Воля что это такое в психологии – Воля – что это в психологии

Воля – что это в психологии

Одним из важнейших качеств личности является способность к сознательной регуляции поведения, то есть воля. Именно она дает нам возможность идти к намеченной цели, преодолевая, казалось бы, непреодолимые препятствия. Она же заставляет нас сдерживать яростные, необузданные порывы и загонять глубоко в подсознание дикие первобытные инстинкты. Воля – это то, что делает человека хозяином своей судьбы, и в то же время воля – это одно из самых сложных психических явлений, прошедших длительный путь эволюции.

Что такое воля

Это человеческое качество привлекает к себе внимание философов и психологов не одну сотню лет, о нем спорят, пытаются доказать независимость воли человека от высших сил и найти способы, которые помогли бы управлять волевыми процессами. Но до сих пор волевая сфера значительно меньше изучена, чем познавательная и эмоциональная.

Любая активность человека – как внешняя, так и внутренняя – имеет два вида: непроизвольный и произвольный.

  1. Непроизвольный, спонтанный, импульсивный вид активности управляется преимущественно рефлексами – психическими реакциями нашего организма на внешние воздействия или внутренние изменения. К такому виду активности относится, например, непроизвольное внимание, когда человек оборачивается на звук хлопнувшей двери или на вспышку света. К непроизвольному или импульсивному поведению относятся также резкое отдергивание руки от горячей сковородки или плач обиженного ребенка.
  2. Второй вид, или высший уровень активности, которую в этом случае называют деятельностью, носит произвольный характер. Это означает, что совершение действий требует волевых усилий, то есть осознанного напряжения для преодоления внешних препятствий или внутреннего сопротивления: слабости, сомнений, нерешительности, трусости, лени и т. д. Иногда эти усилия могут быть незначительными и даже незаметными для самого человека. Например, для того чтобы прилечь на диван отдохнуть, серьезных волевых усилий не требуется. А если для этого надо оторваться от интересного дела, прервать общение в Сети, потому что уже поздно и пора спать? Тогда, видимо, потребуются определенные усилия. А в иных случаях приходится преодолевать серьезное внутреннее сопротивление, принимая непростое решение в ситуации сложного выбора.

Произвольное или волевое поведение, так же как и сама воля, не является врожденной способностью человека. До 5-6-летнего возраста у ребенка преобладает непроизвольная активность, но постепенно его способность к сознательному регулированию своего поведения развивается, и воля становится важной частью жизни.

Волевые действия, их виды и структура

Воля связана с потребностями личности. По сути, именно потребности побуждают человека прилагать усилия для их удовлетворения, то есть совершать волевые действия. В данном случае в понятие «действие» включается и отказ от совершения поступка, так как он требует подчас даже более значительных волевых усилий, чем его совершение.

Виды волевых действий

Все волевые действия делятся:

  • на простые;
  • сложные.

Простые волевые действия предполагают целенаправленную активность человека, четко понимающего и свою цель, и способ ее достижения. Главное отличие простого волевого действие – отсутствие сомнений, раздумий, отсутствие противоречивых желаний и борьбы мотивов. С точки зрения волевых усилий, совершение подобного действия может быть совсем непростым, но колебания и нерешительность в нем все равно отсутствуют. Например, когда человек, не раздумывая, бросается в воду, чтобы спасти тонущего ребенка.

В сложном волевом действии мы видим некий конфликт человека с самим собой, для разрешения которого тоже требуются усилия. Основной причиной этого внутреннего конфликта является столкновение понимания необходимости достижения цели и нежелания прилагать усилия для этого.

Возникает одна из самых тяжелых психологических ситуаций – ситуация борьбы мотивов, когда одни желания толкают индивида к достижению цели, а другие препятствуют этому. Например, человека не устраивает его работа: платят мало, спрашивают много, начальник придирается. То есть логично поменять сферу деятельности, но человек не решается это сделать, так как нужно прилагать усилия и искать новую работу, расставаться с нелюбимым, но привычным делом и т. д.

А еще сложные волевые действия возникают в ситуации выбора путей достижения цели. Например, когда есть легкий, но не слишком честный путь и вполне честный, но значительно более трудный.

Структура волевого действия

Сложные волевые действия имеют свою структуру и состоят из нескольких этапов:

  • Принятие цели и осознание необходимости ее достижения. У человека одновременно имеется множество различных желаний и потребностей. Удовлетворить их все нереально, вот выбор одного, наиболее важного в данный момент желания и есть принятие цели. И даже на первом этапе может возникнуть борьба мотивов, не только связанная с проблемой выбора, но и с оценкой значимости цели. В этом случае мы часто задаем себе вопрос: «А мне это точно нужно?»
  • Размышление над возможностью достижения цели и осознание различных путей и способов. На этом этапе происходит оценка собственных ресурсов и возможностей, а также анализ соответствия выбранных средств убеждениям и ценностям.
  • Совершение окончательного выбора в ситуации борьбы мотивов. Это ключевой этап сложного волевого действия, требующий максимального напряжения. На этом этапе отчетливо проявляется сила воли человека, ведь легкий путь не всегда бывает нравственным. И на данном этапе еще не поздно отказаться от поступка вообще.
  • Принятие решения. Человек, сделав окончательный выбор, испытывает облегчение, напряжение спадает. Ощущение освобождения от тяжкого груза принятия непростого решения дает личности возможность заняться планированием достижения цели.
  • Выполнение решения. Последний этап волевого действия тоже требует нередко весьма значительных усилий. Бывает, что человек, столкнувшись с трудностями, начинает сожалеть о принятом решении. И в этом случае тоже спасает только воля, которая поддерживает активность.

Особенностью волевых действий является то, что они имеют двойной результат. Во-первых, собственно, достижение цели, успеха. Во-вторых, осознание человеком своих сил, возможностей, извлечение уроков на будущее. Успешные волевые действия, особенно требующие серьезных усилий, повышают самооценку человека и придают ему сил для будущих свершений.

Функции воли

Проявляясь во всех сферах жизни человека, воля выполняет 3 основные функции: побудительную, стабилизирующую и тормозную или сдерживающую.

  • Побудительная функция проявляется в активизации деятельности человека. Воля побуждает личность преодолевать препятствия, в том числе внутренние конфликты, слабости, нерешительность, и идти к поставленной цели, добиваясь успеха. Волевые усилия требуют серьезного напряжения всех сил, но они лишь вершина айсберга. Принятие решения зачастую дается значительно труднее.
  • Стабилизирующая функция – это поддержание активности человека. Даже приняв решение и начав двигаться к цели, можно остановиться на полпути, повернуть назад, испугавшись трудностей и требуемых жертв. Воля помогает сохранить высокий уровень активности, невзирая на усталость, страх, боль и банальную лень.
  • Сдерживающая функция не менее важна, чем побудительная. В ряде случаев сдержать себя от совершения поступка гораздо сложнее, чем заставить что-то сделать.

Наряду с основными тремя функциями, думаю, можно выделить еще одну – воспитательную. Воля играет важную роль в развитии личности и в формировании характера, таких качеств, как самоуважение, высокая самооценка, целеустремленность.

psychologist.tips

Воля

ВОЛЯ

Воля — это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать свое поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.

Одной из важнейших характеристик волевого поведения является самодетерминация. Осуществляя волевой акт, человек действует произвольно и, не подчиняясь действиям внешних причин. Произвольность и надситуативность – основополагающие принципы волевого поведения.

Воля объединяет в себе три основных свойства сознания: познание, отношение и переживание, являясь побудительной и распорядительной формами их регуляции, выполняя активизирующую или тормозящую функции.

Волевые состояния проявляются в активности-пассивности, сдер-жанности-несдержанности, уверенности-неуверенности, решительнос-ти-нерешительности и др.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. В отличии от реактивности, когда действие обуславливается предшествующей ситуацией, активность порождает действие в силу специфики внутреннего состояния субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия.

Тормозящая функция воли выступает в единстве с побудительной. Тормозящая функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам, убеждениям.

Побуждение человека к действиям образуют определенную упорядоченную систему – иерархию мотивов (от потребностей в пище, одежде до высших побуждений, связанных с переживанием нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств.

Побуждением человека к волевым действиям является конкретная потребность, которая становится предпосылкой всякой деятельности, если превращается в мотив.

Одним из наиболее характерных проявлений воли выступает поведение человека в условиях риска.

Волевое усилие – это акт проявления, направленный на мобилизацию психических и физических возможностей человека, необходимых для преодоления препятствий в процессе деятельности.

Структура волевого акта

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебания идет к намеченной цели. В сложном волевом акте между побуждением и самим действием вклинивается довольно сложный, опосредывающий это действие процесс.

В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы: первая фаза – возникновение побуждения и предварительной постановки цели, вторая фаза – обсуждение и борьба мотивов, третья фаза – принятие решений, четвертая фаза – исполнение решения.

Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах. Осуществление волевого акта всегда связано ощущением нервно-психического напряжения.

Волевые качества личности

Воля формирует определенные качества личности, которые получили название «волевых качеств личности». Волевые качества личности – это сложившиеся в процессе жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодоления препятствий на жизненном пути.

Психологи называют множество волевых качеств личности, назовем прежде всего основные, базовые волевые качества.

Целеустремленность – это сознательная и активная направленность личности на определенны результат деятельности. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность предполагает умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Оперативная целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативность – это активная направленность личности на совершение действия. Она лежит в основе пускового этапа любого волевого акта. Любой волевой акт начинается с инициативы.

Самостоятельность – это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

Выдержка — это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле.

Решительность – свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность проявляется во всех фазах волевого акта.

Энергичность – это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели.

Настойчивость – это качество личности, проявляющееся в умении ее мобилизовать свои силы для постоянной Ии длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Упрямство – это неразумная воля.

Организованность – качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.

Дисциплинированность – это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.

Самоконтроль — это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.

Формирование волевых качеств

Воля – это элемент сознания личности. Поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, с приобретением человекам контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности.

Контрольные вопросы

  1. Что такое воля?

  2. Какова ее роль в регулировании поведения и деятельности?

  3. Назовите основные волевые качества личности.

  4. Раскройте содержание понятия «локус контроль».

Литература

  1. Радугин А.А. Психология. М.,2003

  2. Экспериментальные исследования волевой активности. — Рязань, 1986.

studfiles.net

Определение понятия воли в психологии, свойства и структура

Воля — это, пожалуй, одно из самых сложных понятий в мире психологии. Вера в себя и собственные силы, умение себя дисциплинировать, проявление решительности в необходимое время, мужество и терпение — это все явления, которые воссоединяются в одно целое, образуя главную героиню нашей статьи. Психология охватывает несколько толкований понятия воли. В нашей статье мы постараемся узнать об этой таинственности как можно больше.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Что такое воля: определения

  1. Воля представляет собой осознанное регулирование каждым индивидуумом своих поступков и действий, выполнение которых требует моральных и физических затрат.
  2. Воля — это форма психического отражения, в которой отражаемым объектом выступает поставленная цель, мотивация её достижения и существующие объективные препятствия для реализации; отражённым принято считать субъективную цель, борьбу противоречий, собственное волевое усилие; результатом проявления воли является достижение цели и удовлетворение собственных желаний. Стоит отметить, что препятствия, с которыми приходится сталкиваться человеку, являются как внутренними, так и внешними.
  3. Воля — это сторона сознания, которая является своеобразным рычагом деятельности и регуляции начала, призванное создавать усилия и удерживать их в течение такого времени, сколько это необходимо.

Короче говоря, можно объединить все вышеизложенное и сделать вывод, что воля — это умение каждого человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им собственной деятельности и разнообразных психических процессов.

Это интересно: что вкладывается в понятие «деградировать«?

Воля и её основные признаки

  1. Основное волевое свойство заключается в умении не только правильно ставить цели, но и достигать их. Короче говоря, если вы целеустремлённый человек, который привык достигать своих целей, то вы наделены хорошо развитыми волевыми качествами.
  2. Вторым признаком проявления волевых качеств является решительность. Если у человека развито это качество, то он способен молниеносно, но при этом обдумано подходить к выбору своих целей, не забывая о методах их реализации.
  3. Настойчивость — это правильная мотивация, которая способна не только помочь вам в достижении поставленной цели, но и существенно укрепит вашу волю. В психологии настойчивых людей позиционируют как тех, которым по силам трезво оценивать сложившиеся ситуации, отыскав в ней то, что поможет достичь желаемых целей.
  4. Выдержка. Благодаря этой характеристике человек в той или иной степени затормаживает все функции, порой, спуская все на нет.
  5. Самодисциплина и самостоятельность. Если человек в своей жизни способен без чьей-либо помощи поставить перед собой цель и идти к принятому решению, то у него хорошо развиты волевые качества.

Виды и характеристика воли

Современная психология подразделяет это явление на три наиболее распространённых вида в психике человека:

  1. Свободная или же духовная воля. Эта черта характера в большей степени развита у глубоко верующих людей. Почему бы в качестве примера на не привести образ жизни монахов. Они самостоятельно приняли серьёзное решение, оставив все материальные ценности за пределами своей жизни.
  2. Естественное волевое качество играет роль рычага, которой позволяет делать выбор, мыслить, придерживаться своих взглядов и принципов, а также контролирует поведение.
  3. И заключительный вид — это вынужденные волевые качества, которые возникли в результате навязывания мыслей, убеждений, решений. В этом случае вы вынуждены придерживаться установленного плана в результате со сложившимися обстоятельствами в вашей жизни.

Развитие воли в характере человека

Эта отличительная черта характера человека отличает нас от поведения прочих живых существ на планете. Принято полагать, что это сознательное качество, которое образовалось вследствие образования социума и общественного труда. Воля тесно взаимодействует с познавательными и эмоциональными процессами, которые проходят в человеческой психике.

Ей подвластно проявлять всего две функции:

  • тормозную;
  • побудительную.

Функционирование первого качества проявляется в виде сдерживания тех поступков, которые противоречат вашим предубеждениям, признакам, нормам морали и прочее. Что касается второго качества, то он побуждает нас к активным действиям и реализации поставленных целей. Благодаря совокупности этих двух, взаимодействующих между собой функций, у каждого человека есть возможность развивать у себя волевые качества, преодолевать жизненные трудности, которые стоят на пути собственной реализации и счастья.

Стоит отметить, что, если качество жизненных условий, начиная с рождения, были неблагоприятными, то вероятность того, что у ребёнка будут хорошо развиты волевые качества — мала. Но верьте и знайте, что мужество, настойчивость, решительность и дисциплинированность всегда можно развить, благодаря кропотливой работе над собой. Для этого необходимо уделять время различным видам деятельности, подавляя внешние и внутренние препятствия.

Перечень факторов, которые способствуют торможению развития волевых качеств у детей:

  • избалованность;
  • жёсткие родители, которые полагают, что подавление решений ребёнка пойдёт ему на пользу.

Характеристики воли

  • Тесная взаимосвязь с понятием и мотивом «надо»;
  • Формирование четкого интеллектуального плана, который позволяет идти к реализации задуманного;
  • Осознанная опосредствованность;
  • Взаимодействие с иными психическими процессами, например: эмоции, внимание, мышление, память и прочее.

Воля в структуре характера и её воспитание

Самовоспитание и развитие собственных волевых качеств является неотъемлемой частью самосовершенствования каждой личности, исходя из чего, необходимо разработать правила и программы по разработке самовоспитания «силы воли».

Если силу воли рассматривать как самопроизвольное управление, то оно должно включать в себя самостимуляцию, самодетерминацию, самоконтроль и самоинициацию. Давайте рассмотрим каждое понятие более подробно.

  • Самодетерминация (мотивация)

Детерминация или, как мы привыкли говорить, мотивация — это обусловленность поведения человека, которая была побуждена определёнными факторами или причинами. В произвольном поведении человека причина действия и поступка таится в самом человеке. Именно он отвечает за реакцию организма на раздражитель. Однако, принятие решения является более сложным процессом, который охватывает больше протекающих явлений.

Мотивация — это процесс формирования намерения действовать или бездействовать. Сформированный фундамент своего поступка называется мотивом. Довольно часто, чтобы постараться понять причину действий другого человека, мы задаёмся вопросом, а какой мотив побудил человека к совершению этого поступка.

Подведя итоги всего вышеизложенного, хочется отметить, что у одного человека все составляющие волевых качеств проявляются неоднородно: одни лучше, другие хуже. Это свидетельствует о том, что воля неоднородна и в зависимости от различных жизненных ситуаций. Следовательно, можно полагать, что единственной для всех случаев силы воли нет, в обратном случае она бы проявлялась одним человеком либо крайне успешно, либо стабильно плохо.

Но это не говорит о том, что нет смысла заниматься самосовершенствованием и воспитанием своей силы воли. Следует полагать, что на пути можно встретиться с существенными трудностями, поэтому необходимо обзавестись терпением, мудростью, тактом и человеческой чуткостью.

obrazovanie.guru

5. Воля. Понятие о воле

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая проявляется .в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Основные признаки волевого акта:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.

Волевая регуляция поведения. Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т.е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели),настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей),выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения),энергичность и др. Это — первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.

Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения),смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия),самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач),уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.

К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными:ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований),дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку),принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении),обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду:деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину),организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда),исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т.д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т.е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.

Волевые действия можно подразделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т.д.

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;

в) с выработкой волевых качеств личности;

г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным качествам.

Свобода воли и личностная ответственность. Рассмотрение психологической трактовки личности предполагает истолкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности в психологическом плане — это, прежде всего, свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуются в нем под влиянием его самосознания, духовно-нравственных координат его личности. Более того, человек это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно всегда говорить им «да» (М. Шелер).

Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусловливают его полностью. От него — в пределах его ограничений — зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям (В. Франкл). В этом плане свобода — это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро или уступить злу (Ф.М. Достоевский).

Однако свобода — это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого — быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности. Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списывают» свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство) на «объективные условия» — несовершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучность семей, в которых они выросли, и т.п. Марксистский тезис о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних (социальных) условий всегда был предлогом для ухода от персональной ответственности.

Контрольные вопросы

1. Каковы понятия и основные признаки воли?

2. Покажи значение воли в организации деятельности и общения.

3. В чем заключается волевая регуляция поведения?

4. Каковы первичные, вторичные и третичные волевые качества личности?

5. Считаешь ли ты себя волевым человеком?

6. Попробуй с помощью опросника определить у себя степень развития силы воли. Отвечая на вопросы, отметь в таблице знаком «+» избранный тобой один из трех ответов: «да», «не знаю (иногда)», «нет»:

1. В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая тебе неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолеваешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное тебе (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Когда ты попадаешь в конфликтную ситуацию — на работе (учебе) или в быту — в состоянии ли взять себя в руки на столько, чтобы взглянуть на ситуацию трезво с максимальной объективностью?

4. Если тебе прописана диета, сможешь ли преодолеть кулинарные соблазны?

5. Найдешь ли ты утром силы встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли ты отвечаешь на письма?

8. Если у тебя вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеешь ли ты без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будешь ли ты принимать очень неприятное лекарство, которое тебе настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержишь ли ты сгоряча данное слово, даже если его выполнение принесет тебе немало хлопот, иными словами — являешься ли ты человеком слова?

11. Без колебаний ли ты отправляешься в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?

12. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня: время пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным должникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит тебя отложить выполнение срочной работы. Так ли это?

15. Сможешь ли прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не показались тебе слова «противной стороны»?

Варианты ответа

Номер ответа

Итого

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

 

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не знаю, иногда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключ к опроснику

Суммируй полученные ответы по балльной системе: «да» — 2 балла; «нет» — 0 баллов; «не знаю» — 1 балл.

0 — 12 баллов. С силой воли дела у тебя обстоят неважно. Ты просто делаешь то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить тебе. К обязанностям относишься нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для тебя. Твоя позиция выражается известным изречением «что мне, больше всех надо?..» Любую просьбу, любую обязанность ты воспринимаешь чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайся взглянуть на себя с учетом такой оценки, может быть, это поможет тебе изменить свое отношение к окружающим и кое-что «переделать» в своем характере. Если удастся — от этого ты только выиграешь.

13 — 21 балл. Сила воли у тебя средняя. Если столкнешься с препятствием, то начинаешь действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидишь обходной путь, тут же воспользуешься им. Не переусердствуешь, но и данное тобой слово сдержишь. Неприятную работу постараешься выполнить, хотя и поворчишь. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмешь. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к тебе руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих людей. Если хочешь достичь в жизни большего, тренируй волю.

22 — 30 баллов. С силой воли у тебя все в порядке. На тебя можно положиться — ты не подведешь. Тебя не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда твоя твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли — это очень хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-х тт. Т. 3. — М., 1983. — С. 454 — 465.

  2. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. — Челябинск, 1979. — С. 67.

  3. Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — С. 194, 204 — 213.

  4. Котыпло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. — Киев, 1971. — С. 11 — 51.

  5. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. — С. 357 — 366.

  6. Общая психология. — М., 1986. — С. 385 — 400.

  7. Психологический словарь. — С. 53, 54.

  8. Психология. Словарь. — С. 62, 63.

  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. — С. 182 — 211.

  10. Сборник тестов по отбору кандидатов при найме на работу (Методика США). — С. 20 — 22.

  11. Экспериментальные исследования волевой активности. — Рязань, 1986. — С. 3 — 23.

studfiles.net

Воля (психология) — это… Что такое Воля (психология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Воля.
Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Во́ля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в достижении сознательно поставленных целей. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание и другие. Понятие во́ля очень тесно связано с понятием свобода.

К вопросу об определении воли

Волю можно понимать по-разному. Во-первых, воля — общее, что побуждает к любому действию, то есть, в принципе, осознаваемое желание. (Необходимо отметить, что воля не совсем есть желание. Р. Мэй писал: «Это только половина истины сказать, что воля есть продукт желания; … желание никогда не проявится в полную силу, кроме как совместно с волей» [1]) Во-вторых, волю можно рассматривать как нечто, что позволяет человеку, наоборот, управлять своими желаниями, воплощать их в действительность. В третьих, воля — это то, для чего нет точного определения. «Воля — сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели…» [2]. Воля необходима для поддержания активности субъекта, или для её подавления. Рассмотрение воли в таком ракурсе близко к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который «применяет» волю должен как бы оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия. В более общем понимании воля представлена у С. Л. Рубинштейна. Она, наверное, включает в себя и первое и второе значение воли. Рубинштейн пишет: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, — это и есть волевые действия» [3]. Данное определение позволяет чётко отделить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания. Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект сознательно полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер. В деятельности имеет место воля.

История истолкования

Изучение воли в историческом аспекте

Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям.

Второй — связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии.

На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.

На четвёртом — волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.

Примечания

  1. Р. Мэй Экзистенциальные основы психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, с. 61
  2. Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985, с. 48
  3. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание // Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. — М.: Наука, 1997, с. 173

См. также

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Понятие воли в психологии | Социальная сеть работников образования

Понятие воли в психологии

Воля – одно из сложнейших понятий в психологии. Существует несколько толкования данного понятия:

  1. Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. (Советская общая психология)
  2. Воля – это форма психического отражения,  в которой отражаемым является объективная цель, стимулы ее достижения, возникающие объективные препятствия; отраженным становится субъективная цель, борьба мотивов, волевое усилие; результатом является действие и удовлетворение достижением цели. Препятствия, которые приходится преодолевать человеку на пути к достижению цели, могут быть как внутренними, так и внешними.
  3. Воля – это сторона сознания, его деятельностное и регулирующее начало, призванное создавать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо.

Другими словами воля  — это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдерживать внешние проявления эмоций или даже показать совершенно противоположное.

Основными функциями воли являются побудительная, стабилизирующая и тормозная.

Побудительная функция воли обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачиваются), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища).

Стабилизирующая функция – поддержание активности на должном уровне при возникновении внешних или внутренних помех.

Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без процесса торможения. В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели.

Исходя из основных функций воли можно говорить волевой регуляции поведения.

Волевая регуляция поведения – это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сдерживание их.

Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия – наличие препятствий и преград.

Внешние препятствия – время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей и др;

Внутренние препятствия – отношения и установки, болезненные состояния, усталость и тд.

Чаще всего в жизни человека воля проявляется в следующих типичных ситуациях, когда:

• необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, установками, несовместимыми друг с другом;

• несмотря ни на что надо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

• следует воздержаться от исполнения принятого решения в силу изменившихся обстоятельств.

Воля не является изолированным свойством психики человека, поэтому она должна рассматриваться в тесной связи с другими сторонами его психической жизни, прежде всего – с мотивами и потребностями. Воля особенно нужна тогда, когда непосредственно побуждающие к деятельности мотивы и потребности относительно слабы или есть сильные, конкурирующие с ними мотивы и потребности. Волевой человек подавляет одни свои мотивы и потребности ради удовлетворения других. Можно сказать, что воля заключается в способности действовать в соответствии с целью, подавляя непосредственные желания и стремления.

Волевой акт (действие)

Основным составляющим воли является волевой акт (действие). Волевые действия характеризуются наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием своеобразного напряжения, переживаемого в ходе их выполнения.

Различают простые и сложные волевые действия.

         

Рис.1. Структура простого волевого действия

        

        

Рис.2. Структура сложного волевого действия.

Связь воли с другими психическими процессами

Могучим двигателем воли являются чувства. Равнодушный ко всему человек не может быть человеком сильной воли, потому что воля предполагает осознание своих чувств, их оценку и власть над ними. «Рабы своих страстей» (игроки, наркоманы и т. п.) – всегда безвольные люди. Волевое действие само по себе способно породить новое сильное чувство – чувство удовлетворения от выполненного долга, преодоленного препятствия, достигнутой цели, на фоне которого часто забывается старое, подавленное чувство.

Глубока связь воли и с мышлением. Волевое действие – это действие обдуманное: прежде чем заставить себя поступать так, как необходимо в данных обстоятельствах, человек должен понять, осознать, продумать свои действия. Прежде чем преодолевать внешние препятствия, стоящие на пути к цели, надо найти оптимальные пути, обдумать замысел действия и составить его план.

Также волевое действие тесно связано с эмоциональной сферой личности и воображением. Выполняя его человек испытывает определенные эмоции, предполагает воображаемый результат.

Физиологические основы воли

Физиологические механизмы волевого поведения, волевых действий могут быть представлены следующим образом.  В теменной части коры больших полушарий расположена двигательная область. Она связана со всеми участками коры, в том числе, с корковыми концами всех анализаторов. Эта связь обеспечивает то, что возбуждение, возникшее в каком-либо участке коры, имеет возможность достигнуть двигательной области и вызывать в ней аналогичный процесс.

        Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости (это рабочий очаг в коре). Ретикулярная формация имеет важное значение в общем механизме волевого регулирования: своеобразный фильтр, отбирающий одни импульсы, идущие к коре, и удерживающие другие, не имеющие жизненного важного значения.

П.К. Анохин выдвинул понятие акцептора действия. Сущность его в том, что нервные процессы опережают течение внешних событий.
На основе прошлого опыта человек (и животные) предвосхищает и предвидит будущие воздействия на нервную систему. На основе сигнала в мозге восстанавливается весь комплекс нервных связей, вся система ассоциаций, выработанные многократным повторением.

Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии (болезненному безволию).

Воля, как регулирующая сторона сознания, имеет условно-рефлекторную природу. На основе временной нервной связи складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целенаправленности поведения.

Человеку присуща способность накапливать информацию и действовать на ее основе, а также обобщать полученные извне сведения, знания, что достигается при помощи второй сигнальной системы. На основе второсигнальных связей осуществляется вся сознательная и целесообразная регуляция человеческого поведения, происходит выбор места, времени, характера, способа, интенсивности действия при реализации полученной информации.

У человека механизм предварительного реального действия развит гораздо лучше, чем у животных, система ассоциаций восстанавливается на основе самого минимального и отдаленного по содержанию раздражителя (слова, предмета, его свойства и т.д.).

Таким, образом, сознательно-управляемое поведение представляет собой результат взаимодействия сложных мозговых физиологических процессов и воздействия внешней среды.

Волевые свойства личности

С детского возраста человек выполняет действия и совершает поступки, в той или иной мере регулируемые волей. Жизненная практика закрепляет регулирование действий в виде волевых свойств личности.

К волевым свойствам личности относятся следующие:

1. Целеустремленность (проявляется в умении ставить и достигать общественно значимые цели).

2. Решительность (проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения). У него не хватает сил побороть противоречивые мысли и чувства, направить их в какое-то определенное русло.

Все это приводит к тому, что человек упускает время, а потом, когда все-таки оказывается перед необходимостью сделать выбор, хватается за первую попавшуюся, может быть, даже за самую худшую цель. Нерешительность проявляется и в том, что человек, не продумав, не взвесив, принимает поспешное решение.

3. Настойчивость (проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью).

Есть люди, которые на первый взгляд кажутся исключительно настойчивыми. Близкое же знакомство с ними показывает, что они просто упрямы. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными или, во всяком случае, не лучшими.

4. Выдержка (или самообладание) (проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели). Самостоятельность (умение по собственной инициативе ставитъ цели, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения). Свойством воли, противоположным самостоятельности, будет внушаемость. Люди, отличающиеся внушаемостью, не могут по собственной инициативе начать и закончить более или менее сложное волевое действие; Они проявляют активность в том случае, если получают указания, распоряжения, совет. Они быстро поддаются влиянию других людей.

К волевым свойствам личности относят и такие, как смелость, отвага, мужество, стойкость, дисциплинированность. Но они в значительной мере являются индивидуальным сочетанием рассмотренных выше волевых качеств.

Людей с высоким уровнем развития определенных волевых свойств справедливо называют людьми сильной воли. Есть люди, у которых низок уровень развития всех волевых свойств. Таких людей обычно называют слабовольными. Воля как регулятор поведения формируется в процессе жизни и деятельности. Первостепенное значение в развитии воли и формировании волевых свойств личности имеет повседневный регулярный труд.

nsportal.ru

Свойства воли в психологии

  1. Волевые свойства проявляются в способности не только правильно ставить, но и достигать цели. Иными словами, если вы целеустремленный человек, это говорит о том, что ваша личность наделена развитыми волевыми качествами.

  2. Решительность. Следующее свойство воли – это умение быстро и продуманно выбирать свою цель, при этом, не забывая о способах ее достижения.

  3. Настойчивость. Правильно определенная мотивация способна не только помочь вам добиться желаемого, но и укрепить свою волю, а в психологии настойчивых людей характеризуют, как тех, которые способны правильно оценить обстановку, найдя в ней то, что поможет им достичь цели.

  4. Выдержка. Именно в этом свойстве ярко выражена тормозная функция, о которой говорилось ранее.

  5. Самостоятельность. Если вам не чуждо по собственной инициативе задаться целью и выполнять принятое решение, в вас развито это волевое свойство.

24.Эмоциональные процессы.

Эмоциональный процессэмоциональный феноменэмоциональное состояниеэмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную), сленг. аффе́кт (отлат. affectus — страсть, душевное волнение) — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие,мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания. Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты, эмоции, чувства и настроения.

В отечественной психологии широкое распространение получила практика классификации эмоциональных процессов на аффекты, эмоции и чувства, в зависимости от их психологических особенностей и закономерностей протекания[2]. Часто настроения также выделяют как отдельный класс[4]. В результате получается следующая классификация:

  • Аффекты — кратковременные и интенсивные эмоциональные процессы, сопровождающиеся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Например, испуг.

  • Эмоции — более продолжительные и менее интенсивные, чем аффекты, эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение ситуаций, но не конкретных объектов самих по себе. Например, тревога.

  • Чувства — более продолжительные и менее интенсивные, чем аффекты, эмоциональные процессы, отражающие субъективное значение конкретных объектов. Например, ненависть.

  • Настроения — достаточно продолжительные эмоциональные процессы невысокой интенсивности. Например, скука.

К. Э. Изард предлагает следующий список базовых эмоций[5]:

  1. интерес — возбуждение;

  2. удовольствие — радость;

  3. удивление;

  4. горе — страдание;

  5. гнев — ярость;

  6. отвращение — омерзение;

  7. презрение — пренебрежение;

  8. страх — ужас;

  9. стыд — застенчивость;

  10. вина — раскаяние.

Советский психолог Б. И. Додонов предложил классификацию эмоциональных процессов, основанную на связанных, по его мнению, с этими эмоциональными процессами потребностями человека:

  • альтруистические;

  • коммуникативные;

  • глорические;

  • праксические;

  • пугнические;

  • романтические;

  • гностические;

  • эстетические;

  • гедонистические;

  • акизитивные эмоции.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *