Сравнение как прием определения понятий
Сравнение как прием определения понятий
Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»
Минский филиал МЭСИ
Контрольная работа
Кафедра: гуманитарных наук
по дисциплине: «Логика»
Выполнил: Марченко Е.С.
Группа 11 МО (БУА)
Проверил: Елисеев А.Б.
Минск 2013г.
Содержание
Введение
Сравнение как прием определения понятий
Задание 1
Задание 2
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В повседневной речевой практике многие слова используются на основе интуитивного установления их значений. В связи с тем, что интуитивное усвоение словарного запаса у каждого человека осуществляется при каких-то конкретных обстоятельствах, понимание значения отдельных терминов разными людьми может быть неодинаковым. На этой основе часто возникает взаимное недопонимание и всевозможные недоразумения. Но если в обыденном общении это, как правило, не влечет за собой серьезных последствий, то в деловом общении точность используемых выражений играет весьма значительную роль. Нетрудно представить, какой бы хаос возник, если бы понимание терминов, используемых, например, в законодательстве, основывалось бы только на интуиции. Строго однозначное употребление понятий весьма важно при заключении контрактов в сфере бизнеса. Одной из особенностей науки является употребление строго определенных терминов. Способ, позволяющий избежать недоразумений в общении путем уточнения содержания используемых понятий, и называется определением (дефиницией).
Определение понятия (или дефиниция) есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия или устанавливает значение термина.
С помощью определения понятий мы можем раскрывать содержание понятия и тем самым отличать мыслимые в нем предметы от других предметов.
Понятие образуется на основе ощущения, восприятия и представления с помощью общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.
Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.
Сравнение — это прием, который используется для образной характеристики предмета.
С помощью различения устанавливаются признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним, предметов. Например, в практике следователя часто встречаются так называемые «особые приметы».
Сравнение как прием определения понятий
Всем понятиям определение дать невозможно (к тому же этом нет необходимости), поэтому в науке и в процессе обучения используются другие способы введения понятий — приёмы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение.
Сравнение — это прием, позволяющий достаточно четко охарактеризовать предмет за счет сопоставления его характерных признаков и черт с другим, однородным предметом. Такое сопоставление приводит к достаточно четкому отграничению сравниваемых предметов друг от друга путем выявления не только сходства, но и различия их признаков. При использовании сравнения для определения понятия оно будет определено тем более полно, чем с большим количеством однородных предметов будет сравнен объем данного понятия. Сравнение приводит к формированию мнимого образа предмета, обладающего характерными признаками.
Сравнение — установление сходства сопоставляемых предметов. Река — это поистине вечно длящийся карнавал, и всякий месяц она может похвалиться новыми красками (Р. Эмерсон). Якорь уже вышел из воды, он висит на цепи, как огромный морской краб (Т. Тэсс). К сравнению прибегают как на уровне научного познания, так и на уровне художественного отображения действительности. В. А. Сухомлинский использовал сравнение мозга ребенка с цветком розы: Мы, учителя, имеем дело с самым нежным, самым тонким, самым чутким, что есть в природе, — с мозгом ребенка. Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны для того, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю. Вот такая же осторожность нужна и нам каждую минуту: ведь мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе — к мыслящей материи растущего организма [3, с. 54].
Многие сравнения входят в наше сознание с раннего детства. Есть такие сравнения, которые можно часто услышать в речи: сладкий как мёд, мягкий как пух, порхать как бабочка, пыхтеть как самовар. В основе большинства загадок лежит сравнение. Все мы помним строчки С. Есенина о белой берёзе, сказки К. Чуковского.
В сравнении имеет место обращение к прежнему опыту ощущений, который формируется на основе общих представлений. Так стол напоминает табурет. Оба деревянные, имеют похожую форму, но применение их разное. Процесс сравнения, как и любой другой прием логики, связан с эмоциями. Чтобы сравнить разные по семантическому значению понятия, нужно найти сходства в сложном чувственном отношении к ним. Это можно сделать, вспомнив, например, какую-то ситуацию, в которой эмоциональная реакция обеспечила ассоциативную связь между данными объектами восприятия. Так же происходят и поэтические сравнения людей со звездами или с цветами. Обонятельные ощущения, к примеру, чаще всего обозначают понятиями вкуса: кислый или горький запах, пр.
Сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению.
Сравнение — логический прием, который органически входит и в научную, и в практическую деятельность. В ходе мысленного сравнения мы сопоставляем несколько явлений, выявляем их сходство и различие и на основе этого различаем или отождествляем эти явления. Правила сравнения предписывают сравнивать только однородные предметы, причем сравнение должно осуществляться по наиболее существенным признакам
Прием сравнения пронизывает и практическую деятельность юриста, которому постоянно приходится сравнивать одни нормы с другими при толковании и выборе норм. В процессе расследования сравниваются различного рода следы с предметами или людьми, которые предположительно их оставили. Целесообразно сравнивать каждое расследуемое дело с другими, уже расследованными и рассмотренными. Такое сравнение позволяет вовлечь в расследование или разрешение юридических дел предшествующий опыт.
В науке сравнение позволяет выяснить сходства и различия сопоставляемых предметов. В учебнике по биологии приводятся такие сравнения: Тело медузы студенистое, похожее на зонтик, Почки — небольшие парные органы, имеющие форму бобов; Цветок гороха напоминает сидящего мотылька; Завязи пестиков шиповника скрыты в разросшемся цветоложе, похожем на бокал [2, с. 77]. Во всех приведенных сравнениях общим признаком (основанием сравнения) является форма.
Сравнение на уровне художественного отображения действительности позволяет подметить общее, сходное в двух предметах и в яркой форме, образно выразить это сходство. М. Горький использует такое сравнение: Грубость — такое же уродство, как горб.
Художественные сравнения часто включают в свой состав слова: как, как будто, словно и др.
Приведем три сравнения людей с животными, которыми пользуется Агата Кристи при характеристике героев в детективном романе Десять негритят: Филипп… двигался легко и бесшумно, как ягуар. И вообще во всем его облике было что-то от ягуара. Красивого хищника — вот кого он напоминал; Судья… обвёл глазами собравшихся и, вытянув шею, как разъяренная черепаха, сказал: Я думаю, настало время нам поделиться друг с другом своими сведениями; Прикрытые складчатыми, как у ящера, веками глаза остановились на его лице [2, с. 78].
В. Набоков в рассказе Весна в Фиальте использует такиеинтересные сравнения: …Елки молча, торговали своими голубоватыми пирогами; …Кто-то, спасаясь, падая, хрустя, хохоча с запышкой, влез на сугроб, побежал, охнул сугроб, произвел ампутацию валенка; …Точно женская любовь была родниковой водой, содержащей целебные соли, которой она из своего ковшика охотно поила всякого, только напомни.
Артур Конан Доил в одном предложении использует сразу три приема, заменяющие определение (приводит описание, характеристику и ряд сравнений): Стоит мне и теперь закрыть глаза, Мари встает передо мной: щеки смуглые, как лепестки мускатной розы; взгляд карих глаз нежен и в то же время смел; волосы черные, как смоль, будят волнение в крови и в стихи просятся; а фигурка — точно молодая березка на ветру.
В сравнениях необходимо упрощение, в этом случае выделяют сходный признак у объектов. Здесь редукция осуществляется по одному элементу разных явлений, который считается одинаковым для них. Можно рассмотреть, к примеру, форму предметов или найти общее в их содержании. По этим показателям их можно сравнивать между собой.
Процесс сравнения активизирует познавательную деятельность, развивает абстрактное мышление, сознательное и прочное усвоение знаний. Данный прием состоит из сопоставления, когда выделяются признаки, по которым проводится сравнение, и собственно сравнения, устанавливающего сходство и различие между объектами.
Предметы или явления можно сравнивать по одному или нескольким признакам. В процессе сравнения изучаются не только внешние признаки, но и свойства. Сравнение помогает проследить предметы и явления в изменении и развитии.
Сравнивая предметы и явления друг с другом, выделяются частные и общие, существенные и несущественные признаки. На выделении общих и существенных признаков основано обобщение. Именно оно ведет к образованию понятий, к познанию закономерных связей и отношений.
Сравнение дает возможность определить новые стороны объектов, их связи, такие черты предметов и явлений, которые не воспринимаются при изучении их в отдельности. В процессе сравнения люди проникают в сущность объектов, без посторонней помощи замечают неощутимые с первого взгляда свойства, постигают особенности явлений.
При сравнении объектов необходимо соблюдать следующие требования:
для сравнения следует отбирать объекты, имеющие определенную связь между собой.
необходимо четко определять признаки (свойства), по которым сравниваются объекты.
перечень признаков должен быть по возможности более полным, исчерпывающим.
Профессор Б.В. Томашевский выделял в сравнении три элемента: 1) то, что сравнивается, «предмет», 2) то, с чем что-то сравнивается, «образ» и 3) то, на основании чего одно сравнивается с другим, «признак».
Сравнения могут быть различны по своей структуре. Чаще всего они выступают в форме сравнительного оборота и присоединяются с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, как бы.
Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Влага брызнула игриво жемчугом вокруг (И. Никитин). К этим сравнениям близки и такие, которые выступают в форме сравнительной степени прилагательных, наречий. Есть сравнения, которые вводятся словами похож, напоминает. Сравнение может выступать даже в форме вопросительного предложения.
Особым видом сравнения является отрицательное сравнение. Противопоставление одного предмета другому выступает здесь одновременно и как их образное сопоставление. Такое сравнение — распространённый приём в народной поэзии, откуда он перешёл и в художественную литературу.
Таким образом, сравнение — определение сходства или различий явлений и процессов. Этот прием позволяет соотносить неизвестное с известным, выразить новое через уже познанное и изученное. Сравнивая ряд предметов, мы устанавливаем наличие у них некоторых общих признаков, присущих отдельной группе предметов.
Задача 1
сравнение предмет художественный противопоставление
Проведите операцию деления следующих понятий:
государство — монархии и республика (по форме правления)
звезда — новорожденные, молодые, среднего возраста и старые (по возрасту)
занятие — мужское и женское (по полу)
система — централизованные и децентрализованные (по направленности связей между элементами)
болезнь — кишечные, респираторные, проникающие через повреждения кожи и слизистой оболочки, кожные, комплексные (в зависимости от путей проникновения возбудителей в человеческий организм)
экзамен — устный, письменные, комбинированные (по форме сдачи)
логический союз делится на соединительный союз, соединительно-разделительный, исключающе-разделительный, условный, равносильный и отрицательный.
население земного шара — делится на население с очень высоким уровнем рождаемости, средним и нулевым (рождаемость в них примерно равна смертности, например, Дания, Венгрия, Германия)
одежда — мужское и женское (по полу)
часы — женские, мужские
язык — универсальные и специализированные (современные языки программирования)
акция — обычные (простые) и привилегированные (преференциальные).
клетка — эукариотические и прокариотические (по наличию ядра)
устройство — аналоговое и цифровое
закон — основные, конституционные, программные и обычные (по юридической силе)
город — западноевропейский, арабский, африканский, латиноамериканский и североамериканский.
лекарство — продающиеся по рецепту врача и без него
экономика — экономика рыночного типы, централизованная и смешанная
наука — античные, средневековые, классические, современные (по временному интервалу)
искусство — античные, средневековое, и современное
религия — классическая наука делит религию на 3 основных типа: родоплеменную, народно — национальную и мировые религии.
литература — 1. Агитационная литература, агитеза. 2. Религиозная литература. 3. Детская литература. 4. Классическая литература. 5. Развлекательная литература. 6. Общая литература.
Задача 2
Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение:
1.1. А, I, О, если Е — истинно.
Для решения данных задач воспользуемся «логическим квадратом», по углам которого располагаются суждения А, Е, I, O, а его стороны и диагонали являются символическим выражением основных логических отношений между суждениями.
Для суждений, находящихся в отношении подчинения, имеет значение условие истинности: если Е — истинно, то О — истинно. Суждения Е, I и суждения А, О связаны отношением противоречия. Согласно законам логики два противоречивых суждения не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными. Значит если Е — истинно, то I — ложно, а также если О — истинно, то А — ложно.
Ответ: если Е — истинно, то А — ложно, I — ложно, О — истинно.
.2. А, Е, I, если O — истинно.
Снова для решения задачи применим «логический квадрат». Так как суждения О и А связаны отношением противоречия то если О — истинно, то А — ложно. Если А — ложно, то I может быть как истинным, так и ложным, так как для суждений находящихся в отношении подчинения действует отношение истинности, если бы А было бы истинно, то мы точно могли бы предполагать, что I тоже истинно, но в нашем случае получается, что I может принять одно из двух значений: истинна или ложь. Раз А — ложно, то Е так же может принять одно из двух значений то ли ложь, то ли истинна. Так как согласно отношению контрарности, которым суждения А и Е связаны они могут быть оба ложные, то ли одно из них может быть ложным, а одно истинным и точно не могут быть оба истинными. Поэтому для данного задания есть два варианта ответа:
Ответ 1: если О — истинно, то А — ложно, I — истинно, то Е — ложно.
Ответ 2: если О — истинно, то А — ложно, I — ложно, то Е — истинно.
.3. А, Е, О, если I — ложно.
Так как суждения I и Е связаны отношением противоречия то если I — ложно, то Е — истинно. Суждения Е и О связаны отношением подчинения то если Е — истинно, то О — истинно. Суждения А и О связаны отношением противоречия, значит если О — истинно, то А — ложно.
Ответ: если I — ложно, Е — истинно, А — ложно, О — истинно.
Заключение
Сравнение — это логический прием образования понятия, представляющий мысленное установление сходства или различия предметов по признакам. Сравнение предметов заключается в установлении сходства предметов.
Сравнение — прием ознакомления с предметом, он употребляется в том случае, когда можно сопоставить интересующее нас понятие с похожим на него, и в результате такого сопоставления лучше уяснить данное понятие; сравнивать следует только однородные понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности и сравнивать предметы надо по таким признакам, которые имеют важное, существенное значение;
Сравнение помогает установить не только сходные признаки, но и признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним предметов. Например, при розыске похищенного имущества важную роль играют особые приметы: монограмма или гравировка на часах и т.д.
Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными.
При сравнении объектов необходимо соблюдать следующие требования: для сравнения следует отбирать объекты, имеющие определенную связь между собой; необходимо четко определять признаки (свойства), по которым сравниваются объекты; перечень признаков должен быть по возможности более полным, исчерпывающим.
Сравнение — прием мышления, используемый как в научных исследованиях, так и в обучении. С помощью сравнения выявляют сходство и различие сравниваемых предметов. Рассматривая предмет или процесс с разных сторон, выделяя мысленно его элементы и сравнивая их, учащиеся учатся анализу, а переходя от отдельных частей к целому, постигают синтез. Приемы сравнения, аналогии, анализа и синтеза служат формированию логического мышления и вообще облегчают обучение учащихся навыкам самостоятельных размышлений.
Список использованной литературы
1.Гетманова А. Д.Логика: Для педагогических учебных заведений. — М. Новая школа, 2004. — 416 с.
.Иванов Е. А. Логика: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 2000. — 368 с
.Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике/Под ред. В.И. Кириллова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ООО «Антея 2000», МЦУПЛ, Профобразование 2000. — 160 с.
.Логика: Учеб. пособие/В.Ф. Берков, В.И. Бартон, И.И. Дубинин и др.; Под общ. ред. проф. В.Ф. Беркова.- Мн.: Выш. шк., 2004.- 296 с.
.Трушко М.Н. Логика: Учеб. пособие. — Мн.: БГЭУ, 2006. — 131 с.
diplomba.ru
Сравнение понятий
Цель: методика применяется при исследовании операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков
Описание:
Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол.
Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом – различий.
Стимульный материал:
1. Утро – вечер
2. Корова – лошадь
3. Летчик – танкист
4. Лыжи- коньки
5. Трамвай – автобус
6. Река – озеро
7. Велосипед – мотоцикл
8. Собака – кошка
9. Ворона – рыба
10. Лев – тигр
11. Поезд – самолет
12. Обман – ошибка
13. Ботинок – карандаш
14. Яблоко – вишня
15. Лев – собака
16. Ворона – воробей
17. Молоко – вода
18. Золото – серебро
19. Сани – телега
20. Воробей – курица
21. Дуб – береза
22. Сказка – песня
23. Картина – портрет
24. Лошадь – всадник
25. Кошка – яблоко
26. Голод – жажда
Анализ результатов:
Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.
Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности при выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходств или различий.
Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно- логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона – рыба», — слова, у которых трудно найти общее. У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, «всадник – лошадь», слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.
Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого.
Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.
Источник: Альманах психологических тестов. М., 1995.
В списке имеются и «несравнимые понятия» (река — птица; стакан — петух; ботинок — карандаш; волк — луна; ветер — соль; очки — деньги; кошка — яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное «ситуативное» высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и «соскальзывание», что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения — есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии. Норма 18-23 сравниваемых понятия.
Анализ результатов.
Проводится количественный и качественный анализ результатов. Количественная обработка заключается в подсчете количества выделенных испытуемым в каждой паре черт сходства и различия. Высокий уровень развития операции сравнения отмечается в том случае, когда школьник назвал более двадцати черт, средний — десять-пятнадцать черт, низкий — менее десяти черт. В процессе обработки ответов важно учесть, какие черты отметил учащийся в большем количестве — черты сходства или различия. часто ли он употреблял родовые понятия.
Этот метод имеет значение для диагностики умственного недоразвития или отсталости. Умственно отсталый ребёнок не сможет выполнить задачу на отвлечение признака и введение объектов в иерархию одной категории и всегда будет замещать такой ответ либо указанием на различие, либо введением в какую-то наглядную ситуацию. Для человека, больного шизофренией, характерно обратное – полный отрыв от наглядной ситуации и обобщение по несуществующим признакам объектов.
После проведения количественного и качественного анализа результатов, можем заключить: из 10 испытуемых высокий уровень развития операций сравнения имеет только один ребёнок, 1 – выше среднего, 2 – средний и 6 человек имеют низкий уровень развития операций сравнения.
Бланк регистрации ответов по методике «Сравнение понятий»
ФИО_____________________________ Возраст______ Дата______________________
Пара слов | Чем они похожи? | Чем отличаются? | |
1. | Утро-вечер | ||
2. | Корова-лошадь | ||
3. | Лётчик-танкист | ||
4. | Лыжи-коньки | ||
5. | Трамвай-автобус | ||
6. | Река-озеро | ||
7. | Велосипед-мотоцикл | ||
8. | Собака-кошка | ||
9. | Ворона-рыба | ||
10. | Лев-тигр | ||
11. | Поезд-самолет | ||
12. | Обман-ошибка | ||
13. | Ботинок-карандаш | ||
14. | Яблоко-вишня | ||
15. | Лев-собака | ||
16. | Ворона-воробей | ||
17. | Молоко-вода | ||
18. | Золото-серебро | ||
19. | Сани-телега | ||
20. | Воробей-курица | ||
21. | Дуб-береза | ||
22. | Сказка-песня | ||
23. | Картина-портрет | ||
24. | Лошадь-всадник | ||
25. | Кошка-яблоко | ||
26. | Голод-жажда |
1См. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/ Под ред. Д.Б.Эльконина. М., 1981 Особенности психического развития детей шести-семилетнего возраста/ Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера, 1988.
2Данные по массовому обследованию представлены в работах: А.Л.Венгер, Е.В.Филиппова, 1980, Диагностика учебной деятельностии…, 1981.
studfiles.net
Сравнение как прием определения понятий. Сравнение как прием определения понятий
Похожие главы из других работ:
Джон Локк о правах и свободах личности
Индивид и его права. Сравнение позиций Дж. Локка и Т. Гоббса
Локк, как и Гоббс, рассматривает индивида в качестве основного элемента и трактует государство как результат общественного договора между индивидами, заключенного с целью прекращения естественного (природного) состояния…
Искусство определения понятий
1 Искусство определения понятий
…
Логическая операция определения понятий
4. Операция определения понятия
Часто возникает необходимость раскрыть содержание понятия, которое употребляется в рассуждении. Так, чтобы правильно изучать логику нужно знать содержание понятия » Понятие » (Понятие — форма мышления…
Логические операции над понятиями
2. Операция определения понятия
Часто возникает необходимость раскрыть содержание понятия, которое употребляется в рассуждении. Так, чтобы правильно изучать логику нужно знать содержание понятия » Понятие » (Понятие — форма мышления…
Логические операции над понятиями
2.1. Построение определения
Как дать определение (построить дефиницию)? Определение состоит в их последовательном перечислении. Указание главной части содержания понятия имеет вид подведения определяемого под ближайшее родовое понятие…
Логические операции над понятиями
2.2. Правила построения определения
Построение дефиниции должно подчиняться ряду правил. 1) Определение должно быть соразмерным. Иначе говоря, следует перечислять только общие существенные признаки предметов, мыслимых в определяемом…
Логическое суждение
1. Виды понятий. Логическая характеристика понятий
В зависимости от специфики объема и содержания все понятия делятся на определенные виды. По объему: единичные и общие понятия; собирательные и несобирательные…
Ноогенетические аспекты современного глобально-цивилизационного процесса
1.5 Нооэкономические определения
Постановка вопроса о нооэкономических процессах — это не игра в дефиниции…
Основные законы развития технических систем
1. Понятия и определения
Техника (греческое «техне» — ремесло, искусство, мастерство). Определения техники можно объединить в три основные группы…
Понятие как форма мысли
2. Методы образования понятий: анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение. Неологизмы и их роль в языке
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий…
Свобода и ее бытийные измерения
2. Опыт диалектического определения свободы.
Дабы правильно уяснить суть какого-либо объекта, процесса или понятия, надо сначала указать на то, чем они не являются, т.е. на их иное, говоря диалектическим языком Гегеля. Применительно к инте-ресующему нас феномену свободы это означает…
Сходства и различия понимания познания философии Канта и французских материалистов XVIII века
3. Сравнение понимания познания в философии Канта и французских материалистов
философия кант французский материалист В отличие от философов XVII века, Кант анализирует структуру субъекта не для того, чтобы вскрыть источники заблуждений, а, напротив, чтобы решить вопрос, что такое истинное знание…
Философские идеи в работах Ф.М. Достоевского и А. Камю
2.2 Сравнение с пониманием абсурда Достоевским
Достоевский смог с мастерством изобразить ощущение абсурда и создать героев, которым нельзя не сочувствовать. Русский писатель оказался так близок Камю потому, что последний живо почувствовал в его произведениях ту атмосферу абсурда…
Формирование представлений об интеллекте в истории философии и психологии
1. Понятия и определения интеллекта
Интеллект — система познавательных способностей индивида. Интеллект очевиднее всего проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий…
Что такое философия и зачем она
4. Сравнение точек зрения Хосе Ортега-и-Гассета, Карла Поппера и Фридриха Вайсмана на вопрос «Что такое философия и зачем она?»
Ортега-и-Гассет считает философию социальным проявление общественной деятельности. Современный человек знакомится с философией посредством повсеместно представленных литературных источников…
fil.bobrodobro.ru
Метод сравнительного анализа. Сравнительный анализ: примеры :: SYL.ru
Среди эмпирических методов исследования определенных событий чаще всего используется метод сравнительного анализа. Благодаря ему выявляются общие и отличные черты (характеристики) какого-либо явления, исследуемого процесса на разных этапах развития (временных, событийных и т. д.).
Определение
Сравнительный метод – это один из главенствующих логических приемов познания предметов, явлений, событий внешнего мира, которое начинается с того, что аналитики их отделяют от всех предметов и (или) устанавливают их сходство с родственными предметами и явлениями.
Через сравнение определяются общие и отличные методологические подходы научных школ, которые изучают некие процессы, сравнивают определенные критерии и категории. Причем сравниваются только те явления (характеристики), которые имеют сходные признаки и объективную общность в рамках выбранного научного исследования. В итоге можно выяснить общее, что повторялось в явлениях и стало ступенькой на пути выявления ряда закономерностей изучаемых событий.
Применение
Для исследования динамики изменения неких процессов, поиска различий и общностей часто используют сравнительный анализ. Примеры практического использования можно найти в социологии, юриспруденции, политическом и экономическом анализе, науке и культуре.
Общеизвестно, что определять динамику эффективности предприятия удобно не с помощью абстрактных величин, а сравнивая либо с другими схожими фирмами, либо основываясь на статистике компании в равновесный промежуток времени. Например, как изменилась производительность труда (доходы, убытки) в текущем году относительно аналогичного промежутка времени прошлых лет, как за это время сработали предприятия-конкуренты.
Метод сравнительного анализа незаменим в социологии, исследовании общественного мнения, статистическом анализе. Только опираясь на данные предыдущих исследований, можно точно выявить динамику изменения настроений в обществе, оперативно выявлять нарастающие проблемы и вовремя на их реагировать. Сравнительный анализ эффективен и показателен на всех уровнях: от отдельной семьи до всего общества, от бригады до коллектива большого предприятия, от муниципального уровня до государственного.
Виды сравнительного анализа
Виды анализа зависят от методики и количества сравниваемых показателей. При отслеживании определенного явления можно опираться на данные самого явления, сравнивать его с аналогичным либо с совокупностью явлений. Например, при отслеживании динамики хозяйственной деятельности компании можно опираться на ее собственную статистику за различные временные промежутки, сравнивать с конкурирующей фирмой либо оценивать в контексте всей отрасли (совокупности фирм).
Классификация
Виды анализа делятся на:
- Количественный – анализ с точки зрения количественного представления характеристик.
- Качественный – анализ качественных характеристик, свойств.
- Ретроспективный – анализ изменений во времени, их влияние на текущие события.
- Прикладной – анализируется практическая деятельность исследуемой структуры.
- Исследовательский – применяется в аналитических науках.
- Описательный – анализ начинается с исследований структуры явления, затем идет к его функциям и цели.
- Общий – базируется на общей теории систем.
- Структурный – анализируется общая структура явления.
- Микросистемный – исследуется конкретная система.
- Макросистемный – анализируется роль конкретной системы в совокупности родственных систем.
- Витальный – анализируется развитие системы, определяются ее основные этапы.
- Генетический – используется в анализе генетических систем, механизмов наследования.
- Другие виды.
Методика исследования права
Сравнительный анализ систем правоведения различных стран позволяет развивающимся государствам перенимать эффективно зарекомендовавшие себя методы управления, совершенствовать законодательство, структуру административной системы.
Изучение теоретического наследия свидетельствует о том, что развитие теории права в одной стране вне контекста всемирной истории и достижений правовой мысли других стран невозможно и приводит к узкому ограниченному подходу в определении проблем права. Именно это, собственно, и определяет закономерность транснациональной природы правовой науки, не исключая при этом социально-политической функции правоведения конкретного государства. Например, даже советская юридическая наука являлась не изолированной системой, а частью диалектически целостной мировой юриспруденции.
Особенности применения методики
Правовой метод сравнительного анализа – это, прежде всего, сопоставление компаративистики, то есть анализ сходных черт. Ряд уважаемых исследователей отмечают два основополагающих условия правильного применения сравнительного метода:
- Не следует ограничиваться сравнением народов одной расы или религии.
- Сравнивать можно только законодательства или правовые системы, находящиеся на одном уровне общественного развития.
Почему? Сравнительная история права не должна ограничиться простым сопоставлением исследуемых юридических систем лишь потому, что они сосуществуют одновременно во времени или территориально близко. Ведь в праве нет места для экспериментов – по каждому решению, направленному на создание или реализацию права, стоят судьбы и интересы граждан, экономики, государства. Право должно быть максимально совершенным и системным. Именно поэтому, вместо эксперимента, используют сравнительно-правовые исследования, которые укажут важные варианты решений, предостерегут от принятия устаревших или неэффективных в актуальных условиях решений.
Прогноз развития предприятий
Задекларированное вхождение страны в мировое сообщество в условиях перехода экономик ведущих стран мира на инновационное развитие заставляет отечественных товаропроизводителей модернизировать производство. Промедление грозит системным отрывом от развитых стран и превращением в сырьевой придаток, донора дешевой рабочей силы. Понимая это, передовые отечественные предприятия пытаются найти свое место на мировом рынке, опираясь на новые разработки.
Однако поиск идей инновационных разработок в основном ведется чисто интуитивным путем, при этом шансы на успех являются незначительными и больше зависят от субъективных факторов. В то же время существует метод сравнительного анализа. Он позволяет:
- Вести целенаправленный поиск идей новых товаров, технологий их изготовления, методов управления.
- Осуществлять выбор наиболее приемлемых идей инноваций, повышая тем самым шансы инвесторов на успех.
- Закладывать основы перехода на инновационное развитие.
Анализ бизнеса
Для эффективного хозяйствования сравнительный метод жизненно необходим. Как по-другому отслеживать, лучше стала работать фирма или хуже? Каково ее место на рынке? Как развиваются конкуренты? Только при сравнении с предыдущими временными периодами собственной деятельности и по возможности конкурирующих структур можно строить стратегические планы развития.
При исследовании больших объемов данных здорово помогает таблица сравнительного анализа. Она позволяет наглядно структурировать показатели. Пример простейшей сравнительной таблицы (коэффициенты взяты условно):
Критерий | Конкурент | Исследуемая фирма | Выводы |
Качество изделия | 7 | 5 | Повысить качество, обновив оборудование |
Цена | 6 | 5 | Оптимизировать затраты |
Оперативность доставки | 5 | 4 | Уменьшить время производства |
Сервис | 5 | 6 | Сохранить уровень сервиса |
Производительность | 7 | 6 | Повысить квалификацию работников |
Применение в политологии
Период относительно быстрых политических изменений, в которые мир вступил в начале XXI века, обусловливает повышенную потребность в их научном осмыслении. В рамках исследований современного этапа политических трансформаций применяют план сравнительного анализа. Он должен соответствовать трем важнейшим условиям:
- Оперирование большим объемом эмпирических данных.
- Обеспечение максимальной автономии исследователя от ценностно и идеологически окрашенных подходов.
- Выделение особенных черт и общих тенденций исследуемых процессов.
Для этого наилучшим образом подходит именно метод сравнительного анализа. Он гарантирует актуальность, научное и практическое значение исследования значительной части современного методологического инструментария политологии. Сравнительный анализ может быть также ценным и в условиях рассмотрения проектов политических реформ. Изучение опыта соседей по планете помогает точнее оценить их преимущества и недостатки. Соответственно, внимание сравнительно-политологических исследований в последние десятилетия в основном сосредоточено вокруг поиска моделей административно-государственного управления, учитывая динамику реформ, последнее десятилетие осуществляемых в западных и постсоциалистических странах.
www.syl.ru
5. Учебно-логическое умение «Сравнение»
Documents войти Загрузить ×- No category
Related documents

Оснащенность спортивным оборудованием и инвентарем

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРОССКУЛЬТУРНЫХ
МАДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида» г. Первоуральск

Земля – небо – вода

Перечень спортивного оборудования и инвентаря для
Модуль числа
М.Ю. Лермонтов «Два брата
Мой инновационный педагогический опыт ГБОУ СПО ЛО «Кировский политехнический техникум»

10 советов родителям

Родителям-об уроках физической культуры
Скачать advertisement StudyDoc © 2019 DMCA / GDPR Пожаловатьсяstudydoc.ru
главная страница Рефераты Курсовые работы добавьте реферат (спасибо :)Продать работу Поиск понятияСравнение — это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Сравнение — это научный метод познания, в процессе его изучаемого явления, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. Сравнение — это научный метод познания, в процессе которого изучаемого явления, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее показателями, с целью определения общих черт либо различий между ними. Сравнение — это уподобление изображаемого предмета, явления другому предмету, явлению на основе общего признака с целью выявить в объекте сравнения новые, важные свойства. Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение — это явление или понятие, которое поясняется путём сопоставления с другим явлением. Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Сравнение — это прием умственной деятельности учащихся, предполагающий установление сходства или различие между объектами изучения. Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений действительности. Сравнение — это умственное действие, направленное на выделение общего и отличного в предметах и явлениях. Сравнение — это обычный способ мышления. Сравнение — это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнение — это сопоставление двух явлений для пояснения одного при помощи другого. Сравнение — это сопоставление объектов познания с целью нахождения сходства (выделения общих свойств) и различия (выявления особенных свойств) каждого из сравниваемых объектов между ними. Сравнение — это действие, посредством которого устанавливается сходство и различие явлений объективной действительности. Сравнение — это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнение — это сопоставление двух предметов, с целью пояснить один из них при помощи других. Сравнение — это такая метонимия, которая раскрывается в двух компонентах: сравниваемом и сравнивающем. Сравнение — это действие, посредством которого устанавливается сходство и различие явлений объективной действительности. Сравнение — это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. Сравнение — это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего. Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение — это приём, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явлениями или отдельными их признаками. Сравнение — это фигура речи, состоящая в уподоблении одного предмета другому, у которого предполагается наличие признака, общего с первым. Сравнение — это сопоставление одного предмета или явления с другим для выявления их сходства. Сравнение — это установление сходства или различия между предметами или явлениями или их отдельными признаками. Сравнение — это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Сравнение — это прием умственной деятельности учащихся, предполагающий установление сходства или различие между объектами изучения. Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений действительности. Сравнение — это умственное действие, направленное на выделение общего и отличного в предметах и явлениях. Сравнение — это средство приобретения знаний. Сравнение — это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Сравнение — это сопоставление объектов познания с целью нахождения сходства (выделения общих свойств) и различия (выявления особенных свойств) каждого из сравниваемых объектов между ними. Сравнение — это обычный способ мышления. Сравнение — это мыслительное сопоставление предметов и явлений с целью установления сходства и различия между ними. Сравнение — это сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия между ними. Сравнение — это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение — это анализ, который осуществляется посредством синтеза и, в свою очередь, ведет к обобщению, к новому синтезу. Сравнение — это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнение — это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. Сравнение — это установление различия между объектами материального мира или нахождения в них общего, осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств. Сравнение — это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. Сравнение — это установление между предметами сходства или различия, равенства или неравенства и т. Сравнение — это установление между предметами сходства или различия, равенства или неравенства и т. Сравнение — это не объяснение, но оно помогает уяснению. Сравнение — это установление между предметами сходства или различия, равенства или неравенства и т. Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Сравнение — это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение — это один из способов с помощью которых человек начал распознавать окружающую среду. Сравнение — это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее с целью определения общих черт либо различий между ними. Сравнение — это действие, посредством которого устанавливается сходство и различие явлений объективной действительности. Сравнение — это аналитический прием, позволяющий выявить взаимосвязь экономических явлений и процессов, а также степень эффективности использования ресурсов. Сравнение — это прием, позволяющий выразить характеристику явлений через другие однородные явления. Сравнение — это научный метод познания, в процессе которого неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Сравнение — это сопоставление одного явления с другим. Сравнение — это научный метод познания, в процессе которого неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются уже с известными, изученными ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. Сравнение — это уподобление одного предмета другому, а уподобить, значит сделать похожим, подобным, представить подобным. Сравнение — это анализ, который осуществляется посредством синтеза и, в свою очередь, ведет к обобщению, к новому синтезу. Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение — это не только исходный прием при образовании понятий, но и метод, который имеет широкое распространение в науке. Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Сравнение — это один из логических приемов, позволяющий дать характеристику явления через другие явления и понятия. Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение — это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве и различии объектов. Сравнение — это установление сходств или различий явлений и процессов, выявления в них общего. Сравнение — это обычный способ мышления. Сравнение — это многофункциональный прием. Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение — это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего. Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение — это способ сопоставления и логического анализа данных бухгалтерского учета, направленный на выявление противоречий, отклонений и нарушений в бухгалтерских записях при расследовании уголовных дел о хищениях и иных злоупотреблениях. Сравнение — это не объяснение, но оно помогает уяснению. Сравнение — это установление сходства и различия в двух (или более) сопоставляемых предметах. Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Сравнение — это научный метод познания, в процессе которого неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение — это научный метод познания, когда в процессе изучения неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изученными ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. Сравнение — это научный метод познания, в процессе которого изучаемого явления, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее показателями, с целью определения общих черт либо различий между ними. |
coolreferat.com
Сравнение как прием определения понятий
Введение…………………………………………………………
Сравнение как
прием определения понятий……………
Задание 1………………………………………………………………………..
Задание 2…………………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………..11
В повседневной речевой практике многие слова используются на основе интуитивного установления их значений. В связи с тем, что интуитивное усвоение словарного запаса у каждого человека осуществляется при каких-то конкретных обстоятельствах, понимание значения отдельных терминов разными людьми может быть неодинаковым. На этой основе часто возникает взаимное недопонимание и всевозможные недоразумения. Но если в обыденном общении это, как правило, не влечет за собой серьезных последствий, то в деловом общении точность используемых выражений играет весьма значительную роль. Нетрудно представить, какой бы хаос возник если бы понимание терминов, используемых, например, в законодательстве, основывалось бы только на интуиции. Строго однозначное употребление понятий весьма важно при заключении контрактов в сфере бизнеса. Одной из особенностей науки является употребление строго определенных терминов. Способ, позволяющий избежать недоразумений в общении путем уточнения содержания используемых понятий, и называется определением (дефиницией).
Определение
понятия (или дефиниция) есть логическая
операция, которая раскрывает содержание
понятия или устанавливает
С помощью определения понятий мы можем раскрывать содержание понятия и тем самым отличать мыслимые в нем предметы от других предметов.
Понятие образуется на основе ощущения, восприятия и представления с помощью общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.
Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.
Сравнение – это прием, который используется для образной характеристики предмета.
С
помощью различения устанавливаются
признаки, отличающие один предмет
от других, сходных с ним, предметов.
Например, в практике следователя
часто встречаются так
Сравнение как прием
определения понятий
Всем понятиям определение дать невозможно (к тому же этом нет необходимости), поэтому в науке и в процессе обучения используются другие способы введения понятий – приёмы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение.
Сравнение
– это прием, позволяющий достаточно
четко охарактеризовать предмет
за счет сопоставления его характерных
признаков и черт с другим, однородным
предметом. Такое сопоставление
приводит к достаточно четкому отграничению
сравниваемых предметов друг от друга
путем выявления не только сходства,
но и различия их признаков. При использовании
сравнения для определения
Сравнение
— установление сходства сопоставляемых
предметов. “Река — это поистине вечно
длящийся карнавал, и всякий месяц
она может похвалиться новыми
красками” (Р. Эмерсон). “Якорь уже
вышел из воды, он висит на цепи, как
огромный морской краб” (Т. Тэсс). К
сравнению прибегают как на уровне
научного познания, так и на уровне
художественного отображения
Многие
сравнения входят в наше сознание
с раннего детства. Есть такие
сравнения, которые можно часто
услышать в речи: сладкий как мёд,
мягкий как пух, порхать как бабочка,
пыхтеть как самовар. В основе
большинства загадок лежит
В
сравнении имеет место
Сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению.
Сравнение — логический прием, который органически входит и в научную, и в практическую деятельность. В ходе мысленного сравнения мы сопоставляем несколько явлений, выявляем их сходство и различие и на основе этого различаем или отождествляем эти явления. Правила сравнения предписывают сравнивать только однородные предметы, причем сравнение должно осуществляться по наиболее существенным признакам
Прием
сравнения пронизывает и
В
науке сравнение позволяет
Сравнение на уровне художественного отображения действительности позволяет подметить общее, сходное в двух предметах и в яркой форме, образно выразить это сходство. М. Горький использует такое сравнение: “Грубость — такое же уродство, как горб”.
Художественные сравнения часто включают в свой состав слова: “как”, “как будто”, “словно” и др.
Приведем
три сравнения людей с
В. Набоков в рассказе “Весна в Фиальте” использует такиеинтересные сравнения: “…Елки молча торговали своими голубоватыми пирогами”; “…Кто-то, спасаясь, падая, хрустя, хохоча с запышкой, влез на сугроб, побежал, охнул сугроб, произвел ампутацию валенка”; “…Точно женская любовь была родниковой водой, содержащей целебные соли, которой она из своего ковшика охотно поила всякого, только напомни”.
Артур Конан Доил в одном предложении использует сразу три приема, заменяющие определение (приводит описание, характеристику и ряд сравнений): “Стоит мне и теперь закрыть глаза, Мари встает передо мной: щеки смуглые, как лепестки мускатной розы; взгляд карих глаз нежен и в то же время смел; волосы черные, как смоль, будят волнение в крови и в стихи просятся; а фигурка — точно молодая березка на ветру”.
В сравнениях необходимо упрощение, в этом случае выделяют сходный признак у объектов. Здесь редукция осуществляется по одному элементу разных явлений, который считается одинаковым для них. Можно рассмотреть, к примеру, форму предметов или найти общее в их содержании. По этим показателям их можно сравнивать между собой.
Процесс сравнения активизирует познавательную деятельность, развивает абстрактное мышление, сознательное и прочное усвоение знаний. Данный прием состоит из сопоставления, когда выделяются признаки, по которым проводится сравнение, и собственно сравнения, устанавливающего сходство и различие между объектами.
Предметы или явления можно сравнивать по одному или нескольким признакам. В процессе сравнения изучаются не только внешние признаки, но и свойства. Сравнение помогает проследить предметы и явления в изменении и развитии.
Сравнивая предметы и явления друг с другом, выделяются частные и общие, существенные и несущественные признаки. На выделении общих и существенных признаков основано обобщение. Именно оно ведет к образованию понятий, к познанию закономерных связей и отношений.
Сравнение дает возможность определить новые стороны объектов, их связи, такие черты предметов и явлений, которые не воспринимаются при изучении их в отдельности. В процессе сравнения люди проникают в сущность объектов, без посторонней помощи замечают неощутимые с первого взгляда свойства, постигают особенности явлений.
При сравнении объектов необходимо соблюдать следующие требования:
—
для сравнения следует
— необходимо четко определять признаки (свойства), по которым сравниваются объекты.
—
перечень признаков должен
Профессор
Б.В. Томашевский выделял в
Сравнения могут быть различны по своей структуре. Чаще всего они выступают в форме сравнительного оборота и присоединяются с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, как бы.
Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Влага брызнула игриво жемчугом вокруг (И. Никитин). К этим сравнениям близки и такие, которые выступают в форме сравнительной степени прилагательных, наречий. Есть сравнения, которые вводятся словами похож, напоминает. Сравнение может выступать даже в форме вопросительного предложения.
Особым
видом сравнения является отрицательное
сравнение. Противопоставление одного
предмета другому выступает здесь
одновременно и как их образное сопоставление.
Такое сравнение –
stud24.ru