Стяги бранные это – Стяг — это теперь только флаг

Содержание

Стяг — это теперь только флаг

Если мы заглянем в авторитетный словарь Сергея Ожегова по поводу слова «стяг», то по сути ничего и не узнаем, кроме того, что уже известно. На самом деле, слово это древнее, а ожеговский словарь отображает только его статус в современном языке. Стяг — это флаг.

СТЯГ, -а, м. (высок.). То же, что знамя. Веют алые стяги.

Толковый словарь русского языка Сергея Ожегова.

Древние вилы

Речевая память нас не подводит, подсказывая, что стяг как-то связан со стягиванием. Правда, нынешнее «флаговое» значение заставляет сомневаться. И зря. Древнерусский глагол, звучавший как «сотягати», и к нынешнему времени практически не изменился — «стягивать». Следовательно, согласно русскому словообразованию, стяг — это тот, кто стягивает, либо то, чем стягивает, либо то, что имеет какое-то отношение к процессу стягивания.

Действительно, в ряде диалектов русского языка, особенно в сельской местности, так кое-где называют до сих пор вилы или грабли. Согласно исследованиям языковедов-этимологов, так в древней Руси называлась жердь с крюком на конце, предназначенная для стягивания сена в стога или, наоборот, разворошения.

Древко знамени

А при чем тут знамя? Да просто жердь (в смысле стяг) такая штука хорошая, что если ее поднять вверх, то будет видно всем. А если к ней привязать еще и кусок яркой ткани, то и вообще его видно издалека. Наибольшее применение такой стяг, выражаясь научным языком, нашел в идентификации войсковых соединений в сражениях Средневековья.

Стяги того времени мало напоминали современные знамена. Сначала это был просто кусок яркой ткани. Так как под одним стягом собирались, как правило, воины из одной местности, то появилась система распознавания стягов. У каждого воинства были свои цвета, изображения и узоры на ткани. В основном стяги-флаги были треугольной формы, но встречались и другие. Кроме того, к стягу могли крепиться разные «привязки»: косицы, откосы, клинцы или яловицы. Видимо, они имели какой-то дополнительный смысл. Отличались стяги и по размеру. Главным принципом тут был размер воинства. Могущественному князю по статусу полагался многометровый стяг, который подчас сразу и не развернешь.

В летописях встречаются фразеологизмы, уже вышедшие из употребления. Например, выражением «не поставивши стяг» на древнерусском языке можно назвать нападение фашисткой Германии на Советский Союз в 1941-м. Если бы война началась с официального уведомления, то летописец бы написал: «Подняла стяг Германия на Союз…». «Вражий стяг подсекоша» — это то же самое, что «победить», а «стояти под стягом» — «быть в армии, на поле битвы».

Воинский отряд

Довольно быстро стягом стал называться и сам отряд, что вполне логично. Можно даже сказать, стал штатным подразделением. Вот точное количество воинов в стяге вам никто уже не скажет. Отличалось это число в зависимости от местности очень сильно. В более позднее время с распространением христианства слово «стяг» в значениях «флаг» и «войско» заменила хоругвь с изображениями святых и атрибутов православия. И стяг вышел из активного употребления.

Знамя «высокого штиля»

И Польша, как бегущий полк,

во прах бросает стяг кровавый…

А. С. Пушкин. «Бородинская годовщина».

Слово «стяг» теперь используется только в речах и текстах высокого стиля. Видимо, потому что пришло из «сказаний, старины глубокой». То есть это по-прежнему «знамя», но звучит оно там, где нужно выразить особое значение этого слова. В поэтических строчках, например у Пушкина.

Налог

А еще в XV веке «стяг» — это была коровья туша с отрубленной головой, ногами и со стянутой (что логично) шкурой. Собственно, такой стяг даже стал меркой для таможенников, облагавших продовольственные товары пошлиной. Объем продуктов, равный примерно корове, равнялся одному стягу.

Остров

Если посмотреть на географическую карту России, особенно северную ее часть, то можно увидеть в море Лаптевых архипелаг Северная Земля, открытый в 1913 году экспедицией Бориса Вильцицкого. Севернее острова Старокадомского, острова Малый Таймыр мы обнаружим длинный (3,5 км) очень узкий песчаный остров (такие обычно называют косой), который называется Стяг.

Судя по описанию, нетрудно догадаться, по каким причинам этот остров в группе Майских островов получил такое название от экспедиции Георгия Ушакова, в 30-е годы занимавшейся картографированием Северной Земли.

Деревня

Есть на карте еще один Стяг. Это деревушка в Белоруссии, недалеко от Могилева. Правда, если быть честным, по-белорусски она звучит как «Сцяг», но сути дела это не меняет. Объяснить этимологию названия невозможно из-за отсутствия информации, но наверняка она связана с чем-то из выше сказанного.

fb.ru

Русский стяг | Русский след

Древнерусский Стяг XI–XVII вв. (флаг; англ. flag, banner)

История отечественных воинских стягов (флагов, знамён) уходит корнями в глубокую древность. В древнерусской летописи «Повесть временных лет» знамена именуются «стягами». Стяг – это военное знамя, возносимое на древке в военных событиях конца XI века. Свое название оно могло получить от «стяганья» – соединения, сбора вокруг себя воинов («Язык стяг, дружину водит»). Исходя из смысла летописного текста, очевидно, что речь идёт о военных соединениях – полках, которые именуются стягами. Летопись 1096 года сообщает о том, что к Киеву подошёл с половцами «Боняк безбожный, шелудивый, тайно, как хищник, внезапно». Город ему не удалось взять, тогда «придоша на манастырь Печерьскый… и кликнуша около манастыря, и поставиша стяга два пред враты манастырьскыми». Монахи же бежали задами монастыря, некоторые спрятались на хорах.

«Выступи полк… и подъяша стяг» (Ипатьевская летопись). Значение стяга в древнерусском войске (рати) огромно. Перед началом сражения вокруг воинского стяга строилось русское войско в боевом порядке. Если в ходе сражения древнерусское войско распадалось на отдельные рукопашные схватки, стяг служил для воинов указателем хода боя, определённым ориентиром, местом сбора воинов.

Если враг «досекошася до стяга и стяг подсекоша», это означало поражение, и за этим неизбежно следовало беспорядочное отступление или бегство всего войска. Во время междоусобных сражений княжеские дружины стремились захватить стяг противника. Вокруг стяга разыгрывалась самая жестокая битва, на захват флага противника направлялись все усилия, так как судьба воинского стяга решала исход всей битвы.

Древнерусские стяги в хронике Манассии 1344-45 годы («Святослав идет на Доростол»), на одном из рельефов трона Мономахов, на иконе.

Словари древнерусского языка, кроме перевода понятия «стяг» как военное знамя, дают ему также толкование «полк, строй, войско». «Стояти под стягом» понимается как стоять в боевом порядке, а также находиться в чьем-либо войске, отряде.

В ХII веке под «стягом» всё чаще уже понимается именно знамя, а не воинское соединение. Встречается в летописи и слово «стяговникъ» – знаменосец, подобно тому, как существовали наименования «драконариос» для знаменосца в Риме, «бандофорос» в Византии, «баннерет» в Западной Европе.

Княжеское войско имело несколько военных стягов, собирательная и управленческая функции стяга дополнялась звуковыми сигналами труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов»

, его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».

В ХII веке для обозначения воинского знамени упоминается слово  хоругвь, являющееся общеславянским термином. Древнерусские стягви и хоругви поэтично описаны в известнейшем памятнике древнерусской литературы конца ХII века «Слове о полку Игореве». Автор, рассказывая о подготовке похода, восклицает: «Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле!». Первая встреча с половцами закончилась удачно для русского князя, и автор «Слова», воздавая ему хвалу, восклицает: «Червленый стяг, белая хоругвь, червленая чолка, серебряное копье (древко?) – храброму Святославичу!».

Функция ранних древнерусских знамён состояла в управлении войском, но со временем знамёна и хоругви стали символами власти князя. Древнерусский стяг украшала эмблема князя, с началом христианизации Руси, к концу XIV века на стяге изображали лик Иисуса Христа. «

…И велел государь херугви христианьскые розвертити, сиречь знамя, на них образ господа нашего Иисуса Христа» (Никоновская летопись о Куликовской битве).

В летописных памятниках Древней Руси — «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», наряду с обстоятельным описанием сражения войска Дмитрия Донского с полчищами хана Мамая в 1380 году, упоминаются стяги и хоругви, выполняющие важные функции во время боя.

Из описаний русских знамён, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались христианские святые. Перед одним из таких знамен князь Дмитрий Иванович Донской перед началом битвы встал на колени и молился о победе над татарами. В «Сказании о Мамаевом побоище» летописец пишет: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошёл с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка чермным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно»

… После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, и обратился к русским воинам с призывной речью «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.

Князь Борис идёт на печенегов. Миниатюра из Сильвестровского сборника. XIV века

Чаще всего для воспроизведения старинных знамён использовали лицевые рукописи, снабженные миниатюрами. Радзивилловская летопись середины ХVI века содержит более 600 красочных миниатюр, на которых более 200 раз изображены русские стяги. Лицевой летописный свод украшали тысячами миниатюр, иллюстрирующих исторические события «от сотворения мира» до ХVI века.

Радзивилловская летопись позволяет отметить составные части ранних русских стягов (знамён) — навершие в виде наконечника копья, возможно, в раннюю эпоху древко стяга служило копье. Позднее навершие древка стяга у русских было в виде креста, в виде полумесяца у половцев, в виде пучка (чубук) из конских волос, называемая – «чолка стяговая», которую могли прикрепить и под навершием. Цвета русских воинских стягов и знамён, в основном, красного цвета, а также зелёного и синего цвета. В рисунках Лицевого летописного свода цвет военных знамен также красный или зелёный.Форма полотнищ стяга – треугольная, широкий конец полотнища крепили к древку, а узкий длинный конец полотнища развивался на ветру. Стяговник носит в руках стяг воинского отряда, который был не большого размера. Во многих древнерусских летописях воинские стяги изображали однотипно, с соблюдением определенного канона, к сожалению, стяги ХVI века не сохранились до наших дней.

Битва на Куликовом поле. Миниатюра. XVI век.

Чрезвычайный интерес для изображения знамён представляет лицевой список ХIV века – «Хроника Георгия Амартола»

. Она составлена в середине IX века византийским монахом Георгием, именовавшим себя Амартолом (Грешником), затем продолжена другим автором до середины Х века и, вероятно, тогда же иллюстрирована. Многие исследователи полагают, что перевод с греческого хроники Амартола впервые был сделан при дворе Ярослава Мудрого в 40-х годах XI века. На Руси текст этого исторического источника стал необыкновенно популярным и неоднократно использовался в русском летописании. Уникальным является иллюстрированный список хроники Амартола ХIV века, происходящий из Твери, в миниатюрах, на которых изображены воины с разнообразными знамёнами. Одноцветные красные, зелёные треугольные вытянутые полотнища, прикреплены к копью, и красные прямоугольные узкие полотнища, прикрепленные к древку без навершия, и стяги с копьевидным навершием, к древку которых прикреплено красное или жёлтое узкое прямоугольное полотнище, а от него отходят разноцветные косицы-хоботы. Некоторые стяги завершены «чолкой стяговой».

В конце ХIII века на Руси в употребление входит термин «знамя». В ХIII — XVII веках употребляются оба названия — «стяг» и «знамя», а в конце XVII века слово «стяг» уже не встречается. В XVI веке «большое воинское знамя» было уже в каждом полку, а у воинской сотни были «меньшие знамена».
В Галицко-Волынской летописи ХIII века рассказано о воцарении князя Даниила Романовича Галицкого в Галиче после очередного изгнания: «Даниил вошёл в город свой, пришёл в храм Пресвятой Богородицы, и принял стол отца своего, и отпраздновал победу, и поставил на Немецких воротах знамя своё». В начале ХIII века в Галицко-Волынской летописи рассказывается о походе князей Даниила и Василька Романовичей к польскому городу Калишу. Польские воины обращались к своему князю: «Если русское знамя водрузится на городских стенах, то кому воздашь честь?».  В этих летописных отрывках речь идёт о польских и соседних юго-западных русских землях, где существовала традиция вывешивать на городских стенах, башнях и воротах знамёна и городские стяги. Эта традиция существовала и  Галицко-Волынском княжестве, но в других регионах Руси этого обычая не было.

Нашествие Батыя. Миниатюра. XVI век.

Феодалы Западной Европы изображали на своих знаменах личные гербы, светские знаки, символы, эмблемы правящих родов. На стягах русских князей не было княжеских гербов и эмблем вплоть до ХVII века. Рыцарские эмблемы, гербы родов, рыцарские ордена — всё эти атрибуты, довольно, агрессивного западноевропейского воинства ХII-ХV веков, прославлявшие их завоевательные военные походы, битвы и сражения. Воины Руси часто носили  оборонительный характер, в силу миролюбивого характера славян, предпочитавших откупиться от противника данью, но сохранить свой город, дом, имущество, жизни своего семейства и всего рода. Если же славян вынуждали воевать, то «доблестное» западноевропейское рыцарское войско часто бывало разбито и остатки его бежали без оглядки, оставляя на поле боя своё искусно сделанное военные доспехи и оружие. Русские воины побеждали в бою не численностью, а умением бесстрашно вести бой, храбростью, физической и духовной силой, которую они издревле черпали у родной земли русской, а после принятия христианства, в православной вере.

«Спас Нерукотворный». Икона-хоругвь. XIV в.

Русское воинство побеждало в бою, обращаясь за помощью к Господу Богу, Пресвятой Богородице, и святым заступникам – главным «помощникам во бранех». Древнерусский стяг и знамёна, сопровождавшие войско русских князей в военных походах, несли во главе войска во славу небесным покровителям и заступникам земли Русской. На знамени Дмитрия Донского образ Всемилостивейшего Спаса, придавший святость самому знамени, ведущему русских воинов в бой и благословлявших их в сражении.

Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, водил своё войско на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты багряного цвета с вышитым на нём образом Иисуса Христа. Знамя это – настоящее произведение искусства, исполненное тончайшей вышивкой, а образ Спасителя по выразительности близок к иконописи. Подобным знаменам воздавались большие почести, знамёна освящал патриарх по чину святых икон.

На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Ивана Васильевича Грозного, изображался библейский полководец Иисус Навин. Спустя сто лет Иисус Навин появился на малиновом полотнище знамени князя Дмитрия Пожарского, которое хранится сегодня в Оружейной палате. Знамя прямоугольной формы, двустороннее, с одной стороны Вседержитель – Иисус Христос, благословляющий воинов и держащий святое Евангелие. Образ Иисуса Христа на знамени окаймлён текстами Священного Писания. На оборотной стороне знамени Иисус Навин преклонил колени перед Архангелом Михаилом, архистратигом небесного воинства.

Русские знамена ХVI-ХVII веков кроили «косынею». Прямоугольная часть полотнища называлась серединой, её длина была больше высоты; прямоугольный треугольник (откос) пришивался к полотнищу своей короткой стороной. Материалом для русских знамён служила камка (камчатный, камчатый узор; «камка луданная», то есть блестящая) – шелковая китайская ткань с узорами, или тонкая тафта –  гладкая шёлковая ткань. На воинском знамени вышивали серебряными, золотыми и цветными нитями святые образы и отрывки текстов из Евангелия. По краю знамя украшали каймой или бахромой.

Размеры воинских русских знамён были, как правило, большими. Знамя царя Ивана Грозного, с которым он ходил в 1552 году в поход на Казань, имеет длину около 3 метров, а высоту древка – 1,5 метра. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя можно было воткнуть в землю. Для ношения такого знамени в военном походе назначали два-три человека.  На знамени царя Иван IV Грозного был изображён «Всемилостивейший Спас». После взятия Казани у святого воинского знамени был отслужен молебен. В благодарность за победу царь Иван IV приказал построить церковь на том месте, где во время боя стояло святое знамя «Всемилостивейшего Спаса». Это знамя участвовало в других походах не только в ХVI веке, но и в ХVII веке. В начале ХVIII века это знамя вручили графу Борису Петровичу Шереметеву, отправившемуся в Свейский поход, со словами: «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы».

Ещё большего размера был великий стяг Ивана Грозного 1560 года. «Построен» стяг из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос белый, кайма по краю полотнища брусничного цвета, а вокруг белого откоса – макового цвета. В лазоревую середину вшит круг из тёмно-голубой тафты, а в круге – изображение Спасителя в белой одежде, на белом коне. По окружности круга – золотые херувимы и серафимы, левее круга и под ним – небесное воинство в белых одеждах, на белых конях. В откосе вшит круг из белой тафты, а в круге – Святой архангел Михаил на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой крест. И середина, и откос усыпаны золотыми звездами и крестами.

На «басурманские народы» русское воинство ходило и под другими знаменами. В Москве в Оружейной палате хранятся военные стяги Ермака Тимофеевича, с которыми он в 1581 году  завоевывал Сибирское ханство Кучума. На синих стягах Ермака словно на небе был изображен Иисус Христос и архангел Михаил, и льва с единорогом, готовящиеся к бою. На рисунке в «Истории Сибирской», составленной через сто лет С. У. Ремезовым, войско Ермака сопровождают действительно очень большие знамена, полотнища которых украшают архангел Михаил и Святой Николай Чудотворец.

Гербовое знамя. 1696 год.

Среди военных знамён нет такого знамени, которое можно было назвать государственным.  Государевым знаменем Большого полка, можно считать царский стяг, под которым царь участвовал в военных действиях. Русские князья и воеводы, военачальники, как Ермак Темофеевич, имели свои знамена, считавшиеся государевыми. Воинские знамёна выдавали только на время участия в походе.

Невская битва. Фрагмент картины. Худ. А. Кившенко

Подьячий Посольского приказа Котошихин, составивший труд о России – в царствование Алексея Михайловича и сообщивший много деталей о времени и о событиях, участником которых он являлся, так писал о знамёнах царских воевод: «…Хоругви у них болшие, камчатые и тафтяные, не таковы, как рейтарские; трубачеи и литаврщики их же… дворовые люди. А учения у них к бою против рейтарского не бывает и строю никакого не знают; кто под которым знаменем написан и по тому и едет без устрою». Далее описываются эти «болшие» боярские знамена: «А бывают царские знамена у самого в полку и у бояр болшие, шиты и писаны золотом и серебром, на камке Спасов образ или какие победительные чюдеса; а боярские знамена бывают таковы, что у полской гусарии, разноцветные, долгие».Почему Котошихин противопоставляет «исконные» боярские полковые и сотенные знамена русского войска рейтарским, гусарским и прочим знамёнам? Дело в том, что в конце ХVI века на военную службу в Московию стали усиленно приглашать много иностранцев. При царе Фёдоре Иоанновиче в русском войске состояло более 4 000 наёмников – голландцев, шотландцев, датчан, шведов; Борис Годунов пригласил на военную службу ливонских немцев и сформировал из иноземцев целое воинское подразделение. Особенный приток иностранцев в воинскую службу произошёл после Смуты начала ХVII века. В Московском войске к иноземному строю относились солдатские, рейтарские и драгунские полки, командовали которыми исключительно иностранцы. При царе Михаиле Федоровиче, кроме иноземных отрядов, существовали и регулярные полки русских солдат, обученных в Москве иноземному строю.

Иностранцы вносили в свою военную службу свойственные им порядки и обычаи. Кроме военного обучения частей иностранных наёмников, они должны были снаряжать войска, изготавливать знамена для вверенных им полков. В русском войске появился западный обычай изображать светские эмблемы на военных знамёнах и хоругвях. Знамёна были разнообразной формы и рисунки на них выполняли, «как ротмистр укажет сам». На этих знаменах «писали» орла, грифа, змею, льва или химеру, и надписи делали на латинском языке.

Секретарь голштинского посольства Адам Олеарий, впервые побывавший в Москве в 1634 году, так описывал приём турецкого посла, свидетелем которого он был во время путешествия в Московии. Турецкого посла встречали 16 тысяч человек конницы: «В этом большом войске можно сосчитать не более 6 штандартов. Первый, принадлежащий лейб-компании, был из белого атласа с изображением на нем двуглавого орла с тремя коронами, окруженного лавровым венком с надписью „Virtute Supero“, то есть „доблестью побеждаю“. Далее было три синих с белым штандарта с изображением на одном грифа, на другом – улитки и на третьем – руки с мечом. Далее еще один штандарт из красного дамаста, изображающий двуликого Януса, и наконец, красный штандарт без изображения. Мы предположили, что такие эмблемы и знаменные изображения были помещены по указанию немецких офицеров… Сами русские очень не искусны в изобретении таких вещей».

Знамя стрелецкое сотенное. Россия. XVIII в.

В течение ХVII века обычай помещать светские эмблемы распространяется не только на ротные (сотенные) знамёна, но и на полковничьи, на боярские, а также – на знамена старого московского строя (стрельцов), казаков. На одном из знамен стрелецких полков в первой половине ХVII века был «вышит зверь грив, в передней лапе палаш», хотя полковые стрелецкие знамена несли кресты, а цвет полотнища, каймы четырехугольного знамени и креста соответствовали цветам одежды того или иного полка.

К концу ХVII века на военных знаменах можно было увидеть и территориальные эмблемы, многие из которых затем использовались как городские гербы. Например, в Оружейной палате хранилось знамя астраханских стрельцов, в середине которого была написана золотом и краскою астраханская эмблема: в голубом поле – золотая корона, под нею – серебряный восточный меч с золотой рукояткой.

Особенно полюбились русским воеводам длиннохвостые прапоры – небольшие знамена конца ХVI века, используемые в Польше, как личные штандарты. По сообщению служившего у Бориса Годунова француза Жака Маржерета, у каждого воеводы был свой прапор. Некоторым поклонникам так нравились западные новшества, что они имели по нескольку прапоров с разными эмблемами, что свидетельствует об отсутствии у них родового герба, то есть постоянного родового знака. Известны, например, два прапора Никиты Ивановича Романова, двоюродного брата царя Михаила Федоровича. На одном из них изображался золотой идущий грифон с мечом и щитом в лапах, на щите – небольшой чёрный орлик. Полотнище прапора белое, с червленой каймой, а у откоса – кайма чёрная и на ней изображены золотые и серебряные львиные головы. В XIX веке этот белый прапор послужил основой при создании герба дома Романовых.

Россия в ХV веке и первой половине ХVII века не имела единого государственного знамени, на котором бы изображался государственный символ, хотя этот символ в виде двуглавого орла уже изображали на воинских знамёнах с конца ХV века. При Иване Грозном уже была особая государственная печать, которую ставили на документах и грамотах, отправляемых в соседние страны.

Государственная символика на воинских стягах, олицетворяла верховную власть государя над русскими землями, присоединенными к России. Государь даровал новым землям знамёна с государевой символикой.В 1646 году царь Алексей Михайлович пожаловал знамя Войску Донскому – «на средине двуглавый орёл, на груди его государев образ на коне, колет змия». В России ХVII века существовало белое знамя с золотым двуглавым орлом, так называемое «ясачное», под этим знаменем с народов Поволжья и Сибири собирали ясак – натуральную подать.

Количество знамён и прапоров со светскими, не типичными для русского воинства эмблемами и символами увеличилось во второй половине ХVII века при царе Алексее Михайловиче, поощрявшего появление западных новшеств в русской жизни. Обществу прививался «вкус к геральдике», что выразилось в введении государственного герба, объяснении его символики, в появлении у вельмож личных печатей с гербами, и в украшении  гербами бытовых предметов знати.


Изображение герба на знамени полка. Конец XVIII века

По именному указанию царя было «состроено» необычное знамя, отличающееся от прежних «государевых знамён» тем, что оно соединяло церковную символику со светской. В «Описи Оружейной палаты» есть описание «Знамя гербовное царя Алексея Михайловича, 1666–1678». Середина и откос его сделаны из тафты белого цвета, кайма кругом полотнища из малиновой тафты; в середине в кругу изображен двуглавый орел под тремя коронами со скипетром и державой; на груди орла в щитке – «царь на коне колет копием змия». Под орлом – вид Кремля со стороны Красной площади, около башни надпись – «Москва». На верхней кайме изображены Иисус Христос и два восьмиконечных креста с подножием. Вокруг орла, по боковым и нижней кайме, в картушах расположены клейма, в которых нарисованы эмблемы земель, упомянутых в царском титуле. На знамени написан полный титул государя. Известен и автор рисунка знамени — это живописец Станислав Лопуцкий, которому по именному указанию царя «велено было на том знамени написать розных государств четырнадцать печатей в гербах». Он «расписывал» знамя вместе со своими учениками Иваном Безминовым и Дорофеем Ермолаевым.

Знамя девятой конной стрелецкой сотни. Россия. XVII в.

Было изготовлено и второе знамя подобного же типа, но «на коймах оружие бронь». Однако в исторических источниках отмечается, что оба знамени «на государственной службе никак не бывали».

В правление царя Алексея Михайловича возникло ещё одно «знамённое новшество». По ходатайству одной из персидских купеческих компаний, которая желала перевозить в Западную Европу товары через нашу страну, Россия за вознаграждение согласилась охранять товары во время пути. Для этого нужно было построить суда, способные нести охранную службу во время плавания по Каспийскому морю и по Волге. В 1667 году  в дворцовом селе Дединове на реке Оке построили корабль «Орёл», яхту, бот и две шнявы для охранных целей. Руководил строительством, а потом получил должность капитана «Орла» голландец Д. Бутлер и членами экипажа были голландцы. Все необходимое для строительства корабля было выписано из Голландии по требовательной ведомости Д. Бутлера. Среди них была указана и материя для корабельных флагов – «морских знамён для воинского хода потребных». Определенное количество материи, по смете Д. Бутлера, требовалось на изготовление «большого знамени, что живет на корме»кормового флага, «на узкое долгое знамя, что живёт на среднем большом дереве» вымпела , «на знамя, что живёт на переднем лежачем дереве» гюйса. «А цветами, – писал далее Д. Бутлер, – как великий государь укажет; но только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает и знамя».

По запросу Д. Бутлера Сибирскому приказу было «велено прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафть, червчатых, белых, лазоревых к корабельному делу на знамена и яловчики» (вымпелы). Корабль «Орёл», и его флаги просуществовали недолго, дойдя до  Астрахани, из корабельных пушек открыли огонь по восставшим казакам Степана Разина. Казаки Разина подожгли корабль, команда «Орла» разбежалась даже не прихватив с собой знамёна.

 

Древнерусские доспехи — колонтарь, куяк, байдана Древнерусский лучник X — XIII века

ru-sled.ru

Первые стяги России-история создания,русский стяг, история флага России, символ России флаг,герб,флаг,гимн, России

Первые стяги России-история создания

Стяг — древнерусское название воинского знамени. Представлял собой древко с укрепленным на нем каким-либо условным опознавательным предметом — клином яркой ткани, изображением животного, какого-либо символа, пучком конских волос и т.п. Служил сигналом для воинов в походе и сражении. Носителем стяга являлся стяговник — обычно физически крепкий витязь-богатырь, способный отстаивать войсковой символ.
Стяг «стягивал» витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. Вокруг стяга в боевом порядке строились войска.
По стягу судили о ходе битвы. Стяг «простирашася яко облацы» — значит, бой идёт успешно. Падение стяга говорило о бедственном положении войска, о том, что враги «досекошася до стяга, и стяг подсекоша». Хотя наши летописи и скупы на подробности, но тем не менее, в них отмечались даже потеря части стяга и смерть стяговника: «челку стяговую соторгоша», «стяговника нашего потяти».

С принятием христианства русские стяги освятились знамением животворящего Креста Господня. Таким образом первые Христианские стяги состояли из длинного древка, стяга, к которому прикреплялось полотно, кусок ткани яркого цвета, с нашитым на нем изображением животворящего Креста Господня; острожек, которым вооружался верхний конец стяга стали также заменять крестом; под острожком подвязывалась челка, окрашенная яркою краской. Немного позднее полотно знамени стали делать двух или даже трех хвостными.

В течении времени между XII и XV веками, когда Россия была разделена на уделы, каждый удельный князь имел свой стяг.
Стяги этого времени были уже не такими огромными, как в старину и во время сражения следовали за движением полков, кроме того, сохраняя свое прежнее устройство и прежний вид, стяги строились так, чтобы стяг одного полка или князя, можно было всегда распознать среди стягов других князей.
Под стягами приносили присягу, заключали договора и проводили церковные службы.

В конце XIV века на русских стягах начинают изображать лик Спасителя, именно в это время впервые в летописях употребляется слово «знамение», для обозначения стяга с изображением Спасителя, в отличие от других стягов где такого изображения не было.

<<предыдущая страница следующая страница>>

xn--c1acka2adbjffahn4l.xn--p1ai

стяг — это… Что такое стяг?

  • стяг — стяг, а …   Русский орфографический словарь

  • стяг — стяг/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • стяг — древко (Даль, стягивать) См. рукоятка; знамя… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. стяг рукоятка; знамя; флаг, кумач Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • стяг — а; м. Высок. Знамя. С. над рейхстагом. Вынести боевой с. полка. Ордена на стяге дивизии. Поднять с. страны на Северном полюсе. Становиться под чей л. с. (становиться на чью л. сторону, защищать чьи л. интересы). * * * стяг древнерусское название… …   Энциклопедический словарь

  • СТЯГ — 1. СТЯГ1, стяга, муж. 1. Шест, жердина (обл.). 2. Знамя (книжн. поэт. ритор.). «И Польша, как бегущий полк, во прах бросает стяг кровавый.» Пушкин. 2. СТЯГ2, стяга, муж. (обл., старин.). Мясная очищенная туша без головы и ног …   Толковый словарь Ушакова

  • СТЯГ — 1. СТЯГ1, стяга, муж. 1. Шест, жердина (обл.). 2. Знамя (книжн. поэт. ритор.). «И Польша, как бегущий полк, во прах бросает стяг кровавый.» Пушкин. 2. СТЯГ2, стяга, муж. (обл., старин.). Мясная очищенная туша без головы и ног …   Толковый словарь Ушакова

  • СТЯГ — СТЯГ, а, муж. (высок.). То же, что знамя. Веют алые стяги. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Стяг — древнерусское название воинского знамени. Представлял собой шест с укрепленным на нем каким либо предметом (пучком конских волос, клином яркой ткани и др), хорошо видимым издали. Служил сигналом для сбора (построения) воинов перед началом похода… …   Морской словарь

  • стяг — СТЯГ, диал. – Кол, палка. Стягами отбивались от ревнивых мужей (1. 51). ССГ 293: стяг «жердь, кол, палка»; СЮГ 370 «небольшой рычаг в виде толстой палки». Ср. также Самотик Пасс. сл. 356: «то же» (диал.) …   Словарь трилогии «Государева вотчина»

  • СТЯГ — древнерусское название (до кон. 15 в.) воинского знамени. Представлял собой шест с укрепленным на нем пучком конских волос, клином яркой ткани и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • Стяг — I м. местн. Жердь, кол, палка. II м. то же, что знамя III м. местн. Очищенная мясная туша без головы и ног. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • dic.academic.ru

    Стяг (военный) — это… Что такое Стяг (военный)?

    У этого термина существуют и другие значения, см. Стяг. Битва на Куликовом поле в 1380 году, видны стяги у русского войска, у противника бунчук. Из рукописи «Сказание о Мамаевом побоище», XVII век. Стрелецкая пехота, со стягами, на рисунке 1672 года Файл:Prince Igor Campaign.jpg

    Н. К. Рерих. «Поход Игоря». 1942 год.

    Стяг — Воинское знамя (в Древней Руси) в виде шеста с укреплённым на нём пучком конских волос, клином яркой ткани, фигуркой животного или другим предметом, хорошо видным издалека[1], что в летописях называлось чёлкой становой.

    История российских стягов

    Позднее на стягах начали крепить большие куски тканей яркого цвета в форме клина. На верхний конец стяга устанавливали металлический острожок. На ткани нашивалось изображение Животворящего Креста, под острожок подвязывалась чёлка, окрашенная яркой краской.

    Концы стягов, кроме клиновидной формы, могли иметь два или три хвоста, которые назывались косицы, откосы, клинцы или яловцы.

    Во время походов стяг снимали с древка и перевозили в обозе вместе с оружием и доспехами. Княжеская дружина охраняла стяг. Стяги надевались на древко только перед сражением. В древности стяг мог быть громадного размера и его установка требовала значительного времени. В летописях иногда встречается выражение «не поставиши стяга», что могло означать «внезапная атака противника», «быть застигнутым врасплох». Выражение «поставить стяг» означало объявить войну.

    Во время битвы стяг, как правило, устанавливали в центре войска, на возвышенности. Падение стяга вызывало замешательство в войске, поэтому на охрану стяга устанавливались особые воины — стяговники. Враг, напротив, бросал на стяг основные свои силы. Под стягами происходили самые жаркие схватки. Летописи при описании битвы, следят за стягом: косицы стяга «простираются яко облацы» означало успешный ход битвы; поражение описывалось как «стяг подсекоша».

    После появления войск, состоявших из полков нескольких удельных княжеств, размеры стягов уменьшились. Охранять стяги вместо дружинников начали дворяне. Под стягами проводились церковные службы, принималась присяга, заключались договора.

    Знамя времён царствования Алексея Михайловича.

    В конце XIV века на русских стягах начали изображать лик Спасителя. Стяги с изображением Спасителя начали называть знамением. В XVI веке слова знамение и стяг встречаются одинаково часто. В конце XVI века слово стяг встречается всё реже, а в начале XVII века выходит из употребления.

    В XVI веке на стягах кроме изображения Спасителя также вышивалось изображение Богородицы и Георгия Победоносца. На белом стяге Великого князя Василия Ивановича был изображён Иисус Навин, останавливающий солнце.

    В царствование Ивана Васильевича в каждом полку было большое Царское знамя, в каждой сотне было своё знамя — клиновидное, одного вида с полковым знаменем, но меньшего размера из-за чего они назывались меньшими знамёнами. На знамёнах вышивали золотом, серебром и шелком, писали яркими красками иконным письмом.

    Сведений о знамёнах во время царствования Фёдора Ивановича почти не сохранилось.

    В войске Бориса Фёдоровича использовались огромные знамёна древнего типа. Они были такими большими, что их не мог удержать один человек. На службу к знамени назначалось два или три человека. Знамёна освещались патриархом по чину освящения Святых икон.

    При Михаиле Фёдоровиче появились первые отступления от древних образцов. На ротных знамёнах иноземных полков появляются изображения орла, грифа, льва, змеи, химеры, а также надписи и девизы на латыни. Полковые знамёна — с царским двуглавым орлом в знак того, что полк служит русскому государю. В 1614 году Войску Донскому было пожертвовано знамя с двуглавым орлом.

    Во второе десятилетие правления Алексея Михайловича знамёна с «житейским письмом» (то есть не со святыми ликами) появляются всё чаще. Но такие знамёна выдаются на время — основные знамёна остаются «христианскими знамениями». На ротных знамёнах изображается крест, на полковых — Спаситель, Богородица или лики угодников. Ветхие знамёна поступают в Оружейную палату, где изготовляется новое знамя. Знамя делается по образцу старого, но со временем всё чаще встречается «житейское письмо» и латинские надписи.

    В 1700 году Пётр I утвердил образец войскового знамени. К 1704 году знамён старого образца не осталось.

    Великих Государей большие полковые знамёна

    Великого Государя большое полковое знамя 1654 года

    Полковые (Царские) знамёна XVII века делались большого размера. Знамя состояло из прямоугольной середины и клиновидного откоса. Откос изготовлялся в форме прямоугольного треугольника. Короткой стороной он крепился к прямоугольнику, длинная сторона треугольника (тетива) обращалась вниз. Знамя изготавливалось из шелка, по краям обшивалось каймой или бахромой.

    В прямоугольной части писали образ Спасителя, Богородицы или лики Святых угодников. На треугольных откосах писали Архангелов, ангелов, кресты и звёзды. На каймах писали тропари, кондаки и другие молитвословия.

    На некоторых знамёнах царствования Михаила Фёдоровича писали титул царя и год, месяц и день изготовления знамени. Длина знамени была от 3 до 8 аршин, ширина от 1½ до 3 аршин.

    Древки из липового дерева. Древки круглые, обклеены холстом. Холст расписан разными красками и позолочён. Навершие древка в виде шарообразного яблока. К боковой кайме знамени пришивались красные суконные мешочки. Мешочки прибивались к древку гвоздями. На вершине древка устанавливали крест надзнаменный. На нижнем конце древка размещались подтоки (втоки) с тканевыми помочами, серебряными пряжками, запряжниками.

    Чехлы тафтяные или из других тканей. Чехлы назывались чемоданцами, чушками, сорочками и нагалищами.

    6 июля 1701 года фельдмаршалу боярину Борису Петровичу Шереметеву, который командовал большим полком, было вручено полковое знамя. Это было последнее использование Царского знамени старого образца.

    Государев полк

    Во время военных походов царь выбирал около тысячи человек для особого Государева полка. Полк во время похода находился при царе и охранял знамёна. Полком руководили два Воеводы у Государева знамени. Начальниками над сотнями полка были Головы у Государева знамени. По возвращении из похода государевы знамёна вносили в царский дворец («на верх»). Знамёна хранились в Золотой или Столовой палате дворца. Полковые знамёна воеводы сдавали в Оружейную палату.

    Воеводские знамёна

    Воеводские знамёна выдавались воеводам, отправлявшимся в города, остроги, в военные походы, в посольские съезды на переговоры и на переговоры для обмена пленных. Эти знамёна назывались малыми полковыми или воеводскими.

    Они имели длину от 2 1\2 аршин до 3 аршин и в ширину от 2 до 2 1\2 аршин. Ткань шёлковая, кайма другого цвета. В середине писали красками или вышивали лики Спасителя и Богородицы, Архангелов, ангелов и угодников. На кайме писали тропари и кондаки, иногда титул государев. Изображения могли быть разными на разных сторонах знамени.

    Впоследствии воеводам выдавались полковые или сотенные знамёна, а воеводские знамена не выдавались.

    Воеводские знамёна выдавались при назначении на службу, или присылались на место службы. Знамёна выдавались по прямому указу царя.

    Сотенные знамёна

    Сотенные знамёна — третий разряд полковых знамён в русской армии XVII века. Армия состояла из двух частей: регулярной и временной. Временные войска делились на сотни. Соответственно сотенные знамёна делились на два вида: Сотенные знамёна Государева полка (регулярные части) и просто Сотенные знамёна (временные войска).

    Сотенные знамёна изготовлялись из камки или тафты.

    Сотенные знамёна Государева полка в первые годы царствования Михаила Фёдоровича изготовлялись из шёлка или хлопчато-бумажных тканей. Со временем установился стандарт на размеры сотенных знамён: ширина 2 аршин, длина 2 аршина и 4 вершка, кайма 3 или 4 вершка.

    Сотенные знамёна полков бояр и воевод изготовлялись разных размеров. Кресты, звёзды, косицы и т. д. назывались признаками. Знамёна всегда опушалось каймой. Чехлы суконные и холстинные.

    С 1637 года сотенные знамёна становятся стандартными. Со временем прекращается использование хлопчато-бумажных тканей.

    После отмены сотен войска были разделены на роты. Ротные знамёна возили хорунжие.

    Стрелецкие знамёна

    В первые годы царствования Михаила Фёдоровича стрелецким приказам выдавали знамёна двух типов: сотенные знамёна и знамёна голов.

    Стрелецкие знамёна изготавливались в форме прямоугольника длиной от 3 до 4 аршин и шириной от 2 до 3 аршин. В середине полотнища вшивался крест, разбивавший поле знамени на 4 равные части. В левой верхней четверти вшивался 8-ми конечный крест. В остальных четвертях вшивались признаки — то есть звёзды, кружки, косицы и т. д.

    Средняя часть знамени могла изготавливаться из равносторонних четырёхугольников разного цвета. Такое знамя называлось шахматным. Иногда знамя сшивалось из треугольников разных цветов — такое знамя называлось клинчатым. Стрелецкие знамёна всегда опушались каймой.

    Знамёна голов шили из шёлковых тканей, признаки на них писали золотом и серебром. Сотенные знамёна шили из киндяка, миткаля, холста, кумача, в редких случаях из тафты и других шёлковых тканей.

    В царствование Алексея Михайловича использование шёлковых тканей становится более частым. В это же время появляются знамёна пятисотенные. Пятисотенные знамёна выдаются полуголовам и изготавливаются из шёлка. Знамёна голов увеличиваются в размерах — иногда до 8 аршин в длину и 6 в ширину. С 1669 года на знамёнах голов появляются священные изображения. Знамёна сотенные московских приказов изготовлялись по образцу: в середине крест, деливший знамя на 4 равные части, в левой верхней четверти размещался 8-ми конечный крест на подножии, вокруг него звёзды, число которых соответствовало номеру сотни.

    После отмены сотен и введения стрелецких полков изменили своё название и знамёна. Знамёна голов стали называться полковничьими, знамёна пятисотенные — полуполковничьи, сотенные знамёна — братские. Знамёна изготавливались из камки. Всё чаще появляются священные изображения, писанные золотом и серебром.

    Древки знамён крашенные, мешочки для крепления знамени к древку — из красной ткани. Навершья железные, втоки железные и медные.

    В начале XVIII века стрелецкие знамёна остаются старого образца. На братских знамёнах появляются священные изображения, на знамёнах городовых стрельцов появляются гербы городов, в которых размещались полки.

    Знамёна полков иноземного строя

    Ротное знамя 9-й роты солдатского полка. XVII век.

    Каждая рота имела своё знамя. Первые знамёна изготовлялись из шёлковых тканей. Размеры и вид знамени определял ротмистр по своему желанию.

    Олеарий описывает встречу Турского посланника в Москве. У встречавших посланника войск было шесть знамён. Одно из белого атласа, в лавровом венке написан двуглавый орёл под тремя коронами с надписью Virtute Supero. Три знамени голубых с белым: на одном изображён гриф, на другом улитка, на третьем рука с мечом. Одно знамя из красной камки, на нём написана голова Януса. Одно красное знамя без изображений.

    Изготовление знамён

    Знамёна полковые, воеводские и сотенные изготавливались в казне, а остальные — в войсках.

    Знамёна изготавливались (строились) перед боевыми действиями, когда уже был известен состав войск, или в запас, для будущих походов. Знамёна строились в мастерских Оружейного приказа, под ведением Боярина и оружничего. Иногда знамёна кроили в казённом дворе, а для окончательной отделки передавались Оружейному приказу.

    Знамёна строили по именному указу царя, который передавался боярину и оружейничему (иногда воеводе для которого строилось знамя).

    Сшитые знамёна растягивали на рамах под присмотром иконописцев. Рамы размещали в иконной палате, свободных мастерских оружейной палаты. Из-за недостатка помещений знамёна иногда расписывали в старом Государевом дворе, в пустых хоромах Никиты Ивановича Романова, известен даже случай, когда мастер расписывал знамя у себя дома.

    Расписывали знамёна жалованные и кормовые иконописцы, живописцы и их ученики Оружейного приказа. Надписи и слова наносили знаменщики и словописцы. Красочные тёрщики растирали краски. Золочение деталей производили в серебряной палате. Паникадильных дел мастера изготавливали медные кресты, гротики (навершия), подтоки. Железный знаменный прибор делали кузнецы, ствольного и замочного дела мастера, сабельные придельщики. Плотники и станочники Оружейного приказа делали древки, травщики и иконописцы расписывали древки, резчики вырезали яблоки. Чехлы присылали из казённого двора, иногда их делали портные и шатёрники Оружейного приказа.

    Готовые знамёна осматривал царь. Некоторые знамёна переделывались.

    Знамёна сотенные стрелецкие и ротные полков Иноземного порядка изготавливали в соответствующих приказах. Также в Оружейном приказе строились пушкарские знамёна, значки и прапоры Государевы и сотенных голов Государева полка.

    См. также

    Примечания

    Литература

    dic.academic.ru

    Стяг — это… Что такое Стяг?

  • стяг — стяг, а …   Русский орфографический словарь

  • стяг — стяг/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • стяг — древко (Даль, стягивать) См. рукоятка; знамя… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. стяг рукоятка; знамя; флаг, кумач Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • стяг — а; м. Высок. Знамя. С. над рейхстагом. Вынести боевой с. полка. Ордена на стяге дивизии. Поднять с. страны на Северном полюсе. Становиться под чей л. с. (становиться на чью л. сторону, защищать чьи л. интересы). * * * стяг древнерусское название… …   Энциклопедический словарь

  • СТЯГ — 1. СТЯГ1, стяга, муж. 1. Шест, жердина (обл.). 2. Знамя (книжн. поэт. ритор.). «И Польша, как бегущий полк, во прах бросает стяг кровавый.» Пушкин. 2. СТЯГ2, стяга, муж. (обл., старин.). Мясная очищенная туша без головы и ног …   Толковый словарь Ушакова

  • СТЯГ — 1. СТЯГ1, стяга, муж. 1. Шест, жердина (обл.). 2. Знамя (книжн. поэт. ритор.). «И Польша, как бегущий полк, во прах бросает стяг кровавый.» Пушкин. 2. СТЯГ2, стяга, муж. (обл., старин.). Мясная очищенная туша без головы и ног …   Толковый словарь Ушакова

  • СТЯГ — СТЯГ, а, муж. (высок.). То же, что знамя. Веют алые стяги. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Стяг — древнерусское название воинского знамени. Представлял собой шест с укрепленным на нем каким либо предметом (пучком конских волос, клином яркой ткани и др), хорошо видимым издали. Служил сигналом для сбора (построения) воинов перед началом похода… …   Морской словарь

  • стяг — СТЯГ, диал. – Кол, палка. Стягами отбивались от ревнивых мужей (1. 51). ССГ 293: стяг «жердь, кол, палка»; СЮГ 370 «небольшой рычаг в виде толстой палки». Ср. также Самотик Пасс. сл. 356: «то же» (диал.) …   Словарь трилогии «Государева вотчина»

  • СТЯГ — древнерусское название (до кон. 15 в.) воинского знамени. Представлял собой шест с укрепленным на нем пучком конских волос, клином яркой ткани и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • Стяг — I м. местн. Жердь, кол, палка. II м. то же, что знамя III м. местн. Очищенная мясная туша без головы и ног. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • dic.academic.ru

    Синонимы и антонимы «стяг» — анализ и ассоциации к слову стяг. Морфологический разбор и склонение слов

    Перевод слова стяг

    Мы предлагаем Вам перевод слова стяг на английский, немецкий и французский языки.
    Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»


    • banner — знамя, флаг
      • алые стяги — scarlet banners
      • зеленый стяг — green flag
    • bannière — знамя

    Связь с другими словами

    Слова содержащие -стяг-:
    Слова начинающиеся на стяг-:

    Каким бывает стяг (прилагательные)?

    Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

    алым красным боевым белым черным андреевским медвежим королевским княжеским огромным золотым драконовым черным испанским развевающимся гордым синим трехцветным имперским шелковым желтым священным пиратским ярким императорским голубым российским зеленым разноцветным малиновым полосатым длинным тевтонским русским поднятым родовым царским развернутым славным большим собственным военным треугольным лагерным огненным победным главным московским полковым багряным древним изорванным британским другим новым личным серебряным выцветшим галицким классическим старым национальным благословленным английским

    Что может стяг? Что можно сделать с стягом (глаголы)?

    Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

    развеваться исчезнуть трепетать стоять реять иметь идти упасть биться мчаться ехать виться хранить дрогнуть течь развернуться сверкать проследовать свисать полинять взвиться затрепетать расправиться качнуться рухнуть подниматься выдвинуться ринуться заколебаться выгнуться собираться запутаться распуститься пасть вздыматься освещать решить перегнать запомнить спихивать гореть собраться хлопать показывать скалить поравняться поникнуть драться заворожить заменить заполоскаться сбирать взлететь ждать выделяться поломать забиться украшать заслонить ходить рваться давать развиваться начертать

    Ассоциации к слову стяг

    изображение осака рука герб ворон надпись лик голова флагшток ветер башня ворот небо лилия спасов потолок сокол эмблема лев дракон войско мачта перо спас передник серп полумесяц маяк дворец крест дон стена иск копье остров курган рейхстаг пламя сторона лес палатка архангел череп стяг медведь кувшинка шпиль парапет девиз единорог середина площадь борьба склон парча гнев донжон имя бечевка бревно вход лагерь портал безветрие

    Синонимы слова стяг

    древко знамя рукоятка рукоять рычаг хватка

    Сфера употребления слова стяг

    Общая лексика

    Морфологический разбор (часть речи) слова стяг

    Часть речи:

    существительное

    Число:

    единственное

    Одушевленность:

    неодушевленное

    Падеж:

    именительный

    Склонение существительного стяг

    ПадежВопросЕд.числоМн. число
    Именительный(кто, что?)стягстяги
    Родительный(кого, чего?)стягастягов
    Дательный(кому, чему?)стягустягам
    Винительный(кого, что?)стягстяги
    Творительный(кем, чем?)стягомстягами
    Предложный(о ком, о чём?)стягестягах

    Предложения со словом стяг

    Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.

    1. Белый стяг успешно расправился с нынешним владом

    плохо 1

    хорошо 0

    2. Тевтонский стяг долго дрался без любого оружия

    плохо 1

    хорошо 0

    www.reright.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *