Управление силами и средствами на пожаре – Тема 9. Управление силами и средствами на пожаре

Содержание

методический план, обстановка на пожаре, ранг пожара, принципы управления, информация и эффективность управления

Для правильной организации работ по ликвидации очагов воспламенения осуществляются оперативные меры: вводится руководство, определяются границы тушения. Управление силами и средствами на пожаре выполняет должностное лицо, имеющее соответствующую квалификацию и доступ. Если территория поражения большая, она разбивается на участки, границами которых служат потолочные перекрытия, лестничные секции и клетки.

Общие основы управления силами и средствами по учебно-методическому плану

Руководство ресурсами на очаге возгорания должно соответствовать учебно-методическому плану и предусматривает:

  • оценку оперативной ситуации;
  • создание штаба;
  • определение ответственности и полномочий назначенных должностных лиц;
  • создание плана тушения и эвакуации людей, если последнее необходимо;
  • расчет необходимых сил подразделений и их средств для быстрой ликвидации катастрофы;
  • доведение до участников тушения задач;
  • мониторинг ситуации и реагирование на ее изменения;
  • ведение учета ресурсов, задействованных для устранения пламени, регистрация информации.

Основы управления средствами и силами на пожарах базируются на четком выполнении всеми участниками указаний, быстром реагировании на смену обстановки, информировании руководящего состава о проводимых мерах.

Полномочия участников тушения пожара

Руководит тушением старший по званию, прибывший на очаг возгорания. Руководство осуществляется на основе единоначалия. Его приказы выполняются беспрекословно, обязательны для всего состава, участвующего в ликвидации огня. Руководитель тушения пожара имеет право назначать и освобождать должностных лиц, участвующих и тушении, отдавать приказы руководителям объектов, на которых проводится ликвидация возгорания, назначать начальника оперштаба.

Полномочия РТП:

  • формирование оперштаба;
  • территориальное определение места возгорания;
  • установка задач перед пожарными бригадами;
  • оценка пожара по установленной шкале;
  • определение приоритетного направления в ликвидации очага пламени;
  • привлечение дополнительных ресурсов для ликвидации огня;
  • обеспечение мер к спасению людей и имущества;
  • распределение поступающих сил в зависимости от выбранного приоритетного направления;
  • обеспечение связи и взаимодействия между участниками событий;
  • информирование диспетчера об оперативной обстановке;
  • доклад старшему руководству;
  • обеспечение мер по сохранению доказательств, необходимых для установки причины воспламенения;
  • обеспечение охраны локации до полной ликвидации огня;
  • составление соответствующего акта.

Кроме руководителя, управление участниками тушения осуществляют начальники штаба и тыла, а также начальники участков, сформированных руководителем ТП. В их полномочия входит подготовка соответствующих предложений для руководителей тушений возгорания.

Задачи оперштаба

Непосредственную деятельность по координации мероприятий, направленных на ликвидацию огня выполняют штабы. От взаимодействия РТП и штабов зависит эффективность управления на пожарах.

Начштаба уполномочен:

  • назначать своего заместителя и помощников;
  • управлять работой штаба;
  • отдавать приказы, обязательные к исполнению всеми участниками, участвующими в тушении;
  • информировать РТП и диспетчера об обстановке на месте работы;
  • расставлять ресурсы в очаге ликвидации огня;
  • взаимодействовать с экспертами и специальными учреждениями;
  • руководить действиями начальника по тылу.

Организация работы тыла при работе 1 подразделения, при работе 2 и более подразделений при отсутствии оперштаба

Если в ликвидации огня задействован одно подразделение, штаб не создается. При отсутствии оперативного штаба пожаротушения подразделениями руководит РТП.

Все, что находится вне периметра зоны огня, считается тылом. К задачам тыла относятся:

  • разведка источников воды распределение на них спецтранспорта;
  • организация бесперебойной работы пожарных машин;
  • поставка ГСМ и веществ, предназначенных для тушения пламени;
  • безопасность рукавов;
  • при многочасовой работе обеспечение питанием, сухой одеждой, в зимнее время обогрева персонала;
  • в случае поломок быстрое восстановление работоспособности техники.

Обязанности начальника тыла и личного состава при организации тыловой работы на пожаре

Начтыла ведет оперативно-тактическое управление действиями на пожаре, среди которых:

  • собирает информацию об источниках воды;
  • выбирает насосную и рукавную систему;
  • определяет места расстановки техники;
  • формирует резерв для работы с пламенем и АСР;
  • занимается обеспечением средствами защиты пожарных;
  • обеспечивает непрерывную подачу средств тушения;
  • следит за защитой рукавов;
  • отдает приказы в пределах полномочий;
  • предлагает РТП и НШ меры для формирования резерва.

Сущность и задачи управления при ведении аср и основы требований к организации управления при проведении аср в очагах аварий и катастроф

Для правильной организации управления при проведении АСР в очаге аварий и катастроф учитывают план города, особенности застройки, численность проживающих, пожароопасность объектов. Руководство ресурсами при проведении АСР направлено на быстрое прибытие спасательных расчетов на место возгорания, оценку пожарной обстановки и введение в работу средств для ликвидации очага.

Важным показателем при АСР считается период свободного развития пожара. Он рассчитывается как сумма временных показателей:

  • с момента возгорания до выявления;
  • сбор и выезд пожарных бригад;
  • путь к пожару.

Чем меньше каждое слагаемое, тем быстрее ликвидируется огонь, тем меньше людские и имущественные потери. Эффективность ликвидации огня зависит от управления пожарными при проведении АСР, а также привлеченными дополнительными ресурсами.

nebezopasno.com

Управление силами и средствами на пожаре: структура, принципы управления

Тушением большей части возгораний занимаются самые разные подразделения, поэтому управление силами и средствами на пожаре просто необходимо. Организация взаимодействия подразделений является одной из решающих предпосылок успеха при ликвидации этого бедствия.

Состав

Управление силами и средствами на пожаре включает в себя многие составляющие. Прежде всего это оценка сложившейся обстановки и создание штаба пожаротушения, также должностные лица наделяются определёнными компетенциями и персональной ответственностью за выполнение заданий. Управление силами и средствами на пожаре — это планирование действий и определение необходимых ресурсов. Далее — принятие верных решений и организация работ, постановка задач, быстрое реагирование на смену обстановки и обеспечение контроля.

Управление силами и средствами на пожаре — это учёт изменений в обстановке, правильная организация работы всех подразделений для тушения пожара и регистрация нужной информации для того, чтобы все проводимые мероприятия были направлены на эффективность этой работы. Непосредственно руководит пожаротушением старшее по должности лицо, прошедшее обучение и получившее допуск в установленном порядке для руководства пожаротушением.

Принципы управления силами и средствами на пожаре — единоначалие и строгое подчинение. Когда создаётся организационная структура органов, управляющих силами и средствами пожаротушения, принцип единоначалия является основополагающим. Центральная фигура управления — руководитель пожаротушения (РТП) — берёт на себя управление силами и средствами на пожаре, полномочия участников тушения определяются ним же. Проведение аварийно-спасательных работ также входит в его компетенцию.

Принципы управления силами и средствами на пожаре сложились на опыте тушения, а в условиях сегодняшнего дня следование им приобретает особое значение. Развитие тактико-технических действий в исключительно высоких темпах придаёт работе предельную напряжённость, резкие изменения обстановки требуют следования единой стратегии. Поэтому только РТП имеет возможность централизованно управлять всеми действиями и способен направить действия подчинённых на устранение пожара и проведение аварийно-спасательной работы.

РТП

Руководитель тушения пожара даёт указания, обязательные для исполнения. Никто не имеет права вмешиваться в его действия или отменять его распоряжения. Это касается всех должностных лиц и граждан на том участке местности, где осуществляется работа по пожаротушению и проведению спасательных работ. Определение управления силами и средствами на пожаре тоже является прерогативой руководителя (РТП). Им может являться:

1. Если работает один караул — его начальник или старший этого подразделения, прибывшего на пожаротушение во главе данного караула.

2. Если на пожаре взаимодействуют несколько караулов — самое старшее по должности лицо территориального гарнизона местной пожарной охраны, которое определяется соответственно приложению к расписанию выезда и законодательству РФ.

3. Определение управления силами и средствами на пожаре — отдача первого приказа со стороны старшего оперативного должностного лица. Это считается точкой принятия им руководства пожаротушением на себя.

Если старшему должностному лицу, которое является руководителем пожаротушения, приходит информация о возникновении другого пожара — более высокого ранга (номера), он назначает руководителем другое должностное оперативное лицо из тех, которые находятся рядом и покидает это место пожара, что обязательно сообщается диспетчеру в ГПО, где делается соответствующая запись в документах. Также могут быть и другие причины, по которым организация управления силами и средствами на пожаре передаётся другому лицу.

Обязанности руководителя

РТП управляет всеми средствами и силами и при этом несёт полнейшую ответственность за результат. Его практическая работа опирается на органы управления, в первую очередь — на оперативный штаб, начальников всех участков пожаротушения, которые помогают ему в тактико-технических действиях в ходе управления подразделением на вверенном участке. Также со стороны руководителя пожаротушением управление силами и средствами на пожаре предусматривает принятие решений и постановку задач, организацию взаимодействия и обеспечения слаженных тактических и технических действий для эффективного пожаротушения. Все эти действия руководитель производит непосредственно с подразделениями или с помощью оперативного штаба.

Руководителем пожаротушения устанавливаются границы территории, где проходят действия — тушение и спасательные работы, также руководителем определяются особенности и порядок указанных действий. Он же осуществляет разведку и определяет ранг (номер) пожара, затем привлекает необходимые средства и силы подразделений в достаточном количестве. Руководитель принимает решения, ограничивающие права граждан на территории пожаротушения, чтобы не мешали спасать людей и имущество. Именно РТП определяется главное направление после получения данных разведки пожара. Вся система управления силами и средствами на пожаре находится в ведении руководителя. Он производит расстановку подразделений с учётом главного направления пожаротушения, затем обеспечивает бесперебойную подачу веществ для устранения огня.

Решения руководителя

Руководитель решает, как использовать на пожаре газодымозащитную службу, определяет её состав, порядок работы её звеньев, других служб ГПЗС, не находящихся в штате. В ведении руководителя находится вся связь на пожаротушении. Он докладывает диспетчеру о принятых решениях, изменениях в оперативной обстановке, а также другую необходимую информацию. Кроме того, всё это он обязан докладывать и старшему по должности в гарнизоне. Но самые главные его решения касаются выполнения правил охраны труда в подразделениях, участвующих в пожаротушении и спасательных работах, всеми привлечёнными к этому силами, и руководитель обязан всю информацию об угрозе здоровью и жизни личного состава довести до каждого.

Руководитель должен взаимодействовать со всеми службами жизнеобеспечения, которые привлечены к пожаротушению и спасательным работам. Он же принимает меры по сохранению обстановки на объекте для установления причин возникновения пожара — это вещественные доказательства (имущество), следы. Также руководителем организовывается охрана места пожаротушения и спасательных работ до момента их окончания. Далее руководителем составляется акт. Органы управления силами и средствами на пожаре передаются оперативному штабу. Если последний не создаётся, РТП выполняет его обязанности. Он должен предусмотреть резервы средств и сил при тушении затяжного пожара, чтобы обеспечить успешную работу при возникновении другого возгорания.

Права руководителя

Руководитель тушения пожара имеет право на указания, обязательные для исполнения: любым должностным лицам ГПО, руководителям органов власти и предприятий, а также всем гражданам, которые находятся на территории пожаротушения и спасательных работ. Кроме того, он имеет право назначать и освобождать от обязанностей любых оперативных должностных лиц. Руководитель имеет право на получение информации, необходимой для организации пожаротушения и спасательных работ, которую имеют администрации объектов или организаций и службы жизнеобеспечения.

Руководитель имеет право создать оперативный штаб, разбив территорию тушения пожара на участки или сектора (СТП или УТП), а также привлекать дополнительные средства и силы на пожаротушение и спасательные работы, и, конечно, изменять их расстановку. Судя по накопленному опыту, практика показала, что даже самый тактически грамотный и подготовленный руководитель в одиночку не в состоянии руководить пожаротушением на сложных и крупных объектах. Если РТП пытается решить все малые и большие вопросы самостоятельно, он теряет время и распыляет силы, потому и результат далеко не всегда бывает положительным.

Создание оперативного штаба

Сейчас объём работ намного увеличился, а потому основы управления силами и средствами на пожаре — целиком и полностью в использовании при пожаротушении всех подчинённых органов. Только если усилия совместны, можно в сжатые сроки оценить обстановку всесторонне и найти самые действенные способы использовать имеющиеся средства и силы, чтобы обеспечить быстрое тушение пожара. Основа управления — оперативный штаб, то есть временный нештатный орган. Он создаётся обязательно, если ранг (номер) пожара повышенный, если на месте организуются три и более участка тушения, если появляется необходимость детально согласовывать с администрацией объекта (организации) всех действий по пожаротушению и спасательным работам.

Руководителем штаба является заместитель РТП, осуществляющий управление силами и средствами. И тушение пожаров будет протекать более слаженно, если в оперативном штабе будут работать начальник — заместитель РТП, а также помощник начальника штаба, начальники тыла, ГДЗС (газодымозащитной службы), которые будут отвечать за охрану труда, лица из администрации объекта (организации), где происходит пожар, а также другие люди по выбору РТП.

Задачи оперативного штаба

В задачи штаба входит реализация решений РТП. Кроме этого штаб занимается сбором, обработкой и анализом данных по обстановке, передачей информации РТП и диспетчеру, определением потребности в средствах и силах подразделений, подготовкой предложений для РТП, обеспечением контроля выполнения задач, подготовкой действий пожаротушения и спасательных работ, составлением планов-схем с точной расстановкой сил и средств на всех этапах пожаротушения.

Также именно штаб руководит созданием резерва, обеспечением деятельности газодымозащитной службы и связи, поддержанием готовности подразделений, которые участвуют в пожаротушении и спасательных работах, взаимодействием со службами жизнеобеспечения организаций и населённых пунктов. Располагается оперативный штаб в месте, которое определит РТП, после чего люди в штабе обеспечиваются всем необходимым оборудованием. Должны быть опознавательные знаки для быстрого местонахождения штаба. Днём это красный флаг и надпись «ШТАБ», а ночью его положение указывается фонарём красного цвета. Это нужно для постоянного взаимодействия со всеми подразделениями, чтобы было удобно осуществлять управление силами и средствами на пожаре.

Структура оперативного штаба

Начальник оперативного штаба (НШ) находится в непосредственном подчинении РТП, а в его подчинении — все остальные должностные лица. Он назначает заместителя и помощников, распределяет обязанности между ними для более эффективного решения задач пожаротушения. Также НШ вовремя доводит до РТП данные разведки, доклады участников спасательных работ и тушения пожара, а также диспетчера, все предложения по организации, потребности в веществах для пожаротушения и информацию о создании резервов сил и средств.

У начальника штаба очень много обязанностей: организация связи РТП и участников пожаротушения, регистрация и контроль исполнения указаний РТП, заполнение регламентных документов штаба, расстановка средств и сил подразделений, взаимодействие с учреждениями судебной экспертизы. Если начальник штаба успешно справляется со своими обязанностями, работа проводится чётко и организованно, в высоком темпе, за минимальное время выполняется поставленная задача.

Начальник тыла

Начальник тыла занимается силами и средствами, не выведенными на позиции, резервами огнетушащих средств, оборудования и пожарного инструмента. В его ведении организация работы тыла: разведка водоисточников, выбор насосов и рукавов, встреча и расстановка на водоисточниках пожарной техники. Начальник тыла должен сосредоточить резервы средств и сил, необходимые для пожаротушения и спасательных работ во все периоды до их окончания.

Он организовывает доставку всего необходимого, в том числе защитной одежды и средств защиты, горюче-смазочных материалов для пожарной и аварийно-спасательной техники. Если техника выходит из строя, начальник тыла принимает меры для восстановления её работоспособности, в том числе оборудования и пожарного инструмента. Кроме того, начальник тыла ведёт соответствующую документацию.

УТП и СТП

Участками тушения пожара занимаются подразделения, определённые решениями РТП и НШ. Создаются такие участки либо по месту ведения пожаротушения и спасательных работ, либо по видам действий. Если пожар распространяется на три и более участка, то РТП чаще всего решает организовать тушение по секторам, объединяющим несколько участков. У каждого участка (УТП) и сектора (СТП) должен быть свой руководитель тушения пожара. Все они подчиняются непосредственно руководителю пожаротушения и начальнику штаба.

Оперативный штаб учитывает складывающуюся обстановку и поддерживает постоянную связь с каждым УТП и СТП, принимая и оценивая информацию с мест и отдавая распоряжения. Они могут касаться всех сил и средств, участвующих в пожаротушении: это пути подъезда на объект, места установки автомобилей, прокладка магистральных рукавов и тому подобное. Штаб всегда ведёт учёт прибывших сил и средств, им фиксируется время прибытия, тип автомобиля, количество расчёта, участок на пожаре, где данному подразделению нужно выполнять поставленные задачи.

fb.ru

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ НА ПОЖАРЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету: «Тактика тушения пожаров»

На тему: «Управления силами и средствами на пожаре».

 

                                                       Выполнил: студент 2 курса Группы № 202 ПБ

Слепцов И.И.

                                                  Проверил: Цховребов Маирбег Геннадьевич

 

ЯКУТСК 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………….…….………………………….…………..……….3

ГЛАВА 1 . УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ НА ПОЖАРЕ…..……..6

1.1. Основные принципы руководства при тушении пожара………………………7

1.2.Руководитель тушения пожара…………………………………….………………8

1.3.Полномочия участников тушения пожара………………………… ……………16

1.4.Участки тушения и тыл на пожаре………………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..……..30

 

 

                                             

ВВЕДЕНИЕ

     Развитие научно-технического прогресса, его все более широкие сферы распространения способствуют созданию новых технических систем,
совокупное действие которых приводит к непрерывному снижению уровня
безопасности людей на Земле. Это обусловлено все большим насыщением технической сферы потенциально опасными производствами, технологическими процессами, веществами, материалами и природных опасностей.

     Одной из важнейших составляющих общей безопасности в мире является пожарная безопасность. Под ней понимают такое понятие, при котором минимизируется вероятность возникновения пожара и угрозы, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей опасных факторов пожара и обеспечивается защита материальных ценностей. Под объектом здесь понимается здание и сооружение, наружная установка, транспортное средство, места открытого хранения материалов, в пределах которых возможно присутствие людей и материальных ценностей с учетом технологических процессов, оборудования, изделий.                                               

     В текущее время создаются технические системы, совокупное действие которых способствует повышению уровня риска в жизни граждан и общества.

Для конкретного реагирования на оперативную обстановку с пожарами постоянно изменяются и расширяются задачи и функции пожарной охраны, которая в настоящее время представляет собой наиболее подготовленную, технически оснащенную и мобильную экстренную службу.

     Одним из важных направлений повышения эффективности функционирования (системы обеспечения пожарной безопасности) является совершенствование управления ею.

    Управление СОПБ представляет собой воздействие на систему обеспечения пожарной безопасности, на её отдельные подсистемы, блоки и элементы с тем, чтобы обеспечить сохранение их качества. Под ней определяется ее основные направления, каждое из которых должно разрабатываться комплексно, все теоретические, методологические, методические вопросы и вытекающие
из них практические рекомендации должны рассматриваться в неразрывном единстве. Такой подход можно обеспечить достаточную глубину научной проработки отдельных проблем и вопросов усилить практическую направленность и ценность данной курсовой работы.

      Проведенные опыты и анализы имеют значение для правильного понимания проблем, определения путей дальнейшего развития управления силами и средствами на пожаре для выявления специфических законов управления, познания механизма проявления их на практике и использования в целях совершенствования и развития управления на пожаре. Управление пожарными подразделениями совершенствовалось в зависимости от появления новой пожарной техники и (ПТВ), изменений в организации работы подразделений (сил), повышения их тактических возможностей, совершенствования условий подготовки и ведения боевых действий на пожарах.

     Принятие на вооружение новой пожарной техники привело изменения во взглядах на характер тушения пожаров, в способах подготовки и ведения боевых действий, предъявило новые требования к управлению подразделениями. Потребовалось пересмотреть основные теоретические положения и выработать практические рекомендации по дальнейшему развитию и совершенствованию всей системы управления силами и средствами на пожаре, методов работы РТП и оперативных штабов при подготовке и в ходе тушения.

       Принцип единоначалия находится  в неразрывной связи с принципом централизации

управления. Соблюдение принципа единоначалия на пожаре не означает, что РТП

не может получать указания от вышестоящих организаций и руководителей.

Управление силами и средствами на пожаре предусматривает:

— оценку обстановки и создание соответствующей требованиям настоящего приказа нештатной структуры управления силами и средствами на месте пожара;

— установление компетенции оперативных должностных лиц и их персональной ответственности при выполнении поставленных задач;

— планирование действий по тушению пожара, в том числе определение необходимых сил и средств, принятие решений по организации основных действий по тушению пожара;

— постановку задач перед участниками тушения пожара, обеспечение контроля и необходимого реагирования на изменение обстановки на пожаре;

— осуществление в установленном порядке учета изменения обстановки на пожаре,

— применения сил и средств для его тушения, а также регистрацию необходимой информации;

— проведение других мероприятий, направленных на обеспечение эффективности боевых действий по тушению пожара.

 

Руководитель тушения пожара

Непосредственное руководство тушения пожара осуществляется руководителем тушения пожара прибывшим на пожар старшим оперативным и

должностным лицом пожарной охраны котороеуправляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны участвующим в выполнении основных действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении действий по тушению пожара и, привлеченных к тушению пожара сил. РТП устанавливает

границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества на пожаре.

При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания РТП обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжение при тушении пожара.

Руководителем тушения пожара является:

— прибывшее первым на пожар старшее оперативное должностное лицо ФПС, допущенное в установленном порядке, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами и действующими соглашениями;

— прибывшее первым на пожар старшее оперативное должностное лицо ведомственной или добровольной пожарной охраны (при отсутствии должных лиц ФПС).

Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим должностным лицом органа управления, подразделениям пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушения пожара.

Принятие старшим оперативным должностным лицом на себя руководства

тушением пожара обязательно, если на пожаре не обеспечивается управление силами и средствами. Подчиненность оперативных должностных лиц ФПС определяется начальником территориального гарнизона. Начальник гарнизона пожарной охраны и должностные лица нештатной службы управления, являющиеся РТП, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером, чрезвычайных происшествиях, требующих неотложного

реагирования, и других обстоятельствах, делающих невозможным исполнение или

обязанностей РТП, могут покинуть место пожара, назначив РТП другое должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем обязательно

сообщается диспетчеру и делается запись в соответствующих документах.

Ответственность за последствия этого решения возлагается на должностное лицо, его принявшее.

Функциональные обязанности и права РТП:

РТП обязан:

обеспечивать управление боевыми действиями на пожаре непосредственно или 

через оперативный штаб;

устанавливать границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий;

проводить разведку пожара, определять его номер (ранг), вызывать силы и средства в количестве, достаточном для ликвидации пожара;

принимать решения о спасании людей и имущества при пожаре и иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;

определять решающее направление на основе данных, полученных при разведке пожара;

производить расстановку прибывающих сил и средств с учетом выбранного решающего направления, обеспечивать бесперебойную подачу ОВ;

принимать решения об использовании на пожаре ГДЗС, в том числе о составе и

порядке работы звеньев ГДЗС, а также других  специальных служб гарнизона

пожарной охраны;

организовывать связь на пожаре;

организовывать связь на пожаре с оперативным штабом, боевыми участками (секторами), участниками тушения, взаимодействующими службами, поддерживать связь с диспетчером гарнизона, периодически сообщать об изменениях обстановки, принятых решениях и отданных приказаниях; передавать диспетчеру гарнизона информацию по внешним признакам, адрес объекта пожара и его оперативно-тактическую характеристику, площадь пожара, что горит (или горело), имеется ли угроза жизни людей и опасность развития пожара, какие силы и средства введены в действие и требуются ли их дополнительное привлечение; обеспечивать выполнение правил охраны труда, доводить до участников тушения пожара информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья; обеспечивать взаимодействие со службами жизнеобеспечения (энергетической, водопроводной, скорой медицинской помощи и др.), привлекаемыми в установленном порядке к тушению пожара; составлять акт

о пожаре;

РТП имеет право:

отдавать обязательные для исполнения указания должностным лицам и граждан в

пределах территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара; назначать и освобождать от выполнения обязанностей оперативных должностных лиц на пожаре;

получать необходимую информацию от администрации предприятий и служб

жизнеобеспечения граждан;

принимать решения по созданию оперативного штаба, привлечению дополнительных сил и средств на тушение пожара, а также изменению мест их расстановки; определять порядок убытия с места пожара подразделений пожарной охраны, привлеченных сил и средств.

Главная обязанность РТП — это умелая организация боевых действий пожарных подразделений. Его деятельность состоит из конкретных действий в их определенной последовательности: разведка пожара, оценка обстановки, принятие решения и постановка задач перед подразделениями и контроль за их выполнением. Для успешного осуществления функций оперативного управления подразделениями на пожаре РТП должен обладать определенными знаниями, умением и меть необходимые качества.

Основное содержание деятельности РТП и предъявляемых к нему требований дает возможность построить принципиальную схему этой деятельности.

Большое место в деятельности РТП занимает проведение разведки, сбор данных об обстановке и принятие решения.

Процесс выработки решения на пожаре — это анализ информации о параметрах пожара, силах и средствах и переработка ее в командную информацию, т.е. выработка решения на тушение пожара на основе оценки обстановки.

Оценка обстановки на пожаре — это вывод, сформулированный на основе результатов разведки пожара, обобщения и анализа полученных сведений.

Обстановка на пожаре — это совокупность условий, способствующих или препятствующих развитию и тушению пожара. Основными элементами являются размер и место пожара; наличие людей и степень угрожающей им опасности; наличие подразделений пожарной охраны, их боеготовности

и возможность пополнения; наличие огнетушащих веществ; оперативно-тактическая характеристика объекта; метеорологические условия т.п.

Изучает и оценивает обстановку РТП, начиная с выезда на пожар, в пути следования по данным плана пожаротушения, по сведениям, поступающим из пункта связи части или диспетчера ЦУС, а также по внешним признакам пожара и в момент прибытия к месту вызова.

На основе имеющихся исходных данных об обстановке, данных разведки пожара, РТП должен уметь прогнозировать параметры развития и тушения пожара, т.е. определить возможные значения линейной скорости распространения горения; возможные изменения площади пожара во времени, а также зону задымления и ее характеристику.

РТП должен прогнозировать возможность обрушения, взрыва, выброса, вскипания и др. В результате изучения, прогнозирования и оценки обстановки РТП должен определить решающее направление боевых действий, на котором использование сил и средств пожарной охраны обеспечивает наилучшие условия решения основной боевой задачи.

Решающее направление дает возможность определить средства, способы и приемы тушения пожара, т.е. является основой для разработки тактического плана боевых действий на пожаре.

Разработка тактического плана включает в себя расчленение основной боевой задачи на ряд последовательных частных задач, которые необходимо выполнять с учетом изменения решающего направления или определенных его принципов.

Выбор огнетушащего вещества зависит от вида горючих материалов, т.е. от класса пожара. А вид огнетушащего вещества определяет необходимость использовать

конкретных видов пожарной техники.

Если к прибытию на пожар горение распространяется в одну или несколько сторон, то силы и средства должны сосредоточиваться и вводиться в первую очередь по фронту распространения пожара с последующим наступлением на всю площадь пожара.

Большое место в своих действиях РТП должен отводить реализации своего Решения, контролю исполнения поставленной задачи личным составом подразделений. Можно выработать правильное решение, однако если неправильно формулировать

его, то, и действия подразделений могут развертываться не по замыслу РТП. Формулировка задачи должна быть такой, чтобы содержание решений РТП было точно понято исполнителем.

Постановку задачи перед исполнителями РТП осуществляет путем отдачи кратких, четких и ясных приказаний и распоряжений в форме приказа на выполнение действий. Соблюдение тех или иных правил, порядка и положений Приказ РТП является законом для его подчиненных и подлежит беспрекословному выполнению.

В случае внезапного изменения обстановки и невозможности своевременного получения распоряжения от РТП, командир, возглавляющий подразделение, должен действовать самостоятельно, проявляя творческую инициативу с последующим

докладом РТП о своем решении.

Отсутствие приказания РТП не может служить оправданием бездействия того или иного командира на своем боевом участке.

В процессе управления силами и средствами на пожаре РТП должен организовать взаимодействие между подразделениями (отделениями, караулами, частями), т.е. согласование действий по их месту и времени.

На всем протяжении действий пожарных подразделений по тушению пожара можно выделить два периода деятельности РТП: это действия РТП, прибывшего на пожар первым, т.е. начальник караула или другое лицо, возглавляющее подразделение; действия старшего оперативного начальника, прибывающего, как правило, по повышенному номеру пожара или вызову сил и средств дополнительно.

Особая роль принадлежит действиям первого РТП в начальной стадии пожара при недостатке сил и средств, недостоверности данных об обстановке и т.д. Организовать тушение пожара в начальный период значит, суметь в очень короткое

время оценить обстановку хотя бы в общих чертах, определить возможные пути распространения пожара, наметить план тушения и обеспечить управление подразделениями.

Только знание и опыт помогают РТП из большой суммы информации в этот период на пожаре отобрать главные элементы обстановки для принятия правильного решения. Опыт РТП позволяет объективно разобраться в обстановке по внешним признакам, например, нетронутые окна в горящем жилом здании говорят об отсутствии людей в этих помещениях или об их беспомощном состоянии, большой факел пламени из оконных проемов — о большой скорости горения на значительной площади или большой пожарной нагрузке. Резкое падение высоты пламени из проемов здания является признаком обрушения перекрытий или других ограждающих конструкций. РТП должен уметь предвидеть распространение пожара по пустотам перекрытий, покрытий и перегородок, шахт, т.е. по горизонтали и по вертикали. Так как это создает реальную угрозу людям, резко увеличивается масштаб пожара. Эти признаки пожара особенно опасны в зданиях повышенной этажности. Цвет дыма позволяет РТП судить о виде горящих материалов. Это только незначительная часть признаков пожара, зная которые РТП может использовать для сокращение времени на принятие решения. Начальная оценка обстановки первым РТП необходима для предварительных решений и отдачи первых распоряжений подразделению на боевые действия». Прогноз развития пожара является также основанием для определения необходимого количества сил и средств и их вызова на пожар. Одновременно с разведкой РТП должен организовать встречу дополнительных сил и средств, расстановку их на водоисточники, указать направление боевого развертывания. Делая вывод, можно сказать, что тактическое мышление и боевые действия первого РТП носят особый характер, заключающийся в исключительной оперативности, собранности, требовательности, умении проявлять решительность, отвагу и высокие волевые качества. Он должен уметь действовать в экстремальных условиях, влиять на личный состав подразделения подчинять людей своей воле в критические минуты. Заражать их уверенностью в своих действиях.

Таким образом, первый РТП в короткий срок решает сложную задачу и от того, насколько правильно и быстро он ее решит, зависит исход решения основной задачи по тушению пожара. Поэтому действиям первого РТП и его подразделениям придается особое значение, т.к. исправление его ошибок приводит к затяжке процесса тушения и увеличению материального ущерба.

Действия последующего РТП, т.е. старшего оперативного начальника, отличается от действий первого, т.к. последующий должен разобраться не только в сложившейся обстановке на пожаре, но и в содержании принятого решения первого РТП.

Управление силами и средствами на пожаре, по возможности, должно осуществляться одним лицом от начала до конца пожара, частая смена РТП приводит к затягиванию тушения пожара.

Старший начальник принимает на себя руководство тушением пожара в случае, когда РТП не справляется с задачей или при тушении крупных и сложных пожаров (по размерам и материальному ущербу). Старший начальник, прибывший на пожар, несет ответственность независимо от того, принял он руководство на себя или нет.

Качество руководства тушением пожара оказывает большое влияние на количество крупных пожаров, т.е. когда пожар перерастает в крупный по вине РТП вследствие того, что он допускает ошибки в своих действиях.

Учитывая это, в настоящее время в гарнизонах пожарной охраны проводится ряд мероприятий и внедряются формы подготовки РТП: организуются школы оперативного мастерства, оборудуются специальные тренажеры, проводится стажировка при службе пожаротушения, широко используется такая форма, как определение классности РТП, куда входит проверка на тактическое мышление. На пожарах, где работают два или более подразделения, РТП должен организовать, тыл и назначить начальника тыла. Поэтому, намечая общий тактический план тушения пожара, РТП должен выделить участки тушения и тыл, определив им задачи и место независимо от того, организовывается оперативный штаб на пожаре или нет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях усложнения процесса управления пожарными подразделениями перечисленные устойчивые нормы приобретают новое содержание и дополняются новыми формами. Наряду с качественной оценкой возможных планов основных действий по тушению пожаров, большое значение приобретает количественная оценка для обоснования решения. Это открыло новые возможности для проведения большого решения для формирования условий задач.

Управления силами и средствами обусловлена, прежде всего, неуклонным возрастанием потока информации на пожаре. Этот процесс можно сказать закономерное явление, в результате сложности обстановки на пожаре современных производств, зданий и сооружений и как следствие масштабов операций — повышении темпов и детализации основных действий, разных неожиданных изменений в обстановке. Проведения тактических учений показывают, а также опыт тушения пожаров показывает, что большая информация поступает в ходе тушения пожара или учения. Вместе с этим, высокая скоротечность и маневренность основных действий сокращает время, выделяемое на обработку информации и принятие решения, ведет к быстрому «старению» информации. Все это требует сокращения сроков сбора информации, ее переработки и передачи.

Руководитель тушение пожара  не может дать однозначного ответа о необходимом

количестве сил и средств по первичной обстановке, поэтому управление процессом

тушения сложных пожаров должно осуществляться на базе решения

информационной техники и ЭВМ.

Действие ЭВМ необходимо для того, чтобы «поручить» машинам функции

хранения всей важных информации, которая в данное время делается вручную (расчет сил и средств, варианты обстановки, различные рекомендации и т.п.). Можно ставить эксперименты по решению на ЭВМ целых задач из которых должен быть поиск оптимального варианта решения, способствующего сокращению срока между прибытием подразделения на пожар и началом активного тушения. Одним из путей такого сокращения может быть предварительное прогнозирование возможной обстановки на пожаре, чем обеспечивается уменьшение времени поиска решения. Процесс прогнозирования базируется на анализе с помощью ЭВМ массива статистических данных о пожарах, аналогичных прогнозируемому. При этом прогнозирование не должно заканчиваться предварительным прогнозом возможной обстановки пожара, его необходимо продолжать и в ходе поиска оптимального решения РТП, штаба.

Быстродействие ЭВМ обеспечивает выдачу прогноза в кратчайший срок, такое сочетание прогноза с последующим прогнозированием обстановки на пожаре и действий подразделений даст возможность существенно приблизить срок активных действий по тушению. Внедрение современных ЭВМ в практику оперативного управления не должно ограничиваться использованием машины, для разработки оперативных документов, анализа различных материалов, учета сил и средств.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету: «Тактика тушения пожаров»

На тему: «Управления силами и средствами на пожаре».

 

                                                       Выполнил: студент 2 курса Группы № 202 ПБ

Слепцов И.И.

                                                  Проверил: Цховребов Маирбег Геннадьевич

 

ЯКУТСК 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………….…….………………………….…………..……….3

ГЛАВА 1 . УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ НА ПОЖАРЕ…..……..6

1.1. Основные принципы руководства при тушении пожара………………………7

1.2.Руководитель тушения пожара…………………………………….………………8

1.3.Полномочия участников тушения пожара………………………… ……………16

1.4.Участки тушения и тыл на пожаре………………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..……..30

 

 

                                             

ВВЕДЕНИЕ

     Развитие научно-технического прогресса, его все более широкие сферы распространения способствуют созданию новых технических систем,
совокупное действие которых приводит к непрерывному снижению уровня
безопасности людей на Земле. Это обусловлено все большим насыщением технической сферы потенциально опасными производствами, технологическими процессами, веществами, материалами и природных опасностей.

     Одной из важнейших составляющих общей безопасности в мире является пожарная безопасность. Под ней понимают такое понятие, при котором минимизируется вероятность возникновения пожара и угрозы, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей опасных факторов пожара и обеспечивается защита материальных ценностей. Под объектом здесь понимается здание и сооружение, наружная установка, транспортное средство, места открытого хранения материалов, в пределах которых возможно присутствие людей и материальных ценностей с учетом технологических процессов, оборудования, изделий.                                               

     В текущее время создаются технические системы, совокупное действие которых способствует повышению уровня риска в жизни граждан и общества.
Для конкретного реагирования на оперативную обстановку с пожарами постоянно изменяются и расширяются задачи и функции пожарной охраны, которая в настоящее время представляет собой наиболее подготовленную, технически оснащенную и мобильную экстренную службу.

     Одним из важных направлений повышения эффективности функционирования (системы обеспечения пожарной безопасности) является совершенствование управления ею.

    Управление СОПБ представляет собой воздействие на систему обеспечения пожарной безопасности, на её отдельные подсистемы, блоки и элементы с тем, чтобы обеспечить сохранение их качества. Под ней определяется ее основные направления, каждое из которых должно разрабатываться комплексно, все теоретические, методологические, методические вопросы и вытекающие
из них практические рекомендации должны рассматриваться в неразрывном единстве. Такой подход можно обеспечить достаточную глубину научной проработки отдельных проблем и вопросов усилить практическую направленность и ценность данной курсовой работы.

      Проведенные опыты и анализы имеют значение для правильного понимания проблем, определения путей дальнейшего развития управления силами и средствами на пожаре для выявления специфических законов управления, познания механизма проявления их на практике и использования в целях совершенствования и развития управления на пожаре. Управление пожарными подразделениями совершенствовалось в зависимости от появления новой пожарной техники и (ПТВ), изменений в организации работы подразделений (сил), повышения их тактических возможностей, совершенствования условий подготовки и ведения боевых действий на пожарах.

     Принятие на вооружение новой пожарной техники привело изменения во взглядах на характер тушения пожаров, в способах подготовки и ведения боевых действий, предъявило новые требования к управлению подразделениями. Потребовалось пересмотреть основные теоретические положения и выработать практические рекомендации по дальнейшему развитию и совершенствованию всей системы управления силами и средствами на пожаре, методов работы РТП и оперативных штабов при подготовке и в ходе тушения.

       Принцип единоначалия находится  в неразрывной связи с принципом централизации

управления. Соблюдение принципа единоначалия на пожаре не означает, что РТП

не может получать указания от вышестоящих организаций и руководителей.

Управление силами и средствами на пожаре предусматривает:

— оценку обстановки и создание соответствующей требованиям настоящего приказа нештатной структуры управления силами и средствами на месте пожара;

— установление компетенции оперативных должностных лиц и их персональной ответственности при выполнении поставленных задач;

— планирование действий по тушению пожара, в том числе определение необходимых сил и средств, принятие решений по организации основных действий по тушению пожара;

— постановку задач перед участниками тушения пожара, обеспечение контроля и необходимого реагирования на изменение обстановки на пожаре;

— осуществление в установленном порядке учета изменения обстановки на пожаре,

— применения сил и средств для его тушения, а также регистрацию необходимой информации;

— проведение других мероприятий, направленных на обеспечение эффективности боевых действий по тушению пожара.

 

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ НА ПОЖАРЕ

 

   Управление силами и средствами на пожаре это — целенаправленная деятельность должностных лиц и  по руководству личным составом  иными участниками туше­ния пожара при тушении пожаров и проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ.

Управление силами и средствами на пожаре можно смотреть на следующие задачи:

— осуществление учета изменения обстановки на пожаре, применение сил и средств подразделений для его тушения и проведения АСР, а также регистрацию необходимой информации;

— установление компетенции должностных лиц оперативного штаба пожаротуше­ния и их персональной ответственности за выполнение поставленных задач;

— планирование действий по тушению пожара и проведению АСР, в том числе определение необходимых сил и средств подразделений, принятие решений по организации тушения пожара и проведения АСР;

— оценку обстановки и создание по решению руководителя тушением пожара временно сформированной нештатной структуры управления действиями на по­жаре;

— постановку задач участникам тушения пожара и проведения АСР, обеспечение контроля и реагирования на изменение обстановки на пожаре;

— проведение мероприятий, направленных на обеспечение эффективности туше­ния пожара и проведения АСР.

Тушением пожара осуществляется прибывшим на пожар, старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (про­шедшим соответствующее обучение и допущенным в установленном порядке к руководству тушением пожара). Руководитель тушения пожара на принципах единоначалия управляет личным составом подразделений, участвующих в тушении пожара и проведении АСР, а также привлеченными к тушению пожара и проведению АСР силами и средст­вами. Указания РТП обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гра­жданами на участке местности, на которой осуществляются действия по тушению пожара и проведению АСР.

Никто не вмешивается в действия РТП или отменяет его распоряжения при ту­шении пожара и проведении АСР. РТП не может игнорировать мнение подчиненных ему командиров, он должен сочетать высокую требовательность и принципиальность с доверием и уважением к подчиненным, опираться на опыт, инициативу и творчество личного состава подразделений. Принцип единоначалия находится в неразрывной связи с централизацией управ­ления.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Роль и задачи РТП в управлении силами и средствами на пожаре

 

При создании организационной структуры органов управления силами и средствами на пожаре за основу берется принцип единоначалия. Центральной фигурой управления является руководитель тушения пожара (РТП). Этот принцип, сложившийся на опыте тушения пожаров, особенно большое значение приобретает в современных условиях, когда тактико-технические действия развиваются исключительно в высоком темпе, отличаются предельной напряженностью и резкими изменениями обстановки. В этих условиях только РТП, облеченный большими правами, способен обеспечить централизованное управление и направить усилия подчиненных на успешное тушение пожара. Не теряет своего значения единство действий больших масс людей, подчинение их воле одного человека.

Никто не в праве вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжение при тушении пожара.

Руководителем тушения пожара является:

— прибывшее первым на пожар старшее оперативное должностное лицо ФПС, ГПС;

— прибывшее первым на пожар старшее оперативное должностное лицо ведомственной, муниципальной или добровольной пожарной охраны (при отсутствии должностных лиц ФПС, ГПС) если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами или действующими соглашениями;

— при работе двух или более подразделений—старшее должностное лицо, возглавляющее подразделение (караул), в районе выезда которого возник пожар, или должностное лицо, допущенное к руководству тушения пожара в соответствии с установленным порядком, в том числе начальник гарнизона.

Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом органа управления, подразделениям пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушения пожара.

Начальник гарнизона пожарной охраны и должностные лица нештатной службы управления, допущенные в установленном порядке к руководству тушения пожара, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), чрезвычайных происшествиях, требующих неотложного реагирования, и других обстоятельствах, делающих невозможным исполнения ими обязанностей РТП, могут покинуть место пожара, назначив РТП другое должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем обязательно сообщается диспетчеру и делается запись в соответствующих документах.

РТП, осуществляя управление силами и средствами, несет полную ответственность за исход тушения пожара. В своей практической работе он опирается на оперативный штаб и другие органы управления (начальников боевых участков, старших на боевых позициях, ответственных на участках действий на пожаре). Они помогают ему организовывать тактико-технические действия и постоянно управляют подразделениями в ходе тушения пожара.

РТП принимает решение, ставит задачи для исполнения подчиненным, организует взаимодействие и дает указания по организации управления всестороннего обеспечения тактико-технических действий на пожаре.

Умение и способность принимать в короткие сроки обоснованные решения—основной показатель оперативно-технической зрелости РТП. Здесь должно проявляться его умение из множества разнообразных методов и средств избрать в каждом случае наиболее подходящую модель деятельности РТП, представленную на рис.16.1.

С полным основанием можно сказать, что успех в тушении приносит воля, соединенная с профессиональным мастерством, чувством высокой личной ответственности РТП за успешное тушение пожара, проявлением творчества, разумного риска. Нельзя ожидать от РТП волевых настойчивых действий по преодолению трудностей, если он слабо знает тактику тушения, возможности пожарной техники, тактические возможности подразделений, не имеет опыта в управлении людьми.

На основе решения РТП организуется работа подчиненных ему органов управления, направленная на качественное выполнение предстоящих задач.

Вместе с тем нельзя не учитывать опыт и талант РТП. Здесь успех будет на стороне того, кто не только знает сложившуюся обстановку, но и умеет предвидеть ее развитие, способен быстро реагировать на происходящие события и тем самым упреждать развитие пожара. Всякое неоправданное выжидание, пассивность РТП, боязнь ответственности за принятие решения неизбежно ведут к упущениям на пожаре. Бесспорно, РТП обязан быть расчетливым, но, вместе с тем, и готовым пойти на обоснованный риск.

Разумный риск — это показатель зрелости РТП, умение его в критический момент трезво оценить обстановку, выбрать из всех возможных вариантов тот, который принесет наибольший успех.

 

Рис. 16. 1. Структурная схема деятельности РТП

 

Пойти на риск — это не значит действовать опрометчиво, принимать скороспелые решения без глубокого анализа обстановки и расчетов, без твердой веры в успех. Всякая ошибка РТП при тушении пожара может привести к тяжелым, порой непоправимым последствиям.

В ходе выполнения задачи на пожаре подразделения пожарной охраны могут оказаться в тяжелом положении. В этих условиях РТП должен находиться вместе с подчиненными ему подразделениями, лично влиять на ход тактико-технических действий и своей выдержкой, силой воли, спокойствием и разумной настойчивостью служить примером для всего личного состава. Если же подразделения не добились успеха, недопустимо, чтобы РТП, не разобравшись в обстановке и не установив истинных причин задержки с выполнением задачи, спешил обвинить своих подчиненных во всех неудачах, изменял свое решение, отменял прежние и ставил новые задачи подразделениям. Такая поспешность чаще всего не приносит пользы и к тому же порождает путаницу и неразбериху в действиях подчиненных. РТП должен проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, трезво оценивать сложившуюся обстановку и принимать решения без спешки, но быстро, в короткие сроки.

Исключительное значение в работе РТП имеет плановость, основанная на рациональном учете времени и возможностей подчиненных органов управления, сил и средств. Он должен всегда четко знать, что, когда, каким способом предстоит сделать. Без такого плана РТП не в состоянии работать с перспективой, мысленно опережая события, он постоянно будет не успевать сделать к сроку то, что требуется. Чем меньшим временем располагает РТП, тем с большей тщательностью следует подходить к отбору вопросов, которые предстоит решать ему лично. Умение отличить основное от второстепенного—важная черта РТП.

Видеть главное — не значит не обращать внимание на второстепенное, иначе «мелочи» станут существенным тормозом в работе. В этой связи большое значение приобретает такая черта стиля работы РТП, как целеустремленность, умение находить в работе решающее звено, на котором следует сосредотачивать свои основные усилия. Здесь ярко проявляется необходимость владения методом мышления, который позволяет изучать явления не изолированно, а во взаимосвязи и находить среди многих явлений решающие.

Практика показывает, что каким бы подготовленным и тактически грамотным ни был РТП, он один не в состоянии руководить подчиненными на крупных и сложных пожарах. Тот РТП, который пытается все вопросы, большие и малые решать единолично, распыляет силы, теряет время и в результате не успевает сделать в срок главное. Особенно это справедливо для современных условий, когда намного увеличился объем работы по управлению силами средствами на пожаре, а время на ее выполнение резко сократилось. В этих условиях особенно проявляется необходимость умелого использования РТП в работе подчиненных органов управления. Только совместными усилиями можно в сжатые сроки всесторонне оценить обстановку, изыскать наилучшие пути использования имеющихся сил и средств и, тем самым, обеспечить успешное тушение пожара. Умение РТП опереться на оперативный штаб, способность сплотить организовать людей на решение стоящих задач составляет одно из важнейших качеств командира-единоначальника.

Но эти полезные качества становятся своей противоположностью, если они проявляются в виде грубости, оскорбительных действий и выражений, унижающих человеческое достоинство подчиненных. Брань, крики – это не показатель требовательности и принципиальности командира, а скорее свидетельство его невоспитанности и низкой культуры.

Личный состав уважает тех командиров, которые наряду со строгой требовательностью проявляют заботу о подчиненных, ценят их достоинство и честь.

Для умелого управления силами и средствами на пожаре недостаточно иметь боевой опыт, не всегда выручит и интуиция в походе к решению возникающих вопросов. От каждого РТП требуется подлинно научный подход, основанный на применении объективных законов тушения с учетом конкретных форм их проявления в условиях пожара. Научный подход РТП к руководству силами и средствами на пожаре предполагает глубокую и всестороннюю обоснованность принимаемых решений, умелое использование достижений науки, возможностей техники и передового опыта. Тот РТП окажется на уровне современных требований, который обладает развитым чувством нового, умеет вовремя отбросить отжившее, устаревшее и смело поддержать передовое, прогрессивное, даже только нарождающееся.

Из всех качеств РТП основным является его подготовленность к умелому выполнению в полном объеме своих обязанностей, ибо никакая добросовестность, никакая авторитетность не заменит того, что является в данном случае основным, а именно—знание дела.

Следовательно, успешно справиться со своими большими и сложными обязанностями может тот РТП, который служит образцом высокой организованности, имеет глубокие знания по тактике тушения пожаров, владеет современными методами управления силами и средствами на пожаре.

 


Похожие статьи:

poznayka.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *