проводил Евразийский банк развития. «Деятельность Таможенного союза положительно оценивают 79% граждан РФ, 68% граждан Белоруссии и 84% граждан Казахстана», — добавил президент. Он призвал не терять ничего из богатейшего наследия ЕАЭС.

По официальной версии, евразийский интеграцион­ный проект успешно развивается. За последние три года взаимный товарооборот вырос на 50%, до $64 млрд. как следует из расчетов Евразийской экономической комис­сии.

Мнения экспертов и чиновников относительно перспек­тив Евразийского союза умеренно оптимистические. «Ин­теграционные процессы на постсоветском пространстве сейчас будут активизированы, и причина этому — санкции западных стран против России. Санкции — стимул к гар­монизации и углублению горизонтальных связей», — го­ворит Анастасия Степанова, эксперт «International Institute for Applied Systems Analysis». По мнению С. Глазьева, санк­ции Запада — это однозначно стимул для Евразийского союза.

В Минске Владимир Путин призвал участников самми­та обратить внимание на развитие экономического взаи­модействия: «Мы никогда не были противниками сбли­жения с ЕС и сами готовы сближаться. Вопрос в условиях нашего сотрудничества. Проблемы создаются не в связи с ответными или защитными мерами, а в связи с тем, что наши партнеры не считают нужным своевременно, от­крыто и профессионально обсуждать все риски, которые возникают для российской экономики и для других стран СНГ в связи с присоединением к другим торгово-экономи­ческим объединениям». Таким образом В. Путин проком­ментировал заявление президента Молдавии Н. Тимофти, который пожаловался на то, что его страна была практиче­ски вытеснена из зоны свободной торговли СНГ после того, как Россия ввела ограничения на экспорт молдавской про­дукции. Путин предложил Кишиневу урегулировать эти вопросы до конца 2015 г. по аналогии с договоренностями, достигнутыми между Россией, Евросоюзом и Украиной.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил: «Мы не рассматриваем себя в отрыве от России. В случае если мы будем вместе противостоять всяким угрозам, мы способны выстоять, основой отношений является эконо­мика. Если мы будем нормально продвигаться в торгово­экономической сфере, то никакие бури и ураганы нам не страшны».

Вступление в силу договора о ЕАЭС позволит развить торгово-экономические отношения государств-союзни- ков, усилить их роль в мировой экономике. Завершается формирование крупнейшего на территории СНГ общего рынка, который объединит 170 млн человек и станет но­вым центром экономического развития.

Таким образом, в условиях глобального кризиса и санкционных войн на первые роли выходит новое экономиче­ское интеграционное образование — Евразийский эконо­мический союз.

Инсур Фархутдинов, доктор юридических наук, главный редактор «Евразийского юридического журнала»



eurasialaw.ru

Вопрос дня. ЕврАзЭС — ЕАЭС: в чём различия для бизнеса?

Евразийское экономическое сообщество прекратило своё существование в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза. Эксперты журнала «Дело» о том, что это значит для бизнеса.

 

Татьяна Маненок, колумнист раздела «Макроэкономика» журнала «Дело»:

«Главное отличие в том, что в ЕАЭС не вошли такие страны как Украина и Молдова, которые выбрали европейское направление интеграции. Также пока не ясно, на каких условиях пойдут в ЕАЭС другие страны, такие как Армения, Туркменистан и Кыргызстан. Что касается всего остального, то нужно понимать, что зона свободной торговли ЕврАзЭС работала с многочисленными изъятиями по очень существенным позициям. Несмотря на то, что при создании ЕАЭС часть этих изъятий и ограничений удалось убрать, некоторые из них по-прежнему остаются. Таким образом, пока условия для бизнеса существенно не изменились — сейчас в подписанных документах больше политики, чем экономики. Нужно время, чтобы понять, как будут решаться те или иные проблемные вопросы экономического характера. А пока выигрывать бизнес будет в той стране, где государством для него будут созданы более комфортные условия».   

Леонид Заико, колумнист раздела «Бизнес-среда» журнала «Дело»:

«Создание ЕАЭС пойдет на пользу белорусскому бизнесу, потому что сегодня в России и Казахстане больше лоббируются интересы бизнеса. Это касается и законодательной базы, и частно-государственного партнерства. А так как белорусам придется соответствовать этим требованиям, то ЕАЭС может стать акселератором для белорусского бизнеса. Во всяком случае, на 1,5-2 года перед белорусскими предприятиями откроется окно возможностей, чтобы улучшить свои позиции на российском и казахстанском рынке. После этого к нам также начнет приходить российский бизнес, с которым будет очень трудно конкурировать, так как они успели накопить серьезные материальные ресурсы. Таким образом, белорусскому бизнесу важно вовремя воспользоваться преимуществами ЕАЭС и подготовиться к жесткой конкуренции с россиянами».

Деловые и бизнес новости

Ваше сообщение отправлено и ожидает модерацию.

Ваше сообщение не отправлено. Возникла ошибка.

delo.by

ЕврАзЭС отправился в историю, настало время ЕАЭС

Это случилось ровно 14 лет назад в Астане. Тогда пять президентов открыли новую страницу постсоветских отношений. И есть, наверное, историческая справедливость и необратимость в том, что делали это те же люди, что сейчас этот лист перевернули. В составе лишь одна замена. Киргизию тогда представлял Аскар Акаев. Но ее нынешний лидер Алмазбек Атамбаев и сейчас против тех событий ничего не имеет. Потому все-таки и прибыл в Белоруссию, презрев политическую конъюнктурность. Вряд ли простил ей то, что пригрела свергнутого не без его участия президента Бакиева. Просто тоже теперь понимает: правители приходят и уходят, причем, из Киргизии огородами и бегом, а жизнь продолжается. И у этой страны, между прочим, там же — в компании партнеров. С ней это, правда, произойдет чуть позже, но уже непременно. Сейчас, наверное, не все и поверят, что тогда в Астане закладывался именно такой сценарий. Но к тому моменту все точно знали, ЕврАзЭС – это только пролог. Не могли только сказать, насколько он затянется.

Если СНГ называли способом цивилизованного развода, то экономическое сообщество позволяло остаться друзьями. Какое-то время это была «великолепная пятерка» и Ташкент. Узбекистан все никак себе места не находил. То входил в формат, то выходил из него, то возвращался, то приостанавливал членство. Может быть, и поэтому тоже его президент Ислам Каримов месяц назад на саммите ШОС в Душанбе на отдельную встречу с Владимиром Путиным пришел какой-то потерянный. Честно признал, без общения утратил ориентир.

В Минске ему представилась возможность его разглядеть. Ведь выросший из ЕврАзЭС Евразийский Союз открыт для предложений. Вьетнам, Индия, Израиль, Турция уже ждут, когда он заработает в полную силу. Так что, ЕврАзЭС – ЕАЭС – это не просто смена вывески. Это взросление. Когда к имени уже добавляют и отчество. В смысле, отечество. Каждый по-прежнему славит, которое есть, но уже трижды которое будет. С присоединением Армении, ее официально принимают сегодня, и с вступлением Киргизии, она вышла на финишный круг согласований, эта степень станет пятикратной.

Продолжит старший научный сотрудник Института Международных исследований МГИМО Леонид Гусев.

— На Ваш взгляд, Евразийское экономическое сообщество – ЕврАзЭС, что именно оно дало новому формату?

— Взаимопроникновение экономик наших государств. В отличие от ЕС, который действительно создавался на протяжении многих лет снизу, у нас все началось распадом СССР, в котором был единственный народно-хозяйственный механизм. Практически все новообразованные страны на постсоветском пространстве начали заново обустраивать свои экономики. Сейчас, когда идет взаимопроникновение наших экономик друг к другу, у нас все-таки, в отличие от ЕС, есть те самые старые наработки еще и общесоюзных времен, которыми мы можем очень хорошо воспользоваться и которыми уже действительно пользуемся.

В Википедии статья о ЕврАзЭС предваряется предупреждением: «Не путать с Евразийским экономическим союзом». Наверное, пока это сложно. Но с форматом интеграции у нас получается все, как у людей. 14 лет ЕврАзЭс для него тоже, что переходный возраст. Период сложный: и влияние разное еще возможно, и что из него получится, пока не известно. Но хорошее образование, правильное воспитание и отменные природные данные. С таким потенциалом альянс не спутаешь ни с чем. Как его ни назови.

radiosputnik.ria.ru

Вопрос дня. ЕврАзЭС — ЕАЭС: в чём различия для бизнеса?

Евразийское экономическое сообщество прекратило своё существование в связи с началом функционирования Евразийского экономического союза. Эксперты журнала «Дело» о том, что это значит для бизнеса.

 

Татьяна Маненок, колумнист раздела «Макроэкономика» журнала «Дело»:

«Главное отличие в том, что в ЕАЭС не вошли такие страны как Украина и Молдова, которые выбрали европейское направление интеграции. Также пока не ясно, на каких условиях пойдут в ЕАЭС другие страны, такие как Армения, Туркменистан и Кыргызстан. Что касается всего остального, то нужно понимать, что зона свободной торговли ЕврАзЭС работала с многочисленными изъятиями по очень существенным позициям. Несмотря на то, что при создании ЕАЭС часть этих изъятий и ограничений удалось убрать, некоторые из них по-прежнему остаются. Таким образом, пока условия для бизнеса существенно не изменились — сейчас в подписанных документах больше политики, чем экономики. Нужно время, чтобы понять, как будут решаться те или иные проблемные вопросы экономического характера. А пока выигрывать бизнес будет в той стране, где государством для него будут созданы более комфортные условия».   

Леонид Заико, колумнист раздела «Бизнес-среда» журнала «Дело»:

«Создание ЕАЭС пойдет на пользу белорусскому бизнесу, потому что сегодня в России и Казахстане больше лоббируются интересы бизнеса. Это касается и законодательной базы, и частно-государственного партнерства. А так как белорусам придется соответствовать этим требованиям, то ЕАЭС может стать акселератором для белорусского бизнеса. Во всяком случае, на 1,5-2 года перед белорусскими предприятиями откроется окно возможностей, чтобы улучшить свои позиции на российском и казахстанском рынке. После этого к нам также начнет приходить российский бизнес, с которым будет очень трудно конкурировать, так как они успели накопить серьезные материальные ресурсы. Таким образом, белорусскому бизнесу важно вовремя воспользоваться преимуществами ЕАЭС и подготовиться к жесткой конкуренции с россиянами».

Деловые и бизнес новости

Ваше сообщение отправлено и ожидает модерацию.

Ваше сообщение не отправлено. Возникла ошибка.

delo.by

Три отличия Евразийского экономического союза от ЕС

«Почему мы так долго шли к ЕАЭС? Все просто – на протяжении 20 лет никто не хотел принять грустную для национальных государств, но непреложную истину: любое полноценное региональное интеграционное объединение требует делегирования части национального суверенитета наднациональным органам. Не будет этого – не будет ни таможенного союза, ни тем более единого экономического пространства.

Все девяностые и в начале нулевых годов мы пытались построить таможенный союз, не делегируя никому своих полномочий. И лишь в 2008 году, когда начался глобальный экономический кризис, буквально все страны осознали: нужно строить нормальное интеграционное объединение. И процесс пошел…

Почему я об этом говорю очень подробно? Чтобы было понимание: ЕАЭС появился в 2015 году не на ровном месте.»

«Но по некоторым принципиальным вопросам мы отклонились от европейского опыта. Самое главное – это, как раз, принципы делегирования национального суверенитета. Мы долго обсуждали возможности применения европейской модели, основанной на экономическом весе государств.

В Европейском союзе при принятии серьезных решений большие государства имеют больше голосов, чем малые. Соответственно, чтобы малому государству как-то пробить свои интересы, ему нужно вступать в коалицию с другими малыми государствами. Это очень сложная, но непреложная схема: чем больше государство, его население, его ВВП, тем больше у него голосов. Более того, даже в Европейской комиссии до последнего расширения от больших государств было по два комиссара, от малых – по одному.

Мы попытались эту схему наложить на наши реалии, но ничего не получалось. Российская Федерация со своими 80% ВВП и численностью населения, в любом случае, имела возможность принятия единоличных решений. И тогда мы не стали вносить каких-то корректирующих коэффициентов, а просто договорились, и Российская Федерация это поддержала, что в ЕАЭС все государства равны, независимо от масштабов и экономического веса.

В ЕЭК от каждого государства работает одинаковое количество министров, сейчас их в Коллегии 10 человек, а любое решение принимается двумя третями голосов. Условно говоря, любое решение может быть принято без согласия России.

Но при этом есть важный нюанс: наши министры – «наднациональные чиновники», профессионалы, которые представляют ЕАЭС, но не свои государства. Если они занимаются продвижением национальных проектов, выполняя инструкции своих правительств, – это основание для увольнения.»

«В ЕАЭС – только голая экономика. Не должно быть ничего, что связано с политикой и, соответственно, если у наших государств по тому или иному вопросу разные политические позиции, что вполне возможно, это никоим образом не должно сказываться на деятельности Евразийского экономического союза. Это второе очень важное отличие от ЕС, где, как известно, помимо экономического и валютного союза в 90-е годы запустили и политический союз. И, на мой личный взгляд, это как раз одна из причин нынешнего состояния Европейского союза, поскольку, как оказалось, в политической сфере не все готовы строиться под линейку.

Третье важное отличие связано с экономической составляющей. Мне часто задают вопрос: когда будем вводить единую валюту? Отвечаю: у нас таких планов нет. Более того, введение единой валюты в Евразийском союзе – это не утопия, это хуже – антиутопия. Любая такая попытка сейчас кончится катастрофой
Из интервью министра по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяны ВАЛОВОЙ для казахского ресурса.
====================
Там же:
«Во всем остальном ЕАЭС и ЕС достаточно схожи. И, по моему мнению, в настоящее время в мире есть только два продвинутых интеграционных союза – Европейский и Евразийский. По уровню интеграции мы находимся примерно на уровне Европейского союза середины 90-х годов.

На мой взгляд, это самый хороший уровень, когда они уже запустили единый внутренний рынок, но еще не влезли в два опасных и сложных трека, о которых я сказала.»

valery-brest-by.livejournal.com

На смену ЕврАзЭс приходит ЕАЭС — Евразийский экономический союз

Главная политическая интрига неделя разворачивалась вокруг создания одних союзов, роспуска других и споров вокруг третьих. Президенты государств СНГ собрались в Минске, обсудили — каков результат 14 лет работы ЕврАзЭс, и решили, что формат этого союза, куда входили Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, себя оправдал, но исчерпал. ЕврАзЭс сделал свое дело, теперь нужно интегрироваться дальше — в рамках ЕАЭС, нового Евразийского экономического союза.

На сегодня — крупнейшего по территории экономического союза в мире, его площадь — более 20 миллионов квадратных километров. В него уже вошли Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения, в ближайшее время документы обещает подписать Киргизия. В итоге он займет 6 место в мире по производимому ВВП. При этом члены ЕАЭС собираются сотрудничать с Евросоюзом и с еще не определившейся в своих экономических предпочтениях Украиной.

«В августе здесь, в Минске, главы государств «тройки» встретились с украинским Президентом и представителями Евросоюза. И Киев, и Брюссель прислушались к нашим аргументам, приняли решение отсрочить применение экономического блока Соглашения об ассоциации до 31 декабря 2015 года. Теперь появилась возможность откорректировать те положения упомянутого Соглашения, реализация которых могла бы нанести существенный ущерб экономике Таможенного союза и нашим традиционным торговым связям с Украиной. Конечно, переговоры предстоят непростые, и нам необходимо выступать с солидарных позиций, чтобы убедить партнёров отказаться от противопоставления европейской и евразийской интеграции в пользу сопряжения обоих проектов», — сказал президент РФ Владимир Путин.

Эти слова были адресованы явно не Киеву, хотя собравшиеся лидеры довольно жестко попеняли Петру Порошенко за то, что тот на саммит не приехал, ограничив украинское представительство послом Украины в Белоруссии. И если президент Лукашенко откомментировал это довольно дипломатично — мол, политика на постсоветском пространстве должна делаться не в Берлине и не в Милане, то узбекский президент Каримов был более эмоционален, заявив, что Порошенко нашел время для визитов в разные страны, много раз побывал в Брюсселе, но с соседями так и не познакомился.

Но основным адресатом этих обсуждений явно был официальный Кишинев, ведь президент Молдавии пожаловался, что Россия ограничила свой рынок для молдавских товаров и отменила льготы после того, как Молдавия ратифицировала документы с Евросоюзом.

Но здесь позиция Москвы была более чем прозрачной — нужно думать, прежде чем подписывать экономическую ассоциацию с Евросоюзом. Россия неоднократно заявляла, что свой рынок будет защищать, обращалась к Молдавии с предложением обсудить дальнейшее сотрудничество, прежде чем ассоциироваться с Евросоюзом, но внятного ответа так и не получила. Ведь вариант обсуждения с подписавшей такие же бумаги Украиной нашли. Кишинев решил ни с кем ничего не обсуждать, и теперь жалуется, что его ограничили в свободе торговли на два фронта.

«Мы никогда не были противником сближения с Евросоюзом, и сами хотим сближаться. Вопрос — в условиях нашего сотрудничества. Проблемы создаются не в связи с ответными или защитными мерами Российской Федерации, а в связи с тем, что наши партнеры не считают нужным своевременно, открыто, полноформатно, предметно и профессионально обсуждать все риски, которые возникают для российской экономики и для других стран Содружества в связи с действием норм зон свободной торговли после присоединения наших коллег к другим торгово-экономическим объединениям. Если бы мы это делали своевременно, то не было бы никаких проблем. Это касается и Молдавии, и Украины», — отметил Владимир Путин.

По словам Путина, новый экономический союз уже на следующей встрече будет обсуждать, как выстроить взаимоотношения с Евросоюзом. Ведь это будет открытый клуб экономического сотрудничества, к которому могут присоединиться все, кто разделяет его взгляды на свободу торговли, услуг и рабочей силы. И сегодня главное — говорить и договариваться, искать форматы сотрудничества.

www.1tv.ru

Евразийский экономический союз и Евросоюз: сотрудничество, сосуществование или конфронтация

04 Декабря 2017 г. 22:00

29 ноября в Москве состоялась Международная научная конференция «Евразийский экономический союз и Евросоюз: сотрудничество, сосуществование или конфронтация», организованная совместно Институтом Европы РАН, Российско-белорусским экспертным клубом и ТРО Союза. При участии госсекретаря Союзного государства Григория Рапоты, директора Института РАН Алексея Громыко и председателя Телерадиовещательной организации Союзного государства Николая Ефимовича эксперты из Беларуси и России проанализировали вызовы и перспективы сотрудничества Евразийского экономического союза и Европейского союза, а также выявили роль и потенциал Союзного государства в этом сотрудничестве. «Евразия.Эксперт» публикует репортаж с места события.

Открыл конференцию директор Института Европы РАН, член-корреспондент РАН Алексей Громыко. Участников конференции приветствовали государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота и один из основателей Российско-белорусского экспертного клуба, председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства Николай Ефимович.

В своем выступлении Алексей Громыко отметил, что в настоящее время мир живет во власти двух сил – угрозы хаоса в международных отношениях, а также «растущей взаимозависимости всех со всеми».

По мнению Громыко, Евразийский экономический союз и Европейский союз балансируют сегодня между сосуществованием и конфронтацией. Идея общего пространства от Лиссабона до Владивостока сегодня не реализуется, но остается своеобразным идеалом на будущее, так как нужна ЕС не меньше, чем ЕАЭС.

При этом «у Евразийского экономического союза и его ядра – Союза государств России и Беларуси  – прогрессивная миссия – консолидировать значительную часть постсоветского пространства, повысить его стрессоустойчивость, качественно повысить благосостояние народов», добавил Алексей Громыко.


Директор Института Европы РАН Алексей Громыко.

Китай или Евросоюз?


Как отметил Григорий Рапота, опыт Евросоюза начинался с Европейского объединения угля и стали, то есть правовое оформление объединения следовало за практикой. Строительство ЕАЭС начиналось с разработки правовой базы, которой не всегда хватало практического наполнения. В этой связи в ЕАЭС были запущены практические проекты.

Одним из ключевых проектов, по словам Григория Рапоты, стало развитие ЕАЭС как моста между Европой и Азией, поскольку Союз обладает «большим транзитным потенциалом». При этом существует серьезная конкуренция со стороны китайского проекта Шелкового пути, что сопряжено в том числе с рисками перенаправления грузов из Азии в обход стран ЕАЭС. При этом Григорий Рапота скептически оценил перспективы развития официальных отношений между ЕС и ЕАЭС в связи с неготовностью Евросоюза признать интеграцию на постсоветском пространстве.

Основным достижением Союзного государства, по мнению госсекретаря, стало развитие российско-белорусских отношений, при котором «белорусы не чувствуют себя иностранцами в России, а россияне не чувствуют себя иностранцами в Беларуси».


Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота.

Дискуссию относительно сотрудничества ЕАЭС и Евросоюза эксперты начали с вопроса: действительно ли после ухудшения отношений с западными странами мы можем наблюдать разворот ЕАЭС на восток? Заведующий кафедрой европейского права МГИМО, посол России в Люксембурге в 2012-2014 гг. Марк Энтин в своем докладе отметил, что в партнерстве с Китаем возможно создание «всеобъемлющего евразийского проекта».

«Мы ведем переговоры с Европейским союзом, понимая, что наша экономика на порядок меньше. И в переговорах о стандартизации, и в правовом регулировании наши партнеры будут настаивать на своих «рецептах», которые отнюдь не так эффективно работают в российской или белорусской экономике. Или мы будем вести переговоры, понимая, что за нами есть «тыл», и этим тылом в настоящее время является Китай с его экономической мощью, экспансией и его политикой завоевания Западной, Восточной, Центральной Европы, разделения и привлечения на свою сторону стран и экономических проектов», – отметил Марк Энтин.

Эксперт отметил, что ЕС пытается использовать противоречия внутри ЕАЭС в своих целях. Серьезного диалога с ЕС в ближайшее время ждать не стоит, но в будущем он возможен. Необходимо формулировать общую позицию стран ЕАЭС, анализировать риски (например, создание зоны свободной торговли с ЕС будет губительно для ЕАЭС), чтобы подготовиться к переговорам.

В сотрудничестве с Китаем эксперты увидели и риски. «Если окажется так, что для наших восточных партнеров Европа, Евросоюз окажется важнее, то мы станем транзитом и только. Это надо учитывать, когда мы будем дальше планировать условия евразийского экономического комплекса, чтобы выгоды его распределись достаточно равномерно», – руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН, профессор Юрий Рубинский.

Как отметила в своем докладе директор Центра международных исследований БГУ Елена Достанко, Китай рационально подходит к экономическому сотрудничеству. Сегодня, по ее словам, основным получателем инвестиций КНР является Казахстан. Кроме того, увеличились инвестиции Китая в российскую экономику – $32-33 млрд в 2016 г. Китай является вторым партнером России после ЕС. В Беларуси сотрудничество с Китаем связано с реализацией парка высоких технологий «Великий камень». Однако, как подчеркнула Елена Достанко, сегодня там зарегистрировано 23 компаний, и расширение идет медленно, так как «китайцы говорят, что будут вкладывать деньги только в перспективные проекты».

Несмотря на возможности расширения сотрудничества с Китаем, по мнению экспертов, сотрудничество с ЕС по-прежнему остается важным.

Экономика


«Нас связывает ряд исторических предпосылок, схожесть институциональных принципов, спектр наднациональных полномочий, а также тесное экономическое сотрудничество, – отметил директор Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии Сергей Шухно, говоря о перспективах сотрудничества ЕАЭС и ЕС – За налаживание неполитизированного, равноправного, отраслевого диалога неоднократно выступали представители ЕЭК на различных международных площадках». По его словам, именно бизнес активно продвигает тему диалога между двумя союзами, «по сути является катализатором установления отношений между двумя комиссиями».

Вместе с тем, по мнению международного чиновника, ЕС теряет рынки стран ЕАЭС. Уже второй год подряд импорт из стран АТЭС в ЕАЭС превышает импорт из ЕС.

Сейчас европейские страны начинают переосмысливать свою роль в Европейском союзе, систему отношений с постсоветским пространством, отметил председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности Сергей Рахманов.

«Мы это активно используем в контактах, и есть уже целый ряд стран, которые сформировали отношение, отличное от того, что делает Европейский союз», – добавил политик. По его словам, модель отношений с Западом не должна формироваться сама собой, должна быть активная политика со стороны ЕАЭС по продвижению своих интересов. «Мы не должны быть статистами», – подчеркнул председатель.


Председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности Сергей Рахманов.

Эксперты выявили одно из основных препятствий для развития отношений между Евросоюзом и ЕАЭС и Союзным государством – риски для промышленности.

«Беларусь долгое время выступала сборочным цехом в Советском Союзе. Было бы интересно развивать производственный потенциал и затем, используя внутренний потенциал, уже развитый, продолжать диалог с Европой. Когда мы выровняем свои позиции, у нас будет выстраиваться равноправный диалог. Пока мы говорим с разного уровня», – отметил заведующий кафедрой политологии Белорусского государственного экономического университета Николай Веремеев.

При этом, как отметил заместитель председателя Республиканского общественного объединения «Белая Русь» Александр Шатько, нельзя забывать и о совместной подготовке кадров. «Мы создаем совместные площадки, но объединенных институтов, где бы наши умы занялись подготовкой экспертов, нет», – подчеркнул эксперт.

С ним согласился и помощник проректора по научной работе Санкт-Петербургского государственного экономического университета, профессор Александр Саулин, подчеркнув, что главный эффект интеграции заключается не в торговле, а в производственной кооперации. «В Советском Союзе планировалась производственная кооперация, сейчас этим никто не занимается», – отметил эксперт.

Большое внимание производственной сфере уделил и Сергей Рахманов, отметив, что «на сырье мы далеко не уедем». «Чтобы быть сильными в диалоге с партнёрами, нужно иметь соответствующую базу», – добавил Сергей Рахманов.

«Основной экспорт в Европу составляет сырье из России и Казахстана, а Беларусь «выпадает». Необходимо использовать и белорусскую «изюминку», чем являются новые технологии», – заявил начальник аналитического отдела Постоянного Комитета Союзного государства России и Беларуси, профессор МГИМО Александр Стоппе.

Безопасность


Коснулись эксперты и вопросов безопасности в условиях нарастающей агрессии в риторике западных стран по отношению к России и в целом ЕАЭС.

«Европейский союз имеет достаточно снобистскую геополитическую ценностно-цивилизационную позицию в отношении нас. Он рассматривает страны постсоветского пространства как страны, которые имеют неправильное мышление, неправильные установки. И Европейский союз (это мы видим особенно в отношении Беларуси) выстраивает позицию учителя», – отметил научный сотрудник НАН Беларуси, сопредседатель редсовета аналитического портала «Евразия.Эксперт» Петр Петровский.


Директор Центра международных исследований БГУ Елена Достанко и научный сотрудник НАН Беларуси, сопредседатель редсовета аналитического портала «Евразия.Эксперт» Петр Петровский.

По мнению заведующего отделом европейской безопасности Института Европы РАН, профессора кафедры интеграционных процессов МГИМО Дмитрия Данилова, расширение ЕС вызвало серьезные внутренние противоречия в союзе. «Вхождение младоевропейских государств в ЕС ослабило его отношения с Россией и резко понизило потенциал российско-западного взаимодействия», – отметил он, напомнив, как инициативы по развитию отношений России и ЕС блокировали Польша и Литва.

«Не исключаю серьезного военного конфликта, такие опасности существуют. С другой стороны, существует идея Большой Европы, на которую вполне возможно работать как на стратегию. …стратегия гармонизации европейского и евроазиатского пространств должна проходить красной линией через все усилия России и Беларуси, – отметил Дмитрий Данилов. Вместе с тем, следует реально смотреть на ситуацию: конфронтация в Европе усиливается, а возникший кризис, разделяющий Запад и Восток Европы, глубокий и долгосрочный.

Тем не менее, с точки зрения безопасности, для Беларуси «важно сохранение мира, порядка и безопасности в регионе», находясь между Брюсселем и Москвой, считает Николай Веремеев. «Беларуси интересно создать площадку для переговоров, используя свой миролюбивый потенциал», – добавил эксперт.

«Мы приходим к тому, что диалог с западными странами и с Европейским союзом в частности невозможно развивать с национальных позиций. Технологические опоры в сфере безопасности и транзита одна страна не сможет возвести, а сможет только в рамках интеграционного проекта», – заявил директор Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства МГУ имени М.В.Ломоносова Сергей Рекеда.

«Если мы считаем ЕАЭС интеграционной структурой высокого уровня, нам следует разобраться с таким вопросом, как частичное делегирование суверенитета каждой страной, устранение диспозитивности многих норм. Тогда, вполне возможно, ЕАЭС начнет восприниматься Евросоюзом как полноправный игрок, с которым можно вести диалог. Пока у европейских чиновников достаточно осторожное восприятие ЕАЭС как структуры, они предпочитают вести диалог с отдельными странами», – подчеркнул директор Минского Центра изучения внешней политики и безопасности Денис Буконкин.

Информация


Серьезным упущением со стороны союзной интеграции как России и Беларуси, так и всего ЕАЭС эксперты назвали недостаток информационной политики. Как отметил доцент факультета международных отношений БГУ Александр Тихомиров, за 20 лет союзного строительства Россия и Беларусь получили «площадку для диалога, устойчивую стабильную, органы Союзного государства, которые работают, облегченный режим для перемещения товаров, услуг, капитала, трудовой силы». Однако вызовы связаны с нехваткой предметной информации на бытовом уровне.

«Нужно разъяснять людям, помогать понять, в чем преимущество союзной государственности, что дает евразийская интеграция России и Беларуси, обозначать проблемы. Дискуссии в СМИ иногда беспроблемны. Великолепно отражаются достижения, совместные проекты, но некоторые темы перехватывают те, кто не заинтересован в интеграции», – подчеркнул Александр Тихомиров. По его словам, проблемные темы обобщаются, искажаются и вызывают вопросы у населения.

«В Беларуси некоторыми комментаторами и СМИ создается ситуация, в которой пытаются противопоставить ЕС и Россию. Так произошло в Украине», – отметил доцент Белорусского государственного педагогического университета Валентин Стариченок. По его словам, к соглашениям с Европейским союзом нужно «очень осторожно относиться, потому что они могут взорвать общественность и повести страну непонятно в какую сторону». «Здесь важна информационная и молодёжная политика, которые будут формировать адекватное представление о евразийской интеграции», – заключил эксперт.


Доцент Белорусского государственного педагогического университета Валентин Стариченок.

В этой связи руководитель Центра экономической интеграции Института Европы РАН Наталия Кондратьева отметила активную работу Евросоюза. «Европейская комиссия ведет работу по популяризации своей интеграции. В этом смысле нам есть над чем задуматься, потому что на бытовом уровне мы не понимаем, зачем нам Евразийский экономический союз. Для очень большого числа акторов этот проект никак не материализуется», – заявила Наталия Кондратьева. По ее словам, в Европейской комиссии проект по популяризации достижений Евросоюза действует уже 17 лет, а на сайте комиссии есть отдельная страница, где объясняется, что конкретно дает ЕС гражданам, и что – бизнесу.


Руководитель Центра экономической интеграции Института Европы РАН Наталия Кондратьева.

Подводя итоги и отвечая на вопрос, заданный в теме конференции – «Евразийский экономический союз и Евросоюз: сотрудничество, сосуществование или конфронтация» – руководитель Отдела экономических исследований Института Европы РАН Анатолий Бажан отметил, что в сотрудничестве двух союзов присутствуют все три элемента. «Есть конфронтация в военно-политической области, есть сосуществование, потому что мы сосуществуем несмотря на это, но есть и сотрудничество, потому что имеет место и торговля, и взаимное вложение капиталов, и другие элементы, которые говорят о том, что экономики взаимодействуют несмотря на конфронтацию», – подчеркнул эксперт.

Подводя итоги конференции, Координатор Российско-белорусского клуба, главный редактор «Евразия. Эксперт» Вячеслав Сутырин отметил, что прогнозы экспертов относительно временных прогнозов нормализации отношений между ЕС и ЕАЭС различаются. Однако большинство аналитиков сходятся в том, что Россия и Беларусь могут использовать время, пока сотрудничество с ЕС затруднено, для формулирования общей переговорной позиции, укрепления ЕАЭС и большого евразийского партнерства со странами АСЕАН и национальной промышленности. Это позволит в стратегической перспективе выйти на равноправный диалог с Евро-Атлантикой.

«Не стоит слишком драматизировать то, что у нас в последнее время ухудшились отношения с ЕС, что показатели снижаются. Важен фактор географии – мы все находимся в одном регионе», – отметил заведующий отделом инновационной политики Института экономики НАН Беларуси Денис Муха, выразив надежду, что кризисный период закончится.

Ректор Государственного академического университета гуманитарных наук, сопредседатель Российско-белорусского экспертного клуба Денис Фомин-Нилов обратил внимание на существенные различия исторического и культурного характера между обществами стран ядра ЕС и ЕАЭС. По мнению историка, преодолеть легко эти различия не удастся, и они послужат сохранению дистанции между двумя объдинениями еще долгое время.


Ректор Государственного академического университета гуманитарных наук, сопредседатель Российско-белорусского экспертного клуба Денис Фомин-Нилов.

Выработанные в ходе конференции идеи и предложения будут переданы в профильные ведомства и научно-исследовательские структуры Союзного государства России и Беларуси, а также Евразийского экономического союза.

Подготовила Юлия Рулева

eurasia.expert

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *