Стороны конфликта это – Участники конфликта и их характеристика

Содержание

Стороны конфликта — это… Интересы сторон конфликта

Конфликты – это, к сожалению или к счастью (в зависимости от их исхода), практически неотъемлемая часть нашей жизни.

В данной статье мы рассмотрим само понятие конфликта, его причины, функции, действующие лица и способы его разрешения.

Что такое конфликт

Конфликт – это разногласие или столкновение между людьми или группами людей, которое вызвано различием в целях, поведении или установках. Интересы сторон конфликта не совпадают, при этом каждая сторона пытается сделать так, чтобы была принята её точка зрения, а противник настаивает на своей позиции. Конфликт, как правило, сопровождается негативными эмоциями и является наиболее острой формой выяснения отношений.

Часто случается так, что результатом конфликта являются действия, которые выходят за рамки общепринятых правил и общественных норм. Существует целая наука, которая изучает конфликты. Она называется конфликтология.

На выяснение отношений способны не только люди. В природе происходят столкновения также и между особями и группами животных. Это свидетельствует о том, что конфликты играют важную роль во взаимодействии всех живых созданий на планете.

Причины конфликта

Среди основных причин конфликта обычно выделяются следующие:

• Распределение ресурсов. Как правило, в любой среде количество ресурсов ограничено. В то же время каждому индивидууму свойственно стремление завладеть как можно большим количеством ценных средств. На этой почве возникают столкновения, так как обеим сторонам конфликта хочется увеличить свою долю ресурсов за счет друг друга.

• Взаимозависимость задач. В любой организации существуют взаимозависимые элементы – люди, группа людей или подразделения. Все они объединены одной задачей, однако для её достижения у каждого существуют свои роли. Когда кто-либо плохо справляется со своей ролью – появляются разногласия, которые способны привести к конфликту. В данном случае сторонами конфликта являются те люди или группы людей, которые на пути выполнения своей задачи встречают какие-либо преграды, вызванные действиями других элементов.

• Различия в целях. Часто случается так, что цели, которые устанавливают себе люди или группа лиц, отличаются от целей другого подразделения или организации в целом. В таком случае при практической реализации общей цели организации могут возникать конфликтные ситуации.

• Различия в жизненном опыте и ценностях. Люди, которые отличаются по уровню образования, возрасту, представлениям о жизни и своим привычкам, могут периодически конфликтовать друг с другом.

Классификация конфликтов

Если взять основные причины возникновения конфликтов и объединить их, то можно получить классификацию возникающих разногласий. Например, если рассматривать столкновения интересов с позиции стороны конфликта – это предполагает следующую классификацию:

• конфликты между отдельными личностями;

• между определенной личностью и группой лиц;

• среди групп;

• между социальными общинами;

• между этносами;

• межгосударственные конфликты.

Также можно выделить социальные конфликты, основанные на мотивации. В общей сложности это три блока:

• конфликты, связанные с распределением позиций власти и полномочий;

• столкновения интересов, основанные на распределении материальных ресурсов;

• разногласия, связанные с различием в основных жизненных установках.

Классификация конфликтов – это метод их определения, заключающийся в установлении общего признака, по которому можно объединить конфликты в группу. При этом стороны социального конфликта взаимодействуют между собой в определенном русле, характерном для той или иной формы противодействия, которую определяют причины разногласия.

Социальные функции конфликта

Социальные функции конфликта могут быть как положительные, так и отрицательные. Какое воздействие оказывает конфликт, во многом зависит от социальной системы. В тех группах, которые свободно структурируемы, где конфликт является нормой, и при этом выработаны действенные механизмы его урегулирования — противоречия способствуют увеличению жизнестойкости, динамике и прогрессу. Если же социальная группа имеет тоталитарную организацию, где конфликт не допускается и подавляется лишь одним методом – силовым, то конфликт ведет к дезинтеграции и дисфункции. Когда нерешенные разногласия накапливаются – они приводят к серьезным социальным проблемам.

Положительные стороны конфликта

Противостояние является неотъемлемым источником развития общества и происходящих в нем изменений. При правильном развитии конфликт имеет позитивные результаты. К ним относятся:

• Прогрессивные изменения. Любое новое начинание предполагает отрицание старого. Это своего рода конфликт между сложившимися устоями и новыми веяниями. Так как за любыми действиями стоит человеческий фактор, противостояние между приверженцами старого и нового неизбежно.

• Мобилизация ресурсов и внимания. Положительные стороны конфликта в этом случае проявляются в том, что он провоцирует людей на действия, которые необходимы для разрешения какой-либо неудобной ситуации. Можно долгое время из-за взаимоуважения, нежелания провоцировать скандалы и прочего обходить стороной сложные вопросы. Но когда возникает конфликт, приходится решать проблемы, мобилизуя для этого все нужные ресурсы и средства.

• Привлечение населения к назревшим проблемам. Конфликт привлекает внимание общества к сложным вопросам, а это, в свою очередь, провоцирует людей на действия, способствующие разрешению негативной ситуации.

• Развитие свободомыслия. Конфликт, как правило, обостряет ситуацию и способствует устранению «синдрома покорности». Позиции сторон конфликта отстаиваются его участниками с большим усердием, пробуждая в человеке все его скрытые ресурсы.

Отрицательные стороны конфликта

Негативные стороны конфликта – это дисфункциональные явления, приводящие к снижению эффективности деятельности организации. Если рассматривать более подробно отрицательные стороны противоречий, среди них можно выделить следующие:

• Отвлечение людей от реальных проблем и целей. Зачастую случается так, что цель одержать победу над противником затмевает разумные доводы, и начинают преобладать эгоистичные интересы. В таком случае конфликт не решает насущных проблем, а только лишь отвлекает от них внимание.

• Рост неудовлетворенности, депрессий, недоверия к окружающим и к руководству. Эти явления снижают эффективность труда, и не способствуют раскрытию потенциала людей.

• Бесплодная растрата сил, энергии и ресурсов на внутреннюю борьбу. В конфликтных ситуациях люди затрачивают определенные ресурсы, и когда эти затраты не способствуют улучшению неблагоприятной ситуации – это вызывает неоправданные потери ресурсов, которые можно было бы применить в более нужном направлении.

Действующие лица конфликта

В любом конфликте различают следующие действующие лица:

Участник конфликта – это человек или же группа лиц, которые вовлечены в конфликтную ситуацию. Участник может даже не отдавать себе отчет в истинных целях и задачах конфронтации.

Прямым участником конфликта является зачинщик. Именно он является инициатором выяснения отношений.

Субъект конфликта – это личность или группа людей, которая создает противоборствующую ситуацию. Субъект способен в достаточной мере влиять на ход конфликта, ориентируясь на свои интересы. Субъект также влияет на поведение и положение участников конфликта, вовлекает в него новые субъекты и способен вызвать изменения в социальных отношениях.

Стороны конфликта – это новые единства, которые способны на действия как самостоятельное целое. К сторонам конфликта относятся только те социальные образования, которые совершают активные действия по отношению друг к другу. Стороны конфликта — это единства, которые образовываются вокруг вновь возникающих вопросов из остатков старых, распавшихся групп.

Косвенные участники конфликта

Косвенные участники стороны конфликта – это субъекты, которым принадлежит эпизодическая роль в конфронтации. Например, подстрекатель. Он подталкивает субъектов конфликта к активным действиям, сам же при этом потом может не принимать участия в данном противостоянии. Союзники или пособники – это лица, которые непосредственно не участвуют в конфликтной ситуации, но при этом оказывают моральную или материальную поддержку той или иной стороне конфликта.

Разрешение конфликтной ситуации

Любая конфликтная ситуация рано или поздно разрешается или замораживается. Для того чтобы устранить противоречия и конструктивно решить вопрос, нужно признать существование конфликта и определить его основных участников. Затем стоит организовать процедуру переговоров, обсуждение острых вопросов, поиск компромиссных решений и внедрение на практике принятых постановлений.

Если удаётся достигнуть таких результатов – конфликт можно считать положительным явлением, имеющим позитивные последствия.

fb.ru

Я учусь. — Структура конфликта. Конфликт и инцидент

Структура конфликта. Конфликт и инцидент.

Структура конфликта

Основные структурные элементы конфликта

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта;

2) субъекты (участники) конфликта;

3) социальная среда, условия конфликта;

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

По своему характеру и природе все элементы конфликта могут быть разделены на два вида: 1) объективные (внеличностные) и 2) личностные.

К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентаций и т.д.). Такими элементами являются: объект конфликта, участники конфликта, среда конфликта.

К личностным элементам конфликта относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которые оказывают влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации.

Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы — все эта и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и в конфликте внутри организации.

Среди личностных элементов конфликта, прежде всего, следует назвать:

1) основные психологические доминанты поведения;

2) черты характера и типы личностей;

3) установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности;

4) неадекватные оценки и восприятия;

5) манеры поведения;

6) этические ценности.

Различия названных характеристик людей, их несовпадение и противоположный характер могут служить основанием конфликта.

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент, где участники – это субъекты, непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта, непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны;

объект – это предмет, явление, событие, проблемы, цель, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликты;

конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы;

инцидент – это практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.

Инцидент

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборств происходит в результате того или иного инцидента (от лат. incidens — случай, случающийся). Инцидент — это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта слезет отличать от его повода.

Повод — это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но во всяком случае повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент — это уже конфликт, его начало.

Например, Сараевское убийство — убийство наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда и его жены, осуществленное 28 июня 1914 г. (по новому стилю) в городе Сараево, было использовано Австро-Венгрией как повод для развязывания Первой мировой войны. Уже 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия под прямым давлением Германии объявила войну Сербии. А прямое вторжение Германии 1 сентября 1939 г. в Польшу — это уже не повод, а инцидент, свидетельствующий о начале Второй мировой войны.

Инцидент обнажает позиции сторон и делает явным деление на “своих” и “чужих”, друзей и врагов, союзников и противников. После инцидента становится ясным “кто есть кто”, ибо маски уже сброшены. Однако реальные силы оппонентов еще до конца не известны и неясно, как далеко в противоборстве может пойти тот или иной участник конфликта. И эта неопределенность истинных сил и ресурсов (материальных, физических, финансовых, психических, информационных и т.д.) противника является весьма важным фактором сдерживания развития конфликта на его начальной стадии. Вместе с тем эта неопределенность способствует и дальнейшему развитию конфликта. Поскольку ясно, что если бы обе стороны имели четкое представление о потенциале противника, его ресурсах, то многие конфликты были бы прекращены с самого начала. Более слабая сторона не стала бы во многих случаях усугублять бесполезное противоборство, а сильная сторона, не долго думая, подавила бы противника своей мощью. В обоих случаях инцидент был бы достаточно быстро исчерпан.

Таким образом, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях оппонентов конфликта. С одной стороны, хочется быстрее “ввязаться в драку” и победить, а с другой — трудно входить в воду “не зная броду”.

Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: “разведка”, сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в боевое состояние.

Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать в полной мере.

Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д. Конфликт вступает в следующий этап — происходит его эскалация (нарастание).

yaychys.ru

Стороны конфликта | PSYERA

Стороны, участники конфликта — конфликтующие стороны, конфликтанты, оппоненты, соперники, конкуренты, противники, враждующие стороны, субъекты конфликта и т.д. В разных контекстах эти термины употребляются как синонимы.

В конфликтологической литературе чаще их называют оппонентами, противостоящими сторонами, реже — конкурентами или соперниками. Иногда их именуют противниками, противоборствующими сторонами, что обычно относится к конфликтам, протекающим в острой форме, где взаимодействие участников действительно больше напоминает борьбу враждующих сторон. На самом же деле опасно даже так думать, а особенно для сферы психолого-педагогической конфликтологии. Недаром же говорят: «Как пароход назовешь, так он и поплывет». Так вот, если мы мысленно обозначим врагом близкого друга, с которым произошел неожиданный конфликт, когда столкнулись наши интересы или позиции, то он из друга может превратиться во врага. Слово как знак лишь обозначает нечто в нашем сознании, но, обозначив, мы становимся в определенном смысле его «пленниками». От нас зависит выбор слов, которыми мы пользуемся для обозначения фактов и явлений нашей жизни, и в этом смысле необходима определенная осторожность. Правда, справедливости ради стоит, очевидно, сказать, что если мы будем называть врага другом, то он, возможно, им станет. Важнее, видимо, заметить, что проявление такой категоричности в оценках и в выборе слов влияет на восприятие события. Помня о том, что это все же не абсолютные синонимы, следует обращать внимание на их словоупотребление. Когда говорят о сторонах как о противниках, оппонентах, соперниках, враждующих сторонах — неявно присутствует контекст борьбы, противостояния. Признавая конфликт как факт, в то же время не следует делать акцент на то, что он связан с борьбой, противостоянием, враждой.

«Участники конфликта» некоторые считают не очень удачным термином, так как он не различает, например, среди участников сторонников и противников в конфликте. Вместо него предлагается употреблять понятие «оппонент» (в переводе с латинского— «противополагающий, возражающий, спорящий»). Участниками Конфликта могут быть люди, вовлеченные или сознательно участвующие в нем, сочувствующие одной из сторон. Известно, что сторонники и противники в конфликте, как и оппоненты, под влиянием обстоятельств могут менять свои позиции, иногда на диаметрально противоположные, не переставая быть его участниками. Нам представляется, что термин «участники (субъекты) конфликта» вполне подходит. Он не несет в себе оценочного компонента, что исходно очень важно и позволяет говорить о всех людях как об участниках конфликтов (реальных или потенциальных). Тем более что даже невольные наблюдатели конфликта становятся в определенной мере участниками, переживая или сопереживая реальным исполнителям этой роли. Эта проблема достаточно хорошо показана в разных фильмах, когда кто-то случайно становится свидетелем конфликта и его как свидетеля потом преследуют преступники. Так человек невольно становится участником конфликта.

В реальной жизни мы также иногда невольно из свидетеля чужого конфликта превращаемся в его участника. Комичная роль тещи из многих анекдотов в значительной мере связана именно с тем, что она быстро становится участником конфликтов дочери и ее мужа. Сохранить позицию толерантности или хотя бы отстраненно-нейтральную и не включаться в конфликт, позволить молодым самим найти нужный выход из ситуации, принять важное решение нужнее, чем вмешиваться и навязывать собственное мнение. Однако это вопросы не только конфликтологические, но еще и этические. Важно понимать, что всю жизнь мы учимся, меняемся, но никогда не можем сказать: «Я уже достиг вершины». Наша конфликтность и толерантность проходят проверку именно в конфликтных ситуациях, когда хочется вмешаться, дать совет, навести порядок и т.д. или надо подождать, дать возможность участникам самим прийти к согласию, дать выпустить пар и понять, чего не следует делать.

Сторонами, или участниками, конфликта могут быть отдельные индивиды и группы (малые и большие). Малые группы — семья, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда и т.д., большие группы — государства, этнические и религиозные образования, нации, партии. Когда участниками конфликта становятся большие группы, то речь идет о социальном конфликте. В нашем рассмотрении акцент будет сделан на конфликтах в малых группах, но вначале коснемся понятия группы как важнейшей формы объединения людей. На протяжении жизни человек постоянно включен в разнообразные группы, которые оказывают на него влияние. Посудите сами, человек приходит в этот мир в определенной семье (малая группа), в конкретной стране (большая группа), вырастая, ходит в детский сад, учится в школьном классе, занимается спортом, приобретает близких друзей в своем дворе (все это малые группы) и т.д. Личность и ее самосознание, нормы и ценности конкретного человека, его система представлений о мире складываются в процессе взаимодействия в эти? группах.

В конфликтологии, ориентирующейся на систему образования, т.е. в психолого-педагогической конфликтологии, участниками конфликта могут быть школьники разного возраста, студенты, их родители, педагоги школ, колледжей, университетов, а также учащиеся и сотрудники образовательных учреждений. Различают прямых и косвенных участников конфликта.

Прямые участники те, кто непосредственно участвует в конфликте и открыто заявляет свои позиции.

Косвенные участники — люди, силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы, иногда даже неосознанно. Косвенные участники могут:

  • провоцировать конфликт и способствовать его эскалации;
  • содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению;
  • поддерживать ту или иную сторону либо обе стороны одновременно.

Косвенные участники конфликта составляют определенную часть социальной среды, т. е. они определенным образом формируют условия, в которых протекают конфликты. Социальная среда может ускорять процесс развития конфликта, сдерживать его или быть нейтральной. Вот здесь следует сказать о конфликтности и толерантности. Конфликтность социальной среды будет способствовать развитию конфликта, а толерантность — сдерживать его. Однако, что еще более важно, нейтральность среды по-разному будет проявляться, если сами участники конфликтны или толерантны. В первом случае нейтральная среда будет способствовать эскалации конфликта, а во втором — способствовать снижению накала конфликта, т.е. деэскалации конфликта. Представьте себе двух драчунов и их конфликтное взаимодействие, которое протекает в нейтральной среде. Используя термин «участники конфликта», можно иметь в виду и его инициаторов, и исполнителей, и подстрекателей, и «жертв», случайных лиц, оказавшихся втянутыми в конфликт. Участники любого конфликта обладают определенным статусом в группе.

Статус — совокупность психологических характеристик, определяющих место данного человека в группе и то, как он воспринимается другими ее членами. В каждой группе есть лидеры и отвергаемые, т. е. высокостатусные и низкостатусные члены группы. Есть еще и среднестатусные. По отношению к каждому члену у группы есть система ожиданий в отношении его поведения. Поведение, соответствующее принятому образцу, поощряется, а не соответствующее — наказывается. Система ожиданий строится на основе групповых норм и правил и контролируется группой с помощью поощрений и наказаний, т.е. санкций.

В конфликте статус человека влияет на то, как его воспринимают другие участники. Они приписывают ему в собственном восприятии определенный ранг. Участники конфликта используют эти ранги для оказания давления на партнера, для подкрепление собственных сил и т.д.

psyera.ru

3. Определение понятия и сущности конфликта. Конфликт и конфликтная ситуация.

Конфликты есть:

— столкновение, серьезное разногласие сторон

— столкновение противоположных сторон, взглядов, мнений за ценности и притязание на статус, власть, ресурсы

— предельный случай обострений соц противоречий

Конфликт – открытое противоборство, столкновение 2-х и более субъектов социального взаимодействия, причинами к-ого яв-ся несовместимые потребности, интересы и ценности

Конфликт=КС (конфликтная ситуация) + И (инцидент)

Конфликтная ситуация – противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.

Инцидент – формальный повод для начала открытого противоборства.

4. Структура и границы конфликта.

Структура включает в себя совокупность всех устойчивых связей, всех частей, эл-тов и складывающихся между ними отношений, к-ые выступают факторами его целостности.(объект, субъект, условия протекания конфликта, масштаб конфликта, рез-тат)

Эл-ты структуры конфликта:

1) Два и более субъекта, конфликтующих из-за какого-то объекта (сторонники и сочувствующие, подстрекатели и посредники)

2) Объект – причина столкновения субъектов, мотивация (спорная территория, вакантная должность и т.д.)

Предмет конфликта – то, что подлежи т непосредственному исследованию в конкретном объекте (опр аспект, сторона объекта конфликта, подлежащая исследованию)

Пример : объект – вакантная должность; предмет – то, что привлекает претендента в данном объекте (з/п, статус)

Границы конфликта – пространственно–временные пределы конфликта, помогающие понять природу конфликта. Определение границ конфликта имеет несколько аспектов:

1. Пространственный (определяется территорией протекания конфликта)

2. Временный (указывает на продолжительность)

3. Внутрисистемный (семья, коллектив, школа) – предполагает какую-либо систему

Внутрисистемные границы конфликта определяются через выделение из всего многообразия участников 2-х конфликтующих сторон. Системные границы зависят от кол-ва вовлеченных в нее участников.

5. Стороны конфликта.

1. Противоборствующая сторона ( тот, кто в силу тех или иных причин, оказался «по одну сторону баррикады», и кто яв-ся сторонником определенного конфликтующего субъекта)

2. Участники конфликта – индивиды, группы, организации, институты, принимающие участие в конфликте на стороне того или иного субъекта (прохожие вовлекаются в уличную драку)

3. Посредники, судьи, миротворцы. Ей сводится промежуточная позиция между конфликтующими сторонами. Основная ф-ция – способствование его урегулированию

4. Косвенная сторона – организаторы-сценаристы конфликта, подстрекатели, провокаторы.

6. Основные виды социальных конфликтов.

Субъект конфликта – внутриличностные, межличностные, межгрупповые, межгосударственные

Характер возникновения – объективно-направленные,об-но ненаправленные, субъективно-направленные, суб-но ненаправленные Характер объектов конфликта – ресурсные, статусно-ролевые, ценностные, властные

Сферы жиз-ти людей – бытовые, семейные, трудовые, военные, учебно-педагогические, эко-кие, поли-кие, соц-ые.

Направленность воздействия и распределения полномочий – вертикальные (начальник-подчиненный), горизонтальные

Степень проявления – явные-латентные, случайные-хронические

Результат – конструктивные-деструктивные, позитивные-негативные

Длит. Протекания – кратковременные-долговременные

Адекватность – реалистичные-нереалистичные

Формы и методы интенсивности – насильственные (ненасильств), более интенсив (менее интенсив)

Территория охвата – локальные, региональные, международные

Учет мотивации и суб. Восприятий конф. Ситуаций – ложный, потенциальный

Психическое состояние сторон – рациональные-эмоциональные

Степень нормативной регуляции – институционализированные (дуэль) абсолютные (до полного уничтожения противника)

studfiles.net

Стороны конфликта — это… Интересы сторон конфликта

Конфликты – это, к сожалению или к счастью (в зависимости от их исхода), практически неотъемлемая часть нашей жизни. В данной статье мы рассмотрим само понятие конфликта, его причины, функции, действующие лица и способы его разрешения.

Что такое конфликт

Конфликт – это разногласие или столкновение между людьми или группами людей, которое вызвано различием в целях, поведении или установках. Интересы сторон конфликта не совпадают, при этом каждая сторона пытается сделать так, чтобы была принята её точка зрения, а противник настаивает на своей позиции. Конфликт, как правило, сопровождается негативными эмоциями и является наиболее острой формой выяснения отношений. Часто случается так, что результатом конфликта являются действия, которые выходят за рамки общепринятых правил и общественных норм. Существует целая наука, которая изучает конфликты. Она называется конфликтология.

На выяснение отношений способны не только люди. В природе происходят столкновения также и между особями и группами животных. Это свидетельствует о том, что конфликты играют важную роль во взаимодействии всех живых созданий на планете.

Причины конфликта

Среди основных причин конфликта обычно выделяются следующие:

• Распределение ресурсов. Как правило, в любой среде количество ресурсов ограничено. В то же время каждому индивидууму свойственно стремление завладеть как можно большим количеством ценных средств. На этой почве возникают столкновения, так как обеим сторонам конфликта хочется увеличить свою долю ресурсов за счет друг друга.

• Взаимозависимость задач. В любой организации существуют взаимозависимые элементы – люди, группа людей или подразделения. Все они объединены одной задачей, однако для её достижения у каждого существуют свои роли. Когда кто-либо плохо справляется со своей ролью – появляются разногласия, которые способны привести к конфликту. В данном случае сторонами конфликта являются те люди или группы людей, которые на пути выполнения своей задачи встречают какие-либо преграды, вызванные действиями других элементов.

• Различия в целях. Часто случается так, что цели, которые устанавливают себе люди или группа лиц, отличаются от целей другого подразделения или организации в целом. В таком случае при практической реализации общей цели организации могут возникать конфликтные ситуации.

• Различия в жизненном опыте и ценностях. Люди, которые отличаются по уровню образования, возрасту, представлениям о жизни и своим привычкам, могут периодически конфликтовать друг с другом.

Классификация конфликтов

Если взять основные причины возникновения конфликтов и объединить их, то можно получить классификацию возникающих разногласий. Например, если рассматривать столкновения интересов с позиции стороны конфликта – это предполагает следующую классификацию:

• конфликты между отдельными личностями;

• между определенной личностью и группой лиц;

• среди групп;

• между социальными общинами;

• между этносами;

• межгосударственные конфликты.

Также можно выделить социальные конфликты, основанные на мотивации. В общей сложности это три блока:

• конфликты, связанные с распределением позиций власти и полномочий;

• столкновения интересов, основанные на распределении материальных ресурсов;

• разногласия, связанные с различием в основных жизненных установках.

Классификация конфликтов – это метод их определения, заключающийся в установлении общего признака, по которому можно объединить конфликты в группу. При этом стороны социального конфликта взаимодействуют между собой в определенном русле, характерном для той или иной формы противодействия, которую определяют причины разногласия.

Социальные функции конфликта

Социальные функции конфликта могут быть как положительные, так и отрицательные. Какое воздействие оказывает конфликт, во многом зависит от социальной системы. В тех группах, которые свободно структурируемы, где конфликт является нормой, и при этом выработаны действенные механизмы его урегулирования — противоречия способствуют увеличению жизнестойкости, динамике и прогрессу. Если же социальная группа имеет тоталитарную организацию, где конфликт не допускается и подавляется лишь одним методом – силовым, то конфликт ведет к дезинтеграции и дисфункции. Когда нерешенные разногласия накапливаются – они приводят к серьезным социальным проблемам.

Положительные стороны конфликта

Противостояние является неотъемлемым источником развития общества и происходящих в нем изменений. При правильном развитии конфликт имеет позитивные результаты. К ним относятся:

• Прогрессивные изменения. Любое новое начинание предполагает отрицание старого. Это своего рода конфликт между сложившимися устоями и новыми веяниями. Так как за любыми действиями стоит человеческий фактор, противостояние между приверженцами старого и нового неизбежно.

• Мобилизация ресурсов и внимания. Положительные стороны конфликта в этом случае проявляются в том, что он провоцирует людей на действия, которые необходимы для разрешения какой-либо неудобной ситуации. Можно долгое время из-за взаимоуважения, нежелания провоцировать скандалы и прочего обходить стороной сложные вопросы. Но когда возникает конфликт, приходится решать проблемы, мобилизуя для этого все нужные ресурсы и средства.

• Привлечение населения к назревшим проблемам. Конфликт привлекает внимание общества к сложным вопросам, а это, в свою очередь, провоцирует людей на действия, способствующие разрешению негативной ситуации.

• Развитие свободомыслия. Конфликт, как правило, обостряет ситуацию и способствует устранению «синдрома покорности». Позиции сторон конфликта отстаиваются его участниками с большим усердием, пробуждая в человеке все его скрытые ресурсы.

Отрицательные стороны конфликта

Негативные стороны конфликта – это дисфункциональные явления, приводящие к снижению эффективности деятельности организации. Если рассматривать более подробно отрицательные стороны противоречий, среди них можно выделить следующие:

• Отвлечение людей от реальных проблем и целей. Зачастую случается так, что цель одержать победу над противником затмевает разумные доводы, и начинают преобладать эгоистичные интересы. В таком случае конфликт не решает насущных проблем, а только лишь отвлекает от них внимание.

• Рост неудовлетворенности, депрессий, недоверия к окружающим и к руководству. Эти явления снижают эффективность труда, и не способствуют раскрытию потенциала людей.

• Бесплодная растрата сил, энергии и ресурсов на внутреннюю борьбу. В конфликтных ситуациях люди затрачивают определенные ресурсы, и когда эти затраты не способствуют улучшению неблагоприятной ситуации – это вызывает неоправданные потери ресурсов, которые можно было бы применить в более нужном направлении.

Действующие лица конфликта

В любом конфликте различают следующие действующие лица:

Участник конфликта – это человек или же группа лиц, которые вовлечены в конфликтную ситуацию. Участник может даже не отдавать себе отчет в истинных целях и задачах конфронтации.

Прямым участником конфликта является зачинщик. Именно он является инициатором выяснения отношений.

Субъект конфликта – это личность или группа людей, которая создает противоборствующую ситуацию. Субъект способен в достаточной мере влиять на ход конфликта, ориентируясь на свои интересы. Субъект также влияет на поведение и положение участников конфликта, вовлекает в него новые субъекты и способен вызвать изменения в социальных отношениях.

Стороны конфликта – это новые единства, которые способны на действия как самостоятельное целое. К сторонам конфликта относятся только те социальные образования, которые совершают активные действия по отношению друг к другу. Стороны конфликта — это единства, которые образовываются вокруг вновь возникающих вопросов из остатков старых, распавшихся групп.

Косвенные участники конфликта

Косвенные участники стороны конфликта – это субъекты, которым принадлежит эпизодическая роль в конфронтации. Например, подстрекатель. Он подталкивает субъектов конфликта к активным действиям, сам же при этом потом может не принимать участия в данном противостоянии. Союзники или пособники – это лица, которые непосредственно не участвуют в конфликтной ситуации, но при этом оказывают моральную или материальную поддержку той или иной стороне конфликта.

Разрешение конфликтной ситуации

Любая конфликтная ситуация рано или поздно разрешается или замораживается. Для того чтобы устранить противоречия и конструктивно решить вопрос, нужно признать существование конфликта и определить его основных участников. Затем стоит организовать процедуру переговоров, обсуждение острых вопросов, поиск компромиссных решений и внедрение на практике принятых постановлений. Если удаётся достигнуть таких результатов – конфликт можно считать положительным явлением, имеющим позитивные последствия.

autogear.ru

Стороны конфликта. Управление конфликтами

Стороны конфликта

Многие авторы вместо «стороны» конфликта говорят о его участниках. Это правомерно в случае межличностных и внутригрупповых конфликтов. Но в случае внутриличностных и межгрупповых конфликтов более корректно говорить о «сторонах» конфликта.

Для возникновения, развития и разрешения конфликта главенствующее значение имеют интересы участников конфликта, преследуемые ими цели, их социокультурные и индивидуально-психологические особенности.

Конфликтное взаимодействие начинается с действий одной из сторон, той, что проявляет инициативу (в начале борьбы за предмет конфликта, в попытке выяснения отношений или просто в создании напряженности) и по крайней мере на начальном этапе конфликта может рассматриваться как его инициатор. Если и на других стадиях конфликта инициатива действий чаще остается за одной стороной, то она может рассматриваться как нападающая сторона, а другая – как защищающаяся.

Кроме непосредственных участников конфликта в нем опосредованно участвуют и другие лица, чьи интересы в той или иной степени затрагиваются конфликтной ситуацией и чья позиция может иметь влияние на течение и разрешение конфликта. Поэтому они могут рассматриваться как пассивные участники конфликта.

Например, некий работник конфликтует с руководством по поводу своей маленькой, по его мнению, зарплаты. Его коллеги не участвуют в этом конфликте, но заинтересованно ожидают, чем закончится дело. Если работник добьется повышения своей зарплаты, то не исключено, что сразу несколько человек потребуют и себе такой же прибавки, тем более если новая зарплата превысит зарплату кого-то из сослуживцев. Руководитель, как одна из сторон конфликта, вынужден учитывать позиции и интересы этих (пассивных) участников.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Конфликт – это столкновение, противоборство сторон, при котором хотя бы одна сторона воспринимает действия другой как угрозу ее интересам

 

Важно отметить, что данное определение конфликта охватывает все его разновидности – внутриличностные, межличностные и межгрупповые. В последнем случае сторонами конфликта являются группы, в межличностном конфликте его стороны – это личности, а во внутриличностном конфликте сторонами выступают личностные образования, структуры, тенденции личности. То есть имеет место полный охват свойств конфликта, представленных в процитированном выше анализе 52 определений конфликта, проведенном А. Я. Анцуповым и А. И. Шипиловым. То, что в одном определении удалось охватить все разновидности конфликтов, представляется чрезвычайно важным, поскольку различные виды конфликтов не изолированы друг от друга, между ними существуют связи, в том числе и посредством перехода из одного вида конфликта в другой.

 

Структурные компоненты конфликта

 

К структурным компонентам конфликта относятся:

1) стороны конфликта;

2) условия конфликта;

3) предмет конфликта;

4) действия участников конфликта;

5) исход (результат) конфликта.

 

Стороны конфликта

 

Многие авторы вместо «стороны» конфликта говорят о его участниках. Это правомерно в случае межличностных и внутригрупповых конфликтов. Но в случае внутриличностных и межгрупповых конфликтов более корректно говорить о «сторонах» конфликта.

Для возникновения, развития и разрешения конфликта главенствующее значение имеют интересы участников конфликта, преследуемые ими цели, их социокультурные и индивидуально-психологические особенности.

Конфликтное взаимодействие начинается с действий одной из сторон, той, что проявляет инициативу (в начале борьбы за предмет конфликта, в попытке выяснения отношений или просто в создании напряженности) и по крайней мере на начальном этапе конфликта может рассматриваться как его инициатор. Если и на других стадиях конфликта инициатива действий чаще остается за одной стороной, то она может рассматриваться как нападающая сторона, а другая – как защищающаяся.

Кроме непосредственных участников конфликта в нем опосредованно участвуют и другие лица, чьи интересы в той или иной степени затрагиваются конфликтной ситуацией и чья позиция может иметь влияние на течение и разрешение конфликта. Поэтому они могут рассматриваться как пассивные участники конфликта.

 

Например, некий работник конфликтует с руководством по поводу своей маленькой, по его мнению, зарплаты. Его коллеги не участвуют в этом конфликте, но заинтересованно ожидают, чем закончится дело. Если работник добьется повышения своей зарплаты, то не исключено, что сразу несколько человек потребуют и себе такой же прибавки, тем более если новая зарплата превысит зарплату кого-то из сослуживцев. Руководитель, как одна из сторон конфликта, вынужден учитывать позиции и интересы этих (пассивных) участников.



 

 

Условия конфликта

 

Под условиями возникновения и протекания конфликта понимают объективные особенности внешней ситуации, которые являются существенными для возникновения, развития и разрешения конфликта, внутренние и субъективные факторы, присущие его сторонам. Взаимодействие сторон характеризуется либо как позитивная взаимозависимость (кооперирование), либо как негативная (конкурирование). Установлено, что конкурентные отношения являются одним из условий, которые способствуют развертыванию конфликтов.

Тесные контакты между людьми (например, служебные и супружеские отношения) содержат в себе как кооперирование, так и определенные противоречия в целях, интересах и средствах их достижения. Эти противоречия будут выступать в роли факторов, способствующих возникновению конфликтов.

Начало конфликта связано с некими конкретными действиями сторон или с возникшими обстоятельствами.

Условия протекания конфликта характеризуют следующие факторы: социокультурный контекст (включающий принятые в данной среде нормы поведения), непосредственный ситуационный фон (который может выступить как фактор углубления конфликта), наличие третьих сил, заинтересованных в определенном его исходе.

 

Предмет конфликта

 

Предмет конфликта – это то, что стало объектом противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон. Предметом конфликта может быть или конкретный объект (например, некий материальный предмет – один на нескольких желающих его получить), или некая возможность (одна должность, на которую претендуют несколько человек), или некое оценочное утверждение, оспариваемое другими, или соблюдение/несоблюдение каких-то правил и т. д. Предмет конфликта – это именно то, из-за чего вступают в противоборство, что становится объектом борьбы сторон. Предмет конфликта, как правило, связан с взаимоисключающими целями конфликтующих сторон (или, по меньшей мере, с целями одной из них).



 

Действия сторон конфликта

 

Действия сторон конфликта в совокупности образуют конфликтное взаимодействие. Поскольку действия каждой стороны в значительной степени обусловлены действиями другой, то необходимо рассматривать не столько отдельные действия участников, сколько их взаимодействие. Конфликтное взаимодействие как раз и является основным содержанием конфликта.

Главным побудителем действий сторон в конфликте выступают их потребности. Это состояния субъекта, создаваемые испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, выступающих источником его активности. Потребности присущи каждому человеку и любой социальной общности. Потребности проявляются через интересы, ценности, склонности, желания, влечения, убеждения, идеалы, чувства, эмоции и т. п.

Побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей сторон и их проявлений, составляют мотивыконфликтного поведения. Истинные мотивы сторон в конфликте в большинстве случаев скрыты от окружающих, и выявить их достаточно сложно, поскольку заявляемые позиции и цели сторон могут не иметь ничего общего с истинными: они либо не осознаются, либо сторона стыдится в них признаться.

Например, весьма часто причиной конфликта является зависть. Но признаться в этом не хочется (стыдно), и потому приводится некая придуманная «объективная причина» (плохое отношение к труду, нарушение распорядка, неуважительное отношение к окружающим, создание трудностей для других и т. п.).

Мотивы противодействующих сторон конкретизируются в их целях. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены соответствующие действия. Целью стороны конфликта является ее представление о конечном результате конфликта, его предвосхищаемый полезный, с ее точки зрения, результат. По мере эскалации конфликта эта основная цель может быть дополнена другой (нанесение максимального ущерба оппоненту – материального, морального, психологического), которая в начале конфликта не планировалась.

Видимая часть устремлений стороны конфликта – позиция. Она формируется под влиянием потребностей, их проявлений и целей и представляет собой как бы верхушку айсберга. Именно позиции сторон видны в конфликте, они осознаются оппонентами. Но неясными остаются невидимые, подводные части этого айсберга (истинные мотивы). В этом – одна из главных трудностей в разрешении конфликтов.

 

Исход конфликта

 

Участники конфликта преследуют цели, связанные с предметом конфликта, воздействием друг на друга, «сохранением лица» и т. д. Регулятором конкретных действий каждой из сторон является образ желательного для нее исхода конфликта. Сторона, достигшая его, считает себя победившей в конфликте, не достигшая – проигравшей. Это является отражением конфронтационного подхода к разрешению конфликтов: или выиграл, или проиграл. Но выигрыш и проигрыш в конфликте не являются абсолютными и долговременными. Поэтому более конструктивным является разрешение конфликта, предполагающее рассмотрение интересов сторон и поиск взаимоприемлемых путей их удовлетворения. Средства достижения этого описаны в заключительной главе книги.

 

cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *