Сообщение о традиционной экономике у современных народов севера россии – Сообщение о традиционной экономике у современных народов севера

Народы Севера России. Малые народы Севера и Дальнего Востока

Малочисленными называют народы Севера и Дальнего Востока. В этот термин вложена не только демография этноса, но и его культура — традиции, обычаи, быт и т. д.

В законодательстве уточнили понятие малочисленности. Это народы, имеющие численность менее 50 тыс. человек. Такая манипуляция позволила «выкинуть» из списка северных народов карелов, коми, якутов.

Кто остался

Какие известны сегодня малые народы Севера России? Это юкагиры, энцы, тувинцы-тоджинсы, кереки, орочи, кеты, коряки, чукчи, алеуты, эскимосы, тубалары, ненцы, телеуты, манси, эвены, эвенцы, шорцы, эвенки, нанайцы, нганасаны, алюторцы, вепсы, чулымцы, тазы, чуванцы, сойты, долганы, ительмены, камчадалы, тофалары, умандинцы, ханты, чулканцы, негидальцы, нивхи, ульта, саамы, селькупы, теленгиты, ульчи, удэгейцы.

Коренные народы Севера и их язык

Все они принадлежат к следующим языковым группам:

  • саамы, ханты и манси — к финно-угорской;
  • ненцы, селькупы, нганасаны, энцы — к самодийской;
  • долганы — к тюркской;
  • эвенки, эвены, негидальцы, сроки, орочи, нанайцы, удэгейцы и ульчи — к тунгусо-маньчжурской;
  • чукчи, коряки, ительмены говорят на языках чукотско-камчатской семьи;
  • эскимосы и алеуты — эскимосско-алеутской.

Также есть изолированные языки. Они не входят ни в одну группу.

Многие языки уже забыты в разговорной речи и используются лишь в обиходе старого поколения. В основном говорят по-русски.

С 90-х годов стараются восстановить уроки родного языка в школах. Дается это трудно, т. к. он мало кому известен, сложно найти учителей. При изучении дети воспринимают родной язык как иностранный, т. к. они редко его слышат.

Народы крайнего Севера России: особенности внешности

Внешность коренных народов Севера и Дальнего Востока монолика в отличие от их языка. По антропологическим свойствам большинство можно отнести к монголоидной расе. Небольшой рост, плотное телосложение, светлая кожа, волосы черные прямые, темные глаза с узким разрезом, небольшой нос – эти признаки и указывают на это. Пример — якуты, фото которых приведем ниже.

При освоении севера Сибири в 20-м столетии русскими, некоторые народы в результате смешанных браков приобрели европеоидное очертание лиц. Глаза стали светлее, их разрез шире, все чаще стали встречаться русые волосы. Для них также приемлем традиционный образ жизни. Они принадлежат к своей коренной нации, но имена, фамилии у них русские. Народы Севера России стараются придерживаться номинально своей нации по ряду причин.

Во-первых, для сохранения льгот, дающих право на бесплатную рыбалку и охоту, а также различных субсидий и пособий от государства.

Во-вторых, для сохранения численности.

Религия

Раньше коренные народы Севера в основном были приверженцами шаманизма. Только в начале 19 в. они обратились в православие. Во времена Советского Союза церквей и священников у них почти не осталось. Лишь малая часть народа сохранила у себя иконы и соблюдает христианские обряды. Основная масса придерживается традиционного шаманизма.

Жизнь народов Севера

Земля Севера и Дальнего Востока малопригодна для сельского хозяйства. Селения в основном расположены у берегов заливов, озер и рек т. к. работают у них только морские и речные торговые пути. Время, по которому можно доставлять товар в поселки через реки, сильно ограничено. Реки быстро замерзают. Многие становятся пленниками природы на долгие месяцы. Также затруднительно попасть к ним в поселки кому-либо с Большой земли. В это время достать уголь, бензин, а также необходимые товары можно только с помощью вертолетов, но это не всем по карману.

Народы Севера России соблюдают и чтут вековые традиции и обычаи. Это в основном охотники, рыболовы, оленеводы. Несмотря на то что живут они по примерам и учениям своих предков, в их быту присутствуют вещи и из современной жизни. Радио, рации, бензиновые лампы, моторы на лодках и многое другое.

Малые народы Севера России занимаются преимущественно оленеводством. С этого промысла они получают шкуры, молоко, мясо. Большую часть они продают, но и для себя остается достаточно. Также олени используются как транспорт. Это единственное средство передвижения между селениями, которые не разделены реками.

Кухня

Преобладает сыроедение. Традиционные блюда:

  • Каныга (полупереваренное содержимое желудка оленя).
  • Оленьи панты (растущие рога).
  • Копальхен (ферментированное мясо под прессом).
  • Кивиак (тушки птиц, разложенные бактериями, которые хранятся в шкуре тюленя до двух лет).
  • Костный мозг оленя и др.

Работа и промысел

У некоторых народов Севера развит китобойный промысел. Но им занимаются лишь чукчи, эскимосы. Очень популярный вид дохода — зверофермы. На них разводят песцов, норок. Их продукцию используют в пошивочных мастерских. Из них делают как национальную, так и европейскую одежду.

В селах есть механики, продавцы, мотористы, санитарки. Но большинство оленеводов, рыболовов, охотников. Семьи, которые этим занимаются круглый год, живут в тайге, на берегах рек и озер. Они изредка заезжают в села, чтобы закупить различные продукты, товары первой необходимости или отправить почту.

Охота — круглогодичный промысел. Народы крайнего Севера России зимой охотятся на лыжах. Они берут с собой маленькие санки для снаряжения, везут их в основном собаки. Чаще охотятся в одиночку, редко — в компании.

Жилье малых народов

В основном это бревенчатые дома. Кочевники передвигаются с чумами. Он похож на высокий шатер конической формы, основа которого укреплена множественными шестами. Покрыт чум оленьими шкурами, сшитыми друг с другом. Перевозят за собой такие жилища на санях с оленями. Ставят чум, как правило, женщины. В них есть лежанки, подстилки, сундуки. В центре чума — печка, у некоторых кочевников можно увидеть костер, но это редкость. Некоторые охотники и оленеводы живут в балках. Это реечные дома, так же обтянутые шкурами. Они похожи по размерам на строительный вагончик. Внутри стол, двухярусная кровать, печь. Такой дом перевозят на санях.

Яранга — более сложный деревянный дом. Внутри две комнатки. Кухня не отапливается. Но спальная комната теплая.

Лишь коренные народы Севера по сей день умеют строить такие жилища. Современная молодежь уже не обучена такому промыслу, так как в основном стремится уехать в города. Мало кто остается жить по законам предков.

Почему исчезают народы Севера

Малочисленные нации отличаются не только своей низкой численностью, но и бытом. Народы Европейского Севера России сохраняют свою бытность только в своих селениях. Стоит человеку уехать и со временем он переходит в другую культуру. На земли Северных народов приезжает мало переселенцев. А дети, вырастая, практически все уезжают.

Народы Севера России – это в основном местные (автохтонные) этносы от Запада (карелы, вепсы) до Дальнего Востока (якуты, чукчи, алеуты и т. д.). Их численность населения в родных местах не растет, несмотря на высокую рождаемость. Причина — почти все дети вырастают и уезжают из северных широт на Большую землю.

Для того чтобы такие народы сохранились, необходимо помогать их традиционному хозяйству. Пастбища для оленей быстро исчезают по причине добычи газа и нефти. Хозяйства теряют рентабельность. Причина — дорогой корм и невозможности выпаса. Загрязнение вод влияет на рыболовство, которое становится менее активным. Малые народы Севера России исчезают очень стремительно, их общая численность составляет 0.1% от населения страны.

fb.ru

описание, культура и интересные факты :: SYL.ru

Жители больших городов России мало знают о народах, проживающих на Севере страны и бережно хранящих свою необычайную культуру и быт. Какие-то отдельные знания доходят до нас из книг и средств массовой информации, но не более того. Давайте же познакомимся с этими малыми северными народами поближе.

Много столетий подряд территории Сибири населяли разные народы, которые жили в небольших селениях. Они проживали родами или общинами, мирно соседствуя друг с другом. Вели совместное хозяйство и поддерживали родственные связи. Большие просторы Сибирского края стали причиной обособленности каждой общины и сформировали множество языков и языковых групп. Также некоторые поселения поглощались более сильными и исчезали, другие, наоборот, обрастали новыми территориями и интенсивно развивались.

Выделение

Определение жителей Севера, Сибири в особую группу берет начало в период прихода советской власти. Тогда удалось насчитать около пятидесяти отдельных групп. Как правило, народы Севера занимались оленеводством, а их кочевой образ жизни значительно отличался от видения новой власти.

Шло время, и эта категория продолжала оставаться на особых правах.

Говоря о жителях Сибири, подразумевали малые народы Севера. Что касается языка, то до сих пор некоторым языковым группам так и не удалось обнаружить близких родственников. Советское правительство принимало отдельные законопроекты по экономическому и социальному развитию народов, но из-за вмешательства властей там активно распространялся алкоголизм и другие социальные проблемы.

К 80-м годам оказалось, что коренные малочисленные народы Севера не забыли свой язык, сохранили свою культуру и стремление приумножать и использовать знания своих предков. Они целиком зависят от своих животных и сумели сохранить древний уклад жизни в гармонии с природой.

История

Самыми первыми жителями сибирских просторов считаются племена самодийцев, которые расселились на севере. Они занимались ловлей рыбы и разведением оленей. На юге от них проживали манси, которые в основном трудились на охоте и вели преимущественно кочевой образ жизни. Именно ценные шкурки животных были их основной валютой, за которую они покупали товары или использовали их в качестве откупного перед родственниками своих жен.

В верховьях реки Обь расселились тюркские племена. Главными их занятиями считаются кочевое скотоводство, добыча руды и кузнечество. Западнее Байкала расселились буряты, которые также добывали железную руду и делали изделия из этого металла.

Обширные земли от Охотского моря до Енисея занимали тунгусские племена. В основном они занимались оленеводством, выловом рыбы и охотой, некоторые занимались ремесленничеством.

К концу XVII столетия наиболее развитыми из всех оказались якутский и бурятский народы, а татары даже смогли организовать государство.

Коренные народы Севера

Конституция Российской Федерации четко выделила право каждого человека на национальное самоопределение. По сути, Россия является многонациональным государством со множеством малых народностей на территории, поэтому сохранение их культуры и исключительного образа жизни является одним из приоритетов государства.

Якуты

Наиболее многочисленный народ Сибири, его численность достигает 478 тысяч человек. Якутская Республика Саха имеет достаточно внушительную территорию Дальневосточного Федерального Округа. Сами по себе якуты имеют яркую культуру, самобытные обычаи и даже уникальный эпос, народные сказки, предания.

Буряты

Еще один народ севера Сибири с одноименной республикой и такой же численностью, как в Якутии. В сибирских краях очень популярны блюда бурятской кухни. Достаточно интересная история и традиции делают обитателей данных земель особенными. Кроме того, Республика Бурятия является признанным центром буддийского движения в России.

Тувинцы

Республика Тыва – еще одна значительная республика на территории Сибирского Федерального Округа. Общая численность тувинцев достигает 300 тысяч. Традиции населения связаны с шаманскими обрядами и буддизмом.

Хакасы

Древний народ Сибири, который проживает на западе от Байкала. Им тоже удалось создать собственную республику со столицей в городе Абакане. Отличительными чертами хакасов являются небольшая численность, самобытная культура и обычаи.

Алтайцы

Народы Севера, проживающие в зоне Алтайской горной системы, создали свои компактные места обитания – Алтайский край и Республику Алтай. Несмотря на небольшую численность – 70 тысяч, это достаточно крупная группа. Ярко выраженная алтайская культура и богатый собственный эпос не позволяют затеряться им среди многочисленных народов Сибири. Многовековое обитание в горах и суровые погодные условия наложили свой отпечаток на быт и традиции алтайцев.

Ненцы

Компактное проживание на территории Кольского полуострова и охраняемая государственным законодательством культура сделали их одними из самых известных миру кочевников-оленеводов. Уникальный язык и богатый устный эпос дают возможность ненцам увеличить свою численность в наши дни.

Эвенки

Они проживают не только на просторах Российской Федерации, а и в Китае, Монголии. Эвенки — известные следопыты и опытные охотники, но из-за некомпактного проживания частично ассимилировались. Эвенкская культура и оленеводство очень интересны для западных СМИ и культурологов.

Ханты

Угорская языковая группа малочисленных сибирских народов. Разбросаны по территориях Уральского и Сибирского Федеральных округов. Хотя традиционной религией считается шаманизм, но постепенно все больше хантов относят себя к христианам, что ведет к утрате самобытной культуры.

Чукчи

Сибирские кочевники, народы Крайнего Севера, проживающие на Чукотском полуострове. Основное мировоззрение – анимизм, а монголоидные корни относят народ к аборигенам.

Шорцы

Один из самых древних тюркоязычных народов Сибири с богатой историей и эпосом. Основная часть шорцев переместилась к большим городам, ассимилировалась и утратила свои корни.

Этнография описывает еще много народов, которые в большей степени утратили свою первобытную культуру и до наших дней дошли лишь некоторые ее элементы. Это: манси, нанайцы, коряки, долганы, сибирские татары, сойоты, ительмены, кеты и другие малочисленные народы Севера. Все они в той или иной мере ассимилировались с другими коренными народностями, говорят на разных местных диалектах и занимаются характерными для них промыслами. А разведение оленей стало прибыльным государственным промыслом.

Современные проблемы

В наши дни современные народы Севера, Сибири обращают на себя пристальное внимание властей и общественности в связи с рядом факторов.

Местности, где проживают малые коренные народы, изобилуют полезными ископаемыми. Это и золото, и нефть, и уран, и газ. Получается, что народы Севера живут на стратегически важных территориях. Поэтому на данном этапе происходит столкновение интересов людей, которые желают жить на земле своих предков, и коммерческих организаций, что преследуют потребительские цели. Государственные компании, которые хотят извлечь любую пользу из этих земель, только вредят своей деятельностью местным жителям – загрязняют водоемы, уничтожают леса. Это негативно влияет на экологическую ситуацию и самобытную жизнь народов Севера.

Чтобы защищать местным поселениям свои земли, права, культуру и образ жизни, необходимо входить в список коренных народов Севера. А если не будет территории, то практически невозможно будет обеспечить сохранность и последующее изучение родного языка наследникам группы. На данный момент много народов утратило свои особенные диалекты, для многих родным стал якутский, и почти все знают русский язык. Поэтому вхождение в одну из групп дает возможность полноценно развиваться и передавать знания приходящим поколениям.

www.syl.ru

Народы Севера и их культура

Ранее этнологи насчитали до 45 разных народов, обитающих в суровом климате, на Севере. Они живут небольшими группами, у каждого есть свой язык, традиции и религиозные верования.

Кто такие северные народы?

Понятие «народы Севера» все чаще разбавляют словом «малочисленные». Согласно официальным данным, такими считаются те, количество представителей которых не превышают порога в 50 000 человек. Однако тогда в списки не смогут попасть те, которые все же превысили эту цифру, но живут на Севере, чтут древние традиции своих предков, а также исповедуют ту же религию. В случае если считать народы Крайнего Севера только по малочисленности, предстоит выкинуть из списка коми, карелов и якутов. Это достаточно большие группы.

Законодательное обоснование

В 1995 году впервые вышел более упорядоченный список этнических групп и народов Севера, которые не только живут в этой части России, но и сохраняют за собой культурные и бытовые традиции. В него включены и коми, и якуты, которые занимаются разведением оленей. Все они проживают на локализированной небольшой территории, отличаются видами деятельности и входят в состав большого этнического подразделения. Исследователи постоянно говорят про народы Севера и Сибири, поскольку на тех землях проживают немногочисленные группы россиян.

В 1999 году особым национальностям дано дополнительное определение. Народами Севера признавались те, которые обитают на своей территории, где когда-то поселились их предки, обладают своим языком, хранящие традиции, использующие те же виды пропитания и насчитывающие менее пятидесяти тысяч людей. Фактически ученые вычеркнули около 30% этнических групп.

В 2000 году впервые все малочисленные народы Севера внесены в один официальный документ. В списке 45 известных и по сегодняшний день этносов. Каждый из них проживает на своей территории, занимается определенными промыслами, контактируя при этом и с остальным населением Российской Федерации, как правило, с помощью торговли. При этом их культурные особенности сохраняются и передаются как богатство предков.

Почти семнадцать из всех перечисленных имеют не более 1500 человек в своем составе.

Народы Севера очень заботливо относятся к экологии. Они стараются осваивать окружающую природу, нанося ей минимальный вред.

Многим из них приходилось в ходе истории менять ареал обитания, но обычно в то же время менялась и их этническая среда.

Заработки

Продолжительное время народы Севера вели только обмен друг с другом. Они отдавали избыточный товар и брали тот, который им был необходим. Менялись как товарами для повседневного обихода, так и различными удобрениями, ископаемыми и так далее.

В древние времена они передавали друг другу даже кремень, из которого создавали орудия для охоты.

Главными видами промысла для большинства из этих народов является:

  • оленеводство;
  • рыбалка;
  • собирательство;
  • огородничество.

У многих существует система сезонных кочевок, во время которых совершаются охотничьи вылазки или же торговля с другими обитателями этих земель.

Великое переселение

Народы Севера были существенно видоизменены после того, как 10 000 лет назад начали таять ледники. Во время этого явления часть местного этноса, которая раньше жила в центральной или даже южной части страны, перекочевала на северные территории.

Их можно определить по языковым группам:

  • эвены, долганы, эвенки и многие другие народы Крайнего Севера относятся к тюркской и тунгусо-маньчжурской группе;
  • ненцы, нганасаны, селькупы и энцы относятся к общине самодийских языков;
  • юкагиры к палеоазиатской, совмещая все, что привнесли в их культуру народы Севера и Дальнего Востока;
  • ханты, саамы и манси к отдельной группе угро-финских языков.

Юкагирские наскальные рисунки были найдены в горах Ангары. А теперь все они проживают в северной части России. Многие оказались в Заполярье.

Со временем поменялся и язык, и даже внешний облик кочевников. Их организм приспособился переносить стойкие морозы.

Культура народов Севера

Культура каждого этноса уникальна и неповторима. Несмотря на малочисленность, этническое население изучает языки предков, хранит культурные традиции.

Каждое наречие, на котором говорит та или иная народность, подразделяется на несколько различных подвидов.

К примеру, у чукчей существует около пяти различных диалектов. Каждый из которых характерен для определенной области, в которой они проживают.

Фольклор

Коренные малочисленные народы Севера бережно сохраняют древние сказания, передающиеся из поколения в поколение. Их легенды можно расценивать как уникальный культурный феномен. Исследователи до сих пор записывают все сюжеты из пересказываемых северными народами историй. При помощи них можно понять, какие именно процессы происходили с этими людьми на протяжении многих веков.

Традиционные праздники соблюдаются из года в год в течение всей истории племени, несколько эволюционировав. Песенные традиции, музыкальные, танцевальные – все они до сих пор сохраняются местными общинами.

Материальная культура

Специфические орнаменты на одежде служат разделительным признаком для каждого народа. Также нередко на традиционной одежде северян появляются сюжеты из их жизни, изображения предков. Можно увидеть водные мотивы на платьях тех этносов, которые занимаются рыболовством как основным промыслом. Изображения оленей появляются у оленеводов.

Каждый из этносов характеризуется своими жилищами, построенными под место проживания, условиями работы. Кочевые племена обычно сооружают временные конструкции, которые легко можно разобрать для того, что бы перебраться на другое место.

Что касается питания, то у народов Севера до сих пор сохранился традиционный способ сохранять продукты – высушивать их. Это позволяет заменить привычный нам холодильник. К примеру, сушка оленьего мяса, рыбы, различных ягод, грибов, трав широко распространена на большинстве территорий Северной России.

В основном представители данных этносов занимаются сыроедением. Они не готовят мясо или ягоды, рыбу или травы, предпочитая съедать их в сыром виде. Естественно, это возможно благодаря тому, что температура редко поднимается выше нуля.

Религия

На севере России не было ни христиан, ни мусульман, ни кого-либо другого. Именно по этой причине здесь сохранились первобытные верования. Это представляет огромный интерес для ученых и теологов. Представления местного населения кардинально отличаются от такового других народов.

До сих пор в почете шаманы. Эти уважаемые люди являются проводниками между миром духов и средой обитания человека. Они выполняют функцию психологов, докторов и религиозных наставников.

По мнению коренного населения, природа — это живой организм. Все вокруг имеет душу и способно как помочь, так и навредить. Именно по этой причине все народы Севера почитают духов животных, лесов, гор и растений. Особого уважения заслуживают предки. При должном отношении они обязательно помогут своей родне. К тому же именно они хранят весь опыт, который приобрел род за время своего существования.

Интересно, что шаманизм Севера не имеет ничего общего с культурой индейцев. Если проводить параллель, то он будет ближе к пугающему вуду. Но, в отличие от последнего, шаманы используют свои знания исключительно во благо.

Историческая справка

Многие считают, что колыбелью всего населения Земли является Месопотамия и государство шумеров. Есть мнение о том, что человечество зародилось в Египте. Возможно, первые люди начали осваивать Китай или Индию. Тем не менее, точно этого утверждать не может никто.

Зато есть все основания полагать, что Россия также претендует на статус одного из древнейших государств. Северные народы жили здесь еще 9000 лет назад. Вернее, найденные орудия и предметы быта позволяют об этом говорить. Вполне возможно, что более древние доказательства просто еще не обнаружены.

Особый интерес в этом плане представляют собой Юкагиры. Данная народность считается древнейшей и своими корнями может уходить к мифическим гиперборейцам. По другой версии, их предками нужно считать чукчей, поскольку их уклад жизни идеально приспособлен для Заполярья. Кроме того, по уровню технологий они намного опередили остальные племена.

Если говорить о самом молодом малочисленном народе Севера — это тазы. Данный этнос образовался только в середине 19-го века, когда русские цари активно начали осваивать земли Уссурийска. Ассимиляция нескольких различных народностей (нанайцев, удэгейцев, китайцев), оказавшихся в изоляции, привела к появлению новой группы.

fb.ru

Реферат — Традиционная экономика — Разное

Реферат по экономике

ТРАДИЦИОННАЯ

ЭКОНОМИКА

Введение

Что такое экономика?

Это совокупность отношений между людьми в сфере производства, распределения и потребления продуктов труда, соответствующая данной ступени развития общества.

Это хозяйственный комплекс, включающий отрасли и виды производства и непроизводственной сферы. Производство, потребление и распределение экономического продукта происходит в различных границах и масштабах.

Это научная дисциплина, изучающая способы и методы хозяйствования, удовлетворяющие потребности людей путём создания необходимых благ.

Экономика связана с практикой жизни каждого из нас, т. е.: мы работаем и создаём определённые блага, мы учимся, — следовательно, формируем человеческий капитал, каждый день, бывая на рынке или в магазине, мы сталкиваемся с ценами, которые порой нас удивляют, а порой радуют. Следовательно, экономика – это наука, в центре которой постоянно подразумевается экономический человек с его определённой психологией и отношением к различным товарам и явлениям.

Каждый из нас совершенно чётко даёт оценку при покупке товара: выгодно или невыгодно. Такой же простой тест лежит в основе научного подхода рационального использования ресурсов, капиталов, увеличения производства товаров, сокращения затрат, увеличения прибыли, удовлетворения спроса. Чтобы лучше понять, как сложилась современная экономика, как человечество научилось находить ответы на её главные вопросы, полезно оглянуться назад и проанализировать тысячелетнюю историю развития экономических систем цивилизации.

Экономические системы – формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по:

способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства

типу собственности на экономические ресурсы.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы мы можем выделить четыре основных типа экономических систем:

1) традиционная

2) рыночная (капитализм)

3) командная (социализм)

4) смешанная.

Из них самая древняя – традиционная экономическая система, о которой далее пойдёт речь.

Основная часть

Традиционная экономическая система – это способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Например, если племя на протяжении нескольких поколений выращивало, скажем, ячмень, то оно и дальше будет склонно делать то же самое. Вопросы типа:

Выгодно ли это?

Что иное стоит выращивать?

Какой способ организации производства более рационален? – здесь просто не приходят никому в голову.

Доиндустриальная стадия производства

В условиях первобытной общины регулярно налаженного производства не было. Средства существования добывались преимущественно путём собирательства готовых продуктов природы.

Для охоты и рыболовства использовались примитивные орудия в виде камней, палок, костей убитых животных.

Процесс добывания пищи собирательством и охотой привёл человечество к осмысленному земледелию в виде примитивной обработки почвы и посевов зерна и к скотоводству в виде приручения диких животных, а затем разведения в домашних условиях. Иными словами, произошла аграрная революция, которая породила постоянно производящую экономику.

Труд становится основой жизни человека, что выделяет его из мира животных. Появились необходимые для работы орудия труда, вначале из кремня, обработанного камня. Позже их заменяют более совершенные технические средства (колесо, плуг) из металла.

Революционные изменения в материальной культуре вызывали более быстрое развитие домашнего ремесла. Изготовление различных изделий из металла, дерева, камня, появление гончарного круга и создание глиняной посуды говорит о начале промышленной деятельности.

Развитие домашнего ремесла потребовало осёдлого образа жизни. Люди стали заниматься строительством жилища и хозяйственных построек.

Все эти события способствовали резкому увеличению численности населения – произошёл первый демографический взрыв.

В Старом свете древнейшие земледельческо–скотоводческие культуры на Ближнем Востоке датируются восьмым – седьмым тысячелетием до нашей эры. В Новом свете неолитическая культура земледельцев возникла в пятом – втором тысячелетии до нашей эры. Этим было положено начало самой длительной эпохе экономической истории.

В доиндустриальном периоде производства господствовало натуральное сельскохозяйственное производство, где подавляющая часть трудоспособного населения была занята земледелием и скотоводством. В экономике присутствовал ручной труд. Следует отметить, что тяжесть труда диктовала необходимость усовершенствования орудий труда. Более простые орудия эволюционно превращаются в более сложные и более производительные.

В обществе было слабо развито разделение труда и сохранились примитивные формы организации, что влекло за собой низкую производительность труда и огромные физические и моральные затраты на производство единицы продукции. Всё это характеризует общество как застойное, с трудом удовлетворяющее самые элементарные потребности человека.

К сожалению, в конце XX века в некоторых странах Африки (Гвиана, Мали, Гвинея, Сенегал и др.) сохранилась первоначальная модель производства, где в сельском хозяйстве занято две трети населения. Примитивные орудия труда, применяемые в этих странах, позволяют работнику прокормить более двух человек. Производители продукции опираются на силу традиций, существующих в данном обществе. Практически не изменяются производственные пропорции. Технические изобретения и передовые производственные навыки внедряются крайне медленно, а порой – под влиянием сложившихся устоев – и неохотно.

В современной науке такую экономическую систему называют традиционной.

Традиционная система

Традиционная система существует в слаборазвитых странах. Эта система базируется на многоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталой технологии.

Многоукладность экономики означает существование различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально – общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения продукта. В странах с традиционной системой большую роль играет мелкотоварное производство, основанное на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их хозяина. Сюда относится крестьянское и ремесленное хозяйства.

В основе жизнедеятельности традиционной системы лежат передающиеся из поколения в поколения традиции и обычаи, религиозные и культовые ценности, кастовое и сословное деление, выступающие тормозом социально – экономического прогресса.

Существующие уставы в традиционном обществе тормозят технический прогресс, что негативно отражается на производительности труда. Высокая рождаемость при данном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения на нищенское существование. В традиционной системе активную роль играет государство. Подавляющую часть национального дохода оно вынуждено направлять на оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения и на развитие инфраструктуры.

В этих странах в условиях относительно слабого развития национального предпринимательства большую роль играет иностранный капитал.

Например, ^ Японская модель построена на сохранении национальных традиций при одновременном заимствовании у других стран всех экономических новаций. Национальные традиции позволяют создать такие модели управления и организации производства, которые дают наибольший эффект только в условиях Японии. Для этой национальной модели характерно развитое планирование и координация деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (необязательный) характер. Планы (государственные программы) ориентируют отдельные звенья экономики на выполнение определённых общенациональных задач.

Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или народности. При стабильности этих условий традиции хозяйственной жизни могут сохраняться очень долго. В России, например, по сей день можно обнаружить элементы традиционной экономической системы в организации жизни народов Севера.

Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, т. е. охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира, как уже приводилось выше, остатки такой собственности сохранились. И это не случайно.

Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX века, когда реформы П.А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землёй, сменившееся на владение землёй отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917 году коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю «общенародной собственностью».

Построив своё сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX века добиться продовольственного изобилия. Более того, к началу 80х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что КПСС была вынуждена принять специальную «Продовольственную программу», которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные.

Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира.

Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объёмов производства жизненных благ, чем советы старейшин – органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе.

Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Её элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

Экономические системы в историческом развитии России. Традиционная система.

Хозяйство России исторически складывалось постепенно, по мере освоения всё новых и новых территорий. Первоначально в экономике страны преобладало сельское хозяйство, сначала на вольном крестьянском труде, а затем на труде крепостном. Недостаток хлеба ощущался на Европейском Севере и Северо-западе с XVII века. Поэтому старые районы сельскохозяйственного производства (в центре Русской равнины на плодородных землях полей и по долинам рек), которые обеспечивали продовольствием население России до XVIII века, сменились новыми – на юге, после присоединения степных и лесостепных районов (Поволжья, Предкавказья, Южного Урала, юга Украины и Западной Сибири).

Таким образом, после отмены крепостного права в России чётко определились 2 зоны:

1) производящая (на юге), поставляющая хлеб (на север страны, на экспорт в другие страны)

2) потребляющая (Центральная Россия и северная половина современной Российской Федерации, т.е. 75% территории).

В границах современной Российской Федерации сложилась мощная промышленность (в Москве, Санкт – Петербурге, на Урале).

Даже после создания на юге (в границах современной Украины) мощной угольно – металлургической базы промышленная роль европейских районов России оставалась огромной.

Российская Федерация обладает огромным природным, экономическим и научным потенциалом. К тому же ныне через её территорию осуществляются экономические и транспортно – информационные связи многих суверенных государств содружества, не граничащих друг с другом. В Российской Федерации производилась основная часть национального дохода бывшего Союза, 70% общесоюзной промышленной продукции, 80% научных разработок и только 45 – 47% сельскохозяйственной продукции. В рамках СНГ доля промышленного производства и научной продукции России ещё выше. Столь значительные масштабы промышленного производства и скромные показатели сельскохозяйственного производства, а также их общее падение в последние годы нельзя оценить однозначно. Требуется глубокое понимание как общих особенностей и проблем экономики России, так и проблем различных её регионов.

Чтобы реально представить своеобразие народного хозяйства России на современном, переходном этапе её развития, кратко рассмотрим некоторые общие понятия экономики (начало см. во введении).

^ В любой стране общество решает три взаимосвязанные проблемы:

что нужно производить (какие товары и услуги,

в каких количествах)

как производить эти товары и услуги (с использованием

каких технологий и каких ресурсов)

для кого они предназначены (как эти товары и

услуги будут распределены)

Задачи эти были бы просто решаемы и не превращались в сложнейшие проблемы, если бы ресурсы (природные, трудовые, финансовые, информационные) оказывались в изобилии в каждой стране. Но они всегда ограничены и для каждого периода ограничены по – разному.

Поэтому, главная задача экономики – выбор наилучшего варианта решения проблемы, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей.

Для иллюстрации этой задачи используем пример, противопоставляющий выпуск двух товаров: с одной стороны, пушек (или ракет), а с другой – масла (или зерна). При недостаточном обеспечении ресурсами увеличение выпуска оружия приведёт к вынужденному сокращению производства продовольствия. Например, Германия, готовясь к Первой мировой войне, использовала лозунг «Пушки вместо масла».

Но в любой стране не производится только два вида товаров. Выбор масштаба производства каждого товара – задача сверхсложная. В условиях ограниченных возможностей и дефицита ресурсов эти вопросы в различных экономических системах решаются по – разному. Исторически для всех стран, в том числе и для России, в течение многих веков была характерна так называемая традиционная экономика. Вопросы – что, как и для чего (кого) производить – решались исходя из обычаев и традиций (отсюда и название – традиционная). В течение столетий из поколения в поколение использовались одни и те же способы производств и в сельском хозяйстве, (которое было натуральным), и в ремёслах. Технический прогресс в подобной системе шёл крайне медленно. Сейчас эта экономика сохранилась в нескольких формах. Небольшие ареалы кустарных промыслов остались в некоторых районах современной России: хохломская роспись, палехские миниатюры, семёновский ложкарный промысел (деревянные ложки), производство расписных подносов в Подмосковье (Жостово), вятская игрушка. Традиционная экономика встречается у малочисленных народов Российского Севера (оленеводство, охота, рыбная ловля, промыслы: косторезный, изготовление национальной одежды, постройка традиционных жилищ), в ряде национальных республик России (Тыва, Калмыкия).

Заключение

Элементы традиционной экономики можно найти практически в любой экономической системе, потому что экономика любого района, региона, страны и т.п., неразрывно связана с географическим положением, климатическими условиями, политическим статусом и пр., в т.ч. и традициями.

Существование значительных элементов традиционной экономической системы есть в хозяйстве Индии и подобных ей стран Азии и Африки (хотя и в них преобладает рыночная система).

Использованная литература

В.Г. Слагода. Основы экономики. М., 2002

Р.М. Нуреев. Курс микроэкономики. М., 1998

Л.Л. Любимов, Н.А. Раннева. Основы экономических знаний. М., 1997

К. Макконнелл, С. Брю. Экономикс. В 2-х т. Т.1. М., 1992

Р.М. Нуреев. Основы экономической теории. Микроэкономика. М., 1996

Я.С. Ядгаров. История экономических учений. М., 1999

В.П. Дронов, В.Я. Ром. География: население и хозяйство России, 9 класс. М., 1995

Е.М. Майбурд. Введение в историю экономической мысли. М., 2000

Р.С. Белоусов, Д.С. Докучаев. Я познаю мир: экономика (детская энциклопедия). М., 2001

И.В. Липсиц. Экономика, 9 класс. М., 1996

ronl.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *