Общение и эмоциональная жизнь в юности
Сложные проблемы самоопределения юноша решает не один, а в общении с родителями, сверстниками, учителями, при их поддержке и поддержке комсомола.
Стремление к автономии и взаимоотношения с родителями. Уже подросток на основе пробуждающегося у него чувств взрослости пытается сбросить тяготящую его опеку и перестроить отношения с родителями на основе равенства. Эта тенденция продолжается и в юности. Но какова конкретная степень и природа достигаемой автономии? Социальной психологии юности как науке немало повредили односторонние теории, утверждавшие, что юность всегда и везде «бунтует», вызывает «конфликт поколений». На самом деле взаимоотношения отцов и детей зависят от целой совокупности социальных условий, таких, как темп и характер социальных перемен, структура семьи, характер и способы поддержания дисциплины и т.д. Авторитарная система воспитания, не дающая простора собственным стремлениям формирующейся личности, действительно порождает конфликты, которых демократическое воспитание позволяет избежать. Но не правы и те ученые, которые закрывают глаза на происходящую в юности серьезную перестройку взаимоотношений с родителями.
Современная психология ставит вопрос об автономии выросших детей конкретно, разграничивая поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых).
Раньше всего подростки добиваются поведенческой автономии в сфере досуга, разумеется в определенных пределах. Большинство городских школьников, например, предпочитают проводить свой досуг вне школы и дома. Сельская школа имеет больше шансов стать центром культурного досуга, чем городская, которую дополняют, но одновременно и конкурируют с ней театры, клубы, Дома пионеров и т. д. Партнерами по досугу ребята чаще предпочитают иметь сверстников, чем взрослых.
Эмоциональная автономия сопровождается большими трудностями. Юношам кажется — и часто они совершенно правы,— что родители недооценивают совершившейся в детях перемены, не принимают всерьез их переживаний. Достаточно малейшей бестактности, чтобы внутренний мир старшеклассника надолго, если не навсегда, закрылся для родителей. Отвечая на вопрос: «Кто тебя лучше понимает?», значительная часть юношей и девушек предпочтение отдает друзьям и сверстникам перед родителями. Если подростковый возраст наиболее труден в дисциплинарном отношении, то ранняя юность дает максимум эмоциональных проблем, часто вызывая психологическое отчуждение детей от родителей. Особенно усложняются в эти годы взаимоотношения с отцом. Мать, как показывают многочисленные исследования у нас и за рубежом, и в этом возрасте остается более близкой детям, чем отец. Но известное охлаждение в отношениях с родителями и появление секретов от них вовсе не означает разрыва привязанности. От чуткости и такта родителей зависит, удастся ли им, не насилуя интимный мир выросших детей, сохранить столь нужное обеим сторонам эмоциональное тепло и взаимопонимание.
В сфере моральных установок и ценностных ориентаций юноши ревностно отстаивают свое право на автономию. Иногда нарочито крайние взгляды высказываются только для того, чтобы подкрепить эту претензию на оригинальность. Но фактически влияние родителей остается здесь преобладающим. Разница между поколениями весьма заметна в таких, относительно поверхностных вопросах, как мода, вкусы, способы развлечений. Попытки некоторых воспитателей административно регулировать ширину брюк, длину волос или ритм танца вызывают никому не нужные конфликты. Но в том, что касается более глубоких проблем — политических взглядов, мировоззрения, выбора профессии,— авторитет родителей оказывается куда более значительным, перевешивая, как правило, влияние приятелей-сверстников. Общность коренных жизненных задач нашего народа, строящего коммунизм, облегчает эстафету поколений, передачу революционных традиций.
Коллективизм и групповая жизнь. Ранняя юность — не только возраст самоанализа, но и самый «коллективный» возраст. Младшему подростку достаточно просто участвовать в коллективной жизни, быть с другими. Старшекласснику важнее всего быть принятым сверстниками, чувствовать себя нужным группе, иметь в ней определенный престиж и авторитет. Низкий статус в коллективе, как правило, коррелирует с высоким уровнем тревожности; юноши, непопулярные у сверстников, гораздо чаще, чем остальные, хотели бы изменить свою личность.
Социометрические исследования показали, что постепенно в классах происходит определенная «поляризация»: выделяются, с одной стороны, наиболее популярные, а с другой — те, кто получает меньше всего выборов. Причем этот статус, особенно непопулярность, весьма устойчив и часто переходит из класса в класс. Это усиливает момент соревновательности и создает немало психологических проблем. Проблемы возникают и у сравнительно благополучных ребят. Некоторые подростки базируют свой престиж на таких ролях (например, классного шута), которые в старших классах начинают их самих раздражать, кажутся не соответствующими их индивидуальности. Но как изменить роль, когда на тебя «давят» ожидания товарищей? И сумеешь ли ты в другой роли приобрести столь желанную и уже привычную популярность? Отсюда — частая в юности неудовлетворенность своим групповым статусом и неадекватность его самооценки.
Расширение диапазона общения и усложнение жизнедеятельности старшего школьника приводят к тому, что число групп и коллективов, к которым он принадлежит или на которые он ориентируется, с которыми соотносит свои ценностные ориентации и самооценки (референтные группы), значительно возрастает. Во-первых, это организованные школьные коллективы (класс, комсомольская организация), во-вторых, тоже организованные, но внешкольные коллективы (спортивные общества, клубы, кружки при Домах пионеров), в-третьих, неформальные, стихийные группы и компании, складывающиеся в процессе межличностного общения. Уже сама эта множественность групп не может не создавать определенных ролевых конфликтов, ставя личность перед вопросом, какая принадлежность для нее важнее (если приходится, например, выбирать между обязанностями по отношению к спортивному обществу или школе). Положение осложняется тем, что требования разных групп могут противоречить друг другу.
Особенно важно в воспитательной работе учитывать влияние стихийных уличных групп и компаний. Некоторые педагоги склонны закрывать на них глаза или считать их чем-то случайным. Это — опасное заблуждение.
Школа не исчерпывает всей жизни подрастающего поколения. Поэтому ее дополняет деятельность различных молодежных организаций — политических (комсомол), спортивных и культурно-просветительных. Однако эти организованные формы общения не снимают у молодежи потребности в стихийных, неформальных группах, будь то приятельские компании, складывающиеся в школе, или уличные сообщества. В отличие от классных коллективов, эти стихийные группы, как правило, разновозрастные и большей частью смешанные по своему социальному составу (в них участвуют не только школьники). Широта состава плюс отсутствие постоянной опеки взрослых, от которой нередко страдают старшеклассники в организованных коллективах, делают принадлежность к таким группам особенно заманчивой для юношей. Если у подростков стихийные группы по преимуществу как бы дополняют внутришкольные коллективы и лидерами тех и других являются одни и те же ребята, то в старших классах положение меняется. Престиж юноши в уличной группе часто находится в обратном отношении к его статусу в школьном классе, и наоборот.
Это противоречие создает серьезную педагогическую опасность. Ценности, цементирующие уличные группы, нередко бывают антисоциальными, а лидерство в них принадлежит далеко не лучшим ребятам. Иногда группы перерастают в преступные сообщества или хулиганские шайки. Очень вредную роль играет при этом юношеская возрастная конформность. Стремясь обрести независимость от старших, юноша ищет опоры и поддержки в обществе сверстников. Но внутренне он еще не самостоятелен, легко поддается внушению и психическому заражению. Чувство принадлежности к группе, особенно если эту принадлежность надо отстаивать, для него иной раз важнее, чем содержание тех ценностей, на которых строится сама группа. Довод типа «все ребята (все девочки) так поступают» для него не только объясняет, но и оправдывает любой поступок. Причем «все»—это члены собственной группы или те, кому он подражает.
Попытки ликвидировать стихийные группы и их атрибуты (специфический жаргон, стиль поведения, эстетические вкусы, моды), как правило, безуспешны. Кроме того, не исключено, что этот вид общения (не имеются в виду, конечно, хулиганские группы) выполняет и социально полезную функцию воспитания инициативы и мужественности.
Избежать отрицательных последствий стихийности можно путем оживления работы организованных коллективов, придания им большей активности и самодеятельности. Особенно большую роль здесь должна играть школьная комсомольская организация.
Н. К. Крупская в предисловии ко второму изданию работы «РКСМ и бойскаутизм», отмечая, что бойскаутизм враждебен целям пролетарской коммунистической молодежи, в то же время раскрыла психологически обоснованные методы, применяемые организаторами бойскаутизма, и подчеркнула, что школьник в этом возрасте уже не ребенок и что «его могут увлечь лишь идеалы взрослого человека, которым он мог бы отдаться со всем свойственным его возрасту энтузиазмом».
Особое внимание она уделяла формированию активной деятельности комсомольцев, необходимости ставить перед молодым человеком ряд постепенно усложняющихся целей, которых он мог бы достигать самостоятельно. «Это выставление конкретных, вполне определенных и ясных, достижимых при известном напряжении целей, делающихся все более трудными и более отдаленными, имеет громадное психологическое значение»2. Психологически очень важным моментом Крупская считала при этом требование, чтобы поставленная частная цель каждый раз была связана с общей целью.
Формирование коллективистической направленности, идейности и принципиальности личности — одна из важнейших задач школьного комсомола, его деятельности в свете более общих социальных и нравственных критериев.
Дружба. Наряду с возрастающей значимостью коллективной групповой жизни, в ранней юности резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. Еще Руссо писал, что первое чувство, которое возникает у заботливо воспитанного молодого человека,— не любовь, а дружба. Л. Н. Толстой считал дружбу героя своей автобиографической трилогии с Дмитрием Нехлюдовым символическим рубежом, отделяющим юность от отрочества.
psyera.ru
Что такое: Автономия | Автономия это | Значение слова: Автономия | Понятие: Автономия

Автономия это повиновение закону, предписанному себе (Руссо), а следовательно, свобода. Употреблением в философском контексте термин «автономия» в основном обязан Канту. Автономия — это власть над собой (свобода), осуществляемая посредством закона (nomos), который разум накладывает на себя и на нас и который является нравственным законом. Воля автономна, поясняет Кант, когда она подчинена только собственной юрисдикции (в качестве практического разума) и не детерминирована чувствами и аффектами, то есть не зависима от тела, а также от собственного «я» как проявления частного и случайного, и даже от какой бы то ни было цели и какого бы то ни было объекта. Быть автономным значит подчиняться только чистой форме закона, иначе говоря, тому универсальному, что каждый из нас носит в себе и что и составляет наше «я» (вот почему мы говорим о свободе), но «я» разумное и суверенное (вот почему мы говорим об автономии).
Понятия автономии и свободы
При всей своей близости понятия автономии и свободы не являются полностью совпадающими. Человек, совершающий дурной поступок, действует свободно, но не автономно: он добровольно подчиняется той части себя, которая не является свободной (своим инстинктам, страстям, слабостям, корыстным устремлениям и страхам). Отсюда нетрудно вывести, что же такое автономия. Это свобода творить добро, а быть автономным значит подчиняться только той части себя, которая является свободной и, по выражению Канта, «не связана ни с одним из объектов способности желать», которая не зависит от «своего дражайшего “я”», то есть от индивидуальных особенностей человека. Вот почему автономия является нравственным принципом.
Эгоизм — это основа любого зла, а разум, не имеющий «эго», — основа любого добра. Поэтому единственное, что должен делать человек, это быть свободным, то есть автономным — подчиняться своему долгу, который заключается в управлении собой. Вне кантианского контекста термин «автономия» чаще всего означает некий идеал и указывает не на фактическое состояние, а на далекую цель. В этом случае автономию надо понимать как процесс, требующий усилий. Стремиться к автономии значит пытаться как можно полнее освободиться от всего того в себе, что не является свободным. Это доступно только разуму, как это показывает Спиноза (а также Маркс и Фрейд), и идея автономии только в этом случае обретает смысл: «Свободный человек, — пишет Спиноза, — это человек, руководимый в жизни исключительно разумом». Никогда и никому подобная автономия не дается в готовом виде — ее надо добывать трудом, причем постоянно. Автономии как таковой не существует, есть лишь не имеющий завершения процесс автономизации. Свободным не рождаются, свободным становятся.
Похожие слова:
Rating: 5. Из 12 голосов.
Please wait…
www.phildic.ru
Автономия личности
Автономия личности подразумевает уровень владения собой, определение собственной судьбы, принятие ответственности за свои действия и чувства, свободу выбора способа поседения, уместного в данной ситуации. Это означает способность принятия сознательного решения в отношении себя несмотря на наследственность и окружающее влияние.
Часто люди испытывают иллюзию автономии личности, полагая, что действуют в согласии с собственным решением, на самом же деле находятся в плену у общественного мнения, родительских предписаний или неосознанных чувств (например, чувства протеста, которое заставляет человека поступать прямо противоположно предписаниям).
Подлинная автономия личности — это личность, которая, по Э. Берну осуществляет «проявление или восстановление трех способностей: осознания, спонтанности, искренности.»
Осознание — это способность понимать то, что происходит в настоящем, воспринимать происходящее без искажений. Это способность находиться в контакте с самим собой, знание своего внутреннего мира. Человек, осознающий самого себя, прислушивается к сообщениям собственного тела, он понимает, когда он напряжен или расслаблен, утомлен или возбужден. Осознающая личность умеет слушать других, потому что общаясь чувствует другого человека, а не погружена в собственные проблемы. Такой человек находится в настоящем, живет «здесь и теперь», чувствует ситуацию, отдает отчет в возникающих у себя чувствах, способен оценить уместность или неуместность того или иного способа поведения.
Спонтанность — это свобода выбора из возможного репертуара поведения. Спонтанная личность не привязана слепо к роли, нормативу или привычке, ее поведение гибко и адекватно ситуации. Она способна принимать независимые решения относительно своих действий и нести ответственность за принятое решение. Кроме того, спонтанная личность способна к обучению и адаптации: она постоянно расширяет и переоценивает репертуар возможного поведения.
Искренность (конгруэнтность, аутентичность) -это проявление естественности, умения быть самим собой. Быть искренним — это значит не стесняться своего внутреннего мира, своих чувств, желаний, быть открытым. Искренний человек не станет прикрываться маской; то что он говорит, как он это говорит, что при этом яув-ствует, находится в согласии, в гармонии.
Описанные аспекты личностного роста далеко не исчерпывают данного понятия. Различные философские и психологические направления наполняют понятие «личностный рост», «личностное развитие» различным содержанием. Подробнее ознакомиться с точкой зрения разных авторов и разных подходов можно но приведенной литературе.
psyera.ru
Автономность как личностный ресурс информационно-психологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Психология»
ПСИХОЛОГИЯ
Теоретические вопросы психологии
УДК 159.923 ББК Ю952
Т. И. Ежевская г. Чита, Россия
Автономность как личностный ресурс информационно-психологической безопасности*
В статье рассматривается понятие «личностная автономность» с позиций философских, педагогических и психологических научных направлений. Анализируются взгляды отечественных и зарубежных учёных к пониманию сущности личностной автономности. Показывается значимость автономности личности для сохранения её психологического здоровья, личностного роста и обеспечения информационно-психологической безопасности при негативном влиянии окружающей информационной среды. Особое внимание в работе уделяется психологическому пониманию проблемы взаимосвязи внутренних психологических характеристик и внешнего влияния среды, где автономность выступает значимой характеристикой личности.
Ключевые слова: независимость, ответственность, автономия, личностная автономность, самодетер-минация, саморегуляция.
T. I. Ezhevskaya Chita, Russia
Autonomy as a Personal Informational and Psychological Safety Resource
The article deals with the definition of ‘personality’s autonomy’ in philosophy, pedagogy and psychology. The author analyzes different points of view on the problem expressed both by native and foreign scientists. The author shows the significance of a person’s autonomy for personal development, preserving psychological health, and providing informational and psychological safety in case of a negative impact of information environment. The author pays special attention to psychological understanding of the problem of correlation of internal psychological characteristics and external environmental influences, where autonomy appears a significant characteristic of the individual.
Keywords: independence, responsibility, autonomy, personality’s autonomy, self-determination, self-regulation.
В современном обществе, в различных сферах его жизнедеятельности возрастает потребность в людях, способных проявлять самостоятельность, реализовать себя, эффективно выполнять поставленные задачи в быстро меняющихся условиях, действовать с учётом собственных психологических особенностей и с опорой не только на внешние, но и внутренние критерии оценки ситуации и поступающей информации. Всё это предполагает наличие определённых личностных
характеристик, которые способствуют динамическому равновесию человека со средой своего обитания. Автономность является одной из таких характеристик личности; свидетельствующая о личностной зрелости, выступает важным компонентом психологического здоровья и внутренним ресурсом обеспечения информационно-психологической защищённости человека.
В обществе уже не существует строгих социальных регуляторов поведения, действовавших в
* Работа выполнена в рамках реализации АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы».
132
© Т. И. Ежевская, 2011
прошлом, и человек вынужден искать ориентиры в самом себе для самореализации, проявления активной жизненной позиции и обеспечения своей психологической безопасности. Автономия даёт право человеку на активность и ценностные ориентиры личностного выбора и помогает сохранить ему своё личностное здоровье в ситуации негативного информационного влияния. Человек создаёт свои индивидуальные границы, отделяя себя от других людей и защищая себя от дестабилизирующей его информации, тем самым приобретая определённую личностную автономность.
Автономность в научной литературе приравнивают к свободе, самоуправлению, суверенитету, достоинству, целостности, независимости, ответственности, самоуверенности, критическому размышлению, свободе от обязательств и т. д. Но, несмотря на разброс мнений, все авторы признают значимость автономности для личности. Труды учёных свидетельствуют о том, что личностная автономия представляет собой комплексный конструкт и является одним из базовых психологических механизмов, связанных с такими сферами психического, как ценности, смыслы, мотивы [16].
Проблема автономности находится в поле зрения различных наук: философии, педагогики, психологии и многих других. Ещё Конфуций постулировал значимость таких характеристик, как управление собой и сознательная организация всех сфер собственной жизни, что, по сути, является компонентами личностной автономии. Философы утверждали, что люди, представленные в своём лучшем качестве, автономны. В философском понимании автономность является одной из существенных характеристик субъективной свободы личности. И. Кант трактовал автономию как стержень человеческой свободы и морали и связывал автономность с высшим качеством личности — духовностью [4]. Ф. Ницше поставил вопрос преодоления человеком самого себя. Кроме того, он первым ввёл разделение двух типов свободы -позитивной «свободы для» и негативной «свободы от». По его мнению, автономия есть ценность, по содержанию совпадающая с абсолютной ценностью свободы с акцентом на моменте взаимосвязи негативной и позитивной свободы. Ницше также говорил об ответственности в связи со свободой личности [7]. Близкой точки зрения придерживался философ, социолог и психолог Э. Фромм. Он писал, что свобода связана с осознанностью и пониманием ситуации, с возможностью выбора и ответственности за сделанный выбор. «Свободу…
следует дефинировать не как “действия в сознании необходимости”, но как действия на основе осознания альтернатив и их последствий» [17, с. 103]. С позиций Фромма, свобода связана не только с поиском своего предназначения, но и со здоровым функционированием человека в целом.
В трудах философов-экзистенциалистов утверждается, что человек обречён быть свободным (или абсолютно автономным). Он сам выбирает, каким ему быть, и может полагаться только на свои силы. Он ничем не ограничен в проявлении своей активности. Но и они считают, что абсолютная автономия личности обусловливает и абсолютную ответственность человека за то, что он делает, каким становится. Так, в одной из экзистенциалистских формул содержится утверждение Ж.-П. Сартра, что человек есть то, что он сам из себя делает [12.]. Таким образом, в философии экзистенциализма тесно переплетаются понятия «активность», «свобода», «автономность» и «ответственность», что знаменует переход к независимости от внешнего мира, точнее — от внешней детерминации к внутренней обусловленности сознания и поведения.
Однако учёные признают, что свобода не исключает отношений человека с миром. В. Франкл заметил в этой связи: человек не свободен от условий, но он способен занять позицию по отношению к ним [15]. Франкл считал, что свобода человека заключается прежде всего в том, что он выбирает отношения к тем условиям, в которых он оказался. «В конечном итоге человек не подвластен условиям, с которыми он сталкивается; скорее эти условия подвластны его решению» [15, с. 78]. Определяя свободу, Н. Бердяев писал: «Наиболее общее определение свободы, обнимающее все частные определения, заключается в том, что свобода есть определение человека не извне, а изнутри, из духа» [1, с. 286-287]. Развивая данную мысль, сошлёмся на современное философско-энциклопедическое понимание автономности, где также придаётся значимое место внутреннему при столкновении с внешним. Философская энциклопедия 2001 г. определяет автономность (от греч. Аитод-сам, оцод-Пакон; самоуправление) — как характеристику высокоорганизованных, прежде всего живых систем, означающую, что функционирование и поведение таких систем определяется их внутренними основаниями и не зависит от воздействия внешнего окружения. [8]. Таким образом, учёные связывают зависимость внешних воздействий и внутренних оснований. Следовательно, автономность живых объектов и систем — это, прежде всего, их дейс-
твие по внутренним основаниям, по внутренним побуждениям, по законам функционирования своей внутренней организации.
При характеристике автономности личности первостепенное значение приобретает проблема внутренней активности. В современных исследованиях активности выделяется два аспекта -энергетический (силовой) и информационный (сигнальный). Идея активности предполагает наличие внутренней динамики и самодетерминации функционирования и поведения человека. Информационный аспект касается вопросов управления, взаимодействия структурных начал в организации живого [20].
Современная философия, исходя из актуализации проблемы автономности сознания в условиях развития современной культуры как меры развития человека, требует обобщённого исследования сущности и природы социокультурной автономности сознания и к поиску регулятивных основ, предполагающих функции целеполагания и выбора в опоре на личностные ресурсы. Социальный философ А. Д. Похилько в своей концепции синтезировал социальную и личностную автономность [10]. Автономность сознания в аспекте теории культуры — это самодетерминация идеальных форм, функционирующих на собственных внутренних основаниях. Основания автономности сознания теоретически интерпретируются в качестве внутренних условий, через которые действуют внешние причины в процессах диалектической детерминации достаточно сложных систем и посредством которых осуществляется действие внутренних факторов через внешние условия в процессах самодетерминации. Понятие «социокультурная автономность сознания» включает в своё содержание следующие видовые признаки: многомерность, закон ответственной свободы, рефлексия на ценности, понимание сознания в качестве феномена духовной культуры. Исследователь считает, что автономность личностного сознания в аспекте социокультурной релевантности служит интегральным психодиагностическим критерием ментально здорового общества с позиций духовно здорового человека. Основания автономности сознания представляют собой внутренние условия, трансформирующие действие внешних причин и действие внутреннего через внешнее, они могут быть разделены на социальные (достаточные), культурные (необходимые и достаточные) и семиотические (необходимые) основания. Типам выделенных оснований соответствуют типы автономности сознания — социальный, социокультур-
ный и личностный [10]. Согласно А. Д. Похилько, личностная автономия — гармоничное отношение человека к миру, целостность общественно-индивидуального субъекта, сочетание в нём различных измерений и модальностей культуры, позволяющее определять вектор саморазвития, выбирать свой путь развития в единстве объективной истории и субъективной.
В педагогической науке понятие «личностная автономия» только начинает обретать свой статус. Хотя уже в работах П. П. Блонского встречается термин — автономная личность. Но всё же в большем количестве работ хотя и говорится об этом качестве личности, но без упоминания данного термина. В педагогике понятие «автономность» определяется как внутренняя активность субъекта, как способность личности к независимости от внешних воздействий, возможность реагировать на них исходя из нравственных законов. С точки зрения педагогической науки развитие автономности личности в образовании тесно связано с необходимостью формирования познавательной активности, самостоятельности, инициативности, ответственности, свободы выбора, навыков самоконтроля, мотивации к овладению новыми знаниями и способами действий. В образовании находят своё выражение все виды и формы автономии. Однако решающую роль педагогика придаёт внутренней автономии образовывающегося индивида. Большинство авторов рассматривает автономность как качество личности, сочетающее в себе умение приобретать новые знания и творчески применять их в различных ситуациях со стремлением к такой работе.
Особый вклад в разработку проблемы автономности внесли психологи. В психологической энциклопедии автономность определяется как «…право самостоятельно осуществлять власть в пределах предоставленных возможностей» [11, с. 543]. Проблема автономности в последние годы всё больше привлекает внимание учёных и практиков, которые связывают автономность с сущностной характеристикой человека. Отечественный исследователь Е. Л. Сырцова определяет автономность как некое психологическое качество, позволяющее человеку действовать независимо от внутренних и внешних установок, демонстрируя способность к самостоятельности, а автономия определяется как потребность в проявлении этого качества [13]. Свой вклад в разработку проблемы автономности сознания внесла О. Е. Дергачева. Исследователь считает, что личностная автономия описывает механизмы саморегуляции и само-
детерминации личности, реализующиеся в виде осознанного выбора способа действий, учитывающего как внутренние стремления, так и внешние условия жизни человека. Она связывает понятие личностной автономии с формулировкой «позитивного» образа человека в психологии, способного самостоятельно определять и регулировать собственную жизнь [2].
Опираясь на традиционное понимание автономности, в своём диссертационном исследовании Тхонг Ле Динь выделил структуру автономности. Учёный трактует автономность как сложноструктурное личностное образование, обеспечивающее способность человека к самостоятельному, внутренне регулируемому поведению и субъектноличностному способу присвоения социального опыта, в структуре которого выделены следующие компоненты: мотивационно-смысловой, когнитивный, целеполагающий, эмоционально-волевой, рефлексивно-оценочный и деятельностнопрактический [15].
Отметим, что очень активно обсуждали проблему автономии теоретики гуманистического направления в психологии. Г. Олпорт говорил о функциональной автономии, которую относил к приобретённым интересам человека, его ценностям, установкам и намерениям [9]. С его точки зрения собственно функциональная автономия представляет собой стремление к целям и ценностям, восприятие мира через эти цели и ценности, а также чувство ответственности за свою жизнь. Г. Олпорт считал, что человека с высоким уровнем личностной автономии можно назвать зрелой личностью. Другой зарубежный гуманистический психолог А. Г. Маслоу связывал личностную автономность с его психологическим здоровьем и самоактуализацией человека, основу которой составляют потребности и ценности роста. По мнению А. Маслоу, здоровый человек не боится осуждения окружающих людей, и эта его способность обусловлена чувством базового удовлетворения. Испытываемые человеком чувства безопасности и причастности, его самоуважение функционально автономны [6]. В понятие «самоактуализация» А. Маслоу вкладывал множество смыслов, но наиболее значимым, скорее всего, является следующее: самоактуализация — это стремление к самоосуществлению, к актуализации того, что содержится в качестве потенций. Самоконтроль самоактуализирующейся личности предполагает автономию и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов, высокую степень мотивации достижений,
в частности в области личностного роста, и сознание собственной ведущей роли в достижениях и постановке своих жизненных целей. Наблюдается непосредственная связь особенностей самоактуализации и внутреннего локуса контроля, который также предполагает полное чёткое владение собой в любой жизненной ситуации и высокую степень ответственности за личностные поступки, и внешние обстоятельства, связанные с индивидом.
Разрабатывая проблему автономности, гуманистический психологи придавали наибольшую значимость непосредственному опыту, призывали доверять своим чувствам, ощущениям, переживаниям, утверждали, что организм человека, его природная сущность, сам по себе способен осуществлять в своей жизни правильный выбор.
Отечественный учёный Е. В. Камалетдино-ва, так же как и А. Маслоу, связывает личностную автономию с самоактуализацией. Она считает, что личностная автономия — это ядро самоактуализации, так как самоактуализация предполагает присутствие осознанной ответственности за свои действия, поступки, понимание индивидом значимости своей личности и постоянное стремление к собственно личностному развитию [3].
Известный российский учёный Д. А. Леонтьев определяет личностную автономию как ориентацию человека на собственный закон развития. Он выделяет четыре значения понятия «автономия»: как отделение человека от социального контекста, как черту личности, как базовую потребность и движущую силу, как собственные жизненные принципы и систему ценностей [5]. Д. Литтл же определял автономию как способность к обособленности, критической рефлексии, принятию решений и независимому действию [19].
Отталкиваясь от точки зрения Д. А. Леонтьева, заметим, что автономия является не только движущей силой развития, но и позволяет личности сохранять своё психологическое здоровье и систему ценностей. Общеизвестно, что психологически нездоровая личность неспособна к автономии и в силу этого зависима от Другого и любого внешнего влияния. Это приводит к созданию различного рода зависимых и созависимых отношений и «спутанности», неспособности к пониманию своих и не своих потребностей, целей и желаний и невозможности обезопасить себя от поступающей извне дестабилизирующей информации.
В качестве одной из попыток положить в основу подхода идею личностной автономии можно рассматривать теорию самодетерминации
Э. Л. Деси и Р. М. Райана [18], рассматривающих
самодетерминацию как врождённую склонность организма к вовлечению в интересующее поведение. Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли, которое понимается авторами как способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды и на основе процессов, происходящих внутри личности. Помимо понятия воли, с термином самодетерминации авторы связывают такие психологические функции человека, как эмоции и внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация рассматривается как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления или наказания. И российский исследователь О. Е. Дергачёва, разрабатывая проблему личностной автономии, связывает её с механизмами саморегуляции и са-модетерминации личности, реализующимися в виде осознанного выбора способа действий, учитывающими как внутренние стремления, так и внешние условия жизни человека. Она соотносит личностную автономию с формулировкой «позитивного» образа человека в психологии. Автор указывает, что личностная автономия связана с жизнестойкостью, с высоким уровнем интегрированности «я», с открытостью опыту, с дифференцированным отношением к событиям и к собственному поведению [2].
Таким образом, в психологии автономность понимается как качество личности, характеризующее её стремление к самоактуализации, саморегуляции и самодетерминации, раскрытию способностей к самостоятельной деятельности, принятию решений и независимости. Независимость является существенным признаком автономности, но далеко не определяющим. Личная независимость сопряжена с умением управлять собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности способности к самоанализу, самоконтролю, соморегуляции и необходимой для конкретного момента внутренней организации. Опираясь на мнения учёных, можно заключить, что личностная автономность важна для эффективной самореализации человека в современном обществе и связана с системой личностных ценностей, которые задают некоторую схему поведения человека и через которые определяется отношение человека к окружающей действительности и себе. Проявления личностной автономии связаны с психическим и личностным здоровьем, личностным ростом, что повышает способность самостоятельно определять и регулировать собственную жизнь, обеспечивать собственную безопасность при негативном информационном влиянии извне и являются важным психологическим ресурсом.
Список литературы
1. Бердяев Н. А. Судьба России. Самопознание. Ростов н/Д, 1997. С. 286-287.
2. Дергачёва О. Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. М., 2005.
3. Камалетдинова Е. В. Самоорганизация учебной деятельности как фактор становления субъектнос-ти старшеклассников в профильном обучении: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2008. 210 с.
4. Кант И. Критика практического разума // Соч. в 6 т. Т. 4. Ч. 2. М.: Мысль, 1965. 544 с.
5. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 5. С. 25-28.
6. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
7. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПб.: Азбука, 1996. 334 с.
8. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2001. 634 с.
9. Олпорт Г. Принцип «редукции напряжения» // Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрей-тор, А. А. Пузырея. М.: МГУ, 1982. 2006 с.
10. Похилько А. Д. Социокультурная автономность сознания: философско-антропологическое измерение: дис. … д-ра филос. наук: 09.00.13. Ставрополь, 2007. 350 с.
11. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. 2-е изд. СПб., 2006. 1096 с.
12. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М.: Тера-Книжный клуб, 2002. 639 с.
13. Сырцова Е. Л. Развитие автономности личности в образовании: Проблемы и перспективы // Фундаментальные исследования. 2007. № 3. С. 90-93.
14. Тхонг Ле Динь. Развитие автономности младших школьников в учебной деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 2002. 204 с.
15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
16. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990. 336 с.
17. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.430 с.
18. Deci, E. L. The Psychology of Self-Determination. Lexington Books, D. C. Health and Company Lexington I . Toronto, 1980. 242 p.
19. Little D. Learner Autonomy 1: Definitions, Issues, and Problems. Dublin: Authentic, 1991. 175 p. URL: http://dic.academic.m/dic.nsf/enc_philosophy/7811/АВTOНОМНОС^Ъ (дата обращения 01.05.2011).
Рукопись поступила в редакцию 12.08.2011
cyberleninka.ru
Автономная личность — не просто независимая
В наше время быть независимым от чего-либо просто невозможно. Мы зависим от родителей, общества, различных предметов и т.д. В психологии есть такое понятие как автономная личность — это способность человека быть ответственным за себя, свои решения и поступки, чувства и действия, умение принимать решения, пользоваться свободой выбора, определять свою судьбу, владеть высоким уровнем самоконтроля.
И не редко возникает вопрос: возможно ли вообще быть в современном мире независимой личностью?
Автономная личность — не просто независимая
Личность, обладающая автономностью, способна принимать сознательные решения, вне зависимости от окружающего мира.
Но никто не застрахован от иллюзорной автономии личности. Определяя свое поведение собственным независимым решением, человек может находиться в плену у неосознанных чувств, мнения общества или влияния родителей. К примеру, чувство протеста, под влиянием которого человек выбирает поведение в корне противоположное устоям общества.
Эрик Бэрн считает, что настоящая автономная личность проявляет осознание, спонтанность и искренность.
Осознание – это субъективное состояние, которое выражается в способности воспринимать не искаженную реальность, понимать и принимать происходящее таким, каково оно есть, а также способность осознавать самого себя.
Такой человек обязательно прислушается к сигналам своего тела, поймет, когда он раздражен или спокоен, возбужден или расслаблен. Осознанная личность слушает и слышит других людей, потому что при общении, ощущает другого человека и не сосредоточена на личных проблемах.
Человек с высоким уровнем осознания живет «здесь и сейчас», реально воспринимает ситуацию, адекватно оценивает уместность поведения в различных ситуациях.
Спонтанность — это возможность свободного выбора желаемого, определенного поведения, независимо от мнения окружающих.
Спонтанная личность не связана нормами и стереотипами, ее действия гибкие и уместные. Такой человек способен сам решать, как действовать в той или иной ситуации, при этом возлагая ответственность за свое поведение только на самого себя. Также спонтанная личность легко обучается и адаптируется, постоянно обогащает свой репертуар действий.
Искренность — это способность быть естественным, самим собой. Искренний человек не стесняется самого себя, своих чувств и желаний, своего внутреннего мира.
Быть искренним означает не скрываться под маской, быть открытым. То, что и как говорит искренняя личность, какие чувства при этом испытывает, — все в ней находится в гармонии и согласии.
Т.е. автономная личность – это не просто независимая личность, это постоянно развивающийся, искренний, спонтанный, осознающий свои действия человек. И пусть это идеальный образ, но стремление к нему того стоит!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:sosed-domosed.ru
Независимость в отношениях – стремление к свободе
Отрывок из книги «Психология отношений. Любовь, либидо и любовные мотивации». Автор Коваль Борис, психолог: http://www.kovalboris.ru/
В этой статье мы будем говорить о модном в настоящее время стремлении к свободе в отношениях, а именно, о стремлении быть независимыми. Это стремление полностью противоречит сути обсуждаемой теории, ведь если мы представляем любовь как единство, то каким образом в ней возможна полная автономия, которую многие мои коллеги возводят в ранг абсолютной величины. В частности, как уже упоминалось, подобной точки зрения придерживается Фромм. В этой ситуации ответ довольно прост: свобода противоречит любви, ведь любовь это единство, а единство не предполагает свободы (автономии), эти понятия несовместимы, потому как невозможно быть единым с кем-либо и автономным от него одновременно. И, несмотря на то, что Фромм утверждает, что это возможно, по моему мнению, это противоречит логике и здравому смыслу.
И хотя меня часто убеждали, что отношения при полной свободе возможны, в процессе таких дискуссий становилось очевидно, что это не так, и мои оппоненты были вынуждены менять свою точку зрения.
В качестве иллюстрации мне хотелось бы привести один пример. Возможно, вы утверждаете, что отношения, когда вы полностью независимы от партнера, возможны, равно как и его независимость от вас. Возникает вопрос, что может побудить вас позвонить этому человеку? Что заставит вас найти для него время и силы, чтобы встретиться? Что вообще побудит вас сделать для него что-либо требующее от вас каких-то значимых усилий? Независимость, доведенная до абсурда, делает вероятным такое положение дел, что вы можете забыть об этом человеке в любой момент, равно как и он о вас. Независимость – это когда вам все равно рядом любимый человек или нет, это когда любимый человек просто не заметит вашего отсутствия в течение пяти лет, ведь если вы скучаете по кому-то, вы уже зависите от него. Поэтому ответ на поставленный вопрос кажется очевидным: именно связь (зависимость) с этим человеком будет заставлять вас идти на жертвы и прилагать усилия для того, чтобы продолжить отношения.
В качестве последнего примера хочется предложить один опыт для читателя. Я задам вопрос, и предложу два варианта ответа, после чего вы сами сможете решить, возможна ли независимость в любви: что способствует объединению пары в большей степени?
а) независимость от партнера, когда ваше настроение не меняется при его отсутствии или нахождении рядом с вами;
или
б) зависимость, предполагающая желание увидеться и радость, когда это удается; в случаях же, когда это невозможно, изменение настроения в худшую сторону. Я полагаю, что ответ тут очевиден, но если вы по-прежнему сомневаетесь в моих доводах, то попробуйте ответить, а в какой ситуации больше вероятность распада пары?
Не хочу быть необъективным: утверждать, что некоторая степень автономии вредна, также ошибочно, как утверждать, что для пары полезно полное слияние или излишняя зависимость одного партнера от другого. И то и другое несовместимо с полноценными отношениями: с одной стороны, некоторая степень зависимости необходима для сохранения пары, для ее функционирования, с другой – автономия позволяет каждому партнеру сохранять индивидуальность, которая растворится при слишком большой зависимости. Кстати, а что же плохого в том чтобы раствориться в другом, пусть и потеряв себя как личность? В своей практике я часто сталкивался с ситуациями, когда один из партнеров страстно желал этого и страдал из-за того, что не мог этого получить.
Дело в том, что когда один партнер растворяется в другом, то сложившаяся ситуация также начинает угрожать распаду отношений. Самым главным словом здесь можно считать баланс. Я полагаю, что мои коллеги, которые ратуют за автономию, часто сталкиваются с ситуацией растворения одного партнера в другом и, ежедневно прикладывая такие титанические усилия для разрешения ситуации, невольно смещают акценты в пользу автономии. Мне часто приходилось сталкиваться с ситуациями, когда излишняя автономия наносила отношениям вред куда больший, нежели излишняя зависимость.
Получается, что когда мы делаем акцент на автономии, мы, таким образом, предохраняем личность от возможных проблем. Минусом подобного подхода можно считать возможный ущерб паре. Говоря иными словами, мы жертвуем интересами пары ради личности. В свою очередь, акцент на единстве – зависимости (когда мы исходим из интересов пары как единого целого) предохраняет пару от возможных потрясений. В этом случае минусом можно считать возможный ущерб личности.
Тем моим коллегам, которые выбирают автономию, я хотел бы сказать, что для полноценной личности обретение единства с другим является необходимым, и без такого единства личности очень сложно обрести целостность, а скорее всего, невозможно.
В связи с этим, я бы хотел привести цитату Боулби: «Накапливаются данные, что люди всех возрастов наиболее счастливы и лучше всего могут развернуть свои таланты, когда уверены в том, что за их спиной стоят одно или более лиц, которым они доверяют и которые придут им на помощь, если возникнут трудности».130 И еще: «Парадоксальным образом, здоровая личность, когда она рассматривается в таком свете, ни в коей мере не оказывается столь независимой, как это предполагают культурные стереотипы. Существенно важными ингредиентами здоровой личности являются способность доверчиво опираться на других людей, когда этого требует ситуация, и знание, на кого стоит опереться». 131
Разрешая для себя данную дилемму, я пришел к выводу, что не готов выбирать из двух зол, и опять ключевым словом при рассмотрении этой ситуации становится баланс. Я бы также хотел обратить внимание на то, что в последнее время усилился страх перед единством (зависимостью), что само по себе уже довольно скоро будет представлять серьезную проблему для практикующих психологов, поскольку это препятствует установлению нормальных отношений.
130 Боулби Джон Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова – 2-е изд. – М.: Академический Проспект, 2006. – 232 с. – («Психологические технологии»). Стр. 147.
131 Боулби Джон Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова – 2-е изд. – М.: Академический Проспект, 2006. – 232 с. – («Психологические технологии»). Стр. 149.
interesnyeknigi.ru
Мельникова В.Б. Автономия личности: обзор зарубежных подходов к проблематике
Мельникова В.Б. Автономия личности: обзор зарубежных подходов к проблематике
English version: Melnikova V.B. Autonomy of personality: a foreign approaches review
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия
Сведения об авторе
Литература
Ссылка для цитирования
Рассматриваются подходы к пониманию автономии личности в зарубежных исследованиях. Представлены концепции, разрабатываемые в рамках общей, клинической, возрастной, социальной и гендерной психологии.
Ключевые слова: автономия личности, социотропия, самодетерминация, межличностная зависимость
Проблема личностной автономии давно привлекала внимание ученых-психологов всего мира из-за своей важности не только для индивидуального психологического здоровья, но и для динамики близких взаимоотношений. Особенно актуальной она становится сегодня, когда автономия, независимость и индивидуализм занимают одно из ведущих мест в иерархии ценностей современного общества.
Несмотря на актуальность и популярность вопросов, касающихся феномена автономии личности, среди исследователей нет единого мнения относительно её определения. Автономию предлагают рассматривать как синоним свободы, как отдельную индивидуальную диспозицию личности, или как характеристику отношений с другими людьми [Zimmer-Gembeck, Collins, 2003]. Однако понимание автономии как синонима свободы представляется философски нагруженным и характерно для чисто теоретических концепций. Анализ практических работ, так или иначе связанных с проблемой личностной автономии, показывает, что понимание данного термина варьирует в зависимости от того, какую область психологического знания представляет тот или иной автор. Рассмотрим феноменологию автономии личности с точки зрения общей, клинической, возрастной, социальной и гендерной психологии.
Исследования автономии в рамках общей психологии и психологии личности
В рамках общей психологии и психологии личности проблема автономии рассматривается применительно к мотивационной сфере личности. Наиболее популярной и разработанной здесь является теория саморегуляции и самодетерминации Деси и Райана [Ryan, Deci, 2000]. Согласно теории самодетерминации [Дергачева, 2005; Ryan, Deci, 2002] автономия определяется как саморегулирование. При наличии автономии человек переживает свое поведение как самоопределяемое (то есть, выбор способа поведения осуществляется самостоятельно на основе внутриличностных детерминант) и соответствующее его ценностям и интересам. В таком случае автономия может быть противопоставлена переживанию контролирования внешними факторами, воспринимаемыми как чуждые личности. В качестве таких факторов могут выступать, например, внешние непредвиденные обстоятельства или социальное давление [Weinstein et al., 2012].
По мнению авторов [Ryan, Deci, 2000], быть автономным означает быть самоинициируемым и саморегулируемым, а также жить в соответствии со своим Я. Стремление к самодетерминации согласно данной концепции лежит в основе автономной здоровой личности, то есть самодетерминация — это не только способность, но и потребность личности. Автономная личность проявляет гибкость в регулировании своих взаимодействий со средой. Она ощущает себя свободной и обладает такими качествами, как спонтанность и креативность. Причинами поведения автономной личности выступают интерес и личностная значимость. Кроме того, наличие автономности у индивида подтверждают такие психолингвистические индикаторы, как преобладание в речи глагола «хочу» над глаголом «должен», наличие внутренней мотивации, то есть, свободное участие в деятельности при отсутствии внешних требований или подкреплений.
В отличие от автономного субъекта поведение человека, не обладающего автономией, полностью детерминируется физиологическими и физическими причинами и средой. От независимости (самостоятельности) автономия отличается тем, что человек, осознавая свободу выбора, может быть добровольно или автономно зависим, то есть, иногда поддаваться управлению и контролю, полагаясь на других и ставя себя в зависимое положение [Ryan et al., 2005]. Для авторов данной теории автономия выступает не только как статичная структура и характеристика личности, но и как динамический процесс развития личности, происходящий через интернализацию. Автономия связана с психологическим здоровьем. Высокий уровень автономии сопряжён со множеством положительных, с точки зрения психологического благополучия личности факторов: от повышения производительности деятельности до более высоких оценок собственного благосостояния [Vansteenkiste et al., 2008]. В частности, как утверждают Деси и Райан, чем выше степень автономии, тем сильнее выражена эмпатия, выше моральные принципы и позитивнее отношения с другими людьми [Ryan, Deci, 2000, 2002; Vansteenkiste et al., 2008].
Исследования автономии в рамках клинической психологии
В рамках клинической психологии исследования автономии строятся в контексте проблемы обнаружения и исследования факторов, влияющих на формирование и развитие различного рода психопатологий. В частности, большой интерес, как со стороны теоретиков, так и со стороны практиков, вызывают некоторые характеристики взаимодействия личности с событиями жизни, которые могут способствовать предсказанию депрессии. Ряд представителей когнитивно-бихевиоральной парадигмы сосредоточились на двух аспектах, являющихся, по мнению зарубежных исследователей, факторами уязвимости для психологических нарушений.
Первый из этих аспектов связан с межличностным взаимодействием и потребностями в близости, принадлежности и зависимости. Такая межличностная ориентация, по мнению авторов, становится частью различных концепций и может быть обозначена как: социотропия (sociotropy), зависимость (dependency), общность (communion), доминирование других (dominant other), тревожная привязанность (anxious attachment) [Beck et al., 2003; Bieling et al., 2000; Blatt, 1974, 1990]. Кроме того, эта ориентация личности на других рассматривается некоторыми авторами в связи с гендерной проблематикой и, по мнению американских психологов Бэка, Тейлора и Робинсона, находит своё отражение в понимании фемининности (femininity) в концепции Сандры Бем [Beck et al., 2003].
Второй аспект, напротив, подразумевает потребности в достижении цели и индивидуальную независимость. Такая ориентация личности на независимость также может быть обозначена различными терминами. Это автономия (autonomy), самокритичность (self-criticism), сила (agency), доминирование цели (dominant goal), компульсивная самостоятельность (compulsive self-reliance) [Beck et al., 2003; Bieling et al., 2000; Blatt, 1974, 1990]. Применительно к теории С.Бем данная ориентация может быть соотнесена с такой характеристикой личности, как маскулинность (masculinity) [Beck et al., 2003].
Зачастую в рамках эмпирических исследований для обозначения этих двух ориентаций личности используется предложенная Аароном Беком дихотомия «социотропия-автономия» [Там же]. А.Бека интересовали факторы, связанные с депрессивными расстройствами личности. Он предположил, что высокосоциотропные личности будут особенно чувствительны к проблемам в межличностных контактах – их разрушениям или потере. Высокоавтономные личности, в свою очередь, более остро будут реагировать на ситуации, связанные с отказом или неудачей в достижении целей. Таким образом, по мнению Бека, можно определить риск возникновения депрессии у того или иного типа личности при столкновении с определенными негативными событиями жизни. Предположение Бека получило эмпирическое подтверждение. [Там же].
Схожая концептуальная схема была предложена Сидни Блатт [Blatt, 1974, 1990]. В концепции С.Блатт социотропии и автономии соответствуют зависимость и самокритичность. Как и в случае высокой социотропии, в случае межличностной зависимости индивид имеет сильную потребность в заботе и одобрении со стороны других, и часто действует таким образом, чтобы угодить другим. Самооценка такой личности во многом зависит от любви и внимания окружающих, и она (личность) особенно подвержена риску развития депрессии, когда сталкивается с угрозами и проблемами в межличностной сфере. Самокритичные или автономные люди имеют высокую потребность в независимости и обладают высокой ориентированностью на цель. Такие личности чувствительны к неудачам и отсутствию контроля над достижением цели. И Блатт, и Бек предполагают, что зависимость / самокритичность или социотропия / автономия являются стабильными и долговременными чертами личности.
В настоящее время западные клинические психологи расширили список нарушений, связанных с той или иной степенью автономии. К примеру, обнаружена связь социотропии / автономии с пищевыми расстройствами у женщин [Narduzzi, Jackson, 2000] и тяжестью симптомов биполярного расстройства [Hammen et al., 1992]. Проведенное американскими психологами исследование отношений между социотропией / автономией и личностными расстройствами, представленными в классификации DSM-III-R, позволяет утверждать следующее. Социотропия демонстрирует взаимосвязь с чертами демонстративных и зависимых расстройств личности, автономия — с чертами параноидальных, шизоидных, шизотипических и пассивно-агрессивных расстройств; а пограничные, нарциссические,тревожные и мазохистские расстройства имеют значимые взаимосвязи как с автономией, так и с социотропией [Morse, 2002;Ouimetteet al., 1994].
Исследования автономии в рамках социальной психологии
Социальная психология также проявляет интерес к проблеме автономии, рассматривая её как один из аспектов изучения межличностных отношений. Современное общество характеризуется тенденцией к преувеличению роли независимости, свободы и индивидуальных достижений и преуменьшению роли солидарности и привязанности. Это приводит к различного рода трудностям в установлении психологической близости, что обусловливает, в свою очередь, всё возрастающий интерес к исследованию феноменов межличностной привязанности и её патологической формы — межличностной зависимости. И хотя межличностная зависимость классифицируется DSM-IV как патологическое состояние, требующее лечения, многие исследователи рассматривают данное расстройство как составляющую континуума: от нормы к патологии через отношения, характеризующиеся различными трудностями в установлении границ, принятии положений зависимости и независимости и т.д. [Alonso-Arbiol et al., 2002]. Сосредоточив внимание на нарушениях, признаваемых не патологическими, мы обнаружим, что их исследования зачастую основываются на видах зависимости, описанных Хизерс (Heathers G.) в 50-х гг. ХХ века: человек может иметь либо эмоциональный тип зависимости, либо инструментальный, либо оба типа зависимости одновременно [Там же].
В дальнейшем Гиршфильд с коллегами, проанализировав с помощью факторного анализа большой массив данных, выделили три основных измерения, характеризующие феномены межличностной зависимости [Hirschfeld et al., 1977]. Это эмоциональная уверенность в других, нехватка социальной уверенности в себе и, мало изученное, третье измерение — утверждение автономии. Созданная Р.Гиршфильдом методика оценки межличностной зависимости в настоящее время является одной из наиболее широко используемых в зарубежных исследованиях данной проблематики, наряду с тестом профиля отношений (Relationship Profile Test), разработанным Р.Борнштейном (Bornstein). Методика Борнштейна помогает диагностировать такие феномены межличностных отношений, как чрезмерная межличностная зависимость, нормативная здоровая зависимость и деструктивное отделение. Опросник межличностной зависимости Р.Гиршфильда (Interpersonal Dependency Inventory) был создан им совместно с коллегами в 1977 г. Многочисленные исследования, проводимые на протяжении нескольких десятилетий, подтвердили высокую валидность и надежность шкал опросника [Макушина, 2005; Loas et al., 2002; Shahar, 2008]. Методики Р.Борнштейна и Р.Гиршфильда были переведены на русский язык и адаптированы О.П.Макушиной [Макушина, 2005].
Исследования автономии в рамках гендерной психологии
Являясь одним из разделов социально-психологического знания, гендерная психология также не обходит вниманием проблематику автономии личности. Помимо исследований гендерных особенностей проявления автономии как явления, противопоставляемого межличностной зависимости, встречаются и гендерные исследования, основанные на ином понимании автономии. Женская автономия выходит здесь на первый план и используется как синоним женской субъектности. Акцент на субъектность в данном случае связан с тем, что в традиционной культуре женщина либо рассматривается как объект оценки, либо вовсе исключается из рассмотрения ввиду андроцентричности науки и мировоззрения. Субъектность понимается как свойство индивида быть субъектом активности. Она проявляется в актах целеполагания, подразумевает свободу и немыслима вне развития. То есть, автономия выступает в качестве одной из составляющих женской субъектности, элементом основы, на которой в дальнейшем женщина может «построить» свою субъектность. Попытки создать полноценную теорию женской автономии встречаются в рамках феминистского движения. Такова, например, теория Ненси Хёршман (Nancy Hirschmann), основанная на понятии свободы, в рамках которой автономия женщины понимается как способность делать индивидуальный выбор и нести за него ответственность [Приводится по: Hirschfeld et al., 1977]. Другая исследовательница, Х.Ким, во многом поддерживая идеи Н.Хёршман, развивает её теорию, уточняя понятия выбора и ответственности и уделяя особое внимание социальному контексту, в рамках которого делается выбор [Kim, 2004].
Однако рассмотрение именно женской автономии чаще встречается в работах политологов и экономистов, а наиболее популярным в рамках психологических гендерных исследований остается именно противопоставление автономии и межличностной зависимости и выявление их особенностей у мужчин и женщин. Немало исследований посвящено попыткам подтвердить или опровергнуть стереотипное представление о том, что женщины более склонны к межличностной зависимости, в то время как мужчины чаще обладают автономией. Вступая в дискуссию о возможности того, что женщины более зависимы, чем мужчины, исследователи часто руководствовались субъективными мнениями и идеологическими убеждениями. Учитывая эмпирические исследования по этому вопросу, отметим, что некоторые исследователи [Bornstein et al., 2002; Kass et al., 1983] обнаруживают гендерные различия в проявлении межличностной зависимости и автономии, в то время как другие не подтверждают наличие значимых различий между мужчинами и женщинами [Hirschfeld et al., 1977; Ouimetteet al., 1994]. Пытаясь объяснить подобные расхождения в результатах исследований гендерных особенностей в проявлении межличностной зависимости и автономии, ряд авторов ссылается на социокультурный контекст, в рамках которого проводилось то или иное исследование [Alonso-Arbiol et al., 2002]. Различия между мужчинами и женщинами, по их мнению, могут быть опосредованы гендерными ролями, предписываемыми обществом. Показано, что среди культурных особенностей важную роль в подобных исследованиях играет такая характеристика культуры, как фемининность / маскулинность, влияющая на репертуар гендерных ролей, принятый за норму в каждой конкретной стране [Там же].
Исследования автономии в рамках возрастной психологии
Возрастная психология, рассматривая проблематику автономии личности, прежде всего обращает внимание на процессы развития и становления автономии в подростковом возрасте. Не вызывает сомнений тот факт, что на протяжении всей жизни автономия может как прогрессировать, так и регрессировать по мере того, как развиваются новые (или изменяются уже имеющиеся) компетенции, качества, навыки личности, или изменение условий жизнедеятельности требует смены поведения. Наиболее интенсивным изменениям автономия личности подвергается именно в подростковом возрасте в связи с происходящими в этот период быстрыми физиологическими и когнитивными изменениями, расширением прав и обязанностей подростка, а также интенсификацией его социальных отношений. Всё это способствует становлению Я-концепции, идентичности, а также развитию саморегуляции аффективной, поведенческой и познавательной сфер.
Теоретические представления об автономии по-разному объясняют её происхождение и развитие. Выделены различные факторы и процессы, способствующие развитию автономии. Среди них можно отметить несколько основных направлений, соотносящихся с рассмотренными выше подходами к определению понятия. Первое направление делает акцент на созревание организма; второе — на Я-концепцию и мотивацию; третье — на социальные влияния и взаимоотношения.
В психоаналитической теории А.Фрейд определяющая роль в развитии автономии отводится созреванию организма. А.Фрейд описывает автономию как последствие драйвов организма, способствующих уходу от связей с родителями и от их контроля. То есть, с психоаналитической точки зрения ослабление связей с родителями необходимо для того, чтобы добиться автономии. Автономная личность способна принимать решения и нести за них ответственность. Современное развитие взглядов А.Фрейд предполагает, что автономия опирается не на отделение от родителей, а на индивидуализацию от них. Индивидуализация — это процесс эмоционального ухода от воспитателей, происходящий первоначально в раннем детстве (в возрасте около 2 лет), а затем повторяющийся в подростковом возрасте [Приводится по: Zimmer-Gembeck, Collins, 2003].
Общераспространенным среди представителей данного направления является предположение, что отделение и индивидуализация от воспитателей вызваны физиологическим развитием. Предполагается, что драйвы, в первую очередь сексуальные, возникают в период полового созревания и проявляются как поведенческое или когнитивное бунтарство и неповиновение родителям или воспитателям. Провоцируемые подобным образом конфликты стимулируют исчезновение связей с родителями и уменьшение родительского контроля. Опора на родителей для когнитивной и эмоциональной поддержки, таким образом, должна значительно снижаться в подростковом возрасте для здорового развития автономии и идентичности молодых людей.
Подход к определению феномена автономии, делающий акцент на влиянии мотивационной сферы и Я-концепции, предполагает свой взгляд на проблему развития и становления автономии личности. В рамках данного направления развитие автономии рассматривается как внутренний процесс, но особое внимание уделяется не непосредственно её становлению, а различным процессам взаимодействия между человеком и окружающей средой при возникновении автономии. Таковыми являются теория самоопределения Р.Райана и Э.Деси, теория самоэффективности А.Бандуры и мотивационная теория психологических потребностей Д.Коннелла, Э.Скиннера. Общим звеном здесь является положение о том, что для автономии необходима деятельность. Взгляды Э.Деси и Р.Райана описаны выше, рассмотрим других представителей данного подхода.
Э.Скиннер, Д.Коннелл и их коллеги [Приводится по: Zimmer-Gembeck, Collins, 2003] показали, что внутренняя потребность в автономии заряжает личность энергией и мотивирует искать собственный курс поведения, в то время как потребность в принадлежности поощряет модели поведения, поддерживающие связи с другими. Автономия проявляется во внутренней мотивации действовать определенным образом и получать удовольствие от возможности выбора собственного образа действия, отличного от других.
Социально-когнитивные представления о деятельности А.Бандуры [Bandura, 1994] эволюционировали из теорий социального научения и самоэффективности. Эти более ранние воззрения были сосредоточены на воспринимаемой компетенции и влиянии окружающей среды на целенаправленные действия индивида. По мнению А.Бандуры, деятельность предполагает, что действия, убеждения, эмоции и мотивы возникают из непрерывного взаимодействия между человеком и окружающей средой. Таким образом, автономия не является врожденной потребностью человека, а окружающая среда не просто наделяет людей возможностью автономии и саморегуляции. Скорее, люди создают способность регулировать собственные когниции, эмоции и поведение во взаимодействии с окружающей средой. Чтобы развить автономное функционирование индивиды должны заниматься практиками, связанными с саморегуляцией.
Рассмотренные теории утверждают, что определенные виды связей с другими поддерживают развитие деятельности. Эти теории не отводят решающую роль в развитии автономии отделению от других, индивидуализации, неповиновению родителям и конфликтам с ними, но подчеркивают важность социальных взаимодействий в развитии автономии.
Ещё одно направление поисков ответа на вопрос о том, как развивается автономия личности, делает акцент на социальных влияниях и взаимоотношениях. В 1980-х и 1990-х гг. прошлого века ученые, уделяющие основное внимание развитию, подвергли сомнению классические теории становления автономии, предположив, что автономия не требует отказа от детской привязанности к родителям [McElhaney, Allen, 2012]. Новые взгляды на развитие предполагали, что автономия и связи с другими сосуществуют. Ответственное автономное функционирование и саморегуляция зависят от продолжающихся, но трансформирующихся привязанностей и связей с другими (особенно воспитателями) [Там же].
Р.Кобак и Х.Коул [Kobak, Cole, 1994] описывают развитие автономии как трансакцию между личностью и её окружением. Ранняя привязанность к родителям, по мнению авторов, может облегчать или затруднять развитие мета-мониторинга у детей. Мета-мониторинг — это способность контролировать как модель собственного Я, так и модель Я другого человека. Способность к мета-мониторингу позволяет подростку размышлять о модели своего Я и, в случае необходимости, пересматривать её, становясь, таким образом, всё более автономным. Двигаясь к взрослению, молодые люди вместо отделения от родителей могут менять характер своих отношений с ними. Они двигаются к взрослению путем поддержания связей, при этом подростки отражают возрастающую автономию и преобразования в отношениях с воспитателями. Д.Аллен и его коллеги [McElhaney, Allen, 2012] постулируют аналогичный процесс, в соответствии с которым автономия и связанность с другими уравновешивают друг друга у подростков с хорошей регуляцией. Например, используя кодировочную схему в наблюдении, эти исследователи установили, что взаимодействия между родителями и их 14-летними подростками, показатели которых были ниже по автономности-связанности (определяется как позволение разногласий, заявление позиций, проверка позиций других людей и внимание к заявлениям других), были связаны с увеличением депрессивных эмоций среди подростков в возрасте 16 лет [Там же].
Таким образом, рассматривая проблематику развития и становления автономии личности в рамках возрастной психологии, исследователи исходят из разных теоретических представлений о том, что же именно является в данном случае определяющим фактором. Однако теоретические взгляды, представленные в литературе, не обязательно должны конфликтовать друг с другом. Обращённые к различным аспектам сложного процесса развития автономии, все они могут быть объединены в комплексный подход к решению проблемы автономии личности.
Заключение
Необходимость исследования такого конструкта, как автономия личности, выступает на первый план в связи с тем, что сегодня, в условиях постоянных активных социальных изменений, рушатся традиции и социальные регуляторы, действовавшие в прошлом. Человек вынужден искать опору в себе самом и выбирать свой личный путь развития. Зарубежные учёные рассматривают автономию в контексте исследований мотивационной сферы личности; факторов, взаимосвязанных с различными психопатологиями; проблематики межличностных отношений; гендерных особенностей. В то время как западные исследователи достаточно давно проявляют интерес к проблеме личностной автономии, в отечественной психологии она только обретает популярность. Отдельные теории и методики зарубежных коллег переводятся на русский язык, однако они не охватывают всего разнообразия феноменов личностной автономии.
Литература
Дергачева О.Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования: автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 2005.
Макушина О.П. Методы психологического изучения девиантного поведения. Учебное пособие. Воронеж, 2005.
Alonso-Arbiol I., Shaver P.R., Ya´ Rnoz S. Insecure attachment, gender roles, and interpersonal dependency in the Basque Country. Personal Relationships, 2002, 9(4), 479-490.
Bandura A. Self-efficacy. In: V.S.Ramachaudran (Ed.), Encyclopedia of human behavior. New York: Academic Press, 1994. pp. 71-81.
Beck R., Taylor C., Robbins M. Missing home: sociotropy and autonomy and their relationship to psychological distress and homesickness in college freshmen. Anxiety, Stress, and Coping, 2003, 16(2), 155-166.
Bieling P.J., Beck A.T., Brown G.K. The Sociotropy–Autonomy Scale: structure and implications. Cognitive Therapy and Research, 2000, 24(6), 763-780.
Blatt S.J. Levels of object representation in anaclitic and introjective depression. The Psychoanalytic Study of the Child, 1974, 24, 107-157.
Blatt S.J. Representational structures in psychopathology. Annual meeting of the Rapaport-Klein Study Group, June 9, 1990.
Bornstein R.F., Geiselman K., Eisenhart E., Languirand M. Construct validity of the Relationship Profile Test . Assessment, 2002, 9(4), 373-381.
Hammen C., Ellicott A., Gitlin M. Stressors and sociotropy / autonomy: A longitudinal study of their relationship to the course of bipolar disorder. Cognitive Therapy and Research, 1992, 16(4), 409-418.
Hirschfeld R.M., Klerman G.L., Gough H.G., Barrett J., Korchin S.J., Chodoff P. A measure of interpersonal dependency. Journal of Personality Assessment, 1977, 41(6), 610-618.
Kass F., Spitzer R.L., Williams J.B.W. An empirical study of the issue of sex bias in the diagnostic criteria of DSM-III, Axis II, personality disorders[Abstract]. American Psychologist, 1983, 38, 799-801.
Kim H.K. Choice, responsibility and the autonomy of women. Paper presented at the annual meeting of the American Political Science Association, Hilton Chicago and the Palmer House Hilton, Chicago, IL, September 2, 2004.
Kobak R., Cole H. Attachment and meta-monitoring: Implications for adolescent autonomy and psychopathology[Abstract]. In: D.Cicchetti, S.L.Toth (Eds.), Rochester Symposium on Developmental Psychopathology: Disorders and dysfunctions of the self. Rochester, NY: University of Rochester Press, 1994. pp. 267-297.
Loas G., Corcos M., Perez-Diaz F., Verrier A., Guelfi J.D., Halfon O., Lang F., Bizouard P., Venisse J.L., Flament M., Jeammet P. Criterion validity of the interpersonal dependency inventory: a preliminary study on 621 addictive subjects. European Psychiatry, 2002, 17(8), 477-478.
McElhaney K.B., Allen J.P. Sociocultural perspectives on adolescent autonomy. In: P. Kerig, M. Schulz, S.T. Hauser (Eds.), Adolescence and Beyond. Oxford: Oxford University Press, 2012. pp. 161-176.
Morse J.Q., Robins C.J., Gittes-Fox M. Sociotropy, autonomy and personality disorder criteria in psychiatric patients. Journal of Personality Disorders, 2002, 16(6), 549-560.
Narduzzi K.J., Jackson T. Personality differences between eating-disordered women and a nonclinical comparison sample: a discriminant classification analysis. Journal of clinical psychology, 2000, 56(6), 699-710.
Ouimette P.C., Klein D.N., Anderson R., Riso L.P., Lizardi H. Relationship of sociotropy / autonomy and dependency / self-criticism to DSM-III-R personality disorders [Abstract]. Journal of Abnormal Psychology, 1994, 103(4), 743-749.
Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist, 2000, 55(1), 68-78.
Ryan R.M., Deci E.L. Overview of self-determination theory: An organismic-dialectical perspective. In: E.L. Deci, R.M. Ryan (Eds.), Handbook of self-determination research. Rochester, NY: University of Rochester Press, 2002. pp. 3-33.
Ryan R.M., LaGuardia J.G., Solky-Butzel J., Chirkov V., Kim Y. On the interpersonal regulation of emotions: Emotional reliance across gender, relationships, and cultures [Abstract]. Personal Relationships, 2005, 12(1), 145-163.
Shahar G. What measure of interpersonal dependency predicts changes in social support? [Abstract]. Journal of Personality Assessment, 2008, 90(1), 61-65.
Vansteenkiste M., Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the explanatory role of psychological needs in human well-being. In: L.Bruni, F.Comim, M.Pugno (Eds.), Capabilities and happiness. Oxford, UK: Oxford University Press, 2008. pp. 187-223.
Weinstein N., Przybylski A.K., Ryan R.M. The index of autonomous functioning: Development of a scale of human autonomy. Journal of Research in Personality, 2012, 46(4), 397-413.
Zimmer-Gembeck M.J., Collins W.A. Autonomy development during adolescence. In: G.R.Adams, M.Berzonsky (Eds.), Blackwell Handbook of adolescence. Oxford: Blackwell Publishers, 2003. pp. 175-204.
Поступила в редакцию 11 апреля 2014 г. Дата публикации: 27 октября 2014 г.
Сведения об авторе
Мельникова Вера Борисовна. Аспирант, кафедра социальной психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, ул. Моховая, д. 11, стр. 9, 125009 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Ссылка для цитирования
Стиль psystudy.ru
Мельникова В.Б. Автономия личности: обзор зарубежных подходов к проблематике. Психологические исследования, 2014, 7(37), 9. http://psystudy.ru
Стиль ГОСТ
Мельникова В.Б. Автономия личности: обзор зарубежных подходов к проблематике // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 37. С. 9. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
[Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка». Дата обращения в формате «число-месяц-год = чч.мм.гггг» – дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]
Адрес статьи: http://psystudy.com/index.php/num/2014v7n37/1043-melnikova37.html
К началу страницы >>
- < Назад
- Вперёд >
psystudy.ru