Современные аспекты нормирования экологических факторов – —

Экологическое нормирование

Экологическое нормирование – это деятельность специально уполномоченных государственных органов по разработке, утверждению экологических нормативов и обеспечению их соблюдения хозяйствующими субъектами.

Экологические нормативы – это научно обоснованные и обязательные для выполнения меры предельно допустимого отрицательного воздействия человека на окружающую природную среду. Под отрицательным воздействием понимается деятельность человека, вносящая физические, химические, биологические изменения в природную среду, которые угрожают состоянию здоровья и жизни человека, состоянию растительного и животного мира. Превышение экологических нормативов является экологическим правонарушением и влечет за собой прекращение, приостановление или ограничение экологически вредной деятельности, а также применение мер юридической ответственности.

Экологические нормативы устанавливаются на основании трех показателей:

  1. медицинский, т. е. пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетическому фонду;

  2. технологический, т.е. во внимание способность имеющихся технологий обеспечить выполнение установленных нормативов;

  3. научно-технический, т. е. способность научно-технических средств контролировать предельно допустимое воздействие по всем его параметрам.

В соответствии с действующим законодательством систему экологических нормативов составляют:

  1. нормативы качества окружающей природной среды;

  2. нормативы предельно допустимого вредного воздействия на окружающей природной среду;

  3. нормативы (лимиты) использования природных ресурсов;

  4. экологические стандарты;

  5. нормативы санитарных и защитных зон.

2.1. Нормативы качества окружающей природной среды.

Нормативы качества окружающей природной среды являются едиными для всей территории России. С учетом природно-климатических особенностей, повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников. заказников, курортов и т.п.) допускается установление более строгих нормативов.

К этим нормативам относятся:

а) нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических и биологических веществ – количество вредного вещества в окружающей природной среде, практически не влияющее на состояние здоровья человека, а также на состояние диких животных, растений, микроорганизмов, природные сообщества в целом, их показатели устанавливаются для атмосферного воздуха, водных объектов хозяйственно-питьевого и бытового назначения, почв;

б) нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий — шума, вибрации, электромагнитного излучения и теплового воздействия;

2.2. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на окружающую природную среду.

Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на окружающую природную среду регламентируют деятельность источников такого воздействия — промышленных и сельскохозяйственных предприятий, отдельных технологических процессов, оборудования, транспортных средств других.

Данная группа нормативов включает:

а) нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) – количество вредных веществ, которые разрешается выбрасывать за единицу времени в атмосферный воздух;

б) нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) – количество загрязняющих вещества в сточных водах, поступающих за единицу времени в водные объекты;

Нормативы ПДВ И ПДС устанавливаются для каждого источника вредного воздействия исходя из условий недопустимости превышения нормативов ПДК в данном регионе. В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники вредного воздействия, предельно допустимых нормативов выбросов и сбросов им могут устанавливаться временно согласованные нормативы. При этом соответствующие юридические лица обязаны разработать и представить для утверждения в государственные органы планы поэтапного уменьшения загрязнения;

в) нормативы образования отходов – установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

г) лимиты размещения отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов (полигонах, шлакохранилищах, отвалах горных пород и т.п.).

Нормативы образования отходов и лимиты размещения отходов устанавливаются для всех предприятий, в процессе эксплуатации которых образуются отходы.

Проекты нормативов ПДВ, ПДС, образования и размещения отходов разрабатываются самими хозяйствующими субъектами, которые представляют их для утверждения в комитеты природных ресурсов, а при возможности трансграничного загрязнения — в МПР РФ. Устанавливаются эти нормативы в разрешениях на загрязнение, выдаваемыми указанными комитетами природопользователям;

д) предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве

е) нормативы ПДУ радиационного облучения населения в результате использования источников ионизирующего облучения – установлены ФЗ «О радиационной безопасности населения» (ст. 9) в виде среднегодовой эффективной дозы и эффективной дозы за период жизни и составляют соответственно:

для населения – 0,001 зиверта и 0,07 зиверта;

для работников, т. е. лиц, постоянно или временно работающих непосредственно с источниками ионизирующих излучений, — 0,02 зиверта и 1 зиверт.

Под эффективной дозой понимается величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности.

2.3. Нормативы использования природных ресурсов.

Нормативы (лимиты) использования природных ресурсов устанавливаются в целях предупреждения их истощения и нарушений равновесия в окружающей среде с учетом их способности к самовоспроизводству. Они представляют собой объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, устанавливаемые государственными органами природопользователям на определенный срок. К ним могут быть отнесены:

  1. нормы отвода земель для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем и т.п.;

  2. лимиты водопользования – предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок;

  3. расчетная лесосека – норматив, используемый в лесном хозяйстве, она представляет собой норму вырубки древесины, соответствующий ее годовому приросту, который устанавливается по каждому лесхозу, а в отдельных случаях – по каждому лесничеству и передаваемому в пользование участку леса;

  4. лимиты использования объектов животного мира – устанавливаются при охоте, рыболовстве, а также добычи животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства.

Для природопользователей эти нормативы определяются в лицензиях на пользование природными ресурсами, нормы отвода земель утверждены Министерством строительства РФ.

2.4. Экологические стандарты

Экологические стандарты устанавливаются на новую технику, технологии, материалы, вещества, продукты потребления и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека. В настоящее время такие стандарты являются частью государственных стандартов (ГОСТов). Они утверждаются Государственным комитетом по стандартизации РФ и являются едиными на территории всей страны. В том случае, если такие стандарты отсутствуют, товаропроизводитель должен инициировать их разработку.

2.5. Нормативы санитарных и защитных зон.

Нормативы санитарных и защитных зон представляют собой размер территории, в пределах которой установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности. Действующим законодательством предусмотрено создание различных по своему назначению и режиму зон. Так, вокруг промышленных, коммунальных и складских объектов устанавливаются санитарно-защитные зоны, в которых не допускается размещение жилых домов, детских садов, школ, учреждений здравоохранения, отдыха, спортивных и физкультурно-оздоровительных объектов, садоводческих, дачных и огороднических кооперативов, а также производство сельскохозяйственной продукции. С целью защиты водных объектов от загрязнения вокруг них могут устанавливаться водоохранные зоны, на их территориях запрещается, например, размещение складов ядохимикатов, кладбищ, скотомогильников, свалок отходов, распашка земли, рубка деревьев и некоторые иные виды хозяйственной деятельности. Вокруг водоемов, являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны. Для предотвращения неблагоприятного антропогенного воздействия на заповедники, национальные и природные парки, другие особо охраняемые природные территории, на прилегающих к ним участках могут создаваться охранные зоны, в пределах которых ограничиваются или запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности.

studfiles.net

Экологическое нормирование

Цель санитарных и токсикологических норм – охрана здоровья населения и отдельных популяций живых организмов. Задача же экологического нормирования – обеспечение благополучия экологической системы в целом, в том числе и здоровья человека, т.е. сохранение установившегося в природе равновесия в пределах возможной саморегуляции. Экологические нормативы должны разрабатываться на локальном и региональном уровнях, обеспечивая тем самым экологическое равновесие в глобальном масштабе. При этом вводится понятие ЭДК — экологически допустимая концентрация

ЭДК— это экологически допустимая концентрация вредных веществ в окружающей среде, поступающих от различных антропогенных источников и не нарушающих гомеостатические механизмы саморегуляции экосистем.

На основе ЭДК можно рассчитывать экологически допустимые нагрузки (ЭДН) – это та мера, которая позволит обеспечить баланс экологических и социально-экономических интересов человека. ЭДН по другому называют ПДВВ – предельно допустимое вредное воздействие.

Регламентация выбросов загрязнений в окружающую среду

Предельно допустимый выброс в атмосферу (ПДВ) — это количество вредных веществ, выбрасываемых в единицу времени, которое в сумме с выбросами других источников загрязнения не создает приземной концентрации примеси, превышающих ее ПДК.

Сущность введения ПДВ состоит в том, что при существующих методах сокращения отходов производства практически невозможно полностью избежать проникновения вредных веществ в атмосферу. Вместе с тем можно уменьшить их выбросы до установленного предела путем разбавления чистым воздухом. Здесь есть лазейка для так называемой технологии “высоких труб”.

Если ПДК и ПДВ предприятием не могут быть достигнуты, а продукция нужна, то устанавливают временно согласованные выбросы (ВСВ).

ВСВ – утвержденный поэтапно снижаемый норматив мощности выброса вредного вещества из действующего источника загрязнения атмосферы, устанавливаемый на уровне выбросов предприятий с наилучшей технологией производства или на уровне предприятий, аналогичных по мощности и технологическим процессам.

Предельно допустимый сброс (ПДС) — это количество вредных веществ в сточных водах, сбрасываемых в единицу времени, которое допустимо к отведению в данном пункте водного объекта с целью обеспечения норм качества воды (ПДК) в контрольном пункте (створе).

Сущность введения ПДС состоит в том, что при существующих методах сокращения отходов производства практически невозможно полностью избежать проникновения вредных веществ в гидросферу. Вместе с тем можно уменьшить их вредное воздействия до установленного предела путем разбавления чистой водой. Здесь есть лазейка для сброса ненормативно очищенных вод, которые путем разбавления в водном объекте в контрольном створе будут иметь содержание вредного компонента на уровне близком к ПДК. Но в этом случае река от места сброса до контрольного створа будет значительно загрязнена.

Лекция 7. Оценка воздействия на окружающую среду

Термин «оценка воздействия на окружающую среду ОВОС)» означает деятельность, направленную на выявление и прогнозирование ожидаемого влияния на среду обитания, на здоровье и благосостояние людей со стороны различных мероприятий и проектов, а также последующую интерпретацию и передачу полученной информации.

Основным содержанием этого процесса является всесторонний учет экологических интересов при принятии решений относительно того или иного проекта. Проект при этом может подразумевать как новую деятельность, так и расширение или изменение уже существующей. ОВОС должна разрабатываться совместно с техническими, экономическими и социально-политическими оценками.

К сожалению, осмысление процесса воздействия на окружающую среду различно в разных странах. Все разъедающая и повсюду проникающая бедность в слаборазвитых странах заставляет говорить о «загрязнении нищетой», когда с антропогенной деградацией природы просто не будут считаться, тогда, как в экономически развитых странах ухудшение качества окружающей среды характеризуется как «загрязнение изобилием». Например, когда я задал представителям института водных ресурсов Китая о методах, применяемых ими для очистки сточных вод и охране водных объектов от загрязнения, то они меня даже не поняли о чем я говорю. Они воду практически не чистят.

Ясно, что оценка природных, экономических и социальных воздействий должна проводиться с учетом выгод от реализации проекта и затрат на его осуществление. В настоящее время широко распространялось убеждение в том, что экономика может быть спланирована таким образом, чтобы при наилучшем использовании природных ресурсов избежать деградации окружающей среды. Процесс ОВОС представляет собой часть подобного планирования с позиции сохранения полноценного природного окружения.

Ну а ваша деятельность во многом будет направлена на разработку ОВОС, так как без нее любой самый незначительный проект на железной дороге не может официально быть принят в работу.

Этапы проведения ОВОС.Основные этапы ОВОС классифицируются по времени и масштабу. Влияние крупных региональных проектов, например, строительство железной дороги, должно рассматриваться в трех временных интервалах:

  • период строительства, когда окружающая среда нарушается тяжелой землеройной техникой, временными сооружениями и дорогами. При этом качество среды обитания деградирует за счет пыли и шума; происходят и социальные сдвиги;

  • после завершения строительства, несмотря на возможную рекультивацию, озеленение и восстановление путей сообщения, окружающая среда, несомненно, изменится в результате изменения сети дорог и сброса загрязняющих веществ в воду и воздух;

  • спустя несколько лет или десятилетий здесь могут возникнуть другие отрасли промышленности, что приведет к росту населения, и породит целый ряд проблем, о существовании которых авторы проекта не представляли.

В добавлении временным этапам ОВОС необходимо рассмотреть и некоторые пространственные масштабы, среди которых можно выделить:

  • территории непосредственного воздействия, например, охранная зона железной дороги и сама дорога;

  • территории непосредственного соседства, например, отрезок реки возле железной дороги;

  • более обширные области, на которые оказывается воздействие от дороги, например, за счет перевозимых грузов, пассажиров и т.д.

Участники проведения ОВОС. Они определены Положением об ОВОС. Согласно ему, в ОВОС участвуют представители различных групп, каждая из которых играет свою роль:

  • инициатор/инвестор обеспечивает финансирование всех исследований и работ по оценке воздействия на окружающую среду;

  • инвестор/заказчик организует проведение ОВОС и осуществляет широкий обзор (общественные слушания) предложений о возможной реализации намеченной деятельности на конкретной территории;

  • разработчик проводит ОВОС, рассматривает и учитывает экологические условия и требования при подготовке документации для проведения экологической экспертизы (о ней подробно будем говорить на следующей лекции). Эта документация называется обоснованием или заявлением о воздействии на окружающую среду.

В обосновывающей документации должны быть рассмотрены:

  • цели реализации предлагаемого проекта;

  • разумные варианты (альтернативы) намеченной деятельности;

  • характеристика вариантов в контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории;

  • возможные последствия намечаемой деятельности.

Обосновывающая документация затем направляется на государственную экспертизу, которую проводит Министерство природных ресурсов России и его территориальные органы.

Проекты при необходимости проходят также общественную экспертизу. Она проводится научными коллективами, общественными объединениями и другими организациями по их инициативе. Очевидно, она должна обладать теми же качествами, что и государственная экспертиза, но в отличии от нее становится юридически обязательной только после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы.

Процедура ОВОС.Формирование целей является центральной и ответственной частью этой процедуры. Именно цели обуславливают методы природоохранной политики, а также содержание программ и проектов.

При проведении ОВОС обязательным является формирование целей минимального влияния предлагаемого технического решения на окружающую среду – воздушный и водный бассейны, почву, животный и растительный мир как в настоящее время, так и в перспективе.

Следующий этап – синтез вариантов. В зависимости от глубины разрешимости поставленной цели можно рекомендовать следующее:

  • для задач, имеющих аналоги, — обобщить мнения специалистов, хорошо знающих данную проблему;

  • для задач, не имеющих аналогов, — попытаться использовать методику «мозгового штурма».

На этапе подбора вариантов специалисты выполняют роль генератора проекта (идей, решений) и измерителя их характеристик.

Опрос и обработка его результатов. На практике при проведении ОВОС группу участников следует формировать как из специалистов, глубоко разбирающихся в теоретической и практической стороне проблемы, так и специалистов смежных отраслей знаний.

При проведении ОВОС необходимо рассмотреть вопросы проведения опроса и обработки его результатов. Опрос представляет собой заслушивание и фиксацию в содержательной и количественной форме суждений по данной проблеме. Основными видами опроса являются анкетирование, интервьюирование, метод Дельфи, мозговой штурм, дискуссия. Метод Дельфи представляет собой многотуровую процедуру анкетирования с обработкой и сообщением результатов каждого тура участникам, работающим инкогнито по отношению друг к другу. Для этого метода можно применять вычислительную технику и Интернет. В этом случае такой опрос называется Дельфийским совещанием.

Кроме перечисленных методов применим и метод интерактивного планирования, который в настоящее время находит все большее применения. Он заключается в том, что в процессе рассмотрения проблемы постепенно переходят от простых к более сложным проблемам, которые могут соответствовать этапам технологического процесса. При обсуждении проблемы предлагаются самые невероятные варианты ее решения. Затем эти варианты рассматриваются участниками группами или по отдельности, оцениваются экономические затраты и предотвращенный экологический ущерб. В конце процесса на совместном заседании участники с применением «мозгового штурма» намечают пути решения проблемы и оценивают воздействие проекта на окружающую среду.

После проведения процедуры ОВОС все его данные вносятся в специальный том проекта с одноименным названием.

Заявление о воздействии на окружающую среду. После окончания процедуры ОВОС разработанного проекта инициатором пишется Заявление о воздействии на окружающую среду (ЗВОС).

Часть разделов ЗВОС посвящается социально-экономическим аспектам. Здесь освещаются вопросы инфраструктуры, занятости населения, демографии, жилищного фонда, анализируются реальные и разумные альтернативы развития намеченной деятельности в районах возможных площадок.

В другую часть ЗВОС входят: описание и характеристика основных источников, видов и объектов воздействия, привнесение в окружающую среду загрязняющих веществ, изъятие земельных ресурсов, культурных, исторических и природных памятников, степень опасности намеченной деятельности. Важно знать, что ЗВОС должно перечислить основные объекты воздействия, среди которых находятся персонал предприятия, рабочая и санитарно-защитная зоны, попадающее в зону воздействия население, условия его жизнедеятельности, включая занятость, демографические сдвиги, этнические особенности.

ЗВОС имеет целью создание предмета обсуждения для выявления и фиксации всех возможных экологических и связанных с ними последствий реализации намеченной деятельности. Поэтому ЗВОС направляется государственным органам власти, управления и контроля, профессиональным сообществам, экологически ориентированной общественности, населению региона предполагаемой реализации намечаемой деятельности.

Помимо рассмотрения ЗВОС в государственных органах должны состояться его общественные слушания. Отвечает за них и фиксирует их заказчик. Прежде всего, он должен известить граждан об основах проекта, о месте и времени слушаний.

После всех слушаний и обсуждений начинается Государственная экологическая экспертиза.

Лекция 8. Экологическая экспертиза

Основные понятия. Новым институтом, призванным решать многие проблемы управления охраной природы, сочетания отраслевого и территориальных принципов, является экологическая экспертиза. Ей должны подвергаться все проекты хозяйственной и иной деятельности, могущей оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды. Они должны содержать материалы по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), которая проводится заказчиком проекта и включает анализ, обобщение и распространение информации о таком воздействии и необходимые меры охраны. Оценка производится с учетом экологической емкости, состояния окружающей среды в месте планируемого размещения объекта, перспектив социально-экономического развития регионов, мощности и видов воздействия объекта на окружающую природу, требований природоохранного законодательства.

Задачи.Задачами государственной экологической экспертизы являются:

  • определение уровня экологической опасности намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая может в настоящем или будущем прямо или косвенно оказать воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения;

  • проверка соответствия проектируемой хозяйственной или иной деятельности требованиям природоохранного законодательства;

  • определение достаточности и обоснованности, предусматриваемых проектом мер по охране природы.

Государственная экологическая экспертиза проводится органами МПР России на основе принципов законности, научной обоснованности, комплексности, гласности и с участием общественности. В ней не должны участвовать лица, заинтересованные каким-либо образом в ее исходе.

Перечень объектов государственной экологической экспертизы постоянно расширяется. Это проекты государственных планов, программ, концепций, основных направлений и схем размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства, другая предплановая, предпроектная документация по развитию хозяйственной или иной деятельности, реализация которой может нанести вред окружающей среде. Это могут быть проекты инструктивно-методических и нормативно-технических документов, регламентирующих хозяйственную деятельность, документация по созданию новой техники, технологий, материалов и веществ, в том числе закупаемых за рубежом, ввозимая в Россию и вывозимая из России продукция. В последнее время экспертизе подвергаются экологическая ситуация в регионе, действующие предприятия и другие объекты, оказывающие влияние на состояние окружающей среды.

Принципы экологической экспертизы. Реализация проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается и не подлежит финансированию. Последнее очень важно: иначе благие пожелания и призывы могут повиснуть в воздухе. Почему? Потому что выносимый на экспертизу проект отражает интересы природопользования – эксплуатацию природных ресурсов в интересах предпринимателя, народного хозяйства. Экспертная же комиссия, включающая в основном экологов, учитывающая мнение лиц, проживающих на данной территории, или находящаяся, по крайней мере, под их активным воздействием, представляет собой фактор территориальный, стремящийся к экологическому благополучию.

Второй принцип. Экологическая экспертиза – независимая, вневедомственная, состоящая из компетентных, не заинтересованных в ведомственности, в местничестве специалистов, оснащенная современным оборудованием.Заключения ее рассматриваются на коллегии КПР и МПР.

К проведению государственной экологической экспертизы имеют отношение некоторые более общие экологические права, а именно:

  • требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

  • ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц;

  • предъявлять в суде или арбитраже иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями;

  • требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности.

Согласно Закону РФ о государственной тайне от 21 июля 1993 года к сведениям, не подлежащим засекречиванию, относятся сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии;

  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

  • о фактах нарушения законодательства органами государственной власти и их должностными лицами.

Общественность и экспертиза.В Законе Российской Федерации по охране окружающей среды от 19 декабря 1991 года и Федеральном законе РФ об экологической экспертизе от 23 ноября 1995 года указаны принципы проведения экспертизы: гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения и др. В частности граждане и общественные объединения имеют право:

  • в соответствии с законодательством выдвигать предложения о проведении государственной и общественной экспертизы;

  • направлять в письменной форме органам охраны окружающей среды и природных ресурсов аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной или иной деятельности;

  • получать от органов, организующих государственную экологическую экспертизу, информацию о результатах ее проведения;

  • обжаловать выводы экспертной комиссии в суд или арбитраж;

  • требовать назначение государственной экологической экспертизы, выступать с предложением экологической платформы в средствах массовой информации;

  • рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных объединений, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными объединениями, которые зарегистрированы в установленном законодательством РФ порядке. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы тех же объектов.

Общественные объединения, осуществляющие общественную экологическую экспертизу, имеют право:

  • получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, предусмотренную законом;

  • знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

  • участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.

Статьями 23 и 24 закона об экологической экспертизе предусматриваются условия проведения общественной экологической экспертизы:

  • государственная регистрация заявления общественных объединений о проведении экологической экспертизы;

  • порядок и сроки этой регистрации органами местного самоуправления;

  • форма и содержание заявления о проведении экологической экспертизы;

  • обязанности общественных объединений, организующих экологическую экспертизу, известить население о начале и результатах ее проведения;

  • исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Процедура и гарантии.Специальные государственные органы в области экологической экспертизы уполномочены:

  • получать бесплатно от государственных органов информацию, необходимую для выполнения задач в области экологической экспертизы, иметь доступ к базе данных о состоянии окружающей среды и возможных последствий негативного воздействия на нее хозяйственной или иной деятельности;

  • направлять в банковские организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы;

  • предварительно информировать органы государственной власти и местного самоуправления о проведении заседаний экспертной комиссии по объектам, реализуемым на территории соответствующих органов;

  • организовывать информационное обеспечение государственной экологической экспертизы, в том числе формирование и ведение банков данных о намечаемой деятельности, реализации объектов экологической экспертизы и о негативном воздействии намечаемой деятельности на окружающую среду;

  • предоставлять для ознакомления общественным объединениям, осуществляющим общественную экологическую экспертизу, нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению экологической экспертизы;

  • направлять органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам, представляющим аргументированные предложения, материалы о рассмотрении этих предложений при проведении государственной экологической экспертизы и информацию о заключении государственной экологической экспертизы;

  • предоставлять средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы.

В обязанности заказчика документации, подлежащей экологической экспертизе, входят:

  • оплата проведения экологической экспертизы;

  • передача государственным органам экспертизы и общественным объединениям, организующим проведение общественной экспертизы, необходимых материалов, сведений, расчетов, дополнительных разработок относительно объекта экспертизы;

  • осуществление намечаемой деятельности исключительно в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Лекция 9. Экологический паспорт предприятия

Одной из попыток государственного регулирования природоохранной деятельностью стал государственный стандарт ГОСТ 17.0.0.04-90 «Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения».

Экологический паспорт промышленного предприятия – нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием природных и вторичных ресурсов и определению влияния производства на окружающую среду.В экологическом паспорте отражаются данные о влиянии на окружающую среду всех элементов, представленных по схеме:

  • сведения о применяемых предприятием технологиях;

  • количественные и качественные характеристики используемых ресурсов: сырья топлива, энергии, т.е. того, что потребляет предприятие;

  • количественные характеристики выпускаемой продукции;

  • количественные и качественные характеристики выбросов, отходов, сбросов загрязняющих веществ от предприятия.

Эта информация содержится как в описательной, так и табличных частях, причем табличные преобладают.

Паспорт состоит из 19 приложений, каждое из которых характеризует определенное направление природоохранной деятельности. После составления паспорта его утверждает главный инженер или технический директор. Затем производится его согласование в местных органах МПР РФ. Ежегодно паспорт уточняется и пересогласовывается.

Для составления паспорта используются технологическая документация, показатели работы очистных установок, данные анализа воздушных и водных сред. Этих данных обычно бывает недостаточно, поэтому работа по составлению экологического паспорта требует детального рассмотрения всего комплекса природоохранных вопросов. Часто эту работу предприятие не может выполнить собственными силами и привлекает специализированные организации.

Содержание паспорта.Как и общегражданский, экологический паспорт содержит общие сведения о предприятии, но эти сведения имеют экологическую направленность. Указывается взаимное расположение данного предприятия с граничащими объектами, приводится карта-схема с нанесенными на нее источниками загрязнения атмосферы и поверхностных вод, местами забора воды (водозаборами), складирования отходов; указываются границы санитарно-защитной зоны (площадь от территории предприятия до ближайшей застройки), жилых массивов, лесов, селькохозяйственных угодий, транспортных магистралей, зон отдыха, рекреаций (территорий заповедников, музеев, памятников архитектуры), постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха предприятием и сбросов сточных вод в водные объекты, стационарных постов природоохранных органов России; дается краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия: метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере.

Это необходимо для установления нормативов возможных выбросов вредных веществ в атмосферу – ПДВ, которые вычисляются с помощью специальных стандартных программ, утвержденных Минприродой РФ.

В паспорте приводится характеристика источников водоснабжения и приемников сточных вод, местоположение водного объекта, минимальный среднемесячный расход воды в реке, показатели качества воды в реке выше и ниже выпуска или забора. Эти данные затем используются для разработки проекта ПДС.

Как было указано выше, качество окружающей среды прямо связано с технологическим процессом, поэтому в экологическом паспорте приводится краткая характеристика производства, данные об объеме выпускаемой продукции, технологические схемы с указанием видов исходящего сырья и промежуточных продуктов.

Сведения об использовании земельных ресурсов включают характеристику использования земель под здания и сооружения, склады дороги, хранилища и свалки твердых отходов, накопители сточных вод, санитарно-защитные зоны.

В экологическом паспорте приводятся данные о составе и расходе сырья, вспомогательных материалов и энергоресурсов по видам продукции. Данные по расходу материала должны быть увязаны с балансовой схемой материальных потоков. Это в полной мере согласуется со схемой, только вместо элемента «промышленное предприятие» выступает установка. Расход энергоресурсов дается с расшифровкой: расход электроэнергии, газа, мазута, угля и других видов топлива.

Обширной является характеристика выбросов в атмосферу. Для их оценки предварительно производится инвентаризация всех источников выделения и загрязнения атмосферы, как организованных, так и неорганизованных. Вы должны были решать эту задачу на втором курсе. Если таковой не было, то на практических занятиях нам ее придется разобрать.

Если источник выделения оснащен газоочистной установкой, то приводятся подробные сведения о ее работе.

В экологическом паспорте дается развернутая характеристика водопотребления, водоотведения и очистки сточных вод. Эти данные используются для учета объемов воды забранной из природных источников, полученной от других водопользователей и использованной на предприятии. К ним прилагается балансовая схема водопотребления и водоотведения с указанием часовых расходов воды на каждом производстве, в том числе потери.

Значение экологического паспорта.Данные экологического паспорта увязаны с другими видами отчетности, в частности, в нем приводятся сведения статистической отчетности по всем видам загрязняющих веществ: их наименование, количество, направляются ли они на очистку или выбрасываются в окружающую среду, объем уловленных и обезвреженных веществ, количество загрязняющих соединений возвращенных в производство, значения разрешенного сброса и сравнение его с количеством выбрасываемых загрязняющих веществ.

В экологическом паспорте находят отражение характеристика отходов, образующихся на предприятии, их количество, свойства, состав, места складирования, методы утилизации и обезвреживания.

Каждое предприятие имеет свой транспорт, в экологическом паспорте отражается его влияние на окружающую среду.

В заключительной части должен присутствовать расчет платы за выбросы, сбросы, размещение отходов загрязняющих веществ отдельно в пределах установленных лимитов допустимых выбросов и превышающих их

Информация, содержащаяся в экологическом паспорте, используется для решения следующих природоохранных задач:

  • оценка влияния выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ и выпускаемой продукции на окружающую среду и здоровье населения;

  • определение платы за природопользование;

  • установление предприятию предельно допустимых норм выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;

  • планирование предприятием природоохранных мероприятий и оценка их эффективности;

  • экспертиза проектов реконструкции предприятия;

  • контроль за соблюдением предприятием законодательства в области охраны окружающей среды;

  • повышение эффективности использования природных и материальных ресурсов, энергии и вторичных ресурсов.

В ходе работы по составлению экологических паспортов сотрудники служб охраны природы повысили свою квалификацию. Органы власти и КПР получили большую информацию об источниках загрязнения. Эта информация была представлена в виде, удобном для проведения сравнительного анализа природоохранной деятельности предприятия, и легли в основу формирования экологической политики на местном, региональном и государственном уровнях.

studfiles.net

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ  СИСТЕМЫ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  НОРМИРОВАНИЯ  ЗАГРЯЗНЕНИЯ  ОКРУЖАЮЩЕЙ  СРЕДЫ  В  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Каурова  Злата  Геннадьевна

канд.  биол.  наук,  доцент  СПБГАВМ,  РФ,  г.  Санкт-Петербург

Email6zlata@mail.ru

 

THE  MODERN  CONDITION  OF  ECOLOGICAL  NORMATIVE  SYSTEM  OF  POLLUTION  THE  ENVIRONMENT  IN  THE  RUSSIAN  FEDERATION

Zlata  Kaurova

candidate  of  biological  science,  assоciate  professor  of  Saint-Petersburg  State  Academy  of  Veterinary  Medicine,  Russia,  Saint-Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

На  основе  анализа  источников  экологического  права  Российской  Федерации  в  статье  рассмотрены  вопросы  нормирования  в  сфере  загрязнения  окружающей  среды.

ABSTRACT

Based  on  the  analysis  of  the  sources  of  environmental  law  of  the  Russian  Federation  in  the  article  the  questions  of  regulation  in  the  sphere  of  environmental  pollution  are  considered.

 

Ключевые  слова:  экологическое  нормирование;  состояние  окружающей  среды;  законодательство.

Keywords:  ecological  regulation;  state  of  the  environment;  the  law.

 

 

Охрана  окружающей  среды  и  рациональное  использование  природного  потенциала  в  Российской  Федерации  постепенно  входит  в  число  приоритетных  направлений  социально-экономического  развития.  Основу  эффективности  природопользования  и  мероприятий  по  охране  окружающей  природной  среды  (далее  ОПС)  составляет  процесс  создания  и  правового  обеспечения  системы  ограничений,  направленных  на  снижение  антропогенной  нагрузки.  Согласно  ст.  19  Федерального  закона  «Об  охране  окружающей  среды»,  нормирование  в  области  охраны  окружающей  среды  осуществляется  в  целях  государственного  регулирования  воздействия  хозяйственной  и  иной  деятельности  на  окружающую  среду,  гарантирующего  сохранение  благоприятной  окружающей  среды  и  обеспечение  экологической  безопасности  [6].  Нормативные  документы  в  области  охраны  ОПС  задействованы  в  процессе  осуществления  таких  административных  процедур,  как  оценка  воздействия  на  окружающую  среду  (ОВОС),  экологический  контроль,  экологическая  экспертиза  и  экологический  аудит.  Основная  цель  нормирования  качества  ОПС  —  установление  предельно  допустимых  норм  воздействий  человека  на  ОПС.  Эти  нормы  должны  гарантировать  экологическую  безопасность  населения,  и  наряду  с  этим  способствовать  ресурсосбережению  и  воспроизводству  природных  ресурсов.  Нормативы  качества  ОПС  наделены  не  только  экологическим,  но  и  экономическим  содержанием,  поскольку  являются  основанием  системы  начисления  платежей  за  загрязнения  ОПС.  А  эта  система,  свою  очередь,  является  ключевым  звеном  механизма  компенсации  за  нанесенный  природопользователями  ущерб.

История  отечественного  нормирования  берет  свое  начало  в  1939  г.,  когда  в  СССР  были  утверждены  нормы  ПДК  вредных  веществ  в  питьевой  воде,  в  1949  г.  к  ним  были  добавлены  нормативы  ПДК  для  атмосферного  воздуха  и  почв  [5].  Таким  образом,  в  первую  очередь  были  определены  нормативы  пригодных  для  жизни  человека  условий  окружающей  среды,  что  отражало  антропоцентрический  подход  к  вопросам  природопользования  и  природоохраны.  Описанные  выше  нормы  дали  старт  формированию  системы  санитарно-гигиенического  нормирования,  которая  в  настоящее  время  регламентируется  Федеральным  законом  «О  санитарно-эпидемиологическом  благополучии  населения»  [7].  По  некоторым  оценкам,  сейчас  число  нормирующих  состояние  ОПС  документов  превышает  2,5  тыс.

Процесс  разработки  нормативов  включает  в  себя  сбор  и  анализ  информации  об  объекте  ОПС,  оценку  текущего  состояния  этого  объекта  с  учетом  экологических  и  санитарно-гигиенических  требований,  а  так  же  развернутую  характеристику  источников  антропогенного  воздействия.  В  обязательном  порядке  при  разработке  нормативов  принимаются  к  сведению  природные  особенности  территории,  устойчивость  экосистем  к  антропогенным  воздействиям  и  способность  ее  к  самоочищению  и  восстановлению.  Дополнительно  учитывается  категория  целевого  использования  природного  объекта  [2].

Нормативы  качества  ОПС  определяются  несколькими  основными  параметрами:

·     научно-техническим,  определяющим  способность  технически  контролировать  соблюдение  пределов  воздействия  по  всему  набору  параметров;

·     медицинским,  определяющим  пороговый  уровень  угрозы  здоровью  человека;

·     технологическим,  обусловливающим  способность  экономики  обеспечить  выполнение  установленных  пределов  воздействия  на  человека  и  ОПС  [1].

Основной  группой  нормативов  являются  санитарно-гигиенические  нормативы,  в  соответствии  с  Федеральным  законом  «О  санитарно-эпидемиологическом  благополучии  населения»,  устанавливающие  допустимое  максимальное  или  минимальное  количественное  и  (или)  качественное  значение  показателя,  характеризующее  тот  или  иной  фактор  среды  обитания  с  позиций  его  безопасности  и  (или)  безвредности  для  человека  [7].  К  этой  группе  относятся  нормативы  предельно  допустимых  концентраций  (ПДК)  вредных  веществ  и  организмов,  предельно  допустимых  уровней  (ПДУ)  радиационного  воздействия  и  нормативы  санитарно-защитных  зон  (CЗЗ).  Государственные  санитарно-эпидемиологические  правила  и  нормативы  действуют  на  всей  территории  Российской  Федерации,  и  обязательны  для  соблюдения  всеми  государственными  органами  и  общественными  объединениями,  предприятиями  или  иными  субъектами.

Помимо  санитарно-гигиенических  нормативов  в  систему  экологического  нормирования  включены  экологические  нормативы.  Это  нормативы  предельно  допустимых  выбросов,  сбросов  вредных  веществ  (ПДВ,  ПДС),  а  так  же  предельно  допустимые  уровни  (ПДУ)  вредного  физического  воздействия  на  человека.  В  последнее  время  широко  распространена  практика  использования  лимитов  временно  согласованных  выбросов  (ВСВ)  для  источников  загрязнения,  которые  без  модернизации  технологий  не  могут  находиться  в  рамках,  очерченных  ПДВ  и  ПДС.  Повсеместное  использование  лимитов  для  нормирования  антропогенного  воздействия,  однако,  не  обеспечивает  надлежащее  качество  защиты  ОПС  и  нарушает,  таким  образом,  конституционное  право  граждан  на  благоприятную  среду  обитания.  А  значит,  злоупотреблять  такого  рода  практикой  категорически  не  следует,  тем  более,  что  она  вступает  в  противоречие  с  курсом  государства  на  инновационную  модернизацию  и  экологизацию  производственной  сферы.

Регламентированы  законом  также  предельно  допустимые  нормы  применения  минеральных  удобрений,  средств  защиты  растений,  стимуляторов  роста,  агрохимикатов,  остаточных  количеств  химических  веществ  в  сельском  хозяйстве  и  пищевой  промышленности.  К  этой  же  категории  нормативов  относят  технологические,  строительные,  градостроительные  правила.  Закон  об  охране  ОПС  выделяет  еще  одну  чрезвычайно  важную  группу  экологических  нормативов  —  предельно  допустимые  нормы  нагрузки  (ПДН)  на  природную  среду.  Этими  нормативами  определяются  размеры  антропогенного  воздействия  на  природные  ресурсы  или  природные  комплексы,  не  приводящего  к  нарушению  экологических  функций  природной  среды.  И  разрабатываются  они  с  учетом  хозяйственной  или  рекреационной  нагрузки  на  природные  ресурсы. 

Согласно  Федеральному  закону  «Об  отходах  производства  и  потребления»,  в  целях  предотвращения  негативного  воздействия  отходов  на  ОПС  вводятся  нормативы  образования  отходов  производства  и  потребления  и  устанавливаются  лимиты  на  их  размещение  [4]. 

  Существующая  система  нормирования  вызывает  в  последнее  время  ряд  разнообразных  нареканий.  Многие  стандарты  и  нормативы  разрабатывались  еще  во  времена  СССР,  когда  количественные  и  качественные  показатели  антропогенного  воздействия  на  ОПС,  существенно  отличались  от  современных.  По  мнению  ряда  авторов,  в  России  ПДК  соответствуют  нижним  пороговым  значениям,  рекомендованным  Всемирной  организацией  здравоохранения  [9].  Сейчас,  согласно  действующему  природоохранному  законодательству,  нормативы  в  области  ОПС  устанавливаются  отдельно  для  каждой  природной  среды,  такой  подход  не  учитывает  трансграничную  миграцию  загрязняющих  веществ,  процесс  их  накопления  и  суммарные  концентрации  в  окружающей  среде.  Таким  образом,  оценка  ущерба,  наносимого  в  процессе  природопользования,  выполненная  на  основании  этих  нормативов,  выглядит  не  достаточно  корректной.

Отмечается,  что  российская  система  нормирования  в  области  охраны  окружающей  среды  не  в  полной  мере  выполняет  свои  функции,  не  создает  условий  для  обеспечения  устойчивого  функционирования  естественных  или  сложившихся  экологических  систем,  сохранения  биологического  разнообразия,  предотвращения  негативного  воздействия  на  ОПС  в  результате  осуществления  хозяйственной  деятельности  [8].

Таким  образом,  в  настоящий  момент  назрела  необходимость  пересмотра  и  модернизации  действующих  нормативных  документов  в  области  охраны  окружающей  среды  и  системы  нормирования  в  целом. 

  Одним  эффективных  подходов  к  созданию  современной  системы  экологического  нормирования  может  оказаться  постепенный  переход  к  внедрению  системы  нормирования  по  принципу  «наилучших  доступных  технологий  без  чрезмерных  затрат»  (Best  available  techniques  not  entailing  excessive  costs  (BATNEEC).  В  данном  случае  под  «технологиями»  понимается  весь  жизненный  цикл  производственного  объекта  от  проектирования  до  утилизации.  Внедрение  этого  принципа  в  большинстве  европейских  стран  положило  начало  разработке  высоко  востребованных  отраслевых  справочников  «наилучших  существующих  технологий»  (Best  Avaliable  Techniques  REFerences  —  BREF).  Эти  справочники  представляют  собой  документы,  содержащие  пошаговое  описание  «наилучших  существующих  технологий»  для  многих  отраслей  промышленности  и  используются  компетентными  органами  при  выдаче  природопользователям  природоохранных  разрешений  на  право  хозяйственной  деятельности,  а  также  самими  хозяйствующими  субъектами  при  формировании  своей  экологической  политики  [3].  Значимым  является,  что  любая  выбранная  из  справочника  норма  является  не  догмой,  а  авторитетной,  научно  обоснованной,  тщательно  проработанной  комплексной  основой  для  установления  гибкого  баланса  между  интересами  предприятий,  государства  и  граждан.  Применение  этого  механизма  в  странах  Евросоюза  привело  не  только  к  снижению  уровня  загрязнения  ОС,  но  и  явилось  катализатором  ускоренного  технологического  развития.  В  Российской  Федерации  сейчас  только  начинает  формироваться  нормативно-правовая  база  для  перехода  к  нормированию  негативного  воздействия  на  ОПС  на  основе  «наилучших  существующих  технологий».  Но  уже  сейчас  очевидно,  что  переход  к  комплексной  оценке  воздействия  природопользователя  на  окружающую  среду,  с  выдачей  единого  разрешения  на  определенный  срок,  позволит  разрешить  ряд  насущных  проблем  в  области  природопользования. 

 

Список  литературы:

  1. Гарин  В.М.  и  др.  Обращение  с  опасными  отходами:  Учеб.  пособие.  М.:  ТК  «Велби»;  Изд-во  «Проспект»,  2006.  —  С.  59.
  2. Гейт  Н.А.  Экологический  контроль  и  нормирование  загрязнения  окружающей  среды  как  факторы  эффективности  природоохранной  деятельности  //  Общество  и  право.  —  2011.  —  №  3.  —  С.  159—164.
  3. Приказ  Росстандарта  от  23.12.2010  №  983-ст  «Об  утверждении  национального  стандарта  ГОСТ  Р  54097-2010  «Ресурсосбережение.  Наилучшие  доступные  технологии.  Методология  идентификации»  [Электронный  ресурс].  Доступ  из  справ.-правовой  системы  «КонсультантПлюс».
  4. Приказ  Ростехнадзора  от  19.10.2007  №  703  «Об  утверждении  Методических  указаний  по  разработке  проектов  нормативов  образования  отходов  и  лимитов  на  их  размещение»  //Бюллетень  нормативных  актов  федеральных  органов  исполнительной  власти»,  —  №  15,  —  2008,  —  200  с.
  5. Протасов  В.Ф.,  Молчанов  А.В.  Экология,  здоровье  и  природопользование  в  России.  М.:  Финансы  и  статистика,  1995.  —  128  с.
  6. Федеральный  закон  от  10.01.2002  №  7-ФЗ  «Об  охране  окружающей  среды»  (ред.  от  12.03.2014)  «Российская  газета»,  —  №  6,  —  12.01.2002,  —  39  с.
  7. Федеральный  закон  от  30  марта  1999  г.  №  52-ФЗ  «О  санитарно-эпидемиологическом  благополучии  населения»  //  Собрание  законодательства  РФ.  —  1999.  —  №  14.  —  Ст.  1650.
  8. Хлуденева  Н.И.  Система  природоохранного  нормирования  в  России:  направления  модернизации  //  Журнал  российского  права.  —  2011.  —  №  12.  —  С.  41.
  9. Экологические  проблемы  России.  Предложения  для  обсуждения  на  съезде.  М.:  Центр  экологической  политики  России,  1999.  —  18  с.

 

sibac.info

16. Принципы гигиенического нормирования факторов окружающей среды.

Учебники/Матвеева, с.66-72

Законодательная основа — «Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утв. 15.09.2005 г. № 554.

Одной из главных задач гигиены окружающей среды является разработка и научное обоснование критериев качества атмосферного воздуха, воды, почвы и др.

Гигиенический норматив гарантирует сохранение здоровья в широком смысле этого слова, включая генетическое и репродуктивное здоровье как отдельного человека, так и всей человеческой популяции в целом.

«Основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является разработка санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека и среды его обитания».

Особенности отечественной концепции гигиенического нормирования:

  • государственный характер гигиенических нормативов и обязательность их соблюдения всеми органами, организациями и отдельными лицами;

  • опережение разработки нормативов по сравнению с появлением вредного фактора.

Гигиенический норматив – это минимальная и/или предельная величина количественного показателя: физический, химический, биологический, социальный фактор окружающей среды или какое-либо их сочетание.

Этапы гигиенического нормированиякак основы санитарного государственного законодательства:

1) Изучение фактора и его влияния на организм

2) Регламентация фактора: минимальный гигиенический норматив, допустимый, оптимальное значение фактора для жизнедеятельности человека

Для химических веществустанавливаетсяПДК(предельно-допустимая концентрация) иОБУВ(ориентировочно безопасный уровень воздействия)

Для физических факторовПДУ— предельно допустимый уровень (например, шум, вибрация, ЭМИ, температура, влажность и др.)

(исключение — ионизирующее излучение, тамПДД— предельно допустимая доза)

Наиболее широко применяемый норматив – это ПДК.

ПДК– это максимальная концентрация, которая не оказывает в течение всей жизни человека и его потомства прямого или косвенного вредного воздействия, включая и отдалённые последствия, не ухудшает работоспособность и самочувствие людей.

Основные принципы гигиенического нормирования

При установлении критерия вредности любого фактора окружающей среды должны приниматься во внимание только особенности его воздействия на организм человека и санитарные условия жизни.

Предусматривается предварительное изучение любого фактора, прежде чем он будет внедрен в производство.

Этот принцип закреплен в природоохранительном законодательстве. Согласно закону «Об охране атмосферного воздуха» запрещен выброс химических веществ при отсутствии утвержденных ПДК или ОБУВ и методов их контроля.

Влияние вредного фактора на организм может быть различным. В зависимости от силы воздействия рассматривают следующие аспекты воздействия на человека: накопление в органах и тканях, неспецифические сдвиги, физиологические изменения, заболеваемость, смертность. Биологический ответ зависит от возраста, состояния здоровья, пола.

Поэтому гигиенический норматив устанавливается в расчете на наиболее чувствительные группы населения, и биологический ответ у них не должен превышать защитно-приспособительных реакций.

  • Принцип разделения критериев для различных объектов окружающей среды. Нормативы устанавливаютсяотдельнодля воды, атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны, почвы и продуктов питания, биологических сред организма.

Для каждого фактора окружающей среды при определении гигиенического норматива составляется перечень всех возможных неблагоприятных воздействийна человека и на среду обитания.

Каждому виду неблагоприятных воздействийсоответствуетопределенный показатель вредности

Например появление постороннего запаха, цвета и окраски относится к органолептическому показателю вредности, раздражающее действие на слизистые оболочки верхних дыхательных путей –рефлекторныйпоказатель вредности, изменение процессов самоочищения водоемов –общесанитарныйи т.д.

Экспериментально выбирается лимитирующий показатель вредностии по нему нормируется данное вещество

Это центральныйпринцип гигиенического нормирования.

Порог– минимальная интенсивность раздражителя, вызывающая специфическую реакцию.

Живой организм до определенных пределов способен приспосабливаться к воздействию окружающей среды. Если воздействие переходит этот предел происходит срыв приспособительных реакций, развиваются патологические процессы и возникает болезнь.

Задачей является экспериментальное нахождение той границы, до которой воздействие является безвредными не приводит к патологии.

Для острыхвоздействий: чемвышеконцентрации, темострее выражены реакции.Хроническоевоздействие характеризуется кумуляцией (накоплением) действующего начала, для проявления действия фактора необходимо определённое время.

Исследования по установлению порога действия вещества по всем показателям вредности проводятся обязательно в лабораторных условияхстрого, унифицированными, сертифицированными, утвержденными Министерством ЗО и социального развития.

В лабораторных условиях трудно смоделировать процессы, которые полностью учитывали все естественные и искусственные факторы.

Из всех факторов выбирают только те, которые играют решающую роль имоделируют условия эксперимента, которые способствуютмаксимальному проявлениюименно этогорешающего фактора.

Любой утвержденный норматив не является абсолютной истиной. Получение новых данных о неблагоприятном воздействии вещества на состоянии здоровья населения на уровне норматива может вызватьпересмотр нормативов.

studfiles.net

4.1.2. Лимитирующие экологические факторы

Эффективность и достоверность оценки устойчивости среды, обоснованности нормативов ПДАН и ПДВ зависят от точности выявления тех видов воздействий и факторов, которые оказывают максимально негативное влияние на функционирование и развитие экосистемы. С целью более глубокого понимания этого положения необходимо обратиться к базовым концепциям экологии.

В условиях комплексного воздействия экологических факторов состояние организма в экосистеме определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей. Эта мысль впервые была высказана Ю. Либихом в 1840 г. и получила название закона минимума. Закон трактует, что выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей, т. е. жизненные возможности лимитируются экологическими факторами, количество и значения которых близки к необходимому организму или экосистеме минимуму. Дальнейшее их снижение ведет к гибели организма или разрушению экосистемы. Позже в 1915 г. В. Шелфорд установил, что не только фактор, находящийся в минимуме, но и фактор, находящийся в максимуме, может оказаться лимитирующим. Им был сформулирован закон толерантности, согласно которому лимитирующим фактором процветания организма (экосистемы) может быть как минимум, так и максимум воздействия, диапазон между ними определяет величину выносливости (устойчивости) организма (экосистемы). Когда мы говорим о химическом или физическом загрязнении, геомеханическом воздействии, то имеем в виду максимум-фактор.

В контексте рассматриваемых нами проблем речь идет о необходимости выявления наиболее существенных для данного вида хозяйственной деятельности вредных воздействий, оказывающих максимально негативное влияние на геосистему. В каждом конкретном случае лимитирующий экологический фактор (или группа факторов) определяется ассимиляционной емкостью экосистемы (в самом широком понимании этого термина) и видами хозяйственной деятельности, воздействующими на нее.

В практике ЭН основными лимитирующими факторами выступают химическое, физическое или биологическое загрязнение компонентов природной среды, техногенная активизация экзогенных геологических процессов, геомеханические нарушения рельефа (ландшафта). Однако при анализе конкретных геосистем и видов воздействия набор лимитирующих факторов и их влияние на устойчивость должны оцениваться детально. Так, среди лимитирующих факторов состояния морской среды при различных видах хозяйственной деятельности на континентальном шельфе (табл. 54) выделены химическое загрязнение воды и донных осадков, повышение мутности воды и заиление акватории, геомеханическое воздействие на дно, приводящее к трансформации рельефа и нарушению литодинамических условий, и т. д. Например, добыча углеводородного сырья на континентальном шельфе приводит в первую очередь к загрязнению воды и донных осадков нефтяными углеводородами и веществами, содержащимися в буровых растворах и шламах, просадкам дна. Кроме того, в местах дампинга буровых шламов возможно изменение морфологии рельефа дна, нарушение условий обитания и естественного воспроизводства рыбных ресурсов, замутнение воды и заиление донных осадков. В северных широтах добыча углеводородов сопровождается изменением термического и ледового режимов, а в отдельных случаях — нарушениями в криолитозоне.

Таким образом, выявление предельно допустимого антропогенного воздействия на экосистему необходимо проводить с учетом закона толерантности, т. е. главное внимание уделять нормированию того вида негативного воздействия, который будет лимитировать развитие рассматриваемой экосистемы.

studfiles.net

Основы технического нормирования экологических факторов горного производства по условиям сохранения биологических систем Текст научной статьи по специальности «Охрана окружающей среды. Экология человека»

УДК 622.502 Ю.П. Галченко

ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ГОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО УСЛОВИЯМ СОХРАНЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Рассмотрены общие подходы и методология формирования технических нормативов для процессов горного производства по условиям и степени изменения фитоценоза природных экосистем.

Ключевые слова: геоэкология, естественная биота, природная экосистема, литосфера, биосфера, экология.

Современный этап развития конфликта между человеком и естественной биотой Земли характеризуется постепенной «экологизацией» мышления, отражением которой является признание тезиса об экологическом императиве при всех видах природопользования. Предназначение этой идеи состоит в создании возможности преодоления главного противоречия между неограниченным ростом потребностей технократической цивилизации и ограниченными возможностями природы. Особо остро эта проблема стоит при освоении земных недр, так как, вследствие геологической предопределенности расположения месторождений, добыча минеральных ресурсов всегда будет связана с неизбежным антропогенным вторжением в природно-равновесные экосистемы. Фундаментальной проблемой геоэкологии при этом становится определение принципов и условий коэволюции природных и горнотехнических систем на основе изучения законов их развития и взаимодействия. При этом воздействие технической составляющей на природную носит прямой разрушающий характер, а ответная реакция обычно проявляется косвенно — через изменение условий жизни человека. В этих условиях инженерная защита окружающей среды, как система действий по снижению или устранению этих прямых воздействий

на природу, развивается по двум направлениям:

• устранение причин техногенного нарушения биоты путём создания принципиально новых геотехнологий с управляемыми внешними воздействиями;

• снижение последствий применения тех или иных технологий путём создания дополнительных технологий для полного или частичного изъятия вредных для биоты поллютантов из отходов горного производства.

И в том и в другом случае необходима мера уровня опасности или безопасности техногенных факторов, воздействующих на элементы природных экосистем, то есть, рассуждая инженерными категориями — система технических нормативов, регламентирующих внешние воздействия геотехнологий, используемых при развитии технической составляющей общей системы по условиям сохранения составляющей природной.

В общей системе противоречий между человеком и природой одним из определяющих является противоречие между декларированными и фактическими целями природоохранной деятельности вообще и при освоении минеральных ресурсов недр, в частности.

Вся существующая система управления взаимодействием техно- и биосферы базируется на известном со времен

Древней Греции принципе логических построений с подменой цели [1].

Первый уровень подмены заключается в том, что, избрав в качестве цели сохранение оптимального состояния природы, мы применяем экономические критерии и показатели, не связанные по своей сути с биологическими особенностями объекта защиты, и добиваемся фактически оптимального состояния экономики.

Второй уровень подмены цели возникает, когда степень опасности техногенного воздействия на биоту экосистем во всей ее сложности оценивают по нормативам, характеризующим опасность этих воздействий только для здоровья человека. То есть декларированная охрана природы фактически сводится к охране человека в ней.

Для преодоления этого противоречия надо создать систему регулирования взаимодействия техно- (антропо-) и биосферы по показателям и критериям, отражающим свойства и реакцию объекта защиты — естественной биоты Земли. Проблема эта — комплексная и содержит в себе две компоненты:

• создание на основе познания законов развития живой природы системы показателей, регламентирующих величину внешних нагрузок по условиям толерантности биосистем;

• создание на основе познания законов развития техносферы технологий, позволяющих управлять уровнем внешних воздействий в биологически обоснованных диапазонах.

Нарушения экосистем под влиянием хозяйственной деятельности человека в

различных природных зонах происходят неодинаково и зависят от регионального положения, сложности и продуктивности экосистемы.

Под влиянием неприродных факторов изменяется как структурная организация экосистем, так и их функциональные свойства. В зависимости от характера воздействия происходит либо усложнение, либо упрощение структуры, а иногда и полная ее трансформация и формирование новых, не свойственных природным образованиям, техногеосистем (рис. 1).

Техногенное воздействие добывающих предприятий на окружающую среду коренным образом отличается от других промышленных объектов тем, что затрагивает литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу. Воздействие на три последние сферы всегда возникает в результате техногенного изменения литосферы при извлечении полезного ископаемого, геологическая же предопределенность расположения добывающего предприятия приводит к тому, что в зоне этого воздействия может оказаться любая из существующих на Земле экосистем. При такой постановке общая проблема экологической безопасности при освоении недр может быть расчленена на несколько самостоятельных частей, детерминированных через единство конечной цели, а глобальное противоречие между техно- и биосферой преодолевается путем превращения его в ряд локальных противоречий, разрешаемых на основе различных методологических подходов.

Рис. 1. Схема воздействия антропогенного фактора на экосистему

Как показал анализ наиболее распространенных систем оценки уровня техногенного изменения биоты, различие между технократической и биотической позицией здесь заключается в том, что в первом случае понятие общего воздействия формируется путем соединения различных детально дифференцированных техногенных факторов, а во втором

— по такому же принципу формируется понятие биоты. Другой же элемент рассматриваемой системы «воздействие

— экосистема» в обоих случаях априори принимается интегральным. Внутренняя противоречивость такого подхода заключается в неодинаковости принципов формирования критериев, оценивающих состояние одинаково сложных взаимодействующих объектов.

Методологическим основанием проблемы экологического нормирования се-

годня является идея построения, в тон иди иной форме, эмпирической кривой «доза — эффект» путём достаточно длительного по времени измерения изменений в биоте экосистем при ее разрушении под действием изучаемых техногенных факторов. Величина норматива при этом выбирается, как одна из

cyberleninka.ru

Нормирование экологических факторов жилища

Лекция:  Нормирование экологических факторов жилища.

Вопросы: 1. Индивидуальная экологическая безопасность.

                 2. Экологические факторы в жилище.

                 3. Микроклимат жилого помещения.

1.

            Человек, как и другие биологические виды, является составной частью экосистемы, подчиняющейся основным экологическим законам. По своей сущности человек – существо биосоциальное и зависит от социальной среды в которой живет. Но, как показывает практика, человек уже не может развиваться без экологической ориентации. Урбанизация, загрязнение природных объектов, воздействие различных физических, химических и биологических факторов ограничивают и видоизменяют связи человека с природой, что отрицательно сказывается в первую очередь на здоровье человека.

            Согласно определению всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Зависимость состояния между здоровьем человека и состоянием биосферы связывают с ее техногенным загрязнением. Ученные многие болезни связывают с ухудшением экологии.

            В медицине область, которая близко стоит к экологии, это Гигиена – наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью образования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболевания.

            ХХ век ознаменовался появлением множества хронических инфекционных заболеваний, которые несут угрозу здоровью человека. Причинами являются факторы цивилизации – эмоциональные стрессы, нарушение питания, загрязненность продуктов питания.

            На здоровье влияют так называемые «болезни цивилизации» иммунопатия, сердечные заболевания. Одними из коварных болезней являются опухоли. Во многом причины возникновения их не ясны, но связывают их химическими и радиоактивными загрязнениями среды. Ежегодный прирост больных раком на планете составляет 7 мил. человек. На современном этапе самостоятельной наукой признана «экопотология», как раздел медицины, которая изучает заболевания, вызываемые химическими, физическими и биологическими факторами. В ХХ1 веке биосфера будет зависеть от приоритетов человеческих ценностей. Наиболее существенные изменения происходят в атмосферном воздухе с вязи с токсичными загрязнениями. Проведенными исследованиями установлено, что вред от загрязнения металлургической промышленности в городах Мариуполе и Запорожье на порядок больше, чем от радиоактивного загрязнения в районах Чернобыльской аварии.

            Наиболее опасное загрязнение, когда в атмосферном воздухе находятся диоксины (образуются при сжигании мусора), которые нарушают функцию деторождения, разрушают иммунную систему. Опасность токсичного загрязнения в том, что не все воздействия удается регламентировать. Даже санитарно-гигиенические нормативы разработаны не для всех загрязняющих веществ. Слабо изучены долговременные последствия влияния ЗВ. Полностью оценены менее 5% из около 70 тыс. применяемых химических веществ. Ежегодно в оборот вводится не менее 1000 наименований химикатов.

            Основополагающее значение для здоровья человека имеет жилище, т.к. значительную часть жизни он проводит в нем. По этому жилище должно быть защищено от опасных воздействий.

            Еще древние культуры уделяли жилищу особое внимание, а в китайской философии имеется специальная философии жилища – «Фен Шуй». Находясь в жилом помещении человек, получает наибольшее число воздействий, в том числе и отрицательных. Жилище, в котором проживает человек и есть экосистема, а значит все законы, действующие в пределах экосистемы, приемлемы и для жилья.

            Безопасность жилья и производственных помещений находится в сфере изучения специалистов. Гигиенические аспекты определили основные правила обустройства и использования жилья.

vunivere.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *