Виды масс медиа – это пресса, радио, телевидение как средства массовой информации

Содержание

это пресса, радио, телевидение как средства массовой информации

Средства массовой информации, массмедиа, медиапотребитель очень влияют на прогрессирующий информационный переворот. Они имеют также большое влияние на политическую жизнь. Именно массмедиа, или масс-медиа, способствуют формированию публичных выводов и взглядов на самые значимые политические вопросы. С помощью средств массовой информации исходные данные передаются визуально, словесно, звуковым сигналом. Это своеобразный широкий канал вещания для массовой аудитории.

Понятие о массмедиа

Государственные органы, общественные организации, информационные агентства регулярно распространяют различные информационные источники. Массмедиа — это учреждения, которые открыто, публично передают информацию, применяя специальные технические средства. Главная отличительная особенность массовой коммуникации — это публичность.

Обрабатывают и распространяют информацию в массовом масштабе средства массовой информации. СМИ — это то же самое, что и массмедиа. В основном они оперативно информируют общественность о событиях и явлениях сегодняшнего времени.

Виды средств массовой информации

Итак, массмедиа — это технический комплекс, который обеспечивает создание словесных, текстовых, образных, звуковых, музыкальных материалов. Как же донести разного рода информацию до слушателя? СМИ — это средства массовой информации, способные передавать новости широковещательным каналом. Различают два вида СМИ:

  1. Электронные массмедиа (телевидение, радио, интернет-публикации).
  2. Пресса, печатные тиражи.

Пресса, радио, телевидение проводят постоянную работу с большой аудиторией, донося ей звуковые, визуальные, словесные уведомления. В русском языке термин «СМИ» появился в 70-е годы 20-го века, до него существовало понятие «СМК» (средства массовой коммуникации). Современным названием является массмедиа. Это система, состоящая из множества каналов: книг, газет, альманахов, журналов, брошюр, теле- и радиопередач, интернет-сайтов.

Печатные издания

Старейшие институты массмедиа — это газеты, книги, журналы, альманахи, еженедельники. Продукт, выходящий из печати, несёт исходные данные в виде буквенного текста. Также это могут быть рисунки, схемы, плакаты, графики, фотографии. Читатель может самостоятельно воспринимать данную информацию, ему не нужны для этого вспомогательные технические средства, такие как радио, телевизор или компьютер. Прочитав ту или иную статью, каждый может сам её проанализировать.

Печатные издания являются важными хранилищами информации. С помощью книгопечатания человек получил возможность выражать свои самые дерзновенные мысли. Здесь уместно привести в пример миф Древней Греции о царе Кадме. Этому властелину удалось посеять зубы дракона. На месте их прорастания появились воины с оружием. В этом мифе проведена своеобразная аллегория с алфавитом: слово способно побеждать метко и быстро, подобно оружию. Многие политические лидеры смогли расширить свою власть благодаря печатному слову. «Цивилизованным» человека сделало именно печатное издание.

На сегодняшний день пресса в вопросе оперативности немного проигрывает электронным массмедиа. Это происходит из-за того, что на подготовку печатных тиражей, номеров, их доставку необходимо много времени. «Настоящими новостями» журналисты считают «плохие новости», то есть им нужно придать немного негативного настроения. Поэтому прессу можно считать вполне сконструированной вещью.

Современные СМИ

В современном мире СМИ формирует мнение общества на то или иное событие. Иногда массмедиа — это развлекательные, а не информирующие средства. Сегодня аудитория очень влияет на способы подачи информации, потому что у каждого есть возможность высказать своё видение происходящего. Благодаря этому активно развивается система обратной связи. Часто механизм массмедиа используют рекламодатели для распространения рекламных сообщений. Иногда к СМИ можно отнести и кино.

Характерные черты массмедиа

Главным признаком средств массовой информации является периодичность, новости должны выходить не реже одного раза в день. Следующей отличительной чертой выступает массовость, они рассчитаны на большую аудиторию. Ещё одним важным фактором можно считать принудительность, когда у одного вещателя собирается много слушателей. Вот основные направления деятельности массмедиа:

  • периодическое распространение массовых материалов;
  • выпуск печатных изданий: журналов, бюллетеней, альманахов, газет;
  • трансляция кинохроник;
  • создание радио- и телепрограмм;
  • накопление книг в библиотеках;
  • создание интернет-блогов;
  • выпуск малотиражек;
  • проведение конференций, форумов;
  • выпуск стенгазет.

Российские массмедиа

Для России характерны свои отличительные черты, определяющие СМИ. Любое издание обязательно должно обладать массовостью и выходить тиражом не менее 1000 экземпляров. Отечественные газеты, журналы, рассылки должны выходить периодично, то есть не менее одного раза в год. Публикация должна отличаться принудительностью: у многих слушателей информация должна исходить из одного источника.

Российские СМИ обязательно проходят фиксацию в Роскомнадзоре. Печатные издания обязательно передаются в библиотеки, где хранятся целый год. Массмедиа защищены правами и гарантиями. Также запрещены все попытки цензуры.

Каждое издание имеет свои способы передачи исходных данных и преподнесения их публике. На сегодняшний день в России работает 23 телеканала, которые предназначены для всей страны. Помимо этих основных каналов, вещают 117 кабельных и спутниковых линий, 15 из них транслируются за пределами России.

В отдельных областях страны выходят свои вещательные программы. В общем, на всей территории России вещает более 3000 телеканалов.

Самыми распространёнными российскими массмедиа являются газеты и журналы. В среднем по стране зарегистрировано более 27000 газет и еженедельников, свыше 20000 журналов, около 800 альманахов. В крупных городах России почти 12 % населения перечитывает каждодневную прессу. Журналами интересуется гораздо больше читателей, свыше 60 %. Информационные телепередачи являются самыми популярными.

Позиция интернета в СМИ

На сегодняшний день Интернет стал среди молодого поколения самым распространённым источником информации. Страницы интернета так и пестреют самыми свежими новостями в разных областях деятельности человека, из самых отдалённых уголков планеты. Интернет-медиа — самое современное и удобное средство массовой информации. Каких только сайтов здесь не встретишь! Это очень удобно, ведь в любой момент непроверенную информацию можно заменить.

Интернет постоянно совершенствуется, изменяются интернет-СМИ, приобщая к себе всё более широкую аудиторию. Многие традиционные массмедиа имеют свои сайты в Интернете, куда включается реклама.

Массовая коммуникация и массмедиа

Систематическая передача сообщений через телевидение, радио, прессу, видео и звукозаписи, чтобы оказать политическое, идеологическое, психологическое, экономическое влияние, называется массовой коммуникацией. Она способна воздействовать на поведение и действия людей. Объект влияния массовой коммуникации — человек. Существует четыре вида аудитории:

  • потребительская;
  • профессиональная;
  • половозрелая;
  • духовная.

А какие же самые распространённые формы массовых коммуникаций? Словесная, образная, музыкальная информация передаётся очень быстро с помощью следующих форм:

  • образовательных;
  • религиозных;
  • пропагандистских;
  • культурно-массовых;
  • рекламных.

Благодаря массовым коммуникациям обеспечивается гармоничное развитие личности, обеспечивается социальный контроль над массами. Также это движущая сила общественного прогресса. Обмен информацией позволяет доводить до личностей социокультурные образцы, благодаря которым у них строятся взгляды на семью, государство, религию. Значение слова «коммуникация» в этом случае — «общение и связь». Важно помнить, что культура отдельно взятых людей зависит от средств массовой информации.

fb.ru

медиа — это… Что такое Масс-медиа?

(средства массовой коммуникации) Технологии и институты, через которые централизованно распространяется информация и другие формы символической коммуникации крупным, гетерогенным и географически рассеянным аудиториям; одна из существенных форм распространения и бытия массовой культуры. Само слово «медиум» означает определенный инструмент преобразования опыта в знание, а его форма множественного числа «медиа» обозначает знаки, которые придают смысл событиям повседневной жизни, причем подразумевается существование многочисленных знаковых систем. Термин «медиум» является достаточно обобщенным, это любой инструмент коммуникации, который передает, или «медиирует» значение. Телефон, радио, фильм, телевидение — все они являются «медиа», наряду с печатью и человеческим голосом, живописью и скульптурой. В то же время сам процесс медиации осуществляется в каждом случае по-разному, в зависимости от степени «чистоты» медиума. Так, телефон представляет собой «чистую» форму медиации, в то время как газеты и электронные медиа теснейшим образом связаны со средой своего существования и, в свою очередь, формируют свой собственный саморефенциальный универсум. Уже в конце XIX в. газета становится социальным институтом, а электронные медиа с самого начала неразрывно связаны с контекстом массовой культуры и потребительского общества. В исследованиях по теории медиа подчеркивается связь новых коммуникационных технологий с изменяющимся характером общества, начало которой уходит корнями еще в середину XIX века. Однако массовые коммуникации не следует смешивать с технологиями, делающими их возможными. Терминологическое различие между «масс-медиа» и «массовыми коммуникациями» состоит в том, что в первом случае акцент делается на знаковую природу системы передачи информации, а во втором — на ее социальную значимость как интегрирующего фактора современного социума.

В исследовании сообщений массовых коммуникаций, т. е. конкретных газетных и журнальных текстов, радио- и телепередач во всем многообразии их видов и жанров в настоящее время используется большое количество методов и подходов, выработанных в рамках таких дисциплинарных и междисциплинарных исследовательских областей, как семиотика, нарратология, теория жанров, рецептивная эстетика, психоанализ, феминизм, дискурсивный анализ, контент-анализ. В большинстве этих подходов М.-м. рассматриваются как одна из сложных знаковых систем, при помощи которых мы ощущаем и познаем мир. При рассмотрении текстов и сообщений М.-м. не как независимых объектов, а как символических структур, культурных кодов, анализ этих сообщений дает возможность понять не только заложенные в них интснционально смыслы, но и их способность к означиванию предметов и действий и, в конечном счете, их роль в создании человеческого универсума. Отсюда большое внимание, которое уделяется в современных исследованиях М.-м. именно семиотическому аспекту передаваемых сообщений, анализу сигнифицирующих практик. Во второй половине XX в. мировые медиа соединились вместе в широкую универсальную систему, состоящую из спутников новостей, цветного телевидения, кабельного телевидения, кассет, видеопленки, видеомагнитофонов, видеофонов, видеостереофонии, лазерной техники, процесса электростатической репродукции, электронного высокоскоростного печатания, сочиняющих и обучающих машин, печатания по радио, базы данных, Интернета и других сетевых систем. Все эти новые медиа постоянно формируют новые связи как друг между Другом, так и со старыми медиа: печатью, радио, кино, телефоном, телетайпом и т. д. Важным аспектом конструирования пространства М.-м. в конце 80-х годов стало расширение сферы видеокультуры — появляются новые области видеокультуры, имеющие специфические функции, распространяющиеся среди населения неравномерно, но значительно меняющие возможности, смыслы и структуру большой части современного культурного потребления в области массовых коммуникаций. Видеокассета, видеодиск, видеоигры, видеотелефон, видеоконференция, видеотрансляция, компьютерное моделирование изображений, компьютерная мультипликация, телевидение с высокой разрешающей способностью, видеоклип, музыкальное телевидение, видеопоказы на улицах, объемное телеизображение, фотовидеокамера, телематика, видеотекст, телетекст, кабельные телесети, оптический телекабель, спутниковое телевидение, глобальное телевещание, кодированное телевещание для абонентов, телецентры на предприятиях и в учреждениях — составные части современной медиа-культуры. 90-е годы знаменуют новый этап как в мировых, так и в отечественных массовых коммуникациях, причем в рамках этого периода процессы, происходящие в отечественных М.-м., практически совпадают с подобными процессами в европейских. Основной чертой ситуации в мировом медиапространстве 90-х годов является, по мнению многих исследователей, его непредсказуемость, неслыханная скорость технологических инноваций, которые, хотя и не позволяют нам выстраивать какие-либо определенные прогнозы относительно того, каким будет процесс потребления продукции медиа в XXI в. с точки зрения числа изданий и телеканалов, способа дистанционного управления, распространенности новых технологий, мультимедиа, интерактивности и т. д., поскольку все эти процессы находятся сейчас в становлении, однако не оставляют сомнения в культурной значимости приобщения к новым информационным технологиям. В конце XX в. несомненный приоритет среди средств массовой коммуникации смещается в сторону электронных медиа, где главенствующую роль занимают телевидение и Интернет. Если во всех формах коммуникации, предшествующих ТВ, присутствовали дискретные элементы, то в вещании, особенно телевизионном, произошел сдвиг от последовательного расположения элементов программы, отделяемых друг от друга, к смешанному потоку совершенно различных элементов без явных демаркационных линий. На сегодня ТВ является основным и наиболее массовым СМИ и важнейшей частью современной массовой культуры. Проникновение ТВ во все области нашей жизни отражено в многочисленных количественных показателях, существующих практически во всех странах современного мира, относительно того, сколько часов в день, месяц или год смотрит телевизор «средний» потребитель медиапродукции, сколько в среднем телевизоров имеет обычная семья, каковы показатели продаж видеомагнитофонов и т. д. Кроме этого интенсивного потребления телепродукции в развитых странах распространение ТВ идет и «вширь», и в современном мире практически не остается уголков, не охваченных всепроникающим телеэкраном. Как и многие артефакты повседневности, телевизор стал одним из неотъемлемых «присутствий» во всех областях современного жизненного пространства. Можно выделить три основные стадии в развитии ТВ. В 50-е годы оно было подтверждением величия технического прогресса, новых возможностей науки и, с другой стороны, важным социальным фактором, объединяющим людей. В 70-е годы происходит формирование собственно телепродукции, структурируются тележанры. Если раньше ТВ было вторично по отношению к другим каналам коммуникации (кино, театр, эстрада, позднее — радио), то в это время наряду с дальнейшей модификацией и приспособлением традиционных жанров возникают новые «гибридные» формы, а также специфически телевизионные передачи. В 80-е годы происходят колоссальные изменения в возможностях ТВ как средства передачи информации, рекреации, расширения тематики — ТВ обретает цвет, появляется дистанционное управление, совершенствуется качество изображения. «Натурализация» телеимиджей ведет к их укоренению в среде культуры повседневности, к слиянию образов телеэкрана с окружающей вещной средой. Другой важной чертой этого периода является распространение видео, что качественно изменяет сам зрительский опыт, дает зрителю невиданную до этого времени свободу в выборе материала, которая, в основном, охватывает две возможности: смещения времени просмотра и просмотра материала, которого нет в телепрограмме. Кроме этого, появилась возможность выборочного просмотра. Эти перемены в области видеокультуры, увеличение функций телеэкрана дали повод говорить о «видеореволюции», которая освободила зрителей от заданности телепродюсерами возможных структур телевещания. Основными чертами новой телеэпохи, отметившей конец XX столетия, являются распространение спутникового и кабельного телевидения и связанный с этим рост числа каналов, дающий неограниченный выбор зрителю, приведший к ситуации, в которой на место более или менее целостного, единого просмотра той или иной передачи приходит «зэппинг», постоянное переключение каналов, что создает ситуацию одновременного просмотра большого количества передач. В конце XX в. в системе М.-м. наметилась новая революция — компьютерная. На смену всем известным медиа стремительно идет всеобъемлющая «Всемирная паутина» — Интернет, возвещающая новый уровень глобальных коммуникаций и манипулирования сознанием обывателя.

Лит.: Fiske J. Introduction to Communication Studies. L., 1982;

Mass Media and Mass Man. NY, 1968;

Williams R. Television: Technology and Cultural Form. L.,1974;

Williams R. Communications. 1979;

Williams R. Culture. Glasgo, 1981;

Morley D. Family Television. L, 1986;

Morley D. Television, Audiences and Cultural Studies. N.Y., 1992;

Afullan B. Consuming Television, Oxford, 1997.

E. Шапинская

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. В.В.Бычков. 2003.

dic.academic.ru

Новые формы и виды масс-медиа в начале XX века. Журналы новостей. Движение макрейкеров.

Поделись с друзьями

В начале ХХ века журналистика окончательно оформилась как сфера профессиональной деятельности. Превращение газет в крупные издательские предприятия сопровождалось расширением штата их сотрудников, большинство из которых принималось на постоянную работу (в то время как в первой половине XIX в. наиболее распространенной была внештатная работа журналистов с построчной оплатой за опубликованные материалы, не дававшая им стабильного заработка).

Влияние прогресса полиграфии на развитие журналистики в начале ХХ века привело к повышению темпов подготовки номеров и увеличению объема изданий В начале XX в. отдельный номер американской газеты мог достигать объема 100 страниц, тогда как столетие назад газета обычно состояла лишь из четырех полос. Обычный объем крупной английской газеты составлял в этот период 24 полосы. Существенно увеличились и тиражи, и число периодических изданий. Кроме того, технологическое новшество революционизировало иллюстрирование газет и журналов, на страницы которых пришел огромный массив фотоиллюстраций. В одной только Франции на рубеже веков выходило около 130 иллюстрированных газет и журналов. Примерно в 1905–1906 гг. газеты начинают широко использовать событийную фотографию при освещении политических и общественных мероприятий, спортивных состязаний, катастроф, криминальных происшествий. Изменилось и содержание журналов и газет, стали использоваться новые жанры: репортаж, интервью, расследование.

В свою очередь типология периодики заметно расширилась, появились новые формы и виды масс-медиа:

1. «Массовые» издания. Классическими образцами «массовой» периодики стали газеты «New York World» Дж. Пулитцера и «New York Journal» У.Р. Херста.

2.                   «Качественная» пресса: образец – лондонская газета «The Times», 1888 г. — «Financial Times», 1889 г. – «Wall Street Journal» (Доу и Джонс, США). В 1896 г. А. Окс, купил газету «New York Times», чтобы превратить ее в независимый от правительства источник основательной, систематичной информации о положении дел в стране и на международной арене.

3.                   Таблоиды. В США расцвет сенсационной таблоидной прессы пришелся на двадцатые годы, после старта в 1919 г. в Нью-Йорке первого крупного таблоида «Illustrated Daily News», созданного Паттерсоном и Маккормиком (слово «Illustrated» впоследствии было исключено из названия этой газеты). Успех «Daily News» на газетном рынке побудил издателей-конкурентов внимательнее отнестись к английскому изобретению – таблоиду. Таблоидная пресса вызвала многочисленные подражания в Европе, Азии и Латинской Америке.

4.                   Журналы новостей как самостоятельная типологическая группа журнальной периодики оформились в 20-30-е годы XX в.

Родоначальником и ярким представителем этого типа журналов является «Time» – журнал, основанный в 1923 году молодыми выпускниками Йельского университета X. Люсом и Б. Хадденом. Новый журнал был адресован не «экспертам», а «занятому человеку» – поглощенному своим бизнесом образованному среднему американцу, которому недосуг прочитывать многостраничные газеты и разнообразные журналы в поисках интересующей его «стержневой» информации. «Time» готовился в одном стиле – таким образом, чтобы у читателя возникало впечатление, будто изложение новостей недели в нем ведется «от одного человека – другому». С этой целью написанные репортерами материалы основательно перерабатывались редакторами журнала, которые придавали им черты своеобразного стиля «Time» – доверительного, ироничного, нередко острого, скептического. Это дало основание утверждать, что редакция практикует некий «коллективный журнализм». Стремясь приблизить издание к новым слоям образованного среднего класса, Люс и Хадден ввели на его страницы элементы молодежного и студенческого слэнга, многочисленные неологизмы и экзотизмы, призванные повысить экспрессивность изложения новостей. Для завоевания внимания этой категории аудитории широко использовались материалы «человеческого интереса», призванные привлечь всеобщее внимание (на темы спорта, отдыха и развлечений, межполовых отношений, здоровья, стиля жизни и пр.). Содержание журнала распределялось по десяткам небольших тематических текстовых материалов, близких по жанровым признакам к расширенной заметке, сжатой корреспонденции или репортажу. Многие из них (до 70%), подготовленные на основе метода дайджестирования, представляли собой краткое переложение материалов «качественной» прессы. Характерной приметой журнала стала персонализация новостей. Отбор информации о происходящих событиях строился на приоритетном внимании к тем новостным сюжетам, участниками которых были «звезды» политики, бизнеса, сферы развлечений: редакция «Time» работала под девизом «Имена создают новости». Находкой руководителей журнала, усиливающей эффект персонализации, стал «человек года «Time» – ежегодно называемый журналом герой новостей – как правило, из категории «звезд». «Time» приобрел в тридцатые годы большой коммерческий успех и превратился впоследствии в один из самых высокотиражных журналов мира с транснациональным распространением. В настоящее время он имеет более 40 зарубежных изданий, включая европейскую версию «Time – Atlantic Edition». Его общий тираж сегодня составляет около 5 млн. экз.

Непосредственным типологическим аналогом и конкурентом «Time» стал основанный в 1933 г. в США журнал «Newsweek», который был создан под руководством англичанина Т. Дж. С. Мартина (до этого работал в редакции «Time»). Мартин стремился приглушить в новом издании присущий журналу «Time» субъективный стиль в передаче новостей. «Newsweek» – влиятельный общественно-политический иллюстрированный еженедельный журнал новостей – по сей день остается главным конкурентом журнала «Time» как на североамериканском, так и на международном рынке еженедельных новостных журналов для массовой аудитории. Он имеет 25 зарубежных изданий, а также международную версию, распространяемую в европейских странах. Тираж журнала – 3,1 млн. экз.

В 1948 г., присоединив к еженедельному журналу новостей «United States Daily» еще один свой журнал «World Report», американский издатель – Д. Лоуренс предложил журнальному рынку свой типологический аналог журнала «Time» под новым названием – «US News & World Report».

В послевоенный период концепция еженедельного иллюстрированного журнала новостей в североамериканском стиле получила широкое распространение в странах Западной Европы, в Латинской Америке и Азии: в ФРГ в 1947 г. — журнал «Der Spiegel» («Зеркало»),  В Италии — «Expresso» и «Tempo», во Франции — «L’Express», «Le Nouvel Observateur».  Сегодня общественно-политический журнал новостей адресован, как и прежде, читателям с достаточно высоким уровнем образования.Характерным элементом его содержания является наличие в каждом номере «гвоздевого» специального репортажа (или статьи), посвященных одной из наиболее злободневных новостей или проблем политического, экономического или общественного развития.

5.                   Массовые иллюстрированные журналы. Наиболее крупными и известными из них стали еженедельный журнал «Life», созданный под руководством X. Люса в 1936 г., и двухнедельный «Look», созданный в 1937 г. американским издателем Г. Коулсом. В конце 1950-х и в 1960-е годы крупные иллюстрированные журналы повсеместно стали терять рекламные доходы под воздействием конкуренции с телевидением.

6.                   Деловые журналы: еженедельный журнал «Business Week», выходящий в США с 1929 г.,  «Fortune», основанный X. Люсом в  1930 г.

7.                   Журналы-дайджесты (от английского digest – краткое изложение, резюме), содержание которых формировалось на основе переработанных материалов, взятых из других изданий. Супружеская чета – издатели Уоллесы – в 1922 г. начала выпускать ежемесячный журнал «Rider’s Digest», адресованный широкой аудитории. Форма журнала должна была подтверждать его репутацию просветителя и советчика простого человека: в номере карманного формата (чтобы читатель мог постоянно носить журнал с собой) публиковалась 31 статья в соответствии с девизом «Rider’s Digest»: «каждый день – по одной статье постоянного интереса». Тираж «Rider’s Digest» (внутреннего издания и 36 зарубежных версий на различных языках) достиг в 1980-е годы более чем 18 млн. экз.

8.                   Научно-популярные, познавательные журналы под воздействием процессов коммерциализации журналистики трансформировались. Наглядные признаки коммерческой трансформации присутствуют в облике «National Geographic» – научно-популярного журнала, созданного еще в 1888 г. в качестве органа Национального географического общества (США). Это перенасыщенное рекламой и промоцийными публикациями издание достигло в 1980-е годы 10-миллионного тиража (в начале нового века он сократился до 8,5 млн. экз.). Явный коммерческий крен наблюдается в концепции и деятельности германского журнала «Geo», имеющего ряд зарубежных версий (в том числе – русскоязычную). Создан в 1976 г. концерном «Грунер унд Яр». В его содержании высока доля чисто развлекательного материала, присутствует элемент сенсационности.

9.                   Бесплатные газеты, распространяемых в местах большого скопления людей – на станциях метро, вокзалах, в поездах и т. д. Сочетая в своем содержании журналистский и рекламный компоненты (при решительном доминировании последнего), эти издания в ряде случаев составили существенную конкуренцию традиционным газетам.

10.               «Макрейкерские» журналы. В начале XX столетия американская журналистика пережила период «макрейкерства» (движения «разгребателей грязи»), т.е. разоблачительной журналистики. Еще в конце 1880-х гг. внимание публики привлекли два новых журнала, взявших курс на агрессивную журналистику и разоблачительные материалы, предвосхищая появление «разгребателей грязи»: нью-йоркский «The Forum» и бостонский «The Arena» (Флауэр).

Традиционно начало «макрейкерства» в американской журналистике возводится к публикациям Джекоба Рииса и Генри Демареста Ллойда. Джекоб Риис, корреспондент «The New York Sun», обратился к социально-публицистическому исследованию нью-йоркских трущоб и обобщил свои наблюдения и выводы в книге «Как живет другая половина» (1890). Американский президент Теодор Рузвельт (которому принадлежит авторство самого термина «разгребатели грязи») писал впоследствии, что книга Дж.Рииса стала для него «просветлением и вдохновением, за которое я никогда не смогу полностью выразить свою благодарность». Г Д.Ллойд впервые обратил на себя внимание в 1881 г. небольшой статьей, опубликованной в журнале «The Atlantic Monthly». В ней точно, сжато и доказательно описывались грязные методы ведения бизнеса могущественной нефтяной компанией «The Standard Oil». Афористичная фраза Г.Д.Ллойда о том, что «свобода порождает богатство, а богатство разрушает свободу», стала девизом «разгребателей грязи».

1900-е гг. отмечены появлением целой группы журналов, которые можно классифицировать как «макрейкерские», — «McClure’s Magazine», «The Arena», «Everybody’s Magazine», «The American Magazine», «Collier’s Magazine», «Cosmopolitan Magazine» и т. д. Успеху «макрейкерских» изданий в немалой степени способствовали технические инновации рубежа веков, связанные с появлением линотипа, брошюровочных и переплетных машин, которые привели к почти полной механизации издательского дела. Более дешевая и доступная техника фототипии вытеснила дорогостоящую ксилографию.

Наибольшую известность из периодических изданий подобной ориентации приобрел нью-йоркский журнал «McClure’s Magazine». Журнал выдвинулся на передовые позиции с появлением на его страницах в октябре 1902 г. статьи «Времена Твида в Сент-Луисе», написанной Линкольном Стеффенсом и разоблачавшей коррупцию муниципальных властей. Это событие считается официальной датой начала эпохи «макрейкерства». Номер журнала со статьей Стеффенса разошелся необычайно быстро, и читатели требовали новых сенсационных разоблачений. Стеффенс был приглашен на должность главного редактора «McClure’s Magazine» и оставался на этом посту с 1902 по 1906 г. В «McClure’s Magazine» последовала новая серия разоблачительных материалов, составивших его знаменитую книгу «Позор городов» (1904), основной темой которой стала коррумпированность государственных институтов, связь полиции с преступным миром, сомнительные действия различных монополий и другие не менее «горячие» материалы. Невысокая цена (15 центов) и сенсационный материал способствовали росту тиража, который достиг 3 млн. экз. В «McClure’s Magazine» работала плеяда талантливых журналистов-макрейкеров, публикации которых собирали миллионную аудиторию читателей. В 1902-1904 гг. Аида Тарбелл, продолжив традицию ГД.Ллойда, дала серию сенсационных репортажей, разоблачавших методы обогащения крупных монополий. Эти статьи составили книгу «История «Стандард Ойл», в которой Тарбелл проследила историю возникновения и обогащения нефтяной корпорации Дж.Рокфеллера.

Публикации журналистов-макрейкеров приносили издателям журналов значительные прибыли, поэтому в начале века издатели и редакторы многих периодических изданий поощряли деятельность макрейкеров. Но разоблачения макрейкеров затрагивали интересы многих, поэтому неизбежно со стороны влиятельных кругов Америки последовала контратака на «разгребателей грязи» и на реформаторские идеи, исповедуемые этими журналистами. «Консервативные редакторы, церковные проповедники и политики стремились дезавуировать публикации и чернить агрессивных либералов. Бизнесмены вмешивались в издательскую политику популярных периодических изданий, угрожая изъять размещаемую рекламу, а в ряде случаев они получали контроль за редакторской политикой путем прямой покупки издания. В результате макрейкерские издания стали исчезать одно за другим или менять свою издательскую политику. 1910 г. стал своеобразной чертой, подведенной под деятельностью макрейкерских изданий. Практически все журналы подобной ориентации либо поменяли свой профиль, либо прекратили существование, либо слились с другими изданиями.

students-library.com

Масс-медиа (средства массовой коммуникации) это что такое Масс-медиа (средства массовой коммуникации): определение — Философия.НЭС

Масс-медиа

лат. massa – масса + medius – средний, нейтральный) – название средств массовой информации (коммуникации): пресса, кино, ТВ, аудио- и видеокассеты, плакаты и т.п.

Оцените определение:

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Масс-медиа (средства массовой коммуникации)

Технологии и институты, через которые централизованно распространяется информация и другие формы символической коммуникации крупным, гетерогенным и географически рассеянным аудиториям; одна из существенных форм распространения и бытия массовой культуры. Само слово «медиум» означает определенный инструмент преобразования опыта в знание, а его форма множественного числа «медиа» обозначает знаки, которые придают смысл событиям повседневной жизни, причем подразумевается существование многочисленных знаковых систем. Термин «медиум» является достаточно обобщенным, это любой инструмент коммуникации, который передает, или «медиирует» значение. Телефон, радио, фильм, телевидение — все они являются «медиа», наряду с печатью и человеческим голосом, живописью и скульптурой. В то же время сам процесс медиации осуществляется в каждом случае по-разному, в зависимости от степени «чистоты» медиума. Так, телефон представляет собой «чистую» форму медиации, в то время как газеты и электронные медиа теснейшим образом связаны со средой своего существования и, в свою очередь, формируют свой собственный саморефенциальный универсум. Уже в конце XIX в. газета становится социальным институтом, а электронные медиа с самого начала неразрывно связаны с контекстом массовой культуры и потребительского общества. В исследованиях по теории медиа подчеркивается связь новых коммуникационных технологий с изменяющимся характером общества, начало которой уходит корнями еще в середину XIX века. Однако массовые коммуникации не следует смешивать с технологиями, делающими их возможными. Терминологическое различие между «масс-медиа» и «массовыми коммуникациями» состоит в том, что в первом случае акцент делается на знаковую природу системы передачи информации, а во втором — на ее социальную значимость как интегрирующего фактора современного социума. В исследовании сообщений массовых коммуникаций, т. е. конкретных газетных и журнальных текстов, радио- и телепередач во всем многообразии их видов и жанров в настоящее время используется большое количество методов и подходов, выработанных в рамках таких дисциплинарных и междисциплинарных исследовательских областей, как семиотика, нарратология, теория жанров, рецептивная эстетика, психоанализ, феминизм, дискурсивный анализ, контент-анализ. В большинстве этих подходов М.-м. рассматриваются как одна из сложных знаковых систем, при помощи которых мы ощущаем и познаем мир. При рассмотрении текстов и сообщений М.-м. не как независимых объектов, а как символических структур, культурных кодов, анализ этих сообщений дает возможность понять не только заложенные в них интснционально смыслы, но и их способность к означиванию предметов и действий и, в конечном счете, их роль в создании человеческого универсума. Отсюда большое внимание, которое уделяется в современных исследованиях М.-м. именно семиотическому аспекту передаваемых сообщений, анализу сигнифицирующих практик. Во второй половине XX в. мировые медиа соединились вместе в широкую универсальную систему, состоящую из спутников новостей, цветного телевидения, кабельного телевидения, кассет, видеопленки, видеомагнитофонов, видеофонов, видеостереофонии, лазерной техники, процесса электростатической репродукции, электронного высокоскоростного печатания, сочиняющих и обучающих машин, печатания по радио, базы данных, Интернета и других сетевых систем. Все эти новые медиа постоянно формируют новые связи как друг между Другом, так и со старыми медиа: печатью, радио, кино, телефоном, телетайпом и т. д. Важным аспектом конструирования пространства М.-м. в конце 80-х годов стало расширение сферы видеокультуры — появляются новые области видеокультуры, имеющие специфические функции, распространяющиеся среди населения неравномерно, но значительно меняющие возможности, смыслы и структуру большой части современного культурного потребления в области массовых коммуникаций. Видеокассета, видеодиск, видеоигры, видеотелефон, видеоконференция, видеотрансляция, компьютерное моделирование изображений, компьютерная мультипликация, телевидение с высокой разрешающей способностью, видеоклип, музыкальное телевидение, видеопоказы на улицах, объемное телеизображение, фотовидеокамера, телематика, видеотекст, телетекст, кабельные телесети, оптический телекабель, спутниковое телевидение, глобальное телевещание, кодированное телевещание для абонентов, телецентры на предприятиях и в учреждениях — составные части современной медиа-культуры. 90-е годы знаменуют новый этап как в мировых, так и в отечественных массовых коммуникациях, причем в рамках этого периода процессы, происходящие в отечественных М.-м., практически совпадают с

terme.ru

Понятие «медиа»: критический анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»



Понимание медиа и границ «медийного» — это фундамент, дающий ключ к постижению происходящих в обществе процессов и объяснению многих социальных фактов.

Медийная проблематика является предметом научного интереса для представителей различных наук и научных дисциплин, как социальных, так и технических, что обусловливает необходимость пристального междисциплинарного рассмотрения термина «медиа», который образует ядро всех последующих исследований.

Концепция медиа заключает в себе множество смыслов, каждый из которых неизбежно акцентирует внимание на одних аспектах, неизбежно затушёвывая другие. Слово «медиа» является одним из часто ускользающих от научного рассмотрения терминов, значение которого предполагают очевидным. Нет смысла доказывать, сколь опасной может быть такая ситуация для любого научного направления.

Русскоязычному исследователю медиа приходится работать с дополнительными понятиями: СМИ (средство массовой информации) и СМК (средство массовой коммуникации). Последние соотносятся с признанными во всём мире терминами «media» («медиа») и «mass media» (масс-медиа или массмедиа[1], массовые медиа), но не заменяют последние. Необходимость перевода общепринятых в мире понятий на принятые исключительно в России (и наоборот) мешает правильному пониманию специфики рассматриваемых проблем.

Медиа (англ. «media») — это средства информирования и коммуникации субъекта (субъектов) с другим субъектом (другими субъектами) общения и взаимодействия, являющиеся источниками и носителями информации, то есть берущие на себя функцию передачи, переноса, трансляции, трансмиссии некоторых сведений с помощью использования той или иной технологии или в рамках деятельности социальной организации и встающие между субъектами коммуникации.

Далее докажем это универсальное определение через обращение к различным научным источникам.

Во-первых, зарубежные источники прямо и недвусмысленно подтверждают это определение.

Так, «Словарь новых медиа, нового цифрового мира» и «Словарь медиа и коммуникаций» определяют медиа как «агенты или каналы обмена, передачи и распространения информации» (первый аспект), а также как «физические формы их выражения — бумага, аудиокассета, магнитный или оптический диск» (второй аспект) [12, с. 159] [13, с. 261, 270–271].

Во-вторых, для доказательства положения «медиа — прежде всего средство коммуникации» рассмотрим этимологический фактор — срединность любого средства коммуникации.

Рис. 1. Базовая модель медиакоммуникации.

Этимологически слово «медиа» всегда было связано с нахождением в середине чего-либо и с посредничеством. Это легко доказывается анализом однокоренных слов:

‒ Mediale (лат.) — середина, сердцевина [11, с. 624].

‒ Medianum (лат.) — средняя часть, середина [11, с. 624].

‒ Medianus (лат.) — находящийся посреди, средний [11, с. 624].

‒ Mediatio (лат.) — посредничество [11, с. 624].

‒ Mediator (лат.) — посредник [11, с. 624].

‒ Medium (лат.) — середина; нечто среднее, находящееся посреди, занимающее промежуточное положение, центр; нечто, находящееся в общественном пользовании, общественное благо [11, с. 625].

‒ Medius (лат.) — находящийся посреди, срединный, центральный, промежуточный; общий, общественный, общедоступный; посредничающий, выступающий посредником; посредственный, заурядный [11, с. 625].

Медиатор (в музыке) — маленькая пластиковая или металлическая пластинка, которую часть гитаристов использует для игры на гитаре вместо непосредственного исполнения пальцами (в таком случае медиатор находится посередине, между рукой исполнителя и струнами).

‒ Медиатор (в юриспруденции, психологии, связях с общественностью) — лицо, являющееся посредником в разрешении конфликтов между двумя сторонами.

‒ Медиум — лицо, заявляющее, что может общаться с духами мёртвых [17].

‒ Медиана (в статистике) — число, характеризующее выборку и находящееся всередине неё (медиана как бы разделяет выборку на два диапазона).

В-третьих, авторитетный в среде исследователей медиа канадский учёный Маршалл Маклюэн в своей работе «Понимание медиа» выделял следующие их виды: устное слово, письменное слово, дороги и маршруты, числа, одежда, жилище, деньги, часы, печать, пресса, фотография, рекламные объявления, игры, телеграф, пишущая машинка, телефон, фонограф, кино, радио, телевидение, оружие, автомобиль, автоматизация [2, с. 463–464]. Очевидно, что этот список гораздо шире, чем традиционный («только пресса, радио и телевидение»).

В-четвёртых, доказательством служит стандарт медиазапросов [18] (Media Queries), утверждённый известной международной организацией «World Wide Web Consortium (W3C)» [19] («Консорциум Всемирной Паутины»), которая, без сомнения, является значимой для исследователей новых медиа, поскольку утверждает базовые стандарты функционирования всех веб-сайтов вИнтернете (то есть во всём мире).

Медиазапросы — это прописанные в стилях веб-сайта (по желанию разработчика) команды, определяющие применение определённого дизайна только в случае захода с определённого устройства (то есть средства коммуникации, или медиа). Медиазапросы позволяют обращаться к разным устройствам по-разному в зависимости от типа устройства (экранные, принтеры, проекторы и др.), разрешения экрана в пикселях и положения экрана (вертикальное или горизонтальное). Особое значение этот стандарт имеет для обеспечения совместимости сайтов со всеми устройствами (например, для создания адаптивного дизайна и мобильных версий страниц).

Очевидно, что стандарт «Media Queries» доказывает признание членами W3C приводимой здесь концепции медиа.

С учётом приведённых здесь аргументов, положение «медиа = средство коммуникации» представляется бесспорным, но обнаруживает множество аспектов, которые рассматриваются ниже.

Слово «медиа» является множественным числом. В единственном числе правильное написание — «медиум» (английское «medium»), но в русском языке это различие нивелировалось как в разговорном, так и в научном словоупотреблении [12, c. 159]. На наш взгляд, замена формы единственного числа множественным должно расцениваться как фактическая ошибка.

Слово «медиум» может быть существительным и прилагательным. Для исследователя средств коммуникации большее значение имеет первый аспект.

Словарь Уэбстера указывает, что первое известное употребление термина «медиум» в английском языке относится к 1670 году [20], «масс-медиа» датируется 1923 годом [21].

В разговорной речи «медиа» часто понимают как «масс-медиа», хотя это неверно: не все медиа являются массовыми, поэтому требуется разграничивать два этих термина.

Словарь Уэбстера допускает употребление термина «mass medium». На наш взгляд, введение подобного разделения в русский язык упростило бы понимание феноменов СМИ и СМК. Хотя борьба за чистоту языка имеет важное значение, термин «медиа» уже вошёл в лексикон российских исследователей, поэтому нет никаких причин отказывать в этом же праве его единичной форме — «медиуму»[2].

Масс-медиа (англ. mass media) — это средства массового информирования и/или массовой коммуникации [5, с. 391] [12, с. 159] [13, с. 257]. В единственном числе — «mass medium».

Даже с учётом двух приведённых выше определений медиа (массовые и нет) можно понимать в восьми разных аспектах:

  1. Как технические (физически реальные) средства коммуникации (массовой и нет).
  2. Как совокупность технических средств коммуникации.
  3. Как каналы коммуникации, физически или теоретически реальные.
  4. Как посредники между субъектами общения.
  5. Как способы выражения и передачи информации от субъекта к субъекту.
  6. Как организации, преимущественно и в качестве своей основной деятельности использующие определённые технические средства коммуникации для распространения массовой информации, и как конкретную организацию, занимающуюся данной деятельностью.
  7. Как социальные институты, включающие всю совокупность медиа как организаций, существующих в обществе, а также историю и практику их работы, правовые нормы и общественные ценности, связанные с их существованием в данном обществе [7, с. 95].

Эти факты вызвали разделение в русском языке понятий «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации» (а также «средства информации» и «средства коммуникации»), хотя и такое понимание является более чем искусственным. Логика этого размежевания не учитывает тот факт, что, во-первых, слово «медиа» можно понимать в значении «медиа как СМИ» и «медиа как СМК», а во-вторых, традиция именования тех или иных аспектов медиа в качестве СМИ или СМК не даёт разумного объяснения компонентов медиасистемы, потому что есть и другие виды медиа.

Формально-логически можно вывести умозаключение, что средство массовой коммуникации всегда является и средством массовой информации (по той причине, что оно способно передавать массовую информацию), а средство массовой информации всегда является средством массовой коммуникации постольку, поскольку массовая информация в данном значении a priori предполагает коммуникацию (то есть речь идёт о неразрывности связки «информация коммуникация»)[3].

С другой стороны, такое разделение может свидетельствовать о намерении разработчиков этих двух терминов подчеркнуть единство формы и содержания, равно как и первичность коммуникации (взаимодействия и его формы) по отношению к информации (содержанию).

Также в защиту употребления терминов «СМИ» и «масс-медиа» в узком смысле можно было бы привести следующий аргумент: многие научные работы не преследуют цели раскрывать эти понятия и имеют совсем другой предмет исследований. Однако принять этот тезис без возражения не представляется возможным, поскольку при частом повторении неправильных или частично правильных определений образуются новые значения слов (иными словами, в данном случае прямо в научной среде, с активным участием самих исследователей возникает феномен социального мифотворчества — причём в части значения основополагающих понятий).

По мнению автора, вследствие перечисленной двусмысленности медийных терминов российские исследователи предпочитают избегать точных определений «медиа», «СМИ» и «СМК», различными путями обходя данный аспект даже в исследованиях, непосредственно связанных с медиа[4].

Следует подчеркнуть, что автор не стремится исключить термины «СМИ» и «СМК» из научного оборота (в некоторых случаях их использование оправдано), однако представляется очевидным, что в каждом случае употребления они должны сопровождаться указаниями на факт, что они соотносятся с «медиа» как часть и целое.

Принимая во внимание как указанные факты, так и принятую в постсоветском научном дискурсе терминологию, далее термины «медиа» и «масс-медиа» мы предлагаем употреблять в правильном научном значении (в широком смысле, как средства информации и коммуникации), «СМИ» — как медиа-учреждение (медиа-организация) или совокупность таких учреждений (организаций), а «СМК» — как медиа-техническое средство массовой коммуникации, при необходимости конкретизируя нужные акценты, если этого требует контекст.

С учётом высказанных идей, сформулируем понятия «СМИ» и «СМК» конкретно, чтобы завершить рассмотрение опорного термина «медиа» и его аналогов.

Средство массовой информации (СМИ) — это организация, в качестве своей основной деятельности распространяющая массовую информацию с помощью средств массовой коммуникации и иных специфических технологий [5, с. 397] [7, с. 95, 308] [10, с. 532–533].

Средство массовой коммуникации (СМК) — это технический инструмент и связанная с ним возможность распространения с любой целью массовой информации [5, с. 397].

Литература:

  1. История и теория медиа: учебник для вузов / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — (Учебники Высшей школы экономики). — 423, [1] с.
  2. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. — 4-е изд. — М.: Кучково поле, 2014. — 464 с.
  3. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для студентов вузов / М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. Л. Вартанова и др.; Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 380 с.
  4. Стариков А. Г. Масс-медиа современной России. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 250 с.: ил. — (Высшее образование).
  5. Киселёв А. Г. Теория и практика массовой информации: учебник. — М.: КНОРУС, 2012. — 432 с.
  6. Панарин И. Н. Информационная война, PR и мировая политика. Учебное пособие для вузов. — М.: Горячая линия — Телеком, 2006. — 352 с.: ил.
  7. Головлева Е. Л. Массовые коммуникации и медипланирование: Учебное пособие. — М.: Академический проект; Деловая книга, 2009. — 352 с. — (Фундаментальный учебник).
  8. Новые медиа: социальная теория и методология исследований: словарь-справочник / отв. ред. О. В. Сергеева, О. В. Терещенко. — СПб.: Алетейя, 2016. — 264 с.
  9. Шарков Ф. И. Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. — 768 с.
  10. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова. — М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, 1998. — 672 с.
  11. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. Около 50 000 слов. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: «Русский язык», 1976. — 1096 с.
  12. Monaco J. The Dictionary of New Media — The New Digital World: Video, Audio, Print: Film, Television, DVD, Home Theatre, Satellite, Digital Photography, Wireless, Super CD, Internet. — New York: Harbor Electronic Publishing, 1999. — 282 p.
  13. Chandler D., Munday R. A Dictionary of Media and Communication. — Oxford: Oxford University Press, 2011. — 480 p.
  14. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124–1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511 (дата обращения: 01.05.2017).
  15. Dictionary. Thesaurus // Словарь Уэбстера — онлайн-версия. URL: https://www.merriam-webster.com (дата обращения: 01.05.2017).
  16. Официальный сайт консорциума W3C / World Wide Web Consortium (W3C). URL: https://www.w3.org (дата обращения: 01.05.2017).
  17. Media (thesaurus) // Словарь Уэбстера – онлайн-версия. URL: https://www.merriam-webster.com/thesaurus/media (дата обращения: 01.05.2017).
  18. Media Queries (стандарт) // Официальный сайт консорциума W3C / World Wide Web Consortium (W3C). URL: https://www.w3.org/TR/css3-mediaqueries (дата обращения: 01.05.2017).
  19. Официальный сайт консорциума W3C / World Wide Web Consortium (W3C). URL: https://www.w3.org (дата обращения: 01.05.2017).
  20. Medium (dictionary) // Словарь Уэбстера – онлайн-версия. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/medium (дата обращения: 01.05.2017).
  21. Mass Medium (dictionary) // Словарь Уэбстера – онлайн-версия. URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/mass%2Bmedium (дата обращения: 01.05.2017).

[1] Единый вариант написания (с дефисом или без) не устоялся.

[2] Op. cit.

[3] На этот же факт указывает Е. Головлева, см. [7, с. 308].

[4] Вывод сделан на основе анализа множества источников, касающихся медиаисследований: как литературы, приведённой в библиографическом списке данной работы, так и иных.

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, массовая коммуникация, средство коммуникации, средство, единственное число, медиа, русский язык, основная деятельность, концепция медиа, техническое средство коммуникации.

moluch.ru

Что такое средства массовой информации? Виды, функции, примеры :: BusinessMan.ru

Специалисты подсчитали, что современный человек перерабатывает ежедневно в два-три раза больше информации, чем среднестатистический его предок из 19-го века. Что же явилось причиной такого стремительного роста потребления интеллектуального продукта? На этот и другие родственные вопросы будут даны ответы в настоящей статье.

Что такое средства массовой информации?

Казалось бы, этот вопрос не должен вызывать затруднений. Большинство людей, скорее всего, ответят на него примерно так: СМИ — это любое издание, выходящее с какой-либо периодичностью и рассчитанное на некую аудиторию. Однако такое определение не является исчерпывающим. В 2012 году увидела свет последняя редакция закона о средствах массовой информации. Какой источник можно официально причислить к СМИ?

Согласно действующему законодательству, таковыми можно считать только те издания, которые выпускаются тиражом не менее 1000 экземпляров и выходят в свет не реже раза в год.

Если газета, журнал или другой печатный орган отвечают этим двум требованиям, то они в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в специальной государственной организации, ведающей подобными вопросами. Она носит название Роскомнадзор.

Что касается телерадиовещания, то для получения права вести трансляцию на определенных частотах, необходимо получить лицензию.

Стенгазеты

Этот формат прессы, хоть и является весьма популярным в различных учебных заведениях, а также на некоторых предприятиях, все же не может быть причислен к средствам массовой информации. Почему? Во-первых, тираж таких изданий, как правило, ограничивается одним экземпляром, и, во-вторых, количество читателей подобных новостных бюллетеней учесть крайне сложно. Поэтому стенгазеты не подлежат обязательной регистрации.

Современные средства массовой информации

Гораздо сложнее дело обстоит с Интернетом. С момента его появления и до недавнего времени не утихали споры о том, можно ли ставить его в один ряд со средствами массовой информации традиционного типа.

Специалисты, которые склонны были причислять мировую паутину к СМИ, обычно так аргументировали свою точку зрения: информация, которая предоставляется посредством Сети, ничем не отличается от той, которая публикуется на аналоговых носителях. Особенность состоит лишь в способе ее передачи.

Такое мнение часто вызывало следующие возражения:

  • Не все материалы, публикуемые в Интернете, рассчитаны на массовую аудиторию. Например, существуют страницы, посвященные деятельности сравнительно небольших социальных формаций (коллективы коммерческих фирм, вузовских учебных групп и так далее).
  • Второе возражение связано с тем, что даже сайты, принадлежащие редакциям крупных печатных изданий и телеканалов, в большинстве своем не представляют собой самостоятельного источника информации. Материалы на них часто лишь дублируют те статьи и передачи, которые появляются в рамках основного СМИ.

Статус Интернета

В 2014 году окончательное решение было вынесено. Теперь сайты во Всемирной паутине вправе иметь статус средства массовой информации, но могут и не относиться к таковым.

Обязательной регистрации подлежат блоги, посещаемость которых превышает 3000 человек в сутки. Так называемые «трехтысячники » должны обязательно быть включены в национальный реестр. После регистрации учредители и сотрудники крупного сайта получают права и обязанности наравне с представителями остальной прессы.

Блогеры, сайт которых посещает более 3000 человек в день, могут рассчитывать на аккредитацию на различные мероприятия, как и прочие журналисты.

Таким образом, на вопрос, что такое средства массовой информации, можно ответить следующим образом: это издания, ориентированные на многотысячные массы людей и выходящие с определенной периодичностью. Что касается частоты обновления материала, то определенных правил на этот счет пока не существует. Известно, что, в отличие от газет и журналов, информационные блоги публикуют новые статьи ни с какой-либо периодичностью, а по мере накопления информации.

Российская пресса в цифрах и фактах

Может показаться странным, но на сегодняшний день число сетевых СМИ не так уж и велико — около семисот. Для сравнения можно привести цифры, относящиеся к печатным средствам массовой информации. В нашей стране зарегистрировано около 20 000 различных газет и более 10 000 журналов. Наибольшей популярностью пользуются издания, выходящие еженедельно. Максимальное количество россиян привлекают газеты и журналы, освещающие вопросы кино и телевидения, а также публикующие различные статьи про кулинарию и моду, то есть имеющие отношение к женской тематике.

Плюсы и минусы

Среди положительных тенденций последнего времени можно назвать резкое увеличение печатных изданий. Так, с конца девяностых годов 20-го века по настоящий момент количество газет и журналов возросло на несколько тысяч наименований. Однако при столь стремительном увеличении этого показателя качество прессы все же оставляет желать лучшего. Многие исследователи в области массовых коммуникаций, говорят о том, что российские СМИ практически полностью игнорируют запросы той аудитории, на которую они рассчитаны. Почти все газеты и журналы не осуществляют «обратной связи» со своими читателями. Материалы в них публикуются, опираясь на субъективное мнение учредителей и отдельных авторов.

Классификация средств массовой информации

Существует несколько критериев, согласно которым можно разделить всю прессу на подгруппы. Одним из таких пунктов является финансирование. По данному признаку принято причислять средства массовой информации к государственным или коммерческим. Доля последних в настоящий момент в нашей стране перевешивает.

Всего в России существует около 10 государственных газет и журналов и около 20 телеканалов.

Область распространения

Еще одним критерием является территория, которую охватывает конкретное средство массовой информации. По данному признаку все СМИ могут быть разделены на:

  • Общенациональные, то есть те, которые издаются большими тиражами и распространяются на всей территории страны. Примером средств массовой информации подобного рода может быть «Российская газета».
  • Второй разновидностью СМИ по территориальному признаку являются региональные. Это такие газеты, журналы и прочие издания, которые рассчитаны на жителей конкретной местности. Регион охвата не обязательно должен совпадать с официальными границами той или иной области. Существуют, например, различные издания, предназначенные для жителей Урала. Сюда же можно отнести газеты и журналы для того или иного национального меньшинства, проживающего на территории Российской Федерации.
  • Третьей группой этой разновидности являются средства массовой информации, адресованные малочисленным аудиториям, например, работникам какого-либо крупного предприятия.
  • Также классификация может происходить по тематическому признаку. Существует общепринятое деление СМИ на научно-популярные, развлекательные, посвященные искусству, различным хобби и другие.

История термина СМИ

О том, что такое средства массовой информации как совокупность периодических изданий, впервые заговорили в Советском Союзе в начале семидесятых годов. Этот термин появился в нашем языке как дословный перевод с французского. Стоит сказать о том, что на родине этого понятия словосочетание «средства массовой информации» к семидесятым годам 20-го века почти полностью вышло из обихода. Поэтому можно сказать, что советские социологи заимствовали название, которое во Франции в тот момент уже являлось устаревшим.

Что такое средства массовой информации, с точки зрения европейцев? И по какой причине термин, употреблявшийся в течение долгого времени во французском языке, вышел из обихода?

Диалог вместо монолога

К 1960-м среди европейских журналистов прочно укоренилось мнение, что пресса должна плотно сотрудничать со своей аудиторией и, вместо подачи информации по принципу монолога, вести двустороннее общение, то есть диалог. Кроме того, широко применялись новые виды взаимодействия средств массовой информации друг с другом.

Общение со зрителем, читателем и слушателем

Именно поэтому в шестидесятые-семидесятые годы появился новый термин — средства массовой коммуникации. Данное словосочетание, по мнению специалистов, гораздо точнее выражало интерактивный характер современной прессы.

Общение с теми, кому предназначались материалы, публикуемые тем или иным изданием, могло происходить открыто, с помощью писем, а также телефонных опросов и интервью, которое брали у радиослушателей и телезрителей специальные корреспонденты. Обратная связь производилась также и опосредованно. Одним из технических новшеств, с помощью которых оно происходило, являлось устройство «пиплметр». Этот прибор составлял одно целое с телевизионным пультом и отправлял данные о том, какие телепрограммы смотрят телезрители, в бюро, занимающееся изучением статистики.

СМИ на службе у бизнеса и политиков

Описанные выше измерения проводились не только с целью улучшения качества материала. Они также измеряли рейтинг каждой конкретной программы и определяли наиболее перспективное время для публикации рекламных объявлений.

Также не является большим секретом и то, что СМИ нередко выступали в качестве орудия политической пропаганды.

Технология формирования общественного мнения

Какое средства массовой информации оказывают влияние на мысли и настроения в современном обществе?

В качестве ответа на этот вопрос можно привести интересные данные об одной из теорий, касающихся прессы.

Эта гипотеза носит название «Феномен повестки дня». Согласно ей, средства массовой информации не всегда могут навязать свое мнение людям, но способны заострить их внимание на определенных проблемах. И действительно, можно с уверенностью сказать, что каким бы важным ни было то или иное событие, но если о нем нет упоминания в прессе, это явление может пройти незамеченным для большинства населения страны. Напротив, если в новостных сводках несколько раз затронута какая-нибудь незначительная тема, то многие люди по инерции начнут задумываться именно над этим вопросом. Такая методика широко использовалась и используется для отвлечения широких масс от проблем, имеющих глобальный характер, и переключения внимания на незначительные или вовсе не существующие явления.

История российской прессы

Известно, что первые отечественные газеты появились сразу же после изобретения книгопечатания Иваном Федоровым.

Наряду с российскими изданиями представители элиты прошлых веков нередко выписывали и зарубежную прессу. В некоторых дворянских семьях из поколения в поколение передавались номера газеты «Таймс», собираемые в течение десятилетий. Радиовещание в Советском Союзе появилось в первые годы правления новой власти. В начале двадцатых годов наладилась регулярная трансляция первого канала. Через 20 с лишним лет, уже после Великой Отечественной войны, появилась вторая программа, которая получила впоследствии название «Маяк». Первый телевизионный канал был открыт в начале тридцатых годов 20-го века. Так проходило развитие средств массовой информации в России.

Взаимодействие СМИ друг с другом

Кроме обратной связи, которая осуществляется посредством опросов аудитории, а также при помощи различных технических приспособлений, осуществляются также контакты между самими средствами массовой информации. Подобные кооперации могут носить как простой характер, когда отдельные сотрудники договариваются между собой об освещении одной и той же проблемы с различных точек зрения, так и более сложный, устанавливаемый путем различных договоренностей.

Например, подобное взаимодействие может применяться при освещении крупных политических и спортивных событий. Во время олимпиады население страны получит гораздо более полную информацию о проводимых состязаниях, если прямую трансляцию событий возьмут на себя телевидение и радио, в то время как более тонкий анализ произошедших соревнований, интервью с тренерами, спортсменами и т. п. будут публиковаться в печати.

Заключение

Средства массовой информации имеют многовековую историю. Время от времени появляются новые виды СМИ. Вместе с тем и традиционные газеты и журналы по-прежнему пользуются высоким спросом.

businessman.ru

3. Технологии – базовые характеристики масс-медиа. Мир современных медиа

3. Технологии – базовые характеристики масс-медиа

Огромное значение для понимания современных медиа имеет технологический компонент, т. е. канал распространения сообщений. Именно это обстоятельство выразил в своем знаменитом слогане «Media is a message» («Средство сообщения есть сообщение») Маршал Маклюэн [McLuhan M. Media is a message. 1967], связывавший этапы развития человечества с изменениями в сфере передачи информации.

Обычно историю масс-медиа ведут от появления газет современного типа в середине XVII в., которые возникли на основе новой технологии – книгопечатания, изобретенной Иоганном Гутенбергом. Аудиовизуальные формы СМИ возникли в конце XIX в. также на основе грандиозных технических инноваций. Именно техническое развитие, в конечном счете, приводило к расширению влияния масс-медиа и к изменению их социальной функции.

Технологический характер современных СМИ, позволяющий выпускать и тиражировать информационный продукт в гигантских масштабах, обусловливает их производственную специфику, позволяющую уподоблять эту деятельность массовому производству. Удивительно, как пишет современный английский исследователь Д. Баррат, насколько производство телевизионных программ или современной газеты напоминает производство холодильников: и здесь налицо разделение труда, сложнейшая организационная структура и огромные инвестиции [Barrat D., 1994. P. 15]. Кроме того, потребители СМИ, так же как потребители промышленных товаров, должны выбирать из предложений, имеющихся на рынке; как на любом рынке, потребители информационного продукта имеют очень мало реальных возможностей контролировать или проверять качество предлагаемого им товара.

Особенностью большинства современных медиа является односторонний поток информации: относительно небольшая группа работников СМИ выпускает информационный продукт, потребляемый всем обществом. Эта однонаправленность информационного потока обусловлена линейным характером традиционных технологий передачи информации, следствием которых является фактическая разорванность массовой коммуникации (информация создается на одном конце цепи, а потребляется на другом), реальная обратная связь (feedback) между этими полюсами практически отсутствует.

Разорванность массовой коммуникации порождает массу проблем, связанных как с отсутствием реального контроля со стороны общества над производством информации, так и с подчас неожиданным для создателей её восприятием их продукта аудиторией.

Именно развитие новых технологий, прежде всего Интернета, ведет к размыванию традиционно разорванной массовой коммуникации. В рамках интерактивных сетевых медиа информационный поток регулируется не только и даже не столько производителями, но и непосредственно потребителями, когда обратная связь с ними и каждого из них друг с другом оказывается новым регулятором процесса создания и распространения информации. Возникновение неорганизованных создателей информации – блоггеров – вообще меняет информационный ландшафт.

Здесь, правда, возникает масса вопросов. Прежде всего что такое сетевое СМИ? Ведь не всякое сообщение в Интернете есть сообщение СМИ. Существует ли специфический жанр сообщений сетевых СМИ? Я попытаюсь предложить ответы на некоторые из них, естественно, предварительные, в завершающем разделе книге.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *