Стороны социального партнерства органы социального партнерства – 19. Понятие социального партнерства. Принципы, система и формы социального партнерства.

Что такое органы социального партнерства

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений создаются на равноправной основе по решению сторон социального партнерства и наделяются ими необходимыми полномочиями.

 

Основными задачами органов социального партнерства являются:

  1. Обеспечение регулирования социально-трудовых отношений.
  2. Введение коллективных переговоров и подготовка проектов коллективных договоров, соглашений, заключение коллективных договоров, соглашений.
  3. Организация контроля за их выполнением на всех уровнях.

Состав, структура и полномочия комиссий по регулированию социально-трудовых отношений зависят от уровня социального партнерства.

 

1. Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне

 

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехстороння комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее – РТК). Деятельность РТК регламентируется Трудовым кодексом РФ, ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

 

Членами РТК являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.

 

Основными задачами Российской трехсторонней комиссии являются:

  • Ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ.
  • Содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне.
  • Проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения.
  • Согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики.
  • Рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения.
  • Распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых, межотраслевых, региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности РТК.
  • Изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках РТК консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

Особенность правового статуса указанного органа проявляется в назначении Президентом РФ координатора РТК, который не является ее членом, не вмешивается в деятельность сторон и не принимает участия в голосовании, но в то же время имеет достаточные полномочия для осуществления правового контроля. Такие же координаторы предусмотрены и для каждой стороны РТК.

 

Поскольку вопросы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений находятся в совместном ведении России и ее субъектов, в субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

 

2. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на региональном уровне 

 

На региональном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

 

3. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на отраслевом (межотраслевом) уровне 

 

Отраслевой (межотраслевой) уровень предусматривает образование отраслевых (межотраслевых) комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Такие комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном и региональном уровнях социального партнерства, объединенных принадлежностью к какой-либо отрасли (отраслям) экономики.

 

4. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на локальном уровне

 

На локальном уровне формируются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора, ограниченные деятельностью организации – юридического лица или работодателя – индивидуального предпринимателя. Состав таких комиссий, их полномочий утверждаются локальными нормативными актами работодателя в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом РФ.

websot.jimdo.com

§3. Органы социального партнерства

Под органами социального партнерства понимаются органы, которые обеспечивают:

регулирование социально-трудовых отношений;

ведение коллективных переговоров;

подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключения;

организуют контроль за выполнением коллективного договора и соглашений.

Такими органами являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они могут образовываться на всех уровнях на равноправной основе из равного количества представителей сторон.

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут быть трех- и двухсторонними. Для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением соглашений сторонами образуются, как прави­ло, трехсторонние комиссии. На уровне организации для веде­ния коллективных переговоров и подготовки проектов коллек­тивного договора, их заключения, а также для организации кон­троля за выполнением коллективного договора создаются двух­сторонние комиссии.

Комиссии могут осуществлять свою деятельность на посто­янной или временной основе. На постоянной основе действуют трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений РФ и субъектов РФ. Комиссии действующие на иных уровнях образуются, как правило, на период ведения коллектив­ных переговоров и заключения коллективного договора, соглаше­ния.

На федеральном уровне образована постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Основным актом, регулирующим ее деятельность, стал Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»22. Как следует из названия комиссии, она является трехсторонним органом. Сторонами в данном случае являются общероссийские объединения профессиональных союзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ. В состав Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Комиссия) входит по одному представителю от каждого общероссийского объединения профессиональных союзов, общероссийского объединения работодателей, которые зарегистриро­ваны в установленном порядке, а также представители Правитель­ства РФ. Количество членов Комиссии от каждой из сторон не мо­жет превышать 30 человек.

Организует деятельность Комиссии, председательствует на ее заседаниях Координатор Комиссии. Он назначается Президентом РФ и не является членом Комиссии. В его задачи также входит: утверждение рабочих групп, подписание Регламента Комиссии, планов работы и решений, руководство секретариатом.

Основная цель этого органа – согласование социально-экономических интересов Правительства РФ, общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей. Комиссия позволяет оказывать определенное влияние на обеспечение социальной стабильности, а также своевременно предотвращать возможные коллективные споры и конфликты.

Основными задачами Комиссии являются:

ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации;

содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;

проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;

согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;

рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;

распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии;

изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

На региональном уровне в соответствии с законами субъектов РФ создаются постоянно действующие трехсторонние комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

В задачи таких комиссий обычно входят:

ведение коллективных переговоров, подготовка проектов региональных соглашений, устанавливающих общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в регионе; их заключение;

содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений;

осуществление контроля за ходом выполнения регионального соглашения, разрешение разногласий, возникающих в ходе его выполнения;

согласование позиций сторон по основным направлениям социально-трудовых отношений;

распространение опыта социального партнерства в, информирование отраслевых (межотраслевых) и территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности региональной трехсторонней комиссии;

осуществление иных действий, направленных на реализацию принципов социального партнерства.

В настоящее время такие комиссии созданы в большинстве регионов РФ.

Учитывая, что значительная часть проблем должна и может быть решена на муниципальном уровне – в ряде субъектов РФ введены в практику работы трехсторонних комиссий выездные заседания в муниципальных образованиях. Выездные заседания позволяют решить социально-значимые вопросы муниципальных образований, изыскиваются возможности оказания адресной помощи в организации ремонта и подготовке школ к новому учебному году, проведении культурно-массовой работы, трудоустройства несовершеннолетних в период каникул и многое другое.

Следующим звеном в системе социального партнерства являются территориальные трехсторонние комиссии, создаваемые в муниципальных образованиях.

Основными направлениями деятельности трехсторонних комиссий являются разработка, реализация и контроль исполнения трехсторонних соглашений муниципальных образований, в том числе:

выработка мер по решению наиболее острых проблем, сдерживающих развитие производства, проблем повышения занятости населения, а также мер по разрешению возникающих конфликтных ситуаций;

контроль погашения работодателями задолженности по заработной плате свои работникам, долгов по налоговым платежам;

выработка мер, направленных на повышение жизненного уровня работников (в том числе мер по индексации заработной платы), реализацию их трудовых прав, обеспечение им безопасных условий труда;

развитие социальной сферы, поддержка малообеспеченных граждан и т.д.

снижение уровня безработицы среди населения;

восстановление коллективно-договорных отношений, повышение роли профсоюзных организаций.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Наконец, комиссии, создаваемые на уровне организации, включают в себя представителей двух сторон социального партнерства. Форми­рование таких комиссий осуществляется на равноправной основе.

Органы социального партнерства в соответствии с ТК РФ принимают участие в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. Так, в целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, — соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда.

Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

studfiles.net

Органы социального партнерства. Основные принципы и задачи социального партнерства :: BusinessMan.ru

Социальное партнерство представляет собой определенный комплекс взаимоотношений между работниками и работодателями, их представителями, федеральными и муниципальными органами. Эти взаимодействия устанавливаются для обеспечения согласованности интересов сотрудников предприятий и нанимателей по вопросам, касающимся регулирования их профессиональной деятельности. Органы государственной власти являются стороной социального партнерства, если это предусмотрено законодательством. 

Ключевые принципы

Стороны и органы социального партнерства осуществляют свою деятельность, основываясь на:

  1. Равноправии всех участников.
  2. Уважении и учете интересов.
  3. Заинтересованности участников в установлении договорных отношений.
  4. Содействии власти в укреплении и развитии института социального партнерства в демократической форме.
  5. Соблюдении участниками законодательных и прочих нормативных актов.
  6. Полномочности представительства.
  7. Свободе выбора при обсуждении проблем, касающихся трудовой сферы.
  8. Добровольности принятия участниками обязательств.
  9. Контроле выполнения коллективных соглашений, договоров.
  10. Реальности принятых обязательств.
  11. Ответственности участников за неисполнением по их вине условий коллективных соглашений.

Уровни

Органы социального партнерства формируются на нескольких ступенях. В частности, выделяются:

  1. Федеральные структуры. На этом уровне устанавливаются основы регулирования взаимоотношений, возникающих в рамках профессиональной деятельности.
  2. Региональные структуры. На этой ступени определяются основы регламентирования трудовых отношений в пределах конкретного субъекта страны.
  3. Отраслевые структуры. На данном уровне устанавливаются основы для конкретного сектора экономики.
  4. Территориальные структуры. На этой ступени формируется нормативная база, регламентирующая взаимодействия в муниципальном образовании.
  5. Структуры внутри предприятия. На этой ступени формулируются взаимные обязательства в рамках профессиональной деятельности нанимателя и сотрудников.

Формы

Органы социального партнерства осуществляют свою деятельность посредством:

  1. Ведения коллективных переговоров по вопросам подготовки соглашений и их заключения.
  2. Участия сотрудников и уполномоченных ими лиц в управлении предприятием.
  3. Осуществления взаимных консультаций, касающихся вопросов регулирования профессиональных и прочих, связанных с ними непосредственным образом отношений, совершенствования отраслевого законодательства, обеспечения гарантий прав служащих.
  4. Участия уполномоченных нанимателем и сотрудниками лиц в досудебном урегулировании конфликтов.

Структуры

Органами социального партнерства являются специальные комиссии. Они обеспечивают регулирование отношений, возникающих в рамках профессиональной деятельности, ведение переговоров, подготовку проектов коллективных соглашений, их заключение. Комиссии участвуют в контроле выполнения условий договора на равноправной основе. В эти органы социального партнерства входят уполномоченные лица от нанимателя и сотрудников. В зависимости от ступени, деятельность комиссий осуществляется в соответствии с конкретным законодательством или нормативными актами. Так, на федеральном уровне формируется трехсторонний орган. Он действует постоянно в соответствии с ФЗ. В качестве членов этой комиссии выступают уполномоченные лица от общероссийских профсоюзных объединений, союзов работодателей, а также Правительство страны. Трехсторонние структуры могут образовываться и в субъектах РФ. Они осуществляют деятельность в соответствии с положениями региональных законов. На территориальной ступени формируются комиссии, работа которых регламентируется нормативными актами субъектов, а также Положениями, утверждаемыми представительными местными институтами. На отраслевом уровне образуются комиссии, в функции которых входит ведение коллективных переговоров, подготовка проектов межотраслевых соглашений, а также их заключение. Такие структуры могут быть как федеральными, так и региональными. Аналогичные положения действуют и для организаций. Является органом социального партнерства комиссия, уполномоченная вести коллективные переговоры, разрабатывать соглашения. Они также могут участвовать в урегулировании конфликтов между сотрудниками и нанимателем.

Коллективные переговоры

Органы социального партнерства участвуют в них на равноправной основе. Лица, уполномоченные нанимателем и сотрудниками, обсуждают в ходе переговоров проект, порядок заключения и изменения коллективных соглашений. Любой из участников может проявить инициативу в их проведении. Органы социального партнерства, получившие письменное извещение с предложением начать переговоры, обязаны вступить в них в течение 7 дней (календарных) с даты принятия уведомления.

Порядок ведения переговоров

Органы социального партнерства – представители работников, работодателей – могут свободно выбрать вопросы регулирования. На некоторых предприятиях действует более одного первичного профсоюза. Для вступления в переговоры, эти органы социального партнерства формируют единую структуру. Ее образование осуществляется по принципу пропорциональности участия в соответствии с числом членов каждого профсоюза. Если с момента начала переговоров единая структура не была создана, то представительство должна осуществлять первичная профорганизация. При этом в ней должно быть не менее половины сотрудников предприятия. Если ни одна структура не состоит из такого количества служащих, то на общем собрании тайным голосованием определяется первичный профсоюз. Ей и поручается формирование органа, который будет представлять интересы работников. При этом за прочими профструктурами закрепляется право направить своих членов на переговоры до момента непосредственного подписания договора.

Нюансы

Право вести коллективные переговоры, подписывать соглашения от имени сотрудников на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях получают соответствующие профсоюзы либо их объединения. Если на той или иной ступени присутствует несколько таких структур, то от каждого из них выбирается участник. Из них образуется единая структура. Она создается с учетом числа участников каждого профсоюза или объединения. Если договоренность об образовании единого органа не была достигнута, то право вести переговоры предоставляется профессиональному союзу, в котором состоит наибольшее количество членов.

Общие правила

После того, как будет определено, какая организация является органом социального партнерства от нанимателя и сотрудников, участники переговоров не позднее 2-х недель с даты получения запроса должны передать необходимую информацию для их ведения. Все субъекты, задействованные в процессе, не имеют права разглашать сведения, ставшие им известны, если они считаются тайной, охраняемой законом. Лица, нарушившие данное предписание, привлекаются к уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой, административной ответственности. Порядок, место, сроки проведения коллективных переговоров определяются их участниками.

Компенсации и гарантии субъектам, принимающим участие в переговорах

Лица, из которых формируются органы социального партнерства в сфере труда, на время обсуждения вопросов, включенных в повестку собрания, освобождаются от основной профессиональной деятельности. При этом им гарантируется сохранение средней з/п на период, устанавливаемый участниками переговоров. Однако он не должен превышать 3-х мес. Все расходы, которые касаются участия в переговорах, должны быть компенсированы в определенном законодательством, коллективным соглашением порядке. Участники при необходимости могут привлечь к процессу экспертов, посредников, специалистов. Расходы, связанные с этим, возлагаются на приглашающих участников, если другое не установлено в соглашении.

Ответственность

Субъекты, которые формируют органы социального партнерства в сфере труда, на период проведения переговоров не могут подвергаться дисциплинарному взысканию, переводиться на другое место ведения профессиональной деятельности и увольняться по инициативе нанимателя без предварительного согласия структуры, которая их уполномочила на участие. Исключение составляют ситуации, когда осуществляется расторжение договора за нарушение, за которое предусмотрено освобождение от должности. Представители, уклоняющиеся от участия в переговорах по изменению, заключению соглашений или договора либо неправомерно отказывающиеся от подписания уже согласованного документа, подвергаются штрафу. Его размер и порядок взимания устанавливаются федеральным законом. Субъекты, которые виновны в непредоставлении сведений, необходимых для ведения переговоров и контроля соблюдения соглашения.

Коллективный договор

Он представляет собой нормативный акт, которым регулируются социально-трудовые отношения на предприятии, заключаемый представителями работодателей и работников. При недостижении согласованности по отдельным разделам проекта соглашения на протяжении 3-х месяцев с даты начала переговоров участникам необходимо подписать договор на условиях, по которым достигнуто согласие, составив при этом протокол разногласий. Последние могут впоследствии вноситься в повестку других переговоров. Коллективный договор может подписываться на предприятии в целом, в его филиалах или иных структурных подразделениях. В последних случаях в качестве представителей нанимателя выступают руководители этих отделений.

Структура и содержание договора

Они определяются сторонами отношений. В коллективном договоре могут присутствовать взаимные обязательства по следующим вопросам:

  1. Размерам, системам и формам оплаты труда.
  2. Выплате компенсаций, пособий.
  3. Механизму регулирования оплаты с учетом повышения цен, инфляции, достижения показателей, установленных коллективным соглашением.
  4. Переобучения, занятости, условий высвобождения сотрудников.
  5. Времени работы и отдыха, включая вопросы, касающиеся предоставления и длительности отпусков.
  6. Улучшения условий и обеспечения охраны здоровья сотрудников.
  7. Льгот и гарантий служащим, которые совмещают обучение с профессиональной деятельностью.
  8. Оздоровления и отдыха работников и их родственников.
  9. Контроля исполнения коллективного соглашения, порядка внесения в него изменений и дополнений, установления ответственности, обеспечения нормальных условий деятельности профсоюзов.
  10. Отказа от забастовок при исполнении соответствующих условий соглашения.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического состояния может формулироваться порядок, в соответствии с которым устанавливается льготная система. Органы социального партнерства, в частности, могут договариваться о закреплении преимуществ – условий осуществления профессиональной деятельности, более благоприятных в сравнении с установленными законодательством. В коллективном соглашении должны прописываться нормативные положения, если в правовых актах прямо предписано их фиксировать в документе.

Действие соглашения

Коллективный договор может заключаться на период не больше 3-х лет. Он вступает в действие с даты его подписания участниками, либо со дня, определенного в условиях. Стороны могут продлить срок, но не более чем на 3 года. Действие положений документа распространяется на всех сотрудников конкретного предприятия, его филиала либо другого структурного подразделения. При изменении названия компании, расторжении контракта с руководителем действие коллективного договора сохраняется. В случае реорганизации (преобразовании, слиянии, разделении, присоединении, выделении) он обладает силой на протяжении всего ее периода. При изменении типа собственности предприятия коллективный договор продолжает действовать в течение 3-х мес. с даты перехода прав к другому субъекту. В указанных двух последних случаях любой из участников соглашения может направить другому предложение о заключении нового акта либо продлении действующего на период до 3-х лет. При ликвидации предприятия соглашение сохраняет силу на весь ее срок.

Классификация

Как выше было сказано, федеральные, региональные и территориальные органы являются сторонами социального партнерства. В случаях, установленных законом, могут заключаться генеральные, межотраслевые, местные и прочие коллективные соглашения. Распределение на категории осуществляется в зависимости от области регулируемых отношений. Генеральное соглашение определяет общие принципы, в соответствии с которыми осуществляется действие уполномоченных федеральных структур. Региональными документами устанавливаются правила регулирования трудовых отношений профессионального характера на уровне субъекта страны. Отраслевыми соглашениями определяется общий порядок оплаты, гарантии и льготы сотрудникам, занятым в определенном экономическом секторе. Территориальные документы устанавливают те же категории для конкретного муниципального образования. Отраслевые соглашения могут заключаться на местном, федеральном, региональном уровнях. Документы, подписанные по договоренности участников, могут быть трех- и двухсторонними. На практике заключаются и иные соглашения по отдельным аспектам регулирования профессиональных или непосредственно связанных с ними отношений.

Заключение

Структуры социального партнерства играют существенную роль в установлении отношений в сфере профессиональной деятельности. они уполномочены вести переговоры для обеспечения соблюдения интересов сторон при их взаимодействии. Особое значение имеет их участие в обсуждениях, касающихся изменения, дополнения проектов и подписания коллективных договоров и соглашений. В этих документах прописываются ключевые принципы, правила взаимодействия нанимателя и сотрудников предприятия. Органами социального партнерства являются комиссии — структуры, формируемые непосредственно для осуществления указанных выше функций. Законодательство предусматривает определенный порядок взаимодействия субъектов. Оно должно основываться на принципе равноправия участников. Вступая в трудовые отношения, субъектам приходится сталкиваться с разными нормами. Вне зависимости от того, выступает ли гражданин обычным служащим предприятия или его руководителем (нанимателем), ему необходимо разбираться в положениях действующего законодательства, знать свои обязанности, ответственность и права. Существуют различные методические материалы, в которых можно найти все нормы, используемые в рамках профессиональной деятельности. Кроме этого, в РФ действуют разные курсы подготовки кадров. В стране действуют ВУЗы, где, кроме прочего, в программу обучения включена юридическая дисциплина, изучающая органы социального партнерства (это МТИ (Московский технологический институт например)).

businessman.ru

уровни, принципы и органы социального партнерства

Глава 16. Теория и практика социального партнерства в сфере труда

иих взаимодействие с социальными партнерами в следующих сферах: 1) занятость, включая содействие занятости; гарантии занятости; равенство возможностей и обращения; 2) профессиональная подготовка; 3) условия труда, безопасность и гигиена труда; заработная плата; 4) свобода ассоциации и право на коллективные переговоры, консультации, рассмотрение жалоб, разрешение трудовых споров.

Нельзя не отметить, что МОТ еще в 1977 г. приняла Трехстороннюю декларацию принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики (с поправками, принятыми в Женеве 17 ноября 2000 г.). В данной Декларации изложены принципы в области занятости, профессиональной подготовки, условий труда и быта

итрудовых отношений, которые правительствам, организациям работодателей и трудящихся, транснациональным корпорациям рекомендуется соблюдать на добровольной основе. Общая политика в отношении многонациональных компаний определяется МОТ следующим образом: все стороны социального диалога должны подчиняться национальному законодательству, учитывать общие цели социальной политики стран, в которых они осуществляют свою деятельность, а равно соблюдать соответствующие международные нормы (Всеобщую декларацию прав человека, международные пакты ООН, основополагающие конвенции МОТ).

Корпоративные соглашения, заключаемые на международном уровне, в том числе корпоративные соглашения крупнейших компаний России (ОАО «Газпром», НК «ЛУКОЙЛ», НК «ЮКОС») стали предметом специального комплексного междисциплинарного исследования1.

Формирование на территории государств СНГ транснациональных корпораций продиктовало необходимость заключения Соглашения о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях, действующих на территории государств – участников Содружества Независимых Государств (Бишкек, 9 октября 1997 г.). По мнению С.Ю. Чучи, оригинальное сочетание элементов международного и локального уровней социального партнерства в транснациональных корпорациях позволяет говорить о формировании в России нового уровня партнерства, который можно назвать корпоративным2.

1  См.: Корпоративные соглашения в сфере социально-трудовых отношений / Отв. ред. К.Д. Крылов. М., 2005.

2  См.: Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации. Омск, 2005. С. 248.

studfiles.net

Стороны социального партнерства их представители. Органы социального партнерства

Социальное партнерство в узком смысле – это способ интеграции интересов различных слоев и групп работающей части населения, работодателей и представителей власти, а также способ разрешения возникающих между ними противоречий, основанный на достижении согласия и взаимопонимания и исключающий конфронтацию.

Статья 23 ТК РФ раскрывает термин социального партнерства как – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Рекомендация о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях МОТ №143 от 1977 раскрывает термин представителей работников: термин «представители работников» означает лиц, которые признаны таковыми в соответствии с национальным законодательством или практикой, будь то:

a) представители профессиональных союзов, а именно представители, назначенные или избранные профессиональными союзами или членами таких профcоюзов; или

b) выборные представители, а именно представители, свободно избранные работниками предприятия в соответствии с положениями национального законодательства или правил или коллективных договоров, и функции которых не включают деятельности, которая признана в качестве исключительной прерогативы профессиональных союзов в соответствующей стране.

Виды:

1. Профессиональные союзы и их объединения — первичная профсоюзная организация представляет интересы работников на уровне юридического лица

2. Иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов

3. Иные представители, избираемые работниками – в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием

Представители работодателей, согласно ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 1995 года, — это руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.



Виды представителей работодателя:

1. На локальном уровне – через свои органы: руководителя организации, уполномоченных руководителем лиц; работодатель – индивидуальный предприниматель лично либо через уполномоченных им лиц.

2. Выше локального уровня – объединения работодателей

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления – когда работодатель государство.

Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (представителями), работодателями (представителями), органами государственной власти, местного самоуправления, направленная на обеспечение согласованности интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных тесно связанных с ними отношений.

Формы социального партнерства – конкретные виды, способы взаимодействия субъектов социального партнерства для реализации целей социального партнерства – согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 27 ТК РФ – формы социального партнерства:

1. Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений

2. Взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы ТП

3. Участие работников, их представителей в управлении организацией



4. Участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров

Перечень нельзя признать исчерпывающим. Есть авторские позиции, позиции субъектов РФ

Другая классификация:

— взаимные консультации (переговоры) – которые проводятся по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы ТП

— трехсторонние консультации – в рамках работы комиссий по регулированию социально- трудовых отношений; разработка и обсуждении проектов законодательных и иных НПА, программ социально-экономического развития; в рамках решения вопроса о присоединении работодателей или отказе от распространения на них отраслевого тарифного соглашения и соглашения о минимальной заработной плате в субъекте

— консультации по проблемам занятости населения

— двусторонние консультации на локальном уровне – по любым вопросам, по которым стороны считают это необходимым

— учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (статья 372 ТК РФ)

— учет мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (статья 373) – при увольнении работников-членов профсоюза

— консультации о присоединении (об отказе присоединения) к отраслевому соглашению, а также к региональному соглашению о минимальной плате

Для каждого уровня социального партнерства ТК определяет соответственно:

· Кто является представителем работников и работодателей

· Какие органы социального партнерства создаются

· Какие акты социального партнерства принимаются

Уровень социального партнерства Где осуществляется Акт социального партнерства
Федеральный Российская Федерация Генеральное соглашение
Межрегиональный Два и более субъекта РФ Межрегиональное соглашение
Региональный Субъект РФ Региональное соглашение
Отраслевой Отрасль (отрасли) Отраслевое (межотраслевое) соглашение
Территориальный Муниципальное образование Территориальное соглашение
Локальный Организация Коллективный договор

Локальный уровень предполагает максимально подробное и конкретное регулирование, на нем устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда.

Остальные уровни предполагают взаимодействие для установления только лишь основ регулирования отношений в сфере труда на определенной территории или сфере экономической деятельности.

Стороны самостоятельно определяют, на каких уровнях социального партнерства они взаимодействуют и какие формы для этого используют.

В России наиболее активно работающим признают федеральный, региональный, отраслевой и локальный уровни социального партнерства.
2-понятие и виды гарантий и компенсаций в отношении работника

Гарантии – это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Компенсаций – это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст.165 ТК РФ, гарантии и компенсации предоставляются:

1) при направлении в служебные командировки;

2) при переезде на работу в другую местность;

3) при исполнении государственных или общественных обязанностей;

4) при совмещении работы с обучением;

5) при вынужденном прекращении работы не по вине работника;

6) при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

7) в некоторых случаях прекращения трудового договора;

8) в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника и в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Виды гарантий:

· Процедурные

· Денежные – доплаты и выплаты

Процедурные гарантии предусмотрены в отношении порядка расторжения трудового договора. Так, в ст.179 ТК РФ указано, что при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией, а далее указаны категории лиц, которым отдается предпочтение на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

Следующей процедурной гарантией при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников является обязанность работодателя предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность). В ст.180 ТК РФ также указано, что о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (это также процедурная гарантия).

При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя, а при исполнении государственных и общественных обязанностей — за счет органов, в интересах которых работник исполняет эти обязанности, но работодатель на этот период освобождает его от работы с сохранением за ним места работы (должности).

Отличие гарантийных выплат от заработной платы обусловлено, прежде всего, их целевым назначением. Если целью заработной платы является возмещение затрат живого труда, стимулирование выполнения норм труда, то цель гарантийных выплат сохранение уровня материального обеспечения работников при выполнении государственных или общественных обязанностей, при обучении для повышения квалификации и т.д. Если гарантийные выплаты производятся при невыполнении работы в данной организации, то заработная плата выплачивается за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

Для гарантийных выплат характерны следующие признаки. Они выплачиваются:

1) работнику, который является субъектом трудового правоотношения;

2) при наступлении оснований, указанных в законодательстве;

3) в течение действия трудового договора;

4) за время, которое должно было быть рабочим, но фактически им

не оказалось по причинам, не зависящим от работника.

Гарантийные выплаты — это выплаты, обеспечивающие сохранение определенного уровня материальных благ работника на время неисполнения им работы, обусловленной трудовым договором, в организации, с которой он состоит в трудовых правоотношениях, или исполнения своих обязанностей в другой организации, имеющие целью предотвратить потери в заработке работника.

cyberpedia.su

Понятие, формы и органы социального партнерства

Поделись с друзьями

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК).

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК).

Основное предназначение социального партнерства — предупреждать возникновение конфликтов между работниками и работодателями в сфере трудовых отношений, добиваться согласования интересов работников, работодателей, государства.

Формами социального партнерства являются:

♦ коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров и соглашений;

♦   взаимные консультации (переговоры) по вопросам установления трудовых и иных связанных с ними отношений, обеспечение гарантий трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства;

♦   участие работников и их представителей в управлении организацией;

♦   участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях (федеральном, региональном, территориальном, отраслевом) на равноправной основе из представителей сторон социального партнерства.

На федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых

отношений, членами которой являются представители общероссийского объединения профсоюзов, общероссийского объединения работодателей и Правительства РФ. Деятельность ее регулируется Законом РФ от 1 мая 1999 г.

На уровне субъектов РФ могут создаваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, действующие в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Деятельность территориальных комиссий (городских, районных) осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ и положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

Отраслевые комиссии могут создаваться на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ для подготовки отраслевых соглашений и их заключения

students-library.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *