Социальные отношения обществознание – 17. Социальные отношения: определение, виды

17. Социальные отношения: определение, виды

Социальные отношения — это отношения между социальными группами или их членами. 

Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл

Например,  любовь со стороны индивида может наткнуться на презрение или ненависть со стороны объекта его любви.

Виды социальных отношений: производственные, экономические, правовые, нравственные, религиозные, политические, эстетические, межличностные

  1. Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т.д.).

  2. Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материальной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимосвязанных ролях — продавца и покупателя.Экономические отношения бывают планово-распределительными и рыночными.

  3. Правовые отношения в обществе закрепляются законодательным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъекта производственных, экономических, политических и других общественных отношений.

  4. Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ритуалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной организации жизни людей. В этих формах заключается моральная норма поведения

  5. Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, которое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, и т.д. Эти отношения вырастают из потребности человека к самопознанию и самосовершенствованию, из сознания высшего смысла бытия

  6. Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен.

  7. Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эстетического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью.

  8. Среди межличностных отношений выделяются отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские и отношения, переходящие в интимно-личностные: любовные, супружеские, родственные.

18. Социальная группа

Соц. группа, по мнению Мертона – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

Признаки социальной группы:

— Осознание членства

— способы взаимодействия

— осознание единства

КулИ разделил социальные группы на первичные и вторичные:

  1. Семья, группа сверстников, поскольку они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства

  2. Образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи (обусловлены достижению определенных целей)

Социальные группы делятся на реальные и квазигруппы, большие и малые, условные, эксперементальные и референтные

Реальные группы– ограниченная в размерах общность людей, объединенная реальными отношениями или видами деятельности

Квазигруппыхарактеризуются случайностью и стихийностью образования, неустойчивостью взаимосвязей, кратковременностью взаимодействия. Как правило они существуют непродолжительное время, после чего они либо распадаются, либо превращаются в устойчивую социальную группу – толпа (например, болельщики) – общность интересов, объекта внимания

Малаягруппа – относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы могут быть формальными и неформальными

Формальныегруппы – чётко отражены позиции участников группы, определены взаимодействия между членами группы по вертикали – кафедра в универе.

Неформальнаягруппа возникает и складывается стихийно, в ней ни позиции, ни статусы, ни роли. Отсутствует структура властных отношений. Семья, группа друзей, сверстников

Большаягруппа представляет собой реальную, значительную по размерам и сложно организованную общность людей, вовлеченную в общественную деятельность и систему соответствующих отношений и взаимодействий. Коллектив ВУЗа, предприятия, школы, фирмы. Групповые нормы поведения, и т.д.

Референтная группа – группа, в которую индивиды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эталоном и ориентируются в своем поведении на нормы и ценности этой группы.

Условнаягруппа – группа, объединенная по определенным признакам (пол, возраст, уровень образования, профессии) – они создаются социологами для проведения социологического анализа (студенчество Алтая).

Разновидностью условной группы являетсяэкспериментальная, которая создается для проведения социально-психологических экспериментов.

studfiles.net

ЕГЭ по обществознанию — Социальные отношения

Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора «Социальные отношения».

3.1 Социальная стратификация и мобильность
Основные понятия: социальная дифференциация, страта, социальная стратификация, рабство, каста, сословие, класс, социальная мобильность, вертикальная социальная мобильность, горизонтальная социальная мобильность, индивидуальная социальная мобильность, групповая социальная мобильность, межпоколенная социальная мобильность, социальный лифт, маргинальность, маргиналы

3.2 Социальные группы
Основные понятия: социальная общность, социальная группа, малая группа, большая группа, первичная группа, вторичная группа, номинальная группа, реальная группа, формальная (официальная) группа, неформальная (неофициальная) группа, социальная структура общества

3.3 Молодёжь как социальная группа
Основные понятия: молодёжь, особенности социального положения молодёжи, социально-психологические качества молодёжи, неформальные молодёжные группы

3.4 Этнические общности
Основные понятия: этническая общность, род, племя, народность, нация, национальность, этническое (национальное) самосознание, национальные интересы, межнациональная дифференциация, межнациональная интеграция

3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
Основные понятия: межнациональные отношения, этническое смешивание, этническое поглощение (ассимиляция), культурный плюрализм, этносоциальный (межнациональный) конфликт, этноцентризм, национализм, шовинизм, геноцид, культура межнациональных отношений, культурная инфраструктура

3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации
Основные понятия: национальная политика в Российской Федерации, основные направления национальной политики в России, основные принципы национальной политики в России

3.7 Социальный конфликт
Основные понятия: социальный конфликт, субъекты конфликта, предмет конфликта, причина конфликта, повод для конфликта, стадии конфликта, виды конфликтов, способы разрешения конфликтов, условия успешного разрешения социального конфликта, функции социального конфликта

3.8 Виды социальных норм
Основные понятия: социальная норма, обычаи, традиции, нормы морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы, функции социальных норм

3.9 Социальный контроль
Основные понятия: социальный контроль, санкции, формальные негативные санкции, неформальные негативные санкции, формальные позитивные санкции, неформальные позитивные санкции, внутренний контроль (самоконтроль), внешний контроль, совесть, надзор, методы социального контроля

3.10 Семья и брак
Основные понятия: семья, традиционная семья, коллективистская (партнёрская) семья, нуклеарная семья, расширенная семья, полигамная семья, авторитарная семья, либеральная семья, демократическая семья, функции семьи, брак, юридический брак, гражданский брак, церковный брак, родственные узы (родство)

3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
Основные понятия: отклоняющееся (девиантное) поведение, формы девиантного поведения, делинквентное поведение, группа риска

3.12 Социальная роль
Основные понятия: социальная роль, ролевой набор, основные (типичные) социальные роли, ситуационные социальные роли, ролевое поведение, внутриролевой конфликт, межролевой конфликт, личностно-ролевой конфликт

3.13 Социализация индивида
Основные понятия: социализация, агенты социализации, первичная (ранняя, начальная) социализация, вторичная (продолженная) социализация, социальная адаптация

socialstudies.ru

Методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме: Экспресс-подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Социальные отношения.

Тесты. Раздел 3. Социальная сфера.

1.Один из признаков объединения людей в социальную группу – их

1) анатомические особенности                    

2) особенности темперамента

3) умственные способности                    

 4) уровень образования+

2. Народности являются одной из стадий развития

1) этноса  +                                

2) общины      

3) государства                        

4) класса

 3. Семью в отличие от других малых социальных групп характеризует

1) общность цели                      

2) совместная деятельность

3) общность быта+

4) единство интересов

4. Верны ли следующие суждения о социальном статусе человека

А. Социальный статус человека даёт ему определённые права.

Б.  Социальный статус человека определяет его поведение

1) верно только А                      

2) верно только Б    

3) верны оба суждения +                  

 4) оба суждения неверны

 5. К малой социальной группе можно отнести

1) научно-техническую интеллигенцию страны

2) выпускников всех университетов страны

3) сборную команду страны по фигурному катанию +

4) преподавателей высших учебных заведений страны

6. Одна из исторических разновидностей этноса – это

1) государство                              

2) племя   +    

3) община

 4) класс

 7. Что характерно для социальных отношений в современной России?

1) рост численности промышленного пролетариата

2) стабильное положение среднего класса

3) усиление миграционных процессов +

4) отсутствие безработицы

8. Верны ли следующие суждения о структуре общества?

А. Структура общества – это совокупность больших и малых социальных групп.

Б. В структуру общества входят социальные институты.

1) верно только А                                      

2) верно только Б      

3) верны оба суждения +                              

4) оба суждения неверны

 9. Племена и народности – это

1)  этносоциальные общности  +                          

2) исторические типы общности  

3) социальные страты                    

4) демографические группы

10. После развода гражданин С. продолжал по выходным дням совершать с сыном

             лыжные   прогулки. Это пример

1) выполнения социальной роли +

2)соблюдения социальной нормы

3) осуществления социальной политики

4) проявления социальной мобильности

11. Какие условия предопределили возникновение  этносоциальной общности — нация?

1) определённый уровень образования населения

2) развитие экономических связей между народностями+

3) укрепление позиций церкви

4) образование правового государства

12. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. В формальных группах могут складываться отношения, характерные для неформальных групп.

Б. Группы различаются по направленности, характеру руководства, уровню нравственной зрелости

1) верно только А                                      

2) верно только Б          

3) верны оба суждения +

4) оба суждения неверны

13. Какая социальная группа выделена по поселенческому (территориальному)   признаку?

1) православные                                      

            2) украинцы      

            3) русские                                      

            4) москвичи+

14. Исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности, нации, — это            

 1) этнос  +                                      

 2) община    

 3) государство                                

 4) класс

15. Осознание людьми своей принадлежности к определённому этносу – это

1) национальное самосознание+

 2) шовинизм

 3) национализм

 4) культурная автономия

16. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Конфликт – естественное закономерное явление общественной жизни

 Б. Одна из причин возникновения конфликтов – отсутствие согласия между людьми.

1) верно только А                                    

2) верно только Б    

3) верны оба суждения+

4) оба суждения неверны

17. Социальное неравенство – это

1) существование в обществе различных социальных групп

2) различный доступ людей к социальным благам+

3) любые социальные перемещения

4) изменения социального статуса

18. Найдите в приведённом списке основные направления социальной политики.  Выбранные цифры запишите  в порядке возрастания.

1) выплата государственных пенсий и  социальных пособий+

2) охрана природных ресурсов

3) воспитание подрастающего поколения в духе официальной идеологии+

4) создание службы занятости населения+

5) управление государственными предприятиями

6) установление гарантированного минимума заработной платы+

19. Установите соответствие между основами брака и семьи и их проявлениями; к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

                            Проявления                                              Основы брака и                                         семьи

  1. Взаимное уважение супругов                                       А) нравственные
  2. Достижение брачного возраста                                    Б) правовые
  3. Регистрация брака
  4. Соблюдение семейных традиций

           Ответ: АББА

20. Классовый тип социальной стратификации

1) присущ европейскому средневековому обществу

2) характерен для древневосточной цивилизации

3) носит универсальный характер

4) свойственен индустриальному обществу+

21. Перемещение человека в социальном пространстве без изменения социального статуса называется

1) восходящей мобильностью                                  

2) вертикальной мобильностью  

3) горизонтальной мобильностью+

4) нисходящей мобильностью

22. Верны ли следующие суждения о социализации

А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

1) верно только А                                                  

2) верно только Б        

3) оба суждения верны+                                            

4) оба суждения не верны

23.В экономически развитых странах большую часть населения составляют(ет)

1) маргиналы                                                        

2) «синие воротнички»

3) средний класс  +                                                

4) пролетариат

24. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось чистить ногти,  мыть руки, «не дуть в ушное». Это пример

1) норм этикета +                                                  

2) традиции

3) норм морали                                                  

4) народной мудрости

25. Отличительным признаком понятия «личность» является наличие у человека

1) эмоционально-чувственных реакций на воздействие среды

2) ответственности за свои действия и их последствия+

3) обусловленности поведения генетическими особенностями

4) инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

26. Сословное деление общества отражает

1) вид государственного устройства

2) тип социальной стратификации+

3) характер экономических связей

4) особенность политической системы

27. Среди фактов восходящей социальной мобильности социолог П.Сорокин выделил

1) родственные связи                                                    

2) расширение состава семьи

3) накопленный опыт                                                  

4) получение образования+

28. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Это пример

1) адаптивного поведения                                            

2) деликвентного поведения

3) конформистского поведения                                    

4) девиантного поведения+

29. Какая социальная тенденция проявляется в условиях перехода к постиндустриальному  обществу

1) рост числа занятых в сфере информационных технологий+

2) ослабление позиций среднего класса

3) увеличение притока сельского населения в города

4) ликвидация люмпенства как социального явления

30. Современное понимание социального равенства выражается в

1) равенстве всех перед законом+

2) отсутствии привилегий для отдельных групп

3) уравнительном распределении материальных благ

4) одинаковом уровне природных задатков у людей

31. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах.

А. Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества.

Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.

1) верно только А  +                                                  

2) верно только Б  

3) оба суждения верны

4) оба суждения не верны

 32. Касты, сословия, классы, страты – это

1) типы социальной стратификации+

2) этапы развития государств в новое время

3) социальные группы,  присущие средневековому обществу

4) элементы социального статуса личности

33. Человек, вышедший из одной страты, но не занявший устойчивого положения в другой, относится к

1) маргиналам +                                                        

2) «синим воротничкам»

3) социальным низам                                            

4) пролетариям

34.Эта семья включает несколько совместно проживающих поколений родственников. Младшие здесь беспрекословно подчиняются старшим. Данную семью можно отнести к

1) традиционной +                                                  

2) супружеской

3) партнёрской                                                      

4) нуклеарной

  35. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.

Б. Поведение, не соответствующее принятым нормам в обществе, называется конформизмом.

1) верно только А                                                    

2) верно только Б            

3) оба суждения верны                                        

4) оба суждения не верны+

 36. Средневековая пословица «Однажды крестьянин – навсегда крестьянин»        отражает

1) глубокое социальное расслоение общества

2) высокий престиж крестьянского труда

3) классовый тип социальной стратификации

4) низкую степень социальной мобильности+

37. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ                           ТИПЫ   СТРАТИФИКАЦИИ                  

 ОТНОШЕНИЙ

а) юридическое закрепление прав и обязанностей                                     1) кастовая

за основными социальными группами                                                          

                                                                                                                          2) сословная

б) преимущественно наследственный характер                                          3) классовая

принадлежности к элите общества

в) запрещение перемещений из одной

социальной группы в другую

г) в основе деления на группы – различия

в характере труда, размерах и формах его оплаты

д) запрет на браки с представителями других групп

           Ответ: 22131

  38. Примером деликвентного поведения является

  1) повышенный интерес к результатам спортивных соревнований

  2) фанатичная преданность творчеству музыкальной группы

  3) применение криминальных методов для решения личных проблем+

  4) чрезмерное увлечение гуманитарными предметами

   39. Отклоняющееся поведение – это

    1) любые изменения в жизни человека

    2) перемещения человека в пределах своей группы

    3) несоблюдение принятых в обществе норм+

    4) изменение статуса человека

   40. Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает

      1) отказ от национального насилия во всех  его формах+

      2) оказание военной помощи сепаратистам

      3) курс на ослабление многонациональных государств

      4) поддержку всех форм борьбы народов за самоопределение

nsportal.ru

Основные понятия раздела «Социальные отношения»

Основные понятия раздела «Социальные отношения»

Социальная структура общества – строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними

В основе социальной структуре лежит:

  • общественное разделение труда

  • потребности и интересы социальных групп

  • ценности социальных групп

  • нормы и роли социальных групп

  • образ жизни социальных групп

Функции социальной структуры:

  • организует общество в единое целое

  • способствует сохранению целостности и стабильности общества

Социальные отношения – определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп, характеризующиеся длительностью, системностью, самовозобновляемостью, широтой социальных связей

Характер отношений

Сотрудничество

Соперничество

  • выражено в обоюдной заинтересованности, выгодности отношений для обеих сторон

  • направлено на достижение возникающей совместной цели, что содействует также укреплению взаимопонимания, партнёрства, дружбы

  • связано с такими качествами, как верность, признательность, уважение, поддержка и т.п.

  • выражено в стремлении опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника

  • связано с отсутствием общих, совместных целей; каждая сторона считает соперника, его социальные позиции, действия препятствием на пути достижения цели

социальный конфликт

Виды социальных отношений

  • социально-групповые – отношения между классами, социальными слоями и др.

  • социально-демографические – отношения между мужчинами, женщинами, детьми, молодёжью, пенсионерами и др.

  • социально-этнические – отношения между нациями, народностями, национальными и этнографическими группами и др.

  • социально-профессиональные – отношения между трудовыми коллективами, профессиональными объединениями

  • межличностные – отношения человека с окружающими его людьми

Социальная группа – любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально значимый признак (пол, возраст, национальность, профессия, доход, образование, власть и др.)

Виды социальных групп

  • По численности – большие (например, народы) и малые (например, семья)

  • По характеру взаимодействия – первичные (например, коллеги по работе) и вторичные (например, профсоюз)

  • По характеру и формам взаимоотношений – формальные (например, коллектив предприятия) и неформальные (компания друзей)

Социальная роль – поведение, ожидаемое от человека, занимающего определённое место в социальной системе

основная социальная роль

ситуационная социальная роль

гражданин, член семьи, труженик, собственник, потребитель и др.

пассажир, пешеход, покупатель, зритель и др.

Требования общества к человеку

  • закреплены в правилах – социальных нормах

  • поддерживают выполнение социальных ролей различными мерами поощрения и наказаниями – санкциями

Социальный статус – общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей

Социальный статус является показателем общественного положения личности или социальной группы, охватывающим:

  • профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы

  • материальное положение

  • политическое влияние, партийную и профсоюзную принадлежность

  • деловые связи

  • национальность

  • религиозность

  • возраст

  • семейное положение, родственные связи

Виды социальных статусов

Социальные статусы

Приписанный (предписанный) – принадлежит человеку от рождения

Достигаемый – приобретается человеком собственными усилиями

Прирождённый – носит биологический характер

Приписываемый – не носит биологического характера

Социальный конфликт – столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития

Участники социального конфликта

Стадии социального конфликта

  • предконфликтная – складывание конфликтной ситуации (осознание противоположными сторонами существующего эмоционального напряжения, стремление преодолеть его, понимание причин конфликта, оценка своих возможностей; выбор способа воздействия на противника)

  • непосредственно конфликт – недоверие и отсутствие уважения к противнику, невозможность достичь согласия (наличие открытых и скрытых действий, направленных на изменение поведения соперников)

  • разрешение конфликта – прекращение действий, направленных на изменение поведения соперников (устранение причин конфликта, изменение установок соперников относительно друг друга)

Причины социальных конфликтов

  • социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций

  • различия в уровнях доходов, власти, культуры, доступе к образованию, информации

  • религиозные различия

  • поведение человека, его социально-психологические черты (характер, интеллект, общая культура и др.)

Виды социальных конфликтов

  • внутриличностный – происходит внутри личности на уровне индивидуального сознания

  • межличностный – происходит между двумя и более членами одной группы или нескольких групп

  • межгрупповой – конфликт одной группы с другой (конфликт между различными классами общества, национальностями, религиозными группами, конфликт «отцов и детей» и др.)

  • конфликт с внешней средой – давление на человека извне со стороны культурных, административных, экономических норм и предписаний, конфликт с организациями, поддерживающими эти нормы и предписания

  • конфликт, охватывающий отдельные сферы общественной жизни (экономический, политический, этнический и др.)

  • конфликт, охватывающий общество в целом (социальная революция – быстрый переход от одного общественно-политического строя к другому; война)

Условия, способствующие успешному разрешению социальных конфликтов

  • своевременный и точный диагноз причин конфликта, т.е. выявление существующих противоречий, интересов, целей

  • обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон

  • совместный поиск путей преодоления конфликтов:

— прямой диалог сторон

— компромисс – соглашение путём взаимных уступок без ущемления коренных интересов сторон

— посредничество – использование третьей стороны в разрешении конфликта

— демонстрация взаимного уважения сторон друг к другу

Роль социального конфликта

позитивная

негативная

  • информирование о наличии общих проблем

  • стимулирование социальных изменений

  • снятие психологической напряжённости участников конфликта: осознание своих интересов и интересов других, переход к сотрудничеству

  • создание стрессовых ситуаций

  • нарушение порядка общественной жизни

  • разрушение равновесия сил, устойчивого положения

Семья – социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственностью

Функции семьи

  • репродуктивная – биологическое продолжение рода

  • воспитательная – подготовка молодого поколения к жизни в обществе

  • хозяйственноэкономическая – ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи

  • духовноэмоциональная – развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе

  • досуговая – организация нормального досуга, взаимообогащение интересов

Основные изменения в современной семье

  • уменьшение размеров семьи и количества детей в ней

  • уменьшение значимости в семье старшего брата и старшей сестры

  • обеспечение материального благосостояния семьи не только мужчинами, но и женщинами

Этика семейных отношений – учение о способах индивидуального поведения человека в семье, а также о взаимоотношениях между членами семьи.

Типы семей (по распределению семейных ролей)

  • традиционная – за супругами в соответствии с их полом закреплены определённые роли: жена выполняет роль матери и хозяйки, муж ответственен за материальное обеспечение семьи

  • коллективистская – все семейные роли распределяются между мужем и женой фактически поровну.

Психологический климат в семье – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих совместной продуктивной деятельности и всестороннему развитию личностей в семье

  • тёплый и приятный климат – отношения заботы, внимания, сотрудничества в семье (царят любовь, доверие друг другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь друг другу)

  • тяжёлый и неприятный климат – отношения неуважения и безразличия в семье (царят напряжённость, ссоры, конфликты, дефицит положительных эмоций)

Основные стили семейных отношений

  • попустительский – отсутствие устойчивых, а то и вообще всяких отношений; преобладают отстранённость, холодное отчуждение, безразличие к делам и чувствам другого

  • авторитарный – преобладают бесцеремонный диктат, жестокость, чёрствость, агрессивность по отношению друг к другу

  • демократический – преобладают подлинное равноправие, взаимное уважение, богатство чувств, сотрудничество

Направленность семейных отношений

  • на деятельность (деловую сторону жизни) – выражается в оценке людей по их успехам в деятельности, что может порождать крайне бездушных деловых людей. не думающих о чувствах близких

  • на взаимоотношения с другими людьми – приводит к излишней избирательности в общении и замыкании в тесный круг «своих»

  • на себя и самоудовлетворение порождает отношения эгоизма, себялюбия

Семейный долг – превращение нравственных требований, связанных с семейными отношениями, в личные правила, принятие их человеком как непременного условия отношения к окружающим

  • долг родителей перед обществом – забота о своих детях, создание необходимых условий для их полноценного развития

  • долг родителей перед своими детьми – родители имеют равные права и обязанности в отношении детей – забота о семье и детях, их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, материальном обеспечении и обучении, защита детей во всех учреждениях

  • долг детей (особенно когда они становятся взрослыми) – заботиться о своих родителей, о семье, её благополучии, быте, эмоциональной сфере

Социальная политика – деятельность государства и политических партий, объединений, движений в социальной сфере общественной жизни

Цели социальной политики

  • гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, обеспечения жильём

  • стабилизация демографической ситуации: снижение детской смертности и смертности граждан в трудоспособном возрасте

  • обеспечение стабильного финансирования отраслей социальной сферы и социальных программ

  • обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы

Основные направления социальной политики

  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

  • охрана труда и здоровья людей

  • установление гарантированного минимума размера оплаты труда

  • государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан

  • установление государственных пенсий и пособий

Основные принципы социальной политики современной России

  • избавление государства от функции монопольного производителя социальных услуг

  • переход от преимущественно социальной поддержки к преимущественно социальному страхованию

  • формирование рынка социальных услуг с реальной конкуренцией их производителей

  • дифференциация социальной сферы по формам собственности, условиям предоставления услуг

  • переход от социальной помощи, предоставляемой различным категориям населения, к адресной, осуществляемой на основе заявительного принципа

  • регионализация и муниципализация социальной политики: учёт разнообразия условий жизни в различных регионах страны

Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований

Черты этноса

  • общность языка

  • общая историческая судьба

  • специфическая материальная и духовная культура

  • семейно-бытовое поведение

  • нормы повседневного поведения, этикет

Типы этносов

  • Род – группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской)

  • Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов

  • Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой

  • Нация – историческая сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, духовной культуры, этнического самосознания

Этническое самосознание – чувство принадлежности к определённому этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп

Нация – исторически устойчивая социально-экономическая и духовная общность людей

Условия существования нации

  • общность территории

  • общность языка

  • общность экономического уклада

  • общность культуры

  • общность психического склада

На возникновении наций повлияли

  • переход к капитализму

  • усиление экономических связей

  • образование внутреннего рынка

  • распространение грамотности и литературного языка

Национальные интересы – интересы нации или иного этноса как выражение их потребностей в экономической, социальной, политической и духовной жизни

  • необходимость сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка

  • необходимость стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития

  • необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес»

  • следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур

Национальное государство – государство, образованное на исторически сложившейся территории той или иной нации (этноса) и воплощающее её суверенитет

Национальность – принадлежность человека к той или иной нации

Межнациональное сотрудничество – участие граждан различной национальной принадлежности, представителей национальных организаций. структур национальной государственности в общем деле, опирающееся на наличие устойчивых взаимовыгодных интересов

Межнациональное сотрудничество осуществляется

  • в экономике – совместные предприятия

  • в торговле – обмен материальными ценностями

  • в науке – совместные исследования

  • в духовной сфере – театральные и кинофестивали, издание и распространение печатной продукции и др.

  • в спорте – соревнования, олимпиады

  • в политикоправовой сфере – совместные выступления по проблемам международной политики, договоренности об улучшении условий жизни соотечественников за рубежом и др.

Межнациональные конфликты – споры, столкновения, возникающие между большими группами людей разных национальностей, между государствами

Основные причины

  • территориальные споры

  • противоречия, связанные с языком народа, который является этническим меньшинством

  • неравенство социально-экономических условий, в которых живут те или иные народы: различия в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти и т.д.

  • бытовые предрассудки и стереотипы обыденного сознания

  • отрицание государством самобытности этнических меньшинств

  • ущемление достоинства личности на расовой или национальной основе

Повод: любое событие (например, уличная ссора), если оно послужило последней каплей, переполнившей чашу терпения

Национализм – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов; стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду

Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление её интересов другим нациям и народам, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий

Принципы разрешения межнациональных конфликтов

  • соединение принципов территориальной и персональной автономии

  • недопущение правовых норм и законов, закрепляющих национальное равноправие

  • уважение культурных традиций и интересов всех национальных групп

  • осуждение насилия в решении национальных проблем

  • неприятие шовинизма, особая чуткость и осмотрительность во всём, что касается межэтнического общения, затрагивающего национальные чувства людей

infourok.ru

17. Понятия «общество» и «социальные отношения». Система социальных отношений.

Общество — обособившаяся часть природы (материального мира), исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей, функционирующая по своим социальным законам.

Социальными называются отношения (общественные), возникающие в процессе совместной деятельности индивидов и социальных общностей в конкретно-исторических условиях и проявляющиеся в отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям общественной жизни. Социальные отношения целесообразно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как взаимоотношения государства (политического общества) и гражданского общества и, во-вторых, как взаимоотношения граждан, социальных слоев в рамках этого гражданского общества. Что касается первого аспекта, то мыслители давно стремились предсказать судьбу государства, государственной машины. Гегеля, например, занимала идея поглощения государства обществом. Запад шел другим путем. В нем взаимоотношения между гражданами, между государственными структурами и негосударственными, между буквально всеми элементами общества все более базировались на праве. Складывающаяся при этом ситуация кажется здесь не столь уж сложной. Описать ее возможно буквально несколькими фразами. В обществе на всех его уровнях чтут, говоря словами великого комбинатора, уголовный кодекс, чтут закон вообще. Под ним, такова одна из возможных формул, понимается четко и ясно сформулированная, понятная каждому человеку общественно нужная цель, которую необходимо достичь тем, кто подпадает под сферу действия этого закона. Кроме того, в законе определяются пределы, выход за которые, умышленно или нечаянно, наносит ущерб усилиям по достижению этой цели. В принципе выход за эти пределы наказуем, разумеется, речь идет не просто о суровости наказания. Различение государства и гражданского общества как основных субъектов реализации социального механизма экономических отношений требует и фиксации внешнего регулятора поведения субъектов экономических отношений. В связи с этим предлагается рассмотрение системы социального контроля как основы функционирования механизма экономических отношений в обществе.

18. Проблема типологии исторического процесса (о.Шпенглер, к.Маркс, а.Тойнби).

Наличие определенных этапов как в развитии отдельных стран, так и все человеческой истории отмечалось мыслителями издавна. Их выделение нередко было обусловлено задачами обоснования проектов «идеального общества», в котором были бы преодолены пороки, недостатки общества существующего. Основы научной типизации исторического процесса заложил Гегель. Гегель выделял три таких исторических ступени и соответственно три типа общества: восточный мир, античность, германский мир. Тойнби — 21 цивилизация. К.Маркс: метод исследования общества как социального организма, развитие которого совершается закономерно, как и развитие природных органических систем. В ходе естественной эволюции возникают новые формы и виды со своими особыми качественными характеристиками. Подобно этому и развитие человечества представляет собою естественно-исторический процесс функционирования и смены качественно определенных типов общества, который осуществляется в соответствии с объективными, специфическими для общества законами. Первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталлистический, социалистический, коммунистический. К.Маркс проведя изучение истоического процесса, представил всю историю человечества как закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Общеcтвенно-экономичеcкая формация — это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности (разл. стороны жизни общества), функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Освальд Шпенглер. У него были и предшественники и последователи. Отрицание единой линии развития человеческой цивилизации. Отрицание мировой истории — схемы “Древний мир, Средние века, Новое вpемя”, в которой все вертится вокруг Европы, последних двух, трех столетий (европоцентризм). История — Космос. Есть история и есть пpиpода. Европа — всего лишь одна из возможных мировых историй. Полицентризм. Другая идея — то, что любая история может быть приравнена к некоему организму. Развитие культурно-исторического типа — развитие по аналогии с живым организмом. Рождение, юность, зрелость, старость, смерть. Срок любой истории около тысячи лет. В основе лежит хаотическое жизненное начало, некая душа, из чего затем произрастает вся история. Душа включает в себя культуру, религию, язык и пр. То, что было в потенции, становится историческим миром. Сама пружина это и есть жизнь, как становление этого мира. Два языка: истории и природы. Книга природы написана на языке математики (Галилей). В истории язык математики не подходит, нужны аналогии, сравнения, образы, некие метафорические начала. Hеобходимо вжиться, вчувствоваться в историю. Геpменевтика — вживание в историю. Циклическая модель исторического процесса, предложенная Данилевским, предвосхитила последующие весьма разнообразные опыты подобного рода как на Западе (О. Шпенглер, А. Тойнби), так и на Востоке (наиболее яркий представитель культурологического циклизма — китайский мыслитель Лян Шумин).

studfiles.net

6. Социальные отношения

6.1. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы, их классификация.

Социальная сфера – совокупность социальных связей, социального взаимодействия и социальных отношений между людьми.

Социальная связь – факты, обусловливающие совместную деятельность людей в определенных условиях. Социальное взаимодействие – взаимодействие людей в процессе общения. Социальные отношения – установление связи между людьми, социальными группами.

Социальная структура общества – совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

Основные элементы социальной структуры общества:

  • социальные группы;

  • социальные отношения и социальное взаимодействие;

  • социальные институты;

  • социальные роли, определяющие статус индивида и специфику его социального действия.

Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена в отношении других. Таким образом, основной отличительной чертой социальной группы является взаимодействие между ее членами. Люди, находящиеся в вагоне метро не будут социальной группой до тех пор, пока какая-либо внешняя причина не заставит их взаимодействовать друг с другом.

Виды социальных групп:

  1. По численности – большие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Малая группа – это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.

  2. По характеру взаимоотношений – первичные и вторичные. Первичные группы – каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компания). Вторичные группы – социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер — бригада, тренер — команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.

  3. По способу организации – формальные и неформальные. Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций. Неформальные группы возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.

6.2. Социальный статус. Социальная роль.

Социальный статус – положение человека или социальной группы в обществе. Социальный статус – это оценка, добиваясь которой, субъект усваивает социальные нормы и представления, фиксируемые как предписанная данному положению совокупность прав и обязанностей, реализация которых формирует социальную роль.

Виды социальных статусов:

  • Врожденный (предписанный) – пол, возраст, национальность, социальное происхождение и т.п.

  • Приобретенный (достигнутый) – результат социальной активности (образование, профессия, участие во власти, семейное положение, место жительства и т.п.).

Социальная роль – ожидаемое обществом от человека поведение в соответствии с его социальным статусом. Существуют в зависимости от степени соответствия нормативным требованиям три категории социальных ролей: нормы должного (обязательного), желательного и возможного поведения.

Типичные социальные роли, которые человек играет на протяжении всей жизни:

  • член семьи;

  • гражданин;

  • труженик;

  • потребитель;

  • собственник.

studfiles.net

Социальные отношения и социальная структура

Что такое социальные отношения? Они складываются из совокупности взаимодействий между людьми, человеком и обществом в целом. Кроме того, здесь также участвует государство, отдельные классы и институты. Причём по характеру они – довольно сложные, могут быть вертикальными, горизонтальными, носить равноправный или подчинённый характер. Вот почему социальные взаимодействия пристально исследуются.

Эту тему отдельно изучает обществознание, по обществознанию даже сдаётся тест. Такая проверка призвана показать, насколько детально разобрана тема социальные отношения и взаимодействия. Тестирование необходимо и самому учащемуся. Оно демонстрирует, насколько глубоко тот смог разобраться в этих связях. Изучение допущенных ошибок иногда даёт не меньше, чем качественно сделанная презентация.

Итак, что собой представляет взаимодействие? Это поведение конкретного индивидуума (или группы лиц), которое имеет значение для других людей, общества в целом. Его характер показывает устоявшиеся связи. Причём нужно иметь в виду, что социальные отношения и взаимодействия – не одно и то же. Но чем же они отличаются? Первые носят более глобальный характер. Они выражают нечто общее, являются более крупной категорией. В отношениях видно устоявшееся положение дел, а также всё то, что на него напрямую не влияет, но сказывается. Например, репутация конкретной личности или группы. Или потенциал, надежды, планы.

Разбирая моменты, связанные со взаимодействием, нельзя не отметить, что человек как субъект социальных отношений постоянно имеет дело с информацией. Он получает и перерабатывает её, передаёт, хранит и реагирует. Это особенно важно при изучении современного социума.

Типы социальных отношений

Индивидуум непрерывно находится в контакте с другими личностями. Что формирует разные типы социальных отношений. Одним из самых явных делений являются односторонние и двухсторонние. В первых случаях ожидание, настрой и выстраивание линии поведения ориентировано на один отклик, которого нет, потому что подоплёка – совсем другая. Ярких примеров здесь можно привести довольно много. Например, безответная любовь или же предательство учеником Учителя и наоборот.

Стоит отметить, что в классическом понимании односторонние отношения чаще всего встречаются между примерно равными или сопоставимыми субъектами. Так, когда человек ждёт одного от государства, а правительство обманывает его, это уже предмет совсем другого разговора. И здесь уместно было бы уточнить, чем правоотношение отличается от других социальных отношений. В частности, оно довольно жёстко и однозначно регламентируется, права и обязанности сторон подтверждаются и устанавливаются законодательством.

Что же касается двухсторонних отношений, то для них характерен отклик. Представления о характере происходящего примерно совпадают (оба участника согласны вступить в брак, понимают, что это означает), но подход и трактовка могут различаться.

Но вернёмся к основной теме – типы социальных отношений. Они могут быть формальными или же носить неформальный характер. Почему первые не назвать просто правоотношениями? Потому что формальность далеко не всегда регламентируется напрямую законом или даже подзаконным нормативно-правовым актом. Иногда она носит негласный характер, но при этом может быть связана с довольно жёсткой процедурой. Корпоративная культура, деловой этикет и многое другое – яркие примеры формализма.

В то же время неформальные взаимоотношения позволяют людям лучше и разнообразнее проявлять себя. Здесь легче найти примеры субъектности, ситуации, когда социальные негласные нормы перестают играть решающую роль. Это субкультуры, всевозможные объединения по интересам, музыкальные группы и многое другое. Часто такие явления появляются как попытка противостоять социуму, но постепенно они начинают играть заметную общественную роль. И то, что ещё вчера, условно говоря, было андеграундом, сегодня становится мейнстримом.

Рассматривают также типы социальных отношений по модальности. Это конфликт, соперничество, взаимопомощь, субординация. Некоторые исследователи считают, что сюда отдельно стоит включить спасение, поскольку в чистом виде оно не относится ни к одному из перечисленных понятий.

Также бывают типы социальных отношений по количеству вступивших в них лиц. В частности, они рассматриваются как индивидуальные или же личностные, межличностные, внутри- и межгрупповые, а также международные. Обратите внимание на то, что конкретные виды социальных отношений в чистом виде встречаются редко. Часто они пересекаются. Например, конфликт может сочетаться с соперничеством или же с субординацией. Или межличностные отношения – с международными, в зависимости от того, с какой именно позиции изучать ситуацию.

Социальная структура и социальные отношения

Социум – это система, причём обладающая достаточно сложной структурой. На это непосредственно указывает наличие разных элементов и уровней, которые постоянно вступают во взаимодействие друг с другом. Причём необходимо учитывать ещё и то, что всё описанное постоянно развивается. Поэтому материал, включая и учебный, нередко устаревает, по крайней в отношении того, что касается практических наблюдений и разработок. Теория не так быстро меняется.

О чём конкретно идёт речь? Можно показать на примерах. Так, ещё пару десятков лет тому назад социальные отношения и социальная структура информационного общества во многом угадывались. В большей мере это было сферой аналитики, прогноза, предположений. Однако сейчас в ряде стран уже довольно неплохо построен именно такой социум. Появились характерные преступления, узнаваемыми проблемы, уязвимости.

Всё это непосредственно затрагивает и то, как именно проходят взаимодействия между людьми. Современный мир предлагает огромные возможности и невероятную интегрированность. При желании и при наличии свободного времени каждая личность может быть вовлечена в большое количество кружков, коллективов, завести массу знакомств через виртуальные сети. Меняются приоритеты в социальных отношениях. Стало гораздо выше ценится понятие уникальности контакта, информации, характера взаимодействия.

В обществе также постоянно обсуждаются установленные взаимоотношения. Уровень их осознанности по сравнению с прошлым намного больше. Вообще в XX, а потом и в XXI веке вопрос таких отношений стал исследоваться и изучаться гораздо шире, чем когда-либо в истории человечества. Раньше осознанность отдельных вопросов была уделом представителей привилегированных слоёв общества. Сейчас же она доступна всем, кто получает среднее образование, не говоря уже о специализированном профильном.

Поэтому выстраивание взаимоотношений происходит более целенаправленно. Их участники добились возможности контролировать, куда именно всё движется, как именно они реализуют себя в таких отношениях. В цивилизованных странах вертикаль стала менее резкой, она в большей степени контролируется общественностью. При этом права и обязанности каждой из сторон довольно чётко обусловлены и, что бывает нередко, регламентированы законодательством.

Разнообразие отношений

Вообще характер общественных отношений непосредственно зависит от того, о каком именно социуме идёт речь. Современный мир очень разнообразен. Буквально в течение нескольких часов полёта друг от друга может располагаться современный город, предоставляющий все блага цивилизации, и племя, которое находится на уровне разложения первобытнообщинного строя. Между этими двумя полярными точками существуют промежутки, в которых находится, фактически, весь остальной мир.

Поэтому говорить в целом практически невозможно. Или же реально только при сильном обобщении и постоянных поправках, потому что одни и те же процессы принимают в разных обществах совершенно разный облик. В чём довольно легко убедиться, если провести исследования. Или даже проще – внимательно изучить данные, которые периодически публикуют разные тематические издания.

Понятие социальной справедливости

Говоря о том, как именно выстраиваются взаимоотношения, нельзя не упомянуть социальную справедливость. Это во многом условное понятие, измеряющее возможности общества и отдельно взятого индивидуума, то, насколько каждый может раскрыть свой потенциал, реализовать себя, максимально полно удовлетворить имеющиеся потребности.

Исторически понятие справедливости имело непосредственное отношение к тому, как именно распределяются блага. Существует довольно много дискуссий на тему того, является ли таковым, то есть справедливым, равенство. Ведь люди сами по себе изначально не рождаются равными друг другу. И речь даже не идёт об условиях, о разных семьях с различным багажом. Неравенство обуславливается многообразием физических, интеллектуальных способностей, врождённых талантов, состоянием здоровья и прочими факторами.

С другой стороны социологи отмечают, что речь идёт о многообразии, о том, каждый сам по себе совершенно уникален. И принятие им решения делают его ещё более уникальным. Что может иногда вступать в противоречие с понятием равенства. Впрочем, на эту точку зрения существуют свои возражения. Разные жизни имеют одинаковую, равную ценность. Как и разные таланты, способности и прочее. Именно это легло в основу демократических и гуманных ценностей в современных западных странах.

Но такой подход тоже приводит к конфликтам, которые связаны с отсутствием ответа на вопрос, что именно считать приемлемым. Можно ли уважать каждый выбор? А если речь идёт о преступлении? Эти вопросы по-прежнему остаются дискуссионными. Однако многие полагают, что здесь можно добиться однозначности. В любом случае развитие идей тоже постоянно происходит.

Похожие статьи

Рекомендуем почитать:

karate-ege.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *