Теория циклического балансирования бюджета – Теория циклического балансирования бюджета

Теория «циклического бюджета», инструменты ее реализации. — КиберПедия

В основе теории циклического балансирования бюджета также лежит идея балансирования государственного бюджета. Но сведение госбюджета происходит не на годичной основе, а на основе циклов развития экономической конъюнктуры. Суть данной теории состоит в том, что во время экономического спада государство должно сокращать налоги и увеличивать расходы государственного бюджета, допуская бюджетный дефицит и таким образом усиливая дополнительный спрос в экономике. За счет государственного долга возможно финансирование всех постоянных и чрезвычайных расходов. В течение фазы экономического подъема государство выплачивает все долги на основе повышенных ставок налогообложения, в результате к концу цикла бюджет становится сбалансированным. При этом для финансовой политики неважно, на какую фазу цикла приходится проведение соответствующих бюджетно-налоговых мероприятий. В фазе высокой конъюнктуры возможно образование запасов (аккумулирование средств на счетах эмиссионного банка) или выплата уже имеющихся долгов. Во время депрессии должна проводиться противоположная политика: поддержание на определенном уровне (или даже повышение) расходов, при условии уменьшения доходов. Запланированный дефицит покрывается за счет накопленных центральным банком запасов.

Государственная задолженность в результате дефицитного финансирования понимается в теории циклического балансирования бюджета как сознательное использование государственных займов для финансирования бюджетного дефицита, возникшего из-за уменьшения доходов от налогообложения в фазе экономической стагнации. Государство в период спада должно не только препятствовать уменьшению государственных расходов, но и компенсировать резкое падение спроса в частном секторе, чтобы не допустить снижения производственных мощностей. Таким образом, государственный дефицит в периоде снижающегося совокупного спроса не только приемлем, но и даже необходим.

Другая версия этой бюджетной концепции предусматривает возможность кредитного финансирования государственных расходов только за счет ликвидных средств негосударственного сектора, для которых не может быть найдено эффективного источника вложения. В период бума государство должно следить за тем, чтобы погашение государственной задолженности не приняло слишком значительных объемов, чтобы избежать превращения бюджетной политики в проциклическую.

Что касается вопроса границ государственной задолженности, то дефицит государственного бюджета, согласно теории циклического балансирования бюджета, может допускаться только в том объеме, который равен превышению доходов над расходами во время фазы роста экономики. Объемы государственного кредита при этом не могут быть связаны с объектом финансирования, так как все действия государства по сглаживанию экономической конъюнктуры рассматриваются как продуктивные.



Одна из них проблем применение данной теории – прогнозирование развития экономической конъюнктуры, т.к. достаточно сложно точно выделить сам цикл экономического развития, а также фазу, в которой на данный момент находится народное хозяйство. Симметричность циклов также спорный вопрос, а, если существование регулярного конъюнктурного цикла ставится под сомнение, то невозможно определить тот период, в течение которого государственный бюджет должен быть сбалансирован.

Значительную роль в теории балансирования бюджета на циклической основе играют политические факторы. Накопление государственных средств во время фазы экономического роста традиционно наталкивается на политическое противодействие, так как руководство страны имеет свои собственные представления о механизмах экономического развития и преследует другие цели: общая цель стабилизации конъюнктуры обычно подчинена срочным задачам политической конъюнктуры, решение которых ведет к увеличению расходов.

Бюджетно-налоговая политика, поставленная на службу антициклическому регулированию, обычно пренебрегает структурно-политическими и общественно-политическими аспектами государственной деятельности. Так, например, полностью обусловленное конъюнктурой сокращение или отсрочка государственных расходов может привести к тому, что важнейшие государственные задачи в области фундаментальных исследований или развития государственной инфраструктуры останутся не профинансированными.

 

cyberpedia.su

Теория «циклического бюджета», инструменты ее реализации.

Поиск Лекций

В основе теории циклического балансирования бюджета также лежит идея балансирования государственного бюджета. Но сведение госбюджета происходит не на годичной основе, а на основе циклов развития экономической конъюнктуры. Суть данной теории состоит в том, что во время экономического спада государство должно сокращать налоги и увеличивать расходы государственного бюджета, допуская бюджетный дефицит и таким образом усиливая дополнительный спрос в экономике. За счет государственного долга возможно финансирование всех постоянных и чрезвычайных расходов. В течение фазы экономического подъема государство выплачивает все долги на основе повышенных ставок налогообложения, в результате к концу цикла бюджет становится сбалансированным. При этом для финансовой политики неважно, на какую фазу цикла приходится проведение соответствующих бюджетно-налоговых мероприятий. В фазе высокой конъюнктуры возможно образование запасов (аккумулирование средств на счетах эмиссионного банка) или выплата уже имеющихся долгов. Во время депрессии должна проводиться противоположная политика: поддержание на определенном уровне (или даже повышение) расходов, при условии уменьшения доходов. Запланированный дефицит покрывается за счет накопленных центральным банком запасов.

Государственная задолженность в результате дефицитного финансирования понимается в теории циклического балансирования бюджета как сознательное использование государственных займов для финансирования бюджетного дефицита, возникшего из-за уменьшения доходов от налогообложения в фазе экономической стагнации. Государство в период спада должно не только препятствовать уменьшению государственных расходов, но и компенсировать резкое падение спроса в частном секторе, чтобы не допустить снижения производственных мощностей. Таким образом, государственный дефицит в периоде снижающегося совокупного спроса не только приемлем, но и даже необходим.

Другая версия этой бюджетной концепции предусматривает возможность кредитного финансирования государственных расходов только за счет ликвидных средств негосударственного сектора, для которых не может быть найдено эффективного источника вложения. В период бума государство должно следить за тем, чтобы погашение государственной задолженности не приняло слишком значительных объемов, чтобы избежать превращения бюджетной политики в проциклическую.

Что касается вопроса границ государственной задолженности, то дефицит государственного бюджета, согласно теории циклического балансирования бюджета, может допускаться только в том объеме, который равен превышению доходов над расходами во время фазы роста экономики. Объемы государственного кредита при этом не могут быть связаны с объектом финансирования, так как все действия государства по сглаживанию экономической конъюнктуры рассматриваются как продуктивные.

Одна из них проблем применение данной теории – прогнозирование развития экономической конъюнктуры, т.к. достаточно сложно точно выделить сам цикл экономического развития, а также фазу, в которой на данный момент находится народное хозяйство. Симметричность циклов также спорный вопрос, а, если существование регулярного конъюнктурного цикла ставится под сомнение, то невозможно определить тот период, в течение которого государственный бюджет должен быть сбалансирован.

Значительную роль в теории балансирования бюджета на циклической основе играют политические факторы. Накопление государственных средств во время фазы экономического роста традиционно наталкивается на политическое противодействие, так как руководство страны имеет свои собственные представления о механизмах экономического развития и преследует другие цели: общая цель стабилизации конъюнктуры обычно подчинена срочным задачам политической конъюнктуры, решение которых ведет к увеличению расходов.

Бюджетно-налоговая политика, поставленная на службу антициклическому регулированию, обычно пренебрегает структурно-политическими и общественно-политическими аспектами государственной деятельности. Так, например, полностью обусловленное конъюнктурой сокращение или отсрочка государственных расходов может привести к тому, что важнейшие государственные задачи в области фундаментальных исследований или развития государственной инфраструктуры останутся не профинансированными.

 


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

3. Три концепции политики балансирования бюджета

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До «Великой депрессии» 30-х годов ежегодно балансируемый бюджет общепризнанно считался целью финансовой политики государства. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что ежегодно балансируемый бюджет углубляет колебания экономического цикла. Например, в период безработицы доходы населения падают. Налоговые поступления в бюджет сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, что вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего подъема правительство повышает налоги и сокращает расходы. Возникающие на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие долга, возникающего в период спада. Таким образом правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности, предсказать их силу трудно. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета – на ежегодной или на циклической основе – второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с дефицитом или профицитом бюджета, малозначимы в сравнении продолжительными спадами или устойчивой инфляцией. Федеральный бюджет является, прежде всего, инструментом достижения и поддержания экономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на любой дефицит или профицит для достижения этой цели.

Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны.

Такая политика предполагает:

  • Наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;

  • Контроль над бюджетным дефицитом и поиск источников его покрытия;

  • Выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Овладение этой политикой позволяет находить оптимальную величину бюджетного дефицита. Так, в конце 80-х годов бюджетный дефицит во Франции составлял 9,6% от ВНП, в США – 11,6, в ФРГ = 14, в Японии – 15,6, в Бельгии – 25,1, в Италии – 25,5, в Греции – 31,2%.

Однако при всей привлекательности такой политики, значительные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран. Так, американская экономика длительные годы функционировала в условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Но к середине 90-х годов дефицит бюджета США приобрел особо крупные масштабы, что заставило правительство изыскивать действенные средства борьбы с ним.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дефицит бюджета является отрицательным явлением, но ещё опаснее для экономики и финансов страны его устранение за счёт сокращения важнейших расходов бюджета или введения высоких налогов, «способствующих» спаду в экономике. Последствия таких мер являются гораздо более тяжелыми для финансов и экономики страны, чем последствия небольшого дефицита бюджета. В то же время, с учётом мирового опыта, величина бюджетного дефицита не должна превышать двух-трёх процентов ВВП. Наличие большего дефицита требует осуществления мер его скорейшему сокращению.

Финансирование бюджетного дефицита может осуществляться с помощью разнообразных форм государственного кредита. Денежная эмиссия, не обусловленная потребностями экономики, грубо нарушает законы денежного обращения. Поэтому такая эмиссия не допустима.

Для устранения или нормализации бюджетного дефицита необходимо оздоровление самой экономики, так как без динамичного развития экономики невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы финансовые меры ни применялись.

4

studfiles.net

Концептуальные подходы сбалансирования государственного бюджета. Негативные последствия ежегодного сбалансирования госбюджета.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документстраны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Проблема балансирования государственного бюджета. Существуют три подхода к данной проблеме.

1. Бюджет, балансируемый ежегодно. Сальдо доходов и расходов в общей сложности равняется нулю. Секвестр — процесс приведения расходов к величине соответствующих поступлений в государственный бюджет. С одной стороны, эта мера предотвращает возможность появления бюджетного дефицита, а с другой — с сокращением госрасходов сокращаются доходы некоторых групп населения: заработная плата, льготы налогообложения, трансфертные платежи и т.п.

2. Недостатком такого подхода является то, что попытки сбалансировать бюджет приводят к колебаниям национального дохода. В условиях кризиса и дефицитности госбюджета правительство начнёт сокращать расходы и увеличивать налоговую ставку, что усилит спад. При подъёме в экономике в качестве предотвращения дефицита нужно повышать расходы и снижать налоги. Однако это способствует возникновению инфляции. Возникает противоречие, в результате которого становится понятно, что ежегодное балансирование бюджета препятствует действию экономических стабилизаторов.

1. Бюджет, балансируемый на циклической основе. Суть заключена в том, чтобы сбалансировать бюджет в пределах одного цикла (один раз за несколько лет). При рецессии, несомненно, возникнет бюджетный дефицит, но он будет компенсироваться бюджетными излишками, которые были получены во время экономического подъёма.

2. Функциональный подход к балансированию бюджета. Сторонники этого подхода интересуются вопросом, какова задача макроэкономической политики: балансирование бюджета или экономики. Если балансирование экономики, то достижение этой цели будет сопровождаться накоплением бюджетных дефицитов и, следовательно, государственного долга.

Во многих странах разрабатываются принципы и правила фискальной политики, которые способны ограничить дискреционную политику. Основными типами правил в настоящее время являются:

1) сбалансированность бюджета, правила его дефицита:

А) баланс между совокупными доходами и расходами;

Б) баланс между доходами и расходами, отрегулированными в зависимости от фазы экономического цикла;

В) баланс между доходами и расходами текущих операций;

2) правила предоставления займов: а) нельзя осуществлять государственные займы из внутренних источников;

Б) нельзя брать займы у Центрального банка страны, но можно у коммерческих банков и населения;

3) правила, касающиеся долга и резерва:

А) общие государственные обязательства ограничиваются долей ВНП;

Б) размер внебюджетных фондов социальной сферы определяется ежегодными отчислениями из государственного бюджета.

Кредитная система рф. Кредит: сущность, принципы, формы.

Между кредитором и заёмщиком складываются определённые экономические отношения, которые называются кредитными отношениями.

Кредит выступает в двух основных формах: коммерческого и банковского кредита. Обе эти формы различаются по составу участников, объектам кредитования, динамике движения кредита, величине процента и сфере использования. Коммерческий кредит предоставляется одними функционирующими бизнесменами другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Коммерческий кредит имеет своей целью ускорение реализации товаров и заключённой в них прибыли. Размеры коммерческого кредита ограничены величиной резервных капиталов, имеющихся в распоряжении функционирующих промышленных и торговых предпринимателей. Банковский кредит предоставляется в денежной форме. Он не ограничен направлением, сроками и суммами кредитных сделок.

Потребительский кредитв основном связан с предоставлением населению ссуд на приобретение товаров длительного пользования. Такие ссуды погашаются в рассрочку, по частям. К потребительскому относят и кредит ломбардов. Он выдаётся под залог движимого имущества, включая драгоценные камни и металлы, сроком до трёх месяцев в размере от 50 до 80% стоимости закладываемого имущества. Если ссуда не погашается в срок, вещи, сданные в ломбард, продаются, а вырученные средства идут на покрытие долга.

Лизинг— это предоставление в долгосрочную аренду машин и оборудования, транспортных средств и т.д. при сохранении права собственности на них за арендодателем. Он делится на финансовый и оперативный. При финансовом лизинге технические средства предоставляются на весь срок их амортизации; при оперативном срок соглашения короче срока службы средств производства.

Международный кредитпредставляет собой кредит, выдаваемый государствами, международными кредитно-финансовыми институтами, частными фирмами в процессе международного экономического сотрудничества. Он имеет в основном денежную форму, хотя может предоставляться и в товарной. Кредиты, выдаваемые в денежной форме и имеющие долгосрочный характер, получили название внешних займов. Международный коммерческий кредит часто выступает в виде фирменного кредита, когда фирма-экспортёр одной страны предоставляет импортёру другой страны отсрочку платежа.

Система кредитных учреждений.Система кредитных учреждений выступает как совокупность кредитно-финансовых организаций, которые создают деньги, предоставляют их в кредит и аккумулируют их на банковских счетах и в сберегательных банках. Существует система кредитных учреждений за счёт доходов, которые получают эти финансовые учреждения. Доходы же складываются в виде разницы, которую получают банки, между процентами за предоставляемые ссуды и теми процентами, которые выплачивают банки по вкладам.

Кредитная система подразделяется на ряд структурных звеньев. Сюда входят Центральный банк, специфической функцией которого является эмиссия денег; коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения. Кроме эмиссии денег Центральный (Национальный) банк следит за деятельностью всех остальных банков и своих собственных отделений и контор, регулирует финансовую деятельность кредитно-финансовых учреждений.

Коммерческие банки занимаются непосредственными финансовыми операциями по обслуживанию предприятий, организаций, частных лиц. В принципе, коммерческие банки должны строго контролироваться Национальным банком, этого требует финансовая исполнительная дисциплина.

Специализированные кредитно-финансовые институты могут быть представлены инвестиционными, страховыми компаниями, фондовыми биржами, траст-фондами, пенсионными фондами и т.д. Они выполняют различные вспомогательные финансовые функции и денежные операции.

Кроме названных национальных финансовых институтов существуют различные межгосударственные кредитно-финансовые учреждения. Здесь следует особо назвать и отметить Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Банк международных расчётов и т.д. Их функции предопределяются стоящими перед мировым сообществом задачами на том или ином этапе развития.

М

studfiles.net

Концепция циклического балансирования — Eclib.net

Учебники по экономике

Концепция циклического балансирования

  Снижение налогов при неизменных государственных расходах или увеличение государственных расходов при неизменных налоговых поступлениях ведет к образованию дефицита государственного бюджета, а затем и государственного долга. С традиционной точки зрения на государственный долг, которой придерживается большинство экономистов, сокращение налогов стимулирует рост расходов потребителей и ведет к сокращению сбережений. Дефицит государственного бюджета и государственный долг оказывают существенное влияние на развитие экономической системы. Это влияние аналогично воздействию экспансионистской бюджетно-налоговой политики на реальный объем производства, уровень цен, процентную ставку и инвестиции. В краткосрочном периоде увеличение потребительских расходов и государственный долг приводят к росту спроса на товары, росту цен, росту объемов производства и росту занятости. В долгосрочном плане повышение цен усиливает «эффект вытеснения» и возвращает реальный объем производства к реальному уровню. В результате жизнь современного поколения улучшится (хотя и на фоне инфляции) благодаря снижению налогов и увеличению государственных сбережений, но последствия нынешнего государственного долга лягут на «плечи» будущих поколений.
  В данной концепции совмещены идеи о бюджете как инструменте экономической политики, с одной стороны, и обязательности его балансирования — с другой. Утверждается возможность балансирования бюджета в ходе экономического цикла, как это представлено на рис 2.
  Дефициты в периоды спада позволяют стимулировать совокупный спрос, а излишки в периоды подъемов — сдерживать «перегрев» экономики.
  Такая политика может быть реализована как дискреционными методами, так и автоматически, с помощью встроенных стабилизаторов. В результате удается сгладить амплитуду колебаний цикла на 30-35 %.
  Однако данная концепция уязвима в части возможности балансирования государственного бюджета по причине различий в глубине и продолжительности фаз цикла. К примеру, глубокий спад может сопровождаться незначительным, по своим масштабом, подъемом. Большой дефицит государственного бюджета, возникший в период спада, не перекрывается незначительным профицитом бюджета периода подъема. В конечном результате возникает циклический дефицит.


eclib.net

55.Проблема балансирования государственного бюджета.

Существовала дискуссия, связанная с разными взглядами, по поводу проблемы государственного бюджета. 3 подхода: 1) Бюджет надо балансировать ежегодно, т.е дефицит государственного бюджета должен быть равен 0. Вплоть до выхода работы Кейнса ( 1936 г » общая теория занятости процента и денег») этот подход считался основным. Такая мера как СЕКВЕСТР — приведение текущих расходов в соответствии с текущими доходами. Секвестр мера не популярная, так как сокращение расходов государства — это сокращение чьих- то доходов. Заработная плата государственных служащих различных дотаций, льгот по налогообложению и т. д. Многие экономисты этот подход критиковали. 2) Бюджет нужно балансировать на циклической основе, а не ежегодно. Так в годы рецессии ( небольшой спад объема производства) противодействуя спаду, государство будет сталкиваться с дефицитом государственного бюджета, но он будет компенсироваться бюджетным излишком в годы подъема. 3) Функциональный подход балансирования государственного бюджета ( Теория функциональных финансов). Главная задача макроэкономики не балансирование государственного бюджета, а балансирование самой экономики, т.е макроэкономическое равновесие, а оно может существовать и при дефиците государственного бюджета. Не нужно путать экономику с » жизнью в долг», потому что и в этих условиях достижимо макроэкономическое равновесие(МЭР). Высокоразвитые рыночные экономики » жизнь в долг»- нормальное состояние экономики. Вопрос в другом: какова величина долга? Поэтому в последние 5-10 лет вновь стала популярна идея балансирования государственного бюджета, тем более этого требует и МВФ как один из крупнейших кредиторов нашей страны.

56.Государственный долг и его последствия.

Государственный долг — это сумма накопленных в стране за определенный период времени бюджетных дефицитов , накопленных за этот период бюджетных профицитов. Различают ВНЕШНИЙ ДОЛГ — ЗАЙМЫ ГОСУДАРСТВА у граждан и организаций за рубежом, т. е долг государства перед нерезидентами. То, что государство берет взаймы для финансирования дефицита государственного бюджета внутри страны, т. е долг государства перед его резидентами. В конце 90-х в РФ государственный долг нарастал по следующим причинам: 1) Часть внешнего долга СССР РФ приняла на себя ( 102млрд долларов), остальная задолженность сформировалась в связи с заимствованием правительства ( 92-98), на внешнем рынке заимствование 25млрд долларов, на внутреннем- 70 млрд долларов. Поскольку российскому правительству не удалось ни за один год из 7, осуществляя рыночные образования, добиться балансирования государственного бюджета, потому что дефицит покрывался начиная с 95 года за счет внутренних и внешних займов. До 95 г. МИНФИН покрывал дефицит государственного бюджета, за счет прямых заимствований государственного бюджета, т. е МИНФИН осуществлял монетизацию государственного долга. Стали выпускать ГКО и ОФЗ т. е правительство решило обеспечивать государственный долг не инфляционным путем, но мобилизованные средства использовались не эффективно, т. е направлялись на поддержку нерентабельных предприятий, не удалось осуществить перестройку для стимулирования и развития мелкого и среднего бизнеса. Доходность по ГКО составляла более 200% годовых, доля нерезидентов — более 30%. Когда подходило время выплат по текущим сериям, государство выпускало новые серии, т. е долг РЕФИНАНСИРОВАНИЯ. В тоже время к 2000 году в связи с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой ( рост цен на энергоносители), значительная часть внешнего долга была погашена. В связи с рефинансированием государственного долга правительство » выстраивало» финансовую пирамиду ( 17 августа 1998 года) было объявлено о замораживании выплат по внутренним долгам и 90-дневный мораторий на выплату долгов коммерческими банками своим внешним кредиторам. Социально- экономические последствия задолженности. Некоторые экономисты говорят о том, что проблемы государственного долга во многом мнимые, так как государство обанкротиться не может в силу ряда причин: 1) Оно может рефинансировать свой долг. Такая схема финансирования именуется «СХЕМОЙ ПОНЗИ». Это американский бизнесмен, который летом 1920 года собрал 9,5 млн долларов с 10 тысяч инвесторов, продавая долговые обязательства с обещанием выплатить им по 50% дохода через 45 дней. Первым инвесторам он доход оплатил, но остальным нет. 2) Государство по конституции может облагать население и бизнес налогами, чтобы иметь источник для выплаты государственного долга. 3) Государство обладает монопольным правом на эмиссию денежных знаков. Размеры задолженности РФ в середине 98 были не так уж велики по сравнению с США. Их внешний долг составлял 6,8 триллионов долларов. До девальвации в РОССИИ долг был 200 млрд долларов. Важно знать не абсолютную величину долга, а его долю в ВВП. Есть критерий МААСТРИХТСКИЙ СТАНДАРТ, который устанавливает величину государственного долга 60%. В России в июле 98 его величина была 15%.

studfiles.net

4. Балансирование бюджета и бюджетный дефицит.

Одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита и государственного долга. Дефицит бюджета — это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный дефицит. Структурный дефицит — это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянном заданном уровне безработицы (6%). Если уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит за счет роста выплат пособий по безработице, частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита.

Изменения структурного и циклического дефицита находятся в зависимости от состояния экономики. Так, в период восстановления экономики после экономического спада сокращается циклический дефицит. В то же время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за счет роста доходов на оборону или на проведение различных социальных программ).

Причины бюджетного дефицита:

  • спад общественного производства;

  • рост предельных издержек общественного производства;

  • массовый выпуск “пустых” денег;

  • излишне, неоправданно раздутые социальные программы;

  • возросшие затраты на финансирование ВПК;

  • оборот “теневого” капитала в огромных масштабах;

  • возможной причиной бюджетного дефицита являются и огромные непроизводственные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство имеет два способа покрытия дефицита бюджета — это государственные займы и усиление налогообложения. Но есть третий способ — это печатание денег (сенворат).

Бюджетный дефицит относится к отрицательным экономическим категориям, таким как кризис, инфляция, банкротство, безработица, однако они являются неотъемлемыми элементами экономики. Бездефицитность бюджета еще не означает здоровья экономики.

Существует несколько различных подходов к составлению и использованию государственного бюджета:

  • ежегодное балансирование. Основная проблема бюджета, балансируемого ежегодно, состоит в том, что он уменьшает эффективность фискальной политики, которая направлена на стабилизацию;

  • циклическое балансирование бюджета базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла;

  • функциональное балансирование. Функциональное балансирование — это концепция, в соответствии с которой основной целью федеральных финансов является стабилизация экономики, а проблемы, порожденные последовательными

Фискальная политика, ориентированная на борьбу с безработицей, предусматривает рост правительственных расходов и сокращение налогов — т.е. бюджетные дефициты. В свою очередь, элементами фискальной политики, имеющей целью коррекцию инфляции спроса, становятся сокращения правительственных расходов при росте налогов — т.е., появление бюджетных излишков.

Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что равные приросты правительственных расходов и налогов вызывают увеличение объема ВНП на величину прироста государственных расходов и налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета действует независимо от величины предельных склонностей к потреблению и сбережению.

Фундаментальная цель фискальной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада возникает вопрос о стимулирующей фискальной политике. Она включает: (1) увеличение государственных расходов, или (2) снижение налогов, или (3) сочетание (1) и (2). Другими словами, если в исходном пункте имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

И, наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточная спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая политика включает: (1) уменьшение правительственных расходов, или (2) увеличение налогов, или (3) сочетание (1) и (2). Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией. Однако, надо помнить о том, что размеры ВНП зависят не только от разницы между правительственными расходами и налогами (т.е. от размеров дефицита или положительного сальдо), но и от абсолютных размеров бюджета. Поскольку изменение правительственных расходов имеет более мощный стимулирующий эффект на совокупные расходы по сравнению с изменением налогов возросший бюджет со сравнительно небольшим положительным сальдо может иметь незначительный стимулирующий эффект. Следовательно, если желательной является сдерживающая фискальная политика, размеры бюджетного излишка должны быть весьма значительны, чтобы перекрыть действие мультивибратора сбалансированного бюджета.

Нарастание бюджетного дефицита в экономике приводит к появлению и росту государственного долга.

Государственный долг — это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.

Различают внутренний и внешний государственный долг.

Внутренний долг государства — это долг своему населению, приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Может ли большой государственный долг привести к банкротству правительства?Нет, не может, потому что, во-первых, нет никаких причин, которые заставляли бы сокращать государственный долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвидации. На практике, как только подходит ежемесячный срок платежа по каким-то частям этого долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы получить средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил. Правительство всего лишь рефинансирует свой долг, т.е. продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций. Во-вторых, правительство по конституции имеет право облагать население налогами и собирать их. Если это приемлемо для избирателей, увеличение налогов является тем способом, который есть у правительства для получения достаточных доходов для выплаты процентов и общей суммы государственного долга. В-третьих, правительство имеет право печатать деньги, которыми можно заплатить и основную сумму долга и проценты по долгу.

Внешний долг представляет собой более серьезную проблему. Внешний долг — задолженность гражданам или организациям других стран — является бременем, так как страна должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги другим странам. Негативные последствия, вызываемые государственным долгом в целом сводятся к следующему: а) выплаты процентов по государственному долгу увеличивают неравенство в доходах; б) выплаты процентов по долгу требуют повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов; в) выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевоз определенной части реального продукта за рубеж; г) заимствование правительством на рынке капиталов для того, чтобы рефинансировать долг и заплатить проценты, могут увеличить ставки процента и вытеснить частное инвестиционное финансирование.

Негативные последствия бюджетных дефицитов: а) повышение ставки процента и вытеснение частного инвестирования; б) увеличение спроса на отечественные ценные бумаги со стороны иностранцев; в) рост международной стоимости отечественной валюты, что обуславливает сокращение экспорта и рост импорта. Снижение чистого экспорта сдерживает развитие внутренней экономики.

Методы борьбы с крупными дефицитами и ростом государственного долга: а) конституционные поправки, законодательно устанавливающие ежегодно сбалансированный бюджет; б) установление новых федеральных налогов или введение более высоких ставок действующих налогов; в) усиление приватизации экономики посредством продажи государственных активов и программ в частный сектор; г) предоставление Президенту право вето по строкам и статьям бюджетных расходов.

1Примечание: Артур Лаффер являлся экономическим советником администрации Рейгана.

11

Лекция 18 Printed by Brain, GLUK Software

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *