Способность повышать уровень своей профессиональной компетентности – Как вы повышаете свою профессиональную компетентность, знания и компетенции

Содержание

Как вы повышаете свою профессиональную компетентность, знания и компетенции

Компетентность и компетенция: понятие и сущность

Компетентностное образование — проблема, которая на сегодняшний день остается сверхактуальной, однако недостаточно исследованной. В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции, хотя уже можно говорить о складывающейся концепции компетенции.

В психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность». Понятия «компетентность» и «компетенция» трактуются неоднозначно. До последнего времени ни в философском, ни в психологическом, ни в педагогическом полных и кратких словарях толкование терминов «компетентность» и «компетенция» не было обнаружено. Это свидетельствует о том, что компетентность специалиста приобретает актуальность в исследовании проблем в современном психолого-педагогическом контексте. В 1998 году О.Е. Ломакина в своем исследовании «Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков» провела дефиницию этих терминов, что во многом прояснило теорию вопроса.

И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов считают, что понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. При этом И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов условно отделяют профессиональную компетентность от других личностных образований: усвоение знаний (накопление информационного фонда) они считают не столько самоцелью, сколько необходимым условием для выработки «знаний в действии», то есть умений и навыков как главного критерия профессиональной готовности. В связи с этим в исследовании возникает необходимость провести анализ данных терминов с позиций их использования в теории и методике профессионального образования.

Анализ обсуждаемого понятия мы начали с изучения его лингвистического толкования. Так, понятие «компетентность» (лат. competentia, от competo — совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) в словаре трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность». Практически все составители словарей проводят разграничение категорий «компетентность» и «компетенция».

Английское слово «competence» обозначает квалифицированность, способность, годность и компетентность.

В различных отраслях психолого-педагогического знания термин «компетентность» трактуется с разных позиций.

В психологии преобладает точка зрения, согласно которой понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности (А.Л. Журавлев, Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров, А.И. Щербаков и др.). Л.М. Митина трактует это понятие как «доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей». Л.М. Митина считает, что компетентность является интегральной характеристикой конкурентоспособной личности. По ее мнению, понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Данное определение дало автору возможность представить в структуре компетентности конкурентоспособной личности две подструктуры: деятельностную (знания, умения, навыки и способы осуществления профессиональной деятельности) и коммуникативную (знания, умения, навыки и способы осуществления делового общения).

В трудах педагогов (А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, В.В.Трунаев) уровень компетентности рассматривается как система знаний в противовес понятию профессионального уровня, понимаемого как степень сформированное умений и навыков.

Дж. Равенн рассматривает компетентность как совокупность знаний, умений и способностей, которые проявляются в личностно значимой для субъекта деятельности. При этом предполагается, что наиболее важную роль при определении компетентности играет именно ценность деятельности для субъекта. Для ее оценки предполагается вначале измерять ценность деятельности и лишь затем — совокупность внутренних средств, с помощью которых субъект достигает определенного результата в данной деятельности.

В.М. Шепель в определение компетентности включает знания, умения, опыт, теоретико-прикладную подготовленность к использованию знаний.

B.C. Безрукова под компетентностью понимает владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения.

В.А. Демин дает свое определение компетентности: «компетентность -это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях». Ученый выделяет особо общекультурную компетентность как основу профессиональной компетентности, считая, что основными направлениями общекультурной компетентности обучающегося при личностно-ориентированном подходе являются личностные потенциалы.

Быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает понятие «компетенция», которое происходит от латинского слова competere и обозначает квалификацию и пригодность в какой-то должности.

Авторы П. Вейлл, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, представляют компетентность как способность к интеграции знаний и навыков и их использованию в условиях быстро меняющихся требований внешней среды; интегральным понятием, в котором могут быть выделены несколько уровней.

Поскольку данное исследование предполагает уточнение понятий «компетентность» и «компетенция», следует проделать также лингвистический анализ последнего. Словарь толкования иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий компетенцией — кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению: Competent (франц.) — компетентный, правомочный. Competens (лат.) -соответствующий, способный. Competere — требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) — способность (компетенция).

Определения компетентности сходны и дублируют друг друга, в то время как для «компетенции» нет единого толкования, это понятие трактуется как «совокупность полномочий (прав и обязанностей) какого-либо органа или должностного лица, установленная законом, уставом данного органа или другими положениями», «обладание (владение) знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен». Можно найти такие определения «компетенции» как «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитарностью, познанием, опытом; круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений», «личные возможности какого-либо лица, его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или самому решать, благодаря наличию определенных знаний, навыков».

Толковый словарь СИ. Ожегова определяет термин «компетенция» как:

Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.

Круг чьих-то полномочий, прав.

Толковый словарь русского языка под редакцией профессора Д.Н. Ушакова дает следующее определение слова компетенция: Компетенция — (латин. competential) (книжн.)

Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений.

При обсуждении компетенции внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Следовательно, компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой деятельности.

Таким образом, общей для всех попыток дать определение компетенции является понимание ее как способности индивида справляться с самыми различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы. При этом должны взаимодействовать когнитивные и аффективные навыки, наряду с мотивацией, эмоциональными аспектами и соответствующими ценностными установками. Слаженное взаимодействие этого множества частных аспектов приводит нас к комплексному пониманию компетенции, которое проявляется в контексте условий и требований, как внешних, так и внутренних.

В современной дидактике под «компетенцией» также понимаются общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, приобретенные благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность.

Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова под профессиональной компетенцией подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова и В.М. Шепель считают, что профессиональная компетентность -одна из составляющих профессионализма, в структуре которого выделяются: профессиональная востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех.

Поскольку понятие компетенции связано с профессиональной деятельностью, в педагогической литературе активно употребляется понятие «ключевые компетенции». В большинстве публикаций «ключевые профессиональные компетенции» рассматриваются как компетенции, общие для всех профессий и специальностей.

Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми, во-первых, должен обладать каждый член общества и которые, во-вторых, можно было бы применять в самых различных ситуациях. Ключевые компетенции являются, таким образом, универсальными и применимыми в разных ситуациях. На вопрос, какие компетенции следует рассматривать в качестве ключевых, невозможно дать однозначный ответ, этот вопрос подлежит общественному обсуждению.

Актуально значимыми являются рекомендации Совета Европы по определению пяти групп ключевых компетенций, овладение которыми и выступает основным критерием качества образования:

Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов.

Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружать» молодежь такими межкультурными компетенциями, как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий.

Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляция от общества. К такой группе общения относится владение несколькими языками, принимающее всевозрастающее значение.

Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.

Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Архиважной задачей современной педагогической теории и практики является овладение ключевыми профессиональными компетенциями. Анализ имеющихся и проектируемых ключевых компетенций позволяет определить индивидуальные образовательные стратегии, выбрать адекватные технологии обучения, определить механизмы внутреннего и внешнего оценивания как студента, так и преподавателя. Образовательным результатом при таком подходе выступает комплекс ключевых компетенций, отражающих личностно-профессиональное развитие.

М.С. Каган считает, что при характеристике ключевых компетенций важным является учет пяти основных потенциалов, которыми должна владеть личность. Это познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический потенциалы, задающие направленность процессу развития личности.

Как показал дефиниционный анализ О.Е. Ломакиной, «компетенция» является производным понятием от «компетентности» и, на взгляд ученого, обозначает сферу приложения знаний, умений и навыков человека, в то время как «компетентность» — семантически первичная категория и представляет их интериоризированную (присвоенную в личностный опыт) совокупность, систему, некий знаниевый «багаж» человека.

Однако, термин «компетенция» давно используется в лингвистике и методике преподавания иностранного языка. Он был введен Н. Хомским в 1965 г., точнее, возвращен в понятийный аппарат лингвистики, так как еще раньше встречался в работах В. Гумбольдта и других языковедов, в связи с исследованием проблем генеративной грамматики. Сначала этот термин обозначал способность, необходимую для выполнения преимущественно языковой деятельности в родном языке. Поэтому неслучайно лингвисты чаще говорят о соответствующей компетенции, принадлежащей языковой личности, психологи ведут речь о компетентности как о психологическом новообразовании личности.

Термин «языковая личность» широко используется в лингвистической и психолого-педагогической литературе и означает «человека как носителя языка, порождающего и воспринимающего речь, обладающего «языковой компетенцией», носителя общепринятой языковой нормы, стремящегося к ее сохранению и постоянно воздействующего на нее, проявляя креативные способности».

В своей статье «Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенций» М.К. Кабардов и Е.В. Арцишевская под компетенцией подразумевают «характеристики поведения, доминирующую форму активности личности, сформированность соответствующих навыков и умений, степень владения, например языком и речью».

На основании изучения принципов системного представления о компетентности и компетенции, а также на основании концепции А.И. Мищенко, возможно предложить следующие модели компетентности и компетенции:

Таким образом, становится очевидным, что компетентность предполагает способность к анализу, планированию и прогнозу. Она включает в себя также элементы теоретического уровня знаний: знание теории актуализации личности, теории развивающего обучения, мотивации, теории отбора содержания обучения.

Достигнув уровня компетентности, преподаватель поднимается на следующую ступень профессионализма: он способен ее реализовать на уровне компетенции.

Компетенция в данном случае рассматривается как наделение правом реализовать свою компетентность.

В категориях философии такое соотношение понятий как «компетентность» и «компетенция» выглядит как диалектика категорий возможного и действительного. Компетенция предполагает действительное, в то время как компетентность предполагает лишь возможное в педагогическом действии.

АВТОР: Фоменко Н.А.

kvartal-sobitii.ru

Развитие профессиональной компетентности как фактор повышения уровня моти-вации персонала

Библиографическое описание:

Аюпов Р. Г. Развитие профессиональной компетентности как фактор повышения уровня моти-вации персонала [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 85-87. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/76/3738/ (дата обращения: 11.07.2019).

Ключевые слова: персонал, мотивация, профессиональная компетентность, развитие профессиональной компетентности.

В последнее время приоритетное значение в организации уделяется теориям мотивации, конкретным методам и принципам стимулирования работников, активизации их деятельности и повышения эффективности труда. Здесь мотивационный аспект играет значительную роль, так как готовность и желание человека работать являются одними из ключевых факторов успеха функционирования любой организации. Способы, определяющие целенаправленное и разумное воздействие на персонал через понимание мотивов его деятельности и развития творческой инициативы, сегодня являются одной из сложнейших задач в организации. Все чаще идет речь о создании действенной модели мотивации, которая способствует повышению результативности, производительности труда и улучшению качества работы.

В Российский организациях значительно повысился интерес к профессиональной компетентности персонала на основе личностно-мотивационного аспекта управления, которая помогает руководящему составу организации заинтересовать сотрудников выполнять свои функциональные обязанности эффективно в направлении достижения поставленных оперативных, тактических и стратегических целей. Руководителю сложно добиться мастерства в стимулировании подчиненных без знания современных общетеоретических подходов, концепций, практических способов и механизмов мотивации людей. В связи с этим возможно предположить, что процесс развития и совершенствования профессиональной компетентности будет способствовать повышению уровня мотивационной среды в организации.

Одной из особенностей управления персоналом является возрастающая роль личности работника, а именно к его уровню профессиональной компетентности. Одним из факторов, влияющих на уровень мотивации, является процесс развития профессиональной компетентности персонала. Профессиональная компетентность персонала это — совокупность профессиональных знаний, умений, навыков приобретаемых в процессе трудовой деятельности персонала, которые способствуют выполнению функциональных обязанностей с высокой продуктивностью. Процесс ее развития и совершенствования понимается как целенаправленная деятельность сотрудника по приобретению определенных компетенций в соответствии с современными условиями труда и предъявляемыми профессиональными требованиями.

Мотивация и влияющая на нее развитие профессиональная компетентность персонала к достижениям результатов служат связующим звеньям, объединяющим все уровни мотивации в единую систему, способную обеспечить привлечение и удержание талантливых работников, а также рациональное использование их личностного и группового потенциала.

В научных работах отсутствуют разработки системных программ развития и совершенствования профессиональной компетентности, не представлены пути повышения трудового потенциала посредством мотивационного вмешательства, направленного на развитие профессиональной компетентности работников организации. Для того чтобы повысить уровень мотивации посредством развития профессиональной компетентности, необходимо разработать определенную систему вознаграждений как материальных, так и нематериальных за счет профессиональной инициативы персонала в повышении уровня своего профессионального развития. В данную систему, например, необходимо будет включить: материальное вознаграждение, карьерное продвижение и другие способы вознаграждения, в зависимости от уровня профессиональной компетентности персонала.

Продолжая мысль мотивационного подхода в развитии профессиональной компетентности, персонал, рассматривая свою работу, оценивает возможности раскрыть свой потенциал как всю совокупность имеющихся у него профессиональных знаний, практического опыта, интеллектуальных, организаторских и творческих способностей в организации. В результате положительной оценки у работника формируется мотивационный настрой на повышение профессиональной компетентности, что будет являться результатом его стабильной работы.

В основе теории «Z», которая была разработана Уильяма Оучи, лежит предположение о том, что люди по природе нуждаются в профессиональном росте, развитии и применении своих знаний, умений и способностей в процессе трудовой деятельности. При этом, работники стремятся и к общественному признанию своих знаний, умений и достижений. Стремление к повышению профессионального уровня делает человека настоящим профессионалом, для которого важна осмысленная, продуктивная и интересная работа, и определенная степень автономности при выполнении своих функциональных обязанностей. Поэтому он больше реагирует на творческие идеи, нежели на установленные процедуры и приказы, и стремиться к расширению круга своей ответственности и автономии [1, с. 570].

С аккумулированные работником профессиональные компетенции, согласно взглядам представителей теории человеческого капитала (А. Смита, Г. Беккер, Дж. Минсер, Т. Шульц и др.) являются особой формой капитала, приумножение которого одинаково целесообразно как для работника, так и в целом для организации. Здесь одной из особенности мотивационного потенциала, будут являться результаты накопленной профессиональной компетентности, которые отражаются на производительности труда и увеличивают финансовую прибыль всей организации. Такая тенденция к накоплению профессиональной компетентности со стороны персонала стимулирует в получении нового запаса знаний, навыков и мотиваций, для того чтобы его можно было эффективно применить [2, с.26].

В связи с тенденцией морального износа профессиональной компетентности за счет появления новой продукции или рождением современных технологий, вытесняющих и сокращающих старые рабочие места, вопрос о мотивационном аспекте является актуальным. Это способствует необратимому обесцениванию определенных блоков трудовых знаний и навыков. Для того чтобы избежать данный отрицательный процесс, который влияет на моральный износ профессиональной компетентности, необходимо регулярно инвестировать в подготовку, переподготовку и квалификацию персонала в течение всей их трудовой жизни, так как более высокий и долговременный эффект приносят более качественные и длительные инвестиции [3, с. 58.].

Развитие профессиональной компетентности условно представляется в рамках трех векторов:

В современных организациях проявляется тенденция понижения темпов развития профессиональной компетентности сотрудников, в отдельных коллективах усиливаются факторы демотивации. Для более 50 % работников заработная плата теряет стимулирующие функции. Сотрудники организации постепенно снижают качество труда, работают ниже своих возможностей, не проявляют творческой активности, не стремятся развивать и совершенствовать трудовой процесс, не получают удовлетворение от процессов трудового взаимодействия. Данные факторы характеризуются резким снижением мотивационных основ трудовой деятельности работников. Преодоление выявленных негативных тенденций можно также связать с неполноценным уровнем профессиональной компетентности и трудовой незаинтересованности.

Процесс развития профессиональной компетентности в современных условиях целенаправленно реализуется посредством технологий обучения, которые инициируют активную учебно-познавательную деятельность работника, мотивацию, организационную культуру, профессиональную идентичность, развивают его личностные качества, позволяют построить индивидуальную траекторию развития профессиональных компетенций работников.

Современные условия диктуют необходимость перехода к системной модели программного развития профессиональной компетентности персонала организаций. Новый системный подход предусматривает: 1) модернизацию традиционной системы образовательного развития профессиональной компетентности; 2) формирование профессионально-адаптивной системы образовательного коучинга посредством организации комплексного сопровождения трудового профессионального развития персонала организации, а также внедрение проектов социально-культурного и мотивационного развития профессиональной компетентности работников.

Модернизация традиционной системы образовательного развития профессиональной компетентности определяет три важнейших направления:

  1. Внедрение интегрированного механизма взаимосвязи потребностей хозяйственной организации в той или иной системе компетенций работников и оптимизации образовательных программ формирования профессиональной компетентности.

  2. Готовность к непрерывному поиску нового, экономически актуального знания, грамотному осуществлению информационных процессов, что является основой профессиональных компетенций работника.

  3. Квалифицированная профессиональная деятельность предполагает необходимость развития не только формальных профессиональных знаний, умений, навыков, но и мотивационного потенциала.

Формирование профессионально-адаптивной системы образовательного коучинга посредством организации комплексного сопровождения трудового профессионального развития работников организации включает в себя три важнейшие подсистемы:

  1. Разработка и реализация в рамках хозяйственной организации самостоятельного проекта, направленного на активизацию процесса усвоения и обновления профессионального опыта работника.

  2. Формирование социально прозрачной системы социальной оценки и перспектив развития профессиональной компетентности работников организации.

  3. Обеспечение составления обобщенного социально-профессионального портрета различных групп работников, определение круга их профессиональных интересов, проблем и мотиваций, а также готовности к восприятию новых знаний и их применению в социокультурной и трудовой практике [4, с.4].

Таким образом, можно предположить, что дополнительные пути развития и совершенствования профессиональной компетентности способствуют созданию благоприятного образовательного климата организации, который напрямую влияет на повышение эффективности труда, изменению модели трудового поведения с экстенсивного в интенсивный, а также уровню мотивационного фона. Рассматривая значение развития профессиональной компетентности персонала и самой организации, позволяет сделать вывод о том, что развитие и совершенствование профессиональной компетентности является естественной потребностью персонала и способствует повышению уровня мотивации. Однако для того, чтобы данная потребность стала у работника ведущей, требуется создание необходимых организационно-образовательных условий в организации.

Литература:

  1. Виханский О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов.- 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006. — 670 с.

  2. Мещеряков Д. А. Теория компетентности субъектов предпринимательской деятельности: учебн. Пособие для вузов / Д. А. Мещеряков. — Воронеж.: Центр. — Чернозем. кн. изд-во, 2000. — 268 с.

  3. Соколов Г. Н. Человеческий капитал как экономическая категория // Социология, Научный журнал РоСА. № 2. М., 2004.

  4. Усанов Н. И. Развитие профессиональной компетентности в структуре трудового потенциала современной организации: автореф. дис…. канд. социол. наук: 22.00.03. — M, 2009.

moluch.ru

Как руководитель может повышать уровень своей управленческой компетентности

Сергей Вещиков, Марк Пальчик, Кира Езерская

Источник: Журнал «Люди дела», Новосибирск, октябрь 2005, №10

Что прежде всего необходимо руководителю?

Руководители  — наиболее ценный ресурс любого предприятия. В современном бизнесе к ним предъявляется особенно высокий уровень требований.

В настоящее время многие российские компании рассматривают обучение руководителей как совершенно необходимое дело. А вот чему нужно учиться руководителю и как это делать — не столь очевидно.

Общепризнано, что существуют две группы компетенций, необходимых руководителю:

Специальные компетенции – те умения и навыки, которые связаны с областью профессиональной деятельности. Например,  финансовый директор должен уметь читать балансовый отчет, а руководитель группы программистов должен владеть важнейшими языками программирования.

Базовые компетенции — группа компетенций, которая основывается на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека.

Конечно, руководителю требуется владеть всеми необходимыми в работе компетенциями и навыками, но что является главным? Какие умения руководителя являются определяющими в современных условиях ведения бизнеса, если компания стремится к развитию и достижению успеха на рынке?

Обратимся к солидным исследованиям современного менеджмента и рынка. Например, Джим Коллинз в своей знаменитой книге «От хорошего к великому» (2002), написанной на основе беспрецедентного исследования мировых компаний, формулирует несколько фундаментальных принципов. Руководствуясь этими принципами,  компании достигали стабильной успешности на рынке.

Приведем первые три принципа.

1) В компаниях, которые достигли больших успехов, руководители обладают сочетанием выдающихся личностных качеств и твердой профессиональной воли.

В книге Джима Коллинза для таких руководителей введен специальный термин —  «руководители 5-го уровня».

Цитата из книги: «Мы были удивлены, и даже шокированы, когда поняли, какой тип руководства необходим для осуществления преобразований. В отличие от известных корпоративных лидеров, обладающих, как правило, сильным характером и не сходящих со страниц журналов и газет, руководители, которым удалось осуществить преобразования на своих предприятиях и перейти от хорошего к великому, кажутся прилетевшими с Марса. Спокойные, незаметные, сдержанные и даже застенчивые, эти руководители представляют необычную комбинацию скромности и профессиональной воли».

2) В компании должны быть нужные люди, и не должно быть ненужных людей. Принцип «Сначала КТО, затем ЧТО»

Цитата из книги: «Лидеры великих компаний знают три простые истины.

Первая , если вы начинаете с вопроса «кто», а не «что», вам легче будет приспособиться к окружающему миру. Если люди сели на ваш корабль только для того, чтобы куда-то доплыть, что будет, если, проплыв десять миль, вы поймете, что надо менять курс? У вас возникнут проблемы. Но если люди на вашем корабле потому, что они хотят быть вместе с другими, то сменить направление намного проще.

Вторая , если у вас на борту нужные люди, то проблема мотивации и управления, в принципе, исчезает сама собой. Нужные люди не нуждаются в непосредственном руководстве или стимулах; у них достаточно самомотивации, обусловленной внутренним стремлением добиться исключительных результатов в создании чего-то великого.

Третья , если у вас на борту не те люди, то уже не важно, сможете ли вы выбрать правильное направление, вам все равно не удастся создать великую компанию. Великая стратегия без великих людей бесполезна».

Исследования также показали, что «нужные люди» отличаются от «ненужных» не специальными навыками, а качествами, которых нет в профессиональных реестрах.

Цитата из книги: «…они сделают все, что в их силах, чтобы компания добилась превосходных результатов, и сделают это не ради того, что они за это получат, а просто потому, что они не могут иначе. Их природа и мораль требует, чтобы они добивались высочайшего качества во всем, что они делают…»

3) «Непоколебимая вера перед лицом суровых фактов» — у команды компании должна быть вера в то, что они делают нечто стоящее и достигнут в этом успеха.

Цитата из книги: «Умение смотреть правде в лицо делает компании, способные на выдающиеся результаты, сильнее и увереннее в своих силах. Они не пасуют и не жалуются. Это возбуждает – смотреть в лицо опасности и говорить: «Мы никогда не сдадимся. Не капитулируем. У нас может уйти много времени, но мы найдем способ победить»

Из описаний и выводов, которые делает Джим Коллинз, явно следует, что в сердцевине, в самой основе и профессионального успеха, и рыночных достижений лежат личностные качества руководителя и членов команды компании. Этот вывод мог бы показаться слишком красивым и романтичным, чтобы быть правдой, если бы он не был подкреплен методичными и профессиональными исследованиями.

Существует еще одно основание  для того, чтобы уделить первостепенное внимание развитию именно личностных качеств руководителей и ключевых сотрудников компании.

Мир в наше время меняется поразительно быстро, новые товары вытесняют старые и сами в свою очередь устаревают за год-два, так что основанием приобрести новую вещь становится  не тот факт, что она износилась, а  то, что она морально устарела. Технологии производства приходят на смену друг другу с такой скоростью, что специалистам приходится  постоянно учиться,  а условия бизнеса и рынок меняют свой облик со скоростью смен времен года.

Это привело к тому, что долговременный успех на рынке определяется не технологией или товаром (они все равно устареют через год-другой), а командой, сотрудниками и особенно руководителями. Сотрудникам важнее знать не товар или конкретную технологию его производства, а уметь осваивать новые технологии, новые знания, приобретать новые навыки.

Быстрота изменений — это, пожалуй, определяющее свойство нашего времени, и оно пронизывает все сферы жизни. Такое положение было не всегда. Еще пару десятилетий назад, овладев какой-либо технологией в производстве или в управлении, можно было опираться на это в течение многих лет. Сейчас такого нет, и важным становится не текущее владение специальными навыками, а способность эти навыки быстро осваивать по мере необходимости. Такую способность обеспечивают уже не профессиональные знания и умения, а базовые компетенции — глубинные личностные качества человека, которые являются основой для овладения специальными знаниями.

Базовые компетенции – что это такое?

Базовые компетенции обладают двумя особенностями. Во-первых, они является фундаментом, на котором строится управленческая деятельность руководителя. Во-вторых, по сравнению со специальными компетенциями, они гораздо труднее поддаются коррекции: изменить стиль мышления или коммуникации несравнимо сложнее, чем усвоить методику или технологию в профессиональной области.

Базовые компетенции руководителя можно представить в виде семи групп, в соответствии с основными качествами человека. В традиционных и современных научных описаниях принято выделять семь групп личностных качеств. О них можно говорить как о семи измерениях личной силы человека.

1) Восприятие — внимательность, чувствование тонкостей и умение обучаться

  • умение схватывать суть дела интуитивно и быстро, выделяя  существенные стороны ситуации
  • уметь видеть вглубь, понимать суть и подоплеку вещей.
  • склонность к обучению и открытость новому.

2) Взаимосвязи — интеллект, речь и коммуникация

  • умения выделять целое и видеть тонкие связи между его частями
  • умение формулировать идеи и адекватно передавать их другим людям
  • способность воспринимать и  эффективно оценивать информацию
  • умение устанавливать и поддерживать отношения с коллегами и подчиненными
  • умение говорить с людьми на их языке, разъяснять, обучать, учитывая их развитие

3) Выбор — чувствительность к «правильному», адекватному пути

  • умение подниматься над ментальными догмами и принимать точные решения, исходя из реальных обстоятельств
  • умение принимать стратегические решения, исходя из следования своим ценностям
  • способность интуитивно принимать адекватное решение в условиях дефицита информации и времени
  • способность следовать событийному потоку в интересах дела, жертвуя ритуальностью, регламентированностью и личными амбициями
  • способность быть независимым от социальных стандартов и от страха оценки

4) Активность — преобразующие действия и тактическая активность

  • способность жить настоящим и двигаться вперед
  • способность действовать в выбранном направлении вопреки мнению людей
  • способность удерживать высокий уровень усилий и энергичности
  • способность идти на оправданный риск и действовать в критических ситуациях

5) Воля — воля, осознанность и умение концентрироваться

  • способность самостоятельно принимать решения
  • способность удерживать свое внимание на приоритетных целях
  • способность пойти навстречу своим страхам, сохраняя осознанность и свободу выбора
  • способность сохранять свое намерение в любых внешних условиях, при любом поведении партнеров, в том числе в условиях стресса и конфликта
  • способность иметь вдохновение на новые дела

6) Вера — вера в себя, в людей, в Мир

  • вера в собственные силы
  • способность брать на себя ответственность, сохраняя присутствие воли и духа
  • способность полагаться на других людей и делегировать полномочия
  • способность поддерживать других людей без страха, и быть сострадательным без жалости
  • способность своим внутренним покоем давать опору коллегам и подчиненным
  • способность принять помощь там, где в чем-то некомпетентен или  неумел
  • способность быть свободным от чувства собственной важности

7) Мудрость — чувствование ограничений, чувство времени, дисциплина и стойкость, выдержка и терпение

  • способность быть безупречным (делать лучшее, что можно сделать в данной ситуации – однако, без привязанности к внешнему выигрышу).
  • терпимость к человеческим ограничениям.
  • способность принять естественную скорость выполнения  проектов, изменений в своей команде и в себе самом.
  • сдержанно относиться к победам и проигрывать без чувства поражения.

Мы, конечно, отдаем себе отчет в том, что получившийся портрет личности труднодостижим для реального человека — однако, каждый может и обязан стремиться к этому.

На основе перечисленных базовых компетенций складываются такие интегральные умения как системное мышление, способность работать в команде, умение продвигать дело, быть лидером и т.п.

Каждая из перечисленных групп человеческих качеств представляет собой определенный настрой психики или энергетики человека, который уместен на определенной стадии проживания жизненного сюжета или выполнения проекта.

Так, в начале любого проекта нужно собрать сведения и вникнуть в существо дел, т.е. необходимы качества восприятия. Затем надлежит все обдумать, поговорить об этом, составить бизнес-план и т.п., т.е. нужны качества группы взаимосвязи. Далее выбираются тактические пути осуществления бизнес-плана, т.е. необходимы качества группы  выбор.

В течение всего процесса осуществления проекта необходимы качества группы воля. Они придают проекту наполненность и силу, и особенно важны в тех случаях, когда возникают препятствия и трудности.

На стадии практической реализации проекта очень важными становятся качества группы активность. А качества веры придают уникальность проекту, наполняют его особым смыслом, рождают вдохновение, позволяют не сдаваться и продолжать бороться в критической ситуации.

Последняя группа качеств — мудрость – имеет выделенное положение. Она соответствует глубокому осознанию целостности и взаимосвязанности явлений, окружающих человека. Эти качества позволяют, например, действовать экологично,  не всегда упорствовать в достижении целей проекта, сохраняя веру в конечный выигрыш,  а добившись побед и признания, не попасть в ловушку успеха и тщеславия.

Для наглядности взаимосвязь групп базовых компетенций можно изобразить на диаграмме:

Интуитивно понятно, что чем выше уровень владения перечисленными личностными качествами, тем этот человек более зрелый и сильный. Поэтому удобно ввести понятие личной зрелости и силы для обозначения степени владения базовыми компетенциями.

Каждому работающему человеку — и специалисту, и руководителю — владение базовыми компетенциями необходимо (хотя бы в некоторой степени) для эффективной деятельности.  И чем выше ступенька в иерархии руководства, тем выше требования к уровню владения этими компетенциями.

Тот, кто не обладает необходимым уровнем базовых компетенций, неминуемо теряет позиции и не сможет достичь существенного успеха в профессиональном мире.

Низкий уровень базовых компетенций сотрудников может создавать серьезные проблемы для компании в целом. Такая компания не может соответствовать постоянно изменяющимся требованиям современного мира. 

Как развивать в себе базовые компетенции?

Базовые компетенции — это такие умения человека, которые практически не передаются при помощи словесных инструкций. Например, невозможно объяснить, как быть волевым, верить в собственные силы или иметь вдохновение на новые дела — это можно лишь продемонстрировать личным примером – собственным поведением и поступками. Поэтому в стандартном образовании, которое может получить руководитель, нет такой дисциплины, как обучение базовым компетенциям.

И все же некоторые люди овладевают этими  качествами. Как это происходит?

Уровень базовых компетенций растет, когда человек проходит через жизненные испытания. В великих духовных традициях считается, что этот способ обучения доступен лишь тем людям, которые способны сохранять безупречность в испытаниях, т.е. не привязываться к результату. Это означает способность действовать с максимальной самоотдачей, не ожидая за это награды в виде успеха.

Другой способ обучения — оказаться рядом с сильным человеком, обладающим высоким уровнем развития личностных качеств. В такой ситуации некоторые люди вольно или невольно перенимают умения и навыки учителя. Последний механизм является наиболее действенным в современном мире. Например, известно, что больше половины нобелевских лауреатов – ученики нобелевских лауреатов. Каждый мастер создает школу, передавая, таким образом, свое искусство. В духовных традициях ученик также приобретает важнейшие внутренние качества через непосредственный контакт с традицией или с Учителем. Этот же эффект имеет место в боевых искусствах и в большом спорте.

А как быть руководителю в современном бизнесе? Ведь не каждому выпадает удача работать рядом с человеком, обладающим высоким уровнем личной зрелости и силы, или, говоря по-другому, с высоким уровнем владения базовыми компетенциями.

К счастью, современные научные исследования приоткрыли завесу над тайнами развития личной зрелости человека, и механизмы овладения важнейшими личностными качествами стали достаточно ясными.

Одно из научных направлений — моделирование стратегий поведения и мышления гениев, творивших в различных областях человеческой деятельности — таких как Эйнштейн, Эдисон, Дисней и др. Такие стратегии, как правило, не осознаются своими носителями, и так же бессознательно копируются учениками.

Первые попытки создания техник совершенствования личностных качеств делались на основе моделирования таких стратегий, и эти техники иногда оказываются уместными для первых шагов в обучении личностным компетенциям. Однако на этом пути существует сильное ограничение, связанное с уникальностью каждого человека. Действительно, модель мышления Эйнштейна во всей полноте доступна только Эйнштейну. Даже отдельные ее элементы трудно осваивать человеку, не имеющему тех же ценностей и той же силы, что Эйнштейн.

Следующий важный шаг в этом научном направлении состоит в переходе от моделирования стратегий отдельных личностей к моделированию успешных стратегий развития личностных качеств. Оказалось, что наиболее перспективным и многоплановым источником таких стратегий являются не отдельные люди, а духовные традиции — такие как христианство, даосизм, буддизм, индуизм и т.д.

Именно в различных ритуалах и практиках духовных традиций зашифрованы выверенные тысячелетиями способы развития важнейших личностных качеств человека. Человек, живущий в традиции, бессознательно использует эти способы, выполняя все необходимые ритуалы и медитации.

В связи с этим приобрели популярность исследования приемов обучения мастеров боевых искусств, шаманов, духовных лидеров, целителей и т.д. В прежние времена это было областью тайных знаний, доступных только носителям традиции, но в настоящее время становится всеобщим достоянием. В современном мире традиционные практики —  источник различных психологических технологий и технологий поведения, которые успешно используются в обучении и в решении разнообразных  проблем, в том числе в бизнесе – в продажах, переговорах, управлении и т.д.

В процессе этих исследований было сделано открытие, что существует универсальная структура практик, единая для всех духовных традиций. Это позволило реконструировать практики, развивающие личностные качества (в нашей терминологии — базовые компетенции) с учетом возможностей и потребностей современного человека. Возникшая в итоге современная версия этих практик свободна от религиозных  аспектов и  рассчитана  на людей, обладающих развитым интеллектом. Такие практики представляют собой определенную последовательность шагов ритуала и осознанных действий практикующего.

Одно из важнейших научных открытий касается роли жизненных испытаний в общей структуре ритуалов и духовных практик. Оказалось, что ключевым моментом развития личностных качеств является то, каким именно образом последовательность практик связывается с реальными испытаниями в жизни практикующего. В контексте этой статьи под реальными испытаниями можно понимать и трудности современного бизнеса. Было обнаружено, что практики могут оказывать сильное (иногда воспринимаемое как магическое)  воздействие на конкретные события бизнеса и личной жизни. Однако, это происходит только в том случае, когда в жизни практикующего присутствуют препятствия, т.е. когда практикующий участвует в делах и событиях, являющихся для него настоящим вызовом. Именно такие вызовы наполняют практики силой. Чем сложнее испытание, тем большей силой обладают практики. Например, в христианской традиции жизненные вызовы наполняют силой молитву, а страданию приписывается особая ценность. Какие молитвы, и в какой последовательности следует выбирать, также зависит от хода жизненных событий. Аналогично, в даосской традиции и в буддизме текущие сложности становятся основанием для медитации (аналог молитвы) и определяют ее содержание. Эта корреляция представляла собой тайное знание, которое по умолчанию передавалось из поколения в поколение, а в наши дни превратилось в хорошо исследованный научный факт.

Другими словами, практики и текущие события жизни — это две грани единого целого: практики позволяют более эффективно проживать события жизни, а события дают санкцию на выполнение практик и материал для работы в них.

В результате следования этой системной связи между практиками и жизненными событиями развиваются личностные качества практикующего, осуществляются его духовный рост, накопление силы и зрелости.

В таком варианте личностного развития роль Учителя для практикующего выполняют события его собственной жизни. Препятствия же и испытания, которые встречает практикующий, придают энергию и направленность развитию его личностных качеств.

В настоящее время на основе исследований духовных практик  разработана целостная система технологий развития базовых компетенций.

В соответствии с этой системой, процесс развития базовых компетенций должен быть встроен в текущую производственную деятельность. Руководитель, используя технологии развития базовых компетенций применительно к (случившимся или предстоящим) производственным событиям, в которых он является участником, может постоянно улучшать процесс своей управленческой деятельности и одновременно развивать свою зрелость как руководителя и личности в целом.

hr-portal.ru

1. Профессиональная компетентность и ее структура

1.1. Профессиональная компетентность как составляющая

профессионализма

В последнее время, практически в каждой дисциплине, в том числе и педагогике, предметом пристального внимания стали вопросы профессиональной компетентности и профессионализма (А.К.Маркова, С.А.Дружилов, В.Д.Симоненко, Ю.П.Поваренков и др).

«Профессиональная компетентность— интегральная характеристика деловых и личностных качествспециалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию»[24, с. 48].

Понятие профессиональная компетентность может быть описан как результат профессиональной подготовки, поскольку компетентность всегда проявляется в деятельности, при решении профессиональных задач, это границы определенной области действий специалиста.

«Компетенция— 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный— 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.

Компетенция — это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. Например: образовательная компетенция учащихся, педагогическая компетенция учителя, медицинская компетенция врача и т.д.

Другими словами, компетентность — это способность установить и реализовать связь между «знанием — умением» и ситуацией» [30].

Профессиональная компетентность способна к проявлению только в единстве с человеческими ценностями, при личностной заинтересованности в данном виде деятельности, что, в конечном счете, приводит к достижению необходимого результата.

«Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений» [24, с. 18-19].

Трактовки термина «профессиональная компетентность» российских и зарубежных авторов довольно различны.

С точки зрения зарубежных ученых, сформировалось понятие компетентности в педагогике в 80-ых годах, а в 1988 году была опубликована статья В. Ландшеера «Концепция минимальной компетентности». В которой результат образования рассматривался как профессиональная компетентность личности. В работах G.K.Britell, R.M.Jueger, W.E.Blank и других, определяют термин «профессиональная компетентность», как «углубленность знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» [6, с. 2].

Таким образом, компетентность является свойством личности с высокой мотивацией и направленностью действий, сформированность соответствующих знаний, умений и навыков, адекватность самосознания и готовность к рефлексии, самоконтролю и самооценке.

Проблема профессиональной компетентности в интерпретации российских авторов рассматривается в качестве выражения уровня квалификации и профессионализма, как необходимые элементы для успешного введения в практику различных инноваций и для реализации поставленных задач.

«Профессионализм— приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к конкретному выполнению оплачиваемых функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач» [24, с. 48].

Профессионал должен хорошо знать и уметь делать свою работу, применяя полученные знания и умения на практике, а оценкой профессионализма выступает эффективность данной профессиональной деятельности.

«Профессионал— лицо, избравшее какое-либо постоянно оплачиваемое занятие в качестве своей профессии и обладающее необходимыми для этого занятия знаниями, пониманием дела и умениями»[24, с. 49].

Исходя из смысла термина «профессионализм», очевидно, что оно является более широким понятием, чем «профессиональная компетентность», но, тем не менее, одно без другого существовать не может, это две стороны одной медали.

Главными составляющими профессиональной компетентносии, по мнению В.Д. Симоненко являются:

  • знания, умения и владение приемами профессионального общения и поведения;

  • способность к профессиональному росту, повышению квалификации, реализации себя в выбранной деятельности;

  • способность к самооценке и саморазвитию;

  • адекватное восприятие своих профессиональных возможностей, владение навыками разрешения профессиональных разрушающих тенденций;

  • способность к внезапному действию при сложившихся ситуациях [24, с. 20-21].

Таким образом, что две части одного целого — это профессиональная компетентность и профессионализм, включают индивидуальные способности личности и профессиональные знания, между которыми существует связь, указывающая на их неразрывность и дополнение друг друга(рис.1).

Структуру профессиональной компетентности составляют — индивидуальные способности: ценности, личностный интерес, творчество, мастерство и др. А также, профессиональные знания: усвоение теоретических и практических умений и навыков, характеризующие умственную деятельность и степень подготовки.

Рис. 1. Структура профессиональной компетентности

«Квалификация— уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду труда; качество, уровень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности»[24, с.50].

Профессиональная компетентность есть круг полномочий и прав, предоставленных законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов, а также совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

В данном контексте можно представить выдержку из работы С.А.Дружилова «Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход». С.А.Дружилов выделяет четыре компонента профессиональной компетентности: мотивационно — волевой, функциональный, коммуникативный, и рефлекторный.

«Мотивационно — волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

Функциональный компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

Коммуникативный компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.

Рефлексивный компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы» [6, с. 3-4].

Будучи стержнем профессиональной деятельности педагога, профессиональная компетентность позволяет характеризовать его как субъекта деятельности, определять качество этой деятельности, выраженное в способности действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно меняющейся профессиональной ситуации.

Становится, очевидно, что профессиональная компетентность со всеми ее составляющими структурообразующими компонентами, является необходимым звеном для профессионализма.

Согласно требованиям к формированию нового типа специалиста, конкурентоспособного на рынке труда диктуют упорную потребность в изменении взгляда на проблему профессионализма. В настоящее время профессионализм педагога рассматривают как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем — профессионализма личности, т.е. личностный аспект и профессионализма деятельности, т.е. функциональный аспект.

По мнению А.А. Деркача, функциональный аспект — это качественна характеристика человека, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков, в том числе основанных на творческом решении и стабильной продуктивностью.

Профессионализм деятельности определяет эффективность труда, профессиональную компетентность педагога, который должен на достаточно высоком уровне осуществлять свою деятельность, что и является, в свою очередь, целостной характеристикой профессиональной подготовки специалиста [10, с. 43].

«Профессионализм человека представляет собой, таким образом, оптимальную производительность труда и непременное наличие личностных компонентов, таких как внутреннее отношение человека к труду и состояние его психических качеств»[24, с. 44].

Об уровне профессионализма могут говорить умения и навыки работы с печатными источниками, умения добывать информацию из других источников и дидактически ее преобразовывать, ясно и четко излагать учебный материал, учитывая специфику предмета. Важно учитывать уровень подготовленности учащихся, их жизненный опыт и возраст.

Исходя из этого, педагог должен логически правильно построить и вести конкретный рассказ, объяснение, беседу, формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и выразительно, применять технические средства, средства наглядности, выражать мысль с помощью графиков, диаграмм, схем, рисунков. И все это является только частью из возможных категорий профессионализма.

В данном случае, профессиональная компетентность рассматривается, как результат длительного теоретического обучения и переход к практическому обучению, для приобретения необходимого профессионального опыта — профессионализма.

studfiles.net

это наличие знаний и опыта. Профессиональная компетентность :: BusinessMan.ru

Очень часто в обычной жизни встречается множество слов, значения которых, казалось бы, понятны всем. Однако это не всегда так. Порой человек не может дать определение даже самому обычному понятию. Компетентность – это довольно простое слово, но многие ли смогут дать ему верное определение? Что в него входит и о чём вообще говорит наличие или отсутствие компетентности? Данная статья ответит на эти вопросы.

Понятие компетентности

На самом деле ответы на данные вопросы очень просты. Они не содержат каких-либо специфических объяснений. Компетентность – это знания, умения, навыки, которыми обладает человек в какой-либо конкретной сфере. Все эти знания нужны человеку, чтобы добиться успешных результатов в своей работе. Стоит понимать, что само наличие компетентности — это лишь одна из составляющих на пути к благополучной работе. Все эти знания и навыки необходимо не только иметь, но и поддерживать их на должном уровне или обновлять, совершенствовать.

Безусловно, если человек некомпетентен в своей деятельности, то достичь высоких целей невозможно. Недостаток знаний скажется на всём процессе работы и, как следствие, на итоговом результате. Профессиональная компетентность достигается путём личностного изучения, познания и развития человека. И без собственного желания человек никогда не станет профессионалом в своём деле.

Передача опыта

Каким же образом можно судить о компетентности человека? Как понять, что он вообще компетентен в определённой сфере деятельности? Это довольно просто. Компетентность – определение, которое доказывается с помощью результатов, достигающихся человеком. К его мнению прислушиваются при решении важных вопросов, с ним советуются, у него учатся. Но достигались эти результаты не быстро, много времени уходит на данный процесс. И, как правило, любой человек сначала не силён в знаниях той или иной деятельности, но он приложил массу усилий, времени и сил для достижения своих целей.

Не стоит пренебрегать рекомендациями такой личности, зачастую подобный способ помогает узнать и понять очень многое в работе. Это своеобразный процесс передачи опыта от одного лица к другому. Опять же, необходимо не только воспринимать чужие знания, но и самостоятельно изучать специфические особенности деятельности, в которой хочется добиться профессионализма.

Конкуренция на рынке труда

Профессиональная компетентность выражается в количестве всех тех теоретических и практических знаний, умений и опыта, которые нужны для успешного осуществления профессиональной деятельности. Любая фирма, компания или работодатель предъявляют ряд требований к потенциальному работнику, и наличие базового уровня компетентности играет огромную роль.

Одно дело, когда на работу устраивается специалист, получивший специальное образование, но не имеющий опыта, и совсем другое — когда человек имеет огромный опыт в данной сфере. Да, наличие образования играет не последнюю роль в трудоустройстве, а где-то и вовсе невозможно трудоустройство без его наличия, но масса работодателей готовы пойти навстречу работнику, имеющему реальный опыт. И, конечно же, конкуренцию составит тот работник, у которого имеется и специальное образование, и практический опыт в нужной отрасли.

Различия понятий

Профессионализм и компетентность часто замещают друг друга, используются как синонимы. Но действительно ли верно такое замещение? Стоит понимать, что это немного разные по своему значению понятия. Под профессионализмом понимается не только наличие определённых знаний, но и само отношение к деятельности, специфике работы.

Профессионал всячески развивает свои умения, способствует достижению определённых результатов и целей, дорожит своим делом и местом в нём. Такие люди, как правило, отдают долгие годы своей жизни одному делу. Компетентность – это наличие определённых знаний и способность применить их таким образом, чтобы добиться нужного решения поставленных задач. В реальной жизни профессионала видно сразу, а вот компетентность нужно будет ещё подтвердить. Хоть и кажется, что данные понятия взаимозаменяемы, это совсем не так.

Поддержка уровня компетентности

Каким же образом развивать компетентность? Как применять свои знания с учётом постоянных изменений в трудовой деятельности? Уровень компетентности поддерживается не только исходя из личностных качеств и стремлений работника, но и с помощью службы персонала. В нынешнее время всё больше фирм и компаний создают дополнительные службы для решения многих важных задач.

Служба персонала, в свою очередь, не только раскрывает широкий спектр мотиваций, но и проводит различные бизнес-тренинги, информирует о нововведениях или изменениях в конкретной сфере деятельности. Естественно, что для каждого работника той или иной должности нужны индивидуальные подходы. Информация предоставляется и обсуждается отдельными блоками для определённой группы работников. Простой пример: бухгалтеру не станут рассказывать о том, как правильно отмыть территорию офиса, а уборщице не станут сообщать о том, как пользоваться программой 1С.

Руководящий пост

Необходимо понимать, что критерии компетентности разнятся для работников различных областей, но не столько в определениях, сколько в индивидуальной специфике профессии. Работник должен иметь знания техник и принципов, специфических стандартов, целей и задач, а также обладать знаниями по использованию конкретных методов воздействия на трудовой процесс. Если человек занимает руководящий пост, то его набор знаний и навыков должен быть намного обширнее, чем у его подчинённых.

Если простой работник должен понимать свои обязанности и находить пути для их выполнения, то руководитель — выполнять обширный список задач. В его компетенции находится и подборка персонала, и умение поддерживать дисциплину в коллективе, и координацию рабочего процесса, отстаивать интересы компании и дела. На руководящих должностях уровень ответственности намного выше, поэтому огромную роль играют личностные качества человека, его уровень стрессоустойчивости и взаимодействие с другими людьми.

Плюсы компетентности

Компетентность работника играет огромную роль во многих смыслах. Конечно, компетентный сотрудник всегда ценится выше тех, кто не обладает такими навыками. Однако возможно получить не только признание и уважение к своей личности, но и финансовое вознаграждение, которое подчас становится прекрасным способом мотивации. В современном обществе трудно жить, имея небольшой доход, трудно позволить себе какие-то дорогие вещи или услуги. И наверняка никто не захочет отказываться от хорошей жизни, поэтому люди сознательно и добровольно стараются повышать уровень своих знаний и навыков.

Оценка компетентности работника определяется с помощью разнообразных методов и осуществляется либо HR-специалистом, либо руководителем определённого подразделения. Компетентность работника зачастую заметна даже без специального тестирования или мониторинга. Опытный представитель службы подбора кадров способен довольно легко определить необходимые задатки человека ещё на первичных этапах устройства работника.

Знание дела

Существует немало видов деятельности, в которых некомпетентный сотрудник может избежать ответственности или не нанести особого вреда компании. Но некоторые сферы деятельности требуют абсолютного знания дела и его специфики. Компетентность специалистов в таких учреждениях, фирмах, предприятиях играет огромную роль как для самого предприятия, так и для людей, пользующихся его услугами.

Примечательно то, что специалист не должен полагаться только на наличие профессиональных знаний, навыков и опытов, он должен также уметь самостоятельно анализировать свою деятельность и видеть её итоги. Личностные и профессиональные качества должны сочетаться в общую структуру, которая приведёт к положительным результатам, а не навредит. Умение правильно спрогнозировать итоги, разработать конкретный план по их достижению – главнейшая задача в любой деятельности.

Отсутствие компетентности

Компетентность – это важнейшее требование к деятельности педагогов. Данная профессия не допускает отсутствия этого компонента, оно невозможно. К работникам сферы образования выдвигаются конкретные и важные требования, в силу того, что они не только контролируют процесс получения новых знаний учениками, но и являются примером поведения и взаимодействия.

Некомпетентный педагог может обеспечить школьнику очень серьёзные проблемы: уничтожить тягу к знаниям и образованию, навредить качеству получения этих знаний, расстроить психическое здоровье ученика. На самом деле негативных последствий, которые могут образоваться из-за отсутствия компетентности педагога, гораздо больше. Для системы образования подобные итоги абсолютно недопустимы. Поэтому компетентность педагога в данной деятельности играет огромную роль.

Компетентность в образовании

Как и любая другая сфера деятельности, образование претерпевает постоянные изменения. Это связывается с тем, что ежегодно общество требует новых специалистов, расширяет возможности. Государство контролирует процесс обучения и тоже влияет на его структуру. В связи с этим педагоги должны подстраиваться под нововведения или коррекции в образовании.

Компетентность педагога в такой ситуации принесёт успех. Умение подстраиваться под изменения, разрабатывать план обучения и достигать с его помощью нужных результатов – бесспорный признак компетентности. Конечно, существует и ряд мероприятий, направленных на повышение компетентности педагогов: курсы повышения квалификации, аттестации, педсоветы, семинары, конференции, а также личное саморазвитие. Благодаря всем этим составляющим ученики могут рассчитывать на получение качественного образования и успешное становление личности.

Профессионал своего дела

Всякий ученик может назвать педагога, который запомнился ему. Кого-то он опишет как профессионала своего дела, кем-то будет недоволен. От чего это может зависеть? Компетентность педагога ученики рассматривают со своей точки зрения и каждый даст своё объяснение данному термину. Однако конечным итогом являются именно знания, полученные в ходе обучения, и воспитательный процесс, его результаты.

Очень часто встречаются дети, которые изначально не понимали или не принимали какой-либо учебный предмет, но со временем усвоили его и стали хорошо в нём разбираться. В этом случае стоит сказать об индивидуальном подходе учителя. Значит, он смог создать ту атмосферу и тот план обучения, который дал такой результат. Это огромный труд, требующий как профессиональных навыков, так и времени, и личного упорства педагога. Несомненно, такого учителя можно назвать профессионалом своего дела.

Во благо обществу

Исходя из всех перечисленных ситуаций, можно сделать вывод: компетентность – это важнейший фактор, влияющий на качество работы и её результаты. Во всех сферах деятельности всегда будут ценны сотрудники, обладающие данным качеством. Их будут ставить в пример, учиться у них, прислушиваться к их советам и рекомендациям. Многие профессионалы своего дела годами трудились для этого, тратили огромное количество времени и собственных сил.

Такие люди быстро принимают решения, находят выход из любых ситуаций, решают сложнейшие задачи, которыми перед ними ставятся. Для достижения такой высокой планки потребуется также немало терпения и выдержки. Общество всегда будет нуждаться в подобных рабочих кадрах и именно поэтому будет создавать новые учреждения для их получения. Самое главное – пусть это будет во благо обществу, во благо стране.

businessman.ru

Консультация на тему: Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога

 Педсовет на тему:

«Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности педагога».

Форма проведения: круглый стол.

Цель: обмен опытом педагогов ДОУ по проблеме осуществления работы над повышением личной профессиональной компетентности.

Повестка педсовета:

1. Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога.                                                                 (на основе нормативно-правовых документов).

2. Обеспечить обмен опытом работы педагогов по повышению личной профессиональной компетентности.

3. Разрешить проблемы организации самостоятельной работы над повышением личного профессионального уровня педагогов.

Понятие о профессиональной компетентности педагога (доклад). 

 Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. В связи с этим, проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной. Ни для кого не секрет, что качество образования напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов.

И для того чтоб повысить эту самую компетентность, для начала нам стоит разобраться, что же это такое?  

Понятие «профессиональной компетентности» рассматривается во многих источниках.    

1. Понятие профессиональной компетентности педагога  выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. (Педагогика, Сластенин В., Исаев)

2. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта. (Приказ минсоцразвития РФ от 14.08.09г). В данном источнике профессиональная компетентность  есть качество действий работника, обеспечивающих эффективное  решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей.

3. В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности (опубликован в Вестнике Минобразования — №7 за 2007 год) под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. 

4. Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. (из методических материалов к аттестации педагогов)

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

1. Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

2. Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.

3. Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

4. Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.                                                                                                                                                                      Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и может быть трудных профессиональных  компетенций. 

— О профессионализме  педагогов говорилось всегда.  Ступени профессионального роста педагога: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.

Под   педагогической умелостью       следует понимать такой уровень профессионализма педагога, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного  предмета, хорошее владение  психолого-педагогической теорией  и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые  профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности  позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и  воспитание учащихся.  

Педагогическая умелость – это основа профессионализма педагога,
без которой невозможно работать в образовательном учреждении. Она предполагает знание педагогом способов подготовки к образовательному процессу, умение правильно определить его структуру, содержание,  методику проведения отдельных этапов занятия либо другой  деятельности, умение  использовать приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину, сочетать различные методы выявления и оценки уровня развития ребенка, проведение фронтальной и индивидуальной работы.

Педагогическое мастерство – следующая ступень профессионального роста педагога. Как качественная характеристика  учебно-воспитательной деятельности воспитателя педагогическое мастерство есть ни что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения  психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается  высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Как   видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. Мастерство включает в себя также  те педагогические усовершенствования, которые осуществляет педагог, делая необходимые выводы их  допускаемых недочетов, ошибок и  успехов детей.

Педагогическое творчество —   характеризуется внесением  в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических инноваций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса.

Высшим уровнем  профессиональной деятельности является педагогическое новаторство. Оно органически включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов  в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.  

 В соответствии с разработанным  профессиональным стандартом  квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:

  • Компетентность в области личностных качеств.
  • Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
  • Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
  • Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
  • Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
  • Компетентность в организации педагогической деятельности.

Развитие системы образования, вынужденной  реагировать на вызовы времени, возможно,  только при условии высокой компетентности педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога.

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Из всего ранее сказанного следует, что на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.


Итак, профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ.

     На сегодняшний день педагоги ДОУ вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования и форм его реализации в связи с внедрением образовательных стандартов.
Один из наиболее значимых вопросов в данной инновационной деятельности – это внедрение в дошкольных образовательных учреждениях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
    Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов по реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении являются:

Какие же это формы:

1.Учеба на комплексных курсах повышения квалификации в ИПК и ПРО, дистанционных курсах.

2.Самообразование   и самосовершенствование знаний педагогов.                                                                                          

3.Творческие мастерские.

4.Городские методические объединения.

5.Тематические педсоветы. Организация индивидуальных и групповых консультаций с целью оказания методической помощи педагогам.

6.Методические недели.

7.Открытые занятия опытных педагогов по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами района, города.

8.Семинары-практикумы в ДОУ.

9.Участие в работе творческой группы.

10.Консультации.

11.Общение с коллегами из других ДОУ нашего города, других городов.  

12. Участие в конкурсе «Воспитатель года».

13. Аттестация педагогов.          

14.   Сайт педагога.

 

 

nsportal.ru

«Эссе «Профессиональная компетентность»»

В современном мире всё чаще поднимаются вопросы о профессиональной компетентности. Так что же такое профессионализм и профессиональная компетенция?
Под профессионализмом понимается умение людей эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в различных условиях, самостоятельно ставить профессиональные цели, по своей инициативе развивать способности, иметь высокий уровень мотивации и саморегуляции, и это особое мировоззрение человека.
Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.
Необходимой составляющей профессионализма является профессиональная компетентность.
Понятие «компетентный» в словаре Ожигова определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой – либо области»
Моя область — это педагогика, поэтому передо мной встал вопрос о профессиональной компетентности учителя.
В педагогической науке, на данный момент, нет единого подхода к определению единого понятия профессиональная компетентность педагога.
Исследователь Маркова считает, профессионально компетентным такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитанности школьников.
Учёный Зеер в своих исследованиях отмечает, что знания, умения и опыт определяют компетентность человека, а способность мобилизовать их обуславливает компетенцию образованной, профессионально успешной личности.
Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.
Мне кажется, что готовностью к самопознанию и саморазвитию должен обладать каждый педагог, который работает в современной школе. Компетентность учителя заключается в умении организовать обучение учащихся таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и проводить дискуссии, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения, мотивировать учащихся на более высокие достижения.
Оценивая собственную педагогическую деятельность, я понимаю, что такое обучение возможно только в личностно-ориентированном подходе. Реализуя личностно-ориентированное обучение, я ставлю перед собой основную цель — содействовать становлению ребенка, его индивидуальности, духовности, творческого начала. Ребенок должен определить собственную личную позицию в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить интересующие его проблемы, освоить способы их решения. Моя задача помочь ему в этом.
Позитивно – эмоциональный климат на уроке помогает реализовать личностный подход, выстраивать общение с учащимися как двусторонний процесс, при котором мы становимся полноправными партнерами. Каждый школьник на уроке должен достичь своей цели, выбрав свой собственный путь, в обучении, задав себе тот алгоритм, который удобен ему, поверить в собственные силы, получить справедливую оценку за свой труд. Личностно-ориентированная педагогика и здоровьесберегающие технологии – вот то, что, по моему мнению, должно стать совершенно обязательным в любой школе и для каждого профессионального учителя.
Оценивая свой профессиональный рост, я отмечаю в себе растущий интерес к психологическим знаниям. Если раньше я более всего внимания уделяла содержанию урока, его логической последовательности, рациональности распределения времени, приемам и методам, и считала, что это главное, то в последние годы мои приоритеты изменились.
Теперь те же приемы и методы, та же методика применяются мною более качественно и более эффективно. Я использую современные технологии, при этом ориентируюсь на позитивное сотрудничество, опору на самостоятельную познавательную деятельность и активность учащихся. Использую проблемное обучение, дифференциацию, активизацию познавательной деятельности для развития мышления, логики, осознанной памяти.
На уроках стараюсь использовать групповую работу для развития взаимопомощи, коммуникативных умений. Возросло воспитательное значение моих уроков. Мне хочется, чтобы ученики на уроке получали удовлетворение от общения, от собственной деятельности, и уходили с урока с чувством возросшего собственного достоинства. На уроках я стремлюсь научить детей видеть и радоваться всему прекрасному, что нас окружает.
Я считаю, что профессионально – компетентный педагог это тот, кто всегда учится творчеству, и творит – себя как личность, достигает хороших результатов в обучении и воспитании учащихся. Это психолог и исследователь, на котором лежит огромная ответственность за каждое произнесенное слово, мысль и жест. Соратник и друг способный бескорыстно дарить знания, доброту и любовь детям и принимать их такими, какие они есть.
Большинство педагогов стремятся постоянно повышать свой профессиональный уровень, предвляют итоги своего труда на семинарах, конференциях, имеют педагогические издания, я тоже стараюсь не отстать в этом профессиональном развитии.
В.М. Лизинский говорил: «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».
В наше время каждый родитель хочет, чтобы его ребенок учился в хорошей школе, у хорошего компетентного учителя, учителя – профессионала.
Поэтому сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего педагога.
Учитель XXI века – должен быть всесторонне развитый и образованный человек.
Ещё древние отмечали: «Времена меняются – и мы меняемся вместе с ними».
Во все времена образовательная система служила зеркалом общества, изменяясь вместе с ним. На смену традиционной педагогике пришла новая, нацеленная на конкретного ребенка, педагогика вдохновляющая, внимательная, поддерживающая.
Поэтому рынок труда сейчас требует предельной ясности, точности и объективности в определении профессиональной пригодности к труду, профессиональной компетентности.
Педагогическую компетентность определяют как способность педагога к эффективной реализации в образовательной практике и достижению наилучших педагогических результатов за счет профессионально-личностного саморазвития. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. А в основе любого успеха лежит закон совершенствования, этот – то закон и утверждает, что любое большое достижение является результатом сотен и даже тысяч усилий, и только сумма этих усилий приведет нас к победе.
Поэт Генри Лонгфелло выразил это очень точно:
«Непросто достигать вершин успеха,
И стать великим сможет только тот,
Кто день и ночь шел через все помехи,
Пока другие спали без забот».

xn—-dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *