Разновидности внедорожных мототранспортных средств – Классификация мототранспортных средств

Содержание

Классификация мототранспортных средств |

В соответствии с  ГОСТ Р 52051-2003 » Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» мототранспортные средства наряду с автомобилями и прицепами выделены в обособленную категорию L.

Категория L — Мототранспортные средства

1. Категория L1 — двухколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:

— в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или

— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей  4 кВт.

К данной категории относятся мопеды (с цепным приводом от педалей, с переключателем передач или без него) и мокики (мопеды с коробкой передач без педального привода, с кик-стартером).

2. Категория L2 — трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:

— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или

— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или

— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей           4 кВт.

К данной группе относятся трехколесные мопеды и мокики.

3. Категория L3 — двухколесное транспортное средство, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и  (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Категория включает в себя мотоциклы и мотороллеры.

4. Категория L4 — трехколесное транспортное средство с колесами, ассимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. Мотоцикл с коляской.

5. Категория L5 — трехколесное транспортное средство с колесами,  симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. Трициклы.

6. Категория L6 — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:

— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим               50 см3, или

— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или

— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

К данной категории относится легкий квадрицикл.

7. Категория L7 — четырехколесное транспортное средство, иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт. Квадрицикл.

 

avtotrans-consultant.ru

Водитель внедорожных мототранспортных средств (категория А1)

Главная \ Водитель внедорожных мототранспортных средств (категория А1)

Мотовездеход — относительно небольшое транспортное средство, схожее по внешнему виду с мотоциклом, но имеющее более 2 колёс. Согласно стандарту ANSI*, мотовездеход (all-terrain vehicle) должен иметь следующие признаки:

  • колёса с шинами, рассчитанными на низкое или сверхнизкое давление
  • водитель сидит «верхом» на сиденье (как на мотоцикле)
  • руль велосипедного типа
  • быть одноместным или двухместным


Большинство мотовездеходов имеют 4 колеса, такие мотовездеходы называются квадроциклами или четырёхколёсниками. Некоторые мотовездеходы имеют 3 колеса, они называются трайками или трициклами), есть также и сугубо специализированные мотовездеходы с 6 или 8 колёсами.

Таким образом, в нашем законодательстве квадроцикл определён как внедорожное транспортное средство, и согласно тому же закону, который регламентирует необходимость замены прав на трактор, требует удостоверение на право управление транспортным средством, иными словами — права на квадроцикл.

Несмотря на кардинальные конструктивные отличия, согласно новым правилам допуска к управлению самоходными машинами, снегоходы приравнены к мототранспортным средствам, не предназначенным для движения по автомобильным дорогам общего пользования (кстати говоря, также как и квадроциклы) и для управления оными необходимо иметь удостоверение тракториста-машиниста категории А1.

НОУ ТЕХНОЛОГИЯ предлагает пройти курс обучения на управление квадроциклом,снегоходом по успешному окончанию курса выдаётся удостоверение государственного образца, подтверждающее право управлять квадроциклами и снегоходами. Не требуется прохождение производственной практики.

Срок обучения — 14 календарных дней (2 недели). Стоимость обучения от

8 000 р.

Перечень необходимых для начала обучения документов:

  • копия паспорта,с пропиской.
  • копия водительского удостоверения (если оно у Вас уже есть)
  • медицинская справка с открытым пунктом №8 с отметкой о допуске к управлению тракторами и другими самоходными транспортными средствами.

В случае, если у Вас возникли вопросы просьба задать их по электронной почте или по телефону 8 967 536 58 05.

noutehnologia.ru

Мототранспортные средства

Мототранспортными средствами называют двух-, трехколесные средства передвижения, снабженные двигателем внутреннего сгорания. Существенным признаком МТС является верховая посадка водителя на седле. К мототранспортным средствам (МТС) личного пользования относятся в первую очередь мотоциклы, мотороллеры и мопеды.

Эти виды транспорта в нашей стране имеют свою довольно объемную покупательскую нишу. Их достоинствами являются простота устройства, обслуживания и ремонта в «домашних» условиях, сравнительно невысокая стоимость. Они незаменимы для езды по бездорожью, по узким лесным тропинкам для туристов, рыболовов и охотников, их хорошая маневренность является ценным качеством в условиях интенсивного городского движения. Они не требуют больших помещений для хранения.

Конструкционные особенности МТС

Конструкционные особенности МТС рассмотрим на примере мотоцикла.

Мотоцикл (рис.) состоит из следующих узлов и агрегатов: ходовой части, двигателя, силовой передачи, системы электрооборудования, органов управления.

Рис. Общий вид мотоцикла: 1 — переднее колесо; 2 — грязевой щиток переднего колеса; 3 — передняя вилка; 4 — руль; 5 — топливный бак;
6 — седло; 7 — багажник; 8 — задняя подвеска; 9 — задний фонарь; 10 — двигатель; 11 — рама; 12 — инструментальный ящик

Ходовая часть

Ходовая часть является основой мотоцикла. К ходовой части относят раму, заднюю подвеску, переднюю вилку с колесами, седло и боковой прицеп.

Рама мотоцикла состоит из рулевой колонки, верхней основной балки, переднего и заднего подкоса и основания. Если передний подкос рамы сделан из расходящихся книзу двух труб, то такую раму называют двойной (дуплексной). Ее используют в конструкциях тяжелых мотоциклов. У моделей средних мотоциклов у рам подкос одинарный, а основание раздвоено, у моделей легких мотоциклов рамы одинарные.

Задняя подвеска состоит из маятниковой вилки и пружинно-гидравлических амортизаторов. Передняя часть маятниковой вилки шарнирно прикреплена к раме, а в наконечниках вилки устанавливается ось заднего колеса.

Вертикальные биения колеса, вызываемые неровностями дороги, воспринимаются амортизаторами, соединяющими маятниковую вилку с рамой. Пружины смягчают удары, а гидравлические амортизаторы уменьшают отдачу пружин, а следовательно, гасят колебания колеса.

Передняя вилка служит для крепления переднего колеса, обеспечивает направление движения мотоцикла, гасит колебания колеса. Она состоит из двух перьев, соединенных между собой двумя мостиками — траверсами. Каждое перо состоит из неподвижной и скользящей стальных труб с телескопическим амортизатором внутри. К подвижным трубам приварены наконечники для оси переднего колеса.

Колесо мотоцикла состоит из ступицы с тормозным барабаном, спиц, обода и шины.

Ступица колеса представляет собой втулку, соединенную с тормозным барабаном.

Обод колеса изготовляют из листовой стали. В средней части обода имеются отверстия, в которые вставляются ниппели для спиц. Ниппели соединяются со спицами резьбой, развинчивая ниппель, можно изменять натяжение спицы. Головки спиц вставляются в отверстия фланца ступицы.

Конструкция мотоциклетной шины аналогична автомобильной и отличается лишь размерами, прочностью и глубиной рисунка протектора покрышки.

Седло мотоцикла обычно имеет вид сдвоенной подушки. Изготовляют его из губчатого материала, обтянутого чехлом, покрышку — из кожзаменителей. Седло закрепляется на металлическом каркасе, который с помощью защелок крепится к раме мотоцикла. При необходимости седло легко отделяется от рамы. На некоторых мотоциклах устанавливают раздельные седла для водителя и пассажира.

Боковой прицеп состоит из трубчатой рамы, кузова и колеса. Для удобства посадки пассажира капот прицепа вместе с ветровым щитком может сдвигаться по направляющим стержням вперед. Прицеп может быть укомплектован также легким тентом с лобовым стеклом.

Двигатель

Двигатель мотоцикла — карбюраторный, 1- или 2-цилиндровый, 2- или 4-тактный. Охлаждается встречным потоком воздуха (у мотороллеров воздушное, принудительное охлаждение). Эффективность охлаждения зависит от размера ребер цилиндра, теплопроводности металла, температуры окружающего воздуха и скорости движения. Наиболее эффективное охлаждение достигается на высоких скоростях. Езда на пониженной скорости ведет к перегреву двигателя, неполному сгоранию масла в двухтактных двигателях, а следовательно, к повышенной задымленности выхлопных газов. Это не относится к мотороллеру, двигатель которого имеет принудительное охлаждение.

Система питания служит для хранения н очистки топлива, приготовления рабочей смеси и для отвода продуктов сгорания. К системе питания (рис.) относят топливный бак с краном, бензопровод, воздухоочиститель, карбюратор и выпускные трубы с глушителями.

Рис. Система питания мотоцикла: 1 — бензобак; 2 — бензокраник с отстойником и фильтром; 3 — бензопровод; 4 — карбюратор

В качестве топлива в мототранспортных средствах разных моделей используется автомобильный бензин марок А-72, А-76, АИ-93, АИ-95 и АИ-98.

Для хранения бензина используются топливные баки, вместимость которых подбирается таким образом, чтобы независимо от типа двигателя топлива хватило на 300—350 км пути. Бак имеет обтекаемую форму. Топливный кран бака совмещен с отстойником и сетчатым фильтром, служащими для очистки бензина от посторонних примесей.

В цилиндр двигателя подается не жидкий бензин, а его пары, смешанные с воздухом в определенной пропорции, обычно 1:25. Прибор, в котором осуществляется приготовление горючей смеси, карбюратор, работает на принципе обычного пульверизатора.

Простейший карбюратор состоит из поплавковой и смесительной камер. В повлавковой камере находится легкий пустотелый поплавок, который с помощью иглы перекрывает доступ бензина из бензобака. Под действием разрежения в цилиндре атмосферный воздух устремляется мимо жиклера карбюратора, втягивая из него капли бензина, образуя газообразную смесь.

Силовая передача

Силовая передача служит для передачи момента вращения от двигателя к ведущему колесу и для изменения тягового усилия на нем в зависимости от характера дороги. Силовая передача состоит из механизма сцепления, коробки передач и задней передачи.

Механизм сцепления (муфта сцепления) и коробка передач у мотоциклов аналогичны по принципу действия таковым устройствам на автомобиле.

Задняя передача предназначена для передачи усилия от коробки передач к заднему колесу. Она может быть цепной или карданной.

Цепная задняя передача устанавливается на всех мотоциклах с двухтактным двигателем, у которых валы коробки расположены поперек мотоцикла. Она состоит из ведущей звездочки, установленной на вторичном валу коробки передач, роликовой цепи и ведомой звездочки на втулке заднего колеса.

Карданная передача устанавливается на мотоциклах с четырехтактными двигателями («Урал», «Днепр»), у которых коробки передач расположены не поперек, а вдоль мотоцикла.

Электрооборудование

К электрооборудованию относят источники тока и его потребители. Источниками тока являются аккумуляторная батарея и генератор, потребителями — системы, зажигания двигателя, освещения и сигнализации.

Аккумулятор обеспечивает систему зажигания двигателя во время запуска и при его работе на малых оборотах. На мотоциклах устанавливают аккумуляторные батареи 3 ТМ-6 или 3 ТМ-12. Это означает, что в батарее три мотоциклетных аккумулятора напряжением 6 или 12 В.

Генератор служит для обеспечения током всех приборов и подзарядки аккумулятора во время работы двигателя. На мотоциклах применяются генераторы постоянного и переменного тока. Тяжелые и средние мотоциклы оборудованы генераторами постоянного тока и аккумуляторами.

Генератор постоянного тока состоит из статора и ротора. Витки ротора замыкаются на коллекторных пластинах. Ток с них снимается щетками, скользящими по коллектору ротора. При малой скорости вращения коленчатого вала генератор вырабатывает ток низкого напряжения, при больших оборотах напряжение возрастает до опасных пределов. Чтобы поддерживать напряжение на уровне потенциала аккумуляторной батареи, в цепь генератора постоянного тока включают регулятор напряжения и реле обратного тока.

Регулятор напряжения поддерживает стабильность напряжения и не дает ему увеличиваться до опасных пределов. Реле обратного тока автоматически отключает генератор от сети, когда его напряжение меньше, чем у аккумулятора, и включает его в сеть, когда оно превысит напряжение аккумулятора на 0,3-0,5 В.

Достоинством батарейного зажигания является то, что оно обеспечивает достаточно мощную искру во время запуска двигателя и яркий свет фары даже при малых оборотах двигателя. К недостаткам следует отнести быстрый износ щеток генератора, замасливание коллектора, порчу реле-регуляторов и аккумуляторов и необходимость постоянного контроля за работой этих приборов.

Генератор переменного тока не имеет ни щеток, ни коллекторов, что обеспечивает высокую надежность его работы. В то же время напряжение, которое он выдает, с трудом регулируется, следствием чего является ненадежное зажигание, фары светят неровно. Такие генераторы устанавливают на легких мотоциклах и мопедах.

К потребителям энергии относят фару, задний фонарь, указатели поворотов и звуковой сигнал.

Органы управления

Органы управления — это рулевое управление, рычаги на руле, тормоза и педали.

Рулевое управление состоит из руля с рулевой колонкой и демпфера (амортизатора руля).

Руль изготовляют из стальной трубы и жестко соединяют с верхним мостиком передней вилки. Демпфер устанавливают на рулевой колонке. С помощью барашка, расположенного над рулевой колонкой, можно увеличить или уменьшить затяжку пластин демпфера и тем самым увеличить или уменьшить устойчивость руля.

На руле слева расположены рычаг управления механизмом сцепления и переключатель света с кнопкой звукового сигнала, справа — рычаг ручного тормоза, переключатель, указателей поворота, рукоятка управления подъемом дросселя карбюратора и манжетка корректора обогащения рабочей смеси.

В мотоциклах используются тормоза колодочного типа. Тормоз состоит из тормозного барабана, размещенного в ступице колеса, колодок с фрикционными накладками, закрепленными неподвижно на крышке тормозного барабана, и привода.

Сила трения между вращающимся барабаном колеса и неподвижными колодками может регулироваться водителем путем нажатия на ручной рычаг или педаль. Таким образом, осуществляется торможение, соответственно, переднего или заднего колеса.

Похожие статьи

znaytovar.ru

10 сумасшедших внедорожных транспортных средств

Десять самых странных и удивительных внедорожных транспортных средств.

 

С тех пор как человек изобрел колесо и соединил его с двигателем внутреннего сгорания, транспортные средства совершенствуются быстрыми темпами. С самого начала человечество, придумав движущееся транспортное средство, мечтало покорить природу, заявляя, что управляемый транспорт способен передвигаться, там, где пожелает человек. Но, к сожалению, на пути транспорта часто встают горы, непроходимые болота, заснеженные участки дороги, деревья и многое другое. Так что это был прямой вызов человеку. В итоге человек пытался создавать транспортные средства готовые покорять стихию и невероятное бездорожье. В итоге за долгую историю автопромышленности было выпущено множество странных транспортных средств.

 

Многие странные транспортные средства создавались для бездорожья и для суровых природных условий. Внедорожные транспортные средства необходимы либо вместо забавы, либо в связи жизненной необходимостью. Все зависит от вашего региона проживания. Особенно актуальна бездорожная автотехника, когда вы живете в местности, где нет асфальтовых дорог и даже грунтовых дорог.

 

Предлагаем вам Топ-10 сумасшедших транспортных средств, которые были созданы, чтобы побороть природную стихию и тяжелое бездорожье. Некоторый транспорт справлялся с задачами успешно. Некоторый так и не стал популярным, по тем или иным причинам. Стоит отметить, что многие транспортные средства в нашем списке были разработаны в военное время, но в последующем эти проекты были заброшены с наступлением мирного времени. Несмотря на это, удивительная техника, представленная в нашем рейтинге, лишний раз доказывает, что война это время креатива. В мирное же время у проектировщиков и дизайнеров транспортных средств есть, как правило, больше времени, чтобы создавать более обдуманные проекты.

 

10. Царь-танк

 

Во время Первой Мировой войны каждая воюющая сторона пыталась сделать самый лучший и самый большой танк в мире, в качестве воющего транспортного средства. Наша страна также подключилась к этому модному военному тренду и создала огромный Царь-танк. Танк внешне напоминал увеличенный велосипедный транспорт тех лет. Бронированное передвижное транспортное средство было создано инженером-конструктором Лебеденко Николаем в 1915 году. 

 

Размер танка огромен. Такое ощущение, что он был создан для Кинг-Конга. Царь-танк представлял собой трехколесное транспортное средство, два передних колеса были диаметром 9 метров. Заднее же колесо было диаметром около 1,5 метров. К сожалению, несмотря на внушительные размеры бронированного танка, его проходимость оставляла желать лучшего из-за проблем с задним колесом, которое постоянно застревало при движении на бездорожье.

 

В итоге после проведения испытаний было принято решение свернуть проект, поскольку Царь-танк был не пригоден для эксплуатации в условиях боя.

 

9. LCC-1 Sno-Train

 

Передвижение транспорта из точки А в точку Б в арктических климатических условиях является тяжелой задачей. В 1954 году по заказу Министерства обороны США был создан грузовик-монстр для эксплуатации в арктических условиях. Машина получила имя LCC-1. Автомобиль был основан на базе школьного автобуса и грузовика. Арктический внедорожник оснащался приводом 6х6, 600-сильным мотором, краном и тремя прицепами, которые могли перевозить до 45 тонн груза. Эта машина использовалась в Гренландии и на Аляске. Полярный внедорожник имел довольно короткий срок службы, который не превышал 7 лет. 

 

8. Liebherr T 282b

 

Самый большой в мире карьерный самосвал —  это не просто рекламный слоган для компании Liebherr. Перед вами Немецкий самосвал от компании, которая занимает лидирующее положение как производитель горно-шахтного оборудования.

Этот монстр имеет длину 15,3 метра, ширину 9,52 метра, высоту 7,84 метра. Объем топливного бака составляет 4,730 литров. Объем 20-ти цилиндрового двигателя составляет 90 литров. Мощность 3650 л.с. Максимальная скорость 65 км/ч. Вес машины составляет 544 тонны. Стоимость самосвала в зависимости от комплектации составляет от 4 до 5 млн. долларов. Из-за своих размеров и веса эта машина не может выезжать на дороги общественного пользования. 

 

7. ГАЗ-72

 

Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), расположенный в Нижнем Новгороде играл важную роль во времена Советского союза. Эта компания влияла на автомобильную отрасль нашей страны, точно, так как влияла компания Форд на промышленность США.

 

Завод ГАЗ с 1932 года производил для страны  военные и коммерческие грузовики. В 1952 году на заводе разработали модель ГАЗ-72, который считается первым в мире легковым внедорожником. На самом деле внедорожник представлял собой обычную легковую машину ГАЗ, у которой увеличили клиренс и оснастили полным приводом. С 1955 по 1958 года было произведено 400 экземпляров. Эта машина была очень популярна, так как наша страна в большей своей территории находится в Северных широтах и 60 процентов нашей страны в течение 11 месяцев покрыты снегом. К сожалению, из-за огромной себестоимости завод был вынужден свернуть производство внедорожника.

 

6. ЗиЛ 49061 «Синяя Птица»

 

ЗиЛ 49061 (6х6) представляет собой аварийно-спасательный автомобиль-амфибию, который создан в первую очередь для эвакуации космонавтов после посадки в труднодоступные места. Первый прототип автомобиля построен в 1971 году. Производство машины началось в 1975 году. После развала СССР производство было остановлено. Вездеход «Синяя птица» выпускался как в грузовом, так и в пассажирском исполнении. 

 

Длина вездехода составляет 9250 мм, Ширина 2480 мм, Высота 2944 мм. Автомобиль оснащался дизельным мотором, мощностью от 136 л.с. и 10-ти ступенчатой механической коробкой передач. Скорость на суше составляет 70-80 км/ч. Скорость на воде около 9 км/ч.

 

5. ГАЗ-ВМ

 

В 1930-х годах автозавод ГАЗ производил легковые автомобили серии М, которые были копиями Ford Model B (1930-х). ГАЗ-ВМ (Gaz VM) представлял собой гибрид автомобиля и вездехода. В задней части машины вместо обычных колес применялись гусеницы.

 

Это экспериментальный Советский автомобиль повышенной проходимости. Автомобиль был разработан в период предвоенных лет. Но в связи с началом Великой Отечественной войны, разработка была прекращена.  Всего было произведено 100 опытных экземпляров. Изначально машина разрабатывалась для военных нужд. Например, планировалось, что на этой машине будут ездить военные офицеры.

 

4. Mattracks

 

Mattracks разработан компанией Karlstad (США). Эта компания готова превратить любой автомобиль в транспортное средство, способное покорять любые заснеженные участки местности. Karlstad выпускает резиновые гусеницы и соответствующее оборудование, которое может быть установлено вместо стандартных колесных осей автомобилей. Если вы живете в регионе, где дороги большую часть времени скрыты под большим слоем снега, то это идеальный вариант снять колеса и установить гусеницы.

 

3. Транспорт на широких шинах низкого давления

 

Шины низкого давления были изобретены в России. В середине 20 века эскимосы в России и на Аляске использовали это изобретение для передвижения корабля, перевозящего улов в место проживания. Например, в 40-х годах Американец Билл Олби посетив Аляску, увидел, как эскимосы, используя шкуры, накачивали их воздухом. В результате получались своеобразные ролики-буферы, которые помогали передвигаться водному и наземному транспорту в сложных климатических условиях. 

 

В 1951 году Билл Олби на основе того, что он увидел на Аляске, изобрел специальную подвеску для транспорта и шины низкого давления. Далее на изобретение был получен патент. Именно с этого момента началась деятельность компании Albee Rolligon, которая начала производить специальные элементы подвески и шины низкого давления для различного спецтранспорта. Шины низкого давления позволяют транспорту передвигаться по любым бездорожным условиям. Благодаря низкому давлению шин, они менее подвержены повреждению об лед, камни и деревья.

 

2. Fordson Snow Devil

 

Винтовое самоходное транспортное средство было разработано Американской компанией Armstead Snow Motor в 20-е годы прошлого века. Вместо традиционных колес или гусениц необычная машина оснащалась винтовыми цилиндрами, которые за счет крутящего момента передвигали транспортное средство. Во время тестов эта машина показала удивительную проходимость по заснеженной местности.

 

Например, планировалось, что это транспортное средство будет использоваться в сельской местности врачами и почтальонами. В начале 1930 года к этой машине проявило внимание и военное ведомство США. Но, к сожалению, этот самоходный автомобиль так и не начал выпускаться серийно. 

 

1. Корабль Эрнеста Базена

 

Морское транспортное средство, о котором возможно мечтал Жюль Верн в конце 19 века, на самом деле все-таки построил Эрнест Базен. Смысл конструкции этого корабля был прост. Необходимо было поднять корабль над поверхностью воды, уменьшив трение корпуса с водной поверхностью. В итоге это способствовало снижению расхода энергии и увеличению скорости корабля.

 

Корабль, который весил 280 тонн, оснащался 10-метровыми колесами. Планировалось, что этот уникальный корабль позволит революционизировать трансатлантические морские путешествия, благодаря экономии на угле, который был необходим для работы двигателей корабля. 

 

К сожалению, во время реальных тестов на воде выяснилось, что огромные колеса проскальзывают на воде. Также скорость корабля была очень низкой. В итоге для достижения нормальной скорости корабля требовалось большое сжигание угля, что было экономически не выгодно. Позже Базен заявил, что ему удалось решить эту проблему. Но в 1897 году изобретатель умер, и проект прекратил свое существование. Жаль, ведь согласитесь, было бы здорово увидеть подобное транспортное средство в Атлантическом океане.

www.1gai.ru

Информационное письмо Гостехнадзора РФ

Идентификация и обязательная сертификация четырехколесных мототранспортных средств.

 

Письмо Гостехнадзор МО 03-26/449 от 20.06.07

 

Идентификация и обязательная сертификация четырехколесных мототранспортных средств.

Начальнику Центрального таможенного управления

О.А. Корневу

Уважаемый Олег Алексеевич!

Гостехнадзор Московской области, осуществляя свою деятельность, встречается с результатами ошибочных действий работников ФТС в части идентификации и обязательной сертификации четырехколесных мототранспортных средств. В результате ошибочных действий создаются проблемы при государственной регистрации указанных мототранспортных средств. Для исключения ошибочных действий, прошу Вас довести до подчиненных следующий информационный материал.

Четырехколесные мототранспортные средства подразделяются по предназначению на две группы: квадроциклы и мотовездеходы, каждая из которых идентифицируется по своему государственному стандарту.

ГОСТ З51815-2001.КВАДРОЦИКЛЫ.

Общие технические требования. Квадроциклы — четырехколесные мототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт, снаряженной массой не более 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без массы аккумуляторной батарей в случае электрических транспортных средств, предназначенные для движения по дорогам общего пользования.

Квадроциклы отнесены к категории L7 классификации комитета по внутреннему транспорту европейской экономической комиссии ООН ( КВТ ЕЭК ООН) и к категории А транспортных средств по классификации конвенции о дорожном движении (Положение о паспортах транспортных средств…, зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июля 2005 г.№ 6842). Таким образом, они сертифицируются с выдачей Одобрения типа транспортного средства, обеспечиваются органами ФТС паспортами транспортных средств (ПТС) и регистрируются в органах ГИБДД.

Исключения из данной группы составляют квадроциклы, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, которые подлежат регистрации в органах Гостехнадзора, они обеспечиваются органами ФТС паспортами самоходных машин (ПСМ) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994Х9 938.

ГОСТ Р52008-2003.СРЕДСТВА МОТОТРАНСПОРТНЫЕ ЧЕТЫРЕХКОЛЕСНЫЕ ВНЕДОРОЖНЫЕ.

Общие технические требования. Настоящий стандарт распространяется на мототранспортные внедорожные четырехколесные средства (далее — мотовездеходы) с шинами, внутреннее давление в которых не более 69 кПа ( 0,7 кгс/см2), имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, предназначенные для перевозки движения только одного человека (водителя) и движения вне дорог общего пользования.

Вышеуказанные мотовездеходы не подлежат обязательной сертификации и относятся к внедорожным мотосредствам, их регистрация осуществляется в органах Гостехнадзора, со стороны органов ФТС они обеспечиваются паспортами самоходных машин (ПСМ).

Импортные четырехколесные мототранспортные средства в сопроводительной документации (Инструкция по эксплуатации, Руководство пользователя и т.п.) могут содержать сокращенное обозначение ATV ( All Terrain Vehicle — транспортное средство для движения по бездорожью), что указывает на их принадлежность к мотовездеходам. Такие машины, как правило, имеют и мощность двигателя, превышающую указанный верхний предел для квадроциклов, что также идентифицирует их как мотовездеходы.

Уместно напомнить, что все иные машины, не входящие в категорию мотовездеходов, но предназначенные для движения вне дорог общего пользования (например, снегоболотоходы), также регистрируются органами Гостехнадзора (Постановление № 938) и для них оформляются паспорта самоходных машин.

С уважением,

Начальник Гостехнадзора Московской Области

подпись                     В.А.Васенин

www.motocontinent.ru

Образовательная программа подготовки водителей внедорожных мототранспортных средств (самоходных машин категории А1)

Образовательная программа

Профессиональной подготовки водителей внедорожных мототранспортных  средств (самоходных машин категории «А1») 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая образовательная программа подготовки водителей внедорожных мототранспортных средств (самоходных машин категории А1) разработана на основе примерной программы подготовки водителей внедорожных мототранспортных средств (самоходных машин категории А1) утвержденной Министерством образования РФ 24 сентября 2001 года, а также в соответствии с постановлением правительства РФ от 12.07.1999 года № 796 «Об утверждении правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) на основе государственного образовательного стандарта РФ ОСТ 9 ПО 03 (1.1, 1.6, 11.2, 11.8, 22.5, 23.1, 37.3, 37.4, 37.7) – 2000 утвержденного министерством образования Российской Федерации и предназначена для подготовки граждан годных к управлению внедорожными мототранспортными средствами в Иркутской объединенной технической школе ДОСААФ России (ПОУ ИОТШ ДОСААФ России).

Указанная в образовательной программе последовательность изучения тем может быть изменена решением педагогического совета образовательного учреждения, при условии, что Программа будет выполнена в полном объеме.

Образовательная программа подготовки водителей внедорожных мототранспортных средств (самоходных машин категории А1) представляет собой требования к результатам и содержанию подготовки водителей.

Структура и содержание Образовательной программы представлены профессиональной характеристикой, учебным планом по Образовательной программе, тематическими планами, рабочими программами по учебным предметам: «Устройство», «Техническое обслуживание и ремонт», «Правила дорожного движения», «Основы управления и безопасность движения», «Оказание первой медицинской помощи».

Учебный план устанавливает перечень предметов и объем часов. Указанные в нем перечень предметов и объем часов отводимое на изучение каждого предмета, а также предметы, выносимые на экзамены и зачеты, не могут быть изменены.

После сдачи экзамена в государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (далее – Гостехнадзор) учащиеся получают удостоверение на право управления внедорожными мототранспортными средствами (далее – водитель внедорожного мотосредства).

На теоретических занятиях используются детали, сборочные единицы, приборы и агрегаты. Изучение работы агрегатов, механизмов и приборов сопровождается показом на моделях и агрегатах. При необходимости используются схемы, плакаты, слайды, учебные фильмы. В процессе изучения материала учащиеся привлекаются к самостоятельной работе с научно-технической и справочной литературой.

Вождение внедорожных мотосредств выполняется на специально оборудованной площадке индивидуально с каждым обучающимся под руководством мастера производственного обучения.

 

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

1. Профессия водитель внедорожных мототранспортных средств.

2. назначение профессии

Водитель внедорожных мототранспортных средств управляет мототранспортными средствами, не предназначенными для движения по автомобильным дорогам общего пользования (снегоходы, мотосани, мотонарты и пр).

Профессиональные знания и навыки водителя внедорожного мототранспортного средства позволяют  ему подготавливать внедорожное мототранспортное средство к эксплуатации в различных погодных условиях, экономично его эксплуатировать и управлять им с соблюдением безопасности движения.

3. Квалификация

В системе непрерывного образования профессия водитель внедорожных мототранспортных средств относится к первой ступени квалификации.

4. Содержательные параметры  профессиональной деятельности:

 

Виды профессиональной деятельности

Теоретические основы профессиональной деятельности

Управление внедорожными транспортными средствами с прицепными приспособлениями и устройствами с соблюдением безопасности движения. Оказание первой медицинской помощи. Выявление и устранение неисправностей, проведение технического обслуживания внедорожных мототранспортных средств.

Основы безопасного управления внедорожными мототранспортными средствами. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП. Устройство, техническое обслуживание и ремонт внедорожных мототранспортных средств.

 

5. Специфические требования

Минимальный возраст для получения права управления внедорожными мототранспортными средствами 16 лет.

Медицинские ограничения регламентированы Перечнем противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.

 

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ВНЕДОРОЖНЫХ МОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

 

Предметы

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретич.

ЛПЗ

1

Устройство

10

10

2

Техническое обслуживание и ремонт

12

12

3

Правила дорожного движения

16

14

2

4

Основы управления и безопасность движения

16

16

5

Первая помощь

24

8

16

6

Итого:

78

60

18

7

Консультации

6

 

 

8

Экзамены:

 

 

 

 

Устройство, техническое обслуживание и ремонт

12

 

 

 

Правила дорожного движения основы управления и безопасность движения

12

 

 

 

Вождение*

 

 

 

 

Зачет: Первая помощь

1

 

 

 

Квалификационный экзамен

12

 

 

 

Итого:

121

 

 

 

Вождение

10

 

 

 

Всего:

131

 

 

 

* Экзамен по вождению мототранспортных средств проводится за счет часов отведенных на вождение.

 

 

 

 

1. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «УСТРОЙСТВО ВНЕДОРОЖНЫХ МОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

 

1.1 Тематический план предмета «Устройство внедорожных мототранспортных средств»

 

Темы

Количество часов

1

Введение

1

2

Двигатель

2

3

Электрооборудование

2

4

Трансмиссия

1

5

Несущая система

1

6

Ходовая часть

1

7

Органы управления

2

 

Всего:

10

 

1.2 Рабочая программа предмета «Устройство внедорожных мототранспортных средств».

Тема 1. Введение.

Разновидности внедорожных мототранспортных средств.

Классификация внедорожных мототранспортных средств.

Обще устройство внедорожных мототранспортных средств.

 

Тема 2. Двигатель

Общее устройство и работа двигателя.

Система смазки и охлаждения двигателя.

Топливо и горючие смеси. Система питания.

Неисправности механизмов и систем двигателя, причины и способы их устранения.

 

Тема 3. Электрооборудование

Источники тока, система зажигания.

Приборы освещения и сигнализации.

Неисправности электрооборудования, причины и способы их устранения.

 

Тема 4. Трансмиссия.

Назначение, устройство и работа трансмиссии, Основные неисправности трансмиссии причины и способы устранения.

 

Тема 5. Несущая система

Назначение, устройство рамы внедорожного мототранспортного средства. Неисправности несущей системы, причины и способы устранения.

 

Тема 6. Ходовая часть

Назначение, устройство ходовой части внедорожного мототранспортного средства. Неисправности ходовой части, причины и способы их устранения.

 

Тема 7. Органы управления

Устройство и работа органов управления. Определение технического состояния рулевого управления. Определение технического состояния тормозной системы. Основные неисправности органов управления, причины и способы их устранения.

 

 

2. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ВНЕДОРОЖНЫХ МОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

 

2.1 Тематический план предмета «Техническое обслуживание и ремонт внедорожных мототранспортных средств».

 

Темы

Количество часов

1

Обслуживание двигателя и его систем

4

2

Обслуживание электрооборудования

2

3

Обслуживание трансмиссии

2

4

Обслуживание несущей системы, органов управления и ходовой части

4

 

Всего:

12

 

2.2 Рабочая программа предмета «Техническое обслуживание и ремонт внедорожных транспортных средств»

 

Тема 1. Обслуживание двигателя и его систем

Обслуживание двигателя: очистка от пыли и грязи двигателя (при необходимости) подтяжка гаек крепления головки, крышки картера, проверка на отсутствие подтеканий масла и подсоса воздуха в соединениях.

Обслуживание системы смазки: проверка уровня масла, смена масла, устранение подтеканий.

Обслуживание системы питания: осмотр карбюратора очистка от пыли и грязи устранение подтеканий. Обслуживание воздухоочистителя. Обслуживание системы выпуска.

 

Тема 2. Обслуживание электрооборудования

Аккумуляторная батарея: очистка поверхности мастики и клемм от загрязнений, проверка уровня и плотности электролита.

Генератор: проверка крепления генератора, состояние щеток коллектора, контактов, проводов.

Регулятор напряжения: очистка от пыли и грязи, проверка крепления регулятора напряжения и реле-регулятора.

Система зажигания: состояние и крепление приборов системы зажигания, зазор между контактами прерывателя-распределителя и их состояние, очистка электродов свечи, установка зазоров между электродами свечи согласно инструкции.

 

Тема 3. Обслуживание трансмиссии

Определение работоспособности привода выключения сцепления. Регулировка свободного хода рычага сцепления. Определение неисправности механизма выключения. Уход за приводом сцепления.

Внешний осмотр коробки передач. Определение работоспособности механизма переключения. Долив или смена масла в коробке передач.

Цепная передача. Осмотр цепной передачи и определение технического состояния ведущей, ведомой звездочек и цепи. Определение натяжения с величины прогиба цепи. Регулировка натяжения цепи. Уход за цепной передачей.

Карданная передача. Осмотр карданной передачи и определение ее технического состояния. Смазка крестовины. Определение работоспособности главной передачи. Проверка уровня масла в картере главной передачи. Порядок замены масла в картере главной передачи.

 

 

Тема 4. Обслуживание несущей системы, органов управления и ходовой части

Несущая система: осмотр рамы.

Ходовая часть: осмотр и выявление неисправностей передней и задней подвески (крепление, подтекание жидкости, состояние пружин).

Органы управления: осмотр и определение технического состояния рулевой колонки и рулевого амортизатора; проверка работоспособности привода управления тормозов. Порядок выполнения регулировки тормозов.

 

3. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

 

3.1 Тематический план предмета «Правила дорожного движения»

 

Темы

Количество часов

Всего

В том числе

теоретич

ЛПЗ

1

Общие положения. Основные понятия и термины

1

1

 

2

Дорожные знаки

4

4

 

3

Порядок движения остановка и стоянка

2

2

 

4

Регулирование дорожного движения. Практическое занятие по темам 1-4

2

1

1

5

Проезд перекрестков

2

2

6

Проезд железнодорожных переездов. Практическое занятие по темам 4-6

2

1

1

7

Техническое состояние и оборудование внедорожных мототранспортных средств

2

2

 

8

Номера и опознавательные знаки, предупредительные устройства надписи и обозначение

1

1

 

 

Всего:

16

14

2

 

3.2 Рабочая программа предмета «Правила дорожного движения»

 

Тема 1. Основные положения, основные понятия и термины.

Значение правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в правилах.

Обязанности участников дорожного движения и лиц уполномоченных регулировать дорожное движение. Порядок ввода ограничений в дорожном движении.

Документы, которые водитель обязан иметь при себе и передавать для проверки работникам полиции, гостехнадзора и их внештатным сотрудникам.

Обязанности водителя перед выездом и в пути.

Обязанности водителя причастного к дорожно-транспортному происшествию.

 

Тема 2. Дорожные знаки.

Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков. Требования к расстановке дорожных знаков. Дублирующие, сезонные и временные дорожные знаки.

Предупреждающие знаки. Назначение. Общий признак предупреждения. Правила установки предупреждающих знаков. Название и назначение каждого знака. Действие водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим дорожным знаком.

Знаки приоритета. Назначение. Название и способы установки каждого знака. Действия водителя в соответствии с требованиями знаков.

Запрещающие знаки. Назначение. Общий признак запрещения. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителя в соответствии с требованиями запрещающих знаков. Исключения. Зона действия запрещающих знаков.

Предписывающие знаки. Назначение. Общий признак предписания. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителя в соответствии с требованием предписывающих знаков. Исключения.

Знаки особых предписаний. Назначение. Общий признак предписания. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителя в соответствии с требованием знаков, которые

xn--38-6kcas4dva0a.xn--p1ai

Средства мототранспортные четырехколесные внедорожные. Общие технические требования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СРЕДСТВА МОТОТРАНСПОРТНЫЕ Ч ЕТЫ РЕХКОЛ ЕСНЫЕ ВНЕДОРОЖНЫЕ

Общие технические требования

Иыанис официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исслсдоватсльскнм институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ГК 308 «Мотоциклы и мопеды»

2    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 января 2003 г. N8 36-ст

3    Настоящий стандарт устанавливает требования в соответствии с ANSI SVIА-1—2001 «Средства моготранспортныс четырехколесные внедорожные. Оборудование, комплектация и рабочие характеристики (Four Wheel All-Terrain Vehicles — Equipment. Configuration, and Performance Requirements)»

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

О И ПК Издательство стандартов. 2003

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

ГОСТ I» 52008—2003

Содержание

1    Область применения……………………………………………….1

2    Нормативные ссылки……………………………………………….I

3    Определения…………………………………………………….I

4    Технические требования…………………………………………….4

5    Методы испытании мото вездеходов……………………………………..7

Приложение А Конфигурация зоны безопасности ног водителя……………………9

Приложение Б Условия и процедура испытаний рабочей тормозной системы мотовездеходов . 11 Приложение В Условия и процедура испытаний мотовездеходов на продольную статическую

устойчивость…………………………………………..12

Приложение Г Условия и процедура испытаний мотовездеходов на поперечную статическую

устойчивость…………………………………………..13

Приложение Д Библиография………………………………………….14

III

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СРЕДСТВА МОТОТРЛНС’ПОРТНЫЕ Ч Е ГЫ I»EXKOJI ЕСIIЫ Е ВН ЕДОРОЖН ЫЕ

Общие технические требования

Four wheel all-terrain vehicles.

General technical requirements

Дата шипении 2004-01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на мототранспортныс внедорожные четырсхколссныс средства (далее — мотовездехолы) с шинами, внутреннее лаалснис в которых нс бодсс 69 кПа. имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, предназначенные для передвижения только одного человека (водителя) вне дорог общего пользования.

Настоящий стандарт устанавливает требования к мотовездеходам, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья, имущества граждан и охраны окружающей среды.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.2.002-91 Система стандартов безопасности труда. Техника сельскохозяйственная. Методы опенки безопасности

ГОСТ I* 41.9—99 (Правила ЕЭК ООН № 9) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения трехколесных транспортных средств категорий Ь. L, и Ц в связи с производимым ими шумом

ГОСТ Р 41.10-99 (Правила ЕЭК ООН № 10) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости

ГОСТ Р 41.40-99 (Правила ЕЭК ООН № 40) Блинообразные предписания, касающиеся официального утверждения мотоциклов с двигателями с принудительным зажиганием в отношении выделяемых двигателем вредных выбросов с отработавшими газами

ГОСТ Р 41.60-2001 (Правила ЕЭК ООН № 60) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухколесных мотоциклов и мопедов в отношении органов управления, приводимых в действие водителем, включая обозначение органов управления, контрольных приборов и индикаторов

3    Определения

I) настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    чотовеиеход: Любое механическое внедорожное транспортное средство на четырех колесах с шинами низкого давления, имеющее сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа и предназначенное для передвижения только одного водителя вне дорог общего пользования.

3.1.1    мотове исходы категории У: Мотове исходы универсальные, предназначенные для общего применения.

3.1.2    мотове исходы категории С: Мотове -исходы, предназначенные для соревнований.

3.1.3    мотове исходы категории X: Мотовезлехолы. предназначенные для хозяйственного использования.

И панне официальное

3.1.4 мотиве исходы категории Д: Мотовсисходы с максимальным рабочим объемом двигателя 90 см\ предназначенные для нехозяйственного использования детьми и подростками под контролем взрослых.

3.1.4.1    мотиве исходы подкатегории Д-6: Мотовс исходы, предназначенные для использования детьми нс моложе 6 лет.

3.1.4.2    мотовездеходы подкатегории Д-12: Мотовс исходы, предназначенные для использования подростками нс моложе 12 лет.

3.2    шина низкого давления: Шина, предназначенная для эксплуатации на мотовс исходах, внутреннее давление в которой нс более 69 кПа.

3.3    колесная база: Расстояние, измеренное вдоль продольной оси мотовс исхода между центрами его передней и задней осей.

3.4    девая сторона: Ориентация мотовсэдсхола по отношению к водителю, сидящему на своем месте лицом вперед.

3.5    правая сторона: Ориентация мотовсэдсхола по отношению к водителю, сидящему на своем месте лицом вперед.

3.6    максимальная полешая нагрузка мотовездехода: Максимально допустимая нагрузка, предписываемая изготовителем мотовсисхода, включающая в себя массу водителя и не включающая в себя массу ненагруженного мотовсисхода.

3.7    масса ненагруженного мотовеиехода: Масса мотовс исхода, подготовленного к нормальной эксплуатации и укомплектованного следующими компонентами:

—    оборудованием, необходимым для нормальной эксплуатации мотовсисхода;

—    полным комплектом электрооборудования, включая осветительные и светосигнальные устройства. установленные изготовителем:

—    инструментами и приспособлениями, комплектация которыми предписывается законодательными актами, касающимися измерения массы ненагруженного мотовсисхода;

—    соответствующими количествами рабочих жидкостей, обеспечивающими надлежащее функционирование всех частей мотовездехода.

Топливо и смесь топлива с маслом нс учитывают при определении массы ненагруженного мотовсисхода. однако такие компоненты, как кислота в аккумуляторах, жидкость в гидросистеме, охлаждающая жидкость и масло в двигателе, должны быть учтены.

3.8    масса снаряженного мотовсисхода: Масса ненагруженного мотовсисхода. к которой добавлена масса следующих компонентов:

—    топлива в бакс, заполненном не менее чем до 90 % объема, установленного изготовителем;

—    дополнительного оборудования.

Если мотовсиехол работает на смеси топлива с маслом, то:

—    в случае, когда топливо заранее смешивают с маслом, под термином «топливо» подразумевают такую предварительно подготовленную смесь;

—    в случае, когда топливо и масло заправляют раздельно, термин «топливо» означает только топливо. 11 этом случае масса масла уже учтена при определении массы ненагруженного мотовс исхода.

3.9    дополнительное оборудование: Предметы или устройств;!, устанавливаемые на мотовездеходе после его изготовления.

3.10    водитель: Лицо, которое осуществляет управление мотовс исходом.

3.11    испытатель: Лицо, которое осуществляет управление и контроль над функционированием мотовс исхода в процессе испытаний. Во время испытаний испытатель должен сидеть в нормальном прямом положении, соответствующем виду испытаний.

3.12    выключатель двигателя: Устройство, предназначенное для прерывания работы системы зажигания двигателя.

3.13    рабочий объем двигателя: Объем, освобождаемый поршнем, движущимся из верхней мертвой точки к нижней мертвой точке, умноженный на число цилиндров.

3.14    электростартер: Электродвигатель, являющийся частью конструкции мотовсисхода. предназначенный для прокрутки коленчатого вала с последующим запуском двигателя.

3.15    блокировка электрозапуска: Устройство, предотвращающее запуск двигателя мотовсисхода электростартером в определенных условиях.

3.16    орган управления дроссельной заслонкой: Орган управления, расположенный на рукоятке, предназначенный ятя управления мощностью двигателя.

2

ГОСТ I» 52008-2003

3.17    устройство включения/выключения полами топлива: Механическое устройство, предназначенное для включения или выключения полами топлива из топливного бака.

3.18    система зажигания: Система двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием. предназначенная для зажигания топливной смеси посредством электрической искры.

3.19    механическое сцепление: Устройство, предназначенное для отсоединения двигателя от трансмиссии, приводимое в действие водителем.

3.20    рычаг привода сцепления: Орган управления ручного типа, предназначенный для включения и выключения механического сцепления.

3.21    коробка передам: Устройство, предназначенное для передачи крутящего момента от двигателя к движителю при наличии более чем одного варианта соотношения крутящего момента и частоты вращения двигателя.

3.22    орган управления переключением передач: Орган управления, предназначенный ;ыя выбора комбинации зацепляющихся шестерен в коробке передач.

3.23    нейтральное положение рычага переключения передач: Фиксированное положение рычага переключения передач, в котором не существует прямой механической связи между входным и выходным ватами трансмиссии.

3.24    индикатор нейтрального положения рычага переключения передач: Средство световой сигнализации или сигнализации иного типа, указывающее на то. что трансмиссия мотовездехола находится в нейтральном положении.

3.25    устройство отбора мощности (УОМ): Устройство внешнего привода, предназначенное .для передачи вращательного движения к навесному оборудованию или другим системам.

3.26    устройство ограничения скорости: Устройство, предназначенное для ограничения максимальной скорости мотовездехода.

3.27    рабочая тормозная система: Основная система торможения, предназначенная для замедления движения и остановки мотовездехола.

3.28    стояночная тормозная система: Тормозная система, приведение которой в действие вызывает приведение в действие одного или более тормозных механизмов.

3.29    тормозной путь (.V): Дистанция, проходимая мото вездеходом с момента приложения усилия к органу управления рабочей тормозной системой до момента полной остановки мотовездехола.

3.30    тормозное замедление: Степень изменения скорости мотовездехола с момента приложения усилия к органу управления до момента полной остановки мотовездехола.

3.31    рычаг привода тормозов: Орган управления ручного типа, который при воздействии на него вы зывает торможение колес.

3.32    тормозная педаль: Орган управления ножного типа, который при воздействии на него вы зывает торможение колее.

3.33    механизм стояночной блокировки: Блокировочное устройство в цепи агрегатов и узлов, передающих мощность, приводимое в действие, когда орган управления переключением передач переводят в фиксированное состояние, соответствующее положению парковки.

3.34    механическая подвеска: Система, которая компенсирует вертикальные перемещения колее мото вс заехала по отношению к его шасси и обеспечивает полрсссориванис и демпфирование.

3.35    ход подвески: Суммарное перемещение контрольной точки подвески (например, центра колеса) от положения, когда подвеска полностью отпущена и на нее не действуют никакие силы, к положению ее полного сжатия. При определении хода подвески не учитывают упругие ограничители хода сжатия и хода отбоя.

3.36    искрогаситель: Устройство, предназначенное для гашения искр в отработавших газах.

3.37    противоугонное устройство: Средство, предназначенное для приведения мотовездехола в состояние, при котором невозможно его движение в том случае, если нс будет использован соответствующий ключ.

3.38    опора для ног: Выступающие с обеих сторон мотовездехола элементы, на которые водитель ставит ноги в сидячем положении при вождении, выполненные в виде площадки или стержня.

3.39    ручной захват Элемент конструкции, расположенный в задней части мотовездехола. предназначенный для подъема, вытягивания или толкания мотовездехола.

3.40    стержень руля: Элемент конструкции руля, соединяющий правую и левую рукоятки.

3.41    рукоятка руля: Элемент конструкции руля, предназначенный для управления траекторией движения мотовездехола и опоры рук водителя, а также для установки на нем органов ручного управления.

3

3.42    багажник: Полка (полки) или иное моего (места) на мото вездеходе, предназначенное изготовителем для укладки и закрепления груза.

3.43    руководство не» эксплуатации: Сопроводительный документ, прилагаемый изготовителем к мотовездеходу, содержащий информацию и предписания, касающиеся эксплуатации, обслуживания мотовездехода и ухода за ним.

3.44    электромагнитная совместимость: Способность электрического или электронного устройства подавлять ихлучснис, вызывающее электромагнитную интерференцию, а также способность этого устройства противостоять наведенной электромагнитной интерференции.

4 Технические требования

4.1    Мото вездеходы должны иметь рабочую тормозную систему либо с органами управления, независимо действующими на колеса передней и задней осей, либо с органом управления, действующим на все колеса сразу, либо с органами управления того и другого вариантов.

4.1.1    Передние тормоз;! в схеме с независимым приводом должны быть приводимыми в действие рычагом, расположенным на правой стороне руля, без отрыва руки от рукоятки.

4.1.2    Задние тормоза в схеме с независимым приводом должны быть приводимыми в действие либо педалью, расположенной в зоне опоры для правой ноги водителя и приводимой в действие этой ногой, либо рычагом, расположенным на левой стороне руля и приводимым в действие без огрыва руки от рукоятки, либо как первым, гак и вторым способами.

4.1.3    Передние и задние тормоза с синхронным приводом должны быть приводимыми в действие либо педалью, расположенной в зоне опоры для правой ноги водителя, либо рычагом, расположенным на левой стороне руля, без отрыв;! руки от рукоятки, либо двумя перечисленными способами одновременно.

4.2    Мото вс зле ход должен иметь стояночную тормозную систему или механизм стояночной блокировки, способную!й) удержать мотовездеход в неподвижном состоянии при определенных условиях.

4.3    Мотиве исходы должны иметь механическую подвеску всех колее. Каждое колесо должно иметь ход нс менее 50 мм. Характеристики подрсссоривания и демпфирования должны быть до-стигнуты с помощью компонентов иных, чем шины.

4.4    Выключатель двигателя приводят в действие большим пальнем руки без отрыв;! руки от рукоятки. Выключатель двигателя должен быть расположен в легкодоступном месте и быть четко идентифицируемым.

4.4.1    Конструкция выключателя двигателя нс должна предусматривать удерживание его водителем в положении «выключено» для остановки двигателя.

4.4.2    Выключатель двигателя управляющего устройства должен быть либо красного, либо оранжевого цвета.

4.5    Мотовездеходы, оснащенные ручным приводом сцепления, должны иметь рычаг выключения сцепления, расположенный на левой стороне руля, управление которым должно быть осуществлено без отрыва руки от рукоятки.

4.6    Мото вездеходы категории X. в конструкции которых предусмотрены устройство отбора мощности (далее — УОМ) или другое устройство, для работы которого требуется фиксированная частота вращения двигателя, и муфта или другое устройство включении и выключении отбора мощности, должны иметь орган управления этими устройствами, расположенный в удобном для водителя месте. Направление движения для включения муфты должно быть вперед или (и) вверх, выключения — назад или (и) вниз. В конструкции необходимо предусмотреть прочно закрепленную табличку, показывающую схему включения и выключения УОМ или аналогичного устройств;!.

4.7    Мотове исходы должны быть оснащены средствами упрааления частотой вращения двигателя путем воздействия на дроссельную заслонку. Орган управления дроссельной заслонкой должен быть расположен на правой стороне руля. Возлсйствис на него должно быть осушесталено без огрыва руки от рукоятки.

4.7.1    Орган упрааления дроссельной заслонкой должен автоматически возвращаться в положение холостого хода при отпускании водителем рукоятки органа упрааления.

4.7.2    Мотовездеходы категории X. в конструкции которых предусмотрены УОМ или другое устройство, для работы которого требуется фиксированная частота вращения двигателя, и муфта или другое устройство включения и выключения отбора мощности, могут быть оснащены органом управления дроссельной заслонкой, расположение которого не соответствует требованиям 4.7 или

4

ГОСТ I» 52008-2003

требованию самовозврата в положение холостого хода 4.7.1 при условии, что выполняются требования 4.7.2.1—4.7.2.4.

4.7.2.1    Орган управления частотой вращения двигателя для УОМ или другого устройства должен функционировать только тогда, когда УОМ или другое устройство находится во включенном состоянии.

4.7.2.2    Направление движения органа управления дроссельной заслонкой должно быть вперед или (и) вверх при повышении частоты вращения и назад или (и) вниз при ее понижении или остановке двигателя.

4.7.2.3    В конструкции мото везде хода должна быть предусмотрена автоматическая остановка работы УОМ или другого устройства или остановка двигателя, если водитель покидает свое место нормального положения на сиденье мотовездехода в то время, когда включен привод УОМ или другого устройства и включена передача в коробке передач.

4.7.2.4    В конструкции мотовездехода должна быть предусмотрена возможность использовать УОМ или другое устройство в тех случаях, когда мотовездеход находится в стационарном положении, а водитель нс занимает свое рабочее положение на сиденье мотовездехода. Данное устройство должно автоматически переходить в состояние, описанное в 4.7.2.3. если трансмиссия переводится в положение иное, чем нейтраль.

4.8    Мотовездеходы, оснащенные органом управления переключением передач, должны иметь орган управления переключением передач, расположенный таким образом, чтобы его можно было приводить в действие левой ногой или левой рукой водителя в случае совмещения этого органа с рычагом привода сцепления либо в случае управления сцеплением способом, отличным от ручного.

4.8.1    В случае переключения передач ногой движение носка ноги водителя вверх должно переключать передачи на более высокие (с низкими значениями передаточных чисел) и. наоборот, движение вниз должно приводить к переключению на более низкие передачи.

4.8.2    В случае ручного переключения передач перемещение органа управления переключением передач вверх или нажагие на верхнюю часть рычага должно переключать передачи на более высокие (с низкими значениями передаточных чисел) и. наоборот, движение вниз или нажатие на нижнюю часть рычага должно приводить к переключению на более низкие передачи.

4.8.3    При числе передач три и более нс должно быть возможности переключения передач сразу с высшей на низшую и наоборот.

4.8.4    Оркшы управления переключением передач переднего хода, нейтрального положения, заднего хода, альтернативного ряда передач коробки передач или включением дифференциального привода (язя двух или четырех колее) могут быть расположены и приводимы в действие обособленно, а схема их перемещения должна быть указана на табличке, находящейся в поле зрения водителя.

4.9    Мотовездеходы, в конструкции коробки передач которых предусмотрено нейтральное положение, за исключением тех, которые оснащены рычагом привода сцепления, должны быть оснащены либо индикатором нейтрального положения, находящимся в поле зрения водителя, занимающего сиденье мото вездехода, либо устройством, предотвращающим запуск двигателя, если включена передача. Индикатор (при наличии) должен приводиться в действие, когда зажигание включено и рычаг коробки передач находится в нейтральном положении.

4.10    Мотовездеходы, в конструкции коробки передач которых предусмотрена передача заднего хода, могут быть оснащены индикатором заднего хода, находящимся в поле зрения водителя, занимающего сиденье мотовездехода. Индикатор должен приводиться в действие всякий раз. когда двигатель работает и включена передача заднего хода.

4.11    Блокировка злектрозапуска предназначена для предотвращения запуска двигателя электростартером в любых случаях, кроме тех. когда сцепление выключено, рычаг переключения передач находится в нейтральном положении или включен тормоз.

4.12    Мотовездеходы должны быть оснащены ручным захватом или эквивалентным устройством. расположенным в задней части сиденья и предназначенным для подъема или толкания мото-вездехода. Ручной захват должен быть таким образом сконструирован и расположен, чтобы для мото вездехода, стоящего на горизонтальной площадке с опорой на задние колеса и на ручной захват, плоскость, проходящая через центры передних и задних колее, составляла угол менее 90’ к поверхности указанной площадки.

4.13    Если мотовездеход оснащен устройством механического нключения/ныключения подачи топлива, принцип его действия должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.60.

4.14    Рукоятка руля и се установочные летали нс должны быть изготовлены из твердых материалов. Радиусы закруглений деталей при обкатке испытательной сферой диаметром 165 мм должны

5

быть не мснсс 3.2 мм. Испытательная сфера должна быть обкатана по местам расположения рукояток. Она нс должна касаться ни одной и з частей любой кромки, имеющей радиус мснсс 3.2 мм. Стержень руля (при наличии) должен быть покрыт эластичным материалом. Необходимо свести к минимуму риск травмирования в зоне крепления рукояток к рулю и определить, какие части конструкции могут соприкасаться с головой водителя.

4.15    Конструкция м ото вепс хода в зоне расположения ног водителя должна исключать случайный контакт ног водителя с грунтом в лоне между передними и задними шинами и с самими задними шинами. Определение безопасной конфигурации зоны ног водителя — по приложению А.

4.16    Мотовездеходы всех категорий, за исключением категории Д. должны иметь не менее одной фары, излучающей белый свет, в передней части и не мснсс одного красного фонаря в задней части. Мотовездеходы могут также быть оснащены световым сигналом торможения или комбинацией заднего фонаря с сигналом торможения, при этом сигнал торможения должен включаться при приведении в действие любой системы рабочего тормоза.

4.16.1    Мотовездеходы категории Д нс должны быть оснащены фарами головного света и задними фонарями.

4.17    Искрогаситель выпускной системы двигателя должен обеспечивать гашение искр в отработавших газах. В местах соединений элементов выпускной системы прорыв газон и искр не допускается. Искрогасители выпускной системы двигателей внутреннего сгорания должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.002.

4.18    Шины любых мотовездехолов должны иметь следующую маркировку:

4.18.1    На обеих боковинах шины должна быть нанесена маркировка, указывающая рабочее давление, или надпись о месте его указания. Высота шрифта — нс мснсс 4 мм.

4.18.2    На обеих боковинах шины должна быть нанесена следующая или эквивалентная надпись: «Не накачивать выше . . . кПа*.

4.18.3    Дополнительная маркировка

На обеих боковинах шины должны быть нанесены следующие надписи (кроме вышеупомянутых):

—    наименование или марка изготовителя;

—    на одной боковине шины — лата нзготоадсния;

—    обозначение размеров шины;

—    обозначение «TUBELESS* на бсскамсрных шинах;

—    предписание о неиспользовании на дорогах с твердым покрытием.

4.18.4    Для нанесения маркировки но 4.18.2 и 4.18.3 используют символы высотой не менее 2 мм.

4.19    Для мотовездехолов категории X могут быть использованы шины иные, чем указанные

в 3.2.

4.20    Мотовезлеходы должны бытьоснашсны манометрами язя контроля давления воздуха в шинах (с отметками рекомендованного рабочего давления) и иметь места ядя размещения манометров.

4.21    Мотовезлеходы должны иметь систему предотвращения несанкционированного использования. содержащую минимум 300 оригинальных комбинаций, которая должна быть установлена на всех мотовездеходах, кроме мотовездехолов категории Д. Мотовезлеходы категории Д могут иметь противоугонные устройства без сложных оригинальных комбинаций.

4.22    В момент продажи мотовезлеходы должны иметь руководство по эксплуатации для того, чтобы довести до сведения владсльна/пользоватсля информацию, которую нс всегда возможно разместить на табличках и наклейках. Во всех мотовездеходах должны быть специальные места ядя хранения руководства по эксплуатации, где оно должно быть изолировано от внешних воздействий (которые могут сделать его нечитаемым) и в то же время быть всегда доступно.

4.23    Мотовезлеходы должны иметь идентификационный номер транспортного средств;! (VIN). присваиваемый изготовителем в соответствии с |1|.

4.24    Электрические и электронные системы мотовездехолов в части электромагнитной совместимости должны соответствовать требованиям ГОСТ 1* 41.10 (разделы ядя транспортных средств категории L). Они должны быть сконструированы таким образом, чтобы не создавать чрезмерной электромагнитной интерференции и обладать необходимой устойчивостью к такой интерференции.

4.25    Мото вездеходы категории Д должны быть оборудованы устройствами ограничения хода дроссельной заслонки или другими устройствами ограничения максимальной развиваемой скорости.

4.25.1 Перс нас тройка или снятие устройства ограничения скорости должно быть осуществимо только с использованием инструментов. Устройства ограничения скорости могут быть настраиваемыми. съемными или комбинированными. Конструкция устройств любого типа должна исключать возможность их настройки или снятия без использования инструментов.

6

ГОСТ I» 52008—2003

4.25.2    Устройства ограничения скорости должны ограничивать максимальную скорость мото-вс исходов подкате гори Н:

—    Д-6 — до 16 км/ч;

—    Д-12 — до 24 км/ч.

4.25.3    Изготовитель или его полномочный представитель должен комплектовать мотовезлехо-лы категории Д устройствами, настраиваемыми на ограничение максимальной скорости, как указано в 4.25.2.

4.26    При испытаниях в соответствии с 5.1 при условии, что любые съемные устройства ограничения скорости (далее — ограничители) сняты, а регулируемые ограничители настроены на максимально возможную скорость, максимально достижимая без ограничителей скорость нс должна превышать для мотовезлехолов подкатегории:

—    Д-6 — 24 км/ч;

—    Д-12 — 48 км/ч.

4.27    Конструкция мотовезлехолов должна обеспечивать их продольную статическую устойчивость.

4.27.1    Условия и процедура проведения испытаний — в соответствии с приложением В.

4.27.2    Коэффициент продольной статической устойчивости, вычисленный в соответствии с В.2.7 приложения В. должен быть нс ниже 1,0.

4.28    Конструкция мотовезлехолов должна обеспечивать их поперечную статическую устойчивость.

4.28.1    Условия и процедура испытаний — в соответствии с приложением Г.

4.28.2    Углы поперечной статической устойчивости, вычисленные в соответствии с Г.2.3 приложения Г. должны быть нс менее 20‘.

4.29    Предельным уровень шума

4.29.1    Условия и методы проведения испытаний — по ГОСТ 1*41.9.

4.29.2    Предельный уровень шума не должен превышать 82 лБЫ).

4.30    Требования к выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигателей рабочим объемом более 50 см ‘ — по ГОСТ Р 41.40 (испытания типа II).

5.1    И змерение максимально достижимых пределов скорости

5.1.1    Условия проведения испытаний

5.1.1.1    Общая масса испытуемого мотовездехода должна включать в себя массу снаряженного мото вс здехода. максимальную полезную нагрузку и дополнительную нагрузку, находящуюся на сиденье иди в багажнике (в случае, если это предусмотрено конструкцией).

5.1.1.2    Давление в шинах должно быть доведено до рекомендованного изготовителем для данной массы испытуемого моговездехода.

5.1.1.3    Поверхность для испытаний должна быть покрыта чистым, сухим, гладким и ровным бетоном или эквивалентным материалом.

5.1.2    Процедура испытаний

Измерения максимальной скорости мотовездехода проводят с помощью дистанционного измерителя скорости (радара) иди эквивалентным методом. Испытатель должен разогнать мотовездеход до максимально достижимой скорости и удерживать эту скорость на дистанции не менее 30.5 м. Измерения проводят, когда мотовездеход достигнет постоянной максимальной скорости. Если проводят более одного измерения, в каждом направлении должно быть выполнено одинаковое число заездов. Максимально достижимую скорость вычисляют как среднеарифметическое подученных результатов. Перед проведением измерений может быть выполнено несколько предварительных заездов.

5.2    Испытания рабочей тормозной сипемы

5.2.1    Условия и процедура испытаний — в соответствии с приложением Б.

5.2.2    Требования к показателям эффективности рабочей тормозной системы — тормозному нуги и тормозному замедлению

5.2.2.1 Мото вездеходы с низкой максимальной скоростью

В процессе хотя бы одного из четырех торможений до полной остановки в соответствии с Б.2.5

7

standartgost.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *