Сенат при петре 1 это определение – Правительствующий Сенат — это… Что такое Правительствующий Сенат?

Содержание

СЕНАТ это что такое СЕНАТ: определение — История.НЭС

Сенат

высший законосовещательный орган при царе. Создан Петром Великим и просуществовал в России до 1917 г, уже как высшая судебная инстанция.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий исторических терминов

Сенат

в России высший орган управления, в ХIХ в. превратился в высший орган суда и надзора. Сенат был учрежден указом Петра I в 1711 г. вместо упраздненной Боярской думы.

Оцените определение:

Источник: Краткий исторический словарь

СЕНАТ

(от лат. senatus) — в России — Правительствующий сенат — высший орган империи, подчиненный императору. Учрежден Петром I в 1711 г, До конца XVIII в. ведал делами законодательства и государственного управления, с конца XVIII в. — высший судебный орган, с 1864 г. — высшая кассационная инстанция.

Оцените определение:

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

Сенат

в Древнем Риме времен республики верховный орган власти. Утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов, решал вопросы внешней политики, контролировал финансы и соблюдение религиозных ритуалов. Во времена империи значение сената уменьшилось. Он стал собранием представителей знатных семейств, не имеющим серьезного политического влияния.

Оцените определение:

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий

Сенат

образованный в 1711 г. при Петре I высший орган государственного управления, обладавший законодательными полномочиями. В состав Сената входили президенты коллегий, генерал-прокурор, а также лица, назначаемые самим монархом. Впоследствии утратил законодательные функции, перешедшие к различным чрезвычайным органам (Верховному Тайному совету, Кабинету министров и т. д.), оставшись лишь высшим судебно-апелляционным учреждением империи.

Оцените определение:

Источник: Краткий исторический словарик

Сенат

государственный орган управления, имеющий в разных страна

interpretive.ru

СЕНАТ • Большая российская энциклопедия

СЕНА́Т, 1) в ря­де стран – на­зва­ние верх­ней па­ла­ты пар­ла­мен­та (Бра­зи­лия, Ита­лия, Фран­ция и др.). С. уча­ст­ву­ет в за­ко­но­да­тель­ст­ве и обыч­но об­ла­да­ет пра­вом ве­то в от­но­ше­нии за­ко­нов, при­ня­тых ниж­ней па­ла­той. С. ра­ти­фи­ци­ру­ет или уча­ст­ву­ет в ра­ти­фи­ка­ции ме­ж­ду­нар. до­го­во­ров, на­зна­ча­ет не­ко­то­рых выс­ших долж­но­ст­ных лиц, ре­ша­ет во­прос об им­пич­мен­те пре­зи­ден­та и др. С. фор­ми­рует­ся разл. спо­со­ба­ми: пря­мы­ми вы­бора­ми (США), кос­вен­ны­ми вы­бо­ра­ми (Фран­ция), в не­ко­то­рых стра­нах се­на­то­ры на­зна­ча­ют­ся (Ка­на­да). 2) В ря­де го­су­дарств – на­зва­ние выс­ше­го ор­га­на гор. управ­ле­ния (напр., Се­нат Бер­ли­на). 3) В не­ко­то­рых стра­нах – на­зва­ние от­де­ле­ний (кол­ле­гий) в со­ста­ве выс­ших су­дов (Ав­ст­рия, ФРГ).

Прообразом учреждений такого рода и источником самого понятия стал сенат римский.

Фото А. И. Нагаева Здание Сената в Московском Кремле. 1776–87. Архитектор М. Ф. Казаков. Фото 2011.

4) В Рос­сии Пра­ви­тель­ст­вую­щий (Вы­со­кий в 1726–30) Се­нат, в 1711–1917 в за­ви­си­мо­сти от внут­ри­по­ли­тич. об­стоя­тельств – выс­ший ор­ган гос. вла­сти, под­чи­нён­ный мо­нар­ху, центр. гос. уч­ре­ж­де­ние или фактически со­во­куп­ность центр. уч­ре­ж­де­ний. Функ­ции С. ме­ня­лись. Об­ра­зо­ван вза­мен Бо­яр­ской ду­мы ука­за­ми Пет­ра I от 22.2(5.3) и 2(13).3.1711 как врем. кол­ле­ги­аль­ный ор­ган, за­ме­щав­ший ца­ря на слу­чай его от­сут­ст­вия в сто­ли­це. На прак­ти­ке дей­ст­во­вал посто­ян­но. Адм. дея­тель­ность С. бы­ла чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­ной: к его обя­зан­но­стям от­но­си­лись вос­пол­не­ние про­изо­шед­шей убы­ли в вой­сках, за­ве­до­ва­ние при­хо­дом и рас­хо­дом ка­зён­ных средств и многое другое. С. яв­лял­ся также су­дом пер­вой ин­стан­ции по наи­бо­лее важ­ным де­лам, с 1713–14 – и выс­шей су­деб­ной ин­стан­ци­ей по обык­но­вен­ным де­лам (пер­во­на­чаль­но ре­ше­ния С. не бы­ли окон­ча­тель­ны­ми, до­пус­ка­лись жа­ло­бы го­су­да­рю). Де­ло­про­из­вод­ст­во ве­лось в кан­це­ля­рии С. (де­ли­лась на сто­лы), воз­глав­ляв­шей­ся обер-сек­ре­та­рём (до 1722). С уч­ре­ж­де­ни­ем кол­ле­гий в 1717–18 С., которому «правление государства поверено», за­нял гла­вен­ст­вую­щее по­ло­же­ние в кол­леж­ской сис­те­ме (та­кой ста­тус за­кре­п­лён Ге­не­раль­ным рег­ла­мен­том 1720). Одновременно С. стал выс­шей над­зор­ной за законностью ин­стан­ци­ей. Его при­го­во­ры при­об­ре­ли ха­рак­тер без­апел­ля­ци­он­ных: жа­ло­бы на ре­ше­ния С. бы­ло за­пре­ще­но при­но­сить под уг­ро­зой смерт­ной каз­ни [указ Пет­ра I от 22.12.1718(2.1.1719)]. Зна­че­ние С. в ка­че­ст­ве выс­ше­го апел­ля­ци­он­но­го су­да за­кре­п­ле­но уч­ре­ж­де­ни­ем в 1720 долж­но­сти ре­кет­мей­сте­ра, или ге­не­рал-ре­кет­мей­сте­ра (пер­во­на­чаль­но про­сто «пер­со­на знат­ная»; при С. долж­ность су­ще­ст­во­ва­ла до 1727 и в 1730–1810). Ге­не­рал-ре­кет­мей­стер при­ни­мал жа­ло­бы на во­ло­ки­ту и «не­пра­во­су­дие» кол­ле­гий и кан­це­ля­рий (по­да­вать че­ло­бит­ные лич­но мо­нар­ху бы­ло за­пре­ще­но), ре­шал де­ло сам или по­сле рас­по­ря­же­ния им­пе­ра­то­ра пе­ре­да­вал его на рас­смот­ре­ние в С., с 17(28).4.1722, да­же при от­сут­ст­вии че­ло­бит­ной, в слу­чае об­на­ру­же­ния зло­упот­реб­ле­ния мог воз­бу­ж­дать де­ло и док­ла­ды­вать о нём им­пе­ра­то­ру. С 1722 при С. дей­ст­во­ва­ла Ге­роль­дия.

Кон­троль за про­из-вом дел в С. пер­во­на­чаль­но осу­ще­ст­в­ля­ли ге­не­раль­ный ре­ви­зор (1715–20), обер-сек­ре­тарь се­нат­ской кан­це­ля­рии (1720), штаб-офи­це­ры гвар­дии (1721). С 1722 глас­ный над­зор за за­кон­но­стью дея­тель­но­сти С. и всех При­сут­ст­вен­ных мест им­пе­рии осу­ще­ст­в­лял ге­не­рал-про­ку­рор при С. (в 1763–74 при 1-м деп-те С.) (тай­ный адм.-фи­нан­со­вый над­зор в 1711–30 про­во­дил­ся фис­ка­ла­ми во гла­ве с обер-фис­ка­лом, позд­нее – ге­не­рал-фис­ка­лом). Ге­не­рал-про­ку­рор (его долж­ность су­ще­ст­во­ва­ла до 1726 и в 1730–1802, в 1735–40 ос­та­ва­лась ва­кант­ной) имел пра­во док­ла­да мо­нар­ху по де­лам С. и объ­яв­лял С. Вы­со­чай­шую во­лю, воз­глав­лял кан­це­ля­рию С., ему под­чи­ня­лись обер-про­ку­ро­ры (до 1763 один, в 1763–74 – пять во 2–6-м де­пар­та­мен­тах, за­тем – в ка­ж­дом деп-те С.). В его ве­де­нии на­хо­ди­лись про­ку­ро­ры при кол­ле­ги­ях (1722–26 и в 1730–1802) и над­вор­ных су­дах (1722–26 и в 1730 – кон. 1790-х гг.), а так­же гу­берн­ские про­ку­ро­ры (1733–1802).

Фото А. И. Нагаева Здания Сената и Синода на Сенатской площади в С.-Петербурге. 1829–34. Архитектор К. И. Росси. Фото 2015.

При пре­ем­ни­ках Пет­ра I ста­тус С. и сфе­ра его дея­тель­но­сти ме­ня­лись. В 1726–30 С. был от­вет­ст­вен фактически пе­ред Вер­хов­ным тай­ным со­ве­том. Ма­ни­фе­стом от 4(15).3.1730 имп. Ан­на Ива­нов­на пред­при­ня­ла по­пыт­ку вос­ста­но­вить С. как выс­ший ор­ган гос. вла­сти. Ему бы­ли воз­вра­ще­ны преж­ние пра­ва на тех же ос­нова­ни­ях, на ко­то­рых он дей­ст­во­вал при Пет­ре I. С. был раз­де­лён на 5 де­пар­та­мен­тов [ука­зом от 1(12).6.1730]. Од­на­ко пре­об­ра­зо­ва­ния ока­за­лись крат­ко­вре­мен­ны­ми: ука­зом от 11(22).11.1731 ус­та­нов­ле­на от­чёт­ность С. пе­ред Ка­би­не­том ми­ни­ст­ров (см.

Ка­би­нет ми­ни­ст­ров 1731–41). Имп. Ели­за­ве­та Пет­ров­на вос­ста­но­ви­ла С. в «преж­ней си­ле» как выс­ший ор­ган гос. вла­сти. К разнообразным адм. обя­зан­но­стям С. до­ба­ви­лось ру­ко­во­дство пер­вым об­ще­го­су­дар­ст­вен­ным (т. н. Ели­за­ве­тин­ским) ме­же­ва­ни­ем зе­мель в Рос­сии, для это­го при С. в 1754 уч­ре­ж­де­на Гл. ме­же­вая кан­це­ля­рия [см. Ме­же­вая кан­це­ля­рия (в 1-м зна­че­нии)]. С. на­хо­дил­ся в Мо­ск­ве (1711–1712, 1728–33) или в С.-Пе­тер­бур­ге (1712–1728, 1733–63), имел кон­то­ры в Мо­ск­ве (1722–28, 1733–63) или в С.-Пе­тер­бур­ге (1728–33).

Имп. Ека­те­ри­на II вновь несколько ог­ра­ни­чи­ла влия­ние С. Она ос­та­ви­ла за со­бой пра­во пред­пи­сы­вать С. вто­рич­ное рас­смот­ре­ние за­кон­чен­но­го де­ла в слу­чае, ес­ли най­дёт это нуж­ным [указ от 19(30).7.1762]; по­тре­бо­ва­ла ука­зом от 2(13).6.1763 пре­дос­тав­ле­ния еже­днев­ных ра­пор­тов из С. о ре­шён­ных в нём де­лах. Ма­ни­фе­стом от 15(26).12.1763 раз­де­ли­ла С. на де­пар­та­мен­ты: 1–4-й в С.-Пе­тер­бур­ге, 5–6-й в Мо­ск­ве, ко­торые фак­ти­че­ски при­об­ре­ли ха­рак­тер со­во­куп­но­сти центр. уч­ре­ж­де­ний. Ка­ж­дый деп-т по об­ще­му пра­ви­лу дей­ст­во­вал не­за­ви­си­мо от др. де­пар­та­мен­тов, ре­шал де­ла собств. вла­стью (гл. от­ли­чие от преж­них де­пар­та­мен­тов), оп­ре­де­лён­ной те­ма­тич. на­прав­лен­но­сти и/или тер­ри­то­ри­аль­ной при­над­леж­но­сти. Су­ще­ст­вен­ное зна­че­ние име­ли 1-й (адм. де­ла, де­ла по ге­роль­дии и мн. др.) и 2-й (су­деб­ные, апел­ля­ци­он­ные и ме­же­вые де­ла) де­пар­та­мен­ты. Ре­ше­ния при­ни­ма­лись еди­но­глас­но, в спор­ных слу­ча­ях де­ло пе­ре­но­си­лось в об­щее со­б­ра­ние С. (с 1763 со­б­ра­ния пе­терб. и моск. де­пар­та­мен­тов, в 19 в. – об­щие со­б­ра­ния де­пар­та­мен­тов пре­им. од­ной те­ма­тич. на­прав­лен­но­сти), а ес­ли не мог­ло быть ре­ше­но и здесь, то на Вы­со­чай­шее ус­мот­ре­ние. В 1774 роль ген.-про­ку­ро­ра воз­рос­ла, по ре­ше­нию имп. Ека­те­ри­ны II он дол­жен был над­зи­рать за про­из-вом дел в 1-м деп-те, об­щем со­б­ра­нии, на­блю­дать за дея­тель­но­стью обер-про­ку­ро­ров в др. де­пар­та­мен­тах, яв­лял­ся гл. на­чаль­ни­ком как се­нат­ской кан­це­ля­рии, так и кан­це­ля­рий всех де­пар­та­мен­тов. Об­щее при­сут­ст­вие все­го С. со­би­ра­лось в осо­бо тор­жеств. слу­ча­ях, напр. при при­не­се­нии при­ся­ги но­во­му им­пе­ра­то­ру.

В хо­де ми­ни­стер­ской ре­фор­мы 1802 С. по­те­рял зна­че­ние выс­ше­го ор­га­на гос. вла­сти, фак­ти­че­ски стал центр. су­деб­ным уч­ре­ж­де­ни­ем и ор­га­ном над­зо­ра за за­кон­но­стью, под­чи­нён­ным ми­ни­ст­ру юс­ти­ции. Вме­сте с тем ука­зом имп. Алек­сан­д­ра I от 8(20).9.1802 С. объ­яв­лен «вер­хов­ным ме­стом им­пе­рии», ко­то­ро­му под­чи­не­ны все «при­сут­ст­вен­ные мес­та» (на прак­ти­ке эта нор­ма не при­ме­ня­лась: в 1803 ми­ни­ст­ры по­лу­чи­ли пра­во лич­ных док­ла­дов им­пе­ра­то­ру). С. рас­смат­ри­вал су­деб­ные де­ла в апел­ля­ци­он­ных де­пар­та­мен­тах (с рас­пре­де­ле­ни­ем гражд. и уго­лов­ных дел по тер­ри­то­ри­аль­ной при­над­леж­но­сти). Зна­че­ние С. как выс­шей апел­ля­ци­он­ной ин­стан­ции бы­ло ог­ра­ни­че­но: ми­нистр юс­ти­ции по­лу­чил пра­во ос­та­нав­ли­вать ре­шён­ные де­пар­та­мен­та­ми С. де­ла и тре­бо­вать рас­смот­ре­ния их в об­щих со­б­ра­ни­ях С., а при его не­со­гла­сии с ре­ше­ни­ем об­щих со­б­ра­ний – пред­став­лять де­ло на рас­смот­ре­ние Деп-та гражд. и ду­хов­ных дел Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­та, об­ра­зо­ван­но­го в 1810. В 19 в., на­ря­ду с преж­ни­ми де­пар­та­мен­та­ми, дей­ст­во­ва­ли так­же де­пар­та­мен­ты – 7-й (1805–72) и 8-й (1805–70) в Мо­ск­ве, 9–10-й (1842–75) в Вар­ша­ве. Фор­мой чрез­вы­чай­но­го над­зо­ра С. за дея­тель­но­стью ме­ст­ных уч­ре­ж­де­ний бы­ли се­на­тор­ские ре­ви­зии.

С 1860–70-х гг. зна­че­ние С. как ор­га­на адм. юс­ти­ции воз­рос­ло. В хо­де су­деб­ной ре­фор­мы 1864 он пре­об­ра­зо­ван в выс­шую кас­са­ци­он­ную су­деб­ную ин­стан­цию: в 1866 в С. об­ра­зо­ва­ны Гра­ж­дан­ский и Уго­лов­ный кас­са­ци­он­ные де­пар­та­мен­ты, ши­ро­ко поль­зо­вав­шие­ся пра­вом тол­ко­вать за­ко­но­да­тель­ст­во, ос­но­вы­ва­ясь на «об­щем смыс­ле за­ко­нов»; зна­чит. ме­сто в дея­тель­но­сти С. за­ня­ло тол­ко­ва­ние за­ко­нов о по­зе­мель­ном уст­рой­ст­ве, ор­га­нах кре­сть­ян­ско­го управ­ле­ния и са­мо­управ­ле­ния (в 1884 эти де­ла со­сре­до­то­че­ны во вновь соз­дан­ном 2-м деп-те). Апел­ля­ци­он­ные де­пар­та­мен­ты уп­разд­ня­лись по ме­ре вве­де­ния но­вых су­деб­ных уч­ре­ж­де­ний на всём про­стран­ст­ве им­пе­рии (за­вер­ше­но в 1897). В 1872–1917 Осо­бое при­сут­ст­вие Пра­ви­тель­ст­вую­ще­го Се­на­та рас­смат­ри­ва­ло отд. по­ли­тич. де­ла в ка­че­ст­ве су­да пер­вой ин­стан­ции. В 1898 для рас­смот­ре­ния жа­лоб и про­тес­тов на ре­ше­ния и при­го­во­ры до­ре­фор­мен­ных су­деб­ных уч­ре­ж­де­ний, Рим­ско-ка­то­лич. ду­хов­ной кол­ле­гии и Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ской ду­хов­ной кон­си­сто­рии и пр. был об­ра­зо­ван Су­деб­ный деп-т Се­на­та.

Се­на­то­ры на­зна­ча­лись мо­нар­хом, име­ли чи­ны не ни­же пер­вых трёх клас­сов Та­бе­ли о ран­гах; их чис­лен­ность не рег­ла­мен­ти­ро­ва­лась (в 18 в. от 9 до 30 чел., в 19 в. – св. 100 чел.). В 19 в. часть се­на­то­ров «при­сут­ст­во­ва­ла» в С. (105 чел. в 1874), для ос­таль­ных зва­ние се­на­то­ра бы­ло по­чёт­ным и не свя­зы­ва­лось с к.-л. обя­зан­но­стя­ми («не­при­сут­ст­вую­щие се­на­то­ры», 55 чел. в 1874). С. об­на­ро­до­вал за­ко­но­дат. ак­ты. Пер­во­на­чаль­но С. рас­сы­лал за­ко­но­дат. ак­ты и рас­по­ря­же­ния центр. и ме­ст­ным ор­га­нам вла­сти в ви­де отд. от­тис­ков, позд­нее пуб­ли­ко­вал их в га­зе­тах «Санкт-Пе­тер­бург­ские се­нат­ские ве­до­мо­сти» (1809–1917; с 1893 «Сенатские ведомости») и «Со­б­ра­ние уза­ко­не­ний и рас­по­ря­же­ний пра­ви­тель­ст­ва» (с 1863). Из­да­вал так­же «Ре­ше­ния…» Гра­ж­дан­ско­го и Уго­лов­но­го кас­са­ци­он­ных де­пар­та­мен­тов (с 1867). При С. сфор­ми­ро­вал­ся ар­хив – бо­га­тей­шее со­б­ра­ние до­ку­мен­тов [частично опубл. в из­да­ни­ях: «Док­ла­ды и при­го­во­ры, со­сто­яв­шие­ся в Пра­ви­тель­ст­вую­щем Се­на­те в цар­ст­во­ва­ние Пет­ра Ве­ли­ко­го» (т. 1–6, 1880–1901), «Се­нат­ский ар­хив» (т. 1–15, 1888–1913) и др.]. Для С. бы­ли по­строе­ны спец. здания в Москве (1776–87, арх. М. Ф. Ка­за­ков) и в С.-Пе­тер­бур­ге (1829–34, арх. К. И. Рос­си).

По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 все пра­ва им­пе­ра­то­ра по от­но­ше­нию к С. бы­ли при­свое­ны Врем. пра­ви­тель­ст­ву. С. уп­разд­нён по­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 Дек­ре­том СНК о су­де № 1 от 22.11(5.12).1917.

bigenc.ru

Пока царь в отъезде. Как работал Сенат от Петра I до Александра I | Люди | ОБЩЕСТВО

Всю жизнь Петр I провел в постоянном движении – он буквально не мог усидеть на месте и, в отличие от своих монарших предшественников, обязанностью восседать на троне очень тяготился. Его тянуло то в Голландию – перенимать научные и инженерные наработки, то в Воронеж – строить флот, то к Азову или под Нарву – командовать войсками и участвовать в боях.

Оставлять столицу без присмотра было неправильно, и некоторое время заместителем молодого императора оставался Федор Ромодановский. «На одного человека можно было положиться без раздумья, один был верен без лукавства, один только мог пугать народ — Федор Юрьевич Ромодановский, князь-кесарь потешных походов и всешутейшего собора. На него и оставили Москву. А чтобы над ним не хихикали в рукав за прежнее, — велено было без шуток именовать его князь-кесарем и величеством», — писал Алексей Толстой в романе «Петр I».

Однако дел в Москве было невпроворот, и возникла необходимость создать отдельный орган, который бы ведал царскими делами в отсутствие Петра, а с мелкими государственными хлопотами и вовсе справлялся без него. Так появилась идея создать Сенат.

Девять друзей Петра

Указ об учреждении Правительствующего Сената был подписан 5 марта (по старому стилю – 22 февраля) 1711 года, когда уже вовсю строился Петербург и были одержаны главные военные победы.

С этого момента властные полномочия на время отсутствия царя делегировались не просто доверенным лицам «по дружбе», а специальному органу, который координировал целую систему других учреждений

В состав Сената вошли проверенные люди, коих набралось всего девять: граф Иван Мусин-Пушкин, боярин Тихон Стрешнев, князь Петр Голицын, князь Михаил Долгорукий, князь Григорий Племянников, князь Григорий Волконский, генерал-кригсцальмейстер Михаил Самарин, генерал-квартирмейстер Василий Апухтин и Назарий Мельницкий. Обер-секретарем был назначен Анисим Щукин.

Должности сенаторов в то время были в правительствах Дании, Швеции и других европейских государств, но русский Сенат своим устройством разительно отличался, поскольку должен был отвечать особым потребностям российского государственного устройства. Фактически он обладал всеми царскими полномочиями и подчинялся только императору – можно лишь представить себе, какая власть оказалась в руках этих девяти человек!

Впрочем, четкой должностной инструкции у российских сенаторов долго не было – царь просто оставлял им «список дел». В частности, он предписывал за время своего отсутствия «суд иметь нелицемерный, расходов напрасные отставить; денег как можно больше собрать; дворян собрать молодых; вексели исправить; а соли стараться отдать на откуп; торг китайский и персидский умножить; армян приласкать; учинить фискалов».

Сенат при Петре I. Фото: Commons.wikimedia.org

Через пару недель после учреждения Сената были созданы должности фискалов, которые «дежурили» на местах и доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящих вред государству. Также в каждой губернии были назначены по два комиссара, которые работали посредниками между Сенатом и провинцией, исполняя его указы и отчитываясь. К 1717 году влияние комиссаров снизилось, поскольку начала складываться система коллегий (прототипов современных министерств).

Сенату также поручено было заведовать назначением на все военные и гражданские должности, проводить смотры и наблюдать за неукрывательством от службы. С учреждением коллегий и прекращением частых отлучек Петра первоначальную свою функцию Сенат утратил, однако упразднять его все же не стали – за несколько лет он успел превратиться в важный управленческий элемент, ведающий судебными и законодательными процедурами.

Переменная структура

Состав Сената с ходом времени, разумеется, менялся – девять человек физически не могли бы справиться с делами, которые все более расширяли компетенцию этого учреждения. Появилась на несколько лет должность генерал-ревизора (надзирателя указов), которая просуществовала всего три года. После этого в 1718 году все президенты коллегий по самому званию были сделаны сенаторами. Такой порядок тоже продержался недолго – года четыре, совмещать сенаторство и работу в коллегиях оказалось невозможно.

В 1722 году надзором за работой Сената занялась прокуратура, которую возглавлял генерал-прокурор. Сенаторов выбирал лично император из гражданских и военных чинов. Все, кроме сенаторов кассационных департаментов, могли параллельно занимать иные должности. Высшие сановники, члены государственного совета, министры были избавлены от занятий в Сенате, даже если состояли в нем. Остальные обязаны были присутствовать на общих собраниях или регулярно бывать в департаментах.

После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции постепенно изменялись. Вместо Правительствующего он стал именоваться Высоким. В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала Указ «О восстановлении власти Сената в правлении внутренних государственных дел», но реальное значение Сената в делах внутреннего управления было невелико. После учреждения в 1802 году министерств за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора.

С учреждением коллегий власть Сената пошатнулась и нескоро вернулась в прежнее русло. Фото: Commons.wikimedia.org/ A.Savin

Число департаментов доходило (по Своду Законов издания 1857 года) до 12: департаменты I распорядительный; II, III, IV — по гражданским делам; V — по уголовным делам; межевой (с 1765 по 1794 год — межевая экспедиция) и герольдии (департамент с 1848 года) находились в Санкт-Петербурге, VI—VIII в Москве, IX и Х в Варшаве. В 1871 и 1876 годах московские и варшавские департаменты Сената были упразднены.

С распространением действия судебной реформы императора Александра II судебные департаменты старого устройства (II-V и межевой) постепенно сокращались и были слиты в один.

Взлеты и падения

Учрежденный в 1711 году, Сенат оказался очень «живучим» заведением. Анна Иоанновна вернула ему в 1730 году титул «Правительствующего», число сенаторов довела до 21 и сосредоточила в его руках государственное управление. Спустя несколько лет его власть снова начала ослабляться из-за появления «кабинетов» и «кабинет-министров» при императрице – какое-то время в Сенате вообще заседали только два человека.

После смерти Анны Иоанновны (17 октября 1740 года) в кабинете были поочередно полновластными хозяевами Бирон, Миних и Остерман, и внимание кабинета к Сенату повысилось, а в 1741 году указом Елизаветы был упразднен кабинет и возвращено былое величие Сенату. Его власть поколебалась в 1760-х годах при Петре III, лишившем Сенат части функций.

При Екатерине Сенат был разделен на шесть департаментов: 4 в Петербурге и 2 в Москве. Влиятельность Сената повысилась, но сосредоточилась в руках 3-4 его руководителей, главным образом – генерал-прокурора. В законодательном творчестве этот орган почти прекратил участвовать, постепенно для разных функций появлялись новые ведомства, которые действовали в обход Сената. Вскоре основной его функцией осталась судебная.

Реформа Сената началась при Александре I, когда учреждение пребывало почти в полном забвении. Исследовав состояние Сената в 1801 году, на следующий год император указом восстановил забытые и фактически уничтоженные Павлом права Екатерининского Сената. Сенату было дозволено, если он усмотрит важные неудобства в существующих законах, сообщать о том государю. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи, и прежнего влияния он так и не обрел.

22 ноября (5 декабря) 1917 года декретом Совнаркома «О суде» было постановлено «упразднить доныне существующие общие судебные установления, как то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами…».

spb.aif.ru

Сенат

Сенат

Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге.

Архитектор Карл Росси. Построено здание в 1829-1834гг.

Сенат — один из органов высшей государственной власти в России. Какова история его возникновения, каковы функции Сената? Ответим на эти вопросы.

Этимология слова  «сенат»

Слово « сенат» — иноязычное. Оно пришло в русский язык из латинского языка, senātus с лат. обозначает «старик». Значение слова связано с тем, что в древности власть принадлежала старейшинам.

Сенат как орган государственной власти

Из истории

  • В России Правительствующий Сенат как высший орган власти был учреждён Петром Первым в 1711 году. Во главе стоял генерал-прокурор с 1722 года. Первым генерал-прокурором был Ягужинский П.И.

 

 

Роль данного органа власти совершенно отличалась от сенатов того времени в Европе, которые были представительными органами власти. Задумал данное учреждение царь с той целью, чтобы в его отсутствие члены Сената – сенаторы —  руководили государственными делами. Поэтому в Сенат входили самые доверенные и приближённые к царю лица.

Функции Сената были достаточно многообразны: от судебных до распоряжения казной, от контроля за сбором налогов до внешней торговли. Сенат назначал на все военные и гражданские должности.«Ныне всё у вас в руках»,- писал Пётр1 сенаторам.

Отчитывались сенаторы только перед царём, который за несправедливые решения «жестоко» наказывал.

Для эффективной работы сената в России была специальная сеть учреждений. Так губернаторами избиралось  по два комиссара в каждой губернии, которые держали связь с Сенатом, доводили до мест его указы. С появлением коллегий их заменили  новые органы власти.

  • В 1726-1741 годы, до правления дочери Петра Елизаветы, Верховный тайный совет фактически осуществлял всю власть в стране. Значение Сената значительно падает. Титул Правительствующий при Екатерине 1 был заменён на Высокий.

  • При Анне Иоанновне Верховный тайный совет был распущен, вновь в 1730 году Правительствующий Сенат был наделён значительными полномочиями. Однако и в её правление после 1735 года роль  уже Высокого Сената становится менее значительной. Так как возрастает роль Кабинет министров.

  • Возрождение Сената в полной мере связано с именем Елизаветы Петровны, которая во многом продолжила политику отца- Петра Первого. Правительствующий сенат снова занял своё достойное место в государственном управлении с 1741 года. Он снова стал высшей судебной инстанцией, руководил внешне и внутренней политикой.

  • С появлением нового органа власти – Конференции при высочайшем дворе в 1756 году, которая ведала внешней политикой, роль Сената снова снижалась, а учреждённый в 1762 году Совет Петром III вообще  поставил Сенат в подчинённое положение.

  • Екатерина II упразднила совет. Снова вернула Сенату роль как высшего органа власти. Во главе Сената по-прежнему  стоял генерал-прокурор. Однако значительно изменила его структуру. Сенат был разделён на 6 департаментов: 4 в Санкт-Петербурге и 2 в Москве. Департаменты ведали судебными, внутренними, военными и морскими делами. Особо выделялся департамент по губерниям, которые находились на особом положении . Это Малороссия, Лифляндия, Эстляндия,  Нарва и Выборгская губерния. Такое деление на департаменты сыграло положительную роль, так быстрее стали решаться конкретные дела. Однако для самих сенаторов это, кончено, было понижение значимости. В скором времени и законодательных функций Сенат были лишён, ведь до этого он был и законосовещательным органом.

  • Александр I, придя к власти, начал реформу Сената. Указом 1801 года он значительно повышает роль Сената, например, доклады министров государю должны были слушаться в Сенате, Сенат имел право законодательной инициативы и др. Но на деле Сенат уже не имел той реальной власти, к которой стремился Александр I в начале своего правления. А законодательные дела были сосредоточены в созданном в 1801 году Государственном совете, который в 1810 , после некоторого снижения своей роли, вновь был учреждён Александром.

  • В 1864 году по судебной реформе Александра II Сенат стал высшей судебной инстанцией. Эту роль он исполнял вплоть до февраля 1917 года.

Такова непростая история Сената в России. Но в любом случае он всегда был высшим органом управления в России , начиная с 1711 года вплоть до 1917 г.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

poznaemvmeste.ru

Правительствующий Сенат Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Сенат.
Сенат
Сенатъ
Тип
Тип Парламент
Государство Российская империя Российская империя
История
Дата основания 1711
Дата упразднения 1917
Предшественник Боярская дума
Преемник Временное правительство России
Структура
Членов 9 [К 1]; 65[К 2]
Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге[1]

Прави́тельствующий сена́т[2] в Российской империи — высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти Российской империи, подчинённый императору и назначаемый им. Учреждён Петром Великим 19 февраля (2 марта) 1711 года как высший орган государственной власти и законодательства.

В 1726—1730 годах назывался Высоким сенатом, что предусматривало потерю значительной доли своих полномочий, но продолжал деятельность в сфере финансов и администрирования.[3].

При императрице Екатерине II был разделен на несколько департаментов, из-за чего потерял свою роль законодателя. С начала XIX века осуществлял надзорные функции за деятельностью государственных учреждений; с 1864 года — также высшая кассационная инстанция.

Отдельные департаменты Сената осуществляли регистрацию торговых сделок[К 3][4].

Распущен после Октябрьской революции 22 ноября (5 декабря) 1917 года по Декрету о суде № 1[5]. В ходе Гражданской войны на востоке и юге России, была восстановлена его деятельность, однако просуществовал недолго и был распущен после пленения Колчака

ru-wiki.ru

Сенат (в России) — это… Что такое Сенат (в России)?


Сенат (в России)
Сенат в России, Правительствующий сенат, высший орган управления, превратившийся в 19 в. в высший орган суда и надзора. Учрежден указом Петра I 22 февраля 1711. Первоначально функционировал как временный коллегиальный орган для управления страной в отсутствие царя, заменивший Боярскую думу. Являлся законосовещательным органом, судебно-апелляционной инстанцией. Осуществлял также надзор за коллегиями (кроме иностранной). Вначале состоял из 9 членов и обер-секретаря. Члены С. ‒ сенаторы ‒ назначались царём из числа гражданских и военных чиновников первых трёх классов (по Табели о рангах). В 1722 учреждены должности генерал-прокурора, рекетмейстера (приём жалоб и прошений на решения и волокиту государственных учреждений) и герольдмейстера (учёт и заведование службой дворян), а также конторы: сенатская, ревизионная, раскольничья. С. в отсутствие царя мог принимать законы. Со 2-й четверти 18 в. значение С. падает, его ограничивают Верховный тайный совет, затем Кабинет министров. В 1741 делается попытка восстановить значение С., однако с 1756 он был вновь оттеснён Конференцией при высочайшем дворе. Попытка поднять значение С. (проект Н. И. Панина) повлекла реформу С. (1763), по которой С. был разделён на 6 департаментов: 4 в Петербурге и 2 в Москве, 1-й ведал важнейшими делами управления, 2-й ‒ судебными, 3-й ‒ окраинами, путями сообщения, медицинским делом и образованием, 4-й ‒ военным управлением; московские департаменты соответствовали 1-му и 2-му петербургским департаментам. С 1775 деятельность С. ограничивалась чисто судебными функциями. С созданием министерств (1802) С. превратился в высший орган суда и надзора. К середине 19 в. С. представлял собой совокупность 12 полусамостоятельных департаментов, нескольких общих собраний и других учреждений, объединяемых лишь главенством генерал-прокурора, ставшего с учреждением министерств и министром юстиции. В состав каждого департамента входили несколько сенаторов, назначаемых пожизненно царём, во главе стоял обер-прокурор. По мере введения судебных уставов 1864 апелляционные департаменты С. стали закрываться. В 1872 в составе С. создано «Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах» ‒ высший политический суд России.

К началу 20 в. С. состоял из 6 департаментов (1-го, 2-го, судебного, герольдии, 2 кассационных), Особого и Высшего дисциплинарного присутствий, 3 общих собраний и 5 соединённых присутствий департаментов. В 1906 при С. был учрежден Верховный уголовный суд, рассматривавший преступления главным образом чиновников. После падения самодержавия в 1917 были упразднены Особое присутствие и Верховный уголовный суд. Остальной аппарат С. остался без изменений. С. упразднён декретом Сов. власти от 22 ноября (5 декабря) 1917.

Лит.: Ерошкин Н. П., Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968.

Н. П. Ерошкин.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Сенат (в Др. Риме)
  • Сенат (палата парламента)

Смотреть что такое «Сенат (в России)» в других словарях:

  • Сенат (в России) — Правительствующий Сенат в Российской империи высший государственный орган, подчиненный Императору. Учреждён Петром Великим 22 февраля (5 марта) 1711 как высший орган государственной власти и законодательства. Здание Сената и Синода в Санкт… …   Википедия

  • Сенат в России — I. Сенат в царствование Петра Вел. Петр во время своих постоянных отлучек, часто мешавших ему заниматься текущими делами управления, неоднократно (в 1706, 1707, 1710 гг.) вручал дела нескольким избранным лицам, от которых требовал, чтобы они, не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СЕНАТ — (лат. Senatus от senex старик). Совет старейшин; у римлян, высшее совещательное собрание, вообще высшее государственное учреждение, под ведением которого находится судебная власть. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Сенат Российской империи: история создания и функции — 5 марта (22 февраля ст.ст.) 1711 г. по указу Петра I был учрежден Правительствующий Сенат высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору. Необходимость создания подобного органа власти была обусловлена тем, что… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Сенат (значения) — Сенат: Сенат  совещательный орган, часто верхняя палата, либо одна из палат законодательного собрания (парламента) какого либо государства: Сенат (Древний Рим) (лат. senatus, от senex  старик, совет старейшин)  один из высших… …   Википедия

  • Сенат Польши — Сенат Республики Польша Национальная Ассамблея Республики Польша Верхняя палата …   Википедия

  • Сенат Речи Посполитой — верхняя палата сейма Королевства Польского, а после Речи Посполитой. Сенат был одним из трёх сословий (наряду с посольской избой и королём), составлявших Сейм Речи Посполитой. Содержание 1 Предыстория …   Википедия

  • Сенат парламента Казахстана — Для термина «Сенат» см. другие значения. Сенат Парламента Республики Казахстан  верхняя палата парламента Республики Казахстан. В сенате 47 мест (в будущем их число может быть увеличено за счёт бывших президентов Республики Казахстан,… …   Википедия

  • Сенат — (senate) Буквально: совет старых людей . Законодательный орган в Древнем Риме. В настоящее время – верхняя палата законодательных органов ряда стран, включая США. Минимальный возраст сенатора США – 30 лет, члена Палаты представителей – 25.… …   Политология. Словарь.

  • СЕНАТ — (латинское senatus), 1) в Древнем Риме республиканского периода верхновный орган власти. 2) В России в 1711 1917 Правительствующий Сенат высший орган по делам законодательства и государственного управления. С 1 й половины 19 в. высший судебный… …   Современная энциклопедия

Книги

  • Сенаторы Российской империи. В 2-х томах, Федорченко Валерий Иванович. Более 300 лет назад, в феврале 1711 г., в России был утвержден Правительствующий Сенат. По мысли его создателя, Петра Великого, он становился высшим государственным органом Российской… Подробнее  Купить за 4104 руб
  • С. М. Соловьев. Избранные произведения в 3 томах (комплект), С. М. Соловьев. В предлагаемое вниманию читателей трехтомное собрание сочинений великого русского историка С. М. Соловьева (1820-1879) вошли либо не переиздававшиеся после их первого выхода в свет… Подробнее  Купить за 2400 руб
  • Систематическое обозрение поместных прав и обязанностей, в России существовавших, с историческим изложением всего до них относящегося, Иванов. Систематическое обозрение поместных прав и обязанностей, в России существовавших, с историческим изложением всего до них относящегося / Сост. Петром Ивановым, к. ас., чл. Вотчин. деп. и Ком.… Подробнее  Купить за 2290 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «Сенат (в России)» >>

dic.academic.ru

Правительствующий Сенат — Традиция

Прави́тельствующий Сена́т (в 1726 — 1730 годах — Высокий сенат) Российской Империи — высший государственный орган, подчиняющийся императору Россиийскому. Впервые учреждён Петром Великим и просуществовал до событий 1917 года.

История Россиийского Сената[править]

Первый Сенат в царствование Петра Великого[править]

Изначально Сенат, учреждённый Петром 19 февраля, составлял из себя группу доверенных людей. Сложно говорить о власти и силе Сената в то время, практически, он был равен во власти государю, управлял страной во время отлучки Его Величества, и принимал сопутствующие планам царя решения. Власть царя Сенат не смущал и не противоречил Его воле, сам же Пётр говорил: «мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине».

Петром были установлены комиссары — по двое от каждой губернии, — «для спроса и принимания указов», которым отводились некоторые дела приказов. Связью Сената с губерниями были до поры именно они [комиссары], но их роль упала сразу же с учреждением коллегий, буквально заменивших их.

Для порядка в Сенате через несколько дней после его установления, 5 марта 1711 года, была создана должность фискалов, на обязанности их лежало «над всеми делами тайно надсматривать», проведывая и обличая на суде «всякие преступления, взятки, кражу казны и прочее, також и прочие безгласные дела, иже не имеют челобитника о себе».

С 1711 по 1714 год местом пребывания Сената была Москва, но иногда на время, в целом или в лице нескольких сенаторов, он переезжал в Петербург, который с 1714 года стал постоянным его местопребыванием; в Москву с тех пор Сенат переезжал только временно, в случае поездок туда Петра на продолжительное время. В Москве осталась часть сенатской канцелярии под названием «канцелярия сенатского правления».

Практически, главной должностью в Сенате был статус Генерал-прокурор Правительствующего Сената, первым стал Па́вел Ива́нович Ягужи́нский, — один из близких сподвижников Петра Великого.

Сенат при Верховном Тайном Совете и Кабинете Министров[править]

С учреждением Екатериной Михайловой Верховного Тайного Совета круг ведомостей Сената даже расширился, власти Сенат так же не потерял, но потеснился в силе, ведь теперь выше Сената стал Тайный Совет; Ягужинский сильно понизился в силе и, практически, почти ничего не решал. 20 октября 1730 года признано было, однако, необходимым восстановить должность генерал-прокурора (времена правления императрицы Анны Иоанновны).

Сенат при Елизавете Петровне и Петре III[править]

Императрица Елизавета приняла решение об упразднении Кабинета и восстановлении в силе Сената. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения. Но была установлена и Конференция, которой Сенат был обязан подчиняться безприкословно: вскоре из-за действий Конференции Сенат начинает распадаться, а сама же Конференция прибирает его земли и владения. Пётр III, вступив на престол 25 декабря 1761 года, упразднил конференцию, но 18 мая 1762 года учредил совет, по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение, из-под его влияния были изъяты военная и морская коллегии.

Сенат в царствие Екатерины II и Павла I[править]

По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо совет прекращает свою деятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерина сильно уронила её ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату, проникнутому традициями Елизаветинского времени. В 1763 году последовало разделение Сената на 6 департаментов: 4 в Санкт-Петербурге и 2 в Москве. I департамент ведал дела государственные внутренние и политические, II — судебные, III — дела по губерниям, находившимся на особом положении (Малороссия, Лифляндия, Эстляндия, Выборгская губ., Нарва), IV — дела военные и морские. Из московских департаментов V ведал делами административными, VI — судебными. Все департаменты были признаны в равной силе и достоинстве. По общему правилу, все дела решались в департаментах (единогласно) и лишь за разногласием переносились в общее собрание. В царствование Павла Петровича, несмотря на всё его несочувствие екатерининской системе, положение Сената не изменилось.

Сенат от царствования Александра I до конца XIX века[править]

Почти немедленно по вступлении на престол император Александр приступил к реформе Сената, сознавая всю необходимость положить конец тому унизительному положению, до которого было доведено верховное учреждение Империи. И явился именной указ 8 сентября 1802 года о правах и обязанностях Сената. Указ этот является последним законодательным актом, систематически определяющим как самую организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Несмотря на то, что указ 8 сентября 1802 года явился результатом серьёзного стремления императора и приближённых к нему лиц поднять значение Сената, он не вносил в организацию его и в его отношения к другим учреждениям почти ничего нового: он только восстановлял в памяти забытые и фактически уничтоженные Павлом права Екатерининского Сената, то есть Сената уже умалённого в первоначальном достоинстве.

Конец существования Российской Империи[править]

Сенат был ликвидирован, распущен после Октябрьской революции по Декрету о суде № 1. Деятельность специальных органов Сената возобновлялась в ходе Гражданской войны на востоке и юге России.

traditio.wiki

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *