Сша тип экономической системы – Виды экономических систем: традиционная, плановая, рыночная, смешанная

Смешанная экономика США

Общая информация о стране

Соединенные Штаты Америки (США) представляют собой одну из ведущих держав мира. Страна расположена в центральной части североамериканского континента (рисунок 1) и по своей территории занимает четвертое место в мире. Она омывается водами Атлантического, Тихого и Северно-Ледовитого океанов. На севере страна граничит с Канадой, на юге – с Мексикой. Граница с Россией проходит через Берингов пролив.

Рисунок 1. Географическое положение и административное деление США. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Согласно административному делению территория США состоит из 50 штатов, два из которых не имеют общих границ с остальными (Гавайи и США). Также выделяется 1 город федерального значения.

Благодаря своей территориальной протяженности климат в США весьма разнообразный, начиная от арктического на севере Аляски и заканчивая тропическим на юге Флориды и Гавайях.

Территория страны составляет порядка 9,5 млн. кв. км. На ней проживает в общей сложности около 325,85 млн. человек. Средняя плотность населения составляет 33 чел./кв. км. По своей национальной структуре население страны весьма разнообразно, фактически это квинтэссенция различных наций.

Столица США – Вашингтон.

Официальный язык – английский.

Денежная единица – доллар США.

По форме правления Соединенные штаты представляют собой федеративную президентскую республику. Возглавляет страну Президент (в настоящее время – Дональд Трамп), он же является верховным главнокомандующим и высшим органом исполнительной власти. Высшим законодательным органом выступает Конгресс США, состоящий из двух палат:

  • верхняя палата – Сенат;
  • нижняя палата – Палата представителей.

Высшим органом судебной власти является Верховный суд США. В стране действует многопартийность, однако основными из них выступают демократическая и республиканская партия.

Замечание 1

США играю огромную роль на мировой арене. Они являются учредителем НАТО, одним из основателей ООН, МВФ, Всемирного банка и других международных организаций. В своей внешней политике страна придерживается двух основных целей: обеспечения безопасности собственного государства и его граждан, а также обеспечения благосостояния граждан своей страны. На сегодняшний день американская внешняя политика тяготеет к гегемонизму, что обусловлено разрушением биполярной системы международных отношений.

Отраслевая структура экономики США

США представляют собой яркий пример высокоразвитого государства, обладающего первой экономикой мира по номинальному валовому внутреннему продукту и второй по паритету покупательной способности. Несмотря на тот факт, что население страны составляет не более 4,3% от общего числа жителей планеты Земля, именно американцам принадлежит порядка 40% совокупного мирового богатства.

Американская экономика имеет ярко выраженный постиндустриальный характер. Для нее характерно преобладание экономики знаний и сферы, производственному сектору страны отводится второстепенная роль (при всем этом он занимает второе по величине место в мире). В общем виде отраслевая структура американской экономики представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Отраслевая структура американской экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, наибольшая доля валового внутреннего продукта (порядка 75%), производимого национальной экономикой страны приходится на нематериальное производство, то есть сферу услуг. Здесь занято в общей сложности около 80% населения страны. Лидирующие позиции в данном секторе занимают услуги, связанные с информационными технологиями, консалтингом, маркетингом и управленческим направления. Также развиты такие направления, как торговля, банковское дело, туризм, образование и медицина.

Промышленная отрасль, на долю которой приходится порядка 23% всех доходов, отличается высоким уровнем территориальной и производственной концентрации. В ней представлены практически все существующие отрасли, ориентированные как на выпуск массовой продукции, так и на лимитированное производство. Особую роль в экономике страны играет производство новых материалов, телекоммуникаций и транспортных средства, а также микроэлектроника, нефте- и аэро- космическая, горнодобывающая и металлургическая промышленность.

В сельском хозяйстве основной упор сделан на выращивание кукурузы и пшеницы. Животноводство нацелено на производство говядины, свинины и баранины.

Особенности смешанной модели экономического развития страны

Замечание 2

Модель американского экономического развития представляет собой яркий пример экономики смешанного типа. Для нее характерно активное регулирование государством в лице правительства экономических составляющих посредством проведения кредитной политики, введения и корректировки законодательных и налоговых положений.

В основе смешанной экономики США лежит активное стимулирование индивидуального и коллективного предпринимательства, а также населения страны (в частности представителей высшего и среднего классов) на активность в предпринимательском секторе. Конечной целью модели выступает достижение исчерпывающего материального достатка.

При всем этом смешанная экономика США имеет свою специфику. В частности государственное регулирование здесь используется в меньшей степени по сравнению с другими западными странами, а доля и объемы госсобственности здесь незначительны. Господствующая роль в экономике США отводится частной собственности, развитие которой регулируется посредством правовой и налоговой систем.

В американской модели смешанной экономики государство воздействует на экономику посредством различных инструментов:

  • обеспечение развития экономики соответствующей инфраструктурой (производственной и социальной), научной и информационной базой;
  • создание гарантированного государственного рынка, основанного на использовании контрактной системы;
  • косвенные рычаги воздействия, такие как хозяйственно-правовое законодательство, кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика.

Классовое равенство для данной модели смешанной экономики имеет вторичный характер. При этом считается, что незащищенные слои населения должны быть обеспечены различными льготами и пособиями. В США система социального обеспечения, обеспечивающая выплаты из госбюджета, включает в себя социальное страхование и помощь бедным. Однако эти инструменты выступают лишь дополнительным средством к затратам на социальные услуги частного сектора, который и является основным источником социального финансирования.

spravochnick.ru

2.2. Модели экономических систем: американская, шведская, японская.

Российская модель переходной экономики

Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства. Рассмотрим некоторые наиболее известные национальные модели экономических систем.

Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развития образования и культуры, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.

Шведская модель отличается сильной социальной направленностью, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.

Главной для шведской модели является социальная направленность за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП).

Достоинство шведской модели — сочетание относительно высоких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране к минимуму сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан.

Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигают снижения себестоимости продукции и резкого повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального

самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интересам конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики.

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач.

Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при этом активное заимствование из других стран всего, что нужно для развития страны.

Российская модель переходной экономики. После длительного господства административно-командной системы в экономике России в конце 1980 — начале 1990-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача российской модели переходной экономики — это формирование эффективной рыночной экономики с социальной направленностью.

Условия для перехода к рыночной экономике сложились неблагоприятными для России. Среди них:

1) высокая степень огосударствления экономики;

2) почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении теневой экономики;

3) длительное существование нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения;

4) искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хозяйства была снижена;

5) неконкурентоспособность отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Основные условия формирования рыночной экономики в России:

1) развитие частного предпринимательства на основе частной собственности;

2) создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов;

3) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для эффективного роста;

4) эффективная система социальной защиты населения;

5) открытая, конкурентоспособная на мировом рынке экономика.

studfiles.net

2. Экономическая модель сша

Главные черты и особенности американской социально-экономической модели можно разделить на две группы: традиционные и формирующие новый облик экономики. К первой группе относят такие издавна присущие американской экономической модели черты, как:

– всемерное поощрение обществом и государством предпринимательской активности, благоприятный предпринимательский климат, общественная установка на достижение успеха, независимо от происхождения и социального статуса человека;

– относительно низкий, по сравнению с другими развитыми странами, уровень перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) через государственный бюджет – менее 17-18% через федеральный и около 30% через консолидированный;

– относительно низкий удельный вес государства в произведенном ВВП: государственная собственность представлена лишь в атомной энергетике, производственной инфраструктуре (мосты, дороги, трубопроводы), образовании и здравоохранении, и в целом государственный сектор создает лишь около 12% ВВП страны;

– более ограниченное, чем во многих других развитых странах, но весьма эффективное государственное вмешательство в экономику;

– высокая трудовая мораль, основанная прежде всего на протестантской этике: трудолюбии и вере большинства граждан в собственные силы.

Перечисленные характеристики – основа либеральной экономической модели Соединенных Штатов. Но в последние десятилетия важное значение приобретают семь новых экономических тенденций, связанных с развитием научно-технической революции.

Во-первых, одной из важнейших черт современного экономического развития США является ориентация на гибкое, диверсифицированное и мелкосерийное производство, которое способно адаптироваться к быстро меняющимся потребностям экономики и населения. Это достигается за счет распространения (как в материальном производстве, так и в сфере услуг) новых поколений техники, основанных на использовании микропроцессоров, микроэлектроники, программируемой автоматизации и биоинженерии.

Во-вторых, в структуре американской экономики постоянно повышается уровень ее наукоемкости. С одной стороны, он определяется общим увеличением затрат на научно-исследовательские и опытные конструкторские разработки (НИОКР), совершенствованием их структуры и кадрового обеспечения. С другой стороны, немалую роль играет становление и выделение группы отраслей экономики с чрезвычайно высокой зависимостью их производственных результатов от расходов на НИОКР. Общий объем затрат на НИОКР в 2010 г. составлял 2,90% ВВП. При этом гражданские НИОКР составили 2,2% ВВП. В целом на долю США приходится около 46% всех расходов на НИОКР в развитых странах мира.

В-третьих, новым сдвигом в общественном производстве Соединенных Штатов стало формирование всеобъемлющей информационной инфраструктуры. Ее принципиальное значение состоит в том, что она превратилась в важнейший и необходимый элемент всей производственной инфраструктуры. Без нее эффективное функционирование экономики и общества в настоящее время невозможно.

В основе информационной инфраструктуры лежит комплексная индустрия обработки информации на базе новейшей электронной техники и систем связи. В начале ХХI века на долю США приходилось более 40% всех работающих в мире компьютеров. Все более заметную роль играет система Интернет: согласно оценкам, объем «электронных» коммерческих сделок в 2003 г. достиг 1,3 трлн. долларов. Растет масштаб деятельности принципиально новой отрасли – специализированных компьютерных услуг, которые представляют более 80 тыс. фирм.

В-четвертых, роль и масштабы сферы услуг США не имеют аналогов в других развитых странах. Достаточно отметить, что в начале 2000-х годов здесь было сосредоточено около 80% занятых (причем, более 85% всех кадров высшей квалификации) и около 40% основных производственных фондов. Всего же «услуги» создавали около 80% ВВП.

Значение этой сферы, однако, не исчерпывается ее растущей долей в производстве ВВП и концентрацией здесь ресурсов и капитала. Многие отрасли услуг приобрели ключевое значение для функционирования экономики в долговременном плане, став «локомотивами» научно-технического и социально-экономического развития страны. Речь идет в первую очередь о развитии науки и научного обслуживания, образования, здравоохранения, разнообразия профессиональных услуг, связи, информационного обслуживания и т.д.

Именно эти отрасли, наряду с их значением для научно-технического потенциала, вносят главный вклад в развитие человеческого фактора, который приобрел особое значение в современной высокоразвитой экономической системе. И это еще одна принципиальная особенность сформировавшейся в США модели экономики.

В-пятых, серьезные перемены происходят в отношениях собственности. Ключевой чертой доминирующего в США частного сектора хозяйства является эволюция структуры производственного капитала. В начале ХХI века около 90% всех доходов создавалось в корпоративном секторе хозяйства, доля которого в создании ВВП по сравнению с 1970 г. возросла на 20 процентных пунктов. Таким образом, корпоративная частная собственность стала преобладающей по сравнению со всеми другими формами частной собственности (партнерства, индивидуальная частная собственность). Эксперты оценивают ее как наиболее эффективную с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможностей использования новейших управленческих методов, повышения производительности труда и совершенствования трудовых отношений. Получили распространение и заняли свою нишу на рынке и новые формы частной собственности: компании, принадлежащие производителям-инвесторам (более 80% акционерного капитала корпоративного сектора страны), работникам (8%) и потребителям, которые вместе с бесприбыльными организациями составляют 12% акционерного капитала.

В-шестых, изменения затронули механизм функционирования различных рынков. Характерной чертой американской экономической модели, влияющей на функционирование рынка труда и трудовые отношения, является тенденция снижения степени охвата работников профсоюзами. Только за период 1980-х, 1990-х и первой половины 2000-х годов она сократилась с 20,1% в 1983 г. до 13,5% в 2004-м. А поскольку влияние профсоюзов на процесс заключения коллективных договоров, занятость и уровень заработной платы уменьшается, рынок становится более мобильным.

Серьезные изменения затронули не только функционирование товарных рынков, но и динамику экономического цикла. Распространение информационных технологий революционизировало, например, всю систему управления материальными запасами. Это позволяет избегать их перенакопления, уменьшая, таким образом, материальную основу «избыточного» производственного капитала в целом. В результате в механизме экономического цикла США произошли изменения, которые, несомненно, характеризуют принципиальные сдвиги во всей системе воспроизводства. За послевоенный период спады стали гораздо менее болезненными для американской экономики. Так, из-за четырнадцати циклических спадов потери ВВП в 1900-1953 годах были в среднем втрое больше, чем от восьми последующих кризисов 1954-2004 годов. Периоды подъемов в рамках одного цикла увеличились почти вдвое – с 2,5 лет в 1900-1953 годах до 5 лет в последующем. Одновременно период падения производства сократился с 17 до 11 месяцев.

Темпы роста ВВП США, %

Год

Значение

2004

3.5

2005

3.1

2006

2.7

2007

1.9

2008

-0.3

2009

-3.5

2010

2.4

2011

1.8

2012

2.3

2013

2.2

2014

2.4

studfiles.net

Типы экономических систем стран

Определение 1

Экономическая система — это совокупность экономических процессов, которые совершаются в обществе, исходя из хозяйственного механизма и сложившихся отношений собственности.

Все экономические системы для производства нуждаются в экономических ресурсах, а результаты деятельности хозяйствующих субъектов распределяются, обмениваются или потребляются.

Рыночная экономическая система

Рынок представляет собой сложную экономическую систему взаимоотношений субъектов в области экономического воспроизводства.

Принципы рыночной экономической системы учитывают свободу человека, его предпринимательские таланты и на справедливое отношение государства.

Отличительными чертами рыночной экономической системы являются:

  • наличие многообразных форм собственности, причем преимущественно это различные виды частной собственности;
  • научно-техническая революция, ускорившая создание социальной и производственной инфраструктуры;
  • ограниченный характер вмешательства государства в экономические процессы;
  • усиление роли сферы услуг в структуре потребления;
  • рост образовательного уровня населения, повышение интереса к творческому труду и вопросам охраны окружающей среды;
  • усиление внимания вопросам гуманизации экономики;
  • значительное место малого бизнеса и одновременно глобализация хозяйственных отношений.

Традиционная экономическая система

Традиционную экономическую систему принято считать самой древней экономической системой, характерной для общества в ситуации ограниченности ресурсов.

Замечание 1

Сегодня традиционная экономическая система характерна для сельскохозяйственных зон Азии, Южной Америки и Африки.

Для данного типа экономической системы типична отсталая технология, широкое распространение ручного труда, многоукладность экономики, элементы натурального хозяйства.

Многоукладность экономики подразумевает существование разных форм хозяйствования: общинного ведения хозяйства, натуральных форм распределения созданного продукта. Также распространено мелкотоварное производство, основанное на частной собственности на ресурсы и личном вкладе их собственника. В экономике доминируют многочисленные крестьянские и ремесленные хозяйства. В силу слабости национального предпринимательства, огромная роль часто отводится иностранному капиталу.

Традиционная система характеризуется активной ролью государства. Перераспределение через бюджет значительной части национального дохода позволяет государству направлять финансы на развитие инфраструктуры и социальную поддержку самым бедным слоям населения. Традиционную экономику формируют традиции, передающиеся из поколения в поколение и определяющие для кого, какие продукты и услуги производить, и каким образом.

Экономическая роль членов социума определяется наследственностью и классовой принадлежностью. Подобный тип экономики сегодня сохраняется в некоторых слаборазвитых странах, где развитие технического прогресса сопряжено большими трудностями, поскольку он подрывает устоявшиеся обычаи и традиции.

Плановая экономическая система

Свое распространение плановая экономика получила ранее в СССР, некоторых восточноевропейских странах и азиатских государств.

Замечание 2

Характерные черты плановой экономической системы проявляются в общественной (а в реальности — государственной) собственности почти на все ресурсы, монополизации и бюрократизации экономики, централизованном экономическом планировании, которое составляет основу хозяйственного механизма.

Особенности хозяйственного механизма плановой экономики:

  1. Все предприятия непосредственно управляются из единого центра, который представлен высшими эшелонами государственной власти, что полностью исключает проявления самостоятельности хозяйственных субъектов.
  2. Полный контроль государством производства и распределения продукции, отказ от свободных рыночных взаимосвязей между хозяйствами.
  3. Государственный аппарат управляет хозяйственными субъектами преимущественно через административно-распорядительные (командные) методы, подрывая, тем самым, материальную мотивацию в результатах труда.

spravochnick.ru

2.Типы экономических систем

«Чистый» капитализм, командная экономика, смешанные системы, традиционная экономика.

Системы «чистого» капитализма, командной экономики и смешанных форм относятся к характеристике индустриально развитых стран: стран развитого капитализма, стран бывшей мировой социалистической системы и некоторых развивающихся стран, например, так называемых новых индустриальных держав – Южной Кореи, Гонконга, Сингапура, Тайваня. Во всех остальных странах, а их около 140, в той или иной степени существуют традиционные системы. Основные черты традиционной системы следующие:

1. Производство, распределение и обмен базируются на обычаях, традициях, культовых обрядах.

2. Технический прогресс резко ограничен, так как несет угрозу устоям традиционного общества. Применяются отсталые технологии.

3. Религиозные, кастовые и культурные ценности первичны по отношению к новым формам экономической деятельности.

4. Существует устойчивое превышение темпов роста населения над темпами роста промышленного производства.

5. В силу всего сказанного выше – исключительно высокая роль государства и силовых структур в экономике и политике этих стран.

В то же время традиционная система отличается предсказуемостью и стабильностью. Их роль в мировой системе – служить поставщиками сырья и материалов в мировое хозяйство, служить рынками сбыта готовой продукции, выступать как аграрно-сырьевой придаток бывших метрополий, ныне индустриально развитых государств.

В основе рыночной экономики1)лежит механизм рыночного ценообразования, взаимодействия спроса и предложения. Этот процесс определяет поведение хозяйствующих субъектов. Такая система отличается динамизмом, способностью к саморегуляции, восприимчивостью к инновациям.

Экономика частного предпринимательства или «чистый» капитализмразмещает ресурсы через рынки, на которых действуют множество самостоятельных продавцов и покупателей. Эту самостоятельность им обеспечивает 2)частная собственность на средства производства и ресурсы. Отсюда вытекает и свобода выбора ими экономических партнеров. 3)Главный стимул экономической активности в такой экономике – личная выгода. 4)Необходимости вмешательства государства в такую экономику нет, так как считается что рыночный механизм способствует ее саморегуляции (через ценообразование на основе спроса и предложения). Вместе с тем, она обладает излишней «социальной жесткостью», сопровождается усилением 5)социально-экономического неравенства в обществе.

Необходимо заметить, что экономической системы, описанной выше, не существовало в чистом виде никогда и не существует сейчас. В наибольшей степени ей отвечал капитализм первой половины XIX в. Заложенные объективно внутренние противоречия капитализма (одновременно они – и источник его развития) привели многие страны во второй половине XIX в. к появлению периодически повторяющихся кризисов перепроизводства, в результате чего, а также благодаря возникновению крупных монополий капиталистическая система быстро отдалилась от системы «чистого» капитализма.

Стремление вернуться к такой системе сохраняется и в настоящее время. Так, сторонники неоклассического направления в экономической мысли считают, что только в условиях чистого капитализма может быть обеспечено рациональное использование ограниченных ресурсов и эффективное (целесообразное) функционирование системы. Государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь. Его задачи: гарантия права частной собственности и организация устойчивого денежного обращения.

Командная экономика(западная терминология), илиадминистративно-хозяйственная система(наша терминология). управляется административным центром. Движение ресурсов и действия субъектов регулируются государством. Такая экономика основана на планах, директивах, приказах и других механизмах неэкономического принуждения. Посредством государственного планирования устанавливается объем производства, его структура, размеры потребления и уровень цен. Товарно-денежные отношения носят формальный характер, экономика натурализирована.

Характерные черты:

1. Общественная собственность на факторы производства (ресурсы), которые никому в отдельности не принадлежат, даже хозяйствующим субъектам.

2. Коллективное принятие хозяйственных решений путем централизации планирования экономической деятельности.

3. Отсутствие какой-либо конкуренции, так как планом предусматривается производство ровно такого количества продукции, которое необходимо для удовлетворения потребностей. Отсюда — монополизм производителей.

Командная экономика отличается отсутствием гибкости, неспособностью быстро реагировать на изменение потребностей. Вместе с тем, она обладает большими возможностями централизованной мобилизации ресурсов, что позволяет решать масштабные экономические задачи. Такая система имела наиболее полное воплощение в экономике социалистических государств и, прежде всего, СССР.

Смешанная экономика

Идеи «смешанной экономики» возникли еще в XIX в. Основой их появления была настоятельная необходимость решения социального вопроса, который, по глубокому убеждению авторов этих идей, не могла решить экономика свободного предпринимательства, а могло решить только государство. Таким образом, теории «смешанной экономики» знаменательны уже тем, что в них впервые в экономической науке была высказана и обоснована мысль о вмешательстве государства в хозяйственную жизнь.

В современной хозяйственной жизни экономические системы располагаются между двумя «абстрактными» полюсами – «чистым» капитализмом и командной экономикой. В чистом виде реализовать ту или иную экономическую систему не представляется возможным. Если экономическая система США была и есть ближе к «чистому» капитализму, а бывшего СССР – к командной экономике, то ни там ни тут системы не были действительно чистыми. В СССР в той или иной форме сохранялась частная собственность, а относительная экономическая самостоятельность социалистических предприятий, хозяйственный расчет, наличие усеченного, но все же рынка смягчили тоталитарность господствующей системы. В США же на долю государственного сектора уже сейчас приходится около 30% промышленного производства. И хотя государственные предприятия действуют в условиях рыночной системы, свойства «чистого» капитализма сильно смягчаются регулирующим воздействием госсобственности, кредитно-финансовой политикой государства.

В то же время, частная собственность не всегда порождает систему «чистого» капитализма, а общественная собственность с ее централизованным планированием – командную. Экономическая система гитлеровской Германии называлась авторитарным капитализмом, так как ее экономика была поставлена под жесточайший контроль. Ею централизованно управляли, хотя практически стопроцентно сохранялась частная собственность.

С другой стороны, в Югославии существовала экономическая система, основанная на общественной собственности в двух ее формах — государственной и коллективной (предприятия находились в собственности их коллективов). Однако между предприятиями шла конкуренция, декларировалась свобода предпринимательства, т.е. в целом экономика была погружена в рыночную среду, а сам югославский социализм получил название рыночного социализма.

Многие развитые индустриальные державы практикуют энергичное государственное вмешательство в их хозяйственную деятельность. Она регулируется в интересах всех и отличается хорошо проработанной экономически, юридически и организационно социальной политикой. Особенно этим отличаются Швеция, Франция, Англия и т.д.

Согласно еще одной классификации, при которой используется критерий «степень индустриального развития общества», выделяют три экономические системы: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную («информационное общество»).

История реализует себя как трехфазный процесс последовательной смены типов цивилизационной организации.

Первая фаза – традиционное общество. Оно основано на сельском хозяйстве и характеризуется консервативной социальной структурой и авторитарными формами культуры.

Вторая фаза – индустриальное общество. Оно характеризуется машинной индустрией на базе новой техники и технологии, оформлением национальных либерально-демократических государств, урбанизацией и стандартизацией стиля жизни. Стиль мышления – рационализм и индивидуализм.

Третья фаза – постиндустриальное общество. Она характеризуется:

1. Переориентацией экономики на сферу сервисных услуг и доминирование наукоемких отраслей промышленности.

2. Создание интеллектуальных технологий.

3. Радикальное изменение в социальной структуре общества, сопровождающееся заменой классовой дифференциации, свойственной индустриальному обществу на профессиональную; при этом основное социальное противоречие конституируется не как конфликт между трудом и капиталом, а как конфликт между некомпетентностью и профессионализмом.

4. Выдвижение на первый план феномена знания как основы общественных отношений.

5. Переориентация культурной сферы на приоритеты интеллектуализма.

Стадии индустриального роста можно охарактеризовать по некоторым показателям представленным в таблице:

Стадии развития общества

Доиндустриальная

Индустриальная

Постиндустриальная

Главная сфера экономики

Сельское хозяйство

Промышленность

Сфера услуг

Основной лимитирующий фактор производства

Земля

Капитал

Информация

Основная господствующая социальная группа

Собственники земли

Собственники капитала

Собственники информации

Модели рыночной экономики

Из современных моделей рыночного типа экономики, сложившихся к настоящему времени, выделяют следующие:

Американская модель рыночной экономики.Она основывается на свободном частном предпринимательстве, сильном экономическом потенциале, а также на господствующем стремлении к личной выгоде и богатству. Характерны высокая производительность труда и сильная индивидуализация экономической самоответственности. Малообеспеченным слоям населения адресуются частичные льготы и пособия.

Японская модель рыночной экономики. Ее характеризуют такие главные особенности, как: опора на национальные приоритеты; первичность общенациональных интересов над личными; высокий уровень дисциплины; активное государственное программирование. В соответствии с этим некоторое отставание уровня заработной платы от производительности труда считается приемлемым и способствует, наряду с высоким качеством, росту конкурентоспособности японских товаров.

Шведская модель рыночной экономики. Рыночную модель Швеции можно охарактеризовать как социально-ориентированную, то есть направленную на высокую социальную защищенность всех слоев населения. Это возможно за счет высоких ставок налогов. В Швеции практически все расходы на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т. д. берет на себя государство. При активной роли государства, функции производства здесь выполняют в основном частные предприятия, на долю которых приходится около 90% шведской промышленности.

studfiles.net

Типы экономических систем

Содержание:
Введение
1. Системный характер современной экономики.
2. Типы и модели экономических систем.
3. Многоукладность современной экономики. Рынок и план.
Выводы
Список литературы

Введение

Человечество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы. В современной экономической науке понятие экономическая система означает совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм. Системы отличаются подходом и методами решения основных экономических вопросов: что? как? для кого?
В рамках каждой системы возможно существование региональных моделей, различия между которыми обуславливаются уровнем развития производительных сил в стране, национальными традициями и обычаями, культурным и историческим прошлым, ресурсообеспеченностью и географическим положением. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.

1. Системный характер современной экономики.

Экономика как хозяйство и как наука о хозяйственной деятельности обладает общими свойствами, опирается на принципы, не зависящие от природы общественно-политических систем и их идеологии. Однако если рассматривать экономику как отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта, то целиком уйти от политики и идеологии не удается (1, с. 57).
Главной точкой преткновения коммунистических и некоммунистических взглядов на экономику является рынок. В самой общей трактовке рынок есть сфера обращения товаров, их купли-продажи, совокупность форм и видов экономической деятельности, сводящих вместе производителей, поставщиков, продавцов товаров (носителей предложения), с одной стороны, и потребителей, покупателей (носителей спроса), с другой стороны. Иногда под словом «рынок» понимают экономику рыночного типа в целом, однако это чрезмерно расширительное толкование рынка (2, с. 33).
В глобальных воззрениях на природу, сущность экономических процессов исторически сложились две позиции, доктрины, различие между которыми состоит в разном понимании роли рынка.
Коммунистическая экономическая доктрина исходит из первичности и определяющей роли производства в воспроизводственном процессе, отодвигая процессы обращения, обмена на задний план. Согласно этой доктрине обращение, обмен могут быть в конечном счете сведены к плановому распределению ресурсов экономического продукта. Идеологи же рыночной экономики полагают, что сфера обращения товаров оказывает определяющее влияние на воспроизводство в целом, что рынок есть главный регулятор экономических процессов и центр экономических отношений (15, с. 78).
Марксисты в своем неприятии обмена посредством купли-продажи доходят до предельного вывода, согласно которому экономика вообще способна обойтись без рыночного обмена, без денег, без цен, заменив рынок одним лишь административным распределением произведенного продукта между потребителями по принципу «каждому по труду» или даже «каждому по потребностям». Однако многочисленные практические попытки лишить «товарности», вывести из сферы товарно-денежных отношений рабочую силу, средства производства, природные ресурсы не принесли лавров советской экономике, не сделали ее экономически и социально эффективной. Поэтому в послесталинский период произошла частичная реанимация товарно-денежных отношений в советской экономике, но зона действия свободного рынка оставалась крайне ограниченной, подавленной плановым распределением.
Главенствующим в рыночной экономике, как следует из ее названия, является наличие всеобъемлющего товарного рынка и рыночного механизма ценообразования. Но ей свойственны и другие важные признаки, отличающие экономику рыночного типа от централизованной государственной, планово-распределительной экономики.
Естественно, что прямые распределительные отношения в рыночной экономике имеют относительно узкий круг действия и ограничены в основном распределением государственного бюджета по направлениям его использования и налоговой политикой. В остальном движение товаров подчинено законам свободного рынка, который определяющим образом влияет и на их производство.
Товаропроизводители могут обладать рыночной свободой только в условиях частной или смешанной государственно-частной собственности на средства производства, поэтому переход к рыночной экономике требует отказа от безусловного господства государственной собственности, характерного для советской экономики.

2. Типы экономических систем

В последние полтора-два столетия развития человеческого общества в мире действовали разнообразные экономические системы. Среди них отчетливо выделяются две рыночные системы — рынок свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы — командно-административная и традиционная. Мы остановимся на наиболее распространенных и рассмотрим преимущества и недостатки каждой из них.
Рыночная экономика. Основным механизмом рыночного хозяйства, как это было показано выше, является механизм свободного образования цен, учитывающий взаимодействие между спросом и предложением. В «чистой» рыночной экономике, обязательным условием существования и функционирования которой является частная собственность, нет специального органа, который указывал бы, какие товары и каким образом производить предпринимателю, где и какие покупать необходимые для этого ресурсы. Все они свободны в принятии решений. Более того, в «чистой» рыночной экономике полностью отрицается необходимость государственного регулирования механизмов рынка, в частности, установление фиксированных цен на товары и услуги (5, с. 102).
Единственным регулятором экономических отношений здесь служит цена на все товары и услуги, свободно устанавливаемая в результате взаимодействия спроса и предложения. Если цена товара или услуги растет, это означает, что данного товара производится недостаточно по отношению к существующему спросу; в этом случае объемы его производства увеличиваются как за счет существующих производств, так и за счет «перелива» ресурсов, используемых до этого момента для производства других товаров.
Если же товар не может быть продан по цене, компенсирующей издержки производства, это свидетельствует о том, что потребители не желают покупать данный товар за установленную цену и производителю следует задуматься о сокращении производства этого товара. Экономические ресурсы в таких системах направляются в производство тех товаров и услуг, в которых общество более всего нуждается.
И производители, и покупатели, будучи свободными в принятии экономических решений, действуют с позиций принципа рациональности. Рационализм предпринимателя состоит в том, что он никогда не будет производить товар, если на него нет спроса на рынке или его производство не обеспечит ему необходимую прибыль. В то же время рационализм покупателя определяется тем, что он не будет приобретать товары, которые ему не нужны.
Таким образом, специфика рыночного механизма такова, что каждый его участник преследует субъективную цель, но в целом единство всех субъективных устремлений создает объективные закономерности очень эффективных экономических отношений в обществе. Появляется, как выразился Адам Смит, «невидимая рука» рынка (2, с. 66). По его словам, каждый предприниматель действует только в собственных интересах, но «невидимая рука» позволяет получить результаты, которые не входили в его намерения. Преследуя свои собственные цели, он, даже не желая того, часто содействует интересам общества более эффективно нежели в том случае, если бы он желал им содействовать. Поэтому, сделал вывод Адам Смит, необходимо полностью исключить регулирование экономики государством, дать людям делать то, что они хотят, открыв дорогу свободе действия экономических сил. Роль правительства, по мнению апологетов «чистой» рыночной экономики, должна ограничиваться лишь защитой частной собственности. Кроме того, важным неэкономическим аргументом в пользу «чистой» рыночной экономики служит то обстоятельство, что она делает ставку на экономическую свободу каждого ее участника, обеспечивая тем самым и свободу политическую.
Последним из наиболее ярких апологетов «чистой» рыночной экономики был Фридрих Август фон Хайек, нобелевский лауреат по экономике 1974 г. Он резко выступал против любых попыток путем регулирования или других видов вмешательства посягать на свободное рыночное ценообразование. В своем полемическом произведении «Дорога к рабству», написанном в 1944 г., Хайек утверждал, что каждое отступление от этого основополагающего принципа — с какой бы благородной целью оно, ни делалось — в перспективе ведет к диктатуре.
Перечисленные выше достоинства «чистой» рыночной экономики позволяют многим экономистам рассматривать ее как идеал организации общества.
В то же время дело обстоит таким образом, что модель «чистой» рыночной экономики основывается на ряде нереалистических предпосылок (предположений), характерных для так называемой «совершенной конкуренции». Для того чтобы конкуренция была совершенной, необходимо выполнение следующих условий:
1. Количество продавцов и покупателей на рынке должно быть настолько большим, чтобы никто из них не мог диктовать цену.
2. Никакие покупатели и продавцы не должны сотрудничать друг с другом (покупатели с покупателями, продавцы с продавцами, покупатели с продавцами):
3. Товары должны быть достаточно простыми и однородными, чтобы они действительно могли покупаться и продаваться в различных количествах.
4. Покупатели товаров и услуг должны иметь своевременную и Надежную информацию о происходящем на рынке. В частности, они должны знать, где наиболее низкие цены на интересующие их товары и услуги, чтобы немедленно уйти от продавцов, пытающихся продавать по неоправданно высоким ценам.
5. Для новых предприятий должна существовать возможность свободно и быстро утвердиться на рынках.
6. Для крупномасштабных производств не должно быть преимуществ, позволяющих им изготавливать товары дешевле, чем на мелких предприятиях. Это разоряет мелкие предприятия, что ведет к монополии.
7. Более или менее равномерное распределение доходов.
8. Рыночные объекты не должны выводиться из игры под давлением политических или других мотивов.
В настоящее время большинство рынков в существующих экономических системах не отвечают этим весьма жестким условиям и ограничениям.
Но и кроме перечисленных выше практически невыполнимых условий, действия рыночного механизма могут быть нарушены следующими факторами общественного производства:
1) в условиях рынка для удовлетворения запросов и. нужд человека применяются только экономические критерии, основным из которых является показатель прибыли. В то же время не все потребности людей и общества в целом могут удовлетворяться только через рынок, исходя из принципа максимизации индивидуальной прибыли. Ведь и преступник, и коррумпированный чиновник тоже действуют в соответствии с этим принципом. Много лет назад И. Шумпетер отметил, что «общество, в котором преследуется только сиюминутная прибыль, долго существовать не может» (13, с. 89). Даже Адам Смит говорил о необходимости признания принципов справедливости и морали. А иначе почему бы судье, налоговому инспектору, милиционеру тоже не продаваться?
2) рыночная система не способна учитывать общественные или коллективные потребности общества, на которые нет установленной цены, такие, например, как национальная оборона, содержание нетрудоспособных членов общества, борьба со стихийными бедствиями, содержание заключенных, медицина, образование, охрана природы и др. Финансирование производства такого «коллективного» товара не может осуществляться индивидуалами посредством рынка. Общественный продукт в этих случаях производится по планам и заказам государства и попадает к потребителям через систему государственного распределения: органы социального обеспечения, народного образования и тому подобные структуры.
Общество, где господствует рынок, покупает общественный продукт, отводя на эти нужды определенную часть своих налоговых сборов. Однако граждане, как правило, воспринимают налоги как насильственные поборы, в противоположность тем товарам, которые они покупают добровольно. Поэтому государство, где господствует рынок, обделяет науку, образование, здравоохранение и культуру, поскольку у него нет способа мобилизовать для этих сфер такие средства, которые могли бы конкурировать с объемом капитальных вложений в автомобили, одежду, питание и др.;
3) ценовой рыночный механизм не всегда в состоянии отразить все затраты на производство продукции. Например, производители бумаги не учитывают в цене на свою продукцию те затраты, которые должно понести все общество на очистку воды, загрязненной бумажным производством. Экономисты обычно говорят, что производство в этом случае имеет «внешние эффекты», которые, к сожалению, не могут быть учтены рыночным механизмом;
4) многие экономисты считают, что рыночная система представляет собой весьма несовершенный механизм решения некоторых макроэкономических проблем, в частности, обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен, особенно когда речь идет о цене за труд, т. е. о заработной плате.
Особенностью рыночной организации является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить общее равновесие национальной экономики, ее саморегулирование после слишком больших отклонений от стабильного равновесного состояния. Более того, рыночные механизмы подчас не только не устраняют, но, напротив, способны усугубить нежелательные явления в экономической системе.
Для решения отмеченных выше проблем функционирования рыночного механизма рынок должен в той или иной мере регулироваться государством, что и происходит во всех существующих экономических системах. Постепенно спало увлечение рынком, понимаемым как естественным путем самоорганизующаяся стихия, которая четко направляется «невидимой рукой» к нужному оптимуму. Практика показала, что современный рынок не может функционировать как множество очень мелких хозяйств, каждое из которых выступает само по себе и противостоит в конкурентной борьбе всем остальным. У нерегулируемого рынка в конце XX в. нет благоприятных перспектив. Он должен регулироваться, и прежде всего государством, хотя регулирование не следует, конечно, путать с администрированием и командованием.
Основными государственными функциями при этом являются:
1. Стабилизация экономики и стимулирование экономического роста.
2. Перераспределение доходов в пользу малоимущих.
3. Защита населения от вредных влияний внешних эффектов (загрязнение окружающей среды и т. п.).
4. Поддержка конкуренции с целью сохранения рыночной системы.
5. Обеспечение правовой базы для защиты участников рынка.
6. Обеспечение производства общественных благ.
Практика экономического развития последних десятилетий убедительно показывает: несмотря на то, что в развитых экономических системах с рыночной экономикой большинство экономических решений определяет рынок, роль государства все более возрастает. Так, например, если в США пятьдесят лет назад государство приобретало 15 % всех производимых товаров и услуг, то в настоящее время их объем превышает 20 %. Таким образом, можно сделать вывод, что капитализм в своем «чистом» виде исчез еще в 30-х годах XX столетия и был заменен смешанной (регулируемой) экономикой (10, с. 89).
Командная экономика. В теории «чистая» командная (командно-административная, плановая») экономика выглядит гораздо проще и предпочтительнее, чем система рыночной экономики. В такой экономической системе, длительное функционирование которой возможно лишь в условиях общественной собственности, все решения по использованию ресурсов в целях производства необходимых товаров и услуг принимают центральные органы планирования. При таком подходе к управлению экономической системой теоретически возможно учесть все социальные и политические приоритеты, в частности, исключить безработицу, реализовать желаемое распределение доходов между членами общества и т. д.
Однако на практике все обстоит гораздо сложнее. Для составления и реализации такого плана необходимо собрать и переработать огромную информацию об альтернативных товарах, технологических процессах, о расходе ресурсов, об издержках, о потреблении.
При этом количество факторов по каждому из принимаемых решений будет исчисляться десятками и сотнями миллионов. Так, только номенклатура изделий в народном хозяйстве СССР к 1985 г. составляла свыше 30 млн. позиций. К тому же большинство этих факторов очень неустойчивы во времени и постоянно изменяются в процессе разработки плана и его реализации (1, с. 123).
Чем сильнее централизован аппарат планирования, тем больше риск того, что информация будет деформироваться и искажаться во время ее движения вверх или вниз в соответствии с иерархией управления. Многие предприятия сознательно скрывают от вышестоящего звена управления свои потенциальные возможности, обеспечивая тем самым возможность последующего перевыполнения спущенного сверху плана и получения за это премий.
В условиях строго обязательного выполнения планов предприятия лишаются возможности отвлекать средства на научные разработки, техническое усовершенствование своего производства. В результате тормозится техническое развитие всей экономики.
Кроме того, поскольку предприятия не приобретают ресурсы самостоятельно, а получают от государства у них отсутствует стимул использовать передовые ресурсосберегающие технологии производства продукции.
В связи со всеми вышеперечисленными и иными проблемами командная экономика в своем «чистом» виде, так же как и «чистая» рыночная экономика, не существует. Обычно потребителям позволяется самим решать, какие товары им следует покупать.
Сочетание относительно свободного рынка потребительских товаров с относительно произвольно устанавливаемыми на них ценами с очень жестко контролируемым планом производства продукции для предприятий ведет либо к затовариванию рынка не пользующимися спросом товарами, либо к дефициту товаров и услуг. В результате возникают очереди и так называемые «черные рынки». Начинается нелегальное производство дефицитных товаров, которое получило название «серая (теневая) экономика».
Смешанная экономика. Итак, обе основные модели — и модель «чистой» рыночной, и модель «чистой» командной экономики — страдают весьма серьезными недостатками, которые заставляют, в рыночной экономике вводить различные виды регулирования, в командной экономике — «смягчать» жесткость планирования путем введения некоторых элементов рыночного механизма.
В реальной действительности, следовательно, любая экономика является смешанной и обладает чертами как командного, так и рыночного хозяйства, хотя одни больше тяготеют к командным методам, в то время как другие опираются преимущественно на рыночные механизмы управления.
При этом, очевидно, невозможно научно и объективно обосновать, в каких соотношениях должно быть осуществлено «смешение». Это вопрос политического и социального выбора общества. Во многих странах вопрос об оптимальном уровне государственного вмешательства является причиной длительной и напряженной политической полемики. Традиционно консервативные партии при этом выступают за «чистую» рыночную экономику, в то время как либеральные и социалистические тяготеют к государственному планированию.
Расположение отдельных стран в пространстве различных типов экономических систем схематично показано на рисунке помещенном выше. Очевидно, что рыночная система представляет собой многообразие смешанных форм экономики. Проиллюстрируем это на примере некоторых развитых стран.
Так, шведская модель характеризуется прежде всего сочетанием высокого экономического роста (при обеспечении экономической стабильности развития) с высоким уровнем благосостояния населения и обеспечением полной занятости. Достигается это за счет очень активного участия правительства в управлении экономикой и в перераспределении доходов. Сердцевиной шведской системы является, несомненно, социальная политика. Для ее успешного проведения установлен высокий уровень налогообложения, составляющий более 50 % валового национального продукта. В стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспортная способность шведских компаний.
Японская модель экономики отличается развитым уровнем индикативного (рекомендательного) планирования и координацией деятельности правительства и частного сектора. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при активном заимствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект.
В США правительство также играет важную роль в управлении экономикой страны, однако абсолютное большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и особенностей ценообразования на нем.
Достоинством смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей при одновременном решении с помощью государства нерешаемых с помощью рынка проблем, в частности, проблемы социальной защиты и поддержки населения страны.
В смешанной экономике правительство (государство), как уже было отмечено выше, активно участвует в кругообороте материальных и денежных средств хозяйственной системы страны.
Для анализа роли государства в лице правительства в области распределения и перераспределения ресурсов и стабилизации экономики дополним ранее рассмотренную нами схему кругооборота блоком «Правительство».
На схеме, приведенной на рисунке, потоки товарных и материальных средств от 1-го до 4-го просто воспроизводят схему, представленную на рис. 1.5. В частности, 1-й и 2-й потоки показывают расходы предприятий на приобретение ресурсов, поставляемых домохозяйствами. Это издержки предприятий, представляющие собой заработную плату, земельную ренту и процент на капитал. 3-й и 4-й потоки отображают потребительские расходы домохозяйств на приобретение товаров и услуг, производимых предприятиями.
Рассмотрим основные процессы, возникающие в экономическом кругообороте в результате подключения государства в лице правительства.
Потоки от 5-го до .8-го показывают, что государство осуществляет покупки как на рынке товаров, так и на рынке ресурсов, а также общественные выплаты домохозяйствам (9-й поток) и предприятиям (10-й поток) Для финансирования общественных выплат государством взимаются налоги с предприятий и домашних хозяйств (11-й и 12-й потоки).
В развитых экономических системах государство активно участвует в области хозяйственной деятельности. Государственное предпринимательство занимает существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Таким образом, государство непосредственно участвует в создании, распределении и перераспределении доходов населения, что в свою очередь обеспечивает соответствующее регулирование необходимого уровня экономической активности в стране и снижение безработицы (10, с. 78).
Таким образом, любая развитая рыночная экономика представляет собой, по существу, смешанную экономику с различными формами собственности и очень сильной регулирующей функцией государства.
Роль государства в функционировании современных экономических систем весьма многообразна и подробно будет рассмотрена далее. Здесь отметим лишь, что воздействие государства на рынок осуществляется по ряду направлений.
1. Государство прежде всего организует систему информации о рынке. Наличие такой информации позволяет бизнесу и домашним хозяйствам лучше ориентироваться на рынке, что уменьшает его стихийность, делает рыночные отношения более стабильными.
2. Государство регулирует экономико-правовые отношения, контролирует соблюдение всеми участниками рыночных отношений правил «честной игры». Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных товаров. При этом государство не должно ущемлять свободу предпринимательства, используя преимущественно методы экономического регулирования.
3. Государство   стабилизирует   процесс функционирования экономики и стимулирует экономический рост. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы,
4. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития связи, транспорта, благоустройства городов и т. д., определяет расходы на оборону, космические исследования, внешнюю политику, формирует, программы развития образования, науки, здравоохранения.
5. Государство обеспечивает социальную защиту населения: гарантирует минимум заработной платы; пенсии, пособия по безработице, осуществляет фиксацию индексированных доходов в связи с ростом цен и т. д.
6. Государство поощряет создание мелких предприятий. Оно проводит экспертизу соответствия деятельности крупных фирм антимонопольному законодательству.
7.Особое место в государственном регулировании рынка занимает управление ценами. В большинстве стран государство регулирует цены на энергоносители, общественный транспорт, телефон, тарифы на проезд по автодорогам, цены на многие товары, особенно если они производятся монопольно или у потребителя нет выбора варианта покупки, значительное внимание государство уделяет ценам на продукты питания, Жилье, медицинскую помощь и другие товары и услуги, имеющие социальное значение. При этом контроль над ценами, как правило, соответствует степени инфляции в стране. Если рост цен превышает 10 % в год, то контроль над всеми потребительскими ценами значительно усиливается.

3. Многоукладность современной экономики. Рынок и план.

Существует весьма расхожее мнение о том, что рынок и план — это антиподы. Оно основано на примитивном и дилетантском представлении о современном рынке. Ни одно предприятие в условиях рынка без плана не действует. Только план в этом случае не спускается ему вышестоящей организацией, а составляется им самим. Это просто необходимая форма нерыночной координации в пределах конкретного предприятия. План, кроме того, нужен и для отчетности перед акционерами, кто бы они ни были. Нужны и текущий (годовой) план, и перспективные (пятилетние, десятилетние) планы. Без разработки четкой рыночной тактики и стратегии предприятие легко может погибнуть. Регулируемый рынок современной смешанной экономики характеризуется, таким образом, обязательным сочетанием как рыночных, так и плановых элементов. При этом существуют две концепции соотношения рынка и плана.
Согласно первой концепции, рыночный механизм необходимо дополнять плановыми элементами. Этот подход связан прежде всего с именем Дж. Кейнса, который считал планирование рациональным способом разрешения проблем общественного развития (14, с. 155).
Наиболее лаконично данный подход выражен в формуле: «конкуренция — насколько возможна, планирование — насколько необходимо»;
При таком подходе практические задачи планирования определяются двумя обстоятельствами: 1) ограниченностью природных ресурсов; 2) растущей социальной напряженностью, связанной с усилением дифференциации доходов между имущими и неимущими классами.
Кроме устранения негативных последствий функционирования рынка, эта концепция направлена также на поддержание отраслей, испытывающих кризис.
Вторая концепция, так называемая японская модель, ставит главной задачей плана (естественно, наряду с решением социальных проблем) создание новых производств, основанных на новейших технологиях, или, иными словами, значительная часть государственного бюджета направляется на создание «восходящих отраслей» («отраслей будущего»). При этом на бюджет государства возлагается финансирование проекта от идеи до первого промышленного образца, после чего это производство передается в руки частного бизнеса.
Таким образом, эти концепции с точки зрения пространства и времени отводят разное место соотношению плана и рынка. Первая ставит план после рынка, вторая — перед ним.
Регулирующая роль государства особенно возрастает на переломных этапах реформирования экономических систем. Опыт экономического реформирования многих стран убедительно свидетельствует, что предпочтение должно отдаваться экономике с очень сильным государственным влиянием (послевоенные Германия и Япония, «новые тихоокеанские тигры»). Именно эти страны добились самых внушительных экономических успехов в течение жизни практически одного поколения. В странах же, которые по рекомендации Международного валютного фонда (МВФ) отдали предпочтение либеральной рыночной экономике, результаты совсем другие. Здесь преобладают вялость экономики, галопирующая инфляция, низкий уровень жизни, господство компрадорской буржуазии, глубокое сращивание государственных структур с преступными элементами. Весьма поучителен опыт развивающихся стран, продемонстрировавших миру «экономические чудеса»: Сингапур, Южная Корея, Тайвань и др. Этот опыт убедительно свидетельствует о том, что все их достижения моделировались и осуществлялись под талантливым руководством государства. Оно пролагало путь предпочитаемым экономическим процессам, энергично в них вмешивалось, направляло их течение по желаемому руслу.
У страны, волею истории оказавшейся в положении догоняющей, нет иного способа резко ускорить темпы своего развития и занять достойное место на мировом рынке, как опора на силу и мощь государства.

Выводы

В последние полтора-два столетия развития человеческого общества, в мире действовали разнообразные экономические системы. Среди них отчетливо выделяются две рыночные системы — рынок свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы — командно-административная и традиционная.
После эпохи классического капитализма и периода господства финансового капитала в странах Запада наступила новая фаза социально-экономического развития. Ее отличительные черты таковы: образовался значи

magref.ru

Основные типы экономических систем

  • Home
  • Трейдеру
    • Видеоотчеты моей торговли на рынке Forex
    • Аналитика форекс
      • Форекс отчеты
      • Форекс прогнозы
    • Инструменты форекс трейдера
      • Форекс индикаторы
      • Форекс советники
      • Форекс стратегии
      • Индикатор спроса на рынке Форекс
    • Рейтинг форекс брокеров — список качественных брокеров по версии blog.in-vesto.ru
  • Инвестору
    • Инструменты для вложения денег
    • Рейтинги инвестиционных инструментов
      • Рейтинг ПАММ-счетов Alpari
      • Рейтинг ПАММ-счетов Amarkets.org
      • Рейтинг ПАММ-счетов компании FxOpen
    • Сервисы для инвесторов
      • Проверить надежность инвестиционной компании
      • Калькулятор сложных процентов инвестора
      • Калькулятор дохода в Альпари
  • Обучение
    • Обучение форекс трейдингу
    • Наше обучение
    • Персональное обучение инвестированию
    • Отзывы об обучении у Андрея Малахова
  • Статьи
  • Об авторе
    • Обо мне
    • Отзывы об Андрее Малахове
    • Интервью
    • Я Вконтакте
    • Служба поддержки
  • Бесплатно
    • Бесплатные видеокурсы
      • Пентаграмма прибыли Часть 0
      • Пентаграмма прибыли Часть 1
      • Пентаграмма прибыли Часть 2
      • Пентаграмма прибыли Часть 3
      • Пентаграмма прибыли Часть 5
      • Памм-инвестор за 30 дней
      • 4 книги и 30 часов видео по инвестированию
    • Видеообучение форекс трейдингу
      • 6 ошибок трейдеров
      • МКФТ День 1
      • МКФТ День 2
      • МКФТ День 3
  • Мои разработки
  • Контакты
    • Facebook
    • Twitter
    • Google+
    • Вконтакте
    • RSS Feed
    • Linked
    • Youtube
  • Search for:

 

Последние записи

  • Обзор рынка крип

blog.in-vesto.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *