Разница между средним профессиональным и средним специальным образованием – Средне специальное и средне профессиональное образование, это одно и то же?

Содержание

Средне профессиональное образование и среднее специальное разница

На форумах, посвященных учебе, очень часто можно встретить вопрос: Образование среднее профессиональное — это какое?».

чем отличается среднее специальное образование от среднего профессионального? или это одно и тоже?

В сущности своей среднее профессиональное образование (сокращенно СПО) — это «модернизированное» среднее специальное образование, входившее в советскую систему обучения. С распадом СССР часть техникумов переименовали в колледжи, более половины из которых присоединили к различным вузам в качестве структурных подразделений.

Согласно статистике, не менее 20 миллионов специалистов, официально трудоустроенных в РФ, получили СПО. Приблизительно половина этих специалистов занята в сфере обслуживания и на производстве. Еще 50% — это работники умственного труда: среднее звено персонала бизнес-структур, менеджеры, кадровики, бухгалтеры, аудиторы и т.д.

Современная сфера СПО регулируется новым законом об образовании, который вступил в силу 01.09.2013. Отдельно следует отметить, что начальное и среднее профессиональное образование — не одно и то же.

Порядок получения среднего профессионального образования

К обучению по программам СПО могут быть допущены лица, обладающие уровнем образования не ниже основного (9 классов общеобразовательной школы) или среднего общего (11 классов). Программы среднего профессионального образования, реализующиеся на базе 9-ти классов, включают в себя дисциплины среднего общего образования. Разработка таких программ осуществляется в соответствии с требованиями ФГОСТов к среднему профессиональному и среднему общему образованию и с учетом профессионального профиля, к работе по которому готовят учащихся.

Среднее профессиональное образование можно получить как в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и на первой образовательной ступени вузов.

Виды учебных заведений, в которых можно получить СПО:

  1. Колледжи. Это ссузы, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки.
  2. Училища и техникумы. Это ссузы, в которых обучение проходит по основным программам начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования, но только на уровне базовой подготовки.

Прием на бюджетное обучение по программам СПО общедоступен для всех категорий граждан. Однако существуют такие нюансы:

  1. Вступительные испытания проводятся для абитуриентов в том случае, если профессии, которые они планируют освоить, требуют от специалистов наличия определенных психологических или физических качеств.
  2. Прием на обучение граждан осуществляется по результатам освоения ими различных дисциплин общеобразовательной программы, если количество желающих поступить превышает число имеющихся в ссузе бюджетных мест по данному направлению. Уровень знаний абитуриентов определяется по оценкам, зафиксированным в предоставленных ими при поступлении документах об образовании. Бюджетные места получают поступающие с наиболее высокими оценками и результатами госэкзаменов.

Дополнительные правила приема абитуриентов ежегодно разрабатываются и утверждаются каждым отдельным учебным заведением самостоятельно, но в соответствии с нормами законодательства РФ и ФГОСТов.

Приемные комиссии объявляют поступающим не позднее 1 марта:

  1. Порядок приема абитуриентов.
  2. Порядок приема на обучение на платной основе.
  3. Перечень специальностей с указанием форм обучения, на которые ведется прием.
  4. Требования к уровню образования поступающих.
  5. Список вступительных испытаний с указанием категорий абитуриентов, которым необходимо эти испытания пройти, и информацию о формах проведения испытаний.
  6. Сведения о порядке приема документов и заявлений на поступление в электронном виде. Если такая возможность исключена, указывается и это.
  7. Порядок поступления для граждан с ограниченными физическими возможностями.

До 1 июня учебные заведения должны сообщить абитуриентам:

  1. Общее число мест по каждой из реализуемых образовательных программ с указанием форм обучения.
  2. Число бюджетных мест с указанием форм обучения.
  3. Число бюджетных мест по целевым направлениям с указанием форм обучения.
  4. Число платных мест обучения по каждому профилю.
  5. Правила рассмотрения и подачи документов на оспаривание результатов вступительных испытаний.
  6. Полные сведения об общежитии (в случае его наличия).
  7. Образец договора для абитуриентов, претендующих на обучение на платной основе.

Прием документов в ссузы полагается завершать до 20-го июня.

Диплом о СПО

Формат дипломов о среднем профессиональном образовании периодически меняется в соответствии с приказами Минобрнауки, при этом уровень защиты от подделок постоянно повышается. Дипломы советского образца действительны.

Современные правила выдачи дипломов и приложений к ним:

  1. Документы выдаются не позднее чем через 10 дней после выхода приказа об отчислении специалиста. Приложение и диплом выдаются по решению государственной экзаменационной комиссии лицам, прошедшим обучение по программам СПО и успешно сдавшим итоговые аттестационные испытания.
  2. В случае если выпускник потерял приложение или диплом либо в выданных ему документах об СПО обнаружились ошибки, равно как и если специалист сменил Ф.И.О., он имеет право требовать выдачи дубликатов диплома или приложения к нему взамен старых. Дубликаты оформляются в соответствии со стандартами, актуальными на момент подачи выпускником заявления на получение дубликатов.
  3. Диплом или его дубликат действительны даже в случае утраты приложения. При этом приложение к диплому не является действительным в случае утраты диплома и при отсутствии его дубликата.
  4. Если учебное заведение, в котором был выдан диплом, больше не ведет образовательную деятельность, то дубликаты дипломов и приложений к ним выдаются органом исполнительной власти РФ, администрирующим образовательную сферу на территории, где некогда существовало ныне ликвидированное учебное заведение, выдавшее диплом и приложение к нему.
  5. Для получения дубликатов диплома о СПО или приложения к нему выпускнику необходимо составить и подать соответствующее личное письменное заявление, которое хранится в личном деле выпускника.
  6. Если после выдачи дубликатов обнаруживаются подлинники документов, они должны быть уничтожены органом исполнительной власти РФ.
  7. Диплом выпускник может получить лично. В случае наличия нотариально заверенной доверенности диплом или его дубликат могут быть вручены доверенному лицу для передачи владельцу. Диплом или его дубликат вместе с приложением может быть отправлен выпускнику образовательным учреждением или органом исполнительной власти при помощи почтовой системы РФ.
  8. Копия диплома или его дубликата хранится в личном деле выпускника.
  9. Диплом о СПО, выданный частной образовательной структурой и имеющий установленный этой структурой формат, не может быть заменен дипломом о СПО государственного образца.

Итак, ответ на вопрос: «Что значит среднее профессиональное образование» –  формулируется так: «Это значит, что специалист обладает глубокой подготовкой по своему профилю и может занимать все основные должности среднего звена на производстве, в частных фирмах или в государственных организациях».

На форумах, посвященных учебе, очень часто можно встретить вопрос: Образование среднее профессиональное — это какое?». В сущности своей среднее профессиональное образование (сокращенно СПО) — это «модернизированное» среднее специальное образование, входившее в советскую систему обучения. С распадом СССР часть техникумов переименовали в колледжи, более половины из которых присоединили к различным вузам в качестве структурных подразделений.

Согласно статистике, не менее 20 миллионов специалистов, официально трудоустроенных в РФ, получили СПО. Приблизительно половина этих специалистов занята в сфере обслуживания и на производстве. Еще 50% — это работники умственного труда: среднее звено персонала бизнес-структур, менеджеры, кадровики, бухгалтеры, аудиторы и т.д.

Современная сфера СПО регулируется новым законом об образовании, который вступил в силу 01.09.2013. Отдельно следует отметить, что начальное и среднее профессиональное образование — не одно и то же.

Порядок получения среднего профессионального образования

К обучению по программам СПО могут быть допущены лица, обладающие уровнем образования не ниже основного (9 классов общеобразовательной школы) или среднего общего (11 классов). Программы среднего профессионального образования, реализующиеся на базе 9-ти классов, включают в себя дисциплины среднего общего образования. Разработка таких программ осуществляется в соответствии с требованиями ФГОСТов к среднему профессиональному и среднему общему образованию и с учетом профессионального профиля, к работе по которому готовят учащихся.

Среднее профессиональное образование можно получить как в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и на первой образовательной ступени вузов.

Виды учебных заведений, в которых можно получить СПО:

  1. Колледжи. Это ссузы, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки.
  2. Училища и техникумы. Это ссузы, в которых обучение проходит по основным программам начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования, но только на уровне базовой подготовки.

Прием на бюджетное обучение по программам СПО общедоступен для всех категорий граждан. Однако существуют такие нюансы:

  1. Вступительные испытания проводятся для абитуриентов в том случае, если профессии, которые они планируют освоить, требуют от специалистов наличия определенных психологических или физических качеств.
  2. Прием на обучение граждан осуществляется по результатам освоения ими различных дисциплин общеобразовательной программы, если количество желающих поступить превышает число имеющихся в ссузе бюджетных мест по данному направлению.

    В чем различие этих двух образований?

    Уровень знаний абитуриентов определяется по оценкам, зафиксированным в предоставленных ими при поступлении документах об образовании. Бюджетные места получают поступающие с наиболее высокими оценками и результатами госэкзаменов.

Дополнительные правила приема абитуриентов ежегодно разрабатываются и утверждаются каждым отдельным учебным заведением самостоятельно, но в соответствии с нормами законодательства РФ и ФГОСТов.

Приемные комиссии объявляют поступающим не позднее 1 марта:

  1. Порядок приема абитуриентов.
  2. Порядок приема на обучение на платной основе.
  3. Перечень специальностей с указанием форм обучения, на которые ведется прием.
  4. Требования к уровню образования поступающих.
  5. Список вступительных испытаний с указанием категорий абитуриентов, которым необходимо эти испытания пройти, и информацию о формах проведения испытаний.
  6. Сведения о порядке приема документов и заявлений на поступление в электронном виде. Если такая возможность исключена, указывается и это.
  7. Порядок поступления для граждан с ограниченными физическими возможностями.

До 1 июня учебные заведения должны сообщить абитуриентам:

  1. Общее число мест по каждой из реализуемых образовательных программ с указанием форм обучения.
  2. Число бюджетных мест с указанием форм обучения.
  3. Число бюджетных мест по целевым направлениям с указанием форм обучения.
  4. Число платных мест обучения по каждому профилю.
  5. Правила рассмотрения и подачи документов на оспаривание результатов вступительных испытаний.
  6. Полные сведения об общежитии (в случае его наличия).
  7. Образец договора для абитуриентов, претендующих на обучение на платной основе.

Прием документов в ссузы полагается завершать до 20-го июня.

Диплом о СПО

Формат дипломов о среднем профессиональном образовании периодически меняется в соответствии с приказами Минобрнауки, при этом уровень защиты от подделок постоянно повышается. Дипломы советского образца действительны.

Современные правила выдачи дипломов и приложений к ним:

  1. Документы выдаются не позднее чем через 10 дней после выхода приказа об отчислении специалиста. Приложение и диплом выдаются по решению государственной экзаменационной комиссии лицам, прошедшим обучение по программам СПО и успешно сдавшим итоговые аттестационные испытания.
  2. В случае если выпускник потерял приложение или диплом либо в выданных ему документах об СПО обнаружились ошибки, равно как и если специалист сменил Ф.И.О., он имеет право требовать выдачи дубликатов диплома или приложения к нему взамен старых. Дубликаты оформляются в соответствии со стандартами, актуальными на момент подачи выпускником заявления на получение дубликатов.
  3. Диплом или его дубликат действительны даже в случае утраты приложения. При этом приложение к диплому не является действительным в случае утраты диплома и при отсутствии его дубликата.
  4. Если учебное заведение, в котором был выдан диплом, больше не ведет образовательную деятельность, то дубликаты дипломов и приложений к ним выдаются органом исполнительной власти РФ, администрирующим образовательную сферу на территории, где некогда существовало ныне ликвидированное учебное заведение, выдавшее диплом и приложение к нему.
  5. Для получения дубликатов диплома о СПО или приложения к нему выпускнику необходимо составить и подать соответствующее личное письменное заявление, которое хранится в личном деле выпускника.
  6. Если после выдачи дубликатов обнаруживаются подлинники документов, они должны быть уничтожены органом исполнительной власти РФ.
  7. Диплом выпускник может получить лично. В случае наличия нотариально заверенной доверенности диплом или его дубликат могут быть вручены доверенному лицу для передачи владельцу. Диплом или его дубликат вместе с приложением может быть отправлен выпускнику образовательным учреждением или органом исполнительной власти при помощи почтовой системы РФ.
  8. Копия диплома или его дубликата хранится в личном деле выпускника.
  9. Диплом о СПО, выданный частной образовательной структурой и имеющий установленный этой структурой формат, не может быть заменен дипломом о СПО государственного образца.

Итак, ответ на вопрос: «Что значит среднее профессиональное образование» –  формулируется так: «Это значит, что специалист обладает глубокой подготовкой по своему профилю и может занимать все основные должности среднего звена на производстве, в частных фирмах или в государственных организациях».

На форумах, посвященных учебе, очень часто можно встретить вопрос: Образование среднее профессиональное — это какое?». В сущности своей среднее профессиональное образование (сокращенно СПО) — это «модернизированное» среднее специальное образование, входившее в советскую систему обучения. С распадом СССР часть техникумов переименовали в колледжи, более половины из которых присоединили к различным вузам в качестве структурных подразделений.

Согласно статистике, не менее 20 миллионов специалистов, официально трудоустроенных в РФ, получили СПО. Приблизительно половина этих специалистов занята в сфере обслуживания и на производстве. Еще 50% — это работники умственного труда: среднее звено персонала бизнес-структур, менеджеры, кадровики, бухгалтеры, аудиторы и т.д.

Современная сфера СПО регулируется новым законом об образовании, который вступил в силу 01.09.2013. Отдельно следует отметить, что начальное и среднее профессиональное образование — не одно и то же.

Порядок получения среднего профессионального образования

К обучению по программам СПО могут быть допущены лица, обладающие уровнем образования не ниже основного (9 классов общеобразовательной школы) или среднего общего (11 классов). Программы среднего профессионального образования, реализующиеся на базе 9-ти классов, включают в себя дисциплины среднего общего образования. Разработка таких программ осуществляется в соответствии с требованиями ФГОСТов к среднему профессиональному и среднему общему образованию и с учетом профессионального профиля, к работе по которому готовят учащихся.

Среднее профессиональное образование можно получить как в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и на первой образовательной ступени вузов.

Виды учебных заведений, в которых можно получить СПО:

  1. Колледжи. Это ссузы, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки.
  2. Училища и техникумы. Это ссузы, в которых обучение проходит по основным программам начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования, но только на уровне базовой подготовки.

Прием на бюджетное обучение по программам СПО общедоступен для всех категорий граждан. Однако существуют такие нюансы:

  1. Вступительные испытания проводятся для абитуриентов в том случае, если профессии, которые они планируют освоить, требуют от специалистов наличия определенных психологических или физических качеств.
  2. Прием на обучение граждан осуществляется по результатам освоения ими различных дисциплин общеобразовательной программы, если количество желающих поступить превышает число имеющихся в ссузе бюджетных мест по данному направлению.

    Среднее профессиональное образование

    Уровень знаний абитуриентов определяется по оценкам, зафиксированным в предоставленных ими при поступлении документах об образовании. Бюджетные места получают поступающие с наиболее высокими оценками и результатами госэкзаменов.

Дополнительные правила приема абитуриентов ежегодно разрабатываются и утверждаются каждым отдельным учебным заведением самостоятельно, но в соответствии с нормами законодательства РФ и ФГОСТов.

Приемные комиссии объявляют поступающим не позднее 1 марта:

  1. Порядок приема абитуриентов.
  2. Порядок приема на обучение на платной основе.
  3. Перечень специальностей с указанием форм обучения, на которые ведется прием.
  4. Требования к уровню образования поступающих.
  5. Список вступительных испытаний с указанием категорий абитуриентов, которым необходимо эти испытания пройти, и информацию о формах проведения испытаний.
  6. Сведения о порядке приема документов и заявлений на поступление в электронном виде. Если такая возможность исключена, указывается и это.
  7. Порядок поступления для граждан с ограниченными физическими возможностями.

До 1 июня учебные заведения должны сообщить абитуриентам:

  1. Общее число мест по каждой из реализуемых образовательных программ с указанием форм обучения.
  2. Число бюджетных мест с указанием форм обучения.
  3. Число бюджетных мест по целевым направлениям с указанием форм обучения.
  4. Число платных мест обучения по каждому профилю.
  5. Правила рассмотрения и подачи документов на оспаривание результатов вступительных испытаний.
  6. Полные сведения об общежитии (в случае его наличия).
  7. Образец договора для абитуриентов, претендующих на обучение на платной основе.

Прием документов в ссузы полагается завершать до 20-го июня.

Диплом о СПО

Формат дипломов о среднем профессиональном образовании периодически меняется в соответствии с приказами Минобрнауки, при этом уровень защиты от подделок постоянно повышается. Дипломы советского образца действительны.

Современные правила выдачи дипломов и приложений к ним:

  1. Документы выдаются не позднее чем через 10 дней после выхода приказа об отчислении специалиста. Приложение и диплом выдаются по решению государственной экзаменационной комиссии лицам, прошедшим обучение по программам СПО и успешно сдавшим итоговые аттестационные испытания.
  2. В случае если выпускник потерял приложение или диплом либо в выданных ему документах об СПО обнаружились ошибки, равно как и если специалист сменил Ф.И.О., он имеет право требовать выдачи дубликатов диплома или приложения к нему взамен старых. Дубликаты оформляются в соответствии со стандартами, актуальными на момент подачи выпускником заявления на получение дубликатов.
  3. Диплом или его дубликат действительны даже в случае утраты приложения. При этом приложение к диплому не является действительным в случае утраты диплома и при отсутствии его дубликата.
  4. Если учебное заведение, в котором был выдан диплом, больше не ведет образовательную деятельность, то дубликаты дипломов и приложений к ним выдаются органом исполнительной власти РФ, администрирующим образовательную сферу на территории, где некогда существовало ныне ликвидированное учебное заведение, выдавшее диплом и приложение к нему.
  5. Для получения дубликатов диплома о СПО или приложения к нему выпускнику необходимо составить и подать соответствующее личное письменное заявление, которое хранится в личном деле выпускника.
  6. Если после выдачи дубликатов обнаруживаются подлинники документов, они должны быть уничтожены органом исполнительной власти РФ.
  7. Диплом выпускник может получить лично. В случае наличия нотариально заверенной доверенности диплом или его дубликат могут быть вручены доверенному лицу для передачи владельцу. Диплом или его дубликат вместе с приложением может быть отправлен выпускнику образовательным учреждением или органом исполнительной власти при помощи почтовой системы РФ.
  8. Копия диплома или его дубликата хранится в личном деле выпускника.
  9. Диплом о СПО, выданный частной образовательной структурой и имеющий установленный этой структурой формат, не может быть заменен дипломом о СПО государственного образца.

Итак, ответ на вопрос: «Что значит среднее профессиональное образование» –  формулируется так: «Это значит, что специалист обладает глубокой подготовкой по своему профилю и может занимать все основные должности среднего звена на производстве, в частных фирмах или в государственных организациях».

Многих абитуриентов интересует, чем отличается образование, которое можно приобрести в колледже, от образования в училище или техникуме. Обо всех тонкостях вы узнаете из этого материала.

Очень часто в Интернете можно встретить вопросы озадаченных пользователей:

  • Техникум, колледж или училище — что выше ценится?
  • Закончил техникум. Какое это образование?
  • Техникум — это какое образование?
  • После окончания техникума какое образование?
  • Образование после техникума как называется?
  • Специалистом какого уровня я стану, окончив колледж?

На качество образования название учреждения, как правило, не влияет. Техникумы, колледжи, училища относятся к одной ветви образовательной структуры, и все имеют статус ссузов.

Структура профобразования (без учета высшего)

Чтобы понять, какое образование получают в колледже, а какое образование после техникума и найти ответы на вопросы вроде «Училище — это какое образование?» или «Техникум какое образование дает?», необходимо разобраться в структурной модели этого сегмента профессиональной подготовки.

  • СПО, или среднее профессиональное образование. В процессе обучения подготавливаются специалисты среднего звена, которые обладают углубленными знаниями в определенной профессиональной сфере.
  • НПО. Аббревиатура расшифровывается так: начальное профессиональное образование. Поступить на обучение можно на базе 9-ти или 11-ти классов. Специалисты выпускаются с начальным уровнем квалификации.

Освоив программы первого типа, выпускники ссузов получают квалификацию «специалист», второго – «специалист начального уровня». Техникумы и колледжи дают начальное и среднее профессиональное образование, а большинством училищ — только НПО.

СПО и НПО

Программы СПО направлены на подготовку специалистов, которые будут обладать углубленными, качественными навыками и знаниями по своему профилю. В рамках обучения расширяются базовые знания по общим предметам из школьной программы.

НПО обеспечивает более низкий уровень подготовки и предоставляет выпускникам скромные карьерные возможности, несмотря на то что освоившие программу начального образования приобретают определенные компетенции и считаются квалифицированными работниками. К примеру, обладатель СПО медицинского профиля может работать медбратом или фельдшером, а «потолок» для тех, у кого есть лишь НПО, — работа нянечки.

Итак, колледж — это какое образование? А какое образование после училища? И какое образование получают в техникуме? Ответы найдете ниже.

Подробнее о ссузах

  1. Колледж (какое образование, в чем его особенности, каков процесс обучения). Учреждения этого типа более перспективны, выше ценятся работодателями и предлагают широкий перечень специальностей. Качество обучения в них приближено к вузовскому уровню. Зачастую колледжи являются административными подразделениями университетов или институтов, что дает возможность выпускникам поступать на второй или третий курс вуза, к которому «прикреплен» их колледж.

Обучение в колледже построено по типу институтского или университетского. Процент выпускников колледжей, поступивших в вузы, значительно выше, чем окончивших техникум или училище. Не в последнюю очередь это обусловлено льготами (иногда негласными) и приоритетом, которыми обладают абитуриенты, отучившиеся в колледже.

Для поступления в колледж необходимо предоставить аттестат об окончании 11-ти или 9-ти классов, а также при наличии диплом о СПО или НПО. Обучение длится в среднем три года, но на базе 9-ти классов – не менее 4-х лет, а по некоторым специальностям даже больше.

Какое образование дает колледж и как называется образование после колледжа? В колледжах предоставляется качественное образование среднего профессионального уровня.

  1. Техникум (уровень образования, нюансы и специфика). Техникум дает среднее специальное образование. Техникумы подразделяются:
  • на государственные — ГОУ СПО;
  • негосударственные (частные) – НОУ СПО;
  • автономные некоммерческие – АНОО СПО.

Поступить в техникум можно на базе оконченных 9-ти и 11-ти классов общеобразовательной школы на основании достаточно высоких результатов ГИА и ЕГЭ. Обучение занимает около 3 лет, некоторые специальности осваиваются и за два. С недавних пор учащимся техникумов предоставляется отсрочка от армии. Образовательный процесс в техникумах проходит в формате, приближенном к школьному.

  1. Профтехучилище. В училищах обычно реализуются программы НПО.

    Средне-специальное образование: хорошо или плохо?

    Поступают в училище на базе 11 или 9 классов общеобразовательной школы. Длится обучение в училище от 6 до 36 месяцев. Срок зависит от специальности, которую получает студент. В рамках образовательной реформы ПТУ массово реорганизуются в ВПУ, ПЛ и ПУ (лицеи и разновидности училищ). На качество образования и процесс обучения переименование учреждений не оказывает особого влияния.

Что выбрать: училище, техникум или колледж?

Зависит от ваших планов на будущее. Если после получения образования собираетесь поступать в конкретный вуз, больше всего подойдет колледж при этом вузе. Обучение в таком колледже даст возможность на упрощенных условиях поступить в вуз, в административную структуру которого входит колледж, являющийся, выражаясь предпринимательским языком, «дочерним предприятием» университета. Таким образом, вы сможете, уже работая по специальности, продолжить получение образования более высокого уровня.

Если планируете освоить квалифицированную рабочую специальность и ограничиться ею, устроившись работать, например, сварщиком высокого разряда, мастером-строителем или автомехаником, лучше всего поступать в техникум. Техникумы обучают и по гуманитарным, бухгалтерским, аудиторским и другим образовательным программам, направленным на подготовку специалистов интеллектуального труда средней квалификации.

Если в планы не входят высокие карьерные достижения или получение более существенного образования отложено на потом, оптимальным вариантом станет училище и диплом о НПО.

Специальности и профессии

 

В настоящее время в колледже реализуются профессиональные программы базового и углубленного образовательного уровня подготовки по специальностям среднего профессионального образования:

 

Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение групповых и индивидуальных, студийных, внестудийных съемок, фотографий для производственных, полиграфических, коммерческих, художественных, рекламных, прикладных и иных целей, выполнение высокотехнологичных действий в области получения фотографических изображений, руководство коллективами фотопредприятий.
 
Область профессиональной деятельности выпускников: оказание услуг в области визажного искусства и создания индивидуального стиля заказчика в салонах-парикмахерских, имидж – студиях, а также в сфере рекламы, кино, театра и телевидения.
 
Область профессиональной деятельности выпускников: предоставление профессиональных эстетических услуг для профилактического ухода за внешностью потребителя в разные возрастные периоды жизни.
 
Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по проектированию художественно — технической, предметно-пространственной, производственной и социально-культурной среды, максимально приспособленной к нуждам различных категорий потребителей.

Исходным уровнем образования принимаемых на обучение студентов для получения среднего профессионального образования является среднее (полное) общее образование. Профессии начального профессионального образования можно получить на базе среднего (полного) общего образования и на базе основного общего образования.Обучение в колледже ведется по очной форме освоения профессиональных образовательных программ.

 

Сегодня, чтобы быть успешным в общественной и личной жизни, необходимо стремиться создать свой неповторимый имидж.

Чем отличается среднее специальное образование от среднего профессионального

Внешний облик людей во многом определяется фасоном и качеством пошива верхней одежды. Человек, освоивший профессию «портной» не только сам всегда будет выглядеть привлекательно и модно, но и поможет в создании современного образа другим. Портной выполняет все виды работ по изготовлению различных моделей мужской, женской и детской одежды…

 
Искусство парикмахера часто сравнивается с работой художника. Она ассоциируется с такими понятиями, как красота, гармония, элегантность. Сегодня профессия «парикмахер» особенно востребована на рынке услуг, так как высококвалифицированный специалист помогает клиенту создать современный имидж, обеспечивая ему уверенность и хорошее настроение. При работе с клиентом в процессе создания его эстетического образа основным инструментом парикмахера является фантазия, чувство современности, вкус, профессионализм.

 

triumph-strategy.ru

Специалист со средним профобразованием на рынке труда

Автор: Мария Филь | Источник: Обучение & карьера

По утверждению руководителей отечественной системы образования, современный рынок труда испытывает серьезную потребность  в квалифицированных выпускниках средних специальных учебных заведений.

Как свидетельствует опыт большинства развитых стран, именно люди со средним профессиональным образованием (а вовсе не «белые воротнички») составляют основу любой экономики и обеспечивают технологическое и промышленное развитие своих государств. И у нас по мере роста экономики спрос на таких специалистов будет только повышаться.

Достаточно сказать, что, по данным Министерства образования и науки, 22 % от общей численности занятого населения составляют выпускники вузов, 31 % — средних специальных и 18 % — начальных профессиональных учебных заведений. В 2003 году, к примеру, лишь 10 % выпускников ссузов остались нетрудоустроенными.

В этой связи в России вновь начала расти популярность ссузов (средних специальных учебных заведений). Сейчас можно с уверенностью говорить о неуклонной и долговременной тенденции повышения привлекательности подобных учреждений в глазах потенциальных абитуриентов.

Об особенностях приема в ссузы и обучения в них, а также о востребованности выпускаемых ими специалистов различного профиля и пойдет сегодня речь.

Для этого по заказу редакции журнала «Обучение & карьера» специалисты АНО «Институт современного политического управления» (ИСПУ) провели экспертный опрос. Его цели:

    оценить степень востребованности людей со средним профессиональным образованием на рынке труда и тенденции спроса на сотрудников с подобным образованием; выявить специальности, наиболее перспективные с точки зрения по-следующего трудоустройства; определить уровень доверия потенциального работодателя к диплому, полученному в результате такого обучения.

Предлагаем вашему вниманию результаты исследования. Надеемся, это поможет нашим читателям — абитуриентам и выпускникам данной категории учебных заведений — сделать правильный профессиональный выбор.

Методика. Опрос проводили методом анкетирования. В анкете использованы открытые, закрытые и ранговые вопросы. На основе полученных данных сформирован перечень ссузов, чьи дипломы пользуются наибольшим доверием у работодателей, и построено четыре диаграммы, отражающие: 1) характер восприятия ссузов как учреждений профессионального образования; 2) шансы выпускника с дипломом ссуза найти работу по специальности сразу после учебы; 3) прогноз востребованности специалистов с рассматриваемым образованием в ближайшие пять–десять лет; 4) рейтинг наиболее перспективных направлений, по которым ведут обучение в ссузах.

Объект исследования. Это техникумы и колледжи как учреждения среднего специального образования. Перечень специальностей ссузов, на базе которого составлен их рейтинг, создан на основании оценки степени популярности и массовости распространения профессий путем анализа открытых источников.

Предмет исследования. ИСПУ рассматривал ссузы в первую очередь с позиций оценки перспектив трудоустройства. Поэтому многие аспекты темы, в частности оценка качества подготовки граждан со средним специальным образованием к профессиональной деятельности, остались за рамками нашего внимания. Основной задачей исследования было определить место человека со средним специальным образованием на рынке труда и выявить наиболее востребованные работодателями специальности ссузов.

Эксперты. В качестве респондентов выступили руководители известных кадровых и рекрутинговых агентств (скажем, управляющий партнер executive search компании), менеджеры крупных бизнес‑структур, профессионально связанные с HR-проблематикой, представители вузов, курирующие вопросы трудоустройства выпускников и профессионально исследующие взаимовлияние рынка труда и системы образования.

Эксперты были отобраны путем предварительного опроса специалистов в сфере образования и анализа материалов печатных и электронных СМИ. Общее количество респондентов — 11 человек.

Виды ссузов и их специфика

Нынешнее российское законодательство устанавливает следующие виды ссузов:

    техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.

Техникумы и колледжи предлагают несколько форм обучения: очную, очно-заочную (вечернюю), заочную, экстернат на базе основного общего образования (девять классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы).

В отличие от абитуриентов училищ и лицеев желающие попасть в ссуз сдают вступительные экзамены. По закону начальное профобразование в нашей стране является бесплатным и общедоступным. То есть училища и лицеи не вправе принимать абитуриентов на конкурсной основе — нельзя даже устраивать конкурс аттестатов (исключение составляют заведения культуры и искусства).

Средний конкурс в ссузах на сегодняшний день составляет в зависимости от престижности учреждения и предлагаемых специальностей от полутора до двух с половиной человек на место.

Срок обучения по экономическим специальностям — два–три года (в зависимости от базового образования), по техническим — три–четыре года, по гуманитарным — четыре–пять лет.

Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентирует Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Он состоит из двух частей — федеральной (определяет общегосударственные требования к уровню подготовки выпускников) и национально-региональной. Поэтому слушателей ссузов на территории России могут обучать по образовательным программам, несколько отличающимся друг от друга.

Кроме того, что программы могут различаться от региона к региону, также существует значительная разница между учебой в техникуме и колледже в целом.

Колледжи в отличие от техникумов — многофункциональные и многопрофильные образовательные учреждения (или структуры подразделений университетов, академий, институтов, то  есть вузов). Там ведут многоуровневую подготовку специалистов со средним профессиональным образованием. Колледжи дают повышенный уровень образования. Сегодня число колледжей от общего количества ссузов составляет чуть более трети.

То есть различаются техникумы и колледжи примерно так же, как училища и лицеи (если, например, выпускник техникума получает квалификацию специалиста-техника, то после колледжа он может работать старшим техником (или младшим инженером).

Колледж готовит так называемых специалистов без высшего образования. В некоторых колледжах существует бакалавриат — неоконченное высшее образование продолжительностью четыре года. Оно дает диплом бакалавра, с которым можно устроиться на работу либо продолжить обучение в вузе на магистра или доктора.

Таким образом, колледж выпускает, например, младших инженеров, «техников с дополнительной подготовкой в области…» (с указанием конкретной области — менеджмент, экономика, информатика и т. д.), фельдшеров, зубных врачей и т. п. А после техникума, скажем, вместо квалификации «младший инженер» или «старший техник» молодой человек получит лишь квалификацию «техник».

При этом в дипломе выпускников колледжа есть строчка «повышенный уровень образования». Обладатели такого документа должны, по идее, иметь более глубокие теоретические и практические знания и умения, чем выпускники техникумов. Но на практике, говорят эксперты, большинству нанимателей важна не запись в дипломе, а практические навыки кандидата. Так что значительной разницы между корочками техникума и колледжа для работодателя сегодня по большому счету не существует.

Важно уделить внимание еще одному принципиальному моменту. По окончании среднего специального учебного заведения можно поступить в вуз для продолжения образования по выбранному профилю, причем по сокращенной программе (в частности, в рамках популярной модели непрерывного образования «школа — колледж — вуз»).

Если молодой человек получил среднее профессиональное образование базового уровня, то срок обучения в вузе сокращается на год, если повышенного — на год или два, в зависимости от специфики учреждения. Кроме того, диплом с отличием дает право поступать в ряд вузов без экзаменов или по упрощенной схеме.

Документ под названием «Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования Российской Федерации» содержит следующие правила поступления в вуз: «…лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, принимаются в высшие учебные заведения по результатам собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности (профильные испытания), которые могут быть установлены высшим учебным заведением».

В связи с этим ссуз можно рассматривать как трамплин для дальнейшего поступления в высшее учебное заведение, что создает дополнительное конкурентное преимущество образовательных учреждений данного типа.

Рейтинг наиболее перспективных специальностей

Как и вузы, средние учебные заведения предоставляют возможность получить множество профессий из различных областей человеческой деятельности. Грамотный выбор специальности служит залогом будущего успеха абитуриентов.

При помощи экспертов мы попытались выяснить, какие направления сегодня перспективнее с точки зрения их востребованности на российском рынке труда.

По мнению большинства респондентов, в настоящий момент наиболее ценятся специалисты, связанные с современными информационными технологиями, Интернетом, прикладной информатикой. Данное направление отметили как самое перспективное 43 % экспертов. В век интенсивного развития Сети и иных информационных технологий подобный результат неудивителен и вполне ожидаем.

Достаточно высок уровень востребованности специальностей, связанных с машиностроением (38 %), работой с инженерным и технологическим оборудованием (34 %). После провала 1990‑х, когда спрос на инженеров и технологов упал до минимума, нынче, в условиях развития российской экономики, сложилась ситуация острого дефицита профессионалов в данных областях.

К группе со средней востребованностью отнесены специальности, связанные со сферой автомобильного сервиса (25 %), экономикой и банковским делом (24 %), менеджментом (22 %) и маркетингом (20 %). В этих секторах знающие люди будут необходимы всегда, и спрос останется неизменно устойчивым.

Наконец, респонденты выделили еще два направления обучения, надежные с точки зрения последующего трудоустройства. Это сфера потребительских услуг (15 %), а также право и юриспруденция (13 %). Говоря о данных областях, можно констатировать: рынок в достаточной степени насыщен представителями данных профессий, и преимущественно с этим, по‑видимому, связаны невысокие рейтинговые оценки.

Из остальных специальностей ни одна не набрала больше 10 % голосов экспертов, поэтому в нашем исследовании они не упоминаются.

Структура  востребованности основных  специальностей (%)

Информационные технологии

43

Машиностроение

38

Техническое и инженерное оборудование

34

Технологическое обслуживание

31

Сфера автомобильного сервиса

25

Сфера потребительских услуг

15

Экономика и банковское дело

24

Право и юриспруденция

13

Маркетинг

20

Менеджмент

22

Востребованность специалистов со средним профобразованием

Разобрав рейтинг направлений, по которым ведут обучение в ссузах, остановимся на таком вопросе, как прогноз востребованности граждан со средним профобразованием в целом. Нам важно выяснить на основании экспертных оценок прогнозируемую динамику спроса на людей со средним профессиональным образованием как таковых.

Прогноз относительно изменения степени востребованности выпускников ссузов оказался весьма оптимистичным.

Большинство респондентов (34 %) высказали уверенность в том, что спрос существенно вырастет в ближайшие пять–десять лет. В первую очередь это связано с развитием тех секторов российской экономики, где необходимость в подобного рода специалистах традиционно высока, что порой приводит даже к нехватке работников соответствующего профиля.

Еще 33 % экспертов считают потенциал роста востребованности незначительным, хотя имеющим позитивную динамику, так как соответствующие сегменты рынка пока не насыщены людьми со средним профессиональным образованием в полной мере.

21 % придерживаются мнения, что спрос сохранится на нынешнем уровне и не будет сильно меняться в ту или иную сторону. Данную оценку респонденты обосновывают прежде всего наличием сильной конкуренции со стороны выпускников вузов в высокотехнологичных отраслях (например, в сфере информационных технологий), что является следствием процессов массовизации высшего образования.

Лишь 14 % допускают возможность незначительного снижения нынешнего спроса на граждан со средним профобразованием ввиду таких факторов, как:

    предпочтение нанимателями работников с высшим образованием даже там, где оно не требуется; постоянное повышение сложности экономических и технологических процессов и связанные с этим структурные изменения российской экономики, что приводит к необходимости получения высшего образования; неуклонное повышение требований к уровню подготовки сотрудников со стороны работодателей в условиях обострения конкурентной борьбы на рынке труда и в экономике в целом.

Важно отметить, что эксперты единодушно уверены в одном: существенного падения спроса на рассматриваемых специалистов в ближайшие пять–десять лет не будет.

Из структуры ответов можно сделать вывод: динамика востребованности выпускников ссузов останется преимущественно положительной (67 % респондентов прогнозируют увеличение спроса), так что после окончания среднего учебного заведения ребята, скорее всего, найдут работу по профилю.

Доверие работодателя к диплому ссуза

Одно из обстоятельств, формирующих спрос на выпускников ссузов, — уровень доверия работодателей к диплому среднего специального учебного заведения. Выше мы уже говорили, что сегодня для нанимателя нет очевидной разницы между дипломом техникума и колледжа, однако оценка уровня доверия к диплому ссузов в целом как фактора, влияющего на востребованность людей со средним образованием, представляется крайне важной.

Именно поэтому мы попросили наших экспертов оценить отношение вероятных работодателей к документу о среднем профобразовании.

По оценкам большинства респондентов (45 %), доверие нанимателя к диплому ссуза находится на среднем уровне, а 36 % определили уровень как высокий. Эти оценки позволяют говорить о серьезном отношении работодателя к такому документу, о позитивном восприятии выпускников как профессионалов в той или иной сфере деятельности.

Лишь 19 % экспертов назвали уровень доверия низким. С одной стороны, по мнению респондентов, это связано с неизвестностью многих ссузов (тогда как, к примеру, основные вузы России и Москвы — МГУ им. М. В. Ломоносова, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, МГИМО, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова и другие — хорошо известны большинству руководителей), а с другой — это результат недостаточно качественной подготовки слушателей в ряде средних специальных учебных заведений.

Однако в целом можно сделать вывод о том, что диплом ссуза наниматели признают, и его наличие существенным образом повышает шансы соискателя на получение работы.

Шансы выпускника ссуза найти работу

Несмотря на позитивный прогноз востребованности в среднесрочной перспективе и довольно высокую оценку уровня доверия к диплому ссуза со стороны работодателей, мы не могли обойти стороной такую проблему, как сложность трудоустройства выпускника ссуза (эта проблема актуальна и для ребят, окончивших вузы).

Мы попросили наших экспертов оценить шансы молодого специалиста со средним профобразованием найти работу по специальности сразу после обучения. Полученные результаты носят достаточно усредненный характер ввиду дифференциации различных направлений по уровню востребованности на рынке труда.

Тем не менее даже усредненные оценки в значительной мере помогают оценить вероятность трудоустройства в течение короткого (не более трех месяцев) срока после окончания ссуза.

Судя по всему, шансы найти работу сразу после обучения довольно неплохие. 38 % респондентов оценили их как высокие, 47 % — как средние и лишь 19 % — как низкие.

Таким образом можно утверждать: шансы выпускников ссузов на получение места непосредственно коррелируют с востребованностью профессий и динамикой спроса на специалистов с рассматриваемым образованием и весьма существенны. Однако вновь подчеркнем: оценка данных шансов является усредненной, и вероятность успешного поиска вакансии нередко связана с полученной профессией и личными качествами молодого человека.

Рейтинг ссузов

Из-за отсутствия единого мнения экспертов у нас нет возможности построить рейтинговую таблицу. Поэтому в приведенном ниже списке перечислены лишь основные ссузы, упомянутые респондентами. Среди них только четыре учреждения названы несколько раз (они выделены жирным шрифтом).

    Колледж МИД РФ Колледж Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Московский государственный колледж информационных технологий Министерства образования и науки Российской Федерации Колледж телекоммуникаций Московского технического университета связи и информатики Московский технологический колледж Британский банковско-финансовый колледж Столичный бизнес-колледж Политехнический колледж № 2 Политехнический колледж № 19 Экономический бизнес-колледж Московский коммерческий колледж Московский политехнический колледж Московский промышленно-экономический колледж Московский государственный колледж станкостроения, экономики и управления Московский экономико-энергетический колледж

На основании полученных данных можно сделать следующий вывод. Среди ссузов нет абсолютных лидеров. Это связано в первую очередь с достаточно большим количеством подобных учреждений, присутствующих на московском рынке образовательных услуг.

Кроме того, во многом выбор экспертов связан с наиболее востребованными на рынке труда специальностями. Из-за этого, например, в основную группу не попали ссузы медицинской и правовой направленности в отличие от колледжей, связанных с информационными технологиями, экономикой и промышленностью.

И все же абитуриенты имеют немало возможностей для выбора учебного заведения, чей профиль отвечает интересам и потребностям будущих специалистов со средним профессиональным образованием, а также их потенциальных работодателей.

Читайте также: Лучшие Средние специальные учебные заведения (ССУЗы) России 2006

hr-portal.ru

В чем разница между высшим и средним профессиональным образованием?

Высшее и среднее СПЕЦИАЛЬНОЕ. Среднее- профессиональное, это рабочая специальность. Дается в ПТУ, сейчас в колледжах. В технаре учат решать практические задачи, наукой заниматься- нет. По этому там больше конкретики и проще программа, часть ВУЗовских тем убрана. Высшее образование дает возможность заниматься всем и практикой и наукой. По этому в ВУЗе много теории, и «воды»

Пришлите мне на почту: [email protected] я посоветую, что делать.

А в чем разница между медсестрой и хирургом?

В квалификации

Уровень и количество знаний разные

touch.otvet.mail.ru

Какая разница между средним специальным образованием и средним профессиональным ?

Есть профессия а есть специальность, Профессия более обширна а специальность как правило узкого направления.

это одно и то же, я думаю.

А фиг знает, мне кажется раздницы никакой, только на бумажке. А в вашем вопросе муж прав — СПТУ — это среднее профессиональное техническое (технологическое) училище.

ПТУ и Техникум. Муж прав. Среднепрофессиональное — это обученый рабочий. Среднеспециальное — это специалист, инженерно технический работник. ( Мастер. технолог и тд )

touch.otvet.mail.ru

Чем отличается среднее профессиональное образование от среднего специального, и какое лучше?

Ничем не отличается. Среднее специальное образование — это устаревшее понятие. На сегодняшний день всего 3 ступени профессионального образовыания: начальное (подготовка по рабочей профессии) , среднее (подготовка по специальности ) и высшее. Среднее профессиональное образование может быть так же углублённым ( дополни тельный год обучения).

Профессиональное это ПУ или как в СССР ПТУ, среднее специальное это техникум или колледж, т. е. на ступень выше и соответственно лучше.

Ничем не отличается — это ступень колледжа или техникума ПТУ — это начальное профессиональное образование

Нет такого образования среднего специального. Есть три ступни профессионального образования: начальное профессиональное образование (проф. училища и лицеи) среднее профессиональное образование (ссузы) высшее профессиональное образование (вузы)

Люди, вы совсем больные? Среднее-специальное образование 2 года 8 месяцев Средне-профессиональное образование 3 года 8 месяцев Средне-специальное можно причислить к ПТУ. А средне-Профессиональное нет, так как дополнительный год даётся на обучение проф. предметам. Так же Средне-Профессиональное образование имеет умственное направление, но никак не техническое. Чаще всего это гуманитарий, такие специальности, как Реклама, PR, Маркетинг, И всё, что относится к бизнесу и изучению рынка в целом, кроме философии. Соответственно; Средне-Профессиональное образование гораздо лучше Средне-Специального + даёт больше возможностей!

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *