Руководителя для – 5 лайфхаков для начинающего руководителя

Простые подсказки для руководителя — Психологос

Фильм «Уроки для руководителя»

Фильм «Уроки для руководителя»

​Учить себя грамотно отдавать распоряжения надо с самых простых вещей, а именно с правила позитива и конструктива: НЕ ГОВОРИ, ЧТО ПЛОХО. ГОВОРИ, ЧТО СДЕЛАТЬ НАДО.

Обычно: даем усиленную негативную оценку, но не даем прямого распоряжения.

– Что у вас за бардак? (и пошел дальше…)

Грамотнее — наоборот: негативную оценку снизить (от мягкого смягчения до никакой и выше до положительной) и дать прямые, конкретные распоряжения.

– Хорошо, я вижу, у вас бодрая работа! Но сейчас — наведите порядок.

Раскладка по главному алгоритму:

«Хорошо, я вижу, у вас бодрая работа!»

«Хорошо» — лидерский комментарий: оценили положительно, что имеет одновременно несколько смыслов: мотивация-энергетизация и — «Я имею право вас оценивать», то есть: «Вы мне подчинены». «Я вижу» — «я за вами слежу, вас контролирую, и это нормально». «У вас бодрая работа» — два напоминания и мотиватор. Напоминание раз: о том, что здесь работа (а не тусовка, например), и два: работа должна быть бодрой. Мотиватор — энергетизирующая положительная оценка.

В результате — ПРИСТРОЙКА (немного сверху), одновременно ЗАХВАТ.

«Но сейчас — наведите порядок».

ПРИЕМ после ЗАХВАТА. ВЕДЕНИЕ, следующее из ПРИСТРОЙКИ.

А где ФИКСАЦИЯ? Правильно, фиксация тут пропущена — по крайней мере не указана. А нужна ли тут фиксация, и какая? Нужна: например, внимательный взгляд, отслеживающий реакцию на ваше распоряжение. Дождались кивка или движения в сторону наведения порядка — хорошо, ваш взгляд потеплел, вы улыбнулись и взглядом их отпустили.

Положительное подкрепление. То есть заодно — и дрессировка.

Захват

Умение делать захват — пожалуй, это самая «коронка», самая секретная техника успешных руководителей, при том, что при знании этой техники делается она несложно. Как правило, типичный простой захват можно подразделить на три основных этапа:

1. Вынуть человека из его ситуации. Отвлечь. Вывести человека в нейтральное положение, попросив отложить то занятие, которым он сейчас занят.

«Подойди сюда, пожалуйста!» (встань, посмотри на меня, отложи на секундочку свою книгу и так далее…)

Даже если человек свободен, его все равно, как правило, приходится отвлекать: от его приятного ничегонеделания. Чтобы в этом моменте не вызвать сопротивления, лучше избегать интонации приказа или наезда; предпочтительно использовать мягкую, спокойную просьбу или веселую, многообещающую провокацию: вроде как приглашаю поиграть…

Все люди — дети, и это работает.

2. Вставить его в нужную ситуацию: произвести предварительную организацию.

«Возьми блокнот!» (ручку, подержи эту вещь и снова так далее…)

3. Дать ключевую команду: «Запиши: тебе сейчас нужно…».

Если человек не выполняет просьбу или отвлекается, захват нужно повторить или усилить: для этого часто используется пауза… Вы прерываете незаконченную речь и соответствующие действия… И внимательно смотрите на этого славного и такого интересного человечка…

Пауза действует и один на один, а в окружении группы, когда человек задерживает остальных — тем более. В варианте с детьми иногда проще всего использовать реальный физический захват и фиксацию: мягко, обтекая — обняли, одна рука фиксирует плечо, другая голову… Вырываться трудно, а главное — не хочется!

Попутно можно чмокнуть в щечку иль просто попросить «обними мамочку, мне так приятно»… Когда ребенок размякнет, с ним легче найти общий язык.

Любовь и захват — это так рядом!

Возможных вариантов захватов — море, особенно если включать сюда создание соответствующих эмоциональных состояний, от беспокойства и любопытства до жадности и восторга. «Захватил внимание», «захватывающий рассказ», «захватывающее зрелище» — это все про то же, про чарующее искусство коммуникативного захвата.

Инструктаж

Это успокаивает любого сотрудника. От этого в восторге женщины! Это понимают даже дети. Это чудодейственное средство — лидерский инструктаж. Люди часто недооценивают его силу, но все мудрые администраторы и опытные родители прибегают к нему в затруднительных ситуациях. Действительно, сколько проблем просто не возникло бы, если бы вместо требовательных приказов, воодушевляющих пассажей или обиженных претензий — звучал бы четкий и спокойный инструктаж: «Возьмите. Сделайте. А потом вот это. Ну и хорошо».

Теперь прочитайте следующий текст и отметьте все места, которые делают его убедительным.

– Возьмите блокнот и ручку, садитесь вот сюда и записывайте. К праздничной встрече вам надо будет купить вино, конкретно десять бутылок красного, десять белого — все на ваш выбор — и пять бутылок водки.

– Вы что? (можно взять маленькую паузу, спокойно глядя милой женщине в глаза… Пусть услышит, что она только что сказала!)

– Я вам еще не говорил, что, когда дает распоряжение руководитель, сотруднику надо его не перебивать, а дослушать до конца? (мини-транс…) Ваше мнение мне понадобиться минут через пять, я вам скажу.

Спасибо. А теперь отметьте все обороты в тексте, где был использован инструктаж.

Сколько моментов совпадения?

Фиксация

Ну почему люди так часто пропускают фиксацию?! Вот, произнес пламенную речь (рекламного характера), в аудитории множество заинтересованных глаз, но речь заканчивается и… — и все.

Все. Прочувствуйте ситуацию со стороны аудитории: «Он закончил, и ничего не произошло… Аплодисментов нет, заинтересованных вопросов никто не задал… Значит, предложение не интересное? А я то, дурак, повелся…» — все логично, поскольку он смотрит только на выступающего и других таких же горящих, как и у него, слева и справа — не видит.

Обязательное правило: после каждого значимого выступления организуйте реакцию аудитории, чтобы аудитория услышала и поняла, что услышанное ею от вас ей было — интересно.

Самый ни к чему не обязывающий вопрос: «Поднимите руки те, кому сейчас кажется, что ему это может быть интересно?» — тут руку не поднять трудно… А если руки подняли многие — ну, значит, выступление было стоящим.

Фиксация очень похожа на подписание соглашения. Как только человек выдвигает свои встречные условия или просто соглашается с предложенным, он попал. Для этого можно использовать следующие формочки:

– Когда тебе можно перезвонить, чтобы договориться о встрече?

– Поднимите руки те, кого это предложение заинтересовало?

– В каком виде ты предпочитаешь это делать?

– Сколько тебе понадобится для этого времени?

– Сколько ты готов заплатить или какая оплата тебя устроит?

www.psychologos.ru

Руководство для руководителя

Почему один руководитель уважаем, а другому подчиняются лишь на словах? Почему один приобретает авторитет и становится лидером для своих сотрудников, а другой борется с отрицатильными лидерами среди своих подчиненных? чем же таким особенным обладает один, что напрочь отсутствует у другого? Давайте рассмотрим, каким должен и каким не должен быть настоящий руководитель, которого не только уважают, но еще и ценят, а может быть, даже любят.

ОТНОШЕНИЯХ НАЧАЛЬНИКА С ПОДЧИНЕННЫМИ НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛНОГО РАВЕНСТВА

Они (в самом приблизительном виде) должны напоминать отношения родителей и детей (иметь рамки). Когда рамки отсутствуют, дети портятся, а когда таких рамок чересчур много, дети бунтуют.

Нельзя также делать вид, будто вообще не существует заложенных издревле в мозг человека программ: бегства (в том числе и от неприятной работы), соперничества, агрессивности, стадности и т.д.

НЕЛЬЗЯ КОРИТЬ ЧЕЛОВЕКА ЗА ТО, ЧТО ОН ЧЕЛОВЕК

Если работника не воспринимают во всей совокупности его естественных качеств, если он вынужден день за днем себя подавлять, если вы как начальник всемерно стараетесь «ампутировать» в нем что-то, вам неугодное, то рано или поздно он восстанет.

И тогда как результат такой работник будет отлынивать от надоевшей работы, «перемывать косточки» руководству и стремиться лишь к одному – досидеть до звонка.

Знайте и любите своих подчиненных.

Ниже приведены весьма распространенные варианты обращения к подчиненным, которые не только мизерно эффективны, но и, в конечном счете, вредны.

Туманные указания, директивы по типу: «Ты должен работать лучше» или «Вы должны утроить свои усилия».

Уговоры, не имеющие достаточной мотивации: «Будь другом, закончи эту работу, иначе фирма потеряет клиента».
Взывать к чувству ответственности у рядового сотрудника, конечно, можно, но бесполезно, поскольку ему, по большому счету, все равно: есть этот клиент или нет. Не будет этого, – скажет он, – будет другой. Если только сотрудник не делит с фирмой доход. Этот прием, конечно, может сработать, но не более одного раза.

Угрозы: «Если не справишься с делом к нужному сроку, я сотру тебя в порошок!»
Что говорить, угрозы тоже срабатывают. Но на очень короткое время. Потом они провоцируют скрытую конфронтацию и глухой саботаж.

Пустые посулы: «Сделай – и будешь, как сыр в масле кататься!»
Человек делает и настроен кататься, а масла все нет и нет. Многие руководители любят таким образом подстегивать, обещая золотые горы – отгулы, премии, льготы, денежные командировки. А потом отговариваются нехваткой материальных ресурсов, кризисной ситуацией или чем-то еще. Подобное надувательство в чем-то сродни бумерангу. Никто не станет для вас разбиваться в лепешку, когда кризис реально грянет.

ЧЕГО СОТРУДНИКИ ЖДУТ ОТ СВОЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ:

1. Осмысленности в действиях вышестоящих лиц. В первую очередь это относится к распоряжениям и приказам.

2. Чувства причастности к результатам собственной деятельности и к результатам труда всего коллектива.

3. Возможности расширить свой круг общения (за счет более тесных, нередко перерастающих в дружбу контактов с коллегами, клиентами, поставщиками).

4. Возможности проявить свои профессиональные (и личные) качества в непростой или кризисной ситуации (сюда же относится возможность принимать самостоятельные решения).

5. Публичного признания деловой компетентности человека, и особенно в вопросах, которые ему удается блестящим образом решать. Успехи, открытия, изобретения не должны оставаться «безымянными». Победитель вправе рассчитывать на триумф.

6. Предоставления возможности открыто высказывать свою точку зрения, не опасаясь начальственных нареканий или того, что тебя не услышат. Практически каждый хороший специалист знает, как улучшить свою работу и что для этого конкретно должно сделать начальство. Не волнуйтесь, с вас не спросят больше, чем надо. Делайте, что вам говорят. Не отмахивайтесь, когда вас просят купить принтер, кофеварку или кондиционер.

7. Уважения со стороны представителей административного корпуса, особенно если оно выражается в неформальных знаках внимания (обращение по имени-отчеству, разговоры о спорте, о зимней рыбалке, «как дела, как дети, жена?»).

8. Щедрости, наград и поощрений как морального, так и материального плана. Человек не будет выкладываться за «спасибо», брошенное равнодушно или вскользь.

ЧТО СОТРУДНИКАМ НЕ ПО ДУШЕ:

1. Перемены (даже позитивного плана), не согласованные с работником (особенно если они впрямую касаются работы, которой он занят, или условий его труда). Хороший руководитель даже столы в офисе не станет перемещать без ведома своих подчиненных.

2. Несвоевременная или некачественная оценка результатов труда. Каждый сотрудник хочет знать, как оценивают качество его работы, особенно если она успешно завершена. Причем как можно скорее, а не через неделю, через год или два. Не стоит говорить, что тщательному исследованию будет подвергнута в первую очередь объективность ваших оценок. К тому же, учтите, что людям свойственно поглядывать на других. И если кто-то за аналогичный труд будет обласкан больше, чем остальные, неприятности вам обеспечены. Самая малая из них – снижение производительности (эффективности). Несправедливо обиженные начнут работать спустя рукава.

3. Монотонный бесперспективный труд. Люди стремятся к развитию. Работа интересна только тогда, когда у нее есть перспективы, когда работник в процессе своей деятельности имеет возможность при обретать новые знания и расширять кругозор. Сложная работа очень часто приветствуется людьми больше, чем легкая, но монотонная и тупая. Если на вашем предприятии без примитивных технологий не обойтись, смело внедряйте практику перемещений. Меняйте работников местами, не давайте им застояться, иначе они заскучают и убегут.

4. Безосновательная загрузка (практика «выжимания соков»). Хороша тем, что напрочь (что называется, на корню) вырубает в людях всяческую инициативу. У человека опускаются руки, когда вместо награды за хорошо сделанную работу на него наваливают дополнительные дела. Многие работодатели любят «блошничать», заставляя работников совмещать несколько должностей сразу, причем за одну и ту же зарплату. Крохоборство подобного рода что-то где-то там экономит, но генеральной выгоды никак не приносит.

Итак, возможно ли стать идеальным руководителем? Возможно. Однако в погоне за хорошим отношением сотрудников к вам главное – не перестараться, поскольку это может не только пагубно сказаться на работе вашей компании, но и на ее репутации. Прежде всего, помните: всем не угодить. Недовольные были всегда и везде, а если подстраиваться под каждого, отдельно взятого сотрудника, то времени на работу не останется.руководитель лидер

Источник: wibs.ru

hr-portal.ru

Качества руководителя: профессиональные черты начальника

Успешный современный руководитель совмещает в своей деятельности множество различных подходов. Конечно, на первый план вымещаются деловые качества руководителя, так как именно от них зависит финансовый результат предприятия. Используя личностные качества, он ведет свой коллектив к намеченной цели.

Любой директор понимает, что несет полную ответственность за каждое своё решение. Бизнес – это всегда риск. Важно отвечать за успех и неудачи. Можно совершить ошибку, это бывает со всеми. Но взять ответственность на себя может только уверенный человек. Это личностное свойство сложно переоценить. Если у руля такой человек, то успех предприятию гарантирован.

Эффективность руководителя

Современный управленец воспринимает свою деятельность не просто как исполнение должностных обязанностей, а как образ жизни. Он постоянно ставит амбициозные цели, стремится к максимальным результатам, совершенствует профессиональные навыки, уверенно управляет процессом.

Чтобы понять, какими качествами должен обладать руководитель, можно взглянуть на вопрос с двух сторон. Следует учесть мнение успешных управленцев, имеющих свой опыт и знания. С другой стороны, узнать видение их подчиненных. Результаты могут отличаться. Важно и то, и другое. Главное, нужно быть эффективным и вести предприятие к прибыли.

Например, по результатам одного из исследований многие генеральные директора назвали такие необходимые качества руководителя:

  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • умение расставлять приоритеты;
  • уверенность;
  • энергичность, активность;

А сотрудники составили перечень иных важных качеств современного начальника:

  • стратегическое видение;
  • уверенность;
  • умение создать команду;
  • умение расставлять приоритеты;
  • коммуникабельность.

Современному руководителю нужно постоянно развиваться. Повышение квалификации, международное образование, научно-практические конференции или дополнительное образование помогут быть эффективным управленцем. В век технологий нужно умело сочетать достижения науки и техники с потенциалом своих сотрудников.

Для анализа эффективности учитывается много факторов. Основные из них для любого предприятия или отрасли:

  1. Увеличение производительности труда.
  2. Рост основных фондов.
  3. Быстрая оборачиваемость фондов.
  4. Увеличение прибыли.

Если результат работы по этим направлениям признается положительным, то начальник считается эффективным. Методы его работы приветствуются, их дублируют на всю компанию или отрасль в целом.

Знания

Во все времена образованные люди добивались успеха. А сейчас наличие высшего образования играет решающую роль при назначении на должность директора. Кроме профильного образования требуются глубокие знания экономики, менеджмента, психологии. Профессиональные качества характеризуют образование, опыт, компетентность управленца. Компетентность специалиста определяется знанием дела, пониманием взаимосвязей различных процессов, поиском способов решения задач.

Современный управленец должен уверенно руководить коллективом, добиваться положительных финансовых показателей, соблюдать трудовое и гражданское законодательство, разбираться в бюджетировании, налогах, регулировать кадровую политику. Причем работать сейчас приходится в условиях жесткой конкуренции и цейтнота времени. Хорошо, если свои профессиональные навыки молодые специалисты начинают получать еще студентами (проходя практику или подрабатывая). Также определенный опыт даёт изучение иностранных языков, управление автомобилем, получение смежных специальностей.

Часто в рамках одного предприятия работает несколько отделов. Директор должен быть всегда в курсе их деятельности. Производственные цеха, филиалы, юридическая служба, бухгалтерия, отдел кадров, отделы снабжения, логистики, отдел маркетинга, архив – вот далеко не полный перечень подразделений, которыми нужно управлять. Будь то строительная сфера, здравоохранение, торговля, металлургия или средний бизнес, ответственность лежит на директоре. И от его компетентности зависит успех предприятия.

Руководителями не рождаются, а становятся. Набирая багаж знаний, получая образование, опыт работы и имея желание развиваться, можно достаточно уверенно шагать по карьерной лестнице.

Умения

Личные качества руководителя отражают его способность оперативно реагировать на разные события, воздействовать на окружающих, достигать поставленных целей. В этой группе можно выделить личностные качества, необходимые начинающему директору:

  • Уравновешенность. Умение контролировать эмоции – это ключевая характеристика. Быть психологически спокойным в разных ситуациях начальник просто обязан. В этом он должен быть примером сотрудникам.
  • Уверенность. Важное свойство для взаимодействия с персоналом. Уверенный руководитель должен быть уравновешен и спокоен. Это становится образцом для подражания подчиненных и положительно влияет и на атмосферу предприятия.
  • Устойчивость к стрессам – основное личностное свойство. Оно помогает сохранять ясность мысли, не впадать в панику, удерживать коллектив от излишних эмоций. А умение быстро принимать ответственные решения при разных обстоятельствах – главная особенность успешного начальника.
  • Стремление победить. Эта характеристика присуща уверенным людям. Нацеленность на положительный результат позволяет двигаться по карьерной лестнице. Такой начальник заряжает энтузиазмом сотрудников, стимулирует их на стремление к успеху.
  • Организаторские способности характеризуются умением оперативно оценить ситуацию, определить первоочередные задачи, точно рассчитать время их решения. Эта характеристика не только даётся от природы, но и развивается благодаря учебе и работе. Хороший организатор рационально распределяет работу персонала, развивает их ответственность, контролирует процесс исполнения.

Навыки

Навыки – это ключевой момент любой деятельности. Они отражают полученные знания, преобразованные в опыт. Профессиональные навыки предполагают не только имеющиеся знания, но и постоянное их совершенствование. В числе основных деловых качеств современного управленца должны быть:

  • Логика, критическое мышление или практический интеллект. Эта характеристика помогает работать с большим объемом информации, отсекая лишнее и не отвлекаясь на мелочи. Режим многозадачности требует собранности, умения действовать быстро, грамотно, полноценно использовать свой опыт для решения стратегических задач.
  • Понимание чувств, поступков других людей или социальный интеллект. Управленец, обладающий такими способностями, безошибочно определяет, что можно требовать от человека, а что нет. Кроме того, он легко создаёт хороший психологический климат, благоприятную деловую атмосферу. Правильная постановка целей для подчиненных – залог их успешной работы.
  • Самооценка. Способность к самоанализу, критичности, корректировке своего поведения будет огромным плюсом. Заниженная самооценка не позволит управлять ситуацией. Неуверенность в своих знаниях или способностях располагает к частичному, избирательному восприятию информации. А завышенная может привести к тому, что поставленные цели окажутся непосильными.
  • Экономические и маркетинговые знания. Директору предприятия не обязательно владеть тонкостями каждого технологического процесса или деталями работы каждого менеджера. Но важно понимать соответствие продукции или процесса мировым стандартам, требованиям рынка.

Привычки

Каждому управленцу важно помнить о том, что он является ролевой моделью для своих подчиненных. А значит, для начала нужно подумать, какими ему хочется видеть своих сотрудников. Например:

  • пунктуальными,
  • вежливыми,
  • ведущими здоровый образ жизни,
  • аккуратными и так далее.

А теперь самое важное – начать необходимо с себя.

Простой пример: начальник хочет, чтобы в коллективе никто не ругался матом, все общались вежливо и спокойно. Если сам он придерживается тех же правил, то за ним неизбежно подтянутся подчиненные, и чем сильнее авторитет руководителя в коллективе, тем проще ему будет вдохновлять своим примером. Но если от других управленец хочет вежливости, а сам позволяет себе срываться на грубость, призывы не подействуют. «Мой успешный босс ругается, значит ругань это одна из черт успешного человека» – примерно так на подсознательном уровне будет считываться подобное поведение.

Другой пример. Многие руководители – и вполне обоснованно – хотят, чтобы их подчиненные не тратили время на перекуры. Аргументы о вреде курения и его влиянии на эффективность, призывы бросить и советы, как это лучше сделать, сработают лишь из уст некурящего лидера, согласны? Как говорил Ральф Уолдо Эмерсон, «То, как ты выглядишь, заглушает то, что ты хочешь сказать», и эта фраза отлично демонстрирует важность того, что слова руководителя, обращенные к другим, не должны расходиться с тем, что он сам из себя представляет.

Привычки отражают личность человека, но для самого их обладателя становятся настолько незаметными и повседневными, что внимания на них совсем не обращаешь. Однако настоящий лидер всегда может взглянуть на себя со стороны, признать в себе какие-то слабости и, главное, исправить их.

Сильные люди совершенствуются всю жизнь.

Успешность руководителя заключается в умении управлять людьми. Управленческие навыки — это главное, что нужно освоить. Ставить себе задачи-максимум, находить правильный подход к сотрудникам, повышать их квалификацию, целенаправленно продвигать свой бренд, взаимодействовать с ключевыми клиентами или инвесторами, оперировать цифрами и разъяснять сотрудникам их вклад в развитие компании. И быть таким лидером, за которым хочется тянуться и у которого хочется учиться.

 

legkopolezno.ru

Правила успешного руководителя | Блог 4brain

Руководитель – это человек, который не просто является лидером и руководит группой людей, но человек, обладающий особыми качествами, знаниями, навыками и умениями, позволяющими ему грамотно организовывать работу находящихся в его подчинении людей, и достигать поставленных перед собой задач и целей. Но, помимо этого, руководитель должен применять к своей работе некоторые правила, которые позволят ему максимально эффективно выполнять свои функции. И сегодня мы поговорим на тему того, какими же правилами должен руководствоваться в своей деятельности успешный руководитель.

Правила успешного руководителя

Ниже мы предлагаем вашему вниманию дюжину универсальных правил для любого руководителя, который стремится к успеху и высоким результатам:

  • Самым первым, что следует отметить, является то, что руководитель должен играть роль образца для подражания среди своих подчинённых. Он должен быть для них авторитетом и человеком, чьи указания они будут выполнять беспрекословно. Помните о том, что руководитель – это человек, который способен и привык брать на себя ответственность за свои действия, за действия своей команды и за действия любого другого человека, который находится в его подчинении
  • Успешный руководитель, непременно, должен обладать способностью чётко ставить цели, показывать их своим подчинённым и объяснять, какими путями их можно достичь. Руководитель не должен быть тем, кто принуждает людей к чему-либо – он должен обладать способностями лидера, за которым люди идут сами. А достичь этого можно, только если быть способным проявить твёрдость характера, указать основные ориентиры на пути к результату, организовать работу каждого члена команды и поддержать в каждом запал и инициативу. В команде нет незначительных людей, и все должны чувствовать свою сопричастность к общему делу
  • Для грамотного и эффективного управления людьми важно, помимо прочего, обладать хороши развитыми ораторскими способностями, риторическими навыками, умением открыто и убедительно говорить. Всё это может стать отличным подспорьем в процессе установления эффективной коммуникации с членами коллектива. Успешный руководитель всегда может донести до сотрудника информацию таким образом, чтобы тот не только понял, что ему нужно сделать, но и захотел это сделать
  • Неотъемлемыми качествами успешного руководителя, для которого самым важным является победа и успех его команды, можно назвать неиссякаемую энергию и энтузиазм. Целеустремлённость, концентрация на результате и оптимизм, в свою очередь, позволяют, во что бы то ни было достигать намеченных целей и практически сразу ставить новые. Действуя именно так, а не иначе, руководитель будет подавать пример своей команде, а значит, она будет придерживаться тех же самых ценностей
  • Успешный руководитель способен в случае необходимости делать шаг назад, что выражается в предоставлении подчинённым большего пространства для действий и поощрении их инициативы. Именно благодаря этому у него появляется возможность понять, насколько каждый из сотрудников вовлечён в общее дело. Его сотрудники должны чувствовать свою индивидуальную ответственность, а также понимать, что может последовать за выполнением или пренебрежением тем или иным делом. Это поможет им приобрести решительность и самостоятельность, а также сформирует в них серьёзное отношение к работе. Если не будет чёткого руководства к действиям, велика вероятность ошибок, однако приобретённый опыт в любом случае будет крайне ценным
  • Важно понимать то, что именно команда является гарантией успеха, но команду нужно уметь создавать, чтобы она перестала быть просто коллективом. И грамотный руководитель – это тот человек, который может сплотить коллектив и создать в нём такую атмосферу, благодаря которой сотрудники превратятся в единомышленников. Руководитель должен уметь с умом применять принципы командообразования и организовывать взаимодействие членов команды, которое основано на стремлении к общим целям
  • У каждого сотрудника есть совой набор индивидуальных качеств, характеристик и способностей; каждый из них обладает своим характером и темпераментом и своими талантами. Эффективный руководитель способен отыскать индивидуальный подход к каждому из своих людей, чтобы понять, как мотивировать каждого из них, и определить, по какому пути направлять людей, чтобы были достигнуты самые высокие результаты
  • Хороший руководитель обязан уметь мудро использовать систему поощрения своих людей. Но система поощрений должна быть единой для всех и каждого, а подход для поощрения должен быть сугубо индивидуальным. Кого-то будет мотивировать карьерный рост, кого-то – возможность больше зарабатывать, а кого-то – возможность иметь больше свободного времени и свободу в принятии решений. Всё это должно учитываться, но понять это можно только при индивидуальной работе
  • Успешный и уважающий себя руководитель должен всячески избегать статуса «недосягаемого идола» или «кровожадного чудовища» среди членов своей команды. Залогом эффективной работы и успешного функционирования команды является отсутствие ярлыков, качественная обратная связь, взаимоуважение и доверие. Руководитель должен уделять часть своего времени контакту с сотрудниками, но при этом на корню пресекать неуважительное отношение, нарушение субординации и панибратства. Помимо этого, руководитель должен обладать способностью донесения информации до людей в понятной форме, и уметь сделать жизнь и деятельность организации для сотрудников прозрачной и открытой настолько, насколько это вообще возможно
  • Многие уверены, что непременным качеством хорошего руководителя является строгость. Но здесь очень важно чувствовать особую границу, чтобы сотрудники были открыты и готовы к взаимодействию, но соблюдали при этом субординацию и контролировали себя. Задачей же успешного руководителя является умение эту границу найти. Лидер должен, главным образом, сообща со своими людьми обсуждать вопросы требований и дисциплины, ведь весь рабочий процесс находится в прямой зависимости от того, каковы границы того, что можно, и того, что нельзя. В дополнение к этому, должны быть грамотно установлены график работы, распорядок дня и другие подобные вещи. Впоследствии это позволит избежать конфликтов и недопонимания
  • Профессиональный и грамотный руководитель находится в непрерывном процессе саморазвития, личностного роста и самосовершенствования. Он никогда не должен довольствоваться достигнутым профессиональным уровнем, т.к. только посредством получения новой информации и постоянного развития себя можно достичь максимально возможного раскрытия креативности и реализации творческого потенциала
  • И последнее, о чём стоит сказать, это то, что успешный руководитель должен чувствовать, что он ответственен за людей, которые ему доверяют и которые решили за ним пойти. Таким образом, совершенно непозволительно обманывать, совершать нечестные поступки и несправедливо поступать со своими подчинёнными. Как говорится, чтобы заслужить доверие и уважение других людей, может потребоваться целая вечность, а чтобы потерять их, хватит одной секунды. Люди никогда не простят человеку предательства, а значит, нужно всегда оставаться честным с самим собой и окружающими людьми

И в заключении лишь добавим, что успешный руководитель не должен ограничивать свои действия только постановкой задач, выдвижением требований и контролем качества выполнения работы. Он должен быть творцом в деле создания эффективной команды, должен быть вдохновителем и главной мотивирующей силой для всех своих людей. По этой причине в спектр его задач должно входить и создание почвы для развития, и работа над построением эффективной системы коммуникации, и деятельность по актуализации способностей каждого сотрудника.

КАКОЙ ВЫ РУКОВОДИТЕЛЬ: Естественно, быть хорошим и успешным руководителем может быть сложно, ведь лидерство – это, в первую очередь, работа с людьми. Но чтобы работать с людьми, нужно иметь представление об индивидуальном подходе к каждому из них, видеть их особенности и уникальность. Но как можно разобраться в ком-то, если не знаешь себя самого? Скорее всего, сделать это будет очень трудно, поэтому изначально нужно узнать себя. И сегодня у вас есть прекрасная возможность сделать это, причём на это не нужно будет тратить много времени, перечитывать уйму сложной литературы и бесконечно разбираться в себе. Мы предлагаем вам пройти наш авторский систематизированный курс по самопознанию, который расскажет вам и о ваших лидерских способностях, и о способностях в командной работе, и об индивидуальных качествах и преимуществах, и даст много другой, не менее интересной и важной информации. Так что не теряйте времени даром и начинайте познавать себя – курс вы найдёте по этой ссылке.

Мы желаем вам успехов в прохождении курса и желания стать, в первую очередь, успешным руководителем для самого себя!

4brain.ru

Руководитель — Психологос

Фильм «ГлобоСфера»

Руководитель — тот, кто определяет людям работу в рамках данной ему власти.

Основные функции руководителя:

  • Планирование — процесс постановки целей и поиска оптимального способа их достижения. Результат этого процесса – понятный и реалистичный план действий.
  • Оперативное управление: распределение задач, распоряжения — задания подчиненным с учетом их обязанностей и способностей.
  • Контроль — сверка того, что делается с тем, что было запланировано.
  • Формирование команды — подбор, обучение и воспитание кадров.
  • Организация работы и мотивация сотрудников.

Две главные стороны работы руководителя: Организатор процесса и Двигатель процесса. Смотри →

Рыба гниет с головы, но и развитие организации определяет ее руководитель: если он действительно руководитель, а не исполнитель на роли руководителя. Один из первых вопросов – вы собираетесь развивать свою компанию как Аппарат или как Команду? Команда дает потрясающие результаты, создает атмосферу творчества и сотрудничества, хорошая команда работает сама, освобождая руководителя для реализации новых задач – а аппарат создавать проще, дешевле и реалистичнее.

Второе – работа с лидерами. В аппарате лидеры не нужны, а команда лидера требует. Тут две проблемы. Первое – откуда брать людей с лидерским потенциалом, если их днем с огнем не отыщешь, второе – как из неуправляемых, а то и негативных лидеров делать людей, которые будут работать на вас и ваши задачи. Единственный реальный путь – развивать свои лидерские качества. Хорошо, что это вполне возможно.

Правила успешного руководителя

  • С утра — план дел на сегодня.
  • Все задачи расставлены по приоритетам: сосредотачиваемся на самом важном.
  • Проследи, чтобы цели (задачи) и приоритеты были у всех твоих сотрудников.
  • Работа на позитиве: опора на сильные стороны свои и своих сотрудников.
  • Каждый час — 10 минут отдых (активный)
  • Каждые 15 минут — отчет себе о сделанном. Вечером — подведение итогов дня и формирование плана дел на завтра.
​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​Выше конкретных правил — Заповеди руководителя​, самые главные его ориентиры и правила.

Психология руководителя

​​​​​​​Руководитель — это не должность, а психология, образ жизни и образ мысли. Руководитель: ​​​​​​

  • Всегда думает о нужном впереди результате (устремлен в будущее, а не разбирается в прошлом).
  • Всегда отдает распоряжения, хоть сотрудникам, хоть коллегам, хоть боссу. Не объясняет, а руководит! Дает инструкции.

Подробнее Психология руководителя

Лидер и руководитель

Если у человека задача организовать свое влияние на партнера или команду — это лидер. Если у человека задача организовать дело, процесс — это руководитель. См.→

Как развивать у себя навыки руководителя

Одни из главных умений руководителя: умение отдавать распоряжения и привычка делегировать дела, с которыми могут справиться другие. Как это развивать? Практиковать, практиковать, практиковать…

Вот как об этом пишет капитан ВВС (Весеннего Всесинтоновского слета) Татьяна Королева-Курбатова:

​В этом году многое делегировала, ввела должность «лидер дня», которой раньше не было. Передавала ответственность за дела и решения. В этом году я передала 4 ключевые роли, которые раньше тянула на себя, ибо мне казалось, что никто, кроме меня, не справится. (Кто знает, как мне трудно доверить руль машины даже мужу, тот меня поймет) Успевала проводить разные сплачивающие мероприятия для команды. Второй год на «ура» у нас идет игра «Тайный друг». И с удовольствием наблюдала, как в команде адаптируются и пропитываются ВВСными традициями ранее скептически настроенные новички.

Все эти навыки хочу довести до совершенства в следующем году.

Что планирую на следующий год:

1. Больше вкладываться в новые команды. Заметила, что в этом году было набрано много новых команд и новых капитанов. Хочу продумать систему поддержки и поощрений для них. Например, предложить организаторам отдельные номинации. Готова проводить экскурсии по Слету.

2. В своей команде хочу попробовать новый формат «дети работают – взрослые отдыхают». Заметила, что сейчас дети, скорее, паразитируют на взрослых, а взрослые их развлекают. Хочу организовать систему, при которой дети будут учиться дежурить (мыть посуду, готовить), а кто подежурил, будет приравниваться к взрослым и иметь право на ночную дискотеку и игру в Мафию. Ну а кто не дежурил – ложатся спать в 22.00, как дети.

www.psychologos.ru

Памятка для руководителя о стиле и методах руководства

Автор: Виктop Baлентинoвич Tpaвин, кандидат экономических наук, доцент Академии народного хозяйства при правительстве РФ, директор Школы кадрового менеджмента Академии, преподаватель с двадцатилетним стажем.

 

Правильный стиль руководства и благоприятная обстановка на работе способствуют повышению качества и результативности труда, оказывают решающее влияние на результаты деятельности коллектива.

Поведение руководители, его умение управлять подчиненными и здоровый психологический климат в коллективе дают не меньший производственный эффект, чем механизация и автоматизация труда. Руководители, сумевшие добиться здоровых отношений в коллективе, наладившие прочный контакт и взаимоотношения между сотрудниками, добиваются лучших результатов в работе.

Эта Памятка имеет целью обобщить основные требования, которые жизнь ежедневно предъявляет к руководителю. Хотя все перечисленные в ней качества трудно полностью сосредоточить в одном человеке, работать с Памяткой рекомендуется следующим образом. Каждый пункт касается одной из сторон деятельности руководителя. Поэтому желательно, чтобы все разделы руководитель анализировал с одной позиции: «Как это относится ко мне?»

Памятка также поможет руководителю понять причины временных затруднений в работе, сделать выводы и применить их в практической деятельности.

 

1. Выдержка. Руководитель должен прежде всего уметь сдерживать проявления своего настроения, никогда не терять самообладания. Сильный, оптимистически настроенный человек и в окружающих вселяет спокойствие и уверенность в успехе дела, заражает энтузиазмом. Неспокойный, нервозный руководитель зря дергает и нервирует себя и подчиненных, часто портит им настроение с самого начала рабочего дня, и тем больше, чем сложнее обстановка. Невыдержанность руководителя причиняет неприятности многим сотрудникам.

2. Вежливость. Руководитель, никогда не допускающий грубость с подчиненными, добивается в работе с ними лучших результатов. Вспыльчивостью, грубостью, криком трудно доказать свою правоту, скорее можно настроить собеседника против себя. Неизменная же вежливость положительно действует на самого нервного и раздражительного сотрудника.

3. Тактичность. Деятельность руководителя как организатора немыслима без тактичного отношения к сотрудникам. Распекая человека, нужно не унижать его, а оставлять ему веру в свои силы. Никогда не следует критиковать ради самой критики.

4. Скромность и непримиримость к лести. Это необходимое для каждого руководителя качество. Подчеркивание своих заслуг, любое давление авторитетом на подчиненных недопустимы. Нет лучшего способа усыпить бдительность человека, чем лесть, ибо иногда трудно отличить, где лесть, а где проявление действительного уважения. Руководитель должен пресекать любое восхваление его достоинств, но в то же время не бояться хвалить тех сотрудников, которые его заслужили. Нужно только помнить, что хвалить человека, даже за дело, непосредственно перед тем, когда хочешь его о чем-то попросить — тоже лесть.

5. Чуткость. Хороший руководитель знает своих подчиненных не только по имени, но и по отчеству, интересуется проблемами, возникающими в их личной жизни, условиями быта. Умеет вовремя заметить, что сотрудник расстроен, и по мере возможностей помочь ему, поинтересоваться здоровьем, спросить о детях, поздравить с днем рождения, к месту пошутить — это облегчает ему работу с людьми, помогает завоевать доверие, создать хорошее настроение в коллективе.

6. Самокритичность. Неотъемлемыми качествами каждого руководителя должны быть умение объективно оценивать свою деятельность, критически относиться к своим недостаткам, способность не только признать свою ошибку, но и отменить неправильное решение.

7. Самодисциплина. От организации труда самого руководителя, его личного примера зачастую зависят количество и качество работы коллектива. Если руководитель небрежен, неаккуратен, халатно относится к своим обязанностям, он может быть уверен, что все эти качества в той или иной мере присущи и его сотрудникам. Хороший руководитель не только рассказывает, но и показывает (в том числе собственным примером), как надо делать.

8. Требовательность. Руководитель только в том случае сможет наладить работу сотрудников, если будет систематически требовать от них выполнения их задач. Попустительство в этом вопросе приводит к безответственности, расхлябанности, волоките, что дезорганизует всю работу коллектива.

9. Равное отношение ко всем. В своей работе руководитель должен обязательно опираться на всех сотрудников. Практика окружать себя избранными и в дальнейшем полагаться только на них восстанавливает против руководителя остальную часть коллектива.

 

1. Залог успешной работы коллектива, благоприятной атмосферы в нем — психологическая совместимость его членов. Отношения товарищества и взаимопомощи, сложившиеся внутри коллектива, создают условия для плодотворной деятельности, устраняют неприязнь, подозрительность, зависть, недоверие. Построить правильные, хорошие взаимоотношения в коллективе, поддерживать чувство взаимной симпатии работников друг к другу, умело руководить — это искусство. Хорошие качества руководителя определяются главным образом тем, насколько он образован, а также его самодисциплиной, энергией, настойчивостью, способностью принимать оптимальные решения, смелостью и чувством ответственности.

2. Если руководитель хочет иметь крепкий, спаянный коллектив, он должен подбирать кадры по принципу: каждый человек соответствует занимаемой должности и каждая должность — занимающему ее человеку.

3. В вопросах работы руководитель не имеет права следовать личным симпатиям и антипатиям. Приоритетными для него должны быть деловые качества сотрудника, его активность, отношение к работе, полезность для общего дела.

4. Руководитель должен помнить, что он отвечает за работу вверенного ему коллектива в любое время. Поэтому он обязан подготовить себе преемников, которые в его отсутствие (болезнь, отпуск, командировка) могли бы выполнять его обязанности без ущерба для дела.

5. Целесообразна такая организация труда помощников, когда они имеют «скользящий» круг обязанностей, т.е. время от времени меняются (между собой) сферами деятельности. Это позволяет ознакомить их со всем аппаратом и подготовить к дальнейшей самостоятельной работе.

6. Ничто так не подрывает авторитет руководителя, как неумение сдержать свое слово. Семь раз взвесьте свои возможности, прежде чем один раз пообещать. Но, дав слово, приложите вес силы и энергию для выполнения обещанного.

7. Нельзя переносить выполнение текущих дел на часы приема посетителей. Люди, которые ожидают, когда вы освободитесь, тратят столько же сил, как на самую тяжелую умственную работу. Поэтому если у руководителя приемная всегда полна посетителями, то это не признак его бурной деятельности, а лишь пример, как не надо работать.

8. В аппарате управления современным коллективом деятельность одного работника тесно связана с деятельностью других. Поэтому знать чужие обязанности ничуть не менее важно, чем свои. Это поможет избежать дублирования в работе аппарата управления фирмы (предприятия, организации), лишней траты времени па повторение того, что уже сделано или что может сделать намного быстрее специалист. Знать свои обязанности и уметь их выполнять означает определить, когда следует прибегнуть к помощи другого сотрудника.

9. Ничто так не раздражает людей, как безделье. Поэтому лучше давать задания с более сжатыми сроками, чем с растянутыми. Условия и границы, в которых должна протекать работа, должны быть строго оговорены. В противном случае работа никогда не будет доведена до конца.

10. Справедливость прежде всего. Если вы хвалите или порицаете за дело, ваше мнение будет высоко цениться в коллективе. Помните, что ни один проступок не должен оставаться незамеченным, иначе возникают безнаказанность и безответственность. Однако мера наказания должна соответствовать степени проступка. Бойтесь излишней строгостью вызвать озлобление.

11. Между проступком и наказанием нет и не может быть линейной зависимости. Хороший работник, допустивший промах в первый раз, не может быть наказан со всей строгостью. Первый выговор всегда нужно делать наедине. Следует помнить, что есть люди, психологически легкоуязвимые, К ним применять разные взыскания нужно особенно осторожно, так как несправедливое наказание легко может вызвать у них озлобленность или даже психическое заболевание.

12. Только в крайнем случае разрешается применять выговор в присутствии коллег. Излишнее злоупотребление распеканиями создает в коллективе дополнительные промахи, и все это лишь приводит к потере доверия к руководителю.

 

1. Немыслимо руководить современным коллективом без достаточной профессиональной квалификации, основательных технических, экономических, управленческих, педагогических знаний, понимания существа общественно-политических преобразований в стране.

2. Современный руководитель должен уметь адаптироваться к быстро изменяющейся обстановке в производстве и жизни. Он, работая динамично, должен постоянно повышать свой уровень знаний, умений и навыков, чтобы не оказаться «на обочине жизни» и не подвести возглавляемый коллектив.

3. Принцип единоначалия означает как право руководителя на принятие решений, так и его личную ответственность за их выполнение. Руководитель несет ответственность не только за свою работу, но и за работу своих подчиненных.

4. Каждый руководитель обязан работать так, чтобы стиль и методы его руководства соответствовали характеру современных взаимоотношений в обществе, выделяя главные задачи, не допуская работы по формуле «цель оправдывает средства», приводящей к перенапряжению коллектива. Задача руководителя — подобрать ровный, умеренный ритм работы аппарата управления, обеспечивающий высокую работоспособность в течение длительного времени.

5. Руководитель обязан создать в коллективе наиболее благоприятную атмосферу для свободного обмена мнениями, научиться совещаться с опытными людьми, внимательно выслушивать чужое мнение.

6. Девизом руководителя должно стать: всегда можно сделать лучше, чем было до сих пор. Существующий порядок — это не единственный из возможных. Руководитель должен постоянно искать лучшие формы и методы организации деятельности подчиненного ему коллектива. Избегайте, однако, слишком частых реформ. Они вносят в работу путаницу, беспорядок и неорганизованность.

7. Срыв задания может зачастую отразиться на деятельности всего предприятия, структурного подразделении. Поэтому при планировании роботы руководитель должен учесть, какое место в ней занимают другие службы; предусмотреть, чтобы все необходимое им было включено в этот план, добиться в первую очередь выполнения межслужебных заданий.

 

1. Время — неоценимое богатство, и его надо беречь. Требуйте от себя и подчиненных точного и конкретного изложения вопросов по существу. Длинные разглагольствования мешают выделить главную мысль, затрудняют взаимопонимание и отнимают много времени. Нужно говорить так, чтобы вас поняли с первого раза.

2. Умейте слушать. Не перебивайте собеседника, проследите его мысль до конца. Свои замечания вы всегда успеете высказать, ведь именно за этим к вам обращаются. Одна из первостепенных задач каждого руководителя, каждого работника — научиться планировать свой рабочий день, выработать умение следовать намеченному плану, экономить время.

3. Заранее составив распорядок дня, вы не только избегаете долгих раздумий, с чего бы начать работу или что же делать дальше, но и будете уверены, что все намеченное вами будет выполнено.

4. Никогда не нужно откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, даже если эта работа вам не нравится. Научитесь быть решительными. Располагая определенными фактами, решайте и действуйте.

  • Не упускайте из виду мелочи. Вы можете избежать небольших, но растрачивающих время издержек, если будете по возможности предупреждать наступление внезапных мелких кризисов.

  • Приступайте к делу сразу же, раз вы знаете, что надо делать. Тут нельзя дать никаких советов. Никто, кроме вас, не сможет помочь вам избавиться от привычки мешкать с делами.

  • Начинайте раньше. Начиная рабочий день всего на 15-20 минут раньше того, к чему вы привыкли, вы зададите тон всему дню.

  • Воспитывайте уважение к своему времени. Приобретите привычку мысленно давать вашему времени какую-то оценку, и вы станете по-новому относиться к нему.

  • Цените время и свое, и чужое! Остерегайтесь любителей поговорить в рабочее время: они сорвут вам самые прекрасные планы и намерения. Умейте приостанавливать праздный разговор.

  • Научитесь говорить «нет». Если вы не научитесь этому, то окажетесь вовлеченными в такие дела, которыми вы никогда не занялись бы по своей воле. Часть вашей программы самодисциплины и экономии времени должна состоять из того, чтобы отделять второстепенное от главного.

  • Не увязайте в телефонных разговорах. Ничто не может соперничать с телефоном как средством экономии времени, когда надо получить какие-то данные, выяснить недоразумение, дать указание или условиться о свиданиях. Но всегда также есть искушение просто поболтать по телефону. Оберегайте себя от этого, заранее определяя, ради чего вы снимаете трубку и с кем собираетесь говорить. А затем ведите разговор по-деловому.

  • Учитесь слушать. Вы избежите серьезных ошибок, повторений и переделок, если с первого раза будете стремиться получить исчерпывающие указания и сведения. Явившись на совещание к 14.30, если оно назначено на 15.00, вы потеряете ценное время. Поэтому, прежде чем что-то делать, уточните, где, когда, что, почему. Если что-нибудь остается неясным, сразу же задайте вопрос для выяснения.

 

Деятельность руководителя в основном заключается в выборе методов и средств осуществления определенной задачи, которая выполняется штатом его сотрудников. Поэтому от правильности распоряжения иногда зависит успех всей работы. Ниже приводятся основные принципы постановки заданий.

1. Давать как можно меньше распоряжений. Чем больше отдается распоряжений, тем труднее осуществляются их реализация и контроль исполнения, много времени уходит на объяснение, что и как должен делать каждый исполнитель. Кроме того, если проблема чересчур раздроблена, распределена между многими сотрудниками, то неизбежно дублирование в их работе. Руководитель должен выделять в первую очередь главное — одну, но основную задачу, решение которой определяет дальнейшее направление в работе.

2. Не давать много распоряжений одновременно. Целесообразно давать задания в разное время в той последовательности, в которой они должны выполняться. Это обеспечит исполнителю возможность заняться каждой задачей (проблемой) отдельно, не отвлекаясь и не распыляясь.

3. Давать распоряжения в наиболее удобный момент. Если исполнитель в данное время занят другой, более важной и срочной работой, он не сможет хорошо уяснить, продумать новое задание. В результате этого резко снижается эффективность выполнения распоряжения. Каждый сотрудник в каждый текущий момент должен заниматься только одним заданием, выполнять одну функцию и полностью нести за нее ответственность.

 

1. Распоряжение было плохо сформулировано, не раскрывало цели и характер работы либо недостаточно разъяснено. В этом случае руководитель должен его пересмотреть и выправить.

2. Распоряжение было отдано правильно, но плохо понято исполнителем. Руководитель обязан убедиться в том, что его поняли. Исполнитель не должен принимать распоряжений, пока не уяснит себе их смысл.

3. Распоряжение было отдано правильно и хорошо понято исполнителем, но исполнитель не имел необходимых условий для его выполнения и преодоления встречающихся затруднений. В этом случае руководитель должен, отдавая распоряжение или в ходе его выполнения, обеспечить условия, выходящие за рамки компетенции сотрудника. Последний же должен иметь мужество признать свою неспособность выполнить данное распоряжение и потребовать обеспечения дополнительных средств и условий.

4. Все необходимые предпосылки для исполнения распоряжения были обеспечены, но исполнитель был либо недостаточно заинтересован, либо внутренне не согласен с распоряжением. Здесь вина падает главным образом на исполнителя, но и руководитель не может полностью снять с себя ответственность, так как в его обязанности входят убеждение подчиненных и поиск правильного пути для повышения их заинтересованности в работе.

5. Все приказы и инструкции должны быть конкретными, исчерпывающими, наглядными, точно адресованными и с указанием сроков исполнения.

 

Помощь руководителю в решении ежедневных задач.

www.elitarium.ru

Кто такой руководитель

Многие из нас, независимо от рода занятий, возраста, социального статуса и других факторов, хотя бы раз в жизни мечтатели занять руководящую должность, даже не задумываясь над тем, кто такой руководитель и так ли заманчива перспектива стать «самым главным», как это выглядит со стороны. Конечно, отдавать приказания намного приятнее, чем выполнять их, а понимание того, что от Вашего решения (а, иногда, обычного каприза) зависит, кто и чем будет заниматься на протяжении рабочего дня, сильно поднимает собственную самооценку и авторитет в глазах окружающих.

Кто такой руководитель — классификация руководителей

Но, нельзя забывать о том, что даже такая привлекательная должность имеет свои недостатки. Главная цель представленной статьи заключается в том, чтобы провести детальный анализ всех положительных и отрицательных сторон любой руководящей должности, разобраться, кому она подходит, а для кого – полностью противопоказана, а также составить список качеств профессионального руководителя. Данная информация поможет читателям понять, нужно ли им стремиться возглавить предприятий/учреждение, фирму или лучше заниматься тем, что у них лучше всего получается и забыть о своих честолюбивых планах.

Если взять любой экономический словарь или литературу по теоретическим вопросам организации бизнеса, Вы найдете определения руководителя, которые сводятся к тому, что это сотрудник предприятия/учреждения, имеющий право на принятия решений, связанных с управлением и направленных на повышение эффективности функционирования компании. К данной категории сотрудников относятся разные специалисты, начиная от генерального директора крупного интернационального концерна и заканчивая начальником небольшого отдела с двумя подчиненными.

И в первом, и во втором случае речь идет о руководителе, при этом, если один из подчиненных в последнем примере является заместителем начальника, то он тоже относится к категории руководителей, несмотря на тот факт, что у него только один подчиненный. Всех их объединяет то, что они имеют право принимать важные решения, обязательно несут ответственность за результаты подписанных приказов и отвечают за работу своих подчиненных.

Теоретики экономических дисциплин выделяют три уровня руководителей. Главный критерий данной классификации – это функции, которые они выполняют.

  • Высшее звено. К этому уровню относятся руководители, отвечающие за деятельность всей компании (организации/учреждения) и за каждого ее сотрудника. Они утверждают бюджеты, приобретают/продают подразделения, дочерние предприятия и представительства, от их решения часто зависят судьбы тысяч людей, работающих на данной фирме. Для того чтобы выйти на этот уровень, необходимо обладать сильным характером, лидерскими качествами и высоким профессионализмом в своей отрасли. Удается это единицам. Человек, руководящий огромным предприятием, несет очень большую ответственность, что тоже является не простой обязанностью.

  • Среднее звено. Это начальники отделов, подразделений, которые могут вносить рационализаторские предложения и отвечать за работу на вверенном участке, принимая решения на основании указаний своего начальства.

  • Низшее звено. Руководители этого уровня работают с непосредственными исполнителями поставленных задач (бригадиры, начальники смены, мастера участков и т.п.). Кроме выполнения функций руководителя, они являются прямыми представителями интересов простых рабочих.

Для эффективного руководства и завоевания авторитета среди подчиненных руководитель должен хорошо разбираться во всех сферах деятельности предприятия. Одни занимают руководящие должности, пройдя тяжелый путь от простого рабочего до начальника предприятия, а другие, получив соответствующее образование, начинают свою карьеру на руководящей должности.

То есть, можно выделить два типа руководителей – теоретики и практики. Нельзя утверждать категорически, что человек, который знает, как работает предприятие только по книгам, будет плохим начальником. Все зависит от конкретной ситуации и личных качеств начальника.

Психологи предлагают свою классификацию руководителей:

  • Деспот – часто жестокий, не идущий на компромиссы, а признающий только строгое выполнение указаний и правил. Подчиненные, как правило, не любят и боятся таких начальников.

  • Прирожденный лидер – руководитель, который умеет заразить окружающих своей идей и верой в положительный результат. Подчиненные следуют за таким руководителем и сами стараются внести свою рациональную идею, чтобы реализовать задуманное с максимальной отдачей.

  • Демократ – распределяет обязанности и ответственность между подчиненными в зависимости от их личных качеств и желания работать. Многим нравится подобное доверие, и они с удовольствием выполняют свои функции.

  • Дипломат – начальник, который старается организовать одну команду, как правило, это у него хорошо получается. В случае возникновения споров и проблемных ситуаций, решает все так, чтобы не обидеть ни одну из заинтересованных сторон.

  • Гуманист – внедряет принципы человеколюбия и взаимопонимания. Старается создать в коллективе атмосферу единой семьи. Многие, недобросовестные подчиненные используют подобную «мягкость» начальства, но иногда, в таких ситуациях, гуманист может быстро трансформироваться в деспота, чтобы поставить наглеца на место и показать другим подчиненным, кто такой на самом деле их руководитель.

Нельзя сделать однозначную оценку каждого из представленных методов управления. Все зависит от конкретной ситуации, направления деятельности предприятия, поставленных задач, личностных отношений между начальником и подчиненными и других факторов.

Отличительные черты руководителей

Для того чтобы лучше понять, чем руководитель отличается от других сотрудников фирмы, необходимо внимательно проанализировать его личные качества, психологические особенности и другие важные моменты, оказывающие влияние на формирование образа руководителя. Начнем с образования. В современных экономичных и социальных реалиях трудно представить даже начальника низшего звена без высшего образования. Даже те руководители, которые пришли к этой должности постепенно, начиная свою деятельность обычным рабочим, вынуждены получать высшее образование. Исследователи выявили интересную закономерность.

Современные руководители высшего и среднего звена имеют, в основном, два образования: одно связано с деятельностью фирмы (например, инженер-строитель, если компания занимается строительством или делает ремонты), а второе – педагогическое, экономическое, юридическое или психологическое. То есть, человек, занимающий серьезную руководящую должность, хорошо разбирается не только в нюансах главного направления деятельности своей компании, но и знает законы или ориентируется в вопросах бизнеса и экономики, ну и последний вариант – умеет работать с людьми (понимает их психологию и применяет это на практике).

Еще раз, обратите внимание на важный факт! Если начальник не будет разбираться в специфике основной деятельности фирмы, которую он возглавляет, его никогда не будут уважать подчиненные. Некоторые читатели начнут утверждать, что это не обязательно, есть инженеры, технологи, начальники отделов, которые должны заниматься всеми производственными нюансами, а генеральный директор осуществляет общее руководство и т.д. Возможно, в западной компании так и происходит, но только не у нас. В случае какой-то внештатной ситуации, когда необходимо принять оперативное решение, от которого зависит месячный объем производства, никто из перечисленных людей не возьмет на себя ответственность, а что скажет генеральный директор, непонимающий сути проблемы, конечно, ничего разумного его подчиненные не услышат.

Кроме знания технической стороны деятельности компании и умения работать с людьми, руководитель высшего звена должен обладать следующими личными качествами:

  • Прирожденный лидер. Качество, которому практически невозможно научиться, но серьезный руководитель обязан уметь «заразить» подчиненных общей идеей, чтобы все стремились реализовать ее.

  • Ответственность и пунктуальность. Если подчиненные будут знать, что их руководитель каждый день в 8.45 уже находится на своем рабочем месте и готовится приступить к выполнению своих обязанностей ровно в 9.00, они обязательно будут брать с него пример. Опоздания, неопрятный внешний вид, невыполненные обещания, безосновательные придирки к подчиненным – недопустимые вещи для серьезного начальника, которые очень быстро станут нормой для всех сотрудников.

  • Коммуникабельность. Естественно, любой руководитель обязан обладать данным качеством, иначе он не сможет выполнять даже половины своих основных функций.

  • Организаторские способности. Независимо от ситуации и уровня сложности задач, которые стоят перед руководством фирмы, ее глава обязан хорошо ориентироваться в способностях своих подчиненных и уметь оперативно распределять между ними основные задачи, чтобы общая цель была достигнута в строго намеченные сроки. При этом начальник должен поощрять всех, кто выполнил свое задание и адекватно наказывать провинившихся.

Естественно, руководитель любого уровня должен обладать гибким умом, креативностью, не бояться форс-мажорных обстоятельств, доброжелательно относиться к окружающим, а также иметь высокие моральные принципы. Представленный список является перечнем качеств, которыми обладают многие представители высоких руководящих должностей. Конечно, они не ангелы, и у каждого есть свои недостатки, но негативные стороны характера, как правило, умело маскируются и никогда не демонстрируются своим подчиненным (еще одно достоинство).

Теперь хорошо подумайте и скажите, в первую очередь, самому/самой себе, Вы готовы жить и работать практически каждый день, соблюдая жесткие правила поведения и контролируя эмоции, стоит ли возможность руководить крупной фирмой таких жертв…

Советы для будущих руководителей

Если Вы мечтаете о карьере руководителя, тогда есть смысл внимательно изучить данные рекомендации.

  • Научитесь ставить реальные цели, имеющие практическую ценность для фирмы, в которой Вы работаете, а также заинтересовывать Ваших коллег принимать участие в их реализации.

  • Постоянно занимайтесь саморазвитием. Читайте полезную литературу, тренируйте характер, учитесь контролировать свои эмоции.

  • Докажите своему начальству, что Вы заслуживаете более высокого положения в фирме.

  • Не бойтесь ответственности. Если результат не соответствует ожиданиям, не перекладывайте ответственность на других, всегда отвечайте за свои решения и делайте соответствующие выводы.

  • Помните, что любой опыт, даже негативный, это шаг вперед, если сегодня ничего не получилось, завтра у Вас будет намного больше шансов достичь поставленных целей.

По статистике, руководителями высшего звена становятся после 50 лет, а это позволяет многим читателям реально поверить в то, что их планы обязательно выполняться. Разобравшись с вопросом и детально проанализировав, кто такой руководитель, Вы можете оценить свои силы и принять решение, нужна ли Вам подобная карьера или лучше направить свои способности и таланты в другое русло.

Читать так же:
comments powered by HyperComments

business-ideal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *