Берченко Т.В. Тесты по культурологии. Протокол 511 от 19 января 2011 г. Берченко Т. В. Культурология. Тестовые задания для студентов вузов. Мурманск сзф мгэи, 2011
Подборка по базе: 2. Стандарты и стеки протоколов.pdf, 2-1.Формат квалификационного протокола монтажа_установки.docx, ОРВИ и грипп у взрослых протокол.pdf, Тесты по протоколу.docx, 5fan_ru_Использование коммуникативных форматов и протоколов. Объ, Дипломатический протокол и церемониал.doc, анализ протокола осмотра.docx, Доклад на педсовет 10 января 2012 года_ «Педагогическая этика в , Приложение 14 к ПТБ ЭУ потребителей Форма Протокола проверки зна, 2011 базовый протокол по родам.pdf.
1. Мораль – а) система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни б) нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти.
2. Основные проблемы этики (отметить лишнее): а) проблема критериев добра и зла б) проблема смысла жизни и назначения человека
в) проблема происхождение жизни на земле г) проблема справедливости
д) проблема должного.
3. Кто впервые ввел термин «этика» в научный обиход: а) Платон
б) Сократ в) Аристотель г) Кант.
4. Определите соотношение этики и философии: а) этика – это область философского знания б) этика является самостоятельной дисциплиной, исторически выделившейся из философии в) этика и философия — тождественные понятия.
5. Что первоначально обозначал введенный Аристотелем термин «этический»: а) природные аффекты (свойства тела) б) дианоэтические добродетели (свойства ума) в) добродетели (свойства характера человека).
6. Назовите выдающегося немецкого философа, который первым осуществил теоретический анализ нравственности, ввел понятие «категорический императив»: а) И. Кант б) И. Гердер в) Ф. Гегель
г) О. Шпенглер.
7. Какие ценности были базовыми в конфуцианской этике:
а) почтение сына к отцу б) забота отца о сыне в) почтение к власти
г) почтение матери к сыну.
8. Какое из приведенных ниже суждений определяет суть этического рационализма Сократа: а) гармонии между знаниями и добродетелью не существует б) знание не оказывает влияния на добродетель в) знание есть основа добродетели.
9. Каким термином можно обозначить человека, который смысл жизни видит в наслаждениях, удовольствиях: а) киник б) идеалист
в) гедонист г) ригорист.
10. Когда возникла христианская мораль: а) в недрах первобытного общества б) в недрах античного общества в) в недрах средневековья.
11. Как сегодня решается вопрос о смертной казни в России:
а) смертная казнь разрешена б) смертная казнь запрещена в) объявлен мораторий на смертную казнь: смертные приговоры не выносятся и не приводятся в исполнение.
12. Какому моральному понятию очень близко понятие «стыд»:
а) ответственность б) честь в) совесть.
13. Кто является родоначальником протестантской этики:
а) П. Мирандола б) Ф. Аквинский в) М. Лютер.
14. Выделите главную составляющую в понятии «счастье»:
а) восторг б) упоение в) чувство радости г) состояние наибольшей внутренней удовлетворенности жизнью.
15. Поступай так, чтобы максима твоей воли имела силу закона для всех людей» — это основное положение а) теории всеединства В. Соловьева
б) категорического императива И. Канта в) идеи сверхчеловека Ф. Ницше.
16. Что обозначает в этике понятие «долг»: а) признание собственной ценности б) необходимость предпочтения общественной ценности вопреки личным потребностям в) признание ценности, достоинства человека
г) независимость человека от внешних воздействий.
17. Как называют характерный для общинно-родового строя обычай, запрещающий браки внутри определенной общественной группы: а) экзотика б) экзогамия в) талион г) табу.
18. Кем впервые был введен термин «эвтаназия»: а) Р. Декартом
б) Ф. Бэконом в) Ж.Ж. Руссо г) Д. Дидро.
19. От чего зависит степень свободы любого человеческого поступка: а) от способности превращать моральные требования в личные убеждения
б) от способности управлять внешними обстоятельствами в) от способности управлять другими людьми.
20. С какой моральной категорией связано понятие нравственной ответственности: а) счастье б) справедливость в) свобода.
ТЕСТ №7
ПО ТЕМЕ КУЛЬТУРА XX-XXI веков
1. Современная ситуация в мировой культуре характеризуется: a) отсутствием свободы выбора мировоззренческих позиций b) мультилинейностью
c) равномерностью развития мировой материальной культуры.
2. Серебряный век русской, культуры совпадает с периодом:
а) середины XIX века b) начала XX века с) середины XX века d) рубежа XIX — XX веков.
3. Интеграция человечества а) продолжается и интенсифицируется во все большей и большей степени b) ослабляется с середины XX века.
4. Современная концепция модернизации исходит из того, что:
a) универсальной моделью современности являются США b) нет единой универсальной модели современности.
5. Глобализация – это: a) направление в изобразительном искусстве модернизма b) процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба c)пограничное положение групп или индивидуумов, поставленных на грань двух культур.
6. Процесс превращения традиционного, аграрного общества в общество с машинной технологией, рациональными и секулярными отношениями, называется: a) глобализацией b) секуляризацией
c) модернизацей.
7. Характерной чертой современной эпохи является: a) уважительное отношение к художественным традициям прошлых культур b) стирание различий между культурами и их национальным своеобразием.
8. Чертой современной глобальной культуры является: a) прагматизм b) альтруизм c) тотемизм.
9. Глобальная культура характеризуется (отметить лишнее):
a) нивелированием культурных различий этносов и регионов b) верой в безграничные возможности прогресса c) существованием преимущественно в городах в состоянии дисгармонии с природой d) ростом нравственной составляющей в регулировании общественных процессов.
10. Для современной ситуации в культуре НЕ характерно:
a) локальные культурно-исторические процессы сливаются и образуют единый культурный мир b) нынешняя цивилизация воздвигнута на идее присвоения человеком природы c) стремление к глобализации во всех сферах жизнедеятельности человека d) регресс в распространении грамотности и воспроизводстве знаний.
11. Возможности неограниченного накопления и обработки информации, знакомство с любыми культурными традициями стали возможными в условиях культуры: a) доиндустриального типа
b) индустриального типа c) постиндустриального типа.
12. Суть концепции « дегуманизации искусства»:
a) разум признается основой познания мира и поведения людей
b) тяготение искусства к завершенной ясности, гармонии с) «вытеснение» в искусстве человека как основного предмета изображения.
13. Позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп и добровольная адаптация социальных институтов: а) фундаментализм b) глобализация с) мультикультурализм.
14. Характерная черта модернистского искусства:
а) переход от библейско-мифологической тематики к изображению реального земного человека b) изменение пространственных изображений и отказ от художественно-образных закономерностей с) героико-патетическое прославление одиночества.
15. А. Модильяни, А. Матисс, П. Пикассо, С. Дали , В. Кандинский – представители: а) романтизма b) постмодернизма с) модернизма
d) натурализма.
16. Размывание граней между искусством и неискусством, прекрасным и безобразным, моральным и аморальным — характерно для: а) постмодернизма b) модернизма с) импрессионизма.
17. Философскую базу постмодернизма составляет (-ют):
а) осознание разнообразия и плюрализма форм жизни и культуры
b) психоаналитические концепции З. Фрейда и К. Юнга с) концепции локальных цивилизаций.
18. Постмодерн как новый тип культуры: а) использует готовые формы b) отличается глубоким психологизмом с) возрождает религиозно-культовую культуру.
19. Фундаментализм — это:
а) идея присвоения человеком природы b) нивелирование культурных различий этносов и регионов с) вера в безграничные возможности прогресса d) приверженность каким-либо ранее провозглашенным принципам.
20.Феномен массовой культуры связан с понятием (-ями):
а) духовного возрождения b) этического авангардизма с) потребления и производства.
ТЕКСТ №8
«ШЕДЕВРЫ МИРОВОГО ИСКУССТВА»
(соедините цифру текстового задания с цифрой изображения)
1 Официальное название памятника «В ознаменование 300-летия российского флота». 2. Петроглифы села Канозеро в Мурманской области. 3. Леохар. «Аполлон». 4. «Палеолитическая Венера». 5. Кельнский собор в Германии. 6. Дионисий. Одигитрия. 7. Фрагмент картины «Корабль дураков» Иеронима Босха. 8. Памятник Петру I в Санкт-Петербурге.
9. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы Микеланджело Буонаротти.
10. Скульптура О. Родена «Мыслитель». 11. Произведение русского модернистского искусства начала XX в. 12. Амфитеатр, одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима. 13. Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря». 14. Микеланджело Буонаротти. «Пьета».
15. П. Пикассо. «Герника» 16. Рафаэль Автопортрет 17 Кафедральный соборный храм Христа Спасителя 18. Н. Альтман. Портрет А .Ахматовой.
1 | 2 | 3 | ||||||
4 | 5 | 6 | ||||||
7 | 8 | 9 | ||||||
10 | 11 | 12 | ||||||
13 | 14 | 15 | ||||||
16 | 17 | 18 |
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №1
ПО ТЕМАМ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА»
1. Термин «культура» произошел от – а) греческого «мастерство, ремесло» б) латинского «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание».
2. Культура – а) совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным б) сочетание заученных форм человеческого поведения и деятельности в) система обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира
г) все определения верны.
3. Пайдейа — это: а) то, что в сознании древних греков отождествлялось с понятием культуры б) вид искусства в) способ поведения.
4. Артефакт — это: а) образование или процесс искусственного происхождения б) понятие, характеризующее нерасчлененность культуры на ранних стадиях развития человечества в) содержание коллективного бессознательного, по К. Юнгу.
5. В соответствии с семиотическим подходом к культуре, культура – это: а) мир ценностей б) мир знаков в) кризисное явление в обществе и человеке.
6. Интегративная функция культуры — а) регуляция процессов взаимодействия между людьми б) организация людей в их совместной жизнедеятельности.
7. В семиотике осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации: а) текст б) архетип в) символ.
8. Обычай – а) исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных, привычных образцов поведения б) возможность навязать свою волю другому участнику социальных отношений, даже если при этом понадобится подавить его нежелание подчиниться.
9. Термином «античность» называют: а) культуру Древнего Востока б) всю древнюю культуру в) историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима г) первобытную культуру.
10. Античный эстетический идеал гармонии физического и духовного начал человека — а) калокагатия б) синкретизм в) архетип
г) пассионарность.
11. Меру воспитанности и подготовки к жизни ребенка древние греки называли словом а) техне б) гармония в) пайдейа г) Жень.
12. Воплощение материализованных человеческих потребностей –
б) духовная культура б) нравственная культура в) материальная культура
13. Нравственную модель культуры, связанную с моральным императивом, разработал в XVIII веке а) И.Кант б) Гельвеций
в) И. Гердер.
14. Ментальность — а) общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным трудом б) эстетический идеал гармонии физического и духовного начал человека в) глубинный уровень массового сознания, коллективные представления людей, их образ мира.
15. Термин культурология ввел в научный лексикон а) Лао Цзы
б) Л. Уайт в) О.Конт г) Аристотель.
16. Выберите наиболее точное определение понятия «культурология»:
а) наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность
б) философская дисциплина, ориентированная на философское постижение культуры как универсального и всеобъемлющего феномена.
17. Для терминов «культурология» и «социология культуры» справедливо утверждение о том, что:
а) культурология и социология культуры — две различные научные дисциплины, имеющие собственные предмет исследования б) культурология и социология культуры — это одно и то же понятие.
18. . Для терминов «культурология» и «философия культуры» справедливо утверждение о том, что.:
а) философия культуры является теоретической основой культурологии б) культурология и философия культуры не связаны между собой.
19. Культуру как объект познания культурологии можно обозначить как:
а) нормы поведения людей в социуме б) исторический социальный опыт людей по селекции, аккумуляции и применению таких форм деятельности, которые способствуют эффективной жизнедеятельности в) растения, возделываемые с целью получения продуктов питания и технического сырья.
20. Культурология как наука не изучает_________аспект человеческой деятельности а) творческий б) хронологический .
в) генетический.
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №2
ПО ТЕМЕ «ШКОЛЫ И КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ»
1. Кому из указанных мыслителей может принадлежать следующее высказывание: «Исторический опыт для России не существует; поколения и века протекли без пользы для нас. Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменён по отношению к нам. а) Н. Данилевскому
б) А. Пушкину в) П. Чаадаеву г) Ю. Лотману д) А. Тойнби е) Н.Бердяеву.
2. Как называется труд нидерландского ученого И. Хейзинги. в котором он излагает свою концепцию культуры? а) «Первобытная культура» б) «Недовольство культурой» в) «Homo Ludens» г) «Закат Европы».
topuch.ru
Назначение человека
» Философский взгляд на проблему назначения человека
Человек – единственное существо на земле, способное к размышлениям, рефлексии и возможности делать логические умозаключения. Поэтому вопрос о его назначении на земле не является философским, а скорее личностным, глубоко индивидуальным для каждого. Вопрос о назначении касается самых значимых сторон человеческого бытия, и он не может не волновать каждого мыслящего человека. Более того, вопрос о назначении человека – это признак настоящего человеческого способа жизни, ключевая его проблема. Трудно назвать человеком того, перед кем ни разу не стоял вопрос о собственном назначении.
Жить – это значит самостоятельно отвечать на вопросы, которые возникают в разных ситуациях и не имеют готовых решений. Вопросы о назначении человека поднимались во всех исторических эпохах и выливались в сказания, мифы, трактаты, религиозные учения, философские учения. Философия видит ответ на вопрос о назначении человека в определении тех сил и способностей, которые присущи ему одному. Только человека отличает наличие духовного и ценностного мира.
Духовность человека. В чем же состоит понятие духовности человека? Любое животное относится к миру с позиций полезности для себя, человек же старается постичь глубинную суть каждой вещи и явления. Для этого ему необходимо отключиться от реальности, встать выше своих интересов, не рассматривать вещь, либо явление с позиций личностной выгоды. Любая интеллектуальная деятельность есть духовная деятельность человека.
Кроме сознательной деятельности духовностью определяется познание этических ценностей. Этические ценности, в конечном счете, определяют, насколько деятельность человека отвечает его внутренним понятиям и жизненным установкам.
Духовные способности даны человеку для совершения действий и без применения они остаются лишь возможностями. Человек сам решает: оставаться ли ему в мире вещей или подняться к вершинам духовной жизни. Ответом станет выбор целей и задач жизни.
Мир ценностей. Все предметы и явления материального мира имеют ценностную оценку человека. Ценности – это категория, к которой применимо слово «долженствование». Если ценность положительного характера, то она должна быть в жизни человека, если отрицательная, то она подлежит устранению. Таким образом, ценности становятся двигателем разумной деятельности человека. Мир ценностей дает окончательный ответ, в чем состоит назначение человека: духовность открывает человеку путь к этическим ценностям и возможности жить жизнью, обладающей ценностью.
ethicscenter.ru
Предназначение человека:
Смысл жизни не дан человеку извне. Каждому человеку он открывается по-разному. Найти смысл жизни — единый и общий — для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое — надежды каждой данной эпохи. Смысл жизни — это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, на которые человек ориентируется в своей жизни. И он может меняться в зависимости и от исторических условий существования человека, и от его возрастных особенностей. В истории философии можно выделить следующие основные концепции смысла жизни:
1. Гедонизм — жить, значит наслаждаться;
2. Аскетизм — жизнь — это отречение от мира ради близости к богу, которому как духовному бытию можно «подойти» только будучи самому максимально духовным и свободным от грехов мира;
3. Этика долга — жизнь — это самопожертвование ради высоких идеалов (служение Родине, семье, долгу, любви, счастью других людей и т.д.)
4. Утилитаризм — жить — значит извлекать из всего и всех пользу, видеть в другом человеке не самоценную личность, а средство удовлетворения своих устремлений и потребностей;
5. Эвдемонизм — жизнь — понимается как стремление к счастью как подлинному назначению человека
6. Прагматизм — цель оправдывает любые средства ее достижения.
Философские модели исследования человека:
В зависимости от того, какие свойства как сущностные в человеке, разглядывали философские направления, различают последующие модели. В базе каждой модели разъяснения человека лежит определённое доминирующее качество человека, которое рассматривается как его сущностная база. При всем этом обилие людского бытия сводится к одной базе – к тему, духу, социуму, культуре и т.д.
1. Теологическая. В рамках данной модели человек рассматривается как внеприродное, сотворённое богом существо. Бог сделал человека по собственному виду и подобию. Человек – высшее творение Бога. Эта модель человека является методологией христианской догматики.
2. Биологизаторская. Тут человек рассматривается как животное, природное существо, достигшее высочайшего уровня развития приспособительных рефлексов (Гоббс, Фейербах). Все психологические и духовные свойства человека – это проявление природных инстинктов и влечений человека. Неувязка сути человека в рамках данной модели сводится к поискам инвариантного набора черт и врождённых свойств человека.
3. Рационалистическая. В рамках данной модели человек предстаёт как разумное животное. Эта модель зародилась в философских учениях Платона и Аристотеля, утверждающих, что тело человека смертно и приходящее, а душа (у Аристотеля – разумная душа) существует вечно. Сутью человека является сознание (душа), наличием которого человек различается от животного. Основной упор данной модели человека изготовлен на понятие «духовность» (духовное в человеке зависит не от соц, наружных влияний, а идёт изнутри).
4. Социологизаторская. В рамках данной модели человек по сути собственной является социальным существом, продуктом общества, сутью которого является его способность жить в обществе, аккумулируя его нормы и ценности. Истоки данной трактовки мы находим в учении Аристотеля, который определял человека как политическое животное, обосновывая мысль о том, что жизнь человека в обществе также естественна, как и в семье. Человек – это то, что делает из него общество. Общество сформировывает человека в согласовании со своими потреб¬ностями, подчиняя его для себя и превращая в элемент общественного целого.
Переработку данной модели человека осуществляет К. Маркс в своём социально-антропологическом учении, утверждая, что сутью человека является вся совокупность публичных отношений., другими словами выявить суть человека можно лишь в системе соц отношений, где он живёт и сформировался.
Другую, более развитую и внутренне непротиворечивую концепцию развивает марксистская философия. Марксистская философия дает раскрыть суть человека не только лишь как природно-биологического существа, да и на базе концепции общественно-практической, деятельной сути человека. Она исходит из предпосылки о уникальности людского бытия. Обоснованию этого положения служит учение о сочетании био и социальной сути человека.
5. Символическая. Данная модель разглядывает человека как представителя особенного мира – мира знаков, который возвышает его над природным миром (Кассирер, Леви-Стросс, Фуко). Суть человека выражается в его языке, религии, чувственном восприятии мира, в художественных формах его постижения. Человек различается от остальных живых созданий тем, что нашёл собственный метод включения в мир вокруг нас. Он преобразует её в свою необыкновенную природу, которая существует в другом измерении – в символическом мире.
6. Негативистская (пессимистическая). Данный подход берёт своё начало в учении Руссо, который утверждал, что человек владеет способностью к самосовершенствованию и культуре, которая является «источником практически всех несчастий,… содействуя… расцвету его познаний и заблуждений, пороков и добродетелей, заставляя его сделаться тираном над самим собой и природой». Продолжают эту идею Шопенгауэр, Ницше и Фрейд: Человек испорчен культурой. Человек как био вид разрушается под напором цивилизации. Человек растерял свою природную суть. Напротив, А. Гелен утверждает, что человек на биологическом уровне ущербен, не адаптирован к природе и это принуждает его быть активным по отношению к ней. Покоряя природу, человек создаёт культуру как искусственную природу, которая, в свою очередь, разрушает его.
7. Экзистенциальная (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.). В рамках данной модели бытие человек рассматривается как тождественное его психологическим переживаниям. Суть человека, как утверждает Хайдеггер, лежит в его экзистенции, которая возникает в его поступках и выборе ситуации. В данной модели суть человека и его существование (бытие) неразрывно взаимосвязаны. А бытие человека в единстве с его сутью отражает категория «экзистенция» как специфично человечий метод бытия, основанный на переживании человеком жизненных ситуаций.
studfiles.net
2. Сущность и предназначение человека. Смысл человеческой жизни
Почему человек остается загадкой для самого себя? Почему, познав и даже «покорив» природу, познав в какой – то мере основные законы развития общества, человек чувствует себя не уверенно и жизнь его часто полна трагизма? Ответить на эти вопросы не просто, и первое что нужно уяснить, это парадоксальность ситуации познания человеком самого себя. Чтобы что –то изучать, надо как бы отойти в сторону посмотреть на предмет изучения объективно, исключив субъективные чувства и эмоции. Так поступают естественные науки (физика, химия, биология). Может ли философия, антропология, наука о человеке, изучать человека объективно, а если может, то до какой степени? В этом суть вопроса, в этом своеобразный парадокс самопознания человека. Античный мудрец Сократ оставил нам вечный девиз:«Познай самого себя», хорошо понимая, что человек сам для себя является наиболее трудным предметом. Но вполне уместно задать вопрос – занимается ли философия познанием человека как такового или ее интересует особый, свой угол зрения на человека? Два основных понятия, т.е. «природа» и «сущность» человека, близки между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Говоря о природе человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного бытия и, прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком – то одном, главном качестве человека, отличающим его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств. Однако за тридцать столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека исчерпывающем образом, исходя из какого – то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это представлялось вначале. Недаром в религиозном сознании сущность человека представляется тайной, которой владеет только Бог. Так или иначе, но, размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, приходишь к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за приделы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. У человека нет какой – то одной, раз и навсегда данной ему «природы», так же как и неизменной «сущности». И то и другое – исторически изменяющиеся характеристики человека. Сказать, что человек по своей «природе» добр или зол, эгоистичен или альтруистичен, раб или царь, червь или частица Космоса, — значит выразить только частичное, абстрактное знание о человеке. Поэтому определения природы и сущности человека не исходный пункт для философии, а ее конечная цель. Более того, и природу и сущность человека невозможно выразить в каком – то одном определении, даже самом широком, ибо эти понятия выражают коренное и не устранимое
противоречие человеческого бытия. Суть его в двойственности человека, в принадлежности его к двум мирам одновременно – природе и обществу, телу и духу. Человек так или иначе решает эту проблему, которую можно назвать проблемой существования, экзистенции. Определение сущности человека неотделимо от обсуждения противоречий его существования, его бытия. К. Маркс усматривал сущность человека в совокупности (ансамбле) общественных отношений, формирующих то или иное отношение человека к миру в разные исторические эпохи. Чтобы понять, как, когда и почему возникают общественные отношения, необходимо обратиться к генезу (происхождению) человеческого рода, к ранним этапам его эволюции.
Каждый человек задается мыслью, для чего я живу на Земле? И пытается понять в чем смысл человеческой жизни. Многие тысячи лет человечество пыталось дать ответ на вопрос в чем смысл жизни? Смысл жизни заключается в следующем: каждый человек в Земной жизни должен выполнить программу заложенную в него Богом. Программы у всех людей разные, поэтому смысл жизни у всех разный. Человек пришел в этот мир чтобы познавать, улучшать и совершенствовать его. В этом его предназначение. И кроме того человек должен обогатиться душевно, то есть совершенствовать свое духовное развитие. У каждого в Земной жизни своя дорога — одному уготовано стать царем или президентом, другой добьется большого успеха, как ученый, третий станет великим писателем, четвертый врачом и т. д. Всем людям хочется обрести семейное счастье, познать настоящую любовь, иметь вокруг себя преданных друзей. Человек хозяин своей судьбы, кузнец своего счастья. И каждый из нас, ежедневно, ежечасно, ежеминутно вынужден принимать те или иные решения, которые меняют его судьбу в ту или иную сторону. Цель жизни каждого человека сделать как можно больше добрых дел и постараться уберечься от черных дел. Кому-то нужно много денег, кому-то семья, кому-то власть. Беда в том, что большинство людей, хотят для счастья материальные блага, и лишь единицы задумываются о духовном росте и совершенстве. Нам хочется все больше и больше материальных благ, в этом ничего нет плохого, но в том случае если они направляются на свое благо и благо людей. Человек должен понять, что он не возьмет с собой в могилу все то, чем он так дорожит на Земле, зато возьмет все то, что воспитает в себе, что сделает его лучше. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы дарить любовь, добро и душевное тепло, а взамен получать радость, улыбки и человеческую благодарность. Надо быть терпимее и добрее к окружающим, любить этот мир, наслаждаться каждым прожитым днем и для того, чтобы быть счастливым отдавай столько, сколько получаешь и давай что-то чтобы получить. Материальный мир нам дан для развития. А мы его используем для наслаждения, удовлетворяя свои желания и инстинкты и не развивая человеческие качества. Оглянитесь вокруг. Жизнь прекрасна. Полюбите всех и все живое. Главная защита для человека — это доброта души. И главная его задача никому не причинять зла, ни прямо, ни косвенно. Все материальное, что окружает вас—это иллюзия, это лишь условия для жизни Вашего материального тела, и все они вместе с телом однажды обратятся в прах. Человек должен прожить свою жизнь достойно. Учитесь из всего извлекать пользу и жизненный опыт, и тогда вы поймете для чего ВЫ ЖИВЕТЕ на Земле. Я считаю, что человек должен знать, что вся жизнь это суета сует, что все трудности это лишь испытания которые люди должны выдержать с достоинством. Нужно больше считать, задумываться над происходящими событиями. Я думаю, что человек должен занимать правильную активную позицию в жизни, нужно быть великодушным к людям и прежде чем кого – то винить в чем – то, надо начинать с себя. Каждый человек сам решает как ему жить. Поэтому мне бы хотелось, чтобы в сегодняшней жизни меньше было зла, горя, насилия, чтобы люди изменились и имели высокую духовность, берегли и улучшали эту жизнь. Чтобы наша жизнь стала лучше, надо чтобы у наших людей появилась реальная цель в жизни. И все-таки я считаю, что смысл человеческой жизни у каждого человека свой и ни мне судить о других людях, как человек считает нужным прожить свою жизнь, так он её и проживет. Но, если вы вложите в свою душу любовь, доброту, знания, то вы обретёте то ценное, ради чего следует жить. Вы получите такое моральное удовлетворение, которое заменит вам все материальные блага. Будьте добрей, умней, бескорыстней и у вас будет всё на этой земле.
studfiles.net
Смысл жизни человека — философия кратко, как проблема
Смысл жизни человека – это все то, ради чего он живет на земле. Но далеко не каждый, действительно, знает, что заставляет его жить. У каждого думающего человека наступает такой момент, когда перед ним встает вопрос: какой смысл жизни человека, какие цели, мечты, желания заставляют людей жить, преодолевать все жизненные испытания, проходить школу добра и зла, учиться на ошибках, совершать новые и так далее. Разные мудрецы, выдающиеся умы разных времен и эпох пытались найти ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», но к единственному определению никто, по сути, так и не пришел. Ответ индивидуален у каждого человека, то есть, то в чем видит свой смысл существования один индивид, может совершенно не интересовать другого, в силу различия индивидуально-характерологических особенностей.
Смысл жизни человека состоит в осознаваемой им ценности, которой он подчиняет свою жизнь, то ради чего он ставит жизненные цели и осуществляет их. Это такой компонент духовного смысла существования, который формируется независимо от общественных ценностей и составляет индивидуальную человеческую ценностную систему. Открытие этого смысла жизни и создание ценностной иерархии, происходит у каждого индивида в его размышлениях, основываясь на личном опыте.
Цель и смысл жизни человека обществознание видит полностью реализованными, только в случае необходимых условий общества: свободы, гуманизма, морали, экономических, культурных. Социальные условия должны быть такими, чтобы человек смог реализовать свои цели и развиваться, а не становиться преградой на его пути.
Цель и смысл жизни человека обществознание также видит неразрывным от социальных явлений, поэтому индивид может знать, в чем его цель, но общество может не разделять ее и всячески препятствовать в ее реализации. В некоторых случаях это хорошо, когда речь идет о целях, которые хочет достигнуть преступник, или социопат. Но когда частный предприниматель малого бизнеса хочет развиваться, а социально-экономические условия тормозят его, и ему не разрешается выразить свое мнение, это конечно никак не способствует развитию личности и воплощение ее планов в жизнь.
Смысл жизни человека философия
Актуальный вопрос в философии – это смысл жизни человека и проблема бытия. Еще античные философы говорили о том, что человек может философствовать, познавая себя, вся загадка существования личности, кроется в ней самой. Человек является предметом гносеологии (познания) и вместе с тем, сам способен познавать. Когда человек постигнул свою сущность, смысл жизни, он решил уже много вопросов в своей жизни.
Смысл жизни человека философия кратко. Смысл жизни является основной идеей, которая определяет предназначение любого объекта, предмета или явления. Хотя истинного смысла можно до конца так и не постигнуть, он может лежать в таких глубинных структурах человеческой души, что человек имеет только поверхностное представление о том смысле. Он может познать его, заглянув вовнутрь себя, или по определенным знакам, символам, но полностью смысл не выходит на поверхность никогда, лишь только просветленные умы могут его постигнуть.
Чаще всего смыслом жизни человека считается значение предметов и явлений, которыми он их наделяет сам, зависимо от его индивидуального восприятия, понимания и степени важности этих предметов непосредственно для этого человека. Поэтому одни и те же предметы, могут обладать множеством значений, в зависимости от людей, с которыми они взаимодействуют. Предположим, какая-то вещь, может быть совершенно невзрачной, и одному человеку из нее нет толку совсем. Но для другого человека, эта, же самая вещь может значить очень много, она наполнена особенным смыслом. Она может ассоциироваться у него с определенными событиями, человеком, она может быть для него дорогой не в материальном плане, а в духовном. Обыкновенным примером тому есть обмен подарками. В подарок человек вкладывает свою душу, несмотря на его цену. Главное, он хочет, чтобы о нем осталась память. В таком случае самый обыкновенный предмет может приобрести небывалый смысл, он наполняется любовью, пожеланиями, заряжается энергией дарующего.
Так же, как и ценность предметов, есть и ценность действий индивида. Каждый поступок человека заряжается смыслом, когда он принимает определенное важное для него решение. Этот смысл обозначает, что определенные действия, несут в себе ценность, зависимо от принятого решения и его ценности для человека и его окружающих. Также он заключается в чувствах, состояниях, эмоциях и постижениях, которые возникают у индивидуума.
Смысл жизни человека, как философская проблема также изучается в религии.
Смысл жизни человека в религии – значит созерцание, и олицетворение божественного начала в душе, ее направленность к сверхчеловеческой святыне и присоединение к высшему благу и духовной истине. Но духовная сущность интересуется не только истиной, какая описывает предмет, является его сущим значением, но сам смысл этого предмета для человека и удовлетворение потребностей.
В таком смысле человек также надает значение и оценку фактам, случаям и эпизодам из его жизни, которые были для него значимыми и через призму этого реализует свое ценностное отношение к окружающему миру. Особенность взаимосвязи индивида с миром, происходит, благодаря ценностному отношению.
Смысл и ценность жизни человека, соотносятся так – ценность человек определяет, как все, что имеет для него значимость, несет смысл, является родным, дорогим и священным.
Смысл жизни человека — философия кратко, как проблема. В двадцатом веке философы особенно интересовались проблемами ценности человеческой жизни и выдвигали разные теории и концепции. Теории ценностей были также теориями смысла жизни. То есть смысл и ценность жизни человека, как понятия, отождествлялись, поскольку значение одного переходило в другое.
Ценность определяется практически одинаково во всех философских течениях и отсутствие ценности также объясняют тем, что человек безразличен и его не интересуют в жизни никакие различия между категориями добра и зла, истиной и ложью. Когда человек не может, определить ценность, или не знает, какими из них в собственной жизни ему руководствоваться, значит, он потерял себя, свою сущность, смысл жизни.
Самыми важными среди личностных форм психики индивида имеют ценность – воля, решительность, саморегуляция и самообладание. Важнейшими ценностными ориентирами личности есть – вера, как положительные стремления человека. Именно благодаря вере человек ощущает себя, живим, он верит в лучшее будущее, он верит, что достигнет своей жизненной цели и, что его жизнь имеет смысл, без веры, человек пустой сосуд.
Проблема смысла жизни человека стала особенно развиваться в девятнадцатом веке. Также образовалось философское направление – экзистенциализм. Экзистенциальные вопросы – проблемы человека, живучего повседневной жизнью, и переживающего депрессивные эмоции и состояния. Такой человек переживает состояние скуки, страха смерти и стремление освободиться.
Известный психолог и философ Виктор Франкл создал собственную теорию и школу, в которой учились его последователи. Объектом его учений был человек в поисках смысла жизни. Франкл говорил, что обретая свое предназначение человек душевно оздоравливается. В своей самой известной книге, которая так и называется: «Человек в поисках смысла жизни», психолог описывает три пути осмысления жизни. Первый путь предполагает совершение трудовых действий, второй – переживания и чувства, связанные с определенным человеком или объектом, третий путь описывает жизненные ситуации, которые собственно доставляют человеку все его страдания и неприятные переживания. Выходит, чтобы обрести смысл человек должен заполнить свою жизнь работой, или каким-то основным занятием, заботой о близком человеке, и научиться справляться с проблемными ситуациями, извлекая из них опыт.
Проблема смысла жизни человека, изучение его жизненного пути, испытаний, тяжести и проблем есть предметом направления в экзистенциализме – логотерапии. В центре ее стоит человек, как существо, не ведающее своего предназначения, и ищущее успокоение души. Именно то, что человек ставит перед собой вопрос о смысле жизни и бытии, определяет его сущность. В центре логотерапии – процесс поиска смысла в жизни, в течение которой, человек либо будет целеустремленно искать смысл своего бытия, раздумывать над этим вопросом и пробовать что – делать, либо, он разочаруется в поисках и перестанет дальше делать какие-нибудь шаги для определения своего существования.
Цель и смысл жизни человека
Человек должен хорошо поразмыслить, в чем заключается его предназначение, чего он хочет достигнуть в данный момент. Потому что в течение жизни, его цели могут меняться, в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних метаморфоз личности, ее желаний и намерений. Изменение жизненных целей можно проследить на простом жизненном примере. Допустим, девушка, заканчивающая школу, мечтает сдать экзамены на отлично, поступить в престижный университет, она бредит карьерой и откладывает свадьбу со своим парнем до неопределенного времени. Проходит время, она приобретает капитал для своего бизнеса, развивает его и становится успешной бизнес-леди. В итоге первоначальная цель достигнута. Теперь она готова делать свадьбу, она хочет детей и видит в них свой дальнейший смысл жизни. В данном примере были выдвинуты две очень сильные цели, и независимо от их последовательности, они обе достигнуты. Когда человек точно знает, чего он хочет, его ничто не остановит, главное, чтобы были грамотно сформулированы эти цели и алгоритм действий для их достижения.
По пути к достижению основной жизненной цели человек проходит определенные этапы, между которыми тоже есть цели так называемые промежуточные. Например, сначала человек учится, чтобы приобрести знания. Но важны не сами по себе знания, а их практическая применяемость. Потом получение диплома с отличием может поспособствовать получению престижной работы, а правильное выполнение своих обязанностей содействует повышению карьерной лестницы. Здесь чувствуется переход важных целей и внедрение промежуточных, без которых не достигается общий результат.
Цель и смысл жизни человека. Бывает, что два человека с одинаковыми ресурсами совершенно по-разному проживают свой жизненный путь. Один может добиться одной цели и смириться с тем, он не чувствует необходимости идти дальше, а другой, более целеустремленный, все время задает себе новые цели, добиваясь которых чувствует себя счастливым.
Практически всех людей объединяет одна жизненная цель – создание семьи, продолжение рода, воспитание детей. Таким образом, дети есть смыслом жизни многих людей. Потому что, с появлением на свет ребенка, все общее внимание родителей сосредотачивается на нем. Родители желают обеспечить ребенка всем необходимым и работают ради этого, стараясь, как можно лучше. Потом работают, чтобы дать образование. Но, главное, каждый родитель мечтает воспитать своего ребенка нужным образом, чтобы он вырос добрым, справедливым и разумным человеком. Потом дети, получив все необходимые ресурсы от родителей, на их старости, могут их отблагодарить и ставят своей целью заботу о них.
Смыслом существования людей есть желание сохранить по себе след на земле. Но не все ограничиваются стремлением продолжения рода, некоторые имеют запросы побольше. Они проявляют себя, пытаясь, выделится из серой массы в разнообразных сферах жизни: спорте, музыке, искусстве, науке и других областях деятельности, это зависит от талантов каждого человека. Достижение какого-то результата может быть целью человека, как планка, которую он перепрыгнул. Но, когда цель человека реализуется достижением и он понимает, что принес этим пользу людям, он чувствует намного большее удовлетворение от сделанного. Но вот на достижение и полную реализацию такой великой цели могут уйти года. Многих выдающихся людей, так и не признали за их жизни, но постигли смысл их ценности, когда тех уже не было в живых. Многие так и умирают в молодом возрасте, когда достигли определенной цели, и не видели больше смысла в жизни, закончив ее самоубийством. Среди таких людей в основном творческие личности (поэты, музыканты, актеры), и потеря смысла жизни для них является творческим кризисом.
Такая проблема порождает мысли о продлении человеческой жизни, и она может быть научной целью, но нужно ясно понимать, для чего это нужно. Если смотреть с позиции гуманизма, то жизнь имеет самую высокую ценность. Поэтому ее продление было бы прогрессивным шагом в отношении общества, и также отдельных людей конкретно. Если данную проблему рассматривать с точки зрения биологии, то можно утверждать, что некоторые успехи в этой области уже есть, например, пересадка органов, и лечение болезней, которые когда-то считались неизлечимыми. Очень много говорится об эликсире молодости, как источнику для поддержания вечно молодого тела, но это пока из уровня фантастики. Даже если отсрочить старость, придерживаясь здорового и правильного образа жизни, она неизбежно наступит, вместе со всеми своими проявлениями, психологическими и биологическими. Значит, целью медицины также должен быть некий способ, чтобы состарившееся люди не ощущали физический дискомфорт и не жаловались на рассудок, память, внимание, мышление, чтоб сохранили умственную и физическую работоспособность. Но не только наука должна заниматься продлением жизни, также само общество должно создавать необходимые условия для развития человеческих талантов, обеспечивать включенность в общественную жизнь.
Жизнь современного человека очень быстрая, и ему приходится расходовать немало энергии и сил, чтобы соответствовать нормам общества и успевать за прогрессом. Когда человек находится в таком ритме, ему не остается времени на то, чтобы остановиться, перестать делать повседневные дела и заученные, отработанные до автоматизма движения и подумать, а ради чего все это делается и насколько оно действительно дорого, глубоко осмыслить жизнь и развивать духовную сферу жизни.
Смысл жизни современного человека – это погоня за миражами, воображаемым успехом и счастьем, внедряемых шаблонов в головы, фальшивой культурой потребления современности. Жизнь такого человека не несет ценности в духовном плане, она выражается в постоянном потреблении, выжимании из себя всех соков. Результатом такого образа жизни есть нервозность, депрессия, синдром эмоционального выгорания, усталость. Люди хотят урвать себе большой кусок, занять место под солнцем, невзирая на потребности других. Если смотреть с такого ракурса, то, кажется, что жизнь катится ко дну, и скоро люди станут подобными роботам, бесчеловечные, бессердечные. К счастью, очень мала вероятность такого хода событий. Эта идея очень крайняя, и, по сути, касается только тех, кто действительно взвалил на себя бремя карьеры и все связанные с ней трудности. Но можно современного человека рассматривать и в другом контексте.
Смысл жизни современного человека – рождение и воспитание детей, которыми можно гордиться, самосовершенствование и усовершенствования мира. Каждый современный человек является творцом будущего мира, и каждая трудовая деятельность человека есть вложением в развитие общества. Осознавая свою ценность, человек понимает, что его жизнь имеет смысл, и ему хочется еще больше отдавать себя, инвестировать в будущее поколение, делать добрые поступки для блага общества. Причастность к достижениям человечества, дает людям понимание их собственной значимости, они чувствуют себя носителями прогрессивного будущего, потому что им посчастливилось жить именно в такое время.
Смысл жизни современного человека в самосовершенствовании, повышении квалификации, получению диплома, новых знаний, благодаря которым можно генерировать новые идеи, создавать новые объекты. Такой человек, естественно, ценится, как хороший специалист, особенно когда ему нравится то, что он делает и считает это своим смыслом жизни.
Когда умные родители, то и дети соответственно должны быть такими. Поэтому родители стремятся развивать, образовывать своих детей, чтобы из них вышли достойные члены общества.
Смысл жизни и предназначение человека
Чтобы дать ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», нужно объяснить сначала все составляющие термины. «Жизнь» понимается, как категория нахождения человека в пространстве и времени. «Смысл» не имеет такого определенного обозначения, так как понятие встречается в научных трудах, и также в повседневном общении. Если разобрать само слово, то получается «с мыслью», то есть понимание какого-то предмета или воздействие с ним, с определенными мыслями.
Смысл проявляется в трех категориях – онтологическом, феноменологическом и личностном. За онтологическим взглядом все предметы, явления и события жизни имеют смысл, в зависимости от их влияния на его жизнь. Феноменологический подход гласит, что в сознании существует образ мира, в который входит личностный смысл, который дает оценку объектов лично для человека, обозначает ценность данного явления или события. Третья категория – это смысловые конструкты человека, которые обеспечивают саморегуляцию. Все три структуры обеспечивают человека пониманием его жизни и раскрытием истинного смысла жизни.
Проблема смысла жизни человека тесно переплетена с его предназначением в этом мире. Например, если человек уверен, что его смысл жизни в том чтобы внести в этот мир добро и божью благодать – его предназначение быть священником.
Предназначение – это способ бытия человека, оно определяет его смысл существование с самого рождения. Когда человек четко видит свою цель, знает, чем ему заниматься, он полностью всем своим телом и душой отдает себя этому. В этом и заключается предназначение, если человек не выполняет его, он теряет смысл жизни.
Когда человек думает о своем предназначении в жизни, он приближается к мысли о бессмертии духа человеческого, своих поступков, их значении сейчас и в будущем, того что после них останется. Человек по природе своей смертен, но раз уж ему дана жизнь, он должен понимать, что все, что с ним связанное в этом недолгом отрезке его жизни, ограничено только датой его рождения и смерти. Если человек хочет выполнить свое предназначение, он будет делать поступки, которые будут социально важными. Если человек не будет верить в бессмертие души, его бытие будет немыслимым и безответственным.
Смысл жизни и предназначение человека – это жизненно важное решение. Каждый человек сам выбирает, как себя воспринимать, как личность, тело и душу, и потом раздумывать над тем, куда нужно идти и что нужно делать. Когда человек обрел истинное предназначение, он становится более уверенным в ценности своей жизни, четко может выстроить свои жизненные цели и относиться к миру с добротой и благодарностью за дарованную жизнь. Предназначение, как река, по течению которой плывет человек, и если он сам не знает к какой пристани ему плыть, ни один ветер не будет ему попутным. Религия видит свое предназначение в служении Богу, психологи – служении людям, кто-то в семье, кто-то о сохранении природы. И нельзя кого-то осуждать за избранный им путь, каждый поступает, так как хочет, как чувствует.
psihomed.com
Смысл жизни и предназначение человека
Все мы проходим одинаковый путь — рождаемся, развиваемся, учимся чему-то новому, ставим перед собой цели в надежде их достичь, стремимся к совершенству. Но есть ли в нем смысл, если исход нашей жизни предписан с рождения? Смерть. Покой. Забвение.
Вне зависимости от того, верите ли вы в бессмертие души или нет, физическое тело каждого человека раньше или позже встретит свой конец. Так в чем же смысл жизни?
«Vivere militare est» — Жить — значит бороться. Но ради чего бороться? Ради чего упрямиться, не сдаваться, терпеть несправедливость жизни, потерю друзей и родных, горы несчастья и разочарования? Зачем ежедневно противиться смерти, чтобы однажды неизбежное ее встретить? Зачем и для чего нужно быть сильным?
Отнюдь неспроста смысл жизни человека был предметом споров и догадок не только выдающихся умов нашего мира, но и простых людей. Они пытались таким образом найти ту ниточку, за которую удалось бы крепко ухватиться в океане борьбы, жестокости и несправедливости.
Влияние эпох на размышления о смысле жизни
Смысл жизни человека искал не один философ. Еще Аристотель говорил о том, что все поступки человека выстраиваются в единую цель и подчиняются единому благу — стремлению к счастью. Найти то, что делает человека счастливым, научиться жить так, чтобы обрести счастье — это и есть смысл жизни по мнению философа. Но что есть счастье? Ответ на данный вопрос не может не быть субъективным.
Средневековые философы в свою очередь разделились в своих размышлениях касательно смысла жизни на две группы: первую — библейскую, согласно которой человек — Божье творение, и вторую, которая приравнивает человека к разумному животному. Известный мыслитель Фома Аквинский отчасти разделял взгляды Аристотеля, также видя смысл жизни человека в счастье. В счастье познания и созерцания Бога. Упор делается на церковь, которая ведет человека к небесному блаженству и приближает его к Богу.
На примере философов двух различных эпох мы наблюдаем пронизывающее влияние времен на взгляды тогдашних мыслителей. Если во время Аристотеля центральное место в мире занимал человек, то в Средневековье его полностью замещает Божество. Говоря о Возрождении, где наука начинает играть определяющую роль в жизни общества, не удивительно узнать, что знаменитый Мишель Монтень исключает бессмертие души, поскольку оно не подтверждено никакими фактами. В чем же смысл жизни человека? Духовное счастье здесь заменяет более рациональный поиск истины, желание удовлетворить пытливости ума. «Удовлетворенность ума — признак его ограниченности или усталости.» К разуму ведут все ниточки, а бесконечная погоня за неизвестным и есть истинное счастье и смысл бытия.
Виктор Франкл и его учение
Великого австрийского психолога 20 века — Виктора Франкла, пережившего заключение в одном из нацистских концентрационных лагерей, невозможно упрекнуть в беспочвенности суждений. Виктор Франкл, создатель логотерапии, считал, что у человека существует целых три способа сделать свою жизнь осмысленной.
Первый — путем совершения поступков (трудом), второй — путем переживания по кому-либо (человеку, которого мы любим), или чему-либо (природе, искусству). То есть, мы можем наполнить свою жизнь либо работой, либо заботой и переживанием о том, что нам дорого. Последнюю ценность жизни Виктор Франкл видит в жизненных ситуациях, которые заставляют нас страдать. Человек приспосабливается к таким обстоятельствам и извлекает из них смысл. Получается, что смысл жизни в мучениях?
Тяжелый жизненный путь стал предпосылкой создания целого вида экзистенциональной психотерапии — логотерапии. Логотерапия рассматривает человека не как посредственное существо, одержимое желанием получить удовольствие, или добиться власти, а как того, кто ищет смысл бытия. Тот факт, что личность задается вопросами смысла жизни и предназначения человека, определяет людскую сущность.
Логотерапия уделяет внимание самому процессу поиска смысла жизни, в течении которого человек может либо неустанно продолжать искать наиболее наполненную смыслом жизнь, либо же разочароваться в своем поиске.
Предназначение человека
Не менее жизненно важно предназначение человека. Здесь каждый должен сам выбрать, как он себя рассматривает — как человека, тело или душу, а затем уж размышлять, куда ему нужно идти. Когда человек распознает свое предназначение, он становится уверенным в собственных поступках, четко видит перед собой цель, начинает жить в гармонии с миром. Предназначение человека — река жизни, по которой мы плывем. Нас ограничивают берега, но мы сами вправе выбирать, как плыть. От того, кем мы решим стать — рыбой или кораблем, будет зависеть наш путь. Религии находят предназначение человека в служении Богу, одни философы и психологи — в служении другим людям, другие — в проявлении заботы о детях, третьи — в сохранении окружающего нас мира. И как же лучше — выбрать предназначение, или стремится к его постижению всю жизнь? А когда тогда жить?
Современные взгляды
Из современных психологов, занимающихся проблемами смысла жизни и предназначения человека, можно выделить В. Жикаренцева. Жикаренцев полагает, что человеческая душа послана на Землю высшим разумом (не Богом, разумом), чтобы учиться. Учиться быть счастливым и преодолевать трудности. И каждый из нас живет на Земле ровно столько, сколько ему было предписано для прохождения уроков Жизни. «Но кто-то умирает еще во младенчестве, не пройдя ни единого урока», — подумаете вы. У Жикаренцева есть на это ответ. Значит, этот малыш своей короткой жизнью повлияет на жизнь окружающих (папы и мамы например), и в этом будет его предназначение.
Семейные ценности и счастье, духовное развитие, само стремление к поиску предназначения, любовь — единого согласия в вопросе смысла человеческой жизни не будет некогда. Потратим ли мы наши жизни, занимаясь удовлетворением плотских желаний, поддавшись лени и деградируя с каждым днем, или же решим наполнить каждый день смыслом, совершая благие поступки и не поддаваясь порочности? Жизнь человека не может закончиться иначе, как его кончиной, но лишь от нас самих зависит то, как мы проведем отведенное для нас время.
Все о смысле жизни — www.Krasnov.tv
krasnov.tv
Мировоззрение
1: Новый тип диалектики, основанный не на идеализме, а на материализме, был создан в середине ХIХ века…
+: марксизмом
2: В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался…
+: дуализма
3: «Никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я»? – это позиция…
+: субъективного идеализма
4: Ноосфера – это…
+: сфера разума
5: Простая неделимая субстанция, согласно Лейбницу, -…
+: монада
7: Учение в философии, представители которого отрицают объективность причинных связей и их ценность для научного познания, -…
+: индетерминизм
8: Понятие «трансцендентальное», непосредственно связанное с категорией «бытие», означает…
+: бытие, выходящее за сферу конечного, эмпирического мира
9: Суть материалистического монизма в марксистской истории философии в том, что…
+: многообразие бытия во всех его проявлениях рассматривается под углом зрения их материального единства
10: Дуалистическая концепция бытия – это философская позиция, согласно которой…
+: субстанция представлена в двух формах: материальной и духовной
История философии
1: Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными…
+: Гегелем
2: Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира…
+: волю к власти
3: Анаксимен за первооснову всех вещей принимал…
+: воздух
4: Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды, -…
+: Гераклит
5: Впервые выразил идею атомистического строения материи…
+:Демокрит
6: Законы диалектики впервые сформулировал…
+: Г. В.Ф. Гегель
8: Античный философ, который учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды -…
+: Гераклит
9: Философ, которого считают основателем античной диалектики, -…
+: Гераклит
10: Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит…
+: Пифагору
12: Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал…
+: Дж. Бруно
13:Представители философской школы, поставившие проблему бытия, противопоставившие мир чувств миру разума и доказывавшие, что движение, любое изменение – лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира, -…
+: элеаты
14: Субстанциальную концепцию пространства и времени защищал…
+: Ньютон
15: Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады», -…
+: Г. Лейбниц
16: Философ, первым разработавший реляционную концепцию пространства и времени, -…
+: Лейбниц
17: Укажите особенность понимания бытия И.Кантом:
+: бытие – это «вещи в себе»
18: Укажите марксистско-ленинскую трактовку бытия:
+: бытие есть объективный мир (природа и общество), данный человеку в его предметно-практической деятельности
19: Укажите трактовку бытия в «философии жизни»:
+: бытие – это жизнь и потребности её возрастания
20: Философ, выразивший мировоззренческую установку философии Нового времени и утверждавший: «Я мыслю, следовательно, я существую», -…
+: Декарт
21: Древнегреческий философ V-IV вв. до н.э., акцентировавший внимание на человеке, утверждавший, что человек есть мера всех вещей, -…
+: Протагор
22: В концепции Гегеля духовное развитие понималось…
+: как особый самостоятельный процесс, заключающий в самом себе своё содержание, движущие силы и законы общественного развития
23: Целостную концепцию развития с позиций объективного идеализма разработал…
+: Г.В.Ф. Гегель
24: Впервые понятие «бытие» как специфическую категорию для обозначения объективной реальности использует…
+:Парменид
25: Древнегреческий философ Платон, разрабатывая проблему бытия, отождествлял её с…
+: миром идей
26: Сущность бытия с позиций субъективного идеализма объясняет…
+: Беркли
27: Тип движения, который абсолютизировал Гераклит, утверждая, что в одну реку нельзя войти дважды. -…
+: изменчивость материи
Антропология
Проблема человека в историко-философском контексте
Многокачественность, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности
S: По Аристотелю, человек – это…
+: политическое животное
S: Термин «гуманизм» происходит от латинского Humanus, что означает…
+: человеческий (человечный)
S: «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика…
+: любви
S: Основная задача философской антропологии состоит в том, чтобы…
+: путем объективного осмысления и использования научного знания восстановить целостный образ человека
S: Философская антропология – это…
+: философское направление, занимающееся проблемами природы (сущности) человека
S: Буддизм считает человека существом…
+: страдающим
S: Представителем философии жизни является…
+: Ф. Ницше
S: В западноевропейской философии первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был…
+: Сократ
S: Для эпохи Возрождения характерен…
+: антропоцентризм
S: Античное учение о человеке как мере всех вещей разработали…
+: софисты
S: «Человек – мера всех вещей» — главное положение…
+: софистов
S: Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчиненный едиными с ними законами функционирования, называется:
+: натурализаторской
S: А. Шопенгауэр утверждал, что в жизни человека страдания неизбежны, а счастье для него недостижимо, поэтому его взгляды близки учению…
+: Будды
S: В центр своего учения Л. Фейербах поставил человека как природное существо, обладающее гармонией духовного и телесного, поэтому его философия получила название…
+: антропологический материализм
S: Антропологический материализм – это учение, которое создал…
+: Л. Фейербах
S: Антропоцентризм является основополагающим принципом…
+: философии эпохи Возрождения
S: Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит…
+: Протагору
S: Высказывание о том, что до рождения душа человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна их припоминать, принадлежит…
+: Платону
S: Утверждение, что человек является центром мироздания, называется…
+: антропоцентризм
S: Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является…
+: антропоцентризм
S: Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения -…
+: человек
S: Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви, -…
+: гуманизм
S: Итальянский поэт, критик схоластики, основоположник гуманизма, автор сонетов, посвященных Лауре -…
+: Петрарка
S: По мнению И. Канта, для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет…
+: нравственный долг
S: Впервые человека как «общественное животное» определил…
+: Аристотель
S: Л. Фейербах главным объектом познания считал…
+: человека
S: Разум рассматривается в качестве существенного свойства человека в философии…
+: Нового времени
S: Определите значение термина «гуманизм»:
+: система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на достойную жизнь, свободу, на развитие своих способностей
S: Определите эпоху, которая в большей степени обратилась к человеку, поставив его в центре мироздания:
+ эпоха Возрождения
S: Положение о том, что новая «религия любви» вместо любви к Богу должна проповедовать любовь к человеку, принадлежит…
+: Л. Фейербаху
S: Укажите мыслителя, который первым обосновал необходимость построения философии на основе антропологического принципа:
+: Л. Фейербах
S: Мыслитель, которому принадлежит учение о сверхчеловеке -…
+: Ф. Ницше
S: Укажите немецкого философа, который является автором высказывания: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»:
+: Кант
S: Укажите философа XIX в., который считал, что условием прогресса человека является создание новой морали сверхчеловека:
+: Ф. Ницше
S: Укажите характеристику человека, которая в наибольшей степени соответствует духу средневековой философской антропологии: +: человек – существо двойственное, в нем есть как нечто божественное, духовное, так и нечто телесное, темное, греховное
S: В своей этической концепции стоики выдвинули…
+: идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы
S: Картина мира, в центре которой человек, называется…
+: антропоцентризм
S: Признание ценности и значения человека характерно для…
+: гуманизма
S: В антропоцентрической модели мировоззрения центральное место занимает…
+: человек, как активное, свободное, творчески мыслящее и практически действующее существо
studfiles.net