Система права понятие – CGI script error

Понятие и структурные элементы системы права — Вопросы на госэкзамен по ТГП

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

В то же время нормы права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. Поэтому они подразделяются на отдельные части — отрасли, институты. В основе такого обособления лежат указанные выше особенности, и прежде всего разнообразие, специфика самих общественных отношений.

Однако объективная природа системы права не означает, что законодатель не может на нее повлиять. Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения (например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.), но в принципе система права от него не зависит, нельзя ее заново создать, отменить, «перестроить».

Обособить можно только то, что объективно обособляется. Иными словами, государство, власть могут в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию, развитию, но не более того. Они не могут по своему «хотению» учредить, ввести декретом нужную, желаемую систему права.

Объективность — важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Великобритании право не систематизировано).

Систематизация — это всего лишь сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

jurkom74.ru

21. Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства.

Система права

— исторически сложившаяся, объективно существуюая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений. Признаки:

а) системное образование, т. е. не простая совокупность или сумма элементов, а целостное образование, обладающее конкретными свойствами, связями, внутренней структурой;

б) объективное явление, поскольку предопределено сложившимися общественными отношениями;

в) обусловлено национальными, историческими, культурными и иными социальными факторами;

г) динамичное, способное изменять свою внутреннюю организацию под воздействием внешней среды.

Система права включает в себя следующие элементы:

1. Норма права — исходный элемент системы права и вместе с тем наиболее подвижный в данном образовании.

2. Правовой институт – это группа норм права, связанных между собой предметно-функциональными связями, регулирующих конкретный вид общественных отношений и приобретающих в силу этого относительную устойчивость и самостоятельность функционирования.

3. Правовой институт может иметь в своем составе подинституты, которые отличаются от правового института объемом регулирования и кругом норм права. Например, субинститут законодательной инициативы в институте законотворчества в конституционном праве, подинститут референдума в институте народовластия;

Институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые. Отраслевые институты объединяют группы норм внутри одной какой-то отрасли, например институт дарения, институт наследования в гражданском праве; институты президентства, избирательного права, местного самоуправления – в конституционном праве.

Межотраслевые институты регулируют отношения, которые относятся одновременно к нескольким отраслям права, например институт прав человека относится и к международному праву, и к конституционному праву.

4. Несколько однородных правовых институтов могут образовать подотрасль, например в гражданском праве существуют подотрасли: жилищное право, авторское, патентное право, обязательственное право; в конституционном праве – конституционное правосудие.

5. Отрасль права регулирует определенный род общественных отношений в отличие от правового института, который регламентирует вид общественных отношений. В состав отрасли входят институты, подинституты, подотрасли, регулирующие однородные общественные отношения. Каждая отрасль характеризуется автономностью функционирования, обособленностью, своеобразием средств правового регулирования и определенной иерархичностью своей структуры (например, деление на субинституты, институты, подотрасли). Одновременно в структуре отрасли можно выделить материальные и процессуальные нормы, институты и т. д.

Отрасли различаются между собой двумя главными критериями: предметом и методом правового регулирования.

Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Иначе говоря, законодательство служит внешней формой выражения права.

Независимо от понимания система законодательства система права и система законодательства тесно взаимосвязаны. И то и другое определяются социальными факторами – экономическими, политическими, духовно-культурными и др. Вместе с тем они различаются между собой.

Обычно называются следующие различия между системой права и системой законодательства.

1. Система права складывается объективно, в соответствии со сложившимися в каждой стране общественными отношениями, в то время как система законодательства носит во многом субъективный характер, поскольку складывается по воле законодателя, в результате целенаправленной деятельности.

2. Система права, представляя собой внутреннюю его структуру, является структурой содержания права, в то время как система законодательства выражает структуру формы права.

3. Исходным элементом системы права служит норма права, а первичным элементом системы законодательства – статья.

4. Система права является определяющим фактором в построении системы законодательства. Опираясь на объективно существующие закономерности общественного развития, система права выступает как первичное, исходное

начало по отношению к системе законодательства. Последняя должна в максимальной степени соответствовать системе права: процессы, происходящие в системе права, в том числе интеграция, дифференциация, расширение или сужение сферы правового регулирования, неизменно отражаются и на законодательстве. Иначе говоря, система права служит важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.

5. Система законодательства по объему шире, чем система права. Она включает не только материал, дифференцированный по предмету и методу правового регулирования, но и предписания и другой материал, который комплексно регулирует различные виды общественных отношений, используя одновременно различные методы регулирования или комбинацию этих методов. Одним словом, система права строится строже, чем система законодательства.

6. В отличие от системы права, построенной главным образом на горизонтальных связях между входящими в нее элементами, т. е. на отраслевых различиях, система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические – по юридической силе нормативных правовых актов, а также федеративную систему законодательства, которая включает акты федерального законодательства и акты субъектов Федерации.

В литературе в систему законодательства включают комплексные образования, построенные по признаку функционального назначения или по признаку сферы государственного управления. К таким образованиям относятся законодательство хозяйственное, таможенное, аграрное и др. Следовательно, возможно существование отрасли законодательства без соответствующей отрасли права, когда законодательный акт состоит из сочетания норм различной отраслевой принадлежности – административного, гражданского, трудового права, например федеральные законы от 10 июля 1992 г. «Об образовании» (в ред. 1996 г.), от 17 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» (в ред. 1995 г.), транспортное законодательство.

studfiles.net

2. Понятие и структура системы права. Система российского права

Система права – это внутреннее строение права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.

Основная цель этого понятия – объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты. Система права – это объективное явление, т.к. определяется сложившимися общественными отношениями; обусловлена национальными, историческими, культурными факторами; это целостное образование, а не простая совокупность элементов, обладает конкретными свойствами, связями, внутренней структурой.

Юридическая норма есть первичный и конечный структурный элемент права. Она первая испытывает на себе изменения, в нем происходящие. Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону общественного отношения, а для правового регламентирования отношения в целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальных, процессуальных, дефинитивных, оперативных).

Институт права – это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).

Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью.

Родственные институты, входящие в одну отрасль, могут образовывать подотрасль – промежуточную совокупность норм между правовым институтом и отраслью (например, патентное право – подотрасль гражданского права).

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен – трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др.

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – на вопрос, как регулирует. Метод носит по отношению к предмету дополнительный характер.

При регулировании общественных отношений используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

Наиболее распространены и полярны по своим характеристикам императивный и диспозитивный методы. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим, он характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).

Система российского права. Прежде чем дать общую характеристику основных отраслей российского права, заметим, что всех их можно разделить на две основные группы права – публичного и частного.

Публичное право характеризуется следующими признаками: имеет в качестве предмета регулирования общественные отношения в области государственного управления; опирается на императивный метод правового регулирования; имеет главным образом вертикальные, властные связи между субъектами (конституционное, административное, финансовое, уголовное право и ряд др. отраслей).

Частное право регулирует общественные отношения между отдельными лицами; опирается на диспозитивный метод правового регулирования; имеет горизонтальные связи равных субъектов (сюда следует отнести отрасли гражданского, предпринимательского, семейного права и др. отрасли права).

Итак, среди основных отраслей российского права можно выделить: конституционное право, административное право, финансовое право, гражданское право, семейное право, трудовое право, право социального обеспечения, экологическое право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право.

Конституционное право. В предмет правового регулирования данной отрасли права входят наиболее важные политические, экономические, социальные отношения, основы государственно-общественного строя страны: вопросы государственного устройства, политическая система, экономическая основа, формы собственности, территориальное устройство, формирование и структура представительной, исполнительной и судебной органов власти, избирательная система и т.д. Нормы конституционного права являются исходной нормативной базой для других отраслей права. Главный источник – Конституция РФ.

Административное право. Регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц. Нормами этой отрасли прав регулируются различные отношения в сфере экономики, культуры, образования, обороны и др., специфика которых в том, что одной из сторон выступает государственный орган или должностное лицо. Основными источниками данной отрасли права являются Кодекс об административных правонарушениях, федеральные и региональные законы.

Финансовое право регулирует финансовые отношения, формирование и исполнение государственного бюджета, денежное обращение, налоги, займы, кредиты и т.д. Субъектами финансовых отношений выступают все физические и юридические лица, финансовая деятельность носит в основном исполнительно-распорядительный характер, поэтому метод данной отрасли включает в себя контроль, ревизии, властные предписания. Основным источником является Бюджетный и Налоговый кодексы.

Гражданское право. Предметом регулирования выступает обширная область имущественных и личных неимущественных отношений (честь, авторство, имя). На основании гражданско-правовых норм складывается хозяйственный оборот, в котором участвуют физические и юридические лица различных организационно-правовых форм. Гражданское право регулирует отношения владения, пользования, распоряжения собственностью, ее приобретение и отчуждение, обязательственные отношения и т.д., включает в себя большое количество институтов, подотраслей (авторское право, патентное право, наследственное право, жилищное право, транспортное право, предпринимательское право и др.). Субъекты гражданского права равны, метод – диспозитивный. Основной источник – Гражданский кодекс РФ (в настоящее время действуют четыре его части). Некоторые подотрасли также имеют кодексы – Воздушный, Кодекс торгового мореплавания и т.д.

Нормы семейного права регулируют порядок заключения и прекращения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Основной источник семейного права – Семейный кодекс РФ; также источниками являются Гражданский кодекс РФ, федеральные и региональные законы.

Трудовое право. Регулирует трудовые отношения между работодателем (физические и юридические лица) и работниками (рабочими, служащими), субъектами являются также профсоюзы. Основные институты – трудовой договор, рабочее время и время отдыха, заработная плата. Основной источник – Трудовой кодекс РФ.

Право социального обеспечения. Регулирует пенсионные отношения по возрасту, случаю утраты трудоспособности, утрате кормильца, отношения по поводу получения пособий, льгот, субсидий др. Источниками выступают Трудовой кодекс РФ, соответствующие федеральные законы.

Земельное право регулирует вопросы землепользования и землеустройства, правовой режим земель и т.д. Подотраслями являются водное, горное, лесное право. Источниками выступают Земельный, Водный, Лесной кодексы РФ, федеральные и региональные законы.

Экологическое право. Предметом регулирования выступают отношения в сфере освоения, использования и охраны обществом, хозяйствующими субъектами, гражданами, государством окружающей природной среды в целях сохранения природных богатств, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на среду обитания человека, устанавливают порядок проведения экологической экспертизы и экологического контроля и т.д. Основным источником выступает Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Уголовное право определяет, какие деяния являются преступными, определяет цели наказания и порядок его применения, основания и условия привлечения к уголовной ответственности и освобождения от нее. Единственный источник – Уголовный кодекс РФ.

Уголовно-исполнительное право регламентирует порядок отбывания наказания лицами, осужденными к лишению свободы, а также деятельность государственных органов и учреждений пенитенциарной системы. Источник – Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

Рассмотренные отрасли права относят к материальным. Существует также ряд отраслей процессуального права, регулирующий отдельные виды процессов. Процессуальное право определяет формы осуществления норм материальных отраслей.

Уголовно-процессуальное право определяет статус участников процесса, их взаимоотношения, порядок расследования, рассмотрения дел, обжалования решений, их исполнения и пр. Источник – Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Гражданско-процессуальное право определяет цели и задачи судопроизводства, подведомственность и подсудность споров, порядок рассмотрения и исполнения судебных решений. Источник – Гражданско-процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Подотрасли – арбитражный и конституционный процесс.

studfiles.net

Система права — Понятие системы права

Система права — это иерархия правовых норм отдельных отраслей, состоящих в свою очередь из систематизированных или несистематизированных элементов. Такими элементами называют институты и подинституты права, а также отдельные нормативно-правовые предписания, посвященные конкретной сфере общественных отношений и регулирующих их.

Система права представляет собой довольно четкую систему различных групп нормативно-правовых предписаний, регулирующих в своей совокупности общественные отношения в определенной сфере жизни и деятельности населения страны. Понятие такой системы определяет ее как — гибкую, изменчивую и одновременно относительную постоянность.


Гибкость системы выражается в ее способности изменяться в соответствии с потребностями реальной общественной жизни, а постоянность выражается в том, что сущность правовой системы конкретного государства всегда является некой константой.

Изменчивость правовой системы позволяет успешно эволюционировать ей в процессе развития общества и государства и обеспечивать эффективную регламентацию определенных отношений между индивидуумами, посредством включения в состав новых отраслей права, а также своевременном исключении устаревших.

Основой понятия системы права является совокупность ведущих правовых отраслей страны, одной из которых является конституционное право. Структурированность и систематичность всегда присутствует в развитых правовых системах и является их отличительной чертой. Как правило, система права выражается в совокупности отраслей права как кодифицированного, так и не кодифицированного. Отрасли включают в себя институты, подинституты и выделенные нормы.

Понятие права помогает определить нам отдельную норму, которая состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, хотя некоторые авторы предлагают рассматривать структуру правовой нормы состоящей только из двух элементов. Системой правовой отрасли также можно называть общепринятое деление на общую и особенные части. Такое деление подходит не для всех отраслей права, однако заслуживает внимания.

Общая часть отрасли права включает основные положения, принципы и задачи, а также цели и терминологию. Особенная часть, обычно, состоит из детального нормативного регулирования. Особенная часть может содержать как нормы, регулирующие отдельные правоотношения, так и их группы. Особенная часть отрасли права всегда тесно связана с общей ее частью.

Систему права характеризуют следующие признаки:

Система права — структура действующего права, выражающая внутренние связи и единство составляющих его юридических норм и вместе с тем объективно необходимое разделение их на отдельные составные части в соответствии с особенностями регулируемых ими общественных отношений.Понятие системы права определяется как — строение национального права, заключающееся в разделении единых (по назначению в обществе) внутренне согласованных норм на определенные части, называемые правовыми отраслями и институтами.
Система права означает внутреннюю организацию, связи между его основными компонентами и включает в себя четыре компонента: нормы , правовые институты, суботрасли (подотрасли) и отрасли.Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности.

ponyatie-prava.ru

30. Система права: понятие, основные элементы.

Система права – это определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

При этом не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет, как указано выше, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одним из слагаемых правовой системы.

Объективность – важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть (например, в Великобритании право не систематизировано).

Систематизация – это всего лишь сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано. Система показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Структурными элементами системы права являются:

1. Норма права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

2. Отрасль права. Это обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений (напр., гражданское право, трудовое право).

3. Подотрасль права. Это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определенного вида (напр., в гражданском праве выделяют авторское право, наследственное право).

4. Институт права. Это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений.

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт — составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве — институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве — институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве — институт гражданства; в административном — институт должностного лица; в семейном праве — институт брака и т.д.

Виды правовых институтов.

а) По отраслям права

— гражданские;

— уголовные;

— административные;

— финансовые и др.

б) материальные и процессуальные

в) отраслевые и межотраслевые

г) простые и сложные (комплексные)

д) регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные)

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой — из норм двух и более отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.

5. Субинститут.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает институт штрафа, неустойки, ответственности.

studfiles.net

2. Понятие и структура системы права. Система российского права

Система права – это внутреннее строение права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.

Основная цель этого понятия – объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты. Система права – это объективное явление, т.к. определяется сложившимися общественными отношениями; обусловлена национальными, историческими, культурными факторами; это целостное образование, а не простая совокупность элементов, обладает конкретными свойствами, связями, внутренней структурой.

Юридическая норма есть первичный и конечный структурный элемент права. Она первая испытывает на себе изменения, в нем происходящие. Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону общественного отношения, а для правового регламентирования отношения в целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальных, процессуальных, дефинитивных, оперативных).

Институт права – это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).

Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью.

Родственные институты, входящие в одну отрасль, могут образовывать подотрасль – промежуточную совокупность норм между правовым институтом и отраслью (например, патентное право – подотрасль гражданского права).

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен – трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др.

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – на вопрос, как регулирует. Метод носит по отношению к предмету дополнительный характер.

При регулировании общественных отношений используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

Наиболее распространены и полярны по своим характеристикам императивный и диспозитивный методы. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим, он характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).

Система российского права. Прежде чем дать общую характеристику основных отраслей российского права, заметим, что всех их можно разделить на две основные группы права – публичного и частного.

Публичное право характеризуется следующими признаками: имеет в качестве предмета регулирования общественные отношения в области государственного управления; опирается на императивный метод правового регулирования; имеет главным образом вертикальные, властные связи между субъектами (конституционное, административное, финансовое, уголовное право и ряд др. отраслей).

Частное право регулирует общественные отношения между отдельными лицами; опирается на диспозитивный метод правового регулирования; имеет горизонтальные связи равных субъектов (сюда следует отнести отрасли гражданского, предпринимательского, семейного права и др. отрасли права).

Итак, среди основных отраслей российского права можно выделить: конституционное право, административное право, финансовое право, гражданское право, семейное право, трудовое право, право социального обеспечения, экологическое право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право.

Конституционное право. В предмет правового регулирования данной отрасли права входят наиболее важные политические, экономические, социальные отношения, основы государственно-общественного строя страны: вопросы государственного устройства, политическая система, экономическая основа, формы собственности, территориальное устройство, формирование и структура представительной, исполнительной и судебной органов власти, избирательная система и т.д. Нормы конституционного права являются исходной нормативной базой для других отраслей права. Главный источник – Конституция РФ.

Административное право. Регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц. Нормами этой отрасли прав регулируются различные отношения в сфере экономики, культуры, образования, обороны и др., специфика которых в том, что одной из сторон выступает государственный орган или должностное лицо. Основными источниками данной отрасли права являются Кодекс об административных правонарушениях, федеральные и региональные законы.

Финансовое право регулирует финансовые отношения, формирование и исполнение государственного бюджета, денежное обращение, налоги, займы, кредиты и т.д. Субъектами финансовых отношений выступают все физические и юридические лица, финансовая деятельность носит в основном исполнительно-распорядительный характер, поэтому метод данной отрасли включает в себя контроль, ревизии, властные предписания. Основным источником является Бюджетный и Налоговый кодексы.

Гражданское право. Предметом регулирования выступает обширная область имущественных и личных неимущественных отношений (честь, авторство, имя). На основании гражданско-правовых норм складывается хозяйственный оборот, в котором участвуют физические и юридические лица различных организационно-правовых форм. Гражданское право регулирует отношения владения, пользования, распоряжения собственностью, ее приобретение и отчуждение, обязательственные отношения и т.д., включает в себя большое количество институтов, подотраслей (авторское право, патентное право, наследственное право, жилищное право, транспортное право, предпринимательское право и др.). Субъекты гражданского права равны, метод – диспозитивный. Основной источник – Гражданский кодекс РФ (в настоящее время действуют четыре его части). Некоторые подотрасли также имеют кодексы – Воздушный, Кодекс торгового мореплавания и т.д.

Нормы семейного права регулируют порядок заключения и прекращения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Основной источник семейного права – Семейный кодекс РФ; также источниками являются Гражданский кодекс РФ, федеральные и региональные законы.

Трудовое право. Регулирует трудовые отношения между работодателем (физические и юридические лица) и работниками (рабочими, служащими), субъектами являются также профсоюзы. Основные институты – трудовой договор, рабочее время и время отдыха, заработная плата. Основной источник – Трудовой кодекс РФ.

Право социального обеспечения. Регулирует пенсионные отношения по возрасту, случаю утраты трудоспособности, утрате кормильца, отношения по поводу получения пособий, льгот, субсидий др. Источниками выступают Трудовой кодекс РФ, соответствующие федеральные законы.

Земельное право регулирует вопросы землепользования и землеустройства, правовой режим земель и т.д. Подотраслями являются водное, горное, лесное право. Источниками выступают Земельный, Водный, Лесной кодексы РФ, федеральные и региональные законы.

Экологическое право. Предметом регулирования выступают отношения в сфере освоения, использования и охраны обществом, хозяйствующими субъектами, гражданами, государством окружающей природной среды в целях сохранения природных богатств, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на среду обитания человека, устанавливают порядок проведения экологической экспертизы и экологического контроля и т.д. Основным источником выступает Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Уголовное право определяет, какие деяния являются преступными, определяет цели наказания и порядок его применения, основания и условия привлечения к уголовной ответственности и освобождения от нее. Единственный источник – Уголовный кодекс РФ.

Уголовно-исполнительное право регламентирует порядок отбывания наказания лицами, осужденными к лишению свободы, а также деятельность государственных органов и учреждений пенитенциарной системы. Источник – Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

Рассмотренные отрасли права относят к материальным. Существует также ряд отраслей процессуального права, регулирующий отдельные виды процессов. Процессуальное право определяет формы осуществления норм материальных отраслей.

Уголовно-процессуальное право определяет статус участников процесса, их взаимоотношения, порядок расследования, рассмотрения дел, обжалования решений, их исполнения и пр. Источник – Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Гражданско-процессуальное право определяет цели и задачи судопроизводства, подведомственность и подсудность споров, порядок рассмотрения и исполнения судебных решений. Источник – Гражданско-процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Подотрасли – арбитражный и конституционный процесс.

studfiles.net

Тема 4. Система права.

Вопросы:

  1. Понятие системы права и ее значение.

  2. Предмет и метод правового регулирования как основа построения системы права.

  3. Публичное и частное право.

  4. Система права и система законодательства.

  5. Соотношение международного и национального права.

1. Понятие системы права и ее значение.

Система права — это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой.

Другое определение, в котором указаны все структурные элементы системы права, звучит так: «Система права – это его внутренняя структура, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей».

Система права характеризуется следующими чертами:

а) единством и согласованностью норм, ее составляющих;

б) разделением на взаимосвязанные отрасли и институты права;

в) объективностью строения;

г) иерархичностью;

д) непротиворечивостью.

Единство и согласованность системы права заключаются в том, что все нормы, из которых складывается система права, представляют собой части целого права. Они тесно связаны друг с другом, согласованы и взаимодействуют между собой. Это обусловлено единством целей и задач, решаемых государством с помощью права, единой волей государства, выраженной в праве.

Разделение права на отдельные части (отрасли и институты) объясняется определенными различиями, которые и обусловливают группировку норм права по отраслям. Различия норм единого права неизбежны, ибо нормы каждой отрасли регулируют разные по содержанию и характеру общественные отношения и разными методами.

Объективность системы права заключается в том, что она образуется в соответствии с объективно существующими общественными отношениями. Система права отражает структуру (систему) реально существующих общественных отношений, которые и предопределяют систему права.

Иерархичность системы права проявляется в том, что она складывается из норм разной юридической силы. Есть нормы высшего иерархического порядка с высшей юридической силой и нормы низшего иерархического уровня, подчиненные нормам высшего уровня. Иерархичность норм системы права обусловлена иерархичностью органов государства, издающих нормы права.

Термин «система права» не тождественен термину «правовая система». Последняя категория шире, поскольку включает совокупность всех правовых явлении в обществе, а не только правовые нормы.

Система права состоит из пяти уровней: нормы, правовые институты, подотрасли права, отрасли, система права в целом.

Норма права — это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее в качестве модели правомерного поведения. Норма является первичным элементом, «кирпичиком» системы права из которых данная система права строится.

Правовой институт — это совокупность правовых норм, регулирующих обособленную в рамках отрасли группу взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа, юридические лица — все это правовые институты отрасли гражданского права. Уголовная ответственность несовершеннолетних принудительные меры медицинского характера, глава особенной части УК РФ — это правовые институты отрасли уголовного права. Иногда правовой институт дробится на субинституты. Например, в институте государственной службы, который относится к отрасли административного права, выделяют такие субинституты, как понятие и принципы государственной службы, государственная должность, правовой статус служащего и т.д..

Подотрасль права — это крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права. В финансовом праве серьезные центробежные тенденции сегодня испытывают налоговое и бюджетное право, в конституционном праве — избирательное право, в гражданском — предпринимательское, авторское, жилищное право. В самом понятии «подотрасль» закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не отрасль права.

Отрасль права — это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом. Отрасль формируют разнообразные нормы — определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие. В совокупности они составляют самодостаточный, автономный, сравнительно обособленный нормативный комплекс.

Как правило, в каждой правовой отрасли условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет дефиниции, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная — специализированные правовые институты.

Правовые отрасли — это центральное звено системы права, определяющее развитие действующего законодательства. Изучение всех правовых наук в связи с этим носит в целом отраслевой характер. Традиционно выделяют два критерия разделения норм по отраслям — предмет и метод отрасли права.

Предмет отрасли права — это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых той или иной группой норм.

Отрасль права объединяет нормы, регулирующие однородные общественные отношения.

Разнообразие, общественных отношений обусловливает специализацию норм и распределение их по отраслям, подотраслям, правовым институтам. Предмет показывает, какую сферу общественных отношений регулирует данная отрасль. Так, земельное право регулирует отношения в сфере землепользования и охраны земель, трудовое право — в сфере трудовых отношений между работником и работодателем и т.д.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *