Традиционная экономическая система примеры – Традиционная экономика: особенности, преимущества и недостатки, примеры

определение, примеры, плюсы, минусы 2019

Определение: Традиционная экономика — это система, которая опирается на обычаи, историю и проверенные временем убеждения. Традиция определяет экономические решения, такие как производство и распространение. Традиционные экономики зависят от сельского хозяйства, рыболовства, охоты, сбора или некоторой комбинации вышеуказанного. Вместо денег они используют бартер.

Большинство традиционных экономик работают на развивающихся рынках и в развивающихся странах. Они часто бывают в Африке, Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке.

Но вы можете найти карманы традиционных экономик, разбросанных по всему миру.

Экономисты и антропологи считают, что все другие экономики начали свое существование как традиционные экономики. Таким образом, они ожидают, что оставшиеся традиционные экономики будут развиваться в рыночные, командные или смешанные экономики с течением времени.

Пять характеристик традиционной экономики

Во-первых, традиционные экономики сосредоточены вокруг семьи или племени. Они используют традиции, полученные из опыта старейшин, чтобы вести повседневную жизнь и принимать экономические решения.

Во-вторых, традиционная экономика существует в охотником-собирателе и кочевом обществе. Эти общества охватывают обширные районы, чтобы найти достаточное количество продовольствия для их поддержки. Они следуют за стадами животных, которые поддерживают их, мигрируя с годами. Эти кочевые охотники-собиратели обычно конкурируют с другими группами за ограниченные природные ресурсы. Существует мало потребности в торговле, поскольку все они потребляют и производят одни и те же вещи.

ru.routestofinance.com

2.1. Традиционная экономика на примере Бутана

Экономика Бутана — одна из наименее развитых в мире, и является ярким примером традиционной экономической системы. Она основана на сельском хозяйстве и лесоводстве, которые предоставляют основные средства существования больше чем 60 % населения. Сельское хозяйство состоит в значительной степени из натурального хозяйства и животноводства. Крутые горы доминируют над ландшафтом и делают строительство дорог и другой инфраструктуры трудным и дорогим. Практически отсутствуют крупные промышленные предприятия. Есть несколько предприятий деревообрабатывающей и пищевой промышленности.

Экономика Бутана тесно интегрирована с Индией торговыми и кредитно-денежными отношениями. Индустриальный сектор — отсталый, представлен главным образом надомным хозяйством. Большинство проектов, типа строительства дороги, соединяющей страну с Индией, реализуется иммигрантской рабочей силой. Основное внимание правительства сосредоточено на развитии туризма и энергетики (Бутан располагает крупными гидроэнергетическими ресурсами — по оценке ООН приблизительно 200 тыс. МВт).

Каждая экономическая программа, принимаемая правительством, учитывает его желание оставить неизменным традиционный стиль жизни населения и защитить окружающую среду. Сильная зарегулированность экономики и неопределенность законов в таких областях, как торговля, промышленное лицензирование, наемной рабочей силы мешает проникновению иностранных инвестиций в Бутан. [19, стр. 197]

2.2. Административно- командная экономика на примере гдр

Хозяйственная система ГДР опиралась на базисный тип го­сударственно-социалистической централизованно-администра­тивной экономики. Она постепенно насаждалась в оккупа­ционной зоне СССР после 1945 г. по образцу советской хозяй­ственной системы: путем огосударствления банков, сель­скохозяйственных и промышленных предприятий, а также создания «центральных органов управления» для всех отраслей экономики. В результате сразу же после образования ГДР был принят первый двухлетний план (1949-1950 гг.).

Хозяйственный порядок и процесс хозяйствования строи­лись согласно марксистско-ленинскому принципу примата по­литики над экономикой и под руководством Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), что находило свое воплоще­ние в иерархической организации государственного и хозяйст­венного аппарата в соответствии с принципом демократическо­го централизма. Высшей хозяйственно-политической инстанцией были Политбюро ЦК СЕПГ, решения которого должны были реализовывать Совет министров и подчиняющаяся ему Государственная плановая комиссия при выработке пятилетних и годовых народнохозяйственных планов.[19, стр.293]

В пятилетних планах намечались основные экономические, социальные, научно-технические, культурно-образовательные задачи и указывались пути и способы их решения. Эти планы разрабатывались с учетом долгосрочных целей развития (15-20 лет), международных договоров и степени реализации предшествующих пятилетних планов. В соответствии с постав­ленными партией макроэкономическими задачами (рост произ­водства товаров и национального дохода, соотношение между накоплением и потреблением, импортом и экспортом, доходами и расходами государства, уровень цен и занятость и т.п.) центральной плановой комиссией вырабатывались и согласовыва­лись частичные планы. Пятилетние планы рассматривались как важнейший инструмент социалистической экономической по­литики. Их осуществление обеспечивалось при помощи госу­дарственных плановых заданий, которые становились основой для составления годовых планов.

Годовые народнохозяйственные планы играли роль опера­тивных, обязательных для экономического процесса планов, с разделением по отраслям производства и непроизводственной сферы (образование, здравоохранение, культура и т.п.), по ре­гионам, по уровням регулирования (предприятия, управляемые центральными ведомствами, и предприятия регионального под­чинения), по пересекающимся народнохозяйственным задачам (капиталовложения, внешняя торговля и т.д.). Разработка и ко­ординация годовых планов осуществлялись при помощи пира­мидальной системы материальных и финансовых балансов, в которых согласовывались объемы производства и потребления благ, рабочей силы, основных и оборотных средств, а также до­ходов и расходов государства, населения и пр.

11 отраслевых промышленных министерств и другие цен­тральные органы (министерства науки и техники, внешней торговли, внутренней торговли, финансов, Ведомство по ценообразованию, Государственный банк и др.) должны были раз­работать и согласовать соответствующие частичные планы. В соответствии с этими планами комбинаты, подчиняющиеся ми­нистерствам, и местные органы власти получали детальные задания, которые содержали разбивку по конкретным предпри­ятиям. Последние на этой основе составляли свои проекты пла­нов и заключали между собой предварительные соглашения о поставках и услугах (так реализовывался принцип единства плана, баланса и договора). После проверки и сведения воедино этих проектов вышестоящими инстанциями частичные планы согласовывались Государственной плановой комиссией и пред­ставлялись в виде общего народнохозяйственного плана. Он ут­верждался Народной палатой в качестве закона и подлежал без­условному выполнению предприятиями.[19, стр.294]

Как и в советской хозяйственной системе, в ГДР с самого начала приоритет отдавался производству средств производст­ва (подразделение общественного производства) по сравне­нию с производством потребительских благ (II подразделение общественного производства). Доля I подразделения в сово­купном чистом продукте достигала 70% (доля сельского хо­зяйства составляла 7,8%). Почти вес промышленные и строи­тельные предприятия с начала 80-х годов были подчинены цен­трализованно управлявшимся комбинатам по горизонтали (но отраслевому принципу) или по вертикали (по ступеням техно­логической цепочки). На них было занято 98% работающих в промышленности, ими выпускалось 97,8% чистого продукта промышленности (2,2% приходилось на долю частных предпри­ятий). Наряду с комбинатами, входившими в сферу управления центральных ведомств, существовали комбинаты регионально­го подчинения, но последние производили всего лишь 6%

про­мышленной продукции.

Генеральные директора комбинатов непосредственно подчи­нялись отраслевым промышленным министерствам и обладали правом давать указания директорам отдельных предприятий. Они распределяли централизованно установленные (и преиму­щественно агрегированные) плановые показатели по отдель­ным предприятиям, согласовывая при этом намеченные цен­тром планы с производственными возможностями предпри­ятий. Учитывая то, что в комбинаты входило довольно много разных по размерам предприятий, последние могли использо­вать свои преимущества по владению информацией о конкрет­ных процессах для реализации собственных целей. Поэтому для управления поведением предприятий наряду с прямыми плано­выми показателями (их было около 120) применялись также косвенные «экономические стимулы», такие, как нормативы из­держек и распределения прибыли, цены, проценты, отчисления в государственный бюджет и в «общественные фонды», премии и т.п. Контроль над всеми частичными финансовыми планами, и в особенности над инвестиционным планом, возлагался на филиалы Государственного банка, которые к тому же осуществ­ляли надзор за всеми платежными и расчетными операциями.[19, стр.295]

Такая всеобъемлющая система централизованного управле­ния, планирования и косвенного регулирования страдала мно­гочисленными функциональными недостатками. Особенно сле­дует подчеркнуть, что система премирования, привязанная к показателям выполнения и перевыполнения основных и допол­нительных нормативов (объем товарной продукции, чистая прибыль, объем чистой продукции, экспорт, снижение затрат, рост производительности труда и т. д.), побуждала предприятия при разработке планов добиваться установления «мягких», лег­ко выполнимых плановых показателей, что имело своим след­ствием неэффективное применение факторов производства, не­высокую производительность труда и инновационную вялость. Этому способствовало также отсутствие надлежащих показате­лей для оценки результативности производства и контроля над ней, прежде всего за недостатком цен, отражающих ограничен­ность благ и ресурсов.

Во многих отношениях не соответствующий потребностям (хотя и вполне согласующийся с планом) объем производства приводил на внутреннем рынке к диспропорциям между товар­ными фондами и покупательским спросом, а потому к неза­планированному росту наличной денежной массы и скрытой инфляции (инфляции удерживания денег населением), а во внешней торговле — к пассивному платежному балансу. Нако­нец, закоснелая система планирования была не в состоянии оперативно реагировать как на эндогенные (обусловленные вы­полнением плана), так и на экзогенные (порожденные мировым рынком) факторы, вызывающие различные нарушения.

Эти имманентные системе недостатки не могли быть устра­нены ни реформами системы планирования (например, созда­нием «новой экономической системы» в 60-е годы), ни органи­зационными изменениями структуры управления и взаимодей­ствия предприятий (образованием комбинатов).

Кроме того, руководство ГДР оказалось не готово даже по­сле начатой Горбачевым политики перестройки осущест­вить смену курса в экономической политике, подобно Польше или Венгрии. Лишь после смещения Хонеккера с высших по­стов в партии и в Государственном совете (октябрь 1989 г.) и под давлением ежедневных демонстраций населения с требова­нием демократического обновления сформированное Модровым правительство согласилось пойти на свободные выборы и провозгласило переход от «централизованной командной эко­номики» к «социально и экологически ориентированному ры­ночному хозяйству». Правда, поначалу было совершенно неяс­но, на каких принципах должна происходить намечаемая трансформация хозяйственной системы, и вокруг этого вопроса развернулись ожесточенные дискуссии. После первоначальных поисков «третьего пути» в июле 1990 г. стал действовать экономический, ва­лютный и социальный союз с ФРГ, а 31 августа 1990 г. был под­писан договор о воссоединении Германии.[19, стр.297]

studfiles.net

Глава 1. Экономическая система: сущность, структура, типы.

    1. Понятие, сущность и структура экономической системы

В самом общем значении термин «система» (от греч. « systema » – целое, составленное из частей) означает множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

С учетом этого экономическая система может быть определена как упорядоченная совокупность хозяйственных связей и отношений, которые устанавливаются в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и нематериальных благ. [4,стр.50]

На сегодня в российской и зарубежной литературе не существует единого определения понятия экономической системы. Как правило, авторы указывают на наличие определенной совокупности механизмов и институтов, обеспечивающих функционирование производства, распределение доходов и потребление в определенных территориальных рамках. Иногда в определение включают более широкий круг факторов, определяющих экономическое поведение участников (законы и правила, традиции и убеждения, позиции и оценки).

Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая система – сложное многомерное образование, обладающее целостностью и единством всех ее составных частей (элементов).

В принципе, термин «экономическая система» применяется на разных уровнях анализа. В этом смысле экономической системой можно считать и самые простые образования (например, отдельные домашние хозяйства или хозяйствующие субъекты), однако наиболее часто этот термин применяется в рамках макроэкономического подхода, когда рассматриваются закономерности функционирования национального хозяйства в целом. [6,стр.45]

Экономическая система имеет сложную структуру. Основными элементами экономической системы являются:

-социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

— организационные формы хозяйственной деятельности;

— хозяйственный механизм. [4, стр.51]

С практической точки зрения, целесообразно выделение отдельных подсистем (например, финансовая система, промышленность, аграрный сектор и т.п.), которые имеют определенное собственное содержание, но в единстве образуют новое качество экономической системы (целое нетождественно простой сумме свойств отдельных элементов). Между подсистемами существует система связей, определяющих характер их субординации (соподчинения).

В целом экономическая система отражает особую структуру общества, возникающую из практики хозяйствования в конкретных условиях. В ней представлены хозяйственные навыки, традиции, духовное состояние народа, господствующие у него ценности и своеобразие понимания им мира. На первый взгляд, это не предполагает наличия одинаковых систем (они всегда конкретны, идентичны культуре, которую отражают), тем не менее, можно попытаться выделить некоторые общие признаки, черты и свойства, построить классификацию экономических систем.

Развитие общественного производства, открытость экономических систем для постоянного обмена с внешней средой способствуют обогащению оригинала новым материалом, что вызывает потребность во внутрисистемных изменениях. Результатом их может стать обновленная модель экономики. В экономической науке используется понятие «экономическая модель» – слепок с реальной действительности, результат познания, в той или иной степени соответствующий оригиналу.

В ходе исторического развития человеческого общества сложились несколько типов (моделей) экономических систем, различающихся, прежде всего, путями и способами решения главных экономических проблем (что, как и для кого производить). Более конкретными отличительными признаками, по которым их можно сопоставлять, сравнивать, являются:

    • преобладающие формы и виды собственности,

    • экономическая власть и способы ее осуществления,

    • формы хозяйствования,

    • место и роль рынка и рыночных отношений,

    • характер государственного регулирования экономической жизни.

Таким образом, усвоив сущность экономической системы, можно понять закономерности развития экономической жизни общества. Экономическая система служит связующим звеном между природой и обществом. На входе у нее ресурсы (природные, трудовые), а на выходе – продукты, которые удовлетворяют потребности людей и общества в целом.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *