Сколько этапов включает в себя международная экономическая интеграция – Этапы экономической интеграции

Этапы экономической интеграции

Первый этап. Образование зоны свободной торговли с отменой таможенных тарифов и других ограничений между странами-участницами, На этой стадии страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но сохраняют полную свободу действий в экономических связях с третьими странами, Например, право на отмену или введение новых таможенных пошлин, либо иных ограничений, право на заключение торгово-экономических договоров, соглашений, альянсов. Вследствие этого между странами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающих их государственные границы и соответственно препятствующие льготному ввозу товаров ив третьих стран. Классическим примером такой зоны сво­бодной торговли считается Европейская ассоциация свободной торговли, существующая с I960 года.

Второй этап.

Образование таможенного союза с установлением единых тарифов в торговле и в движении рабочей силы и капитала. На этом уровне интеграции государства не только устраняют взаимные торговые барьеры, но и учреждают единую систему внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. Возникает единое таможенное пространство, ограниченное пределами входящих в него государств.

Третий этап. Возникновение экономического союза, представляющего собой начальную фазу реальной экономической интеграции. Па этой ступени государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы не только товаров, но и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. В результате формируется общее рыночное пространство, так называемый общий рынок.

Четвёртый этап.

Полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства, с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом и каждой из стран-участниц.

Последние два этапа могут включать в себя определенные подэтапы, связанные со спецификой той или иной интеграционной группировки. Большинство из существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т. е, проходит первый и второй этапы интеграционного развития.

3. Таможенные, экономические и валютные союзы.

Таможенный союз – тип м/нар. интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз — это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли .

В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:

·  снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;

· перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;

·  устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства; · унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;

· согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности; · введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами; ·   создание общей системы преференций.

Страны договариваются о создании межгос-ных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

Примеры таможенных союзов: Ассоциация ЕС с Турцией – таможенный союз между Европейским экономическим сообществом (сейчас — Европейским союзом) и Турцией, созданный в 1963 г. Центральноамериканский общий рынок – участницами таможенного союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;

Организация восточно-карибских государств – таможенный союз, созданный в 1991 г. Странами-членами этой организации являются Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины;

Центральноазиатский союз – объединяет Казахстан, Киргизию и Узбекистан. Создан в 1994 г.

Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В 1995 г. Россия и Белоруссия подписали соглашение о создании Таможенного союза. К середине 1996 г. в союз вошли также Казахстан и Киргизия, а в 1998 г. – Таджикистан. В соответствии с совместно принятыми странами СНГ решениями формирование Таможенного союза должно было проводиться в два этапа. На первом этапе должны были быть полностью отменены тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле, установлены единый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе предполагалось осуществить объединение таможенных территорий стран-основателей союза в единую таможенную территорию с перенесением таможенного контроля с внутренних на внешние границы союза. В течение 1995 г. первый этап формирования Таможенного союза был в целом завершен. Уже к середине 1996 г. была подготовлена программа мер по завершению формирования Таможенного союза, предполагалось подписание соответствующих документов. Однако оно не состоялось: различные экономические интересы стран-участниц не позволили им согласовать общий перечень тарифных и нетарифных изъятий из режима свободной торговли, унифицировать положения применяемых до сих пор двухсторонних соглашений о свободной торговле и соответствующих протоколов об изъятиях из этого режима. Это привело к возникновению новых ограничений и препятствий даже во взаимной торговле. В результате, на данный момент Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана существует чисто номинально. Следующим этапом интеграции может стать создание

общего рынка . Экономический союз
– тип м/нар. интеграции, предусматривающий наряду с общим тамож. тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень экономической интеграции . На этом этапе развития интеграции возникает потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.

Примеры экономических союзов: Экономический союз — Бенилюкс – существует с 1948 г., объединяет Бельгию, Нидерланды и Люксембург; Союз арабского Магриба – образован в 1989 г. Страны-участницы: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис;

Лагосский план действий – создан в 1973 г., объединяет все страны Африки к югу от Сахары; Союз реки Ману – договор о создании союза подписан в 1973 г. Гвинеей, Либерией, Сьерра-Леоне. Европейский союз, ЕС (с 1957 г., — Европейское экономическое сообщество, ЕЭС) – наиболее развитый экономический блок мира. Странами-основательницами системы европейских экономических сообществ являются Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. С 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. В конце 70-х и в 80-е годы членами Европейского сообщества, как тогда начали именовать все объединение в целом, стали также Греция, Испания и Португалия, а в 90-е годы — Австрия, Финляндия и Швеция. Таким образом, в настоящий момент в Европейском союзе, преобразованном из Европейского сообщества на основании Маастрихтского договора 1992 г., состоят 15 государств. Следующий этап расширения Евросоюза предполагается в мае 2004 года. К вступлению в ЕС приглашены Кипр, Чехия, Эс­тония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения. Таким образом, Евросоюз будет объединять 25 стран.

Система управления ЕС включает ряд институциональных органов. Европейский парламент – общий законодательный и представительный орган ЕС. Совместно с Европейским советом (высший исполнительный орган ЕС) Европейский парламент принимает решения по вопросам внутреннего рынка, бюджета ЕС, принятия новых членов и др. Европейский совет собирается в составе глав государств и правительств стран-участниц не реже двух раз в год. Здесь принимаются принципиальные решения относительно основных направлений экономической политики государств-членов. Совет ЕС (Совет министров) – орган, принимающий основные решения по вопросам текущей политики. Комиссия европейского сообщества — центральная институциональная структура, которой в системе органов ЕС принадлежат и исключительное право законодательной инициативы, и определенные исполнительные полномочия, и функция политического контроля за соблюдением основополагающих договоров прочими участниками процесса принятия решений в Евросоюзе. Суд ЕС следит за соблюдением законодательства ЕС на территории государств-членов, наблюдает за единообразием применения правовых документов, определяет соответствие законодательству правовых актов Комиссии и Совета и вносит решения по вопросам применения законодательных норм ЕС, если такие вопросы передаются на его рассмотрение национальными судами. Его постановления носят окончательный характер и обязательны к исполнению национальными органами власти.

Составным элементом эк. союза может стать валютный союз, когда страны переходят к унификации валютно-финансовой политики. Эк. выгоды валютного союза легко м.б. просчитаны. Эта ликвидации потерь, связанных с изменением курса валюты, ликвидация расходов на конвертацию валюты, рост прозрачности рынка, возникающей в связи с тем, что единая валюта может использоваться на всей территории стран участниц. Внутри валютного союза исключается возможность движения спекулятивного капитала. Страны участницы не нуждаются в валютных резервах для финансирования диспропорции платежного баланса. Наконец, немаловажным фактором является повышение эффективности фискальной политики. Основная проблема, которую приходится решать в стране присоединяющейся к валютному союзу, — компенсация возможных потерь, связанных с отказом от применения такого средства, как корректировка валютных курсов. Выгода от участия в валютном союзе тем выше и потери тем ниже, чем более гибко реагируют зарплата и цены на производимые страной товары, на неблагоприятные изменения в платежном балансе страны. Обязательным условием эффективного существования валютного союза является наличие единого фин. центра, который мог бы компенсировать потенциальные потери.

Фактическая программа создания валютного союза прошла несколько этапов. Еще в начале 80-ых была предпринята попытка ограничить пределы колебаний валют. В 78-м году создалась европейская валютная система. Её задача заключалась в минимизации колебаний валют. Основой системы является европейская денежная единица (экю). Каждая европейская валюта имела фиксированный курс по отношению к экю. Этот курс будучи зафиксирован, мог быть изменен только в результате общего решения стран участниц. Страны участницы обязались проводить такую денежную политику, которая обеспечивала колебания в пределах определенных рамок. Чтобы принять участие в валютном союзе, страна должна выполнить ряд критериев. Темпы инфляции не должны превышать аналогичный показатель в трех странах с наименьшим ростом цен более чем на полтора процентных пункта; процентные ставки по долгосрочным кредитам не должны превышать соответствующий показатель для трех стран с наименьшим ростом цен более чем на 2%, дефицит госбюджета не должен превышать более 3% ВВП. Назначение данных критериев вполне очевидно – без бюджетной и финансовой дисциплины валютный союз долго не продержится. На политическом уровне единую денежную политику Евросоюза формулирует Совет путем принятия решений квалифицированным большинством голосов после консультации с европарламентом и европейским центральным банком.

studfiles.net

Этапы международной экономической интеграции

Явление интеграции и его сущность

Чем шире область познания человека, тем больше методов исследования ему приходится применять. Но оказывается, что вполне можно применить совокупность уже существующих методов для познания нового. Так зародился интеграционный метод познания. Он основан на объединении (интеграции) нескольких традиционных методов различных наук. Это привело к появлению новых областей науки – биофизики, биомеханики, социометрии и пр.

Интеграцию можно наблюдать и в политической и общественной жизни. Часто политические организации и партии объединяются в единое целое для достижения определенных целей. Могут возникать новые партии или межпартийные блоки.

Замечание 1

В интеграцию могут вступать и государства. В свое время Сирия и Египет образовывали единое государство – Объединенную Арабскую республику. Правда, это образование просуществовало недолго.

Международная экономическая интеграция

Наибольшее распространение получили интеграционные процессы в экономике. Они основаны на географическом разделении труда. А это явление было вызвано неравномерным распределением природных условий и ресурсов по территории нашей планеты.

Экономическая интеграция способствует объединению разрозненных частей хозяйства в единый комплекс. Она может носить как национальный, так и международный характер. О национальном уровне интеграции можно говорить на примере экономики больших по площади стран. Тогда внутренняя политика государства будет направлена на выравнивание уровней экономического развития всех уголков государства.

Определение 1

Международной экономической интеграцией называется совокупность процессов, направленных на объединение экономик нескольких суверенных государств с примерно одинаковым уровнем развития в единый хозяйственный комплекс на базе создания устойчивых экономических связей между их предприятиями, фирмами и организациями.

Международная экономическая интеграция является высшим уровнем экономического развития мирового хозяйства в данных условиях. Она приводит к сближению и объединению национальных экономик и формированию единого мирового экономического сообщества.

Этапы интеграционного процесса

Зародились международные интеграционные процессы одновременно с появлением буржуазных отношений, на рубеже XV-XVI веков. Именно тогда начали складываться условия, благоприятные для перемещения капитала, рабочей силы и ресурсов в международном масштабе. Тогда же начали закладываться и основы мирового хозяйства. Международная экономическая интеграция, согласно современной экономической науке, проходит в несколько этапов (ступеней) развития:

  • зоны свободной торговли;
  • таможенного союза;
  • общего рынка;
  • экономического союза;
  • экономического и валютного союза.
  1. Зона свободной торговли.

    Данный этап предусматривает отмену таможенных барьеров, тарифов при взаимной торговле товарами и услугами. Но в отношениях с третьими странами проводится единая таможенная политика. Как правило зоны свободной торговли распространяются на все виды товаров, кроме сельскохозяйственной продукции (из-за различиях в природных условиях и, соответственно, в себестоимости продукта).

    Координация действий осуществляется межгосударственным секретариатом.

  2. Таможенный союз.

    На данном этапе происходит отмена таможенных тарифов, вводится система нетарифного регулирования в отношениях с третьими странами. Предусматривается беспошлинная внутриинтеграционная торговля товарами и услугами. Это происходит при полной свободе перемещения всех видов ресурсов внутри данной организации.

    Для согласования действий создаются системы межгосударственных органов, проводятся периодически совещания министров, формируется постоянно действующий межгосударственный секретариат.

  3. Общий рынок.

    Данный этап характеризуется формированием единого рынка всех видов ресурсов (товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и технологий). Координация осуществляется на совещаниях глав государств и правительств.

  4. Экономический и валютный союз.

    Эти уровни предполагают полную интеграцию национальных экономик, введение единой валютной системы, проведение единой бюджетной и денежной политики, образование наднациональных органов управления.

spravochnick.ru

Этапы международной экономической интеграции


Выделяют четыре вида (этапа) международной экономической интеграции, зону свободной торговли, таможенный союз, единый общий рынок, экономический и валютный союз.

Зона свободной торговли (ЗСТ) – первая интеграционная ступень, предусматривающая договоренность между государствами по поводу свободной от таможенных и количественных ограничений международной торговли товарами и услугами.

Положительными моментами создания ЗТС являются стабилизация и предсказуемость торговой политики государств – участниц такого альянса.

Отрицательные черты подобных соглашений состоят в том, что открытие границ определенного государства для импорта товаров и услуг из других стран может создать определенные трудности для отечественных производителей. Это связано с возможностью усиления конкуренции на внутреннем рынке и, как следствие – опасностью банкротств отечественных производителей из-за их не конкурентоспособности.

Таможенный союз (ТС) возникает на основе соглашений государств-участниц о полном упразднении таможенных пошлин при взаимообмене товарами и услугами. Кроме того, ТС предполагает создание единого для всех стран-участниц внешнего таможенного тарифа. Как правило, единый тариф распространяется не на все виды товаров и услуг, а на часть из них. ТС является более совершенной интеграционной формой международного экономического сотрудничества, чем ЗСТ, поскольку не только ликвидирует таможенные ограничения, но и требует от стран-участниц проведения единой внешнеторговой политики.

Установление единого тарифа на определенные товары или услуги дает эффект потому, что либо позволяет защитить страны Союза от внешней зависимости, либо создает условия для стимулирования производства конкурентоспособной продукции внутри Союза, что благоприятно повлияет на внутри-союзный рынок и тем самым усилит развитие интеграционных процессов внутри ТС.

Единый рынок (ЕР) представляет более совершенную форму экономической интеграции, чем ЗСТ и ТС. Помимо всего, имевшего место на предыдущих уровнях, он предусматривает унификацию технических норм, единых экологических требований, а также единой законодательной базы для внутрисоюзного предпринимательства.

Создание ЕР является длительным, сложным и противоречивым процессом. Особую трудность, как показал опыт создания Европейского общего рынка, представляет здесь проблема квот – т.е. установления долей в производстве, реализации и покупках товаров как внутри, так и за пределами каждой страны-участницы и единого рынка в целом.

Примером ЕР мог бы стать Союз между Россией и Белоруссией, а также альянс между Россией, Казахстаном и Киргизией. Однако пика эти Союзы реально малодейственны, а соглашения о свободной торговле к 2000 г. все еще не были ратифицированы парламентами этих стран (кроме случая между Россией и Белоруссией).

Экономический Союз (ЭС) – высшая форма современной межгосударственной интеграции.

Он представляет собой объединение государств на основе создания единого экономического, правового, военного и информационного пространства. ЭС, как правило, является составной частью межгосударственного союза.

В настоящее время в мире существует только один ЭС – Европейский Союз (ЕС). В рамках этого Союза, трансфрмировавшегося в 1993 г. из Европейского общего рынка, функционируют такие наднациональные органы управления, как Европейский парламент, Совет министров, Еврокомиссия, Суд и Европейский Совет.

В состав ЕС входят пока 15 европейских государств.

Экономическая часть Европейского Союза, хотя и реально существует, но все еще находится в стадии формирования. Этот процесс завершился созданием валютного Союза в 2001 г.

ЭС предполагает расширенную межгосударственную интеграцию, как в области производства, так и обращения. При этом естественным является то, что интересы (и не только экономические) стран – участниц Союза и Союза в целом не всегда могут совпадать. Более того, ЭС не только не ликвидирует межгосударственную конкуренцию, но и в ряде случаев может усиливать ее. Поэтому даже в рамках ЭС каждое отдельное государство-участник, поддерживая общесоюзный интерес, приоритетным для себя оставляет свой национальный интерес.

Так, Англия, являясь полноправным членом ЕС, в то же время пока воздерживается от подписания конвенции о свободном перемещении людей в общих границах Союза. Не торопится она и с переходом на единую общесоюзную валюту.

Не исключено, что в ряде случаев страны-участницы того или иного экономического альянса могут в определенной мере, и поступиться собственными национальными интересами.

Объединение отдельных государств в любого рода союзы не ликвидирует существующих между ними различий. В союзы могут входить как относительно богатые, так и бедные страны, экономически развитые и развивающиеся, великие державы и сравнительно малые государства.

Большая дифференциация стран, их неодинаковые возможности и различные интересы приводят к тому, что от реализации международных экономических связей они получают неодинаковый результат. Наибольшую выгоду от международной экономической интеграции получают, как правило, экономически развитые, богатые и политически стабильные государства. Это объясняется тем, что, во-первых, именно развитые страны производят сейчас наиболее прибыльную наукоемкую и трудоемкую продукцию и, во-вторых, экспорт капитала (которым, естественно, обладают богатые страны) является наиболее доходной формой современного бизнеса.

Страны-аутсайдеры различных международных экономических альянсов, вступив в них, также преследуют свой национальный экономический интерес. Не получая сверхвысоких доходов, они приобретают возможности и средства для более ускоренного чем ранее экономического роста, для достижения уровня экономически развитых и богатых стран. Таким путем прошли Япония, Австралия, Южная Корея и сейчас идут Сингапур, Тайвань и Малайзия.

Отстаивая собственные национальные интересы, страны-участницы мирохозяйственных связей усиливают конкурентную борьбу, поднимая ее на более высокий виток. Международная конкуренция сейчас ведется одновременно на двух уровнях: между странами-участницами любого экономического объединения и между отдельными экономическими ассоциациями (союзами) государств. Примерами внутрисоюзной конкуренции могут служить так называемые винные и мясные «войны» между Францией, Испанией, Италией и Германией в рамках ЕС, а также сахарная «война» между Россией и Украиной за рынки сбыта и квоты на территории стран СНГ.

Примером международной конкуренции другого уровня является борьба между США и Японией, с одной стороны, и стран ЕС за рынки на территориях России и государств СНГ.

https://mirovaja-ekonomika.ru

mirovaja-ekonomika.ru

30 Предпосылки и задачи международной экономической интеграции

Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в принципе схожие задачи:

  • Использование преимуществ экономики масштаба — обеспечить расширение размеров рынка, сокращение транзакционных издержек и извлечения других преимуществ на, основе теории экономики масштаба;

  • Создание благоприятной внешнеполитической среды-укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях;

  • Решение задач торговой политики — согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политик;

  • Содействие структурной перестройке экономики — подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок;

  • Поддержка молодых отраслей национальной промышленности — способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок.

31 Этапы международной экономической интеграции

Существует несколько основных форм интеграционных объединений:

  • зона свободной торговли — представляет собой группу из двух и более стран, в которых отменены пошлины и другие ограничительные меры во взаимной торговле в отношении товаров, происходящих из этих стран. В отношении стран, не участвующих в соглашении, каждое государство-участник зоны свободной торговли проводит самостоятельную торговую политику;

  • таможенный союз — в таможенный союз, как и в ЗСТ, входят две и более страны, которые отменили во взаимной торговле таможенные пошлины и сборы и другие ограничительные мероприятия. Но, в отличие от ЗСТ, государства-участники таможенного союза проводят единую таможенную политику в отношении третьих стран (не входящих в союз), применяя по отношению к ним одни и те же пошлины и другие мероприятия по регулированию торговли. Таможенный союз часто дополняется платёжным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы;

  • общий рынок — возникает тогда, когда таможенный союз дополняется ликвидацией барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и на пути перемещения рабочей силы и капитала;

  • экономический союз — предполагает в дополнение ко всем перечисленным выше интеграционным мероприятиям проведение странами-участницами единой экономической политики, создание системы межгосударственного регулирования социально-экономических процессов.

На практике границы между указанными типами интеграционных объединений весьма условны и их развитие может идти по восходящей — от ЗСТ к экономическому союзу.

32 Основные объединения в рамках международной экономической интеграции

Основные объединения:

  • Европейский Союз (27 стран) — крупнейшее региональное объединение, направленное на создание политического и валютно-экономического союза европейских государств с целью устранения всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капитала и людей, а также для формирования единой внешней политики и политики в сфере безопасности. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 %;

  • Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (21 страна) — форум Азиатско-Тихоокеанского региона. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. В экономиках-участницах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли;

  • Северо-Американская ассоциация свободной торговли (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой. Соглашение НАФТА вступило в силу 1 января 1994;

  • Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 г. Членами организации являются 11 стран: Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили, Боливия, Парагвай, Эквадор. Члены ЛАИ заключили между собой соглашения о преференциальной торговле.

  • Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Создана в 1967 г. В нее входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней. В июле 1997 г. в ассоциацию приняты Бирма, Лаос и Камбоджа. Общая численность населения этой группировки 330 млн. чел., ежегодный совокупный ВНП составляет 300 млрд. долл.

  • МЕРКОСУР – Общий рынок стран Южного конуса, создан в 1991 г. странами Южной Америки. В эту организацию вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Население четырех стран составляет 200 млн. чел. Суммарный ВВП превосходит 1 млрд. долл.

studfiles.net

Международная экономическая интеграция: тенденции, факторы, причины, этапы.

Международная экономическая интеграция – процесс объединения нескольких стран на региональном уровне с целью осуществления общих экономических зада, их взаимосвязь и взаимодействие.

 

Экономическую интеграцию можно разделить на:

· Микроуровень(корпоративный) — отдельные компании разных стран вступают в прямые хозяйственные связи, которые способствуют реальным движениям национальных экономик.

· Макроуровень– уровень межгосударственных соглашений, когда возникает общая стратегия экономического и политического развития страны, основанная на разработке общих правил перемещения товаров и услуг, капитала, рабочей силы.

 

Следует различать интернационализацию производства от экономических интеграций.

Интернационализация производства – объективный процесс, который обусловлен развитием производительных сил и углублений международного разделения труда, в результате чего производственные, коммерческие, научно-технические связи переносятся за пределы национальной экономики.

Международная экономическая интеграция предполагает субъективный процесс объединения с другими странами, в основе которого лежит уровень социально-экономического развития, а так же предполагаемые выгоды от этой интеграции.

 

 

Существует несколько теорий, касательно экономической интеграции:

1. Теория трудовой стоимости и факторов производства.

2. Теория географической близости (объединяются соседние страны, у которых общие традиции, культура, один уровень социально-экономического развития).

3. Теория экономических факторов производства (заключается в рациональным использовании ресурсов).

4. Теория социально-экономических эффектов (эффект «домино»)

 

Интенсивность интеграционных связей принято измерять такими показателями, как:

1. Доля внутрирегионального экспорта экспорта или импорта к совокупному ВНП региона ( в процентном соотношении).

2. Доля внутрирегионального товарооборота к совокупному внешнеторговому обороту интегрированных стран.

3. Объем взаимных прямых иностранных инвестиций внутри интеграционной группы по сравнению с прямыми инвестициями в третьи страны.

4. Количество и масштаб слияния а так же поглощения компаний внутри интеграционной группировки, а так же вне её.

 

Этапы международной экономической интеграции:

Экономическая интеграция осуществляется постепенно, от простых к более сложным формам.

Прединтеграционной форма считается форма преференциальной торговли. Суть её в том, когда соседние страны предоставляют друг другу преференции, льготы, упрощающую торговлю между ними по сравнению с другими странами. Такая льгота может состоять в снижении таможенного тарифа, снижении или отмене квотирования товара, а так же упрощение таможенных формальностей.

Различают 5 форм (этапов) интеграции:

1. Зона свободной торговли – отмена тарифных и нетарифных ограничений для перемещения товаров внутри зоны при сохранении каждой страной-участницей собственной внешнеторговой политики по отношению к третьим странам (на этой стадии интеграции находятся интеграционные объединения НАФТА, АСЕАН).

2. Таможенный союз – н ряду с функциями зоны свободной торговли проводится единая внешнеторговая политика по отношению к третьим странам, формируется единая внешняя граница (МЕРКОСУР).

3. Общий рынок – наряду с функцией таможенного союза, беспрепятственно осуществляются трансграничные перемещения всех факторов производства. Формируются наднациональные, законодательные, исполнительные и судебные структуры. Осуществляется унификация национального законодательства.

4. Экономический и валютный союз – наряду с функциями общего рынка происходит согласование социально-экономической и валютной политики. Осуществляется сближение стран союза, вводится единая валюта.

5. Политический союз – наряду с функциями экономического и валютного союза осуществляется переход к общей политике безопасности, единой структуре правосудия и внутренних дел, вводится единое гражданство.

Существуют статистические и динамические эффекты, возникающие вследствие экономической интеграции.

К статистическим эффектам, возникающим вскоре после вступления страны в союз, относят:

1. Эффект создания торговли или расширения внутрирегиональной торговли.

2. Эффект отклонения торговли или сокращения торговых операций с третьими странами, даже если издержки производства и обращения в третьих странах ниже, чем внутри союза.

К динамическим эффектам, которые возникают постепенно в ходе развития интеграционных процессов, можно отнести:

1. Расширение рынка страны, входящих в группу, и обусловленный этим рост масштабов производства, а значит и сокращения издержек на единицу продукции.

2. Развитие инфраструктуры стран-участниц.

3. Стимулирование ниокр.

4. Постепенное поднятие уровня жизни населения, особенно экономически более слабых стран.

 

Интеграционные объединения

Первым интеграционным объединением рассматривают ЕС. Началом создания ЕС послужило Парижское соглашение 1951г. ЕОИС, куда вошли 6 стран – Франция, ФРГ, Италия и страны Бенилюкс. Дальнейшее развитие ЕС получил в 1957 году – Римское соглашение о создании Европейского Экономического Сообщества и Европейского Сообщества по атомной энергии.

Основные этапы становления ЕС:

1. Конец 50-х – середина 70-х. Считается «золотым веком». Он ознаменовался досрочным созданием таможенного союза в сравнительно успешном формировании единого аграрного рынка, а так же вступлением в ЕС трёх новых стран – Великобритании, Дании и … Конкретными целями создания Европейского Экономического Сообщества были:

· Постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами

· Ликвидация торговых ограничений во взаимной торговле стран-участниц.

· Установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам.

· Достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов, предоставление услуг.

· Обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.

2. Середина 70-х – середина 80-х годов. Данный этап считается застоем. На данном этапе в ЕС вступает Греция и принимается программа валютного сотрудничества («валютная змея»). Суть состоит в том, что изменение курса валют в одной стране автоматически должен изменяться в других странах.

3. Вторая половина 80-х – начало 90-х – этот этап характеризуется дальнейшим расширением, вступает Испания и Португалия, а так же принимается единый европейский акт о создании ЕС.

4. Середина 90-х – настоящее время. В соответствии с единым европейским актом было введено свободное передвижение факторов производства внутри границ сообщества. 1 января 1994 года – начало реализации Махстрийского соглашения, которое определило этапы создания единого валютного союза, как основы Европейского союза.

Этапы создания валютного соза:

1. 1998-2001 – определение критериев вступления в ЕС, а именно:

· уровень инфляции – не более 3% в год.

· Дефицит государственного бюджета – не более 3%

· Постоянный рост ВВП.

2. 2001-2003 – введение безналичных евро в оборот, установление жёстких курсовых привязок.

3. Январь 2002 – введение наличного евро в течении года, обмен национальных валют на евро. Так же создание единого эмиссионного центра.

Таким образом, в ЕС созданы наднациональные органы (институты), приняты отдельные нормативные акты, имеющие силу закона и обязательные к исполнению во всех странах. В настоящее время в ЕС входит 15 старых, 10 восточноевропейских стран-участниц, плюс 2 – Болгария и Румыния.

 

НАФТА – североамериканская зона свободной торговли. Начала своё существование с 1 января 1994 года, куда вошли США, Канада, Мексика.

Основные положения соглашения (договора):

1. Отмена таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой страны-участницы.

2. Защита североамериканского рынка от экспансий азиатских , европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путём реэкспорта своих товаров в США через Мексику.

3. Снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковском и страховом деле Мексики.

4. Создание трёхсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.

Наибольшую выгоду от создания НАФТА получили США и Мексика. США увеличили рынок сбыта своих товаров и услуг, Мексика получила дополнительные инвестиции капитала, наполнила рынок высококачественными товарами, повысила уровень жизни населения, а так же конкурентоспособность продукции, а так же новые рынки сбыта. Канада практически не получила особых выгод.

 

МЕРКОСУ – южноамериканская зона свободной торговли. Создана в 1995 году, в неё вступили Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Они образовали соответствующие комиссии и поэтапно снижают таможенные пошлины. В настоящее время к ним присоединились Чили и Боливия. В перспективе должны присоединиться другие страны: Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор.

Создание МЕРКОСУ привело к резкому увеличению взаимной торговли, расширению торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками.

 

Интеграционные процессы так же наблюдаются в азиатском тихоокеанском регионе, где в настоящее время существует интеграционное объединение как АСЕАН, куда входят Сингапур, Малайзия, Индонезия, Тайланд, Бруней, Филиппины, Вьетнам. Основная сфера деятельности — снижение таможенных пошлин и создание зоны свободной торговли. Последнее время в данном регионе преобладает такое интеграционное объединение, как АТЭС. Это организация, в которую входят 21 государство, основные вопросы решаются на встречах глав государств или правительств, 2 раза в год.

Особенности АТЭС:

1. Отсутствие наднациональных органов управления.

2. Входят страны, различные по своему социально-экономическому развитию.

3. Отдельные страны входят в другие экономические союзы.

4. Это весьма перспективный и быстро растущий ёмкий сегмент мирового рынка.

ГУАМ – Грузия, Украина, Армения, Молдова. Создана в 1997 году.

 

4 гл. – хозяйственные комплексы – СУРС.

 




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *