Важнейшие региональные и международные организации таблица – Политические международные организации и группы, их цели, страны участники и члены (Таблица)

Методическая разработка по географии (10 класс) по теме: География.

Название

(аббревиатура и расшифровка)

Год обра-

зова-ния

Место-

положение

штаб-

квартиры

Количество членов

(список)

Основные

цели и задачи

1) ООН – Организация Объединённых Наций

(UN — United Nations)

www.un.org

193

(объединяет практически все суверенные государства)

Предотвращение войн, борьба с колониализмом, с грубыми массовыми нарушениями прав человека, деятельность в области международных экономических отношений.

Специализированные учреждения  ООН (http://www.un.org/russian/online/alpha.htm):

ЮНЕСКО – Организация по вопросам образования, науки и культуры

1945

Париж

(Франция)

Все члены ООН

Борьба с неграмотностью; содержание и планирование образования; развитие международного сотрудничества в области науки…

МОТ — Международная организация труда

1919

Женева

(Швейцария)

182

Улучшение условий жизни и труда людей

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения

1948

Женева

(Швейцария)

все члены ООН

Организация борьбы с болезнями, их эпидемиями; контроль за качеством лекарственных средств

ФАО — Продовольственная и сельскохозяйственная организация

1945

Рим

(Италия)

191

Борьба с голодом в мире

МВФ — Международный валютный фонд

1944

Вашингтон

(США)

186

Рост мировой торговли, поддержка стабильности валют

МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии

1957

Вена (Австрия)

150

Достичь широкого использования атомной энергии странами с соблюдением норм ядерной безопасности и контроль за её использованием в мирных целях

МБРР — Международный банк реконструкции и развития

1944

Вашингтон

(США)

185

Развитие стран путём поощрения капиталовложений в их экономику

2) НАТО  — Организация Североатлантического договора 

(NATO — North Atlantic Treaty Organization)

www.nato.int

28

Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия*, Испания**, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Франция**, Хорватия, Чехия, Эстония

*Не имеет армии, только береговая охрана

**Не участвует в военной организации блока

Военно – политический союз; создание единой системы обороны

3) ЕС  — Европейский Союз

(EU – European Union)

www.europa.eu

27

Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония

Формирование единого экономического союза путём создания условий для свободного перемещения товаров, капитала, рабочей силы между странами.

4) ОПЕК – Организация стран – экспортёров нефти

(OPEC — The Organization of the Petroleum Exporting Countries)

www.opec.org

12

Алжир, Ангола, Венесуэла, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эквадор

Установление мировых цен на нефть и контроль за добычей и продажей нефти

5) Содружество –

Содружество Наций

(C – The Commonwealth of Nations)

www.thecommonwealth.org

1931 (1949)

53

Австралия, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Бангладеш, Барбадос, Белиз, Ботсвана, Бруней, Великобритания, Вануату, Гайана, Гамбия, Гана, Гренада, Доминика, Замбия, Индия, Камерун, Канада, Кения, Кипр, Кирибати, Лесото, Маврикий, Малави, Малайзия, Мальдивы, Мальта, Мозамбик, Намибия, Науру, Нигерия, Новая Зеландия, Пакистан, Папуа – Новая Гвинея, Самоа, Свазиленд, Сейшельские острова, Сент – Винсент и Гренадины, Сент – Китс и Невис, Сент – Люсия, Сингапур, Соломоновы Острова, Сьерра – Леоне, Танзания, Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, Уганда, Фиджи*, Шри – Ланка, ЮАР, Ямайка

*Членство приостановлено

Равноправное сотрудничество стран с англоязычным большинством населения, предусматривающее реализацию экономических, гуманитарных и образовательных программ

5)АСЕАН

Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины  (10 стран)

6)АТЭС

21: Австралия, Бруней, Вьетнам, Сянган (КНР), Индонезия,

Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия,

Папуа – Новая Гвинея, Перу, Южная Корея, Россия, Сингапур,

США, Таиланд, о. Тайвань, Филиппины, Чили, Япония

7)ШОС

Казахстан, Киргизия, Китай,Россия, Таджикистан, Узбекистан +  Индия, Иран,

                Монголия, Пакистан.

 

nsportal.ru

2.4 Региональные международные организации

Устав ООН не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения региональных вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, если такие соглашения и органы совместимы с целями и принципами ООН; до передачи спора либо ситуации в Совет Безопасности, члены ООН должны сделать все, чтобы разрешить спор (ситуацию) посредством существующих региональных организаций безопасности; Совет Безопасности поощряет деятельность региональных организаций безопасности, если она совместима с целями и принципами ООН. Следует отметить, что Совет Безопасности должен быть всегда полностью информирован о действиях, предпринятых или намечаемых в силу региональных соглашений или региональными органами, для поддержания международного мира и безопасности.

Наряду с универсальными международными организациями в теории международного права выделяют региональные организации такие как:

  1. Содружество Независимых Государств,

  2. Совет Европы,

  3. Европейский союз,

  4. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

Называются они так, потому что их членами являются государства определенного географического района. Объектом деятельности таких организаций могут быть вопросы в рамках регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая, социальная, культурная и другие сферы.

В главе 7 Устава ООН предусмотрены условия правомерности создания и деятельности региональных организаций безопасности. Их создание и деятельность должны отвечать целям и принципам Устава ООН, они должны содействовать ООН в решении экономических, социальных, культурных и иных проблем.

Среди значительного числа разнообразных региональных организаций выделяются организации общей компетенции, такие как Содружество Независимых Государств, Совет Европы, Европейский союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация африканского единства, Организация американских государств и др.

Содружество Независимых Государств – СНГбыло создано республиками, входившими в состав СССР (кроме балтийских государств), в конце 1991г. Его учредительными документами являются Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991г., подписанное в Минске Беларусью, Россией и Украиной, Протокол к Соглашению, подписанный 21 декабря 1991г. в Алма-Ате 11 государствами (всеми бывшими республиками СССР, кроме прибалтийских и Грузии), и Алма-Атинская декларация от 21 декабря 1991г. На заседании Совета глав государств СНГ в Минске 22 января 1993г. был принят Устав Содружества (от имени Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана)

12.

СНГ служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами. В Уставе СНГ подчеркивается, что Содружество не обладает наднациональными полномочиями , при этом, как подчеркивает проф.г.В. Игнатенко, «есть достаточные основания определить юридическую природу СНГ как региональной международной организации, как субъекта международного права». В рамках СНГ заключен ряд многосторонних международных договоров, в том числе Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993г.

Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ. Среди многочисленных органов СНГ можно упомянуть Совет глав государств (высший орган Содружества), Межпарламентскую Ассамблею, находящуюся в Санкт-Петербурге (Россия), Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров иностранных дел, Совет командующих пограничными войсками, Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, Исполнительный секретариат и Экономический суд, принявший за всю историю своего существования всего одно решение

Целями Содружества являются:

— осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

— создание общего экономического пространства;

— обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного права и документами СБСЕ;

— сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения;

— содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

— взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

— мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества (ст. 2 Устава СНГ).

В Уставе признается наличие интересов Содружества в целом, и определяются сферы совместной деятельности государств-членов, сформулированные с учетом Минского соглашения от 8 декабря 1991г.:

— обеспечение прав и основных свобод человека;

— координация внешнеполитической деятельности;

— сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков;

— таможенная политика;

— сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

— охрана здоровья и окружающей среды;

— вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью;

— сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Этот перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.

На основании Устава СНГ различаются государства-учредители и государства — члены Содружества. К первой категории отнесены те государства, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991г. и Протокол к нему от 21 декабря 1991г. к моменту принятия Устава СНГ, а именно Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина (подписали, но не ратифицировали учредительные соглашения Азербайджан и Молдова).

Государствами — членами СНГ следует считать те государства, которые примут на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его утверждения. Прием в СНГ открыт для всех государств, которые разделяют его цели и принципы и принимают на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Предусматривается также возможность участия государств в отдельных видах деятельности Содружества на правах ассоциированных членов.

Высшим органом Содружества является Совет глав государств, который уполномочен обсуждать и решать принципиальные вопросы, связанные с деятельностью членов СНГ в сфере их общих интересов. Совет собирается на заседания два раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе одного из государств-членов.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти членов СНГ в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Он собирается на заседания четыре раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе правительства одного из государств-членов.

Решения обоих советов принимаются консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно препятствовать принятию решения.

Созданы координационные органы СНГ: в области внешнеполитической деятельности — Совет министров иностранных дел; в области коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества — Совет министров обороны, Главное командование Объединенных вооруженных сил, Совет командующих пограничными войсками. Предусмотрены также координационные органы отраслевого сотрудничества.

В рамках Содружества должны действовать Экономический суд в целях разрешения споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, а также толкования соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам, Комиссия по правам человека, призванная наблюдать за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя членами СНГ.

Постоянно действующим исполнительным и координирующим органом Содружества является Координационно-консультативный комитет, созданный в апреле 1993г. на заседании Совета глав государств в Минске. Он состоит из постоянных полномочных представителей, по два от каждого государства — члена СНГ, и Координатора Комитета, назначаемого Советом глав государств. Комитет вырабатывает и вносит предложения по всем вопросам деятельности Содружества, способствует реализации договоренностей по конкретным направлениям экономических взаимоотношений, содействует работе всех органов Содружества. При нем имеется Секретариат. Местопребывание Комитета и Секретариата — Минск (Беларусь)

13.

В Уставе СНГ предусмотрено, что он вступит в силу для всех государств-учредителей с момента сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами-учредителями либо для государств-учредителей, сдавших свои ратификационные грамоты через один год после принятия Устава.

Совет Европы (СЕ)как региональная международная организация, объединяющая страны Европы, существует с 1949г.

Россия присоединилась в 1996г. (28 февраля 1996г. Российская Федерация подписала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, ратифицированную Федеральным законом от 30 марта 1998г. N 54-ФЗ, вступившую в силу для России 5 мая 1998г., ст. 13 которой предусматривает, что «каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве». Оговоркой о лицах, «действовавших в официальном качестве» («official capacity»), т.е. о представителях государственной власти, Конвенция особенно подчеркивает важность защиты прав человека от незаконных действий со стороны государства).

Целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Основным направлением деятельности СЕ стало заключение и имплементация ряда европейских конвенций, включая Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950г., Европейскую конвенцию о выдаче 1957г. и целый ряд других, к большей части которых Россия присоединилась во второй половине 1990-х гг. Защитой прав, закрепленных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, занимается Европейский Суд по правам человека, в который могут обращаться граждане государств-членов СЕ, если ими исчерпаны все средства внутригосударственной защиты прав.

Устав Совета был подписан в Лондоне 5 мая 1949г., вступил в силу 3 августа 1949г. На май 2007г. членами Совета Европы являются 47 государств (Республика Черногория – является 47 членом), в том числе некоторые страны Восточной Европы: Болгария, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Литва и Эстония.

Целями Совета Европы, в соответствии с его Уставом, являются: защита прав человека и расширение демократии; сотрудничество по основным вопросам права, культуры, образования, информации, охраны окружающей среды, здравоохранения; сближение всех стран Европы.

Среди органов СЕ следует упомянуть Комитет Министров, Парламентскую ассамблею, Конгресс местных и региональных властей Европы, Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем СЕ. Штаб-квартира Совета Европы располагается в Страсбурге (Франция), там же находится и Европейский Суд по правам человека.

Главные органы Совета Европы — Парламентская Ассамблея и Комитет министров, состоящий из министров иностранных дел. Парламентская Ассамблея состоит из представителей парламентов государств — членов Совета Европы. Каждая национальная делегация формируется таким образом, чтобы она представляла интересы различных политических кругов своей страны, включая оппозиционные партии.

Парламентская Ассамблея проводит свои пленарные заседания три раза в год. Она принимает большинством голосов рекомендации Комитету министров и правительствам государств-членов, которые ложатся в основу конкретных сфер деятельности Совета Европы.

Комитет министров проводит сессии два раза в год, а также регулярно собирает специальные или неформальные совещания. Он обсуждает политические аспекты сотрудничества, вырабатывает программу деятельности Совета Европы, утверждает текущий бюджет, рассматривает рекомендации Парламентской Ассамблеи, принимает на основе принципа единогласия политические рекомендации правительствам стран-членов. Рекомендации подлежат ратификации и вступают в силу только в отношении ратифицировавших их стран.

В рамках Совета Европы функционируют Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека, Европейский центр молодежи, Постоянная конференция местных и региональных органов власти Европы, Фонд социального развития.

Основные органы Совета Европы находятся в Страсбурге (Франция).

Европейский союз (ЕС)был создан на основе Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951г., Европейского сообщества по атомной энергии 1957г., Европейского экономического сообщества 1957г. в результате объединения в 1957г. этих ранее самостоятельных организаций и назывался вплоть до недавнего времени Европейскими сообществами.

Целями ЕС являются содействие экономическому и социальному прогрессу путем создания европейского пространства без внутренних границ, экономического и валютного союза и введения единой валюты (евро), осуществления общей внешней политики и политики безопасности, усиление защиты прав и интересов граждан путем введения гражданства ЕС, сохранение и развитие ЕС как пространства свободы, безопасности и законности, в котором свободное передвижение лиц обеспечивается мерами контроля на внешних границах и предотвращения и борьбы с преступностью.

ЕС основан на общих для всех государств-членов принципах свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, господства права. Как отмечает проф. С.Ю. Марочкин, «ЕС стал крупнейшим интеграционным объединением, фактически не имеющим аналогов… Страны-члены поступились частью своих суверенных прав для создания надгосударственных структур и полномочий, поднялись на новый уровень сотрудничества: от координации действий к общей единой политике».

В 1965г. на основе Брюссельского договора были созданы единые органы Сообществ. Единый Европейский акт 1986г. оформил передачу ЕС полномочий в области охраны окружающей среды, культуры и образования, охраны здоровья, технологической и социальной политики, единое таможенное пространство. Соглашение 1990г. урегулировало вопросы беспрепятственного перемещения через границы стран — членов ЕС товаров, рабочей силы и капиталов.

Маастрихтские соглашения 1992г. (вступили в силу в 1993г.) завершили процесс юридического оформления механизма Сообществ, предусмотрев создание к концу XX в. тесного политического и валютно-экономического союза стран ЕС. Договор о Европейском союзе дополнен 17 протоколами. Договором также введено гражданство ЕС.

Главными органами ЕС являются Европейский Совет, Европейская комиссия (20 еврокомиссаров, утверждаемых Европарламентом и затем назначаемых правительствами государств-членов на 5 лет), Совет Европейского союза, Европейский парламент непосредственно избираемый гражданами ЕС, Европейский суд (не путать с Европейским судом по правам человека, действующим в рамках Совета Европы).

Европейский Совет составляют главы государств и правительств государств ЕС и Председатель Европейской комиссии, их заместители (министры иностранных дел) и члены Комиссии. Совет заседает два раза в год.

Европарламент состоит из депутатов, избираемых в странах-участницах в ходе прямых выборов на пять лет. Европарламент контролирует Европейскую комиссию и Совет, разрабатывает право ЕС и бюджет Союза.

Сессии Европарламента (ежемесячные) проходят в г. Страсбурге (Франция), чрезвычайные сессии – в г. Брюсселе (Бельгия), где работают комитеты Европарламента, секретариат Европарламента — в г. Люксембурге.

Совет Европейского союза состоит из министров государств-членов (в зависимости от рассматриваемого вопроса). Местонахождение Совета — г. Брюссель14.

Европейская комиссия состоит из 20 членов и председателя, назначаемого правительствами стран ЕС с согласия Европарламента. Комиссия наблюдает за соблюдением решений норм и решений ЕС и организует их исполнение. Местонахождение Комиссии – г. Брюссель.

Европейский суд состоит из 15 судей (один их судей – представитель РФ), девяти генеральных прокуроров (назначаются по общему согласию на 6 лет). Суд разрешает споры между государствами ЕС, между органами Европейского союза и государствами-членами, между органами ЕС, между Европейским союзом и юридическими и физическими лицами, готовит экспертные заключения.

По итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1 августа 1975 года в Хельсинки (Финляндия) представителями практически всех европейских государств, включая Советский Союз, был подписан Заключительный акт.

Для обеспечения его воплощения в жизнь, «продолжения многостороннего процесса» была создана Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), на то время единственная в Европе международная организация, объединявшая и социалистические, и капиталистические страны.

ОБСЕ на данный момент не имеет целостного учредительного акта.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) первоначально действовала как международная конференция — Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Решением Будапештского совещания 1994г. Совещание было преобразовано в организацию.

Первым документом, положившим начало общеевропейскому процессу сотрудничества, был Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в 1975г. в Хельсинки главами государств и правительств 33 европейских государств, США и Канады. Этот документ содержал программу сотрудничества в области разрядки процесса напряженности.

Положения Заключительного акта были развиты и дополнены Стокгольмским итоговым документом 1986г., Венским итоговым документом 1989г., Документом Копенгагенского совещания 1990г., Парижской хартией для новой Европы 1990г., Пражским документом о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ 1992г., Документом Московского совещания 1991г. и др.

Особенностью ОБСЕ является отсутствие традиционного учредительного документа международных организаций — устава.

Целями ОБСЕ являются:

— обеспечение мира и безопасности в Европе;

— поддержание разрядки международной напряженности;

— обеспечение соблюдения прав человека;

— соблюдение в отношениях между странами принципов международного права.

Среди органов ОБСЕ следует упомянуть Совет министров (на уровне министров иностранных дел стран-участниц), Руководящий совет (на уровне ответственных сотрудников министров иностранных дел, заседания проходят как минимум дважды в год в Праге (Чехия)), Секретариат во главе с Генеральным секретарем ОБСЕ. В рамках ОБСЕ действуют также Бюро по демократическим институтам и правам человека, аппарат Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, Парламентская ассамблея ОБСЕ.

Главными органами ОБСЕ являются: Совещание глав государств и правительств, Контрольные конференции, Совет министров иностранных дел, Комитет высших должностных лиц, Верховный комитет по делам национальных меньшинств, Бюро по демократическим институтам и правам человека, Секретариат ОБСЕ, Парламентская Ассамблея, Арбитражный и мировой суд ОБСЕ, Мировая комиссия ОБСЕ по мирному урегулированию споров и др.

Так как ОБСЭ – международная организация, на которую возложена роль по обеспечению мира и безопасности в Европе, соблюдению прав человека, считаю необходимым подробно остановиться и охарактеризовать ОБСЭ на современном этапе15.

ОБСЕ — самая обширная из всех существующих организаций по созданию общеевропейской системы кооперативной безопасности, объединяющая в своем составе 56 суверенных и независимых государств, как входящих, так и не входящих в ЕС, НАТО и СНГ. Подобный состав участников придает ОБСЕ ярко выраженный евроатлантический характер, определяя зону ее ответственности от Ванкувера (Канада) до Владивостока (Россия). Однако возникает вопрос о том, насколько ОБСЕ могла использовать свои возможности для прогресса и блага своих членов и в какой мере на практике достигла своих целей и задач.

Заключение

Таким образом, в соответствии с логикой поставленных в настоящем исследовании цели и задач анализ проблематики позволил сделать следующие выводы:

1. Международные организации, по своей правовой природе не носят надгосударственного характера, а являются органами сотрудничества государств.

2. Организации не только способствуют развитию отношений между государствами, но также огромна их роль в урегулировании споров и конфликтных ситуаций, которые возникают между государствами. В

3. К Международным организациям могут быть применены различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные

4 Характерная черта международных организаций состоит в том, что их членами являются только суверенные государства, именно государства, а не их органы, несмотря на то, что такие организации обычно именуют межправительственными. Не могут быть членами международной организации части государства. Все члены равноправно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность, делают взносы в ее бюджет.

5. Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

6. Как и юридические лица, международные организации осуществляют свои функции через специально созданные органы.

Список использованной литературы

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.10.2008 N 169-ФЗ «О РАТИФИКАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОТОКОЛА К ЕВРОПЕЙСКОЙ РАМОЧНОЙ КОНВЕНЦИИ О ПРИГРАНИЧНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ И ВЛАСТЕЙ»

  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (в ред. от 01.12.2007)

  3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.04.2006 N 56-ФЗ «О РАТИФИКАЦИИ КОНВЕНЦИИ СОВЕТА ЕВРОПЫ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ТЕРРОРИЗМА»

  4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.03.1998 N 54-ФЗ «О РАТИФИКАЦИИ КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД И ПРОТОКОЛОВ К НЕЙ»

  5. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986г.

  6. Венская конвенция о праве международных договоров 1969г.

  7. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983г.

  8. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978г.

  9. Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975г.

  10. Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995г., Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985г.,

  11. Резолюция ГА ООН о прогрессивном развитии международного права и его кодификации 1946г.

  12. Резолюция ГА ООН о прогрессивном развитии международного права и его кодификации 1946г.

  13. Абашидзе А. Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. М., 2004.

  14. Камынин А. И. Международные неправительственные организации в современных международных организациях: М., 2003.

  15. Кольяр К. Международные организации. М., 1997.

  16. Лукашук И.И. Источники международного права. Киев, 2006.

  17. Лукашук И.И. Международное право. Волтерс Клувер, 2007.

  18. Лукашук И.И. Механизм международно-правового регулирования. Киев, 2000.

  19. Лукашук И.И. Нормы международного права. М., 2003.

  20. Лукашук И.И., Наумов А.В. Выдача обвиняемых и осужденных в международном уголовном праве: Учебно-практическое пособие. М., 2003.

  21. Малкина И. Б. Международные неправительственные организации в современном международном праве: М., 2005.

  22. Матвеева Т. Д. Неправительственные организации в механизме защиты прав человека. М., 2006.

  23. Международное право / Под общ. ред. проф. А.И. Микульшина. М., 2007.

  24. Международное право: Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. М., 2005.

  25. Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. М., 2006.

  26. Моджорян Л.А. О субъекте международного права. М., 1998.

  27. Моравецкий В. Функции международной организации. М., 1996.

  28. Николаева Э. Н. Международно-правовые проблемы международных неправительственных организаций/ М., 2007.

  29. Пустогаров В.В. Международное гуманитарное право. М., 2007.

  30. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия / Отв. ред. В.М. Баранов. Н. Новгород, 2002.

  31. Свинарский К. Основные понятия и институты международного гуманитарного права как системы защиты прав человека. МККК. М., 2004.

  32. Специализированные учреждения ООН в современном мире. М., 2001.

  33. Талалаев А.Н. Право международных договоров. Действие и применение договоров. М., 2004.

  34. Талалаев А.Н. Право международных договоров: Общие вопросы. М., 2003.

  35. Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. М., 2002.

  36. Тункинг.И. Право и сила в международной системе. М., 2004.

  37. Тункинг.И. Теория международного права. М., 2005.

  38. Тюрина Н.Е. Международный правопорядок. Казань, 2001.

  39. Устав Международной Организации Труда, принят в 1919г. (с изм. и доп. 1972г.).

  40. Устав Организации Объединенных Наций, принят 26.06.1945г.

  41. Ушаков Н.А. Проблемы теории международного права. М., 2000.

  42. Фельдман Д.И. Система международного права. Казань, 2003.

  43. Филимонова М.В. Источники современного международного права. М., 2001.

  44. Фуркало В.В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов. Киев, 1999.

  45. Цибуков В. Проблемы правопреемства в Содружестве Независимых Государств. М., 2000.

  46. Черниченко С.В. Принцип самоопределения народов (современная интерпретация) // Московский журнал международного права. 2001. N 4.

  47. Черниченко С.В. Теория международного права: в 2-х т. М., 2002.

  48. Шестаков Л.Н. Императивные нормы в системе современного международного права. М., 2008.

  49. Шиндлер Д. МККК и права человека. МККК. М., 2008.

  50. Шуршалов В.М. Международные правоотношения. М., 2001.

1 Международное право / Под общ. ред. проф. А.И. Микульшина. М., 2007. С. 188.

2 Абашидзе А. Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. М., 2005, с. 21.

3 Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. М., 2006. С. 344 — 345.

4 Малкина И. Б. Международные неправительственные организации в современном международном праве: М., 2005. С. – 51.

5 Консультативное заключение от 11 апреля 1949г. о возмещении ущерба, понесенного на службе ООН // ICJ. Reports. 1949.

6 Ушаков Н.А. Проблемы теории международного права. М., 2000. С. – 149.

7 Черниченко С.В. Теория международного права: в 2-х т. М., 2002.

8 Специализированные учреждения ООН в современном мире. М., 1987. С. — 48

9 Специализированные учреждения ООН в современном мире. М., 1987. С. — 52

10 Международное публичное право: Учебник / Под ред. К.А. Бекяшева. М., 2006. С. 344 — 345.

11 Специализированные учреждения ООН в современном мире. М., 1987. С. – 54.

12 Цибуков В. Проблемы правопреемства в Содружестве Независимых Государств. М., 2000. С. – 85.

13 Цибуков В. Проблемы правопреемства в Содружестве Независимых Государств. М., 2000. С. – 87.

14 Международное право / Под общ. ред. проф. А.И. Микульшина. М., 2007. С. 188.

15 Абашидзе А. Х., Урсин Д. А. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. М., 2004. С. – 106.

studfiles.net

Международные организации 10 класс

Дата 16 ноября 2016 г. Урок № 20 10 класс

Тема: Международные организации

Цель: углубить и систематизировать знания о наиболее влиятельные мировые и региональные международные организации.

Задачи:

1. Сформировать понимание о роли международных организаций в решении международных и региональных проблем;

2. Формировать у школьников необходимые практические умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками географической информации.

3. Воспитывать взаимоуважение; патриотическое воспитание.

Оборудование: тетрадь, книга, Презентация Power Point, атлас, контурные карты.

Тип урока: коммбинированный

Методы урока: Фронтальная беседа, лекция, объяснительная наглядность

План урока:

1.организационный этап

2.этап проверки домашнего задания

3.этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала

4.этап изучения новых знаний и способов деятельности

5.этап информации о домашнем задании

6. этап рефлексии

7. этап подведения итогов занятия.

Ход урока:

  1. Орг.момент. (готовность класса). Озвучивание темы, цели урока.

  2. Проверка домашнего задания. (работа с контурной картой).

  3. Актуализация полученных знаний:

Конец ХХ — начало XI в. характеризуется двумя противоположными процессами, что, на первый взгляд, исключают друг друга — интеграции и дезинтеграции стран мира. Распад СССР, Югославии, Чехословакии, появление значительного количества непризнанных республик, сепаратистские настроения в Канаде, Великобритании свидетельствуют о стремлении народов к самостоятельности, собственной государственности. Одновременно, учитывая современный уровень науки, техники и экономики, эффективное развитие каждого отдельно взятого государства возможен лишь при условии тесного сотрудничества с другими государствами. Для того чтобы координировать сотрудничество, создаются международные организации — объединения государств или национальных обществ неправительственного характера для достижения общих целей (политических, экономических, научно-технических и т.д.). Сегодня в мире насчитывается около 2,5 тыс. международных организаций. Их количество продолжает расти, что свидетельствует о потребности стран в совместном труде. Определим особенности ведущих международных организаций, их роль в мировом пространстве.

  1. Изучение нового материала

Межгосударственные (межправительственые) — (в качестве членов принимают участие государства, правительства или их представители) и неправительственные (членами могут быть неправительственные или национальные организации, нередко и отдельные физические лица). 
Среди международных организаций, отвечающих за наблюдение и регулирование тех или иных сфер международной экономики, можно выделить следующие основные функциональные группы: 

Универсальные международные организации – объединяют большинство стран мира, регулируют конкретные формы международных экономических отношений. В их числе: Международный валютный фонд, МВФ; Всемирная торговая организация, ВТО; Организация объединенных наций, ООН; Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) 
Отраслевые международные организации – регулируют определенные отрасли производства товаров или услуг и торговлю ими на международной арене. 
Наиболее значимой из них является Организация стран – экспортеров нефти, ОПЕК, являющаяся форумом двенадцати нефтеэкспортирующих государств, главная задача которого состоит в том, чтобы устанавливать и следить за соблюдением квот на производство нефти, что считается механизмом поддержания мировых цен на нефть. 
Региональные международные организации – объединения небольших групп стран, служащие форумом для обсуждения региональных проблем, представляющих общий интерес, согласования региональной политики в вопросах производства и внешней торговли. Европейский Союз (ЕС), Африканский Союз (АС), Содружество Независимых Государств (СНГ). 
ОПЕК: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия 
ЕС: Все государства Зарубежной Европы, кроме Швейцарии и стран бывшей Югославии 
СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина (18 августа 2009 года Грузия официально покинула СНГ). 
ШОС: Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия Узбекистан 
АТЭС: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Перу, Южная Корея, Россия, Сингапур, США, Тайвань, Таиланд, Филиппины, Чили, Япония. 
АСЕАН: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Тайланд, Филиппины. 
НАФТА: США, Канада, Мексика. 

Международные политические и экономические организации 

Название организации Год образования Число членов Штаб-квартира Цели организации 
ООН — Организация объединенных наций 
24.10.1945 192 Нью-Йорк Поддержка мира и международной безопасности. Развитие равноправных отношений между нациями 
ЮНЕСКО – Орг. Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры 16.11.1945 192 Париж Содействие укреплению мира и безопасности путём расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры 
ВТО — Всемирная торговая организация 1995 153 Женева Регулирование торгово-политических отношений государств-членов 
ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения 1948 
193 Женева Решение международных проблем здравоохранения и охране здоровья населения мира 
МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии 1957 146 Вена Развитие международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. 
ОПЕК — организация стран экспортеров нефти 1960 12 Вена Координация нефтяной промышленности стран-членов организации 
ЕС — Европейский Союз 1992 27 Прогресс и совместная внешняя политика Европы 
СНГ — Содружество Независимых Государств 1991 11 
Сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях 
ШОС — Шанхайская организация сотрудничества 2001 6 Пекин, 
Ташкент, 
Москва Укрепление стабильности и безопасности государств-участников, борьба с терроризмом, наркотрафиком, развитие энергетического партнерства.. 
АТЭС — Азиатско-Тихоок. Эконом. сотруд-ство 1989 21 Сингапур Обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества 
АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии 1976 10 Джакарта Содействие сотрудничеству стран-членов ассоциации во всех сферах 
НАТО – орг. Северо-Атлантич. договора 1949 28 Брюссель Свобода и безопасность стран-членов союза, обеспечение мира в Европе 
НАФТА — Североамериканская ассоциация свободной торговли 1994 3 Создание зоны свободной торговли 
Метод «Написание эссе». 
У: Напишите небольшое эссе на тему «Значение международных организаций». Не более 6-7 предложений. На работу отведено 10 минут. 
Примеры эссе, написанных детьми: 
Чижова К. 
Международные организации имеют большое значение в экономике стран. Существует три группы международных организаций: универсальные международные организации, отраслевые международные организации, региональные международные организации. Первая группа значима для экономики, так как регулирует конкретные формы международных мировой экономических отношений. Вторая группа регулирует определенные отрасли производства товаров или услуг и торговлю ими на международной арене. Так, например, существует международная организация, главная задача которой состоит в том, чтобы устанавливать и следить за соблюдением квот на производство нефти, что считается механизмом поддержания мировых цен на нефть. Все они служат для обсуждения региональных и мировых проблем, представляющих общий интерес. 
Кисилёва К. 
Международные организации обеспечивают поддержку мира и международной безопасности, развитие равноправных отношений между нациями, содействие укреплению мира и безопасности путём расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры Они так же участвуют в регулировании торгово-политических отношений государств-членов. Благодаря международным организациям возможен рост мировой торговли, поддержка стабильности валют, решение международных проблем здравоохранения и охране здоровья населения мира, решение международных проблем здравоохранения и охране здоровья населения мира, укрепление стабильности и безопасности государств-участников, борьба с терроризмом, наркотрафиком, развитие энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. 
Эссе зачитываются и оцениваются. 
Выводы: В ходе урока мы дали определение понятию «Международные организации», изучили основные их виды, примеры деятельности, особенности функционирования, узнали, что Международная организация является постоянно действующим объединением, что проявляется в ее стабильной структуре, системе ее постоянных органов, она основана на принципе суверенного равенства государств-членов. 
4. Домашнее задание: §18 читать, знать конспект в тетради, подготовиться к опросу. 
5. Комментирование оценок. 

  1. Домашнее задание:

  1. Этап рефлексии:

На уроке я узнал …Мне было трудно …Мне понравилось …

  1. Итоги урока-оценки.

Название

(аббревиатура и расшифровка)

Год обра-

зова-ния

Место-

положение

штаб-

квартиры

Количество членов

(список)

Основные

цели и задачи

1) ООН – Организация Объединённых Наций

(UN — United Nations)

www.un.org

193

(объединяет практически все суверенные государства)

Предотвращение войн, борьба с колониализмом, с грубыми массовыми нарушениями прав человека, деятельность в области международных экономических отношений.

Специализированные учреждения  ООН (http://www.un.org/russian/online/alpha.htm):

ЮНЕСКО – Организация по вопросам образования, науки и культуры

1945

Париж

(Франция)

Все члены ООН

Борьба с неграмотностью; содержание и планирование образования; развитие международного сотрудничества в области науки…

МОТ — Международная организация труда

1919

Женева 

(Швейцария)

182

Улучшение условий жизни и труда людей

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения

1948

Женева

(Швейцария)

все члены ООН

Организация борьбы с болезнями, их эпидемиями; контроль за качеством лекарственных средств

ФАО — Продовольственная и сельскохозяйственная организация

1945

Рим

(Италия)

191

Борьба с голодом в мире

МВФ — Международный валютный фонд

1944

Вашингтон

(США)

186

Рост мировой торговли, поддержка стабильности валют

МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии

1957

Вена (Австрия)

150

Достичь широкого использования атомной энергии странами с соблюдением норм ядерной безопасности и контроль за её использованием в мирных целях

МБРР — Международный банк реконструкции и развития

1944

Вашингтон

(США)

185

Развитие стран путём поощрения капиталовложений в их экономику

2) НАТО  — Организация Североатлантического договора 

(NATO — North Atlantic Treaty Organization)

www.nato.int

28

Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия*, Испания**, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Франция**, Хорватия, Чехия, Эстония

*Не имеет армии, только береговая охрана

**Не участвует в военной организации блока

Военно – политический союз; создание единой системы обороны

3) ЕС  — Европейский Союз 

(EU – European Union)

www.europa.eu

27

Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония

Формирование единого экономического союза путём создания условий для свободного перемещения товаров, капитала, рабочей силы между странами.

4) ОПЕК – Организация стран – экспортёров нефти

(OPEC — The Organization of the Petroleum Exporting Countries)

www.opec.org

12

Алжир, Ангола, Венесуэла, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эквадор

Установление мировых цен на нефть и контроль за добычей и продажей нефти

5) Содружество – 

Содружество Наций

(C – The Commonwealth of Nations)

www.thecommonwealth.org

1931 (1949)

53

Австралия, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Бангладеш, Барбадос, Белиз, Ботсвана, Бруней, Великобритания, Вануату, Гайана, Гамбия, Гана, Гренада, Доминика, Замбия, Индия, Камерун, Канада, Кения, Кипр, Кирибати, Лесото, Маврикий, Малави, Малайзия, Мальдивы, Мальта, Мозамбик, Намибия, Науру, Нигерия, Новая Зеландия, Пакистан, Папуа – Новая Гвинея, Самоа, Свазиленд, Сейшельские острова, Сент – Винсент и Гренадины, Сент – Китс и Невис, Сент – Люсия, Сингапур, Соломоновы Острова, Сьерра – Леоне, Танзания, Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, Уганда, Фиджи*, Шри – Ланка, ЮАР, Ямайка

*Членство приостановлено

Равноправное сотрудничество стран с англоязычным большинством населения, предусматривающее реализацию экономических, гуманитарных и образовательных программ

5)АСЕАН

Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины  (10 стран)

6)АТЭС

21: Австралия, Бруней, Вьетнам, Сянган (КНР), Индонезия,

Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия,

Папуа – Новая Гвинея, Перу, Южная Корея, Россия, Сингапур, 

США, Таиланд, о. Тайвань, Филиппины, Чили, Япония

7)ШОС

Казахстан, Киргизия, Китай,Россия, Таджикистан, Узбекистан +  Индия, Иран, 

                Монголия, Пакистан. 

 

infourok.ru

39.Международные и региональные организации современного мира

Международная организация — объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений для достижения определённых целей.

Делятся на:

Международные межправительственные (межгосударственные) организации — объединения государств или государственных институций, созданные на основе международного договора между государствами или их уполномоченными институциями. (300 организаций)

Международные неправительственные (негосударственные, общественные) организации — объединения, членами которых являются субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации. (6 000 организаций)

Балти́йская ассамбле́я— совещательный орган по сотрудничеству между парламентамиЭстонии,ЛатвиииЛитвы, основанный в1991г.

Европейский суд по правам человека — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-членыСовета Европы.

Организа́ция Объединённых На́ций, ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

ЮНЕСКО — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основные цели, декларируемые организацией, — содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государствинародовв областиобразования,наукиикультуры; обеспечениесправедливостии соблюдениязаконности, всеобщего уваженияправи основныхсвободчеловека, провозглашённых вУставеОрганизации Объединённых Наций, для всех народов, без различиярасы,пола,языкаилирелигии

Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, НА́ТО, Северо-Атлантический Альянс — крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы,СШАиКанаду. Основан4 апреля1949 годав США, «чтобы защитить Европу от советского влияния». Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран  США, Канада,Исландия,Великобритания,Франция,Бельгия,Нидерланды,Люксембург,Норвегия,Дания,ИталияиПортугалия.

Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессиив отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe, фр. Organisation pour la sécurité et la coopération en Europe) — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных вСеверной Америке,ЕвропеиЦентральной Азии.

Парламентская ассамблея  — один из двух главных уставных органов Совета Европы; консультативный орган, состоящий из представителейпарламентоввсех государств-членов. ПАСЕ является старейшим вЕвропеорганом межпарламентского сотрудничества.

Региональные — членами, которых могут быть государства одного региона; напр. — Организация африканского единства,Организация американских государств

studfiles.net

Регионы мира и международные организации

Регионы мира и международные организации. 11 класс № 2
1. Понятие о регионах.
Регион – территория, выделяющаяся по какому-либо признаку.
Могут включать материки, их части, группы стран, имеющих сходные черты.
Региональная структура мира организована по принципу матрешки: в крупном регионе можно выделить регионы поменьше.
Например: Европа и Азия – части света, являющиеся регионами, составляющие материк Евразия.

Критерии выделения регионов: географические
Исторические
Национальные
Религиозные
Экономические
Социальные
Одна страна может входить в состав самых разных регионов:
Например: Россия –
Основные типы регионов
Историко-географические
Социально-экономические

— территории, связанные принадлежностью к какому-либо географическому объекту (материку, полуострову, морю, реке)
— объединяют страны, которые имеют близкий уровень социально-экономического развития

— общности ГП приводят к появлению общих черт исторического развития, национального и религиозного состава населения страны, образующих этот регион
— изменение социально-экономической ситуации в стране, может изменить состав региона, его границы

— эти регионы стабильны, несмотря на то, что страны возникают и исчезают
— возможна ситуация, при которой невозможно определить, к какому региону относится страна (Корея, Китай, Туркменистан – экономически развитые или развивающиеся;
Латвия, Литва, Эстония – Восточная или Западная Европа)

— состав этих регионов со временем меняется незначительно
— Иногда только дальнейшее развитие страны даст доказательства принадлежности страны к тому или иному региону

-Примеры: Скандинавия
Дунайские страны
Индокитай
Ближний Восток
Центральная Европа
Балканские
Рейнские
Примеры: развитые страны
Развивающиеся
Восточная и Западная Европа

Международные организации
Любая страна обязательно имеет тесные связи с другими государствами этого региона, а также могут иметь противоречия, взаимные экономические, территориальные и иные претензии.
Государства мира могут находиться на разных материках, но объединяются в международные организации
В мире функционирует 2,5 тыс. международных организаций.
Классификация
Правительственные
Неправительственные

Объединения стран
Учреждения, в работе которых принимают участия граждане разных стран.

Региональные
Мировые

Входят страны одного какого-либо региона
Объединяющие большинство стран мира

По роду деятельности
Политические ( в том числе военные)
Экономические
Научные
Спортивные
Культурные
экологические

Крупнейшее мировое международное объединение государств –
ООН (Организация Объединенных Наций0.

educontest.net

5.6. Региональные международные организации.

Лига арабских государств (ЛАГ)

Начало созданию ЛАГ положило принятие 7 октября 1944 года Александрийского протокола, который подписали представители Сирии, Ливана, Трансиордании, Ирака, Египта, Саудовской Аравии, Йемена и арабского народа Палестины. В протоколе были сформу­лированы основные цели и принципы, на которых должна была быть построена будущая Лига. 22 марта 1945 года в Каире состоялась общеа­рабская конференция, в которой приняли участие семь арабских государств (Сирия, Ливан, Иордания, Ирак, Саудовская Аравия, Йемен и Египет), и в тот же день состоялось подписание Пакта ЛАГ представителями шести арабских государств (представитель Йемена подписал Пакт позднее, 5 мая 1945 г.). Пакт ЛАГ вступил в силу 10 мая 1945 года. В настоящее время число участников Пакта — более двадцати. Членом Лиги согласно Пакту (ст. 1) может стать любое независимое арабское государство (хотя в ЛАГ входят, например, Джибути и Сомали, не являющиеся арабскими государствами).

Целями Лиги являются: обеспечение более тесных отношений между государствами-членами Лиги; координация их политичес­ких действий; обеспечение их независимости и суверенитета.

Организация африканского единства (ОАЕ)

Организация африканского единства (ОАЕ) создана на основе Хартии африканского единства 1963 году в целях укрепления единства и солидарности африканских государств, защиты их суверенитета, территориальной целостности и независимости и поощрения международного сотрудничества. Членом организации может быть любое независимое и суверенное африканское государство. Число членов в настоящее время — около 50.

Организация Исламская конференция

Формально Организация Исламская конференция (Исламский Конгресс) была создана еще в 1954 году, однако ее реальная деятель­ность началась с 1969 года, когда была созвана Конференция стран-участниц ОИК на высшем уровне для активизации ее деятельности против Израиля и для защиты исламских святынь в Иерусалиме.

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

АСЕАН была со­здана в 1967 году на основании Бангкокской декларации, дополненной в 1976 году Договором о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, и Декларации согласия.

Ныне членами АСЕАН являются Бруней, Индонезия, Лаос, Ма­лайзия, Мьянма (Бирма), Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа. Постоянными партнерами АСЕАН являются США, Австралия, Япония, Южная Корея, Канада, Новая Зе­ландия и Европейский Союз. В этих странах открыты подразделения АСЕАН.

Цели АСЕАН:

  1. создание в районе региона мира, свободы и нейтралитета;

  2. содействие сотрудничеству государств в экономической, социальной и культурной сферах;

  3. установление в рамках АСЕАН зоны свободной торговли;

  4. взаимодействие с другими региональными организациями.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

Организация стран-экспортеров нефти создана в 1960 году и действует на основании Устава 1965 года. Интересно, что членами ОПЕК могут стать только страны, в значительных размерах экспортирую­щие сырую нефть. Сегодня в ОПЕК входят 12 государств.

На долю ОПЕК приходится более трети мировой добычи нефти, она устанавливает единые продажные цены на нефть, таким образом, она оказывает существенное влияние на мировую торговлю нефтью.

Европейский Союз

Европейский Союз (ЕС) был создан на основе Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 года, Европейского сообщества по атомной энергии 1957 года, Европейского экономического сообще­ства 1957 года в результате объединения в 1957 году этих ранее самостоя­тельных организаций и назывался сначала Ев­ропейскими сообществами, а затем Европейским воюзом.

В 1965 году на основе Брюссельского договора были созданы единые органы Сообществ. Единый Европейский акт 1986 года оформил передачу ЕС полномочий в области охраны окружающей среды, культуры и образования, охраны здоровья, технологической и социальной по­литики, единое таможенное пространство. Соглашение 1990 ода урегу­лировало вопросы беспрепятственного перемещения через границы стран-членов ЕС товаров, рабочей силы и капиталов.

Маастрихтские соглашения 1992 года (вступили в силу в 1993 г.) завершили процесс юридического оформления механизма Сооб­ществ, предусмотрев создание к концу XX в. тесного политического и валютно-экономического союза стран ЕС. Договор о Европейском Союзе дополнен 17 протоколами. Договором введено гражданст­во ЕС.

Право Европейского Союза состоит из двух больших групп норм:

  1. внутреннее право Союза как международной организации;

  2. право Союза, регулирующее конкретные виды политико-экономической, социальной и культурной деятельности государств Союза.

Главными органами ЕС являются Европейский Совет, Европей­ская комиссия, Совет Европейского Союза, Европейский парламент, Европейский суд.

Европейский Совет составляют главы государств и правительств государств ЕС и Председатель Европейской комиссии, их заместите­ли (министры иностранных дел) и член Комиссии. Совет заседает два раза в год.

Европарламент состоит из депутатов, избираемых в странах-участницах в ходе прямых выборов на пять лет. Европарламент кон­тролирует Европейскую комиссию и Совет, разрабатывает право ЕС и бюджет Союза.

Сессии Европарламента (ежемесячные) проходят в г. Страсбурге (Франция), чрезвычайные сессии — в г. Брюсселе (Бельгия), где ра­ботают комитеты Европарламента, секретариат Европарламента — в г. Люксембурге.

Совет Европейского Союза состоит из министров государств-членов (в зависимости от рассматриваемого вопроса). Представи­тельство в Совете, когда требуется квалифицированное большин­ство голосов, неодинаково. Так, Германия имеет 10 голосов, Ирлан­дия — три, Люксембург — два и т.д. Местонахождение Совета — г. Брюссель.

Европейская комиссия состоит из 20 членов и председателя, назначаемого правительствами стран ЕС с согласия Европарламента. Комиссия наблюдает за соблюдением решений норм и решений ЕС и организует их исполнение. Местонахождение Комиссии — г. Брюс­сель.

Европейский суд состоит из 15 судей, девяти генеральных проку­роров (назначаются по общему согласию на 6 лет). Суд разрешает споры между государствами ЕС, между органами Европейского Союза и государствами-членами, между органами ЕС, между Евро­пейским Союзом и юридическими и физическими лицами, готовит экспертные заключения.

Совет Европы

Совет Европы создан после Второй мировой войны и действует на основании Устава 1949 года. Участниками Совета Европы являются около 40 государств, в том числе и Россия.

Цели Совета Европы:

Государство, желающее вступить в Совет Европы, должно соответствовать следующим условиям:

  • правовое устройство и институты должны соответствовать принципам демократии;

  • народные представители должны избираться путем свободных, равных и всеобщих выборов.

  • Учитываются также гарантии осуществления свободы выраже­ния мнения, защита национальных меньшинств, соблюдение основ международного права, и — обязательное условие — подписание Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 года.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) первоначально действовала как международная конференция — Со­вещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) Реше­нием Будапештского совещания 1994 года Совещание было преобразо­вано в организацию.

Первым документом, положившим начало общеевропейскому процессу разрядки и сотрудничества, был Заключительный акт Со­вещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный в 1975 году в Хельсинки главами государств и правительств 33 евро­пейских государств, США и Канады. Этот документ содержал про­грамму сотрудничества в области разрядки процесса напряжен­ности.

Положения Заключительного акта были развиты и дополнены Стокгольмским итоговым документом 1986 года, Венским итоговым документом 1989 года, Документом Копенгагенского совещания 1990 года, Парижской хартией для новой Европы 1990 года, Пражским докумен­том о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ 1992 года, Документом Московского совещания 1993 года и др.

Проводившиеся все чаще совещания представителей государств требовали создания постоянно действующих органов для обеспече­ния их деятельности. По мере необходимости создавались органы СБСЕ и одновременно принимались документы, регулирующие их деятельность. Сегодня в ОБСЕ насчитывается более 50 членов.

Особенностью ОБСЕ является отсутствие традиционного учредительного документа международных организаций — устава.

Целями ОБСЕ объявлены:

  • обеспечение мира и безопасности в Европе;

  • поддержание разрядки международной напряженности;

  • обеспечение соблюдения прав человека;

  • соблюдение в отношениях между странами принципов международного права.

studfiles.net

66. Региональные международные организации (общая характеристика). Виды региональных организаций

Устав ООН (ст. 52) допускает существование «региональ­ных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопас­ности, которые являются подходящими для региональных дей­ствий», оговаривая при этом, что их деятельность должна быть совместимой с целями и принципами ООН. Устав обязывает своих членов с помощью соглашений или органов обеспечивать мир­ное разрешение местных споров и поддерживать контакты с Советом Безопасности, которому предоставлено право исполь­зовать такие организации для принудительных действий под его руководством.

Региональный статус имеют также отдельные общеполи­тические либо комплексные по своим функциям организации, которые обеспечивают сотрудничество государств, расположен­ных в пределах географического района, и заинтересованных в координации внешней политики, внешнеэкономических связей, социальных, культурных, правовых отношений.

Для признания организации региональной необходимо:

1) пространственное единство государств-членов, их раз­мещение в пределах более или менее целостного региона;

2) пространственное ограничение целей, задач и действий государств-членов, т. е. соответствующая субъектному составу функциональная ориентация без притязаний на вмешательство в дела, выходящие за регионально-координационные рамки.

Именно таковы Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского един­ства, Организация американских государств, Ассоциация госу­дарств Юго-Восточной Азии. Строго региональный характер имела Организация Варшавского Договора (ОВД), существовав­шая в 1955—1991 гг. Ее членами были СССР и восточноевро­пейские государства. Цели и задачи ОВД были обусловлены потребностями обеспечения безопасности в Европе, а деятель­ность, за редким исключением, была ограничена европейскими проблемами. Особо отметим Содружество Независимых Госу­дарств, поскольку формирование этой региональной организа­ции связано с таким необычным процессом, как поддержание взаимосвязей бывших республик СССР.

Одна из особенностей Организации по безопасности и со­трудничеству в Европе (ОБСЕ), которой предшествовало Сове­щание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), — ее сложный состав. В формировании СБСЕ наряду с европей­скими государствами участвовали Соединённые Штаты Аме­рики и Канада. В настоящее время ОБСЕ объединяет все без исключения государства Европы, две североамериканские стра­ны и все бывшие союзные республики СССР, в том числе сред­неазиатские республики и Казахстан, что, очевидно, не разру­шает европейской основы ОБСЕ, поскольку здесь учитываются реальные интересы и юридические аспекты правопреемства соответствующих государств.

С официального сайта:

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является постоянно действующей межправительственной международной организацией, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан. Ей предшествовал механизм «Шанхайской пятерки».

К основным целям ШОС относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

В отношениях внутри организации, исходя из «Шанхайского духа», государства-члены ШОС придерживаются принципов взаимного доверия, взаимовыгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию, а во внешних сношениях придерживается принципа несоюзничества, не направленности против кого-либо и открытости.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам организации. Совет глав правительств государств-членов ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации. Помимо заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС (СНК). Организация имеет два постоянно действующих органа — Секретариат в Пекине, Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте. Генеральный секретарь и Директор Исполнительного комитета назначаются Советом Глав государств сроком на три года. С 1 января 2010 эти посты соответственно занимают М.С.Иманалиев (Кыргызстан) и Д.М.Джуманбеков (Казахстан).

Общая площадь государств-членов ШОС равняется около 30 млн.189 тыс.кв. км, что составляет 3/5 площади Евразии, а население — 1.5 млрд. человек, что составляет 1/4 всего населения земного шара.

Секретариат является основным постоянно действующим исполнительным органом ШОС и выполняет следующие функции:

1. Осуществляет координацию, информационно-аналитическое, юридическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Организации, во взаимодействии с РАТС ШОС разрабатывает предложения по развитию сотрудничества в рамках ШОС и международных связей Организации, контролирует выполнение решений органов ШОС.

2. Во взаимодействии с постоянными представителями на основании предложений государств — членов разрабатывает и по согласованию с Советом национальных координаторов рассылает государствам-членам проекты документов, вносимых на рассмотрение органов ШОС, включая проекты повестки дня предстоящих заседаний и/или совещаний органов ШОС, а также необходимые справочные материалы, осуществляет согласование сроков и места проведения заседаний и/или совещаний органов ШОС.

Материалы и документы, указанные в настоящем пункте рассылаются государствам — членам, как правило, не позднее, чем за 20 дней до начала заседаний и/или совещаний органов ШОС, если не установлен иной срок.

3. Во взаимодействии с Советом национальных координаторов организует консультации экспертов государств — членов по проектам документов, представляемых для рассмотрения на заседаниях и/или совещаниях органов ШОС.

4. Осуществляет организационно-техническое обеспечение заседаний и/или совещаний органов ШОС в соответствии с установленными ими регламентами и во взаимодействии с государством, на территории которого проводится встреча.

5. Осуществляет функции депозитария документов, принятых в рамках ШОС, заверяет и обеспечивает направление государствам — членам, а также РАТС ШОС в части, ее касающейся, заверенных копий таких документов.

Заверенные копий документов, принятых в рамках ШОС, передаются постоянным представителям в течение не более 7 рабочих дней после получения Секретариатом оригиналов документов.

6. Готовит и выпускает информационный бюллетень Секретариата, поддерживает веб-сайт Секретариата и обеспечивает его скоординированность с веб-сайтом РАТС ШОС и веб-сайтом регионального экономического сотрудничества ШОС.

На регулярной основе устраивает брифинги для представителей печатных и электронных средств массовой информации.

7. Обеспечивает предварительную юридическую и финансовую экспертизу договорных и нормативных документов, разрабатываемых в рамках ШОС.

8. Совместно с РАТС ШОС готовит сводные планы деятельности Организации на полугодие.

9. Вправе запрашивать у государств — членов открытые информационно-справочные и другие материалы, необходимые для обеспечения работы органов ШОС.

10. Осуществляет протокольное обеспечение деятельности Генерального секретаря.

11. Осуществляет контакты во взаимодействии с РАТС ШОС с государствами и международными организациями по вопросам, касающимся деятельности Организации, и, по согласованию с государствами — членами, заключает в этих целях соответствующие документы.

12. По согласованию с Советом национальных координаторов и во взаимодействии с РАТС ШОС обеспечивает координацию сотрудничества Организации с наблюдателями и партнерами по диалогу в соответствии с нормативно-правовыми документами ШОС.

13. Взаимодействует с неправительственными структурами в рамках ШОС в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими их деятельность и настоящим Положением.

14. По согласованию с государствами — членами и в пределах бюджетных ассигнований осуществляет на основе разовых контрактов найм научных экспертов для выполнения исследовательских работ по темам, представляющим интерес для ШОС, а также организует научные симпозиумы и конференции.

15. Организует и координирует деятельность Миссии наблюдателей от ШОС в соответствии с Положением о Миссии наблюдателей от ШОС на президентских и/или парламентских выборах, а также референдумах.

Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) является постоянно действующим органом РАТС ШОС, расположенным в столице Узбекистана Ташкенте. Ее основными задачами и функциями являются:

1. Поддержание рабочих контактов с компетентными органами государств-членов и международными организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

2. Содействие взаимодействию государств-членов в подготовке и проведении антитеррористических учений по просьбе заинтересованных государств-членов, подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

3. Участие в подготовке проектов международно-правовых документов, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

4. Сбор и анализ информации, поступающей в РАТС от государств-членов, формирование и пополнение банка данных РАТС;

5. Участие в формировании эффективной системы реагирования на глобальные вызовы и угрозы;

6. Подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, содействие в обмене опытом по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Директор является высшим административным должностным лицом Исполнительного комитета РАТС и назначается Советом глав государств-членов по рекомендации Совета РАТС из числа граждан государств-членов сроком на три года.

Исполнительный комитет РАТС в своей деятельности руководствуется положениями Хартии ШОС, Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Соглашения между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре, документами и решениями, принятыми в рамках ШОС.

ШОС пользуется правами юридического лица по международному праву. Страны, входящие в ШОС тесно сотрудничают, оказывают взаимную помощь при чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях. Решения по всем вопросам принимаются путем консенсуса, а не при помощи голосования.

Органы:

— Совет глав государств

— Совет глав правительств

— Совет миниситров иностранных дел

— Совет национальных координаторов

— Региональные антитеррористичекие структуры

— Секретариат

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *