Субъекты рф кратко. Типы субъектов рф
Россия — это многонациональная страна с богатой историей. На территории нашей страны проживает множество народностей, которые имеют свои традиции и свой язык. В России существует несколько типов субъектов: республики, области, края, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Давайте разберемся, сколько субъектов в составе РФ всего и может ли это значение изменяться.
Субъекты РФ
В состав Российской Федерации входят 85 субъектов:
Подробный список можно посмотреть, например, на сайте органов госвласти РФ . Количество субъектов может меняться с течением времени. Это связано с изменением численности населения и экономическими возможностями территорий, выделенных в отдельный субъект.
Так, 14 марта 2014 года в состав РФ вошел новый субъект — Республика Крым — и появился новый город федерального значения — Севастополь. Таким образом, на сегодняшний день количество субъектов в РФ — 85. До этого в составе РФ было 83 субъекта, законодательно закрепленных с 2003 года.
В зависимости от значения, каждый из субъектов обладает определенными особенностями. Например, республика имеет статус страны в стране и обладает собственной конституцией, а также законодательными и исполнительными органами. Области, края, города федерального значения имеют собственные краевые законодательные органы. Все законы, которые принимаются субъектами РФ, не должны противоречить конституции страны и федеральным законам.
Чем субъекты отличаются друг от друга?
85 субъектов РФ отличаются друг от дуга по следующем показателям:
- численность населения и его плотность;
- размер территорий;
- национальный состав.
Каждый из выделенных показателей не являет абсолютным и меняется с течением времени. Динамику миграций и экономического благосостояния субъекта частично отражают переписи населения.
Которое сформировано по волеизъявлению многонационального населения, проживающего на всей его территории. Правовой статус страны устанавливается в Конституции, Декларации о суверенитете от 12 июня 1990 года, Договоре от 31 марта 1992 года. РФ состоит из субъектов. Рассмотрим далее, что они собой представляют.
Федеральные субъекты РФ
Они представляют собой правовые образования. В совокупности они формируют Российскую Федерацию. В Конституции установлено шесть типов таких образований:
- Республика.
- Область.
- Край.
- Автономный округ.
- Город фед. значения.
- Автономная область.
Все эти образования равноправны во взаимодействиях с федеральными властными органами. Конституция, однако, формулирует ряд различий в правовом статусе общностей. Эти отличия установлены также в Федеративном договоре и специальных Соглашениях РФ с отдельными субъектами.
Состав
Государственные субъекты РФ — это неотъемлемые части страны. Они включены в ее состав по принципам равноправия. В стране насчитывается 32 национально-государственных общности (1 автономная область, 10 автономных округов и 21 республика) и 57 административно-территориальных образований (два города федерального значения, 49 областей и 6 краев).
Правовой статус
Он закрепляется двумя видами нормативных актов. Для республик действует Конституция РФ и Основной закон самого субъекта. Для краев, городов фед. значения, областей, автономных округов и областей в качестве второго документа выступает Устав образования. В Конституции установлены принципы, на которых базируется правовой статус региона. В первую очередь субъекты РФ имеют собственное законодательство. Оно принимается регионами самостоятельно и не требует утверждения от высшей власти. В республиках принятие Конституции осуществляется как представительным институтом, так и посредством референдума. Уставы утверждают законодательные органы субъектов РФ.
Предметы ведения
В Конституции установлено четкое разграничение полномочий, которыми наделены субъекты РФ и высшие институты власти страны. Данный принцип находит свое отражение и в Договорах, регламентирующих разделение предметов ведения. Данная проблема считается экспертами одной из самых сложных во взаимодействии центрального и региональных аппаратов управления. Это обуславливается тем, что многие субъекты РФ приняли свои Конституции и прочие нормативные акты до вступления в действие основного закона страны в 1993 году. Происходило это во время «парада суверенитетов». Соответственно, в законодательствах присутствовало множество положений, противоречащих действующей Конституции страны и общему Закону.
Наименование
Каждый субъект РФ вправе установить собственное название. При изменении существующего наименования оно должно быть включено в ст. 65 Конституции. Точным и исчерпывающим перечислением названий регионов в основном законе подчеркивается добровольностью их присоединения. Это также указывает на распространение всей положений Конституции на все субъекты РФ в одинаковой степени.
Равноправие
Этот принцип выражается в представительстве регионов в СФ ФС. При этом не имеет значения численность и размер территории образования. Субъекты РФ представлены и в Государственном Совете. Этот институт власти состоит из руководящих лиц высших исполнительных структур регионов. Равноправие также выражается в общем определении предметов их ведения. Оно исходит из статей 71-73 Конституции. Субъекты РФ не могут вмешиваться в компетенцию высших институтов власти, которые формируются по волеизъявлению многонационального населения, исходящего из каждого региона. Последние, как выше было сказано, имеют представителей в СФ. Следовательно, они принимают участие в решении вопросов, которые относятся к ведению Федерации. Совместно с высшими институтами власти они осуществляют нормативное регулирование и управление по проблемам, составляющим общий предмет.
Полномочия
Разделение предметов ведения позволяет регионам решать широкий круг вопросов. Если они относятся к общей компетенции, то законы и прочие нормативные акты субъект РФ утверждает в соответствии с ФЗ по данной проблеме. Если вопрос входит в предмет ведения исполнительных структур региона, то он осуществляет правовое регулирование самостоятельно. То есть субъект РФ в этом случае без вмешательства высших институтов власти принимает закон или иные нормативные акты.
Гарантии
Она устанавливается в ч. 6 ст. 76 Конституции. Законы и другие нормативные документы, которые принимает каждый субъект РФ по вопросам совместного и самостоятельного ведения, должны соответствовать ФЗ. При наличии противоречия приоритетным должен считаться именно ФЗ. В этой связи ч. 6 ст. 76 Конституции устанавливает, что при возникновении несоответствия такого же рода по проблемам, составляющим исключительно предмет ведения региона, действовать будет закон субъекта РФ. Из этого следует, что ФЗ не может вторгаться в законодательство образования. Еще одна важная гарантия касается территориальной целостности субъектов. Границы регионов могут изменяться только по их согласию.
Экономическая основа
Финансовое обеспечение государственной власти в субъекте РФ составляет имеющееся в собственности региона имущество, бюджетные средства, а также поступления из внебюджетных госфондов и имущественные права. ФЗ устанавливает круг вопросов, которые составляют совместный предмет ведения. К ним, в числе прочих, относят и те, решение которых осуществляется за счет бюджетных поступлений субъектов страны. Всего таких проблем 41:
- Проведение выборов.
- Вопросы образования.
- Проблемы здравоохранения.
- Предупреждение катастроф и чрезвычайных ситуаций.
- Обеспечение функционирования органов власти и так далее.
Полномочия, которые передаются регионам и относятся к вопросам их самостоятельного ведения, реализуются за счет субвенций из бюджета страны на определенных условиях.
Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование
odnogrupniki.ru
Типы субъектов рф по характеру внешнеэкономических связей
Группировка российских регионов по уровню развития внешнеторговых связей проводится на основе таких показателей, как:
— объем внешнеторгового оборота на душу населения;
— сальдо внешнеторгового оборота на душу населения;
— доля экспорта во внешнеторговом обороте;
— доля стран дальнего и ближнего зарубежья во внешнеторговом обороте;
— доля экспорта в объеме промышленного производства;
— доля отраслей ТЭК в структуре экспорта;
— доля продукции машиностроения в объеме импорта.
Чем больше значение каждого из показателей, тем выше уровень участия региона во внешнеторговых связях.
На основе этих показателей, характеризующих степень включенности во внешнеторговую деятельность, можно дать следующую группировку субъектов Федерации:
— высокая включенность– 13 регионов,
— средняя включенность– 24 региона,
— относительно включенные – 29 регионов,
— слабо включенные – 17 регионов.
В группу с высокой степенью включенности во внешнеторговую деятельность входят: Тюменская, Сахалинская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Москва, Ненецкий автономный округ, Ленинградская область, республики Татарстан, Башкортостан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург, Республика Саха (Якутия), Мурманская область, Красноярский край.
В зависимости от характерных особенностей экспортно-импортной деятельности можно выделить несколько типологических групп регионов.
Первую группу составляют Москва и Санкт-Петербург вместе с прилегающими к ним областями. Собственный экспортный потенциал обеих столиц невелик, но велика роль в продвижении российских товаров на внешние рынки и распределении импорта по территории России. Санкт-Петербург играет важную роль в обеспечении внешнеторговых связей на Балтике и Европейском Севере. Зона внешнего влияния Москвы значительно шире и охватывает практически всю страну.
Ко второй группе относятся старо промышленные регионы с мощной разнообразной экономикой, в которой сосредоточены крупные экспортные ресурсы России. Их экспортную базу составляют 3 — 4 крупные товарные позиции: энергоресурсы, металлы, химическая продукция, лесная и бумажная продукция, машины и оборудование.
К крупнейшим по объемам внешней торговли регионам этой группы относятся Иркутская, Нижегородская, Кемеровская, Оренбургская, Самарская, Свердловская и другие области и республики.
К третьей группе относятся регионы, в которых преобладают одна – две отрасли, имеющие первостепенное экспортное значение для России. К регионам монопродуктового типа развития внешнеторговых связей относятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Архангельская, Вологодская, Липецкая, Мурманская, Тюменская, Сахалинская области, республики Карелия, Хакасия и др.
Эти регионы сравнительно нового промышленного освоения, в которых структурообразующие производства широко включены во внешнеторговые связи. В регионах этой группы экспорт также резко превышает импорт.
Четвертую группу образуют регионы, в которых благодаря удобному положению на российском рынке и крупных международных коммуникаций развитии в основном приобрел импорт. Это Белгородская, Калининградская, Калужская, Ростовская области, Краснодарский, Приморский края и др. В регионах этой группы развертываются сборочные производства, работающие на импортных компонентах и материалах, а также через порты ряда регионов осуществляется крупномасштабный импорт товаров для всей России.
Для пятой группы характерен сравнительно низкий уровень участия во внешнеторговых связях. Это в основном районы старого освоения с преобладанием в структуре промышленности машиностроения и отраслей ВПК, легкой, пищевой и других отраслей обрабатывающей промышленности.
В связи с этим они имеют ограниченный экспортный потенциал, а благодаря глубинному положению не могут выполнять в широких объемах импортные функции. К регионам этой группы относятся: Алтайский край, Воронежская, Владимирская, Кировская, Костромская области и другие.
К шестой группе относятся приграничные регионы, не располагающие значительным экспортным потенциалом. Это либо районы низкой степени хозяйственного освоения, либо сильно отстающие по социально-экономическому развитию. К ним относятся субъекты Федерации, расположенные по дальневосточной, восточносибирской и северокавказской периферии: Республика Алтай, Бурятия, Тыва, Астраханская, Амурская, Магаданская области, республики Северного Кавказа и другие.
В этих регионах импорт, как правило, превышает экспорт. По абсолютным и относительным показателям развития внешней торговли они уступают регионам других групп.
Важным показателем внешнеэкономической деятельности регионов является внешнеэкономическая открытость их экономики. Она измеряется путем отношения половины внешнеторгового оборота к валовому региональному продукту (ВРП) субъекта Федерации. По этому показателю регионы ранжируются и разбиваются на группы.
В группу регионов с высокой открытостью экономики от 25 % и более входят 12 регионов: Калининградская (84 %), Тюменская (71 %), Ленинградская (57 %), Москва (42 %), Кемеровская (27 %) и другие.
В группу средней открытости экономики от 20 до 25 % входя 13 регионов: Приморский край, республика Татарстан, Тульская, Псковская, Самарская, Иркутская области и другие.
В группу с ограниченной открытостью экономики с показателями от 20 до 10 % входят 15 регионов, остальные 40 – регионы с показателями ниже 10 %, в том числе ниже 5 % — 22 региона.
Внешняя торговля – важный, но не единственный показатель включенности регионов во внешнеэкономическую деятельность. Для полного отражения включенности регионов в процессы экономической глобализации необходимо учитывать и другие компоненты, такие как участие в трансграничном движении капиталов (инвестиции), людей (трудовые миграции и туризм), а также политика региональных властей в плане активизации внешнеэкономической деятельности регионов.
По совокупности данных компонентов можно выделить три основных типа участия регионов во внешнеэкономических связях:
— центральный тип, наблюдается в субъектах Федерации с мощным экономическим и научно-техническим потенциалом: Московская область Санкт-Петербург, Нижегородская, Самарская, Свердловская области и другие. Для этих регионов характерны разнообразные и крупномасштабные внешнеэкономические связи, сильно диверсифицированные по географическим направления и предметному содержанию.
На регионы, отнесенные к этому типу, приходится более 50 % внешнеторгового оборота и около 70 % накопленных прямых иностранных инвестиций.
— приморский (приграничный) тип, отличают высокие относительные показатели открытости, довольно широкий спектр внешнеэкономической деятельности при большом удельном весе в ней соседних стран. Во внешней торговле высока доля услуг. Импорт, как правило, превышает экспорт. Это крупные центры приграничной торговли.
— проэкспортный тип, располагает крупномасштабными экспортными производствами, которые делают его привлекательным для иностранных инвесторов и кредиторов. Регионы этого типа характеризуются крупными абсолютными объемами экспорта и благодаря этому высокими относительными показателями внешнеторговой открытости. Они обеспечивают большую часть валютных поступлений в страну.
В этот тип входят Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ненецкий автономные округа, Волгоградская, Иркутская, Кемеровская области и другие.
Ряд регионов можно отнести к смешанному пригранично-экспортному типу: Мурманскую, Оренбургскую, Саратовскую, Сахалинскую, Челябинскую области.
Основные категории и понятия
Межрегиональные различия, внешнеторговый оборот, сальдо внешнеторгового оборота, объем внешнеторгового оборота на душу населения, доля экспорта во внешнеторговом обороте, доля стран дальнего и ближнего зарубежья во внешнеторговом обороте, доля экспорта в объеме промышленного производства, доля отраслей ТЭК в структуре экспорта, доля продукции машиностроения в объеме импорта.
Контрольные вопросы
Охарактеризуйте российское экономическое пространство.
Чем обусловлены межрегиональные различия во внешнеэкономических связях?
Какие показатели позволяют судить о внешнеэкономической деятельности региона?
Какие типы регионов по участию во внешнеэкономических связях Вы знаете?
Перечислите типологические группы регионов исходя из особенностей экспортно-импортной деятельности.
studfiles.net
59. Типы субъектов рф и принципы их взаимодействия с федеральной властью.
Существенной особенностью РФ является то, что она состоит из субъектов, которые сами имеют форму гос. организации. Все они наделяются К.РФ статусом гос. образований. Вне гос. формы нет и субъекта Федерации. Именно гос. природа субъектов придает их отношениям в составе России федеративный характер.
Как гос. образования все субъекты РФ обладают элементами учредительной власти, наделяются правом издавать собственные законы и иные нормативно-правовые акты, осущ-ют территориальное верховенство в границах своего ведения, характеризуются одинаковой компетенцией, особым характером взаимоотношений с фед. властью. Таких отношений не имеют обычные адм-но-территориальные единицы, вследствие чего они не обладают правосубъектностью в составе федерации.
Наиболее общим признаком всех субъектов является их равноправие как в отношениях между собой, так и во взаимоотношениях с фед. органами гос. власти. Равноправие субъектов РФ проявляется независимо от их построения на национально-гос-ной или территориально-гос-ной основе.
К общим чертам субъектов РФ следует отнести также наличие у каждого из них своего адм-но-территориального деления, своей собственности, своего законодат-ва.
Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется прежде всего тем, что она признается гос-вом в составе РФ. Но республика — это не просто гос-во, а гос-во, входящее в РФ в качестве ее субъекта. Поэтому конституционно-правовой статус республики выражает ее черты и как гос-ва, и как субъекта Федерации. Из этого следует, что правосубъектность республики не может охватывать всей совокупности свойств самостоятельного гос-ва. Ее статус определяется федеральной К. и конституцией республики (ст. 66 К.РФ). Республики имеют гос. символику- Гос. герб, Гос. флаг и Гос. гимн. Это официальные символы гос-ва, которые утверждаются каждой республикой самостоятельно. Они выражают самобытность и исторические традиции народов данной республики. Каждая республика имеет столицу.
Края, области, города фед. значения обладают собственной территорией. Она не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены только с их согласия. Края и области имеют свои адм-ные центры. В территориальных субъектах образуются органы представительной, исп-ной и судебной власти. Они действуют на основе К.РФ, а также уставов края, области, города фед. значения. Следует отметить, что прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодат-вом к местным органам власти. В настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами гос. власти субъектов РФ. Края, области, города фед. значения вправе иметь свою символику.
Наряду с республиками в составе РФ к национально-гос-ному типу субъектов Федерации относятся автономная область и автономные округа. Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, а по вопросам собственной и совместной с Федерацией компетенции- законы и иные нормативные акты. Они обязательны для исполнения на соответствующей территории.
studfiles.net
Типы субъектов РФ по характеру внешнеэкономических связей — Мегаобучалка
Группировка российских регионов по уровню развития внешнеторговых связей проводится на основе таких показателей, как:
— объем внешнеторгового оборота на душу населения;
— сальдо внешнеторгового оборота на душу населения;
— доля экспорта во внешнеторговом обороте;
— доля стран дальнего и ближнего зарубежья во внешнеторговом обороте;
— доля экспорта в объеме промышленного производства;
— доля отраслей ТЭК в структуре экспорта;
— доля продукции машиностроения в объеме импорта.
Чем больше значение каждого из показателей, тем выше уровень участия региона во внешнеторговых связях.
На основе этих показателей, характеризующих степень включенности во внешнеторговую деятельность, можно дать следующую группировку субъектов Федерации:
— высокая включенность– 13 регионов,
— средняя включенность– 24 региона,
— относительно включенные – 29 регионов,
— слабо включенные – 17 регионов.
В группу с высокой степенью включенности во внешнеторговую деятельность входят: Тюменская, Сахалинская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Москва, Ненецкий автономный округ, Ленинградская область, республики Татарстан, Башкортостан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург, Республика Саха (Якутия), Мурманская область, Красноярский край.
В зависимости от характерных особенностей экспортно-импортной деятельности можно выделить несколько типологических групп регионов.
Первую группу составляют Москва и Санкт-Петербург вместе с прилегающими к ним областями. Собственный экспортный потенциал обеих столиц невелик, но велика роль в продвижении российских товаров на внешние рынки и распределении импорта по территории России. Санкт-Петербург играет важную роль в обеспечении внешнеторговых связей на Балтике и Европейском Севере. Зона внешнего влияния Москвы значительно шире и охватывает практически всю страну.
Ко второй группе относятся старо промышленные регионы с мощной разнообразной экономикой, в которой сосредоточены крупные экспортные ресурсы России. Их экспортную базу составляют 3 — 4 крупные товарные позиции: энергоресурсы, металлы, химическая продукция, лесная и бумажная продукция, машины и оборудование.
К крупнейшим по объемам внешней торговли регионам этой группы относятся Иркутская, Нижегородская, Кемеровская, Оренбургская, Самарская, Свердловская и другие области и республики.
К третьей группе относятся регионы, в которых преобладают одна – две отрасли, имеющие первостепенное экспортное значение для России. К регионам монопродуктового типа развития внешнеторговых связей относятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Архангельская, Вологодская, Липецкая, Мурманская, Тюменская, Сахалинская области, республики Карелия, Хакасия и др.
Эти регионы сравнительно нового промышленного освоения, в которых структурообразующие производства широко включены во внешнеторговые связи. В регионах этой группы экспорт также резко превышает импорт.
Четвертую группу образуют регионы, в которых благодаря удобному положению на российском рынке и крупных международных коммуникаций развитии в основном приобрел импорт. Это Белгородская, Калининградская, Калужская, Ростовская области, Краснодарский, Приморский края и др. В регионах этой группы развертываются сборочные производства, работающие на импортных компонентах и материалах, а также через порты ряда регионов осуществляется крупномасштабный импорт товаров для всей России.
Для пятой группы характерен сравнительно низкий уровень участия во внешнеторговых связях. Это в основном районы старого освоения с преобладанием в структуре промышленности машиностроения и отраслей ВПК, легкой, пищевой и других отраслей обрабатывающей промышленности.
В связи с этим они имеют ограниченный экспортный потенциал, а благодаря глубинному положению не могут выполнять в широких объемах импортные функции. К регионам этой группы относятся: Алтайский край, Воронежская, Владимирская, Кировская, Костромская области и другие.
К шестой группе относятся приграничные регионы, не располагающие значительным экспортным потенциалом. Это либо районы низкой степени хозяйственного освоения, либо сильно отстающие по социально-экономическому развитию. К ним относятся субъекты Федерации, расположенные по дальневосточной, восточносибирской и северокавказской периферии: Республика Алтай, Бурятия, Тыва, Астраханская, Амурская, Магаданская области, республики Северного Кавказа и другие.
В этих регионах импорт, как правило, превышает экспорт. По абсолютным и относительным показателям развития внешней торговли они уступают регионам других групп.
Важным показателем внешнеэкономической деятельности регионов является внешнеэкономическая открытость их экономики. Она измеряется путем отношения половины внешнеторгового оборота к валовому региональному продукту (ВРП) субъекта Федерации. По этому показателю регионы ранжируются и разбиваются на группы.
В группу регионов с высокой открытостью экономики от 25 % и более входят 12 регионов: Калининградская (84 %), Тюменская (71 %), Ленинградская (57 %), Москва (42 %), Кемеровская (27 %) и другие.
В группу средней открытости экономики от 20 до 25 % входя 13 регионов: Приморский край, республика Татарстан, Тульская, Псковская, Самарская, Иркутская области и другие.
В группу с ограниченной открытостью экономики с показателями от 20 до 10 % входят 15 регионов, остальные 40 – регионы с показателями ниже 10 %, в том числе ниже 5 % — 22 региона.
Внешняя торговля – важный, но не единственный показатель включенности регионов во внешнеэкономическую деятельность. Для полного отражения включенности регионов в процессы экономической глобализации необходимо учитывать и другие компоненты, такие как участие в трансграничном движении капиталов (инвестиции), людей (трудовые миграции и туризм), а также политика региональных властей в плане активизации внешнеэкономической деятельности регионов.
По совокупности данных компонентов можно выделить три основных типа участия регионов во внешнеэкономических связях:
— центральный тип, наблюдается в субъектах Федерации с мощным экономическим и научно-техническим потенциалом: Московская область Санкт-Петербург, Нижегородская, Самарская, Свердловская области и другие. Для этих регионов характерны разнообразные и крупномасштабные внешнеэкономические связи, сильно диверсифицированные по географическим направления и предметному содержанию.
На регионы, отнесенные к этому типу, приходится более 50 % внешнеторгового оборота и около 70 % накопленных прямых иностранных инвестиций.
— приморский (приграничный) тип, отличают высокие относительные показатели открытости, довольно широкий спектр внешнеэкономической деятельности при большом удельном весе в ней соседних стран. Во внешней торговле высока доля услуг. Импорт, как правило, превышает экспорт. Это крупные центры приграничной торговли.
— проэкспортный тип, располагает крупномасштабными экспортными производствами, которые делают его привлекательным для иностранных инвесторов и кредиторов. Регионы этого типа характеризуются крупными абсолютными объемами экспорта и благодаря этому высокими относительными показателями внешнеторговой открытости. Они обеспечивают большую часть валютных поступлений в страну.
В этот тип входят Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ненецкий автономные округа, Волгоградская, Иркутская, Кемеровская области и другие.
Ряд регионов можно отнести к смешанному пригранично-экспортному типу: Мурманскую, Оренбургскую, Саратовскую, Сахалинскую, Челябинскую области.
Основные категории и понятия
Межрегиональные различия, внешнеторговый оборот, сальдо внешнеторгового оборота, объем внешнеторгового оборота на душу населения, доля экспорта во внешнеторговом обороте, доля стран дальнего и ближнего зарубежья во внешнеторговом обороте, доля экспорта в объеме промышленного производства, доля отраслей ТЭК в структуре экспорта, доля продукции машиностроения в объеме импорта.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте российское экономическое пространство.
2. Чем обусловлены межрегиональные различия во внешнеэкономических связях?
3. Какие показатели позволяют судить о внешнеэкономической деятельности региона?
4. Какие типы регионов по участию во внешнеэкономических связях Вы знаете?
5. Перечислите типологические группы регионов исходя из особенностей экспортно-импортной деятельности.
megaobuchalka.ru
социальные силы и формальные субъекты
Социальные (социально-политические, политические) силы, или институты-реальные представители — это конкретно-исторические формы самоорганизации социальных групп и социальных общностей, которые позволяют им представлять (выражать и отстаивать) свои интересы во взаимодействиях с другими социальными субъектами.
Организационные структуры (организации, органы, движения) выступают как реально значимые социальные силы, если они:
• во-первых, выражают интересы определенной социальной группы адекватно по содержанию;
98
99
• во-вторых, опираются на нее как на свою социальную базу (имеют в ней массовую активную поддержку) и в силу этого весомо отстаивают ее интересы в конкретных общественных взаимодействиях.
Адекватное и весомое в обществе представительство интересов социальной группы придает организационной структуре силу — делает ее реальным (влиятельным) субъектом социальной политики.
В отличие от реальных субъектов социальной политики формальные субъекты не имеют реального веса в социально-политической жизни общества, поскольку у них нет собственной достаточно широкой социальной базы — нет массовой поддержки в социальных группах, социальных общностях, на представительство интересов которых они претендуют. Такие субъекты-претенденты — довольно распространенное явление а демократическом обществе.
Наличие множества субъектов-претендентов закономерно для переходного общества, стремящегося перейти от тоталитаризма к демократии. Введение демократических норм, регулирующих общественную жизнь, дает в переходный период законную возможность для создания и деятельности самых разных общественных и политических организаций. Однако в переходном обществе процессам самоорганизации населения противодействует его прошлый опыт пассивного социального поведения. Самоосознание социально-групповых интересов и создание на этой базе собственных организаций происходит крайне неравномерно и медленно в сравнении с открывшимися возможностями и в сравнении с задачей становления реальной многое у бъектноети общества, гражданского общества. Наиболее активная часть населения забегает вперед — создает организации, основывает «движения», за которым часто никто не стоит, кроме тех нескольких (по большей мере — нескольких сотен) человек, которые ее основали.
Другая разновидность формальных социальных субъектов — декоративные (мапипулируемые) субъекты-институты, которые являются инструментом проведения интересов иных социальных групп или общностей, нежели те, от имени которых или в интересах которых они якобы (на словах) выступают.
Реальными социальными силами могут выступать неустойчивые (эпизодические) общественные движения, в том числе стихийные выступления типа бунтов. Эти движения, как правило, так или иначе структурированы: в них функционируют как представители массы такие органы движений, как комитеты, советы, лидеры, вожди, вожаки и прочие
В демократическом (гражданском) обществе нормой является взаимодействие социальных сил в форме устойчивых общественных организаций и движений — политических партий, профессиональных союзов, союзов предпринима-гелей, других организаций и движений, образующихся для постоянного :оциального действия по защите социально-групповых или общностных интересов (молодежные, женские, экологические, национальные и др. организации и 1вижения). Организации и движения, а также социальные общности формируют 1ля взаимодействия с другими социальными субъектами представительные органы. В связи с этим расширяются возможности появления и функционирования формальных социальных субъектов. Реальная проблема демократического об-цестеа — как противостоять тенденции к фактическому отрыву конкретных ор-■анов, выступающих от имени профсоюза, партии, трудового коллектива, горо-ia, землячества и прочие, от организации или общности, которую они должны
адекватно представлять. Это есть проблема противостояния тенденции к бюрократизации.
Свойство быть либо реальной социальной силой, либо формальным социальным субъектом в равной мере относится и к государственным властно-управленческим структурам, и к организационным структурам, не имеющим формально-юридического статуса государственных органов (государственных учреждений).
studfiles.net
3. Типы субъектов-институтов:
государственные органы и негосударственные
формы самоорганизации населения
Если проводить грань между государственными и негосударственными субъектами-институтами по чисто формальному признаку, то государственные субъекты — это органы (учреждения) государственной власти и государственного управления, а негосударственные — все другие. Более содержательная и имеющая практическую важность типизация субъектов-институтов получается, если ее сделать по другому признаку: по степени связанности (зависимости, срощен-иости) интересов и деятельности тел или иных социальных Субъектов-институтов с государством. При этом подходе грань между государственными и негосударственными субъектами-институтами становится в значительной мере условной.
Для концепций, считающих государство надклассовым институтом (субъектом-представителем интересов всего общества, всех социальных групп, всех классов), проблема связанности формально негосударственных субъектов с государством, если рассуждать строго, не актуальна. Чем теснее их взаимосвязь, взаимозависимость, подконтрольность друг другу, — тем лучше.
В концепциях, отражающих реально конституирующую роль эксплуатации в формировании социальной структуры прошлых и современных общества, государство осмыслено как классовый институт. Объективная социальная функция государства — обеспечивать не только сохранение целостности общества, но и сохранение господствующего положения определенной социальной группы (групп), доминирование ее (их) интересов в общественном развитии. Являясь субъектом-представителем господствующего класса, государство в своей социальной политике учитывает интересы социальных групп, занимающих подчиненное положение в данном обществе, но лишь в той мере и посредством лишь таких механизмов, которые не грозят утратой сложившегося характера общественных отношений, характера социальной структуры.
Организации, органы и движения, представляющие интересы господствующих классов, выступают по сути — независимо от своего формально-юридического статуса — как государственные субъекты-институты. Они не столько зависят от государства, не столько подконтрольны ему, сколько подчиняют себе государство, контролируют, направляют его деятельность. Отсюда, собственно, и термин: «партия власти».
101
Связанность с государством субъектов-представителей социальных групп, занимающих в обществе подчиненное положение, выгладит существенно по-разному в тоталитарных, демократических и в переходных обществах.
В тоталитарных обществах социальные группы, занимающие подчиненное положение, не являются реальными субъектами социальной политики -— не действуют сколько-нибудь самостоятельно, независимо От государства. Они на деле лишь объекты государственной социальной политики. Направленность, формы и степень их социальной активности ограничены направляющей н контролирующей ролью государства. Тоталитарное государство допускает существование декоративных субъектов-представителей подчиненных социальных групп как в государственных структурах, так и в форме негосударственных структур. Закономерность тоталитарного общества — предельная зависимость от государства, манипулируе-мый характер всех, по форме общественных (негосударственных) организаций, их тотальная подконтрольность государству — так называемое их «огосударствление».
В демократических обществах есть возможность активной самостоятельной, т.е. реально независимой от государства деятельности разнообразных организаций, органов, движений — реальных представителей интересов подчиненных социальных групп. Демократическое государство провозглашает независимость, невмешательство в деятельность негосударственных организаций одним из своих основополагающих принципов. (При этом деятельность в рамках законов — не свидетельство зависимости от государства, а лишь свидетельство законопослушности).
Самостоятельное функционирование разнообразных, независимых от государства социальных субъектов, предъявляющих к государству требования подчиненных социальных групп, отстаивающих эти требования в методами парламентской борьбы, и методами внепарламентского давления — это как раз тот социальный механизм, позволяющий демократическому обществу сохранять качество демократического, не скатываться к диктатуре.
В обществах переходного типа, стремящихся перейти от тоталитаризма к демократии, главной социальной проблемой является становление и развитие полноценной системы независимых от государства общественных и общественно-политических организаций, которые адекватно по содержанию и практически весомо представляли бы все существенно важные интересы каждой из социальных групп, социальных общностей. Тоталитарное Прошлое порождает своеобразную ситуацию: провозглашенные новой государственной властью права и свободы не юстребуются (или слабо востребуются) населением, поскольку оно не имеет на-зыка требовать, добиваться соблюдения своих прав и свобод с помощью социально организованного действия. Отсюда возникает реальная угроза восстановления 1режних тоталитарных порядков.
Определим теперь развернуто понятие «негосударственные субъекты-мституты социальной политики».
Негосударственные субъекты-институты социальной политики — это один (3 типов организационных структур демократического (гражданского) или переходного К нему общества. Это организации, органы, движения, которые являются
Г
реально значимыми социальным силами, представляющими интересы социальных групп и социальных общностей, занимающих подчиненное положение в обществе. Это организации, органы и движения, которые действуют самостоятельно, т.е. независимо от структур, представляющих интересы социальных групп, занимающих в обществе господствующее положение, в том числе независимо от государственных органов власти и управления. Это организации, органы и движения, которые сохраняют свою самостоятельность и в тех случаях, когда они участвуют (в лице подконтрольных им своих представителей) в государственных и негосударственных властно-управленческих структурах.
4. Основные негосударственные субъекты-институты социальной политики
Основными негосударственными субъектами-институтами социальной политики как в демократическом обществе, так и в обществе, стремящемся перейти от тоталитаризма к демократии, являются профессиональные союзы и политические партии.
Профессиональные союзы — это форма самоорганизации трудящихся (и прежде всего наемных работников) для самозащиты своих прав, свобод и интересов на производстве и в обществе.
Право трудящихся на объединение в профсоюзы признается международным сообществом одним из основополагающих прав в области труда, одним из условий постоянного социального прогресса и защищается международными нормами, в частности Конвенциями 87 и 98 МОТ — Конвенцией 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию. Конвенцией 1949 года о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров. Согласно Всеобщей декларации прав человека (ООН, 10 декабря 1948 г.), «каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов» (ст. 23, п.4).
Федеральный Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (№ 10-ФЗ от 12 января 1996 г.) определяет профсоюз как «добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов».
В современных демократических обществах существуют три основных типа профсоюзов.
1. Объединения работников для ведения коллективных переговоров и для организации коллективного давления на работодателей в целях добиваться более выгодных условий продажи своей рабочей силы. Подобного рода организации (тред-юнионы — торговые союзы; от английских слов «trade» — торговый, «union» — союз) впервые возникли в Великобритании в середине 18-го века. Идеология классического тред-юнионизма ограничивает задачи профсоюзов борьбой за улучшение условий продажи рабочей силы, за зарплату, не ставит перед ними какие-либо другие цели, в том числе политические.
02
103
г г
Организации самозашиты трудящимися всех существенно важных сторон своего конкретно-исторического социального положения, а в развитом виде — своего социального положения в целом.
Компанейские («карманные», «директорские», «желтые») профсоюзы тесно сотрудничают с администрацией предприятий, часто создаются по инициативе или при непосредственной помощи администрации, контролируются ею, помогают ей проводить на предприятии свою политику в отношении работников. Компанейские профсоюзы в той или иной мере имитируют профсоюзную деятельность, а факти чески подменяют ее деятельностью по сотрудничеству с администрацией как ис точником социальных рисков для работников.
В странах с тоталитарными режимами (СССР, гитлеровская Германия, Италия в период правления Муссолини и т.п.) организации, называющиеся проф-ююзами, носят казарменный и корпоративный характер — жестко контролируют-;я государством напрямую или через посредничество администрации предпри-1тиЙ, не выполняют самостоятельно никаких реальных функций по федставительству и защите интересов трудящихся, используются для исполнения шшь тех социальных задач, которые возлагает на них государство.
Деятельность профсоюзов в СССР направлялась и целиком контролировалась [артийно-государственным аппаратом, в том числе на уровне предприятий — ад-шнистрацией предприятий и парткомами. Казарменно-корпоративному характеру :рофсоюзов соответствовал порядок объединения в одних и тех же организациях и адовых работников, и администрации (заводской администрации, государственных чиновников). Руководящие органы профсоюзов функционировали по сути как оставная часть государственного аппарата.
В России за годы реформ, начатых С конца 1991 г., численность членов проф-оюзов сократилась на одну треть — из-за спада производства^ закрытия части редприятий, а также из-за появления и увеличения количества частных мелких средних предприятий, на которых профсоюзы практически отсутствуют. Одно-ременно произошли радикальные изменения внутри профсоюзного движения — оявились новые профсоюзы, число членов и влияние которых постепенно возрас-
1ЮТ.
В старых профсоюзах (подавляющая их часть входит в Федерацию независи-ых профсоюзов России — ФНПР) администрация и рядовые наемные работники о-прежнему состоят в одних и тех же организациях, что значительно затрудняет ормирование механизма независимого представительства и отстаивания интере-5в трудящихся в их взаимоотношениях с собственниками предприятий, хозяйст-:нной администрацией и государственными органами управления.
Создание новых профсоюзов, а также создание рабочих и стачечных комитетов, ;реизбрание профкомов на волнах забастовок — два главных сегодня способа шить администрацию ее прежней роли в организациях трудящихся, ее влияния 1 формирование стратегии и тактики рабочего и профсоюзного движения.
Новые демократические профсоюзы, которые стали возникать еще в СССР с )нца 80-х годов (СОЦПРОФ — 1989 г.. Независимый профсоюз горняков — ’90 г. и др.), ориентированы на независимость от государства, собственников и [мииистрации предприятий, на сознательное членство, на объединение наиболее
активной части работников. В большинстве новых российских профсоюзов принят в более или менее жесткой форме классовый критерий членства: уставы не позволяют состоять в этих профсоюзах тем или иным работникам администрации, которые в силу своей должности или профессии представляют и обслуживают интересы работодателей. Наиболее крупные общероссийские объединения новых профсоюзов — Всероссийская конфедерация труда (ВКТ), Конфедерация труда России (КТР) и объединение СОЦПРОФ. Есть также новые профсоюзные организации, объединенные на региональном и межрегиональном уровнях или же вообще не входящие в какие-либо объединения.
По оценкам экспертов, число членов новых профсоюзов не превышало к концу 2000 г. 1-1,5% общей численности занятых, но в критических ситуациях новые профсоюзы не раз оказывали гораздо более сильное воздействие на ситуацию на предприятиях и в стране, чем многочисленные старые профсоюзы, входящие в ФНПР (пикет на Горбатом мосту летом-осенью 1998 г., организованный Независимым профсоюзом горняков России; забастовки, организованные профсоюзом рабочих АО « А вто В А 3»« Единство» и др.).
Осенью 2000 г. три общероссийских объединения профсоюзов (ФНПР, ВКТ и КТР) приняты в Международную ассоциацию свободных профсоюзов (МКСП).
Для современного как российского, так и зарубежного профсоюзного движения характерна тенденция дистанцирования от политических организаций. В России профсоюзные лидеры и активисты, опасаясь подчинения профсоюзов партийным аппаратам, вступают, как правило, лишь во временные тактические союзы с политическими партиями — в период предвыборных кампаний, а также эпизодически в порядке лоббирования своих интересов в органах государственной власти. В то же время позиции конкретных профсоюзов по актуальным социальным проблемам и в реальных социальных конфликтах в значительной мере определяются политико-идеологическими позициями их руководства. В связи с этим в российском профдвижении есть профсоюзы, выдвигающие и реализующие стратегию и тактику социал-демократического (социал-реформистского) типа, анархо-синдикалистские организации, а также профсоюзы, находящиеся под явным влиянием взглядов и организаций крайне правого (сталинистского и открыто фашистского) толка.
История дает ряд примеров (наиболее яркий — польская «Солидарность» 80-х годов), когда в условиях общественных кризисов, обострения социального противостояния профсоюзы фактически действуют как профессионально-политические (классовые) организации, активно включаются в борьбу за радикальное изменение общественной системы.
Главная проблема и главная задача российского профсоюзного движения — превращение профсоюзов в эффективно действующий институт гражданского общества как важнейшее условие становления и устойчивости демократического социального устройства.
105
11
studfiles.net
47. Типы хозяйствующих субъектов
коммерческих и некоммерческих организаций.
Коммерческие – организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, крестьянские/фермерские хозяйства).
Некоммерческие – организации, не ставящие целью извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (потребительские кооперативы, общественные или религиозные учреждения), создаются для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность в той степени, в какой она необходима для уставных целей.
Хозяйственные товарищества и общества – коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным фондом. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного и коммандитного товарищества; хозяйственные общества – в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью.
Полным называется товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Коммандитным – товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – учрежденное двумя или большим количеством лиц общество, уставной фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, свеянных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – учрежденное с двумя или большим количеством лиц общество, уставной фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее размера, установленного законодательными актами.
Акционерное общество (АО)– общество, уставной фонд которого разделен на определенные акции. Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Открытое акционерное общество (ОАО)– общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц. ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную их продажу на условиях, установленных законодательством.
Закрытое акционерное общество (ЗАО)– общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров ограниченному кругу лиц. ЗАО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать для приобретения неограниченному кругу лиц. Число участников ЗАО не должно превышать числа, установленного законодательством.
Производственный кооператив (артель) – коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в деятельности кооператива и нести субсидиарную ответственность по его обязательствам в равных долях в пределах, установленных уставом, но не меньше полученного в данной организации годового дохода.
Унитарное предприятие (УП)– коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество УП является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между его работниками. Форму унитарных могут иметь государственные (республиканские или коммунальные) либо частные предприятия.
48. Реструктуризация предприятий – структурная реорганизация, управленческая и финансовая адаптация к успешной работе в рыночных условиях.
Пассивная реструктуризация – осуществляется за счет рационального использования имеющегося оборудования, совершенствования форм и методов управления, маркетинговой деятельности без значительных дополнительных финансовых средств. Она проводится до приватизации.
Активная реструктуризация – за счет средств стратегического инвестора в постприватизационный период и рассчитана на более продолжительный период.
В практике применяют различные варианты реструктуризации: реструктурирование государственных предприятий реального сектора экономики с целью их акционирования и сохранения за государством контрольного пакета акций; реструктурирование с целью дальнейшей продажи предприятия; реструктурирование после приватизации объекта за счет средств потенциального инвестора.
Условия реструктуризации определены Указом Президента РБ «Об утверждении программы разгосударствления и приватизации государственных объектов, находящихся в республиканской собственности на 1996 год», ряде постановлений Правительства.
Процесс реструктуризации включает в себя:
Разработку новой стратегии и политики функционирования предприятия в рыночных условиях
Перестройку организационной структуры управления, адекватную новым целям и стратегиям деятельности предприятия
Изменение производственной структуры предприятия, реконструкцию и техническое перевооружение производства, направленные на повышение качества, научно-технического уровня, потребительской привлекательности продукции
Конечной целью этого процесса является адаптация и эффективное развитие предприятия в конкурентной среде.
Важнейшие задачи реструктуризации – снижение энерго- и материалоемкости производств и уменьшение их зависимости от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Особой формой реструктуризации является создание финансово-промышленных групп (ФПГ), эффективность которых обуславливается высоким экономическим потенциалом, интеграцией промышленного и финансового капиталов.
studfiles.net