Виды избирательных систем в рф – (, ) — —

Содержание

Виды избирательных систем в России

Определение 1

Избирательная система – это установленный порядок, который занимается определением результатов выборного процесса, то есть выборов.

Избирательная система – это своего рода способ или вариант подсчета голосов с последующим распределением числа мандатов. Стоит отметить, что в строгой зависимости от процесса распределения установленных депутатских мандатов определяется результат всего выборного процесса, то есть выборов. Именно такими методами определяются и характеризуются пропорциональная и мажоритарная избирательная система.

Мажоритарная избирательная система в России

В основе самой распространенной мажоритарной избирательной системы установлен принцип большинства. Иными словами, это говорит о том, что избранными считаются те кандидаты, которые набрали наибольшее количество голосов в ходе выборного процесса. Выборы могут проводиться на определенной территориальной зоне, которая определяет избирательный круг. Соответственно, этими избирательными зонами устанавливаются избиратели и их количество. Например, во время выборов президента страны избирательный круг будет определен всем государством.

Если говорить о мажоритарной избирательной системе, то в результате полученного минимального количества голосов могут быть определены три разновидности данной избирательной системы, которая существует на территории Российской Федерации:

  • Избирательная система абсолютного большинства.
  • Избирательная система квалифицированного большинства.
  • Избирательная система относительного большинства.

Пропорциональная и смешанная избирательные системы в России

Современная пропорциональная избирательная система отличается имеющимся принципом пропорционального политического объединения, которое отражается среди всех участников выборного процесса, то есть выборов. В виду этого избиратель может голосовать не за конкретного кандидата, а именно за имеющуюся политическую партию, или политическое объединение. Любое политическое объединение должно предоставить список, где будут перечислены все представленные кандидаты в той очереди, которая соответствует занимаемым местам в представительном политическом органе.

Кроме этих двух избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, существует третья разновидность – это смешанная избирательная система. Смешанная избирательная система представляет собой следующий принцип: некоторая часть депутатов от представительного органа должна быть избрана по мажоритарной избирательной системе, а вот вторая часть должна быть избрана по правовому принципу пропорциональной избирательной системе. Стоит отметить, что при применении смешанной избирательной системе голоса избирателей никаким образом не могут быть смешаны. Каждые голоса будут рассматриваться избирательной комиссией в отдельности.

Современная избирательная система может быть рассмотрена в широком смысле своего определения. Избирательная система – это установленная совокупность определенных общественных отношений, которые связаны между собой процессами проведения выборов. Что касается узкого определения избирательной системы, то стоит говорить о определенном способе подведения итогов в соответствии с полученными голосами и процессом подсчета соответствующих голосов.

Как уже было сказано ранее, современная избирательная система, которая активно применяется на территории Российской Федерации, разделена на три разновидности:

  • Во-первых, это мажоритарная избирательная система.
  • Во-вторых, это пропорциональная избирательная система.
  • В-третьих, это смешанная избирательная система, которая характеризуется непередаваемостью голосов.

spravochnick.ru

Избирательная система в РФ | Российская цивилизация в пространстве, времени и мировом контексте

Избирательная система – особый политический институт, характеризующийся совокупностью правил и норм, на основе которых определяется соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается или изымается их легитимность. Избирательная система посредством выборов позволяет сформировать определенный тип организации власти, обеспечить участие общества в формировании государственных органов власти. Успешное проведение выборов и признание большинством общества их результатов – важный признак данного общества решать существующие проблемы мирными политическими средствами.

Важнейшие компоненты избирательной системы – избирательное право и избирательный процесс.

Избирательное право представляет собой комплекс правовых норм о порядке выборов,  который включает политическое право граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право), а также избирательные законы и иные акты, регулирующие процесс выборов. Избирательный процесс как комплекс действий в организации и осуществлении выборов является практически-организационным компонентом избирательной системы, базируется на избирательном праве и состоит из нескольких последовательно осуществляемых этапов (назначение даты выборов, образование избирательных округов и участков, формирование избиркомов, выдвижение и регистрация кандидатов, голосование и установление его результатов).

В практике современных демократических государств существуют общенациональные парламентские и президентские выборы; выборы в органы региональной власти и местного самоуправления.

Типы избирательных систем

В современной России в зависимости от формируемого уровня власти используется мажоритарная, пропорциональная или смешанная избирательные системы.

(1) мажоритарная избирательная система основана на принципе большинства, т.е. победителем считается кандидат, набравший большинство голосов. Большинство голосов может быть абсолютным (50% + 1голос) и относительным (больше, чем у соперника). Мажоритарная система абсолютного большинства,  если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, предполагает второй туров голосования, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

Президент России избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства. По этой же системе избирались главы субъектов РФ с 1991 г. с перерывом с 2005 по 2011 годы. В 2012 г. согласно Федеральному закону от 2 мая 2012 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“» и Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были возвращены прямые выборы глав регионов РФ. 2 апреля 2013 г. по инициативе президента В.В. Путина в Закон были внесены поправки, дающие субъектам федерации право заменить всенародные выборы своих глав голосованием в парламенте по нескольким кандидатурам.

(2) пропорциональная избирательная система предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах голосов по партийным спискам: каждая партия получает строго определенное число мест в парламенте, которое складывается из количества мандатов, полученных ею в каждом избирательном округе.

В России такая система работала при формировании Государственной Думы и региональных парламентов с 2007 по 2011 годы. 

Выборы в Государственную Думу 2007 г. стали первыми, на которых была применена пропорциональная система. Кроме того, избирательный барьер для партий был повышен с 5 % до 7 %; были убраны нижний порог явки и возможность голосовать «против всех»; партиям было запрещено объединяться в партийные блоки.

Выборы в Госдуму 2011 г. стали первыми и последними, на которых партии набравшие от 5 до 6 % голосов, получали по одному мандату в палате, а набравшие от 6 до 7 % – по два мандата. Однако ни одна из партий не смогла показать подобный результат. В то же время все четыре партии, которые были представлены в нижней палате Парламента V созыва (КПРФ, ЛДПР, «Единая Россия»,  Справедливая Россия»), сохранили свое представительство в Госдуме VI созыва. При этом ни одна другая партия в федеральный парламент не прошла.

(3) пропорционально-мажоритарная или смешанная избирательная система предполагает соединение двух типов систем при выборах в конкретный орган власти.

В ходе выборов в Государственную Думу 1993, 1995, 1999, 2003 гг. 225 депутатов избирались по пропорциональной системе по единому федеральному округу при барьере 5 %, другие 225 депутатов – по одномандатным округам (мажоритарная система относительного большинства).

Выборы в Госдуму 2016 г. вновь пройдут по смешанной системе:  одна половина депутатов (225) будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства,  вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с  5 % барьером. На территории каждого субъекта РФ будет образовано не менее одного избирательного округа, при необходимости (в густонаселенных регионах) округов будет больше (Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Согласно действующему законодательству, прошедшие в парламент партии смогут без сбора подписей выдвигать своих кандидатов на выборах президента России. При этом все партии, получившие на выборах не менее 3 % голосов, будут иметь ряд государственных льгот и привилегий: прямой допуск к следующим выборам в Госдуму и выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти в субъектах РФ, которые состоятся не позднее, чем следующие выборы в Госдуму; возмещение всех расходов за прошедшие выборы и повышенное финансовое обеспечение на все время до следующих выборов.

Единый день голосования

Особенность избирательной системы в конкретной стране касается также дня голосования. Как правило,  применяются два основных подхода при назначении дня голосования – либо выборы назначаются на любой день (обычно, выходной), когда истекают полномочия соответствующего органа или должностного лица (в случае досрочного прекращения полномочий существует отдельная процедура, установленная конституцией и законами страны),   либо единый день голосования.

Например, в СССР выборы в Советы народных депутатов (кроме Верховного совета СССР) проходили одновременно – в марте. В постсоветской России выборы различного уровня не были синхронизированы. В результате в стране сложилась ситуация «перманентных выборов» – практически, каждое воскресенье в каком-либо из регионов проводились выборы регионального или местного уровня.

В 2004 г. в избирательное законодательство были внесены изменения, в соответствии с которыми введен единый день голосования на выборах регионального и местного уровней – первое или второе воскресенье марта. При этом в некоторых случаях допускалось назначение выборов на первое или второе воскресенье октября либо синхронно с выборами в Государственную Думу, а в исключительных случаях – на любой день.При этом выборы Президента России, начиная с 2000 г., проходили в марте. А выборы в Государственную Думу, начиная с 1993 г. – в декабре. При этом они не были жестко привязаны к единому дню голосования. Эти сроки могли  смещаться в случае досрочного прекращения полномочий Президента России или роспуска Государственной Думы.

C 2013 г. выборы  проводятся во второе воскресенье сентября. 14 сентября 2014 г. прошли выборные кампании различного уровня, включая выборы глав 30 субъектов РФ (11 плановых и 19 досрочных) и выборы депутатов законодательных органов государственной власти в 14 субъектах РФ.  13 сентября 2015 г.проведены выборы различного уровня, включая выборы глав субъектов РФ (10 очередных, включая выборы через парламенты субъектов, и 14 досрочных) и выборы депутатов законодательных органов государственной власти в субъектах РФ. Однако такая практика (голосование в воскресенье в начале сентября) показывает, что в это время года многие избиратели физически не доходят до избирательных участков, так как многие еще отдыхают. Поэтому возникла необходимость корректировки единого дня голосования. В настоящий момент этот вопрос активно обсуждается в законодательных и исполнительных органах власти  РФ.

xn—-ptblgjed.xn--p1ai

Глава 1. Избирательная система в рф

1.1. Понятие избирательной системы в рф

В современной юридической литературе нет единой точки зрения на понятие «избирательная система». Одни под ней понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, взаимоотношения между избирателями и депутатами, другие под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов.

Избирательное право есть совокупность: избирательного права (юридические нормы, закрепляющие права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти) и порядка определения результатов выборов. Следовательно, избирательное право, и порядок подсчета результатов выборов являются составными частями избирательной системы. Таким образом, избирательная система и становится системой, так как она состоит из упорядоченной системы совокупности элементов, институтов: правовых норм и порядка определения результатов выборов. Это дает нам определение избирательной системы в широком смысле. В узком смысле – это порядок определения результатов выборов.

В этом случае избирательную систему следует рассматривать как технико-процедурные нормы, которые позволяют объективно определить результаты выборов.

Источниками избирательной системы являются: Конституция Российской Федерации[1]; федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[2], «О выборах Президента РФ»[3], «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ»[4], «О формировании Совета Федерации ФС РФ»[5], Конституции республик, уставы, законы субъектов РФ о выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

1.2. Виды избирательных систем в рф

В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.

Мажоритарная система – это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов. Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.). Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.

Мажоритарная система имеет разновидности, обусловленные различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов. Самая простая разновидность – система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется на парламентских выборах и в России. Часто она используется при местных выборах. При этой системе, чем больше кандидатов баллотируется на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. В России предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20 % от числа избирателей, внесенных в списки избирателей.

Оказанный минимальный процент может быть повышен для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ»[6] повысил указанный минимум до 25 %. Кроме того, чтобы победить на выборах в одномандатном избирательном округе, кандидату необходимо, чтобы полученное относительное большинство было больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Иначе выборы будут признаны несостоявшимися.

Мажоритарная система абсолютного большинства – система, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов (50 % + 1голос). В качестве базы для подсчета выступает, как правило, общее число поданных голосов. При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по данной системе часто оказываются нерезультативными.

Преодолевается не результативность перебаллотировкой кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это так называемый второй тур выборов (повторное голосование). Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»[7] предусматривает перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов. В России избирательная система двух туров применяется на выборах высших должностных лиц (глав исполнительной власти) субъектов РФ и иногда в муниципальных образованиях.

Пропорциональная система (пропорциональное представительство партий и движений). При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов.

Пропорциональная система порождает политическую дробность парламента, т.е. появление множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы избежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный процент голосов, который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает, что к распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки подано в совокупности более 60 %голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу[8].

В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению мандатов не допускаются. Но, если за федеральные списки кандидатов, преодолевших семипроцентный барьер, подано в совокупности 60 % или менее процентов голосов избирателей, к распределению мандатов допускаются последовательно в порядке убытия числа полученных голосов списки кандидатов, собравшие менее 7 % голосов, пока общее число голосов избирателей не превысит в совокупности 60 % голосов избирателей.

Распределение мандатов при пропорциональной системе происходит по определенной методике, предусмотренной ст. 3 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации». Закон включает изменения в порядке определения результатов выборов по партийным спискам в федеральном округе. Существенным моментом стало увеличение избирательного барьера для прохождения кандидатов от избирательного объединения с 5 до 7 % голосов избирателей.

Полупропорциональные системы. Данная система объединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства голосов для избрания ,все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается применением ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель голосует только за одного кандидата, хотя от округа должно быть избрано несколько депутатов. Избранными считаются кандидаты, собравшие большее число голосов.

К этой же группе систем относится кумулятивный вотум. Избиратель, к примеру, имеет три голоса, что меньше числа депутатов от данного избирательного округа, но он может распорядиться своими голосами трояким образом: либо отдать все их одному кандидату, либо отдать два голоса одному кандидату, а третий –другому, либо раздать по одному голосу трем кандидатам. Система считается пригодной для небольших избирательных единиц, в которой избиратели хорошо знают своих кандидатов, а их политическая принадлежность для избирателей большого значения не имеет[9].

Система единственного передаваемого голоса. Эта система позволяет сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности представительства партий. Однако она сложна в плане определения результатов выборов. Суть системы заключается в следующем. В многомандатном округе кандидаты выдвигаются в таком же порядке, как при системе единственного непередаваемого, т.е. каждая партия может выдвинуть столько кандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимых кандидатов. Избиратель действует, как при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, т.е. против фамилии желательного кандидата отмечает свои преференции (предпочтение) указывая цифрами 1, 2, 3 и т.д., кого он желает видеть избранным в первую очередь, а кого во вторую и т.д. При определении результатов голосов подсчитываются первоначально голоса, полученные кандидатами при первой преференции. Если никто не набрал абсолютного большинства голосов, то голоса, поданные за наименее успешного кандидата, передаются другим кандидатам, а сам он исключается из дальнейшего подсчета. Эта процедура продолжается до тех пор, пока какой-либо кандидат не наберет необходимого большинства голосов. Главное достоинство системы в том, что она обеспечивает результативность выборов и исключает необходимость проведения второго тура или перебаллотировки[10].

Смешанные избирательные системы. О смешанной избирательной системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. При этом стремятся соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки. В России смешанная система использовалась до 2003 г. при выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания. 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а другие 225депутатов – по общефедеральному избирательному округу по пропорциональной системе, причем определение результатов выборов второй половины депутатского корпуса никак не связано с результатами выборов первой половины. Кандидаты же, баллотировавшиеся также в одномандатных округах, в случае их избрания там исключаются из федеральных списков.

Применение подобной системы предусматривается и при выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» установил, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов [11].

studfiles.net

43. Понятие и виды избирательного права и избирательных систем рф.

Выборы– это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также занятия отдельных государственных должностей, обеспечивающих представительный характер соответствующих органов.

Термин «избирательное право» употребляется в двух смыслах.

Во-первых, избирательное право в объективном смысле(позитивное избирательное право) — это порядок подготовки и проведения выборов.

Во-вторых, избирательное право в субъективном смысле(субъективное избирательное право) — это право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Виды избирательного права:

  • Активное избирательное право – право граждан избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

  • Пассивное избирательное право – право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательная система в широком смысле– совокупность правовых норм, образующих избирательное право. 

Избирательная системав узком смысле— порядок определения результатов голосования

Виды избирательных систем. Существуют два основных вида избирательных систем.

1. Мажоритарной избирательная система — Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей.

Существуют три разновидности мажоритарной системы:

  • Абсолютного большинства — избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос.

  • Относительного большинства — кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов,

  • Квалифицированного большинства — победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Мажоритарная система применяется в России при выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр), а также при выборах в представительный орган власти (Дума, парламент).

+ системы: она проста и позволяет создать прочное большинство в представительном органе власти.

при такой системе голосуют за конкретного человека, а не за список кандидатов от партии,

системы: При ее использовании меньшинство граждан, с иными политическими взглядами, оказывается никем в парламенте не представленным.

мажоритарная система относительно дорога, так как часто нужно проводить второй тур голосования для выявления победителя, а это требует немалых финансовых затрат.

2. Пропорциональная система — это система, в которой каждая политическая партия получает в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей.

Это система формирования выборных органов власти через партийное представительство. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.

Для эффективного использования устанавливается заградительный барьер, лишающий малые партии, набравшие слишком мало голосов, возможности участвовать в распределении депутатских мандатов. В нашей стране он равен 5%

Существуют два главных вида пропорциональной избирательной системы – по закрытым партийным спискам и по открытым партийным спискам.

Закрытый партийный список когда избиратель голосует только за партию, а не за отдельного кандидата. Партия получает количество мест пропорционально полученным голосам. Выигранные в выборах мандаты распределяются внутри партийного списка по членам партии, согласно их очередности в списке. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, поданным за партийный список в соответствующем регионе.

Такой тип пропорциональной избирательной системы используется в Российской Федерации, в Израиле, в странах Южной Африки, при выборах в Европейский парламент, а также во всех странах Европейского союза.

Открытый партийный список– когда избиратель голосует не только за партию, но и за конкретного члена партии из списка. В зависимости от метода избиратель может проголосовать или за конкретного члена партии, или за двоих, или указать порядок предпочтения кандидатов в списке.

В Российской Федерации при формировании представительного законодательного органа используется смешанная избирательная система. 

Это синтез мажоритарной избирательной системы и пропорциональной.

Выдвижение кандидатов происходит по пропорциональной системе (по партийным спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого кандидата).

Из 450 мест в Государственной Думе 225 заполняется по мажоритарной системе (одномандатные округа) и 225 – по пропорциональной.

studfiles.net

Тема 2. Избирательные системы Российской Федерации

     Существует три типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

     Мажоритарная избирательная система система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своём избирательном округе. Существуют две разновидности мажоритарной системы: абсолютного и относительного большинства. На выборах по системе абсолютного большинства избранным признается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос избирателя. В случае, если ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства, организуется второй тур, в который обычно выходят два кандидата, собравшие наибольшее количество голосов. Получивший абсолютное большинство во втором туре считается победителем.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины.

     При выборах по пропорциональной системе избиратель голосует за списки кандидатов, сформированные политическими партиями. Мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально поданным за них голосам при условии, что кандидаты преодолели установленный процентный барьер. В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. В 2016 году половина депутатов (225) Государственной думы РФ избиралась по одномандатным мажоритарным округам, а вторая половина — по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%. С 2007 по 2011 год все 450 депутатов избирались по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 7%.

     Достоинством пропорциональной избирательной системы является то, что голоса избирателей «не пропадают» (кроме, тех голосов, которые были отданы за партии, не прошедшие процентный барьер). Система позволяет создать представительство политических партий в соответствии с их популярностью у избирателей, при этом такая возможность не теряется у меньшинства. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, который имеет больше шансов, а за направление, которое они разделяют.

     Одним из главных недостатков пропорциональной избирательной системы считается утрата связи депутатов с избирателями и/или конкретными регионами, частичная потеря принципа народовластия.

     В тех странах, где применяется закрытый партийный список, избиратель голосует за абстрактного кандидата. Чаще всего избиратель знает только лидера партии и нескольких ее ярких представителей. В качестве недостатка может рассматриваться и процентный барьер, не позволяющий пройти новой и/или небольшой партии.

     Смешанная система основана на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

     С 17 февраля 2014 года в РФ принята смешанная система выборов в Государственную Думу: 225 депутатов избираются по мажоритарной системе относительного большинства, 225 — по пропорциональной избирательной системе.

Лимит времени: 0

Информация

Для контроля полученных знаний, пожалуйста пройдите тест

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

ikio.irk.ru

Виды избирательных систем. Избирательная система в РФ :: BusinessMan.ru

Избирательное право и избирательная система имеют исключительное значение в политическом развитии общества. Это каналы, посредством которых происходит процесс формирования всей структуры представительной власти — от Президента до муниципальных органов самоуправления. У граждан страны есть политические права. Они позволяют участвовать в развитии государства. Реализация этой возможности осуществляется через выборы. Далее рассмотрим подробнее основные типы избирательных систем. В статье будут описаны основные особенности отечественной выборной структуры.

Общие сведения

Что собой представляют избирательное право и избирательная система? Первое выступает в качестве комплекса конституционных норм. Оно обеспечивает регулирование общественные отношения, складывающиеся при выборе Президента, депутатов представительных органов, как федеративного, так и местного значения.

Избирательная система Росси – это определенный порядок, в соответствии с которым осуществляется формирование институтов власти. Выборы проводятся в соответствии с Федеральными законами, нормативными актами представительных органов госвласти субъектов. Определяя понятие избирательной системы, необходимо учесть специфику конституционных возможностей, которые исходят непосредственно из Основного закона. Она состоит в том, что они, будучи реализованы в определенном взаимодействии, не прекращаются и не появляются снова. Избирательная система России предусматривает одинаковую возможность по своему содержанию и объему для всех граждан.

Общая классификация

Прежде чем рассматривать отечественную выборную структуру, следует описать основные виды избирательных систем. В разных странах применяется тот или иной метод формирования органов власти. В некоторых государствах те или другие виды избирательных систем представлены частично. Это обусловлено главным образом существующим государственным режимом и особенностью законодательства. Наиболее распространенной считается та, в которой итог зависит от выбора большинства. Это мажоритарная избирательная система. Она считается единственно возможной при выборе одного должностного лица (губернатора, Президента и прочих).

Если же мажоритарная избирательная система применяется при формировании коллегиального органа, к примеру, парламентской палаты, то создаются, как правило, одномандатные округа. В каждом из них должен быть выбран один депутат. Также существует пропорциональная избирательная система. Ее главная идея заключена в том, чтобы в парламенте или ином представительном органе у каждой партии было определенное число мандатов. Оно должно быть пропорционально количеству голосов, поданных на выборе за ее кандидатов. Полупропорциональное представительство предполагает применение «ограниченного вотума». При этом голосование осуществляется не за установленное число кандидатов от округа, а за меньшее. Она объединяет в себе виды избирательных систем, которые основываются на большинстве, но при этом дают некоторые возможности для меньшинства. Также в выборной практике используется еще одна категория. Смешанная избирательная система применяется в случаях, когда имеют место несколько разных форм представительства в одной палате. Выборы также могут проводиться по принципу единственного передаваемого голоса.

Выборы большинством голосов

Мажоритарная система считается самой простой. Она отличается результативностью. Единственным случаем, когда результат может отсутствовать, становится одинаковое наибольшее количество голосов между кандидатами. Однако на практике такое встречается довольно редко. Разрешение ситуации осуществляется жребием. Данная система применяется при парламентских выборах в США, Индии, Великобритании частично в России и Германии. Часто такая форма выборов имеет место при формировании муниципальных органов власти. Мажоритарная система применяется и в много-, и в одномандатных округах. Первые, однако, встречаются редко. На практике часто бывает так: чем больше кандидатов, тем меньше необходимо голосов для их избрания. При выдвижении одного человека он считается выбранным без голосования. В данном случае достаточно, чтобы хотя бы один человек отдал за него свой голос, даже если им окажется сам кандидат.

Выборы относительным большинством

Такая избирательная система считается несправедливой в отношении к политическим партиям. Особенно это касается тех, которые относятся по своему влиянию к малым и средним. Мандат получает кандидат, набравший относительное большинство голосов. При этом против могло высказаться больше людей, чем за. В этом случае говорят, что он выбран абсолютным меньшинством.

Суть здесь состоит в том, что те голоса, которые были против, пропали. Чем это чревато? В масштабах государства это приводит к тому, что та партия, которая набрала большинство голосов, в парламенте непосредственно получает меньшее число мест. Данная система, тем не менее, имеет сторонников. Это обусловлено тем, что, как правило, обеспечивает партии-победительнице абсолютное, а иногда и значительное большинство в палате. При смешанной и парламентарной системах правления это позволяет формировать устойчивое правительство.

Выборы абсолютным большинством

В этом случае кандидат считается избранным, если он набрал более половины общего числа голосов. При этом определяется нижний порог участия в голосовании избирателей. Если он не будет достигнут, то выборы будут признаны недействительными либо несостоявшимися. Как правило, порог равен половине зарегистрировавшихся избирателей, но зачастую их число может быть и меньшим. Несмотря на то что эта форма выглядит более справедливой, она имеет тот же дефект, что и у описанной выше. Другими словами, вероятно, что партии, набравшие большинство по стране, получат меньшинство в парламенте.

Пропорциональная избирательная система: недостатки

К минусам проведения таких выборов относят, в первую очередь, то, что голосование проводится по многомандатным округам, где соперничают списки кандидатов от движений и политических партий. Из них непосредственно избирателю могут быть известны лишь несколько лиц. Однако, с другой стороны, руководство движения или партии, наряду с громогласными спикерами, может провести в парламент людей, неизвестных широкой публике.

Будучи профессионалами в определенной области, они могут участвовать в разработке того или иного закона, контроле над деятельностью исполнительных органов. Еще одним существенным недостатком пропорциональной системы считается то, что в парламенте может сформироваться множество мелких фракций, которые объединены вокруг лидеров, обладающих небольшим влиянием, но большими амбициями. Неспособные к конструктивному взаимодействию, они зачастую препятствуют проведению тех или иных законов, принятию важных решений. Данная ситуация крайне нежелательна, если правительству необходимо опираться на большинство в парламенте.

Достоинства

Данная система дает возможность получить количество мест, которое будет пропорциональным числу голосов каждой партии. Именно поэтому она считается наиболее справедливой, чем выборы по большинству. При достаточно низкой квоте партии также получат места. Избиратели при данной системе предпочитают голосовать за тех, чья позиция близка их собственной, а не за тех, которые обладают большими шансами.

Распределение мандатов

Оно осуществляется по разным схемам. Первая заключается в установлении избирательной квоты. То есть определяется число голосов, которое необходимо для выбора одного депутата. Следующий метод заключается в том, что количество голосов, которое набрала партия, разделяется на число мандатов, которые она получила, плюс один. Нераспределенный остаток передается партиям с наибольшими средними показателями голосов. Однако достаточно часто система распределения непонятна для плохо информированных граждан.

Единственный передаваемый голос

В теории считается, что данная форма самая справедливая. Она дает возможность сочетать личный выбор с пропорциональным представительством партий. Распространению такой формы выборов препятствует некоторая техническая сложность при определении результатов. Каждая партия может выдвигать столько представителей, сколько посчитает необходимым. Допускается участие независимых кандидатов. Действия избирателей при этом аналогичны тем, что и при мажоритарной системе, предусматривающей альтернативное голосование. То есть напротив фамилий кандидатов человек ставит соответствующие отметки. После определения общего количества действительных бюллетеней устанавливается избирательная квота.

Получившие ее кандидаты считаются выбранными. Обычно они получают излишек квоты, то есть определенное число голосов, которое им не нужно. Это количество отдается тем, кто квоту не получил, по принципу второго предпочтения. В случае если после распределения голосов остались неизбранные кандидаты и незамещенные мандаты, первые исключаются из выборов. При этом бюллетени, в которых они получили первое предпочтение, отдаются другим по принципу второго предпочтения, аналогично тому, как это происходит при альтернативном голосовании.

Смешанная избирательная система

Ее применение обусловлено стремлением соединить достоинства разных выборных форм. Также в той или иной степени компенсируются или устраняются недостатки, которые имеют виды избирательных систем. В этом отношении характерен порядок формирования отечественной Государственной Думы. Половина ее образуется по мажоритарной системе представительства по относительному большинству. Общее число депутатов – 450. Вторая половина избирается на основании пропорциональной системы по общефедеральному округу.

Результаты голосования

В соответствии с ними, осуществляется распределение мандатов. Это выполняется по следующим правилам:

  • Определяется сумма голосов, которые поданы по общефедеральному округу за списки кандидатов от допущенных к распределению мандатов объединений. Данный результат является первым избирательным частным.
  • Количество действительных голосов каждого общефедерального списка кандидатов, участвовавших в распределении, разделяется на первое частное. Целая часть результата считается числом мандатов. Его получает соответствующий список.
  • Если остаются мандаты, распределение проводится повторно. По одному они передаются спискам, обладающим наибольшей дробной частью. Он представляет собой остаток, полученный при делении. При равенстве преимущество получает тот список, за который отдано больше голосов, а при их равенстве – тот, кто раньше зарегистрировался.

Особенности отечественной выборной структуры

Следует отметить, что сегодня в России происходит процесс становления демократической правовой системы. В связи с этим, традиционный взгляд на процедуру образования органов власти считается неполным и ограниченным. Избирательная система РФ рассматривается современными экспертами как институт народовластия и метод реализации политических возможностей граждан.

В качестве основополагающего положения, отражающего сущность и глубину конституционного строя в стране, выступают свободные выборы. Избирательная система РФ предусматривает провозглашение и последующее юридическое закрепление воли народа. В Конституции (ст. 3, ч. 1) зафиксировано, что население государства является единственным источником власти и носителем суверенитета. При этом Основной закон устанавливает механизм, посредством которого будет реализована воля народа. Высшим проявлением его считаются выборы и референдум.

В заключение

Сложно сказать однозначно, какая избирательная система лучше. При применении той или иной формы представительства и образования органов власти следует, в первую очередь, исходить из особенностей законодательной структуры. На разных уровнях могут использоваться разные типы избирательных систем. Тем не менее, одним из основных принципов при проведении выборов должен оставаться принцип справедливости.

businessman.ru

Виды избирательных систем. Избирательная система в РФ

Избирательное право и избирательная система имеют исключительное значение в политическом развитии общества. Это каналы, посредством которых происходит процесс формирования всей структуры представительной власти — от Президента до муниципальных органов самоуправления. У граждан страны есть политические права. Они позволяют участвовать в развитии государства. Реализация этой возможности осуществляется через выборы. Далее рассмотрим подробнее основные типы избирательных систем. В статье будут описаны основные особенности отечественной выборной структуры.


Общие сведения

Что собой представляют избирательное право и избирательная система? Первое выступает в качестве комплекса конституционных норм. Оно обеспечивает регулирование общественные отношения, складывающиеся при выборе Президента, депутатов представительных органов, как федеративного, так и местного значения.

Избирательная система Росси – это определенный порядок, в соответствии с которым осуществляется формирование институтов власти. Выборы проводятся в соответствии с Федеральными законами, нормативными актами представительных органов госвласти субъектов. Определяя понятие избирательной системы, необходимо учесть специфику конституционных возможностей, которые исходят непосредственно из Основного закона. Она состоит в том, что они, будучи реализованы в определенном взаимодействии, не прекращаются и не появляются снова. Избирательная система России предусматривает одинаковую возможность по своему содержанию и объему для всех граждан.

Общая классификация

Прежде чем рассматривать отечественную выборную структуру, следует описать основные виды избирательных систем. В разных странах применяется тот или иной метод формирования органов власти. В некоторых государствах те или другие виды избирательных систем представлены частично. Это обусловлено главным образом существующим государственным режимом и особенностью законодательства. Наиболее распространенной считается та, в которой итог зависит от выбора большинства. Это мажоритарная избирательная система. Она считается единственно возможной при выборе одного должностного лица (губернатора, Президента и прочих).

Если же мажоритарная избирательная система применяется при формировании коллегиального органа, к примеру, парламентской палаты, то создаются, как правило, одномандатные округа. В каждом из них должен быть выбран один депутат. Также существует пропорциональная избирательная система. Ее главная идея заключена в том, чтобы в парламенте или ином представительном органе у каждой партии было определенное число мандатов. Оно должно быть пропорционально количеству голосов, поданных на выборе за ее кандидатов. Полупропорциональное представительство предполагает применение «ограниченного вотума». При этом голосование осуществляется не за установленное число кандидатов от округа, а за меньшее. Она объединяет в себе виды избирательных систем, которые основываются на большинстве, но при этом дают некоторые возможности для меньшинства. Также в выборной практике используется еще одна категория. Смешанная избирательная система применяется в случаях, когда имеют место несколько разных форм представительства в одной палате. Выборы также могут проводиться по принципу единственного передаваемого голоса.

Выборы большинством голосов

Мажоритарная система считается самой простой. Она отличается результативностью. Единственным случаем, когда результат может отсутствовать, становится одинаковое наибольшее количество голосов между кандидатами. Однако на практике такое встречается довольно редко. Разрешение ситуации осуществляется жребием. Данная система применяется при парламентских выборах в США, Индии, Великобритании частично в России и Германии. Часто такая форма выборов имеет место при формировании муниципальных органов власти. Мажоритарная система применяется и в много-, и в одномандатных округах. Первые, однако, встречаются редко. На практике часто бывает так: чем больше кандидатов, тем меньше необходимо голосов для их избрания. При выдвижении одного человека он считается выбранным без голосования. В данном случае достаточно, чтобы хотя бы один человек отдал за него свой голос, даже если им окажется сам кандидат.

Выборы относительным большинством

Такая избирательная система считается несправедливой в отношении к политическим партиям. Особенно это касается тех, которые относятся по своему влиянию к малым и средним. Мандат получает кандидат, набравший относительное большинство голосов. При этом против могло высказаться больше людей, чем за. В этом случае говорят, что он выбран абсолютным меньшинством.

Суть здесь состоит в том, что те голоса, которые были против, пропали. Чем это чревато? В масштабах государства это приводит к тому, что та партия, которая набрала большинство голосов, в парламенте непосредственно получает меньшее число мест. Данная система, тем не менее, имеет сторонников. Это обусловлено тем, что, как правило, обеспечивает партии-победительнице абсолютное, а иногда и значительное большинство в палате. При смешанной и парламентарной системах правления это позволяет формировать устойчивое правительство.

Выборы абсолютным большинством

В этом случае кандидат считается избранным, если он набрал более половины общего числа голосов. При этом определяется нижний порог участия в голосовании избирателей. Если он не будет достигнут, то выборы будут признаны недействительными либо несостоявшимися. Как правило, порог равен половине зарегистрировавшихся избирателей, но зачастую их число может быть и меньшим. Несмотря на то что эта форма выглядит более справедливой, она имеет тот же дефект, что и у описанной выше. Другими словами, вероятно, что партии, набравшие большинство по стране, получат меньшинство в парламенте.

Пропорциональная избирательная система: недостатки

К минусам проведения таких выборов относят, в первую очередь, то, что голосование проводится по многомандатным округам, где соперничают списки кандидатов от движений и политических партий. Из них непосредственно избирателю могут быть известны лишь несколько лиц. Однако, с другой стороны, руководство движения или партии, наряду с громогласными спикерами, может провести в парламент людей, неизвестных широкой публике.

Будучи профессионалами в определенной области, они могут участвовать в разработке того или иного закона, контроле над деятельностью исполнительных органов. Еще одним существенным недостатком пропорциональной системы считается то, что в парламенте может сформироваться множество мелких фракций, которые объединены вокруг лидеров, обладающих небольшим влиянием, но большими амбициями. Неспособные к конструктивному взаимодействию, они зачастую препятствуют проведению тех или иных законов, принятию важных решений. Данная ситуация крайне нежелательна, если правительству необходимо опираться на большинство в парламенте.

Достоинства

Данная система дает возможность получить количество мест, которое будет пропорциональным числу голосов каждой партии. Именно поэтому она считается наиболее справедливой, чем выборы по большинству. При достаточно низкой квоте партии также получат места. Избиратели при данной системе предпочитают голосовать за тех, чья позиция близка их собственной, а не за тех, которые обладают большими шансами.

Распределение мандатов

Оно осуществляется по разным схемам. Первая заключается в установлении избирательной квоты. То есть определяется число голосов, которое необходимо для выбора одного депутата. Следующий метод заключается в том, что количество голосов, которое набрала партия, разделяется на число мандатов, которые она получила, плюс один. Нераспределенный остаток передается партиям с наибольшими средними показателями голосов. Однако достаточно часто система распределения непонятна для плохо информированных граждан.

Единственный передаваемый голос

В теории считается, что данная форма самая справедливая. Она дает возможность сочетать личный выбор с пропорциональным представительством партий. Распространению такой формы выборов препятствует некоторая техническая сложность при определении результатов. Каждая партия может выдвигать столько представителей, сколько посчитает необходимым. Допускается участие независимых кандидатов. Действия избирателей при этом аналогичны тем, что и при мажоритарной системе, предусматривающей альтернативное голосование. То есть напротив фамилий кандидатов человек ставит соответствующие отметки. После определения общего количества действительных бюллетеней устанавливается избирательная квота.

Получившие ее кандидаты считаются выбранными. Обычно они получают излишек квоты, то есть определенное число голосов, которое им не нужно. Это количество отдается тем, кто квоту не получил, по принципу второго предпочтения. В случае если после распределения голосов остались неизбранные кандидаты и незамещенные мандаты, первые исключаются из выборов. При этом бюллетени, в которых они получили первое предпочтение, отдаются другим по принципу второго предпочтения, аналогично тому, как это происходит при альтернативном голосовании.

Смешанная избирательная система

Ее применение обусловлено стремлением соединить достоинства разных выборных форм. Также в той или иной степени компенсируются или устраняются недостатки, которые имеют виды избирательных систем. В этом отношении характерен порядок формирования отечественной Государственной Думы. Половина ее образуется по мажоритарной системе представительства по относительному большинству. Общее число депутатов – 450. Вторая половина избирается на основании пропорциональной системы по общефедеральному округу.

Результаты голосования

В соответствии с ними, осуществляется распределение мандатов. Это выполняется по следующим правилам:

  • Определяется сумма голосов, которые поданы по общефедеральному округу за списки кандидатов от допущенных к распределению мандатов объединений. Данный результат является первым избирательным частным.
  • Количество действительных голосов каждого общефедерального списка кандидатов, участвовавших в распределении, разделяется на первое частное. Целая часть результата считается числом мандатов. Его получает соответствующий список.
  • Если остаются мандаты, распределение проводится повторно. По одному они передаются спискам, обладающим наибольшей дробной частью. Он представляет собой остаток, полученный при делении. При равенстве преимущество получает тот список, за который отдано больше голосов, а при их равенстве – тот, кто раньше зарегистрировался.

Особенности отечественной выборной структуры

Следует отметить, что сегодня в России происходит процесс становления демократической правовой системы. В связи с этим, традиционный взгляд на процедуру образования органов власти считается неполным и ограниченным. Избирательная система РФ рассматривается современными экспертами как институт народовластия и метод реализации политических возможностей граждан.

В качестве основополагающего положения, отражающего сущность и глубину конституционного строя в стране, выступают свободные выборы. Избирательная система РФ предусматривает провозглашение и последующее юридическое закрепление воли народа. В Конституции (ст. 3, ч. 1) зафиксировано, что население государства является единственным источником власти и носителем суверенитета. При этом Основной закон устанавливает механизм, посредством которого будет реализована воля народа. Высшим проявлением его считаются выборы и референдум.

В заключение

Сложно сказать однозначно, какая избирательная система лучше. При применении той или иной формы представительства и образования органов власти следует, в первую очередь, исходить из особенностей законодательной структуры. На разных уровнях могут использоваться разные типы избирательных систем. Тем не менее, одним из основных принципов при проведении выборов должен оставаться принцип справедливости.

Источник

Статьи такими же метками:

ideiforbiz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *