Срок президентства в россии по конституции 2019 – 4. |

Содержание

Путин. Третий срок. Легитимность кандидата. Статья 81 Конституции.: langohrigel

Не хотелось поднимать эту тему, потому как для меня она казалось очевидной, но учитывая, что данная тема всплыла в блоге уважаемого мной Андрея Илларионова (http://aillarionov.livejournal.com/390689.html), дам с профессиональной точки, некоторые разъяснения, почему нет основании говорить, что Путин не может избираться третий раз на должность Президента.

Я не сторонник Путина, но, как говорится: истина дороже.

Итак, начнем с пресловутой части 3 статьи 81 Конституции РФ.

«3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.»

Казалось бы, понимание этого предложения должно быть однозначным, что не допускается более двух сроков подряд занимать определенную должность. Но нет, сторонниками иной точки зрения, приводится в качестве аргумента определение Конституционного Суда РФ от  от 05.11.1998 №134-О «По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации». При этом суть этого определения не рассматривается а выдергивается из контекста одна фраза: «Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго «Заключительные и переходные положения», не допускает.»

Этого определения, я коснусь позднее, а, сперва, все же посмотрим на часть 3 статьи 81 Конституции РФ.

Не вдаваясь в подробности правил толкования права (закона), остановимся на том, что норма, записанная в законе, выражает волю законодателя. Говоря простым языком: законодатель, прописывая определенное предложение, имел в виду определенный смысл или замысел, который он вкладывал в это предложение. Сразу оговоримся, что ни один законодатель не вкладывает «двойной» смысл в норму права, если, конечно, не действует под чьим-то принуждением.

При разработке и принятии действующей Конституции принуждения не было. Было два варианта. Они то и помогут нам понять волю законодателя. Этот способ толкования в юриспруденции называется историческим.

Прежде всего, стоит обратиться к истории возникновения института президентства в нашей стране.


Институт президентства был введен в СССР путем внесения изменений в Конституцию СССР от 14 марта 1990 года.

Об ограничении пассивного права — права быть избранным на должность президента СССР  в Конституции СССР была следующая норма: «Одно и то же лицо не может быть Президентом СССР более двух сроков.».

В РСФСР институт президентства был введен в Конституцию позднее: 24 мая 1991 года. Эти изменения уже имели иное изложение: «Одно и то же лицо не может быть Президентом РСФСР более двух сроков подряд.» (ст.121.2).

Итак, на лицо разница между изложенными статьями, которая делает явным смыл слова «подряд», то есть по сравнению с вариантом Конституции СССР, Конституция РСФСР ограничивала только возможность избрания на два срока подряд, предоставив возможность избираться в дальнейшем, по истечении срока (сроков), когда на должность президента избран другой кандидат.

Такая же разница была и в проекте конституции РФ, один из которых разрабатывался конституционной комиссией, другой – администрацией Президента.

В проекте, разработанном конституционной комиссией,  были те же ограничения пассивного избирательного права относительно должности Президента, что и, ранее, в Конституции СССР: «Никто не может быть избран на должность Президента РФ более двух раз.» (ст.93 проекта). Президентский же проект, действующий сейчас, расширил пассивное избирательное право, в корне переделав смысл: «…не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд». Как видим, здесь речь идет даже не об избрании, а о занятии должности двух сроков подряд, тем самым смысл нормы в корне изменился. То есть речь идет о том, что количество избраний не ограничено, а вот занимать должность подряд больше двух сроков запрещено.

Итак, исходя из исторического толкования, воля законодателя, выраженная в приведенной выше норме Конституции, определяется достаточно просто: избираться сколько угодно раз, но занимать должность не более двух сроков подряд.

Теперь перейдем к структуре законодательных актов. На первом месте по верховенству стоит Конституция, за ней по иерархии следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные законы дают легальное и полное описание норм, установленных в Конституции. Проще говоря, разъясняют детали тех или иных норм и прав, закрепленных в Конституции. И не должны противоречить ей. Пока нормы федерального закона не оспорены или их неконституционность не выявлена в ходе правоприменительной практики (что встречается больше как нонсенс), федеральный закон считается соответствующим Конституции и обязательным к применению.

Для ст.81 Конституции  существует два нормативных акта, которые разъясняют ее положения. Это ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» и ФЗ «О выборах Президента…».

И что же говорит ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» относительно возможности избираться Президентом РФ? Ст.4 говорит следующее: «Федеральным законом могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность (Президент РФ – ст.2)  более установленного количества сроков подряд…» То есть речь идет не об абсолютном ограничении пассивного избирательного права запрещением избираться должность более определенного количества раз, а о временном ограничении пассивного избирательного права, выраженного в ограничении права на занятие должности подряд несколько сроков.

Так как здесь идет отсылка к иному Федеральному закону, а именно ФЗ «О выборах Президента…» смотрим, что написано в нем (ст.3): «Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.» Вот вам и последнее, и еще более полное, уточнение нормы, содержащейся в ч.3 ст.81 Конституции.

А как же определение Конституционного Суда, про которое речь шла вначале?

Прежде всего обратимся к ФКЗ «О Конституционном суде».

Статья 71: «Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах…4 (толкование Конституции) части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.»

Цитируемый же акт Конституционного Суда называется определением, следовательно, в качестве толкования нормы права (ст.81), содержащейся в Конституции, он рассматриваться не может.

Дальше смотрим, о чем вообще была речь в этом определении: «Государственная Дума просит разъяснить, является ли срок осуществления полномочий Президента Российской Федерации, избранного до вступления в силу ныне действующей Конституции Российской Федерации и осуществлявшего установленные Конституцией Российской Федерации полномочия со дня ее вступления в силу, сроком, предусмотренным статьей 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, т.е. является ли срок осуществления полномочий Президента Российской Федерации, указанный в пункте 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации, первым из двух сроков, предусмотренных ее статьей 81 (часть 3). Государственная Дума полагает, что на следующих выборах на должность Президента Российской Федерации может быть избрано лишь лицо, не занимавшее ранее эту должность.» То есть речь идет о взаимосвязи двух статей и порядке исчисления срока (считать ли первый срок Ельцина первым сроком в понимании ч.3 ст.81). Но речи о том, что данная норма является аналогом нормы, закрепленной ранее в конституции СССР и проекте конституции РФ («Никто не может быть избран на должность Президента более двух раз») не идет.

И что же отвечает Конституционный суд в резолютивной части определения?  Он отвечает на тот вопрос, который был перед ним поставлен: «Производство по делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации прекратить в связи с отсутствием неопределенности в их понимании, поскольку в соответствии с ними Президент Российской Федерации до выборов в июне — июле 1996 года осуществлял свои полномочия первый срок и был в 1996 году избран на второй срок подряд.» Ни слова о толковании этой нормы в ином смысле….

Ну а цитируемую так часто фразу надо тоже читать в совокупности со всем текстом: «Отсутствует неясность в понимании того, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством действующий Президент Российской Федерации занимает свою должность второй срок подряд. Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго «Заключительные и переходные положения», не допускает.» То есть речь идет о том, что действующий президент (Ельцин) не может избираться на следующих выборах. И ничего более.

Так что с формальной юридической точки зрения говорить о нелегитимности избрания или выдвижения Путина оснований нет. А вот с фактической точки зрения, учитывая, что президентская власть, как была, так и оставалась у Путина, несмотря на формального Президента, — наоборот. Однако получить формальных доказательств этого сейчас невозможно.


langohrigel.livejournal.com

особенности, права и требования :: BusinessMan.ru

Одним из важнейших условий для развития государства является личность ее руководителя. Президентский срок, как показала практика, должен быть достаточным, чтобы человек, занимающий высший пост, успел не просто войти в курс дела, но и реализовать программу, с которой шел на выборы. Политологи по-разному относятся к этому фактору. Многие критикуют увеличение президентского срока в России. Тем не менее стоит разобраться с этим подробнее. Демократические принципы невозможно унифицировать, как бы ни стремились к этому элиты. То, что хорошо для небольшого государства, не работает на просторах огромной России. И это следует учитывать при формировании ее законодательства.

Президентский срок: определение и основные признаки

Российская Федерация – молодое государство, с точки зрения принятия основного закона. Понятие «президентский срок» впервые возникло в 1991 году. Именно тогда институт главы государства был введен впервые. В то время действовал еще старый основной закон, в который были внесены все необходимые изменения. Первый президентский срок в России составлял пять лет. Избрали на эту должность Б. Н. Ельцина. К 1993 году разработали новую Конституцию. Она была принята всенародным голосованием. Этот документ изменил президентский срок на четыре года. Какова была необходимость такового решения, народу не рассказали. Дело в том, что демократические принципы были еще новыми для населения. Специалистов, имеющих достаточную теоретическую подготовку и практический опыт, чтобы обосновать длительность работы главы государства, не имелось. Разработчики опирались на историю иностранных государств. Так или иначе, но президента с тех пор избирали на четыре года. Практика показала, что этого времени недостаточно для того, чтобы лидер успел воплотить в реальность свою программу.

Требования к кандидату в президенты

Давайте немного отступим от темы и вспомним, кто может занять основной пост. Все это прописано в Конституции. К кандидату на главную должность в стране предъявляются такие требования:

  • возраст более тридцати пяти лет;
  • гражданство РФ;
  • проживание в стране последние 10 лет;
  • владение одним из европейских языков;
  • отсутствие судимостей;
  • наличие предвыборной программы.

Это формальные правила для того, чтобы претендовать на высший пост главы государства. Самым же главным, тоже записанным в Конституции, является поддержка населения. Президент избирается всенародным голосованием. Это единственная должность, к которой применяется высший демократический принцип. Поэтому президентский срок в России может быть получен только тем человеком, который сумел доказать согражданам свою преданность, мудрость, умение вести страну к ее развитию.

Изменения 2008 года

Практика государственной деятельности показала, что четырех лет мало для того, чтобы провести необходимые реформы, оказать достаточное влияние на изменение социально-экономической ситуации. Здесь следует учесть, что президент РФ имеет колоссальное влияние на все процессы. У него больше власти, чем у глав иных демократических государств. В этом, кстати, учтена традиция России. В ее истории не было управленцев, чего-то добившихся в краткие сроки. Для такого огромного государства характерна инерционность. Изменения идут довольно трудно. Чтобы продемонстрировать избирателю результат работы, необходимо больше времени. В 2008 году тогдашний президент Д. А. Медведев выступил с инициативой о внесении изменений в конституцию по вопросу полномочий главы государство. Этот срок, согласно принятому решению, был продлен до шести лет. Причем действующего, уже избранного ранее, главы страны изменения не коснулись. Согласно закону, на шесть лет избирался президент только с 2012 года. Страна проголосовала за В. В. Путина.

Второй президентский срок

Ввиду сложной международной обстановки довольно много спекуляций в недружественных СМИ посвящено времени пребывания у власти В. В. Путина. Мы не будем останавливаться на них подробно, просто разберем положения Конституции РФ. Согласно основному закону, человек может избираться на главный пост в стране не более двух раз подряд. Уточним: когда у него заканчивается президентский срок, он имеет право опять баллотироваться. Решать же, кому занимать пост, народу. Когда же заканчивается следующий (второй) срок, то претендовать на эту должность личность уже не может. Это будет нарушением закона. Так и произошло в 2008 году. Владимир Путин, проработав президентом два срока подряд, не стал баллотироваться вновь. Он поддержал кандидатуру Дмитрия Медведева. А в 2012 году, к радости народа, принял участие в избирательной кампании.

Сроки президентских полномочий

Деятельность человека, занимающего высшую должность в стране, подпадает под действие законодательства с первого до последнего дня. Это означает, что срок его полномочий строго определен. Согласно конституции он отсчитывается со дня инаугурации. Это дата, когда избранный кандидат приносит в торжественной обстановке присягу народу России. На мероприятии должны присутствовать члены:

  • Совета Федерации.
  • Конституционного суда.
  • Депутаты Госдумы.

Согласно нынешнему законодательству с этого дня отсчитывается шесть лет, если не возникнут иные обстоятельства.

Досрочное прекращение полномочий

Под ними подразумевают конституционно закрепленное право Госдумы выразить недоверие президенту. Такой процедуры в РФ еще никогда не осуществлялось. Обвинить главу государства депутаты гипотетически должны в измене Родине, имея для этого серьезные основания и доказательную базу. К решению вопроса привлекают Конституционный суд.

Зачем продлили срок правления?

Давайте посмотрим на ситуацию здраво. Мы живем в очень сложном мире, важной частью которого является Российская Федерация. Страна имеет глубокие экономические связи с другими государствами, ведет активную внешнюю политику. Влияние России на мировую политику уже никто не отрицает. Выборы – это серьезный стресс для государства. Смена лидера тормозит процесс развития страны. Поэтому желательно дать время политической системе для стабильной работы в выбранном направлении. И оно должно быть достаточным, чтобы достичь хотя бы промежуточных результатов. Глава страны определяет основные направления как внешней, так и внутренней политики. На его плечах, если говорить по-простому, вся страна. Перекладывать такую махину с одних на другие плечи, значит, на время останавливать все процессы. А это опасно в современных условиях, когда мир стоит перед целым рядом общих, глобальных угроз.

Заключение

Мы с вами выяснили, сколько президентский срок в РФ. Он менялся со временем. Нынче составляет шесть лет. Отсчитывают его от даты инаугурации президента. Необходимо отметить, что Россия еще не так долго строит демократию. В стране имеются более серьезные, укоренившиеся за века существования общества, традиции, оказывающие немалое влияние на институт президентства. Люди считают, что глава государства обладает неограниченными возможностями, как дореволюционный царь. Это и хорошо, и плохо одновременно. Согласитесь, к выбору человека, наделенного в народных мыслях такими правами, люди относятся серьезно и ответственно. Случайный кандидат, не отвечающий чаяниям большинства населения, не имеет шансов. С другой стороны, люди требуют от действующего главы страны невозможного. А сами-то что делают для улучшения своей жизни? Вы пытались разобраться?

businessman.ru

История института президентства в России. Досье — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 декабря 2017 года опубликовано постановление Совета Федерации РФ о назначении выборов президента РФ на 18 марта 2018 года. С этого момента в России начинается избирательная кампания. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории должности президента в РФ.

История учреждения института президентства

Институт президентства в России ведет свое начало с 15 марта 1990 г. В этот день генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев на III внеочередном съезде народных депутатов СССР был избран президентом Советского Союза.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о государственном суверенитете России. Первоначально съезд высказался против введения в республике поста президента. Однако затем по инициативе трети народных депутатов (согласно требованию Конституции) вопрос об учреждении такой должности был вынесен на всероссийский референдум.

Голосование состоялось 17 марта 1991 г., одновременно с общесоюзным референдумом о сохранении СССР. Всего в списки избирателей были включены 101 млн 776 тыс. 550 человек. Из них приняли участие в референдуме 76 млн 425 тыс. 110 (75,09%). За введение поста президента республики высказались 53 млн 385 тыс. 275 человек (69,85%), против — 21 млн 406 тыс. 152 (28,01%). Недействительными было признано 1 млн 633 тыс. 683 бюллетеня (2,14%). Голосование не проводилось в Северо-Осетинской, Татарской, Чечено-Ингушской и Тувинской автономных республиках, органы власти которых бойкотировали референдум.

24 апреля 1991 г. Верховный совет РСФСР утвердил итоги плебисцита: были приняты законы «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР». 24 мая 1991 г. соответствующие изменения были внесены в действующую на тот момент Конституцию РСФСР 1978 г.

Полномочия президента в 1991 году

Согласно закону, президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в стране. На этот пост мог быть избран гражданин республики не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок президентских полномочий составлял пять лет.

При этом Съезд народных депутатов РСФСР обладал значительно большими полномочиями, чем глава государства. Согласно ст. 104 Конституции, именно съезд являлся высшим органом власти в России. К его исключительному ведению относилось определение внутренней и внешней политики; принятие Конституции и внесение в нее поправок; изменение национально-государственного устройства республики, а также избрание членов Конституционного суда РСФСР.

Кроме того, съезд мог отменять любые акты высшего должностного лица республики. Президент мог назначать главу правительства, а также распускать кабинет министров только с согласия Верховного совета РСФСР (постоянно действовал в период между созывами съезда, избирался на съезде из числа народных депутатов). По Конституции, глава государства не имел права распускать Съезд народных депутатов и Верховный совет РСФСР, а также приостанавливать их деятельность.

Изменения полномочий президента в 1992 году

Выборы первого российского президента состоялись 12 июня 1991 г. Победу на них одержал Борис Ельцин, набравший 57,38% голосов избирателей. 25 декабря 1991 г. РСФСР решением Верховного совета была переименована в Российскую Федерацию, президент республики стал именоваться президентом Российской Федерации.

9 декабря 1992 г. VII съезд народных депутатов РФ расширил полномочия российского парламента. Было установлено, что Верховный совет дает согласие не только на назначение президентом главы правительства, но также и четырех ключевых министров: иностранных дел, обороны, безопасности, внутренних дел. Тогда же парламент получил право назначать председателя Центрального банка РФ.

Изменения были внесены также в ст. 121-6 Основного закона, гласившую, что полномочия президента не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности избранных органов госвласти. Согласно поправке, в случае нарушения этой статьи полномочия президента «прекращаются немедленно».

Кризис 1993 года

В 1992-1993 гг. развернулось острое противостояние между президентом РФ Борисом Ельциным и Съездом народных депутатов РФ. Глава государства стремился ликвидировать конституционные ограничения своих полномочий. Парламент, в свою очередь, выступал против проводимой президентом и его командой социально-экономической и внешней политики. Депутаты также отказывались сохранить за главой государства чрезвычайные полномочия, предоставленные ему на V съезде народных депутатов РСФСР в ноябре 1991 г. для проведения экономической реформы.

21 сентября 1993 г. президент РФ подписал указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе», которым был распущен Съезд народных депутатов и местные Советы, назначены выборы в новый парламент — Федеральное собрание. В тот же день Конституционный суд РФ признал это решение противоречащим Основному закону. Согласно Конституции, Верховный совет РФ прекратил полномочия Бориса Ельцина как главы государства и возложил их исполнение на вице-президента РФ Александра Руцкого.

В течение последующих дней здание Верховного совета на Краснопресненской набережной в Москве было блокировано внутренними войсками и милицией, исполнявшими приказы Ельцина. Митинги сторонников Съезда народных депутатов в течение двух недель встречали силовое противодействие органов МВД. 4 октября 1993 г. верные Борису Ельцину войска после танкового обстрела взяли штурмом здание парламента и арестовали Александра Руцкого, председателя Верховного совета РФ Руслана Хасбулатова и других руководителей оппозиции. Во время октябрьских событий погибли свыше 140 человек, несколько сотен получили ранения.

Полномочия президента РФ в Конституции 1993 года

12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование по проекту новой Конституции. В списки избирателей были внесены 106 млн 170 тыс. 835 человек. В голосовании приняли участие 58 млн 187 тыс. 755 (54,81%) избирателей. Из них 32 млн 937 тыс. 630 (58,43%) проголосовали за принятие Основного закона. Против высказались 23 млн 431 тыс. 333 (41,57%).

В Конституции РФ 1993 г. полномочия президента были значительно расширены. Основной закон исходит из главенствующего положения первого лица в системе государственных органов власти, что отражено и в очередности глав Конституции: глава 4 «Президент Российской Федерации» предшествует главе 5 «Федеральное Собрание». Согласно ст. 80 Основного закона, президент получил статус «главы государства», «гаранта» Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе власти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

В Основном законе к компетенции президента относится определение российской внутренней и внешней политики. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории РФ. Также глава государства получил право единолично принимать решение об отставке правительства (назначение премьера происходит по-прежнему с согласия парламента). Кроме того, президент представляет Госдуме кандидатуру для назначения на должность председателя Центробанка, Совету Федерации — кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда.

Срок пребывания первого лица у власти в 1993 г. был сокращен до четырех лет. Право быть избранными на этот пост получили граждане РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающие в стране не менее 10 лет. Согласно п. 3 Заключительных и переходных положений Конституции, президент Борис Ельцин осуществлял свои полномочия до окончания своего первоначального срока, то есть до 1996 г. (в том же году был переизбран).

Изменения полномочий президента после 2000 года

31 декабря 1999 г. Борис Ельцин объявил о своей досрочной отставке и возложил исполнение обязанностей главы государства на премьер-министра РФ Владимира Путина. 26 марта 2000 г. Владимир Путин был избран президентом России, в дальнейшем переизбирался в 2008 и 2012 гг.

В 2000-е гг. в Основной закон РФ был внесен ряд поправок, которые расширили права главы государства. В соответствии с изменениями от 30 декабря 2008 г., срок полномочий президента был увеличен до шести лет (начиная с выборов 2012 г.).

В 2014 г. глава государства получил право назначать не более 10% (17 человек) членов Совета Федерации РФ. Кроме того, он стал представлять верхней палате Федерального собрания кандидатуры для назначения на должность судей Верховного суда, а также кандидатов на пост генерального прокурора и его заместителей.

tass.ru

История должности президента России. Досье — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 24 апреля 2016 г. исполняется 25 лет со дня учреждения Верховным Советом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) должности президента страны.

История учреждения поста

Институт президентства в России ведет свое начало с 15 марта 1990 г. В этот день генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев на III внеочередном съезде народных депутатов был избран президентом СССР.

12 июня 1990 г. I съездом народных депутатов РСФСР была принята декларация о государственном суверенитете России. Первоначально съезд высказался против введения в республике поста президента. Однако затем по инициативе трети народных депутатов (согласно требованию Основного закона) вопрос об учреждении такой должности был вынесен на всероссийский референдум.

Соответствующее голосование состоялось 17 марта 1991 г., одновременно с общесоюзным референдумом о сохранении СССР. Всего в списки избирателей были включены 101 млн 776 тыс. 550 человек. Из них приняли участие в референдуме 76 млн 425 тыс. 110 (75,09%). За введение поста президента республики высказались 53 млн 385 тыс. 275 человек (69,85%), против — 21 млн 406 тыс. 152 (28,01%). Недействительными были признаны 1 млн 633 тыс. 683 бюллетеней (2,14%). Голосование не проводилось в Северо-Осетинской, Татарской, Чечено-Ингушской и Тувинской автономных республиках, органы власти которых бойкотировали проведение референдума.

Референдум о сохранении СССР и введении поста президента РСФСР 1991 года. Досье

24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР утвердил итоги плебисцита: были приняты законы «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР». 24 мая 1991 г. соответствующие изменения внесены в действующую на тот момент Конституцию 1978 г.

Формула распада: 25 лет референдуму о сохранении СССР. Спецпроект ТАСС

Полномочия президента в 1991 года

Согласно закону, президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в стране. На этот пост мог быть избран гражданин республики не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок президентских полномочий составлял пять лет.

При этом съезд народных депутатов РСФСР обладал значительно большими полномочиями, чем глава республики. Согласно ст. 104 Конституции, высшим органом власти в России являлся Съезд народных депутатов РСФСР. К его исключительному ведению относились определение внутренней и внешней политики; принятие Конституции и внесение в нее поправок; изменение национально-государственного устройства республики, а также избрание Конституционного суда РСФСР. Кроме того, съезд мог отменять любые акты высшего должностного лица республики. Президент мог назначать главу правительства, а также распускать кабинет министров только с согласия Верховного Совета. Не имел права распускать Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, а также приостанавливать их деятельность.

Изменения полномочий президента в 1992 году

Выборы первого российского президента состоялись 12 июня 1991 г. Победу на них одержал Борис Ельцин, набравший 57,38% голосов избирателей.

25 декабря 1991 г. РСФСР решением Верховного Совета была переименована в Российскую Федерацию, президент РСФСР стал именоваться президентом Российской Федерации.

9 декабря 1992 г VII Съезд народных депутатов РФ расширил полномочия российского парламента. Было установлено, что Верховный Совет дает согласие не только на назначение президентом главы правительства, но и также и четырех ключевых министров: иностранных дел, обороны, безопасности, внутренних дел. Тогда же парламент получил право назначать председателя Центрального банка РФ. В ст. 121-6 Основного закона, гласившую, что полномочия президента не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности избранных органов госвласти, также были внесены изменения. Согласно поправке, в случае нарушения этой статьи полномочия президента «прекращаются немедленно».

Кризис 1993 года

В 1992-1993 гг. развернулось острое противостояние между президентом РФ Борисом Ельциным и Съездом народных депутатов РФ. Глава государства стремился ликвидировать конституционные ограничения своих полномочий. Парламент, в свою очередь, выступал против проводимой президентом и его командой социально-экономической и внешней политики. Также депутаты отказывались сохранить за главой государства чрезвычайные полномочия, предоставленные ему осенью 1991 г. для проведения экономической реформы.

21 сентября 1993 г. президент РФ выпустил указ номер 1400 «О поэтапной конституционной реформе», которым был распущен Съезд народных депутатов и Советы, назначены выборы в новый парламент — Федеральное собрание. Митинги сторонников Съезда народных депутатов в течение двух недель встречали силовое противодействие органов МВД, занявших сторону президента Ельцина. 4 октября 1993 г. верные Борису Ельцину войска, после танкового обстрела, взяли штурмом здание парламента и арестовали Александра Руцкого, Руслана Хасбулатова и других руководителей оппозиции. Во время октябрьских событий погибли свыше 140 человек, несколько сотен получили ранения.

Полномочия президента РФ в Конституции 1993 года

12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование по проекту новой Конституции. В списки избирателей, по данным ЦИК, были внесены 106 млн 170 тыс. 835 человек. В голосовании приняли участие 58 млн 187 тыс. 755 (54,81%) избирателей. Из них 32 млн 937 тыс. 630 (58,43%) проголосовали за принятие Основного закона. «Против» высказались 23 млн 431 тыс. 333 (41,57%).

В Конституции РФ 1993 г. полномочия президента были значительно расширены. Основной закон исходит из главенствующего положения первого лица в системе государственных органов власти, что отражено даже в очередности глав Конституции: глава 4 «Президент Российской Федерации» предшествует главе 5 «Федеральное Собрание». Согласно ст.80 Основного закона президент получил статус «главы государства», «гаранта» Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе органов госвласти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

В Основном законе к компетенции президента относится определение российской внутренней и внешней политики. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории РФ. Также глава государства получил право единолично принимать решение об отставке правительства (назначение премьера происходит по-прежнему с согласия парламента). Кроме того, президент представляет Госдуме кандидатуру для назначения на должность председателя Центробанка, Совету Федерации — кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда.

Срок пребывания первого лица у власти в 1993 г. был сокращен до четырех лет. Право быть избранными на этот пост получили граждане РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающие в стране не менее 10 лет. Согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции президент Борис Ельцин осуществлял свои полномочия до окончания своего первоначального срока, то есть до 1996 г. (в том же году был переизбран).

Изменения полномочий президента после 2000 года

31 декабря 1999 г. Борис Ельцин объявил о своей отставке и возложил исполнение обязанностей главы государства на премьер-министра РФ Владимира Путина.

В 2000 г. Владимир Путин был избран президентом России, в дальнейшем избирался в 2008 и 2012 гг.

В 2000-е гг. был принят ряд поправок в Основной закон, которые расширили полномочия главы государства. В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию 30 декабря 2008 г., срок полномочий президента был увеличен до шести лет (начиная с выборов 2012 г.).

В 2014 г. глава государства получил право назначать не более 10% (или 17 человек) членов Совета Федерации РФ. Кроме того, в соответствии с поправками в Конституцию, он стал представлять верхней палате парламента кандидатуры для назначения на должность судей Верховного суда, а также кандидатов на пост Генерального прокурора и его заместителей.

tass.ru

На какой срок избирается Президент РФ?

На какой срок избирается президент РФ, увы, известно далеко не каждому россиянину. Поначалу это срок составлял 4 года, но уже в 2008 году действующим на тот период главой государства Д. Медведевым было поддержано решение о внесении изменений в Конституцию РФ 1993 г., касающихся продления срока президентства. 

На сколько избирается президент РФ?

Со скольки лет можно стать президентом РФ? 

На сколько избирается Президент РФ?

Согласно ст. 81 основного закона страны, президент РФ избирается на срок, равный 6 годам.  Первым Президентом, избранным в 2012 г. на 6-летний срок (до 2018 г.) является В. Путин.

Увеличение срока объясняется, в частности, тем, что 4 лет недостаточно для проведения реформ и решения в полном объеме задач социально-экономического и политического характера. Да и граждане не могут дать объективной оценки деятельности главы государства за столь непродолжительный период времени.

Выборы президента, согласно российскому законодательству, осуществляются путем проведения тайного всенародного голосования; о дате их проведения сообщается Советом Федерации не позднее чем за 90 дней.

Со скольки лет можно стать президентом РФ?

К кандидатам на столь высокую должность предъявляется ряд требований, которые должны быть ими соблюдены в обязательном порядке. Ведь президент страны, как известно, является гарантом Конституции и главнокомандующим, представляет Россию как внутри нее, так и за ее пределами. Одним из основных требований является возраст кандидата — он должен быть не менее 35 лет.

Но это не единственное условие, есть и ряд других:

  • гражданство РФ и проживание на территории страны минимум 10 лет;
  • отсутствие судимостей;
  • владение как минимум одним из европейских языков;
  • наличие предвыборной программы и др.

Важно также помнить, что один и тот же гражданин может избираться на пост главы государства не более чем на 2 срока подряд.

nsovetnik.ru

Про Конституцию и допустимое количество президентских сроков

http://7×7-journal.ru/post/103588

Ярославская область
  • Регион
    • А
    • Архангельская область
    • Б
    • Белгородская область
    • Брянская область
    • В
    • Владимирская область
    • Вологодская область
    • Воронежская область
    • И
    • Ивановская область
    • К
    • Калининградская область
    • Калужская область
    • Республика Карелия
    • Кировская область
    • Республика Коми
    • Костромская область
    • Курганская область
    • Курская область
    • Л
    • Липецкая область
    • М
    • Республика Марий Эл
    • Республика Мордовия
    • Мурманская область
    • Н
    • Новгородская область
    • О
    • Орловская область
    • Оренбургская область
    • П
    • Пензенская область
    • Псковская область
    • Р
    • Рязанская область
    • С
    • Смоленская область
    • Т
    • Тамбовская область
    • Тверская область
    • Тульская область
    • Тюменская область
    • У
    • Республика Удмуртия
    • Ульяновская область
    • Город Усинск
    • Город Ухта
    • Х
    • Ханты-Мансийский АО
    • Ч
    • Республика Чувашия
    • Я
    • Ямало-Ненецкий АО
    • Ярославская область
    • Права человека

7×7-journal.ru

Конституция РФ: настало ли время для перемен?

Кроме того, что новая конституция РФ закрепила принцип разделения властей и сделала серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России, ее нормам впервые в истории страны было придано прямое действие. Это означает, что любой человек может защитить свои права, ссылаясь на конституционные нормы. Ими же в первую очередь должны руководствоваться судебные и иные государственные органы при рассмотрении дел и решений спорных вопросов.

УНИКАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСЕСУС

Вспоминая, как создавалась конституция РФ в 90-х годах, бывший государственный секретарь РСФСР Геннадий Бурбулис подчеркивает, что этот документ стал уникальным политическим консенсусом.

«Конституция создавалась в условиях критических и даже трагических, когда было жестокое противостояние части Верховного совета и президента Ельцина, имею в виду 93-й год. И, в конечном счете, через конституционное совещание удалось выработать единый текст, он же был вынесен на общенародное голосование. Это было уникальное совершенно такое юридическое консенсусное преодоление этого кризиса», — сказал Бурбулис.

«Есть такое устойчивое убеждение, что, победив мятежников, президент Ельцин конституцию, в конечном счете, отредактировал, помня всегда об этой опасности. Исчезла должность вице-президента, появились дополнительные полномочия у главы государства, в том числе и в сфере законодательства… Это все и сегодня иногда рассматривается как избыточные президентские полномочия», — добавил политик.

Профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор исторических наук Дмитрий Гутнов напомнил, что «у нас в стране было с 1905 года немыслимое количество конституций: 1905 год, 1918 год, 1924 год, 1936 год, 78-й… и вот конституция независимой России – 1993 год». И во всех этих документах, по мнению историка, глава государства всегда занимал особенное положение.

Председатель совета директоров Фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский, вспоминая, как создавался главный юридический документ РФ в 90-е годы, отметил, что конституция «была вдохновлена и ориентировалась на ведущие и наиболее развитые конституционные модели, в том числе европейские — в частности, на Францию».

«У нас очень много общего с французской конституционной системой. И что касается сроков полномочий президента и парламента, то тут мы пошли немножко по другому пути и вот эти четырехлетние сроки позаимствовали у американцев, потому что у тех же, например, французов долгое время срок президентских полномочий в пятой французской республике был 7 лет», — сказал эксперт.

НУЖНЫ ЛИ ИЗМЕНЕНИЯ?

Двадцать лет, отмечает Бадовский, это небольшой срок для работы конституционной модели. «И, естественно, со временем может накапливаться определенный опыт и нарабатываться какая-то практика, в результате которой могут возникать вопросы о поправках в конституции… Конституция не тот документ, (куда – ред.) по любому поводу надо лезть руками, и действительно необходимость изменений может накапливаться, но все равно – это процесс долгий», — считает политолог.

Конституция может быть изменена только при серьезном трансформировании самого общества, отметил и первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов.

«Конституция, конечно, и сейчас актуальна. Конституция – такой документ, в который нужно вносить изменения не тогда, когда хочется, а тогда, когда это неизбежно. Надо понимать, что конституция всегда отражает некий баланс общественных сил, и пока этот баланс в обществе не меняется, серьезных изменений в конституции быть не может. Баланс сил не слишком поменялся в последние годы, поэтому я не думаю, что какие-то серьезные изменения могут быть внесены в конституцию в ближайшее время и что они нужны», — сказал он.

Однако гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что «конституция, конечно, не священная корова, и, как основной закон страны, она должна меняться, но меняться очень осторожно». Например, политолог считает нужным отредактировать в документе часть, связанную с приоритетом международного права.

«Прежде всего, вызывают очень много вопросов признание в конституции приоритета международного права над национальным законодательством – это дает возможность воздействовать на Россию извне, подвергая ее различного рода унижениям и обременениям», — сказал эксперт. Он добавил, что «необходимо избавиться от этой странной зависимости, которая, видимо, по неосторожности была внесена в первоначальный текст конституции в 1993 году».

По мнению же главы президентского Совета по правам человека (СПЧ), одного из авторов ныне действующего закона о СМИ Михаила Федотова, прежде чем говорить о каких-либо изменениях в конституции РФ, нужно использовать весь ее потенциал.

ria.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *