Территории общего пользования это – Территория общего пользования — это… Понятие и перечень территорий общего пользования :: BusinessMan.ru

Содержание

Признаки территорий общего пользования судебная практика. Правовой режим земельных участков общего пользования

ОТВЕТЫ НИКОНОВА П.Н. НА ВОПРОСЫ ДИСКУССИИ ГИС-АССОЦИАЦИИ

В апреле 2011 года ГИС-Ассоциация объявила Интернет-дискуссию по теме: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЗАСТРОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Цель дискуссии: совершенствование существующих систем управления территориями и недвижимостью в российских городах.

Ниже представлена позиция по заявленным вопросам директора Бюро межевания городских территорий ЗАО «Петербургский НИПИград» ПАВЛА НИКОНОВА.

1.1. Что такое земли общего пользования?

Одним из критических недостатков действующего законодательства является практическое отсутствие в нем понятия «общее пользование». В законах оно упоминается, но далее упоминания дело не идет. В этом термине есть слова «общее» и «пользование».

1.1.1. Казалось бы, пользование — это право, которое названо в законе. Но только названо и не более. Ни закон, ни власти, ни суд это право не признают и не защищают. Если вы кому-то заявите, что имеете право общего пользования на какой-то объект общего пользования, то очень рассмешите или возмутите любое официальное лицо. Если администрация отдаст под застройку этот объект, то суд может признать, что администрация поступила неправильно, но не потому, что нарушила какие-то ваши права, а потому что нарушила Закон. И потому ваш иск, может быть, в суде даже не примут, сочтя вас ненадлежащим истцом. Ну а если примут, то не удовлетворят, остановив судебное исследование на вопросе, есть ли у вас те права, которые ответчик нарушил, и не найдут таковых. Так что, если иск будет подан вами (просто жителем, или общественной организацией), то скорее всего до оценки действия администрации суд просто не дойдет.

1.1.2. В российском законодательстве единого для всего законодательства определения родового понятия «объект общего пользования» как элемента системы города не существует. В Земельном кодексе есть одно упоминание о «Земельных участках общего пользования» (п.12.Ст.85). В Градостроительном кодексе есть единственное во всем законодательстве определение термина «территории общего пользования», а также упоминается термин «автомобильная дорога общего пользования». В Жилищном кодексе такие понятия не упоминаются вообще (за исключением помещений ОП). В законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» нет ни территорий, ни земельных участков общего пользования, но упоминаются «земли общего пользования», опять же «автомобильная дорога общего пользования» и «места общего пользования». Что же касается того, что предметно имеется в виду, Градостроительный кодекс в своем определении термина раскрывает его так: «территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары)». То есть территории, занятые общественными транспортно-пешеходными коммуникациями (ибо скверы, в противоположность практике их нынешнего употребления, это компактное озеленение узлов улично-дорожной сети). Это уточнение дано косвенно — раскрыто в скобках. Не понятно, исчерпывающий ли это перечень. В прежней редакции ГрадКодекса (1998 г.) этот термин был определен точно таким же косвенным способом, только перечень был несколько длиннее: территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. В Земельном Кодексе говориться не о территориях, а об земельных участках общего пользования: Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами… Но опять же и здесь нет прямого, сущностного толкования, а только все то же косвенное, с помощью незакрытого перечисления. В законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» названные объекты просто упоминаются, но никак не раскрываются.

Гражданский кодекс касается понятия «Земельный участок общего пользования» лишь в названии статьи 262. Но тут же в тексте статьи законодатель будто бы сразу забыл, о чем собирался сказать и стал говорить не об «участках общего пользования», а об «участках не закрытых для общего доступа».

Более того, имеют хождение термины, подобные по звучанию, но абсолютно иного смыслового содержания: «железнодорожный путь общего пользования», «судоходный путь общего пользования», «пристанские участки общего пользования», «автозаправочная станция общего пользования» и подобное. В том числе в законодательстве имеются и следующие определения: «Места общего пользования — крытые и открытые склады, а также участки, специально выдел

nauet.ru

Земельные участки территории общего пользования

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать,

как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 455-03-75. Это быстро и бесплатно!

Кроме частных земельных ресурсов, существует такой вид земли как территории общего пользования. Такой вид земельных ресурсов направлен на всеобщее использование на равных основаниях.

Находиться данный вид земельных средств непосредственно в населенных пунктах и включает в себя площади, которые необходимы для нормального существования человека.

Что говорит закон?

В соответствии с законодательными актами территория общего пользования – это та территория, которая предусмотрена для пользования неограниченным количеством лиц без наличия каких либо на то препятствий.

Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона N 178-ФЗ территории общественного использования не могут иметь определённого собственника и не имеют возможности быть приватизированными.

Также следует отметить! Что в понятие территории общего пользования входит определение земли общего пользования. Здесь необходимо понимать наличие возможного доступа любого гражданина на определенные земельные территории.

Какие земли относятся к категории земель общего пользования?

К такому роду земельных ресурсов необходимо отнести земли в пределах населенных пунктов, которыми пользуется общество без препятствий.

Сюда следует отнести следующие территории:

  • Территории, на которых расположены транспортные линии
  • Земельные участки, на которых построены строения социально-культурного значения

Для общества:

  • Территория для утилизации отходов
  • Земли, предназначенные для проведения захоронений
  • Площади, которые используются для культурного проведения времени
  • Земельные участки, на которых находятся постройки, которые являются необходимыми для жизнеобеспечения человека

Полезно знать! В качестве улучшения удовлетворения потребностей граждан эти земли могут быть беспрепятственно использованы в общественных интересах. Каждая категория земель общего назначения несет свои законодательные акты, в которых прописаны все возможные методы использования данной территории.

Для чего используются земли общего пользования?

Земли общего назначения не могут быть собственностью какого либо лица. Однако пользоваться землей можно некоторыми способами:

  1. Аренда территории — оформляется такой метод людьми, которые желают произвести строения на такой территории. Применимо для сделок юридических лиц и государства. Однако следует заметить, что при заключении соглашения в документации должен быть прописан тот факт, что произвести выкуп данной территории невозможно. В случае если недвижимость, которая построенная на такой площади, проходит процедуру дарения или продажи, автоматически к новому собственнику переходят права получения аренды.
  2. Пользование на безвозмездной основе — многие территории, которые имеются в пределах населенных пунктов и являются землями общего назначения. Физическое лицо не может стать владельцем такого рода имущества. Однако имеет полные права распоряжаться в любое время и неограниченное количество.

Есть некоторые исключения, когда на территории общественного пользования производиться капитальное строение, которое в дальнейшем происходит процедуру регистрации по всем необходимым правилам.

Отметим! В таком случае собственник может подать иск в судебный орган  и получить разрешение на оформление земельного участка на свое имя. Однако такие случаи случаются очень редко, чаще всего постоянным собственником земельных ресурсов остаётся государство.

Как происходит налогообложение земель общего пользования?

Граждане, которые пользуются земельными ресурсами, которые являются собственностью государства, должны производить уплату налогов,

однако в отличие от налогообложения обычного вида в данном случае имеются некоторые нюансы:

  • Лица, которые используют земельный участок на основаниях аренды, тогда налог начисляется только в случаях, если на территории есть недвижимость. Человек уплачивает налог на недвижимость, в случае если никаких строений которые имеют, официальное оформление нет, тогда пользователь обязуется уплачивать плату за аренду.
  • В случае если земельная территория общего назначения используется в качестве транспортных магистралей, налог будет считаться как транспортным и разделяться на количество возможных пользователей.
  • В случае если территория используется для общественного назначения товариществ, налог распределяется между всеми его участниками в равных долях.

Все формы использования земли общественного назначения подвергаются налогообложению в зависимости от рода их использования.

Ответственность за незаконное использование земель

При незаконном использовании таких территорий считается грубым нарушением и ведет к наказанию. Если ассматривать детально такой процесс, то отсутствие каких либо документов на права владения землей является использование земельных ресурсов на незаконных основаниях.

В случае выявления такого рода действий к нарушителю применяются следующие меры наказания:

  • Наложения штрафов – штраф зависит от размера земельного участка и его месторасположения.
  • Наложение штрафа и снесение всей имеющейся недвижимости — применяется в тех случаях, когда территория была незаконно захвачена и осуществлено строение построек. В такой ситуации виновный обязуется снести здания, уплатить штраф и вернуть земельному участку его первоначальный вид. Все эти действия нарушитель производит из собственного финансирования.

Проверку на такой вид нарушений проводят специальные органы, задача которых состоит в своевременном обнаружении нарушителей и наложений наказаний.

Использование земель общего пользования для проведения строения возможно, однако нужно знать, что для этого следует оформить договор аренды. Если же земля занимается без разрешения, тогда в случае обнаружения правонарушения субьект несет административное наказание.

Полезно знать! Поэтому для законного пользования и возведения нужных строений на таком виде земельных ресурсов требуется оформление документов по имеющимся правилам закона.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
 
+7 (499) 455-03-75 (Москва)
+7 (812) 407-26-30 (Санкт-Петербург)
 
Это быстро и бесплатно!

Бесплатная консультация юриста в сфере недвижимости


Читайте также:


realtymill.ru

Территории общего пользования — это… Что такое Территории общего пользования?

Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц[1].

Также, земельные участки общего пользования — находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не закрытые для общего доступа земельные участки, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка[2].

Территории (земельные участки) общего пользования не подлежат приватизации.

Перечень территорий общего пользования

Территории, занятые:

площадями, улицами, проездами;

набережными, бульварами;

автомобильными дорогами;

скверами, городскими садами, парками;

городскими лесами, лесопарками;

водными объектами общего пользования;

пляжами, береговой полосой водных объектов общего пользования[3].

Перечень территорий общего пользования не является исчерпывающим[4].

Леса как территории общего пользования

Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных Лесным кодексом.

Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено только в целях обеспечения: пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при выполнении работ[5].

Территории общего пользования в градостроительной деятельности

Территории общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон. Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. В документации по планировке территории существующие, планируемые границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.

Примечания

  1. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 20.03.2011), пункт 12 статьи 1. В Постановлении Правительства РФ от 02.02.1996 N 105 «Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений» (недейств.) было применено понятие «территории общественного пользования».
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2011), статья 262.
  3. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 20.03.2011), статья 85; «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 28.12.2010), статья 6; Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 22.11.2010) «О приватизации государственного и муниципального имущества», статья 28.
  4. Минфин РФ в письме от 06.03.2008 N 03-05-04-02/15, принимая во внимание сложившуюся судебно-арбитражную практику, высказал мнение, что земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование для размещения кладбищ и расположенные в границах населённых пунктов, могут рассматриваться как земли общего пользования. Ранее «Земельный кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) (ред. от 24.12.1993) относил к землям общего пользования также земельные участки полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий. В Законе РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» (в первоначальной редакции) говорилось о землях общего пользования населённых пунктов и коммунального хозяйства.
  5. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 29.12.2010), статья 11.

dic.academic.ru

Понятие земель общего пользования и их правовой режим Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 152, кн. 4 Гуманитарные науки 2010

УДК 349.414

ПОНЯТИЕ ЗЕМЕЛЬ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И ИХ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

З. Ф. Сафин, Э. Ф. Нигматуллина Аннотация

В статье раскрывается понятие земель общего пользования и анализируются некоторые теоретические и практические вопросы, связанные с правовым режимом их использования.

Ключевые слова: градостроительные регламенты, земельный участок, зона, красные линии, населенный пункт, общее пользование, приватизация, правовой режим, территориальное зонирование, территория.

Исследованию понятия земель общего пользования и их правового режима в юридической литературе уделено мало внимания. В основном эти вопросы подвергаются краткому освещению в учебной литературе по земельному праву в разделах, посвященных землям городов и иных населенных пунктов1. Между тем с теоретической и практической точек зрения правовой режим земель общего пользования современных городов и иных населенных пунктов уже давно должен был стать предметом самостоятельного изучения. Существует также необходимость в формулировке более честного и единообразного определения понятия этих земель.

В Земельном кодексе Российской Федерации (далее — ЗК РФ) [4] земли общего пользования в качестве самостоятельной категории либо в качестве самостоятельной территориальной зоны не выделяются. В ЗК РФ о них упоминается лишь в главе XV «Земли населенных пунктов». В соответствии со ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Помимо ЗК РФ о землях общего пользования говорится еще в двух федеральных законах: Градостроительном кодексе Российской Федерации [5] (далее — ГрК РФ) и Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 138-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [6] (далее -Закон о приватизации).

Согласно п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования — это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том

1 См. [1, с. 220-321; 2, с. 389-390; 3, с. 91-92].

числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями (п. 11 ст. 1 ГрК РФ).

По Закону о приватизации отчуждению (приватизации) не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие) (абз. 7 п. 8 ст. 28).

Как видно, в зависимости от предмета регулирования и отраслевой принадлежности в законах земли общего пользования называются по-разному. В ЗК РФ это земельные участки общего пользования, в Гр.К РФ — территории общего пользования, а в Законе о приватизации — земли общего пользования. Земельные участки, находящиеся в их составе, не могут быть отчуждены.

Между тем ЗК РФ понятию земельного участка придает несколько иной смысл. Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Основным среди них, безусловно, является Федеральный закон от 27 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» [7]. В соответствии с этим законом объектами кадастрового учета являются сведения об учтенном недвижимом имуществе, а также сведения о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий. Земельный участок, как недвижимое имущество, также является объектом кадастрового учета.

Понятие «граница земельного участка» в действующих законах не раскрывается1 . На определенных этапах регулирования земельных отношений это понятие давалось лишь на уровне нормативных актов субъектов Российской Федерации. Так, Временным положением о регистрации и оформлении документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость в г. Санкт-Петербурге, утвержденным Комитетом по земельным ресурсам г. Санкт-Петербурга от 29 декабря 1994 г. № 87, под границей земельного участка понимался замкнутый контур, территориально ограничивающий земельный участок, состоящий из определенных в установленном порядке линий между межевыми знаками.

Границы земель общего пользования обозначаются красными линиями независимо от того, сформированы на них отдельные земельные участки или нет. Сами же земли общего пользования кадастровому учету не подлежат. Вряд ли правильно называть эти земли территориями общего пользования. Это приводит на практике к смешению их с понятием «территориальные зоны». Земли общего пользования сами могут включаться в состав различных территориальных зон. Поэтому в федеральных законах необходимо закрепить единый термин «земли общего пользования».

1 В мировой практике существуют различные подходы к тому, что понимается под физической сущностью границы. Германская традиция в этом вопросе состоит в том, что граница трактуется как линия бесконечно малой толщины. В Англии практикуется концепция «Общей границы», то есть границы, отмеченной, например, канавой, межевой стеной или живой изгородью.

На основании норм действующего законодательства можно выделить основные признаки, характеризующие земли общего пользования и их правовой режим:

1) земли общего пользования располагаются в границах земель городов и иных населенных пунктов и включаются в состав различных территориальных зон;

2) границы земель общего пользования непосредственно обозначаются красными линиями;

3) они служат публичным интересам и выполняют социально-экономические, социально-бытовые, рекреационные и культурно-оздоровительные функции, поэтому ими пользуется неопределенный круг лиц;

4) они находятся в муниципальной или государственной собственности.

Указанные признаки существуют в единстве. Отсутствие хотя бы одного из

признаков лишает соответствующие земли правового режима земель общего пользования. По этим признакам земли общего пользования необходимо отличать также от аналогичных земельных участков, расположенных на территориях садоводческих некоммерческих объединений, участков, находящихся в составе общего имущества товариществ собственников жилья, участков, где установлен публичный сервитут. Последние, предназначаясь, по сути, для удовлетворения публичных интересов, в конечном итоге подчиняются иному правовому режиму.

Исходя из сказанного можно сформулировать следующее определение понятия земель общего пользования. Земли общего пользования представляют собой земли, расположенные в пределах границ земель городов и иных населенных пунктов в составе различных территориальных зон и обозначенные красными линиями, находящиеся в муниципальной либо государственной собственности, используемые в целях удовлетворения публичных интересов в соответствии с функциональным назначением этих земель.

Приведенное определение, на наш взгляд, дает возможность для более подробного анализа правового режима земель общего пользования, под которым прежде всего понимается совокупность правил их использования. Наиболее общие правила, содержащиеся в нормах соответствующих федеральных законов, нами уже были показаны. Основное правило — это подчинение их правового режима удовлетворению публичных интересов, а через них — и личного интереса. Соблюдая это правило, муниципальные образования могут разработать и принять соответствующие нормативные акты, конкретизирующие правила использования земель общего пользования.

Поэтому в ряде областей и краев РФ были приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие некоторые отношения по поводу земель общего пользования. Так, например, в г. Свободном [8] действует Порядок использования земель общего пользования. В г. Воронеже принято положение о порядке оформления разрешительной документации на установку и эксплуатацию временных металлических гаражей на землях общего пользования. В г. Челябинске правовой режим использования земель общего пользования подробно регламентирован в Правилах застройки и землепользования в г. Челябинске.

В соответствии с этими Правилами под городскими землями общего пользования понимаются земли, предназначенные для развития муниципальной инфра-

структуры и удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения, а также земли, отведенные во временное использование для установки на них некапитальных зданий и сооружений [9].

К перечню видов городских земель общего пользования отнесены:

1) лесопарки, парки, скверы, бульвары, водоемы, пляжи и другие территории культурно-бытового назначения;

2) площади, дороги, улицы, проезды, набережные, полигоны, кладбища1 и другие территории, предназначенные для развития муниципальной инфраструктуры;

3) свободные от застройки городские территории, являющиеся, в соответствии с градостроительной документацией, вышеперечисленными землями общего пользования;

4) земли, отведенные во временное использование для размещения на них некапитальных зданий и сооружений;

5) застроенные или частично застроенные городские территории, являющиеся, в соответствии с градостроительной документацией, вышеперечисленными землями общего пользования;

6) территории, функционально существующие как земли общего пользования (площади, дороги, скверы и т. п.), под которыми или над которыми располагаются капитальные сооружения (п. 3.1 Правил).

Подобная практика регулирования сложилась не случайно. Она продиктована отсутствием легального (законодательного) определения понятия земель общего пользования и их перечня.

Как уже было отмечено, ЗК РФ не предусматривает выделение земель общего пользования в отдельные территориальные зоны. Они могут включаться в одну или несколько территориальных зон. Вместе с тем в соответствии с п. 2

ч. 4 ст. 36 ГрК РФ на земельные участки в границах территорий общего пользования градостроительный регламент не распространяется. Это означает, что независимо от того, в какой территориальной зоне будет находиться земельный участок в составе земель общего пользования, к нему не будет применяться градостроительный регламент соответствующей территориальной зоны.

Без нарушения правового режима в целом на этих землях для размещения временных объектов (киосков, павильонов и т. д.) могут быть выделены отдельные земельные участки с определением границ их месторасположения. Так, в г. Казани, в соответствии с Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством в г. Казани, объекты мелкорозничной торговли (киоски, павильоны, летнее кафе, точки реализации бахчевых культур) могут размещаться на земельных участках, предоставленных на условиях краткосрочной аренды, вдоль автомобильных дорог, на перекрестках автомагистралей и остановках общественного транспорта [10].

Границы земель общего пользования обозначаются в документах территориального планирования муниципального образования красными линиями, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые)

1 Обладая признаками земель общего пользования, земельные участки, на которых располагаются полигоны, кладбища, всё же относятся к территориальной зоне специального назначения.

границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейнокабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее — линейные объекты). Следовательно, в населенных пунктах красными линиями обозначаются не только территории общего пользования, но и территории, где расположены линейные объекты.

Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий поселений. Красные линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами планировки территории, проектах межевания, планировки магистралей, улиц и площадей, инженерно-транспортных коммуникаций.

В соответствии с п. 4.6 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98) (утв. постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 г. № 18-30) корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения [11].

В последние годы в городах ведется активная работа по уточнению, разработке и утверждению проектов межевания земельных участков на территориях жилых кварталов. В результате часть земель общего пользования оказались отведенными в состав общего имущества товариществ собственников жилья, потеряв тем самым такой свой сущностный признак, как доступность их для неопределенного круга лиц. Не вызывает сомнения, что городские власти при этом достигают двоякой цели: увеличения налоговых сборов в бюджет и определенного упорядочения землепользования.

Так, в г. Казани во исполнение решения Представительного органа муниципального образования г. Казани от 29 ноября 2005 г. № 2-3 «О земельном налоге» в целях обеспечения поступления земельного налога в бюджет муниципального образования г. Казани было принято решение о разработке проектов межевания территорий, на которых расположены многоквартирные жилые дома. 27 октября 2008 г. постановлениями Руководителя исполкома г. Казани были утверждены проекты межевания городской территории и сформированы земельные участки, занимаемые многоквартирными жилыми домами, характеризующиеся обособленной и функциональной целостностью (проезды, тротуары, внутридворовые дороги и площадки, автомобильные стоянки и т. д.) [12].

Однако следует отметить, что значительная часть территории современного российского города представляет собой результат активного и массового воплощения свободной планировки жилых кварталов. В результате многие объекты повседневного быта (тротуары, проезды, мусоросборники, детские площадки, территории для парковки автомобилей и др.) оказались расположенными на участках земель общего пользования. Во многих жилых кварталах сложилась

ситуация, когда жильцы одного и того же дома, но разных подъездов пользуются различными объектами благоустройства, в то время как жильцы различных домов, напротив, одним. В этой связи максимальный учет роли и значения земель общего пользования при разработке и утверждении проектов межевания является особенно важным. В результате межевания каждый сформированный земельный участок должен быть обеспечен выездом на городскую уличную сеть, то есть должно быть совмещение линий транзитных пешеходных путей и внутриквартальных проездов.

Утвержденные проекты межевания в г. Казани, на наш взгляд, разорвали фактически сложившуюся функциональную и инфраструктурную целостность территории многих жилых кварталов. При этом практически не были учтены особенности правового режима земель общего пользования в целом и игнорированы требования п. 12 ст. 85 ЗК РФ.

ЗК РФ и Закон о приватизации запрещают приватизацию земельных участков, расположенных на землях общего пользования. При этом ЗК РФ закрепляет такой запрет безотносительно того, застроен конкретный земельный участок или нет, а закон о приватизации имеет в виду земельные участки, где расположены приватизированные капитальные здания, сооружения.

В юридической литературе и судебной практике сложились две противоположных позиции по поводу обоснованности такого положения. Так, по мнению И.А. Иконицкой, совершенно обоснованно признаются земельными участками, изъятыми из оборота, в частности, такие земли, как земли общего пользования [13, с. 9]. По мнению же Г. Эйриян, отчуждение имущества (в частности, земельного участка) сопряжено с переходом не только права собственности, но и права аренды. Последнее обстоятельство нужно рассматривать скорее как некорректную формулировку нормы права, а не как отождествление земельных участков, изъятых из оборота, и участков, не подлежащих приватизации [14, с. 108].

На практике в основном споры возникают в связи с необходимостью приобретения в собственность земельных участков, на которых расположены приватизированные объекты капитального строительства и которые оказались в пределах границ красных линий (на землях общего пользования, на землях, на которых находятся линейные объекты).

Арбитражные суды, как правило, отказывают в удовлетворении требований собственников строений и сооружений, ссылаясь при этом на ЗК РФ и Закон о приватизации1.

Однако, имеется и противоположная судебная практика. Так, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в своем постановлении от 19 января 2006 г. № Ф08-6405/05 [15] указал, что возведенное в установленном порядке строение на земельном участке в составе земли общего пользования меняет его назначение и, следовательно, земельный участок перестает быть территорией общего пользования и может быть отчужден.

1 Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 14 апреля 2004 г. № А-58/04 [11]; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2008 г. № А57-10939/07-39[10]; Решение Арбитражного суда Челябинской области от 19 августа 2008 г. по делу № А76-7399/2008-50-176 [18].

На наш взгляд, при решении этого вопроса необходимо учитывать каждую конкретную ситуацию. В этом смысле представляется более обоснованной позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, высказанная в постановлении от 19 мая 2009 г. № 1067/09 [19]. По мнению Президиума ВАС РФ, суды обязаны рассматривать генеральный план развития города как доказательство наличия либо отсутствия обстоятельств, препятствующих приватизации земельных участков в составе земель общего пользования, занимаемых зданиями, строениями и сооружениями.

Безусловно, незастроенные земельные участки из земель общего пользования не могут быть приватизированы. Застроенные участки предоставляются собственникам зданий, строений и сооружений, как правило, в аренду. А в соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ владение и пользование или временное пользование имуществом, переданным в аренду, осуществляется исключительно арендатором. В связи с этим даже передача таких участков только в аренду, а не в собственность затрудняет соблюдение правового режима земель общего пользования. При такой ситуации, на наш взгляд, необходимо в законодательном порядке разрешить приватизацию земельных участков из земель общего пользования, застроенных объектами инфраструктуры, социального и культурно-бытового значения, с учетом генерального плана развития населенного пункта и проектов планировки и застройки их территории.

Было бы неверным понимать земли общего пользования исключительно как территории незастроенные и в перспективе незастраиваемые. Значительное число таких земель представляют собой застроенные или по меньшей мере благоустроенные территории, в отношении которых возможна та или иная градостроительная деятельность.

Поэтому, учитывая крупномасштабную застройку территорий населенных пунктов, на наш взгляд, следует ввести градостроительные регламенты на земли общего пользования и разрешить строительство социально значимых объектов при условии соблюдения режима территориальных зон населенных пунктов и установления публичных сервитутов.

Summary

Z.F. Safin, E.F. Nigmatullina. The Concept of Common-Use Lands and Their Legal Regime.

The article reveals the concept of common-use land and analyzes some of the theoretical and practical questions connected with the legal regime of its use.

Key words: town-planning regulation, plot of land, zone, red line, human settlements, general use, privatization, legal regime, territorial zoning, territory.

Литература

1. Боголюбов С.А. Земельное право. — М.: Высш. образов., 2006. — 413 с.

2. Крассов О.И. Земельное право. — М.: Юрист, 2007. — 671 с.

3. Шейнин Л.Б. Земельное право России. — М.: Эксмо, 2007. — 351 с.

4. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации: [ФЗ РФ:

от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.

5. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации: [ФЗ РФ: от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. -2005. — № 1 (ч. 1). — Ст. 16.

6. Российская Федерация. Законы. О приватизации государственного и муниципального имущества Российская Федерация: [ФЗ РФ: от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. — 2001. — № 4. — Ст. 251.

7. Российская Федерация. Законы. О государственном кадастре недвижимости: [ФЗ РФ: от 27 июля 2007 г. № 221-ФЗ с изм. и доп.] // СЗ РФ. — 2007. — № 31. — Ст. 4017.

8. Решение Свободненского городского совета народных депутатов от 3 ноября 2005 г. № 71 « Об утверждении Порядка использования земель общего пользования на территории города Свободного» // СПС «Гарант». — иКЬ: http://www.garant.ru.

9. Правила застройки и землепользования в городе Челябинске, утвержденные решением Челябинской городской думы от 18 августа 1998 г. № 27/7 // Вечерний Челябинск. — 1998. — № 170.

10. Решение Казанской городской думы от 23 августа 2006 г. № 49-11 «Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством в городе Казани» // Казанские ведомости. — 2006. — № 192.

11. Постановление Госстроя РФ от 6 апреля 1998 г. № 18-30 о принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» / Госстрой РФ. — М.: ГУП ЦПП, 1999.

12. Постановление руководителя исполнительного комитета г. Казани от 27 октября 2008 г. «Об утверждении проектов межевания многоквартирных жилых домов» // Казанские ведомости. — 2008. — № 226.

13. Иконицкая И. Новый Земельный кодекс РФ: некоторые проблемы теории и практики применения // Государство и право. — 2002. — № 6. — С. 7-12.

14. Эйриян Г. Об особенностях правового режима земельных участков в пределах водоохранных зон // Хозяйство и право. — № 2. — 2009. — С. 102-109.

15. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 января 2006 г. № Ф08-6405/05. — иКЬ: http://faspo.arbitr.ru.

16. Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 14 апреля 2004 г. № А-58/04. — иКЬ: http://faspo.arbitr.ru.

17. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2008 г. № А 57-10939/07-39. — иИЬ: http://faspo.arbitr.ru.

18. Решение Арбитражного суда Челябинской области от 19 августа 2008 г. по делу № А76-7399/2008-50-176. — иИЬ: http://faspo.arbitr.ru.

19. Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 19 мая 2009 г. № 1067/09. — иКЬ: http://faspo.arbitr.ru.

Поступила в редакцию 06.05.10

Сафин Завдат Файзрахманович — доктор юридических наук, профессор кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса Казанского (Приволжского) федерального университета.

Нигматуллина Эльмира Фаатовна — кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса Казанского (Приволжского) федерального университета.

E-mail: [email protected]

cyberleninka.ru

нормы и правила, содержание территории, правовой режим

Места, которыми пользуется большое количество людей, подчиняются совсем не тем законам, что частная собственность. Эта собственность хоть и находится в ведении каких-либо компаний, принадлежит государству, если речь идет о территориях общего пользования в границах города, страны. За ней могут ухаживать уборщики, специальные компании, за растениями на ней – озеленители, однако они не являются хозяевами. В то же время каждый гражданин может проходить по ним, отдыхать или пользоваться функциями, которые предоставляет эта территория. О том, какие бывают виды таких мест и как ими пользоваться, не нарушая законов, – поговорим в этой статье.

Международные территории

Это пространства, которые не попадают под юрисдикцию ни одного государства, не обладают его суверенитетом, не подчиняются определенным законам. Площадь таких территорий общего пользования отличается огромным количеством километров. К примеру, Луна, Марс, кометы, астероиды и другие небесные тела обладают таким статусом, законы разных стран здесь бессильны. Кроме небесных тел, нужно упомянуть Антарктику, морское дно (за пределами континентального шельфа), открытое море, океаны и воздушное пространство над ними.

Раньше эта площадь регулировалась римским правом, но оно имело множество неоднозначных формулировок и трактовалось по-разному. Позднее сформировалась концепция МТОП (международной территории общего пользования), где оговаривалось, что такие места может использовать любая страна только в мирных целях для освоения, изучения и т.п. Без решения Конвенции ООН и Женевской конвенции международные территории считались бы спорными, на них велись бы войны или вооруженные стычки, разгорались конфликты.

Виды и примеры общественных мест

Общественными потому и называются такие места, которыми пользуется неограниченное количество лиц. Невозможно запретить заходить на них кому-либо, хотя нормы поведения здесь существуют. Но об этом позже. Какие места приходят на ум в первую очередь? Городские парки, набережные, бульвары, пляжи. Сюда могут приходить как приезжие, так и жители города в любое время. На пляже желающие горожане могут пользоваться береговой полосой объектов общего пользования.

Не упомянутыми остались скверы, лесопарки, городские леса, площади. Использовать их можно только по назначению, и это оговорено в правовых актах. Отдельно можно назвать улицы, автомобильные дороги, велосипедные дорожки, проезды, переулки. Это не частная собственность, а потому на ней нельзя достраивать частные объекты и приватизации она не подлежит. За улицами, дорогами и т. д. следят городские службы, а правила поведения на них устанавливают нормативно-правовые акты данного городского поселения.

Земельные участки

Эти участки обозначены красной линией и находятся в границах города, считаются городской или муниципальной собственностью. К вышеперечисленным видам общественных мест также можно отнести земельные участки, отведенные под кладбища, полигоны, остановки, киоски, павильоны. Они предназначены для развития муниципальной культуры и имеют социально-экономическое значение для города.

Земельные участки территорий общего пользования ЗК РФ не были выделены в территориальные зоны, а это значит, что они могут находиться в нескольких зонах сразу. Из-за того, что такие земельные участки не находятся в определенной зоне, к ним нельзя применить градостроительный регламент, но они могут относиться к территориям специального назначения (на примере кладбищ это ярко видно). Статья 46 ЗК РФ нормирует строительство на данных участках. В документах границы общественных мест обозначаются красными линиями, и на их территории застройка запрещена.

Леса как территории общего пользования

Особо охраняются лесные массивы, но это не значит, что в городские леса нельзя заходить гражданам. Они также позиционируются как территории общего пользования, которые предназначены для использования широкой публикой. В лесах можно совершать прогулки с целью оздоровления, сбора диких плодов, грибов, ягод, других не древесных ресурсов. Некоторые территории в лесу могут быть огорожены: случаи предоставления их частным или юридическим лицам имеют место, и они специально оговорены Лесным кодексом.

Но не всегда в городские леса разрешен вход широкому кругу лиц. Ограничивается использование этого общественного места, в первую очередь, с целью защиты граждан. При выполнении каких-либо работ, для санитарной и пожарной безопасности, на землях обороны, пограничной территории, природных охраняемых зон. На таких участках могут проводиться работы, угрожающие здоровью гражданских лиц или причиняющие им неудобства.

Границы территорий

Как уже было упомянуто, границы территории общего использования в документации должны быть обозначены красными линиями по всей их протяженности. Это нормирует Гражданский кодекс РФ, пункт 11 в редакции ФЗ от 03.07.16, №373. Линии устанавливаются в зависимости от типа объектов: это могут быть входящие в природный комплекс или территории для застройки, линейного использования, инженерные инфраструктуры. Так, водные объекты обозначаются красной линией по береговой полосе, леса – по всей протяженности территорий, бульвары и набережные будут указываться только прямыми линиями.

Интересно, что линии не обрываются. Как быть с общественными местами, которые расположены рядом друг с другом? Проход к водным объектам будет от бульвара очерчен красной линией, хоть он не входит в понятие мест общественного использования. Это логично, потому что если проход от одного общественного земельного участка к другому не будет иметь такого же запрета о застройке, какой имеют эти участки, то ничего не помешает застройщику возвести там здание и оградить, тем самым перекрывая проход к водным объектам от того самого бульвара.

Соответствующая документация

Границы территорий планируются и указываются в документах масштабом 1:2000. Подготовка бумаг, которые в большом количестве требуются при планировке территорий, обеспечивает грамотное и устойчивое развитие городов. Земельным участкам присваиваются номера в случае необходимости – когда несколько участков территории общего использования попадают в схему расположения, во избежание путаницы. Кто готовит и занимается схемой расположения земельных участков? Гражданин, юридическое лицо, если не было произведено торгов на аукционе. Обеспечивает подготовку исполнительный государственный орган.

Схема может быть подготовлена в электронном варианте, с использованием интернета. Государственный орган выполняет это через официальный сайт органа регистрации без оплаты, но она будет взиматься с любого другого заинтересованного лица, если оно захочет самостоятельно заниматься документацией.

Признаки общественных мест и правила их использования

Земли общего использования, прежде всего, имеют свое назначение. Если это дороги – для проезда транспорта из одной части города в другую, кладбище нужно для захоронения умерших, парки — для отдыха. Муниципальные территории общего пользования также имеют установленный режим, вынесенный управленческим центром.

Прежде всего, правила использования требуют защиты таких участков. Если речь идет о таких озелененных территориях общего пользования, как леса, парки, бульвары, городские сады и другие объекты, то неправильное их использование приведет к пожарам, истреблению растительности и другим бедам. Вследствие нарушения правил, такими территориями больше невозможно будет пользоваться. Это называется «трагедия общей собственности». А правила просты: не выкидывать мусор на траву, дорожки, не оставлять на песке или на скамейках, не разводить костры, купаться только в отведенных для этого местах и так далее.

Автомобильные дороги

Водителями часто используются проезжие части для перемещения и транспортировки каких-либо грузов. Граждане пользуются общественным транспортом. Отдельно имеют свои правила автомобильные дороги, причем как большие автомагистрали, так и второстепенные дороги. Содержание территории общего пользования может обходиться государству в большое количество усилий, времени и финансовых затрат. Потому за сохранностью дорог следует следить водителям, как и специальным службам. Есть места, где ограничен проезд транспортных средств весом больше допустимого. Следует внять призыву, он может быть установлен из соображений сохранности дорог.

К автодорогам принадлежат участки в границах полосы отвода. Здесь располагаются СТО, заправки, придорожные кафе. Использование территории общего пользования включает в себя и заправку автомобиля, и отдых в таких кафе. На схеме дорога указывается по границе полос отводов.

Водные территории

Согласно ВК РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ, объекты, которые принадлежат государству и считаются муниципальными участками, называются водными территориями, предназначенными для общественного использования. В них может быть запрещено купаться, набирать воду для питья, сельскохозяйственных нужд только в тех случаях, которые предусмотрены законом РФ, а население должно быть предупреждено СМИ, специальными информационными досками.

Использование общественной территории возможно каждым гражданином для передвижения по воде, прогулок около нее, рыбной ловли. Правила пользования общей территорией говорят, что нельзя в этом случае применять механические водные виды транспорта, но причаливать другими плавучими средствами разрешено.

Размещение построек

Объект недвижимости, будь то гараж или жилой дом, не должен пересекать тех красных линий на схемах, которые обозначают границы общественных мест. Он также не должен выходить за эти пределы, потому что такая застройка может расцениваться как незаконный захват территорий. Это относится и к наложению границ: если часть планируемого здания находится на красной линии, обозначающей границы какого-либо общественного места, разрешение на такую постройку не будет дано.

Общественные места не могут быть приватизированы, а потому постройка на них собственником планируемого здания не предусмотрена. Земли территорий общего пользования могут быть проданы с аукциона, затем должно последовать переоформление этих участков как частных.

Ответственность каждого

Как уже было сказано, ответственность за территории общего пользования разделяется между всеми гражданами. Потому нужно следить, чтобы в местах отдыха не оставался мусор, не разводить костров или не купаться там, где это запрещено, а также указывать на это другим, кто не обратил внимания на предупреждения. Так можно не только избежать трагедии общей собственности, но и повлиять на благоустройство этих мест в будущем.

fb.ru

Земли общего пользования \ Акты, образцы, формы, договоры \ Консультант Плюс

Подборка наиболее важных документов по запросу Земли общего пользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Земли общего пользования

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по судебной практике. Доверительное управление имуществом»…Как видно из материалов дела, ООО «Южно-Российская трастовая аграрная компания» обратилось к Учреждению юстиции с заявлением о государственной регистрации договора доверительного управления имуществом при множественности лиц на стороне учредителей управления от 28.04.2003. На стороне учредителей управления выступили собственники долей в праве общей собственности на земельный участок для сельскохозяйственного использования (по 2,6 га каждая). К заявлению были приложены договор доверительного управления имуществом от 28.04.2003 и свидетельства о государственной регистрации права собственности каждого владельца земельной доли.

Формы документов: Земли общего пользования

Судебная практика: Земли общего пользования

Нормативные акты: Земли общего пользования

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 25.12.2018)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)12. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

www.consultant.ru

Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Земельные участки общего пользования включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Наиболее важнейшим природным ресурсом, которым может владеть любое государство, является земля. Территории выступают основным базисом при проектировании и строительстве жилой недвижимости, что важно для создания нормальных условий проживания населения в городах и селах.

Земли играют исключительную роль при функционировании различных сфер государственного значения – транспорта, энергетики, промышленности, коммуникаций и других, а также являются местами локализации уникальных природных ландшафтов и комплексов.

Каждый из участков, независимо от эксплуатационной категории, имеет официального владельца, который может самостоятельно распоряжаться своим участком земли. Однако в активе государства существуют такие территории, которые подлежат общественному использованию на законных основаниях.

Земельные участки общего пользования

В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования. Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.

Земельные участки, которые пригодны для публичного свободного использования гражданами страны, включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.

Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.

Правовой режим земельных участков общего пользования

Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.

Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.

Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

Земельные участки общего пользования в составе земель различных категорий

Законодательство не выделяет земельные участки, находящиеся в общем пользовании, в отдельную категорию, так как рассматривает такие участки исключительно в составе существующих классов земель. Земли для общественного использования могут входить в состав следующих категорий, которые определяются в зависимости от целевой специализации, природных и социально-экономических факторов:

  • территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • участки населенных пунктов;
  • земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
  • территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
  • земельные участки лесного и водного фондов;
  • территории, которые находятся в государственном запасе.

Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.

Право прохода через чужой участок

Все граждане имеют право свободно передвигаться по территории страны, а также использовать для прохода все участки, которые не ограждены в соответствии с наличием законных прав на конкретную территорию. Запрет будет действителен, если собственник предварительно установил оградительные знаки о существующем запрете.

Для свободного прохода граждане могут использовать различные участки для общественного использования, которые находятся в составе различных земельных категорий:

  • территории транспортной сферы – магистрали, дороги и трассы, которые используются для пешего прохода и проезда с помощью транспортных средств;
  • береговые полосы и прибережные участки, которые находятся в непосредственной приближенности к водным объектам;
  • для прохода граждан предназначаются также общественные территории в пределах населенных пунктов;
  • лесные участки.

Если собственник устанавливает ограничения на возможность прохождения третьими лицами через его территории, то граждане имеют возможность оформить сервитут. Данный документ позволит использовать земельные территории для свободного прохода и использования в установленных законодательством целях.

Права собственника земельного участка по поводу доступа на участок

Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.

Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.

Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.

Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.

Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.

В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.

advokat-malov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *