С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности – С 6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

Содержание

Взаимосвязь глобальных проблем человечества: примеры

Чтобы понять, в чем выражается взаимосвязь глобальных проблем, важно внимательно изучить каждую из них. Человечество современного мира стоит перед решением сложнейших задач. Некоторые вопросы реально угрожают нашему существованию, впрочем, как и всему живому на «зеленой» планете.

Что называют проблемами глобального масштаба?

Почему тема взаимосвязи глобальных проблем постоянно поднимается на научных конференциях, на совещаниях ООН? Видимо, предыдущее столетие стало своеобразной точкой разлома мировой истории на «до» и «после». Не так давно человечество утратило уверенность в бессмертном существовании. И даже природа как будто намекает своими массовыми катаклизмами на то, что рано или поздно придется заплатить слишком высокую цену за стремление беспредельно покорить ее и получать максимум выгоды в ущерб ей же.

Взаимосвязь глобальных проблем современности – механизм, состоящий из отдельных элементов – нависших над человечеством угроз, и работающий явно против жизни на Земле. В отличие от природных катастроф и стихийных бедствий, носящих временный проходящий характер, эта цепочка опасностей имеет ни с чем не сравнимый масштаб и касается будущего целой цивилизации. Глобальные проблемы человечества отражаются на судьбах и интересах всех слоев населения, приводя к существенным социально-экономическим потерям, а потому для их решения необходимо тесное сотрудничество межгосударственного значения, приложения усилий всех стран, наций и народностей.

Ученые, исследовавшие данную тему, представляли миру различные понимания глобальных проблем и взаимосвязи между ними. Их наделяют противоречивостью и диспропорциональностью, нехарактерной для полноценной жизнедеятельности современного человека. Угрозы, нависшие над миром, принято классифицировать так:

  • Международные социальные трудности. Здесь речь идет о таком примере взаимосвязи глобальных проблем современности, как милитаризация в большинстве стран и наращивание гонки вооружения, что в ряде случаев приводит к войне, торможению процессов становления государств с развивающейся экономикой.
  • Проблемы гуманитарного характера. К таковым относят общемировой демографический бум, трудности в преодолении голода и неизлечимых болезней, культурно-этнические вопросы.
  • Результат негативного воздействия социума на окружающий мир. Актуальными на сегодняшний день можно назвать проблемы низкого уровня природоохранной деятельности, производства продовольствия, дефицит естественных ресурсов и т. д.

Как глобальные проблемы связаны между собой: очевидные примеры

Приведите примеры взаимосвязи глобальных проблем. Озадачены? Для этого не обязательно быть великим научным деятелем. Начать следует с самой животрепещущей проблемы взаимодействия человека и окружающего мира. Как известно, причинами экологического хаоса до середины прошлого века считали естественные явления природы, т. е. стихийные бедствия. На данный момент никто не сомневается в том, что виной всему безответственное хозяйствование человека, которое, в свою очередь, привело к повсеместному загрязнению, не ограничивающемуся локально, а затрагивающему весь земной шар.

Еще одним примером взаимосвязи глобальных проблем можно назвать пересечение демографического кризиса с общемировыми показателями продовольственного обеспечения из-за набирающего обороты прироста населения земного шара. Численность жителей планеты с каждым годом увеличивается в стабильной прогрессии, что неизбежно приводит к давлению на природный потенциал, отрицательному антропогенному развитию естественной среды, но не сопровождается нарастанием продовольственной базы. Таким образом, увеличение численности населения, как правило, приходится на развивающиеся государства с низшим культурно-экономическим уровнем.

Продолжить взаимосвязь глобальных проблем современности можно следующим «звеном» — освоением космического пространства. Учитывая, насколько молода данная отрасль, за полувековой период она достигла значительного прогресса. Так или иначе, человечество держит уверенный курс на перспективу добычи инопланетных ресурсов с целью восполнения дефицита земных запасов. Однако проблема заключается в финансовой недоступности изучения космического пространства. На сегодняшний день денежные растраты на исследование в данной отрасли не по плечу преимущественному числу государств.

Война как причина глобального мирового кризиса

Вышеуказанные три примера взаимосвязи глобальных проблем современности не являются единственными. Не менее остро стоят вопросы войны и мира. Противостояние межгосударственных интересов зачастую приобретает тотальные черты: число людских потерь, сумасшедшие финансовые затраты и уничтожение материального обеспечения. Всеобщий ущерб от эскалации многочисленных конфликтов, активной фазы боевых действий в прошлом столетии вынудил человечество совершить резкий научно-технический рывок вперед. Однако прогресс и установление индустриального общества породили другие отрицательные последствия. Неумение экономически грамотно распоряжаться природными ресурсами, неоправданное увеличение их расходования привело к отсталости отдельных государств, в то время как другие, более успешные страны работали над совершенствованием оружейного производства.

Гонка вооружений, несмотря на относительное послабление общемировой напряженности, обладает колоссальными негативными последствиями, обедняя мировое хозяйство, постоянно провоцируя агрессивные выпады на международной арене отдельных стран, нивелирует культуру духовности и военизирует политическое мышление. Стремление отдельных государств к увеличению оборонительной мощи привело к тому, что уже к середине 80-х годов всемирный ядерный потенциал достиг стократного превышения общей огневой мощности вооружения, применяемого всеми сторонами в период Второй мировой войны.

Взаимозависимость демографических и социально-общественных задач

Нельзя не упомянуть о еще одном элементе в цепи взаимосвязи глобальных проблем – преодолении отсталости развивающихся стран. Ни для кого не секрет: каждый пятый житель земли голодает. Снова же возвращаясь к проблеме исчезающих ресурсов, которые потребляются увеличивающейся ежегодно численностью землян. Как правило, увеличение рождаемости приходится на слабо развитые в экономическом аспекте страны. При этом достаточно представить данную ситуацию немного другой. Что было бы, если бы все представители современного человечества имели бы высокий уровень жизни? К сожалению, наша планета не выдержала бы уже давно. Одним из путей решения проблемы должно стать ограничение рождаемости при одновременном сокращении показателей смертности, сопровождающееся повышением качества жизни.

В данном контексте к взаимосвязи глобальных проблем человечества присоединяется разлад в общественных отношениях. Из-за высокой значимости религиозных воззрений в большинстве современных государств ограничение рождаемости, подразумевающее, в частности, отсутствие запрета на искусственное прерывание беременности, де-факто становится неактивной и непопулярной в обществе мерой. Большинство религиозных учений пропагандируют и поощряют многодетность. Однако сегодня лишь единичные страны Западной Европы и Северной Америки способны дать «большим» семьям социальные гарантии в том объеме, который необходим для полноценной жизнедеятельности. В противном случае «выигрывают» примитивные формы ведения хозяйства (общинные), безграмотность, необразованность, невоспитанность, наличие хронических заболеваний и отсутствие каких-либо реальных перспектив.

Практически все примеры взаимосвязи глобальных проблем пересекаются между собой в рамках общественной системы отношений «человек-социум» и плоскости «человек-природа-человек». Так, чтобы преодолеть трудности обеспечения сырьевыми запасами, предполагается принятие решений, основанных на рациональном расходовании используемых источников энергии, в том числе запасов Мирового океана. Для устранения преград, препятствующих развитию научно-технического прогресса, недостаточно обратить внимание только на материально-производственный сегмент в экономике государства. Поскольку низкие показатели общечеловеческого потенциала – результат несовершенства в системах образования, здравоохранения и культуры, вклад в их развитие можно считать первым шагом для успешного формирования научно-технической сферы.

Вместе с тем, приводить примеры взаимосвязи между глобальными проблемами можно еще долго. Каждую из вышеуказанных предпосылок для тотального саморазрушения современного мира можно рассматривать под иным углом, что поможет найти совершенно другие причинно-следственные связи, а значит, и более эффективные способы решения. Возможно, на первый взгляд взаимосвязь глобальных экологических проблем с отставанием в экономическом развитии некоторых государств покажется абсурдной или вовсе несуществующей. Но все же найти доказательства ее актуальности не так сложно.

Экономически развитые и отсталые страны: какие трудности возникают?

Для начала стоит обратить внимание на некоторые закономерности. Так, разделение труда в пределах мировой экономики реализовано по схеме таким образом, что ролью ведущих промышленных центров наделены именно перспективные, стремительно развивающиеся урбанизированные страны. Государства с низким уровнем жизни «по умолчанию» берут на себя функции периферии, направленной на обеспечение аграрно-сырьевого сегмента. И что же выходит из всего этого? Более сильные и уверенно стоящие на ногах державы находят законные (в соответствии с нормами международного права) способы для использования ресурсов слаборазвитых хозяйственных стран, тем самым преграждая последним путь к саморазвитию и становлению, повышению экономических показателей и финансовой независимости.

Нищета и голод как результат внешнего государственного долга

Кроме того, условия демографического бума вынуждают страны с низким уровнем жизни обращаться за финансовой помощью к международным финансовым организациям. Крупные ссуды раз за разом сильнее затягивали узел кабалы на шее заемщиков. На сегодняшний день проблема внешнего долго современных государств приобретает глобальные черты: 1,25 триллиона долларов составляет задолженность держав так называемого «третьего мира». Выплаты по процентам и задолженности ложатся давящим бременем на население этих государств, а потому цифры, демонстрирующие глобальность проблемы по всему земному шару, мягко говоря, впечатляют:

  • голодающих более 700 миллионов;
  • вдвое больше людей, которые не имеют доступа к медицинской помощи;
  • за чертой крайней нищеты живут почти 1,5 миллиарда человек.

Экономическая стабильность и финансовая состоятельность государства обратно пропорциональна величине внешнего долга. На примере Российской Федерации без труда прослеживается глобальность проблемы: за последние несколько лет задолженность перед странами-кредиторами выросла в три раза – с 50 миллиардов до 150 миллиардов долларов.

Масштабы потенциальной экологической угрозы

На фоне повальной индустриализации во всем мире радикально обострилась проблема экологии. Причиной тому является преимущественный подход к материальному производству. Создание мощнейших предприятий в конкретной промышленной отрасли по-прежнему влечет за собой изготовление одного или нескольких потребительских товаров, в то время как остальное за непотребностью или невозможностью хранения, уничтожается. Сложившуюся ситуацию ученые называют «экологическим инфарктом». Отсюда берут истоки более чем три примера взаимосвязи глобальных проблем:

  1. Из общей массы добываемого человеком сырья лишь несколько процентов используется по назначению и имеет практическое значение. Остальное – мусор, отходы, которые отправляются обратно в окружающую среду, но уже в измененном, неприемлемом и чуждом для природы виде. Учитывая, что объемы мирового промышленного производства удваиваются каждое десятилетие, уровень загрязнения планеты в ближайшем будущем станет критичным.
  2. В процессе утилизации подобных отходов на протяжении последних 200 лет в атмосферу попало почти 200 миллиардов тонн углекислого газа. Допустимая концентрация вещества возрастает небывалыми темпами, что привело к изменению состава воздушной оболочки и образованию так называемого парникового эффекта.
  3. В свою очередь климатический «колпак» из углекислого газа стал причиной глобального повышения температуры. Его следствием является таяние арктических и антарктических льдов. Потепление общепланетарного масштаба ведет к тому, что температура воздуха через 70-80 лет возрастет на несколько градусов Цельсия.
  4. Изменение температурного режима, в соответствии с элементарными законами физики, приведет к увеличению осадков. Таким образом, ученые прогнозируют, что уровень Мирового океана поднимется на 65 см, скрыв под своими водами целые мегаполисы и миллиарды жизней.
  5. Выбросы других химических соединений в атмосферу приводят к сокращению толщины озонового слоя. Как известно, данная атмосферная оболочка играет роль своеобразного фильтра, задерживая в себе ультрафиолетовые лучи. В противном случае, т. е. при истончении озоновой прослойки, человеческому организму угрожает негативное воздействие солнечного излучения, подразумевающее увеличение числа онкологических заболеваний, патологий сердца и сосудов, генетических отклонений и снижение продолжительности жизни.

СПИД и наркомания: беда молодежи!

Осознание взаимосвязи глобальных проблем в мировой экологии приводит в ужас. Но, к сожалению, перечень потенциальных угроз для существования человека на этом не заканчивается. Чего стоит только СПИД! Заболевание держит в страхе все мировое сообщество, и не только из-за потери фактического человеческого ресурса – болезнь поражает своей географией. Взаимосвязь глобальной проблемы с наркоманией очевидна: благоприятная среда для распространения этого «зла» калечит жизни и здоровье миллионов людей. Термин «наркомания» у многих современных жителей ассоциируется с масштабной катастрофой, обрушившейся на целые поколения.

Лишь бы не было ядерной войны!

Однако ни одно заболевание, ни одно вещество не сравнится с той опасностью для человека, которую несет в себе ядерное оружие. Полномасштабная взаимосвязь глобальных проблем, описанных выше, несопоставима с необратимыми последствиями Третьей мировой войны. Термоядерное воздействие даже ничтожной доли накопленного до сегодня арсенала сверхдержав привет к окончательному разрушению планеты. Именно поэтому предотвращение использования ядерного оружия является первостепенной задачей человечества. Только мирный компромисс, не подразумевающий применения ядерного оружия, позволит отыскать решения остальным глобальным проблемам в рамках тесного интернационального сотрудничества.

fb.ru

3.Глобальные проблемы современности.

Глобальные
проблемы (франц. g1оbа1 — всеобщий, от лат.
g1оbus (terrae) — земной шар) это совокупность
проблем человечества, решение которых
обеспечивает социальный прогресс и
сохранение цивилизации. Иначе говоря,
предотвращение мировой термоядерной
войны, а также обеспечение мирных условий
для развития народов; предотвращение
катастрофического загрязнения окружающей
среды: атмосферы, мирового океана и
т.п.; преодоление возрастающего разрыва
между развивающимися и развитыми
странами в экономическом уровне и
доходах на душу населения, также
устранение голода, нищеты и неграмотности
на земном шаре; обеспечение дальнейшего
экономического развития человечества
необходимыми природными ресурсами
(возобновляемыми/не возобновляемыми),
включая продовольствие, промышленное
сырье и источники энергии; прекращение
«демографического взрыва» в
развивающихся странах и снижение риска
возникновения опасности «депопуляции»
в развитых странах; предотвращение
отрицательных последствий научно-технической
революции.

Терроризм

Ещё
одной из острейших проблем современности,
связанных со сферой международных
отношений, является проблема терроризма.

Во-первых,
международный терроризм получает все
более широкое распространение на нашей
планете. Он проявляется как в регионах
традиционных международных конфликтов

Во-вторых,
терроризм — это серьезная угроза
безопасности отдельных государств, да
и мирового сообщества в целом.

В-третьих,
преодоление международного терроризма
требует коллективных усилий большинства
государств и народов на нашей планете.

В-четвертых,
все более явной становится связь
международного терроризма с другими
актуальными глобальными проблемами
современности, такими как: угроза третьей
мировой войны, нехватка продовольствия.

В
отличие от остальных проблема
международного терроризма имеет свои
отличительные черты. Прежде всего,
следует обратить внимание на то, что
проблема международного терроризма
связана с основными сферами жизнедеятельности
мирового сообщества и социумов отдельных
стран: политикой, национальными
отношениями, религией, экологией,
преступными сообществами и т.п. Эта
связь получила отражение в существовании
различных видов терроризма, к которым
относят: политический, националистический,
религиозный, криминальный и экологический
терроризм.

Другая
отличительная черта проблемы международного
терроризма — это значительное влияние
на нее международных криминальных
сообществ, определенных политических
сил и некоторых государств. Несомненно,
это влияние ведет к обострению данной
проблемы.

Международный
терроризм является в наши дни неотъемлемой
частью процесса распространения
транснациональных преступных организаций,
поддерживаемых коррумпированными
государственными чиновниками и
политиками.

Еще
одна специфическая черта международного
терроризма является ее сложная
прогнозируемость. В большинстве случаях
субъектами терроризма становятся
психически неуравновешенные люди,
агрессивно настроенные политики.
Терроризм можно рассматривать как
способ достижения целей на мировой
арене и в международных отношениях,
которые не могут быть осуществлены
другими методами.

Демографическая
проблема

На
данный момент причины малодетности
семей не являются секретом: роды убавляют
здоровье женщины. Всевозможные растяжки,
разрывы, варикоз вен, вымывание кальция
из организма, инфекции, ну и в конце
концов — смерть во время родов.… В
дальнейшем, в процессе воспитания малыша
женщина вынуждена отрываться от работы,
терять зарплату, а порою и само заработное
место. Ей приходится попадать в
экономическую зависимость от мужа.
Также дети требуют немалых расходов на
их питание, одежду, игрушки, образование.
Одним словом — дети обходятся недешево.
В такой ситуации воспитание одного
ребёнка становится затруднительно, а
двух и более — непосильным трудом.

Продовольственная
проблема

Продовольствие
— это важнейший фонд жизненных функций
человечества. Недостаточное и неполноценное
питание значительной части населения
планеты оказывает огромное влияние на
всё человечество, Особенно пагубно
голод и недоедание сказывается на
здоровье детей, так как это замедляет
их психофизическое развитие, а также
влияет на потерю зрения. (недостаток
витамина А)

Зона,
которую затронула продовольственная
проблема, включает в себя Африку к югу
от Сахары, исключая ЮАР, Западную Азию,
Южную и Юго-Восточную Азию, Карибский
бассейн, некоторую часть Южной Америки.

Экологическая
проблема

Одна
из наиболее обширных проблем —
экологическая. Она включает в себя такие
проблемы как: проблема загрязнения
Мирового океана, вредные примеси
пирогенного происхождения в воздухе,
разрушение озонового слоя атмосферы,
кислотные дожди…

Тысячелетиями,
загрязняя атмосферу, человечество
долгое время не задумывалось о
последствиях. С началом работы промышленных
предприятий начал осуществляться выброс
в природу вредных веществ, таких как
например оксид углерода, сернистый
ангидрид, сероводород и сероуглерод,
окислы азота, соединения фтора и хлора.

1.Оксид
углерода.

В
воздух он попадает в результате сжигания
твердых отходов, с выхлопными газами и
выбросами промышленных предприятий.

Это
соединение химических веществ способствует
повышению температуры на планете, и
созданию парникового эффекта.

Примерами
парникового эффекта можно считать
изменение климата, засухи, смерчи там,
в тех местах, где раньше их не было
никогда, таяние ледников в Антарктике,
приводящее к подъёму уровня воды.

2.Окись
азота.

Источники
выброса — предприятия, которые производят
азотные удобрения, азотную кислоту и
нитраты, анилиновые красители, и вискозный
шелк.

3.Соединение
фтора и хлора.

Источники
выброса — предприятия, производящие
алюминий, стекло, сталь, соляную кислоту
и органические красители. Поступая в
атмосферу в виде газообразных веществ,
они разрушающих слои атмосферы.

Нефть
— это вязкая маслянистая жидкость,
которая имеет темно-коричневый цвет.
Её добывают с целью приумножить свое
благосостояние, совершенно не заботясь
о том, что от этого погибает природа в
связи с истончением атмосферного слоя
биосферы.

Нефть
образует эмульсии на поверхности воды,
уничтожая на своём пути флору и фауну.
Потому одной из важных проблем является
нехватка пресной воды в реках и озерах.
Особую опасность экологии планеты несет
сброс и захоронение химических и
радиоактивных отходов — дампинг.

Не
менее важной экологической проблемой
является разрушение озонового слоя,
появление озоновых дыр. Озон является
важным компонентом, защищающим нас от
вредных веществ, поступающих из космоса.
Таких как: «звездная пыль». В тонком
слое атмосферы появились дыры, которые
пропускают солнечные лучи, которые
вызывают не только сердечные приступы,
они также увеличивают риск заболевания
раком кожи.

Кислотные
дожди. Они вызывают подкисление
поверхностных вод и верхних горизонтов
почв, затем потоками воды кислотность
распространяется на всю почву, вызывая
подкисление грунтовых вод. Растения
впитывают вместе с водой в себя все
нечистоты. Далее растения поедают
животные. В связи с употреблением данных
растений или же мяса животных у людей
может возникнуть облысение, язвы и т.п.

СПИД
и наркомания

СПИД
(синдром приобретенного иммунодефицита)-
это чума XX в. Данное заболевание впервые
обнаружили в США в 1981 г., далее оно
стремительными темпами стало
распространяться по всему миру. Главная
причина этого — половая распущенность
современного «цивилизованного»
человека и наркомании.

Проблема
наркомании связана с тем, что в 90-е годы
не осуществлялось в нужных количествах
финансирование программ по борьбе с
наркоманией.

СПИД
и наркомания оказываю пагубное влияние
в основном на наиболее молодую часть
общества. Существует много причин
растущей тяги молодёжи к наркотическим
веществам, в том числе: не сложившиеся
отношения с родителями и сверстниками,
неудачи в любви, отсутствие места работы
и учёбы, связанная с этим неудовлетворённость
жизнью. Наркотики же «помогают» человеку
забыться и расслабится, создавая ИЛЛЮЗИЮ
счастья, за которой скрываются ужасные
последствия…

Алкоголизм
и табакокурение

Алкоголь
опасный враг здоровья человека.
Злоупотребление спиртными напитками
— причина многих тяжёлых заболеваний,
преждевременного старения. Продолжительность
жизни алкоголиков на 14-18 лет меньше, чем
у непьющих людей.

Приём
алкоголя ведёт к деградации личности,
нервным заболеваниям.

Табак
— несомненный спутник алкоголя. Табак
имеет удивительное свойство — способность
вызывать привыкание.

По
данным ВОЗ:

·
общая смертность курящих превышает
смертность некурящих на 30-80%;

·
табак убивает людей в 4 раза больше, чем
автокатастрофы;

·
у курильщиков заметно ухудшается память;

·
у курильщика сердце работает на 3-4 часа
больше каждые сутки. Только одна
выкуренная сигарета повышает кровяное
давление на 10 мм рт. ст.;

·
у курящих женщин выкидыши и мертворожденные
дети встречаются в 2-3 раза чаще, чем у
некурящих »

Взаимосвязь
глобальных проблем

Все
глобальные проблемы современности
тесно связаны друг с другом. В пример,
обеспечение дальнейшего экономического
развития человечества природными
ресурсами предполагает предотвращение
нарастающего загрязнения окружающей
среды.

Другим
примером может служить связь проблемы
нехватки продовольствия и демографической
проблемы, голод и недоедание не дают
людям уверенности в завтрашнем дне, а
значит, уменьшает желание продолжение
человеческого рода в связи с малой
возможность прокормить не только детей,
а даже себя.

Проблема
терроризма пересекается с проблемой
термоядерной войны, в том случае если
террористы смогут завладеть ядерным
оружием.

Всё
это говорит о том, что глобальные проблемы
неразрывно связаны между собой. Обострение
одной ведёт к обострению и других
проблем. Потому и решение их так же
должно осуществляться неразрывно.

Литература

1. http://antiquehistory.ru/filosofiya-drevney-indii-kratko/

2. http://studopedia.ru/1_111295_soznanie-mishlenie-i-yazik.html

3. http://otherreferats.allbest.ru/history/00192819_0.html

studfiles.net

Глобальные проблемы современности, практикум. Формат ЕГЭ

Глобальные проблемы современности, практикум

Задание 1. Найдите термин, который является обобщающим для всех остальных терминов представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

экологический кризис

угроза новой мировой войны

рост наркомании

распространение СПИДа

угроза XXI века

Задание 2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «глобализация». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) интернационализация

2) протекционизм

3) интернет-сети

4) Всемирный банк

5) мировые рынки

6) натуральное хозяйство

Задание 3. Найдите в приведенном списке черты, отличающие глобальные проблемы от других проблем человечества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира

2) возникли во второй половине прошлого века

3) отражают противоречие между потребностями людей и возможностями

4) вызваны нехваткой природных ресурсов

5) носят масштабный характер

Задание 4. Выберите верные суждения о глобальной продовольственной проблеме и запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.

 1) Решение глобальной продовольственной проблемы связано с использованием достижений научно-технического прогресса.

2) Данная проблема проявляется преимущественно в странах Северного полушария.

3) Острота проблемы определяется преимущественно природно-климатическими различиями регионов Земли.

4) Проблема требует развития и внедрения передовых методов агротехники.

5) Данная проблема взаимосвязана с мировой демографической проблемой.

Задание 5. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) постепенное истощение запасов нефти и металлов

Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах  массового скопления людей)

В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки

Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран

Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств

 

1) угроза мирового терроризма

2) угроза экологического кризиса

3) проблема «Север — Юг»

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Задание 6. Какие из перечисленных мер направлены на преодоление проблемы «Север-Юг»? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) подготовка инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест в экономически неразвитых странах

2) деятельность международных правительственных организаций, направленная на борьбу с терроризмом

3) предоставление торговых преференций для стран с сырьевым характером экспорта

4) сокращение расходов на преодоление безграмотности

5) разработка программ поставок оружия

6) ограничение выброса загрязняющих веществ в атмосферу

Задание 7. На международной конференции обсуждались меры по преодолению проблемы обеспечения человечества ресурсами. Что могло быть включено в программу этой конференции? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) использование альтернативных источников энергии

2) программа поддержки развивающихся стран

3) сокращение военных расходов

4) выделение средств на ликвидацию неграмотности

5) экономия пресной воды на производственные и бытовые нужды

6) создание подземных хранилищ дождевых и талых вод

Задание 8. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

 (А) Группа ученых во главе с А. Печетти организовала так называемый Римский клуб — международную неправительственную организацию, цель которой — изучение проблем современного мира. (Б) Неконтролируемый рост населения, экологические проблемы, современные достижения науки и технологии поставили проблему оценки качества социального прогресса. (В) Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе современно цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальное проблемы укрепляют единство стран и народов. (Д) В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.

 Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждения

3) характер теоретических утверждений

 

Задание 9. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

 (А) Глобальные проблемы современного мира угрожают выживанию человечества как биологического вида. (Б) Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (В) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (Г) Проведённые расчеты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Д) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

 Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждения

3) характер теоретических утверждений

Задание 10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

 « ___________(А) современные учёные называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы ___________(Б), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ___________(В). Глобализация — ___________(Г) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление ___________(Д) общества, с другой, — обостряются экономические разногласия стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема ___________(Е)».

 Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

1) диалог культур

2) разделение труда

3) общество

4) глобализация

5) противоречивый

6) массовая культура

7) сельское хозяйство

8) информационное

9) компьютер

 В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Задание 11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 «На нашей планете существуют страны, резко различающиеся по своему общественно-экономическому___ (А) и соответственно по уровню ____ (Б) населения. С одной стороны, существует сравнительно небольшая группа ___ (В), с другой – большое число государств, в которых экономическое развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким. Экономика ___ (Г) основывается на добыче и экспорте сырьевых ресурсов. Население отсталых и среднеразвитых стран составляет ____ (Д). Население планеты составляет уже 7 миллиардов. Общая тенденция современного развития такова, что разрыв между «золотым миллиардом» и остальной частью человечества ____ (Е).»

 Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) развитые страны

2) меньшинство

3) отсталые страны

4) подавляющее большинство

5) сокращается

6) уровень

7) благосостояние

8) разрыв

9) развитие

 Задание 12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в политической сфере, и одно предложение, раскрывающее процесс глобализации в экономической сфере

Задание 13. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

Задание 14. Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации.

Задание 15. Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства — освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы

Задание 16. В решении глобальных проблем современности выделились два направления ученых: неомальтузианцы, полагающие, что рост человечества необходимо строго контролировать и ограничить потребности, и корнукопианцы, полагающие, что технический прогресс и открытия способны сделать ресурсы, необходимые для жизни людей, безграничными. Ученые опросили разные категории ученых и обычных граждан для выяснения их отношения к поставленной проблеме. Респондентам были заданы вопросы: «Кто прав: неомальтузианцы или корнукопианцы?»

Результаты опроса были подсчитаны учеными и представлены в виде таблицы (данные приведены в %):

Пути решения глобальных проблем современности

Проанализируйте данные таблицы и сделайте любые три вывода, подтвердив каждый из них ссылками на материалы исследования.

Задание 17. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Проблема Севера и Юга и пути её решения».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Глобальные проблемы современности, ответы:

1 – угроза ХХI века – 1б.

2 – 26 – 1 б.

3 – 125 – 2 б.

4 – 145 – 2 б.

5 – 21332 – 2 б.

6 – 13 – 1 б.

7 – 156 – 2 б.

8 – 13221 – 2 б.

9 – 32112 – 2 б.

10 – 426581 – 3 б.

11 – 971345 – 3 б.

12 — — 3 б. 1) смысл понятия, например: процесс становления единого человечества;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о проявлениях глобализации в политической сфере, опирающейся на знания курса, например: «В политической сфере глобализация выражается в том, что международные организации принимают на себя всё большую часть полномочий национальных правительств»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о проявлениях глобализации в политической сфере.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса процесс глобализации в экономической сфере, например: «Глобализация экономики проявляется в том, что формируется мировое экономическое пространство, в котором отрасли, география размещения производств, обмен информацией и технологиями определяются соображениями развития мирового хозяйства, а экономические подъёмы и кризисы происходят в мировом масштабе».

13 — — 3 б. 1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе;

2) быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств;

3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД.

14 — 3 б. — Одним из самых положительных эффектов или последствий глобализации — это улучшенное качество товаров и услуг из-за увеличения конкуренции.

 — Глобализация имеет чистый положительный эффект на мировую экономику. Освобождение от правил, которые препятствуют глобализации позволят деньгам двигаться более свободно.

 — Общий уровень образования увеличится в связи с требованиями глобализации. Коммуникационные технологии делают мир теснее.

 — Глобализация упрощает для людей доступ к информации, одновременно увеличивая количество новой, интересующей, доступной информации для каждого жителя планеты.

 — Когда-то, ограниченная юрисдикция была помехой в преследовании преступников находящихся в другой стране. Уже сейчас из-за международных судов, эти преступники больше не могут запросить политического убежища в зарубежной стране, они будут выдворены и страны или предоставлены правосудию в котором они совершили преступление

15 — 2 б. — демографическая;

— экологическая;

— разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».

16 — 3 б. Сделаны три вывода, допустим: 1) Большинство ученых-глобалистов верят в возможности науки человеческий разум, полагая, что человечество сможет найти разрешение всех нынешних проблем (58% опрошенных ученых –сторонники корнукопианцев).

2) Обычные граждане, далекие от проблем глобалистики, плохо ориентируются в проблемах выживания человечества, определении стратегии будущего (об этом свидетельствует тот факт, что примерно треть опрошенных не определилась во взглядах, а остальные две трети распределились поровну между двумя позициями).

3) Наиболее пессимистичны во взглядах на перспективы человечества ученые демографы и гуманитарии, полагающие, что людям необходимо самоограничиваться, строго контролировать прирост жителей на Земле (соответственно 56% демографов и 54% гуманитариев – сторонники неомальтузианцев).

17 — 3 б. 1) Проблема Севера и Юга — одна из глобальных проблем современности.

2) Сущность проблемы Севера и Юга и ее связь с другими глобальными проблемами.

3) Проявления и последствия названной проблемы:

а) «демографический взрыв»;

б) голод, нищета, неграмотность, болезни;

в) безработица и миграция в экономически благополучные страны мира.

4) Пути преодоления экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира»:

а) осуществление продуманной демографической политики;

б) установление нового мирового экономического порядка;

в) международное сотрудничество в решении проблем Севера и Юга.

Выставь себе отметку:

30-38 б. – «5»

22-29 б. – «4»

11-21 б. – «3»

infourok.ru

Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость

Тема: Глобальные проблемы человечества

Урок: Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость

По ходу развития цивилизации перед человечеством стали возникать глобальные проблемы. Ныне человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом. 

Глобальные проблемы современности – это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными) вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т.е. проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества.

Основные черты глобальных проблем:

1.     Проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества

2.     Они приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации.

3.     Глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества.

4.     Глобальные проблемы тесно связаны одна с другой.

Главные проблемы человечества:

1.     Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.

2.     Экологическая.

3.     Демографическая.

4.     Энергетическая.

5.     Сырьевая.

6.     Продовольственная.

7.     Использование Мирового океана.

8.     Мирное освоение космоса.

9.     Преодоление отсталости развивающихся стран.

Рис. 1. Бедность и нищета в Африке (Источник)

Разработка классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения.

В современной научной литературе делаются попытки комплексного рассмотрения всего многообразия глобальных проблем. Поскольку все эти проблемы имеют социоприродный характер, так как они одновременно фиксируют противоречия как между человеком и обществом, так и противоречия между человеком и окружающей природной средой, то обычно их делят на три основные группы. Исследователями предложено множество вариантов классификации. 

Классификация глобальных проблем:

1.     Проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток – Запад», богатые и бедные страны и др. К ним относится проблема предотвращения войны, международного терроризма и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

2.     Проблемы, связанные с отношениями в системе «человек – общество»: развитие культуры, эффективное использование достижений НТР, развитие образования и здравоохранения

3.     Проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства.

Рис. 2. Нехватка питьевой воды в Африке (Источник)

Глобальные проблемы взаимосвязаны.

Рис. 3. Схема взаимосвязей проблем глобального характера

В настоящее время человечество и страны-лидеры активно борются с распространением ядерного оружия и его использованием. Генеральная ассамблея ООН приняла Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Кроме того, были подписаны договоры между главными ядерными державами (например, СНВ-1, СНВ-2, ПРО).

Крупнейшие страны по численности вооруженных сил:

1.     Китай.

2.     США.

3.     Индия.

4.     КНДР.

5.     Россия.

Проблема распространения оружия и разоружения остается актуальной. Особую потенциальную опасность представляют военные базы США и членов НАТО на территории многих стран.

Рис. 4. Военная база США в Турции (Источник)

 

Домашнее задание

Тема 11, П. 1

1.     Какие глобальные проблемы человечества вам известны?

 

Список литературы

Основная

1.   География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. – 13-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. – 400 с.

3.     Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. – Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. – 76 с.

Дополнительная

1.     Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1.     География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и дораб. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 656 с.

2.     Африка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). – СПб., 1890-1907.

 Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1.     Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 80 с.

2.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: Астрель, 2010. – 221 с.

3.     Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 256 с.

4.     Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 223 с.

5.     География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. – М.: МЦНМО, 2011. – 72 с.

6.     ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 272 с.

7.     Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 94 с.

8.     Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 240 с.

9.   География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 160 с.

10.   ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2009. – 144 с.

11.   ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2011. – 288 с.

12.   ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. – М.: Национальное образование, 2010. – 280 с.

 

Материалы в сети Интернет

1.  Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

2.  Федеральный портал Российское Образование (Источник).

3.  Википедия (Источник). 

4.  XReferat.Ru (Источник). 

5.  Сoolreferat.com (Источник). 

interneturok.ru

3. Назовите любые четыре глобальные проблемы современности. 1. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.



Задания части 2 «Общество».
Задания 32.
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в политической сфере, и одно предложение, раскрывающее процесс глобализации в экономической сфере.
2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество в широком смысле»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о признаках общества как системе, и одно предложение, раскрывающее значение общества в узком смысле.
3. Назовите любые четыре глобальные проблемы современности.
4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественная формация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об авторе формационного подхода для понимания исторического развития общества, и одно предложение, определяющее основные формации общества.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «межличностные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о межличностных отношениях.
6. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом критерии общественного прогресса, и одно предложение, раскрывающее какое-либо свойство прогресса.
7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «критерий общественного прогресса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о критериях общественного прогресса.
8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой функции социального института, и одно предложение, раскрывающее основные социальные институты.
9. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о сферах общественной жизни, и одно предложение, определяющее основные виды общественных отноше

unlimitdocs.net

взаимосвязь глобальных проблем современности 3 примера

Глобальные проблемы современности находятся в тесной взаимосвязи. С одной стороны, следует иметь в виду «горизонтальную» взаимосвязь и взаимозависимость в рамках выделения групп глобальных проблем, затрагивающих основные общности современной цивилизации (система «общество — общество») , а также отношений «человек — общество» и «человек — природа» . Действительно, преодоление, например, продовольственных или сырьевых трудностей предполагает, в частности решение глобальной энергетической проблемы, что связывается не только с более рациональным использованием традиционных, но и основанием новых источников энергии, практическим использованием ресурсов энергии космического пространства и Мирового океана. Если обратиться к системе проблем «человек — общество» , в которую включены в частности, проблемы научно-технического прогресса, то очевидно, что развитие науки, техники и технологии оказывает воздействие не только на прогресс материального производства, но и предполагает дальнейшее развитие человеческого потенциала, связанных с ним проблем образования, культуры, здравоохранения и др. Вместе с тем развитие самого человека является важнейшим регулирующим фактором, которым располагает общество для выявления и реализации позитивных направлений социального и научно -технического прогресса цивилизации. С другой стороны, очевидна «вертикальная» взаимосвязь глобальных проблем между выделенными их группами. В реальности, трудно рассчитывать на позитивное разрешение продовольственных, энергетических или экологических трудностей в рамках системы «человек — природа» , если не исходить из необходимости создания адекватных социально-экономических условий целенаправленного развития научно-технического прогресса.
<a rel=»nofollow» href=»http://www.bestreferat.ru/referat-78479.html» target=»_blank»>http://www.bestreferat.ru/referat-78479.html</a>

touch.otvet.mail.ru

Глобальные проблемы примеры и причины

Глобальные проблемы современного общества стали закономерным продолжением неравномерности развития, причём как между уровнями государств (проблема Севера – Юга), так внутри самих стран по разным сферам. Что усугубляется ещё и большим разрывом между финансовым положением, реальным уровнем жизни и возможностями различных слоёв общества. Возникновение многих глобальных проблем современности поспособствовала научно-техническая революция, которая вывела человечество на новый виток развития, дала ему современные технологии, позволила справиться с болезнями… И открыла путь к уничтожению всей планеты.

Так, в результате гонки вооружений уже в 80-е годы общий запас вооружений в 100 раз превышал то, что использовали все участники во время Второй мировой войны. Таким образом, глобальные проблемы современного мира поднимают остро вопрос о выживании человека как вида. Это настолько важно, что их рассматривает далеко не только обществознание, но и социология, политология, экономика, некоторые отрасли географии, изучает статистика, экология и так далее.

Что является причиной?

Существует мнение, что виной всему стала глобализация, которая породила подобное разрастание. Некоторые также возлагают ответственность на определённые страны, в частности, на экономически развитый Запад, а также на Европу, считая, что создавшееся положение дел в мире стало во многом результатом того, что они эксплуатировали бывшие монополии, потребительски и часто грабительски относились к мировой экологии.

Однако, размышляя о том, верны ли следующие суждения о глобальных проблемах, то есть уже упомянутые, нельзя не отметить, что свою роль в том, как именно все пришли к настоящему, сыграл СССР. А страны, которые входили в СССР, за исключением Прибалтики и отчасти Грузии, сейчас нельзя назвать экономически успешными и принадлежащими к данной группе государств. Тем не менее это не освобождает их от ответственности, в том числе и исторической.

Таким образом, трудно сказать, что причина глобальных проблем как-то связана с преуспеванием или напротив – с отсталостью в плане экономических отношений. Да и явление намного глубже, это не простая сумма национальных или региональных проблем, вышедших на новый уровень. Существует мнение учёных, что человек оказался на следующем витке развития и столкнулся с новыми для себя проблемами. Чем больше у него возможностей, тем более серьёзные задачи приходится решать. И тем выше ставка – цена за вероятный проигрыш. Фактически, в настоящем экономические, научные, технологические, транспортные и т. п. возможности людей в целом беспрецедентные. И, соответственно, риск тоже максимальный.

Какие они бывают?

Глобальные проблемы человечества обществознание и философия делят на 3 большие группы. В первую входят те, что возникли по линии взаимоотношения людей и природы. В частности, к глобальным экологическим проблемам (а речь идёт именно о них) относятся вопросы загрязнение природы, стремительное сокращение биоразнообразия, уничтожение экологических систем, нехватка чистой питьевой воды, продовольствия. Вопрос ресурсов тоже часто включают в этот перечень, хотя он находится скорее на стыке.

По линии людей и социума в целом – демографический кризис, который сейчас стал сложнее, чем просто вопрос перенаселения планеты. Так, в одних странах наблюдается слишком большая плотность, в то время как другие не могут даже просто обеспечить гарантированную смену поколений из-за резкого падения рождаемости. Сюда же можно отнести проблему бедности, терроризма, социального неравенства, хотя последние уже будут спорными, многие считают их скорее региональными, просто некоторые – очень масштабными.

И, наконец, интерсоциальные. Это проблемы предотвращения ядерной войны, отсталости развивающихся стран по сравнению с развитыми. И не только. Вообще глобальные проблемы мировой экономики связаны с гиперинфляцией, периодическими кризисами, а также с тем, какое количество ресурсов уходит на постоянное вооружение. И сейчас этот вопрос снова оказался остро поднят в связи с противостоянием между Россией и Западом.

Отдельные глобальные проблемы человечества

Некоторые проблемы настолько остро встают, что они выделяются из основной группы и получают особый статус. Именно так случилось в своё время с парниковым эффектом, который отдельно начали обсуждать на международном уровне, когда поняли, что среди всех экологических проблем именно это может оказаться самым критическим в ближайшее время. Сегодня схожим статусом обладает тема Мирового океана.

Напомним, что он занимает 70% суши. Без него на планете не было бы жизни. В то же время загрязнение Мирового океана намного труднее контролировать, чем пользуются многие развивающиеся страны, сбрасывая туда отходы и экономя, таким образом, на их утилизации или переработки. Развитые страны пытаются контролировать этот процесс, но, во-первых, им не всегда хватает юридических возможностей, потому что в полной мере ни одна страна не может указывать другой, что той делать. Во-вторых, Мировой океан – огромен. Чтобы охватить всё пространство, понадобятся слишком большие ресурсы.

Кроме того, напомним, что глобальные проблемы мировой экономики – это, помимо прочего, ещё и вопрос ресурсов, обеспечения сырьём. К чему относится добыча нефти, а она сейчас всё чаще затрагивает Мировой океан. Разумеется, большинство компаний следит за техникой безопасности, старается не допускать протечек, тщательно контролирует процесс. Однако достаточно одной крупной аварии, чтобы пострадала значительная часть территории. А локализировать зону бедствия в Мировом океане затруднительно.

Вообще глобальные проблемы примеры такого рода знают в большом количестве. Иногда речь идёт о простой ошибке, периодически – о техническом несовершенстве. Но чаще всего к трагедиям приводят халатность, пренебрежение собственными обязанностями, злой умысел, а ещё чаще – нищета (люди в развивающихся странах вырубают лес, потому что для них это часто чуть ли не единственный способ прокормиться) и неграмотность.

Поясню по поводу последнего: в современном мире при доступности образования, а также Интернета каждый может, при желании, узнать, какие виды растений и (или) животных занесены в Красную книгу, чем опасно их уничтожение, как стоит вести себя на природе. Но существует довольно большое количество людей, проживающих как раз в местах скопления диких животных, которые не представляют себе всей картины. У них нет доступа в Интернет, они могут не знать о проблеме. И при этом такие люди

эксплуатируют природу, не задумываясь. Многие не понимают, какой ещё у них может быть выход. Просветительские программы в Индии, к примеру, помогли спасти жизнь многим леопардам: местные жители стали им помогать, когда те оказывались совершенно случайно в ловушках, рассчитанных на других животных.

Взаимосвязь глобальных проблем

Глобальность современных существующих проблем связана не только с тем, что они оказывают влияние на всю планету. Помимо прочего, их нельзя решить силами одной страны или даже группы государств. Здесь требуется объединение усилий. И ещё критически важно учитывать взаимосвязь. Нельзя найти то, что относилось бы к глобальным проблемам современности, но при этом не влияло на другие или не испытывало соответствующее влияние – в свою очередь.

В целом цепочку можно рассматривать так. Примерно около двух сотен лет тому назад накопилась критическая масса недовольства в разных странах, которая привела к резким социальным переменам и к революциям, произошедшим где-то раньше, где-то позднее. Людей перестала устраивать религия, они стали искать ответы в науке, результатом чего стала научно-техническая революция. А она привела к созданию новых лекарств, повышению уровня жизни, решению вопроса голода (несмотря на то, что нехватка продовольствия продолжает оставаться одной из глобальных, сейчас недоедает меньше людей, чем раньше). В итоге произошёл демографический взрыв, как следствие – перенаселение.

Что, в свою очередь, повлекло за собой угрозу истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды. Большое количество людей само по себе также способно обострить проблемы между странами и привести к новым конфликтам. А научно-технический прогресс дал государствам в руки новое, более мощное и опасное оружие. Что и привело к актуальному положению дел.

Похожие статьи

Рекомендуем почитать:

karate-ege.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о