Как рассказать о произведении стр. 62 / Рабочая тетрадь по литературному чтению
Советы маленьким школьникам «Как рассказать о произведении»
План подготовки:
1. Кто автор произведения? Как оно называется?
2. Кто герои произведения?
3. Какие моменты запомнились?
4. Что важного хотел сказать автор?
5. Понравилось ли произведение или нет?
6. Что именно понравилось в нём?
7. Встречались ли другие произведения этого автора вам раньше?
8. Захотелось ли вам прочитать другие произведения этого писателя.
Пример рассказа о произведении Николая Носова «На горке»
Есть одно произведение , которое произвело на меня наибольшее впечатление и запомнилось больше, чем все остальные.
Это произведение известного автора Николая Носова с названием “На горке”.
Рассказ совсем небольшой, но настолько уникальный, что его можно перечитывать много раз.
Герои произведения маленькие мальчики школьники, которые затеяли покататься на горке.
Один из главных героев мальчик, который не хотел помогать делать горку, а решил посидеть дома.
Но когда все ушли, он пошел сам кататься, хотя за него все сделали другие мальчики.
В итоге, он испортил все, что делали другие дети и испортил саму горку.
Однако главное, что хотел нам сказать автор, что из любой ситуации есть выход.
Даже если ты оступился и совершил ошибку, важно, чтобы ты искренне хотел ее исправить.
Так случилось и в произведении.
Главный герой признал вину и сам все исправил.
Это главная мысль, которую хотел рассказать автор.
Я думаю хорошо, что это произведение включено в школьную программу.
Так как этот рассказ будет полезен и интересен всем.
После прочтения, я сразу захотел прочитать и другие произведения этого автора.
А также советовать друзьям и знакомым.
В школьной программе включено так же произведение этого автора “Живая шляпа” про котенка и двух друзей.
Очень веселый рассказ, который точно поднимет настроение читателю.
Кроме того, у этого автора есть очень известные произведения про Незнайку.
Это серия рассказов про него и волшебный город со своими жителями.
Прочитав несколько рассказов уже сложно остановиться.
Очень интересно и поучительно.
Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 2 класс. Советы маленьким школьникам «Как рассказать о произведении» стр. 62
gdz-gramota.ru
Как Описать Внешность И Характер Персонажа (9 Советов) Penfox 🦊
Персонажи, то есть главные, второстепенные и эпизодические герои — это основа любого прозаического или драматического произведения. На их характерах, их особенностях строится сюжет. Многие известные писатели признавались, что иногда их герои получаются настолько живыми, а характеры настолько самобытными, что авторская задумка уже не может полностью контролировать ход сюжета. Хорошо прописанный герой не может поступить тем или иным образом, потому что это просто не в его характере, не соответствует его убеждениям.
Создание таких героев и есть настоящее писательское мастерство, таким образом проявляется сила художественного таланта — демиург творит мир, населяет его героями и дает правила-заповеди, но те выходят из его воли, подобно библейским Адаму и Еве. Конечно же, умение создавать таких героев — это если не признак огромного таланта или даже гениальности, то уж точно огромного мастерства, ведь чтобы даже просто почувствовать, увидеть что в характере твоего героя, а что нет, нужно уникальное чутье.
Так как же описать характер персонажа, его внешность таким образом, чтобы хотя бы приблизиться к этому идеалу? В этой статье мы дадим несколько важных советов для начинающих, которые помогут приблизиться к этому идеалу ну или, для начала, просто создать интересных и запоминающихся персонажей.
Как описать внешность персонажа?
Внешность героя — это важный, но не основной компонент создания цельного и гармоничного образа. Мы же обращаемся к этому аспекту создания героя в первую очередь. Причиной тому служит тот факт, что, особенно среди молодых и не очень опытных писателей, есть склонность или излишне увлекаться описанием внешних характеристик, или же вовсе упускать этот момент из внимания, описывая героя как бы «изнутри» (хороший ход, но и здесь внешность описать можно «обходным путем»). Как же придумать образ персонажа, не превратив его в фоторобот?
Отберите 3-4 особенно важных внешних детали
Это могут быть необычные глаза, шрамы, особенность прически, примечательная деталь в одежде. Больше деталей прописывать не стоит, большее количество характеристик просто не откладывается в человеческом сознании. Чтобы подтвердить эту особенность, достаточно вспомнить героев русской классики. Возьмем Пьера Безухова из романа Л. Толстого «Война и Мир». Что мы знаем о его внешности? Что он высокий и полный, этакий человек-шкаф, что носит очки, так как близорук и что одет он в хороший костюм, который на нем плохо сидит.
Всего трех внешних характеристик достаточно, чтобы картинка сложилась. Перед нами предстает физический сильный, но неловкий, неспортивный человек (телосложение), образованный и начитанный (зрение, снизившееся в столь раннем возрасте, говорит о привычке к чтению) и не умеющий подать себя «в свете», несмотря на довольно приличное социальное положение (неумение носить приличный костюм).
Не давайте слишком общих и субъективных характеристик
Героиня прекрасная, как утренний рассвет — это, конечно, хорошо, но для стихов, для лирики. В реальности, которой хоть в чем-то должна соответствовать проза, красота для всякого своя. Поэтому, если хотите наделить героя такой характеристикой, делайте это необычно, возможно даже немного диссонансно. Давайте опять обратимся к роману-эпопее «Война и Мир». Вспомним первую жену Болконского, Лизу. Ее Толстой напрямую называет по-настоящему красивой женщиной и тут же пишет, что верхняя губа у нее коротковата и не прикрывает зубов, поэтому рот всегда приоткрыт, а над губой виднеются усики.
Согласитесь, что такая характеристика у многих расходится с представлением о прекрасном, но поскольку автор дал нам установку на красоту, то мы верим в привлекательность Lise, а недостатки и особенности только добавляют ей шарма.
Уделяйте внимание мимике
Мимика и жесты, а не прямая речь часто выдают истинные намерения и мысли людей. Ложь и нежелание выкладывать все напрямую — это очеловечивающие характеристики для героев, они наделяют его предысторией и тайнами, а это всегда заинтересовывает. Смущение, плохо сдерживаемый гнев в ситуациях, казалось бы, к этому не располагающих, заставляют читателя думать о прошлом героя, о причине возникновения подобной реакции.
Раскрывайте внешность в динамике или глазами другого
Статичные описания навевают скуку — это и есть словесный фоторобот, место которому не в художественном произведении, а в криминалистике. Поэтому описывайте или от лица всевидящего автора, который знает, что зашел герой именно высокого роста, именно небрежно отбросил плащ, а выражение лица его в этот момент было именно презрительным, или же глазами других героев.
Замечательным примером силы такого приема описания — это восприятие других героев заглавным героем произведения М.Горького «Жизнь Клима Самгина». Будучи человеком низким и бездарным по натуре, он видит других, более цельных и ярких героев, как в кривом зеркале. Сам читатель не сразу понимает, что его обманывает взгляд Клима, что те герои — хороши, как внутренне, так и внешне.
Избегайте клише
Описание внешности через разглядывание героя себя в зеркале имеет место быть, только если есть и сторонняя характеристика, иначе это попросту заезженный и банальный ход, который нужно уже оставить Нарциссу и его отражению в воде.
Особенно много клише в том, как молодые писатели пытаются описать лицо персонажа. «Чувственные губы», «огромные голубые глаза», «мужественные черты», «наивный взгляд» — все это хорошо, но такие характеристики предсказуемы. Если вы считаете необходимым их использовать, то разбавляйте их чем-нибудь более самобытным и оригинальным.
Как описать характер персонажа?
С тем как описывать характер персонажа в книге, по большей части, помогут разобраться только писательское чутье и фантазия. Однако есть универсальный план, который натолкнет на поиск верного решения.
Дайте герою основную черту характера
Если все действия и поступки героя диктуются только одним его качеством, то это скучно и плоско. Однако, если доминирующая черта характера присутствует всегда, но герой действует и вопреки ей, и согласно ей, и она явно отражается в глазах других героев, возможно осознается самим ее носителем и вызывает у него противоречивые чувства, то это делает персонажа ярким и живым.
Для примера возьмем высокомерную отчужденность Печорина из произведения Лермонтова «Герой нашего времени». Являясь человеком холодным и разочаровавшимся он, тем ни менее, дважды испытывает почти юношескую влюбленность, ясную и чистую. Хватает ли его надолго? Нет. Это противоречит его сути, но он испытывает любовь и удивляется сам себе.
Конфликтообразующий недостаток
— это еще один важный двигатель сюжета. Идеальный герой просто скучен, схематичен. В идеальных героях люди не узнают себя и не могут сопереживать такому персонажу. Да и что может произойти с персонажем, который во всем идеален и ведет идеальную жизнь?
Примером такого важного недостатка является легкомысленность Наташи Ростовой из романа «Война и Мир». Именно это качество толкнуло ее в объятия негодяя Анатоля, но оно же заставило Андрея Болконского полюбить ее.
У героя должны быть мотивы и цели
Даже если герой совсем обыденный и неяркий, всегда есть основная движущая сила. Возьмем пушкинского «Станционного смотрителя». Какие мотивы и цели у незначительного Самсона Вырина? Но когда дело коснулось благополучия и жизни его любимой дочери, он проявил и силу духа и настойчивость.
Привычка или чудачество сделают героя ближе к читателю
Это может быть фобией, навязчивой идеей, каждодневным ритуалом. Герой подросткового фэнтезийного романа Д.Емца Мефодий каждый день ставил будильник на 4 или 5 утра и вставал, даже не имея планов и цели, даже если планировал лечь спать дальше. Просто чтобы доказать себе, что он сильнее сна, у него есть сила воли.
Универсального средства описания героя, конечно же, не существует. Но, возможно, эти незамысловатые советы помогут вам не запутаться в своих идеях, и натолкнут на важные мысли.
penfox.ru
Литературные шалопаи: 10 «вредных» книжных героев, которые учат непослушанию
Пеппи Длинный чулок, Капризка, Нильс, Шапокляк, Эмиль из Леннеберги, Девочка Оля… Этих героев не принято ставить в пример. Но как интересно о них читать! Нет, однозначно отрицательными, за редким исключением, их, конечно, назвать нельзя, но и повторять поступки этих персонажей детям не стоит. Зачем же тогда они, такие нужны?
Во-первых, многие яркие положительные герои нуждаются в антагонисте. И, чем хуже поступки второго, тем убедительнее, по замыслу автора, должен выглядеть образ первого в глазах маленьких читателей. Кроме того, эти герои понятны и симпатичны им, потому что сами похожи на реальных детей. А каждый ребенок – да любой из нас! – имеет право не всегда быть идеальным, порой, плохо себя вести и не соглашаться с общепризнанным мнением. (Последнее, кстати, не так уж и плохо). Другое дело, до какой степени, и к каким результатам иные поступки иных персонажей могут привести. Вот до чего дошли, например, эти наши герои известных книг.
Пеппи Длинныйчулок
«Пеппи Длинныйчулок» (1945-1948 гг.) Астрид Линдгрен
Трилогия классика детской литературы шведской писательницы Астрид Линдгрен включает в себя 3 части: «Пеппи поселяется на вилле «Курица» (1945 г.), «Пеппи отправляется в путь» (1946 г.) и «Пеппи в стране Веселии» (1948 г.). Позже написаны продолжения «Разграблениерождественскойелки, или Хватайчтохочешь» (1979 г.) и «Пеппи Длинныйчулок в Парке-где-растет-хмель» (2000 г.).
Пеппилотта Виктуалина Ругальдина Крисминта Эфраимсдоттер Длинныйчулок, или, как мы привыкли ее называть, просто Пеппи Длинныйчулок – одна из самых известных «литературных» девочек. Но что же это за девочка! Вернее, не девочка, а настоящий рыжий бесенок! Когда ей говорят, что в 9 лет ребенок должен ходить в школу, чтобы научиться «всевозможным полезным вещам», например, таблице умножения, Пеппи безапелляционно заявляет:
« — Вот уже целых девять лет я прекрасно обхожусь без этой таблицы уважения. Значит, и дальше проживу без нее».
А как она ходит в гости!
«- Р-рр-ружья напер-рр-ревес!
Эта оглушительная команда донеслась из прихожей, и через мгновение Пеппи Длинныйчулок стояла на пороге гостиной.
— Р-р-рота, шаго-оо-мар-р-рш! — И Пеппи, чеканя шаг, подошла к фру Сеттергрен и горячо пожала ей руку.
— Колени плавно сгибай! Ать, два, три! — выкрикнула она и сделала реверанс.
Улыбнувшись во весь рот хозяйке, Пеппи заговорила нормальным голосом:
— Дело в том, что я невероятно застенчива и если бы сама себе не скомандовала, то и сейчас еще топталась бы в прихожей, не решаясь войти».



Она носит чулки разного цвета, чтобы не перепутать, на какую ногу какой чулок надевать, спит, положив ноги на подушку, а голову под одеяло, цель ее жизни – стать разбойницей. Вдобавок девочка совершенно не признает авторитетов:
«Взрослым никогда не бывает весело. У них вечно уйма скучной работы, дурацкие платья и куминальные налоги. И еще они напичканы предрассудками и всякой ерундой. Они думают, что стрясется ужасное несчастье, если сунуть в рот нож во время еды, и все такое прочее».
Да уж, Пеппи совсем не пример для подражания, но все же, все же… Она необычайно великодушна и самоотверженна. Пеппи может накупить угощений для всех детишек города и постоянно приходит на помощь – спасает из горящего дома двух малышей, укрощает бешеного быка и совершает еще много подвигов. А вдобавок ко всему отказывается от путешествия, о котором мечтала долгие годы, когда видит, как плачут на ее проводах друзья – Томми и Анника. И потому эта, на первый взгляд, взбалмошная девчонка так влюбляет в себя читателей.
Безбашенность Пеппи, ее неиссякаемые выдумки и буйная фантазия – вот что нравится детям. А взрослых она заставляет вспомнить, что и они когда-то были маленькими и что порой нужно отрываться от своих серьезных дел и безудержно фантазировать вместе с детьми.
Капризка
«Капризка – вождь ничевоков» (1960 г.) Владимир Воробьев
«Он сидел на спинке Павликовой кровати и болтал ножками. Волосы у него торчали во все стороны. Лицо и руки грязные-прегрязные. Рубашка вылезла из штанишек, а те надеты задом наперёд. Павлик сказал: – Какой ты смешной! Ты кто? – Я Капризка, – пропищал человечек и уставился круглыми глазами».
Сейчас о книжке про Капризку подзабыли, однако в 80-х годах сказка была необыкновенно популярна, в советское время она выходила тиражами в сотни тысяч. Замечательная история уральского писателя, написанная более 50 лет назад, и по сей день не утратила своей актуальности. Читателей ждут захватывающие погони и приключения со множеством необычных персонажей и событий. Злонамеренное существо, этакий мелкий бес, Капризка, вдруг появившийся из книг, чей лозунг: «Хочу не хочу – делаю что хочу!», пытается переделать жизнь в городе по-своему и начинает с детей. Именно по его совету герои не слушаются родителей, дерзят им, убегают из детского сада, в общем совершают все то, что делают непослушные и даже очень непослушные дети.
«Павлик отправился в детский сад – и Капризка с ним. По дороге Капризка сказал: –Павлик, не иди в детский сад. Что ты, маленький, что ли? Пойдём лучше пошляемся! – Нельзя, – ответил Павлик. – Бабушка узнает –Ничего! Подумаешь! Придёшь домой – будто из садика. Пошли! – А куда? – спросил Павлик. – Куда глаза глядят».


Капризка, сперва кажущийся даже обаятельным персонажем (к тому склонным прикидываться жалким), с каждой новой главой становится все более отталкивающим.
«Павлик, не прогоняй меня. Я несчастный! Перепачканное лицо Капризки было мокро от слёз. — Почему ты несчастный? — спросил Павлик. Ему стало жаль Капризку. — Меня все прогоняют! — всхлипнул Капризка. — А я хороший! Даже очень замечательный! И он уставился на Павлика круглыми глазами. — А зачем ты сюда забрался? — спросил Павлик. — Я хочу утопиться, — ответил Капризка. — Встану под душ и утоплюсь. — Вот чудак! — рассмеялся Павлик. — Разве под душем утонешь? — А я хочу под душем! — воскликнул Капризка. — Хочу не хочу — делаю что хочу!»
Симпатии читателей постепенно, по мере того, как разворачиваются события и обиженных Капризкой становится все больше, переходят на сторону обманутых им детей и их родителей. Скоро Капризке противостоят все жители и дети города, а также настоящий Кот в сапогах из сказки. Несмотря на «крутой» сюжет, книжка с прекрасным воспитательным эффектом, предназначена для дошкольников и самых младших школьников.
Нильс
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (1904 г.) Сельма Легерлёф
Эта всемирно известная сказочная повесть была написана бывшей учительницей (впоследствии ставшей одной из лучших писательниц Швеции) Сельмой Легерлёф, как школьный учебник по географии станы.
Итак, жил на свете мальчик Нильс Хольгерссон. «С виду — мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост, будто хвост — это веревка от дверного колокольчика. Так прожил он до двенадцати лет. И тут случилось с ним необыкновенное происшествие»…
Нильс обидел не кого-нибудь, а сказочное и могущественное существо – гнома, а тот превратил мальчишку в карлика, ростом с палец.
«Посмотрите-ка на Нильса! — кричал воробей.— Посмотрите-ка на Нильса — Кукареку! — весело заорал петух. — Сбросим-ка его в ре-ку! А куры захлопали крыльями и наперебой закудахтали: — Так ему и надо! Так ему и надо! Гуси обступили Нильса со всех сторон и, вытягивая шеи, шипели ему в ухо: —Хорош-ш! Ну уж хорош! Что, боиш-шься теперь? Боишься? И они клевали его, щипали, долбили клювами, дергали за руки и за ноги».


Нильс, ставший изгоем в мире людей был вынужден покинуть дом и отправиться в путешествие с дикими гусями из Швеции в Лапландию и обратно. Собственно, это путешествие можно назвать трудным путем взросления мальчика. Жестокое превращение поставило его на место обижаемых им героев, поменяло их местами, и Нильс на себе почувствовал, какого это быть маленьким и беззащитным. Но, если гном за обиду наказал его, то гуси и другие звери, напротив, пожалели мальчика и помогли ему. И за их доброту Нильс, щедро отплатил им тем же.
«На большой льдине уже собралась вся стая. Увидев Нильса, дикие гуси радостно загоготали и захлопали крыльями. А старая Акка Кебнекайсе выступила вперед и сказала: — Ты первый человек, от которого мы видели добро, и стая позволяет тебе остаться с нами».
В итоге озорной, но добрый и смелый паренек не только приобрел много верных и бескорыстных друзей, но и сам, пережив много горя и невзгод, повзрослел, помудрел и исправился.
«Так кончилось удивительное путешествие Нильса с дикими гусями. Снова Нильс стал ходить в школу. Теперь в дневнике у него поселились одни пятерки, а двойкам туда было не пробраться».
Старуха Шапокляк
«Крокодил Гена и его друзья» (1966 г.) Эдуард Успенского
Эта детская сказочная повесть Успенского, первая из цикла произведений о Чебурашке и Крокодиле Гене.
«Вдруг входная дверь тихонечко заскрипела, и в комнату проскользнула маленькая юркая старушка. Она вела на верёвочке большую серую крысу». «Меня зовут Шапокляк, — ответила старуха. — Я собираю злы».
Книжный образ старухи Шапокляк — злого антогониста положительных Крокодила Гены и Чебурашки — замечательно дополняет ее, всем известное, мультяшное воплощение и жизненный девиз, выраженный в песенке из мультфильма «Кто людям помогает, тот тратит время зря!»
«Добрыми делами не прославишься. Я делаю пять зол в день. Мне нужны помощники.
— А что вы делаете? — Много чего, — сказала старуха. — Стреляю из рогатки по голубям. Обливаю прохожих из окна водой. И всегда-всегда перехожу улицу в неположенном месте».
Ну, просто воплощение зла какое-то! Но старуха, с именем, обозначающим название старинного мужского головного убора, не слишком тянет на этот образ. К тому же автор описывает персонаж с юмором, что тоже, конечно, снижает для читателей ее демоническое значение. Во-первых, эта женщина с крысой в ридикюле, изредка постреливающая из рогатки, уже очень немолода, а молодые люди (к которым, без сомнения относятся и читатели Успенского) склонны проявлять великодушие к лицам пожилого возраста. Во-вторых, все ее проделки, хоть и бывают обидны, а, иногда, и жестоки, по большому счету, не страшны. В третьих, Шапокляк женщина одинокая – ну, что это за единственный друг – крыса! Такая одинокая, что, порой, даже впадает в невменяемость.
«…У неё во рту накопилось столько ругательных слов, что, когда мячик наконец размок и она выплюнула последние опилки, у неё изо рта высыпалось вот что:
Безобразникихулиганыявампокажугдеракизимуют крокодилынесчастныезелёныечтобвампустобыло!!!»
Ну, что с ней будешь делать? Только жалеть.


Однако если отбросить в сторону подозрения в ненормальности старухи, возникает вопрос, зачем же она так себя ведет. А она сама и отвечает: «Хочу, чтоб мой портрет Застенчиво и строго Смотрел со всех газет». Шапокляк хочет славы, и вся ее бурная деятельность подчинена этой одной золотой мечте. Тоже, конечно, безумной. А, вот Гена и Чебурашкой прославились на ее глазах по настоящему! И не «злами» вовсе, а хорошими делами. По мере знакомства с положительными персонажами, Шапокляк постепенно тоже встаёт на путь исправления. Но на то, чтобы надолго удержаться в рамках приличий, старушку не хватает. В начале следующих книг цикла она вновь возвращается к хулиганствам. Видно натура такая.
Эмиль из Леннеберги
«Эмиль из Леннеберги» (1963 г.) Астрид Линдгрен
Вот еще один «литературный» бесенок, появившийся на свет благодаря перу шведской писательницы Астрид Линдгрен. И так он всем полюбился, что за 34 (!) года о его шалостях и проказах появились 4 книжки-картинки (1972, 1976, 1995, 1997 гг.), повести «Новые проделки Эмиля из Леннеберги» (1966 г.), «Жив еще Эмиль из Леннеберги» (1970 г.), «Приключения Эмиля из Леннеберги» (1984 г.), рассказы «Ида учится проказничать» (1984 г.), «325-я проделка Эмиля» (1985 г.) и еще несколько сборников рассказов (1986-1989 гг.).
Этот сорванец по имени Эмиль и по фамилии Свенсон на вид был сущий ангелочек:
«Глаза у него были круглые и голубые. Лицо тоже круглое и розовое, волосы светлые и вьющиеся. Посмотришь на него — ну просто ангелочек».
Жил он на хуторе Катхульт у селения Леннеберга округа Смоланд вместе с мамой, папой, младшей сестренкой Идой и работниками – Линой и Альфредом. А еще в хозяйстве Свенсонов водились куры, лошади, быки и коровы. Но главное – у них был Эмиль. Который своими проказами не давал скучать да что там Леннеберге – всему округу. Практически ни дня у этого неугомонного ребенка не проходило без приключений, которые он сам же для себя и выдумывал, и соответственно без наказаний, которые следовали за его проделками. Вы только представьте: Эмиль мог прийти в гости на ходулях, причем ввалиться в гостеприимный дом через окно и со всего маху, слетев с ходулей, попасть прямо в таз с черничным киселем. А напоследок, аккурат в день, когда все жители округа ожидают прихода кометы и чуть ли не прощаются с жизнью, устроить неурочный фейерверк. Эмилю ведь пора было возвращаться домой, и получалось, что праздничного фейерверка он не увидит. Так почему бы не попробовать пальнуть из одной-единственной ракеты раньше условленного времени? И кто же виноват, что «пробная» ракета угодила туда, где лежали другие ракеты-шутихи, и они все до одной выстрелили?


Что только с ним не случалось! Он застрял головой в супнице, вылил тесто на папу, поставил мышеловку аккурат под папины ноги, и папа угодил в мышеловку, запер папу в туалете, напоил кур и поросенка пьяной вишней… Но мама всегда отвечала всем жалобщикам: «Эмиль – хороший мальчик».
Когда жители Леннеберги собрали деньги, чтобы отправить Эмиля куда подальше – аж за океан, в Америку, работница Свенсонов Лина заявила:
«— В газете писали, что в Америке было страшное землетрясение… Я считаю, что после этого нельзя к ним отправлять Эмиля. Это жестоко и несправедливо! Нельзя, чтобы все беды разом обрушились на американцев. Но я готова с ними поменяться, я бы с радостью им написала: «Вот вам Эмиль, а землетрясение пришлите нам!»
А потом в снежную бурю, когда никто не отваживался носа из дома высунуть, 5-летний Эмиль тайком от взрослых погрузил умирающего от сепсиса работника Альфреда в сани и довезет-таки его до доктора. И тем самым, едва не погибнув, все-таки спас жизнь своему взрослому другу. Так что же удивительного в том, что через много лет Эмиля выберут председателем сельской управы? Из маленьких сорванцов, как видите, получаются замечательные взрослые.
Девочка Оля
«Королевство кривых зеркал» (1951 г.) Виталий Губарев
Эта сказочная повесть Виталия Губарева о девочке, которая не является примером для подражания. Она рассеянная, ленивая, неряшливая, постоянно разбрасывает свои вещи и не хочет помогать бабушке. «Олино платье оказалось под кроватью. Одну туфлю она долго не могла отыскать и наконец обнаружила её под книжным шкафом. Потом, когда бабушка заплетала ей косы, она дёргалась и говорила: «Больно!», хотя на самом деле больно ничуточки не было. Вообще она частенько ссорилась с подругами и почти всегда была виновата во всём.
– Какая ты капризная! – сказали ей подруги. – Больше мы не будем с тобой дружить!
– Подумаешь!.. – выпятила Оля нижнюю губу и сделала вид, что нисколько не огорчена».
Бабушка, сетуя на внучку, приговаривает: «Эх, внученька, внученька! Если б ты могла посмотреть на себя со стороны!» Пожелание бабушки волшебным образом претворяется в жизнь. Капризная Оля попадает в сказочное Королевство кривых зеркал, где сталкивается со своим собственным отражением – девочкой по имени Яло. И эта вторая девочка воплощает все Олины недостатки. И, посмотрев на себя со стороны, Оля не сразу, но все-таки поняла, как же она была неправа по отношению к бабушке и своим подругам.
Приключения в Королевстве кривых зеркал помогли Оле стать лучше.


«Я подумала, что настоящая пионерка не может заботиться только о себе, когда другие нуждаются в её помощи. – Она порывисто протянула спутнице руку. – Давай больше никогда не будем ссориться, Яло! Я знаю, что ты хорошая девочка и непременно освободишься от своих недостатков. Нужно только по-настоящему захотеть! Я это знаю по себе…»
И еще одно открытие: оказывается, как говорит Оля, «маленькие недостатки могут помешать в трудную минуту». Вот так, пройдя трудный путь и выпутавшись из многих серьезных неприятностей, в критической ситуации девочка со множеством недостатков становится более ответственной и требовательной к себе.
Карлсон
«Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (1955 г.) Астрид Линдгрен
Невоспитанный, наглый, лживый, старающийся ни за что не попасться на глаза родителям (и ведь не попадающийся никогда!), не в меру обидчивый, прожорливый.
«Пока ещё рано спать, – сказал он. – Сперва мы позабавимся. Я не согласен скучать, лёжа в постели. Там тоже есть чем заняться. Можно есть бутерброды с жирной колбасой, можно играть в «мешок», можно устроить подушечную битву. Мы начнём с бутербродов»
И он еще и курит! (Вам не кажется, что именно такими многих лучших друзей своих детей видят родители?) Обаятельный, остроумный. А какой находчивый! «- Я сказала, отвечай — да или нет! На простой вопрос всегда можно ответить «да» или «нет», по-моему, это не трудно! — завопила фрекен Бок.— Представь себе, трудно, — вмешался Карлсон. — Я сейчас задам тебе простой вопрос, и ты сама в этом убедишься. Вот, слушай! Ты перестала пить коньяк по утрам, отвечай — да или нет? У фрекен Бок перехватило дыхание, казалось, она вот-вот упадет без чувств. Она хотела что-то сказать, но не могла вымолвить ни слова. — Ну вот вам, — сказал Карлсон с торжеством. — Повторяю свой вопрос: ты перестала пить коньяк по утрам?»
А еще он обожает игры и проделки, помогает слабым. Наконец, предпочитает тебя прочим, называет только тебя своим Другом. «Грустно, если некому крикнуть: «Привет, Карлсон!», когда ты пролетаешь мимо». Он и летать умеет, и на крыше живет в маленьком домике. «Если бы люди знали, как приятно ходить по крышам, они давно бы перестали ходить по улицам».
Кто же из детей откажется от такого приятеля? Именно от такого. Не навязанного родительской пропагандой — воспитанного роботообразного мальчика-отличника, а дерзкого хулигана с ярко выраженной индивидуальностью? Пусть даже и придуманного.


И это все о Карлсоне. Карлсон, которого выдумал себе Малыш и, о котором написала три повести Астрид Линдгрен, писательница описывает как «маленького жирного самоуверенного человечка». Но сам герой представляется «красивым, умным и в меру упитанным мужчиной в самом расцвете сил». И, если в России Карлсон, во многом благодаря великолепному мультфильму и неподражаемому дубляжу В. Ливанова, любим и почитаем, на родине его считают «хамом, эгоистом, обманщиком, хвастуном и подстрекателем». Образ, действительно, очень противоречив, чем и интересен. Карлсон частенько берёт вещи без спроса. Но платит за них монетками в 5 эре. Склонен к вранью, иногда неоправданному, просто ради красного словца. Оправдывает любые шалости. Любимые его присказки — «Спокойствие, только спокойствие» и «Пустяки, дело житейское». Он произносит их, когда что-нибудь разобьёт или сломает. А иногда Карлсон, так же беззаботно, как хулиганит, успокаивает плачущего крошку в чужой квартире или, в виде привидения, ловит воров. Но разве важны мотивы по-настоящему доброго поступка? Например, все средства хороши, чтобы достать молока плачущей малютке.
«Спокойствие, только спокойствие! — сказал Карлсон. — Я вспомнил, где можно достать молока… Мне придётся кое-куда слетать… Привет, я скоро вернусь!»
По мере общения с Карлсоном развивается и образ Малыша. В нём всё время происходит внутренняя борьба. С одной стороны, Малыша увлекают проказы Карлсона, а с другой — он начинает протестовать, когда шалости переходят дозволенные границы. Таким образом, автор расставляет ориентиры, что хорошо, что плохо. Но очевидно одно: с Карлсоном Малышу хорошо, а без него – плохо. Поэтому Карлсон должен быть!
Петя Зубов и другие
«Сказка о потерянном времени» (1945 г.) Евгений Шварц
«Сказку о потерянном времени» Евгений Шварц написал для театра кукол в 1940 году, в 1945 году она была опубликована.
Главный ее герой Петя Зубов учится в третьем классе. Впрочем, «учится» — это слишком громко сказано, потому что сам процесс учебы мальчишке удовольствия не доставляет. Петя не любит делать домашние задания и все дела откладывает «на потом». Каждую четверть он собирается догнать одноклассников, но лень берет свое и «догонялки» все время откладываются.
«Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.
— Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй вас всех догоню.
А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».
И вот однажды, придя в школу, он обнаруживает, что стал старым, и даже родная мама своего сына не узнала. Тогда Петя убегает, куда глаза глядят. А глядят они в лес, где мальчик-дедушка попадает в некий домик, где, весь во власти грустных мыслей, ложится отдохнуть в стоге сена. О чем же думает Мальчик, ставший дедушкой? Да о том, что, не успев ничего путного сделать в своей жизни, он уже постарел. Как говорится, жизнь прошла мимо.
Проснувшись, Петя обнаруживает, что вернулись хозяева. Их четверо – 2 мальчика и 2 девочки. И вот тут ленивец проявляет чудеса находчивости, сообразительности и проницательности. Он быстренько понимает, что никакие это не мальчики и не девочки, а злые волшебники, которые и сделали его старым. У Пети хватает ума не обнаружить себя и дослушать все их странные россказни до самого конца. Оказывается, эти волшебники крадут время у тех детей, которые его не ценят, и, если он найдет еще трех таких же, как он, состаренных бедолаг, приведет их в дом к злодеям и повернет стрелки часов-ходиков обратно на 77 кругов – он снова станет прежним Петей. Причем со всеми этими задачами надо управиться до полуночи.


И все, Петю как подменили. Он быстренько находит нужных ему ребят, приводит их в дом и успевает повернуть стрелки.
«И вот на семьдесят седьмом и последнем обороте стрелок вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их и не было на свете.
Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время».
Уф! Наконец-то злостный растратчик времени научился его ценить и понял, что человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. Одним словом, дети, не будьте такими, как мальчик Петя, и на его примере учитесь ценить время.
Бармалей
«Бармалей» (1925) Корней Чуковский
Бармалей — персонаж еще и стихотворной сказки Чуковского «Одолеем Бармалея!» (1942), а также прозаической повести «Доктор Айболит» (написана в 1936 г., основана на произведении английского писателя Хью Лофтинга).
Образ этого вымышленного пирата, промышлявшего на территории Африки, и особенно любившего есть маленьких детей, Чуковскому подсказал художник Мстислав Добужинский. Много лет назад поэт в компании с Добужинским гулял по Петроградской стороне, и в какой-то момент они вышли на Бармалееву улицу. Художник поинтересовался – кто же такой был этот Бармалей. Чуковский начал рассуждать о возможной этимологии, но нетерпеливый художник его перебил: «Неправда! — сказал он. — Я знаю, кто был Бармалей. Он был страшный разбойник. Вот как он выглядел…» И на листке набросал свирепого злодея, бородатого и усатого…
Антагонист доброго доктора Айболита злой пират Бармалей не только разбойничает, но и поджидает в Африке непослушных детей. Ведь беда непослушных детей в том, что сколько им не говори об опасных результатах непослушания, они не понимают.
«Не ходите, дети,
В Африку гулять.
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный
Бар-ма-лей!
Он бегает по Африке
И кушает детей —
Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!»
Бармалей – воплощение ужасающего наказания для детей, не слушающихся родителей. Он не ставит в угол, не лишает сладостей и подарков, он прямо приступает к делу:
«Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костер зажигает,
Он страшное слово кричит».
У трех-четырехлетних детей образ злодея действительно способен вызвать ужас, но Чуковский, тут же, предлагает рецепт избавления от страха. Если слушаться маму и папу, то с Бармалеем не встретишься – и это самый лучший вариант. Жаль, что осознание этого к Танечке и Ванечке приходит поздно.
«Мы от мамы убегать
Никогда не будем
И по Африке гулять
Навсегда забудем!
Милый, милый людоед,
Смилуйся над нами,
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями!»
Но ответил людоед:
«Не-е-ет!!!»



Победа над Бармалеем происходит при помощи животных. Со злодеем поступают так же, как он хотел поступить с детьми: его проглатывает Крокодил. Но проглатывает гуманно, пират в брюхе у Крокодила продолжает жить и молить о пощаде. Здесь появляется еще один важный мотив противопоставления хороших героев плохим. Когда Бармалей раскаивается в своих деяниях, великодушные Танечка и Ванечка заступаются за него и просят простить. И это после того, что он хотел с ними, и с доктором Айболитом сотворить, не откликнувшись на их мольбы!
В образе Бармалея Чуковский сохраняет верность сказочным принципам, но представляет читателю страшную силу в ином образе, чем традиционно абсолютно злые Баба Яга и Кощей Бессмертный, например. Бармалей, несмотря на все что он готов сотворить, оказывается не таким уж и страшным, благодаря художественным поэтическим приемам, снижающим ужас, при помощи иронии:
«Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких!)
Детей!»
Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костёр зажигает,
Он страшное слово кричит:
»Карабас! Карабас!
Пообедаю сейчас!»
Когда так много «страшного» повторяется несколько раз, да еще и уточняется, что любит Бармалей не просто маленьких, а очень маленьких детей, даже самый юный слушатель сказки почувствует подвох. А такой ли уж страшный этот пират? Или уже смешной? А в финале даже обаятельный.
«Потому что Бармалей
Любит маленьких детей,
Любит, любит, любит, любит,
Любит маленьких детей!»
Но, что-то быстро он исправился… Да как истово кается! Но искренне ли? Ведь Бармалей опять повторяется, много раз заверяя нас в своей любви. Стоит ли ему верить? В общем, здесь есть над чем поразмышлять вместе с ребенком.
Буратино
«Золотой ключик, или приключения Буратино» (1936 г.) Алексей Толстой
Главный герой повести Алексея Толстого – деревянный человечек Буратино. Прототипом его стал Пиноккио, вышедший из-под пера итальянского писателя Карло Коллоди (1880 г.). Еще будучи обыкновенным поленом, этот Буратино начинает вносить сумятицу в жизнь окружающих его людей. Пищит изо всех сил и не дается в руки столяра Джузеппе, больно бьет шарманщика Карло и вообще ссорит Карло и Джузеппе. Что же удивляться, что из этого полена выстругивается непоседливый и очень нетерпеливый персонаж. В голове его, конечно, не опилки, но «мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые».
Его приключения – это путь познания трудностей реальной жизни и преодоления собственного эгоизма. Озорной и непослушный Буратино обманывает папу Карло и вместо школы отправляется в кукольный театр, он позволяет Коту и Лисе одурачить себя, не слушает предупреждавшую его об опасности птицу Сплюшку сбегает от спасшей его от гибели куклы Мальвины. Бедная Мальвина, бедный папа Карло!
«Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?» — удивляется Мальвина. Ответ достоин Буратино:
«— Когда папа Карло воспитывает, а когда никто».
Папа Карло, впрочем, тоже не очень-то справляется с возложенными на него задачами по воспитанию юного поколения. Буратино все равно делает так, как хочет он, а не так, как заведено. Деревянный человечек вообще не признает никаких порядков и распорядков и делает то, что взбредет ему в голову. За что и удостаивается лестной характеристики от мудрой черепахи Тортиллы:
«Ты безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями!»
Одураченный Котом и Лисой, оставшийся без денег и без всякой помощи, Буратино вынужден с этим согласиться. А как вы понимаете, стоит человеку признать свои недостатки, как он взрослеет и старается их исправить. Деревянная кукла не исключение. С этого момента свою энергию Буратино наконец-то направляет в полезное русло. Он выведывает у Карабаса Барабаса тайну золотого ключика, достает этот пресловутый ключик и находит-таки заветную дверь, ведущую в светлое будущее. Он открывает новый театр, где царят радость и веселье и ежедневно знакомит зрителей со своими приключениями, становясь с каждым днем все более знаменитым.


Так за что же детвора так любит этого деревянного мальчишку? За его веселый нрав – это раз. За его непосредственность – это два. За то, что в нем легко узнает себя любой ребенок – это три. Список достоинств героя, за которые его просто обожают наши дети, далеко не окончательный. И ведь что интересно – нравится детворе не сверхположительная Мальвина, а дерзкий и грубый деревянный мальчишка. Ну какой толк от Мальвининых сетований и замечаний, если в трудную минуту она ровным счетом ничего не может сделать? Если бы не Буратино, все закончилось бы очень печально. Этот «дрянной» мальчишка оказался неплохим стратегом и тактиком. Ему не откажешь в организаторских способностях. Ну и что из того, что отважно сражался с Карабасом пес Артемон? Но на подвиг-то его вдохновил Буратино, он же и расставил Артемона, Мальвину и поэта Пьеро по местам и втолковал, что каждый должен делать. И ведь все его послушались!
Так что сорванцы вроде Буратино хоть и накликают на свои непутевые головы неприятности, выпутываются из них сами и никого в своих злоключениях не обвиняют. Такие персонажи делают нашу жизнь интересней, и на их примере мы понимаем, что в решающую минуту надеяться можно лишь на сорванцов и ниспровергателей раз и навсегда заведенных порядков.
www.parents.ru
Читательский дневник школьника. Зачем он нужен?
Закончился учебный год и все школьники получили списки произведений для летнего чтения. Как правило, вручая списки произведений, учитель требует, чтобы все прочитанное летом было записано в Читательский дневник. И это требование вести Читательский дневник часто вызывает возмущение родителей, а следовательно, и ребенок начинает негативно относится к этому и не выполняет требования учителя. Конечно, ни к чему хорошему это не приведет.
Давайте же разберемся, зачем и кому нужен Читательский дневник.
Некоторые родители с возмущением говорят: «Я против читательских дневников. Это тупое выписывание главных героев, сюжетных линий — я вообще иногда не помню, как кого зовут и на имя автора мне параллельно. Понравилось-прочитала-забыла.» Исходя из этого комментария, получается, что читаем для того, чтобы забыть?!
Дети читают произведения не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль, узнать что-то новое для себя. Кроме этого, очень часто в школе проводятся различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны, в которых необходимо вспомнить все, что когда-то читал. Если ребенок прочитал и забыл, то, конечно, он ничего и не вспомнит. Т.е. книга была прочитана впустую, в голове ничего не осталось.
«Моей это не надо, и делает из-под палки. Любви к чтению у нее это не прибавляет». Конечно, если ребенок делает из-под палки, то положительных эмоций это не вызовет. Да и Читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению. У него совершенно другая цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.
Среди родителей немало есть и сторонников ведения Читательского дневника. «В началке ЧД — это хорошо. Это дисциплинирует. Это позволяет самой расставить точки над i в прочитанном, сделать выводы, хотя бы два-три предложения. А в конце концов, это помогает формулировать свои мысли письменно.» Совершенно верно подмечено, что ведение Читательского дневника дисциплинирует и учит делать выводы о прочитанном.
Эту же мысль продолжает другая мама: «Нет, у нас он точно не отбил ни желания читать, ни умения это делать. А вот новые навыки, можно сказать, появились. Четко было видно, как во 2 классе с анализом текста было вообще плохо, еле написали дневник. А в 3 — было уже просто»
Так зачем же все-таки нужен Читательский дневник?
В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.
При ведении Читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.
Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.
Записывая автора произведения , главных героев, ребенок запоминает эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.
Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма, но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.
Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости , подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.
Как же оформить читательский дневник?
Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования. Я покажу, как я требую вести Читательский дневник, а вы уже сами выберете форму ведения дневника.
Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели. Поэтому мои требования к оформлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения или главы, если произведение большое, записать свои выводы.
Для Читательского дневника мы берем самую обычную тетрадь, лучше не очень тонкую, чтобы хватило на весь год, а не только на лето. Расчерчиваем на несколько колонок:
♦ дата чтения,
♦ название произведение,
♦ автор,
♦ главные герои,
♦ «О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает в 1-2 предложения основную мысль текста.
При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году, мы проводим викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы Н.Носова они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.
Причем, если произведение большое, а ребенок читает медленно, то можно записывать не только главы, но и номера страниц, если глава очень большая и читается не один день.
Некоторые дети очень любят читать Энциклопедии. В таком случае, они записывают название энциклопедии, название статьи и , конечно, о чем ребенок узнал. Потому что чтение энциклопедии – это тоже чтение.
Научите своего ребенка вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.
Интересно узнать и Ваше мнение по вопросу ведения Читательского дневника. Как Вы его ведете?
chitalochka-ru.ru
100 любимых ДЕТСКИХ литературных героев
Список составлен!Наверное, не все из перечисленных героев любимы для всех без исключения! Но такого и быть не может. И наверняка вы вспомните и назовете еще 100, а может и больше любимых героев. Я старалась делать список, все-таки из общеизвестных литературных произведений, в основном, классического репертуара (то, что любили наши мамы и мы в детстве).
Данный список не претендует на академичность и законченность!!! Ваши комментарии — лучшее тому подтверждение! Если что еще вспомните — пишите!!!
- Алиса. «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл
- Алиса Селезнёва. «Девочка с земли» Кир Булычев
- Бада. «Зоки и Бада». Пособие для детей по воспитанию родителей. Ирина и Леонид Тюхтяевы
- Бастиан, Атрейо. «Бесконечная история» Михаэль Энде
- Баранкин. «Баранкин, будь человеком» Валерий Медведев
- Бармалей. «Доктор Айболит», «Бармалей» Корней Чуковский (за то, что сумел перевоспитаться)
- Барон Мюнхгаузен. «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольф-Эрих Распэ (за неистощимый юмор и находчивость)
- Белоснежка / Спящая красавица. Братья Гримм, Шарль Перро (милосердие выше всякого зла)
- Бильбо Бэггинс. «Хоббит, или туда и обратно», Джон Ро́нальд Руэл Толкиен
- Братец Кролик и братец Лис, и другие братцы. «Сказки Дядюшки Римуса» Джоэль Харрис
- Буратино. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексей Толстой (шаловливый и не очень послушный мальчуган, заботливый и добрый, находящий свою мечту)
- Ваня Васильчиков «Крокодил» Корней Чуковский (маленький, но смелый)
- Вилли Вонка. «Чарли и шоколадная фабрика» Роальд Даль
- Винни—Пух и его друзья Алан Милн
- Витя Малеев в школе и дома, Николай Носов
- Василиса Премудрая и Прекрасная — героини русских народных сказок
- Гаврош, Козетта «Отверженные» Виктор Гюго. (неунывающий гамен, веселый маленький разбойник, всегда готовый к добрым делам)
- Гарри Поттер, Северус Снегг и другие. Серия книг о Гарри Поттере Джоан Кэтлин Роулинг
- Гекльберри Финн. «Приключения Гекльберри Финна», «Том Сойер за границей» и «Том Сойер − сыщик». Марк Твен (см. также Том Сойер)
- Герда. «Снежная королева» Ганс Христиан Андерсен (за верность)
- Гулливер. «Путешествие Гулливера» Джонатан Свифт
- Дениска Кораблев. «Денискины рассказы» Виктор Драгунский (обычный любознательный и сообразительный мальчишка, чем и хорош)
- Джереми Джеймс. «Приключения Джереми Джеймса» Дэвид Генри Уилсон
- Динка. «Динка» Валентина Осеева (нормальный, не слишком послушный ребенок, без всякой приторности образцово-показательной детской героини, со своей скрытой от взрослых жизнью и естественными реакциями)
- Джим Хокинс «Остров сокровищ» Роберт Стивенсон (мальчик, испытавший то, что мечтают испытать многие мальчишки, а также за бесстрашие и честь)
- Доктор Айболит. Корней Чуковский (за врачебный гуманизм без границ)
- Дядюшка Ау, Ханну Мякеля.
- Дядя Степа. Сергей Михалков (за его высоту и ширину взглядов)
- Емеля. Русская народная сказка «По щучьему велению»
- Ёжик и Медвежонок. «Ёжик в тумане», «Все о Ёжике и Медвежонке» Сергей Козлов (за то, что заставляют остановиться, посмотреть вокруг и задуматься)
- Ёжинька. «Приключения Ёжиньки…». Александр Шаров (За веселый нрав и стойкость)
- Золушка. Шарль Перро (за крупную везучесть — не всякой домработнице так повезет!).
- Иванушка-дурачок – герой русских народных сказок (ср. Емеля)
- Капитан Врунгель. «Приключения капитана Врунгеля» Андрей Некрасов. (как хорошо быть капитаном!)
- Карик и Валя, а также профессор Иван Гермогенович. «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Ян Ларри
- Карлсон. «Малыш и Карсон» Астрид Линдгрен
- Клаус и Вайолет. Лемони Сниккет, 33 несчастья
- Клеон. «Приключения мальчика с собакой» Надежда Феликсовна Остроменцкая и Наталья Николаевна Бромлей (честный, мужественный паренек-сицилиец)
- Колобок из русской народной сказки (с него, в основном, начинается знакомство малыша с миром, с жизнью, с принципами и моралью)
- Конек-горбунок Петр Ершов
- Кот в Сапогах Шарль Перро (за находчивость, преданность и верность хозяину)
- Красная шапочка Шарль Перро, а также братья Гримм (учит, что не надо заводить случайные знакомства)
- Лева и Оська. «Кондуит и Швамбрания» Лев Кассиль
- Леля и Минька, Михаил Зощенко (маленькие шалуны и проказники)
- Людвиг Четырнадцатый с Туттой Карлсон. «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие» Ян Экхольм.
- Маленькая Баба-Яга, Маленькое Привидение, Маленький Водяной. Отфрид Пройслер
- Маленький Принц. Антуан де Сент-Экзюпери (за чудо, за сказку, за мечту)
- Мальчик-с-Пальчик Шарль Перро (за находчивость и смелость)
- Мальчиш-Кибальчиш. «СКАЗКА О ВОЕННОЙ ТАЙНЕ, О МАЛЬЧИШЕ-КИБАЛЬЧИШЕ И ЕГО ТВЕРДОМ СЛОВЕ» Аркадий Гайдар
- Мама Му и Ворон, Свен Нурдквист (Нордквист), Висландер Джуджа, Висландер Томас (за стремление к горизонтам и за чувство локтя (крыла))
- Мартышка, Попугай, Слоненок и Удав «38 попугаев» Григорий Остер
- Матиуш, «Король Матиуш Первый», Януш Корчак (за воплощение идеала)
- Матроскин, Шарик и дядя Федор. «Дядя Фёдор пёс и кот» Эдуард Успенский (за дружбу и отстаивание свой детской жизненной позиции на деле)
- Маугли и все его друзья из джунглей. «Книга джунглей» Джозеф Редьярд Киплинг (за все лучшее, что можно найти в живом существе, за душевную щедрость всех персонажей, за то, что отверженный смог стать равным, а уйдя к людям, не забыл, с кем он «одной крови»)
- Маффин. «Ослик Маффин и его веслые друзья» Энн Хогарт
- Медвежонок Паддингтон. «Приключения медвежонка Паддингтона» Майкл Бонд
- Мио (Бу Вильхельм Ульсон), «Мио, мой Мио» Астрид Лингрен
- Мэри Поппинс. «Мэри Поппинс с Вишневой улицы» Памела Треверс (Это идеал взрослого глазами детей)
- Мумми-тролль и его семейство. Ту́ве Я́нссон серия книг о Мумми-троллях
- Муфта, Полботинка и Моховая борода. Эно Рауд
- Незнайка из трилогии Н.Носова (Все маленькие люди (дети) НЕЗНАЙКИ, им все интересно, они все делают не так, как это хотелось бы взрослым, они добры безусловно, и они всегда к чему-то стремятся. А уж, что из них вырастет… это заслуга взрослых!)
- Нильс. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельма Лагерлеф. (Он увидел в подробностях всю свою родную страну, и в процессе стал лучшим человеком, чем был)
- Оле-Лукойе Ганс Христиан Андерсен (за красивые мечты и прекрасные сны)
- Оловянный солдатик. «Стойкий оловянный солдатик» Ганс Христиан Андерсен
- Оля (Яло) «Королевство кривых зеркал» Виталий Губарев (сила духа, направленная на защиту высоких человеческих ценностей.)
- Пеппи-длинный чулок. Астрид Линдгрен (просто, потому что это Пеппи, и другой такой нет)
- Питер Пен. «Питер Пэн в Кенсингтонском Саду» Джеймс Барри
- Петров и Васечкин. «Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные» Владимир Алеников
- Петсон и Финдус, Свен Нурдквист (за доброту и выдумку)
- Петька-микроб, Григорий Остер
- Пиноккио. «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди. (ср. Буратино)
- Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси и многие другие. «Хроники Нарнии» — цикл из семи книг, Клайв Стэйплз Льюис.
- Полианна. Элинор Портер. (философия у нее интересная. И вообще, это очень жизнеутвержлдающая девочка)
- Реми. «Без семьи» Гектор Мало (потому что мальчишка замечательный)
- Робинзон Крузо Даниэль Дефо
- Рони и Бирк. «Рони, дочь разбойника» Астрид Линдгрен (чуткие и храбрые дети, ценящие превыше всего мир и дружбу)
- Русалочка Ганс Христиан Андерсен (вот уж чудеса любви и самопожертвования!)
- Сампо-Лопаренок. Сакариас Топелиус (за самостоятельность и приключения)
- Саша и Маша Анни Шмидт (за то, что они – дети!)
- Седрик. «Маленький лорд Фаунтлерой» Фрэнсис Элиза Бёрнетт. (Герой непосредственен, любопытен, честен, открыт. Скромный и стойкий малыш с большим любящим сердцем)
- Сережа Каховский «Мальчик со шпагой» Владислав Крапивин (такой вот рыцарь!)
- Субастик. «Семь суббот на неделе. И в субботу Субастик вернулся» Пауль Маар (потому, что безобразник)
- Тема и Жучка. «Детство Темы» Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
- Тим Талер. «Тим Талер или проданный смех», Джеймс Крюс
- Тимур. «Тимур и его команда» Аркадий Гайдар (за действенный альтруизм и достоинство)
- Том Сойер. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Том Сойер за границей» и «Том Сойер − сыщик». Марк Твен (все время переживаешь за этих оболтусов и хочешь быть рядом с ними)
- Умка Юрий Яковлев
(за желание дружить)
- Умная собачка Соня Андрей Усачев (Она милая, добрая, смешная и, конечно, очень умная)
- Ухти-Тухти. Беатрис Поттер (Такая ежиха — добрая, работящяя и всем помогала своей работой)
- Хома и Суслик, «Сказки о Хоме и Суслике» Альберт Иванов
- Хоттабыч. «Старик Хоттабыч» Лазарь Лагин (веселый старик, старается мир сделать лучше)
- Чебурашка. «Крокодил Гена и его друзья» Эдуард Успенский
- Чиполлино. Джанни Родари (неунывающий мальчик-луковка)
- Чубо. «Чубо из села Туртурика» Спиридон Вангели (за деятельную доброту, чуткость, любящее сердце и восхитительные фантазии)
- Чук и Гек Аркадий Гайдар. (вроде бы, обыкновенные детишки, но сопереживание вызывают)
- Щелкунчик. «Щелкунчик и мышиный король» Эрнст Теодор Амадей Гофман.
- Электроник. «Электроник — мальчик из чемодана» Евгений Велтистов (за то, что смог стать ЧЕЛОВЕКОМ!)
- Элиза «Дикие лебеди» Ганс Христиан Андерсен (за терпение, смирение, нежность и любовь)
- Элли из Канзаса и ее друзья: Тотошка, Дровосек, Страшила, Трусливый Лев. «Волшебник Изумрудного города» А.М. Волков (и продолжения)
- Эмиль. «Приключения Эмиля из Леннеберги» Астрид Линдгрен (за несгибаемую жизнерадостность и неистощимую проказливость)
КРОССПОСТ в собществе kid_home_lib
marinaskaz.livejournal.com
50 лучших книг для подростков
Самая требовательная, внимательная и серьезная аудитория – молодежь. Определяя в процессе взросления собственные приоритеты, интересы и желания, ребята ищут родственные души на страницах произведений, насыщая свою жизнь приключениями и переживаниями, порой даже отождествляя себя с главными героями.Современная подростковая литература – это больше не детские книжки о первой школьной любви и проблемных взаимоотношениях с родителями. Большинство романов подымает взрослые проблемы еще совсем юных людей. И такие книги могут многому научить не только подрастающее поколение, но даже всезнающих взрослых.
Что читают подростки последнее десятилетие? Ребят старше 14 уже не интересуют энциклопедии и сказки, ближе и понятнее становятся фэнтези, историко-приключенческие произведения, детективы… и, конечно, популярные книги современных авторов.
1. «Хорошо быть тихоней» Стивен Чбоски
Пятнадцатилетний Чарли пытается справиться с самоубийством своего друга, Майкла. Чтобы как-то избавиться от беспокойства и депрессии, он начинает писать письма незнакомцу, хорошему человеку, которого он никогда не встречал лично. В школе, Чарли неожиданно находит наставника в лице учителя английского языка, и друзей, одноклассника Патрика и его сводную сестру Сэм. Впервые Чарли решает начать новую жизнь. Он идет на первое свидание, впервые целует девушку, заводит и теряет друзей, экспериментирует с наркотиками и выпивкой, участвует в спектакле «Рикки хорор» и даже пишет свою музыку.
Чарли живет относительно тихой и стабильной домашней жизнью. Но тревожная семейная тайна, которая повлияла на всю его жизнь,дает о себе знать под конец учебного года. Чарли пытается выбраться из своей головы в реальный мир, но бороться становится все труднее.
2. «Мы с истёкшим сроком годности» Стейс Крамер
Виржинии 17 лет и у нее есть все, о чем только может мечтать девушка. Она молода, красива, умна, собирается поступать в Йельский университет, у нее есть любимый парень Скотт, лучшая подруга Оливия, добрые и любящие родители. Но на выпускном вечере Виржиния узнает, что Скотт ее бросает. Изрядно выпившая, в порыве злости она садится за руль машины и попадает в страшную аварию. Девушка остается жива, но ей ампутируют обе ноги. Так в одно мгновение сказочная жизнь Виржинии превращается в настоящий ад. И девушка все чаще задумывается, стоит ли вообще так жить?
3. «Милые кости» Элис Сиболд
Жизнь одной обычной американской семьи Сальмон в одно мгновение переворачивается с ног на голову, когда Сюзи, старшую дочь, жестоко и несправедливо убивает маньяк.Одним декабрьским днем, по пути из школы домой, девочка случайно столкнулась со своим убийцей. Ее заманили в подпольный тайник, изнасиловали и убили. Сейчас Сюзи на небесах, она наблюдает за жителями своего города, которые наслаждаются жизнью, пока живы. Но девочка не готова уйти навсегда, ведь она знает имя преступника, а вот ее семья – нет. Сюзи отчаянно держится за свою жизнь и с тревогой наблюдает за тем, как ее родные и друзья пытаются существовать дальше. Еще больше Сьюзи беспокоит тот факт, что убийца все еще живет рядом с ними.
4. «Дневник Алисы» Беатрис Спаркс
Это трагическая и поучительная история Алисы – девочки, которая в совсем юном возрасте окунулась в губительный мир наркотиков.
Это началось, когда Алисе подсунули безалкогольный напиток, смешанный с ЛСД. В течение следующего месяца она потеряла уютный дом, любящую семью и заменила их городскими улицами и наркотиками. Они лишили ее невинности, юности … и, в конечном счете, жизни.
5. «Виноваты звезды» Джон Грин
У Хейзел Ланкастер в юном возрасте обнаружили рак легких. Она считает, что должна смириться с тем, какой стала ее жизнь. Но затем, случайно, она знакомится с молодым человеком, по имени Огастус Уотерс, который нескольколет назад сумел побороть рак. Когда Хейзел в своем саркастическом тоне пытается прервать попытки Огастуса познакомиться, он понимает, что нашел девушку, которую искал всю жизнь. Несмотря на страшный диагноз, молодые люди радуются каждому новому дню и пытаются осуществить мечту Хейзл – встретиться с ее любимым писателем. Они пересекают океан и едут в Амстердам, чтобы эта встреча состоялась. И хотя это знакомство оказывается не совсем таким, каким они ожидали, в этом городе молодые люди находят свою любовь.Возможно, последнюю в жизни.
6. «Приют» Меделин Ру
Для шестнадцатилетнего Дэна Кроуфорда, подготовительный колледж Нью-Гэмпшира – это больше, чем летняя программа, это спасательный круг. Будучи изгоем в своей школе, Дэн взволнован возможностью завести друзей во время летней программы. Но когда он приезжает в колледж, Дэн узнает, что его общежитие – бывшая психлечебница, более известная как последнее убежище для душевнобольных преступников.
Когда Дэн со своими новыми друзьями, Эбби и Джордан, исследуют скрытые тайники их жуткого летнего домика, они вскоре обнаруживают, это не совпадение, что они трое оказались здесь. Это убежище является ключом к ужасающему прошлому, и есть некоторые секреты, которые не хотят оставаться похороненными.
7. «Прежде чем я упаду» Лорен Оливер
Для самой популярной старшеклассницы школы, Саманты Кингстон, 12-е февраля — «День Купидона»— обещает превратиться в одну большую вечеринку: День Святого Валентина, розы, подарки и привилегии, которые получаешь, если находишься на вершине социальной пирамиды. И это длилось до тех пор, пока Саманта не умерла в страшной аварии в эту ночь. Тем не менее, она, как ни в чем не бывало, просыпается на следующее утро. На самом деле, Сэм проживает последний день своей жизни семь раз, пока она не осознает, что даже малейшее изменение в ее последнем дне может повлиять на жизни других людей гораздо больше, чем ей казалось раньше.
8. «Двенадцать» Ник Макдонелл
Это история о жизни обычных нью-йоркских подростков, написанная семнадцатилетним парнем. Дети, от которых богатые родители откупаются деньгами, устраивают вечеринки в роскошных особняках и не знают других развлечений, кроме наркотиков и секса, что приводит к трагическим и шокирующим последствиям.
Чтобы не попадать в подобные ситуации, вам точно стоит почитать книги о сексе для подростков.
9. «Дом, в котором…» Мариам Петросян
Юноша по кличке Курильщик живет в интернате для детей-инвалидов. Когда его переводят в новую группу, он начинает понимать, что это не просто интернат, а здание, наполненное жуткими тайнами и мистикой. Курильщик узнаёт, что все обитатели замка, даже воспитатели и директора, не имеют имен, только прозвища. Оказывается, что существует параллельный мир и некоторые дети могут свободно туда перемещаться. За год до своего выпуска, парень начинает испытывать страх перед настоящим миром, который находиться за стенами этого дома. Его угнетает самый важный вопрос: остаться или уйти? Уйти в реальный мир или параллельный, пусть даже не навсегда?
Читателю придется самостоятельно решить, действительно ли этот Дом волшебный, или это всего лишь воображение детей?
10. «451 градус по фаренгейту» Рэй Бредбери
Гай Монтэг – пожарный. Его работа заключается в том, чтобы сжигать книги, которые запрещены и являются источником всех раздоров и бед. Даже так, Монтэг несчастлив. Разногласия в браке, спрятанные в доме книги… Механический пес Пожарного Департамента, вооружившись смертоносной инъекцией, в сопровождении вертолетов, готов выследить всех диссидентов, которые бросают вызов обществу и системе. И Гай чувствует, что за ним наблюдают, ожидают, пока он сделает неверный шаг. Но стоит ли бороться за жизнь в обществе, которое уже давным-давно себя загубило?
miridei.com
Использование «Словаря характеристики литературного героя» на уроках чтения в начальной школе
В данной статье представлен опыт работы с авторским учебно-методическим пособием «Моя шкатулка: справочник»Бершанской О. Н., Дегтеревой Г. Д. В данной работе представлены приемы работы со «Словарем характеристики литературного героя», способствующие повышению качества литературного анализа произведения, развитию эмоциональной сферы учащихся, их творческих способностей, расширению лексического запаса школьников, развитию связной речи и формированию начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Формирование функционально грамотных людей — одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения — формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель — это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Согласно изменениям, внесенным во ФГОС НОО приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 29 декабря 2014 г. № 1643, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать в т. ч. формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. [1, C. 5]
В примерной основной образовательной программе начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)) в списке метапредметных результатов указано, что каждый выпускник начальной школы научится «осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников», «ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках»; выпускник получит возможность научиться «работать с несколькими источниками информации», «сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников» [3, C. 17, 22].
В настоящее время не все учебно-методические комплекты содержат задания, направленные на формирование УУД, поэтому перед педагогами встаёт вопрос: как органично выстроить работу по формированию УДД в образовательном процессе?
Решить данную проблему помогает учебно-методическое пособие «Моя шкатулка: справочник» Бершанской О. Н. и Дегтеревой Г. Д. Справочник содержит лексико-методический и литературоведческий материал, способствует повышению качества литературного анализа произведения, развитию эмоциональной сферы учащихся, их творческих способностей, расширению лексического запаса школьников, развитию связной речи.
Это пособие помогает учителю эффективно организовать разные этапы урока литературного чтения и русского языка и формировать УУД разных блоков. Актуальность справочника обусловлена ограниченностью лексического запаса современного школьника. Многие педагоги сходятся во мнении, что словарь учащихся беден и не выходит за рамки бытового уровня. Поэтому справочник «Моя шкатулка» богат лексическим материалом. С помощью страниц пособия любой учащийся подберет нужные слова для описания времени года, человека, домашнего питомца, для характеристики литературного героя и оценки его поступков. «Словарь характеристики литературного героя» составлен на основе требований примерной программы по литературному чтению и планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. В примерной программе по литературному чтению в разделе «Работа с текстом художественного произведения» обозначено: «Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту», «Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь» [3, C. 44].
Слова в «Словаре характеристики литературного героя» сгруппированы по темам: отношение к другим, к себе, к вещам, к труду, волевые, нравственные и эмоциональные качества. Кроме того, слова распределены на группы «синонимы-антонимы».
Учителю следует при работе с данным словарем проводить работу от общего к частному: подбирать подходящие ключевые слова сначала на одной странице, далее на двух, трех. Аналогичную работу следует проводить и по подбору синонимов к ключевым словам. Когда эти этапы работы будут усвоены учащимися, они смогут самостоятельно подбирать подходящие слова в данном словаре.
Рассмотрим примеры заданий, с использованием «Словаря характеристики литературного героя». На уроке литературного чтения в 3 классе по теме: Н. А. Артюхова «Трусиха» учащиеся могут воспользоваться «Словарем характеристики литературного героя» для определения ключевых слов его характеристики.
Фрагмент анализа произведения.
У: Почему Валю не брали в игру?
Д: Валю не брали в игру, потому что она была трусливая.
У: Подтвердим ваш ответ словами текста.
Дети зачитывают подтверждение из текста: «Валю в войну играть не принимали — ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках».
У: Какой была Валя в начале рассказа, нам поможет ответить наша Шкатулка на стр. 118.
Черты характера отражающие волевые качества человека
СМЕЛЫЙ — ТРУСЛИВЫЙ |
|
Бесстрашный Боевой Герой Героический Мужественный Отважный храбрый |
Боязливый Малодушный Нерешительный Несмелый Пугливый Робкий трус |
У: Прочитаем группу словсмелый — трусливый.
У: Какие слова нам помогут?
Д: Трусливая, боязливая, пугливая.
У: Используя выбранные слова, составьте предложение.
Д: В начале рассказа Валя была трусливая, боязливая, пугливая.
Выполняя данное задание, ученики упражняются в построении логически оформленного высказывания. Анализируя и оценивая поступки и действия главных героев, они пополняют запас жизненных впечатлений, представлений, переживаний, учатся преодолевать собственные слабости, стремятся прийти на помощь другу и тому, кто слабее.
На каждом уроке, работая с произведениями разных жанров, мы формируем у детей духовно-нравственные ценности, предлагая самостоятельно соотносить поступки героев с собственными, давать им нравственную оценку, развиваем такие качества, как сочувствие, сопереживание, милосердие, любовь к ближнему. Важно, чтобы ученики научились полноценно воспринимать художественное произведение. Они должны с помощью воображения представить, описанную автором жизнь и пережить ее как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниями. Важно строить уроки литературного чтения так, чтобы рассуждения учеников о собственном отношении к прочитанному пронизывали всю работу над текстом.Так, для подбора слов характеристики другого (литературного героя), при знакомстве с рассказом с басней И. А. Крылова можно предложить ученикам следующее задание.
У: Используя план, составьте с помощью «Словаря характеристики литературного героя» характеристику муравья и стрекозы.
У: Прочитаем план.
Д: План
- Черты характера, отражающие отношение к труду, к делу.
- Черты характера, отражающие волевые качества.
- Черты характера, отражающие отношение к себе. [1, C. 73]
Муравей |
Стрекоза |
1. трудолюбивый труженик работящий усердный деятельный старательный |
1. ленивая лентяйка бездельница нерадивая |
2. настойчивый самостоятельный упорный целеустремленный спокойный |
3. беспомощная слабохарактерная капризная избалованная изнеженная своенравная |
3. самоотверженный скромный |
3. себялюбивая эгоистичная |
Таким образом, использование данных и многих других заданий, направленных на развитие речи младших школьников и пополнение словарного запаса, обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие учащихся, формирует навыки учебного труда, умение самостоятельно добывать информацию, повышает интерес к самостоятельной читательской деятельности. Работа со «Словарем характеристики литературного героя» на уроках чтения в начальной школе способствует формированию у учащихся умения исследовать литературный текст, формулировать и высказывать собственные суждения. Все это ведет к пониманию смысла текста учащимися, адекватному оцениванию поступков действующих лиц, а, следовательно, наиболее осознанному чтению.
Литература:
- Бершанская О. Н., Дегтерева Г. Д. Моя шкатулка: справочник. Методические рекомендации для учителя.- Киров: ООО «Кировская областная типография», 2015.- 128 с.
- Бершанская О. Н., Дегтерева Г. Д. Моя шкатулка: справочник.- Киров: ООО «Кировская областная типография», 2014.- 144 с.: илл.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с.
Основные термины (генерируются автоматически): литературный герой, литературное чтение, Словарь характеристики, Черта характера, работа, начальная школа, слово, Моя шкатулка, грамотный читатель, младший школьник.
moluch.ru