Северный морской порт – Северный морской путь. Порты Северного морского пути. Освоение, значение и развитие Северного морского пути

Содержание

Северный морской путь. Порты Северного морского пути. Освоение, значение и развитие Северного морского пути

Россия владеет значительными морскими территориями в Арктике. Через эти просторы пролегает Северный морской путь (СМП) – уникальная судоходная магистраль с интересной историей и очень большими перспективами.

Чем знаменит морской путь, что идет через Север

Северный морской путь считается главной и важнейшей магистралью российского судоходства в Арктической зоне. Он идет по морям, впадающим в Северный Ледовитый океан. Данная морская магистраль соединяет порты, расположенные в Европейской и Дальневосточной частях России. Начало Северного морского пути — в Карских Воротах. Заканчивается магистраль в Бухте Провидения. Общая длина Северного морского пути – порядка 5600 км, впервые все это расстояние прошла шведская мореплавательная экспедиция, возглавляемая Норденшельдом, в 1878-79 годах.

Северный морской путь активно использовался советскими мореходами в 1940-80-х годах. В 70-х по этой магистрали стали ходить ледоколы. После распада СССР здесь стали часто появляться зарубежные суда. Крупнейшие порты Северного морского пути находятся в Игарке, Диксоне, Тикси, Дудинке, Певеке и Провидении. Управление навигацией осуществляет Департамент морского транспорта РФ (при СССР это делал Главсевморпуть, а затем Министерство морфлота).

Главные порты

Северный морской путь начинается в Баренцевом море. Затем он продолжается в акватории других морей – Карского, Лаптевых, а также Восточно-Сибирского и Чукотского. В каждой из акваторий располагаются ключевые порты Северного морского пути. Сначала это Мурманск, Архангельск, восточнее – Диксон, в районе Енисейского залива суда проходят через Дудинку и Игарку, заходя в море Лаптевых – через Нордвик, затем Тикси (дельта Лены), Амбарчик (устье Колымы), а также Певек и порт в Провидении.

Перечисленные объекты судоходной инфраструктуры, которые расположены у устья крупных рек, выполняют функцию перевалочных пунктов для судов грузового назначения. Северный морской путь – это магистраль, по которой перевозится лес, продукция машиностроения, уголь, стройматериалы, продукты питания, пушнина. Порты на Северном морском пути приспособлены к приему крупных ледокольных судов.

Проблемы развития СМП

Эксперты считают, что модернизация инфраструктуры российской Арктики потребует значительных финансовых и трудовых вложений. Нужно будет совершенствовать работу служб по гидрографии и метеорологии, налаживать систему воздушной разведки движения льдов, создавать государственные структуры, ответственные за экологический контроль. Необходимо увеличивать ресурсы МЧС, улучшать инфраструктуру портов.

Кроме того, полагают аналитики, есть много нерешенных вопросов касательно нормативно-правовой базы, регулирующей движение судов по трассам СМП. Во многом этот аспект определит привлекательность магистрали для иностранных инвесторов – причем не только в сфере грузового судоходства как таковой, но также и в смежных сегментах. Таких как, например, арктический туризм. Есть много желающих совершить путешествие к Северному Полюсу, и компании из России могут стать крупнейшими в мире поставщикам подобных туристических сервисов.

Интерес со стороны других стран

По мнению ряда экспертов, освоение Северного морского пути считает своей прерогативой не только Россия, но также и ряд других стран. Прежде всего речь идет о крупных державах Азиатско-Тихоокеанского региона – Китае и Индии. Интерес проявляют и небольшие, но влиятельные государства – такие как Сингапур. Ряд российских чиновников полагает, что нужны законодательные нормы, регулирующие движение морского транспорта для зарубежных судоходных компаний.

Ситуация, полагают эксперты, может быть осложнена позицией США, которые не считают, что ключевые акватории Северного морского пути находятся исключительно в российской юрисдикции. Более того, по вопросам правового регулирования магистрали даже в России нет единого мнения. Но есть юристы, которые уверены, что РФ имеет полное право управлять проходом судов по Северному морскому пути благодаря нормам Конвенции ООН по морскому праву, установленным в 1982 году.

Об администрации СМП

Главный государственный орган, который призван регулировать порядок плавания в СМП – это Администрация Северного морского пути, центральный кабинет которой расположен в Москве. Согласно нормам российских законов, судоходство в акватории этой магистрали осуществляется в разрешительном порядке. Владельцы судов должны заранее подавать заявление на использование вод СМП. Администрация Северного морского пути рассматривает его и принимает решение о выдаче разрешения или отказе в нем. Интересно, что процедура подачи заявления довольно осовременена: документы можно направлять в электронном виде, и притом на английском языке, что очень удобно для зарубежных мореплавателей. Администрация СМП рассматривает заявление до 10 рабочих дней и размещает свой ответ (решение о том, выдавать или не выдавать разрешение) на официальном сайте.

Правила судоходства

Северный морской путь России – магистраль, где существуют правила судоходства, определяемые законодательством РФ. Очень многие требования имеют отчетный характер. Например, если судно следует по СМП и пересекает Западный (Восточный) рубеж, то раз в сутки капитан корабля должен отправить в Администрацию Северного морского пути ключевые сведения о своем судне.

Среди них – географические координаты корабля, планируемое время нахождения в акватории СМП, точный курс, скорость, а также информация о наличии на пути следования судна льда. Капитан корабля обязуется немедленно оповестить Администрацию СМП об обнаруженных источниках загрязнения окружающей среды. Те виды судов, которые не могут двигаться в условиях плотной концентрации льда, должны согласовывать свои действия с ледокольным флотом и находиться на постоянной связи с администрацией СМП, чтобы при необходимости следовать указаниям по дальнейшему движению.

Трасса СМП

Некоторые мореплаватели предпочитают не оперировать таким термином, как трасса Северного морского пути, заменяя его понятием «площадь». Масштабы СМП, таким образом, простираются в рамках территориальных вод широтой в 12 миль и экономической зоны свободного движения судов длиной в 200 миль. Площадь СМП – от Карских Ворот до Берингова пролива.

Северный морской путь, по версии ряда мореплавателей – это комплекс из нескольких судоходных трасс. Их конкретная протяженность не имеет постоянной величины и зависит главным образом от сезонных изменений в толщине и расположении арктического льда. Северный морской путь – это более 70 крупных портов и пунктов. Есть сразу несколько районов России (Чукотка, морской берег Якутии и прилегающие регионы), для которых СМП – единственная магистраль, связывающая их с остальными частями страны.

Атомные ледоколы на СМП

В силу географических и климатических особенностей движение судов по Северному морскому пути невозможно без участия ледокольного флота. Сейчас по СМП ходят 6 атомных ледоколов. Этот флот обеспечивает стабильность функционирования всей морской магистрали и решает задачи, связанные с облегчением доступа к регионам Крайнего Севера России, а также арктическому шельфу. По мнению некоторых экспертов, ледокольный флот РФ – гарант национальной безопасности страны. Как таковая ледокольная проводка кораблей идет на протяжении 8000 миль – начиная от Мурманска и заканчивая Владивостоком. Собственно, две крупнейшие компании, осуществляющие судоходство в СМП, зарегистрированы в этих двух городах. По мнению ряда экспертов, ледокольный флот России нужно увеличивать. Это позволит повысить экономическую рентабельность магистрали, создать новые рабочие места в регионах СМП, улучшить ситуацию с миграцией населения с Севера.

Экономические перспективы

По мнению ряда экспертов, СМП должен стать конкурирующей магистралью для Суэцкого канала и других крупнейших мировых объектов морской инфраструктуры. По оценкам некоторых аналитиков, максимальная пропускная способность СМП – порядка 50 млн тонн грузов в год. Сами мореплаватели считают, что СМП будет с каждым годом все более востребованным – особенно на фоне роста активности нефтяных и газовых компаний в регионах Ямала и Арктики.

Важную роль в эффективном использовании магистрали, как полагают мореплаватели, должны сыграть частные инвесторы. Динамика достаточно оптимистична: если в 2010 году по СМП прошло только 4 крупных судна, то в 2011-м – 34, а в 2012-м – уже 46. Эксперты полагают, что есть все основания ожидать дальнейшего роста активности судоходных компаний в акватории СМП – как российских, так и иностранных.

Роль государства

По мнению ряда аналитиков, до начала 2000-х годов Россия уделяла очень слабое влиянию развитию Арктики в целом и Северного морского пути в частности. Однако в последние годы государство ощутимо активизировалось в этих направлениях. Стали появляться новые законы, подниматься вопросы, актуальные для развития регионов, прилегающих к СМП. Эти тенденции, полагают эксперты, во многом связаны с большой исторической ролью России в Арктике, стремлением государства вернуть былое влияние в регионе. В 2008 году Президентом был подписан важнейший документ – «Основы государственной политики России в Арктике до 2020 года». Северные районы РФ в нем обозначены как один из ключевых стратегических резервов развития страны. В некоторых источниках СМП называют объектом национальной транспортной коммуникации. Есть еще один источник права – «Стратегия социально-экономического развития Сибири», принятый в 2010 году. Там отмечается, что эффективное использование ресурсов СМП – ключевой фактор успешного экономического строительства в Сибирском регионе.

Внимание со стороны Китая

Один из наиболее активных зарубежных игроков в отношении судоходства в акватории СМП – Китай, партнерство с которым Россия в последние годы считает особенно приоритетным. Осенью 2013 года некоторые эксперты отметили интересный прецедент, связанный с проходом через Северный морской путь судна Yong Sheng. Выяснилось, что корабль, предпочтя идти через российскую магистраль, выиграл порядка двух недель в сравнению с тем, если бы поплыл через традиционный для китайских мореходов маршрут в Индийском океане через Суэцкий канал. Разумеется, это не могло не сказаться на дальнейшем росте заинтересованности судоходных компаний из КНР в использовании столь привлекательного маршрута. Сотрудничество в рамках судоходства в акватории СМП активно обсуждается между КНР и Россией на правительственном уровне.

Президент России о СМП

Заинтересованность государства в более интенсивном и эффективном развитии Северного морского пути прослеживается на примере позиции Президента страны. Владимир Путин поручил исполнительным органам вывести к 2015 году оборот на магистралях СМП до 4 млн тонн. Для этого будет ускорен процесс введения в строй новых судов, способных ходить в условиях льда, а также ледоколов – атомных и дизельных. Президент отметил, что нужно модернизировать инфраструктуру связи, морской навигации, технического обслуживания судов. Глобальная цель – превратить магистраль в привлекательное для частных компаний России и зарубежных стран направление. От того, насколько успешным будет освоение СМП, отметил глава государства, зависит то, как Россия в дальнейшем сможет продвигать собственные национальные интересы в Арктике.

Значение СМП для России

Поручения Владимира Путина вполне соответствуют общему правительственному курсу в отношении того, как должно осуществляться развитие Северного морского пути. Экономическое развитие сразу нескольких регионов России зависит от того, насколько успешным будет строительство инфраструктуры СМП – особенно это касается Архангельской области, Сибири. По мнению ряда аналитиков, значение Северного морского пути для России сложно переоценить. Для нашей страны СМП – не только перспективная морская магистраль, но также и инструмент, который позволит решать очень многое в арктическом регионе. Поэтому даже если экономически Северный морской путь не станет столь рентабельным, как этого ожидают власти, то, полагают эксперты, правительству страны нужно будет продолжать инвестировать в инфраструктуру портов и строить ледоколы — превращать, если это будет необходимо, СМП в стратегический плацдарм для национальной обороны.

fb.ru

Порты Северного морского пути

АО «Универсальная морская компания Арктика» организует морские и мультимодальные грузоперевозки. Основная деятельность компании – доставка грузов в ключевые порты Северного морского пути. А именно – в Дудинку, Билибино, Певек, Анюйск, Черский, на Чукотку, месторождения Кекура и Песчанка, м. Шмидта, Лаврентия, Беринговский и др.

Севморпуть (СМП) – кратчайшая морская трасса, соединившая европейскую часть РФ и Дальний Восток. Транспортные узлы Северного морского пути соединяют важнейшие порты Арктики и крупные реки Сибири, позволяют ввозить оборудование, топливо, продовольствие и вывозить лес и природные ископаемые. Это главная арктическая магистраль России и одновременно – самый короткий путь внутреннего снабжения, импорта-экспорта. Единственной заменой СМП считаются маршруты, проложенные через Суэцкий и Панамский каналы.

Северный морской путь (Черский, Анюйск, месторождения Кекура и Песчанка)

Северный морской путь начинается от незамерзающего порта Мурманска (Северный Ледовитый) и ведет в бухту Провидения, где расположен одноименный порт. Если смотреть шире, при движении с востока началом Севморпути можно считать Владивосток, а конечной его точкой – Мурманск, Санкт-Петербург. Северной морской трассой объединены несколько морей – Баренцево, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское.

В общей сложности вдоль Севморпути расположено более 70 перевалочных баз и портов. Главные пункты Северного морского пути – порты, расположенные в Мурманске, Архангельске, Игарке, Дудинке, Тикси, Певеке и т.д. Суда, снаряженные в Мурманске и Архангельске, отправляются на восток с заходом в Диксон, Дудинку, Игарку в области Енисейского залива. После моря Лаптевых суда следуют к Нордвику и в Тикси, возле р. Колыма – к Амбарчику, а завершают маршрут в Певеке и Провидении.

Особенность СМП заключается в короткой навигации – 2-4 месяца или больше при использовании атомных ледоколов для преодоления массивов льда. Несмотря на этот нюанс, Севморпуть признается выгодной альтернативой южным маршрутам.

Достоинствами грузоперевозок между портами Северного морского пути являются следующие факторы

  • Минимальное расстояние. При перемещении от Мурманска до Иокогамы через Суэцкий канал суда проходят 12 840 морских миль, по Северной магистрали – 5770 морских миль.
  • Экономия времени и топлива. Затраты на фрахт снижаются, судам не приходится ждать очереди.
  • Безопасность. Как известно, грузоперевозки по Суэцкому каналу сопряжены с риском нападения сомалийских пиратов.

Дополнительным преимуществом арктических вод считают отсутствие ограничений по тоннажу и размеру судов.

umcashipping.ru

Северный морской путь. Трассы Северного морского пути :: BusinessMan.ru

Северный морской путь (СМП), его освоение и развитие, вызывает большой интерес ученых, исследователей нашей страны и зарубежных специалистов. Его история — это интереснейшие экспедиции, поразительные находки и, конечно же, удивительные люди, которые изучению этого пути посвящали свои жизни.

Географическое положение

Такое название получила судоходная северная магистраль, которая пролегает по морям Северного Ледовитого и Тихого (частично) океанов. Это Карское, Восточно-Сибирское, Баренцево, Берингово и Чукотское моря, море Лаптевых. Северный морской путь проходит вдоль побережья Сибири. Трассы соединяют российские и дальневосточные порты, устья сибирских судоходных рек в одну транспортную систему.

СМП ограничивают западные входы в проливы, а также меридиан, который протянулся севернее мыса Желания. А на востоке — Берингов пролив. Протяженность этой морской магистрали — 5600 км.

Порты

Основные порты Северного морского пути:

  • Дудинка;
  • Диксон;
  • Игарка;
  • Певек;
  • Тикси;
  • бухта Провидения.

Сегодня проводятся работы по реализации проекта по превращению порта Петропавловска-Камчатского в порт-хаб на этом маршруте.
Он занимает очень выгодное положение, что позволяет ему стать важным транспортным узлом на этой морской магистрали между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Северной Европой. Кроме выгодного положения порт Петропавловска имеет и другие преимущества — незамерзающую бухту, круглогодичную навигацию, возможность хранения, накопления, а также сортировки контейнерных грузов.

В последние годы порты Северного морского пути активно реконструируются и модернизируются. Это позволяет увеличить их возможности по приему крупных международных судов.

Дудинка

Это самый северный морской (международный) порт в нашей стране и крупнейший в Сибири, который расположен в Красноярском крае. Интересный факт – Дудинский порт единственный в мире, затапливаемый ежегодно во время весеннего ледохода.

Он находится в ведении «Норильского никеля» — филиала российской горно-металлургической компании. Используется как морской и речной порт. Расположен на правобережье Енисея, где могучая река сливается с Дудинкой. Порт соединяет города Талнах и Норильск автомобильной и железной дорогами.

Северные моря

Северный морской путь начинается в водах Баренцева моря, а в бухте Провидения заканчивается. Следует отметить, что все моря этой судоходной магистрали отличаются суровым климатом. Судите сами. В середине июля температура воздуха на побережье Баренцева моря не превышает +7 °C, а зимой опускается до -20 °C. Это море характеризуется частыми штормовыми ветрами. Высота волн достигает 7 метров.

На побережье Карского моря летняя температура воздуха не повышается более +6 °C, а зимняя достигает -28 °C. В летнее время отмечаются северные ветры, которые, как правило, сопровождаются туманами. Зимой они более сильные и частые, нередко переходящие в ураганы.

Еще более суровым климатом отличается море Лаптевых. В северной части его побережья температура в июле +1 °C , зимой она опускается до -34 °C . Ветры слабые.

Все моря Северного морского пути отличаются небольшими плюсовыми температурами в летнее время. Восточно-Сибирское море характеризуется среднемесячной летней температурой +7 °C, а зимней — до -33 °C.

Моря Северного пути имеют область шельфа, глубины которых — менее двухсот метров. Их дно является подводным продолжением платформенных структур суши. Переходная зона — материковый склон, имеющий глубины от ста восьмидесяти до трех тысяч метров.

Особенности Северного пути

Характерные особенности этой судоходной магистрали — наличие льдов на всем пути следования транспорта и суровый климат. Ледовая обстановка на некоторых участках трасс имеет значительную пространственную и межгодовую изменчивость. Зимой Северный морской путь охватывает антициклоническая циркуляция воздушных масс. В летнее время атмосферная циркуляция противоположна зимней, но ее воздействие на климат не столь велико.

История Северного морского пути: первопроходцы

Как утверждают историки, к Студеному морю новгородские люди пришли еще в XI веке. В 1032 году двинский посадник Улеб освоил первый Северный морской путь до Карских (Железных) ворот Новой Земли. Ему не удалось войти в Карское море, так как его судно было не способно передвигаться во льдах.

В поисках новых товаров для рынков Новгорода отважные поморы-мореплаватели дальше продвигались на север. Примерно в этот промежуток времени был открыт морской путь на Грумант, а также на острова Вайгач, Новую Землю и Колгуев. Поморы на своих кочах первыми открыли большинство арктических земель, поэтому можно с уверенностью заявить, что именно они начали освоение Северного морского пути.

Экспедиции иностранных мореходов

Пытаясь найти проход к побережью Южной и Восточной Азии на севере, во второй половине XVI века в экспедицию отправились британские мореплаватели. С 1553 по 1580 год они трижды отправлялись в морские походы, желая пройти в Тихий океан через арктические моря. Первым двум экспедициям удалось добраться до Новой Земли. Успешнее оказалась третья экспедиция — она вошла в Карскую губу, но огромное скопление льдов заставило отважных моряков развернуть судно и вернуться.

В самом конце того же века осуществлением этой идеи заинтересовались голландцы. Им удалось дойти до Ямала в 1594 году. Экспедиция состояла из четырех судов. Еще через год (1595 г.) уже семь голландских кораблей вышли в Карское море, но им вновь пришлось повернуть обратно. Только третьей экспедиции (1596 г.) довелось открыть берег Шпицбергена и остров Медвежий, а затем обогнуть с севера Новую Землю и войти в Карское море.

К сожалению, суда этих мореплавателей были раздавлены льдами, а они вынуждены были зимовать на широте 76 градусов с. ш. Летом они на лодках пошли в южном направлении, где их подобрали русские мореходы, доставившие путешественников в город Колу. Интересно, что в отчетах голландцев и англичан упоминается, что Карское и другие моря из акватории Ледовитого океана уже были к тому времени известны русским путешественникам.

Исследования

Впервые предположение о возможности использования (практического) Северо-Восточного прохода (вплоть до начала XX века он именовался так) было озвучено в 1525 году русским дипломатом и политическим деятелем Дмитрием Герасимовым. Теоретически обосновывал целесообразность освоения этой транспортной магистрали М. В. Ломоносов. Над этой темой много работал Д. И. Менделеев, который посвятил освоению Крайнего Севера более тридцати работ. Он тесно сотрудничал с легендарным адмиралом С. О. Макаровым.

17 апреля 1732 года русская императрица Анна издала указ, согласно которому она поручала В. Берингу отправляться на Камчатку для разведки новых земель, которые лежат между Камчаткой и Америкой, и для исследования побережья Сибири.

Он и стал началом II Камчатской экспедиции. Гораздо позднее ее стали называть Великой Северной. Она не имела равных по важности выполненных задач в мировой истории. В ней принимали участие 977 человек — отважных подвижников. К сожалению, многие из них погибли в северных льдах, но результаты их трудов невозможно переоценить. Им удалось обследовать и нанести на карту (впервые) все русское побережье океана. Семь отрядов не жалели сил, делали свою работу, которую сегодня можно без преувеличения назвать героической.

Затем было еще несколько арктических экспедиций: К. Бэра, Ф. П. Литке и П. И. Крузенштерна. Результат этих морских походов — твердая уверенность в том, что Карское море непригодно для судоходства. К. Бэр даже заявил, что это настоящий «ледяной погреб».

Тем не менее промысловые ресурсы в Баренцевом море постепенно истощались, что заставило мореходов и промышленников все чаще выходить в Карское море. Эпизодические экспедиции для вывоза сибирской древесины, пушнины, золота и самоцветов в Центральную часть России и за рубеж стали проводиться с 1877 года. Русские купцы начали вкладывать немалые средства в налаживание судоходства и изучение северных морей.

В результате уже к первой половине 90-х годов XIX столетия был опровергнут бытующий в те времена миф о невозможности судоходства в Карском море. С 1911 года ежегодно совершались рейсы из Владивостока на Колыму одного парохода. Правда, развития эти походы не получали, что объяснялось необустроенностью трассы. Полностью маршрут Северного пути прошла с одной зимовкой шведская экспедиция знаменитого исследователя Норденшельда на барке «Вега» в 1879 году.

Промышленные изыскания

Появление парового флота, изобретение радио и постройка ледоколов стали важными вехами, благодаря которым северная магистраль получила дальнейшее развитие. Северный морской путь вновь привлек внимание ученых и исследователей. С 1921 года Карские экспедиции были возобновлены, а с 1923 года стали осуществляться рейсы из Владивостока на Колыму.

В 1923 году начала работу первая полярная станция (пролив Маточкин Шар) в Советском Союзе. В 1924 года стала регулярно проводиться разведка и обзор льдов с воздуха. В 1932 году состоялась легендарная экспедиция О. Ю. Шмидта. За одну навигацию впервые удалось преодолеть весь Северный морской путь России.

СНК Советского Союза 17 декабря 1932 года опубликовал Постановление об учреждении Главсевморпути. С того времени этот день является датой официального открытия этой магистрали. Исследования Крайнего Севера стали регулярными и более целенаправленными. Первая крупная транспортная операция состоялась в 1935 году. Она была осуществлена лесовозами «Искра», «Ванцетти» из Ленинграда во Владивосток.

В 1936 году эсминцы «Войков» и «Сталин» прошли из Кронштадта во Владивосток. Проход занял одну навигацию. Это стало важным историческим событием. Оно позволило усилить Тихоокеанский и Северный флоты. Появилась возможность быстро перебрасывать суда с флота на флот.

Война

В годы ВОВ Северная морская магистраль была чрезвычайно важна для Советского Севера. По ней проводились боевые корабли, флот обеспечивался каменным углём, а промышленность страны — медью, лесом, никелем. По этому пути в годы войны под защитой военных судов Северного флота было перевезено более 4 миллионов самых различных грузов.

Международное судоходство

Первые иностранные суда освоили трассы Северного морского пути только в 1991 году. Правда, в то время это не стало стартом к его широкому использованию. Причина заключалась в том, что прибрежный маршрут из-за большого количества узких проливов и мелководья был недоступен для крупнотоннажных судов, а плавание по транзитным маршрутам во многом зависит от состояния ледовой обстановки.

Тем не менее, несмотря на определенные сложности, популярность этого пути растет постоянно. К примеру, в 2009 году по нему прошли всего два судна (коммерческих), к 2011 году их уже насчитывалось более тридцати. По долгосрочным прогнозам, грузоперевозки к 2020 году достигнут 35 миллионов тонн в год.

Увеличение транспортных потоков по СМП потребует дальнейших усилий не только в области науки, но и в сфере расширения военно-морского присутствия России в этом регионе.

Северный путь в наши дни

Нельзя не отметить, что в начале XXI века Северный путь стал очень привлекательным для многих компаний, которые перевозят морские грузы. Раньше основной транспортной артерией, по которой доставлялись грузы из европейских регионов на Дальний Восток, являлся маршрут через Суэцкий канал. За год через него проходило около восемнадцати тысяч судов. В то же время количество судов, следовавших арктическим путем, исчислялось лишь десятками.

Но в последнее время ситуация вокруг Северного пути стремительно начала меняться. Положительным фактором, привлекающим внимание к СМП, является глобальное потепление. За последние три с половиной десятка лет площадь льдов в Арктике сократилась почти вдвое. Вследствие этого существенно увеличился срок навигации в северных морях. Если раньше навигация продолжалась с июля по сентябрь, то сегодня — с июня по ноябрь.

Кроме того, следует учитывать еще несколько факторов, которые способны в ближайшие годы привлечь к этой магистрали внимание иностранных компаний:

  1. В среднем через Суэцкий канал время доставки грузов составляет сорок восемь дней, а путь через арктические моря занимает тридцать пять дней. Следовательно, ощутимо сокращаются сроки доставки, экономится топливо, и сокращаются транспортные издержки.
  2. Отсутствуют очереди и плата за проход судов (в отличие от Суэцкого канала), имеется только ледокольный сбор.
  3. Отсутствие противоправных действий. Сомалийские и другие пираты у берегов Африки совершают нападения на суда.
  4. Нет ограничений на размер судов и тоннаж. (Суэцкий канал допускает продвижение судов не более 20,1 м).

Планы по развитию Северного пути

Российское правительство приняло комплексный проект Северного морского пути (развитие на ближайшие годы). Он был подписан премьер-министром России Дмитрием Медведевым. Утверждая его, глава правительства подчеркнул, что СМП, который является кратчайшим маршрутом, соединяющим Дальний Восток с Европой, включая весь Азиатско-Тихоокеанский регион, западную часть Северной Америки, используется в настоящее время не в полном объеме.

В докладе отмечен и раздел проекта, который предусматривает интересы Министерства обороны. Он обеспечивает безопасность страны и СМП. Этот маршрут дает российским судам свободный доступ в Ледовитый и Атлантический океаны.

Сегодня продолжительность навигации по этому маршруту составляет 4 месяца. По нему перевозится добываемый на севере лес, газ и нефть, 90 % никеля и более 65 % меди. Так что никаких вопросов о целесообразности развития этого морского пути не возникает.

Значение Северного пути

Сегодня становится очевидным, насколько важна эта морская магистраль для нашей страны. Его значение как уникальной транспортной артерии определяется потребностями функционирования хозяйственных комплексов, промышленного освоения районов побережья Арктики. Это важнейший фактор стабилизации и обеспечения национальной геополитики и экономической безопасности страны.

Этот внутренний морской путь нашей страны играет огромную роль в экономической жизни многих регионов страны, которые связаны с Ледовитым океаном большими реками (Енисей, Обь, Индигирка, Лена, Хатанга, Колыма и др.). Не меньшее значение Северного морского пути заключается в развитии транспортных связей и экономики северо-востока России — Чукотки, Магаданской области и Республики Саха (Якутия). На их долю сегодня приходится основная часть добычи золота, алмазов, олова, железных руд, каменного угля и других полезных ископаемых.

businessman.ru

Самый северный морской порт России: zhzhitel

На далекой Чукотке в самом северном городе России Певеке расположен самый северный морской порт. Он обеспечивает жизнь на севере самого удаленного региона нашей страны. Условия здесь суровые, навигация длится 4,5 месяца в году, за это время нужно успеть завезти тысячи тонн топлива, продуктов, полезных грузов, а также вывезти все, что дает нам Чукотка, прежде всего, это руды: медь и золото.

2. Морской порт Певек — современное предприятие, которое расширяется в связи с разработкой месторождения Песчанка. Скоро через этот порт будет переваливаться до миллиона тонн грузов в год.

3. Мы побеседовали с заместителем генерального директора порта Белинским Евгением Александровичем. Он согласился показать нам, как работает порт. Экскурсия стартовала с задержкой: в порту разгружали взрывчатку для работы на месторождениях, в это время никто на территории находиться не должен. Правила безопасности важны везде.

4. Рядом с морпортом можно увидеть образцы социалистического граффити. Скоро эти дома снесут, они давно пришли в негодность, а порт растет.

5. Сейчас площадь порта составляет 8 гектаров.

6. Пассажирские суда в порт Певек пока не заходят, круизы по Северу пока только в перспективе. Сюда причаливают грузовые и иногда научно-исследовательские суда.
«Капитан Старостин» — сухогруз, построен в 1984 году в Японии.
Порт получает предупреждение о приходе судна за 72 часа, обеспечивает швартовку, отшвартовку, работу буксира и, конечно, погрузо-разгрузочные работы и хранение.

7. Разгрузка судна может занимать до суток, если речь идет о крупных судах, которые привозят уголь.
Например, «Капитан Слобожанин» за один рейс привозит 3600 тонн угля. Это 60 больших железнодорожных вагонов.

8. В Певек завозят обычно уголь из двух месторождений. Это Зырянское месторождение оттуда 50 тысяч угля в сезон, второе месторождение Беринговское.


9. Потребности города в угле порядка 65 тысяч тонн, это значит, что за навигацию нужно сделать 25-35 рейсов. Это только по углю, а еще нужно доставить оборудование, продукты, мебель и все остальное. В сезон навигации порт работает без остановки.

10. Большое влияние на работу порта оказывает погода. При сильном ветре и других неблагоприятных явлениях работу приходится приостанавливать, а непогода на Чукотке явление нередкое. Иногда приходится прибегать к рейдовой погрузке, это когда между судном и портом бегает самоходное судно.

11. Впрочем, на работу в порту не жалуются. Это одно из ведущих предприятий района.

12. Посмотрите, у них даже погрузчики не простые, а Ferrari.

13. Вообще техники здесь очень много.

14. А вот в этих мешках находится золото.

15. Совершенно ясно, что нельзя упустить возможность сфотографироваться на мешках с драгоценным металлом.

Конечно, это не чистое золото, а всего лишь концентрат золотосодержащей руды. В этом мешке весом примерно 1100 кг меньше 100 грамм золота. Но все равно я стоял на мешках с золотом и не пытайтесь со мной спорить.

16. Сейчас в порту Певек ведутся работы по реконструкции. Здесь строят новый причал, который позволит заходить сюда более крупным судам.  Сейчас причальная глубина составляет от 6,5 до 8 метров, после реконструкции она увеличится до  10,5 — 11 метров.

В перспективе постройка нового причала с осадкой до 15 метров

17. Рабочие с Камчатки: Николай и Сергей Михайлович в экскаваторе.


18. Работают в любую погоду, условия крайне суровые: холод, влажность, ветер. Но объект нужно построить. Кстати, на заднем плане ледокол.

19. Неожиданный артефакт.

20. Сейчас навигация уже закончилась, наступил межнавигационный период. Под конец море уже замерзло, поэтому пришлось прибегать к помощи ледоколов.Но это не значит, что работа в морском порту прекращается. Даже сейчас заходят суда в сопровождении ледоколов. Плюс работа по расширению порта и обработке грузов не останавливается ни на минуту.

21. В порту стараются создавать хорошие условия для сотрудников. В столовой простая, но вкусная и сытная еда.

22. Путешественнику на заметку.

23. Тут же работает спортивный зал. Кстати, тут (в порту, а не в спортзале) работает первый блогер Певека. Фима, привет!

24. А еще порт — это красиво и романтично. Думаю, вы со мной согласитесь.

Спасибо сотрудникам морского порта за познавательный рассказ. Успехов в работе!


Также я есть в фейсбуке, твиттере и в инстаграме.
Подписывайтесь на мой канал на youtube.

Поделитесь ссылкой:


zhzhitel.livejournal.com

Порты России. Крупные речные и морские порты России

Морские порты России разбросаны в 3 океанах и 12 морях и на берегу самого большого в мире озера – Каспийского моря. Их суммарный грузооборот в среднем составляет не менее полумиллиарда тонн в год. Цифра впечатляющая, но в сравнении с другими портами мира это не много. Причина тому – ряд проблем, которые испытывают морские порты России. Но о них позже.

Крупные речные порты

Речные порты России основаны на 28-ми реках страны, крупнейшими среди которых являются Лена, Нева, Волга, Амур. Помимо транспортировки промышленных материалов, они также являются и транспортными узлами, через которые совершается перевозка пассажиров.

Речные порты России не функционируют самостоятельно. Успешную работу обеспечивает взаимодействие с другими видами транспорта, а особенно с железнодорожными составами и автомобильными фурами.

Европейскую часть России обеспечивает Северная Двина. По ней осуществляются перевозки леса в крупных промышленных масштабах. Направляется такой груз в Архангельск и Котлас, где расположены деревообрабатывающие заводы и склады, в которых товар заготавливается на экспорт.

Восточная Сибирь большую часть речных перевозок сосредоточила в Норильске. Дальневосточные магистрали основаны на Амуре и притоках. Основой всего товарного потока являются нефтепродукты, товары для пищевой промышленности, лес и каменный уголь.

Стройматериалы путешествуют по Волго-Балтийскому каналу или Беломорско-Балтийскому в Санкт-Петербург, а железная руда доставляется на Череповецкий завод.

Заменой железнодорожному транспорту реки Обь, Лена, Амур и Енисей стали в тех районах, которые слабо обеспечены колеями. Они специализируются на перевозке нефтепродуктов, автомобилей, металлических изделий. Для некоторых городов, если не учитывать авиатранспорт, это единственный способ связи с окружающим миром.

Архангельский речной порт

Архангельский речной порт был основан в 1961 году. Во времена Советского Союза он активно развивался. Упадок претерпевал с распадом Союза и вплоть до 2011 года, пока не вошел в состав «Экотека». В первую очередь акцент был сделан на добыче песка.

Ориентировочно за два года объемы добычи возросли до 2 миллионов тонн. Общий оборот грузов достиг отметки свыше чем три миллиона тонн в год. Достижением является и переход на круглосуточное обслуживание, а оформление документов упрощено – все необходимые бумаги готовятся в одном месте, без беготни по кабинетам.

Налажена также и система безопасности. Круглосуточный видеоконтроль и наличие постоянной охраны гарантирует сохранность транспорта и груза.

Летняя навигация обеспечивает пассажирские перевозки. К услугам населения – 9 теплоходов. Маршруты касаются внутренних перевозок.

Грузоперевозки осуществляются в европейские страны, а также на Соловки и в другие регионы страны.

Среди проблем – недостаточно развитая инфраструктура, так как порт долгий период находился в запустении, а также низкая допустимая осадка судов – до 5-ти метров. Хотя руководство уверяет, что такие недостатки исправятся в ближайшее время.

Якутский речной порт

Северные порты России в своем перечне имеют один из самых больших – Якутский речной порт. Основанный в 1959 году, он на протяжении всей истории своего существования выполняет важную миссию – обеспечивает Якутию и близлежащие районы народнохозяйственной продукцией.

Также Якутский речной порт осуществляет пассажирские перевозки. Не менее важную часть его работы составляет и доставка автомобилей, металлических изделий, каменного угля, строительных материалов в северную часть Красноярского края.

Порт предоставляет услуги и по переработке поступающих грузов, имея ряд предприятий, работающих на него. Отсюда следует, что он обеспечивает рабочими местами большую часть населения.

В перечень услуг порта также входит и добыча, и производство строительных материалов.

Красноярский речной порт

Восточная Сибирь также может похвастаться расположением на своей территории порта, который входит в крупнейшие порты России. Также он является самым большим предприятием, специализирующимся на переработке грузов, в Енисейском бассейне.

Расположение порта делает его одной из самых важных составляющих транспортной развязки Сибири. Он находится на пересечении многих воздушных трасс, через него проходит легендарная Транссибирская магистраль, автотрассы.

Средняя пропускная черта – около 30-ти тыс. тонн в год. Занимается Красноярский речной порт перевалкой грузов, грузоперевозками, перевозками пассажиров.

Крупные морские порты

Как уже было сказано, грузооборот всех морских портов России составляет свыше половины миллиарда тонн в год, что в несколько раз больше, чем средняя цифра 10 лет назад. Это стало возможным благодаря современным технологиям погрузки и разгрузки судов и складской системы при портах.

Лавры первенства в грузообороте занимает Черноморский бассейн. Основа грузов – продукты пищевой промышленности, металл. Также на первом месте порты по пассажирским перевозкам. Это обусловлено курортами, коих множество на территориях Черноморского бассейна. Морские ворота этого бассейна составляют крупнейшие порты России.

Первым по внешней торговле стал Балтийский бассейн. Порты России на карте не могут похвастаться таким завидным географическим положением, как у находящихся в пределах этого бассейна.

Северные порты обеспечивают транспортировку нефтепродуктов, полезных ископаемых, леса.

Единственная проблема, которую испытывают старые и новые порты России – это низкий грузооборот в целом и мелководность большинства.

Новороссийский морской торговый порт

Крупнейшие порты России на карте можно найти в пределах Черноморского бассейна. Одним из таковых является Новороссийский морской торговый порт.

Он работает в круглосуточном и круглогодичном режиме, чему способствует географическое положение – он находится в незамерзающей части.

Один из самых старых портов, он изначально специализировался на приеме и отправке грузов для торговли с другими регионами и странами. С середины 19-го века оборот грузов составлял не больше 8 тыс. пудов. В основном специализировался на отправке пищевых продуктов и табака.

Значительно увеличить объемы помогло строительство железной дороги. Со временем была налажена и система разгрузки и погрузки крупногабаритных товаров. Система защиты от штормов, а также налаженная охранная система сделали порт крупным торговым центром.

Морской торговый порт Приморск

Это нефтеналивная столица всех портов страны. Хотя история его и набрала обороты только в 2002 году.

Причиной неудач для него стало отсутствие прямых сухопутных путей к порту. А распад Советского Союза только усугубил кризис. Строительство Балтийской трубопроводной системы сделало порт крупнейшей нефтеналивной станцией. С начала 2002 года грузооборот составил в среднем около 70-ти миллионов тонн нефти и дизельного топлива.

Заключение

Расположены речные порты России в 17 бассейнах, что свидетельствует о развитой системе сообщения между городами. В некоторых случаях они служат оптимальным средством передвижения и перевозок грузов, как относительно недорогой вид переправы, а также такой, которым удобнее всего перевозить габаритные предметы.

fb.ru

Северный морской путь – главная транспортная артерия России

Северный морской путь пролегает через четыре моря (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и является кратчайшим путем из Северной Европы и Сибири в Азию. Он имеет длительную многовековую историю, но не имеет единого общепринятого маршрута. В судоходстве Северный морской путь определяется как «навигационно-рекомендованная трасса от Новой Земли до Берингова пролива», а Законодательством Российской Федерации — как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».

Административные границы Северного морского пути на западе ограничены входами в новоземельские проливы, а также меридианом на севере от мыса Желания и Беринговым проливом на востоке. В более широком смысле Северный морской путь связывает незамерзающий порт Мурманск с портом Провидения и Владивосток и Санкт-Петербургом.

Когда люди делали первые попытки двигаться морем с запада на восток, доподлинно неизвестно, но уже в 13-м веке поморы преодолевали большие участки по морю на своих кочах, а с середины 16-го века мореходы осуществляли плавания не только в европейской, но и в азиатской части северного побережья России.

Идея освоения Северного морского пути была выдвинута М.В.Ломоносовым. По его инициативе была организована полярная экспедиция В.Г.Чичагова для “поиска морского проходу Северным океаном в Камчатку”.

Первое сквозное плавание по Северному морскому пути удалось совершить только в 1878-1879 годах — экспедиция А.Норденшельда с одной зимовкой по пути достигла берегов Чукотки. А в 1914-1915 годах Северным морским путем прошла гидрографическая экспедиция Б.Вилькицкого и П.Новопашенного на ледокольных пароходах “Таймыр и “Вайгач”, но уже в обратную сторону — из Владивостока в Архангельск.

23 апреля 1919 года при российском правительстве был создан Комитет Северного морского пути. Основной задачей первых полярных экспедиций революционной России стала доставка товарови, в первую очередь, хлеба из Сибири, а также укрепление границ и установление советской власти на Севере.

В 1932 году в рамках Второго Международного полярного года была организована экспедиция на ледокольном пароходе “А.Сибиряков”. Судну, хоть и с большим трудом, удалось пройти за одну навигацию путь от Архангельска до Берингова пролива. По результатам плавания “А.Сибирякова” было принято решение о создании новой специальной организации – Главного управления Семорпути (ГУ СМП или Главсевморпуть).

С этого момента, с 17 декабря 1932 года, и началось планомерное освоение главной северной трассы страны. Основными задачами ГУ СМП были определены: “окончательное открытие Северного морского пути от Баренцева моря до Берингова пролива, организация морских, речных и воздушных сообщений, радиосвязи и исследовательских работ в советской Арктике, развитие производительных сил и освоение естественных богатств Крайнего Севера, содействие подъему коренного населения Крайнего Севера и привлечение этого населения к активному участию в социалистическом строительстве”.

В 1934 году состоялось еще одно сквозное плавание Северным морским путем в одну навигацию. Его совершил ледорез “Ф.Литке” с востока на запад.

Трансконтинентальные перелеты, дрейфующая научная станция “Северный полюс”, строительство новых ледоколов, развертывание метеорологичеких станций и обсерваторий – все эти успехи СССР в Арктике ускоряли развитие Севморпути, а Севморпуть стимулировал научно-технический прогресс в высоких широтах.


Все транспорты, двигавшиеся по СМП, не могли миновать Диксон – узловой пункт на арктической трассе. По постановлению ГУ СМП от 22 мая 1934 года здесь начались работы по строительству первых сооружений будущего морского порта. На острове Конус в бухте Диксон было определено место для создания угольной базы длябункеровки судов. В 1935 году причал принял 70 судов, из них 11 морских. Диксон стал перегрузочным портом для ”Норильскстроя”.

Затем строительство основного причала было перенесено на расположенный на материковом побережье мыс Южный бухты
Портовой, так как требования, предъявляемые к бункеровочной базе, расположенной на трассе Севморпути, возросли и остров Конус из-за малых глубин и небольшой площади стал для этих целей непригоден. Строительство нового порта планировали завершить в 1943 году.

В годы Великой Отечественной войны по Северному морскому пути прошли сотни судов, которые перевезли более 4 млн. тонн грузов. Для их безопасной доставки организовывались морские конвои, а также защита с моря и воздуха. Продолжалось снабжение флота углем через арктические порты Нарьян-Мара, Игарки, Дудинки, Диксона, Тикси, переведенных как подразделения ГУ СМП на военное положение.

Послевоенные годы – золотое время Арктики. Один за другим строились ледоколы — только атомных ледоколов в советский послевоенный период было построено семь. Первый из них — “Ленин” — начал работать на трассе СМП в 1960 году.

Промышленный подъем, строительство новых добывающих и перерабатывающих комбинатов – все это требовало мощного рывка в судостроении и обустройстве портов. Самым важным в это время становится Диксон, который остается основной бункеровочной базой в Западной Арктике до 1958 года. Затем он утрачивает это свое значение, но приобретает новое: в 60-е Диксон становится местом формирования морских караванов и бункеровки судов уже жидким топливом и пресной водой, снабжения их продовольствием. Диксон превращается в базовый порт СМП, транспортно-распределительный
узел для перевалки и доставки разнообразных грузов для полярных станций и множества других объектов бассейна Карского моря. Диксон по праву называют “воротами Арктики”.

Практически до 90-х годов 20-го века администрацией СМП успешно выполнялись задачи по доставке народнохозяйственных грузов в арктические регионы России. Порты Северного морского пути стали главными звеньями коммуникации с “большой землей”, пунктами доставки грузов и вывоза продукции, Для некоторых из них, например,
побережья Якутии и Чукотки, Северный морской путь быледиственной магистралью, по которой осуществлялось снабжение
товарами.

Существует ли альтернатива Северному морскому пути? Конечно. Это транспортные коммуникации, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Но если расстояние, которое проходит судно, например, из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал, составит 12 840 морских миль, то Северным морским путём ему придется пройти только 5770 морских миль. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс.
км, а через Суэцкий канал надо пройти на 8 тыс. км больше. Так что выгоды для транспортировки грузов, даже если учесть необходимые для проводки судов во льдах ледоколы, очевидны.

Северный морской путь сегодня постепенно превращается в торговый маршрут с большими перспективами.

По данным на 1 декабря 2016 года, по Северному морскому пути было перевезено 6,9 млн тонн груза, что стало рекордом за всю историю существования этого транспортного коридора, даже если учитывать показатели за советский период.

В этих условиях порт Диксон уже в ближайшее время сможет частично вернуть свое утраченное значение на Северном морском пути. Сейчас ежегодный грузооборот порта составляет всего 11,5 тыс.тонн, то есть мощности используются менее чем на 10%. Если старый порт будет модернизирован, а также рядом появится новый (“Чайка”), строительство которого осуществляет компания “ВостокУголь”, Диксон сможет принимать иностранные суда, следующие арктическими
маршрутами, обеспечивать их водой, топливом, а также сменой экипажей.

В настоящее время в связи с началом освоения арктических месторождений, развитием транзитного судоходства, ростом числа экспедиционных и туристических рейсов в Арктику, значение СМП значительно возросло. Сейчас решается задача экономического развития Арктического региона при условии сохранения уникальной природы Арктики. Работа идет в разных направлениях: в сфере законодательного регулирования, развития инфраструктуры СМП, совершенствования тарифного регулирования и организации плавания судов в акватории СМП.

В начале 2013 года вступил в силу закон о Северном морском пути, впервые законодательно были установлены границы его акватории. Полномочия по организации плавания судов в акватории Северного морского пути возложены на Администрацию Северного морского пути, которая была образована в марте 2013 года Распоряжением правительства РФ.

xn—-8sbbmfaxaqb7dzafb4g.xn--p1ai

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 639-640

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: В. М. Котляков

СЕ́ВЕРНЫЙ МОРСКО́Й ПУТЬ (СМП), Се­ве­ро-Вос­точ­ный про­ход (до нач. 20 в.), глав­ная рос. мор­ская ком­му­ни­ка­ция в Арк­ти­ке, про­хо­дя­щая вдоль сев. бе­регов Рос­сии по мо­рям Сев. Ле­до­ви­то­го ок. (Ба­рен­це­во, Кар­ское, Лап­те­вых, Вос­точ­но-Си­бир­ское, Чу­кот­ское) и час­тич­но Ти­хо­го ок. (Бе­рин­го­во м.), со­еди­няю­щая ев­ро­пей­ские и даль­не­во­сточ­ные пор­ты, а так­же устья су­до­ход­ных си­бир­ских рек в еди­ную транс­порт­ную сис­те­му. Ог­ра­ни­чен зап. вхо­да­ми в но­во­зе­мель­ские про­ли­вы и ме­ри­диа­ном, про­хо­дя­щим на се­вер от мы­са Же­ла­ния, и на вос­то­ке в Бе­рин­го­вом про­ли­ве па­рал­ле­лью 66° с. ш. и ме­ри­диа­ном 168°58′37″ з. д. Его дли­на от Кар­ских Во­рот до бух­ты Про­ви­де­ния ок. 5610 км, про­тя­жён­ность при­мы­каю­щих к не­му су­до­ход­ных реч­ных пу­тей ок. 37000 км. Аль­тер­на­ти­вой СМП слу­жат транс­порт­ные ар­те­рии, про­хо­дя­щие че­рез Су­эц­кий, Па­нам­ский ка­на­лы или оги­баю­щие мыс Доб­рой На­де­ж­ды. От С.-Пе­тер­бур­га до Вла­ди­во­сто­ка по СМП 14280 км, че­рез Су­эц­кий ка­нал 23200 км, во­круг мы­са Доб­рой На­де­ж­ды 29400 км.

Про­вод­ка транс­пор­тов че­рез ле­до­вые мас­си­вы воз­мож­на толь­ко с по­мо­щью ле­до­ко­лов. Для экс­плуа­та­ции СМП со­зда­ны спец. служ­бы: па­ро­ход­ст­ва, мор­ские, реч­ные и авиац. пор­ты, гид­ро­графич. и про­мыш­лен­но-транс­порт­ные пред­при­ятия, на­уч. ин-ты и сеть по­ляр­ных гид­ро­ме­тео­стан­ций. СМП об­слу­жи­ва­ет пор­ты Арк­ти­ки и круп­ных рек Си­би­ри, обес­пе­чи­ва­ет ввоз про­до­воль­ст­вия, то­п­ли­ва, обо­ру­до­ва­ния; вы­воз ле­са, по­лез­ных ис­ко­пае­мых. Зап. сек­тор Арк­ти­ки от Мур­ман­ска до Ду­дин­ки об­служи­ва­ет­ся ле­до­ко­ла­ми Мур­ман­ско­го, Вос­точ­ный – от Ду­дин­ки на вос­ток – Даль­не­во­сточ­но­го мор­ских па­ро­ходств.

Совр. СМП – итог мно­го­ве­ко­во­го ос­вое­ния сев. ок­ра­ин Рос­сии, его ис­то­рия на­чи­на­ет­ся с пер­вых пла­ва­ний по­мо­ров в 11–13 вв., идея прак­тич. ис­поль­зо­ва­ния СМП вы­ска­за­на рус. ди­пло­ма­том Д. Ге­ра­си­мо­вым в 1525. Ос­вое­ние арк­тич. мор. по­бе­ре­жья ве­лось си­бир­ски­ми ка­за­ка­ми и «про­мыш­лен­ны­ми людь­ми». Пла­ва­ние ле­том 1648 из устья Ко­лы­мы к р. Ана­дырь Се­мё­на Деж­нё­ва с то­ва­ри­ща­ми до­ка­за­ло раз­дель­ность Ев­ра­зии и Аме­ри­ки и на­ли­чие мор. про­хо­да из Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го ок. в Ти­хий ок. Вид­ное ме­сто в этом изу­че­нии за­ня­ли две Кам­чат­ские экс­пе­ди­ции под на­чаль­ст­вом В. Бе­рин­га, вы­со­ко­ши­рот­ная экс­пе­ди­ция во гла­ве с В. Я. Чи­ча­го­вым, Се­ве­ро-Вос­точ­ная – И. Бил­линг­са – Г. А. Са­ры­че­ва, Усть-Ян­ская и Ко­лым­ская экс­пе­ди­ции под рук. П. Ф. Ан­жу и Ф. П. Вран­ге­ля, но­во­зе­мель­ские экс­пе­ди­ции Ф. П. Лит­ке, П. К. Пах­ту­со­ва и А. К. Ци­воль­ко. Ре­зуль­та­ты их иссле­до­ва­ний пред­ре­ши­ли во­прос о воз­мож­но­сти су­до­ход­ст­ва по СМП. С 1877 на­ча­лись эпи­зо­дич. Кар­ские экс­пе­ди­ции с це­лью вы­во­за че­рез Кар­ское м. на ми­ро­вой ры­нок си­бир­ской с.-х. про­дук­ции и по­лез­ных ис­ко­пае­мых. До 1919 из-за от­сут­ст­вия в сев. мо­рях долж­но­го на­ви­гац. обо­ру­до­ва­ния, пор­тов, ле­до­ко­лов из 122 экс­пе­ди­ций толь­ко 75 про­шли ус­пеш­но. В 1878–79 швед. экс­пе­ди­ция Н. А. Э. Нор­ден­шель­да со­вер­ши­ла пер­вое сквоз­ное пла­ва­ние по СМП с зи­мов­кой у по­бе­ре­жья Чу­кот­ско­го п-ова. Сре­ди на­уч. экс­пе­ди­ций это­го пе­рио­да вы­де­ля­ют­ся: рос­сий­ские – под ко­манд. С. О. Ма­ка­ро­ва, Э. В. Тол­ля, Г. Л. Бру­си­ло­ва и В. А. Ру­са­но­ва, Г. Я. Се­до­ва, Б. А. Виль­киц­ко­го; ино­стран­ные – аме­ри­кан­ская Дж. Де-Лон­га, нор­веж­ские – во гла­ве с Ф. Нан­се­ном и во гла­ве с Р. Амунд­се­ном. По­яв­ле­ние па­ро­во­го фло­та, изо­бре­те­ние ра­дио, по­строй­ка ле­до­ко­лов по­слу­жи­ли бо­лее вы­со­ко­му уро­в­ню ис­сле­до­ва­ний СМП. Во вре­мя Гра­ж­дан­ской вой­ны 1917–22 адм. А. В. Кол­чак 23.4.1919 впер­вые рас­по­ря­дил­ся о соз­да­нии К-та СМП, ко­то­рый по­сле по­ра­же­ния Вост. фрон­та Рус. ар­мии в Си­би­ри в пол­ном со­ста­ве был вве­дён в со­став уч­ре­ж­де­ний Сиб­рев­ко­ма. С 1921 ус­пеш­но осу­ще­ст­в­ля­ют­ся Кар­ские экс­пе­ди­ции, а с 1923 – Ко­лым­ские рей­сы, под­го­то­вив­шие поч­ву для от­кры­тия мо­ре­пла­ва­ния по всей трас­се СМП. В 1932 экс­пе­ди­ция на ле­до­коль­ном па­ро­хо­де «Алек­сандр Си­би­ря­ков» во гла­ве с О. Ю. Шмид­том впер­вые про­шла из Ар­хан­гель­ска до Бе­рин­го­ва прол. без зи­мов­ки, до­ка­зав воз­мож­ность экс­плуа­та­ции СМП. В 1932 соз­да­но Глав­ное управ­ле­ние СМП (Глав­сев­мор­путь), ко­то­ро­му по­ру­ча­лось про­ло­жить окон­ча­тель­но СМП от Бе­ло­го м. до Бе­рин­го­ва прол. и обес­пе­чить безо­пас­ность пла­ва­ния. В 1930–40-е гг. по­строе­ны арк­тич. пор­ты Игар­ка, Дик­сон, Пе­век, Про­ви­де­ния и др. Пла­ва­ния на «Че­лю­ски­не» (1933–34) и «Лит­ке» (1934) ещё раз под­твер­ди­ли го­тов­ность СМП к со­вер­ше­нию по не­му гру­зо­вых рей­сов. Для ос­вое­ния СМП име­ли зна­че­ние: экс­пе­ди­ции – гид­ро­гра­фи­че­ская по изу­че­нию об­ста­нов­ки трас­сы и для со­став­ле­ния на­ви­гац. карт и ло­ций, вы­со­ко­ши­рот­ная на «Сад­ко» (1935), дрейф «Ге­ор­гия Се­до­ва» (1937–40), пер­вая на­уч. стан­ция «Се­вер­ный по­люс» (1937–38) во гла­ве с И. Д. Па­па­ни­ным, тран­сарк­тич. по­лё­ты из Мо­ск­вы в США (1937), ле­до­вые пат­ру­ли (с 1938), возд. экс­пе­ди­ция на по­люс от­но­си­тель­ной не­дос­туп­но­сти (1941), по­сле­во­ен­ные экс­пе­ди­ции – на ле­до­ко­ле «Се­вер­ный по­люс» в сев.-вост. мо­ря (1946), на «Лит­ке» в Кар­ское м. (1948), на том же суд­не (1955) и ди­зель-элек­тро­хо­де «Обь» (1956) в Грен­ланд­ское мо­ре. С 1948 про­во­дят­ся вы­со­ко­ши­рот­ные возд. экс­пе­ди­ции под назв. «Се­вер». Вы­са­жен­ные на дрей­фую­щие льды стан­ции бы­ли ба­за­ми дол­го­врем. на­уч. на­блю­де­ний. С 1950 по 2013 во льдах Арк­ти­ки ра­бо­та­ли дрей­фую­щие на­уч. стан­ции «Се­вер­ный по­люс» («СП»), все­го их бы­ло 40; в 2015 на­ча­ла ра­бо­ту дрей­фую­щая на­уч. стан­ция «Се­вер­ный по­люс–2015».

Сре­ди вы­даю­щих­ся пла­ва­ний по СМП по­сле 1935 – про­вод­ка во­ен. ко­раб­лей Балт. фло­та на Даль­ний Вос­ток (1936). В го­ды Вел. Отеч. вой­ны СМП – важ­ней­шая транс­порт­ная ма­ги­ст­раль Арк­ти­ки, по не­му осу­ще­ст­в­лял­ся про­ход бое­вых ко­раб­лей Ти­хо­оке­ан­ско­го фло­та в Ба­рен­це­во мо­ре. За 4 во­ен. го­да су­да­ми Глав­сев­мор­пу­ти вы­пол­нен боль­шой объ­ём во­ин­ских и нар.-хо­зяйств. пе­ре­во­зок. Че­рез арк­тич. пор­ты Нарь­ян-Мар, Игар­ка, Ду­дин­ка, Дик­сон, Тик­си флот снаб­жал­ся ка­мен­ным уг­лём (Пе­чор­ского и др. арк­тич. бас­сей­нов), во­ен. пром-сть – ни­ке­лем, ме­дью, ле­сом. Пе­ре­воз­ки вы­пол­ня­лись при про­ти­во­дей­ст­вии авиа­ции, под­вод­ных и над­вод­ных ко­раб­лей про­тив­ни­ка, в ми­ни­ро­ван­ных при­бреж­ных во­дах. Арк­тич. ком­му­ни­ка­ции за­щи­щал Сев. флот, су­до­ход­ст­во обес­пе­чи­ва­лось сис­те­мой мор. кон­во­ев. По СМП про­шли сот­ни су­дов, из них ок. 170 – в кон­во­ях. Бы­ло пе­ре­ве­зе­но св. 4 млн. т разл. гру­зов. С по­мо­щью ле­до­ко­лов не­ред­ко реч­ные су­да пе­ре­во­ди­ли из ев­роп. пор­тов на ре­ки Си­би­ри (с 1948), ры­бо­ло­вец­кие су­да – на Даль­ний Вос­ток (с 1951) и др. Всту­п­ле­ние в строй но­вых мощ­ных су­дов ле­до­во­го клас­са, усо­вер­шен­ст­во­ва­ние обо­ру­до­ва­ния арк­тич. пор­тов, соз­да­ние се­ти по­ляр­ных стан­ций и об­сер­ва­то­рий слу­жи­ли пре­вра­ще­нию СМП в ма­ги­ст­раль мас­со­вой пе­ре­воз­ки хо­зяйств. гру­зов.

В 1991 СМП от­крыт для ме­ж­ду­нар. су­до­ход­ст­ва. В 21 в. Рос­сия про­дол­жает ос­вое­ние и ис­поль­зо­ва­ние СМП, рас­ши­ре­нию ко­то­ро­го спо­соб­ст­ву­ет гло­баль­ное по­те­п­ле­ние кли­ма­та и со­кра­щение льдов в Арк­ти­ке. Од­на­ко по срав­не­нию с 1980-ми гг. объ­ём пе­ре­во­зок сни­зил­ся при­мер­но в 5–6 раз. В 2011 по это­му пу­ти про­шли 34 ком­мерч. суд­на (для срав­не­ния – че­рез Су­эц­кий ка­нал в год про­хо­дит 18000 су­дов). В 2013 тран­зит­ные пе­ре­воз­ки по СМП со­ста­ви­ли ок. 1,3 млн. т, до 2019 пред­по­ла­га­ет­ся уве­ли­че­ние гру­зо­по­то­ка до 50 млн. т/год. Судь­ба СМП в зна­чит. сте­пе­ни за­ви­сит от раз­ра­бот­ки раз­ве­дан­ных в его зо­не ми­нер. ре­сур­сов.

В 2012 при­нят Фе­де­раль­ный за­кон «О вне­се­нии из­ме­не­ний в от­дель­ные за­ко­но­дат. ак­ты РФ в час­ти гос. ре­гу­ли­ро­ва­ния тор­го­во­го мо­ре­пла­ва­ния в ак­ва­то­рии Се­вер­но­го мор­ско­го пу­ти», ко­то­рым пре­ду­смот­рен ряд мер по раз­ви­тию СМП, в т. ч. соз­да­ние ад­ми­ни­ст­ра­ции в фор­ме фе­де­раль­но­го гос. ка­зён­но­го уч­ре­ж­де­ния (ФГКУ), под­ве­дом­ст­вен­но­го Рос­мор­реч­фло­ту (ос­но­ва­но по рас­по­ря­же­нию Пра­ви­тель­ст­ва РФ от 15.3.2013). Су­ще­ст­ву­ет ме­ж­ду­нар. про­ект «Се­вер­ный мор­ской ко­ри­дор» по соз­да­нию на ба­зе СМП еди­ной транс­порт­ной сис­те­мы пор­тов и ин­фра­струк­ту­ры в сев. час­ти Ев­ро­пы.

bigenc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *