7. Управление в логистических системах. Логистика: конспект лекций
7. Управление в логистических системах
В крупных логистических системах формируются свои отдельные консультативные советы, которые должны обеспечить правильность решений, принимаемых управленческим персоналом логистических систем и отдельных подразделений. Прежде чем рассмотреть методы организации логистического управления, нужно максимально полно определить функциональное назначение соответствующих структур. Очевидно, организационная структура, которая занимается управлением логистической системой, обязана выполнять следующие функции.
1. Вырабатывать и формировать систему логистики, придерживаясь схематичных принципов и положений.
В результате производственно-хозяйственной деятельности периодически возникает необходимость преобразований в существующей на предприятии системе логистики. Зачастую такие изменения носят кардинальный характер. Поэтому проводится общая реорганизация всей логистической системы.
2. Проектировать и реализовывать стратегию логистики с учетом рыночной стратегии фирмы.
Работоспособность логистической системы обусловливается стратегической и тактической политикой в области производства, продаж, инвестиций, персонала, технологий. Эти и другие элементы нужно принимать во внимание не только в ходе общего управления, но и при формировании стратегии логистики.
Двойная ответственность возложена на должностные лица, занимающиеся управлением логистики.
Во-первых, за точное и своевременное информирование руководителей высшего уровня о подходах к исполнению принятых решений по вопросам стратегии логистикой, а также, конкретном положении дел.
Во-вторых, перед исполнителями за хорошую организацию и слаженность осуществляемых работ и мероприятий и за доведение итогов анализа эффективности предложенных изменений.
3. Комплексно управлять логистической системой с целью рационализации потоковых процессов.
Эта деятельность разнообразна и состоит из:
1) управления внешним транспортом;
2) управления внутренним транспортом;
3) планирования и контроля процесса производства;
4) планирования организации и контроля за состоянием запасов (не исключая материальные, сырьевые и товарные), т. д.
4. Согласовывать взаимосвязанные функции управления.
Все управленческие структуры в хозяйственных подразделениях связаны с логистикой.
Для того чтобы разделить области воздействия и ответственности в каждой производственно-экономической системе, нужно придерживаться специфики задач, решаемых отдельным подразделением и всей структурой в целом.
5. Решать задачи индивидуальности предприятия.
Кроме особенностей, диктуемых принадлежностью предприятия к конкретной части экономики, управления и социальной сферы, большое значение при проектировании и управлении логистическими системами имеют характерные особенности хозяйственных структур. Они играют двойную роль.
Во-первых, не позволяют унифицировать инструменты логистики, что делает практический опыт логистики многообразнее.
Во-вторых, побуждают к глубокому, постоянному и комплексном изучении возможностей, состояния и условий работы предприятия, что благоприятно отражается на качестве осуществляемых работ и способствует своевременной адаптации к окружающей среде.
В соответствии со спецификой предприятия и соответствующими функциями логистика может иметь централизованный и децентрализованный характер, когда управление осуществляется на уровне некоторых подразделений.
И соответственно управленческая ответственность делится между различными структурными подразделениями или собирается в одном координирующем центре.
Поделитесь на страничке Следующая глава >marketing.wikireading.ru
Управление логистикой: что необходимо знать
В этой статье Вы узнаете
- Управление логистикой при отсутствии отдела логистики
- Когда Генеральному Директору следует задуматься о создании специализированной службы
- Почему логист должен подчиняться напрямую первому лицу компании
Управление логистикой неизменно порождает многочисленные споры о том, нужно ли создавать на предприятиях отдельную службу. Среди наиболее распространенных видов организации логистических процессов на современных предприятиях стоит отметить:
- Распределение логистических функций между отделами. Некоторые топ-менеджеры утверждают, что им не требуются отделы логистики или даже отдельные логисты; основные функции распределяются по отделам либо сотрудникам организации.
- Собственное подразделение логистики. В компаниях действуют логистические отделы с четко регламентированными функциями, структурой. Когда компания расширяется, некоторые руководители решают создать независимое подразделение логистики.
- Аутсорсинг – привлечение для выполнения задач специализированные компании.
Распределение задач по управлению логистикой между отделами
Если в компании не предусмотрен логистический отдел, данные процессы должны быть идеально отлажены, если распределить их по отделам. В противном случае будут стабильно возрастать сопутствующие издержки в сфере логистики. При такой иерархии компании директор вынужден будет контролировать взаимодействие между отделами самостоятельно, принимая меры по снижению издержек. Можно данные функции делегировать своим заместителям. Или же альтернативой может быть аутсорсинг.
Рассказывает практик
Ольга Жарова, Заместитель Генерального Директора сети супермаркетов «Наш магазин», Омск
Логистика заключается в управлении потоками: финансовыми, товарными, информационными, транспортными и пр. — невозможно их выделить и поручить управлять только одному конкретному подразделению организации.
Управление логистикой в нашем случае возложено на департамент торговли, который включает:
- Отдел категорийного менеджмента, в спектр задач которого входят товарные категории, соответственно, и управление потоками товаров от этапа закупок непосредственно до продаж.
- Отдел логистики, который занимается координацией транспортных потоков, в его задачи входит и управление складскими запасами компании.
В нашей компании обусловлено расширение зоны ответственности подразделений неотделимостью маркетинговой задачи и логистической функции по контролю заказа и движения товара от поставщика потребителю.
Другим важным нюансом является расширение предприятия. Чем крупнее оказывается компания, тем больше количество структурных подразделений. Мы сейчас работаем в одном городе, однако при выходе в регионы будут вноситься изменения в общую структуру. В том числе будет происходить пересмотр функций подразделений. Возрастает при этом роль специалистов по логистике. Однако не уверена, что мы переименуем соответствующий отдел в департамент логистики.
Когда управление логистикой требует отдельного департамента
Нельзя создавать отдел просто ради следования модным тенденциям. Это лишь приведет к негативным последствиям для компании и её бизнес-процессов. Гендиректор должен четко формулировать задачи, которые будут поставлены перед новым подразделением компании. И необходимо будет убедиться, что сотрудники понимают поставленные задачи департамента. Говорим, в первую очередь, о компаниях, структура которых содержит несколько отделов – закупки, производственный, транспортировки, сбыта и пр. А также компаниях, которые регулярно сталкиваются с проблемами координации разных служб, либо при составлении планов реализации.
Главной задачей в работе логиста является координация всех отделов компании, получение и анализ информации, относящейся к товарному потоку. Специалисты по логистике также занимаются уменьшением издержек на каждом этапе конкретного бизнес-процесса, координируя планы по производству, закупкам, продажам. Логисты также оказывают помощь в оптимизации финансовых показателей, деятельности склада, транспорта, производства. При возникновении сбоя на каком-то из этапов работы (незапланированные расходы, задержка товара и пр.) его можно считать ошибкой логиста.
Бизнес с расширением организации становится многопрофильным, поэтому целесообразно будет создание отдельной компании логистики.
Логистическое подразделение в структуре холдинга
Структуре холдинга «Бородино» действовал в отдел логистики, в состав которого входили 4 подразделения: складской, транспортной, производственной логистики, а также отдел экспедиции. Президент компании решил преобразовать отдел в логистический дивизион. В его планы входили и предоставление планов для внешних клиентов. Раньше отдел логистики специализировался на транспортных услугах для холдинга в столице и представительств по регионам. С расширением холдинга потребовалось решение еще 3 основных задач – обучение эффективному управлению информацией, оптимизация хранения на складе, выполнение внешних контрактов.
Для успешного выполнения новых задач можно руководство холдинга предприняло комплекс мер:
- Был создан инвестпроект оптимизации склада.
- Закупка дополнительных стеллажей, перестройка старых, изменения топологии склада с новым программным обеспечением, снизив издержки по хранению дополнительно на 20-40%.
- Покупка программы для маршрутизации доставок. Отдел экспедиции в результате смог выполнять до 500 заказов ежедневно. Отдел транспортной логистики выполняет порядка 2 тыс. заявок в месяц.
- Координация планов по производству и продажам. Действует в компании ежемесячный план продаж, с поступлением данных из всех торговых домов холдинга в общий распределительный центр компании.
- Разработка оптимального гарантийного запаса. Продажи планируем с учетом сезонных факторов, с прогнозированием спроса.
- Начали предоставлять услуги логистики для других компаний.
- Принято решение о покупке корпоративно-информационной системы, она была объединена со складской системой. Все подразделения холдинга сейчас присылают данные в форме отчетов.
Говорит Генеральный Директор
Андрей Яновский, Генеральный Директор ОАО «Нидан Соки», Москва
Целесообразной будет создание отдельной логистической службы в двух случаях:
- Когда Генеральный Директор выполняет свои непосредственные обязанности – стратегическое развитие компании, не желая заниматься планированием перемещения товаров.
- Если логистика продолжает дорожать, с необходимостью оптимизации – когда проанализировав ситуации, понимаете, что вам самостоятельно либо одному логисту не удастся справиться со всем объемом логистики.
Кроме того, в активно развивающейся либо крупно компании директор не может самостоятельно контролировать полностью цепочку поставок, учитывая многоаспектность процессов и множество поставщиков.
Говорит Генеральный Директор
Алексей Киселев, Генеральный Директор ООО «Фарватер-М», Москва
Производитель обязательно должен располагать отделом логистики – это позволит привлечь клиентов благодаря дополнительному сервису. Многих покупателей пугает схема сотрудничества по EXWP, когда они вынуждены самостоятельно планировать всю логистику, включая страхование груза при доставке с сопутствующими затратами, и непосредственно складированием. В результате покупатель сталкивается с переплатами за свой заказ на уровне 5-50%.
Однако, если ваша компания выступает в роли покупателя по схеме EXW, также необходимо планировать управление логистикой компании. В таком случае не придется отдавать свою прибыль для сторонних перевозчиков. Возникали в личной практике ситуации, когда компания из-за банального непонимания цен на доставку теряла до тысячи долларов на каждом вагоне.
Управление логистикой компании, свой отдел на предприятии иногда позволяет не только сократить издержки, но также предоставлять дополнительный сервис, позволяя привлекать имиджевых клиентов.
Говорит Генеральный Директор
Дмитрий Рыжков, Генеральный Директор компании «Рубин ТК», Москва
Вопрос управления логистикой компании в бизнесе возникает, когда начинается работа организации через распределительный центр. Благодаря подобной схеме можно:
- Занять площади магазинов товарными запасами.
- Сократить расходы на транспорт (перевозка всех грузов одной машиной).
- Логистические затраты поставщиков – предоставляя благодаря этому скидки для розничных операторов.
- Хотя при ошибках в управлении логистикой компании могут проявиться и определенные недостатки:
- Утрата товара в распределительных центрах – в результате боя, воровства либо при перегрузках.
- Опасность роста издержек (для обслуживания транспорта, покупки топлива и пр.).
- Ограниченный ассортимент (скоропортящимися товарами невозможно оперировать).
Вполне вероятно, по этим причинам в последнее время отмечается снижение ассортимента в работе розничных операторов через распределительные центры, всё предпочтительнее сейчас прямые договоры.
Кому подчиняется логист
Руководитель логистического отдела при любых размерах компании должен быть в подчинении напрямую первому лицу предприятия. Если руководить логистом будет коммерческий директор, возможно лоббирование интересов определенного отдела.
Рассказывает практик
Илья Тощенко, Руководитель отдела Supply Chain Department компании «Нутриция», Истра (Московская обл.)
Отдел логистики у нас сначала подчинялся директору компании по продажам, далее – директору по производству. Продолжалось развитие компании, и в определенный момент приоритетной задачей оказался контроль операционных процессов. Гендиректор пригласил меня как консультанта, сначала приходилось тратить множество времени для полноценного налаживания взаимодействия работы отделов. Приходилось доказывать пользу для компании при организации логистики по принципу supply chain management.
Планировал организовать процессное управление логистикой компании, информацией и запасами. Поэтому было принято стратегическое решение о расширении работавшего отдела логистики до подразделения. Сейчас продолжается изменение структуры нашего отдела. Выражаю мнение, что работать в подразделении должны 7 специалистов по логистике. Из них трое занимаются функциональным управлением:
- Клиентским сервисом.
- Спросом и входящей логистикой.
- Складом и транспортом.
Также один менеджер выступает в роли куратора логистики в регионе. Трем другим предстоит процессное управление – включая информационную поддержку, инновации и системные процессы в работе компании.
Полномочия логиста
Можно говорить о бесперспективности работы логиста с совещательным голосом в управлении. Генеральный Директор при создании нового отдела логистики должен предоставить ему достаточные полномочия на самостоятельные решения.
Говорит Генеральный Директор
Андрей Яновский, Генеральный Директор ОАО «Нидан Соки», Москва
В нашей компании работает классический отдел логистики. Обеспечивает контроль доставки и перевозки грузов. В том числе логисты занимаются обработкой информации, заказом подходящего транспортного средства – контейнера, автомобиля, вагона. Для самой перевозки обращаемся к сторонним организациям.
В цепочку поставки входит маркетинг (с изучением, что и где необходимо получить), закупка, планирование, перемещение материалов и сырья для производства, отгрузка готовой продукции для клиентов. Ошибка на одном из этапов приводит к серьезным финансовым последствиям. Дорого это для нас еще и потому, что производилось планирование на квартал вперед, поэтому порядка двух месяцев оказывается промежуток между заказом и доставкой. Следовательно, невозможно обойтись без делегирования полномочий. но при этом каждой службе необходимо понимать, в каком состоянии сейчас заказ.
Когда у всех нет понимания полной картины, каждый занимается решением только своей задачи, что приводит к неправильной расстановке приоритетов. Без совместного участия действия отделов могут не приносить ожидаемый результат.
Для решения таких проблем раз в неделю собираю комитет по планированию, включающей директора отделов продаж, планирования, закупки и логистики. Также стремлюсь предоставить максимальную доступность информации, чтобы сотрудники были достаточно информированы. Для этого вводим в последние 2 года информационную систему на базе Axapta, позволяющую обслуживать всю цепочку поставки. У авторизованного пользователя есть возможность увидеть состояние заказа на каждом этапе.
Передача логистики сторонним организациям (аутсорсинг)
Логистические операции порой выгоднее передавать на аутсорсинг. Сторонним компаниям обычно доверяется ряд таких задач – упаковка, управление закупками, складирование, транспортировка товаров, информационная поддержка и пр.
Говорит Генеральный Директор
Дмитрий Рыжков, Генеральный Директор компании «Рубин ТК», Москва
Нам удалось выделить логистические функции компании, они были переданы на аутсорсинг одной из структур нашего холдинга. Случилось это, когда потребовались услуги распределительного центра по определенному ассортименту, на который поставщиком предоставлялись довольно весомые скидки. Однако нам выгоднее выполнение доставки непосредственно поставщиками.
Когда появляется возможность договориться о неплохой скидке с поставщиками, сразу обращаемся к логистам. Действуют отработанные схемы сотрудничества с ними, согласованные прайс-листы, договоры. В частности, цена по одному договору непосредственно зависит от объема поставок. Если логистам удастся наладить доставку с последующей обработкой продукции по всей нашей сети, вкладываясь в меньшую сумму (хотя бы на 1 процент), мы решаем осуществить сделку. Ведь у нас такие объемы, что экономия получается внушительной.
Контролем логистических издержек в работе нашей компании занимается коммерческий директор.
Этапы реорганизации логистики
Перед реструктуризацией либо организацией логистического подразделения гендиректор должен определить общее место подразделения в самой компании, степень влияния логистики на стратегические цели, сформировав стратегический план развития данного подразделения. В противном случае работа подразделения будет ограничиваться только рамками текущих рутинных операций.
Первый шаг. Необходимо определить место логистики, степень влияния на бизнес в целом. Необходимо оценить общую роль логистики, степень её влияния на бизнес – для этого удобнее всего использовать сбалансированные показатели. Разделяются все бизнес-процессы по следующим элементам: (см. рисунок):
- Финансы: какие показатели планируете обеспечить, чтобы соответствовать ожиданиям своих кредиторов и акционеров;
- Клиенты: как компания должна работать с клиентами для уверенности в их лояльности;
- Бизнес-процессы: какие процессы и каким образом подлежат оптимизации для выполнения стратегии развития и конкурентной стратегии компании;
- Потенциал: какие компетенции нужно будет развивать для оптимизации процессов.
Анализ схемы позволяет утверждать – компания будет увеличивать свою прибыль, если удастся:
- в полной мере удовлетворять потребности имеющихся клиентов;
- оптимизация издержек на всей цепочке поставок.
Результат: определены цель и миссия работы логистического подразделения.
Риски: несогласованность целей подразделений и целей всей компании может привести к упущению потенциальной прибыли.
Второй шаг – необходимо определить управляемые процессы. Отдел логистики занимается рядом функций – управлением запасами, прогнозированием спроса, грузопереработкой, логистическими коммуникаций, определением мест для складов, производственных помещений, обработкой заказов, логистикой возвратных потоков, снабжением, складированием и хранением. Гендиректор должен оценить, как каждая функция влияет на бизнес-процессы. По данному анализу может быть установлен спектр полномочий и обязанностей в работе логистов.
Результат: получается список управляемых бизнес-процессов, перечень обязанностей и полномочий сотрудников отдела логистики.
Риски: недостаточный контроль ключевых функций может привести к потере прибыли.
Третий шаг – определить стратегические цели. Нужно определить целевые показатели компании, задать пути их достижения, учитывая ресурсы логистического подразделения.
Результат: создание согласованного стратегического плана в работе логистического подразделения.
Риски: Отсутствие фокусировки на ключевой цели компании может привести к потере прибыли, нечетко заданные пути развития могут стать причиной «размазывания» ресурсов.
Четвертый шаг – формируем организационную структуру. Гендиректору необходимо помнить – зависит реализация любых задач от сотрудников. Поэтому необходимо при формировании структуры четко осознавать, какие специалисты нам понадобятся.
Результат: разработка согласованной организационной структуры, плана заполнения вакансий, обучения персонала, матрицы требований к должностям.
Риски в виде несоответствия данных матрицы полномочий и обязанностей с реальной организационной структуры, проблемы недостаточно тщательного контроля процессов со стороны гендиректора, слабая эффективность коммуникаций.
Пятый шаг – формализация бизнес-процессов. Руководителю на данном этапе необходимо формализовать ключевые процессы, с регламентацией всех процедур – чтобы по возможности не было зависимости работы подразделений от отдельных работников.
Результат: организация согласованных формализованных процедур.
Риски: сохраняется зависимость от работника, неформализованные и несогласованные стандарты работы могут негативно сказываться на эффективности.
Шестой шаг – решаем стратегические задачи. Успешное выполнение первых пяти шагов позволит подразделению переходить на текущий режим работы – начиная решать стратегические и тактические задачи. Следует периодически контролировать эффективность работы.
www.gd.ru
Чем занимается отдел логистики на предприятии, логистическая служба
Введение
Зарубежный опыт показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. Неслучайно все больше специалистов, добившихся успеха в этой области, продвигается на высшие должности в руководстве компаний. С позиций бизнеса под логистикой понимают эффективное управление материальными и сопутствующими (информационными, финансовыми, сервисными) потоками для достижения корпоративных целей с оптимальными затратами всех ресурсов. В настоящее время в передовых фирмах традиционные функциональные области логистики (транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование, грузопереработка, упаковка) интегрировались на базе общей информационно-компьютерной платформы, образовав стратегическую инновационную систему. Внедрение методов логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства и затраты в дистрибьюции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса.
На российском рынке логистические концепции и системы в бизнесе продвигают в основном зарубежные фирмы и предприятия с участием иностранного капитала.
Отечественные компании в подавляющем большинстве настороженно относятся к внедрению логистических инноваций. Однако, несмотря на сложную экономическую ситуацию, перспективно мыслящие руководители многих фирм, зачастую интуитивно чувствуя потенциал логистики в плане получения конкурентных преимуществ и упрочения своего положения в бизнесе, или основываясь на западном опыте, стремятся внедрить логистические концепции и системы.
В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х гг. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь опутанных связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом.
Системный и ситуационный взгляды на вещи привлекли внимание как реакция на изменения, в возрастающей мере влиявшие на успешность действий организации. Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание, чем когда-либо. Как пишет Элвар Элбинг «Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций — деловых, образовательных, государственных — под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организации ».
Даже если бы изменения не были столь значительны, руководителям все равно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. В этом отношении организации подобны биологическим организмам. Согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, сохранившиеся виды выжили потому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям в своей среде. И организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.
В данной контрольной работе я постараюсь определить роль логистики в сфере внешнего бизнеса, какие конкурентные преимущества появляются у компании, использующие логистику, какое влияние оказывает логистика на развитие экономики страны.
Внешняя среда бизнеса
Для начала, хотелось бы определить некоторые общие характеристики внешней среды:
1. Взаимосвязанность факторов внешней среды
Это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
Служба логистики и ее функции
Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. Например, в 70-е гг. снижение поставок нефти, прежде всего в силу политической структуры и целей других стран, оказало сильное воздействие на общее состояние экономики США. Рост цен на продукты нефтепереработки повлек за собой общее повышение цен почти на все. Это же изменение стало катализатором серии правительственных акций, например, попыток регулирования температуры в общественных местах распределения топлива, установления нормативов на эффективность использования топлива, введения налогов на сверхприбыль нефтяных компаний, учреждения крупного федерального проекта по преодолению энергетической зависимости от других стран. До того, как произошло резкое падение цен на бензин, среда прямого воздействия многих организаций также была под ударом, поскольку профсоюзы требовали компенсаций в связи со скачками цен на потребительскую продукцию. Некоторые фирмы, например, выпускавшие автомобили для загородных путешествий и крупные модели, а также занимавшиеся автомобильным туризмом, пострадали из-за оттока потребителей. Но в некоторых случаях эффект оказался положительным. Пошли в гору дела у ряда фирм, производящих теплоизоляционные материалы, разрабатывающих синтетические топлива и выпускающих электромобили и устройства, работающие от солнечной энергии. В то же время в этих секторах возросла конкуренция, поскольку многие фирмы решили добиваться своей доли в развивающихся отраслях производства. Факт взаимосвязанности особенно значим для мирового рынка. Согласно РОБЕРТУ Б. РЕЙЧУ, экономисту из Гарвардского университета, «…земной шар быстро превращается в единый рынок. Товары становятся все дешевле, независимо от национальных границ». Из каждого потраченного американцем доллара 20 центов падает на импорт. Взаимосвязанность различных факторов внешней среды, должна была превратить среду современных организаций в бурно изменяющуюся. Руководители больше не могут рассматривать внешние факторы изолированно. Они должны понять, что эти факторы взаимосвязаны и изменяются. Специалисты, например, ввели понятие «хаотичных изменений» (hyperturbulence) для описания внешней среды 80-х гг., которое характеризуется еще более быстрыми изменениями и более сильной взаимосвязанностью.
2. Сложность внешней среды
Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, скажем, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается. Один исследователь суммирует последствия сложностей такого рода для управления: «Организации, работающие в несложной среде, обладают одним преимуществом: им приходится иметь дело всего с несколькими категориями данных, необходимых для принятия решений».
3. Подвижность среды
Это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Например, два исследователя обнаружили, что скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям и кондитерской промышленности. Быстрые изменения происходят в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций.
Менее заметные относительные изменения затрагивают мебельную промышленность, производство тары и упаковочных материалов, а также пищевых консервов. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В то же время, если производственные мощности разбросаны по разным странам мира или исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной внешней среды. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных.
Это делает принятие решений более трудным процессом.
laservirta.ru
1.3 Управление логистической системой на предприятии
Быстрое развитие информационных технологий позволило автоматизировать управленческий процесс логистического менеджмента на предприятии за счет использования современного программного обеспечения, который позволяет контролировать процесс, начиная от закупок материалов через производство к распределению и заканчивая продажей готовой продукции.
При управлении материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем используют два основных способа: толкающий и тянущий.
Толкающая система представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток «выталкивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством.
Толкающие модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с массовым применением компьютерной техники. Внедрение программных продуктов позволило компаниям согласовывать и оперативно корректировать планы и действия всех подразделений предприятия: снабженческих, производственных и сбытовых, с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени. Использование программного обеспечения позволило существенно сократить рабочее время на принятие и выполнение управленческих решений.
Толкающие системы, способные с помощью микроэлектроники увязать сложный производственный механизм в единое целое, тем не менее имеют естественные границы своих возможностей. Параметры «выталкиваемого» на участок материального потока оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию на этом участке. Однако чем больше факторов по каждому из многочисленных участков предприятия должна учитывать управляющая система, тем совершеннее и дороже должно быть ее программное, информационное и технологическое обеспечение.
На практике применяются различные варианты толкающих систем, известные под названием «системы MRP — Material Requirement Planning». Основная идея MRP систем состоит в том, что любая учетная единица материалов или комплектующих, необходимых для производства изделия, должна быть в наличии в нужное время и в нужном количестве.
В каких случаях использование MRP систем является целесообразным?
Прежде всего, необходимо заметить, что MRP системы разрабатывались для использования на производственных предприятиях. Если предприятие имеет дискретный тип производства (сборка на заказ, изготовление на заказ, изготовление на склад, серийное и т.д.), т.е. когда для выпускаемых изделий имеется ведомость материалов и состав изделия, то использование MRP системы является логичным и целесообразным.
Успешное внедрение MRP возможно с приемлемой вероятностью только при наличии определенных характеристик производственной системы. К этим характеристикам относятся:
• наличие эффективной компьютерной системы;
• точная информация о спецификациях продуктов и состоянии запасов на предприятии для готовых продуктов и их компонентов, материалов и сырья;
• ориентация на производство дискретных продуктов, производимых из сырья, деталей, узлов и сборочных единиц, проходящих в процессе своего изготовления многие операции;
• наличие производственных процессов с продолжительными циклами обработки;
• относительно надежно устанавливаемые длительности производственных и закупочных циклов;
• главный календарный план, фиксируемый на период времени, достаточный для заказа материалов без излишней спешки и путаницы;
• поддержка и участие верхних уровней управления предприятием в процессе внедрения системы.
MRP-системы нет смысла широко использовать там, где есть равномерный спрос, большие размеры партий материалов и изготавливаемых номенклатурных позиций. С такими задачами неплохо справляются традиционные системы, например системы управления запасами по точке заказа. MRP проявляет все свои положительные свойства в системах с высокой вариабельностью размеров заказов и номенклатурных требований. Основным недостатком «толкающих» MRP систем является необходимость создания и поддержания значительных буферных запасов между производственными подразделениями и этапами технологического цикла.
Тянущая система представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости.
Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи.
Преимущества тянущей системы:
— отказ от избыточных запасов, информация о возможности быстрого приобретения материалов, или наличие резервных мощностей для быстрого реагирования на изменение спроса;
— замена политики продажи произведенных товаров политикой производства продаваемых товаров;
— задача полной загрузки мощностей заменяется минимизацией сроков прохождения продукции по технологическому процессу;
— снижение оптимальной партии ресурсов, снижение партии обработки;
— выполнение заказов с высоким качеством;
— сокращение всех видов простоев и нерациональных внутризаводских перевозок.
Для того, чтобы понять механизм функционирования тянущей системы, рассмотрим пример:
Допустим, предприятие получило заказ на изготовление 10 ед. продукции. Этот заказ система управления передает в цех сборки. Цех сборки для выполнения заказа запрашивает 10 деталей из цеха №1. Передав из своего запаса 10 деталей, цех №1 с целью восполнения запаса заказывает у цеха №2 10 заготовок. В свою очередь, цех №2, передав 10 заготовок, заказывает на складе сырья материалы для изготовления переданного количества также с целью восстановления запаса. Таким образом, материальный поток «вытягивается» каждым последующим звеном. Причем персонал отдельного цеха в состоянии учесть гораздо больше специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем это смогла бы сделать центральная система управления.
Свой вклад в развитие мировой логистической системы внесла Япония, которая разработала и применила впервые в мире прогрессивную логистическую концепцию «just in time» — JIT (точно в срок) и внутрипроизводственную систему KANBAN.
Термин «точно в срок» (just-in-time — JIT) используется по отношению к промышленным системам, в которых перемещение изделий в процессе производства и поставки от поставщиков тщательно спланированы во времени — так, что на каждом этапе процесса следующая (обычно небольшая) партия прибывает для обработки точно в тот момент, когда предыдущая партия завершена. Отсюда и название just-in-time (точно в срок, только вовремя). В результате получается система, в которой отсутствуют любые пассивные единицы, ожидающие обработки, а также простаивающие рабочие или оборудование, ожидающие изделия для обработки.
На то, что JIT была разработана именно в Японии, вероятно, повлиял факт, что Япония является перенаселенной страной с очень ограниченными природными ресурсами. Неудивительно поэтому, что японцы очень чувствительны к пустым тратам материалов, времени и средств, и к неэффективности труда. Они расценивают брак и исправления дефектов как необоснованные затраты, а запасы — как зло, потому что они занимают пространство и связывают ресурсы.
В сущности, JIT представляет собой определенную философию, которая охватывает каждый аспект производственного процесса, от разработки до продажи изделия и послепродажного обслуживания. Эта философия стремится к созданию системы, которая хорошо функционирует с минимальным уровнем материальных запасов, минимальным пространством и минимальным делопроизводством. Это должна быть система, которая не поддается сбоям и нарушениям и является гибкой (в том, что касается изменений ассортимента изделий и объема производства). Конечная цель состоит в том, чтобы получить сбалансированную систему с плавным и быстрым потоком материалов через систему.
Компании, использующие подход JIT обычно имеют значительное преимущество перед своими конкурентами, которые используют более традиционный подход. У них ниже стоимость производства, меньше брака, выше гибкость и способность быстро предоставлять на рынок новые или усовершенствованные товары.
На практике к тянущим внутрипроизводственным логистическим системам относят систему «KANBAN» (в переводе с японского — карточка), разработанную и реализованную фирмой «Тайота» (Япония).
Система «KANBAN» не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала, так как центральное регулирование внутрипроизводственного логистического процесса ограничено.
Сущность системы КАНБАН заключается в том, что на все производственные участки завода, включая линии конечной сборки, строго по графику поставляется именно то количество сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов, которое действительно необходимо для ритмичного выпуска точно определенного объема продукции. Средством для передачи приказа о поставке определенного количества конкретных изделий служит сигналом – ярлык в виде специальной карточки в пластиковом конверте. При этом используется карточка отбора и карточка производственного заказа. В карточке отбора указывается количество деталей, которое должно быть взято на предшествующем участке обработки, в то время как в карточке производственного заказа указано количество деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующем участке. Эти карточки циркулируют как внутри завода, так и между многочисленными фирмами поставщиками. Они содержат информацию о количестве необходимых деталей, обеспечивая тем самым функционирование производства по системе точно во время.
Например, необходимые детали (а) и (в) изготовлены на предшествующем участке и складированы рядом с конвейером вместе с сопровождающими их карточками заказа КАНБАН, на основании которых они были изготовлены для сборки А, В и С. Автопогрузчик подается к станочной линии, чтобы взять изготовленные детали (а) и (в) с приклеенными к ним карточками отбора КАНБАН. На месте складирования рабочий загружает деталей столько, сколько указано в карточке отбора, снимая при этом карточки производственного заказа, которые остаются в месте складирования деталей у поточной линии, показывая количество взятых деталей. Они информируют о заказе на изготовление новых деталей.
Реализация системы КАНБАН предполагает, чтобы до фактического начала производственного процесса до всех участков был доведен общий производственный план. Корректировка сводного плана производится еженедельно.
Система КАНБАН позволяет выпускать продукцию высокого качества с минимальными затратами. Это существенно повышает ее конкурентоспособность, особенно на внешних рынках. Рост производительности труда на предприятиях японской промышленности во многом обязан не столько внедрению новых технологий и использованию большого числа роботов, сколько хорошо продуманным методам управления производством и снабжением.
Одним из наиболее удачных примеров синтеза в производстве продукции ключевых элементов MRP и KANBAN на основе современных информационно-компьютерных технологий явилась разработанная в начале 1980-х годов микрологистическая система «Optimized Production Tehnology» — ОРТ (оптимизированная производственная технология).
Система ОРТ относится к классу «тянущих» микрологистических систем, интегрирующих процессы снабжения и производства. Основным принципом работы этой системы является выявление в производственном процессе так называемых «узких» мест (в оригинале — критических ресурсов). Многие специалисты считают ОРТ компьютеризированной версией KANBAN с той разницей, что система ОРТ препятствует возникновению узких мест в логистической сети «снабжение — производство», а система KANBAN позволяет эффективно устранять уже возникшие узкие места. В системе ОРТ осуществляется автоматизированное оперативно-производственное планирование и диспетчеризация. Компьютерный расчет производственных расписаний выполняется на смену, день, неделю и т.д. Решаются также задачи контроля отгрузки запасов готовой продукции потребителям, поиска альтернативных ресурсов, выдачи рекомендаций по полноценным заменам в случае отсутствия необходимых материальных ресурсов. При формировании графика производства используются критерии: степень удовлетворения потребности производства в ресурсах, эффективность использования ресурсов, средства, иммобилизированные в незавершенном производстве.
В процессе управления материальными потоками пользователь может получать следующие выходные параметры: «График производства», «Потребность в материальных ресурсах», «Ежедневный отчет мастера цеха (отдела)», «График доставки материальных ресурсов к рабочим местам», «Отчет о производстве заказанной продукции», «Состояние складского запаса» и ряд др.
Эффект системы ОРТ с логистических позиций заключается в снижении производственных и транспортных издержек, уменьшения запасов незавершенного производства, сокращении времени производственного цикла, снижении потребности в складских и производственных площадях, повышения ритмичности отгрузки готовой продукции потребителям.
studfiles.net
Чем отличается логистика и Управление Цепями Поставок? (Часть 1) — Ольга Грязнова
Вопрос:Подскажите, пожалуйста, чем отличается логистика и Управление Цепями Поставок. В чем проявляется специфика в фармацевтическом бизнесе?
Ответ:
Вопрос весьма актуален при современном развитии экономики в целом, фармацевтическом бизнесе в частности.
В принципе до сих пор не существует единого определения как для термина логистика, так и для термина Управления Цепями Поставок. Особенно в Российских источниках. Хотя и на западе на этот счет существуют различные точки зрения, которые представлены несколькими «школами». Попробуем разобраться, в чем же разница и насколько эти направления интересны для аптечного бизнеса, как конечного продавца.
Итак, о том, что такое логистика, мы говорили несколько номеров назад. И все же общие тезисы повторим.
Основных задач у логистики две:
- Управлять/контролировать/минимизировать издержки;
- Обеспечивать определенный уровень сервиса (обслуживания) внутренних и/или внешних потребителей. Для аптечной сети – это уровень возможного (допускаемого) дефицита и скорость (сроки) доставки.
Одно из распространенных определений логистики звучит следующим образом:
Логистика – это направление деятельности компании, заключающейся в управлении материальными и сопутствующими им потоками (денежными, информационными).
Основные виды деятельности для логистики, это:
— управление закупками,
— управление складом (при его наличии),
— управление транспортом,
— управление ВЭД (при ее наличии),
— управление распределением запасов.
Достичь наилучших результатов в логистике можно, если участники объединены в один департамент. Иначе оптимизация будет проводиться локально в каждом подразделении, что неизбежно приведет к двум результатам:
- не будет достигнута оптимизация издержек в рамках компании,
- возникнут межфункциональные конфликты по причине наличия локальных задач.
А вот Управление Цепями Поставок (УЦП) (Supply Chain Management, SCM) – это уже более сложная категория. В отличии от логистики, УЦП заключается в выполнении тех же задач, но в рамках цепи. То есть оптимизация происходит не в рамках компании, а при работе с контрагентами.
Цель управления цепочками поставок
► Добиться максимальной конкурентоспособности и рентабельности компании, а также всей сетевой структуры цепочек поставок, включая конечного потребителя.
► В связи с этим интеграция и реинжиниринг процессов цепочек поставок должны быть направлены на повышение общей эффективности и производительности участников цепочек поставок.
УЦП довольно новое направление в менеджменте. Зарождение его можно отнести ко второй половине 80-х годов прошлого века. Массовое распространение как стратегическое направление на западе УЦП получило гораздо позже. В России пока наблюдается больше локальное решение задач. Но как показывает опыт компаний, давно занимающихся данным направлением, они оказываются лучшими в своем классе.
Управление цепями поставок – это интеграция восьми ключевых бизнес-процессов:
- Управление взаимоотношениями с потребителями;
- Обслуживание потребителей;
- Управление спросом;
- Управление выполнением заказов;
- Поддержка производственных процессов;
- Управление снабжением;
- Управление разработкой продукции и ее доведением до коммерческого использования;
- Управление возвратными материальными потоками
Отличие УЦП и логистики и их возможности можно описать следующим образом:
► Логистика отвечает за физическую реализацию управления материальными потоками. Эффективность или неэффективность логистики может определять около 10% успеха бизнеса.
► УЦП отвечает за балансирование потребностей и поставок по всей цепи создания ценности для потребителя. Эффективность или неэффективность УЦП может определять около 30% успеха бизнеса.
Достичь серьезных результатов в УЦП можно лишь применяя современнее информационные технологии и передовые подходы в рамках интеграции и координации действий участников цепей поставок.
Как иллюстрация отличий логистики от УЦП поставок, можно привести следующий пример из практики одного из фармацевтических дистрибьюторов.
Поставщик предлагает дистрибьютору закупить партию товара со следующими условиями. Если дистрибьютор закупит партию, покрывающую три месяца продаж своим клиентам, то дистрибьютор получит кроме скидки, еще и бонус от поставщика.
Если эту задачу рассматривать с точки зрения логистики у поставщика и дистрибьютора, то схема должна быть такой.
Дистрибьютор рассматривает предложения поставщика с точки зрения экономической эффективности. Сопоставляя при этом экономию на закупочной цене и бонус со всеми логистическими затратами (транспортными, складскими, стоимость замороженных денег), возможности склада, сроки годности и т.д.
Логистика поставщика в свою очередь должна обеспечить далее эту поставку. То есть должны быть запасы на необходимом уровне, должны быть в порядке сопроводительные документы, склад должен своевременно отгрузить данную поставку. То есть поставщик обязан обеспечить логистический сервис на соответствующем уровне.
Как бы выглядела эта же ситуация, только с точки зрения УЦП?
Такое предложение со стороны поставщика может (и чаще всего так и бывает) привести к существенному росту издержек в цепи поставок, что в конечном итоге сказывается на цене товара. С другой стороны может возникнуть на некоторое время дефицит товара. За счет чего это произойдет?!
Если клиенту предлагать партию на три месяца покрытия спроса, то клиент и в дальнейшем будет делать заказы редко, но крупными партиями. У поставщика в связи с этим вырастит нестабильность спроса на данный продукт. А чем не стабильнее спрос, тем сложнее его спрогнозировать/спланировать на следующий период. Чем хуже прогноз, тем сложнее адекватнее спланировать запасы как готовой продукции, так и сырья. Соответственно, логистика и/или производство поставщика пострадают. Логистика вынуждена будет раздувать запасы, а производство часто ломать план производства под вновь возникшие срочные заказы.
У дистрибьютора, как результат такого подхода периодически будет перебои с поставками, а в аптеках «внутригородской» дефицит.
И в целом – рост затрат и потери продаж. Конечно, результат может на первый взгляд выглядеть несколько пугающим.
Поэтому, предлагают в ряде следующих публикаций эти проблемы рассмотреть более детально и на цифрах. А также рассмотреть, как эти проблемы решаются в рамках УЦП лидеры рынка и не только.
olgagryaznova.ru
Управление логистическими системами
Логистические системы и их элементы
Логистическая система — это саморегулирующаяся система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой.
Логистической системе присущи следующие свойства.
Целостность. Система — совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Выполнить поставленную задачу может только система в целом, а не отдельные ее звенья или подсистемы.
Структурированность. Каждой системе присуща определенная структура: связи между ее элементами упорядочены тем или иным способом для достижения заданной цели.
Сложность логистической системы определяется большим числом ее элементов (звеньев), множественностью связей между ними, разнообразными функциями, выполняемыми системой, воздействием на нее большого числа стохастических факторов.
Синергический эффект. Логистическая система в целом обладает качествами, не свойственными ни одному из ее элементов в отдельности. Основная цель логистической системы — поставка нужного товара в нужном количестве нужного качества по нужной цене в нужное время в нужное место нужному потребителю.
Любая логистическая система состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и взаимоотношения.
Звеном логистической системы называется некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшему упрощению в рамках поставленной задачи, выполняющий свою локальную задачу, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.
Звенья логистической системы могут быть трех основных типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие им информационные потоки. Также встречаются смешанные звенья, в которых указанные типы звеньев сочетаются в различных комбинациях. В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия—поставщики материальных ресурсов, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, торговые и посреднические организации, экспедиционные предприятия, биржи, банки и т. д.
Наряду с термином «логистическая система» используется термин «логистическая цепь».
Логистическая цепь — множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченных по материальному, информационному, финансовому потоку с целью анализа или проектирования определенного набора логистических функций и (или) издержек. Пример ориентированной по материальному потоку логистической цепи представлен на рисунке 1. Звенья цепи — предприятие — производитель готовой продукции (одного наименования), потребитель (покупатель) и логистический посредник (транспортное предприятие). С позиции логистики схема состоит из линейно связанных звеньев логистической системы, генерирующих (производитель), преобразующих (производитель, посредник) и поглощающих (покупатель) материальный и сопутствующие ему информационные и финансовые потоки.
В рассматриваемой цепи для осуществления поставки продавцу необходимо совершить определенные логистические операции: получить и обработать информацию о заказе, подготовить партию продукции к перевозке, затариванию, погрузке, разгрузке и т. д. Каждая логистическая операция влечет за собой материальные издержки. Если одни и те же логистические операции могут быть выполнены в различных звеньях цепи, у менеджера возникает задача выбора оптимального варианта и соответствующего закрепления операций. При одинаковом уровне качества или времени выполнения операций менеджер фирмы-производителя решает задачу, используя критерий минимума общих издержек, путем сравнения цен перевозчика и собственных затрат.
Микрологистические системы относятся, как правило, к определенному предприятию, например к фирме — производителю товара (ассортимента товаров), и создаются для оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства и (или) снабжения и сбыта. Критериями оптимальности подобной системы могут быть минимум издержек, максимальный объем продаж, завоевание рынка и т. д.
Цель создания макрологистической системы — не извлечение прибыли или достижение каких-либо других корпоративных целей организации, создаваемой на уровне территориального или административно-территориального образования, а решение социально-экономических, экологических, военных и других задач. Соответственно здесь критерий оптимальности может не иметь денежной оценки.
Транспортная логистика
Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
Функции транспортировки:
1) перемещение груза. Каждый груз должен быть доставлен до места дальнейшей переработки или потребления. Перемещение груза по логистической цепочке позволяет преобразовать добываемое сырье в готовую продукцию, а затем доставить ее конечному покупателю. Одновременно с физическим перемещением должна увеличиваться и потребительская стоимость груза, иначе такое перемещение будет экономически нецелесообразным. Кроме финансового есть еще один аспект перемещения — временной. К нему относятся невозможность использовать запасы в процессе их перевозки, порча, риски пропажи/потери груза и т. д.;
2) хранение груза. В процессе перевозки происходит также и хранение груза, т. е. не занимаются складские площади. Эта функция перевозки актуальна, если существует ограничение в складских площадях, тогда можно осознанно избирать более медленные способы транспортировки. Кроме того, существуют ситуации, когда склад является лишь транзитным перевалочным пунктом, т. е. груз через непродолжительное время должен будет двигаться дальше. В этом случае транспортные средства возможно использовать также для непосредственного хранения в целях устранения дорогостоящих погрузочно-разгрузочных работ.
Главная цель транспортировки — доставить нужный продукт нужного качества и нужного количества нужному покупателю, в нужное место с минимальными затратами.
Место транспортной логистики в логистической цепи поставок
По своей сути транспорт является проводником материального потока, единственной причиной его движения на межорганизационном уровне (внутри организации существует еще внутрицеховое перемещение материального потока в процессе производства, не относящееся к транспорту, а также перевозки внутри предприятия, осуществляемые часто при помощи складской техники).
Классификация видов транспортных средств
Железнодорожный
Автотранспорт
Водный: морской, речной
Трубопровод
Воздушный
По месту в логистической системе транспорт делится на внутренний и внешний.
Достоинства и недостатки использования разных видов транспорта
Характеристики транспорта:
• скорость перемещения груза;
• грузоподъемность;
• надежность;
• частота перевозок;
• доступность транспортных средств.
Свойства грузов. Перевозимые грузы классифицируются по происхождению, физико-химическим свойствам, способу перевозки, весовым характеристикам и габаритам, технологии хранения. Характер груза предъявляет особые требования к используемому транспортному средству.
Транспортные тарифы— механизм формирования оплаты компаниям-перевозчикам за транспортные и соп
mirznanii.com