Социальная позиция человека в обществе или группе наделяющая его – Тест по обществознанию по теме «Социальная структура общества» (8 класс)

Тест по обществознанию по теме «Социальная структура общества» (8 класс)

Тест Социальная структура общества ОБЩ 8 кл.

Вариант 1

Аl. Перемещение отдельных людей и целых групп в рамках социальной системы:

l) социальная структура

2) социальная мобильность
3) социальный лифт

4) социальная стратификация

А2. Для какой группы характерно требование соблюдения определенной дисциплины?

1) малой 3) неформальной

2) формальной 4) первичной

АЗ. Верны ли суждения о конфликте: а) конфликт, затрагивающий интересы большинства государств мира, называется локальным; б) конфликт несет в себе конструктивное начало

1) верно только а

2) верно только б

3)верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А4. Верны ли суждения о стратах общества: а) основными критериями деления общества на страты считают доход, власть и образование; б) современные страты не являются замкнутыми группами?

1) верно только а

2) верно только б

3)верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Вl. Что из перечисленного является лифтом, способствующим вертикальной социальной мобильности?

  1. вступление в брак

  2. образование

  3. перемена места жительства

  4. политическая деятельность

  5. пассивное наблюдение

  6. надежда на везение, удачу

Ответ: _

Тест Социальная структура общества ОБЩ 8 кл.

Вариант 1

Аl. Социальная позиция человека в обществе или группе, наделяющая его определенными правами и обязанностями:

1) социальная роль 3) социальная страта

2) социальная структура 4) социальный статус

А2. В рамках отдельного общества наиболее масштабным конфликтом является:

1) ссора между членами одной группы
2) социальная революция

3) политические выборы

4) критика правительства

АЗ. Верны ли суждения о первичной группе: а) первичная группа играет наиболее важную роль в социализации личности; б) примером первичной группы является семья?

1) верно только а 3) верны оба суждения

2) верно только б 4) оба суждения неверны

А4. Верны ли суждения о социальной мобильности: а) социальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека; б) социальная мобильность в странах традиционного общества выше, чем в индустриальном обществе?

1) верно только а

2) верно только б
3)верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Вl. Какие из приведенных примеров являются горизонтальной социальной мобильностью?

  1. переход рабочего с одного завода на другой

  2. повышение военнослужащего в звании

  3. назначение директора школы министром образования

  1. переезд семьи в другой город

  2. переход директора магазина на должность продавца

  3. перевод врача скорой помощи в другую бригаду

О т в е т: _

infourok.ru

Социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями, социологи называют

Принцип исторического материализма – основа социологии
(*ответ*) К.Маркса
 М.Вебера
 Т.Куна
 Э. Дюркгейма
Продолжительные беседы с респондентом без строгой детализации вопросов – это _ интервью
(*ответ*) свободнее
 формализованное
 стандартизированное
 плановое
Разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, пространственной близостью ее членов, единством целей и деятельности – это «_ группа»
(*ответ*) первичная
 вторичная группа
 номинальная группа
 реальная группа
Роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы в обществе или социальной общности, – это «_»
(*ответ*) социальная функция
 социальная динамика
 социальное взаимодействие
 социальное действие
С точки зрения _, общество – это абстрактная сущность, которую познать невозможно
(*ответ*) феноменологии
 теории социальных систем
 структурного функционализма

 бихевиоризма
Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют
(*ответ*) теории среднего уровня
 общесоциологические теории
 конкретно-социологические исследования
 теории фундаментальной социологии
Собирательное понятие, характеризующее основные установки социолога, реализуемые в процессе социологического исследования и ведущие к расширению и углублению сферы социологического знания – это социологический(ая)
(*ответ*) метод
 парадигма
 закономерность
 процедура
Совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения, – это «_»
(*ответ*) номинальная группа
 большая социальная группа
 малая социальная группа
 квазигруппа
Совокупность операций, приемов, процедур установления социальных фактов, их обработки и анализа – это _ социологического исследования
(*ответ*) методика
 метод
 техника
 инструментарий
Совокупность упорядоченных связей и отношений, в которые вступают индивиды, социальные группы и общности по поводу условий их жизнедеятельности, – это социальная(ый)
(*ответ*) структура
 общность
 процесс
 институт
Социальная работа как система деятельности соответствующих учреждений, идей, общественных связей, как социальный институт представляется в рамках _ парадигмы
(*ответ*) функционалистской
 интерпретативной
 радикально-гуманистической
 радикально-структурной
Социальная реальность как способ понимания людьми социальных фактов рассматривается в рамках
(*ответ*) парадигмы социальных дефиниций
 парадигмы социальных действий
 парадигмы психологического детерминизма
 конфликтологической парадигмы
Социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями, социологи называют
(*ответ*) статусом
 институтом
 ролью
 ролевым набором

www.soloby.ru

Позиция человека в обществе с определенным набором прав и обязанностей

3) достигнутый уровень продвижения по служебной лестнице

4) характер чувств (симпатий или антипатий), испытываемых к человеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников

43. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – ЭТО…

1) понимание индивидом своего места среди окружающих людей

2) отношение, выказываемое нами к окружающим нас людям

Характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса

4) положение, занимаемое человеком в своей социальной группе и признаваемое окружающими как должное

44. В ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ВХОДИТ…

1) материальный доход человека

2) гражданство человека

3) профессия человека

Социальное положение человека

45. СТАТУСНЫЙ НАБОР – ЭТО…

1) совокупность всех ролей, принадлежащих одному статусу

Совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду

3) совокупность всех статусов, существующих в обществе

4) совокупность всех ролей в течение всей жизни индивида

46. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – ЭТО…

1) поведение человека, обладающего соответствующими правами и обязанностями

2) положение человека в обществе, определенное степенью его авторитета

3) поведение человека, обусловленное его морально-нравственными позициями

Ожидаемое поведение человека в обществе со стороны других людей

47. ЛИЧНЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ…

1) мнением большинства людей любой социальной группы

2) оценкой большинства людей малой социальной группы

3) оценкой малой социальной группы

48. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – ЭТО:

1) наиболее часто повторяющаяся социальная роль человека

2) интеллектуальный уровень личности

3) ожидаемое со стороны общества поведение человека, сопоставляемое с его возможностями

Положение человека в обществе

5) самооценкой личностью своего положения

49. СТАТУСНАЯ ИЕРАРХИЯ – ЭТО:

1) классификационный порядок неравенства социального престижа в зависимости от различного положения индивидов в социальной системе

Система элементов, расположенных от низшего к высшему, и характеризующая многоуровневость социального целого

3) совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции

4) соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе

50. СТАТУСНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ – ЭТО…

Представление о субординированности позиций индивидов в системе отношений в малой группе.

2) позиция индивида в обществе

3) распределение благ в зависимости от социального статуса



4) горизонтальная мобильность

51. СОВОКУПНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ВЫПОЛНЯТЬ ЧЕЛОВЕК, ЗАНИМАЮЩИЙ КАКУЮ-ЛИБО ПОЗИЦИЮ В ОРГАНИЗАЦИИ, НАЗЫВАЮТ…

Социальной ролью

2) социальным поведением

3) социальным статусом

4) социальной ориентацией

52. ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ ВЫБРАТЬ ВЕРНОЕ::

А) АСКРИПТИВНЫЙ СТАТУС ПРИОБРЕТАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЛИЧНЫХ УСИЛИЙ;

Б) ДЕСКРИПТИВНЫЙ СТАТУС ДАЕТСЯ ОТ РОЖДЕНИЯ…

1) верно только Б

Оба суждения неверны

3) верно только А

4) оба суждения верны

53. ОПРЕДЕЛЕННАЯ ИЕРАРХИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ, ЗАНИМАЕМАЯ ИНДИВИДОМ В ОБЩЕСТВЕ, НАЗЫВАЕТСЯ…

1) социальной функцией

Социальным статусом

3) социальной ролью

4) социальной диспозицией

54. ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДА В МАЛОЙ ГРУППЕ НАЗЫВАЮТ ЕГО ___________ СТАТУСОМ.

1) ролевым

2) сопутствующим

Личным

4) малым

55. ПРЕДПИСАННЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ…

1) образованием

2) квалификацией

3) должностью

Национальностью

56. ПРИМЕРОМ СМЕШАННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА, ТО ЕСТЬ ТАКОГО, КОТОРЫЙ ОБЪЕДИНЯЕТ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОСТИГАЕМОГО И ПРЕДПИСАННОГО, ЯВЛЯЕТСЯ СТАТУС…

1) мужчины

2) сына

Безработного

4) женщины

57. ПРОЦЕСС ПОЯВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФЕССИЙ, СТАТУСОВ И ГРУПП В РЕЗУЛЬТАТЕ УСЛОЖНЕНИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА НАЗЫВАЕТСЯ…

1) социальной интеграцией

2) социальной мобильностью

Социальной дифференциацией

4) социальной стандартизацией

58. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ГРУППЕ ИЛИ В ОБЩЕСТВЕ НАЗЫВАЕТСЯ…

1) амплуа

2) местом

3) ролью

Статусом

59. СРАВНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ МОМЕНТ КАРЬЕРЫ ТЕХ И ДРУГИХ – ЭТО…

Межпоколенная социальная мобильность

2) вертикальная социальная мобильность

3) групповая социальная мобильность

4) горизонтальная социальная мобильность

60. ПОСТОЯННОЕ РАНЖИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ И РОЛЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НАЗЫВАЕТСЯ…



1) диффузия

Дифференциация

3) стратификация

4) интеграция

61. ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ:

А – ДЕТСКИЙ ВРАЧ – ЭТО ПРИМЕР АСКРИПТИВНОГО СТАТУСА;

Б – ДЕТСКИЙ ВРАЧ – ПРИМЕР ДЕСКРИПТИВНОГО СТАТУСА –ВЫБРАТЬ ВЕРНОЕ:

Верно только Б

2) оба суждения не верны

3) оба суждения верны

4) верно только А

62. ЛИЧНЫЙ (ЛИЧНОСТНЫЙ) СТАТУС – ЭТО ПОЗИЦИЯ, ЗАНИМАЕМАЯ ИНДИВИДОМ…

1) в общественном транспорте

2) в производственном коллективе

В первичной малой группе

4) в большой социальной общности

63. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – ЭТО ПОЗИЦИЯ, ЗАНИМАЕМАЯ ИНДИВИДОМ…

1) в семье

2) в школьном классе

3) в первичной малой группе

cyberpedia.su

Конспект урока по обществознанию Социальный статус и социальные роли

Тема: Социальные статусы и роли

Класс 8

Учитель истории и обществознания Труханова Анастасия Александровна

(Урок-квест на уроке обществознания)

Тип урока: комбинированный

Цели: дать представление о социальных статуса и ролях человека в обществе.

