В чем заключается фискальная направленность финансовой политики государства – Тема 14. Финансовая политика

Тема 14. Финансовая политика

ПС 1. Какой основной элемент финансовой политики государства?

— бюджет государства

— государственные органы управления финансами

— определение целей и задач использования финансовых отношений +

— установление системы налогов

ПС 2. Включается в содержание финансовой политики государства

разработка финансового механизма?

— нет

— да +

— в определенных случаях

ПС 3. Включается в содержание финансовой политики государства

организация управления финансами?

— нет

— да +

— в определенных случаях

С 4. Могут ли фискальные цели составлять основу финансовой политики

государства?

— нет

— да +

— в определенных случаях

С 5. В чем заключается фискальная направленность финансовой политики

государства?

  • обеспечение роста производительности труда

  • обеспечение налоговых поступлений +

  • предоставление бюджетных кредитов

  • обеспечение занятости

С 6. В чем заключается фискальная направленность финансовой политики

государства?

  • выпуск акций

  • обеспечение налоговых поступлений +

  • предоставление бюджетных кредитов

  • осуществление государственных заимствований

ПС 7. В каких странах проводилась директивная финансовая политика?

— в странах с рыночной экономикой

— только в развивающихся государствах

— в странах с плановой экономикой +

— нигде не проводилась

П 8. Перечислите основные элементы финансовой политики.

а) финансовая стратегия +

б) финансовая система

в) налоговая система

г) финансовое право

П 9. Перечислите основные элементы финансовой политики.

а) налоговая система

б) финансовая система

в) финансовая тактика +

г) финансовое право

ПС 10. Что включает в себя финансовая стратегия?

а) подготовка Отчета об исполнении бюджета

б) конкретизацию текущих целей финансовой политики

в) конкретизацию перспективных целей финансовой политики +

г) рассмотрение и утверждение бюджета в законодательных органах

С 11. Что включает в себя финансовая стратегия?

а) постановку глобальной цели финансовой политики государства +

б) конкретизацию текущих целей

в) подготовка Отчета об исполнении бюджета

г) рассмотрение и утверждение бюджета в законодательных органах

П 12. Какие структуры отвечают за реализацию национальной государственной финансовой политики?

а) финансовый аппарат, включающий органы управления финансами+

б) Международный валютный фонд

в) Европейский банк реконструкции и развития

г) Стабилизационный фонд

С 13. Выберите органы, отвечающие за реализацию налоговой политики в РФ:

А. Центральный банк

Б. Налоговые органы+

В. Органы страхового надзора

Г. Федеральная служба по финансовому мониторингу

С 14. Выберите органы, отвечающие за реализацию денежно-кредитной политики в РФ:

А. Центральный банк+

Б. Налоговые органы

В. Органы страхового надзора

Г. Федеральная служба по финансовому мониторингу

С 15. Выберите органы, отвечающие за реализацию политики в области борьбы с отмыванием незаконно-полученных доходов в РФ?

А. Центральный банк

Б. Налоговые органы

В. Органы страхового надзора

Г. Федеральная служба по финансовому мониторингу +

С 16. Определите основные самостоятельные направления финансовой политики:

а) демографическая политика

б) бюджетная политика+

в) миграционная политика

г) международная политика

С 16. Определите основные самостоятельные направления финансовой политики:

а) демографическая политика

б) бюджетная политика+

в) миграционная политика

г) международная политика

С 17. Определите основные самостоятельные направления финансовой политики:

а) демографическая политика

б) денежно-кредитная политика+

в) миграционная политика

г) международная политика

С 18. Определите основные самостоятельные направления финансовой политики:

а) демографическая политика

б) инвестиционная политика+

в) миграционная политика

г) международная политика

С 19. Определите основные самостоятельные направления финансовой политики:

а) демографическая политика

б) валютная политика +

в) миграционная политика

г) международная политика

С 20. Определите основные самостоятельные направления финансовой политики:

а) демографическая политика

б) политика в области межбюджетных отношений+

в) миграционная политика

г) международная политика

С 21. Определите основные самостоятельные направления финансовой политики:

а) демографическая политика

б) политика в области управления государственным долгом +

в) миграционная политика

г) международная политика

ПС 22. Финансовая политика РФ на современном этапе направлена на

-увеличение бюджетного дефицита

-увеличение внешнего долга

-сокращение занятости

-сокращение объема финансовых ресурсов государства

-обеспечение бюджетного профицита +

П 23. Финансовая политика РФ на современном этапе направлена на

-увеличение бюджетного дефицита

-увеличение внешнего долга

-сокращение занятости

-сокращение объема финансовых ресурсов государства

-сокращение внешнего долга РФ +

П. 24. Финансовая политика РФ на современном этапе направлена на

-увеличение бюджетного дефицита

-увеличение внешнего долга

-сокращение занятости

-сокращение объема финансовых ресурсов государства

-уменьшение налогового бремени хозяйствующих субъектов +

П. 25. Финансовая политика РФ на современном этапе направлена на

-повышения эффективности использования государственных финансовых ресурсов +

-увеличение бюджетного дефицита

-увеличение внешнего долга

-сокращение занятости

-сокращение объема финансовых ресурсов государства

П 26. Финансовая политика РФ на современном этапе направлена на

-увеличение бюджетного дефицита

-увеличение внешнего долга

-снижения темпов инфляции +

-сокращение занятости

-сокращение объема финансовых ресурсов государства

С 27. Ставки какого налога снижены с 2005 года?

  1. НДС

  2. НДФЛ

  3. ЕСН+

  4. Налог на имущество физических лиц

С 28. Ставки какого налога снижены с 2004 года?

  1. НДС+

  2. НДФЛ

  3. ЕСН

  4. Налог на имущество физических лиц

С 29. Можно ли при помощи финансовых инструментов регулировать экономику?

-да +

ПС 30. В чем заключается финансовое регулирование экономики?

— воздействие на различные экономические процессы +

— участие в капиталах международных организаций

— исследование бюджетных отношений

— формирование новых типов предприятий

studfiles.net

Тема 14. Финансовая политика

ПС 1. Назовите основной элемент финансовой политики государства?

— бюджет государства

— государственные органы управления финансами

— определение целей и задач использования финансовых отношений +

— установление системы налогов

 

ПС 2. Включается в содержание финансовой политики государства

разработка финансового механизма?

— нет

— да +

— в определенных случаях

 

ПС 3. Включается в содержание финансовой политики государства

организация управления финансами?

— нет

— да +

— в определенных случаях

 

С 4. Каковы основные цели финансовой политики государства?

1. распределение финансовых ресурсов и контроль+

2. регулирование экономики+

3. формирование финансов организаций

4. исследование теоретических вопросов использования финансовых отношений

 

С 5. Могут ли фискальные цели составлять основу финансовой политики

государства?

— нет

— да +

— в определенных случаях

 

С 6. В чем заключается финансовое регулирование экономики?

1. косвенное воздействие на различные экономические процессы

2. проведение налоговой реформы+

3. исследование бюджетных отношений

4. формирование новых типов предприятий

 

С 7. В чем заключается фискальная направленность финансовой политики

государства?

— обеспечение роста неналоговых доходов

— сокращение налоговых поступлений

— обеспечение сбалансированности доходов и расходов государства +

— организация государственного кредита

 

ПС 8. Можно ли при помощи одинаковых финансовых инструментов регулировать различные экономические процессы

  1. нет
  2. да
  3. в определенных случаях+

 

С 9. что такое финансовый механизм?

1. совокупность налогов и неналоговых платежей государства

2. совокупность форм и методов организаций финансовых отношений +

3. различные виды фондов предприятий

4. денежные доходы и расходы населения

 

С 10. Директивный финансовый механизм:

1. устанавливается государственными органами и обязателен для исполнения всеми экономическими субъектами на территории страны+

2. определяется только Указами президента РФ

3. устанавливается министерством финансов РФ

4. контролируется федеральной таможенной службой

 

С 11. Могут ли отдельные элементы финансового механизма определяться юридическими лицами

1. да +

2. нет

3. в определенных случаях

 

С 12. в чем заключается основная направленность классической финансовой политики?

1. регулирование экономики

2. фискальные цели+

3. Антиинфляционная политика

4. циклическое регулирование

 

С 13. в чем заключается основная направленность регулирующие финансовой политики?

1. регулирование экономики+

2. фискальные цели

3. антиинфляционная политика

4. циклическое регулирование

 

ПС 14. В каких странах проводилась директивная финансовая политика?

— в странах с рыночной экономикой

— в странах с социально ориентированной экономикой

— в странах с плановой экономикой +

— в странах Западной Европы и США

 

ПС 15. Какой основной тип финансовой политики применяется в настоящее время в большинстве стран мира

  1. фискальная
  2. регулирующая+
  3. директивная
  4. социальная

 

Тема 16. Теории государственных финансов

С 1. Содержание идеи классической политэкономии — это:

А. повышение роли прямых налогов;

Б. Повышение инвестиционной активности государства;

В. Революционное изменение принципов построения финансовых систем;

Г. Свободная конкуренция; невмешательство государства в экономику +

 

ПС 2. Какой принцип построения налоговых систем не принадлежит А. Смиту?

А. Справедливости

Б. Эластичности +

В. Удобности

Г. Определенности

 

С 3. Основной труд К. Маркса называется:

А. «Лучше меньше, да лучше»;

Б. «Капитал»;+

В. «Исследование о природе и причинах богатства народов»

 

 

ПС 4. Принцип эластичности налогообложения А. Вагнера относится к группе:

А. Принципов налогового менеджмента;

Б. Принципов справедливости

В. Финансовых принципов организации налогообложения; +

Г. Народно-хозяйственных принципов

 

С 5. «Дефицитное финансирование» – термин из теории:

А. марксизма

Б. А. Смита

В. кейнсианства +

 

ПС 6. В основу финансовой концепции Дж. Кейнса положены идеи:

А. «Эффективного спроса»+

Б. революционных преобразований;

В. «динамических преобразований»;

Г. государственного регулирования

 

ПС 7. в чем особенность воспроизводственной концепции финансов?

1. финансы – это система денежных отношений

2. финансы- это распределительные отношения

3. финансы – это отношения, связанные с несколькими стадиями воспроизводства+

4. финансы – это распределительные и обменные отношения

 

С 8. в чем особенность распределительной концепции финансов

1. финансы – это система экономических отношений

2. финансы – это распределительные безэквивалентные отношения+

3. финансы – это воспроизводственные отношения

4. финансы – это распределительные и обменные отношения

 

 

Тема 17. Международные финансовые отношения

 

П 1. Является ли РФ членом МВФ?

— да; +

— нет;

— выступает в роли «наблюдателя».

 

С 4. Внешний государственный долг РФподразделяется:

— долг собственно РФ; +

— долг частных коммерческих банков иностранным банкам;

— долг бывшего СССР

 

С 5. Лондонский клуб кредиторов включает:

— иностранные банки-кредиторы; +

— правительства ведущих западных стран

 

С 6. Демонетизация золота означает:

— отказ правительства чеканить золотые монеты;

— увеличение золотого запаса страны;

— отказ от признания за золотом функции денежного металла. +

 

С 7. Платежный баланс — это:

— соотношение платежей, произведенных данной страной за границей, и поступлений, полученных ею из-за границы за определенный период времени; +

— требования и обязательства страны по отношению к зарубежным странам.

 

П 8. Основной источник поступления иностранной валюты в Россию (выбрать правильный ответ):

— импорт товаров;

— иностранные инвестиции;

— экспорт нефти и газа; +

— экспорт оборудования.

 

 

С 9. Валюта – это:

— денежная единица иностранного государства; +

— международная расчетная единица;

— национальная денежная единица;

— драгоценные металлы.

 

 

П 10. Какой орган устанавливает официальный валютный курс рубля?

— Минфин РФ;

— Правительство РФ;

— ЦБ РФ; +

— ММВБ.

 

С 11. Реструктуризация внешнего долга означает:

— отказ возвращать долг;

— отказ от уплаты процентов по долгу;

— отсрочку платежей по долгу. +

 

ПС 12. Кто выигрывает от девальвации национальной валюты:

— импортеры товаров;

— экспортеры; +

— правительство страны;

— иностранные государства.

П 13. Является ли золото законным платежным средством в развитых государствах?

— да;

— нет; +

— иногда.

 

ПС 14 роль золотого запаса государства в настоящее время состоит в том, чтобы:

  1. определять курс национальной валюты+
  2. средство для чеканки золотых монет
  3. служить средством расчетов по международным торговым сделкам

 

ПС 15. Верно ли утверждение, что реструктуризация внешнего долга означает отсрочку платежей по государственному долгу, включая проценты:

— да; +

— нет.

 

С 16. Имеют ли право центральные банки развитых стран на эмиссию СДР?

— да;

— нет; +

— частично.

 

С 17. верно ли утверждение, что экспортам товаров выгодна девальвация национальной валюты?

1. да

2. нет+

 

 

С 18.Может ли МВФ предоставлять кредит на строительство крупного промышленного объекта в России?

— да;

— нет.+

 

 

ПС 20. Имеет ли Россия право покрыть дефицит федерального бюджета за счет кредита от МБРР?

  1. да
  2. нет+

 

ПС 21. Основные задачи Парижского клуба кредиторов

  1. требовать возврата кредитов развивающимися государствами+
  2. предоставлять отсрочку возврата кредиторов странам – должникам+
  3. давать рекомендации МВФ по предоставлению кредитов странам – членам МВФ

 

С 22. обязаны ли российские экспортеры продавать валютную выручку ЦБ?

1. нет

2. обязаны полностью

3. обязаны частично+

 

П 26. Валютный курс означает:

— золотое содержание денежной единицы;

— покупательная способность денежной единицы;

— цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международный денежных единицах. +

 

 




infopedia.su

63. Финансовая политика государства. Фискальная политика

Финансы, которыми обладает государство, являются важным и эффективным рычагом воздействия на экономику. Финансы – это совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство и связанных с ними экономических отношений. Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Финансовая система общества представляет собой совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств. Она включает в себя финансовые институты разных уровней: государства, хозяйствующих субъектов, населения.

Центральным звеном финансовой системы выступает государственный бюджет – основной финансовый план образования и использования фонда денежных доходов и расходов государства.

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называют финансовой политикой.

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развития экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала.

Задачами финансовой политики являются:

  • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

  • установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

  • организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

  • выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

  • создание эффективной системы управления финансами.

Финансовая политика многогранна и осуществляется по целому ряду взаимо переплетающихся направлений. Среди них чаще всего выделяют две главных линии: фискальную и бюджетную политику.

Фиксальная политика – совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Фиксальная политика – это политика государства в области налогов, как главного источника доходов государственного бюджета, и планируемых изменений государственных расходов, направленная на регулирование и предотвращение нежелательных изменений совокупного спроса.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспроизводство; б) непроизводительные расходы государства; в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т. п.; г) проведение структурной политики; д) содержание военно-промышленного комплекса и др.

С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки, налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т. п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства. К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) недискреционную.

Дискреционная политика означает, что государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и увеличения темпов экономического роста, т.е. улучшения экономического положения страны.

При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Однако все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.

Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы. Изменение государственных расходов отражается на величине ВНП с мультипликационным эффектом.

Мультипликатор государственных расходов MG показывает, насколько возрастает ВНП в результате увеличения этих расходов на закупку товаров (G) и услуг и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению (MPS):

или MG =1/ MPS.

Мультипликационный эффект государственных расходов обусловлен тем, что их увеличение повышает доход и ведет к росту потребления. Этот переход от потребления к доходу и вновь к потреблению продолжается бесконечно. Совокупный эффект от государственных расходов (увеличение ВНП) равен их приросту, умноженному на мультипликатор: ∆ВНП = ∆G× MG.

Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Динамика налогов (∆Т), подобно государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению (MPС) к предельной склонности к сбережению (MPS):

Мт = MPС/ MPS или Мт = ∆ВНП/∆Т.

Для оживления экономики государство должно снижать налоги, а для ее охлаждения – увеличивать.

Если при увеличении государственных расходов правительство стремится сохранить сбалансированность бюджета и для этого увеличивает величину налоговых поступлений, т. е. когда величины государственных расходов и налоговых поступлений изменяются в одном направлении, то возникает эффект мультипликатора сбалансированного бюджета. Действие этого мультипликатора состоит в следующем: при возрастании государственных расходов и налоговых поступлений на одну и ту же величину (∆G = ∆T), равновесный объем производства возрастает на ту же самую величину (∆ВНП = ∆G = ∆T).

Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.

Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов сочетается с уменьшением налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активностисокращает государственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

Второй вид фискальной политики – политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.

Автоматическая фискальная политика позволяет относительно смягчить проблему длительных временных налогов. Она предполагает изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в ходе циклических колебаний экономики без принятия специальных решений. В этом случае изменения параметров бюджетно-налоговой политики возникают автоматически вследствие действия встроенных стабилизаторов.

Главными встроенными стабилизаторами являются:

• прогрессивное налогообложение;

• государственные трансферты (прежде всего пособия по безработице).

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. Заодно снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолеть спад экономики.

В целом встроенные стабилизаторы экономики, как правило, должны сочетаться с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости экономических ресурсов. На практике правительства развитых стран проводят комбинированную политику, сочетающую оба метода применения бюджетно-налоговых рычагов.

studfiles.net

Тема 5. Финансовая политика государства

1.Финансовая политика государства, ее содержание, цели, задачи

2.Финансовая стратегия и финансовая тактика

3.Составные части финансовой политики

  1. Финансовая политика государства, ее содержание, цели, задачи

Одним из важнейших инструментов воздействия государства на формирование и динамичное развитие экономических и социальных процессов в стране является его финансовая политика.

Финансовая политика – это часть общей экономической политики, которая посредством соответствующих рычагов и методов активно участвует в регулировании финансовых процессов.

Финансовая политика — это целенаправленная деятель­ность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использова­нием на основе финансового законодательства [21, с. 22]. Финансовая политика государства включает:

  • определение и разработку научно обоснованной страте­гии и тактики развития финансов в соответствии с главны­ми целями экономического развития страны;

  • механизм распределения и перераспределения финансовых ресурсов в соответствии с основными направлениями их использования;

  • разработку и осуществление конкретных мероприятий для достижения поставленных целей.

Основой финансовой политики являются финансовые отношения между государством и субъектами хозяйство­вания по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования.

Основными целями финансовой политики являются:

  • на­иболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соот­ветствующее наращивание государственных финансов для удовлетворения потребностей общества;

  • повышение уров­ня доходности на душу населения;

  • увеличение бюджетной обеспеченности жителей;

  • выполнение социальных стан­дартов, повышение жизненного уровня населения страны.

Посредством финансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурную перестройку экономики, реструктуризацию предприятий, приватизацию, определе­ние приоритетных направлений развития страны.

Базиру­ется финансовая политика на соблюдении ряда требований:

  1. научный подход;

  2. учет конкретных исторических условий;

  3. тщательный анализ практики предшествующей хозяйственной и финансовой деятельности;

  4. применение комплексного подхода к выработке и проведению финансовой политики для выполнения поставленных задач конкретного этапа развития;

  5. повышение эффективности использования фи­нансовых ресурсов;

  6. прогнозирование результатов финансо­вой политики с учетом многовариантности расчетов;

  7. анализ достоверной информации о финансовом потенциале, объек­тивных возможностях предприятия и т.д.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финан­совая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

2. Финансовая стратегия и финансовая тактика

Финансовая стратегия — это долговременный курс фи­нансовой политики государства, определенный на перспек­тиву и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной страте­гией развития страны. В процессе ее разработки прогнози­руются основные тенденции развития финансов, направле­ния их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений в соответствии долговременными целями социально-экономического развития Республики Беларусь.

Финансовая тактика — это комплекс мероприятий, на­правленных на решение задач конкретного этапа развития государства на основе разработанной финансовой страте­гии, связанных с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из потребностей страны. Стра­тегия и тактика неразрывно связаны между собой. Страте­гия создает благоприятные условия для решения такти­ческих задач. Тактика, определяя наиболее острые пробле­мы развития экономики и социальной сферы, предлагает оперативные способы изменения финансовых отношений, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решить задачи, намечаемые финансовой стра­тегией. Финансовая стратегия в Республике Беларусь как элемент финансовой политики государства регламентиро­вана следующими основными документами:

  • Программой социально-экономического развития Рес­публики Беларусь на 2001-2010 годы;

  • Концепцией развития банковской системы Республи­ки Беларусь на 2001-2010 годы;

  • Национальной программой привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года;

• Инвестиционным кодексом республики Беларусь.Основные направления финансовой стратегии Республики Беларусь следующие:

  • обеспечение устойчивого экономического роста, поз­воляющего повысить реальные доходы населения;

  • создание эффективной налоговой системы, отвечаю­щей требованиям экономического роста;

снижение налоговой нагрузки;

повышение эффективности государственных расходов и сокращение дефицита государственного бюджета;

  • концентрация бюджетных средств с целью реализации государственных программ;

  • оптимизация и совершенствование управления госу­дарственным долгом;

  • привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики страны.

Финансовую стратегию в нашей стране определяют ор­ганы государственного управления — парламент; Админист­рация Президента; Министерство финансов; Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и другие.

Осу­ществляется финансовая политика с помощью финансо­вого механизма. Финансовый механизмэто совокупность установленных государством видов, форм и методов орга­низации финансовых отношений.

Различают директивный и регулирующий финансовые механизмы.

Директивный финансовый механизм определяется государством путем разработки и введения обязательных для всех субъектов хо­зяйствования финансовых отношений в сфере бюджетного устройства, налогообложения, финансового рынка.

Регули­рующий финансовый механизм связан с распределительны­ми отношениями общего характера в той сфере финансов предприятий, где интересы государства прямо не затраги­ваются.

Система финансового механизма включает в себя ряд групп и методов. Финансовый механизм государства обес­печивает постоянное совершенствование законодательной базы финансов, развитие финансовых отношений, их регу­лирование, укрепление финансовой системы государства, стабилизацию его финансов, дальнейшее развитие внешне­экономических связей;

финансовый механизм местных органов власти — изыска­ние источников финансового обеспечения потребностей территорий.

Бюджетный механизм направлен на разработку эффективной системы налогообложения, обеспечивающей формирование доходов бюджета, определение направлений их использования и методов финансирования.

Механизм внебюджетных фондов обеспечивает сбор це­левых денежных средств, предназначенных для финанси­рования конкретных мероприятий по социальной защите населения.

В коммерческих предприятиях финансовый ме­ханизм направлен на формирование и использование де­нежных фондов.

Финансовый механизм некоммерческих организаций связан с бюджетным дотированием, субсидированием и получени­ем дополнительных доходов, связанных с коммерческой де­ятельностью.

Механизм финансового рынка направлен на ак­кумулирование и эффективное использование временно сво­бодных денежных средств физических и юридических лиц.

К методам финансового механизма, раскрывающими его конструкцию, относятся инструменты, рычаги, финансовое обеспечение.

Инструменты, рычаги — это элементы распределения доходов (цена, налоги, прибыль и т.д.). Они способствуют формированию финансовых ресурсов и использованию фондов денежных средств. По выполняемым функциям подразделяются на: стимулы, санкции, нормы, нормативы, лимиты. Роль стимулов выполняют льготы; роль санкций — пени, штрафы и т.д.

Финансовое обеспечение включает изыскание различных источников финансовых ресурсов для выполнения поставлен­ных целей (собственные, заемные, лизинг, факторинг и др.).

studfiles.net

Финансовая система и фискальная

политика государства

  1. Сущность, структура и функции финансов

2. Бюджетная система России

3. Сущность и функции налогов

4. Фискальная политика государства

1.Сущность, структура и функции финансов

В настоящее время финансы представляют собой экономические отношения, которые возникают в процессе образования и использования фондов денежных средств предприятий, государства, муниципальных образований и населения.

Финансы выполняют ряд важных функций в экономике. Основными из них являются:

— распределительная – осуществляется в процессе кругооборота ресурсов предприятия, который непосредственно связан с образованием и распределением фондов финансовых ресурсов, начиная от капитала предприятия и до распределения его прибыли;

— перераспределительная – реализуется государством через систему централизованных финансов за счет аккумулирования и предоставления денежных средств отдельным отраслям и предприятиям;

— воспроизводственная – оперируя фондами финансовых ресурсов, государство и предприятия регулируют воспроизводственный процесс;

— стимулирующая – осуществляется через налоговую систему, бюджетное финансирование, финансовые рынки в целях развития субъектов рыночной экономики и повышения темпов экономического роста;

— контрольная – реализуется через систему государственного и негосударственного финансового контроля в целях повышения эффективности управления денежными ресурсами.

Реализовать функции финансов призвана финансовая система. Финансовая система представляет собой форму организации денежных отношений между всеми субъектами хозяйственной деятельности по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Структура финансовой системы России можно представить в виде следующей схемы.

Рисунок 1. – Структура финансовой системы России.

Данная схема наглядно демонстрирует, что основой финансовой системы являются финансы предприятий, так как именно от них зависит денежное наполнение всех остальных элементов системы. Но центральным звеном финансовой системы считается государственный бюджет, в связи с тем, что с его помощью осуществляется перераспределение денежных ресурсов между субъектами экономики.

2. Бюджетная система России

Понятие «бюджет» — это финансовый план государства (или муниципального образования) на определенный срок, чаще всего на один год, представляющий собой смету доходов и расходов; форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов образует бюджетную систему Российской Федерации. Принципами её построения являются:

— принцип единства бюджетной системы. Он предполагает единую правовую базу, формы бюджетной документации, коды классификации бюджетных статей и т.д.;

— принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Он означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления;

— принцип полноты отражения доходов и расходов. В соответствии с данным принципом в бюджете должны быть прописаны все доходы и расходы в полном объеме;

— принцип сбалансированности бюджета. Означает, что объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Бюджетный кодекс России запрещает планирование профицита бюджета на региональном и местном уровне и ограничивает размеры дефицита;

— принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;

— принцип гласности. Этот принцип требует обязательной публикации в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета;

— принцип достоверности бюджета. Предполагает надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

— принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение определенных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Центральное место в бюджетной системе занимает федеральный бюджет. Его доходная часть формируется за счет части федеральных налогов, доходов от внешнеэкономической деятельности, от использования государственной собственности, части прибыли Центрального Банка и других источников.

В структуру расходной части (согласно функциональной классификации бюджета) включаются расходы на государственное управление, национальную оборону, судебную власть, правоохранительную деятельность, социальную сферу, обслуживание государственного долга, оказание финансовой помощи субъектам федерации и прочие расходы.

Превышение доходной части над расходной образует профицит бюджета. В экономически развитых государствах его не планируют с 60-х годов ХХ века, так как профицит приводит к изъятию денежных средств из народного хозяйства, что сдерживает экономический рост. Однако в России федеральный бюджет планируется с профицитом с 2001 года в целях борьбы с инфляцией.

Основными источниками финансирования дефицита государственного бюджета являются:

1) выпуск новых денег или эмиссионный способ финансирования. Однако данный способ приводит к инфляционным последствиям, поэтому его не только стараются не использовать, но и запрещают законодательно, как, например, в США или в России (с 1994 года). В какой-то мере, к данному способу можно отнести заимствования Правительства у Центрального Банка, что вызывает фактическое увеличение денежной массы;

2) государственные займы внутри страны и за рубежом. Данный способ финансирования дефицита является более распространенным, так как не вызывает инфляцию, однако он приводит к возникновению государственного долга.

Государственный долг – это сумма непогашенных государственных займов и других финансовых обязательств государства. В отличие от заимствований предприятий государственный кредит чаще всего направляется не на производственную деятельность, а на покрытие дефицита бюджета. Выплаты по нему осуществляются не за счет увеличения прибыли, а за счет налогов.

С учетом сферы размещения государственный долг подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний долг обычно образуется за счет займов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг. Он приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу кредиторов государства, перекладывает выплаты по долгу на будущие поколения, увеличивает расходы бюджетов следующих лет и т.д.

Внешний долг возникает как за счет размещения за рубежом государственных ценных бумаг, так и за счет займов у других государств, иностранных банков, международных финансовых организаций (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.). Выплаты по внешнему долгу приводят к потере валютных доходов государства от внешнеэкономической деятельности, снижают возможности развития экономики. Страна может попасть в финансовую зависимость от других государств.

Дефицит бюджета может возникнуть не только при формировании, но и при исполнении бюджета, когда налоговые поступления окажутся ниже запланированных. В этом случае бюджетное законодательство России предусматривает возможность секвестра – пропорционального сокращения расходных статей бюджета. Если налоговые доходы окажутся выше плановых показателей, то дополнительные средства идут или на выплаты по государственному долгу, или на увеличение расходных статей бюджета.

studfiles.net

3. Государственная финансовая политика. Основные направления финансовой политики

Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая по­литика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Финансовая политика включает следующие направления:

1) налоговую политику;

2) бюджетную политику;

3) денежно-кредитную политику;

4) институциональные преобразования;

5) инвестиционную политику;

6) социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

• снижение социальной напряженности;

• оздоровление государственных финансов;

• восстановление нормального функционирования банков­ской сферы;

• сбалансированность товарных и денежных потоков;

• разумное расширение финансово-экономической само­стоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;

• искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

1. Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового поло­жения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

• комплексное реформирование налогового законодатель­ства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;

• пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;

• введение единого реестра налогоплательщиков;

• ужесточение налогового администрирования;

• реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюд­жет и государственные внебюджетные фонды.

2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:

• введение экспортных пошлин в целях обеспечения об­служивания и погашения внешнего долга;

• принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;

• реализация программ экономии государственных расхо­дов;

• централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;

• проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;

• обеспечение государственной монополии на производст­во и оборот алкогольной продукции;

• проведение связанных расчетов с использованием меха­низма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим полу­чателям средств федерального бюджета;

• реструктуризация государственного долга;

• инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.

3. Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодо­ление банковского кризиса, восстановление доверия к банков­ской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:

• реструктуризация банковской системы;

• совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

• сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

• пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

• активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда

• усиление таможенного контроля.

4. Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:

• приобретение акций государством в результате капитали­зации просроченной налоговой задолженности организа­ций и их последующая продажа;

• передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;

• инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;

• вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;

• приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;

• структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функциони­рования топливно-энергетического комплекса, железно­дорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;

• совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий; разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;

• усиление позиций государства по управлению и контро­лю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, по­гашением задолженности перед федеральным бюджетом.

5. Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:

• выплата в полном объеме текущей заработной платы ра­ботникам бюджетной сферы, денежного довольствия воен­нослужащим, других государственных социальных транс­фертов, а также выполнение графика погашения задол­женности по таким группам из федерального бюджета;

• увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполне­нием их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;

• разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;

• сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;

• реализация пенсионной реформы, обеспечивающей фор­мирование многоуровневой пенсионной системы с устой­чивым финансированием; внедрение элементов накопитель­ного финансирования пенсий;

• упорядочение системы социальных льгот и выплат с пе­ренесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;

• регулирование вынужденной миграции.

6. Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

• повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестицион­ной политики;

• создание условий для организованного накопления и ин­вестирования сбережений населения;

• развитие ипотечного кредитования;

• привлечение прямых иностранных инвестиций.

Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.

studfiles.net

Лекция 8. Финансовая политика государства

Лекция 8. Финансовая политика государства.

 

Финансовая политика государства является базой, на которой строится вся система управления финансами в стране. Цель лекции — показать, как формируется и реализуется финансовая политика в РФ на современном этапе.

 

План лекции

 

1.      Содержание, цели и задачи финансовой политики государства

2.     Институты законодательной и исполнительной власти и их функции в сфере финансов в РФ.

 

 

1.      Содержание, цели и задачи финансовой политики государства.

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

Выделяют следующие основные составляющие финансовой политики государства:

-денежно-кредитная политика;

-налоговая политика;

-бюджетная политика;

-политика в области международных финансов.

Содержание финансовой политики включает в себя широкий комплекс мероприятий:

разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

создание адекватного финансового механизма;

управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляет выбор стратегических направлений, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Одновременно государство осуществляет выбор текущих, тактических целей своей финансовой политики, направленной на адаптацию к изменяющимся условиям воспроизводства в коротком периоде. При этом текущие цели находятся под непосредственным влиянием целей стратегических.

Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических

задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Цели и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи:

—         обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

—         рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

—         организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;

—         выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.

2.      Институты законодательной и исполнительной власти и их функции в сфере финансов в РФ.

Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти – это Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Основным органом государственного финансового контроля со стороны законодательной власти выступает Счетная палата Российской Федерации. Она образована Федеральным Собранием и подотчетна только ему.

Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие функции.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на государственные органы и учреждения в Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды. Деятельность органов местного самоуправления, предприятий (том числе некоммерческих и общественных), финансово-кредитных организаций, их объединений контролируется Счетной палатой только, если вышеперечисленные органы и учреждения получают средства из федерального бюджета, используют федеральную собственность или управляют ею, а также в случае предоставления им налоговых, таможенных и других льгот и преимуществ.

Наряду со Счетной палатой РФ созданы аналогичные по выполняемым функциям контрольно-счетные органы в субъектах федерации. Их деятельность регламентируется законодательством субъектов РФ.

Еще одним органом, реализующим финансовую политику государства и подотчетным законодательной власти (Государственной Думе), является Центральный банк Российской Федерации. Банк России совместно с правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение и утверждение Государственной Думе основные направления денежно-кредитной политики. Он также обслуживает счета бюджетов и реализует функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

Особую, ведущую роль в функционировании финансовой системы играет Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах. Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, политики в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

К основным задачам Минфина относятся:

совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;

осуществление государственного финансового контроля;

разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом;

обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом.

Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

участвует в разработке и осуществлении мер по финасовому оздоровлению и структурной перестройке экономике, поддержки отечественных производителей товаров и исполнителей работ и услуг;

участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ, исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

участвует в разработке мер и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

контролирует рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

осуществляет по поручению правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах своих полномочий;

осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.

В настоящее время в центральном аппарате Министерства функционируют следующие подразделения: департамент бюджетной политики, департамент отраслевого финансирования, департамент межбюджетных отношений, департамент управления государственным внутренним долгом, департамент управления внешним государственным долгом, департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов и др.

Важным подразделением Министерства финансов выступает Главное управление Федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. В РФ функционирует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненные ему территориальные органы федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Важным элементом финансовой системы являются органы, обеспечивающие проведение налоговой политики в стране. К таким органам относятся налоговые органы, таможенные органы, федеральные органы налоговой полиции, а также органы, контролирующие уплату государственной пошлины и других сборов.

В систему налоговых органов входят Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его территориальные органы по субъектам РФ и муниципальным образованьям – налоговые инспекции.

Налоговые органы представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства.

С деятельностью МНС России тесно связана работа федеральных органов налоговой полиции. Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. Систему федеральных органов налоговой полиции составляют Федеральная служба налоговой полиции РФ, территориальные и местные органы налоговой полиции.

Задачами федеральных органов налоговой полиции являются выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, коррупции в налоговых органах, обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты ее сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей.

К полномочиям органов налоговой полиции относятся производство дознания и проведение предварительного следствия по делам о преступлениях в налоговой сфере, оперативно-розыскная деятельность, участие в налоговых проверках и пр.

За поступлением таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России). Организационная структура ГТК России включает региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории.

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.

Основными задачами ГТК России являются обеспечения экономической безопасности и защита экономических интересов РФ, обеспечение единства таможенной территории РФ, организация, применение и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, организация таможенного дела.

На ГТК России возложены следующие функции:

— разработка правовых, экономических и организационных механизмов реализации таможенной политики;

— организация взимания и обеспечение своевременного и полного внесения в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов. относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу, контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;

— обеспечение эффективного использования таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;

— выдача лицензий и квалификационных аттестатов, обеспечение ведение реестров, — утверждение размеров обязательных платежей;

— организация таможенного оформления товаров и транспортных средств;

— развитие таможенной инфраструктуры;

-участие в организации таможенного и экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических товаров и культурных ценностей. Осуществление валютного контроля;

— организация борьбы с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела;

— ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и др.

В 1996 году создан Таможенный комитет Союза России и Беларуси. В 1999 г. к нему присоединился Таджикистан. Союз осуществляет совместную организацию и руководство таможенным делом в этом Союзе.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *