СЕНАТ это что такое СЕНАТ: определение — История.НЭС
Сенат
высший законосовещательный орган при царе. Создан Петром Великим и просуществовал в России до 1917 г, уже как высшая судебная инстанция.
Оцените определение:
Источник: Глоссарий исторических терминов
Сенат
в России высший орган управления, в ХIХ в. превратился в высший орган суда и надзора. Сенат был учрежден указом Петра I в 1711 г. вместо упраздненной Боярской думы.
Оцените определение:
Источник: Краткий исторический словарь
СЕНАТ
(от лат. senatus) — в России — Правительствующий сенат — высший орган империи, подчиненный императору. Учрежден Петром I в 1711 г, До конца XVIII в. ведал делами законодательства и государственного управления, с конца XVIII в. — высший судебный орган, с 1864 г. — высшая кассационная инстанция.
Оцените определение:
Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие
Сенат
в Древнем Риме времен республики верховный орган власти. Утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов, решал вопросы внешней политики, контролировал финансы и соблюдение религиозных ритуалов. Во времена империи значение сената уменьшилось. Он стал собранием представителей знатных семейств, не имеющим серьезного политического влияния.
Оцените определение:
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий
Сенат
образованный в 1711 г. при Петре I высший орган государственного управления, обладавший законодательными полномочиями. В состав Сената входили президенты коллегий, генерал-прокурор, а также лица, назначаемые самим монархом. Впоследствии утратил законодательные функции, перешедшие к различным чрезвычайным органам (Верховному Тайному совету, Кабинету министров и т. д.), оставшись лишь высшим судебно-апелляционным учреждением империи.
Оцените определение:
Источник: Краткий исторический словарик
Сенат
государственный орган управления, имеющий в разных страна
interpretive.ru
СЕНАТ • Большая российская энциклопедия
СЕНА́Т, 1) в ряде стран – название верхней палаты парламента (Бразилия, Италия, Франция и др.). С. участвует в законодательстве и обычно обладает правом вето в отношении законов, принятых нижней палатой. С. ратифицирует или участвует в ратификации междунар. договоров, назначает некоторых высших должностных лиц, решает вопрос об импичменте президента и др. С. формируется разл. способами: прямыми выборами (США), косвенными выборами (Франция), в некоторых странах сенаторы назначаются (Канада). 2) В ряде государств – название высшего органа гор. управления (напр., Сенат Берлина). 3) В некоторых странах – название отделений (коллегий) в составе высших судов (Австрия, ФРГ).
Прообразом учреждений такого рода и источником самого понятия стал сенат римский.
Фото А. И. Нагаева Здание Сената в Московском Кремле. 1776–87. Архитектор М. Ф. Казаков. Фото 2011.
4) В России Правительствующий (Высокий в 1726–30) Сенат, в 1711–1917 в зависимости от внутриполитич. обстоятельств – высший орган гос. власти, подчинённый монарху, центр. гос. учреждение или фактически совокупность центр. учреждений. Функции С. менялись. Образован взамен Боярской думы указами Петра I от 22.2(5.3) и 2(13).3.1711 как врем. коллегиальный орган, замещавший царя на случай его отсутствия в столице. На практике действовал постоянно. Адм. деятельность С. была чрезвычайно разнообразной: к его обязанностям относились восполнение произошедшей убыли в войсках, заведование приходом и расходом казённых средств и многое другое. С. являлся также судом первой инстанции по наиболее важным делам, с 1713–14 – и высшей судебной инстанцией по обыкновенным делам (первоначально решения С. не были окончательными, допускались жалобы государю). Делопроизводство велось в канцелярии С. (делилась на столы), возглавлявшейся обер-секретарём (до 1722). С учреждением коллегий в 1717–18 С., которому «правление государства поверено», занял главенствующее положение в коллежской системе (такой статус закреплён Генеральным регламентом 1720). Одновременно С. стал высшей надзорной за законностью инстанцией. Его приговоры приобрели характер безапелляционных: жалобы на решения С. было запрещено приносить под угрозой смертной казни [указ Петра I от 22.12.1718(2.1.1719)]. Значение С. в качестве высшего апелляционного суда закреплено учреждением в 1720 должности рекетмейстера, или генерал-рекетмейстера (первоначально просто «персона знатная»; при С. должность существовала до 1727 и в 1730–1810). Генерал-рекетмейстер принимал жалобы на волокиту и «неправосудие» коллегий и канцелярий (подавать челобитные лично монарху было запрещено), решал дело сам или после распоряжения императора передавал его на рассмотрение в С., с 17(28).4.1722, даже при отсутствии челобитной, в случае обнаружения злоупотребления мог возбуждать дело и докладывать о нём императору. С 1722 при С. действовала Герольдия.
Контроль за произ-вом дел в С. первоначально осуществляли генеральный ревизор (1715–20), обер-секретарь сенатской канцелярии (1720), штаб-офицеры гвардии (1721). С 1722 гласный надзор за законностью деятельности С. и всех Присутственных мест империи осуществлял генерал-прокурор при С. (в 1763–74 при 1-м деп-те С.) (тайный адм.-финансовый надзор в 1711–30 проводился фискалами во главе с обер-фискалом, позднее – генерал-фискалом). Генерал-прокурор (его должность существовала до 1726 и в 1730–1802, в 1735–40 оставалась вакантной) имел право доклада монарху по делам С. и объявлял С. Высочайшую волю, возглавлял канцелярию С., ему подчинялись обер-прокуроры (до 1763 один, в 1763–74 – пять во 2–6-м департаментах, затем – в каждом деп-те С.). В его ведении находились прокуроры при коллегиях (1722–26 и в 1730–1802) и надворных судах (1722–26 и в 1730 – кон. 1790-х гг.), а также губернские прокуроры (1733–1802).
Фото А. И. Нагаева Здания Сената и Синода на Сенатской площади в С.-Петербурге. 1829–34. Архитектор К. И. Росси. Фото 2015.
При преемниках Петра I статус С. и сфера его деятельности менялись. В 1726–30 С. был ответствен фактически перед Верховным тайным советом. Манифестом от 4(15).3.1730 имп. Анна Ивановна предприняла попытку восстановить С. как высший орган гос. власти. Ему были возвращены прежние права на тех же основаниях, на которых он действовал при Петре I. С. был разделён на 5 департаментов [указом от 1(12).6.1730]. Однако преобразования оказались кратковременными: указом от 11(22).11.1731 установлена отчётность С. перед Кабинетом министров (см.
Имп. Екатерина II вновь несколько ограничила влияние С. Она оставила за собой право предписывать С. вторичное рассмотрение законченного дела в случае, если найдёт это нужным [указ от 19(30).7.1762]; потребовала указом от 2(13).6.1763 предоставления ежедневных рапортов из С. о решённых в нём делах. Манифестом от 15(26).12.1763 разделила С. на департаменты: 1–4-й в С.-Петербурге, 5–6-й в Москве, которые фактически приобрели характер совокупности центр. учреждений. Каждый деп-т по общему правилу действовал независимо от др. департаментов, решал дела собств. властью (гл. отличие от прежних департаментов), определённой тематич. направленности и/или территориальной принадлежности. Существенное значение имели 1-й (адм. дела, дела по герольдии и мн. др.) и 2-й (судебные, апелляционные и межевые дела) департаменты. Решения принимались единогласно, в спорных случаях дело переносилось в общее собрание С. (с 1763 собрания петерб. и моск. департаментов, в 19 в. – общие собрания департаментов преим. одной тематич. направленности), а если не могло быть решено и здесь, то на Высочайшее усмотрение. В 1774 роль ген.-прокурора возросла, по решению имп. Екатерины II он должен был надзирать за произ-вом дел в 1-м деп-те, общем собрании, наблюдать за деятельностью обер-прокуроров в др. департаментах, являлся гл. начальником как сенатской канцелярии, так и канцелярий всех департаментов. Общее присутствие всего С. собиралось в особо торжеств. случаях, напр. при принесении присяги новому императору.
В ходе министерской реформы 1802 С. потерял значение высшего органа гос. власти, фактически стал центр. судебным учреждением и органом надзора за законностью, подчинённым министру юстиции. Вместе с тем указом имп. Александра I от 8(20).9.1802 С. объявлен «верховным местом империи», которому подчинены все «присутственные места» (на практике эта норма не применялась: в 1803 министры получили право личных докладов императору). С. рассматривал судебные дела в апелляционных департаментах (с распределением гражд. и уголовных дел по территориальной принадлежности). Значение С. как высшей апелляционной инстанции было ограничено: министр юстиции получил право останавливать решённые департаментами С. дела и требовать рассмотрения их в общих собраниях С., а при его несогласии с решением общих собраний – представлять дело на рассмотрение Деп-та гражд. и духовных дел Государственного совета, образованного в 1810. В 19 в., наряду с прежними департаментами, действовали также департаменты – 7-й (1805–72) и 8-й (1805–70) в Москве, 9–10-й (1842–75) в Варшаве. Формой чрезвычайного надзора С. за деятельностью местных учреждений были сенаторские ревизии.
С 1860–70-х гг. значение С. как органа адм. юстиции возросло. В ходе судебной реформы 1864 он преобразован в высшую кассационную судебную инстанцию: в 1866 в С. образованы Гражданский и Уголовный кассационные департаменты, широко пользовавшиеся правом толковать законодательство, основываясь на «общем смысле законов»; значит. место в деятельности С. заняло толкование законов о поземельном устройстве, органах крестьянского управления и самоуправления (в 1884 эти дела сосредоточены во вновь созданном 2-м деп-те). Апелляционные департаменты упразднялись по мере введения новых судебных учреждений на всём пространстве империи (завершено в 1897). В 1872–1917 Особое присутствие Правительствующего Сената рассматривало отд. политич. дела в качестве суда первой инстанции. В 1898 для рассмотрения жалоб и протестов на решения и приговоры дореформенных судебных учреждений, Римско-католич. духовной коллегии и Евангелическо-лютеранской духовной консистории и пр. был образован Судебный деп-т Сената.
Сенаторы назначались монархом, имели чины не ниже первых трёх классов Табели о рангах; их численность не регламентировалась (в 18 в. от 9 до 30 чел., в 19 в. – св. 100 чел.). В 19 в. часть сенаторов «присутствовала» в С. (105 чел. в 1874), для остальных звание сенатора было почётным и не связывалось с к.-л. обязанностями («неприсутствующие сенаторы», 55 чел. в 1874). С. обнародовал законодат. акты. Первоначально С. рассылал законодат. акты и распоряжения центр. и местным органам власти в виде отд. оттисков, позднее публиковал их в газетах «Санкт-Петербургские сенатские ведомости» (1809–1917; с 1893 «Сенатские ведомости») и «Собрание узаконений и распоряжений правительства» (с 1863). Издавал также «Решения…» Гражданского и Уголовного кассационных департаментов (с 1867). При С. сформировался архив – богатейшее собрание документов [частично опубл. в изданиях: «Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого» (т. 1–6, 1880–1901), «Сенатский архив» (т. 1–15, 1888–1913) и др.]. Для С. были построены спец. здания в Москве (1776–87, арх. М. Ф. Казаков) и в С.-Петербурге (1829–34, арх. К. И. Росси).
После Февр. революции 1917 все права императора по отношению к С. были присвоены Врем. правительству. С. упразднён после Окт. революции 1917 Декретом СНК о суде № 1 от 22.11(5.12).1917.
bigenc.ru
Пока царь в отъезде. Как работал Сенат от Петра I до Александра I | Люди | ОБЩЕСТВО
Всю жизнь Петр I провел в постоянном движении – он буквально не мог усидеть на месте и, в отличие от своих монарших предшественников, обязанностью восседать на троне очень тяготился. Его тянуло то в Голландию – перенимать научные и инженерные наработки, то в Воронеж – строить флот, то к Азову или под Нарву – командовать войсками и участвовать в боях.
Оставлять столицу без присмотра было неправильно, и некоторое время заместителем молодого императора оставался Федор Ромодановский. «На одного человека можно было положиться без раздумья, один был верен без лукавства, один только мог пугать народ — Федор Юрьевич Ромодановский, князь-кесарь потешных походов и всешутейшего собора. На него и оставили Москву. А чтобы над ним не хихикали в рукав за прежнее, — велено было без шуток именовать его князь-кесарем и величеством», — писал Алексей Толстой в романе «Петр I».
Однако дел в Москве было невпроворот, и возникла необходимость создать отдельный орган, который бы ведал царскими делами в отсутствие Петра, а с мелкими государственными хлопотами и вовсе справлялся без него. Так появилась идея создать Сенат.
Девять друзей Петра
Указ об учреждении Правительствующего Сената был подписан 5 марта (по старому стилю – 22 февраля) 1711 года, когда уже вовсю строился Петербург и были одержаны главные военные победы.С этого момента властные полномочия на время отсутствия царя делегировались не просто доверенным лицам «по дружбе», а специальному органу, который координировал целую систему других учреждений
В состав Сената вошли проверенные люди, коих набралось всего девять: граф Иван Мусин-Пушкин, боярин Тихон Стрешнев, князь Петр Голицын, князь Михаил Долгорукий, князь Григорий Племянников, князь Григорий Волконский, генерал-кригсцальмейстер Михаил Самарин, генерал-квартирмейстер Василий Апухтин и Назарий Мельницкий. Обер-секретарем был назначен Анисим Щукин.
Должности сенаторов в то время были в правительствах Дании, Швеции и других европейских государств, но русский Сенат своим устройством разительно отличался, поскольку должен был отвечать особым потребностям российского государственного устройства. Фактически он обладал всеми царскими полномочиями и подчинялся только императору – можно лишь представить себе, какая власть оказалась в руках этих девяти человек!
Впрочем, четкой должностной инструкции у российских сенаторов долго не было – царь просто оставлял им «список дел». В частности, он предписывал за время своего отсутствия «суд иметь нелицемерный, расходов напрасные отставить; денег как можно больше собрать; дворян собрать молодых; вексели исправить; а соли стараться отдать на откуп; торг китайский и персидский умножить; армян приласкать; учинить фискалов».
Сенат при Петре I. Фото: Commons.wikimedia.orgЧерез пару недель после учреждения Сената были созданы должности фискалов, которые «дежурили» на местах и доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящих вред государству. Также в каждой губернии были назначены по два комиссара, которые работали посредниками между Сенатом и провинцией, исполняя его указы и отчитываясь. К 1717 году влияние комиссаров снизилось, поскольку начала складываться система коллегий (прототипов современных министерств).
Сенату также поручено было заведовать назначением на все военные и гражданские должности, проводить смотры и наблюдать за неукрывательством от службы. С учреждением коллегий и прекращением частых отлучек Петра первоначальную свою функцию Сенат утратил, однако упразднять его все же не стали – за несколько лет он успел превратиться в важный управленческий элемент, ведающий судебными и законодательными процедурами.
Переменная структура
Состав Сената с ходом времени, разумеется, менялся – девять человек физически не могли бы справиться с делами, которые все более расширяли компетенцию этого учреждения. Появилась на несколько лет должность генерал-ревизора (надзирателя указов), которая просуществовала всего три года. После этого в 1718 году все президенты коллегий по самому званию были сделаны сенаторами. Такой порядок тоже продержался недолго – года четыре, совмещать сенаторство и работу в коллегиях оказалось невозможно.В 1722 году надзором за работой Сената занялась прокуратура, которую возглавлял генерал-прокурор. Сенаторов выбирал лично император из гражданских и военных чинов. Все, кроме сенаторов кассационных департаментов, могли параллельно занимать иные должности. Высшие сановники, члены государственного совета, министры были избавлены от занятий в Сенате, даже если состояли в нем. Остальные обязаны были присутствовать на общих собраниях или регулярно бывать в департаментах.
После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции постепенно изменялись. Вместо Правительствующего он стал именоваться Высоким. В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала Указ «О восстановлении власти Сената в правлении внутренних государственных дел», но реальное значение Сената в делах внутреннего управления было невелико. После учреждения в 1802 году министерств за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора.
С учреждением коллегий власть Сената пошатнулась и нескоро вернулась в прежнее русло. Фото: Commons.wikimedia.org/ A.SavinЧисло департаментов доходило (по Своду Законов издания 1857 года) до 12: департаменты I распорядительный; II, III, IV — по гражданским делам; V — по уголовным делам; межевой (с 1765 по 1794 год — межевая экспедиция) и герольдии (департамент с 1848 года) находились в Санкт-Петербурге, VI—VIII в Москве, IX и Х в Варшаве. В 1871 и 1876 годах московские и варшавские департаменты Сената были упразднены.
С распространением действия судебной реформы императора Александра II судебные департаменты старого устройства (II-V и межевой) постепенно сокращались и были слиты в один.
Взлеты и падения
Учрежденный в 1711 году, Сенат оказался очень «живучим» заведением. Анна Иоанновна вернула ему в 1730 году титул «Правительствующего», число сенаторов довела до 21 и сосредоточила в его руках государственное управление. Спустя несколько лет его власть снова начала ослабляться из-за появления «кабинетов» и «кабинет-министров» при императрице – какое-то время в Сенате вообще заседали только два человека.
После смерти Анны Иоанновны (17 октября 1740 года) в кабинете были поочередно полновластными хозяевами Бирон, Миних и Остерман, и внимание кабинета к Сенату повысилось, а в 1741 году указом Елизаветы был упразднен кабинет и возвращено былое величие Сенату. Его власть поколебалась в 1760-х годах при Петре III, лишившем Сенат части функций.При Екатерине Сенат был разделен на шесть департаментов: 4 в Петербурге и 2 в Москве. Влиятельность Сената повысилась, но сосредоточилась в руках 3-4 его руководителей, главным образом – генерал-прокурора. В законодательном творчестве этот орган почти прекратил участвовать, постепенно для разных функций появлялись новые ведомства, которые действовали в обход Сената. Вскоре основной его функцией осталась судебная.
Реформа Сената началась при Александре I, когда учреждение пребывало почти в полном забвении. Исследовав состояние Сената в 1801 году, на следующий год император указом восстановил забытые и фактически уничтоженные Павлом права Екатерининского Сената. Сенату было дозволено, если он усмотрит важные неудобства в существующих законах, сообщать о том государю. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи, и прежнего влияния он так и не обрел.
22 ноября (5 декабря) 1917 года декретом Совнаркома «О суде» было постановлено «упразднить доныне существующие общие судебные установления, как то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами…».
spb.aif.ru
Сенат
Сенат
Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге.
Архитектор Карл Росси. Построено здание в 1829-1834гг.
Сенат — один из органов высшей государственной власти в России. Какова история его возникновения, каковы функции Сената? Ответим на эти вопросы.
Этимология слова «сенат»
Слово « сенат» — иноязычное. Оно пришло в русский язык из латинского языка, senātus с лат. обозначает «старик». Значение слова связано с тем, что в древности власть принадлежала старейшинам.
Сенат как орган государственной власти
Из истории
-
В России Правительствующий Сенат как высший орган власти был учреждён Петром Первым в 1711 году. Во главе стоял генерал-прокурор с 1722 года. Первым генерал-прокурором был Ягужинский П.И.
Роль данного органа власти совершенно отличалась от сенатов того времени в Европе, которые были представительными органами власти. Задумал данное учреждение царь с той целью, чтобы в его отсутствие члены Сената – сенаторы — руководили государственными делами. Поэтому в Сенат входили самые доверенные и приближённые к царю лица.
Функции Сената были достаточно многообразны: от судебных до распоряжения казной, от контроля за сбором налогов до внешней торговли. Сенат назначал на все военные и гражданские должности.«Ныне всё у вас в руках»,- писал Пётр1 сенаторам.
Отчитывались сенаторы только перед царём, который за несправедливые решения «жестоко» наказывал.
Для эффективной работы сената в России была специальная сеть учреждений. Так губернаторами избиралось по два комиссара в каждой губернии, которые держали связь с Сенатом, доводили до мест его указы. С появлением коллегий их заменили новые органы власти.
-
В 1726-1741 годы, до правления дочери Петра Елизаветы, Верховный тайный совет фактически осуществлял всю власть в стране. Значение Сената значительно падает. Титул Правительствующий при Екатерине 1 был заменён на Высокий.
-
При Анне Иоанновне Верховный тайный совет был распущен, вновь в 1730 году Правительствующий Сенат был наделён значительными полномочиями. Однако и в её правление после 1735 года роль уже Высокого Сената становится менее значительной. Так как возрастает роль Кабинет министров.
-
Возрождение Сената в полной мере связано с именем Елизаветы Петровны, которая во многом продолжила политику отца- Петра Первого. Правительствующий сенат снова занял своё достойное место в государственном управлении с 1741 года. Он снова стал высшей судебной инстанцией, руководил внешне и внутренней политикой.
-
С появлением нового органа власти – Конференции при высочайшем дворе в 1756 году, которая ведала внешней политикой, роль Сената снова снижалась, а учреждённый в 1762 году Совет Петром III вообще поставил Сенат в подчинённое положение.
-
Екатерина II упразднила совет. Снова вернула Сенату роль как высшего органа власти. Во главе Сената по-прежнему стоял генерал-прокурор. Однако значительно изменила его структуру. Сенат был разделён на 6 департаментов: 4 в Санкт-Петербурге и 2 в Москве. Департаменты ведали судебными, внутренними, военными и морскими делами. Особо выделялся департамент по губерниям, которые находились на особом положении . Это Малороссия, Лифляндия, Эстляндия, Нарва и Выборгская губерния. Такое деление на департаменты сыграло положительную роль, так быстрее стали решаться конкретные дела. Однако для самих сенаторов это, кончено, было понижение значимости. В скором времени и законодательных функций Сенат были лишён, ведь до этого он был и законосовещательным органом.
-
Александр I, придя к власти, начал реформу Сената. Указом 1801 года он значительно повышает роль Сената, например, доклады министров государю должны были слушаться в Сенате, Сенат имел право законодательной инициативы и др. Но на деле Сенат уже не имел той реальной власти, к которой стремился Александр I в начале своего правления. А законодательные дела были сосредоточены в созданном в 1801 году Государственном совете, который в 1810 , после некоторого снижения своей роли, вновь был учреждён Александром.
-
В 1864 году по судебной реформе Александра II Сенат стал высшей судебной инстанцией. Эту роль он исполнял вплоть до февраля 1917 года.
Такова непростая история Сената в России. Но в любом случае он всегда был высшим органом управления в России , начиная с 1711 года вплоть до 1917 г.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
poznaemvmeste.ru
Правительствующий Сенат Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Сенат.Сенат | |
---|---|
Сенатъ | |
Тип | |
Тип | Парламент |
Государство | Российская империя Российская империя |
История | |
Дата основания | 1711 |
Дата упразднения | 1917 |
Предшественник | Боярская дума |
Преемник | Временное правительство России |
Структура | |
Членов | 9 [К 1]; 65[К 2] |
Прави́тельствующий сена́т[2] в Российской империи — высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим 19 февраля (2 марта) 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства.
В 1726—1730 годах назывался Высоким сенатом, что предусматривало потерю значительной доли своих полномочий, но продолжал деятельность в сфере финансов и администрирования.[3].
При императрице Екатерине II был разделен на несколько департаментов, из-за чего потерял свою роль законодателя. С начала XIX века осуществлял надзорные функции за деятельностью государственных учреждений; с 1864 года — также высшая кассационная инстанция.
Отдельные департаменты Сената осуществляли регистрацию торговых сделок[К 3][4].
Распущен после Октябрьской революции 22 ноября (5 декабря) 1917 года по Декрету о суде № 1[5]. В ходе Гражданской войны на востоке и юге России, была восстановлена его деятельность, однако просуществовал недолго и был распущен после пленения Колчака
ru-wiki.ru
Сенат (в России) — это… Что такое Сенат (в России)?
- Сенат (в России)
- Сенат в России, Правительствующий сенат, высший орган управления, превратившийся в 19 в. в высший орган суда и надзора. Учрежден указом Петра I 22 февраля 1711. Первоначально функционировал как временный коллегиальный орган для управления страной в отсутствие царя, заменивший Боярскую думу. Являлся законосовещательным органом, судебно-апелляционной инстанцией. Осуществлял также надзор за коллегиями (кроме иностранной). Вначале состоял из 9 членов и обер-секретаря. Члены С. ‒ сенаторы ‒ назначались царём из числа гражданских и военных чиновников первых трёх классов (по Табели о рангах).
В 1722 учреждены должности генерал-прокурора, рекетмейстера (приём жалоб и прошений на решения и волокиту государственных учреждений) и герольдмейстера (учёт и заведование службой дворян), а также конторы: сенатская, ревизионная, раскольничья. С. в отсутствие царя мог принимать законы. Со 2-й четверти 18 в. значение С. падает, его ограничивают Верховный тайный совет, затем Кабинет министров. В 1741 делается попытка восстановить значение С., однако с 1756 он был вновь оттеснён Конференцией при высочайшем дворе. Попытка поднять значение С. (проект Н. И. Панина) повлекла реформу С. (1763), по которой С. был разделён на 6 департаментов: 4 в Петербурге и 2 в Москве, 1-й ведал важнейшими делами управления, 2-й ‒ судебными, 3-й ‒ окраинами, путями сообщения, медицинским делом и образованием, 4-й ‒ военным управлением; московские департаменты соответствовали 1-му и 2-му петербургским департаментам. С 1775 деятельность С. ограничивалась чисто судебными функциями. С созданием министерств (1802) С. превратился в высший орган суда и надзора. К середине 19 в. С. представлял собой совокупность 12 полусамостоятельных департаментов, нескольких общих собраний и других учреждений, объединяемых лишь главенством генерал-прокурора, ставшего с учреждением министерств и министром юстиции. В состав каждого департамента входили несколько сенаторов, назначаемых пожизненно царём, во главе стоял обер-прокурор. По мере введения судебных уставов 1864 апелляционные департаменты С. стали закрываться. В 1872 в составе С. создано «Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах» ‒ высший политический суд России.
К началу 20 в. С. состоял из 6 департаментов (1-го, 2-го, судебного, герольдии, 2 кассационных), Особого и Высшего дисциплинарного присутствий, 3 общих собраний и 5 соединённых присутствий департаментов. В 1906 при С. был учрежден Верховный уголовный суд, рассматривавший преступления главным образом чиновников. После падения самодержавия в 1917 были упразднены Особое присутствие и Верховный уголовный суд. Остальной аппарат С. остался без изменений. С. упразднён декретом Сов. власти от 22 ноября (5 декабря) 1917.
Лит.: Ерошкин Н. П., Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968.
Н. П. Ерошкин.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
- Сенат (в Др. Риме)
- Сенат (палата парламента)
Смотреть что такое «Сенат (в России)» в других словарях:
Сенат (в России) — Правительствующий Сенат в Российской империи высший государственный орган, подчиненный Императору. Учреждён Петром Великим 22 февраля (5 марта) 1711 как высший орган государственной власти и законодательства. Здание Сената и Синода в Санкт… … Википедия
Сенат в России — I. Сенат в царствование Петра Вел. Петр во время своих постоянных отлучек, часто мешавших ему заниматься текущими делами управления, неоднократно (в 1706, 1707, 1710 гг.) вручал дела нескольким избранным лицам, от которых требовал, чтобы они, не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
СЕНАТ — (лат. Senatus от senex старик). Совет старейшин; у римлян, высшее совещательное собрание, вообще высшее государственное учреждение, под ведением которого находится судебная власть. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
Сенат Российской империи: история создания и функции — 5 марта (22 февраля ст.ст.) 1711 г. по указу Петра I был учрежден Правительствующий Сенат высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. Необходимость создания подобного органа власти была обусловлена тем, что… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Сенат (значения) — Сенат: Сенат совещательный орган, часто верхняя палата, либо одна из палат законодательного собрания (парламента) какого либо государства: Сенат (Древний Рим) (лат. senatus, от senex старик, совет старейшин) один из высших… … Википедия
Сенат Польши — Сенат Республики Польша Национальная Ассамблея Республики Польша Верхняя палата … Википедия
Сенат Речи Посполитой — верхняя палата сейма Королевства Польского, а после Речи Посполитой. Сенат был одним из трёх сословий (наряду с посольской избой и королём), составлявших Сейм Речи Посполитой. Содержание 1 Предыстория … Википедия
Сенат парламента Казахстана — Для термина «Сенат» см. другие значения. Сенат Парламента Республики Казахстан верхняя палата парламента Республики Казахстан. В сенате 47 мест (в будущем их число может быть увеличено за счёт бывших президентов Республики Казахстан,… … Википедия
Сенат — (senate) Буквально: совет старых людей . Законодательный орган в Древнем Риме. В настоящее время – верхняя палата законодательных органов ряда стран, включая США. Минимальный возраст сенатора США – 30 лет, члена Палаты представителей – 25.… … Политология. Словарь.
СЕНАТ — (латинское senatus), 1) в Древнем Риме республиканского периода верхновный орган власти. 2) В России в 1711 1917 Правительствующий Сенат высший орган по делам законодательства и государственного управления. С 1 й половины 19 в. высший судебный… … Современная энциклопедия
Книги
- Сенаторы Российской империи. В 2-х томах, Федорченко Валерий Иванович. Более 300 лет назад, в феврале 1711 г., в России был утвержден Правительствующий Сенат. По мысли его создателя, Петра Великого, он становился высшим государственным органом Российской… Подробнее Купить за 4104 руб
- С. М. Соловьев. Избранные произведения в 3 томах (комплект), С. М. Соловьев. В предлагаемое вниманию читателей трехтомное собрание сочинений великого русского историка С. М. Соловьева (1820-1879) вошли либо не переиздававшиеся после их первого выхода в свет… Подробнее Купить за 2400 руб
- Систематическое обозрение поместных прав и обязанностей, в России существовавших, с историческим изложением всего до них относящегося, Иванов. Систематическое обозрение поместных прав и обязанностей, в России существовавших, с историческим изложением всего до них относящегося / Сост. Петром Ивановым, к. ас., чл. Вотчин. деп. и Ком.… Подробнее Купить за 2290 грн (только Украина)
dic.academic.ru
Правительствующий Сенат — Традиция
Прави́тельствующий Сена́т (в 1726 — 1730 годах — Высокий сенат) Российской Империи — высший государственный орган, подчиняющийся императору Россиийскому. Впервые учреждён Петром Великим и просуществовал до событий 1917 года.
История Россиийского Сената[править]
Первый Сенат в царствование Петра Великого[править]
Изначально Сенат, учреждённый Петром 19 февраля, составлял из себя группу доверенных людей. Сложно говорить о власти и силе Сената в то время, практически, он был равен во власти государю, управлял страной во время отлучки Его Величества, и принимал сопутствующие планам царя решения. Власть царя Сенат не смущал и не противоречил Его воле, сам же Пётр говорил: «мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине».
Петром были установлены комиссары — по двое от каждой губернии, — «для спроса и принимания указов», которым отводились некоторые дела приказов. Связью Сената с губерниями были до поры именно они [комиссары], но их роль упала сразу же с учреждением коллегий, буквально заменивших их.
Для порядка в Сенате через несколько дней после его установления, 5 марта 1711 года, была создана должность фискалов, на обязанности их лежало «над всеми делами тайно надсматривать», проведывая и обличая на суде «всякие преступления, взятки, кражу казны и прочее, також и прочие безгласные дела, иже не имеют челобитника о себе».
С 1711 по 1714 год местом пребывания Сената была Москва, но иногда на время, в целом или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург, который с 1714 года стал постоянным его местопребыванием; в Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время. В Москве осталась часть сенатской канцелярии под названием «канцелярия сенатского правления».
Практически, главной должностью в Сенате был статус Генерал-прокурор Правительствующего Сената, первым стал Па́вел Ива́нович Ягужи́нский, — один из близких сподвижников Петра Великого.
Сенат при Верховном Тайном Совете и Кабинете Министров[править]
С учреждением Екатериной Михайловой Верховного Тайного Совета круг ведомостей Сената даже расширился, власти Сенат так же не потерял, но потеснился в силе, ведь теперь выше Сената стал Тайный Совет; Ягужинский сильно понизился в силе и, практически, почти ничего не решал. 20 октября 1730 года признано было, однако, необходимым восстановить должность генерал-прокурора (времена правления императрицы Анны Иоанновны).
Сенат при Елизавете Петровне и Петре III[править]
Императрица Елизавета приняла решение об упразднении Кабинета и восстановлении в силе Сената. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения. Но была установлена и Конференция, которой Сенат был обязан подчиняться безприкословно: вскоре из-за действий Конференции Сенат начинает распадаться, а сама же Конференция прибирает его земли и владения. Пётр III, вступив на престол 25 декабря 1761 года, упразднил конференцию, но 18 мая 1762 года учредил совет, по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение, из-под его влияния были изъяты военная и морская коллегии.
Сенат в царствие Екатерины II и Павла I[править]
По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо совет прекращает свою деятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерина сильно уронила её ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату, проникнутому традициями Елизаветинского времени. В 1763 году последовало разделение Сената на 6 департаментов: 4 в Санкт-Петербурге и 2 в Москве. I департамент ведал дела государственные внутренние и политические, II — судебные, III — дела по губерниям, находившимся на особом положении (Малороссия, Лифляндия, Эстляндия, Выборгская губ., Нарва), IV — дела военные и морские. Из московских департаментов V ведал делами административными, VI — судебными. Все департаменты были признаны в равной силе и достоинстве. По общему правилу, все дела решались в департаментах (единогласно) и лишь за разногласием переносились в общее собрание. В царствование Павла Петровича, несмотря на всё его несочувствие екатерининской системе, положение Сената не изменилось.
Сенат от царствования Александра I до конца XIX века[править]
Почти немедленно по вступлении на престол император Александр приступил к реформе Сената, сознавая всю необходимость положить конец тому унизительному положению, до которого было доведено верховное учреждение Империи. И явился именной указ 8 сентября 1802 года о правах и обязанностях Сената. Указ этот является последним законодательным актом, систематически определяющим как самую организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Несмотря на то, что указ 8 сентября 1802 года явился результатом серьёзного стремления императора и приближённых к нему лиц поднять значение Сената, он не вносил в организацию его и в его отношения к другим учреждениям почти ничего нового: он только восстановлял в памяти забытые и фактически уничтоженные Павлом права Екатерининского Сената, то есть Сената уже умалённого в первоначальном достоинстве.
Конец существования Российской Империи[править]
Сенат был ликвидирован, распущен после Октябрьской революции по Декрету о суде № 1. Деятельность специальных органов Сената возобновлялась в ходе Гражданской войны на востоке и юге России.
traditio.wiki