Задачи урока:

1. Рассмотреть понятие «социальный статус» и «социальная роль» .

2. Познакомить учащихся с основными видами социального статуса: прирожденным и достигаемым.

3. Развивать умения работать в парах.

4. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

5. Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

Планируемые результаты:

Учащиеся знают понятие социальный статус; различают основные виды социального статуса: прирожденный и достигаемый; владеют понятиями «социальная роль», «социальный статус» и оперируют ими; умеют на основе заданных критериев определить вид статуса.

Формы и методы обучения: методы: наглядный, частично-поисковый, практический.

Методы контроля: устный, письменный.

Приемы: проблемные вопросы.

Формы: индивидуальная, в парах, фронтальная.

Основные понятия: социальный статус, социальная роль, основные виды социального статуса: приписываемый и достигаемый..

Оборудование: учебник Обществознание. Под редакцией Л. Н. Боголюбова Н. И. Городецкой — М.,»Просвещение»-2012г , рабочие листы, презентация, проектор, экран.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний учащихся по теме «Социальная структура общества»

•Проверка домашнего задания – экспресс — тестирование. Приложение 1

Затруднение может вызвать 1вопрос 2 варианта. А почему?

Появились новые понятия. Какие?

«Социальный статус» и есть новое для вас понятие и тема сегодняшнего урока. Сформулируйте тему урока.

III. Изучение нового материала.

План:

1. Социальная позиция человека в обществе

2. В поисках себя

3. Отцы и дети

4. По признаку пола

  1. Кто мы такие? Кто я? Кем я являюсь в обществе? Как меня воспринимают люди? Но это вопрос не ком не. Это вопрос ко всем людям. Давайте попытаемся, ответь – а кто же мы в действительности.

В учебнике с. 190 п.24 п.1 и находим определение «социальный статус». Та позиция, которую занимает человек, согласуясь с определённым ему статусом называется социальным статусом. Социальных статусов у человека в жизни великое множество. И в какой — то момент тот или иной социальный статус выходит на первый план (в школе ученик, дома ребёнок в семье.)

Таким образом, социальный статус – это постоянно изменяющаяся позиция.

Учитель сообщает, что различают предписанный и достигаемый статусы

Что относится к предписанным и достигаемым см.с.191 учебника

Записывают определение.

Типы социальных статусов:

• Приписанный (предписанный) принадлежит человеку от рождения

• Достигаемый статус человек обретает собственными усилиями (профессия, место работы, образование, семейное положение)

2. Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности и предполагает соответствующее поведение. Ожидаемое от человека данного статуса поведение – социальной ролью.

Соц. роли, которые характерны для школьников? Вот кто вы? Вы ученики 8 класса. Мальчики или девочка. Вы спортсмены. Вы сын или дочь, внук или внучка. Вы граждане России и т.д. И так можно до бесконечности. У вас у каждого есть масса статусов, которые несут определённую информацию.

Самыми яркими и типичными социальными ролями и статусами являются:

1. Социальные роли и статусы, определённые возрастом. С возрастом идёт становление человека, его осознание себя в окружающем мире, его изменения по отношению к окружающим. Возрастная лестница откладывает очень весомый отпечаток на том социальном статусе, который человек несёт в себе.

С другой стороны, человек и реализует себя в окружающем мире, согласуясь именно с этим статусом и соответствующей социальной ролью. От ребёнка ожидают действий, согласующихся с его социальной ролью: он сын, ученик, футболист, к примеру. И он живёт, согласуясь со своим социальным опытом: если он выходит на футбольный матч со взрослыми людьми, то он может проиграть. Но это будет хороший урок на будущее, ведь ребёнок будет видеть, как надо играть лучше, и будет накапливать опыт. Но когда проигрыш случается с более взрослым, опытным игроком, то он воспринимается совершенно по-иному с точки зрения того, каков эмоциональный эффект. Получается, что возрастная градация – это очень важный момент в определении социальной роли и статуса человека.

2. Другой тип социальной градации определяется полом. Если человек родился мальчиком, то его с детства приучают к тому, чтобы быть мужчиной: ему дарят не кукол, а машинки, солдатиков, конструктор, то есть так называемые «мужские подарки». Мальчик должен вырасти мужчиной-защитником, мужчиной-добытчиком семейного благополучия в будущем.

То же самое по отношению к девочке, но в этом случае существует несколько иная градация. Девочка – будущая мать, хранительница домашнего очага и, соответственно, ей делают подарки, которые помогут в будущем успешно выполнять свою социальную роль.

Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но взаимодействуют и взаимодополняются. Например, мужчине значительно легче достичь статуса президента или главы фирмы, чем женщине. Можно утверждать о разных возможностях достижения высоких статусов сыном крупного руководителя, с одной стороны, и сыном крестьянина — с другой. Основное социальное положение субъекта в обществе является частично предписанным, а частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого субъекта. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемыми статусами условна, Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты.

Пример с.192 последний абзац. Читают, отвечают на вопрос.

Какие же социальные статусы и социальный роли являются типичными и яркими в жизни?

Даже если мы осознаём себя как людей, играющих ту или иною социальную роль, понимаем, каков наш социальный статус в определённые периоды жизни, всё равно поиск себя остаётся главным в жизни.

Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью.

Пример: отличник – это человек у которого все пятёрки. Но бывает и такое, что в четверти выходит несколько четвёрок. Однако окружающие всё равно ассоциируют поведение данного ученика как отличника. Отличие социального статуса от социальной роли заключается в том, что что социальная роль

– это ожидаемое поведение человека от того социального статуса, которого достиг человек.

Положение учащегося требует от личности соответствующего поведения: посещать школу, выполнять домашнее задание, следовать определённому распорядку и т.д.

Иная социальная роль у руководителя предприятия, школы. Его главная задача в том, что бы наладить дело, контролировать процесс и т.д.

Что же произойдёт, если ожидания не оправдаются, если человек отойдет от ожидаемых моделей поведения?

Таким образом, общество мерами поощрения и наказания, т.е. различными санкциями, поддерживают поведение, предписываемое социальной ролью.

IV. Закрепление изученного материала : заполнить рабочие листы (приложение 2). Проверка индивидуально

V. Домашнее задание: Прочитать параграф 24, выучить определения. Задания на рабочих листах доделать.

Задание дополнительное:

Какие права и обязанности предполагает социальная роль ГРАЖДАНИН?

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Покажите на смайлике ваше настроение на уроке.

урок понравился урок не понравился другое

Укажите, что вызвало наибольший интерес

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

Приложение 1. Социальная структура общества

Вариант 1

А1. Перемещение отдельных людей и целых групп в рам¬ках социальной системы:

1) социальная структура

2) социальная мобильность

3) социальный лифт

4) социальная стратификация

А2. Для какой группы характерно требование соблюдения определенной дисциплины? 1) малой 3) неформальной 2) формальной 4) первичной

A3. Верны ли суждения о конфликте: а) конфликт, затрагивающий интересы большинства государств мира, называется локальным; б) конфликт несет в себе конструктивное начало?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Верны ли суждения о стратах общества: а) основными критериями деления общества на страты считают доход, власть и образование; б) современные страты не являются замкнутыми группами?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Что из перечисленного является лифтом, способствующим вертикальной социальной мобильности?

1) вступление в брак 2) образование 3) перемена места жительства

4) политическая деятельность 5) пассивное наблюдение

6) надежда на везение, удачу

Вариант 2

А1. Социальная позиция человека в обществе или группе, наделяющая его определенными правами и обязанностями:

I) социальная роль 3) социальная страта 2) социальная структура 4) социальный статус

А2. В рамках отдельного общества наиболее масштабным

конфликтом является: 1) ссора между членами одной группы

2) социальная революция 3) политические выборы 4) критика правительства

A3. Верны ли суждения о первичной группе: а) первичная группа играет наиболее важную роль в социализации личности; б) примером первичной группы является семья? 1) верно только а 3) верны оба суждения 2) верно только б 4) оба суждения неверны

А4. Верны ли суждения о социальной мобильности: а) социальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека; б) социальная мобильность в странах традиционного общества выше, чем в индустриальном обществе?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Какие из приведенных примеров являются горизонтальной социальной мобильностью?1)переход рабочего с одного завода на другой

2)повышение военнослужащего в звании

3)назначение директора школы министром образования

4)переезд семьи в другой город

5)переход директора магазина на должность продавца

6)перевод врача скорой помощи в другую бригаду

Рабочий лист по теме «Социальные статусы и роли».

Задание № 1. Главный, личный и социальный статусы.

1. Что такое главный статус?

Главный статус – это__________________________________________________________

________________________________________________________________

Определите свой главный статус._______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание № 2. Предписываемый и достигаемый статусы.

  1. Что такое предписываемый статус.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие три социальных статуса считаются прирождёнными?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что такое достигаемый статус?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каким образом человек его достигает?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Определите свой статусный набор.

Предписываемые статусы Достигаемые

1)____________________________ 1) _________________________

2) ____________________________ 2) _________________________

3) ____________________________ 3) _________________________

4) ___________________________ 4) _________________________

5) ____________________________ 5) _________________________

______________________________ ___________________________

______________________________ ___________________________

______________________________ ___________________________

______________________________ ___________________________

Задание № 3. Социальные роли личности.

Вопросы и задания:

  1. Что такое социальная роль? Какой конкретный набор действий предполагает роль ученика._______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Социальный статус человека в обществе

Социальным статусом называется положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе.

Каждый человек является членом различных социальных групп и соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называетсястатусным набором. Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называетсяглавным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.

Статусы подразделяются напредписанные (получаемые в силу рождения) идостигаемые (которые приобретаются целенаправленно). Чем свободнее общество, тем менее важными становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые.

Человек может обладать разными статусами. Например, его статусный набор может быть таким: мужчина, неженатый, кандидат технических наук, специалист по компьютерному программированию, русский, горожанин, православный и т. д. Ряд статусов (русский, мужчина) получен им от рождения — это предписанные статусы. Ряд других статусов (кандидат наук, программист) он приобрел, приложив к этому определенные усилия, — это достигаемые статусы. Предположим, что этот человек идентифицирует себя, прежде всего, как программиста; следовательно, программист — его главный статус.

 

Социальный престиж человека

Понятие статуса обычно связывается с понятием престижа.

Социальный престиж — это общественная оценка значимости того положения, которое человек занимает в социальной структуре.

Чем выше престиж социальной позиции человека, тем выше оценивается его социальный статус. Например, престижными считаются профессии экономиста или юриста; образование, полученное в хорошем учебном заведении; высокая должность; определенное место проживания (столица, центр города). Если говорят о высокой значимости не социальной позиции, а конкретного человека и его личных качеств, в этом случае имеют в виду не престиж, аавторитет.

Социальная роль

Социальный статус является характеристикой включенности человека в социальную структуру. В реальной жизни статус человека проявляется через те роли, которые он играет.

Социальная роль представляет собой совокупность требований, которые предъявляются обществом к лицам, занимающим конкретную социальную позицию.

Иными словами, если кто-то занимает в обществе определенное положение, от него будут ожидать соответствующего поведения.

От священника ожидают поведения, соответствующего высоким моральным стандартам, от рок-звезды — скандальных поступков. Если священник станет вести себя скандально, а рок-звезда — читать проповеди, это вызовет недоумение, недовольство и даже осуждение публики.

Для того чтобы чувствовать себя комфортно в обществе, мы должны ожидать, что люди будут исполнять свои роли и действовать в рамках предписанных обществом правил: преподаватель в вузе будет учить нас научным теориям, а нелженаучным

; врач будет думать о нашем здоровье, а не своем заработке. Если бы мы не ожидали от других исполнения своих ролей, мы не смогли бы никому доверять и наша жизнь наполнилась бы враждебностью и подозрительностью.

Таким образом, если социальный статус — это позиция человека в социальной структуре общества с определенными правами и обязанностями, то социальная роль — это функции, выполняемые человеком в соответствии со своим статусом: поведение, которое ожидают от обладателя этого статуса.

Даже при одинаковом социальном статусе характер исполняемых ролей может значительно варьироваться. Это связано с тем, что исполнение ролей носит личностную окраску, а сами роли могут иметь разные варианты исполнения. Напри м с р. обладатель такого социального статуса, как отец семейства, может относиться к ребенку требовательно и строго (играть свою роль в авторитарном ключе), может строить отношения в духе сотрудничества и партнерства (демократический стиль поведения) или может пустить события на самотек, предоставив ребенку широкую степень свободы (попустительский стиль). Точно таким же образом разные актеры театра сыграют одну и ту же роль совершенно по-разному.

В течение жизни положение человека в социальной структуре может изменяться. Как правило, эти изменения связаны с переходом человека из одной социальной группы в другую: из неквалифицированных рабочих в специалисты, из жителей села в горожане и т.д.



infopedia.su

Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе.


ТОП 10:

Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например, в компании друзей, означает иметь неформальный, или лич­ный статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, консерватором, бизнесменом значит зани­мать формальный (социальный) статус. Иными словами, за­нимать определенное место в системе общественного разделе­ния труда.

Статус реализуется через роль. Быть мужем означает иметь статус «муж» и выполнять роль мужа. Любой статус состоит из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции обще­ство закрепляет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисципли­ной, т.е. выполнять определенную роль. Правда, один человек ответственно подходит к своим обязанностям, а другой — нет, один применяет мягкие методы воспитания, а другой — жесткие, один доверителен с учениками, а другой держит их на расстоянии. Иначе говоря, люди ведут себя по-разному в од­ной и той же позиции, т.е. придерживаются разных моделей по­ведения (ролей).

Модель поведения в соответствии с формальными правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом, называет­ся ролью.

Одни и те же обязанности можно выполнять по-разному, следовательно, у одного статуса может быть много ролей. Но человек, находясь в одном и том же статусе, как правило, при­держивается одной роли. Хотя тот же самый человек может об­ладать множеством статусов: мужчина, русский, православ­ный, военнообязанный, муж, студент и т.д. Итак, у одного человека множество статусов и столько же ролей.Роль — дина­мическая характеристика статуса. Статус может быть пустым, а роль нет.

Совокупность пустых, т.е. незаполненных людьми статусов, об­разует СОЦИАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, муж­чина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик и т.д. — их можно пересчитать по пальцам. А в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40000, семейно-брачно-родственных от­ношений более 200 (деверь, сноха, кузина… продолжайте пере­чень сами), многие сотни политических, религиозных, эконо­мических. На нашей планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа — нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными.

Итак, сделаем первое обобщение: первокирпичики предмета социологии — статусы и роли. Первые дают статическую, а вто­рые динамическую картину общества. Совокупность незаполнен­ных статусов дает нам социальную структуру общества.

Ее можно уподобить пчелиным сотам в улье: множество пу­стых ячеек плотно подогнаны друг к другу. Социальные соты скреплены особо прочным фундаментом — социальными фун­кциями.

Это тоже очень простое понятие. В чем состоит функция учи­теля? Передавать свои знания, оценивать успехи, следить за дис­циплиной. Догадываетесь, о чем идет речь? Конечно, это знако­мые нам права и обязанности. Они относительны. Почему? Статус учителя относителен статуса ученика, но не работника гороно, родителя, офицера, русского и т.д. Относительность оз­начает функциональную взаимосвязь статусов. Вот почему соци­альная структура не просто совокупность, а функциональная взаимосвязь статусов. Слово «относительность» связано не толь­ко с функциями, но и с отношениями. Выполняя свои обязан­ности, учитель вступает в определенные отношения с учени­ком, а тот — с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом, таксистом и т.д.

Мы можем смело утверждать, что социальные статусы связа­ны социальными отношениями, личные статусы связаны межлич­ностными отношениями. Общество опутано огромной сетью соци­альных отношений, под ней, этажом ниже, расположена другая сеть — межличностных отношений.

Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундаментальное — социальные отношения. Начальник цеха может относиться к рабочему с большой симпатией. Личные отношения у них замечательные. Но если второй плохо справ­ляется со своей профессиональной ролью, не соответствует статусу, первого уволят. Начальник и подчиненный — соци­альные роли.

Итак, наш второй вывод: статусы связаны между собой соци­альными функциями, которые проявляются через социальные. Функции и отношения, наподобие цемента и песка, создают прочный раствор, скрепляющий социальную структуру.

Присмотритесь, последняя у нас разрослась и стала много­слойной: статусы, права и обязанности, функции, социальные отношения. Что мы забыли? Конечно,роли. Как и договори­лись, роли, в отличие от статусов, дают динамическую картину общества. Так оно и есть. Роль без человека ничто. Роль требует своего актера.

Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между со­бой в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся процесс.

Только регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения. И снова — динамика и статика. Если человек однажды научил чему-либо подростков, то какой же он учитель? Учитель — постоянная функция (т.е. соци­альная позиция в обществе), так же, как обучение, — регуляр­ное взаимодействие. Только тогда оно становится социальным. Взаимодействие, действие, поведение, роль — все это очень близкие, даже родственные понятия. И мы об этом будем еще говорить.

Анализировать социальную роль, не рассматривая, что такое человеческая личность, занятие праздное. Всю жизнь мы учимся правильно исполнять социальные роли, следовать предписан­ным нормам и обязанностям.




infopedia.su

Социальный статус и положение человека в обществе: современные символы статуса

Современные символы статуса: что это такое? Какие символы статуса работают в наше время?

Каждый человек принадлежит к тем или иным социальным группам, классам. Эта принадлежность наделяет его какими-то отличительными чертами и характеристиками. Но не только социальная группа формирует человека. Зачастую ему самому приходится поддерживать и чем-то обозначать свое положение в обществе, выгодно «выделяться» из всей массы людей.

Они показывают достаток человека. С их помощью узнают «своих», находят ключ к общению с окружающими. Они — символы статуса. Зачем люди окружают себя символами положения в обществе? Давайте попробуем разобраться.

Что такое статус?

По определению, социальным статусом считается положение, занимаемое человеком (или социальной группой) в обществе. На бытовом уровне социальный статус считается важной частью самоопределения человека. Представление о положении в обществе на некоторых этапах развития личности помогает ставить цели и обозначать необходимый для их достижения круг задач.

Философская энциклопедия трактует статус как позицию человека в общественной системе. Позиция определяется по системе экономических, профессиональных и этических признаков. В зависимости от того, наследуется ли признак (как, например, пол, раса) или приобретается в ходе жизни (например, профессиональный опыт, личные достижения), выделяют предписанный и достигаемый статусы. Соответственно, предписанные статусы человек получает по факту рождения – принадлежность к определенному полу, национальности, расе, заданным биологически помимо человеческой воли и сознания. Достигаемые же статусы приобретаются человеком благодаря определенным усилиям – квалификация, образование, должность и т.п. Считается, что, чем свободнее общество, тем более важную роль играют достигаемые статусы, и менее важную – предписанные.

Положение в обществе тесно связано с социальной ролью, другими словами, с работой, выполняемой на благо людей. Стоит отметить, что понятие статуса и указанные выше признаки постоянно меняются.

Так, статус войскового офицера русской императорской армии век назад связывался с доходами выше среднего, всесторонним образованием по стандартам строже мировых и жестким кодексом чести. К середине 1980-х значительная часть офицеров армии СССР служила вдали от крупных городов, но обеспечивалась жильем. Размер жалования зависел от рода войск и места службы, однако доход был значительно выше среднего. Образование по-прежнему считалось лучшим. Кодекс чести хоть и соблюдался, но считался пережитком.

Сейчас войсковые офицеры материально обеспечены на среднем уровне, а местами и ниже. Образование на среднем уровне, а пресловутый кодекс чести восстанавливается.

Российские ветеринары, 100 лет назад входившие в элиту наравне с офицерами, сейчас на полном самообеспечении. Но так было далеко не всегда. Так, в начале прошлого века российские ветеринары при поступлении на государственную должность получали жилье и средства на самостоятельное оборудование лечебницы. Предварительно они обучались в лучших высших учебных заведениях и получали моральную закалку. Ведь работать приходилось буквально «у черта на куличках». После первой Мировой войны ветеринаров приходилось искать по всей стране. Специалистов не хватало настолько, что началась животноводческая катастрофа, и в конце 1920-х гг. ветеринарную службу передали в НКВД. Ветврачам присвоили офицерские звания, обеспечили соответствующим жалованием и даже пайками. Уровень образования упал.

К середине прошлого века уровень официальных доходов ветеринаров снизился, образование — тоже. Осталась только моральная закалка. В последнее время уровень образования ветеринаров поднимается, но неравномерно. Моральная закалка почти исчезла, а официальные доходы ниже среднего.

С подобной ситуацией сталкиваются представители других специальностей. Так, инженеры век назад были далеки от государственной элиты. Они получали разнообразное образование, определявшее уровень доходов. И, увы, были лишены как этической общности, так и понятия цехового кодекса. Поэтому одни подняли в воздух крупнейший по тем временам самолет «Илья Муромец», а другие ломали голову над повышением эффективности прессов для выдавливания масла. С оплатой, соответствующей задаче.

Поставленная перед представителями профессии социальная или трудовая задача в итоге определяет престиж. Он выступает одним из основных критериев социального статуса.

Однако статус не ограничивается всем выше перечисленным. Человеку важно проявлять положение в обществе не только в ближнем окружении. Поскольку люди – существа в том числе общественные, то проявления статуса нацелены прежде всего наружу, на других членов общества. Чтобы они оценили.

Символы статуса: виды

Символы статуса призваны показывать положение владельца в обществе. Такая демонстрация достигается разными способами. Однако способы показать собственное положение в обществе зависят от статуса и меняются со временем.

Так, в прошлом купцы, чтобы не теряться на общем фоне, носили одежду определенного фасона. Вельможи окружали себя свитой, гонцами. Выделялись фасоном одежды, геральдическими знаками на каретах, оружии и даже элементах одежды.

Сохранившиеся символы статуса можно разделить на общие и специфические, то есть характерные для общественных групп.

Общие символы статуса

В категорию общих символов статуса относят вещи, подчеркивающие высокий доход и (или) общественную значимость владельца. Специфической принадлежности не имеют, иногда используются многочисленными группами людей на большой территории. Общими символами статуса считают:

Военный билет с записью о прохождении службы. В большинстве регионов страны с патриархальным укладом, а часто и центральных, воспринимается как единственно нормальное удостоверение здоровой личности мужского пола. Записи типа «не служил» или отсутствие военного билета вызывают сомнение: мужчина или серьезно болен, или судим, или неправильной сексуальной ориентации. В большинстве случаев на одном гектаре с «таким» находиться позорно.

Собственное жилье во всем мире служит признаком богатства. Уровень оплаты труда, позволяющий купить квартиру или дом, в оценке наемного работника значат признание заслуг специалиста. В оценке бизнесмена эти признаки выдают эффективного управленца и рачительного хозяина.

Собственный автомобиль имеет несколько знаковых значений. Для мужчин авто, в первую очередь, — аналог рыцарских доспехов и коня. Другими словами, символ власти, силы, мужественности. Для женщин машина олицетворяет подобие средневековой кареты – средства передвижения с роскошью, выделяющего хозяйку из толпы. Во вторую очередь, марка и состояние авто подчеркивают богатство владельца. В третью — показывают принадлежность владельца к социальному слою.

Семья тоже имеет ряд значений. Так, для женщины семья выступает одной из главных целей в жизни, и одновременно площадкой для полной реализации. Для мужчин же семья служит признаком состоятельности и организационных возможностей. Одновременно по семье оценивают уровень возможностей мужчины. Так, холостому часто не светит высокая должность. Не столько из-за организационных способностей, проявление которых –дело строго индивидуальное. Высокая должность подразумевает серьезные нагрузки. А вот отдыхать после изматывающей работы мужчина может или в баре с рюмочкой, или дома с женой. Рано или поздно отдых со спиртным заканчивается ухудшением здоровья. Работодателей в большинстве случаев интересует не здоровье сотрудника, а возможность справляться с поставленными задачами. Разумеется, здоровый всегда справляется с работой лучше больного.

Обувь, точнее, ее состояние, воспринимается вместе с положением дел у человека. Сверкающие туфли мужчины — часть безупречного образа успешного человека. Элегантная, чистая обувь женщины — часть образа успешной леди.

Одежда отражает занятия человека. Безусловно, в некоторых слоях общества единственно приемлемым стилем считается классический костюм. Однако едва заметные складки и потертости одежды выдают владельца с головой. Например, слишком дорогой костюм у начинающего бизнесмена потенциальным инвесторам указывает на транжиру, слабо заинтересованного в работе предприятия. И да, в дешевом костюме мужчина выглядит солидней, чем в дорогих джинсах и свитере. Дорогая, но со вкусом подобранная одежда на женщине показывает заработок ее мужа.

Наручные часы для мужчин отображают уровень заработка и стиль занятий. В подавляющем большинстве исключительно мужских.

Галстук является одним из фаллических символов и «вторичным половым признаком» в мужской одежде. Одновременно указывает на вкусы владельца и способность достигать поставленные цели. Классический символ успешного мужчины — синий галстук в полоску.

Татуировки — отдельная тема в символах успеха. Выделяют декоративные, специфические и опознавательные татуировки. К специфическим татуировкам относят уголовные. Они могут наноситься добровольно или принудительно, как, например, «перстняк подлости». Опознавательными служат большинство армейских и флотских татуировок. Иногда люди, занимающиеся экстремальными хобби, наносят татуировки с указанием группы крови. Декоративные татуировки отражают интересы владельца и служат средством выделиться.

Специфические символы статуса

Специфические символы статуса выполняют несколько функций. В большинстве случаев подчеркивание положения в обществе для таких символов является вторичной функцией. К специфическим символам статуса относят:

Сленг. В большинстве случаев жаргон служит как средство общения в профессиональной среде. «Веник» может означать не только инструмент подметания, но и устройство хранения данных в компьютере. А «Чебурашка» — не только сказочный персонаж, но и жаргонное название одного из передвижных радаров для армейских нужд.

Стиль аксессуаров к одежде подчеркивает направление занятий владельца. Причем, куда сильнее одежды. Например, оттягивающая плечо сумка для ноутбука вмещает лишь немного бумаг и само устройство. Однако, большинству людей нет нужды часто носить с собой ноутбук. Сочетание с другими деталями одежды выдает любопытного туриста или спешащего на работу программиста.

Регулярное ведение записей характерно для людей с высокой организацией труда и умственных процессов. В большинстве случаев это руководители среднего и высшего звена, писатели.

Описаны только символы статуса, встречающиеся почти на каждом шагу. Перечисление всех символов с рассказом о каждом на два предложения, займет целый том Большой Советской энциклопедии. Поэтому мы пока вынуждены остановиться в рамках данной статьи.

Символы и жизнь

Символы статуса в большинстве случаев используются неосознанно. Люди хотят признания своих заслуг, и пока желание не причиняет дискомфорта окружающим, оно вполне нормально. Ведь общество, ставшее для нас средой обитания, создается совместным трудом. Однако расшифровкой символов статуса можно пользоваться в повседневной жизни.

Мужской взгляд

Так, одежда и сленг могут выдать представителя определенной профессии в случайном попутчике. Поговорив с ним о его занятиях, вы узнаете много нового, обновите свои знания. И, по древней пословице, «дорога сократится вдвое».

В большинство организаций клиенты приходят с набором собственных нужд. Узнав о причинах беспокойства клиента, вы помогаете решить его проблему. Повышаете свой уровень как специалиста, «взращиваете» заработок и приобретаете постоянного клиента. Вот какие «бонусы» может принести понимание символов социального статуса человека.

Живите, общайтесь. И будьте счастливы.

Женский взгляд

Не зря ведь говорят, что «встречают по одежке». Внешний вид человека может сказать о многом: кто он, чем занимается, увлекается, что любит и куда сейчас спешит. Всемирный прогресс, шагающий семимильными шагами, побуждает нас постоянно выделяться на фоне других представителей того же общества. А что, мало кто хочет «пасти задних» или просто быть посредственностью. К тому же, многие профессии и социальные роли в буквальном смысле диктуют нам свои условия: ты должен выглядеть так-то и так-то, иметь то-то и то-то, и никак иначе. В другом случае, не быть тебе «своим» в «волчьей стае». Так в нашу жизнь приходят и прочно там обосновываются современные символы социального статуса. Хорошо это или нет – судить, скорее всего, не нам. Ведь, если такие символы имеют место быть, наверняка, они нужны людям и продолжают выполнять те роли, для которых их придумали те же представители человечества. А, следовательно, по-прежнему мужчина на «Бентли» будет больше похож на состоятельного бизнесмена, чем парнишка, приехавший на трамвае. Даже если на самом деле последний маринует доллары в трехлитровых банках под металлическими крышками. Впрочем, мы с вами об этом никогда не узнаем.

На мой взгляд, любые символы статуса, конечно же, имеют право на жизнь и процветание. Но главное, чтобы за ними не потерялось то единственное, важное, неповторимое, что олицетворяет собой сокровенную суть каждого из нас. Индивидуальность, личность, душа, если хотите. То, без чего человек становится просто «субъектом», без своего лица. Даже если он в дорогущем костюме и в его ботинках отражаются облака. Но это уже совершенно другая история…

«Желаем вам новых открытий, достижений, самореализации и огромного счастья!»
Евгений и Анна Кутявины

f-journal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *