Национальный информационный центр — Уровни образования РФ
Система образования в Российской Федерации
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», система образования включает в себя 2 основных вида – общее и профессиональное образование, которые в свою очередь делятся на следующие уровни:
Общее образование состоит из четырех уровней:
Дошкольное образование реализуется лицензированными учреждениями для детей до 6 — 7 лет, то есть, прежде чем они официально пойдут в школу.
Начальное общее образование для детей в возрасте от 7 до 10 лет включает 1-4 классы.
Основное общее (неполное среднее) образование для детей в возрасте от 11 до 15 лет занимает 5 лет и включает 5-9 классы.
Среднее общее (полное среднее) образование учащиеся получают в старших классах средней школы в течение 2 лет обучения – 10-11 классы – и завершают его в возрасте 17-18 лет.
Содержание обучения каждого уровня общего образования определяется соответствующими образовательными программами, которые разрабатываются самостоятельно образовательными организациями на основе федеральных государственных стандартов и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Программа среднего общего образования является обязательной и считается освоенной после завершения обучения в 11-ти классах и прохождения каждым учеником государственной итоговой аттестации. Аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и математике (обязательные экзамены), а также по дополнительным предметам из установленного законодательством перечня (от 1 и более) по выбору выпускника. Результаты сдачи принимаются в качестве вступительных испытаний при поступлении в ВУЗ. Выпускники, успешно сдавшие ЕГЭ, получают аттестат о среднем общем образовании , причем для получения аттестата достаточно сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике. Это дает обладателю право продолжения обучения на уровне среднего профессионального образования. Доступ к высшему образованию предоставляется по результатам ЕГЭ с экзаменами по выбору – количество и предметы определяются поступающим в зависимости от требований ВУЗа по выбранному направлению.
Профессиональное образование включает 5 уровней:
Среднее профессиональное образование может быть получено по двум типам программ:
— программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
— программы подготовки специалистов среднего звена.
Выпускники средних профессиональных образовательных организаций после окончания обучения получают диплом о среднем профессиональном образовании.
После завершения образовательной программы первого типа выпускникам предоставляется доступ на рынок труда, а также право на продолжение обучения по программам второго типа и высшего образования (при условии получения среднего общего образования).
Образовательные организации, реализующие программы второго типа, могут быть как самостоятельными образовательными организациями, так и структурными подразделениями ВУЗа. Как правило, в этом случае программы хорошо скоординированы с программами университетов по соответствующим направлениям.
В настоящее время в России существует многоступенчатая система высшего образования, как подвида профессионального образования, состоящая из следующих уровней:
Высшее образование – бакалавриат (240 зачетных единиц). Степень бакалавра присуждается после прохождения 4-х летней программы обучения. Программы бакалавриата разработаны по различным направлениям. Степень бакалавра обеспечивает прикладное образование, поскольку обладатель получает достаточный объем профессиональных знаний, навыков и умений для трудоустройства на должности, требующие наличия высшего образования (без уточнения уровня). Вместе с тем, наличие степени бакалавра является условием для допуска к программам магистратуры. Государственная итоговая аттестация включает в себя защиту дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. После успешного прохождения аттестации выдается диплом бакалавра.
Высшее образование – специалитет (300-360 зачетных единиц). Квалификация специалиста в России является наследием прежней одноступенчатой системы высшего образования и по своей сути соответствует степени магистра. Обладатели получают возможность профессиональной деятельности, требующей более высокого уровня высшего образования, чем бакалавриат. А также им предоставляется доступ к программам магистратуры по направлениям, отличным от уже полученных по специалитету, и к программам подготовки кадров высшей квалификации (последипломного образования). Срок обучения для получения квалификации специалиста составляет не менее 5-ти лет. Государственная итоговая аттестация для получения квалификации специалиста включает в себя защиту проекта или дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. Получение квалификации специалиста подтверждается дипломом специалиста. Уровень высшего образования — специалитет равнозначен уровню высшего образования — магистратура.
Высшее образование – магистратура (120 зачетных единиц) представляет собой двухлетний курс обучения, ориентированный большей частью на исследовательскую деятельность (до 50% учебной нагрузки студента) по сравнению с программами специалитета. Но, прежде всего, магистратура – это углубленное обучение аналитической и профессионально-практической деятельности в конкретной области, включая освоение элементов научной и педагогической работы. Государственный образовательный стандарт определяет только общие требования для образовательных программ магистратуры, не устанавливая требований относительно содержания образования. ВУЗы имеют право самостоятельно принимать решения по содержанию магистерских программ в зависимости от специальности, а также самостоятельно устанавливают процедуру приема для заявителей (проведение экзаменов, интервью и т.д.). Доступ к программам магистратуры имеют обладатели степени бакалавра, а также квалификации специалиста. Обладатели степеней высшего образования, желающие поступить в магистратуру на другую специальность, должны сдать дополнительные экзамены, которые отражают требования для прохождения выбранной магистерской программы. Государственная итоговая аттестация для получения степени магистра включает в себя защиту магистерской диссертации и сдачу государственных выпускных экзаменов, по результатам которых выдается диплом магистра.
Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации (последипломное образование) осуществляется по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки. Продолжительность обучения определяется соответствующей программой и составляет 3-4 года. Обучения завершается сдачей кандидатских экзаменов и подготовкой кандидатской диссертации. Обладатели получают соответствующий диплом. Получение этого уровня образования не ведет автоматически к присвоению ученой степени кандидата наук, а лишь повышает уровень знаний, навыков и умений обладателя и дает возможность более глубокого и квалифицированного подхода к созданию научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. Также освоение этого уровня высшего образования предоставляет возможность трудовой деятельности на должностях, для которых российским законодательством определены обязательные требования (преподаватель высшей школы, научный сотрудник и др.).
Ученые степени
Присвоение ученых степеней регулируется Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и другими подзаконными нормативными актами. Ученые степени не включены в систему образования, т.к. являются результатом официального признания государством и обществом достижений обладателя в научной и исследовательской сферах деятельности. Вместе с тем, условием получения ученой степени является наличие предыдущего высшего образования, поэтому они выступают логическим продолжением повышения уровня образованности обладателя и тесно связаны с образовательной системой России.
Традиционно в России существуют ученые степени двух уровней: кандидата наук и доктора наук. Ученая степень присваивается лицам, защитившим научно-квалификационную работу (диссертацию). По результатам успешной защиты диссертации выдается диплом о присвоении ученой степени кандидата наук или доктора наук.
Для получения ученой степени кандидата наук обычно требуется прохождение обучения в течение 3-4 лет в аспирантуре (адъюнктуре и др.) после получения степени специалиста или магистра, подготовка диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени. Однако получение ученой степени кандидата наук возможно без прохождения обучения в аспирантуре. Для этого обладатель высшего образования (специалитет или магистратура) может быть переведен на соответствующие научные должности и в течение не более 3 лет должен подготовить диссертацию. После защиты диссертации ему присваивается ученая степень кандидата наук.
Ученая степень доктора наук присуждается после получения степени кандидата наук и может быть получена двумя способами, так же как ученая степень кандидата наук – при продолжении обучения в докторантуре сроком до 3 лет и подготовке докторской диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени, или без прохождения обучения при условии трудоустройства на соответствующие научные должности для подготовки докторской диссертации в течение не более 2 лет, последующей ее защиты и присвоения ученой степени доктора наук.
nic.gov.ru
Ступени и степени высшего профессионального образования. Сроки и формы его получения
В соответствии с Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996г. в России устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист»;
высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр».
При этом основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. Если лицо не завершило обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошло промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения, то оно признается получившим неполное высшее профессиональное образование, что подтверждается выдачей диплома установленного образца. Конкретный объем и содержание неполного высшего образования отражаются в приложении к диплому. В то же время, если лицо, окончившее первый уровень высшего образования (2 года), отказывается от получения диплома о неоконченном высшем образовании, то оно имеет право продолжить высшее образование (Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 940, п. 3.1). Лицу, не завершившему освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдается академическая справка установленного образца. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования определены п. 4 ст. 6 Закона 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Для получения квалификации (степени) «бакалавр» срок обучения составляет не менее четырех лет. Для получения квалификации «дипломированный специалист» — не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами. Для получения квалификации (степени) «магистр» — не менее шести лет. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени. Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им соответствующей этой квалификации должности в организациях и предприятиях различных организационно-правовых форм, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца. Квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Формы, в которых слушатели осваивают основные образовательные программы высшего профессионального образования, зависят от объема обязательных занятий педагогического работника вуза с обучающимися. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в вузах, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната. Лица, получившие высшее профессиональное образование могут продолжить обучение в аспирантуре, с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Лицам, допущенным к вступительным испытаниям в аспирантуру, предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы. Лица, обучающиеся в аспирантуре по очной форме обучения за счет средств бюджета, обеспечиваются государственными стипендиями и пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца. Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы. К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает организация-работодатель. Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право соответственно на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере пятидесяти процентов получаемой заработной платы, но не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Организация-работодатель вправе предоставлять аспирантам по их желанию на четвертом году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы. Аспирантам, обучающимся в аспирантуре по заочной форме обучения, предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации. Высшей ступенью профессионального обучения является докторантура. Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Докторантам выплачиваются государственные стипендии и предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью два месяца. За докторантами сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру (права на получение жилой площади, на присвоение ученого звания и другие права), а также право на возвращение на прежние места работы. Соискатели, работающие над диссертациями на соискание ученой степени доктора наук и имеющие значительные научные результаты по актуальным социально-экономическим проблемам или приоритетным направлениям фундаментальных научных исследований, могут быть переведены на должности научных работников на срок до двух лет для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. За соискателями, переведенными на должности научных работников, сохраняются получаемые ими должностные оклады и право на возвращение на прежние места работы. Для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук работникам предприятий, учреждений и организаций по месту работы предоставляются отпуска с сохранением заработной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев в порядке, установленном положениями об аспирантах, докторантах и соискателях. Разновидностью послевузовских форм профессионального обучения является соискательство, которое дает право лицу, имеющему высшее профессиональное образование, прикрепиться к организации или учреждению, имеющему аспирантуру и (или) докторантуру, для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре — либо лицу, имеющему ученую степень кандидата наук, для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Ученое звание доцента может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень кандидата наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в вузах. Ученое звание профессора может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень доктора наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в области высшего и послевузовского профессионального образования. Приведенный краткий анализ основных ступеней высшего и послевузовского профессионального образования, закрепленных современным российским законодательством, свидетельствует о том, что в процессе реформирования российского образования возникают понятия и институты, давно укоренившиеся в системах образования стран Запада. Это, однако, не следует рассматривать как «слепое подражание», являющееся малоэффективным и не во всем полезным. Несомненно, что введение такой новой для российской системы образования ступени, как «бакалавриат» неизбежно должно было привести и на деле привело к определенным трудностям с трудоустройством лиц с указанной степенью. Работодатель с трудом мог воспринять положение закона о том, что диплом «бакалавра» является дипломом о высшем образовании при наличии узаконенных ступеней «специалист» и «магистр». Однако постепенное улучшение ситуации по данному вопросу очевидно. При этом также не следует забывать, что человек «образовывается» в смысловом поле определенных нравов, ценностей, идеалов, присущих данному конкретному народу. Потому и образование призвано быть национальным по содержанию и характеру и лишь по форме интернациональным.
studfiles.net
Уровни высшего образования в России
Высшее профессиональное образование – это такой уровень профессионального образования, при котором осуществляется подготовка специалистов в любой научной сфере. Подготовка специалистов осуществляется на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования.
В зависимости от выбранного уровня срок получения высшего образования различен. В России с 2011 года вступила в действие система обучения, состоящая из двух уровней. Поэтому в настоящее время можно получить желаемый уровень высшего образования:
1. квалификация (степень) «бакалавр» — срок обучения не менее 4 лет (на базе среднего (полного) общего образования и на базе среднего профессионального образования);
2. квалификация (степень) «магистр» — срок обучения не менее 6 лет (из них 4 года на получение степени бакалавра (на базе бакалавриата).
В военных, инженерных и медицинских вузах есть специалитет, позволяющий получить квалификацию (степень) «дипломированный специалист» — срок обучения 5 – 5,5 лет (на базе среднего (полного) общего образования и на базе среднего профессионального образования).
Согласно установленным уровням получение высшего образования можно представить следующими этапами:
Бакалавриат (4 года) – Магистратура (2 года)
Специалитет (5 лет) – обучение в магистратуре для специалистов рассматривается как второе высшее образование.
В России высшее профессиональное образование можно получить в таких учебных заведениях как институт, университет, академия. Эти учебные заведения официально называются высшие учебные заведения или ВУЗы. Согласно статистике в России порядка 1180 ВУЗов, из них 735 государственных и более 1730 филиалов (1138 государственных филиалов).
В общее число высших учебных заведений с учетом филиалов входят 900 институтов, 1320 университетов и 690 академий.
Прежде чем поступать в ВУЗ, необходимо определиться с тем
- по какому направлению и какую квалификацию хотелось бы получить после окончания обучения;
- сколько времени займет получение данной квалификации;
- каковы условия поступления в выбранный ВУЗ.
ucheba34.ru
1.2. Характеристика высшего образования в Российской Федерации
Современная модернизация российской системы образования является одним из приоритетных направлений политики государства. Указом Президента России В. Путина 24 октября 2007 года был подписан закон о введении в России двухуровневой системы высшего образования. Согласно ст. 6 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования13. Бакалавриат ‒ высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр». Срок обучения ‒ не менее 4 лет. Специалитет ‒ высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист». Срок обучения ‒ не менее 5 лет. Магистратура ‒ высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр». Срок обучения ‒ не менее 2 лет. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени. За всеми уровнями образования сохраняется порядок предоставления отсрочки от призыва на военную службу14.
Таблица 2.
Уровни образования
Ступени образования | Уровни образования | |
1. | Дошкольное образование | 1 |
2. | Начальное общее образование | 2 |
3. | Основное общее образование | 3 |
4. | Среднее общее образование | 4 |
5. | Среднее профессиональное образование | 5 |
6. | Высшее образование — бакалавриат | 6 |
7. | Высшее образование – специалитет, магистратура | 7 |
8. | Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации | 8 |
С 1 сентября 2013г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым признаются недействующими на территории Российской Федерации 115 законодательных актов (положений законодательных актов). Принятие закона приблизило Россию к нормам и правилам Болонского процесса, в соответствии с которым квалификации бакалавра и магистра стали основными уровнями высшего образования. Закон предполагает, что первый уровень (бакалавриат) подготовит студента к работе, предусматривающей исполнительские функции в производственной или социально-экономической сфере. Подготовка на первом уровне будет проходить по небольшому числу базовых направлений, а углубленная специализация будет происходить в магистратуре или специалитете. При этом в магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на деятельность, требующую аналитических и проектных навыков, а также на научно-исследовательскую деятельность. Подготовка специалистов предусматривает самостоятельную производственную или социально-экономическую деятельность, связанную с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере, в частности здравоохранения и госбезопасности.
Введение новых образовательных стандартов в российских вузах, связано с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе. В 2003 году Россия ратифицировала Болонскую конвенцию — соглашение о том, что дипломы о высшем образовании, полученные в стране-участнице конвенции, будут признаваться во всех 50 странах-участницах, где двухступенчатая система высшего образования является традиционной.
Бакалавр (от лат. baccalarius ‒ «молодой человек», от лат. bacca lauri ‒ плод лавра) ‒ академическая степень или квалификация, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования15. Бакалавр во многих странах ‒ первая учёная степень. В средневековых университетах Западной Европы степени бакалавров присваивалась студентам по завершении ими первого этапа образования. В России бакалаврами именовались преподаватели духовных академий. В конце 18 века эту степень получали выпускники Учительского института при Московском университете. Степень бакалавра, принятая во многих зарубежных странах, в том числе, Великобритании, США, присваивается окончившим университеты и другие вузы после сдачи специальных экзаменов, а иногда и защиты небольшой по объёму реферативной диссертации. Во Франции с 1808 степень бакалавра является свидетельством о завершении среднего образования и даёт право поступления в университет. Академическая степень бакалавр впервые была введена Римским папой Григорием IX (1227-1241г.) на богословском факультете Парижского университета для обозначения студентов, выдержавших первоначальное испытание и защитивших диспут или детерминацию, и стал обозначать 1-ю степень, получаемую после окончания курса наук. К концу ХХ в. степень бакалавра получила распространение в системе образования в США, Великобритании и ряде европейских стран16.
Первой ступенью высшего профессионального образования является неполное высшее образование, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам не менее двух лет. Второй ступенью высшего профессионального образования, является степень «бакалавр», законченное базовое высшее образование, дающее выпускнику право при трудоустройстве занимать те должности, которые предусматривают наличие высшего образования в соответствии с их квалификационными требованиями. Диплом бакалавра — это документ, подтверждающий успешное освоение второй ступени высшего профессионального образования, выдавать который имеют право только вузы III-IV уровня аккредитации. Техникумы, училища и средние школы не имеют права выдавать диплом со степенью «бакалавр». Диплом «бакалавра» дает право на получение степени магистра.
В различных странах Европы сроки подготовки бакалавров варьируют от 4 до 6 лет: В большинстве стран мира степень «бакалавр» ‒ это законченное базовое высшее образование или полное высшее образование в зависимости от страны. После получения степени «бакалавр» выпускник имеет право работать по специальности и занимать должности, требующие высшего образования, продолжать обучение и заниматься преподавательской или научной деятельностью. Во Франции термин «бакалавр» может также использоваться в принципиально отличном смысле: выпускник полной средней школы, успешно сдавший выпускные экзамены.
В России данный уровень подготовки введён в 1993г. Нормативный срок программы подготовки бакалавра при очной форме обучения ‒ 4 года, при заочной форме обучения ‒ 5 лет. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право на работу по специальности или поступление в магистратуру.
Существует мнение о том, что степень бакалавра — это неполноценное или даже незаконченное высшее образование. Бакалавр имеет право при трудоустройстве занимать те должности, которые предусматривают наличие высшего образования в соответствии с их квалификационными требованиями. Освоение третьего уровня высшего профессионального образования может осуществляться по основным профессиональным образовательным программам двух типов, по завершении которых выдается диплом специалиста или диплом магистра.
Основная программа подготовки магистра состоит из программы обучения бакалавров по соответствующему направлению и двухлетней специализированной подготовки, включая практику, предполагающую научно-исследовательскую и (или) научно педагогическую деятельность выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет. Освоение программы завершается итоговой аттестацией, включая выпускную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации «магистр».
Магистр — вторая академическая степень, присваиваемая в высших учебных заведениях США, Великобритании и других странах, где принята англо-американская система высшего образования. В средние века учёная степень магистра присваивалась преподавателям «семи свободных искусств» (тривиум – грамматика, логика(диалектика), риторика; квадриум — арифметика, геометрия, астрология и музыка), впоследствии ‒ выпускникам философских факультетов университетов и в 19 веке была заменена степенью доктора философии. В дореволюционной России степень магистра существовала на всех факультетах университетов, кроме медицинского, и лица, получившие её, имели право заведовать кафедрой. Степень магистра присуждалась после окончания университета, сдачи устного испытания по данной отрасли науки и публичной защиты диссертации, одобренной факультетом. В порядке исключения к испытаниям на степень магистра допускались лица, имеющие докторский диплом зарубежного университета. Выдержавшие испытания, но не защитившие диссертацию, назывались магистрантами. За выдающиеся магистерские диссертации присуждалась степень доктора. За рубежом степень магистра присуждается лицам, окончившим университет или приравненное к нему учебное заведение (с академической степенью бакалавра), прошедшим дополнительный курс в течение 1-2 лет, сдавшим специальные экзамены и защитившим диссертацию. По юридическим и медицинским специальностям степень магистра не присуждается, вместо неё принята степень доктора права и доктора медицины. В Северной Америке и Европейском союзе большинство выпускников высших учебных заведений, после бакалавриата не продолжают обучение в магистратуре. Бакалавриат является подтверждением полноценного высшего образования. Продолжают обучение в магистратуре чаще студенты, планирующие заниматься научными исследованиями или педагогической деятельностью в вузе. Магистратура — это второй уровень двухуровневой системы высшего образования («4+2»), созданной в процессе реформирования российской образовательной системы. Подготовка в бакалавриате предполагает получение общих знаний и навыков, которые потом уже углубляются по специализации магистерских программ. Обучение в магистратуре также дает возможность получения знаний по новому направлению, которое может кардинально отличаться от направления подготовки, полученного в бакалавриате или специалитете.
Специалист — работник, выполнение обязанностей которого предусматривает наличие начального, среднего или высшего профессионального (специального) образования.
Основная профессиональная образовательная программа специалиста включает освоение гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин общенаучного характера, общепрофессиональные дисциплины, а также теоретическую и практическую подготовку по специальности и специализации, предполагающую различные виды профессиональной деятельности выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее пяти лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией, включая дипломную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации специалиста — «инженер», «учитель», «экономист».
Специалист и магистр могут дальше поступить в аспирантуру. Учебные планы у специалиста и бакалавра начинают отличаться на третьем году обучения, первые два года студенты изучают общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины. С третьего курса специалистов начинают готовить по конкретной специальности, узкому профилю, а бакалавров — по широкому профилю, с изучением специальных дисциплин и практики, которая имеет отношение к выбранной профессии. Разница между специалистом и магистром заключается в том, что первого готовят для практической работы в отрасли по выбранному направлению, а второго — для научной работы. Программа подготовки магистра включает в себя программу подготовки бакалавра плюс два года специализированной подготовки, в том числе практику, которая предполагает научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность.
К плюсам получения диплома бакалавра можно отнести:
двухуровневая система образования с разделением на бакалавриат и магистратуру принята на Западе, что решает проблему признания российских дипломов за рубежом и возможность продолжения обучения в магистратуре иностранного вуза;
у бакалавра существует возможность быстрого получения необходимой квалификации (узкой специализации) по другой специальности за год, тогда как специалисту при смене профессии потребуется потратить 2-3 года на получение второго высшего образования;
бакалавр учится менее продолжительный срок, что дает возможность уже через четыре года получить возможность заняться работой и карьерой.
К минусам получения степени бакалавра относится то, что в определенных университетских кругах бытует негативное отношение к такому виду образования. Абитуриентов, поступающих в вуз, волнует, насколько будет востребовано их образование на рынке труда. Существует точка зрения, что работодатель воспринимает бакалавров как «недоучившихся специалистов». Это связано со сроками обучения (4 года вместо 5) и бакалавр воспринимается как получивший «сокращенные знания по предмету». В то же время другая часть работодателей готова взять на работу бакалавра, а затем «доучить» его до магистра под конкретную специальность. Особенностью магистратуры является гибкость и меньшая стесненность государственными стандартами. Учеба в магистратуре позволяет получить углубленную специализацию по выбранному профилю. На второй ступени высшего образования большое внимание уделяется авторским курсам преподавателей, связи обучения с практикой, использованию в процессе обучения интерактивных методов работы — ролевых игр, решения проблемных ситуаций. У студентов магистратуры есть возможность выбрать дисциплины по своему усмотрению, чтобы приобрести именно те профессиональные навыки, которые понадобятся в будущей работе.
В России пока магистратура воспринимается как продолжение бакалавриата, а не как самостоятельная ступень обучения. В России получить образование на сегодняшний день можно в 593 государственных и 486 негосударственных вузов. Филиалов государственных вузов — 1376, негосударственных — 68217. Осень-зима 2012-2013 года, российские вузы проходили проверку на эффективность и неэффективность. В итоге, согласно рейтингу Минобрнауки, в некоторых профильных сферах большинство ВУЗов – неэффективны.
Таблица 3.
studfiles.net
Основные уровни и степени высшего образования в США
В дополнение к традиционным бакалавриату, магистратуре и аспирантуре и соответствующим им степеням американские вузы предлагают значительное количество комбинированных программ, по окончании которых можно получить сразу несколько степеней и дипломов.
Комбинированные программы являются, пожалуй, одним из самых ярких отличий американского высшего образования от образовательных систем других стран.
Традиционные уровни образования, которые предлагают вузы США:
- Assoсciate Degree;
- Бакалавриат;
- Магистратура;
- Аспирантура.
Степени образования в вузах США:
- Assoсciate Degree — профессиональная квалификация, примерно сопоставимая с квалификацией выпускника российского техникума. Может быть самостоятельной или засчитываться как часть программы бакалавриата.
- Бакалавр искусств BA и бакалавр наук BS — примеры степеней американского бакалавриата смотрите здесь.
- Магистр искусств MA / AM и магистр наук MS / SM — смотрите примеры степеней американской магистратуры здесь.
- Доктор наук — PhD.
Также вузы США могут присваивать степени с указанием предметной области: по окончании бакалавриата, магистратуры или аспирантуры в педагогической школе выпускник получит профессиональную степень BEd / MEd/ DEd и так далее. Профессиональных степеней существует меньше, чем предметных областей, но все же достаточно много.
В дополнение к традиционным программам США существует несколько видов комбинированных программ, которые иногда ошибочно считают особым видом степеней:
- Joint degrees, JD — обучение в двух вузах в рамках одной программы.
- Double/ dual degrees — получение двух дипломов в рамках одной программы.
Степени, которые получают выпускники комбинированных программ, — традиционные, но присваиваются они по две, в определенных комбинациях в зависимости от программы. Подробнее об этом читайте в материале “Программы вузов США для самых мотивированных”.
Главная цель комбинированных программ — растить специалистов, готовых к работе в разных странах мира, развивать международное сотрудничество вузов, помогать студентам сократить финансовые расходы и время, затраченное на обучение.
Какой программе и степени отдать в итоге предпочтение? Решение зависит от репутации вуза и качества его программ, а также карьерных планов и личных интересов студента.
www.educationindex.ru
5. Система высшего образования в России
Образование в Российской Федерации подразделяется на: 1. Дошкольное образование; 2. Общее (начальное, основное и среднее) образование; 3. Среднее профессиональное (подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена) образование; 4. Высшее образование: бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Бакалавриат – первая ступень высшего профессионального образования, студенты которой получают фундаментальную подготовку, но без узкой специализации. Программы подготовки бакалавров предусмотрены практически по всем направлениям подготовки, кроме некоторых, например, медицины, и имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Срок обучения на программам бакалавриата – четыре года. По окончании выпускник получает диплом бакалавра о законченном высшем образовании с присвоением квалификации по определенному направлению: бакалавр экономики, бакалавр юриспруденции и т.п. Диплом бакалавра дает право занимать должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование. В дальнейшем выпускник бакалавриата имеет возможность продолжить обучение в магистратуре по своему направлению подготовки, выбрав необходимую специализацию, либо выбрать иное направление подготовки.
Магистратура – уровень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата. Программа обучения в магистратуре, продолжающаяся два года, предусматривает более глубокое теоретическое освоение выбранного профиля и более узкую специализацию по выбранному профессиональному направлению. Программы бакалавриата более практико-ориентированы, в магистратуре же студенты овладевают компетенциями, необходимыми для будущей научно-исследовательской или преподавательской деятельности.
Следует отметить, что примерно по ста специальностям – их перечень утвержден решением федерального правительства – двухуровневая система подготовки не предусмотрена. В данном случае обучение ведется традиционные пять лет с последующим присвоением квалификации «дипломированный специалист».
6. Лекция в вузе и методика их проведения
Вузовская лекция — главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель — формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
Лекция выполняет следующие функции:
информационную (излагает необходимые сведения),
стимулирующую (пробуждает интерес к теме),
воспитывающую,
развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление).
ориентирующую (в проблеме, в литературе),
разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки),
убеждающую (с акцентом на системе доказательств).
Можно выделить следующие виды лекций.
1. По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.
2. По научному уровню: академические и популярные.
3. По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности).
4. По способу изложения материала: бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции.
Любая лекция включает три основных этапа:
— вводная часть: объявление темы лекции (для записи студентами), плана лекции (8-4 пункта) формирование целей и задач лекции; краткая характеристика проблемы; показ состояния вопроса, список литературы, учебных источников по теме (6 — 7 источников)
— изложение: доказательства, факты, анализ понятий, освещение событий, демонстрация доказательств, аудио — и видео материалов; характеристика различных мнений, связь с практикой; области применения приобретенных знаний
— выводы: формирование общего заключения; установка и задания для самостоятельной и поисковой работы, методические советы, ответы на вопросы
studfiles.net
Высшее образование
Высшее профессиональное образование — это верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю.Высшее образование осваивают в высших учебных заведениях — университетах, академиях, институтах и колледжах. В некоторых странах существуют собственные традиционные названия или вариации указанных названий. Система высшего образования в разных странах базируется на одно-, двух-, трёх и четырёхуровневой структуре. При четырёх уровнях выпускники делятся на младших специалистов или специалистов (неполное высшее образование), бакалавров (базовое высшее образование), магистров или специалистов (полное высшее образование), докторов наук (учёная степень). При трёхуровневой системе образования, принятой, в частности, в России, деление происходит на бакалавров, магистров и лиц с учёной степенью.
Высшее образование можно получить по очной, заочной, очно-заочной, вечерней или свободной формах обучения, а также в форме экстерната. Причем, в некоторых странах, в зависимости от формы и целей обучения, количества изучаемых дисциплин, уровня подготовки и т. д., происходит деление студентов на «регулярных», «условных», «специальных», «случайных», «вольных» и т. п. В зависимости от формы обучения, страны, системы и профиля срок получения высшего образования колеблется от 4 до 9 лет.
Наши ВУЗ-партнер:
НОЧУ ВО «Московский экономический институт»
(отделение высшего профессионального образования)
Диплом государственного образца
БАКАЛАВРИАТ
Направление | Степень |
38.03.01 Экономика | бакалавр экономики |
38.03.02 Менеджмент | бакалавр менеджмента |
38.03.03 Управление персоналом | бакалавр управления персоналом |
38.03.04 Государственное и муниципальное управление | бакалавр государственного и муниципального управления |
38.03.05 Бизнес-информатика | бакалавр бизнес-информатики |
54.03.01 Дизайн | бакалавр дизайна |
37.03.01 Психология | бакалавр психологии |
40.03.01 Юриспруденция | бакалавр юриспруденции |
38.03.10 Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура | бакалавр жилищного хозяйства и коммунальной инфраструктуры |
МАГИСТРАТУРА
Направление | Степень |
37.04.01 Психология | магистр психологии |
38.04.01 Экономика | магистр экономики |
38.04.02 Менеджмент | магистр менеджмента |
54.04.01 Дизайн | магистр дизайна |
ПОЧУ СПО Высший юридический колледж:
экономика, финансы, служба безопасности»
(отделение среднего профессионального образования)
Диплом государственного образца
Наименование специальности | Квалификация |
09.02.03 Программирование в компьютерных системах | техник-программист |
54.04.01 Дизайн | дизайнер |
42.02.01 Реклама | специалист по рекламе |
40.02.02 Правоохранительная деятельность | юрист |
28.07.03 Пожарная безопасность | техник |
32.08.01 Экономика и бухгалтерский учет | бухгалтер |
38.02.07 Банковское дело | специалист банковского дела |
АНО «Гуманитарно-инженерный колледж»
(отделение среднего профессионального образования)
Диплом государственного образца
Наименование специальности | Квалификация |
43.02.11 Гостиничный сервис | менеджер |
38.02.04 Коммерция (по отраслям) | менеджер по продажам |
Приказ о стоимости
Сроки приема
academ063.ru