определение, примеры, плюсы, минусы 2019
Определение: Традиционная экономика — это система, которая опирается на обычаи, историю и проверенные временем убеждения. Традиция определяет экономические решения, такие как производство и распространение. Традиционные экономики зависят от сельского хозяйства, рыболовства, охоты, сбора или некоторой комбинации вышеуказанного. Вместо денег они используют бартер.
Большинство традиционных экономик работают на развивающихся рынках и в развивающихся странах. Они часто бывают в Африке, Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке.
Но вы можете найти карманы традиционных экономик, разбросанных по всему миру.
Экономисты и антропологи считают, что все другие экономики начали свое существование как традиционные экономики. Таким образом, они ожидают, что оставшиеся традиционные экономики будут развиваться в рыночные, командные или смешанные экономики с течением времени.
Пять характеристик традиционной экономики
Во-первых, традиционные экономики сосредоточены вокруг семьи или племени. Они используют традиции, полученные из опыта старейшин, чтобы вести повседневную жизнь и принимать экономические решения.
Во-вторых, традиционная экономика существует в охотником-собирателе и кочевом обществе. Эти общества охватывают обширные районы, чтобы найти достаточное количество продовольствия для их поддержки. Они следуют за стадами животных, которые поддерживают их, мигрируя с годами. Эти кочевые охотники-собиратели обычно конкурируют с другими группами за ограниченные природные ресурсы. Существует мало потребности в торговле, поскольку все они потребляют и производят одни и те же вещи.
ru.routestofinance.com
2.1. Традиционная экономика на примере Бутана
Экономика Бутана — одна из наименее развитых в мире, и является ярким примером традиционной экономической системы. Она основана на сельском хозяйстве и лесоводстве, которые предоставляют основные средства существования больше чем 60 % населения. Сельское хозяйство состоит в значительной степени из натурального хозяйства и животноводства. Крутые горы доминируют над ландшафтом и делают строительство дорог и другой инфраструктуры трудным и дорогим. Практически отсутствуют крупные промышленные предприятия. Есть несколько предприятий деревообрабатывающей и пищевой промышленности.
Экономика Бутана тесно интегрирована с Индией торговыми и кредитно-денежными отношениями. Индустриальный сектор — отсталый, представлен главным образом надомным хозяйством. Большинство проектов, типа строительства дороги, соединяющей страну с Индией, реализуется иммигрантской рабочей силой. Основное внимание правительства сосредоточено на развитии туризма и энергетики (Бутан располагает крупными гидроэнергетическими ресурсами — по оценке ООН приблизительно 200 тыс. МВт).
Каждая экономическая программа, принимаемая правительством, учитывает его желание оставить неизменным традиционный стиль жизни населения и защитить окружающую среду. Сильная зарегулированность экономики и неопределенность законов в таких областях, как торговля, промышленное лицензирование, наемной рабочей силы мешает проникновению иностранных инвестиций в Бутан. [19, стр. 197]
2.2. Административно- командная экономика на примере гдр
Хозяйственная система ГДР опиралась на базисный тип государственно-социалистической централизованно-административной экономики. Она постепенно насаждалась в оккупационной зоне СССР после 1945 г. по образцу советской хозяйственной системы: путем огосударствления банков, сельскохозяйственных и промышленных предприятий, а также создания «центральных органов управления» для всех отраслей экономики. В результате сразу же после образования ГДР был принят первый двухлетний план (1949-1950 гг.).
Хозяйственный порядок и процесс хозяйствования строились согласно марксистско-ленинскому принципу примата политики над экономикой и под руководством Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), что находило свое воплощение в иерархической организации государственного и хозяйственного аппарата в соответствии с принципом демократического централизма. Высшей хозяйственно-политической инстанцией были Политбюро ЦК СЕПГ, решения которого должны были реализовывать Совет министров и подчиняющаяся ему Государственная плановая комиссия при выработке пятилетних и годовых народнохозяйственных планов.[19, стр.293]
В пятилетних планах намечались основные экономические, социальные, научно-технические, культурно-образовательные задачи и указывались пути и способы их решения. Эти планы разрабатывались с учетом долгосрочных целей развития (15-20 лет), международных договоров и степени реализации предшествующих пятилетних планов. В соответствии с поставленными партией макроэкономическими задачами (рост производства товаров и национального дохода, соотношение между накоплением и потреблением, импортом и экспортом, доходами и расходами государства, уровень цен и занятость и т.п.) центральной плановой комиссией вырабатывались и согласовывались частичные планы. Пятилетние планы рассматривались как важнейший инструмент социалистической экономической политики. Их осуществление обеспечивалось при помощи государственных плановых заданий, которые становились основой для составления годовых планов.
Годовые народнохозяйственные планы играли роль оперативных, обязательных для экономического процесса планов, с разделением по отраслям производства и непроизводственной сферы (образование, здравоохранение, культура и т.п.), по регионам, по уровням регулирования (предприятия, управляемые центральными ведомствами, и предприятия регионального подчинения), по пересекающимся народнохозяйственным задачам (капиталовложения, внешняя торговля и т.д.). Разработка и координация годовых планов осуществлялись при помощи пирамидальной системы материальных и финансовых балансов, в которых согласовывались объемы производства и потребления благ, рабочей силы, основных и оборотных средств, а также доходов и расходов государства, населения и пр.
11 отраслевых промышленных министерств и другие центральные органы (министерства науки и техники, внешней торговли, внутренней торговли, финансов, Ведомство по ценообразованию, Государственный банк и др.) должны были разработать и согласовать соответствующие частичные планы. В соответствии с этими планами комбинаты, подчиняющиеся министерствам, и местные органы власти получали детальные задания, которые содержали разбивку по конкретным предприятиям. Последние на этой основе составляли свои проекты планов и заключали между собой предварительные соглашения о поставках и услугах (так реализовывался принцип единства плана, баланса и договора). После проверки и сведения воедино этих проектов вышестоящими инстанциями частичные планы согласовывались Государственной плановой комиссией и представлялись в виде общего народнохозяйственного плана. Он утверждался Народной палатой в качестве закона и подлежал безусловному выполнению предприятиями.[19, стр.294]
Как и в советской хозяйственной системе, в ГДР с самого начала приоритет отдавался производству средств производства (подразделение общественного производства) по сравнению с производством потребительских благ (II подразделение общественного производства). Доля I подразделения в совокупном чистом продукте достигала 70% (доля сельского хозяйства составляла 7,8%). Почти вес промышленные и строительные предприятия с начала 80-х годов были подчинены централизованно управлявшимся комбинатам по горизонтали (но отраслевому принципу) или по вертикали (по ступеням технологической цепочки). На них было занято 98% работающих в промышленности, ими выпускалось 97,8% чистого продукта промышленности (2,2% приходилось на долю частных предприятий). Наряду с комбинатами, входившими в сферу управления центральных ведомств, существовали комбинаты регионального подчинения, но последние производили всего лишь 6% промышленной продукции.
Генеральные директора комбинатов непосредственно подчинялись отраслевым промышленным министерствам и обладали правом давать указания директорам отдельных предприятий. Они распределяли централизованно установленные (и преимущественно агрегированные) плановые показатели по отдельным предприятиям, согласовывая при этом намеченные центром планы с производственными возможностями предприятий. Учитывая то, что в комбинаты входило довольно много разных по размерам предприятий, последние могли использовать свои преимущества по владению информацией о конкретных процессах для реализации собственных целей. Поэтому для управления поведением предприятий наряду с прямыми плановыми показателями (их было около 120) применялись также косвенные «экономические стимулы», такие, как нормативы издержек и распределения прибыли, цены, проценты, отчисления в государственный бюджет и в «общественные фонды», премии и т.п. Контроль над всеми частичными финансовыми планами, и в особенности над инвестиционным планом, возлагался на филиалы Государственного банка, которые к тому же осуществляли надзор за всеми платежными и расчетными операциями.[19, стр.295]
Такая всеобъемлющая система централизованного управления, планирования и косвенного регулирования страдала многочисленными функциональными недостатками. Особенно следует подчеркнуть, что система премирования, привязанная к показателям выполнения и перевыполнения основных и дополнительных нормативов (объем товарной продукции, чистая прибыль, объем чистой продукции, экспорт, снижение затрат, рост производительности труда и т. д.), побуждала предприятия при разработке планов добиваться установления «мягких», легко выполнимых плановых показателей, что имело своим следствием неэффективное применение факторов производства, невысокую производительность труда и инновационную вялость. Этому способствовало также отсутствие надлежащих показателей для оценки результативности производства и контроля над ней, прежде всего за недостатком цен, отражающих ограниченность благ и ресурсов.
Во многих отношениях не соответствующий потребностям (хотя и вполне согласующийся с планом) объем производства приводил на внутреннем рынке к диспропорциям между товарными фондами и покупательским спросом, а потому к незапланированному росту наличной денежной массы и скрытой инфляции (инфляции удерживания денег населением), а во внешней торговле — к пассивному платежному балансу. Наконец, закоснелая система планирования была не в состоянии оперативно реагировать как на эндогенные (обусловленные выполнением плана), так и на экзогенные (порожденные мировым рынком) факторы, вызывающие различные нарушения.
Эти имманентные системе недостатки не могли быть устранены ни реформами системы планирования (например, созданием «новой экономической системы» в 60-е годы), ни организационными изменениями структуры управления и взаимодействия предприятий (образованием комбинатов).
Кроме того, руководство ГДР оказалось не готово даже после начатой Горбачевым политики перестройки осуществить смену курса в экономической политике, подобно Польше или Венгрии. Лишь после смещения Хонеккера с высших постов в партии и в Государственном совете (октябрь 1989 г.) и под давлением ежедневных демонстраций населения с требованием демократического обновления сформированное Модровым правительство согласилось пойти на свободные выборы и провозгласило переход от «централизованной командной экономики» к «социально и экологически ориентированному рыночному хозяйству». Правда, поначалу было совершенно неясно, на каких принципах должна происходить намечаемая трансформация хозяйственной системы, и вокруг этого вопроса развернулись ожесточенные дискуссии. После первоначальных поисков «третьего пути» в июле 1990 г. стал действовать экономический, валютный и социальный союз с ФРГ, а 31 августа 1990 г. был подписан договор о воссоединении Германии.[19, стр.297]
studfiles.net
Глава 1. Экономическая система: сущность, структура, типы.
Понятие, сущность и структура экономической системы
В самом общем значении термин «система» (от греч. « systema » – целое, составленное из частей) означает множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
С учетом этого экономическая система может быть определена как упорядоченная совокупность хозяйственных связей и отношений, которые устанавливаются в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и нематериальных благ. [4,стр.50]
На сегодня в российской и зарубежной литературе не существует единого определения понятия экономической системы. Как правило, авторы указывают на наличие определенной совокупности механизмов и институтов, обеспечивающих функционирование производства, распределение доходов и потребление в определенных территориальных рамках. Иногда в определение включают более широкий круг факторов, определяющих экономическое поведение участников (законы и правила, традиции и убеждения, позиции и оценки).
Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая система – сложное многомерное образование, обладающее целостностью и единством всех ее составных частей (элементов).
В принципе, термин «экономическая система» применяется на разных уровнях анализа. В этом смысле экономической системой можно считать и самые простые образования (например, отдельные домашние хозяйства или хозяйствующие субъекты), однако наиболее часто этот термин применяется в рамках макроэкономического подхода, когда рассматриваются закономерности функционирования национального хозяйства в целом. [6,стр.45]
Экономическая система имеет сложную структуру. Основными элементами экономической системы являются:
-социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;
— организационные формы хозяйственной деятельности;
— хозяйственный механизм. [4, стр.51]
С практической точки зрения, целесообразно выделение отдельных подсистем (например, финансовая система, промышленность, аграрный сектор и т.п.), которые имеют определенное собственное содержание, но в единстве образуют новое качество экономической системы (целое нетождественно простой сумме свойств отдельных элементов). Между подсистемами существует система связей, определяющих характер их субординации (соподчинения).
В целом экономическая система отражает особую структуру общества, возникающую из практики хозяйствования в конкретных условиях. В ней представлены хозяйственные навыки, традиции, духовное состояние народа, господствующие у него ценности и своеобразие понимания им мира. На первый взгляд, это не предполагает наличия одинаковых систем (они всегда конкретны, идентичны культуре, которую отражают), тем не менее, можно попытаться выделить некоторые общие признаки, черты и свойства, построить классификацию экономических систем.
Развитие общественного производства, открытость экономических систем для постоянного обмена с внешней средой способствуют обогащению оригинала новым материалом, что вызывает потребность во внутрисистемных изменениях. Результатом их может стать обновленная модель экономики. В экономической науке используется понятие «экономическая модель» – слепок с реальной действительности, результат познания, в той или иной степени соответствующий оригиналу.
В ходе исторического развития человеческого общества сложились несколько типов (моделей) экономических систем, различающихся, прежде всего, путями и способами решения главных экономических проблем (что, как и для кого производить). Более конкретными отличительными признаками, по которым их можно сопоставлять, сравнивать, являются:
преобладающие формы и виды собственности,
экономическая власть и способы ее осуществления,
формы хозяйствования,
место и роль рынка и рыночных отношений,
характер государственного регулирования экономической жизни.
Таким образом, усвоив сущность экономической системы, можно понять закономерности развития экономической жизни общества. Экономическая система служит связующим звеном между природой и обществом. На входе у нее ресурсы (природные, трудовые), а на выходе – продукты, которые удовлетворяют потребности людей и общества в целом.
studfiles.net