Тсж создание жк рф – 136. /

Ст. 135 ЖК РФ с Комментариями 2018-2019 года (новая редакция с последними изменениями)

1. Товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

2. Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 — 48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Устав товарищества собственников жилья должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова «товарищество собственников жилья», месте нахождения, предмете и целях его деятельности, порядке возникновения и прекращения членства в товариществе собственников жилья, составе и компетенции органов управления товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, составе и компетенции ревизионной комиссии (компетенции ревизора) товарищества, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Кодексом.

2.1. В уставе товарищества собственников жилья может быть предусмотрено использование системы или иной информационной системы при решении вопросов, связанных с управлением в товариществе собственников жилья, с учетом функций указанных систем.

3. Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

4. Товарищество собственников жилья создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом товарищества.

5. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Товарищество собственников жилья имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты.

6. Товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.

7. В случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8. В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Комментарий к Ст. 135 ЖК РФ

1. В соответствии со ст. 291 «Товарищество собственников жилья» ГК РФ в ЖК РФ помещен целый раздел с таким же названием (кстати, комментируемая статья называется так же).

2. Собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищество собственников жилья (п. 1 ст. 291 ГК). Такое товарищество является некоммерческой организацией (ч. 1 комментируемой статьи).

3. В правовой литературе можно встретить суждение о том, что товарищества собственников жилья относятся к потребительским кооперативам. Утверждения подобного рода основываются на том, что законодатель предъявляет к товариществам собственников жилья и потребительским кооперативам много общих требований. Действительно, и те и другие субъекты как юридические лица относятся к некоммерческим организациям. Вместе с тем полагаем, что товарищества собственников жилья являются самостоятельной организационно-правовой формой юридических лиц.

Первым отличием товариществ собственников жилья от потребительских кооперативов, и, в частности, от жилищных кооперативов (самых близких по цели деятельности), является то, что в товариществах собственников жилья нет так называемых паевых правоотношений. В кооперативах средства паевого фонда являются средствами юридического лица и имеют строго целевое назначение: они предназначены исключительно для оплаты строительства или стоимости построенного дома. Члены же товариществ собственников жилья, как явствует даже из названия и подтверждается гражданским законодательством, являются собственниками помещений, т.е. они оплатили или приобрели жилое помещение по различным основаниям до вступления в товарищество (либо до его образования).

В качестве второго отличия выступает положение, прежде не содержавшееся в законодательстве, посвященном потребительской кооперации. Речь идет о новелле, значительно расширяющей права членов потребительских кооперативов, — возможности потребительского кооператива распределять в соответствии с законом и уставом полученные доходы между его членами (п. 5 ст. 116 ГК). Товарищество собственников жилья такого права не имеет.

Следующим отличием является то, что у членов товарищества собственников жилья нет такой обязанности, как необходимость покрывать образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов (имеющейся у членов кооператива).

Безусловно, существенное значение имеют различия, лежащие в плоскости отношений собственности. По общему правилу товарищество собственников жилья не является субъектом права собственности на помещения и на объекты общего пользования многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив выступает в качестве собственника как жилых помещений, так и объектов общего пользования.

Кроме того, сфера организации и деятельности товариществ собственников жилья намного уже по сравнению с соответствующей сферой потребительских кооперативов. Товарищества собственников жилья могут организовываться только собственниками жилых и иных помещений и только для обеспечения эксплуатации (либо строительства и эксплуатации) многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом (п. 1 комментируемой статьи и ч. 1 ст. 135 ЖК). Что же касается потребительских кооперативов, то они могут создаваться с целью удовлетворения самых различных материальных и иных потребностей.

Подводя итоги сказанному, а также принимая во внимание норму, содержащуюся в п. 3 ст. 50 ГК РФ, которая допускает создание различных форм некоммерческих организаций, предусмотренных федеральными законами, можно говорить о самостоятельной организационно-правовой форме некоммерческой организации — товариществе собственников жилья.

Для более полного анализа различий между потребительскими кооперативами и товариществами собственников жилья представляется необходимым указать на то, что при обстоятельствах, отмеченных в законе, товарищества собственников жилья возникают на базе некоторых видов потребительских кооперативов. К таким видам относятся жилищные и жилищно-строительные кооперативы, в которых их члены полностью выплатили паевые взносы. В таких случаях последняя часть взноса выступает в роли катализатора — преобразователя правоотношений; обязательственные жилищные правоотношения трансформируются в правоотношения собственности. Ядро жилищно-кооперативных отношений — паевые правоотношения перестают существовать как таковые, а право пользования жилищем основывается уже не на факте членства в кооперативе, а на праве собственности.

4. В ст. 291 ГК РФ указал на необходимость наличия федерального закона, регламентирующего организацию и деятельность одного из видов некоммерческой организации. Однако, исходя из необходимости развития и упорядочения отношений собственности на общее имущество многоквартирного дома, законодатель, приняв в 1996 г. Федеральный закон «О товариществах собственников жилья», расширил предмет указанного законодательного акта, включив в него регулирование правоотношений долевой собственности собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Принимая в 2004 г. ЖК РФ, содержащий в себе кроме прочего раздел VI «Товарищество собственников жилья», законодатель действовал во исполнение и в соответствии с п. 2 ст. 292 ГК РФ, где указан уровень нормативного правового акта — федеральный закон, а также с учетом правоприменительной практики (положительной и отрицательной) действия Закона о товариществах собственников жилья.

5. Следует обратить внимание на то, что первоначально устав товарищества принимается на общем собрании собственников жилья (а не на общем собрании членов товарищества собственников жилья) большинством от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме .
———————————
Изменения и дополнения в устав товарищества собственников жилья, включая новую редакцию устава, относятся к компетенции общего собрания товарищества (см. ч. 2 ст. 145 ЖК и соответствующий комментарий).

В уставе товарищества собственников жилья должны быть обязательно указаны:

— наименование с указанием на основную цель его деятельности, а также слово «товарищество». Например, «Товарищество собственников жилья «Возрождение»;

— место нахождения товарищества, которое определяется местом его государственной регистрации;

— порядок управления деятельностью товарищества;

— предмет и цели деятельности товарищества;

— сведения о порядке вступления в члены товарищества;

— порядок выхода из товарищества;

— размер вступительных взносов;

— ответственность за нарушение обязательств;

— состав и компетенция органов управления товарищества и органов контроля, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

— порядок реорганизации и ликвидации товарищества.

В устав могут включаться и другие не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности конкретного товарищества.

Устав товарищества служит юридической основой, обеспечивающей участие товарищества в гражданских, административных, земельных и других правоотношениях. Нормы устава обязательны для регулирования внутренних отношений. В случае возникновения споров в данных отношениях правоприменительные органы основываются как на положениях законодательных и иных нормативных актов, так и на нормах конкретного устава.

6. Организация товарищества собственников жилья возможна при наличии в одном жилом доме нескольких собственников жилых или нежилых помещений. При этом число членов товарищества собственников жилья должно превышать 50% от общего числа собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.

Как видно, изложенная норма предлагает минимальный критерий для создания ТСЖ: один дом — одно товарищество. При этом законодатель до недавнего времени не устанавливал максимальное количество домов для одного товарищества. В настоящее время в новой редакции ч. 2 ст. 136 ЖК РФ указываются случаи, когда товарищество собственников жилья может быть создано в нескольких многоквартирных домах (см. ст. 136 и комментарий к ней).
———————————
Федеральный закон от 4 июля 2011 г. N 123-ФЗ.

7. С момента государственной регистрации товарищество собственников жилья приобретает права юридического лица . Согласно ст. 48 ГК РФ юридическими лицами признаются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечают по своим обязательствам этим имуществом и от своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами или ответчиками в суде. Товарищество собственников жилья, как и любое другое юридическое лицо, должно иметь самостоятельный баланс или смету.
———————————
См.: Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2006.

В целях удовлетворения различных потребностей своих членов товарищество на основании устава вступает в многочисленные имущественные отношения с различными юридическими и физическими лицами.

zhkrf.ru

Ст. 143 ЖК РФ с Комментариями 2018-2019 года (новая редакция с последними изменениями)

1. Членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.

2. Если в многоквартирном доме создано товарищество собственников жилья, лица, приобретающие помещения в этом доме, вправе стать членами товарищества после возникновения у них права собственности на помещения.

3. Членство в товариществе собственников жилья прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме.

4. Реестр членов товарищества собственников жилья должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

5. Член товарищества собственников жилья обязан предоставить правлению товарищества достоверные сведения, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, и своевременно информировать правление товарищества об их изменении.

6. Членство в товариществе собственников жилья, созданном собственниками помещений в двух и более многоквартирных домах, прекращается у всех являвшихся членами товарищества собственников помещений в одном из многоквартирных домов с момента подачи заявления о выходе из членов товарищества собственника помещения в многоквартирном доме, в товариществе которого после прекращения этого членства члены товарищества, являющиеся собственниками помещений в том же доме, будут обладать менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. После прекращения членства в товариществе собственники помещений в данном доме обязаны выбрать и реализовать один из указанных в статье 161 настоящего Кодекса способов управления многоквартирным домом.

Комментарий к Ст. 143 ЖК РФ

1. Создание товарищества собственников жилья позволяет упростить согласование порядка реализации собственниками жилых помещений своих прав по владению, пользованию и в установленных законодательством пределах распоряжению общим имуществом в многоквартирном доме, а также осуществление деятельности по содержанию, сохранению, приращению такого имущества и распределение между ними обязанностей по возмещению соответствующих расходов.

Выбор собственниками помещений в многоквартирном доме на основе свободного волеизъявления такого способа управления многоквартирным домом, как управление товариществом, означает реализацию их права на создание объединения для достижения вышеназванных целей. Обязательный признак такого объединения — членство в нем. Только члены данного объединения имеют право участвовать в работе его руководящего органа, избирать и быть избранными в его исполнительный орган, а также контролировать деятельность как его исполнительного органа, так и объединения в целом.

Комментируемая статья регулирует отношения, складывающиеся по поводу возникновения и прекращения членства в таком объединении — товариществе собственников жилья.

2. Согласно ч. 1 комментируемой статьи членами товарищества собственников жилья вправе стать только собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано данное товарищество (т.е. физическое или юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование, имеющие на праве собственности жилое или нежилое помещение в таком доме). Одновременно ч. 2 комментируемой статьи подчеркивает, что лица, приобретающие помещения в таком доме, вправе стать членами товарищества только после возникновения у них права собственности на указанные помещения. При этом комментируемой статьей заложены основополагающие принципы членства в товариществе — индивидуальность (личная инициатива) и добровольность. Это предполагает, что членство в товариществе собственников жилья возникает только в результате свободного волеизъявления собственника помещения в многоквартирном доме на основании его заявления и соответственно принудительное членство в товариществах собственников жилья не допускается законом ни при каких условиях.

Данное правило в полной мере учитывает Постановление Конституционного Суда РФ от 3 апреля 1998 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности пунктов 1, 3 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального закона от 15 июня 1996 года «О товариществах собственников жилья» в связи с запросом Советского районного суда города Омска» , которым были признаны не соответствующими ст. 30 Конституции РФ отдельные положения в настоящее время утратившего силу Закона о товариществах собственников жилья, которые предусматривали обязательность членства в товариществе собственников жилья для собственников помещений в многоквартирном доме, в котором создано такое товарищество.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 15. Ст. 1794.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

3. Норма ч. 1 комментируемой статьи императивна, поскольку кроме заявления о вступлении в члены товарищества собственников жилья не предусматривает каких-либо дополнительных условий возникновения членства в товариществе. Данное заявление является единственным условием возникновения членства в товариществе собственников жилья у собственника помещения в многоквартирном доме, в котором создано данное товарищество, и в связи с этим установление каких-либо дополнительных требований в уставе товарищества, к примеру о необходимости для приобретения членства в товариществе внесения вступительного взноса , рассмотрения или утверждения заявления о вступлении в члены товарищества общим собранием членов товарищества или правлением товарищества, недопустимо. При этом следует учитывать, что с правом собственника помещения в многоквартирном доме стать членом товарищества в заявительном порядке корреспондирует обязанность правления товарищества при получении от данного собственника заявления о вступлении в товарищество обеспечить внесение сведений о нем в список членов товарищества . Соответственно, невключение в список членов товарищества такого собственника либо необоснованное (при отсутствии заявления о выходе из членов товарищества) исключение его из данного списка не изменяет его правового положения как члена товарищества, поскольку комментируемая статья не связывает с данными фактами каких-либо правовых последствий.
———————————
Такой вид взноса упоминается в ст. 151 ЖК РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 148 ЖК РФ ведение списка членов товарищества является обязанностью правления товарищества.

4. Комментируемая статья не определяет, в какой форме должно быть выражено заявление о вступлении в члены товарищества: письменной или устной. Вместе с тем представляется, что данное заявление должно быть оформлено в письменной форме, поскольку именно данная форма позволяет однозначно определить волю конкретного лица о вступлении в товарищество и произвести идентификацию данного лица как собственника помещения в многоквартирном доме. Это также во многом обусловливается необходимостью документирования деятельности товарищества как для внутренней отчетности, так и для отчетности перед налоговыми и иными контролирующими органами. Именно заявления служат основными доказательствами наличия членства в товариществе у определенного количества собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем письменная форма таких заявлений обеспечивает возможность ведения предусмотренного п. 7 ст. 148 ЖК РФ списка членов товарищества, выявления обстоятельств, служащих основанием для ликвидации товарищества (ч. 2 ст. 141 ЖК), и финансовых обязательств собственников помещений в многоквартирном доме в связи с их членством в товариществе, исключает возможные злоупотребления и т.п.

Необходимость оформления в письменной форме заявления о вступлении в члены товарищества косвенно подтверждается тем, что заявление о выходе из членов товарищества может быть оформлено только в письменной форме. В частности, ч. 3 комментируемой статьи возможность прекращения членства в товариществе обусловливает подачей заявления о выходе из членов товарищества, т.е. действием, связанным с передачей указанного заявления. Достаточно очевидно, что данное действие может быть осуществлено только в случае, если указанное заявление будет оформлено в письменной форме.

5. Заявления от имени собственников помещений в многоквартирном доме, являющихся несовершеннолетними, либо признанными судом недееспособными, либо ограниченными судом в дееспособности гражданами, подаются с учетом положений гл. 3 ГК РФ.

В частности, следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Соответственно, лицо, не достигшее указанного возраста, является несовершеннолетним и не обладает полной дееспособностью. От имени несовершеннолетних вправе подавать заявления их родители, усыновители, опекуны или попечители. В то же время ГК РФ установлены два исключения из общего правила приобретения дееспособности: вступление несовершеннолетнего в брак и эмансипация.

Кроме того, собственник помещения в многоквартирном доме, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий либо руководить ими вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть признан судом недееспособным или ограничен судом в дееспособности (п. 1 ст. 29 и п. 1 ст. 30 ГК). В этих случаях над такими гражданами устанавливается опека или попечительство и от их имени могут подавать заявления о вступлении в товарищество собственников жилья соответственно опекуны и попечители (см. комментарий к ст. 48 ЖК).

6. Часть 3 комментируемой статьи выделяет два главных основания прекращения членства в товариществе собственников жилья: обращение члена товарищества с заявлением о выходе из товарищества и прекращение у члена товарищества права собственности на помещение в многоквартирном доме.

Первое основание связано с одним из основополагающих принципов членства в товариществе собственников жилья — добровольностью. В частности, поскольку членство в товариществе собственников жилья возникает только в результате свободного волеизъявления собственника помещения в многоквартирном доме на основании его заявления, то данный собственник вправе свободно, по своему усмотрению подать заявление о выходе из товарищества и тем самым прекратить свое членство в товариществе. В данном случае следует иметь в виду, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, подавшие заявления о выходе из товарищества, в любом случае обязаны продолжать участвовать в содержании общего имущества в таком доме соразмерно их доле в праве собственности на данное имущество.

Согласно ч. 6 ст. 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, вносят плату за коммунальные услуги, услуги и работы по управлению таким домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в таком доме в соответствии с договорами, заключенными с товариществом. При этом, как указывал Конституционный Суд РФ в своем Постановлении «По делу о проверке конституционности пунктов 1, 3 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального закона от 15 июня 1996 г. «О товариществах собственников жилья» в связи с запросом Советского районного суда города Омска», товарищество собственников жилья не вправе нарушать права отказавшихся от членства в товариществе собственников помещений в многоквартирном доме, в котором создано данное товарищество, устанавливая преимущества и льготы по владению и пользованию общим имуществом в этом доме только для членов товарищества либо налагая на собственников помещений в этом доме, не являющихся членами товарищества, дополнительные обязанности, выходящие за рамки возмещения необходимых затрат по управлению этим домом и его эксплуатации.

Второе основание непосредственно связано с установленным комментируемой статьей перечнем субъектов, имеющих право быть членами товарищества. Как указывалось ранее, данный перечень ограничен собственниками помещений в многоквартирном доме. Поэтому с прекращением права собственности на помещение в многоквартирном доме, в котором создано товарищество, прекращается также и членство в данном товариществе у лица, которому принадлежало указанное помещение на праве собственности. Вместе с тем существует одно исключение из данного правила, когда члену товарищества принадлежит не одно, а несколько помещений в многоквартирном доме и право собственности у него прекращается на одно из этих помещений. В этом случае с учетом того, что член товарищества продолжает являться собственником помещения в многоквартирном доме, его членство в товариществе не прекращается, а происходит изменение его доли в праве собственности на общее имущество в этом доме. Законодатель, не упоминая в комментируемой статье данное исключение, видимо, исходил из его очевидности и достаточности содержащегося в ч. 1 данной статьи перечня субъектов, наделенных правом быть членами товарищества.

7. В комментируемой статье не упоминается еще одно основание прекращения членства в товариществе собственников жилья, связанное с общим для всех гражданских правоотношений основанием прекращения правоспособности. В частности, следует учитывать, что правоспособность гражданина прекращается с его смертью (п. 2 ст. 17 ГК), а юридического лица — в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (п. 3 ст. 49 ГК). Поэтому у гражданина членство в товариществе прекращается в связи с его смертью, а у юридического лица — в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.

Прекращение членства в товариществе по любому из названных оснований влечет исключение бывшего члена товарищества из списков членов товарищества и прекращение его полномочий как члена правления товарищества либо председателя правления товарищества (в случае, если он на момент прекращения членства исполнял такие полномочия).

8. Согласно ст. 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов Федерации (органы государственного жилищного надзора).

В ч. 4 комментируемой статьи установлены императивные требования к содержанию данного реестра. При этом с учетом ч. 5 этой же статьи представление правлению членом товарищества о себе достоверных сведений и своевременное информирование об изменении таких сведений являются обязанностью каждого члена товарищества.

Реестр должен отражать информацию о каждом члене товарищества по трем направлениям. Во-первых, идентификационная информация о члене товарищества, во-вторых, контактная информация члена товарищества, в-третьих, информация о размере доли члена товарищества в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Идентификационная информация о члене товарищества должна быть представлена сведениями:

1) о физическом лице — фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность;

2) о юридическом лице — наименование юридического лица с указанием на организационно-правовую форму, место нахождения юридического лица (место его государственной регистрации), а также сведения о лице, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, либо сведения об уполномоченном представителе юридического лица, полномочия которого основаны на доверенности.

Контактная информация — это сведения, которые позволяют поддерживать связь с членами товарищества (это может быть номер телефона, адрес электронной почты, почтовый адрес и т.п.).

Информация о размере доли члена товарищества в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме должна быть представлена конкретным численным показателем. С учетом ч. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения определяется пропорционально размеру общей площади указанного помещения (об определении доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме см. комментарий к названной статье).

Необходимо учитывать, что ведение реестра членов товарищества связано с обработкой персональных данных, которая должна осуществляться с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных).
———————————
СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3451.

9. В ч. 6 комментируемой статьи предусмотрен особый случай «автоматического» прекращения членства в товариществе собственников жилья, созданном собственниками помещений в двух и более многоквартирных домах (далее — «многодомные» ТСЖ). Данное правило необходимо рассматривать во взаимосвязи с измененными критериями создания «многодомных» ТСЖ и упрощенной процедурой реорганизации таких товариществ (см. ч. 2 ст. 136; ч. ч. 3 и 4 ст. 140 ЖК) . Согласно правилу комментируемой статьи членство в товариществе прекращается в силу закона, если в связи с подачей заявления о выходе из товарищества в одном из многоквартирных домов, собственником помещения в котором является данное лицо, оставшиеся члены ТСЖ будут обладать менее чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Фактически это влечет необходимость ведения в «многодомных» ТСЖ реестра его членов, отражающего раздельный учет членов товарищества по каждому многоквартирному дому. В связи с прекращением членства по предусмотренным основаниям собственники помещений в таком многоквартирном доме должны выбрать один из названных ст. 161 ЖК РФ способов управления домом (см. комментарий к указанной статье).
———————————
Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» упрощена процедура реорганизации ТСЖ, созданного в двух и более многоквартирных домах путем выделения и разделения. Условием разделения является согласие общего собрания собственников помещений в каждом многоквартирном доме, решение о создании товарищества собственников жилья в котором принято большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме в течение двух лет с момента проведения общего собрания. А решение о выделении может быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в котором будет создано товарищество собственников жилья, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.

zhkrf.ru

Статья 135 ЖК РФ. Товарищество собственников жилья

1. Товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

2. Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 — 48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Устав товарищества собственников жилья должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова «товарищество собственников жилья», месте нахождения, предмете и целях его деятельности, порядке возникновения и прекращения членства в товариществе собственников жилья, составе и компетенции органов управления товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, составе и компетенции ревизионной комиссии (компетенции ревизора) товарищества, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Кодексом.

2.1. В уставе товарищества собственников жилья может быть предусмотрено использование системы или иной информационной системы при решении вопросов, связанных с управлением в товариществе собственников жилья, с учетом функций указанных систем.

3. Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

4. Товарищество собственников жилья создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом товарищества.

5. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Товарищество собственников жилья имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты.

6. Товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.

7. В случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

8. В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

www.zakonrf.info

Ст. 138 ЖК РФ с Комментариями 2018-2019 года (новая редакция с последними изменениями)

Товарищество собственников жилья обязано:

1) обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества;

2) осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса;

3) выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору;

4) обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме;

5) обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество;

6) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью;

7) принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;

8) представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами;

9) вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса;

10) представлять в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в течение трех месяцев с момента государственной регистрации внесенных в устав товарищества изменений заверенные председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копию устава товарищества, выписку из протокола общего собрания членов товарищества о принятии решения о внесении изменений в устав товарищества с приложением заверенных председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копий текстов соответствующих изменений.

Комментарий к Ст. 138 ЖК РФ

1. Комментируемая статья с учетом целей создания товарищества собственников жилья определяет основные обязанности такого товарищества.

В частности, товарищество обязано обеспечивать выполнение требований ЖК РФ, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества.

2. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом данного товарищества.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

При этом в случае если собственниками помещений в многоквартирном доме создано товарищество собственников жилья, то именно на товариществе лежит обязанность по осуществлению в порядке, установленном разделом VIII ЖК РФ, управления многоквартирным домом, т.е. по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, по решению вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставлению коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Если же собственник помещения в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, не подал заявление о вступлении в данное товарищество, то с таким собственником товарищество обязано заключить договор о внесении коммунальных платежей, содержании, текущем и капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эта обязанность предусмотрена установленным ч. 6 статьи 155 Жилищного кодекса России порядком внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с данным порядком не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными ими с таким товариществом.

В свою очередь, надлежащее исполнение договорных обязательств по общему правилу является обязанностью товарищества собственников жилья и всех его членов. Исполнение данной обязанности следует рассматривать расширительно в отношении любых заключенных товариществом договоров.

3. Обязанности по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме и выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме вне зависимости от их членства в товариществе обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме вытекают из основной цели создания товарищества, а именно из совместного управления общим имуществом в таком доме и обеспечения его эксплуатации.

Обязанность по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме реализуется в рамках заключаемого товариществом договора с управляющей организацией по оказанию услуг, в том числе по выполнению работ по надлежащему содержанию общего имущества в таком доме. Также товарищество может заключать отдельные договоры с лицами, оказывающими такие услуги, и обеспечивать контроль за их исполнением. Общий контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, в том числе за соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также полномочия по осуществлению государственного жилищного надзора в целом возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 20 ЖК).

4. Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме в основном заключается в своевременной оплате расходов на указанные цели. В этой связи в многоквартирном доме, где создано товарищество собственников жилья, такое товарищество обязано обеспечивать надлежащее выполнение всеми собственниками указанных обязанностей. Это достигается повседневной работой органов управления товариществом собственников жилья совместно с его членами, заключением соответствующих договоров с собственниками помещений, не являющимися членами товарищества, обеспечением контроля и учета средств, поступающих в качестве оплаты на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов, а также может потребовать полного возмещения причиненных товариществу убытков в результате неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязательств по уплате обязательных платежей и взносов, по оплате иных общих расходов (см. комментарий к ст. 137 ЖК).

5. Реализация предоставленных ЖК РФ товариществу собственников жилья прав в части определения товариществом условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью должна осуществляться с соблюдением прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме. Особенность обеспечения товариществом собственников жилья соблюдения указанных прав заключается в том, что общее имущество в многоквартирном доме не является собственностью такого товарищества и принадлежит на праве общей долевой собственности всем собственникам помещений в многоквартирном доме. Предусматриваемая ЖК РФ реализация прав по владению, пользованию и распоряжению товариществом собственников жилья указанным имуществом должна осуществляться в строгом соответствии с компетенцией органов управления товариществом и общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (см. комментарий к ст. ст. 44 — 48, 145 и 147 ЖК).

6. Для защиты интересов как всех собственников помещений в многоквартирном доме, так и отдельных собственников в таком доме товарищество собственников жилья принимает меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию либо препятствующих реализации прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в таком доме, а также представляет в отношениях с третьими лицами законные интересы собственников помещений, связанные с управлением общим имуществом в многоквартирном доме. Данные обязанности товарищества собственников жилья также вытекают из цели создания такого товарищества, а именно из обеспечения совместного владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. В необходимых случаях защита и представление в отношениях с третьими лицами товариществом собственников жилья указанных интересов могут осуществляться путем подачи данным товариществом запроса или жалобы в уполномоченные государственные органы либо органы местного самоуправления, органы управления управляющей организации, с которой товариществом заключен договор управления многоквартирным домом, а также искового заявления в суд либо посредством разрешения конфликтов между собственниками помещений в таком доме, рассмотрения жалоб на действия правления товарищества и его председателя.

7. В целях обеспечения прозрачности отношений, возникающих по поводу содержания общего имущества в многоквартирном доме, принимаемых решений по управлению таким домом на товарищество собственников жилья возложена обязанность по ведению реестра членов товарищества, который должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (см. также комментарий к ст. 143 ЖК).

Поскольку текущее руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества, соответственно законодателем обязанность по ведению реестра возложена на указанный орган управления товариществом (см. также комментарий к ст. 148 ЖК). При этом для реализации данной обязанности п. 5 ст. 143 ЖК РФ на членов товарищества возложена корреспондирующая обязанность представлять правлению товарищества достоверные сведения о себе и своевременно информировать его об их изменении.

8. Учитывая предоставленные государственным жилищным инспекциям полномочия по проверке соблюдения требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг (см. также комментарий к ст. 20 ЖК), комментируемой статьей на товарищества собственников жилья дополнительно возложены обязанности по ежегодному (в течение первого квартала соответствующего года) направлению в указанные инспекции копий реестров членов товарищества, а также в течение трех месяцев с момента государственной регистрации внесенных в устав товарищества изменений заверенных председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копий устава товарищества, выписки из протокола общего собрания членов товарищества о принятии решения о внесении изменений в устав товарищества с приложением заверенных председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копий текстов соответствующих изменений.

zhkrf.ru

Ст. 140 ЖК РФ с Комментариями 2018-2019 года (новая редакция с последними изменениями)

1. Реорганизация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

2. Товарищество собственников жилья по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть преобразовано в жилищный или жилищно-строительный кооператив.

3. Реорганизация товарищества собственников жилья, созданного в двух и более многоквартирных домах, может быть осуществлена в форме разделения при условии соблюдения требования, установленного частью 1 статьи 136 настоящего Кодекса. Решение о разделении товарищества может быть принято на общем собрании его членов большинством голосов членов товарищества от числа голосов членов товарищества, присутствующих на его общем собрании, при условии согласия на такое разделение общего собрания собственников помещений в каждом многоквартирном доме, решение о котором принято большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в каждом многоквартирном доме в течение двух лет с момента проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, собственники помещений в котором инициировали такое разделение.

4. Реорганизация товарищества собственников жилья, созданного в двух и более многоквартирных домах, может быть осуществлена в форме выделения при условии соблюдения требования, установленного частью 1 статьи 136 настоящего Кодекса. Решение о выделении товарищества может быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в котором будет создано товарищество собственников жилья в процессе выделения, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме.

Комментарий к Ст. 140 ЖК РФ

1. В целях управления многоквартирным домом собственники помещений в этом доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к числу которых относится управление товариществом собственников жилья (см. комментарий к ст. 161 ЖК РФ).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Товариществом собственников жилья является некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для управления многоквартирным домом, обеспечения эксплуатации этого дома, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (см. комментарий к ст. 135 ЖК). И как любое юридическое лицо, оно может быть реорганизовано.

2. Реорганизация юридического лица по общему правилу осуществляется по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Реорганизация юридического лица может быть произведена в виде:

— слияния двух и более юридических лиц в одно;

— присоединения одного или нескольких юридических лиц к другому;

— разделения юридического лица на два и более;

— выделения из юридического лица двух и более;

— преобразования юридического лица в другую организационно-правовую форму.

Однако следует отметить особенности реорганизации товарищества собственников жилья.

В одном многоквартирном доме может быть создано только одно товарищество собственников жилья (см. комментарий к ст. 136 ЖК).

Действующее в многоквартирном доме товарищество собственников жилья не может разделиться на два или более товариществ, а также из него не может быть выделено другое товарищество собственников жилья. Такого рода реорганизация товарищества собственников жилья будет противоречить ст. 136 настоящего Кодекса, поскольку два и более товариществ не могут обслуживать один многоквартирный дом.

Что касается слияния или присоединения, то в данном случае это невозможно, так как в одном многоквартирном доме не может быть двух и более товариществ собственников жилья. Следовательно, такого вида реорганизация невозможна.

В одном многоквартирном доме товарищество собственников жилья может быть только преобразовано в жилищный или жилищно-строительный кооператив, т.е. изменить организационно-правовую форму.

3. Однако товарищество собственников жилья может быть создано при объединении нескольких многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем 30, и при условии, если данные дома расположены на земельных участках, имеющих общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, предназначенные для совместного использования собственниками помещений в данных домах (см. комментарий к ст. 136 ЖК).

В этом случае реорганизация товарищества собственников жилья может быть осуществлена в форме разделения или выделения.

Решение о реорганизации товарищества собственников жилья в форме разделения товарищества принимается на общем собрании членов товарищества большинством голосов членов товарищества, присутствующих на собрании. При этом в каждом многоквартирном доме должно быть проведено общее собрание собственников помещений и принято решение о реорганизации товарищества в форме разделения. Решение общего собрания собственников в каждом многоквартирном доме считается принятым, если за него проголосовало большинство голосов от общего числа голосов.

Реорганизация товарищества в форме разделения должна быть проведена в течение двух лет с момента проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, собственники которого инициировали такое разделение.

При разделении товарищества собственников жилья ликвидируются оба товарищества и создаются два новых товарищества собственников жилья. Права и обязанности реорганизуемого товарищества переходят к вновь возникшим товариществам собственников жилья.

4. Реорганизация товарищества собственников жилья, созданного в двух и более многоквартирных домах, может быть осуществлена в форме выделения. Решение о выделении товарищества принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в котором будет создано товарищество собственников жилья в процессе выделения, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. При выделении товарищества собственников жилья создается новое товарищество. К вновь созданному товариществу переходят права и обязанности реорганизованного товарищества собственников жилья в соответствии с разделительным балансом.

5. Два и более товариществ собственников жилья, созданных в двух и более многоквартирных домах, могут объединиться в одно товарищество собственников жилья путем слияния или присоединения. Такая реорганизация может быть произведена при условии, что количество квартир в этих домах составляет в сумме не более чем 30 и данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, предназначенные для совместного использования собственниками помещений в данных домах.

Соответственно, при слиянии товариществ собственников жилья права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему товариществу, а при присоединении одного или более товариществ к другому к последнему переходят права и обязанности присоединенного товарищества или товариществ.

Товарищество собственников жилья считается реорганизованным в форме слияния с момента государственной регистрации вновь возникшего товарищества, поскольку в случае присоединения одно юридическое лицо остается в прежнем виде.

При реорганизации товарищества собственников жилья в форме присоединения к нему другого товарищества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного товарищества.

zhkrf.ru

Ст. 148 ЖК РФ с Комментариями 2018-2019 года (новая редакция с последними изменениями)

1. Руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

2. Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.

3. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.

3.1. Членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.

4. Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.

5. Заседание правления товарищества собственников жилья созывается председателем в сроки, установленные уставом товарищества.

6. Правление товарищества собственников жилья правомочно принимать решения, если на заседании правления товарищества присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов правления товарищества. Решения правления товарищества принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов правления, присутствующих на заседании, если большее число голосов для принятия таких решений не предусмотрено уставом товарищества. Решения, принятые правлением товарищества, оформляются протоколом заседания правления товарищества и подписываются председателем правления товарищества, секретарем заседания правления товарищества.

Комментарий к Ст. 147 ЖК РФ

1. Статья 144 ЖК РФ к органам управления товарищества собственников жилья наряду с общим собранием членов товарищества собственников жилья относит также правление товарищества собственников жилья (см. комментарий к указанной статье).

Комментируемая статья определяет режим, цели деятельности, компетенцию такого органа, порядок его формирования.

2. Согласно ч. 1 комментируемой статьи правление товарищества осуществляет руководство деятельностью товарищества, которое предполагает принятие решений по достаточно большому кругу вопросов, связанных с оперативным управлением текущей деятельностью товарищества.

Правление товарищества призвано осуществлять волю товарищества как юридического лица, выраженную в решениях общего собрания, при ведении текущих дел товарищества (при организации управления домом, совершении сделок и т.д.), т.е. должно обеспечивать организацию выполнения таких решений. Поэтому ч. 4 комментируемой статьи правление товарищества определяет как исполнительный орган товарищества, подотчетный высшему органу товарищества.

3. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает общее правило, которое касается компетенции правления товарищества и в соответствии с которым правление обладает так называемой остаточной компетенцией, т.е. может решать только те вопросы руководства текущей деятельностью товарищества, которые не отнесены к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или к компетенции общего собрания членов товарищества.

Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, названы в ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, общего собрания членов товарищества собственников жилья — в ч. 2 ст. 145 ЖК РФ (кроме того, иные отдельные полномочия данных органов предусмотрены другими нормами ЖК РФ, к примеру ст. ст. 45, 135, 136, 140, 141, а для общего собрания членов товарищества могут быть предусмотрены еще и уставом товарищества) (см. комментарий к указанным статьям).

С одной стороны, правило об остаточной компетенции не вызывает сомнений в ее обоснованности (в ЖК либо в уставе товарищества невозможно предусмотреть все вопросы полномочий правления товарищества), с другой — на практике могут возникнуть проблемы, связанные с определением применительно к конкретным ситуациям содержания остаточной компетенции (с обеспечением деятельности правления в пределах своей компетенции). В этой части ст. 148 ЖК РФ, содержащая вопросы, относящиеся к обязанностям правления товарищества (т.е. по существу относящиеся к его полномочиям (см. комментарий к названной статье)), позволяет частично конкретизировать содержание остаточной компетенции. Поэтому с учетом изложенного и содержания вышеуказанных статей ЖК РФ можно выявить отдельные наиболее важные вопросы, которые составляют компетенцию правления товарищества. В частности, к компетенции правления товарищества можно отнести вопросы:

1) реализации в целом всех решений общего собрания членов товарищества;

2) оперативного руководства текущей деятельностью товарищества;

3) составления приходно-расходных смет и отчетов товарищества, представления их на утверждение общего собрания его членов;

4) распоряжения материальными и нематериальными активами товарищества в пределах, необходимых для обеспечения его текущей деятельности, и в соответствии с утвержденной сметой;

5) организационно-технического обеспечения деятельности общего собрания членов товарищества, в том числе созыва данного собрания и организации его проведения;

6) организации учета и отчетности товарищества, подготовки годового плана, бюджета, годового отчета и представления их на утверждение общего собрания членов товарищества;

7) обеспечения делопроизводства товарищества и содержания его архива;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8) организации охраны имущества товарищества и общего имущества в многоквартирном доме;

9) организации строительства, ремонта и содержания объектов общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с принятыми общим собранием членов товарищества решениями;

10) приема на работу в товарищество лиц по трудовым договорам, их увольнения, поощрения и наложения на них взысканий, ведения учета работников товарищества;

11) контроля за своевременным внесением членами товарищества обязательных платежей и взносов;

12) совершения от имени товарищества сделок, связанных с управлением многоквартирным домом;

13) ведения списков членов товарищества;

14) обеспечения соблюдения товариществом законодательства РФ и требований устава товарищества;

15) представления интересов товарищества в суде, государственных органах, органах местного самоуправления, общественных и других организациях;

16) рассмотрения заявлений членов товарищества;

17) подготовки изменений и дополнений в устав товарищества с учетом принятого общим собранием членов товарищества решения.

4. Правление товарищества собственников жилья является коллегиальным органом управления товариществом.

Согласно ч. 2 комментируемой статьи данный орган избирается общим собранием членов товарищества из своего состава. Это означает, что членом правления товарищества собственников жилья может быть только являющийся членом товарищества собственник помещения в многоквартирном доме, в котором создано такое товарищество. Если собственником помещения является юридическое лицо, то его уполномоченный представитель имеет право быть избранным в состав правления товарищества. При этом избрание членов правления п. 3 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ непосредственно отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества. Соответственно, с учетом ч. 4 ст. 146 ЖК РФ, предусматривающей по данному вопросу принятие общим собранием членов товарищества решения простым большинством голосов, избранными в состав правления будут считаться кандидаты, за которых проголосовали члены товарищества и которым принадлежит большинство голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества, или их представители.

5. Требования к количественному составу правления товарищества ЖК РФ не устанавливает, в связи с чем можно сделать вывод о том, что вопрос о конкретном числе членов правления вправе решить общее собрание членов товарищества по своему усмотрению. При этом достаточно очевидно, что правление товарищества должно состоять не менее чем из трех человек, поскольку ч. 3 комментируемой статьи устанавливает требование об избрании правлением из своего состава председателя правления, а ч. 6 комментируемой статьи — требование о правомочности заседания правления. Однако с учетом сложности решаемых уставных целей и задач члены товарищества вправе установить и иную численность коллегиального органа управления, например пять, семь или более человек .
———————————
В каждой конкретной ситуации членами товарищества по их усмотрению могут быть применены различные подходы при определении количественного состава правления товарищества. К примеру, членами правления товарищества могут быть избраны от каждого подъезда дома по одному члену товарищества, имеющему в собственности помещение в таком подъезде, и тогда количество членов правления будет равно количеству подъездов в доме.

6. Пределы осуществления членом правления товарищества прав и обязанностей определяются целями функционирования правления, его компетенцией. При этом на основании п. 3 ст. 53 ГК РФ члены правления должны действовать в интересах товарищества, осуществлять свои права и исполнять обязанности добросовестно и разумно. В целом успешность деятельности правления товарищества во многом зависит от инициативности и компетентности лиц, избранных в его состав.

Вместе с тем ЖК РФ не регулирует вопросы, связанные с порядком выдвижения кандидатов в члены правления товарищества, и не содержит указаний относительно требований к кандидатам, претендующим на членство в составе правления товарищества. Исключение составляют установленные в ч. 3.1 комментируемой статьи запреты, связанные с совмещением членом правления некоторых иных обязанностей в товариществе, а также перепоручением членом правления исполнения своих обязанностей иным лицам. Представляется, что конкретные требования к кандидатам в состав правления должны получить свое развитие и четкое закрепление в уставе товарищества.

7. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает требование, в соответствии с которым члены правления избираются на срок не более чем два года. Это предполагает необходимость рассмотрения общим собранием членов товарищества вопроса о переизбрании правления товарищества не реже чем каждые два года. При этом ЖК РФ не исключает ситуацию, когда один и тот же член товарищества может быть переизбран в состав правления товарищества на новый срок.

8. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что ЖК РФ не урегулировал вопросы, связанные с возможностью досрочного прекращения полномочий членов правления, к примеру, по решению общего собрания членов товарищества. Учитывая, что в соответствии с ч. 3 ст. 145 ЖК РФ дополнительная компетенция общего собрания членов товарищества может быть установлена уставом товарищества, указанные вопросы могут найти свое разрешение в данном уставе .
———————————
В частности, в уставе товарищества может быть предусмотрено право группы членов товарищества в определенном количественном составе поставить перед общим собранием членов товарищества вопрос о досрочном переизбрании отдельных или всех членов правления товарищества. При этом для постановки вопроса о досрочном прекращении полномочий членов правления могут послужить, к примеру, следующие основания: финансовые злоупотребления или нарушения членов правления товарищества; убытки, причиненные товариществу действиями (бездействием) членов правления товарищества; ненадлежащее исполнение членами правления товарищества установленных действующим законодательством и уставом товарищества прав и обязанностей, в результате которого для товарищества наступили неблагоприятные последствия. Подобная регламентация в уставе упомянутых вопросов позволит обеспечить членам товарищества гарантию невозможности принятия решения о досрочном прекращении полномочий членов правления товарищества по случайным мотивам, под воздействием кратковременных эмоциональных представлений, без всестороннего, тщательного и глубокого исследования всех обстоятельств и т.д. При этом следует иметь в виду, что полномочия члена правления товарищества могут прекратиться по иным очевидным основаниям, например со смертью, по собственной инициативе (с подачей соответствующего заявления).

9. Диспозитивное правило ч. 3 комментируемой статьи предусматривает избрание правлением товарищества из своего состава председателя товарищества, если уставом товарищества не предусмотрено избрание председателя правления товарищества общим собранием членов товарищества. Учитывая высокую значимость должности «председатель правления товарищества» в деятельности товарищества, отнесение его уставом вопроса об избрании председателя правления товарищества к компетенции общего собрания его членов представляется более предпочтительным вариантом, поскольку позволяет всем членам товарищества выразить свое отношение к кандидату на эту должность.

Следует отметить, что законодателем при принятии ЖК РФ, возможно, допущена юридико-техническая ошибка в части определения должности избираемого правлением лица, поскольку Кодекс не только не определяет статус, правовое положение данного лица как председателя товарищества, но и не упоминает его в иных своих положениях. Вместе с тем ЖК РФ оперирует понятием «председатель правления товарищества» и определяет статус, правовое положение лица, избранного в качестве председателя именно правления товарищества (см. п. п. 9, 10 ч. 2 ст. 145, ч. 5 ст. 146, ст. 149 ЖК). Поэтому можно сделать вывод о том, что в данном случае речь идет об избрании правлением из своего состава председателя правления товарищества. При этом достаточно очевидно, что правление товарищества после окончания формирования его состава должно избрать из своего состава председателя на первых своих заседаниях, если уставом, как отмечалось выше, не предусмотрены «прямые» выборы председателя правления.

Следует обратить внимание также на то, что ч. 5 ст. 146 ЖК РФ наряду с председателем правления товарищества выделяет еще и лицо, являющееся заместителем председателя правления товарищества. При этом комментируемый Кодекс не определяет порядок избрания либо назначения такого лица. Представляется, что данное лицо должно избираться правлением в том же порядке, как и председатель правления товарищества. Вместе с тем свое окончательное разрешение данный вопрос должен получить в уставе товарищества либо во внутренних документах товарищества, утверждаемых общим собранием членов товарищества.

10. В целях ограничения возможностей для злоупотреблений в связи с замещением должности в составе правления ч. 3.1 комментируемой статьи установлены запреты для лиц, избираемых или избранных в состав правления:

— на совмещение с деятельностью по управлению многоквартирным домом на основании заключенного товариществом договора управления;

— на замещение должности в «руководящих» органах управляющей организации;

— на совмещение с деятельностью в составе ревизионной комиссии товарищества либо в качестве ревизора товарищества;

— на работу в товариществе по совместительству в иной должности по трудовому договору.

Одновременно членам правления запрещено любым образом перепоручать исполнение своих обязанностей иным лицам, что предполагает исключительно личностный характер исполнения обязанностей члена правления товарищества, в том числе запрет на голосование за члена правления иным лицом, полномочия которого основаны на выданной ему членом правления доверенности.

В части установленного запрета на работу членов правления товарищества собственников жилья по совместительству в товариществе на иных должностях необходимо отметить, что денежное вознаграждение (заработную плату) члены правления и председатель правления могут получать только за исполнение своих обязанностей в этих должностях, если соответствующее вознаграждение предусмотрено внутренними документами товарищества.

11. Заседания правления товарищества проводятся в соответствии с ч. ч. 5 и 6 комментируемой статьи.

В частности, согласно ч. 5 комментируемой статьи заседания правления товарищества созывает председатель правления в установленные уставом товарищества сроки. При этом уставом товарищества может быть предусмотрено проведение регулярных заседаний правления по графику, утверждаемому правлением товарищества.

Согласно ч. 6 комментируемой статьи заседание правления товарищества считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем 50% общего числа членов правления товарищества. Иными словами, правление товарищества как коллегиальный орган управления товариществом только тогда правомочно принимать решения, когда на момент начала его заседания присутствует такое количество членов правления товарищества, которое обеспечивает соблюдение указанного требования о правомочности заседания правления товарищества. В противном случае решения правления товарищества не будут иметь юридической силы. По общему правилу решения правления товарищества принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов правления, присутствующих на заседании правления. При этом предусмотрено, что товарищество вправе определить в своем уставе круг вопросов, решения по которым требуют большего количества голосов членов правления, чем установленное простое большинство голосов (такие решения принимаются квалифицированным большинством).

Решения, принятые правлением товарищества, оформляются протоколом заседания правления товарищества и подписываются председателем правления товарищества, секретарем заседания правления товарищества.

Содержание понятия «созыв заседания», указанные требования о кворуме членов правления товарищества и ведении протокола заседания правления товарищества достаточно очевидно свидетельствуют о том, что заседания правления товарищества должны проводиться только в очной форме.

12. В соответствии с ч. 3 ст. 145 ЖК РФ дополнительная компетенция общего собрания членов товарищества может быть установлена уставом товарищества. При этом согласно п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах юридического лица определяется порядок управления деятельностью юридического лица. Поэтому вопросы, связанные с порядком проведения заседаний правления товарищества и принятия им решений (в том числе касающиеся порядка формирования повестки дня заседания правления товарищества, ее утверждения, определения количества принадлежащих каждому из членов правления голосов, порядка и формы голосования при принятии правлением решений (большинством или квалифицированным большинством голосов; открытое или тайное голосование), требований о ведении протоколов заседаний правления и об их хранении, порядка ознакомления иных членов товарищества с содержанием принятых правлением решений, требований о допустимости либо недопустимости участия в заседании правления товарищества представителя члена правления и осуществления голосования таким представителем), могут быть решены либо согласно уставу товарищества, либо общим собранием членов товарищества (при условии, если это будет допускать устав товарищества) путем утверждения им соответствующих внутренних документов товарищества .
———————————
В то же время в исключительной ситуации, при отсутствии в названных документах указаний на порядок голосования на заседаниях правления товарищества, можно допустить возможность принятия решений в порядке, установленном непосредственно членами правления товарищества на самом заседании правления.

Решения правления товарищества могут приниматься простым большинством голосов присутствующих членов правления товарищества путем поименного голосования или поднятия рук. Представляется, что член правления товарищества в случае несогласия с решением правления должен иметь право зафиксировать свое особое мнение в протоколе заседания правления и довести его до сведения общего собрания членов товарищества в установленном уставом товарищества порядке. При этом достаточно очевидно, что на заседании правления при принятии решений по вопросам повестки дня каждому члену правления товарищества должен принадлежать один голос (в данном случае неприемлема ситуация, при которой количество принадлежащих члену правления товарищества голосов будет определяться исходя из количества голосов, принадлежащих ему как собственнику помещения в многоквартирном доме или как члену товарищества соответственно на общем собрании собственников помещений или общем собрании членов товарищества).

Кроме того, заседание правления товарищества должно проводиться с обязательным ведением протокола. Протокол заседания правления товарищества может вестись в произвольной форме. Представляется, что в нем должны содержаться информация, из которой следуют ответы на основные вопросы, касающиеся обсуждаемых на заседании проблем, а также сведения о порядке голосования. При этом с учетом положений ч. 6 комментируемой статьи в протоколе должны быть отражены принятые на заседании правления товарищества решения. За содержание протокола должен отвечать подписывающий данный протокол председатель правления товарищества либо его заместитель.

Ознакомление иных членов товарищества с содержанием принятых правлением решений может реализовываться через обеспечение их доступа к протоколам заседаний правления товарищества. При этом место хранения протоколов заседаний правления по аналогии с определением места хранения протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме может быть определено по решению общего собрания членов товарищества либо уставом товарищества.

Кроме того, уставом товарищества может быть предусмотрено право любого члена товарищества свободно посещать заседания правления товарищества.

Участие в заседании правления товарищества как в коллегиальном органе является личным правом его члена, поэтому представляется, что передача этого права не должна допускаться никаким иным субъектам, в том числе другим членам правления товарищества.

zhkrf.ru

Минстрой России объяснил, как применять часть 2 статьи 136 ЖК РФ

Минстрой России опубликовал письмо от 01.08.2016 № 24192-ОД/04 «О вопросах применения части 2 статьи 136 ЖК РФ».

Это письмо посвящено решению 2-х вопросов:

  • о том, что считать общей границей земельных участков в ч.2 ст. 136 Жилищного Кодекса РФ;
  • о необходимости реорганизации ТСЖ, если оно не соответствует п.1 ч.2 ст.136 ЖК РФ.

 

Итак, «Об общей границе земельных участков»

Ч.2 ст. 136 ЖК РФ говорит о том, кто может создать товарищество собственников жилья.

Создание ТСЖ в многоквартирном доме – это не единственный вариант. Указывается, что ТСЖ может быть создано собственниками жилья, которое находится в 2-х и более многоквартирных домах, но если эти дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу (есть и другие условия). Таким образом, может быть ТСЖ нескольких домов, а не одного многоквартирного дома.

Указывается также, что в государственном кадастре недвижимости (далее «ГКН») должна быть информация об этой общей границе земельных участков.

Проблема в том, что в ГКН нет понятия «общая граница земельных участков».

В письме, о котором идёт речь, Минстрой России разъяснил, что общей границей земельных участков следует считать границу прилегающих земельных участков. Эта информация должна подтверждаться ГКН.

До тех пор, пока не было данного разъяснения, получилось, что термин есть, а что он означает — непонятно. В праве так быть не должно. Любой правовой термин должен иметь чёткое определение во избежание юридических проблем.

Теперь перейдем ко второму вопросу: «О необходимости реорганизации ТСЖ»

П.1 ч.2 ст. 136 ЖК РФ установил, что ТСЖ может быть создано жильцами не одного дома, а нескольких домов. Чтобы можно было создать ТСЖ нескольких многоквартирных домов, нужно выполнить условия:

  • количество квартир в этих домах должно быть не более 30-ти;
  • дома должны быть расположены на соседних земельных участках;
  • в пределах участков должна быть необходимая инфраструктура.

Однако эти условия вступили в силу только 18.06.2011 года. Но ТСЖ до этого времени тоже создавались, а т.к. требований п.1 ч.2 ст.136 ЖК РФ к тому времени не существовало, некоторые из ТСЖ этим требованиям не соответствуют. Правила создания ТСЖ к 2016 году изменились относительно тех правил, что были ранее. И хотя изменения не приводят к отмене решений о создании ТСЖ, образованных до 18.06.2011, определённые правовые последствия имеются.

21.07.2014 был принят Федеральный закон №255-ФЗ, который установил, что те ТСЖ, которые не соответствуют п.1 ч.2 ст.136 ЖК РФ, должны быть реорганизованы. Эта реорганизация может происходить в виде:

  • разделения ТСЖ (ч.3 ст.140 ЖК РФ). Решение должно приниматься большинством голосов членов ТСЖ.
  • выделения ТСЖ (ч.4 ст.140 ЖК РФ). Требуется большинство голосов от числа собственников помещений в доме, где будет создано новое ТСЖ.

Причём сделать это необходимо до 1.07.2016 года.

inzempravo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *