Суд присяжных в россии – Что такое суд присяжных заседателей и какие дела рассматривает в России?

Содержание

Суд присяжных в России: история и современность

Содержание

Введение

1. Суд присяжных в Российской империи как результат судебной реформы в 1864 г.

2. Суд присяжных современность

3. Спорные достоинства и очевидные недостатки суда присяжных в России

Заключение

Список используемой литературы

Традиционно основную роль суда присяжных в уголовном судопроизводстве видят в обеспечении права человека быть признанным виновным в преступлении не иначе как по решению равных обвиняемому людей, народных представителей. Для граждан это важная гарантия от необоснованной репрессии со стороны государства. Суд с участием присяжных заседателей, по сути, представляет собой еще одну форму реализации права гражданина участвовать в отправлении правосудия, фактически это одна из форм контроля общественности за данным видом деятельности.

Родиной института суда присяжных в его современном виде считается Великобритания. Его истоки следует искать в обыскных людях — местных жителях, обладающих определенным общественным положением и пользующихся доверием, — которых призывало себе в помощь правительство для расследования значительных дел экономического и судебного характера. Постепенно обвиняемые стали добиваться участия этих лиц в судебном разбирательстве.

На настоящий момент суд присяжных в Российской Федерации действует уже несколько лет. Согласно УПК РФ вердикт о виновности или невиновности обвиняемого выносит коллегия присяжных, т.е.12 граждан, отобранных путем случайной выборки из списка избирателей района. Подобный суд, с точки зрения общества, является самым справедливым и дает гарантию, что ни один невиновный никогда не будет осужден.

Тот факт, что суд присяжных просуществовал в дореволюционной России достаточно длительный срок, побуждает при анализе многих вопросов обращаться к теоретическим разработкам ученых-процессуалистов того периода.

Одним из значимых результатов Судебной реформы 1864 г. стало нормативное закрепление института присяжных заседателей в Уставе уголовного судопроизводства и в Учреждении судебных установлений.

Одним из главных аргументов против введения суда присяжных было наличие специальных познаний для разрешения уголовных дел. Известно, что необходимо не только обладать такими познаниями, но и умело их применять, для чего требуется навык, приобретаемый только в процессе судебной деятельности.

Возражения против данного аргумента основывались на том, что процессуальная деятельность распадается на две части: установление фактической стороны дела и применение правовой нормы. Последняя предполагает специальные юридические знания, но первая сводится к «обыкновенной логической деятельности, в основе которой лежат общие начала мышления и данные опыта». Поэтому, чем шире первые и богаче представлены последние, тем способнее суд к надлежащему решению вопроса.

Сторонники института присяжных заседателей отмечали также, что у профессиональных судей вырабатывается односторонность мышления, предубеждение в пользу виновности.

Аргументом против суда присяжных была и необразованность русского народа. Предполагалось, что незнание законов присяжными повлечет значительное количество оправдательных вердиктов. Как показала судебная практика, основной причиной постановления оправдательных приговоров было слабое предварительное следствие по уголовному делу, а не отсутствие специальных знаний у присяжных. В этой связи можно утверждать, что институт присяжных заседателей являлся стимулом лучшей работы судебных следователей, побуждал производить расследование уголовного дела качественно, досконально, объективно, предъявлять обвинение обоснованно, тем самым способствовал реализации целей уголовного судопроизводства: наказанию виновных и недопущению наказания невиновных в совершении преступлений.

Необходимо отметить, что уголовное законодательство того времени было сильно устаревшим и во многом уже не соответствовало реальной жизни. Нередко санкция уголовного закона была явно несоразмерна вине подсудимого. Поэтому формальное решение дела по букве закона нередко противоречило здравому смыслу. Причины преступности вообще и каждого отдельного преступления в частности в тот период в немалой степени были обусловлены социально-экономическим положением России. Такие мотивы, как голод и нищета, нередко становились причиной снисхождения присяжных при вынесении ими вердикта. [1]

Присяжные заседатели все чаще показывали свою независимость от администрации, что привело правительство к необходимости изменения законодательства. В циркуляре Министерства юстиции от 28 февраля 1874 г. председателям окружных судов отмечалось, что в некоторых окружных судах процент оправдательных приговоров составил 40 — 50%, и взыскивалось требование о предоставлении в Министерство юстиции особых разъяснений, если количество оправдательных приговоров превысит 20% от общего числа. [2] В период с 9 мая 1878 г. по 7 июля 1889 г. был принят ряд законов, изменивших Судебные уставы 1864 г., юрисдикция суда присяжных была существенно сокращена, из компетенции суда присяжных были изъяты дела о сопротивлении власти, об убийстве и покушении на убийство должностных лиц. По подсчетам А.М. Бобрищева-Пушкина, в 1864 г. в компетенции присяжных находилось примерно 410 статей Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, после 1889 г. осталось примерно 300 статей. [3]

На вынесение вердикта сильное влияние оказывали ряд самых различных факторов: компетентность прокурора и адвоката, поведение и внешний вид подсудимого, потерпевшего и свидетелей на суде, общественное мнение[4] .

Вместе с тем нельзя отрицать и наличие вынесенных несправедливых вердиктов. А.Д. Попова верно отмечает, что правосознание присяжных являлось отражением обыденного правосознания, поэтому порою обвинению было трудно отстоять свою позицию: деяние, за которое судился подсудимый, могло не восприниматься как преступное[5] .

Нельзя не отметить, что проходившие открыто судебные слушания с участием присяжных способствовали изменению обыденного правосознания, правовой грамотности населения. Открытость и гласность процесса имели большое воспитательное значение. Кроме того, население все больше проникалось доверием к судебной власти, авторитет суда повышался.

Учрежденный Судебными уставами 1864 г. институт присяжных заседателей просуществовал до 1917 г., после чего был ликвидирован Декретом о суде N 1 наравне с другими судебными учреждениями.

С 1 января 2004 г. суды с участием присяжных заседателей действуют на всей территории Российской Федерации. Предоставленное ст.20 Конституции РФ и ст.30 УПК РФ обвиняемым право на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей оказалось весьма востребованным. В 2004 г. этим правом воспользовались около 17% лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, подсудных областным и приравненным к ним судам. Всего в 2004 г. указанные суды рассмотрели по существу с участием присяжных заседателей 595 дел в отношении 1292 лиц, что составляет 10,6% от всех рассмотренных судами этого уровня уголовных дел.

С участием присяжных заседателей суды рассматривают дела о наиболее опасных тяжких и особо тяжких преступлениях. Ошибки здесь должны быть максимально исключены[6] .

Производству уголовных дел в суде с участием присяжных заседателей посвящена целая глава в уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации.

Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе. [7]

После заявления ходатайства о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, судья выносит постановление, которое является окончательным и дальнейший отказ подсудимого от рассмотрения дела с участием присяжных заседателей не принимается.

Участие представителей народа в качестве судей в уголовном судопроизводстве, несомненно, является признаком демократического государства.

mirznanii.com

Суд присяжных заседателей в России

Суд присяжных в Российской Федерации является формой судопроизводства по уголовным делам. При рассмотрении дела таким способом вопросы факта, а также совершал ли данное преступление подсудимый, решает коллегия граждан, не юристов, сформированная методом случайной выборки. Назначение наказания и юридическая квалификация остаётся за профессиональным судьей, который председательствует на процессе. Присяжные заседатели принимают на себя часть полномочий судьи в рамках уголовного дела.

Содержание статьи:

Когда может быть проведён процесс при участии присяжных заседателей

 

Согласно законодательству обвиняемый имеет право ходатайствовать о рассмотрении его дела судом первой инстанции при участии коллегии присяжных в случае если он обвиняется по следующим статьям Уголовного кодекса РФ:

105 «Убийство» часть 2,

210 «Организация преступного сообщества (преступной организации)» часть 4,

228.1 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств» часть 5,

229.1 «Контрабанда наркотических средств» часть 4,

277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»,

295 «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»,

317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»,

357 «Геноцид»;

126 «Похищение человека» часть 3,

209 «Бандитизм»,

211 «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава» части 1 — 3,

227 «Пиратство»,

353 «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны»,

354 «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны»,

355 «Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения»,

356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны»,

358 «Экоцид»,

359 «Наёмничество», части 1 и 2,

360 «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой».

Также следует учитывать, что в уголовное дело в котором участвуют несколько обвиняемых будет рассматриваться коллегией присяжных даже если ходатайство поданно только одним из обвиняемых. Постановление судьи в деле росматриваемом коллегией присяжных является окончательным. Если подсудимый в процессе рассмотрения дело коллегией передумает и решит отказаться от подобного рассмотрения, то такое ходатайство судом рассматриваться не будет.

 

ПОЛУЧИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЮРИСТА ПО ТЕЛЕФОНУ:

+8 (499) 703-35-33 доб. 558 — Москва, область

+8 (812) 309-06-71 доб. 208 — Санкт-Петербург, ЛО

+8(800)777-08-62 доб. 184 — Остальные регионы РФ

Звонок бесплатный. Работаем без выходных!

Кто может быть присяжным заседателем

 

Деятельность присяжных заседателей регулируются Федеральным Законом «О присяжных заседателях». Присяжные заседатели разбирают дела уголовного свойства. Для привлечения граждан к подобному разбирательству существует законодательный акт — федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ.

Участие в случае выборки в суде присяжных заседателей является обязательным. Чтобы быть освобожденным от данного дела необходимо иметь веские причины.

Существует ряд ограничений относительно того кто может быть присяжным заседателем. А именно:

  1. Лица, младше 25 лет,
  2. Лица, имеющие непогашенную либо неснятую судимость,
  3. Лица, являющиеся недееспособными, либо ограниченные в своей дееспособности,
  4. Лица, находящиеся на учете в наркологическом, либо психоневрологическом диспансере,
  5. Лица, проходящие по уголовному делу в качестве подозреваемых, либо обвиняемых,
  6. Лица, не знающие языка на котором идёт судопроизводство,
  7. Лица, имеющие физические, либо психические отклонения, которые могут помешать принять взвешенное решение.

В случае, если гражданин попадает под любой из данных пунктов он не может быть выбран в качестве присяжного заседателя.

Ходатайство кандидата в присяжные заседатели об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела(Скачать DOC):

Заявление о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей присяжного заседателя(Скачать DOC):

Порядок отбора кандидатов

 

Согласно законодательству каждые четыре года обновляются списки присяжных заседателей. Существуют основной и запасной списки. Лица, находящиеся в данных списках могут в любой момент быть призваны для участия в суде. Однако следует помнить, что не все лица из данных списков становятся присяжными заседателями. Для каждого дела необходимо 12 человек, но отбирается не менее 20 кандидатов. Отбор происходит по методу случайной выборки. В дальнейшем процесс формирования коллегии присяжных заседателей происходит на предварительном досудебном заседании.

В случае необходимости кандидаты могут взять самоотвод. Причинами могут стать, к примеру, достижение 60 летнего возраста, наличие у женщины ребёнка младше 3 лет, религиозные убеждения, случаи, когда участие в коллегии присяжных заседателей может повредить исполнению служебных обязанностей. Если суд поддерживает ходатайство поданное присяжным заседателем о самоотводе, он выбывает из участия в процессе.

Помимо этого обвиняемый, либо его адвокат, либо государственный обвинитель могут заявить отвод по любому из кандидатов, один мотивированный и два немотивированных.

Ходатайство об отводе присяжного заседателя(Скачать DOC):

Каждая из сторон имеет право убрать по две кандидатуры, которые по их мнению могут помешать ходу дела. Для этого кандидатам в присяжные заседатели задаются вопросы.

После всех отводов и самоотводов должны остаться как минимум 14 человек. В случае если их остаётся меньше, призываются дополнительные присяжные из запасного списка. Из 14 человек, 12 первых становятся присяжными заседателями, а двое оставшихся запасными.

Права и обязанности присяжных, вердикт

 

Прежде чем приступить к своим правам и обязанностям присяжные обязаны принять присягу. После этого начинается рассмотрение дела в ходе которого они могут общаться с допрашиваемыми лицами через председательствующего, исследовать обстоятельства имеющие прямое отношение к делу, доказательства, требовать разъяснения законодательных норм, юридических терминов, вести записи и использовать их.

Присяжные заседатели не могут покидать зал заседания во время слушания, а также общаться с лицами не относящимися к суду. Они не могут собирать информацию относящиеся к делу самостоятельно, а также разглашать тайну голосования. Присяжные заседатели должны вынести свой вердикт на основании информации предоставленной судом.

По окончании рассмотрения дела судья задает присяжным вопросы, такие как сумело ли обвинение доказать наличие деяния, сумело ли обвинение доказать, что конкретно этот подсудимый совершил данное деяние, очевидно ли вина подсудимого, заслуживает ли подсудимый снисхождения.

После совещания присяжные заседатели проводят голосование, при котором никто из участников не может воздерживаться. По итогам голосования обвинительный вердикт выносится, если по всем вопросам большинство проголосовало утвердительно. Оправдательный вердикт выносится, в случае если хотя бы по одному вопросу более 6 присяжных ответили отрицательно. Вердикт провозглашается в зале суда перед всеми участниками процесса.

 

В случае оправдательного приговора подсудимый освобождается из-под стражи в зале суда, а присяжные заседатели могут расходиться. Однако разбирательство будет продолжаться и в ходе него будут рассматриваться организационные вопросы. В случае обвинительного вердикта присяжные заседатели могут оставаться в зале суда, но вопрос о конкретном виде наказания будет решаться уже судом. В этом случае суд принимает во внимание факт признания подсудимого виновным и выносит свой вердикт.


Также вам может быть интересно:

Ювенальная юстиция в России


Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

LiveJournal

Друзья! Наши статьи описывают типовые способы решения юридических проблем, однако каждый случай носит индивидуальный характер. В случае если вы не нашли ответ на свой вопрос в нашей статье, вы можете обратиться к юристам при помощи услуги онлайн-консультанта справа, либо под статьей.
Также вы можете воспользоваться бесплатной консультацией юриста по телефону:

Москва, Московская область +8 (499) 703-35-33 доб. 558
СПБ, Ленинградская область +8 (812) 309-06-71 доб. 208
Федеральный номер  +8 (800) 777-08-62 доб. 184

zacon24.ru

Суд присяжных в России

Суд присяжных является одним из институтов судебной системы и применяется во многих развитых странах мира, в том числе и в России. Это суд, институт судебной системы, при которой вопросы факта решаются коллегией случайно выбранных присяжных заседателей. Однако значение суда присяжных в системе судопроизводства и его польза для установления правопорядка и законности оцениваются по-разному. Одни полагают, что это прогрессивная форма организации судопроизводства, оказывающая, несомненно, положительное влияние на уголовно-правовую сфер. Другие указывают на некоторые недостатки рассмотрения дел с участием присяжных заседателей. Следует отметить, что подобная дискуссия существует еще со времен судебной реформы Александра II, которая впервые ввела суд присяжных в России.

Судебными уставами Российской Империи была предусмотрена возможность привлечения обычных граждан (12 человек) к рассмотрению уголовных дел. Уже в то время присяжным было даровано право вынесения вердикта.. Как до реформы, так и после находились сторонники и противники этой формы судопроизводства. С одной стороны, критики указывали на отсталость русского народа, не готового к подобным преобразованиям. Например, В.Фукс утверждал, что «суды «общественной совести» поколебали в сфере уголовного правосудия саму правду, справедливость и нравственность, предоставив применение этих основных начал – делу случая». С другой стороны, те, кто поддерживал привлечение присяжных заседателей, доказывали его положительное влияние. Н.П.Тимофеев, будучи современником преобразований, служившим непосредственно в судебной системе, в своих очерках обращает внимание читателя на то, что присяжные заседатели судили прежде всего по совести, уважая личность ближнего, осваивая нравственные взгляды прогрессивного общества. По его мнению,
даже грубый необразованный мужик на суде делался человеком в полном смысле слова.
Установилось и особое доверие к новому суду: присяжные оценивались как более справедливые судьи. Тимофеев отмечал следующее влияние нового суда на общество:

  • уменьшение количества преступлений, которые негативно оцениваются присяжными
  • увеличение сознающихся в совершенных деяниях подсудимых
  • нравственное подчинение общества вердиктам присяжных
  • уменьшение в некоторых местностях общего числа преступлений
Таким образом, можно говорить о преимущественно положительной роли этой формы судопроизводства в развитии судебной системы России. Суд присяжных возродился в нашей стране в 1993 году. Несмотря на закрепление права на суд присяжных в Конституции, продолжается спор о его необходимости. Впрочем, нынешняя правовая политика государства в области судебной системы направлена на усиление роли присяжных заседателей.
Так, с 1 июня 2017 года вступят в силу поправки в ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ».
Рост значимости этой формы судопроизводства обусловлен и введением ее в районные и гарнизонные военные суды; и установлением нового необходимого количества присяжных заседателей; и незначительным расширением подсудности дел суду присяжных. По мнению законодателя, эти меры поспособствуют развитию правосознания населения и снижению общего уровня преступности. В связи с двойственной оценкой значения присяжных заседателей возникает закономерный вопрос: целесообразны ли подобные изменения? Или же тенденция расширения полномочий этой формы судопроизводства и дальнейшее реформирование приведут только к ухудшению положения дел? Для того чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо исследовать особенности суда присяжных, его достоинства и недостатки в российских условиях. Одним из аргументов критиков и в Российской Империи, и в современной России является большое количество якобы безосновательных оправдательных вердиктов. В 1874 году суды присяжных вынесли 28,2% оправдательных вердиктов, при этом суды короны – всего 18,4%. Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2014 год присяжными заседателями оправдано 11,6% подсудимых, областными судами – 3% подсудимых, а районные суды вынесли всего 0,2% оправдательных приговоров. Судя по данным статистики, говорить о большом количестве оправдательных приговоров не приходится, несмотря на то, что их значительно больше, чем в обычном суде. Также существует мнение о том, что на присяжных гораздо легче воздействовать, чем, например, на профессионального судью, следовательно, обоснованность их вердиктов резко падает ввиду большой доли субъективности. С одной стороны, присяжные заседатели действительно более эмоциональны и подвержены чужому влиянию. Так, например, Г. Лебон выделяет их как отдельную категорию толпы и указывает на то, что, во-первых, независимо от своего социального статуса присяжные выносят тождественные приговоры, а во-вторых, для них важную роль играет личность подсудимого: с большей вероятностью они оправдают, например, одинокую кормящую мать. И с этим нельзя не согласиться, поскольку красноречие адвоката в той же Российской Империи зачастую играло решающую роль в судебном процессе: достаточно вспомнить блестящие речей А.Ф.Кони, Ф.Н.Плевако и других. Однако, с другой стороны, согласно ч.8 ст.335 УПК РФ данные о личности подсудимого исследуются с участием присяжных только в той мере, в какой они необходимы для установления отдельных признаков состава преступления. В практике Верховного Суда РФ такое исследование признавалось законным, если эти сведения позволяли установить отдельные признаки субъекта преступления, но при этом доведения до присяжных заседателей единичных и неконкретизированных сведений о личности не признается нарушением. Именно поэтому вопрос воздействия на присяжных остается открытым. Но на наш взгляд, говорить о возможности влияния на присяжных как о серьезном недостатке суда присяжных нецелесообразно, поскольку при дальнейшем реформировании представляется возможным исправить ситуацию. Так, интересное предложение было высказано А.И.Каргиным: нужно ставить перед присяжными вопрос не о виновности подсудимого, а вопрос факта: было или не было совершено преступление конкретным лицом – это позволит избежать случаев, когда связь лица с деянием признается доказанным, однако присяжные выносят оправдательный вердикт ввиду собственного видения институтов необходимой обороны, крайней необходимости и других. Также следует сказать и о сложном порядке судопроизводства с участием присяжных. Помимо процедуры подбора присяжных, обеспечения их явки в суд, а также денежного довольствия актуальной является проблема особых условий относительно показаний свидетелей и предоставляемых доказательств. В присутствии присяжных рассматриваются те факты, которые подлежат их оценке в соответствии с их полномочиями: на практике это приводит к постоянному удалению и возвращению в зал суда присяжных заседателей. Подводя итог, следует отметить, что необходимо помнить, что правильно устроенный, справедливый суд играет важную роль в жизни общества. Он служит защитником прав и свобод граждан, охраняет их от произвола и несправедливости. На наш взгляд, форма судопроизводства с участием присяжных заседателей во многом отвечает критериям такого суда. Несомненна потребность в дальнейшем реформирования суда присяжных, однако нельзя не согласиться с тем, что он необходим для судебной системы России.
Статья на тему суд присяжных в россии
]]>

Отличная статья 0

idatenru.ru

Суд присяжных в России. Участники уголовного судопроизводства :: BusinessMan.ru

Суд присяжных в России – специфический вид судопроизводства, который позволяет народу участвовать в рассмотрении вопросов правосудия, определяющего виновность подсудимого. Это ярчайшее проявление демократии, которое полноценно развилось в стране совсем недавно, но при этом быстро набирающее темп и популярность.

Немного истории

Такой институт, как суд присяжных, в России появился еще в конце девятнадцатого века, когда произошли серьезные изменения в системе общества. Развитие буржуазных отношений повлекло за собой массу перемен, которые не обошли стороной и дома правосудия. Однако наиболее ярко суть подобного института была отражена лишь в начале девяностых годов двадцатого века.

Судебная система Российской Федерации претерпела большие изменения и очень сильно отличается от того, что можно было наблюдать в империи. Различие проявлялось в значение данного института: в современной России он является отражением демократии, слово народа имеет особый вес, а в прошлые века был одной из форм осуществления правосудия без какой-либо самостоятельности.

В целом история суда присяжных развивалась очень медленно и не всегда положительно. Однако основные моменты, а именно количество заседателей, устность и гласность, состав — все это имеет сходства как в прошлых столетиях, так и в настоящее время, что позволяет сказать о долгом и динамичном становлении этого института.

Особенности

Учреждение в России суда присяжных обусловлено необходимостью обеспечить наиболее справедливое правосудие. Заседатели – это граждане, которые не имеют отношения к юридической сфере деятельности, те люди, которые опираются исключительно на приведенные факты и личное убеждение. Однако особенность данного института проявляется также и в его несовершенстве.

Существуют две точки зрения относительно суда присяжных в России. Первая из них говорит о том, что данный институт не приемлем, так как не может быть беспристрастным. Люди, не погруженные в юридические тонкости, не способны быть объективными и принимать верное решение. Второе же мнение подразумевает, что суд присяжных – это самый гуманный способ ответить на вопрос, виновен обвиняемый или нет.

Несмотря на участие народных представителей, судебный процесс не теряет своей сути. Он по-прежнему сохраняет ряд принципов, которые определяют любую процедуру правосудия, а именно гласность, устность и состязательность, что особенно важно.

Состязательность в суде присяжных

Как известно, данный принцип играет особую роль в ходе судебного разбирательства. Состязательность предполагает, что стороны имеют равные права, представляют доказательства, ходатайствуют. Это типично для любого процесса, и судебное разбирательство с участием присяжных не исключение. Кроме того, данный принцип играет немалую роль в принятии ими решений, что прибавляет ему значимости.

Состязательность помогает заседателям изучить и понять точку зрения каждой из сторон, чтобы в итоге сформировать свое собственное убеждение. Существует угроза субъективного восприятия, именно поэтому во избежание подобных ситуаций существует ряд правил, которые должны соблюдать участники уголовного судопроизводства. Равное их положение в суде, одинаковые права и обязанности обеспечивают справедливое, гуманное и законное решение.

Формирование коллегии присяжных

Определение круга лиц, подходящих на роль заседателей, является важным аспектом при работе данного института. Не каждый гражданин может быть выбран на эту роль, существует ряд требований, которые и служат критериями отбора. К ним относится возраст (от 25 лет), гражданство, отсутствие судимости и наличие дееспособности.

Суд присяжных в России формируется по тому же принципу, что и списки избирателей. Существует программа случайной выборки, которая в соответствии с заданными критериями определяет круг лиц, подходящих на роль заседателей. Все это систематизировано. Единственное, что делают участники судопроизводства, а именно стороны обвинения и защиты, это по итогу определяют окончательный состав присяжных вместе с председательствующим.

Как уже было отмечено, существуют требования, которые не позволяют стать членом коллегии любому желающему. Особенно важно, что на роль присяжных не подойдут лица, работающие в сфере адвокатуры, а также прокуроры, священнослужители и военнослужащие. Для представителей иных сфер деятельности ограничений нет.

Особенности рассмотрения дела коллегией присяжных

Судебное разбирательство с участием заседателей практически не отличается от того, что происходит без них. Однако ряд изменений все же присутствует, что отражается на этапах рассмотрения дела. Современный суд присяжных России дает заседателям право полностью решать судьбу подсудимого. На деятельность коллегии отводится несколько отдельных этапов судебного разбирательства, что подчеркивает их значимость.

Присяжными составляется вопросный лист, то есть они сами решают, какие ответы желают получить в ходе рассмотрения дела. Какое-либо влияние на них недопустимо. В целях предотвращения предвзятого отношения в подобном процессе меняется ход исследования доказательств и не обсуждается характеристика прошлого обвиняемого. Все это направлено на достижение как можно более объективного и справедливого результата.

Обсуждение и принятие решения

Суд присяжных в России предполагает абсолютную свободу заседателей при осуществлении ими своего гражданского долга. Самым важным в этом вопросе является конфиденциальность и неприкосновенность присяжных. После рассмотрения дела в суде и исследования всех доказательств коллегия удаляется в закрытую комнату, где не допускается наличие Интернета или иной связи.

Принятие решения осуществляется банальным голосованием в большинство голосов. И так как присяжных двенадцать человек, то нередко возникают случаи, когда мнения разделяются поровну. На этот счет закон находит вполне логичное решение, а именно говорит о том, что, если количество голосов одинаковое, то вердикт выносится в пользу обвиняемого.

Вердикт присяжных заседателей

Как было сказано выше, коллегия заседателей принимает решения самостоятельно, опираясь на изложенные факты и доказательства. Оно имеет такую же силу, как приговор, и именуется вердиктом, который в суде присяжных заседателей в России оглашается старшиной, избранным заранее.

Важно отметить тот факт, что принимаемое заседателями решение имеет особое значения. Суд не может вынести приговор, не соответствующий вердикту в том случае, если он оправдательный, однако при этом обладает правом признать обвиняемого невиновным, даже если это не сходится с решением присяжных.

Для того чтобы вердикт был изложен правильно, коллегия заседателей должна давать четкие и краткие ответы. Каждое решение подлежит принятию путем голосования, даже если перед присяжными стоит задача найти истину по нескольким десяткам вопросов. Наиболее распространенными, а, точнее сказать, верными ответами являются такие, как утверждение или отрицание виновности, причастности и умысла.

Значения суда присяжных в России

Получение истины, вынесение справедливого, гуманного и законного приговора — главные задачи правосудия. Судебная система Российской Федерации включает в себя институт присяжных заседателей именно для достижения данных целей. Коллегия способна объективно, опираясь лишь на факты и доказательства, выносить вердикт, оставаясь беспристрастной.

Решения, принимаемые присяжными заседателями, всегда в той или иной мере направлены в пользу обвиняемого. Формирование предвзятого отношения не допускается, контроль за соблюдением данного правила происходит в самом суде. Именно поэтому всегда можно рассчитывать на справедливый и объективный вердикт.

Не меньшее значение заключается еще и в роли заседателей, так как они имеют статус наравне с судом, не являются сторонами в судебном разбирательстве, не должны доказывать что-либо или объяснять, их функция подразумевает лишь осуществление правосудия. Важно, что ее реализация происходит за счет привлечения обычного народа, граждан, что подтверждает демократическую форму современной России.

Стороны и иные лица, участвующие в судебном разбирательстве

В суде присяжных, помимо самих заседателей и председательствующего, присутствуют иные участники уголовного судопроизводства так же, как и в любом другом процессе. Принято разделять их на две стороны, а именно защиты и обвинения. Как известно, уголовное преследование осуществляется прокурором, а поддержка подсудимого адвокатом.

Помимо главных сторон, которые на протяжении всего процесса находятся в состоянии состязания, имея равные права и обязанности, выделяют еще и иных участников. Ими могут быть различные эксперты и специалисты, свидетели, переводчики и понятые. Их роль так же велика для установления истины.

Как было сказано выше, суд присяжных заседателей в России — это самостоятельный институт, имеющий практически равные с судом права и не имеющий отношения ни к одной из групп участников. Защита и обвинения находятся в борьбе друг с другом, лишь доказывая заседателям истину и не осуществляя на них давления.

businessman.ru

Суд присяжных в Российской Федерации: реальность и перспективы реформирования

В данной статье рассматриваются полномочия коллегии присяжных, процесс ее формирования, а также особенности рассмотрения уголовных дел судом с участием коллегии присяжных заседателей. Автор анализирует законодательное урегулирование в Российской Федерации суда присяжных и несовершенства в исследуемой области, предлагает рекомендации по их устранению.

Ключевые слова: уголовный процесс, коллегия присяжных заседателей, производство в суде присяжных.

 

Привлечение представителей из народа к осуществлению правосудия известно давно. В рамках развития уголовного процесса можно выделить две модели осуществления правосудия с участием представителей народа при рассмотрении судами уголовных дел: суд шеффенов (ассизов, народных заседателей) и суд присяжных.

В России впервые суд присяжных был образован в результате судебной реформы 1864 года, после перерыва на советский период вновь появился в 1993 году. Во время существования Союза советских социалистических республик уголовные дела рассматривались с участием народных заседателей. После распада СССР и образования Российской Федерации, продолжилось существование суда с участием лиц, на основании решения которых принимается решение по уголовному делу.

Аналогичный способ осуществления правосудия с привлечением лиц из простого народа существует во многих странах мира, например в США, Германии.

Вопрос об участии присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел является довольно актуальным в современный период. С каждым днем количество дел, в которых участвуют присяжные, возрастает.

В ч. 2 ст. 47 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году на референдуме, предусмотрено право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей [1].

Такое право имеет ряд ограничений: не все дела могут быть рассмотрены с участием присяжных. Также необходимо волеизъявление самого обвиняемого.

В первую очередь необходимо определить, что представляет собой суд присяжных. Это своеобразная форма осуществления правосудия в сфере уголовного судопроизводства с привлечением обычных лиц, которые вправе вынести вердикт по рассматриваемому делу.

Участие коллегии присяжных не может осуществляться при отправлении правосудия в мировых судах и районных судах общей юрисдикции.

Процесс рассмотрения дел с участием присяжных является особенным и имеет некоторые отличия от общего порядка судебного разбирательства. То есть это такое же производство по делу, как и производство в суде первой инстанции. Применяются те же условия судебного разбирательства, соблюдаются все права подсудимого, проводится судебное следствие. Но при этом имеется ряд особенностей на различных этапах судебного разбирательства.

Главная особенность рассмотрения уголовных дел таким образом — привлечение граждан, не имеющих отношения к системе судопроизводства, правосудия и юриспруденции в целом.

Работники суда, которому подсудно и подведомственно дело и в котором это дело будет рассматриваться, занимаются формированием коллегии присяжных. Списки претендентов в присяжные заседатели составляет помощник судьи либо секретарь.

К кандидатам в присяжные заседатели предъявляется ряд требований. В первую очередь претендующие на роль присяжного должны быть полностью дееспособными гражданами Российской Федерации, достигшие двадцатипятилетнего возраста, не имеющие судимость и не состоящие на учете у врача-нарколога и врача-психиатра. В принципе, к кандидатам предъявляются не слишком жесткие требования. Образование, семейное положение не влияют на возможность включения лица в перечень потенциальных присяжных.

Претенденты проходят отбор, принимают присягу. Председательствующий доводит до сведения суть рассматриваемого дела и разъясняет права и обязанности коллегии. В результате отбора остается двенадцать человек, из которых они сами должны выбрать старшину.

У коллегии присяжных существует ряд полномочий. Закон строго устанавливает круг действий на судебном процессе, которые вправе осуществлять заседатели [2].

Полномочия судьи и коллегии присяжных заседателей разграничены. Такое положение является определяющим всю специфику правовой природы производства в суде с участием присяжных заседателей [3, с. 112]. Это позволяет более справедливо осуществлять правосудие, поскольку судья и коллегия присяжных не зависимы друг от друга в принятии решений. Также такая позиция способствует усложнению судебного разбирательства, что позволяет более полно уяснить суть дела и принять верное решение.

Коллегия разрешает такие вопросы:

1.         доказано или не доказано, что имело место быть преступное деяние, в котором обвиняется подсудимый;

2.         доказано ли, что это преступление было совершено подсудимым;

3.         имеется ли вина подсудимого в совершении рассматриваемого деяния.

Остальные вопросы разрешаются председательствующим судьей без помощи присяжных.

Рассмотрение дел с участием присяжных заседателей имеет некоторые особенности. В первую очередь это связано с подсудностью рассматриваемых дел — она очень незначительная. В ч. 2 ст. 30 и ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установлен перечень дел, которые могут быть рассмотрены с участием присяжных заседателей. Этот перечень является закрытым. В основном с участием коллегии присяжных заседателей в России рассматриваются довольно громкие дела, вызвавшие общественный резонанс. Как правило, это дела о квалифицированных видах убийств.

Исключительно в суде присяжных существует институт немотивированных отводов присяжных заседателей. По общему правилу, предусмотренному гл. 9 Уголовно-процессуального кодекса РФ, отводы должны быть мотивированы с указанием норм уголовно-процессуального законодательства, не допускающих участия того или иного участника в производстве по уголовному делу [4, с. 88].

19 февраля 2015 г. в Российском государственном университете правосудия Верховным Судом РФ совместно с отделом проблем уголовного судопроизводства и кафедрой уголовно-процессуального права, криминалистики и судебной экспертизы в порядке исполнения соответствующего поручения Президента РФ был проведен круглый стол на тему «Перспективы реформирования суда присяжных в Российской Федерации».

Заместитель председателя Верховного Суда РФ д. ю.н. В. Давыдов заявил, что есть два основных предложения по данному вопросу: первое заключается в сохранении действующей модели и расширении подсудности суда присяжных; второе — это сокращение составов коллегий и возврат суда присяжных в районные суды (и возвращение народных заседателей).

Следует отметить, что увеличение подсудности дел суду присяжных является целесообразным. Принципиальных возражений против расширения подсудности суда присяжных не имеется, поскольку данная форма судопроизводства максимально демократична и позволяет решить проблему недоверия граждан к профессиональному суду. К сожалению, в последние годы намечается обратная тенденция, что не может не огорчить еще и потому, что позитивный потенциал данной формы судопроизводства используется не в полной мере. Этому мешает установленный на сегодня неэффективный порядок комплектования списков отбора коллегий присяжных, а также излишне формализованная, противоречивая процедура судебного следствия.

Иногда присяжных заседателей называют шеффенами. Это не меняет сути самого института присяжных.

Предложение Давыдова В. А. о переходе к процедуре суда шеффенов в целом вызывает положительное отношение. Однако при этом необходимо избежать ошибок прошлого, поскольку суд шеффенов уже существовал в СССР (народные заседатели), и этот опыт был совершенно справедливо отвергнут.

В этой связи представляется идеальным (например, по опыту Испании) формирование для рассмотрения уголовных дел об особо тяжких преступлениях коллегии из девяти шеффенов и профессионального судьи. При этом образованная коллегия должна совместно в совещательной комнате решать вопросы и факта и права. Это приведет к отмене в уголовно-процессуальном законе необоснованных ограничений на исследование данных о личности подсудимого и иных сопутствующих обстоятельств, которые не имеют прямого отношения к инкриминируемому событию. Это также исключает стадию постановки вопросов для вердикта и напутственного слова председательствующего. Все это упростит процедуру, а, следовательно, ускорит процесс.

Но главным вопросом в данном случае является порядок комплектования коллегии шеффенов. Представляется, что необходимо составить порядок формирования коллегии шеффенов путем отбора с участием сторон по каждому конкретному делу. Но тот порядок вызова кандидатов для отбора, который существует в настоящее время, необходимо кардинально изменить.

Необходимо на законодательном уровне установить обязанность граждан раз в год прибыть в суд соответствующего уровня и принять участие в отборе коллегии (как бы она не называлась — присяжные или шеффены). То есть такая обязанность устанавливается по типу всеобщей воинской обязанности. Законодательно необходимо установить, что к обязательному участию в отправлении правосудия призываются граждане РФ, имеющие высшее образование и достигшие 25-летнего возраста. Необходимо ввести уголовную, а не административную, ответственность за уклонение без уважительных причин в участии отправления правосудия (сейчас нет ни той, ни другой). Денежные компенсации присяжным (шеффенам) должны быть адекватны важности решаемых ими задач. Это позволит отбирать людей, которые смогут воспринимать доказательство рационально, а не на эмоциях.

Очень важно исключить участие шеффенов в рассмотрении уголовных дел многократно, то есть исключить случаи, когда одни и те же лица годами участвуют в рассмотрении уголовных дел. Это может повлечь повторение негативного опыта рассмотрения народных заседателей советских времен.

При этом необходимо оставить в законе имеющуюся процедуру рассмотрения «большой» коллегией присяжных (12 человек) уголовных дел, по которым в качестве наказания предусмотрено пожизненное лишение свободы или смертная казнь.

 

Литература:

 

1.      «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993г., ред. от 21.07.2014г.) — [Электронный ресурс]: официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата опубликования: 01.08.2014г., номер опубликования 0001201408010002 (дата обращения: 16.07.2015).

2.      Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001г. № 174-ФЗ (ред. от 29.06.2015г.) // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001г., № 52 (ч. I), ст. 4921.

3.      Насонов С. А. Разграничение полномочий председательствующего и коллегии присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве РФ: проблемы законодательного регулирования и судебной практики // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2014. — № 2 (34). — С. 112–115.

4.      Фискевич С. В. Общая характеристика производства в суде с участием присяжных заседателей // Общество: политика, экономика, право. — 2011. — № 1. — С. 88.

moluch.ru

Суд присяжных в России — Википедия

Суд присяжных в России — форма судопроизводства по уголовным делам, при которой вопросы факта, то есть вопросы о том, было или не было совершено само преступление, совершил ли подсудимый данное преступление, в том числе виновен ли подсудимый в его совершении, заслуживает ли он снисхождения, решают не профессиональные судьи-юристы, а коллегия граждан-неюристов, сформированная методом случайной выборки. Решение вопросов права — юридическая квалификация содеянного, назначение наказания, разрешение гражданского иска и т. д. остаётся за профессиональным судьёй, председательствующим в процессе.

В Российской империи[править]

В России предложение о введении суда присяжных впервые было представлено Екатерине II русским учёным-юристом С. Е. Десницким в начале работы Уложенной комиссии 1767 года. Государственный деятель М. М. Сперанский предлагал эту форму суда Александру I в 1809 году. В программных документах декабристов («Конституция» Н. М. Муравьева и «Русская Правда» П. И. Пестеля) он также предусматривался.

Суд присяжных был введён в систему российского судопроизводства в ходе судебной реформы 1864 года. Официальный старт реформы был дан 20 ноября 1864 года принятием судебных уставов. Детальную разработку статей законодательства о суде присяжных вели видные юристы того времени: Д. А. Ровинский, С. И. Зарудный и Н. А. Буцковский.

21 августа 1866 года в Московском Кремле, в Митрофаньевском зале (ныне Екатерининский зал) Большого Кремлёвского дворца, Московским окружным судом под председательством Д. С. Синеокова-Андриевского прошёл первый в Российской империи суд с участием присяжных заседателей[1].

На окраинах России уставы вводились со значительными изменениями. Окончательно судебная реформа была завершена к 1896 году.

В таком виде суд присяжных просуществовал до принятия Декрета о суде № 1 в конце 1917 года[2].

В современной России[править]

Возрождение суда присяжных в России (Советском Союзе) стало активно обсуждаться с конца 80-х годов XX в.

9 июня 1989 года Съезд народных депутатов СССР принимает Постановление «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР», в котором впервые на общегосударственном официальном уровне был поднят вопрос о возрождении суда присяжных:

Съезд поручает Верховному Совету СССР обеспечить проведение судебной реформы к середине будущего года, чтобы создать действительно независимую и авторитетную судебную систему, рассмотрев возможность использования такой демократической формы судопроизводства, какой является суд присяжных. Судебные системы союзных республик должны строиться с учетом их политических, правовых и культурных традиций, при соблюдении всех принципов демократического правосудия.[3]

13 ноября 1989 года принимаются Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве, в статье 11 которых говорилось о возможности решения виновности подсудимого в преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок дольше 10 лет, судом присяжных (расширенной коллегией народных заседателей)[4].

Законом СССР от 10 апреля 1990 года № 1423-1 вносятся изменения в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, согласно которым «по делам о преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок свыше десяти лет, вопрос о виновности подсудимого может решаться судом присяжных (расширенной коллегией народных заседателей). Законодательством союзных республик могут быть установлены и иные категории дел, подсудных суду присяжных (расширенной коллегии народных заседателей)».[5]

В октябре 1991 года Постановлением Верховного Совета РСФСР была одобрена Концепция судебной реформы, положившая начало новому этапу отечественного правосудия.

С принятием поправок в Конституцию РСФСР[6] (1991—1992 гг.) и новой Конституции России (12 декабря 1993 года) право обвиняемых на рассмотрение их дел судом присяжных закрепилось на высшем законодательном уровне. Закон РФ от 16 июля 1993 года дополнил УПК РСФСР разделом X «Производство в суде присяжных». Суд присяжных с 1 ноября 1993 года был образован в Московской, Ивановской, Рязанской и Саратовской областях, а с 1 января 1994 года в Алтайском и Краснодарском краях, Ростовской и Ульяновской областях.[источник не указан 1153 дня]

Первый процесс с участием присяжных в современной России проходил с 15 по 17 декабря 1993 года в Саратовском областном суде над братьями Артуром и Александром Мартыновыми, обвиняемые в умышленном убийстве трёх человек, совершённом из корыстных побуждений и с особой жестокостью, а также в разбойном нападении, совершённом группой лиц по предварительному сговору. В итоге деяния братьев были переквалифицированы на значительно более мягкую статью УК, что определило им меньший срокам заключения[7].

В феврале 2016 года президент РФ Владимир Путин предложил распространить суд присяжных до уровня районных судов, чтобы «предоставить как можно большему числу граждан избрать именно эту форму правосудия»[8]. В то же время, он поставил под вопрос установленное количество присяжных заседателей в 12 человек.

Также в феврале 2016 года Конституционный суд РФ вернул женщинам право выбирать суд присяжных при рассмотрении дел об убийствах с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса), обязав внести соответствующую поправку в законы[9].

Особенности судопроизводства[править]

Информация в этом разделе устарела.Вы можете помочь проекту, обновив его и убрав после этого данный шаблон.

Обвиняемый имеет право заявить ходатайство на рассмотрение его уголовного дела судом первой инстанции в составе профессионального судьи и коллегии из двенадцати присяжных заседателей, в случае если он обвиняется в совершении преступления предусмотренного следующими статьями[10]:

  • 105 «Убийство» частью второй
  • 126 «Похищение человека» частью третьей
  • 131 «Изнасилование», частью третьей
  • 209 «Бандитизм»
  • 210 «Организация преступного сообщества (преступной организации)»
  • 211 «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава»
  • 227 «Пиратство»
  • 263 «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта» частью третьей
  • 267 «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения», частью третьей
  • 269 «Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов» частью третьей
  • 277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»
  • 290 «Получение взятки», частями третьей и четвертой
  • 294 «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования»
  • 295 «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»
  • 296 «Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования»
  • 297 «Неуважение к суду»
  • 298 «Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя»
  • 299 «Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности»
  • 300 «Незаконное освобождение от уголовной ответственности»
  • 301 «Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей»
  • 302 «Принуждение к даче показаний»
  • 303 «Фальсификация доказательств», частями второй и третьей,
  • 304 «Провокация взятки либо коммерческого подкупа»
  • 305 «Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта»
  • 317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»
  • 321 «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества» частью третьей
  • 322 «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации» частью второй
  • 353 «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны»
  • 354 «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны»
  • 355 «Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения»
  • 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны»
  • 357 «Геноцид»
  • 358 «Экоцид»
  • 359 «Наёмничество», частями первой и второй
  • 360 «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой»

Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе.

Если подсудимый не заявил ходатайство о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, то данное уголовное дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленном законом.

Постановление судьи о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей является окончательным. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

Требования к присяжным заседателям[править]

Согласно ст. 3 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ», присяжными заседателями не могут быть:

  1. лица, не достигшие 25 лет
  2. лица, имеющие непогашенную либо неснятую судимость
  3. лица, признанные недееспособными либо ограниченные в дееспособности
  4. состоящие на учете в наркологическом либо психоневрологическом диспансере

также к участию в судопроизводстве в качестве присяжных заседателей не допускаются лица:

  1. подозреваемые либо обвиняемые в совершении преступлений
  2. не владеющие языком, на котором ведется слушание
  3. имеющие физические и/или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в слушании дела

Вердикт присяжных заседателей[править]

В соответствии со статьей 343 Уголовно-процессуального Кодекса РФ, если присяжным заседателям при обсуждении вердикта в течение трёх часов не удалось достигнуть единодушия, решение принимается голосованием. Никто из присяжных заседателей не вправе воздержаться при голосовании. Если при обсуждении вопроса голоса разделяются поровну, вопрос считается решённым в пользу обвиняемого.

Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на вопросы о доказанности события преступления, деяния подсудимого, и его виновности, проголосовало большинство присяжных заседателей.

Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из вышеуказанных вопросов проголосовало не менее шести присяжных заседателей.

Оправдательный вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего судьи и влечет за собой постановление им оправдательного приговора. Обвинительный же вердикт коллегии присяжных заседателей не препятствует постановлению оправдательного приговора, если председательствующий судья признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления.

В том случае, если председательствующий судья признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного и имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора ввиду того, что не установлено событие преступления либо не доказано участие подсудимого в совершении преступления. Он выносит постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда со стадии предварительного слушания. Это постановление судьи не подлежит обжалованию в кассационном порядке.

  • Карнозова Л. М. Возрожденный суд присяжных. Замысел и проблемы становления. — М.: Nota Bene, 2000. — 366 с. ISBN 5-8188-0044-X
  • Ильюхов А. А. Суд присяжных в России. Исторические, уголовно-процессуальные и уголовно-правовые аспекты. — М.: Экономика, 2009. — 362 с. ISBN 9785282029925
  • Суд присяжных в России: громкие уголовные процессы 1864—1917 гг. — Л.: Лениздат, 1991. — 512 с. ISBN 5-289-01078-5

www.wiki-wiki.ru

Суд присяжных в России

РЕФЕРАТ

по курсу «Общее право»

по теме: «Суд присяжных в России»

1. Образование суда присяжных в дореволюционной России

В России в период до Октябрьской революции уже действовал суд присяжных. Упоминание о суде присяжных в законодательстве России прекратилось в 1922 году.

Благодаря введению суда присяжных современники и исследователи отмечали, что судебная реформа 1864 года была самой демократической из всех реформ, проведенных правительством Александра II.

В результате реформы суд стал функционировать отдельно от администрации.

Суд присяжных обеспечивал реальное и непосредственное участие населения в осуществлении правосудия и уже поэтому представлял собой наиболее демократическую форму отправления правосудия. Помимо народного представительства в виде суда присяжных судебная реформа ввела гласный, состязательный процесс, право обвиняемого на защиту обеспечивалось созданием института адвокатуры, устанавливался принцип презумпции невиновности, производилась свободная оценка доказательств, законодательно закреплялся принцип несменяемости судей. Все постоянные, или коронные судьи (члены окружного суда и судебной палаты) назначались императором по представлению министра юстиции. Без слепого подражания, но все же ближе всего российский суд присяжных держался английского образца.

Вообще же присяжными заседателями могли быть только мужчины в возрасте от 25 до 70 лет, русские подданные. Для них были установлены ценз оседлости – два года и имущественный ценз. Не могли быть присяжными заседателями лица, состоявшие под судом и следствием, слепые, глухие, умалишенные, объявленные несостоятельными должниками, впавшие в крайнюю бедность, домашняя прислуга. Кроме того, не подлежали включению в списки присяжных священнослужители и монашествующие, лица, занимавшие генеральские должности (первые четыре класса по табели о рангах), работники суда и прокуратуры, чиновники полиции, военнослужащие, учителя и некоторые другие.

Из лиц, обладающих необходимым цензом, составлялся общий список присяжных заседателей, который у противников суда назывался не иначе, как суд толпы, суд улицы. Общий список был основой для составления очередных списков, по которым лица вызывались в суд в течение будущего года. Очередные списки публиковались в газетах.

Присяжные в зале судебного заседания размещались отдельно от коронных судей.

Вердикт присяжных являлся основанием для вынесения коронными судьями обвинительного или оправдательного приговора.

Присяжным не представлялось право и возможность изучать материалы предварительного следствия, благодаря чему у них не формировалось, как у профессиональных судей, предубеждения в виновности подсудимого. Практика назначения мер наказания судом с участием присяжных отличалась большей мягкостью, чем по обвинительным приговорам судебных палат, что вызывало повышенное доверие народа к суду.

2. Суд присяжных в новой России

Спустя более 70 лет с момента прекращения деятельности суда присяжных в России при проведении судебной реформы в Российской Федерации вновь возник вопрос о воссоздании суда присяжных.

В соответствии с Законом РФ от 16 июля 1993 года «О внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР» и Закон «О судоустройстве в РФ» началось поэтапное введение суда присяжных. С ноября 1993 года по март 1996 года суды присяжных введены в 9 краях и областях России.

Была ли необходимость возвращаться в современных условиях к форме правосудия, которая не прижилась?

При введении суда присяжных законодатель исходил из того, что суд присяжных особенно необходим в случаях, когда правам человека угрожают такие последствия, как тяжкие меры наказания и когда общество и государство должны обеспечить систему гарантий, предупреждающую от нарушений прав личности, от судебной ошибки. Необходимость введения таких гарантий очень ощущается в период государственных реформ. Хотя Конституция РФ предусматривает возможность участия присяжных заседателей при рассмотрении и гражданских дел, законом допущено участие присяжных по делам, подсудным областным, краевым (и приравненным к ним городским) судам: об убийстве, изнасиловании, об отдельных особо опасных государственных преступлениях, хищениях государственного и общественного имущества в особо крупных размерах, по должностным, хозяйственным преступлениям и по делам о преступлении против правосудия, т.е. по делам о преступлениях повышенной общественной опасности, предусматривающих наиболее суровые меры социальной защиты. И в этом случае суд присяжных признается наиболее надежной системой судебной защиты прав и законных интересов личности, защиты от произвола и судебной ошибки.

Присяжные заседатели в решении главного вопроса правосудия по уголовному делу действуют независимо от профессиональных судов.

Присяжные заседатели, участвуя в исследовании и решении вопросов фактической стороны уголовного дела, относящихся к событию преступления, причастности в совершении преступления, вкладывают в правосудие необходимые для него практические знания и опыт. Они должны делать это независимо от чьего-либо влияния и давления. Участие присяжных заседателей в исследовании обстоятельств дела основано на том очевидном положении, что разобраться в фактах, происшедших событиях способен каждый человек в меру своих познаний и опыта. Участвуя в судебном разбирательстве присяжный заседатель согласно принципу презумпции невиновности исходит (должен исходить) из предположения, что стоящее перед судом лицо не виновно, пока иное не будет подтверждено вступившим в законную силу приговором.

Осведомленность присяжных о социальных проблемах создает условия к тому, что они будут правильно понимать исследуемые события и факты и по совести оценивать их.

Одно из несомненных достоинств суда присяжных состоит и в том, что им обеспечивается применение закона, как он понимается населением. Следует быть убежденным в том, что человек, представший перед судом, понимал или мог понимать закон, за нарушение которого он осужден. Доказательством возможности понимания закона является удостоверение 12 частных и не имеющих юридической подготовки лиц, признающих своим решением, что закон доступен пониманию.

Присяжные заседатели подбираются по спискам, составляемым администрацией из лиц, постоянно проживающих в районах и городах области, края (субъекта Федерации). Состав присяжных заседателей определен законом «О судоустройстве РСФСР» и УПК. Присяжными заседателями признаются граждане Российской Федерации, которые включены в списки присяжных заседателей и призваны в установленном законом порядке к участию в рассмотрении дела судом. В списки присяжных заседателей включаются граждане России, достигшие 25 лет. Основой для составления списков присяжных заседателей являются списки избирателей или участников референдума.

Закон предусматривает ряд условий, при которых граждане могут быть исключены из списка присяжных заседателей.

Условия исключения присяжных заседателей из списка можно подразделить для удобства их рассмотрения и запоминания на 4 группы.

Первую группу составляют условия, когда лица:

1) не внесены в списки избирателей или граждан, имеющих право участвовать в референдуме;

2) не достигли 25 летнего возраста;

3) лица, имеющие не погашенную или не снятую судимость;

4) лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Учтено, что на выполнение полномочий перечисленной группой лиц могут влиять указанные обстоятельства. Исключение этой группы лиц производится без учета волеизъявления.

Вторую группу составляют условия, при которых гражданин должен свое волеизъявление изложить письменно о невозможности быть присяжным заседателем. Эти заявления являются основанием для исключения лиц из списков присяжных заседателей:

1) судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу спецслужб; руководители и заместители руководителей органов представительной и законодательной власти;

2) военнослужащие;

3) лица, достигшие 70 летнего возраста;

4) лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство в данной местности;

5) немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами, а также неспособные в силу своих физических или психических недостатков успешно выполнять обязанности присяжных заседателей.

По инициативе председателя суда или председательствующего судьи освобождаются:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, что должно быть зарегистрировано официальными органами;

2) женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

3) лица, которые по своим религиоз

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *