ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: УНИТАРНОЕ ИЛИ ФЕДЕРАТИВНОЕ?
Государство – сложная политическая организация, обладающая рядом отличительных особенностей. Для того чтобы функции, ради которых данный институт был создан, эффективно выполнялись на практике, требуется соотнесение государственной формы с этими характеристиками.
Территория государства как один из главных его признаков выступает важным элементом в построении эффективно функционирующего государства.
Вопрос эффективной организации территориального пространства государства не теряет своей актуальности со временем ввиду происходящих изменений государственных форм, образования новых типов внутри уже существующих основных территориально-организационных структур. Процесс развития, трансформации государства требует совершенствования его устройства, поэтому проблема поиска идеальной административно-территориальной структуры до сих пор находится под пристальным вниманием ученых. Она имеет и теоретическое, и практическое значение, так как именно форма территориального устройства государства выступает одним из факторов, определяющих эффективность управления, правопорядок, законность, а также результативность реформ различных сфер жизнедеятельности.
Для начала нужно отметить, что необходимость организации пространства возникает в связи с ограниченностью деятельности государства его площадью. Соответственно обеспечение охраны правопорядка, реализация экономической, социальной и других функций невозможны без единой территориальной структуры, особенно при большой численности населения и значительных размерах территории.
Итак, организация территориального пространства, безусловно, необходима. Для решения этой проблемы выделяют две основных структуры, функционирующие в странах современного мира: унитарная и федеральная. Каждая из них имеет набор условий, основу для существования, а также свои отличительные черты. Чтобы понять, какое устройство является более или менее эффективным, «идеальным», рассмотрим основные особенности унитаризма и федерализма.
Подавляющее большинство государств современного мира унитарные. Государство с такой формой территориального устройства характеризуется тем, что в своей структуре оно содержит административно-территориальные единицы, которые не обладают собственным правовым статусом, конституцией или гражданством. Решения, принятые на высшем уровне власти, распространяются на все единицы. Центральное правительство, обладающее всей полнотой власти, может проводить политику централизации или децентрализации, приближая государство к федеративному устройству во втором случае.
Несмотря на то, что большинство государств унитарны, некоторые страны, являющиеся политическими и экономическими лидерами (США, Австралия, ФРГ), характеризуются федеративным устройством. Как отмечает доктор юридических наук Д.А. Керимов, федерализм предполагает «существенное ограничение компетенции центральной власти и предоставление широких полномочий субъектам федерации», а также гарантирует равенство всех субъектов федерации и взаимодействие с центральной властью, основанное на принципах демократии [2, С.125]. Таким образом, федеративное государство – это устойчивый союз нескольких самостоятельных государств, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.
Какая из данных форм территориального устройства является более эффективной на практике?
С точки зрения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, идеальным является унитарное государство [9]. Согласно их мнению, по сравнению с федеративным устройством оно имеет ряд таких преимуществ, как высокая сплоченность в процессе труда, интенсивное взаимодействие трудящихся. Действительно, в такой стране, как, например, Франция, где территория представлена относительно небольшой площадью и национальный состав населения практически однороден, данное устройство действенно. Однако, обращая внимание на соседнее государство – Великобританию, где проживают разные народы: английский, шотландский, валиийский, ландский, К. Маркс и Ф. Энгельс признавали актуальность федеративного устройства [5]. По их мнению, оно позволит предупредить дифференциацию или же объединение классов трудящихся на основе народности. Следовательно, несмотря на то, что унитаризм способствует целостности, устойчивости государства, а также упрощает систему управления, он не решает ряд проблем. Унитарная форма государственного устройства не может полностью учитывать социально-экономические, культурные, национальные, территориальные, религиозные, политические и другие особенности всех народов, принижение статуса национальных меньшинств может привести к появлению разногласий, конфликтов, опасно негативными последствиями.
Рассмотрим другую точку зрения. Русский философ-революционер А. Бакунин выступал за создание федерации как идеального государства, «вольной организации народом своих собственных интересов снизу-вверх, без всякого вмешательства, опеки, насилия сверху» [1]. М.А. Бакунин также допускал существование федеративного устройства не только для одного российского государства, но и для остальных стран. Право автономии нации, уход от централизованного режима к контролю за деятельностью государственных органов со стороны граждан, участие территориальных образований в управлении – все эти принципы актуальны для федеративного государства до сих пор.
В современном мире федеративное устройство считается более эффективным по сравнению с унитарным в силу того, что ряд федеративных государств, таких как США, Швейцария, Австрия и другие, добились успеха в политическом и экономическом плане, а также занимают лидирующее положение по отношению к другим странам. Переход государств от унитарных форм к федерализму или объедение в новые федерации объясняется также тенденцией демократизации, ведь изначально федерация рассматривалась как форма территориального устройства, соответствующая демократическому политическому режиму. Данное мнение разделяли Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А. Токвиль. Действительно, федерализм предусматривает разграничение предметов ведения, тем самым предотвращая монополию на власть, активизирует политическое участие населения в управлении, а также способствует эффективным нововведениям путем апробирования их на региональном уровне. Идеальный случай по А. Токвилю соответствует ситуации, когда «союз свободен и счастлив, словно маленькая страна, и вместе с тем его уважают, как страну большую» [7, С. 137]. Также по мнению Г.И. Королевой-Конопляной, если центральная власть в государстве теряет контроль, федерализм выступит действенным инструментом по урегулированию конфликтов, предоставляя административно-территориальной единице самостоятельность в принятии решений [3, С. 3]. Однако, несмотря на то, что федеративное устройство в большей степени отражает демократические начала, оно также сталкивается с рядом проблем. В XX веке с распадом Югославии и Чехословакии, предпочтительность данной структуры оказалась под сомнением. Проблема нарушения принципов федерализма может встретиться даже в относительно стабильном государстве. Например, в США существуют объединения, которые выступают за отделение некоторых штатов от федерации в силу их особенностей (население Юго-восточных штатов преимущественно темнокожее, а в Юго-западных штатах велика доля мексиканцев). Эгоизм субъектов, их социально-экономическое неравенство, а также проблемы координации сверху могут привести к негативным результатам. Например, в России особенно остро стоит проблема контрастности регионов в плане социально-экономического развития (3-е место в мире по неравенству регионов на 2013 год, когда в самом богатом регионе доходы населения превышали доходы в самом бедном в 25 раз [4]). Таким образом, федеративное устройство не может быть названо «идеальным» в полной мере. Ему присущи как достоинства, так и недостатки.
Итак, при какой организации территориального пространства государство будет работать идеально? На основе данной оценки у меня сформировалось мнение по данному вопросу. Как мне кажется, по своей природе универсальной, идеальной формы государства не существует. И форма административно-территориального устройства благоприятная для одного государства, может быть совершенно не подходящей для другого. Применение таких форм территориального устройства как унитарное государство и федерация может дать более или менее эффективный результат и быть «идеальным» для конкретного государства. В таком случае необходимо переформулировать вопрос: «Какова наиболее подходящая (идеальная) форма административно-территориального устройства для определенного типа государства?»
Известно, что в основе административно-территориального деления страны лежат определенные факторы, те или иные характеристики государства. Первым из них выступает этнический (этнокультурный) фактор. В зависимости от количества национальностей, проживающих в том или ином государстве, должна быть сформирована сетка территориального деления. Так, для многонациональных государств, где вне зависимости от желания государственных деятелей выделяются этнические ареалы, обладающие собственной идентичностью, актуальным будет федеративное устройство. Примерами такого устройства являются Индия, Нигерия, Пакистан. Этнический фактор выделяется и в унитарных государствах с высокой степенью децентрализации власти. В Испании некоторые регионы являются этнически окрашенными (Каталония, Галисия). Этнический фактор связан с острой проблемой верного соотношения принципа целостности государства и стремления народов, проживающих на данной территории, к самоопределению. Выделение каждого национального меньшинства в отдельную территориальную единицу в федерации может привести к проблеме сепаратизма (ситуация в Чечне и Дагестане по состоянию на 1999 год). А появление этнически окрашенных регионов при унитаризме грозит стремлением с их стороны к большей автономии, чем в других районах. Таким образом, каждая из данных форм допустима, однако предпочтение отдается федеративному устройству ввиду того, что при данной форме и самостоятельности административно-территориальных единиц интересы и особенности регионов, а также проживающих в них этнических групп будут учтены в большей степени, чем при политике децентрализации в унитарной форме.
Вторым фактором выступают исторические особенности. Невозможно оставить без внимания деление территории, утвердившееся в течение длительного временного периода и ставшее своего рода традицией. Устойчивые структуры со своей идентичностью, корнями, самосознанием, сформировавшиеся из феодальных форм, в ОАЭ, Малайзии, Германии, Австрии служат тому примером.
Природно-географический фактор не менее важен для административно-территориального деления. В частности, особое значение здесь играет физико-географическая раздробленность, которая служит стимулом к децентрализации власти. Если рассматривать обособленные острова или их группы, можно заметить характерное для них стремление к автономии. Федеративные штаты Микронезии – это четыре штата, границы которых совпадают с группами Каролинских островов. Сложно предположить эффективное воздействие центрального правительства на столь удаленные и самостоятельные по своей территориальной природе административные единицы, поэтому федеративное устройство в данном случае более актуально. В странах же, не имеющих отделенных в силу физико-географических особенностей единиц, а также располагающихся на относительно небольшой территории, унитаризм будет более эффективен.
Таким образом, можно сделать вывод, что выбор идеальной (подходящей) формы территориального устройства должен учитывать опыт, накопленный в ходе исторического развития государства, этнические, а также природно-географические особенности.
Рассматривая нашу страну, можно отметить, что распад СССР доказал невозможность существования унитарной административно-территориальной структуры в России. На основе прошлого опыта был сделан вывод, что для учета региональных, социально-экономических, историко-культурных особенностей необходимо формирование федеративного государства.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что «чистые» в теории формы административно-территориального устройства на практике расплываются. Институты, характеризующие федеративные государства, встречаются и в унитарных структурах. Так современная административно-территориальная структура унитарного государства подразумевает сочетание контроля из центра и развитое местное самоуправление. Ведь в демократическом государстве каждая территориальная единица и ее объединения, представляющие интересы населения, должны обладать политическими свободами [8, С. 59]. Е.С. Строев отмечает, что не существует такой федерации, в которой не используются методы унитарных стран, потому что определенные функции могут быть выполнены только центром, а не регионами. «Осуществляя данные функции, федеральный центр действует по принципу централизма» [6, С. 23].
Идеальной формы административно-территориального устройства для всех государств не существует. Сегодня некоторые страны все еще находятся в состоянии разработки модели территориального устройства эффективной для них. В настоящий момент Коморские острова занимаются поиском компромиссного решения для трех частей федерации, а также путей укрепления непрочной центральной власти. Или, например, несколько лет назад в штатах Микронезии на референдуме были изменены принципы государственного устройства [8, С.54].
Итак, ни федеративная, ни унитарная территориально-организационная структура государства неидеальна в силу своих особенностей. Нельзя спроектировать оптимальное устройство, подходящее для каждой страны, так как на территориальную организацию государства влияют определенные факторы. Однако построение подходящей формы административно-территориального устройства для определенного типа государства реально, это то, что должно реализовываться каждой страной на практике.
Список литературы:
- Глазков П.В. Принцип федерализма М.А. Бакунина и современная Россия. – С. 1.
- Керимов Д.А. О свободе, равенстве и равноправии // Социологические исследования. – 1994. – № 8-9. – С.120-126.
- Королева-Конопляная Г.И. В поисках средства соединения разделенного // Федерализм. – 1996. – №. 3. – С. 3-11.
- Россия — на третьем месте в мире по неравенству регионов [Электронный ресурс] // Финмаркет: сайт. – URL: http://www.finmarket.ru/main/article/3303366 (дата обращения: 12.10.2015).
- Сталин И.В. Против федерализма [Электронный ресурс]. – URL: https://www.marxists.org/russkij/stalin/t3/against_federalism.htm (дата обращения: 12.10.2015).
- Строев Е.С. Российский федерализм: нужно идти дальше общих формул. // Федерализм. – 1996. – № 3. – С. 23 – 25.
- Токвиль А. Демократия в Америке. — М.: Прогресс, 1992. — 554 с.
- Туровский Р.Ф. Баланс отношений «центр-регионы» как основа территориально-государственного строительства // МЭиМО. – 2003. – №. 12. – С. 54-65.
- Хропанюк В.Н. Теория государства и права [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер: [сайт]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Hrop/05.php (дата обращения: 12.10.2015).
sibac.info
Какие государства являются федеративными 🚩 какие из перечисленных 🚩 Политика
Федеративное – это сложное комплексное государство, состоящее из двух и более государственных образований или полноценных государств, которые называются субъектами федерации. Они не имеют единого названия и в каждой отдельной федерации могут именоваться по-разному. Например, земли, области, штаты, кантоны и т.д.
При объединении все члены федерации формируют совершенно новое государство, и некоторые собственные властные полномочия передают общим федеральным органам власти. При этом ограничивается суверенитет самих элементов федерации.
Разделение полномочий между органами власти самой федерации и ее субъектами фиксируется в специальном договоре (федеративном договоре) или в конституции. Получается, что в федерации имеется две системы органов государственной власти: субъектов федерации, которые имеют права самостоятельно решать и разбирать оставшиеся в их ведении вопросы, а также федеральные, чьи решения распространяются на всех членов федерации.
Законы в федеративном государстве также делятся на два вида. Первый – федеральные, обязательные для выполнения всеми субъектами. Второй – законы членов федерации, функционирующие лишь на территории того субъекта, органами которого они были приняты. При этом крайне важно, чтобы законы субъектов полностью соответствовали законам федерации и не входили с ними в конфликт и никоим образом не противоречили. Высшим законом в федерации является конституция, и все остальные законы формируются на ее основе.
Для федерации характерно наличие единой валюты, но двойного гражданства, поскольку гражданин субъекта федерации также является и гражданином всей федерации в целом.
В стандартной и типичной федерации все ее субъекты имеют одинаковые права, а также лишены возможности самостоятельно принимать решение о выходе из союза.
На сегодняшний день имеется 25 федеративных государств, которые располагаются в различных частях земного шара.
Федеративные государства Азии: Пакистан, Малайзия, Объединённые Арабские Эмираты, Мьянма, Индия, Ирак.
Федеративные государства Европы: Австрия, Босния и Герцеговина, Бельгия, Россия, Германия, Швейцария.
Федеративные государства Африки: Судан, Союз Коморы, Эфиопия, Нигерия.
Федеративные государства Австралии и Океании: Австралия, Микронезия.
Федеративные государства Америки: Аргентина, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Бразилия, Федерация Сент-Кристофер и Невис.
www.kakprosto.ru
Федеративное государство
TR | UK | KK | BE | EN |федеративное государство, что такое федеративное государство
Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
Для федерации характерно наличие территориальных образований — субъектов федерации, которые не обладают государственным суверенитетом, но имеет достаточно широкие полномочия в проведении внутренней политики. Наиболее известными государствами, имеющими федеративную форму правления являются: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки и Федеративная Республика Германия.
Составные части федерации — это своеобразные подобные государству образования, которые называются субъектами федерации, а территория федерации состоит из территорий её субъектов.
Содержание
- 1 Основные признаки федеративного государства
- 2 Виды федераций
- 3 «Мягкая федерация»
- 4 Современные федеративные государства
- 5 Федеративные государства, существовавшие в прошлом
- 5.1 Европа
- 5.2 Азия
- 5.3 Африка
- 5.4 Америка
- 6 Вымышленные федерации
- 7 См. также
- 8 Примечания
- 9 Смотреть. также
Основные признаки федеративного государства
В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений, не выйдя из состава федерации (сецессии). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти являются федерациями.
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
- Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т. д.
- В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
- В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
- Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
- Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.
Виды федераций
По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:
- Симметричные
- Aсимметричные.
В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).
По особенностям формирования федерации выделяют:
- территориальные
- национальные
- смешанные (комбинированные)
При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например, Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например, бывшие федерации Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.
По способу образования федерации делятся на:
- договорные
- конституционные
Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).
Договорные федерации образуются путем заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного регулирования общих интересов.
степень централизации:
- централизованные (Аргентина, Германия, Россия)
- децентрализованные (Швейцария)
«Мягкая федерация»
«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковым станет в будущем Союз России и Белоруссии (ныне имеющий черты конфедерации). Субъекты мягкой федерации могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине). Ранее мягкой федерацией по итогам всесоюзного референдума должен был стать обновлённый Союз ССР Союз Суверенных Государств, но после августовского путча проект был свёрнут.
Современные федеративные государства
Современные федеративные государства на карте мираЕвропа
| Азия
| Африка
| Америка
| Австралия и Океания
|
Федеративные государства, существовавшие в прошлом
Европа
- Федеративная Республика Испания (1873—1874)
- Союз Советских Социалистических Республик (1922—1991)
- Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945—1992), Союзная Республика Югославия (1992—2003), Государственный Союз Сербии и Черногории (2003—2006)
- Чехословацкая Социалистическая Республика (1968—1990), позднее — Чешско-Словацкая Федеративная Республика (1990—1992) и Чешская и Словацкая Федеративная Республика (1992)
- Германская империя
Азия
- Федеративные Малайские Штаты (1896—1946)
- Малайский Союз (1946—1948)
- Малайская Федерация (1948—1963)
- Соединённые Штаты Индонезии (1949—1950)
- Федерация Южной Аравии (1962—1967)
- Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская Федерация, ЗСФСР) (1922—1936)
Африка
- Французская Западная Африка (1904—1958)
- Французская Экваториальная Африка (1910—1960)
- Соединённое Королевство Ливия (1951—1963)
- Федерация Родезии и Ньясаленда (1953—1963)
- Объединённая Арабская Республика (ОАР, 1958—1971)
- Малийская Федерация (1959—1960)
- Федеративная Республика Камерун (1961—1972)
- Уганда (1962—1967)
- Демократическая Республика Конго (1960—1971)
- Объединённая Республика Танзания
Америка
- Империя Инков (1197—1572)
- Соединённые Провинции Центральной Америки (1823—1838)
- Конфедеративные Штаты Америки (1861—1865)
- Новая Гранада (1855—1886)
- Вест-Индская Федерация (1958—1962)
Вымышленные федерации
Вымышленные федерации довольно часто встречаются в вымышленных фантастических вселенных. Яркие примеры вымышленных федераций:
- Объединённая федерация планет (Звёздный путь)
- Земной Альянс и Минбарская федерация (Вавилон 5)
- Земной Альянс (серия игр Galactic Civilisations)
- Старая Республика и Новая Республика (Звёздные войны)
- Британская Федерация (Вспомнить все)
См. также
- Национально-территориальная автономия
- Федерализм
Примечания
Смотреть. также
- Унитарное государство
- Конфедерация
Теория государства и права | |
---|---|
Теория государства | Происхождение государства • Государство • Государственная власть (Законодательная • Исполнительная • Судебная) • Форма государства • Форма правления • Государственное устройство • Политический режим • Функции государства • Механизм государства • Типология государств • Политическая система |
Теория права | Регуляторы общественных отношений • Право • Сущность права • Правопонимание • Функции права • Принципы права • Источники права • Правовое регулирование • Система права • Норма права • Правотворчество • Юридическая техника • Нормативно-правовой акт • Систематизация нормативных актов • Юридические документы • Правоотношение • Юридические факты • Презумпции • Фикции • Реализация права • Юридическая коллизия • Толкование права • Правовое поведение • Правонарушение • Юридическая ответственность • Законность • Правопорядок • Правосознание • Правовая культура • Правовой нигилизм • Правовой идеализм • Правовая система |
Межотраслевые институты | Права человека • Правовое государство • Разделение властей • Гражданское общество |
Правовые семьи | Романо-германская • Англосаксонская • Традиционная • Семьи религиозного права (Мусульманское • Церковное • Каноническое • Еврейское • Индуистское) • Скандинавская • Социалистическая • Философская |
Этнополитика | |
---|---|
Научные дисциплины и теории | Этнополитология • Этноконфликтология • Этнопсихология • Этнолингвистика • Международное право |
Идеологии | Мультикультурализм • Интеграция • Ассимиляция • Аккультурация • Сегрегация • Мухаджирство • Ирредентизм • Сепаратизм |
Международное и российское право | Декларация прав народов России • Федеральный закон о национально-культурной автономии • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации • Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств • Конвенция ООН о статусе беженцев • Декларация о правах коренных народов |
Разновидности этнических конфликтов | Этнополитический конфликт • Этноконфессиональный конфликт • Этнотерриториальный конфликт • Этнодиаспорный конфликт • Ассиметричный конфликт |
Формы преодоления и сглаживания конфликтов | Урегулирование конфликта • Разрешение конфлита • Прекращение конфликта • Управление конфликтом • Трансформация конфликта |
Формы этнической политики | Инкорпорация (политическая) • Этноцид • Лингвоцид • Геноцид • Поощрение эмиграции • Федерализация • Политическая автономия • Национально-культурная автономия • Сецессия• Депортация • Толерантность• Национально-территориальная автономия |
Основные понятия | Коренные народы • Этническое меньшинство • Государствообразующий народ • Разделённые народы • Нация • Титульная нация • Билингва • Этнофанатизм • Этническая индиффирентность • Этноцентризм • Этноэкономика • Этническая преступность • Трайбализм • Этническая мобилизация |
Федеральные структуры | Министерство по делам национальностей • Общественная палата России • Федеральная миграционная служба |
Общественные организации и движения | Ассамблея народов Кавказа • Движение против нелегальной иммиграции • Союз трудовых мигрантов Таджикистана • Ассамблея народов России |
Политика и государство | ||
---|---|---|
Научные дисциплины и теории | Политология • Сравнительная политология • Теория государства и права • Теория общественного выбора | |
Общие принципы и понятия | Гражданское общество • Права человека • Правовое государство • Разделение властей • Революция • Типы государства • Суверенитет | |
Государства по политической силе и влиянию | Великая держава • Империя • Колония • Марионеточное государство • Сателлит • Сверхдержава | |
Виды политики | Внешняя политика • Внутренняя политика • Военная политика • Геополитика | |
Форма государственного устройства | Конфедерация • Унитарное государство • Федеративное государство | |
Социально-политические институты и ветви власти | Банковская система • Верховная власть • Законодательная власть • Избирательная система • Исполнительная власть • СМИ • Судебная власть | |
Государственный аппарат и органы власти | Глава государства • Парламент • Правительство | |
Политический режим | Анархия • Авторитаризм • Демократия • Деспотизм • Тоталитаризм | |
Форма государственного правления и политическая система | Военная диктатура • Диктатура • Квазимонархия • Монархия • Парламентская республика • Плутократия • Республика • Самодержавие • Теократия • Тимократия | |
Политическая философия, идеология и доктрина | Анархизм • Коммунизм • Колониализм • Консерватизм • Космополитизм • Либерализм • Либертарианство • Марксизм • Милитаризм • Монархизм • Нацизм • Национализм • Неоколониализм • Пацифизм • Социализм • Фашизм | |
Избирательная система | Мажоритарная • Пропорциональная • Смешанная | |
Политологи и политические мыслители | Платон • Аристотель • Цицерон • Макиавелли • Гоббс • Локк • Монтескьё • Руссо • Бакунин • Маркс • Энгельс • Вебер • Ленин • Муссолини • Гитлер • Эвола • Дюверже | |
Учебники и известные труды о политике | «Государство» • «Политика» • «О граде Божьем» • «Государь» • «Левиафан» • «Философия права» • «Открытое общество и его враги» | |
См. также | Основные понятия политики | |
|
федеративное государство, федеративное государство википедия, федеративное государство это, что такое федеративное государство
Федеративное государство Информацию О
Федеративное государство Комментарии
Федеративное государство
Федеративное государство
Федеративное государство Вы просматриваете субъект
Федеративное государство что, Федеративное государство кто, Федеративное государство описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Федеративное государство, его отличие от унитарного :: SYL.ru
Федеративное государство представляет собой сложное образование, в состав которого включено несколько государственных образований более мелкого масштаба и международной юридической значимости. Эти составляющие субъекты могут называться по-разному: земли, штаты, кантоны, провинции, эмираты и так далее. Объединившись в единое федеративное государство, они передают часть своих властных полномочий вновь созданным центральным правительственным органам. Этим субъекты добровольно ограничивают свой суверенитет.Унитарное и федеративное государство
В странах с таким административно-территориальным устройством существует фактически два государственных аппарата: федеральный, чья власть распространяется на всю страну, и аппарат субъектов этой федерации, которые имеют достаточно широкие полномочия в пределах собственных земель. Так же и законы могут разделяться на федеральные и те, которые обязательны к выполнению лишь на ограниченных территориях субъектов. Унитарное государство, наоборот, характеризуется единством всех властных органов, конституции и правовой системы для всей страны. Такими государствами являются, например, Великобритания, Швеция, Италия в Европе, многие страны Африки и Азии. А федеративное устройство преобладает в этнически неоднородных странах (Бельгия), в странах, которые возникли путем слияния независимых субъектов (Германия, Швейцария, США), в странах с большим количеством населения или крупной территорией (Россия – федеративное государство тоже). Такой тип устройства является историческим результатом сложностей, возникших в стране между отдельными группами, или в результате ее больших размеров. Такое устройство достаточно широко представлено на планете.
Основные особенности, которыми обладает федеративное государство
- Оно состоит из отдельных субъектов, обладающих собственными органами власти. Иногда эти субъекты имеют полномочия принимать собственную конституцию, а также располагают собственными законодательными и судебными органами.
- Федеративное государство имеет специфику в системе центрального законодательного органа. Парламенты в таких странах в обязательном порядке являются двухпалатными. Одна из палат представляет собой орган общефедерального представительства – она формируется путем выборов по всей стране. Вторая палата собирается из представителей регионов и отражает их интересы. Хотя следует отметить, что двухпалатный парламент необязательно является признаком федеративного государства, он может быть и при унитарном устройстве.
- Для многих федераций актуально понятие двойного гражданства. Речь идет о локальном гражданстве субъекта федерации и об общенациональном.
- Общегосударственная внешнеполитическая деятельность таких стран осуществляется едиными для всех субъектов центральными органами, которые представляют страну в международных отношениях.
- Следует отметить, что валюта для таких стран – едина.
www.syl.ru
Федеративное государство — WiKi
Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.
Для федерации нужно наличие государственно-территориальных образований — субъектов федерации, — обладающих государственным суверенитетом, но имеющих достаточно широкие полномочия во внутренней политике. Наиболее известные государства-федерации: Российская Федерация, Соединённые Штаты Америки, Канада, Бразилия, Германия, Индия, Австралия, Мексика, Объединённые Арабские Эмираты, Бельгия, Швейцария, Австрия.
Субъект федерации — не политическое образование, имеющее ряд признаков государства, но не имеющее государственного суверенитета.
Основные признаки федеративного государства
В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти: федеральные и субъектов федерации. Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации издают собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов ряда федераций нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений, не выйдя из состава федерации (сецессия). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли (как например Земли в Германии или федеральные земли в Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти или фактически являются федерациями. Например, Швейцария [также Швейцарский Союз], до сих пор провозглашаемый как конфедерация, де-факто есть федерация, в котором кантоны давно превратились в классические субъекты федерации. Евросоюз, напротив, являет собой пример классической конфедерации.
Можно выделить наиболее общие черты, характерные для большинства федеративных государств:
- Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, провинций, кантонов, республик, эмиратов и т. д.
- В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
- В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние верховные законодательные, исполнительные и судебные органы.
- Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
- Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Верхняя палата — орган представительства субъектов федерации.
Виды федераций
По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:
В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).
По особенностям формирования федерации выделяют:
- территориальное
- национальное
- смешанное (комбинированное)
При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например, США, Германия), в национальных — по национальному признаку (например, бывшие федерации Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.
По способу образования федерации делятся на:
- договорное
- конституционное
Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).
Договорные федерации образуются путём заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного регулирования общих интересов.
По степени централизации:
«Мягкая федерация»
«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Ранее мягкой федерацией по итогам всесоюзного референдума должен был стать обновлённый Союз ССР Союз Суверенных Государств, но после августовского путча проект потерпел крах. Чертами мягкой федерации формально[1] обладал Советский Союз, который, однако, не определялся конституционно как федерация, его субъекты согласно союзной и республиканским конституциям обладали, помимо права сецессии, декларированным государственным суверенитетом (ограниченным по ряду вопросов, отданных в общесоюзное ведение) и возможностью самостоятельного международного представительства, что нехарактерно для федераций.
В настоящее время единственной мягкой федерацией является Эфиопия. Европейский союз обладает чертами мягкой федерации, однако не считается государством в смысле международного права.
Современные федеративные государства
Современные федеративные государства на карте мираФедеративные государства, существовавшие в прошлом
Вымышленные федерации
См. также
Примечания
- ↑ Выход Литовской Республики из состава СССР в 1990 году не был признан Съездом народных депутатов СССР, против восстановленного независимого государства применялись меры экономического и военного воздействия; независимость стран Балтии была признана только 6 сентября 1991 года новообразованным Государственным Советом СССР.
- ↑ Формально не попадает под определение федерации: республики согласно своим и союзной конституциям обладали декларированным суверенитетом и субъектностью международного права (вплоть до членства УССР и БССР в ООН)
Литература
ru-wiki.org
Перечень всех учебных материалов
Государство и право |
B) Унитарное государство, федерация и конфедерация Современные страны объединяют людей разных этнических, религиозных, культурных групп, разных территорий и местных традиций. В связи с этим каждое сообщество людей должно договориться о степени самостоятельности своих частей, о распределении власти по территории, о принципах своей целостности. Иными словами, общество должно выбрать ту или иную форму своего национально-территориального и государственно-политического устройства. В зависимости от этого различают три основных типа государств. Основные типы государств по национально-территориальному устройству В таком государстве нет внутренних государственных образований (наподобие штатов или республик). Оно обычно делится лишь на административно-территориальные единицы типа губерний, областей, районов. Примеры унитарных государств — Дания, Италия, Польша, Финляндия, Франция, Япония. |
txtb.ru
польша это федеративное государство или унитарное?
Подавляющая часть государств в прошлом и настоящем являются унитарными (Китай, Великобритания, Франция, Болгария, Египет, Польша и т. д.) . Унитарное (неделимое) государство — форма государственного или национально-государственного устройства, при котором территория государства в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц — субъектов федерации, а подразделяется на административно-территориальные единицы (области, округа, районы, департаменты и т. п.)
Она называется Польская Республика! Но при этом Унитарное государство!
Польша — парламентская республика.
Унитарная республика
Польша — унитарное государство
touch.otvet.mail.ru