Россия республика полупрезидентская: Республика как форма правления. Республики в составе РФ, республики СССР

Республика как форма правления. Республики в составе РФ, республики СССР

Содержание

Что такое республика. Суть республиканской формы правления

Республика — это форма правления, при которой верховная власть в стране является выборной, а не наследственной.

Глава государства избирается либо прямым голосованием, либо косвенно — парламентом или коллегией выборщиков. Законодательная власть в республике принадлежит выборному представительному органу — парламенту. И парламент, и глава государства избираются на определенный, ограниченный срок.

Республика может быть президентской, парламентской или смешанной. Об их различиях читайте ниже.

Противоположность республике — монархия, то есть форма правления, при которой верховная власть является пожизненной, передается по наследству и не избирается.

Читайте подробнее: Форма правления — республика и монархия. Страны и примеры

Слово «республика» происходит от латинского res рubliса — общественное дело. Изначально республика была синонимом любого государства, но с XVII века так стали называть страны без королевской власти.

Большинство современных государств — республики. Но республика — это не синоним демократии. Республикой может называть себя страна с авторитарным или тоталитарным режимом, где царит диктатура. В то же время в странах с ограниченной монархией может существовать демократический режим.

Читайте подробнее: Что такое политический режим

Марианна — аллегорическое изображение французской республики. Скульптура работы Леопольда Мориса на площади Республики в Париже. Фото: Wikimedia / Coyau

Президентская республика. Признаки и примеры

Президентская республика — это государство, где президент обладает широкими полномочиями.

Население избирает президента напрямую или косвенно — через коллегию выборщиков. Президент является главой государства. Он координирует отношения между законодательной, исполнительной и судебной властью.

Президент формирует правительство, а иногда и сам возглавляет его; вносит законопроекты в парламент; является верховным главнокомандующим; представляет страну на мировой арене.

Примеры президентских республик: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Белоруссия, Бразилия, Мексика, Турция, Южная Корея.

Признаки президентской республики:

  • Президент избирается не парламентом, а напрямую населением (Россия) либо коллегией выборщиков, которых выбирает народ (США).

  • Президент формирует парламент: назначает главу правительства либо сам возглавляет кабинет министров.

  • Правительство несет ответственность перед президентом. Президент имеет право распустить кабинет министров.

  • Президент обладает широкими полномочиями: подписывает законы, зачастую имеет право распускать парламент, ведет международные переговоры от лица страны.

Парламентская республика. Признаки и примеры

Парламентская республика — это государство, где власть сосредоточена в выборном законодательном собрании.

Избранный парламент формирует правительство. Премьер-министром (главой исполнительной власти) становится представитель победившей на выборах политической партии. Правительство несет ответственность перед парламентом. В случае утраты большинства в законодательном собрании правительство уходит в отставку.

В парламентских республиках может существовать должность президента, но он либо избирается парламентом (Швейцария, ЮАР), либо не является главой исполнительной власти и играет в государстве второстепенную роль (Германия, Израиль).

Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Индия, Израиль, Греция, Польша, Швейцария.

Признаки парламентской республики:

  • Правительство формируется парламентом из лидеров партии, победившей на выборах.

  • Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству.

  • Полномочия президента чаще всего номинальны, он выполняет в основном представительские функции.

  • Парламент определяет внешнюю и внутреннюю политику, пути социально-экономического развития.

  • Парламент обладает финансовой властью — разрабатывает и принимает государственный бюджет.

Смешанная или полупрезидентская республика. Признаки и примеры

Смешанная республика — это государство, где и парламент, и президент обладают широкими полномочиями. В таких странах сильная президентская власть сочетается с контролем парламента за правительством.

Главная отличительная черта полупрезидентской республики — двойная ответственность правительства (и перед президентом, и перед парламентом).

Парламент смешанной республики может вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. А президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы. Таким образом, для эффективной работы парламент и президент должны искать компромисс и договариваться.

Примеры смешанных республик: Австрия, Франция, Хорватия, Египет, Литва, Украина, Грузия.

Признаки смешанной республики:

  • Президент избирается внепарламентским путем. Однако правительство формируется президентом из лидеров победившей на парламентских выборах политической партии. Парламент утверждает состав правительства.

  • Двойная ответственность правительства: перед парламентом и частично перед президентом.

  • Президент является главой государства. Полномочия исполнительной власти разделены между президентом и правительством.

Что такое теократическая республика

Теократическая республика — это религиозное государство, где в руках правящей верхушки сосредоточены и государственная, и духовная власть. Пример такого государства — Исламская Республика Иран, где де-факто главой государства является не президент, а аятолла, то есть высший по рангу религиозный деятель.

Какая республика в России? Форма правления в РФ

Форма правления в Российской Федерации — республика. Эта форма правления закреплена в Конституции РФ:

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Конституция РФ. Статья 1

Полномочия президента России чрезвычайно широки, избирается он всенародным голосованием. Президент — официальный глава государства, гарант Конституции и прав граждан, верховный главнокомандующий, представитель страны в международной политике.

Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы и имеет право вето, издает обязательные к исполнению на всей территории страны указы и распоряжения. Президент с согласия Госдумы назначает премьер-министра, определяет структуру правительства, может отправлять кабинет министров в отставку.

Все это позволяет считать Россию президентской республикой.

В то же время в российских законах есть ряд положений, характерных для смешанной республики. Например, парламент имеет право отстранить президента от должности (импичмент), он одобряет или отклоняет предложенную президентом кандидатуру премьер-министра, а правительство обязано отчитываться перед парламентом о своей работе.

Президент России Владимир Путин с Королем Саудовской Аравии Сальманом бен Абдель Азизом Аль Саудом. Фото: пресс-служба президента РФ

Республики в составе Российской Федерации. Список республик РФ

Республиками исторически называется ряд субъектов Российской Федерации. При этом все субъекты РФ (области, края, республики) равноправны. В Конституции РФ республики названы «государствами», однако это не означает, что у них есть суверенитет.

Республики принимают собственные конституции, которые не могут противоречить федеральной Конституции. Республики имеют право устанавливать свои государственные языки, а также имеют столицы.

В составе России насчитывается 22 республики:

  1. Республика Адыгея

  2. Республика Алтай

  3. Республика Башкортостан

  4. Республика Бурятия

  5. Республика Дагестан

  6. Республика Ингушетия

  7. Кабардино-Балкарская Республика

  8. Республика Калмыкия

  9. Карачаево-Черкесская Республика

  10. Республика Карелия

  11. Республика Коми

  12. Республика Марий Эл

  13. Республика Мордовия

  14. Республика Саха (Якутия)

  15. Республика Северная Осетия — Алания

  16. Республика Татарстан

  17. Республика Тыва

  18. Удмуртская Республика

  19. Республика Хакасия

  20. Чеченская республика

  21. Чувашская республика

  22. Республика Крым

15 республик СССР: республики, входившие в состав Советского Союза

В состав СССР, Союза Советских Социалистических Республик, в разное время входили от 4 до 16 национальных республик. На момент распада Союза их было 15 штук.

В момент образования СССР 30 декабря 1922 года в его состав вошли Российская, Украинская, Белорусская и Закавказская республики. К 1929 году республик стало 7, к 1936 году — 11.

Максимальным число советских республик стало к августу 1940 года — их стало 16. Это произошло, когда накануне Второй мировой войны в состав страны были включены Молдавская, Литовская, Латвийская и Эстонская ССР,  а по результатам Советско-финской войны 1939-40 гг. образована Карело-Финская СССР.

Фонтан «Дружба Народов» на ВДНХ в Москве. Каждая из 16 статуй изображает одну из республик СССР. Фото: Wikimedia / Lanta t

С июля 1956 года Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую автономную республику в составе РСФСР. Союзных республик стало 15, и это число сохранялось до конца советской эпохи.

Распад СССР шел в ходе «парада суверенитетов» 1989-1991 годов. Россия провозгласила суверенитет 12 июня 1990 года. В декабре 1991 года были подписаны Беловежские соглашения: лидеры России, Украины и Белоруссии официально упразднили СССР, он перестал существовать.

Республика президентская или все-таки смешанная… По следам отдельных высказываний Президента в послании Федеральному собранию

На 15.01.2019г. пришлось слишком много событий: сначала не привычное по времени послание Президента ФС, потом встреча Премьера и Президента и, наконец, в качестве апофеоза – как гром среди ясного неба – добровольная отставка Правительства в соответствии с ч. 1 ст.117 Конституции. Чуть позднее в тот же вечер стало известно о новом, весьма неожиданном, кандидате в Премьеры (теперь уже Премьере) Михаиле Мишустине, но на фоне случившегося ранее это событие можно было воспринять гораздо спокойнее, тем более в контексте операции «технический премьер».

Среди прочего в послании господин Президент заявил:

«При этом, уважаемые коллеги, хочу подчеркнуть следующее, при этом убеждён, что наша страна с её огромной территорией, сложным национально-территориальным устройством, многообразием культурно-исторических традиций не может нормально развиваться, я скажу больше, просто существовать стабильно

в форме парламентской республики. Россия должна оставаться сильной президентской республикой. Поэтому за президентом, безусловно, должно сохраняться право определять задачи и приоритеты деятельности Правительства, как и право отстранять от должности Председателя Правительства, его замов и федеральных министров в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия. Также за президентом должно оставаться прямое руководство Вооружёнными Силами и всей правоохранительной системой. Но и в этом случае считаю необходимым сделать ещё один шаг для обеспечения большего баланса между ветвями власти».

Президент в очередной раз заявил, что Россия – президентская республика, причем «сильная», такой она и должна оставаться. Этот тезис достаточно типичен для нашего информационного пространства, высказываний высокопоставленных (и не очень) лиц и обыденного правосознания: поскольку исторически в России глава государства (неважно – монарх или президент) – это «наше все», разумеется, при республиканской форме государственного устроения республика может быть только президентской.

К сожалению, эта мысль повторяется вновь и вновь; в очередной раз она прозвучала из уст первого лица государства, как бы легитимировав обоснованность заявлений о президентской форме нашей республики. Более того, из Послания следует, что эта идея была сделана одним из факторов конституционных преобразований («Россия – республика президентская, такой она и должна оставаться»).

Вместе с тем еще со студенческой скамьи из курса конституционного (государственного) права известно, чтО есть президентская республика, и по каким основаниям Российская Федерация ею не является. В общем, ни для одного юриста, вдумчиво прослушавшего даже не весь курс конституционного права, а всего лишь одну из его глав — «учение о форме правления» — не является тайной, что Россия в аспекте выработанных доктринальных признаков существующих форм правления есть все-таки смешанная республика, но никак не президентская.

Классический образец президентской республики – это ненавистные ныне в России США. Несмотря на предикат «президентская», он совсем не означает, что президент «может делать все, что пожелает» (в политическом залоге, в котором журналисты привычно рассуждают о нашей форме правления, наш президент, действительно, вряд ли имеет какие-либо ограничения в реализации своих конституционных полномочий, точнее, его возможности простираются намного дальше его полномочий), его полномочия регламентированы, причем достаточно жестко, без расширительных толкований. Президент США – глава исполнительной (!) власти, а не глава государства (ч. 1 ст. 80 нашей Конституции), лицо, ответственное за воплощение конституционных ценностей, проведение внутренней и внешней политики. Но он действует в жестких рамках, поставленных ему Конгрессом и Верховным судом (назначение должностных лиц, прежде всего «министров», — членов Администрации Президента, с согласия Конгресса; импичмент; отсутствие права законодательной инициативы, etc.). Как глава исполнительной власти Президент в Президентской республике есть вместе с тем и глава правительства; хотя, говоря строго, такого органа как правительство в тех же США нет; вместо него существует the Cabinet of the USA, что на русский язык удачнее всего перевести как Администрация США (даже не Президента), состоящая из государственного секретаря (наш МИД), руководителей федеральных департаментов (обороны, образования, etc.). То есть Администрация (Президента) США – совсем не то же что Правительство Российской Федерации.

Президент единолично контролирует Администрацию: он может по своему усмотрению смещать ее членов, Конгресс лишь выражает согласие на их назначение (но не назначает их). Как сказано в Конституции США (абз. 2 отдела 2 ст. II Конституции США), Президент

«имеет право, по совещании и с согласия сената, заклю­чать трактаты, если две трети сенаторов одобрят их; назна­чать послов, уполномоченных консулов, судей верховного суда и всех других должностных лиц Соединенных Штатов, о назначении которых не сделано постановлений, и должности ко­торых установлены законом; но конгресс может, по своему усмотрению, предоставить назначение таких низших должностных лиц одному президенту, или судам и начальникам отделов».

Надо сказать, что сходный порядок назначения существует (пока) у нас в отношении Премьера (п. «а» ст. 83, ч. 1 ст. 111 Конституции). Вместе с тем Владимир Путин предложил также пересмотреть и правила назначения Премьера: теперь Президент и ГД «поменяются местами» — Президент будет вправе назначить лишь того, кого ранее утвердила ГД (https://sozd.duma.gov.ru/bill/885214-7), но при таком «большем балансе» остается без изменений ч. 4 ст. 111 Конституции – именно она является ключевой в контроле главы Российского государства над парламентом.

Однако, возвращаясь к США, главное в контроле Президента над Администрацией все-таки заключается в том, что Конгресс не имеет полномочия выразить Администрации (такого самостоятельного органа нет вовсе) и его отдельным членам вотум недоверия, так же как и Администрация, ее члены не могут поставить перед Конгрессом вопрос о доверии к ней (ним). Доверие/недоверие к Администрации – прерогатива Президента США.

Совсем иное мы наблюдаем в России: у нас существует правительство как самостоятельный орган исполнительной государственной власти, оно возглавляется Премьером. И Премьер, и члены Правительства назначаются Президентом (но для назначения Премьера Президенту нужно получить согласие ГД – ч. 1 ст. 111 Конституции, после принятия конституционных поправок – утверждения ГД). Как следствие, Президент исключительно по своему усмотрению уполномочен отправить Правительство в отставку (ч. 2 ст. 117 Конституции). Как это ни парадоксально, вопреки словам Дмитрия Медведева о добровольном сложении Правительством своих полномочий 15.01.2020г., согласно тексту Президентского Указа, не Правительство «ушло в отставку», а Президент «объявил об отставке Правительства» — http://www.kremlin.ru/events/president/news/62595.

Несмотря на, можно сказать, полный контроль Президента над Правительством, ГД целиком не устранена от воздействия на него. Помимо согласия (в ближайшем будущем – утверждения) ГД, которое требуется Президенту для назначения Премьера, ГД уполномочена вотировать недоверие Правительству (ч. 3 ст. 117) и отказать Правительству в доверии (ч. 4 ст. 117), когда само Правительство поставит этот вопрос перед ГД.

Таким образом, в отличие от Президентской республики в Российской Федерации контроль над Правительством разделен между Президентом и ГД. Разумеется, речь идет о юридической стороне вопроса, о реальном (политическом) раскладе сил говорить не вполне уместно, поскольку в этом контексте любые рассуждения о влиянии ГД на Правительство становятся беспочвенными.

Смешанный контроль над Правительством – это и есть конститутивный признак смешанной республики, классическим образцом которой является Французская республика («Если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не утвердит программу Правительства или его заявление общеполитического характера, Премьер-министр должен вручить Президенту Республики заявление об отставке Правительства» — ст. 50 Конституции Франции; и Президент обязан принять эту отставку, невзирая на свое возможное несогласие).

Если перейти к парламентской республике, то вполне понятно, что разделенного контроля над правительством в ней нет, правительство формируется и контролируется парламентом и подотчетно только ему. Поэтому когда Президент в Послании утверждает, что Россия должна оставаться «сильной президентской республикой» и вместе с тем предлагает уполномочить ГД утверждать Премьера, то есть принимать решение, без которого сам Президент не сможет его назначить на должность, – это шаг в сторону парламентарного государственного строя, от которого сам Президент и предостерегает, так как при Россия «стабильно существовать и развивать» при нем не сможет. Правда при сохранении неприкосновенности ч. 4 ст. 111 замена слова «согласия» на слово «утверждение» в ч. 1 ст. 111 не повлияет (совсем) на перераспределение полномочий по формированию Правительства и изменение «баланса» ветвей государства.

Таким образом, в доктрине достаточно определенно зафиксированы признаки форм республики, они воспроизводятся в конституционной практике многих государств. Однако можно ли сказать, что традиционные для нашего публичного пространства высказывания о президентском характере нашей республики беспочвенны и являются скорее данью установившейся централизации политической системы? То есть имеются ли для них предпосылки в самой Конституции?

И именно при анализе этого вопроса обнаруживаются как раз те положения, которые действительно позволяют зафиксировать доминирование Президента Российской Федерации в государственном устройстве, на это указывают, как минимум, две конституционные нормы:

  1. ч. 4 ст. 111: если ГД «заупрямится» и начнет отклонять предложенные Президентом кандидатуры, то последнее слово будет за Президентом – он назначит нужного ему Премьера, отправит ГД в отставку и объявит о назначении новых выборов. Весьма характерно, что в проекте ФЗ о поправках в Конституцию пересматриваются чч. 1 и 2 ст. 111, но остается неприкосновенной эта самая ч. 4. Другими словами, ни юридически, ни тем более политически больше свободы у парламента не станет – ГД по-прежнему будет под дамокловым мечом президентского решения.
  2. чч. 3, 4 ст. 117: блокировка вотирования недоверия (отказа в доверии) Правительству: ГД не имеет возможности настаивать на сложении Правительством своих полномочий, поскольку даже выразив недоверие (отказав в доверии) Президента будет решать, соглашаться с ГД или все-таки лучше присмирить неспокойный парламент, заменив его новым созывом.

Как представляется, именно ч. 4 ст. 111 и чч. 3, 4 ст. 117 являются фундаментальными в плане определения формы нашего государственного строя – последнее решение в споре между Правительством (де-факто – Президентом) и ГД будет принимать Президент. Ни одна из этих норм не предполагается к пересмотру. Это означает, что анонсированный «больший баланс» между ветвями государства – нереализуeмое пожелание, если, конечно, он изначально не был лукавством перед камерами.

 

 

Полупрезидентская республика — это… Что такое Полупрезидентская республика?

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, которую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой.

Характеристика смешанной республиканской формы правления

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Смешанные республики

Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Украина, Словакия и Россия.

Конституция Российской Федерации 1993 года [1] установила в России республиканскую форму правления.

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту [2]. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Примечания

Литература

  • Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Под ред. В. А. Четвернина. М., 1997.
  • Симонишвили Л. Р. Республика со смешанной формой правления. М., 2005.
  • Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995.
  • Страшун Б. А. О «Смешанной» форме правления в проекте Конституции Российской Федерации // Конституционное совещание. — № 2 (октябрь 1993 года). — С. 56.
  • Волосникова Л. М. О смешанной форме правления // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории. — М., 2001. — С. 189—193.

Wikimedia Foundation. 2010.

ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — это… Что такое ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА? 
ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА ПОЛУПРЕЗИДЕ́НТСКАЯ РЕСПУ́БЛИКА (республика смешанного типа) — разновидность республиканской (см. РЕСПУБЛИКА (форма правления)) формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. В полупрезидентской республике глава государства избирается, как правило, на всеобщих выборах и реально наделен большими полномочиями. Правительство формируется парламентским путем и ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом.
Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр, имеет право роспуска парламента при выражении вотума недоверия правительству. Для полупрезидентской республики характерен дуализм исполнительной власти. Образцом полупрезидентской республики является Франция по Конституции 1958 года. Широкое распространение полупрезидентская республика получила в бывших социалистических странах (Польша, Румыния, Болгария, Украина, Литва, Молдавия). По ряду формально-юридических признаков к ней можно отнести и Российскую Федерацию.
Конституция России 1993 года не называет президента Российской Федерации главой исполнительной власти, но предоставила ему широкие полномочия в отношении правительства. Председатель правительства Российской Федерации назначается президентом с согласия парламента (Государственной думы), но остальные министры назначаются президентом без такого согласия. Не требуется согласия Государственной думы на отставку председателя правительства и членов правительства по решению президента. При этом правительство несет ответственность перед Государственной думой, которая вправе поставить вопрос о доверии правительству, и если в течение трехмесячного срока недоверие будет высказано дважды, президент Российской Федерации должен объявить об отставке правительства или распустить Государственную думу.

Энциклопедический словарь. 2009.

  • ПОЛУПЕВЧИЕ ПТИЦЫ
  • ПОЛУПУСТЫНЯ

Смотреть что такое «ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА» в других словарях:

  • Республика — все действующие промокоды Республика в категории Книги и журналы

  • ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — см. Республика смешанного типа …   Юридический словарь

  • ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА …   Юридическая энциклопедия

  • Полупрезидентская республика — Формы правления Аристократия Геронтократия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия Представительная демократия Прямая демократия Буржуазная демократия Деспотизм Джамахирия Ди …   Википедия

  • ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — (см. РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — см. Республика смешанного типа …   Энциклопедия юриста

  • полупрезидентская республика — см. республика смешанного типа …   Большой юридический словарь

  • РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА (ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА) — разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Президент (глава государства) избирается, как правило, на всеобщих выборах и реально и юридически… …   Юридическая энциклопедия

  • РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА (полупрезидентская республика) — разновидность республиканской формы правления (см. Республика), при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Президент (глава государства) избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен… …   Юридический словарь

  • РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА — (полупрезидентская республика) разновидность республиканской формы правления (см. Республика), при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Президент (глава государства) избирается, как правило …   Юридический словарь

  • РЕСПУБЛИКА СМЕШАННОГО ТИПА — (полупрезидентская республика) разновидность республиканской формы правления (см. Республика, при которой элементы президентской республики, сочетаются с элементами парламентарной республики. Президент глава государства) избирается, как правило,… …   Энциклопедия юриста

Форма правления. Республиканская форма правления и монархия. Примеры

Форма государственного правления — это способ организации государственной власти, ее высших органов. По форме правления государства делят на республиканские и монархические.

При монархии власть принадлежит правителю пожизненно и передается по наследству. Монархия бывает абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической).

При республике верховная власть избирается. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

Формы монархии. Абсолютная и ограниченная монархия. Примеры стран

Монархия — форма правления, при которой верховная власть принадлежит пожизненному правителю (царю, королю, императору) и передается по наследству.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной.

Абсолютная монархия — это государство, где вся полнота власти принадлежит монарху. Его полномочия не ограничены ни конституцией, ни парламентом. Монарху полностью подотчетны и подконтрольны правительство и другие органы исполнительной власти.

Примеры абсолютных монархий в современном мире — Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар.

Ограниченная монархия бывает дуалистической и парламентской в зависимости от того, насколько ограничена власть короля.

Парламентская или конституционная монархия означает, что законодательная и исполнительная власть не подчиняются правителю. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.

Правительство ответственно перед парламентом, а не перед королем.

Власть монарха определена конституцией и другими законами.

Примеры парламентских монархий — современная Великобритании, Бельгия, Норвегия, Швеция, Нидерланды. В этих странах монархи играют символическую роль и не имеют реальных полномочий.

Дуалистическая монархия — это государство, где монарх обладает небезграничными, но все равно обширными полномочиями.

Исполнительная власть принадлежит монарху, законодательная — парламенту. Монарший двор формирует правительство, король может распустить парламент и наложить вето на любой принимаемый закон.

Примеры дуалистических монархий — Марокко, Кувейт, Иордания, княжество Лихтенштейн, княжество Монако.

Формы республики. Президентская, парламентская, смешанная. Примеры стран

Республика — форма правления, где верховная власть избирается. Глава государства (например, президент) избирается напрямую населением или косвенно — коллегией выборщиков, парламентом. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу — парламенту.

Изначально слово республика означало любое государство, но с XVII века так стали называть государство без короля.

Большинство современных государств — республики. Это не значит, однако, что везде власть избирается демократическим путем. В государстве, называющим себя республиканским, может царить авторитаризм или тоталитарный режим.

Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

Президентская республика — государство, где президент обладает широкими полномочиями. Президент избирается напрямую населением или коллегией выборщиков, а не парламентом. Он координирует отношения между ветвями власти, формирует правительство или сам возглавляет его, вносит законопроекты, является верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене.

Примеры президентских республик: Россия, США, Белоруссия, Казахстан, Уругвай.

Парламентская республика — государство, где власть сосредоточена в парламенте. Выборный парламент формирует правительство, а премьер-министром является представитель победившей на выборах партии.

Премьер возглавляет исполнительную власть, опирающуюся на парламенское большинство. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку.

Должность президента в парламентских республиках также может существовать, но президент не является главой исполнительной власти и играет второстепенную роль.

Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Греция, Польша, Израиль.

Смешанная республика, она же полупрезидентская — это государство, где и парламент, и президент обладают широкими полномочиями. Сильная президентская власть сочетается с контролем парламента за правительством.

Главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.

Парламент смешанной республики может вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. А президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы. Таким образом, для эффективной работы парламент и президент должны искать компромисс и договариваться.

Примеры смешанных республик: Франция, Хорватия, Египет, Литва, Украина, Грузия.

Отдельная категория — теократические республики, где в руках верхушки сосредоточены и государственная, и духовная власть. Например, Исламская Республика Иран, где фактическим главой государства является не президент, а высший по рангу религиозный деятель — аятолла.

Форма правления в России. Российская Федерация как президентская республика

Россия — республика. Эта форма правления закреплена в Конституции Российской Федерации:

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Конституция РФ. Статья 1

Россия как президентская республика. Чаще всего Российскую Федерацию относят к президентским республикам. Действительно, конституционные полномочия президента очень широки.

В России президент является официальным главой государства, гарантом Конституции и прав граждан, верховным главнокомандующим, представителем страны в международной политике.

Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы и имеет право вето, издает обязательные к исполнению на всей территории страны указы и распоряжения.

Президент с согласия Госдумы назначает премьер-министра, определяет структуру правительства, может отправлять кабинет министров в отставку.

Президент выдвигает кандидатуры судей Верховного и Конституционного суда, кандидатуру генерального прокурора, назначает федеральных судей, назначает и снимает с постов высшее командование Вооруженных сил.

От имени России президент ведет переговоры с лидерами других стран, подписывает международные договоры.

Конституция 1993 года была принята по инициативе президента Бориса Ельцина после вооруженного конфликта с парламентом и сильно расширила президентские полномочия. Иногда говорят даже, что Россия — суперпрезидентская республика.

Черты смешанной республики в России. В то же время в российских законах есть ряд положений, характерных для президентско-парламентских республик. Например, парламент может отстранить президента от должности (импичмент), одобряет или отклоняет предложенную президентом кандидатуру премьер-министра, правительство обязано отчитываться перед парламентом о своей работе.

Установите форму правления государства Z. Примеры заданий из ЕГЭ

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, необходимо отличать различные формы правления. Для этого нужно знать признаки абсолютной и ограниченной монархии, президентской и парламентской республики.

Для примера разберем несколько заданий из тестов прошлых лет:

В го­су­дар­стве Z власть передаётся по наследству. Власть короля огра­ни­че­на за­ко­на­ми страны. Вы­бо­ры в пар­ла­мент про­ис­хо­дят регулярно, на аль­тер­на­тив­ной основе. Жи­те­ли го­су­дар­ства об­ла­да­ют всей пол­но­той граж­дан­ских прав и свобод, раз­ви­ты ин­сти­ту­ты граж­дан­ско­го общества. Государство Z вклю­ча­ет в себя территории, не об­ла­да­ю­щие по­ли­ти­че­ской самостоятельностью.
Найдите в приведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) уни­тар­ное государство
2) фе­де­ра­тив­ное государство
3) кон­сти­ту­ци­он­ная монархия
4) де­мо­кра­ти­че­ское государство
5) аб­со­лют­ная монархия
6) пре­зи­дент­ская республика

Правильный ответ: 134

Передача вла­сти по на­след­ству ука­зы­ва­ет на на­ли­чие монархии. Это конституционная монархия, так как власть ограничена законами. На­ли­чие прав и свобод указывает, что это демократическая страна. Тер­ри­то­рии не об­ла­да­ют самостоятельностью — это уни­тар­ное государство.

В го­су­дар­стве Z за­ко­но­да­тель­ную власть осу­ществ­ля­ет парламент, а все­на­род­но из­би­ра­е­мый глава го­су­дар­ства фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ство и воз­глав­ля­ет ис­пол­ни­тель­ную власть. Граж­да­не об­ла­да­ют всей пол­но­той прав и свобод, раз­ви­ты ин­сти­ту­ты граж­дан­ско­го общества. Го­су­дар­ство Z вклю­ча­ет в себя тер­ри­то­рии субъектов, ко­то­рые об­ла­да­ют определённой по­ли­ти­че­ской самостоятельностью. Пар­ла­мент имеет двух­па­лат­ную структуру. Най­ди­те в приведённом спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) конституционная монархия
2) пре­зи­дент­ская республика
3) федеративное государство
4) демократическое государство
5) абсолютная монархия
6) унитарное государство

Правильный ответ: 234
Глава государства избирается всенародно, формирует правительство и является главой исполнительной власти — это пре­зи­дент­ская республика. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод — значит это демократическое государство. Территориальные субъекты имеют политическую самостоятельность — это признак федерации.

Конституция провозглашает государство Z демократической федеративной парламентской республикой.
Назовите любые три признака формы правления государства Z.

Правильный ответ может содержать следующие признаки:
1) правительство формируется парламентским большинством.
2) правительство ответственно перед парламентом.
3) в полномочия парламента входит контроль за правительством.


Государство Z до при­ня­тия новой кон­сти­ту­ции было пре­зи­дент­ской республикой, а после ее при­ня­тия стало пар­ла­мент­ской республикой. Од­на­ко пост пре­зи­ден­та был сохранён.
Кто будет воз­глав­лять ис­пол­ни­тель­ную власть в Z?
Какие пол­но­мо­чия со­хра­нят­ся у пре­зи­ден­та Z? (Укажите любое одно полномочие.)
Перед кем будет от­вет­ствен­но правительство?

Правильный ответ:
1) Ис­пол­ни­тель­ную власть будет воз­глав­лять глава правительства — премьер-министр.
2) Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие пол­но­мо­чия президента:
— президент об­на­ро­ду­ет законы
— президент фор­маль­но на­зна­ча­ет главу пра­ви­тель­ства — главу пар­тии, победившей на выборах
3) Пра­ви­тель­ство будет от­вет­ствен­но перед парламентом.

Выберите вер­ные суж­де­ния о фор­мах прав­ле­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) В пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ке про­ис­хо­дит все­на­род­ное из­бра­ние президента.
2) В пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ке пра­ви­тель­ство несет от­вет­ствен­ность за свою де­я­тель­ность перед парламентом.
3) В пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ке от­сут­ству­ет от­вет­ствен­ность пре­зи­ден­та перед пар­ла­мен­том за про­во­ди­мую политику.
4) В сме­шан­ной рес­пуб­ли­ке пре­зи­дент объ­еди­ня­ет пол­но­мо­чия главы го­су­дар­ства и главы правительства. 
5) В сме­шан­ной рес­пуб­ли­ке пра­ви­тель­ство несёт от­вет­ствен­ность од­но­вре­мен­но и перед президентом, и перед парламентом.

Правильный ответ: 235

Форма правления в Российской Федерации



Форма правления — это элемент формы государства, который охватывает порядок формирования высших органов государства, их компетенции, структуру, а также принципы взаимоотношения органов власти между собой и с населением [1].

Иными словами, форма правления отвечает, кто правит и как осуществляет верховную власть в государстве.

Дискуссионным представляется вопрос о форме правления в России, поскольку Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года (далее — Конституция РФ, КРФ), не определяет вид республики, к которой относится Российская Федерация (Статья 1 КРФ). Среди отечественных учёных установились две основные позиции по обозначенной проблеме. Сторонники первой утверждают, что Россия — президентская республика, так как само по себе наличие некоторых элементов парламентаризма не делает президентскую республику парламентской. Так, например, доктор юридических наук О. Е. Кутафин и доктор юридических наук Е. И. Козлова в научных трудах указывают на то, что по мере становления России как конституционного государства, черты президентской республики усиливались, и что в конечном счёте она стала по своему характеру полностью президентской, однако сохраняющей «некоторые внешние признаки парламентского государства» [2]. Данные выводы подкрепляются тем, что Президент РФ избирается всенародным голосованием, является верховным главнокомандующим, имеет значительные полномочия в целом. Однако есть и Правительство, которое обязано ежегодно отчитываться перед Парламентом, что нехарактерно для президентской республики.

Также следует отметить поддержку данной позиции Председателем Конституционного Суда России В. Д. Зорькиным, который в докладе на юбилейной Конференции РАН сказал следующее: «Я сам, когда эта Конституция обсуждалась, многое в ней резко критиковал. И Президента, роль которого была гипертрофирована, критиковал тоже. … И я твердо убеждён, что только акцент Конституции 1993 года на полномочиях президентской власти спас нашу Россию от государственного распада. Я хорошо вижу те процессы, которые продолжают создавать угрозы этого распада. И я считаю, что для отражения этих угроз в стране должна быть сильная президентская власть» [3].

Председатель Правительства РФ, Д. А. Медведев в докладе на конференции, посвящённой пятнадцатилетию Конституции РФ, высказал мысль о том, что Россия носит президентский характер государства и что это является оптимальным [4].

Сторонники иной позиции говорят о смешанном характере республики в Российской Федерации. Доктор юридических наук В. Е. Чиркин обращает внимание на то, что отношения, складывающиеся внутри государства, фактически имеют более важное значение, чем юридические нормы [5]. Так, правовед отмечает: в форме правления РФ есть не только некоторые черты парламентарной республики, но и «существенные черты президенциализма». Это приводит автора к выводу о том, что Россия — полупрезиденсткая республика с доминирующим положением Президента в структуре власти.

Прежде чем переходить к анализу упомянутых видов республики, нужно обозначить признаки, присущие республике как форме правления в целом.

Во-первых, выборность высших органов власти. Кроме того, указанные органы избираются на определённый законом срок.

Во-вторых, реальное разделение властей. В зависимости от вида республики глава государства может возглавлять исполнительную власть, однако законодательная и судебная всегда осуществляется иными органами.

В-третьих, юридическая и политическая ответственность главы государства и иных должностных лиц. Например, правомочие законодательного органа отрешить главу государства в установленных случаях. Это один из наиболее ярких примеров отличия республики от монархии, где политическую ответственность за монарха несут министры.

Президентская республика представляет собой вид республики с перевесом полномочий в пользу главы государства.

Главной отличительной чертой является внепарламентский метод избрания главы государства. Это может быть всенародное избрание или же избрание коллегией выборщиков, что является примером непрямых выборов.

Следующим признаком является внепарламентский метод формирования правительства: глава государства назначает главу исполнительной власти, либо сам замещает указанную должность. Также стоит отметить, что правительство несёт ответственность только перед президентом и может быть распущено только им: законодательный орган не задействован в этих процессах.

Зачастую в президентских республиках глава государства обладает следующими правомочиями: правом вето на принимаемые парламентом законы, правом вводить военное или чрезвычайное положение в стране (ограниченное, либо неограниченное), правом издавать нормативные правовые акты, имеющие силу закона (не подзаконного акта), а также он занимает пост главнокомандующего вооружёнными силами (не только номинально).

Смешанная республика сочетает в себе черты президентской и парламентской.

Смешанная республика схожа с президентской в том, что глава государства избирается внепарламентским путём, может наложить право вето на принимаемые парламентом законы, является верховным главнокомандующим вооружёнными силами, имеет право (ограниченное или неограниченное) на введение военного и/или чрезвычайного положения в стране.

Однако от президентской республики смешанная отличается тем, что президент не является главой исполнительной власти. Данная должность замещается главой правительства (премьер-министром), назначаемым главой государства с утверждением кандидатуры парламентом. Продолжая говорить о правовом положении органов исполнительной власти, нужно отметить, что для смешанных республик характерна двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом, несмотря на его самостоятельность и независимость от иных органов.

Глава государства в смешанной республике не единолично определяет внешнюю политику и руководит ей — нужно учитывать внешнеполитические позиции правительства.

Наличие механизма «сдержек и противовесов» обеспечивает равенство ветвей власти. Так, например, парламент обладает правом отправить в отставку правительство, а избранный глава государства может выразить вотум недоверия и распустить законодательный орган.

Некоторые авторы не выделяют смешанную республику как самостоятельный вид, говоря о том, что это переходная форма либо к президентской, либо к парламентской республике [6].

В контексте смешанной республики можно говорить о её подвидах — полупарламентской (парламентско-президентской) и полупрезидентской (президентско- парламентской) — в зависимости от усиления роли законодательного органа или главы государства.

Учёные-политологи отмечают схожесть формы правления в Российской Федерации с формой правления Пятой Французской республики — полупрезидентской республикой, которая была установлена в 1958 году с принятием новой Конституции. Об однородности формы правления в указанных странах говорит доктор юридических наук В. Е. Чиркин [7]. Доктор юридических наук М. А. Краснов также затрагивает соотношение французской и российской моделей управления [8].

Сравнивая полномочия глав государств, установленные конституцией Пятой Французской Республики (далее — КФР) и конституцией Российской Федерации, можно найти много общего.

Так, оба президента являются гарантами Конституции (ст. 5 КФР, п.2 ст 80 КРФ), являются верховными главнокомандующими Вооружёнными силами (ст. 15 КФР, п. 1 ст. 87 КРФ) и осуществляют назначение на высшие военные должности (ст. 13 КФР, п. «л» ст. 83 КРФ), осуществляют помилование (ст. 17 КФР, ст. 89 КРФ), заключают и ратифицируют международные договоры (ст. 52 КФР, п. «б» ст. 86 КРФ), могут инициировать пересмотр конституции (ст. 89 КФР, ст. 134 КРФ), обладают правом промульгации законов (ст. 10 КФР и п. «д» ст. 84 КРФ), имеют право присутствовать на заседаниях исполнительного органа (ст. 9 КФР и п. «б» ст. 83 КРФ), по представлению Председателя Правительства назначают и освобождают от должности министров (ст. 8 КФР, п. «д» ст. 83 КРФ).

Процедура отрешения Президента от должности в обеих республиках довольно сложная: это касается и порядка отрешения, и самого выдвижения обвинения против главы государства (ст. 68 КФР, п. 1 ст. 93 КРФ).

Однако существуют и важные различия в компетенциях упомянутых глав государств. В отличие от Франции, в России для роспуска нижней палаты парламента президент не должен консультироваться с Премьер-министром и председателями обеих палат (ст. 12 КФР, п. «б» ст. 84 КФ).

В вопросе назначения судей Президент Франции имеет больше полномочий, так как возглавляет орган по подбору судейских кадров (Высший совет магистратуры), в то время как в России Президент может только представлять их кандидатуры (ст. 65 КФР и п. «е» ст. 83 КРФ).

Французский Президент назначает Премьер-министра единолично (ст. 8 КФР), в России же Президенту требуется согласие Государственной Думы РФ. Однако нужно обратить внимание на правомочие Президента РФ распустить нижнюю палату парламента в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур (п. 4 ст. 111 КРФ). Таким образом, можно сделать вывод, что фактически данный пост будет занимать кандидатура, избранная Президентом РФ.

Немаловажным является тот факт, что Правительство Франции ответственно только перед Народным Собранием — нижней палатой парламента. В Российской Федерации предусмотрена двойная ответственность высшего исполнительного органа (пп. «а» п. 1 ст. 114 КРФ, п. 2 ст. 117 КРФ).

Особое внимание хочется обратить на те полномочия, которыми обладает глава Российской Федерации, но не обладает глава Французской Республики.

Президент РФ имеет право самостоятельно назначать референдум (ст. 11 КФР, п. «в» ст. 84 КРФ).

Во Франции Президент формально не обладает правом законодательной инициативы, в России же, согласно статье 104 КРФ, глава государства такое право имеет.

В Российской Федерации вопросы гражданства рассматриваются Президентом (п. «а» ст. 89 КРФ), во Франции — Парламентом (ст. 34 КФР).

Одной из функций созданного в 1958 году Конституционного совета является урегулирование споров между высшими государственными органами (ст. 41 КФР). В России согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти может использовать Президент (п. 1 ст. 85 КРФ).

Осадное положение во Франции вводится декретом Совета министров, продолжается — только Парламентом (ст. 36 КФР), в России Президент вводит военное, чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом палатам парламента (п. 2 ст. 87, ст. 88 КРФ).

В целом, подсчитывая количество властных полномочий, которыми наделён глава государства, можно обнаружить, что практически в два раза их больше у Президента РФ.

Обратимся к взаимоотношению ветвей власти внутри Российской Федерации. Рассматривая соотношение полномочий Президента РФ и Федерального Собрания РФ (далее — ФС РФ), установленных Конституцией РФ, можно прийти к выводу, что некоторые полномочия Совета Федерации ФС РФ и Государственной Думы ФС РФ носят номинальный характер. Так, например, назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ (пп. «ж» п. 1 ст. 102 КРФ), а также назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей (пп. «з» п. 1 ст. 102 КРФ) происходит по представлению Президента РФ (п. «е» и п. «е.1» ст. 83 КРФ). К полномочиям Совета Федерации ФС РФ относится утверждение указов Президента РФ о введении военного, чрезвычайного положения (пп. «б» и пп. «в» п. 1 ст. 102 КРФ), но принимая во внимание положения пункта 2 статьи 87 и статьи 88 КРФ о том, что Президент вводит военное, чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания РФ, представляется, что данные указы не могут быть не утверждены.

Однако к ведению Совета Федерации отнесены такие компетенции, как назначение выборов Президента РФ и отрешение Президента РФ от должности (пп. «д» и пп. «е» п. 1 ст. 102 КРФ), что свидетельствует о важной роли участия данного органа в судьбе государства.

Говоря о полномочиях Государственной Думы ФС РФ, а именно о даче согласия Президента на назначение Председателя Правительства РФ (пп. «а» п.1 ст. 103 КРФ) и о решении вопроса доверии Правительству РФ (пп. «б» п.1 ст. 103 КРФ), нужно отметить право Президента РФ распустить нижнюю палату парламента (п. «б» ст. 84 КРФ, п. 4 ст. 111 КРФ, ст. 117 КРФ).

Для определения вида республики имеет значение тот факт, что Государственная Дума ежегодно заслушивает отчёты Правительства (пп. «в» п. 1 ст. 103 КРФ).

Подводя итог, хочется ещё раз обратить внимание на следующее. Избрание главы государства и формирование правительства происходит внепарламентским путём. Президент РФ обладает большим количеством властных полномочий: в их числе право роспуска Государственной Думы или отставки Правительства в предусмотренных законом случаях, право вето на законы Федерального Собрания РФ, право законодательной инициативы и вынесения вопросов на рассмотрение референдумом. Глава государства является гарантом Конституции и верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ. Несмотря на то, что Президент России не является главой исполнительной власти, фактически его роль в управлении делами государства гораздо больше, нежели роль Правительства или Федерального Собрания. Таким образом, можно говорить о том, что в Российской Федерации установилась смешанная полупрезидентская республика, так как совсем отрицать роль высшего законодательного органа представляется невозможным: в государственном строе определённо присутствуют элементы парламентаризма, такие как двойная ответственность правительства, подзаконный характер актов, издаваемых Президентом РФ, назначение на должность Председателя Правительства с согласия Государственной Думы РФ.

Литература:

  1. Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник / В. Е. Чиркин. — М.: Юристъ, 1999. — С. 138.
  2. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. — 5-е изд. — М.: Проспект, 2014. — 592 с.
  3. Доклад В. Д. Зорькина на юбилейной Конференции в РАН 10 декабря 2003 года «Конституция России» // Конституционный Суд Российской Федерации. URL: http://www.ksrf.ru/ru/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=11 (дата обращения: 29.12.2018).
  4. Выступление на научно-практической конференции, посвящённой 15-летию принятия Конституции Российской Федерации // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/2445 (дата обращения: 28.12.2018).
  5. Чиркин В. Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. — М.: Зерцало, 1998. — 448 с.
  6. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. — 560 с.
  7. Чиркин В. Е. Какая форма правления существует в современной России? // Российский журнал правовых исследований. — 2014. — № 4 (1). — С. 32–40.
  8. Краснов М. А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право. — 2003. — № 10. — С. 16–20.
  9. Барихин А. Б. Большая юридическая энциклопедия. — М.: Книжный мир, 2010. — 960 с.
  10. Крутоголов М. А. Президент Французской Республики: правовое положение. — М.: Наука, 1980. — 336 с.
  11. Кутафин О. Е. Основы государства и права. — 6-е изд. — М.: Юристъ, 1998. — 384 с.
  12. Маклаков В. В. Конституции зарубежных государств. — 3-е изд. — М.: Волтерс Клувер, 2000. — 564 с.
  13. Морозова Л. А. Теория государства и права. — 5-е изд. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 464 с.
  14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, глава государства, Российская Федерация, Президент РФ, президентская республика, чрезвычайное положение, смешанная республика, законодательный орган, нижняя палата парламента, вид республики.

Смешанная республика — это… Что такое Смешанная республика? Президентская республика обозначена синим цветом (светло—зелёным если исполнительная власть президента ограничена парламентом), а смешанная республика выделена жёлтым цветом.

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.

Характеристика смешанной республиканской формы правления

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Смешанные республики

Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы)[источник не указан 1312 дней]. Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1958 года), Португалия, Литва, Словакия, Россия, Украина, Киргизия, Финляндия

Конституция Российской Федерации 1993 года[1] установила в России республиканскую форму правления.

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту[2]. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Примечания

Литература

  • Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Под ред. В. А. Четвернина. М., 1997.
  • Симонишвили Л. Р. Республика со смешанной формой правления. М., 2005.
  • Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995.
  • Страшун Б. А. О «Смешанной» форме правления в проекте Конституции Российской Федерации // Конституционное совещание. — № 2 (октябрь 1993 года). — С. 56.
  • Волосникова Л. М. О смешанной форме правления // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории. — М., 2001. — С. 189—193.
Политическая система — Россияпедия Основные факты о России

Конституция была принята на национальном референдуме 12 декабря 1993 года.


Московский Кремль (фото Ирины Васильевицкой, РТ)

Россия — федеративная президентская республика

Исполнительная власть разделена между президентом и премьер-министром Министр, но президент является доминирующей фигурой. Законодательный орган в лице Федерального Собрания России.Он имеет две камеры: Государственная Дума — нижняя палата, а Совет Федерации — верхняя дом. Судебная власть принадлежит судам и управляется Министерство юстиции.

Президент

Президент является главой государства и избирается всенародным голосованием каждые шесть лет максимум на два срока подряд. Первоначальная конституция имела четырехлетний президентский срок, но в конце 2008 года парламент изменил ее до шести лет. Новые правила не будут применяться к нынешней администрации и вступят в силу только после следующих выборов, которые должны состояться в 2012 году.Рабочая резиденция президента находится в Московском Кремле. Президент определяет основную внутреннюю и внешнюю политику, является главнокомандующим вооруженными силами, может накладывать вето на законопроекты, решать вопросы гражданства Российской Федерации, вручать государственные награды и помиловать.

Правительство

Государственные обязанности распределены между рядом министерств, некоторые из которых, в свою очередь, имеют федеральные службы и подотчетные им федеральные агентства.Глава правительства, премьер-министр, назначается президентом и утверждается Государственной Думой. Правительство находится в так называемом Белом доме в Москве. Правительство обеспечивает реализацию внутренней и внешней политики, разрабатывает федеральный бюджет, контролирует реализацию финансовой и денежно-кредитной политики, обеспечивает верховенство закона, права и свободы человека.

Парламент

Двухпалатное Федеральное Собрание издает федеральный закон, утверждает договоры, объявляет войну и обладает полномочиями кошелька.Обе его палаты расположены в Москве.

Совет Федерации

Совет Федерации России является верхней палатой российского парламента. Созданная в соответствии с Конституцией 1993 года, она должна была выступать в качестве голоса субъектов Российской Федерации. Совет недвусмысленно заявил, что в верхней палате не должно быть политических фракций.

В отличие от Государственной Думы, Совет не избирается напрямую. Он состоит из представителей российских федеральных образований — у каждого по два.Один избирается законодательным органом субъекта; другой назначается руководителем организации. Условия членства не определены на национальном уровне, а зависят от условий региональных органов, которые их выбрали.

Совет работает с нижней палатой, чтобы завершить и проголосовать по законопроектам. Но Совет Федерации также обладает особыми полномочиями, в том числе объявлением президентских выборов, импичментом президента и решениями об использовании вооруженных сил за пределами территории России.

Белый дом (фото Ирины Васильевицкой, РТ)

Государственная Дума

Государственная Дума является нижней палатой российского парламента. 450 депутатов избираются сроком на пять лет после конституционных поправок, согласованных парламентом в конце 2008 года. Однако первоначальный четырехлетний срок будет применяться к нынешней Думе, поскольку новые правила вступают в силу только после следующих выборов. Любой гражданин России старше 21 года имеет право баллотироваться.Половина мест раньше была заполнена путем пропорционального представительства, а другая половина — в одномандатных округах. Теперь система изменилась.

Парламентские выборы 2007 года использовали новый формат, в соответствии с которым все депутаты избирались по партийным спискам путем пропорционального представительства.

Термин «Дума» происходит от русского «дум» («думать»). По сравнению с некоторыми европейскими демократиями, российская Дума довольно молодая. Основанная в 1906 году, она не пережила революцию 1917 года.Но он пришел в норму в 1993 году, когда первый президент России Борис Ельцин представил новую конституцию.

Все законопроекты, даже предложенные Советом Федерации, должны быть сначала рассмотрены Государственной Думой. После принятия законопроекта большинством в Думе законопроект направляется обратно в Совет Федерации. Если Совет отклонит его, обе палаты могут сформировать комиссию для выработки компромисса.

Московский Кремль (фото Ирины Васильевицкой, РТ)

Судебная власть

Три типа судов составляют российскую судебную систему:

  • Суды общей юрисдикции (включая военные суды), подчиненные Верховному суду;
  • он система арбитражного суда при Высшем арбитражном суде;
  • Конституционный суд (а также конституционные суды в ряде федеральных образований)

Муниципальный суд является самым низким судебным органом в общей судебной системе.Он обслуживает каждый город или сельский район и рассматривает более 90 процентов всех гражданских и уголовных дел. Следующим уровнем судов общей юрисдикции являются региональные суды. На самом высоком уровне Верховный суд. Решения судов первой инстанции, как правило, могут быть обжалованы только в суде первой инстанции.

Арбитражные суды на практике представляют собой специализированные суды, которые разрешают имущественные и коммерческие споры между хозяйствующими субъектами. Высшим арбитражным судом по экономическим спорам является Высший арбитражный суд.

Конституционный суд уполномочен определять, являются ли законы или указы президента конституционными. Если он находит, что закон является неконституционным, закон становится неисполнимым, и правительственным учреждениям запрещается его применять. Судьи Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда назначаются верхней палатой парламента, Советом Федерации.

,

О Российской Федерации | Законодательство СНГ

Общая информация

Россия, также официально известная как Российская Федерация, является страной на севере Евразии. Это федеральная полупрезидентская республика, в которую входят 83 субъекта федерации. С северо-запада на юго-восток Россия граничит с Норвегией, Финляндией, Эстония, Латвия, Литва и Польша (оба через Калининградскую область), Беларусь, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия и Северная Корея.Он также имеет морские границы с Японией по Охотскому морю и США. Аляска у Берингова пролива. На 17 075 400 кв. Км (6 592 800 кв. Миль) Россия является крупнейшей страной в мире, занимая более одной восьмой населенной территории Земли. Россия также является девятой по численности населения страной с 143 миллиона человек по состоянию на 2012 год. Распространяясь на всю Северную Азию и большую часть Восточной Европы, Россия охватывает девять часовых поясов и включает в себя широкий спектр сред и рельефов.Россия обладает крупнейшими в мире запасами полезных ископаемых и энергетические ресурсы и является крупнейшим производителем нефти и природного газа в мире. Россия обладает крупнейшими в мире лесными запасами, а ее озера содержат примерно четверть мировых запасов пресной воды.

Политика

Согласно Конституции России, страна является федерацией и полупрезидентской республикой, в которой президент является главой государства, а премьер-министр — главой правительства.Российская Федерация имеет фундаментальную структуру как многопартийная представительная демократия с федеральным правительством, состоящим из трех ветвей:

Законодательный: Двухпалатное Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы с 450 членами и Совета Федерации с 166 участниками, принимает федеральный закон, объявляет войну, одобряет договоры, имеет власть кошелька и власть импичмента Президента.

Исполнительный: Президент является главнокомандующим вооруженными силами, может накладывать вето на законопроекты, прежде чем они станут законом, и назначает Кабинет министров и других должностных лиц, которые управляют и обеспечивают соблюдение федеральных законов и политики.

Судебная власть: Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и нижестоящие федеральные суды, судьи которых назначаются Советом Федерации по рекомендации Президента, толкуют законы и могут отменять законы, которые они считать неконституционным.

Президент избирается всенародным голосованием на шестилетний срок (имеет право на второй срок, но не на третий срок подряд). Правительственные министерства состоят из премьер-министра и его заместителей, министров и других отдельных лиц; Все они назначаются Президентом по рекомендации Премьер-министра (тогда как назначение последнего требует согласия Государственной Думы).Ведущие политические партии в России включают в себя Единую Россию, Коммунистическую партию, Либерально-демократическая партия России и Справедливая Россия.

Экономика

В России рыночная экономика с огромными природными ресурсами, особенно нефтью и природным газом. Она занимает 10-е место в мире по номинальному ВВП и 6-е место по паритету покупательной способности (ППС). С начала XXI века Рост внутреннего потребления и усиление политической стабильности способствовали экономическому росту в России.Страна завершила 2008 год с девятым годом роста, который в среднем составлял 7% ежегодно в период с 2000 по 2008 год. Реальный ВВП на душу населения, ППС (текущий в 2010 году — 19 840 долл. США). Рост был обусловлен главным образом неторговыми услугами и товарами для внутреннего рынка, а не добычей и экспортом нефти или минералов. Средняя номинальная зарплата в России составляла 640 долларов в месяц в начале 2008 г. по сравнению с 80 долл. США в 2000 г. В конце 2011 г. среднемесячная номинальная заработная плата достигла 24 310 руб. (Или 810 долл. США), а налог на доходы физических лиц уплачивается по ставке 13% на большинство доходов.Примерно 13,7% россиян жили ниже национальной черты бедности в 2010 году, значительно ниже 40% в 1998 году в худшую точку постсоветского распада. Уровень безработицы в России в 2007 году составлял 6%, тогда как в 1999 году он составлял 12,4%. Средний класс вырос лишь с 8 миллионов человек в 2000 году до 55 миллионов человек в 2006 году.

,

Что такое полупрезидентская система правления?

г-жа Агги 10 мая 2019 года в мире факты

The government of Ireland is an example of a semi-presidential government. Правительство Ирландии является примером полупрезидентского правительства.

Полупрезидентская система правления представляет республику, управляемую избранным президентом, премьер-министром и кабинетом. Президент, как правило, избирается и должен служить в течение установленного конституцией срока. В последнее время полупрезидентские правительства стали популярными, особенно в западных странах.Эта система управления приняла различные формы в разных странах. В некоторых странах президент и премьер-министр имеют равные полномочия. Однако в других странах либо премьер-министр, либо президент демонстрируют больше исполнительных полномочий, чем другие. Другая форма — это когда президент и парламент разделяют полномочия, чтобы премьер-министр отвечал как президенту, так и законодательному органу. Примерами стран, практикующих полупрезидентскую систему управления, являются Ирландия, Польша, Словения, Австрия, Португалия, Румыния, Монголия, Южная Корея, Украина, Болгария, Финляндия, Россия, Литва, Шри-Ланка, Гаити, Намибия и Гайана.

Особенности полупрезидентского управления

Полупрезидентские правительства будут либо президент-парламентскими, либо премьер-президентскими. Президентско-парламентские республики ближе, чем чистый президентский пост. В этом случае президент избирается избирателями. Когда они вступают в должность, они выбирают парламент и кабинет, которые подотчетны как законодательному органу, так и президенту.Премьер-министр может быть отстранен от должности «голосованием недоверия» или отставкой президента. К странам с президентско-парламентским управлением относятся Мозамбик, Тайвань, Сенегал и Португалия.

С другой стороны, премьер-президентский стиль управления влечет за собой, что напоминает чистый парламентаризм.В таком случае премьер-министр и кабинет министров выбираются членами парламента и несут исключительную ответственность перед законодательным органом. Кроме того, единственной прерогативой парламента является отставка кабинета и премьер-министра путем «вотума недоверия». Президент не участвует в выборе и увольнении этих двух исполнительных органов власти. Примерами таких республик являются Нигер, Кабо-Верде, Мали, Восточный Тимор и Литва.

Значение принятия полупрезидентского управления

Большинство правительств прибегали к полупрезидентским правительствам, чтобы защитить свои страны от президентской диктатуры, свидетелями которой стали многие страны мира, такие как Ливия, Алжир, Казахстан, Беларусь, Эритрея, Эфиопия и Камбоджа.Это средство достижения политической стабильности, а также предоставления дополнительных сдержек и противовесов президентскому месту. Во-вторых, доля власти между премьер-министром, президентом, кабинетом и законодательным органом обеспечивает эффективное руководство страной, практикующей полупрезидентское управление. Несмотря на эти преимущества, одним из недостатков полупрезидентского управления является путаница в отношении конкретной роли премьер-министра и президента.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *