Федеральное министерство: понятие, функции, структура.
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).
Функции:
Выработка государственной политики в установленной сфере деятельности.
Нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности (издание обязательных для исполнения нормативно-правовых актов, распространяющихся на неопределенный круг лиц).
Утверждение показателей деятельности федеральных служб, федеральных агентств, а так же отчета об их исполнении;
Внесение в Правительство РФ предложений о численности государственных служащих федеральных служб и агентств;
Внесение в Министерство Финансов РФ предложений по общему объему финансирования федеральных служб и федеральных агентств;
Внесение в правительство проектов нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность федеральных служб и агентств.
Назначение на должности и освобождение от должностей по представлению руководителей федеральных служб и федеральных агентств, их заместителей и руководителей территориальных органов.
Не осуществляют
функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности и управления государственным имуществом.
Структура:
Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
21. Федеральное агентство: понятие, функции, структура.
Согласно указу Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции
Функции по оказанию государственных услуг – это предоставление непосредственно федеральным агентствам или через подведомственные ему учреждения безвозмездно или по регулируемым ценам услуг гражданам и организациям в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и других областях.
Функции по управлению государственным имуществом – это осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного подведомственным учреждениям и организациям.
Правоприминительные функции: Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;
Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту.
В организационном отношении ряд федеральных агентств социально-экономического профиля (Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство и др.) подчинены непосредственно Правительству, а не федеральным министерствам. Этим достигается их независимость от влияния федеральных министерств
studfiles.net
Структура
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
I. Федеральные министерства, федеральные службы
и федеральные агентства, руководство деятельностью которых
осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные
службы и федеральные агентства, подведомственные
этим федеральным министерствам
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств
Федеральное агентство специального строительства
Министерство юстиции Российской Федерации
Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральная служба судебных приставов
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)
Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
II. Федеральные министерства, руководство деятельностью
Которых осуществляет Правительство Российской Федерации,
Федеральные службы и федеральные агентства,
Подведомственные этим федеральным министерствам
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
Федеральное медико-биологическое агентство
Министерство культуры Российской ФедерацииФедеральное архивное агентство
Федеральное агентство по туризму
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральное агентство по делам молодежи
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Федеральное агентство водных ресурсов
Федеральное агентство лесного хозяйства
Федеральное агентство по недропользованию
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
Министерство регионального развития Российской Федерации
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Федеральное агентство связи
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Федеральное агентство по рыболовству
Министерство спорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Федеральное агентство воздушного транспорта
Федеральное дорожное агентство
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Федеральная служба по труду и занятости
Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Федеральное казначейство (федеральная служба)
Министерство экономического развития Российской Федерации
Федеральная служба по аккредитации
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Федеральная служба по интеллектуальной собственности
Федеральное агентство по государственным резервам
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Министерство энергетики Российской Федерации
studfiles.net
Система и структура федеральных органов исполнительной власти, понятие федеральных министерств, служб, агентств.
К организационно_правовым формам органов федеральной исполнительной власти относятся:
— федеральные министерства;
— федеральные службы;
— федеральные агентства.
Таким образом, в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 закреплено, что система федеральных органов исполнительной власти включает в себя три элемента: министерства, службы и агентства.
Первым звеном системы федеральных органов являются министерства РФ.
Министерство РФ — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере (отрасли) деятельности.
Министерство образуется на основании указа Президента РФ; возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр входит в состав Правительства РФ, осуществляет государственное управление и координацию деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций.
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и положением о министерстве, утверждаемым Президентом или Правительством РФ. Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию (в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти), т. е. устанавливает правила поведения, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами (нормативно-правовые акты).
Вторым звеном системы федеральных органов исполнительной власти являются федеральные службы. Президентом РФ установлено, что федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Не все федеральные службы являются самостоятельными, часть из них включена в структуры федеральных министерств.Одними службами руководство осуществляет Президент РФ, другие — находятся в ведении Правительства РФ.
К самостоятельным федеральным службам, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, относятся:
— Государственная фельдъегерская служба РФ.
— Служба внешней разведки РФ.
— Федеральная служба безопасности РФ.
— Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков.
— Федеральная служба охраны РФ.
В ведении Правительства РФ находятся следующие самостоятельные федеральные службы: антимонопольная; по тарифам; по финансовым рынкам; по гидрометеорологии и мониторингу окружающейсреды; государственной статистики; по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Третьим звеном системы федеральных органов исполнительной власти являются федеральные агентства.
Федеральные агенства — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций контроля и надзора. Президент РФ определил, что на правах самостоятельных федеральных агентств действуют подчиненные непосредственно ему Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ. Основная часть федеральных агентств включена в состав федеральных министерств. Так, например, Министерство природных ресурсов имеет три федеральных агентства: водных ресурсов, лесного хозяйства и по недропользованию. И лишь два федеральных агентства —Федеральное агентство по атомной энергии и Федеральное космическое агентство — являются самостоятельными и находятся в ведении Правительства РФ. Возглавляет федеральное агентство генеральный директор.
Федеральные службы и агентства руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также положениями о них, которые утверждаются Президентом или Правительством РФ.
В федеральных службах и агентствах образуются коллегии, утверждаемые Правительством РФ. Коллегия является совещательным органом. Ее решения оформляются приказами руководителя органа.
Рассматриваемые органы являются юридическими лицами, имеют расчетные и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.
studfiles.net
Как работают федеральные министры в России
Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти в стране и отвечает за множество вопросов повседневной жизни граждан. На приоритетных направлениях работают министерства, которые возглавляют федеральные министры. От главы министерства во многом зависит положение дел, например, в образовании, науке, здравоохранении и т. д. Какие направления возглавляют министры правительства, кто их назначает, каковы их полномочия и обязанности?
Министерства в структуре правительства РФ
Правительство РФ возглавляет председатель. На данный момент у него есть 9 заместителей, которые курируют наиболее важные для страны проекты, например выполнение оборонного заказа или развитие дальневосточных территорий. В структуру правительства входит 21 министерство, которые возглавляют федеральные министры. Информацию по министерствам легко можно найти на сайте правительства РФ. Число министерств и заместителей Председателя Правительства непостоянно и может меняться в зависимости от текущих потребностей.
Помимо министерств в структуру Правительства России входит Открытое Правительство, которое тоже возглавляет федеральный министр. Федеральные службы и федеральные агентства являются органами при правительстве, которые осуществляют непосредственное исполнение государственной политики, выработанной министерствами.
Кто назначает федеральных министров
Министерство в Российской Федерации является органом исполнительной власти, который находится на федеральном уровне. Федеральные министры возглавляют министерства и отвечают за планирование и осуществление политики государства, разработку законодательной базы, каждый в своей профильной отрасли.
Министерства создаются согласно распоряжению главы государства. Кандидатуры министров подбирает председатель правительства и выносит на рассмотрение президенту, а он уже подписывает назначение. Не все министерства в нашей стране находятся в ведении премьер-министра. Часть из них находится в непосредственном подчинении руководителю РФ. Это министерство обороны, министерство юстиции, министерство иностранных дел, министерство гражданской обороны и ЧС, министерство внутренних дел. Остальные министерства непосредственно подчинены председателю правительства.
Министерства возглавляют федеральные министры. У каждого из них есть несколько заместителей, которых утверждает либо президент, либо премьер-министр, в зависимости от того, кто назначает федеральных министров в данные министерства. Министр, его заместители, министерские специалисты, а также специально приглашённые третьи лица формируют коллегии при министерствах. В ходе работы коллегий создаются протоколы по каким-либо вопросам, на основании которых министр может подготовить приказ.
Министр, его заместители и коллегии образуют основной руководящий орган министерства. В него входит ещё масса подразделений, таких как департаменты, управления, главные управления, отделы. Министры утверждают структуры только тех министерств, которые подчиняются непосредственно председателю правительства. Структуры тех министерств, которые подчинены президенту, утверждает сам глава государства. Министерство является юридическим лицом и располагает своей гербовой печатью, балансом и т. д.
Полномочия министров Российской Федерации
Глава министерства обладает достаточно широким кругом полномочий:
- издаёт приказы, различные распоряжения и указания в пределах круга своей деятельности;
- определяет направления работы и обязанности заместителей и других работников своего ведомства;
- имеет право назначить или снять с должности сотрудника центрального аппарата своего министерства;
- определяет, какой будет структура и кадровый состав подчинённого ведомства, распределяя выделенные финансовые и кадровые ресурсы.
Министр обладает широкими полномочиями в рамках коллегии при министерстве, ещё он может оказывать достаточно ощутимое влияние на работу различных государственных комитетов, служб и других органов исполнительной власти.
Обязанности министров РФ
Прежде всего федеральные министры России руководят своими ведомствами по принципу единоначалия. Поэтому они несут полную личную ответственность за результаты деятельности вверенной им структуры. Кроме того на министров возлагается ряд обязанностей:
- участие в заседаниях Правительства РФ с правом решающего голоса;
- подготовка и обеспечение выполнения распоряжений Правительства РФ;
- разработка и выполнение политики Правительства.
Это только основной круг обязанностей. Помимо этого существует огромное количество работы по подготовке различных федеральных мероприятий, проектов, докладов президенту и председателю правительства и т. д. Можно с уверенностью сказать, что министры Российской Федерации выполняют огромный пласт работы, за качество которой несут личную ответственность.
fb.ru
Министерства Российской Федерации — это… Что такое Министерства Российской Федерации?
Правительство Российской Федерации — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации.
Согласно статьи 110-й Конституции РФ[1], состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года[2] с позднейшими изменениями.
Состав Правительства РФ
Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Президент Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной Думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.
Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.
В результате административной реформы 2004 уточнен статус и распределение функций между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти разделены на находящиеся в ведении Президента (так называемые силовые ведомства) и Правительства.
Полномочия
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации (статья 2 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).
На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:
- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт об исполнении федерального бюджета;
- обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- осуществляет управление федеральной собственностью;
- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Члены Правительства
Председатель Правительства | Путин, Владимир Владимирович | 2008-05-088 мая 2008 |
Первый заместитель Председателя Правительства | Зубков, Виктор Алексеевич | 2008-05-1212 мая 2008 |
Первый заместитель Председателя Правительства | Шувалов, Игорь Иванович | 2008-05-1212 мая 2008 |
Заместитель Председателя Правительства | Иванов, Сергей Борисович | 2005-11-1414 ноября 2005 |
Заместитель Председателя Правительства | Козак, Дмитрий Николаевич | 2008-10-1414 октября 2008 |
Заместитель Председателя Правительства | Кудрин, Алексей Леонидович | 2007-09-2424 сентября 2007 |
Заместитель Председателя Правительства | Сечин, Игорь Иванович | 2008-05-1212 мая 2008 |
Заместитель Председателя Правительства | Собянин, Сергей Семёнович | 2008-05-1212 мая 2008 |
Заместитель Председателя Правительства | Жуков, Александр Дмитриевич | 2004-03-099 марта 2004 |
Министерство внутренних дел . Министр: | Нургалиев, Рашид Гумарович | 2003-12-3131 декабря 2003 |
Министерство здравоохранения и социального развития. Министр: | Голикова, Татьяна Алексеевна | 2007-09-2424 сентября 2007 |
Министерство энергетики. Министр: | Шматко, Сергей Иванович | 2007-05-0812 мая 2008 |
Министерство иностранных дел. Министр: | Лавров, Сергей Викторович | 2004-03-099 марта 2004 |
Министерство культуры и массовых коммуникаций. Министр: | Авдеев, Александр Алексеевич | 2008-05-1212 мая 2008 |
Министерство обороны. Министр: | Сердюков, Анатолий Эдуардович | 2007-02-1515 февраля 2007 |
Министерство регионального развития. Министр: | Басаргин, Виктор Фёдорович | 2008-10-1414 октября 2008 |
Министерство связи и массовых коммуникаций. Министр: | Щёголев, Игорь Олегович | 2008-05-1212 мая 2008 |
Министерство сельского хозяйства. Министр: | Скрынник, Елена Борисовна | 2009-03-1212 марта 2009 |
Министерство образования и науки. Министр: | Фурсенко, Андрей Александрович | 2003-12-069 марта 2004 |
Министерство промышленности и торговли. Министр: | Христенко, Виктор Борисович | 2008-05-1212 мая 2008 |
Министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. Министр: | Шойгу, Сергей Кужугетович | 1994-01-2020 января 1994 |
Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Министр: | Мутко, Виталий Леонтьевич | 2008-05-1212 мая 2008 |
Министерство транспорта. Министр: | Левитин, Игорь Евгеньевич | 2004-03-099 марта 2004 |
Министерство финансов. Министр: | Кудрин, Алексей Леонидович | 2000-05-077 мая 2000 |
Министерство юстиции. Министр: | Коновалов, Александр Владимирович | 2008-05-1212 мая 2008 |
Министерство экономического развития. Министр: | Набиуллина, Эльвира Сахипзадовна | 2008-05-1212 мая 2008 |
Руководитель Аппарата Правительства. | Собянин, Сергей Семёнович | 2008-05-1212 мая 2008 |
См. также Министры России
Координационные и совещательные органы Правительства
- Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации
- Правительственная комиссия по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам в предстоящем (2005) году и на среднесрочную перспективу
- Комиссия Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам
- Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию
- Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации
- Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации
- Правительственная комиссия по вопросам экономической интеграции
- Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития
- Правительственная комиссия по вопросам комплексного развития транспортной системы Российской Федерации
- Комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности
- Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации
- Правительственная комиссия по организации перемещения архивных фондов и имущества Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург) в новое здание
- Правительственная комиссия по проведению административной реформы
Иные органы при Правительстве
- Академия народного хозяйства
- Институт законодательства и сравнительного-правоведения
- Информационно-телеграфное агентство России (ФГУП)
- полномочные представители правительства при различных органах
- Экспертный совет при Правительстве России
- Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
- Финансовая Академия (ФГУП)
Официальным печатным органом Правительства РФ является «Российская газета».
Примечания
- ↑ Статья 110-я Конституции РФ
- ↑ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» kremlin.ru 17 декабря 1997.
См. также
Ссылки
dic.academic.ru
Министерство обороны РФ: история развития и сегодняшние дни
29.04.2019
Министерство Обороны Российской Федерации является государственным органом, ответственным за политику в области обороны и оборонных мероприятий в государстве.
Исторический экскурс
Русское государство появилось и развивалось в нелёгкой обстановке. Именно поэтому почти сразу же, с возникновением армии, возникла и нужда в едином органе, ответственном за проведение различных военных мероприятий, а также управление войсками. Ситуация изменилась в 1531 году. Именно тогда был создан Разрядный приказ (или Разряд). В компетенции данного органа был набор рати и обеспечение её припасами. Позже в интересы Разряда вошло также строительство крепостей и засечной черты. Кроме того, Разрядный приказ осуществлял управление войсками на южных окраинах государства. В течение второй половины XVI, а также всего XVII веков Разрядный приказ продолжал распоряжаться военными делами державы.
Ситуация изменилась лишь в начале XVIII века, когда реформы Петра I коснулись практически всех сфер жизни Российского государства. Не обошли они, естественно, и военное дело. Таким образом, на смену Разрядному приказу пришла Военная коллегия, которая выполняла по сути те же функции с тем лишь отличием, что время татарских набегов на Русь прошло, и особое внимание южным рубежам государства уже не требовалось. Именно при и благодаря Военной коллегии русское оружие одержало славные победы над Турцией, Швецией, Польшей и Пруссией, присоединив к стране огромные территории.
В начале XIX века был издан специальный манифест императора Александра I. Согласно ему Военная коллегия была упразднена. На смену ей пришло Министерство военно-сухопутных сил. Спустя шесть лет, в 1808 году, это Министерство было реформировано в Военное министерство с теми же функциями и полномочиями.
Отечественная война 1812 года ознаменовала новую эпоху военной истории. Сложная ситуация на полях сражений с Францией требовала кардинального изменения Военного министерства согласно новым требованиям, что и было осуществлено в том же году. Благодаря изменениям в структуре министерства, был образован ряд отделений: инженерное, инспекторское, артиллерийское, аудиторское, провиантское, медицинское и комиссариатское. Отдельно также стоит упомянуть министерский совет и канцелярию, не входившие ни в одно из отделений, но являвшееся составной частью министерства.
В 1815 году на небольшой промежуток времени (примерно на год) Военное министерство России стало на время частью Главного Штаба. Тем не менее, такой способ организации управления военными делами быстро показал свою несостоятельность.
Спустя 20 лет настала очередь снова объединить Главный Штаб и Военное министерство. При этом на этот раз Главный Штаб стал частью последнего. Однако никаких качественных изменений в структуре Военного министерства не происходило ещё на протяжении 24 лет. Всё изменила Крымская война, в ходе которой русская армия понесла серьёзные потери. Стала очевидной отсталость армии России в техническом и организационном аспектах.
В 1861 году император Александр II назначил генерал-фельдмаршала Д. А. Милютина военным министром. Именно Милютин и стал инициатором обширной военной реформы в государстве, ставшей словно свежим глотком воздуха для едва оправившейся от поражения армии. В ходе реформы была введена территориальная система военного управления, проявившаяся в создании военных округов на территории страны. Также была введена воинская повинность для всех сословий, что решило ряд проблем с комплектованием армии. Отдельным пунктом стало также принятие на вооружение нового стрелкового оружия.
Военная реформа Д. А. Милютина отразилась и на структуре Военного министерства. Так, по состоянию на 1870 в него входили: императорская главная квартира, Главный штаб, канцелярия военного министра, военный совет, а также главные управления (артиллерийское, военных учебных заведений, казачьих войск, интендантское, инженерное, военно-судебное и военно-медицинское).
Однако пользоваться преимуществами этих военных реформ России пришлось недолго: в ходе Русско-японской войны в 1904-1905 годах вскрылись её недостатки и, если для 1870-х она была вполне современной, то к началу XX века она полностью устарела. Для более эффективного управления армией в ходе русско-японской войны был создан Совет государственной обороны, упразднённый в 1908 году. Также последовал ряд мер, призванных серьёзно реорганизовать армию Российской империи, но полностью выполнить их не удалось.
В 1914 году грянула Первая мировая война. В том же году была создана Ставка Верховного Главнокомандующего. При этом существовала она одновременно с Военным министерством.
После Октябрьской революции оба этих органа были расформированы, а на их место пришёл Народный комиссариат по военным делам. Однако во время Гражданской войны и в первые мирные годы общее военное управление осуществлялось специальным органом, созданным для этих целей. Этим органом был Совет Рабочей и Крестьянской Обороны. В 1923 году на смену ему пришёл Наркомат по военным и морским делам. Его функцией было строительство Рабоче-крестьянской Красной Армии и Флота, а также обеспечение их жизнедеятельности.
Благодаря бурному росту и развитию Красной Армии уже в 1934 году Наркомат по военным и морским делам был реорганизован. В результате был образован Наркомат обороны СССР. Через три года от него отделился Народный комиссариат Военно-морского Флота. Его задачей было управление флотом и военно-морскими базами.
22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на СССР, и началась Великая Отечественная война. Уже 23 июня была образована Ставка Главнокомандования, существовавшая наряду с Наркоматом Обороны. Ставка Главнокомандования просуществовала до 10 июля 1941 года, а на смену ей пришла Ставка Верховного командования (с 10 июля по 8 августа 1941 года), а затем – Ставка Верховного Главнокомандования (с 8 августа 1941 года). Также в марте 1944 года был создан Наркомат обороны РСФСР.
После окончания Великой Отечественной войны необходимость в Ставке Верховного Главнокомандования отпала. Уже 3 августа 1945 года она была упразднена, и соответственные полномочия вновь перешли к Наркомату обороны и Наркомату ВМФ СССР. В конце зимы 1946 года оба народных комиссариата были объединены в единый орган. Он получил название Наркомата Вооружённых сил, а спустя месяц был переименован в Министерство. Вслед за этим в Министерство Вооруженных Сил РСФСР был преобразован Наркомат обороны РСФСР.
Новое разделение Министерства Вооружённых Сил СССР последовало уже в 1950 году. Вследствие этого разделения образовалось два министерства: Военное и Военно-морское. Однако уже спустя три года они были вновь объединены в единое Министерство обороны СССР. Параллельно с этим Министерство Вооружённых Сил РСФСР было преобразовано в Министерство обороны РСФСР.
В ходе Холодной войны Министерство обороны СССР достойно справлялось со всеми задачами, возникавшими перед ним. Продолжалось развитие Вооружённых Сил, создавались новые рода войск, а также происходило оснащение армии новыми образцами вооружения. В 1978 году было упразднено Министерство обороны РСФСР. Это произошло по той причине, что общий контроль над Вооружёнными Силами и военным управлением находился в ведении именно Министерства обороны СССР. С распадом Советского Союза все министерства СССР, в том числе и Министерство обороны, были ликвидированы.
Министерство обороны на современном этапе
16 марта 1992 года было создано Министерство обороны Российской Федерации. Данный федеральный орган отвечает за государственную политику в военной сфере, а также управление в области обороны.
В тяжёлых условиях Министерству обороны удалось сохранить Вооружённые Силы, а также обеспечить их развитие и оснащение новыми видами техники. С началом 2000-х ситуация начала улучшаться. Этот же период ознаменовался рядом крупных перемен в структуре Вооружённых Сил и Министерства обороны РФ. С 1991 по 2007 годы на посту министра обороны сменилось шесть человек (Б. Н. Ельцин, П. С. Грачёв, М. П. Колесников, И. Н. Родионов, И. Д. Сергеев, С. Б. Иванов).
В 2007 году, после назначения на пост министра обороны А. Сердюкова, началось проведение военной реформы, которая должна была полностью изменить Вооружённые Силы России и существенно их модернизировать. Военная реформа предполагала:
- Упразднение военных округов и замену их оперативно стратегическими направлениями. Так, вместо шести военных округов было сформировано четыре направления: «Центр», «Восток», «Запад» и «Юг».
- Ликвидация таких оперативно-тактических единиц, как дивизии и корпуса и переход на бригадную структуру Вооружённых Сил.
- Широкое задействовании в жизнеобеспечении армии гражданских специалистов (например, гражданские повара в столовой).
- Глубокая реформа системы военных учебных заведений.
- Существенное смягчение условий несения воинской службы для солдат-срочников (например, разрешение пользоваться телефонами, бег в кроссовках вместо армейских ботинок и т.д.).
- Перевод на бригадную систему Военно-Воздушных Сил.
- Сокращение органов военного управления.
- Начало крупномасштабного процесса перевооружения армии.
Однако довести до конца эту реформу не удалось. В 2012 году вместо Анатолия Сердюкова министром обороны Российской Федерации был назначен Сергей Шойгу. С его именем связывают начало качественно нового периода в истории Вооружённых Сил России и Министерства обороны в частности.
Структура Министерства обороны Российской Федерации
На сегодняшний день Министерство обороны России — это сложная, но весьма стройная и хорошо организованная структура. Основными структурными единицами Министерства являются: Генеральный Штаб Вооружённых Сил, Главных управлений и служб, Центральных управлений, службы экономики и финансов, служб расквартирования и обустройства, аппарата, главных командований, командований и печатных органов Министерства обороны.
Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации является центральным органом военного управления Министерства обороны, а также основным органом, осуществляющим оперативное управление Вооружёнными силами. Состоит он из следующих управлений:
- Главное оперативное управление — орган Генерального штаба, ответственный за планирование военных операций различного уровня.
- Главное управление (оно же — Главное разведывательное управление) — является органом Генерального штаба, ответственным за ведение внешней разведки.
- Главное Организационно-мобилизационное управление Министерства обороны имеет своей функцией проведение мобилизационных мероприятий на территории страны, а также занимается вопросами подготовки к возможным боевым действиям.
- Военно-топографическое управление — орган Генерального штаба, осуществляющий топографическое обеспечение армии (например, картами или планами местности).
- 8-е управление — управление, ответственное за шифрование, дешифрование, ведение радиоэлектронной разведки.
- Управление оперативное подготовки осуществляет оперативное планирование действий.
- Управление строительства и развития системы беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
- Национальный центр управления обороной Российской Федерации — выполняет функции главного командного пункта для Генерального штаба.
- Военно-оркестровая служба.
- Архивная служба.
- Военно-научный комитет.
Центральные управления в составе Министерства обороны России представлены следующими структурами:
- Центральное управление военных сообщений, которое является представителем Министерства обороны на сухопутных, воздушных, речных и железнодорожных путях.
- Центральное автомобильно-дорожное управление.
- Центральное продовольственное управление, осуществляющее обеспечение Вооружённых сил питанием.
- Центральное управление ракетного топлива и горючего.
- Командование железнодорожных войск.
- Центральное вещевое управление.
- Управление начальника экологической безопасности.
- Единый центр заказа и поставок тыла.
- Ветеринарно-санитарная служба.
- 9-е Центральное управление — данное управление обеспечивает функционирование специальных объектов, находящихся в распоряжении Министерства обороны.
Служба расквартирования и обустройства осуществляет расселение личного состава Вооружённых сил, а также решение ряда жилищных проблем. Данная служба имеет следующие подразделения:
- Непосредственно службу расквартирования и обустройства.
- Управление обустройства войск.
- Управление по реализации жилищных программ.
- Главное квартирно-эксплуатационное управление.
- Центральное организационно-плановое управление капитального строительства, осуществляющее организацию строительства новых домов для военнослужащих и их семей.
Служба экономики и финансов осуществляет обеспечение личного состава Вооружённых сил денежным довольствием, а также выполняет все связанные с финансами функции. Подразделяется на:
- Главное финансово-экономическое управление.
- Управление труда и заработной платы гражданского персонала.
- Департамент учёта и отчётности.
- Департамент финансового планирования.
Служба Министерства обороны Российской Федерации (Аппарат) имеет в своём составе следующие структуры:
- Главное управление международного военного сотрудничества.
- Управление по контролю за выполнением договоров.
- Главное правовое управление.
- Управление делами Министерства обороны.
- Финансовая инспекция.
- Управление пресс-службы и информации.
- Канцелярия.
- Приёмная.
- Экспертный центр Аппарата.
- Хозяйственное управление.
- Управление генеральных инспекторов.
- Автотранспортное управление.
Главные командования осуществляют управление видами Вооружённых Сил Российской Федерации. В настоящее время имеется три Главных командования: Сухопутных войск, Военно-морского флота и Воздушно-космических сил.
Командования, входящие в состав Министерства обороны, осуществляют управление отдельными родами войск. Таких командований два: Воздушно-десантных войск и Ракетных войск стратегического назначения.
Печатные органы Министерства обороны Российской Федерации представлены такими периодическими изданиями, как: «Военно-исторический журнал», «Воин России» и «Красная звезда».
Заключение
Сегодня Министерство обороны Российской Федерации – это мощный орган, способный оперативно осуществлять военное управление в стране. Нет смысла доказывать, что мощь и сила армии заключается именно в возможности этой силой управлять. Структура же Министерства обороны устроена таким образом, чтобы сделать управление армией максимально чётким и точным. В этом помогает не только строгий отбор штата для Министерства, но и новые технологии.
Система управления Вооружёнными Силами РФ постоянно совершенствуется. Опыт, полученный в результате боевых действий в Сирии, всячески анализируется, систематизируется и учитывается при планировании дальнейших действий армии. Другой важной задачей, возложенной, впрочем, не только на Министерство обороны, является борьба с международным терроризмом, который имеет целью нанесение огромного ущерба всему миру.
Тем не менее, в такой сложной международной обстановке Министерство обороны России с честью и достоинством продолжает выполнять свои прямые обязанности и выполнять их с большим успехом, а эффективность его работы весьма высока. Исходя из всего этого, хочется, конечно, сделать вывод, что с началом 2010-х годов наступил долгожданный период возрождения Российской Армии.
Если вам надоела реклама на этом сайте — скачайте наше мобильное приложение тут: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.news.android.military или ниже, кликнув на логотип Google Play. Там мы уменьшили кол-во рекламных блоков специально для нашей постоянной аудитории.
Также в приложении:
— еще больше новостей
— обновление 24 часа в сутки
— уведомления о главных событиях
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
militaryarms.ru
Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации | Министерство специального строительства и монтажных работ СССР |
Государственный комитет РСФСР по архитектуре и строительству | |
Государственный комитет РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству | |
Министерство транспортного строительства СССР | |
Государственный концерн по производству строительных материалов и предметов домоустройства | |
Российский государственный концерн по строительству в восточных районах РСФСР | |
Государственная ассоциация»СОЮЗСТРОЙМАТЕРИАЛЫ» | |
Министерство здравоохранения Российской Федерации | Министерство здравоохранения СССР |
Министерство здравоохранения РСФСР | |
Государственная корпорация»ФАРМИНДУСТРИЯ» | |
Государственный концерн»БИОПРЕПАРАТ» Академии Медицинских наук СССР | |
Министерство культуры Российской Федерации | Министерство культуры СССР |
Министерство культуры РСФСР | |
Министерство образования Российской Федерации | Государственный комитет СССР по народному образованию |
Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы | |
Министерство образования РСФСР | |
Министерство автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР | |
Министерство металлургии СССР | |
Министерство электротехнической промышленности и приборостроения СССР | |
Министерство химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР (в части химической промышленности) | |
Министерство авиационной промышленности СССР | |
Министерство оборонной промышленности СССР | |
Министерство общего машиностроения СССР | |
Министерство радиопромышленности СССР | |
Министерство судостроительной промышленности СССР | |
Министерство электронной промышленности СССР | |
Межреспубликанская ассоциация учебных заведений по подготовке и переподготовке кадров машиностроения «МАШИНОСТРОИТЕЛЬ» | |
Концерн «ТЕЛЕКОМ» | |
Государственное акционерное общество «СТАНКОИНСТРУМЕНТ» | |
Межотраслевое объединение по производству оборудования для промышленности строительных материалов и стройиндустрии | |
Главное управление драгоценных металлов и алмазов СССР | |
(Красносельское художественное училище, Алданский политехникум) | |
Министерство печати и информации Российской Федерации | Министерство печати и информации РСФСР |
Министерство путей сообщения Российской Федерации | Министерство путей сообщения СССР |
Министерство связи Российской Федерации | Министерство связи СССР |
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации | Министерство сельского хозяйства РСФСР |
Министерство рыбного хозяйства СССР | |
Государственная агрохимическая ассоциация «АГРОХИМ» | |
Государственный концерн»ВОДСТРОЙ» | |
Министерство социальной защиты населения Российской Федерации | Министерство социальной защиты населения РСФСР |
Министерство топлива и энергетики Российской Федерации | Министерство нефтяной и газовой промышленности СССР |
Министерство угольной промышленности СССР | |
Министерство химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР (в части нефтепереработки) | |
Министерство энергетики и электрификации СССР | |
Министерство атомной энергетики и промышленности СССР | |
Государственный газовый концерн «ГАЗПРОМ» <*> | |
Государственный концерн»НЕФТЕГАЗСТРОЙ» | |
Российская топливная ассоциация «РОСТОППРОМ» | |
Министерство торговли и материальных ресурсов Российской Федерации | Министерство материальных ресурсов СССР Министерство торговли СССР Министерство торговли и материальных ресурсов РСФСР Министерство хлебопродуктов РСФСР Государственный комитет РСФСР по материально-техническому обеспечению республиканских и региональных программ Главное управление по материальным резервам при Совете Министров СССР |
Министерство транспорта Российской Федерации | Министерство гражданской авиации СССР Министерство морского флота СССР Российский государственный концерн речного флота «РОСРЕЧФЛОТ» Российский государственный концерн «РОСАВТОДОР» Российский государственный автотранспортный концерн «РОСАВТОТРАНС» |
Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации | Министерство геологии СССР Комитет гидрометеорологии СССР Комитет геодезии и картографии СССР Министерство лесного хозяйства РСФСР Государственный комитет РСФСР по геологии и использованию недр |
Министерство экономики и финансов Российской Федерации | Министерство финансов СССР Министерство экономики и финансов РСФСР Главное управление драгоценных металлов и алмазов СССР *) |
Комитет по содействию олимпийскому движению при Правительстве Российской Федерации | Комитет по содействию олимпийскому движению при Правительстве РСФСР |
Государственный комитет Российской Федерации по статистике | Государственный комитет РСФСР по статистике |
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации при Президенте Российской Федерации | Комитет стандартизации и метрологии СССР |
Российский государственный союз объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения | Российский государственный союз объединений, предприятий и организаций бытового обслуживания населения |
Российский государственный союз объединений, предприятий и организаций местной промышленности | Российский государственный союз объединений, предприятий и организаций местной промышленности |
Российский государственный концерн текстильной промышленности | Российский государственный концерн текстильной промышленности |
Российская государственная ассоциация легкой промышленности | Российская государственная ассоциация легкой промышленности |
Российская государственная корпорация по производству лесобумажной продукции «РОССИЙСКИЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННИКИ» | Российская государственная корпорация по производству лесобумажной продукции «РОССИЙСКИЕ ЛЕСОПРМЫШЛЕННИКИ» |
www.zakonprost.ru