Среднее техническое образование это – Образование среднее техническое — это какое?

Содержание

Образование среднее техническое — это какое?

Что собой представляет образование среднее техническое и чем отличается от высшего и начального? Об этом пойдет речь в статье. Заодно вы узнаете, какие существуют профили и специальности в среднетехнических учебных заведениях.

Когда идти учиться?

Для начала отметим, что средне-техническое образование – это техникум, колледж, политехническое училище (ПТУ). На обучение в эти учреждения принимают выпускников после 9 класса, а также после 11-го и даже вуза. Одним словом, поступить может абсолютно каждый, если возраст абитуриента не превышает 45 лет. Разумеется, старшее поколение выберет только заочное образование. А тому, кто только окончил школу, целесообразно поступать на дневное отделение.

Нужно отметить тот факт, что у поступивших после 11-го класса обучение сокращается на год. С чем это связано? Первый курс только для тех, кто поступил после 9-го класса. У этих ребят неполное среднее образование. Они обязаны получить знания за 10 и 11 классы средней школы. Именно для этих целей отведен 1 курс обучения в колледже. Теперь становится понятно, за счет чего у выпускников 11 классов обучение сокращено на целый год – их сразу принимают на 2 курс.

По окончании колледжа/техникума выдается диплом о получении средне-специального образования. Кстати, в настоящее время практически все училища (не считая медицинских и фармацевтических) и техникумы переименованы в колледжи.

Объем учебной программы по сравнению в вузами и начальным профессиональным образованием

Можно сказать, что образование среднее техническое во все времена имело больше плюсов, даже в настоящем. Дело в том, что в колледже все дисциплины подают в сжатом виде. То есть студент изучает только самое необходимое. В вузах, напротив, дисциплину рассматривают углубленно. По мнению многих студентов университетов много лишнего и ненужного.

ССУЗ или ВУЗ? Что выбрать?

Вам нужно ответить себе на вопросы:

  • Мне нужно выучиться быстро и сразу идти работать (чем раньше, тем лучше)?
  • Обладаю ли я высоким интеллектом, интересом к углубленному изучению наук?
  • Есть ли в этом учебном заведении та профессия, о которой я мечтаю?

Итак, если ваши ответы: «мне нужно выучиться поскорее», и «я не имею желания погружаться в науки», тогда выбирайте средне-технические учебные заведения.

Давайте теперь приступим к выбору будущей профессии. Стоит отметить, что многие техникумы — профильные, но могут в них присутствовать специальности, не относящиеся к соответствующей сфере деятельности. Например, в электромеханическом колледже экономические специальности.

Безопасность жизнедеятельности и экология

Если у вас есть мечта стать метеорологом, например, то вам стоит выбрать профильное учебное заведение, связанное с защитой окружающей среды. Совершенно не обязательно поступать в вуз. К этому направлению можно отнести:

  • безопасность окружающей среды и техносферы;
  • гидрология;
  • геодезия;
  • природообустройство.

Вы любите природу и хотели бы работать в окружающей среде, а также в лабораториях? Тогда выбирайте только это направление.

Технология производства любых товаров

Вы хотели бы узнать, как производят вино или сыры? А может, вам хотелось бы стать текстильщиком? Выбирайте среднее специальное техническое образование. В России существует множество техникумов и колледжей, обучающих производству того или иного продукта, будь то пищевой, промышленный, текстильный.

Сфера обслуживания

Вы мечтаете о работе в туристической сфере или хотите стать парикмахером/визажистом? Для вас существуют колледжи, связанные со сферой услуг. Вам только останется выбрать специальность. Молодые люди так же найдут для себя профессию, если желают работать в ЖЭК, ДЭЗ и аналогичных учреждениях.

Стоит отметить, что торговое дело и товароведение относятся тоже к сфере обслуживания.

Информационные системы

Если вы хорошо владеете компьютером, вам интересно изучать все, что связано с ним, то легко выберете специальность по душе. Существует несколько разновидностей:

  • информационная безопасность;
  • автоматика и управление;
  • информатика.

Образование среднее техническое, связанное с информационными технологиями, позволяет выпускнику получить специальность, по которой он может работать во многих сферах. К тому же любой из вас может пойти учиться дальше, получать высшее образование. При этом учиться в вузе будет гораздо легче.

Сельское и рыбное хозяйство

Для провинциальных ребят и девчат, как правило, существуют техникумы и колледжи, связанные с сельским хозяйством. Обычно в таких учебных заведениях обучают на агрономов, механизаторов, технологов.

Строительство и архитектура

Помните, мы говорили о том, что у техникумов есть плюсы по сравнению с вузами? Это может относиться к сфере строительства. Если вы мечтаете строить, проводить монтажные работы, выполнять технические задания, то идите учиться в колледж, связанный со строительством. Во время обучения вы сможете выбрать место практики, где вас многому обучат, а значит, вы вскоре сможете приступить к работе.

Деревообработка и ландшафт

Кто производит мебель, доски, деревянные элементы? Конечно же, выпускники техникумов, связанных с деревообработкой. А кому доверяют оформлять парки, скверы? Конечно же, специалистам по ландшафтному дизайну. Среднее профессионально-техническое образование позволяет получить знания и навыки в этих областях. Разумеется, желательно иметь талант и любовь к работе.

Химическое и металлургическое производство

Если вам интересна химия, то вы можете легко выбрать технологическую специальность, чтобы в будущем работать в какой-либо технической лаборатории или на заводе. Девушкам, разумеется, предложат вакансию лаборанта, а молодым людям – место рабочего по переработке любых производственных материалов.

Полезные ископаемые

Образование среднее техническое предусматривает профиль, связанный с добычей полезных ископаемых, нефти. Работу можно будет выпускнику найти в горах, на Крайнем севере. Нужно учитывать, что выпускники техникумов должны иметь крепкое здоровье, чтобы работать в данной области.

Авиация, космическая техника, железная дорога и городской транспорт

В России достаточно учебных заведений, которые готовят техников для обслуживания транспортной техники, водителей, машинистов, летчиков и так далее. Но большинство таких колледжей требуют прохождение предварительной медицинской комиссии.

Для каждого вида транспортной техники существует свой колледж, например, железнодорожный, авиационный и так далее.

Связь, приборы

Операторы на почте, монтажники интернет-кабелей и работники телефонных станций и другие специалисты также оканчивают профильные учебные заведения. В будущем им несложно найти подходящую работу.

Энергетика и электротехника

У вас есть мечта работать на электростанции или просто электриком? Выбирайте любой техникум/колледж, где обучают данной профессии.

Итак, мы подошли к завершению изучения материала. Думаем, у вас больше не возникает вопрос «Среднее техническое образование – это какое?». Кстати, большинство из выпускников получают квалификацию «техник».

autogear.ru

Средне-техническое образование — это что?

Каждому человеку приходится рано или поздно сталкиваться с необходимостью выбора профессии. Но иногда случается так, что человек не хочет поступать сразу в университет после школы. Тогда его выбор падает на получение какого-нибудь профессионального образования в техникумах или колледжах. Возможно и такое, что после окончания девяти классов подросток также хочет получать какую-то специальность. Тогда он переходит в техникумы. Давайте же разберемся, что такое среднее профессиональное образование.


Что такое среднее профессиональное образование?

Профессиональное образование — это такой его тип, который подразумевает повышенную подготовку учащихся, адаптированную под определенную профессию. В советское время основным заведением, которое предоставляло возможность получения среднего профессионального образования, являлись техникумы. Сейчас же их часть была переименована в колледжи.

При этом как техникумы, так и колледжи могут принадлежать определенному вузу, в который можно будет поступать сразу на третий курс. Хотя далеко не везде так. Но определенные привилегии имеют место. Например, более выигрышные позиции в конкурсе при поступлении. Но это зависит уже непосредственно от университета, к которому принадлежит техникум.

Чем отличается от ПТУ?

Многие интересуются, чем отличается среднее учебное заведение от ПТУ? В принципе, сейчас о последних почти ничего не говорится. Часть профессионально-технических училищ также были переименованы в техникумы и колледжи. В общем, сейчас почти не осталось ПТУ в том виде, в котором мы привыкли их видеть раньше. Зато есть колледжи и техникумы, которые позволяют получить средне-техническое образование.

Отличия СПО от НПО

Средне-техническое образование отличается от начального многим количеством факторов. Перечислим же только основные. В первую очередь СПО подготавливает специалистов среднего звена. Также они предоставляют более глубокое изучение вопросов, связанных с получением профессии. Происходит это на базе полного среднего, основного образования или же после окончания НПО.

Те люди, которые имеют начальное техническое образование, получают среднее на базе уже существующего. Программа обучения сокращается, чтобы не было повторов, и учат уже сразу новое. Таким образом, можно повышать квалификацию. Также пунктом, отличающим среднее профессиональное техническое образование от НПО, является то, что первое можно получить в том числе и в высшем учебном заведении, а учреждения, которые предоставляют среднее образование, могут при наличии лицензии предоставлять образовательные программы начального типа.

Примеры специальностей, характеризующих средне-техническое образование

На самом деле, если есть желание ознакомиться и выучить все профессии, входящие в класс средних технических, то все равно не получится. В принципе, среднее образование можно получить для огромного количества специальностей, даже тех, которые многие получают в университетах. Естественно, качество будет намного хуже. Все-таки есть разница между средним техническим и высшим образованием. В качестве примеров специальностей можно привести: маркетинг, менеджмент, банковское дело, электротехник, энергоснабжение и ряд других специальнсотей.

А что по поводу заочного получения образования?

Некоторые считают, что с получением заочного образования будут проблемы. Но это совершенно не так. Учащимся предоставляется широкая возможность получить заочное образование. По стандартам системы среднего технического образования, есть возможность получить не только заочное, в классическом смысле этого слова, образование, но и дистанционное, когда обучение происходит через интернет. При этом не следует забывать один момент.

Если человек хочет учиться на заочной или дистанционной форме, то нужно закончить школу, и никак иначе. Так что лучше всего получать средне-техническое образование уже после школы. При этом эффективность обучения, несмотря на то, что рассказывают, далеко не ухудшается. В частности, это происходит потому, что студентам нужно проходить практику на предприятиях, связанных с выбранной профессией.

Там вырабатываются навыки и необходимые практические знания, которые в дальнейшем помогут прекрасно себя чувствовать при выполнении положенных обязанностей. Средне-техническое образование заочно получить можно. Но при этом не будет социализации. Вы можете себя попросту лишить общения с людьми. Подумайте, вам это нужно?

Выводы

Мы разобрались в основных отличиях ПТУ от колледжей и техникумов. Многие интересуются, сколько времени занимает обучение. В каждом заведении по-разному. В одних нужно потратить четыре года, чтобы освоить специальность. В других же или курс более интенсивный, или специальность легче. Поэтому освоить специальность можно за два года.

Но обычно средний вариант — это три года. Также не следует поступать в средние заведения, если хотите не идти в армию. Учеба в колледжах и техникумах не освобождает от воинского долга. Вам нужно подумать о том, стоит ли идти получать среднее техническое образование. Специальности аналогичного типа можно получить и в университетах. Но решать только вам.

Источник

ideiforbiz.ru

Среднее специальное образование — это… Что такое Среднее специальное образование?

        одна из форм профессионального образования; имеет целью подготовку непосредственных организаторов и руководителей первичных звеньев на производстве, помощников специалистов высшей квалификации, самостоятельных исполнителей определённой квалифицированной работы, требующей не только профессиональных умений и навыков, но и соответствующей теоретической подготовки, — техников, агрономов, учителей начальных классов, фельдшеров, зубных врачей, концертмейстеров и др. Для ряда специальностей С. с. о. — высшая ступень профессиональной подготовки (артист балета, цирка, некоторые художественные специальности).

         С. с. о. как самостоятельная ступень профессионального и общего образования сформировалось (в принятом в СССР и ряде др. стран значении этого термина) в 1-й половине 20 в., хотя отдельные Средние специальные учебные заведения (технические, медицинские, педагогические, коммерческие, искусства и др.) появились уже в начале 18 в., когда социально-экономические условия определили необходимость подготовки специалистов т. н. средней квалификации (об истории развития и содержании различных отраслей С. с. о. см. в статьях об отраслях специального образования, например Горное образование, Сельскохозяйственное образование; о современном С. с. о. в отдельных странах см. разделы Народное образование, Просвещение в соответствующих статьях.).          В СССР и ряде др. социалистических стран С. с. о. — органическая часть системы народного образования (См. Народное образование), один из основных путей осуществления всеобщего среднего образования.          В СССР С.
с. о. складывается из общего среднего образования, полученного учащимися в средней общеобразовательной школе (См. Средняя общеобразовательная школа) или получаемого окончившими 8 классов школы в средних специальных учебных заведениях, и комплекса теоретических и практических знаний, профессиональных умений и навыков по специальности.          В СССР С. с. о. осуществляется более чем по 450 различным специальностям (См. Специальность), объединённым в отраслевые группы: геологические, горные, энергетические, металлургические, машиностроительные, приборостроительные, электротехнические, радиотехнические, лесотехнические, химические, строительные, геодезические и картографические, гидрометеорологические, с.-х., транспортные, полиграфические, технологии пищевых продуктов, технологии товаров широкого потребления, торговые, планово-экономические, финансово-статистические, юридические, медицинские, физической культуры, педагогические, библиотечные, музыкальные, театральные, художественные. Особая отрасль С. с. о. — Военное образование (см. также Военно-учебные заведения).          Основные типы учебных заведений в системе С. с. о. — Техникумы (промышленные, строительные, транспорта и связи, с.-х., экономические, индустриально-педагогические и др.) и училища (См. Училище) (медицинские, мореходные, педагогические, музыкальные, художественные, хореографические, театральные и др.; см. отдельные статьи об отраслевых группах училищ, например Медицинские училища).

         Для каждой специальности установлен определённый комплекс и объём учебных дисциплин, изучение которых в сочетании с учебной практикой и производственной практикой вооружает учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для овладения специальностью. Учебные предметы, как правило, разделены на три цикла: общеобразовательный, общетехнический (общемедицинский, общепедагогический и др.) и специальный. К предметам общеобразовательного цикла (групп из выпускников 8-х классов) относятся литература, математика, история, физика, химия, иностранный язык и обществоведение. Общее среднее образование, получаемое учащихся средних специальных учебных заведений, по содержанию несколько отличается от того, которое даёт средняя общеобразовательная школа. Так, в техникумах предметы гуманитарного цикла (литература, история и др.) изучаются в меньшем объёме, а математика, физика, черчение — в большем; в художественных и театральных училищах сокращены программы по физике, химии и математике, но расширены по истории, литературе, биологии и др., в медицинских училищах — по биологическим, химическим дисциплинам. Предметы специального цикла определяют профиль подготовки специалиста. Так, в специальный цикл подготовки техника-механика по тракторостроению включены: технология горячей обработки металлов; резание металлов; гидравлика; основы стандартизации; допуски и технические измерения; технология тракторостроения; основы автоматизации производства; техническое нормирование; охрана труда и др. дисциплины.

         Комплекс и объём учебных дисциплин, сроки обучения для каждой специальности определяются учебными планами (См. Учебный план), утверждаемыми для всей системы С. с. о. Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Срок дневного обучения для окончивших 8-летнюю школу — от 3 до 4 лет, для выпускников средней школы — 2—3 года (в вечерней и заочной системах обучения обычно на один год больше). Объём обязательных учебных занятий в неделю на дневных отделениях не свыше 36 ч; на вечерних — до 16 ч; занятия с учащихся заочных отделений — главным образом в период лабораторно-экзаменационных сессий: на 1-м и 2-м курсах — до 4 недель (120—140 ч), на 3—5-м курсах — до 6 недель (200—220
ч
).          Занятия проводятся в группах постоянного состава (25—30 чел.). Основные организационные формы учебного процесса — Урок, Лекция (на старших курсах, во время лабораторно-экзаменационных сессий для заочников и др.), Лабораторные занятия, учебная, производственная практика, курсовые и дипломные проекты (См. Дипломный проект) (дипломные работы (См. Дипломная работа)). Получают распространение факультативные курсы (См. Факультативный курс) (в училищах искусств — и индивидуальные), на вечерних отделениях и в группах на базе средней школы — семинары.

         Учебные планы предусматривают непрерывность и тесную взаимосвязь теоретических и практических занятий в течение всего периода обучения. Для обучения рабочим профессиям организуются учебно-производственные мастерские, где учащихся приобретают профессиональные навыки (как правило, в процессе изготовления полезной продукции — инструментов, приборов, различных станков и др.). Учебные планы с.-х., геологических и ряда др. специальностей, связанных с сезонными работами, строятся т. о., что все виды практических занятий проводятся во время развёртывания этих работ. По медицинским специальностям проводится периодическая практика в поликлиниках или больницах.

         В музыкальных и художественных училищах, а также в некоторых культурно-просветительских школах изучение теоретических дисциплин сочетается с приобретением учащихся навыков профессионального мастерства в течение всего периода обучения.

         Учащиеся техникумов выполняют 2—3 курсовых проекта по профилирующим предметам специального цикла (обычно по оборудованию и технологии производства), по ряду специальностей — дополнительный проект по деталям машин. По многим промышленным специальностям предусматривается выполнение расчётной курсовой работы по экономике и организации производства. Проверка знаний — в течение всего учебного года, экзамены — по окончании семестра, учебного года (в заочной системе — по всем изучаемым предметам, в дневной и вечерней — по основным, профилирующим). Заключительный этап обучения в техникумах — период дипломного проектирования, в течение которого проверяется готовность будущего специалиста к самостоятельному решению технических вопросов по избранной специальности. Выпускники педагогических, медицинских, художественных, культурно-просветительских и некоторых др. учебных заведений вместо дипломного проекта сдают государственные экзамены, защищают дипломные работы.

         С. с. о. без отрыва от производства осуществляется по сокращённому перечню специальностей. Так, заочная подготовка не проводится по большинству медицинских и художественных специальностей, вечерняя — по с.-х., геологическим, гидрометеорологическим, геодезическим и некоторым др. специальностям. Все виды практики учащихся вечерних и заочных техникумов, училищ (филиалов, отделений, учебно-консультационных пунктов) проходят по месту работы; к моменту окончания обучения они должны иметь не менее года стажа работы по специальности (см. Вечернее образование, Заочное образование).

         Внеклассная работа (общественно-политическая, образовательная, по техническому творчеству, спортивная, занятия различными видами искусства и др.) организуется и проводится комсомольскими и профсоюзными организациями под руководством педагогов.

         В системе С. с. о. работает (1975) более 300 тыс. преподавателей. При ряде вузов организованы факультеты повышения квалификации преподавателей средних специальных учебных заведений (со сроком обучения до 4 мес.), в некоторых вузах (например, в Московской с.-х. академии им. К. А. Тимирязева, Белорус. политехническом институте, Московском кооперативном институте) — специальные педагогические факультеты, готовящие преподавателей для техникумов и училищ.

         Учебники и др. учебную и учебно-методическую литературу для системы С. с. о. выпускают «Высшая школа», «Просвещение» и др. центр, издательства (ежегодно свыше 400 названий специальных учебников и пособий тиражом свыше 11 млн. экз.). Издаётся ежемесячный журнал «Среднее специальное образование».

         Подготовка специалистов планируется в соответствии с потребностями отраслей народного хозяйства (по союзным республикам и стране в целом).

        Приём в средние специальные учебные заведения СССР и выпуск из них по отраслевым группам учебных заведений, тыс. чел.

        ————————————————————————————————————————————————————————————

        |                                                            | 1940                              | 1965                              | 1974                              |

        |                                                            |———————————————————————————————————————-|

        |                                                            | приём        | выпуск       | приём        | выпуск       | приём        | выпуск       |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | Всего:                                                  | 382,9          | 236,8          | 1099,7        | 621,5          | 1377,5        | 1146,1        |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | В том числе:                                        |                   |                   |                   |                   |                   |                  |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | промышленность и строительство        | 80,2           | 21,7           | 445,5          | 250,7          | 550,5          | 454,8         |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | транспорт и связь                                | 22,9           | 8,3             | 88,6           | 50,9           | 114,8          | 92,0           |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | сельское хозяйство                             | 48,1           | 21,5           | 182,1          | 88,1           | 230,0          | 175,5         |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | экономика и право                               | 18,7           | 7,2             | 139,2          | 81,3           | 179,9          | 157,2         |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | здравоохранение, физическая             | 85,5           | 90,4           | 119,6          | 75,9           | 145,3          | 134,5         |

        | культура и спорт                                  |                   |                   |                   |                   |                   |                  |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | просвещение                                       | 117,3          | 85,7           | 101,8          | 59,7           | 125,1          | 107,5         |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | искусство и кинематография               | 10,2           | 2,0             | 22,9           | 14,9           | 31,9           | 24,6           |

        ————————————————————————————————————————————————————————————

        

         В 1974/75 учебном году численность учащихся средних специальных учебных заведений по группам специальностей составила (тыс. чел.): геология и разведка месторождений полезных ископаемых — 24,7; разработка месторождений полезных ископаемых — 58,8; энергетика — 198,9; металлургия — 50,6; машиностроение и приборостроение — 540,0; электромашиностроение и электроприборостроение — 141,0; радиотехника и связь — 139,0; химическая технология — 73,7; лесоинженерное дело и технология древесины, целлюлозы и бумаги — 47,6; технология продовольственных продуктов — 163,1; технология товаров широкого потребления — 108,1; строительство — 432,4; геодезия и картография — 13,4; гидрология и метеорология — 7,1; сельское хозяйство — 633,5; транспорт — 287,9; экономика — 625,6; здравоохранение и физическая культура — 431,1; просвещение — 372,2; искусство — 125,0. Расширяется подготовка кадров без отрыва от работы на производстве: в 1940 С. с. о. по вечерней системе обучения получили 2,5 тыс. чел., по заочной — 29 тыс. чел.; в 1965 соответственно 104,7 тыс. и 184 тыс., в 1974 — 133,6 тыс.. и 274,6 тыс. чел.

         За годы Советской власти в системе С. с. о. подготовлено свыше 20 млн. специалистов.

        Численность специалистов со средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве СССР, по специальностям, тыс. чел.

        ———————————————————————————————————————————————————————————-

        |                                                                                         | 1941             | 1965             | 1970             | 1973             |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | Всего специалистов                                                         | 1492             | 7175             | 9988             | 11977           |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | В том числе:                                                                    |                     |                     |                     |                     |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | техников                                                                          | 324               | 2887             | 4333             | 5373             |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | агрономов, зоотехников и ветеринарных фельдшеров      | 89                | 465               | 597               | 698              |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | плановиков и статистиков                                                 | 31                | 571               | 950               | 1248             |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | товароведов                                                                     | 5                  | 219               | 396               | 520              |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | юристов                                                                           | 6                  | 16                | 21                | 26                |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | медицинских работников (включая зубных врачей)           | 393               | 1454             | 1862             | 2125             |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | педагогов, библиотечных и культурно-просветительных   | 536               | 1282             | 1459             | 1559             |

        | работников                                                                       |                     |                     |                     |                     |

        ———————————————————————————————————————————————————————————-

        

         Пути развития советской системы С. с. о. определены в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным образованием» (1974).

         В др. социалистических странах существуют государственные системы С. с. о., отвечающие национальным особенностям и требованиям народного хозяйства. В странах, где системы С. с. о. близки к принятой в СССР (например, Болгария и Монголия), учащихся средних специальных учебных заведений получают общее среднее и профессиональное образование, их теоретическая подготовка органически сочетается с практической. Существенно отличается система С. с. о., принятая в ГДР. В средние специальные учебные заведения принимаются лица, окончившие среднюю школу и имеющие стаж работы на предприятии (1—2 года) или прошедшие 2—3-годичное обучение в профессиональных училищах. В Венгрии в середине 60-х гг. началась реорганизация техникумов в высшие профессиональные школы, призванные готовить младших инженеров узкопрактического профиля. С. с. о. на Кубе дают главным образом технологические институты, занимающиеся по учебным планам, сходным с учебными планами советских техникумов.

         Организуется С. с. о. в развивающихся странах Азии и Африки. В Алжире, например, успешно работают созданные с помощью СССР нефтяной, металлургической и текстильный техникумы. В 1963 Эфиопии передан в качестве дара СССР техникум в Бахр-Даре (ныне Технический институт). В Афганистане по проектам, разработанным в СССР, построены нефтяной и автодорожный техникумы. Многие представители молодёжи стран Африки, Азии и Латинской Америки получают С. с. о. в советских техникумах и училищах.

         Разнообразны системы С. с. о. в капиталистических странах. Во Франции в технических лицеях готовятся техники и техники со званием Бакалавра, имеющие юридическое право продолжать образование в высшем учебном заведении. Однако получаемые ими специальные знания недостаточно высоки, поэтому во многих лицеях есть отделения «высших техников», на которых даётся хорошая теоретическая и практическая подготовка по специальности. «Высшие техники» обычно занимают младшие технические должности на производстве, в строительстве, работают техниками-конструкторами. Выпускники обычных отделений французских лицеев, получившие звание техника, как правило, принимаются фирмами на должности чертёжников или квалифицированных рабочих, бригадиров (с личным выполнением конкретной квалифицированной работы). С. с. о. во Франции дают также двухгодичные педагогические училища.

         В США С. с. о. осуществляют младшие колледжи, сеть которых во многих штатах после 1960 стала быстро развиваться. В колледжи принимаются лица, имеющие общее среднее образование в объёме 12 классов, Учащиеся могут по желанию выбрать программу, отвечающую младшим курсам высшего учебного заведения. Но т.к. обучение в младших колледжах платное (плата иногда достигает нескольких сот долларов в год), многие выбирают сокращённый курс с несколькими общетехническими дисциплинами, но пониженной физико-математической программой, который даёт возможность окончившему получить низшую техническую должность в различных фирмах. Во многих колледжах можно по вечерам (за особую плату) дополнительно изучать различные профилирующие дисциплины и приобрести некоторые практические навыки в лабораториях и кабинетах. Лучшие младшие колледжи осуществляют обучение по большому количеству (60—100) профилирующих дисциплин. Некоторые частные фирмы организуют т. н. технические институты (например, Радиоинститут СА в Нью-Йорке, Капитолийский радиотехнический институт в Вашингтоне и др.), которые дают учащихся за высокую плату достаточную практическую подготовку по специальности, Однако учебные планы этих институтов обычно не включают общенаучные и гуманитарные дисциплины.

         Лит.: Кузьмин Б. А., Техникумы и училища СССР, М., 1974.

         Б. А. Кузьмин.

dic.academic.ru

Как получить среднее образование 🚩 Школы

Перед каждым выпускником школы однажды встает вопрос, какую выбрать профессию и куда пойти учиться. Получить среднее техническое образование может каждый выпускник основной школы, то есть окончивший 9 классов и удачно сдавший ГИА. Среднее техническое образование получают в техникуме. Техникум от училища отличается тем, что последнее предполагает получение среднего специального образования. Диплом о среднем техническом образовании даст вам возможность даже стать руководителем среднего звена.

Выбирая свою будущую профессию и учебное заведение, обратите внимание, какие предметы предусмотрены учебным планом, каков преподавательский штат и какой документ об окончании вы получите. Окончив техникум, вы сможете работать поваром, слесарем, машинистом поезда, программистом и пр. То есть вполне достойные и высокооплачиваемые специальности.

Обучение в техникуме можно проходить как в очной форме, так и в заочной и очно-заочной (вечернее отделение). Заочная и вечерняя форма обучения возможны для тех, кто будет поступать в техникум после 11 класса. Вообще получение среднего технического образования после 11 классов займет гораздо меньше времени, чем после 9. Для поступления в техникум вам понадобятся результаты ЕГЭ.

Обратитесь к документу «Порядок приема в ССУзы РФ». Он вам поможет определиться с параметрами для поступления, которых может быть несколько. Например, на бюджетной или платной основе вы планируете учиться, каковы вступительные испытания, какие специальности есть в том или ином техникуме и пр.

Однако следует знать, что каждый техникум устанавливает свои правила приема, с которыми также необходимо ознакомиться. Начните заранее готовить все необходимые для поступления документы, так как это длительный процесс.

Если говорить о техникумах Москвы и Санкт-Петербурга, то они готовят высококлассных специалистов, востребованных на производстве. Выпускников техникумов пока еще не очень много по сравнению с окончившими вузы, поэтому они оказываются зачастую в более выгодном положении, чем молодые люди с дипломом о высшем образовании на руках. Выпускники техникумов быстрее и легче трудоустраиваются.

На базе 9 классов учиться в техникуме вам придется 3 или 4 года, а после 11 класса – 2 или 3. При желании можно поступить в дальнейшем на смежную с вашей специальностью в вуз.

www.kakprosto.ru

Если вы мне не поможете у меня взорвется мозг и он вытечет через нос… чем отличается профессионально-техническое образование от средне-специального?

эти два различных вида образования дают разные учебные заведения и получают в них разные образования

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
29 октября 1991 г. N 1202-XII

ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Глава 6
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 25. Цели и структура профессионально-технического образования
Профессионально-техническое образование призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение ими профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификаций рабочих и служащих.
Профессионально-техническое образование осуществляется на основе общего базового и общего среднего образования. В отдельных случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, допускается получение профессионально-технического образования лицами, не имеющими общего базового образования. Получение профессионально-технического образования на основе общего базового образования может совмещаться с одновременным получением общего среднего образования, одновременным получением общего среднего образования и изучением отдельных учебных предметов (предметов) на повышенном уровне, получением среднего специального образования, интегрированного с профессионально-техническим.
В соответствии с законодательством в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, дополнительно осуществляются профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, трудовое обучение, внешкольное обучение и воспитание, оказываются другие образовательные услуги.

Статья 26. Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования

К учреждениям, обеспечивающим получение профессионально-технического образования, относятся профессионально-технические училища, профессиональные лицеи, а также профессионально-технические колледжи.
Профессионально-технические колледжи обеспечивают получение профессионально-технического, общего среднего и интегрированного с профессионально-техническим среднего специального образования.
В учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, могут создаваться структурные подразделения, положения о которых утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Глава 7
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья 29. Цели и структура среднего специального образования
Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей хозяйства республики квалифицированными специалистами.
Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям:
среднее специальное образование, обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки;
среднее специальное образование, интегрированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной теоретической и практической подготовки.
Среднее специальное образование может осуществляться на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования.
Получение среднего специального образования на основе общего базового образования обеспечивает одновременное получение общего среднего образования.
Обучение лиц, имеющих профессионально-техническое с общим средним образование, в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, может осуществляться в сокращенные сроки при условии обучения по соответствующей специальности и соблюдения требований образовательных стандартов среднего специального образования.
Вместе со средним специальным образованием может осуществляться профессиональная подготовка, а по специальностям, определяемым Министерством образования Республики Беларусь, — профессионально-техническое образование.

Статья 30. Учреждения, обеспечивающие получение среднего специального образования

К учреждениям, обеспечивающим получение среднего специального образования, относятся техникумы (училища), колледжи (средние специальные учебные заведения), а также базовые школы — колледжи искусств, средние школы — колледжи искусств, гимназии — колледжи искусств, лингвистические гимназии — колледжи, средние школы — училища олимпийского резерва, профессионально-технические колледжи, высшие колледжи.
Базовая школа — колледж искусств, средняя школа — колледж искусств, гимназия — колледж искусств, лингвистическая гимназия — колледж, средняя школа — училище олимпийского резерва обеспечивают получение общего базового, общего среднего, среднего специального образования.
Техникумы (училища) обеспечивают получение среднего специального образования.
Колледжи обеспечивают получение среднего специального образования, интегрированного с высшим образованием.
Высшие колледжи обеспечивают получение среднего специального образования, интегрированного с высшим образованием, и по отдельным специальностям — высшего образования первой ступени.
Профессионально-технические колледжи обеспечивают получение среднего специального образования по специальностям, интегрированным со специальностями (профессиями) профессионально-технического образования.
Обучение в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, осуществляется в очной (дневной и вечерней) и заочной формах.

kadrovik.by

Среднее специальное образование — это… Что такое Среднее специальное образование?

        одна из форм профессионального образования; имеет целью подготовку непосредственных организаторов и руководителей первичных звеньев на производстве, помощников специалистов высшей квалификации, самостоятельных исполнителей определённой квалифицированной работы, требующей не только профессиональных умений и навыков, но и соответствующей теоретической подготовки, — техников, агрономов, учителей начальных классов, фельдшеров, зубных врачей, концертмейстеров и др. Для ряда специальностей С. с. о. — высшая ступень профессиональной подготовки (артист балета, цирка, некоторые художественные специальности).

         С. с. о. как самостоятельная ступень профессионального и общего образования сформировалось (в принятом в СССР и ряде др. стран значении этого термина) в 1-й половине 20 в., хотя отдельные Средние специальные учебные заведения (технические, медицинские, педагогические, коммерческие, искусства и др.) появились уже в начале 18 в., когда социально-экономические условия определили необходимость подготовки специалистов т. н. средней квалификации (об истории развития и содержании различных отраслей С. с. о. см. в статьях об отраслях специального образования, например Горное образование, Сельскохозяйственное образование; о современном С. с. о. в отдельных странах см. разделы Народное образование, Просвещение в соответствующих статьях.).          В СССР и ряде др. социалистических стран С. с. о. — органическая часть системы народного образования (См. Народное образование), один из основных путей осуществления всеобщего среднего образования.          В СССР С. с. о. складывается из общего среднего образования, полученного учащимися в средней общеобразовательной школе (См. Средняя общеобразовательная школа) или получаемого окончившими 8 классов школы в средних специальных учебных заведениях, и комплекса теоретических и практических знаний, профессиональных умений и навыков по специальности.          В СССР С. с. о. осуществляется более чем по 450 различным специальностям (См. Специальность), объединённым в отраслевые группы: геологические, горные, энергетические, металлургические, машиностроительные, приборостроительные, электротехнические, радиотехнические, лесотехнические, химические, строительные, геодезические и картографические, гидрометеорологические, с.-х., транспортные, полиграфические, технологии пищевых продуктов, технологии товаров широкого потребления, торговые, планово-экономические, финансово-статистические, юридические, медицинские, физической культуры, педагогические, библиотечные, музыкальные, театральные, художественные. Особая отрасль С. с. о. — Военное образование (см. также Военно-учебные заведения).          Основные типы учебных заведений в системе С. с. о. — Техникумы (промышленные, строительные, транспорта и связи, с.-х., экономические, индустриально-педагогические и др.) и училища (См. Училище) (медицинские, мореходные, педагогические, музыкальные, художественные, хореографические, театральные и др.; см. отдельные статьи об отраслевых группах училищ, например Медицинские училища).

         Для каждой специальности установлен определённый комплекс и объём учебных дисциплин, изучение которых в сочетании с учебной практикой и производственной практикой вооружает учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для овладения специальностью. Учебные предметы, как правило, разделены на три цикла: общеобразовательный, общетехнический (общемедицинский, общепедагогический и др.) и специальный. К предметам общеобразовательного цикла (групп из выпускников 8-х классов) относятся литература, математика, история, физика, химия, иностранный язык и обществоведение. Общее среднее образование, получаемое учащихся средних специальных учебных заведений, по содержанию несколько отличается от того, которое даёт средняя общеобразовательная школа. Так, в техникумах предметы гуманитарного цикла (литература, история и др.) изучаются в меньшем объёме, а математика, физика, черчение — в большем; в художественных и театральных училищах сокращены программы по физике, химии и математике, но расширены по истории, литературе, биологии и др., в медицинских училищах — по биологическим, химическим дисциплинам. Предметы специального цикла определяют профиль подготовки специалиста. Так, в специальный цикл подготовки техника-механика по тракторостроению включены: технология горячей обработки металлов; резание металлов; гидравлика; основы стандартизации; допуски и технические измерения; технология тракторостроения; основы автоматизации производства; техническое нормирование; охрана труда и др. дисциплины.

         Комплекс и объём учебных дисциплин, сроки обучения для каждой специальности определяются учебными планами (См. Учебный план), утверждаемыми для всей системы С. с. о. Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Срок дневного обучения для окончивших 8-летнюю школу — от 3 до 4 лет, для выпускников средней школы — 2—3 года (в вечерней и заочной системах обучения обычно на один год больше). Объём обязательных учебных занятий в неделю на дневных отделениях не свыше 36 ч; на вечерних — до 16 ч; занятия с учащихся заочных отделений — главным образом в период лабораторно-экзаменационных сессий: на 1-м и 2-м курсах — до 4 недель (120—140 ч), на 3—5-м курсах — до 6 недель (200—220 ч).          Занятия проводятся в группах постоянного состава (25—30 чел.). Основные организационные формы учебного процесса — Урок, Лекция (на старших курсах, во время лабораторно-экзаменационных сессий для заочников и др.), Лабораторные занятия, учебная, производственная практика, курсовые и дипломные проекты (См. Дипломный проект) (дипломные работы (См. Дипломная работа)). Получают распространение факультативные курсы (См. Факультативный курс) (в училищах искусств — и индивидуальные), на вечерних отделениях и в группах на базе средней школы — семинары.

         Учебные планы предусматривают непрерывность и тесную взаимосвязь теоретических и практических занятий в течение всего периода обучения. Для обучения рабочим профессиям организуются учебно-производственные мастерские, где учащихся приобретают профессиональные навыки (как правило, в процессе изготовления полезной продукции — инструментов, приборов, различных станков и др.). Учебные планы с.-х., геологических и ряда др. специальностей, связанных с сезонными работами, строятся т. о., что все виды практических занятий проводятся во время развёртывания этих работ. По медицинским специальностям проводится периодическая практика в поликлиниках или больницах.

         В музыкальных и художественных училищах, а также в некоторых культурно-просветительских школах изучение теоретических дисциплин сочетается с приобретением учащихся навыков профессионального мастерства в течение всего периода обучения.

         Учащиеся техникумов выполняют 2—3 курсовых проекта по профилирующим предметам специального цикла (обычно по оборудованию и технологии производства), по ряду специальностей — дополнительный проект по деталям машин. По многим промышленным специальностям предусматривается выполнение расчётной курсовой работы по экономике и организации производства. Проверка знаний — в течение всего учебного года, экзамены — по окончании семестра, учебного года (в заочной системе — по всем изучаемым предметам, в дневной и вечерней — по основным, профилирующим). Заключительный этап обучения в техникумах — период дипломного проектирования, в течение которого проверяется готовность будущего специалиста к самостоятельному решению технических вопросов по избранной специальности. Выпускники педагогических, медицинских, художественных, культурно-просветительских и некоторых др. учебных заведений вместо дипломного проекта сдают государственные экзамены, защищают дипломные работы.

         С. с. о. без отрыва от производства осуществляется по сокращённому перечню специальностей. Так, заочная подготовка не проводится по большинству медицинских и художественных специальностей, вечерняя — по с.-х., геологическим, гидрометеорологическим, геодезическим и некоторым др. специальностям. Все виды практики учащихся вечерних и заочных техникумов, училищ (филиалов, отделений, учебно-консультационных пунктов) проходят по месту работы; к моменту окончания обучения они должны иметь не менее года стажа работы по специальности (см. Вечернее образование, Заочное образование).

         Внеклассная работа (общественно-политическая, образовательная, по техническому творчеству, спортивная, занятия различными видами искусства и др.) организуется и проводится комсомольскими и профсоюзными организациями под руководством педагогов.

         В системе С. с. о. работает (1975) более 300 тыс. преподавателей. При ряде вузов организованы факультеты повышения квалификации преподавателей средних специальных учебных заведений (со сроком обучения до 4 мес.), в некоторых вузах (например, в Московской с.-х. академии им. К. А. Тимирязева, Белорус. политехническом институте, Московском кооперативном институте) — специальные педагогические факультеты, готовящие преподавателей для техникумов и училищ.

         Учебники и др. учебную и учебно-методическую литературу для системы С. с. о. выпускают «Высшая школа», «Просвещение» и др. центр, издательства (ежегодно свыше 400 названий специальных учебников и пособий тиражом свыше 11 млн. экз.). Издаётся ежемесячный журнал «Среднее специальное образование».

         Подготовка специалистов планируется в соответствии с потребностями отраслей народного хозяйства (по союзным республикам и стране в целом).

        Приём в средние специальные учебные заведения СССР и выпуск из них по отраслевым группам учебных заведений, тыс. чел.

        ————————————————————————————————————————————————————————————

        |                                                            | 1940                              | 1965                              | 1974                              |

        |                                                            |———————————————————————————————————————-|

        |                                                            | приём        | выпуск       | приём        | выпуск       | приём        | выпуск       |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | Всего:                                                  | 382,9          | 236,8          | 1099,7        | 621,5          | 1377,5        | 1146,1        |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | В том числе:                                        |                   |                   |                   |                   |                   |                  |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | промышленность и строительство        | 80,2           | 21,7           | 445,5          | 250,7          | 550,5          | 454,8         |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | транспорт и связь                                | 22,9           | 8,3             | 88,6           | 50,9           | 114,8          | 92,0           |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | сельское хозяйство                             | 48,1           | 21,5           | 182,1          | 88,1           | 230,0          | 175,5         |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | экономика и право                               | 18,7           | 7,2             | 139,2          | 81,3           | 179,9          | 157,2         |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | здравоохранение, физическая             | 85,5           | 90,4           | 119,6          | 75,9           | 145,3          | 134,5         |

        | культура и спорт                                  |                   |                   |                   |                   |                   |                  |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | просвещение                                       | 117,3          | 85,7           | 101,8          | 59,7           | 125,1          | 107,5         |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | искусство и кинематография               | 10,2           | 2,0             | 22,9           | 14,9           | 31,9           | 24,6           |

        ————————————————————————————————————————————————————————————

        

         В 1974/75 учебном году численность учащихся средних специальных учебных заведений по группам специальностей составила (тыс. чел.): геология и разведка месторождений полезных ископаемых — 24,7; разработка месторождений полезных ископаемых — 58,8; энергетика — 198,9; металлургия — 50,6; машиностроение и приборостроение — 540,0; электромашиностроение и электроприборостроение — 141,0; радиотехника и связь — 139,0; химическая технология — 73,7; лесоинженерное дело и технология древесины, целлюлозы и бумаги — 47,6; технология продовольственных продуктов — 163,1; технология товаров широкого потребления — 108,1; строительство — 432,4; геодезия и картография — 13,4; гидрология и метеорология — 7,1; сельское хозяйство — 633,5; транспорт — 287,9; экономика — 625,6; здравоохранение и физическая культура — 431,1; просвещение — 372,2; искусство — 125,0. Расширяется подготовка кадров без отрыва от работы на производстве: в 1940 С. с. о. по вечерней системе обучения получили 2,5 тыс. чел., по заочной — 29 тыс. чел.; в 1965 соответственно 104,7 тыс. и 184 тыс., в 1974 — 133,6 тыс.. и 274,6 тыс. чел.

         За годы Советской власти в системе С. с. о. подготовлено свыше 20 млн. специалистов.

        Численность специалистов со средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве СССР, по специальностям, тыс. чел.

        ———————————————————————————————————————————————————————————-

        |                                                                                         | 1941             | 1965             | 1970             | 1973             |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | Всего специалистов                                                         | 1492             | 7175             | 9988             | 11977           |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | В том числе:                                                                    |                     |                     |                     |                     |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | техников                                                                          | 324               | 2887             | 4333             | 5373             |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | агрономов, зоотехников и ветеринарных фельдшеров      | 89                | 465               | 597               | 698              |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | плановиков и статистиков                                                 | 31                | 571               | 950               | 1248             |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | товароведов                                                                     | 5                  | 219               | 396               | 520              |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | юристов                                                                           | 6                  | 16                | 21                | 26                |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | медицинских работников (включая зубных врачей)           | 393               | 1454             | 1862             | 2125             |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | педагогов, библиотечных и культурно-просветительных   | 536               | 1282             | 1459             | 1559             |

        | работников                                                                       |                     |                     |                     |                     |

        ———————————————————————————————————————————————————————————-

        

         Пути развития советской системы С. с. о. определены в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным образованием» (1974).

         В др. социалистических странах существуют государственные системы С. с. о., отвечающие национальным особенностям и требованиям народного хозяйства. В странах, где системы С. с. о. близки к принятой в СССР (например, Болгария и Монголия), учащихся средних специальных учебных заведений получают общее среднее и профессиональное образование, их теоретическая подготовка органически сочетается с практической. Существенно отличается система С. с. о., принятая в ГДР. В средние специальные учебные заведения принимаются лица, окончившие среднюю школу и имеющие стаж работы на предприятии (1—2 года) или прошедшие 2—3-годичное обучение в профессиональных училищах. В Венгрии в середине 60-х гг. началась реорганизация техникумов в высшие профессиональные школы, призванные готовить младших инженеров узкопрактического профиля. С. с. о. на Кубе дают главным образом технологические институты, занимающиеся по учебным планам, сходным с учебными планами советских техникумов.

         Организуется С. с. о. в развивающихся странах Азии и Африки. В Алжире, например, успешно работают созданные с помощью СССР нефтяной, металлургической и текстильный техникумы. В 1963 Эфиопии передан в качестве дара СССР техникум в Бахр-Даре (ныне Технический институт). В Афганистане по проектам, разработанным в СССР, построены нефтяной и автодорожный техникумы. Многие представители молодёжи стран Африки, Азии и Латинской Америки получают С. с. о. в советских техникумах и училищах.

         Разнообразны системы С. с. о. в капиталистических странах. Во Франции в технических лицеях готовятся техники и техники со званием Бакалавра, имеющие юридическое право продолжать образование в высшем учебном заведении. Однако получаемые ими специальные знания недостаточно высоки, поэтому во многих лицеях есть отделения «высших техников», на которых даётся хорошая теоретическая и практическая подготовка по специальности. «Высшие техники» обычно занимают младшие технические должности на производстве, в строительстве, работают техниками-конструкторами. Выпускники обычных отделений французских лицеев, получившие звание техника, как правило, принимаются фирмами на должности чертёжников или квалифицированных рабочих, бригадиров (с личным выполнением конкретной квалифицированной работы). С. с. о. во Франции дают также двухгодичные педагогические училища.

         В США С. с. о. осуществляют младшие колледжи, сеть которых во многих штатах после 1960 стала быстро развиваться. В колледжи принимаются лица, имеющие общее среднее образование в объёме 12 классов, Учащиеся могут по желанию выбрать программу, отвечающую младшим курсам высшего учебного заведения. Но т.к. обучение в младших колледжах платное (плата иногда достигает нескольких сот долларов в год), многие выбирают сокращённый курс с несколькими общетехническими дисциплинами, но пониженной физико-математической программой, который даёт возможность окончившему получить низшую техническую должность в различных фирмах. Во многих колледжах можно по вечерам (за особую плату) дополнительно изучать различные профилирующие дисциплины и приобрести некоторые практические навыки в лабораториях и кабинетах. Лучшие младшие колледжи осуществляют обучение по большому количеству (60—100) профилирующих дисциплин. Некоторые частные фирмы организуют т. н. технические институты (например, Радиоинститут СА в Нью-Йорке, Капитолийский радиотехнический институт в Вашингтоне и др.), которые дают учащихся за высокую плату достаточную практическую подготовку по специальности, Однако учебные планы этих институтов обычно не включают общенаучные и гуманитарные дисциплины.

         Лит.: Кузьмин Б. А., Техникумы и училища СССР, М., 1974.

         Б. А. Кузьмин.

dic.academic.ru

Среднее специальное образование — это… Что такое Среднее специальное образование?

        одна из форм профессионального образования; имеет целью подготовку непосредственных организаторов и руководителей первичных звеньев на производстве, помощников специалистов высшей квалификации, самостоятельных исполнителей определённой квалифицированной работы, требующей не только профессиональных умений и навыков, но и соответствующей теоретической подготовки, — техников, агрономов, учителей начальных классов, фельдшеров, зубных врачей, концертмейстеров и др. Для ряда специальностей С. с. о. — высшая ступень профессиональной подготовки (артист балета, цирка, некоторые художественные специальности).

         С. с. о. как самостоятельная ступень профессионального и общего образования сформировалось (в принятом в СССР и ряде др. стран значении этого термина) в 1-й половине 20 в., хотя отдельные Средние специальные учебные заведения (технические, медицинские, педагогические, коммерческие, искусства и др.) появились уже в начале 18 в., когда социально-экономические условия определили необходимость подготовки специалистов т. н. средней квалификации (об истории развития и содержании различных отраслей С. с. о. см. в статьях об отраслях специального образования, например Горное образование, Сельскохозяйственное образование; о современном С. с. о. в отдельных странах см. разделы Народное образование, Просвещение в соответствующих статьях.).          В СССР и ряде др. социалистических стран С. с. о. — органическая часть системы народного образования (См. Народное образование), один из основных путей осуществления всеобщего среднего образования.          В СССР С. с. о. складывается из общего среднего образования, полученного учащимися в средней общеобразовательной школе (См. Средняя общеобразовательная школа) или получаемого окончившими 8 классов школы в средних специальных учебных заведениях, и комплекса теоретических и практических знаний, профессиональных умений и навыков по специальности.          В СССР С. с. о. осуществляется более чем по 450 различным специальностям (См. Специальность), объединённым в отраслевые группы: геологические, горные, энергетические, металлургические, машиностроительные, приборостроительные, электротехнические, радиотехнические, лесотехнические, химические, строительные, геодезические и картографические, гидрометеорологические, с.-х., транспортные, полиграфические, технологии пищевых продуктов, технологии товаров широкого потребления, торговые, планово-экономические, финансово-статистические, юридические, медицинские, физической культуры, педагогические, библиотечные, музыкальные, театральные, художественные. Особая отрасль С. с. о. — Военное образование (см. также Военно-учебные заведения).          Основные типы учебных заведений в системе С. с. о. — Техникумы (промышленные, строительные, транспорта и связи, с.-х., экономические, индустриально-педагогические и др.) и училища (См. Училище) (медицинские, мореходные, педагогические, музыкальные, художественные, хореографические, театральные и др.; см. отдельные статьи об отраслевых группах училищ, например Медицинские училища).

         Для каждой специальности установлен определённый комплекс и объём учебных дисциплин, изучение которых в сочетании с учебной практикой и производственной практикой вооружает учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для овладения специальностью. Учебные предметы, как правило, разделены на три цикла: общеобразовательный, общетехнический (общемедицинский, общепедагогический и др.) и специальный. К предметам общеобразовательного цикла (групп из выпускников 8-х классов) относятся литература, математика, история, физика, химия, иностранный язык и обществоведение. Общее среднее образование, получаемое учащихся средних специальных учебных заведений, по содержанию несколько отличается от того, которое даёт средняя общеобразовательная школа. Так, в техникумах предметы гуманитарного цикла (литература, история и др.) изучаются в меньшем объёме, а математика, физика, черчение — в большем; в художественных и театральных училищах сокращены программы по физике, химии и математике, но расширены по истории, литературе, биологии и др., в медицинских училищах — по биологическим, химическим дисциплинам. Предметы специального цикла определяют профиль подготовки специалиста. Так, в специальный цикл подготовки техника-механика по тракторостроению включены: технология горячей обработки металлов; резание металлов; гидравлика; основы стандартизации; допуски и технические измерения; технология тракторостроения; основы автоматизации производства; техническое нормирование; охрана труда и др. дисциплины.

         Комплекс и объём учебных дисциплин, сроки обучения для каждой специальности определяются учебными планами (См. Учебный план), утверждаемыми для всей системы С. с. о. Министерством высшего и среднего специального образования СССР. Срок дневного обучения для окончивших 8-летнюю школу — от 3 до 4 лет, для выпускников средней школы — 2—3 года (в вечерней и заочной системах обучения обычно на один год больше). Объём обязательных учебных занятий в неделю на дневных отделениях не свыше 36 ч; на вечерних — до 16 ч; занятия с учащихся заочных отделений — главным образом в период лабораторно-экзаменационных сессий: на 1-м и 2-м курсах — до 4 недель (120—140 ч), на 3—5-м курсах — до 6 недель (200—220 ч).          Занятия проводятся в группах постоянного состава (25—30 чел.). Основные организационные формы учебного процесса — Урок, Лекция (на старших курсах, во время лабораторно-экзаменационных сессий для заочников и др.), Лабораторные занятия, учебная, производственная практика, курсовые и дипломные проекты (См. Дипломный проект) (дипломные работы (См. Дипломная работа)). Получают распространение факультативные курсы (См. Факультативный курс) (в училищах искусств — и индивидуальные), на вечерних отделениях и в группах на базе средней школы — семинары.

         Учебные планы предусматривают непрерывность и тесную взаимосвязь теоретических и практических занятий в течение всего периода обучения. Для обучения рабочим профессиям организуются учебно-производственные мастерские, где учащихся приобретают профессиональные навыки (как правило, в процессе изготовления полезной продукции — инструментов, приборов, различных станков и др.). Учебные планы с.-х., геологических и ряда др. специальностей, связанных с сезонными работами, строятся т. о., что все виды практических занятий проводятся во время развёртывания этих работ. По медицинским специальностям проводится периодическая практика в поликлиниках или больницах.

         В музыкальных и художественных училищах, а также в некоторых культурно-просветительских школах изучение теоретических дисциплин сочетается с приобретением учащихся навыков профессионального мастерства в течение всего периода обучения.

         Учащиеся техникумов выполняют 2—3 курсовых проекта по профилирующим предметам специального цикла (обычно по оборудованию и технологии производства), по ряду специальностей — дополнительный проект по деталям машин. По многим промышленным специальностям предусматривается выполнение расчётной курсовой работы по экономике и организации производства. Проверка знаний — в течение всего учебного года, экзамены — по окончании семестра, учебного года (в заочной системе — по всем изучаемым предметам, в дневной и вечерней — по основным, профилирующим). Заключительный этап обучения в техникумах — период дипломного проектирования, в течение которого проверяется готовность будущего специалиста к самостоятельному решению технических вопросов по избранной специальности. Выпускники педагогических, медицинских, художественных, культурно-просветительских и некоторых др. учебных заведений вместо дипломного проекта сдают государственные экзамены, защищают дипломные работы.

         С. с. о. без отрыва от производства осуществляется по сокращённому перечню специальностей. Так, заочная подготовка не проводится по большинству медицинских и художественных специальностей, вечерняя — по с.-х., геологическим, гидрометеорологическим, геодезическим и некоторым др. специальностям. Все виды практики учащихся вечерних и заочных техникумов, училищ (филиалов, отделений, учебно-консультационных пунктов) проходят по месту работы; к моменту окончания обучения они должны иметь не менее года стажа работы по специальности (см. Вечернее образование, Заочное образование).

         Внеклассная работа (общественно-политическая, образовательная, по техническому творчеству, спортивная, занятия различными видами искусства и др.) организуется и проводится комсомольскими и профсоюзными организациями под руководством педагогов.

         В системе С. с. о. работает (1975) более 300 тыс. преподавателей. При ряде вузов организованы факультеты повышения квалификации преподавателей средних специальных учебных заведений (со сроком обучения до 4 мес.), в некоторых вузах (например, в Московской с.-х. академии им. К. А. Тимирязева, Белорус. политехническом институте, Московском кооперативном институте) — специальные педагогические факультеты, готовящие преподавателей для техникумов и училищ.

         Учебники и др. учебную и учебно-методическую литературу для системы С. с. о. выпускают «Высшая школа», «Просвещение» и др. центр, издательства (ежегодно свыше 400 названий специальных учебников и пособий тиражом свыше 11 млн. экз.). Издаётся ежемесячный журнал «Среднее специальное образование».

         Подготовка специалистов планируется в соответствии с потребностями отраслей народного хозяйства (по союзным республикам и стране в целом).

        Приём в средние специальные учебные заведения СССР и выпуск из них по отраслевым группам учебных заведений, тыс. чел.

        ————————————————————————————————————————————————————————————

        |                                                            | 1940                              | 1965                              | 1974                              |

        |                                                            |———————————————————————————————————————-|

        |                                                            | приём        | выпуск       | приём        | выпуск       | приём        | выпуск       |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | Всего:                                                  | 382,9          | 236,8          | 1099,7        | 621,5          | 1377,5        | 1146,1        |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | В том числе:                                        |                   |                   |                   |                   |                   |                  |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | промышленность и строительство        | 80,2           | 21,7           | 445,5          | 250,7          | 550,5          | 454,8         |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | транспорт и связь                                | 22,9           | 8,3             | 88,6           | 50,9           | 114,8          | 92,0           |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | сельское хозяйство                             | 48,1           | 21,5           | 182,1          | 88,1           | 230,0          | 175,5         |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | экономика и право                               | 18,7           | 7,2             | 139,2          | 81,3           | 179,9          | 157,2         |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | здравоохранение, физическая             | 85,5           | 90,4           | 119,6          | 75,9           | 145,3          | 134,5         |

        | культура и спорт                                  |                   |                   |                   |                   |                   |                  |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | просвещение                                       | 117,3          | 85,7           | 101,8          | 59,7           | 125,1          | 107,5         |

        |————————————————————————————————————————————————————————————|

        | искусство и кинематография               | 10,2           | 2,0             | 22,9           | 14,9           | 31,9           | 24,6           |

        ————————————————————————————————————————————————————————————

        

         В 1974/75 учебном году численность учащихся средних специальных учебных заведений по группам специальностей составила (тыс. чел.): геология и разведка месторождений полезных ископаемых — 24,7; разработка месторождений полезных ископаемых — 58,8; энергетика — 198,9; металлургия — 50,6; машиностроение и приборостроение — 540,0; электромашиностроение и электроприборостроение — 141,0; радиотехника и связь — 139,0; химическая технология — 73,7; лесоинженерное дело и технология древесины, целлюлозы и бумаги — 47,6; технология продовольственных продуктов — 163,1; технология товаров широкого потребления — 108,1; строительство — 432,4; геодезия и картография — 13,4; гидрология и метеорология — 7,1; сельское хозяйство — 633,5; транспорт — 287,9; экономика — 625,6; здравоохранение и физическая культура — 431,1; просвещение — 372,2; искусство — 125,0. Расширяется подготовка кадров без отрыва от работы на производстве: в 1940 С. с. о. по вечерней системе обучения получили 2,5 тыс. чел., по заочной — 29 тыс. чел.; в 1965 соответственно 104,7 тыс. и 184 тыс., в 1974 — 133,6 тыс.. и 274,6 тыс. чел.

         За годы Советской власти в системе С. с. о. подготовлено свыше 20 млн. специалистов.

        Численность специалистов со средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве СССР, по специальностям, тыс. чел.

        ———————————————————————————————————————————————————————————-

        |                                                                                         | 1941             | 1965             | 1970             | 1973             |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | Всего специалистов                                                         | 1492             | 7175             | 9988             | 11977           |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | В том числе:                                                                    |                     |                     |                     |                     |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | техников                                                                          | 324               | 2887             | 4333             | 5373             |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | агрономов, зоотехников и ветеринарных фельдшеров      | 89                | 465               | 597               | 698              |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | плановиков и статистиков                                                 | 31                | 571               | 950               | 1248             |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | товароведов                                                                     | 5                  | 219               | 396               | 520              |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | юристов                                                                           | 6                  | 16                | 21                | 26                |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | медицинских работников (включая зубных врачей)           | 393               | 1454             | 1862             | 2125             |

        |———————————————————————————————————————————————————————————|

        | педагогов, библиотечных и культурно-просветительных   | 536               | 1282             | 1459             | 1559             |

        | работников                                                                       |                     |                     |                     |                     |

        ———————————————————————————————————————————————————————————-

        

         Пути развития советской системы С. с. о. определены в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным образованием» (1974).

         В др. социалистических странах существуют государственные системы С. с. о., отвечающие национальным особенностям и требованиям народного хозяйства. В странах, где системы С. с. о. близки к принятой в СССР (например, Болгария и Монголия), учащихся средних специальных учебных заведений получают общее среднее и профессиональное образование, их теоретическая подготовка органически сочетается с практической. Существенно отличается система С. с. о., принятая в ГДР. В средние специальные учебные заведения принимаются лица, окончившие среднюю школу и имеющие стаж работы на предприятии (1—2 года) или прошедшие 2—3-годичное обучение в профессиональных училищах. В Венгрии в середине 60-х гг. началась реорганизация техникумов в высшие профессиональные школы, призванные готовить младших инженеров узкопрактического профиля. С. с. о. на Кубе дают главным образом технологические институты, занимающиеся по учебным планам, сходным с учебными планами советских техникумов.

         Организуется С. с. о. в развивающихся странах Азии и Африки. В Алжире, например, успешно работают созданные с помощью СССР нефтяной, металлургической и текстильный техникумы. В 1963 Эфиопии передан в качестве дара СССР техникум в Бахр-Даре (ныне Технический институт). В Афганистане по проектам, разработанным в СССР, построены нефтяной и автодорожный техникумы. Многие представители молодёжи стран Африки, Азии и Латинской Америки получают С. с. о. в советских техникумах и училищах.

         Разнообразны системы С. с. о. в капиталистических странах. Во Франции в технических лицеях готовятся техники и техники со званием Бакалавра, имеющие юридическое право продолжать образование в высшем учебном заведении. Однако получаемые ими специальные знания недостаточно высоки, поэтому во многих лицеях есть отделения «высших техников», на которых даётся хорошая теоретическая и практическая подготовка по специальности. «Высшие техники» обычно занимают младшие технические должности на производстве, в строительстве, работают техниками-конструкторами. Выпускники обычных отделений французских лицеев, получившие звание техника, как правило, принимаются фирмами на должности чертёжников или квалифицированных рабочих, бригадиров (с личным выполнением конкретной квалифицированной работы). С. с. о. во Франции дают также двухгодичные педагогические училища.

         В США С. с. о. осуществляют младшие колледжи, сеть которых во многих штатах после 1960 стала быстро развиваться. В колледжи принимаются лица, имеющие общее среднее образование в объёме 12 классов, Учащиеся могут по желанию выбрать программу, отвечающую младшим курсам высшего учебного заведения. Но т.к. обучение в младших колледжах платное (плата иногда достигает нескольких сот долларов в год), многие выбирают сокращённый курс с несколькими общетехническими дисциплинами, но пониженной физико-математической программой, который даёт возможность окончившему получить низшую техническую должность в различных фирмах. Во многих колледжах можно по вечерам (за особую плату) дополнительно изучать различные профилирующие дисциплины и приобрести некоторые практические навыки в лабораториях и кабинетах. Лучшие младшие колледжи осуществляют обучение по большому количеству (60—100) профилирующих дисциплин. Некоторые частные фирмы организуют т. н. технические институты (например, Радиоинститут СА в Нью-Йорке, Капитолийский радиотехнический институт в Вашингтоне и др.), которые дают учащихся за высокую плату достаточную практическую подготовку по специальности, Однако учебные планы этих институтов обычно не включают общенаучные и гуманитарные дисциплины.

         Лит.: Кузьмин Б. А., Техникумы и училища СССР, М., 1974.

         Б. А. Кузьмин.

doc.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *