Структура мировоззрения философия – Сущность мировоззрения, его структура. Исторические типы мировоззрения.

Вопрос 1. Мировоззрение, его структура и основные типы. Философское мировоззрение.

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,41,42,43,44,45,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58,59,60

Мировоззрение – субъективное убеждение, которое может частично совпадать с общими представлениями о мире.

Мифология – фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных образов (А.Ф.Лосев «Диалектика мифа»).

Мифология – первый этап формирования мировоззрения. Появилась на ранних стадиях развития человека, когда он еще не отделял себя от общества и природы. Мифологическое мировоззрение не разделяет мир на сверхъестественный и земной (в отличии от религии). В связи с этим мифологическое мировоззрение не делит мир на материальный и идеальный. Мифологическое мировоззрение не нуждается в догматах веры, человек с таким мировоззрением принимает мир непосредственно. Данное мировоззрение отличается конкретным исчислением (отсутствием обобщенных понятий), поэтому в умозаключениях использ. Онтология (учение о бытии, началах всего сущего). В мифологическом мировоззрении возникали зачатки науки и духовной жизни.

В религиозном мировоззрении мир делится на сверхъестественный и естественный, тварный и нетварный, поэтому опирается на догматы веры. В зависимости от религиозного учения может быть рациональным и иррациональным.

Философское мировоззрение. Пифагор из самоса указывал на то, что человеку не следует переоценивать своих возможностей в достижении мудрости.

Понятия философия и философское мировоззрение неравнообъемны.

Обыденное мировоззрение нельзя считать отдельным от остальных.

Вопрос 2. Предмет и функции философии.

Философия в начальном представлении – наука, обобщающая все представления о мире.

Функции философии:

1)Мировоззренческая: А) Гуманистическая; Б)Конструктивно-ценностная; В)Функция интерпретации;

2)Критическая функция;

3)Методологическая функция: А) Эвристическая; Б) Координирующая; В) Интегрирующая; Г) Логико-гносеологическая;

4) Аксеологическая функция;

5) Культурно-воспитательная функция;

6) Отражательно-информационная;

Вопрос 3.Философия античности эпохи становления (Милетская школа, Пифагор, элеаты, Гераклит).

Милетская школа – первая научная и философская школа в европейской цивилизации. Наиболее ярким представителем этой школы является Фалес (625-547 гг до н.э) – в основе мира лежит вода. Фалес был монистом.

Анаксимен (ок.560-480гг до н.э.) – в основе мира лежит воздух.

Пифагор (580-500 ггю до н.э.) – в основе мира лежат числа. Работая с числами, исследуя эту сферу, он явился основателем математики как научной дисциплины.

Гераклит из Эфеса – разработал учение о противоречиях, считал, что в основе мира лежит огонь. Космос, по его мнению, един. А все сущее, никем не сотворенное, всегда было, есть и будет вечно живым огнем, то загорающимся, то потухающим.

Элеаты (основатель – Ксенофан, считал, что в основе мира лежит земля).

Вопрос 4.Сократ и софисты.

Первыми интерес к человеку проявили софисты и Сократ, а на рубеже V-VI вв. до н.э. возникает классическая философия.

Софисты открывают рационалистический период греческой философии. Как философы, передававшие за плату специальные знания другим, они сформировались в V в. До.н.э. Главной целью софистов была не истина, а умение убедить слушателей. Главной фигурой среди софистов является Протагор из Абдер, он провозгласил изменчивость главным свойством материи и распространил этот принцип на человека.

Сократ первый указал на то, что знание носит понятийный характер, а метод субъективной диалектики назвал майевтикой. По отношению к материальному миру он был агностиком, считая, что познать его невозможно.

Платон и Сократ критиковали софистов за их релятивизм. Они искали устойчивость в мире, первым об этом говорил Сократ. Он находил ее в том общем, что есть в разных вещах. Платон же считал, что в основе мира находятся идеи и понятия.

studfiles.net

Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия).

Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия).

Мировоззрение –это предельно обобщенная система взглядов человека на окружающий мир, на самого себя и свое место в этом мире, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, которые определяют содержание, направление и характер его преобразующей деятельности.

Структура мировоззрения:

1. Познавательный компонент.

2. Ценностно-нормативный компонент.

3. Эмоционально-волевой компонент.

4. Практический компонент.

Уровни мировоззрения:

1. Жизненно-практический (обыденный) уровень.

2. Теоретический уровень.

Исторические типы мировоззрения:

1. Мифология

2. Религия

3. Философия

Мифология –это фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений.

Религия –тип мировоззрения, в котором мир разделяется на земной и сверхъестественный. Сверхъестественные силы (боги) играют определяющую роль в мироздании и в жизни людей.

Философия(в пер. с древнегреческого — любовь, — мудрость) – буквально означает любовь к мудрости.

Философия возникает в 7 — 6 вв. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции.

Философия зарождается из потребности рационального понимания мира, как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные друг с другом определенными логическими законами

Философия как теоретическая форма мировоззрения. Функции философии. Структура философского знания.

 

Философия – особая форма познания мира, форма духовной деятельности, вырабатывающая теоретическую систему знаний

— о наиболее общих принципах бытия и познания;

-о всеобщих законах развития природы, общества и мышления;

-об отношении человека к миру и его месте в этом мире.

Специфика предмета философии заключается в том, что он принципиально не локализован, т.е. не ограничен одной областью реальности. Специфика философии определяется ее стремлением рационально-понятийными средствами выработать цельное, обобщенное, теоретическое знание о мире и месте в нем человека.

Основные философские проблемы:

1. Проблема окружающего мира, природы.

2. Проблема человека.

3. Проблема бытия человека в «мире людей», связанная с решением межличностных и социальных отношений.

4. Проблема взаимосвязи субъективного и объективного, идеального и материального.

Все проблемы взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет той или иной философской теме.



Функции философии в культуре:

1. Мировоззренческая функция

2. Методологическая функция

3. Прогностическая и эвристическая функция

4. Критическая функция

5. Аксиологическая функция

6. Идеологическая функция

Все функции взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные, и так или иначе, включает их.

Структура философского знания

1. Онтология – учение о бытии, об общих принципах и закономерностях существования природы, общества и человека.

2. Гносеология – раздел философского знания, в котором изучаются особенности и проблемы процесса познания человеком мира.

3. Аксиология – философская дисциплина, занимающаяся исследованием природы ценностей, а также их месте в человеческом бытии.

4. Философская антропология – философское учение о человеке в многомерности его существования.

5. Социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его движущих сил, динамику и перспективы.

6. История философии. Рассматривает историческое развитие философии. Она изучает философское наследие мыслителей прошлого, а также современных авторов.

7. Эстетика – учение о красоте (прекрасном).

8. Этика – учение о морали, ее генезисе, природе и внутренней структуре.

9. Логика – наука о формах, законах мыслительной деятельности.

Все разделы философского знания тесно связаны между собой хотя и не сводимы друг к другу.

_______________________

Основной вопрос философии

Основной вопрос философии — вопрос о соотношении духа и природы, материи и сознания

2 стороны:

1. Онтологическая

2. Гносеологическая

Материализм

Материалисты – философы, которые считают природу, материю первичными, существующими независимо от духовного, от сознания.

При этом сознание не отрицается, а понимается как свойство, функция материального, т.е. сознание – вторично по отношению к материи.



Идеализм

Идеалисты считают, что в основе мира лежит духовная сущность в различных формах: Идея, Мировой Разум, Воля.

Идеалисты считают, что сознание существует самостоятельно, независимо от природы, материи, а сознание человека рассматривается как форма проявления мировой основы в человеке.

Идеализм существует в двух основных формах:

— объективный идеализм

— субъективный идеализм

Объективный идеализм – признает наличие в мире безличного духа, сознания, т.е. некого духовного начала, которое существует независимо и от природы, материи, и от сознания человека (т.е. существует объективно).

Природа, человек творятся безликим началом – Богом, Идеей и т.д.

Субъективный идеализм – считает мир порождением сознания отдельного человека. Согласно ему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего «Я» и моих ощущений.

«Мир — есть комплекс моих ощущений».

Античная философия

Основные этапы в развитии Античной философии:

Досократовский (6-5 вв. до н.э.).

Классический (5-4 вв. до н.э

Эллинистический период (конец 4-2 вв. до н.э.).

Древнеримский период (2-1 вв. до н.э.).

Сократ (469-399 гг. до н.э.)

В центре философии Сократа – человек как моральное существо. В отличие от софистов Сократа интересуют не ораторские приемы, а объективное содержание основных гражданских добродетелей (добро, зло, долг, честь, справедливость и т.д.), что позволило бы отличить истину от лжи.

Каждый человек должен исследовать себя на предмет того, насколько его собственные представления соответствуют понятию той или иной добродетели. Человек должен вступить на путь самопознания: «Познай самого себя!». Для того, чтобы отыскать истину Сократ вырабатывает сложную систему приемов, известную под названием метод майевтики или «сократический диалог».

Платон (427-347 гг. до н.э.)

Платон является создателем первой в истории философии системы объективного идеализма.

Ядром философской системы Платона является его теория Идей. Каждому классу чувственно-воспринимаемых вещей соответствует своя Идея. Идеи – это не абстракции, не понятия человеческого разума. Идеи – есть причины вещей, мир идей – причина чувственно-воспринимаемого мира. Идеи не присутствуют в этом мире. Идеи существуют независимо от материального мира, т.е. существуют объективно. Мир идей подчиняет себе мир вещей. Идеи – бестелесны, неподвижны, вечны. Идеи не доступны чувственному восприятию. Идеи постижимы только разумом. Идеи – это сущности вещей. Мир идей обладает структурой, иерархией. На вершине пирамиды находится Идея Блага, к которой все стремится и которая обеспечивает единство мира Идей. Мир вещей – есть бледный слепок, «тень от мира Идей». Мир вещей – есть синтез мира Идей и материи.

Философия 17 века

Особенности данного периода:

1) это период разложения феодализма и зарождения капитализма,

2) лицо эпохи постепенно начинает определять наука и ее авторитет вытесняет авторитет религии,

3) наука отделяется от философии и становится самостоятельной формой познавательной деятельности,

4) главенствующую роль в науке играет механика,

5) в философии центральное место занимает гносеология (теория познания),

6) в философии два течения: эмпиризм и рационализм.

 

Эмпиризм –направление философской мысли, ориентированное на опытное естествознание и признающее опыт единственным источником знания.

Родоначальник эмпиризма – Ф. Бэкон (1561 – 1626 гг.)

Основной девиз эмпириков: «Нет ничего в разуме, чего ранее не содержалось бы в опыте».

Рационализм (лат. ratio – разум) –направление философской мысли, ориентирующееся на математику и утверждающее первенство разума в познании, независимость разума от чувственных восприятий.

Родоначальник рационализма – Р. Декарт.

Разум выступает источником знания и критерием истины. В самом разуме человека содержится, независимо от опыта, ряд идей, которые существуют не на основе опыта, а до всякого опыта.

Основные представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.

Философия Г. Гегеля

Согласно воззрениям Г.Гегеля, в основе мира лежит абсолют, духовное и разумное начало – Абсолютная Идея (или Мировой Дух, Мировой Разум).

Абсолютная идея – это активное и деятельное начало.

Многообразие мира – это результат действий, творчества Абсолютной Идеи.

Сама Абсолютная Идея существует независимо от природы и от сознания человека, т.е. она существует объективно.

Западники и славянофилы

Западники и славянофилы – противоположные течения в русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX вв.

Выделение этих направлений произошло в связи с обсуждением в русском обществе проблемы выбора пути исторического развития России. Суть проблемы: либо Россия пойдет по пути развития стран Западной Европы, либо изберет свой, самобытный путь развития.

Западники считали, что России, отставшей от мировой цивилизации, предстоит освоить западные ценности и осуществить социально-экономические реформы по западному образцу.

Славянофилывыступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского пути.

Самобытность России они видели в русской общине, в православии как единственно истинном христианстве.

 

Основные формы бытия

Бытие как совокупная реальность существует в основных четырех формах:

1. Бытие природы

Бытие первой природы (природа, не тронутая человеком)

Бытие второй природы (преобразованная человеком природа).

2. Бытие человека

Бытие человека в мире вещей (человек как вещь среди других вещей)

Собственное человеческое бытие (человек как субъект, как социальное, духовно-нравственное существо).

3. Бытие духовное

Индивидуализированное духовное (индивидуальные процессы сознания и бессознательного каждого человека).

Объективированное духовное — достояние не только отдельного человека, но и общества («социальная память культуры»).

4. Бытие социального

Бытие отдельного человека в обществе (процессы социализации и жизнедеятельности человека в обществе в конкретную историческую эпоху).

Бытие самого общества (общество как целостный организм).

Материя

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им.

Материя как объективная реальность охватывает не только мир природы, но и социум (общество).

Атрибуты материи:

Объективность существования

Познаваемость

Сохраняемость

Системно-структурный характер организации

Неисчерпаемость

Движение

Отражение

Пространство

Время

Формы движения материи

Механическая (простое механическое перемещение, изменение местоположения объекта).

Физическая (движение элементарных частиц, внутриатомные и ядерные процессы, молекулярное и тепловое движение, электромагнитные и другие процессы).

Химическая (неорганические химические реакции, реакции, приводящие к образованию органических веществ, геологические процессы и др.).

Биологическая (обмен веществ, размножение, наследственность, рост естественный отбор и др.).

Социальная (материальная и духовная жизнь индивида и общества во всех ее многообразных проявлениях).

Пространство и время

Пространство – это объективная форма существования материи, выражающая взаимное расположение материальных объектов, их форму и структуру.

Время – это объективная форма существования материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний объектов

Основные концепции пространства и времени

1. Субстанциональная

2. Реляционная

Субстанциональная концепция — Пространство и время рассматривается как самостоятельные субстанции, как пустое вместилище вещей, тел, процессов.

Реляционная концепция рассматривает пространство и время как особого рода отношения между объектами и процессами, вне которых они существовать не могут.

Диалектика

Диалектика (в современном понимании) – это теория и метод познания действительности, учение о взаимосвязи всех явлений мира и всеобщих законах развития природы, общества, мышления.

Основные законы диалектики

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Закон отрицания отрицания

Все законы действуют одновременно, так как развитие носит системный характер

Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики, так как он указывает причину, источник диалектического изменения.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – раскрывает механизм развития, т.е. объясняет, каким образом возникают новые качества в процессе развития.

Закон отрицания отрицания – указывает направленность процесса развития.

Альтернативы диалектики

Эклектика – это отсутствие единства, целостности, последовательности в убеждениях, теориях; совмещение различных, зачастую разнородных точек зрения.

Софистика – это сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов (так называемых софитов), т.е. всякого рода уловок, замаскированных внешней правильностью.

Метафизика (антидиалектика) – допускает понимание мира как неизменного в своей сущности, допускает создание однозначной, статичной картины мира, изолированное рассмотрение тех или иных моментов бытия.

Сознание

Сознание – высшая форма отражения действительности, свойственная людям как социальным существам, и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности в ходе практической деятельности.

Основные философские концепции сознания:

1. Субстанциональная

2. Функциональная

3. Экзистенциально-феноменологическая

Отражение

Отражение – это свойство любых материальных систем, их способность запечатлевать, воспроизводить и использовать особенности других объектов или систем в процессе или результате взаимодействия с ними.

Отражением обладают все материальные системы, оно есть обязательная сторона любого взаимодействия.

 

Структура сознания

1. Знания

2. Чувства и эмоции

3. Ценности

4. Воля

5. Память

6. Воображение

Структура процесса познания

Чувственная сторона познания:

Ощущение

Восприятие

Представление

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, явлений, процессов при их воздействии на органы чувств.

Восприятие – это целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств.

Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств раньше, но не воспринимаемого в данный момент.

Рациональная сторона познания:

Понятие

Суждение

Умозаключение

Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях.

Суждение – форма мышления, в которой о предмете или явлении что-либо утверждается или отрицается.

Умозаключение – форма мышления, состоящая в том, что из одного или нескольких суждений выводиться новое – третье суждение (вывод).

Проблема истины в философии

Истина – это соответствующее реальности содержание наших знаний

Реально существующие предметы (явления, процессы) сами по себе не могут быть ни истинными, ни ложными. Истинным или ложным может быть наше знание о них.

Истина имеет несколько сторон: объективность, абсолютность, относительность и конкретность.

Объективная истина

Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Объективная истина есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, т.е. воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, независимо от исследователя.

Абсолютная истина – понимается как:

1. Полное исчерпывающее знание о действительности в целом (гносеологический идеал).

2. Элемент знания, который никогда не может быть опровергнут в будущем.

3. Любая относительная истина, когда ее применение позволяет решать практические задачи.

Относительная истина – это такое содержание знания, которое уточняется в ходе познания.

Антропосоциогенез

Философская антропология – раздел философского знания, изучающий человека в многомерности его существования.

Научный подход к изучению человека:

1. Наука отвлекается от решения вопросов о смысле жизни человека

2. Наука страдает редукционизмом (т.е. сведением сложного к простому).

3. Наука изучает человека предметно, т.е. делается акцент на частных проявлениях свойств человека (биология, психология, медицина и т.д.).

Философский подход к проблеме человека:

1. Философия постигает человека в целостности его существования.

2. Философия делает акцент на уникальности человеческого существования, исследует уникальные способности, которые присущи только человеку и никому более.

Основные концепции философского осмысления человека
Натурализаторская — человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что есть в природных образованиях.

Экзистенциально-персоналистическая — человек понимается как уникальный опыт свободы, независимый от природных и социальных условий, делается акцент на уникальности личностного опыта.

Рационалистическая — определяет сущностную особенность человека наличием разума, посредством которого преодолевается природное в человеке.

Социологизаторская — сущность человека определяется обществом: «Человек – есть совокупность всех общественных отношений».

Проблема антропогенеза (происхождения человека)

Основные концепции:

Креационистская концепция.

Эволюционизм.

Трудовая концепция.

Символистическая концепция.

Игровая концепция.

Психоаналитическая концепция и др.

Основные сферы общества

Экономическая

Политическая

Социальная

Духовная

Социальная сфера общества

Социальная подсистема общества представляет собой совокупность конкретно-исторических социальных общностей и групп, взятых в их взаимодействии и специальных институтов и учреждений, регулирующих эти взаимодействия или отношения.

Демографическая структура

Народонаселение – непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей (народонаселение города, региона, страны, всей Земли).

Темпы общественного развития общества зависит от таких демографических показателей, как: общая численность населения; его плотность; темпы роста; половозрастная структура; состояние психофизического здоровья; миграционная подвижность.

Поселенческая структура

Поселенческая подструктура есть пространственная форма организации общества. Она выражает отношение людей к территории их обитания, отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутрисельские, внутригородские и межпоселенческие отношения).

Духовная сфера общества

Духовная сфера общества – сфера отношений между людьми по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распределения, распространения и потребления всеми слоями общества.

Общественное сознание

Общественное сознание – совокупность идей, взглядов, представлений, учений, существующих в обществе и отражающих определенные стороны общественного бытия.

Формы социальной динамики

Говоря о формах социальной динамики, можно выделить две основные формы социальных изменений – эволюцию и революцию.

Эволюция в узком смысле включает лишь постепенные количественные изменения, противопоставляемые качественными изменениям, то есть революции.

Революция – это коренное качественное изменение во внутренней структуре системы, то есть скачок, который является связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы.

Среди видов революции можно выделить социальную, промышленную, научную, научно-техническую, культурную революции.

Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия).

Мировоззрение –это предельно обобщенная система взглядов человека на окружающий мир, на самого себя и свое место в этом мире, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, которые определяют содержание, направление и характер его преобразующей деятельности.

Структура мировоззрения:

1. Познавательный компонент.

2. Ценностно-нормативный компонент.

3. Эмоционально-волевой компонент.

4. Практический компонент.

Уровни мировоззрения:

1. Жизненно-практический (обыденный) уровень.

2. Теоретический уровень.

Исторические типы мировоззрения:

1. Мифология

2. Религия

3. Философия

Мифология –это фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений.

Религия –тип мировоззрения, в котором мир разделяется на земной и сверхъестественный. Сверхъестественные силы (боги) играют определяющую роль в мироздании и в жизни людей.

Философия(в пер. с древнегреческого — любовь, — мудрость) – буквально означает любовь к мудрости.

Философия возникает в 7 — 6 вв. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции.

Философия зарождается из потребности рационального понимания мира, как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные друг с другом определенными логическими законами

cyberpedia.su

Структура мировоззрения

Мировоззрение существует в виде систе­мы знаний, ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, и выражается через образ действий человека, в конкретных жизненных программах и проектах деятельности.

Знания.Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека: повсœедневные, профессиональные, научные и философские. В культуре знание всœегда существует в знаковой форме.

Знание явное (артикулированное, выраженное в языке, в понятиях и суждениях) и знание неявное (неартикулированное, содержащееся в схемах восприятия, практическом мастерстве, искусствах, телœесных навыках и т.д.). ʼʼЗнание чтоʼʼ и ʼʼзнание какʼʼ.

Человеком, у которого отсутствуют знания, легко манипулировать.

Ценности и оценки. Идеи, принципы, материальные объекты (природные, культурные и т.п.), явления и процессы действительности, обладающие положительной значимостью для человека и общества. Это система духовных и материальных благ, которые человек и общество признает в качестве силы, определяющей помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Особую роль в мировоззрении имеют духовные ценности, ᴛ.ᴇ. те идеи и понятия, с помощью которых люди определяют добро и зло, истину и заблуждение, прекрасное и безобразное и т.д.

Система ценностей образует смысловую основу человеческой жизни.

Нормы и идеалы. Представления и ориентиры, которые задают программу поведения человека, перспективу его жизни. Здесь закладываются ʼʼобразыʼʼ прошлого и ʼʼпроектыʼʼ будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни, поведения. Через соотнесение знаний и ценностей с нормами и идеалами человек оценивает происходящее.

Убеждения. Степень приверженности человека определœенным взглядам и идеям, а также способность и готовность к жертвам ради этих идей.

Вера. Особое сверхсознательное чувство человека. Диапазон человеческой веры широк – от практической, жизненной познавательной несомненности (или очевидности), ᴛ.ᴇ. вполне рациональной веры до религиозных верований и легковерного принятия нелœепых вымыслов.

Все компоненты мировоззрения взаимосвязаны и образуют единое целое.

В мировоззрении сочетаются различные сферы психической активности человека: интеллект и эмоции, чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением, познавательно-наглядную – мировосприятием, познавательно-интеллектуальную сторону характеризуют как миропонимание.

Эмоциональный мир человека как бы суммируется в его мироощущении, но находит выражение и в миропонимании, в т.ч. и в философском мировоззрении.

Читайте также


  • — СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

    МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ. МИНСК 2007 Конспект лекций ФИЛОСОФИЯ Т. Ф. Милова Мировоззрение – это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к себе, а… [читать подробнее].


  • — СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

    МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ. МИНСК 2007 Конспект лекций ФИЛОСОФИЯ Т. Ф. Милова Мировоззрение – это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к себе, а… [читать подробнее].


  • — МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ. СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

      Мировоззрение – это система взглядов на мир, определяющих место и роль человека в этом мире. Специфика мировоззрения связана не просто с тем, что это – взгляд на мир (взгляд на мир дает и наука). Мировоззрение – не просто знания о мире и человеке, но и оценка человеком… [читать подробнее].


  • — Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его сущность. Структура мировоззрения

    Философия – мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие «мировоззрение» шире, чем понятие «философия». Философия – лишь один из исторических типов мировоззрения, которому… [читать подробнее].


  • — Структура мировоззрения.

    Типы мировоззрения – те типы, которые сложились в исторической динамике человеческой культуры. 1) Мифологическое мировоззрение (синкретично, утрояет мир (высший мир, средний и подземный), образное восприятие мира). Отсутствует логика, миф лишен объективности, он… [читать подробнее].


  • — Сущность и структура мировоззрения.

    Для определения философии недостаточно обращения к науке. Поэтому такое определение дается, как правило, через понятие миро­воззрения. Под мировоззрением понимается совокупность общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение может складываться стихийно,… [читать подробнее].


  • — Структура мировоззрения

    Особенности, специфика мировоззрения находит отражение в его структуре. Целостность мировоззрения – результат наличия в его основе некоего стержня. Это может быть идея или образ, объединяющий порой противоречивые взгляды и картины в единое целое. Избежать противоречий… [читать подробнее].


  • — Структура мировоззрения

    Особенности, специфика мировоззрения находит отражение в его структуре. Целостность мировоззрения – результат наличия в его основе некоего стержня. Это может быть идея или образ, объединяющий порой противоречивые взгляды и картины в единое целое. Избежать противоречий… [читать подробнее].


  • — Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

    По мере становления и развития человека и общества росла потребность разобраться в окружающем мире, раскрыть его «тайны». Индивида всегда интересовали вопросы о том, как устроен мир, каково место в нем человека, является ли человек творцом своей судьбы, можно ли достичь… [читать подробнее].


  • — Сущность и структура мировоззрения.

    Лекция 1. Философия, ее предмет и место в культуре 1. Сущность и структура мировоззрения. 2. Исторические типы мировоззрения. 3. Философия как мировоззрение, ее место в культуре. *** Философия в переводе с греческого – любовь к мудрости (phileo — люблю, sophia – мудрость)…. [читать подробнее].


  • referatwork.ru

    Сущность и структура мировоззрения

    Термин «мировоззрение» появился и вошел в научный оборот в конце 18 века в связи с научным творчеством представителей немецкой классической философии. Но это совсем не значит, что именно тогда сложились все концептуальные положения данного феномена. Прежде всего, следует сказать о том, что многие представления, без которых сегодня нельзя представить ни одно мировоззрение (не важно, о каком типе мы ведем речь, о массовом или индивидуальном), пришли в мировоззренческий конгломерат из совершенно других форм общественного сознания. Более того, само мировоззрение выражалось преимущественно через содержание таких духовных явлений, как философия, мифология, метафизика, религия.

    Мировоззрение, его сущность и структура, как правило, выражалось через те представления индивидов, которые они формулировали в процессе обобщения тех знаний, которые приобретались в результате общественной практики. В результате таких обобщений сформировалось понимание мировоззрения, как специфической формы сознания индивида, в которой отражаются его взгляды на окружающую действительность и свое место в этой действительности.

    В многочисленных источниках можно найти самые различные определения мировоззрения, однако при всей их несхожести, можно утверждать, что все они практически одинаково трактуют структуру мировоззрения как многосложного явления.

    Структура мировоззрения в философии включает в себя такие важнейшие компоненты, как знания, установки, убеждения и идеалы, с помощью которых человек выражает свое отношение к окружающей реальности и формирует собственную позицию в этом мире.

    Структура мировоззрения в качестве своих важнейших элементов, включает:

    • систему информации и знаний;
    • взгляды, отношения и критерии оценки окружающего мира;
    • установки и убеждения, предопределяющие поведенческие мотивы человека;
    • идеалы человека – образы, предопределяющие развитие человека и его движение, как активного, преобразующего мир, субъекта.

    Но на этом структура мировоззрения не исчерпывается, так как все перечисленные выше элементы можно классифицировать на объективные (к ним следует отнести знания) и субъективные (это в основном взгляды, убеждения и идеалы).

    Все компоненты мировоззренческой структуры имеют вполне определенное функциональное назначение.

    Знания, представляющие собой определенным образом переработанную систему научной информации, помогаю человеку осмысливать окружающий его мир и происходящие в нем явления. В рамках этого компонента могут наблюдаться и вполне определенные несоответствия, которые носят объективный и достаточно объяснимый характер. Например, люди могут иметь примерно сравнимые интеллектуальные потенциалы, но при этом совершенно различаться своими мировоззрениями.

    Структура мировоззрения, в состав которого входят взгляды людей, предполагает их рассмотрение как суждения, которые, в отличие от знаний, выражают субъективный вывод индивида о реальности. К примеру, представители научного и религиозного мировоззрений совершенно по-разному рассматривают вопрос происхождения человека.

    Знания, как и взгляды, не всегда выступают в качестве мотивирующего поведение фактора. Более важным, с точки зрения этого вопроса, являются убеждения. Формируясь на основе какой-либо идеи, убеждения отражают синтез объективных знаний и устремлений, закрепляющий социальные позиции человека в обществе и его деятельности.

    Структура мировоззрения в качестве своего органичного элемента предусматривает присутствие идеалов. В самом простейшем понимании, идеал – это образ, в котором запечатлено предвосхищаемое, совершенное, то, к чему у человека сформировано стойкое стремление и высокое (с точки зрения критериев) отношение. Как правило, в них воплощаются наилучшие образцы человеческого мышления и поведения.

    Таким образом, мировоззрение — это системное единство образующих его компонентов. Соотношения между этими компонентами с течением времени могут изменяться и тогда какой-то один из них может стать доминирующим не только на уровне индивидуального сознания, но общественного.

    fb.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *