11.Обращения граждан. Виды обращений
Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Такое право граждан является одним из важнейших элементов их административно-правового статуса.
Обращения граждан могут быть трех видов.
Предложение — обращение граждан в государственные органы или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъектных прав или нарушением законных интересов граждан. Предложения направлены на совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.
Заявление — обращение граждан с просьбой об удовлетворении каких-либо прав или законных интересов, не связанных с их нарушением.
Жалоба — устные или письменные, коллективные или индивидуальные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов гражданина либо общественных интересов.
12.Общее право жалобы, которым обладает любой гражданин, реализуется в соответствии с Федеральным законом от 27.04.93 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии со ст. 1 указанного закона каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относятся те, в результате которых:
— нарушены права и свободы гражданина;
— созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
— незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности;
— действие (решение) повлекло за собой перечисленные последствия.
Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.
Гражданин вправе по своему выбору обжаловать ущемляющие его права и свободы действия (решения):
— в судебном порядке;
— в порядке подчиненности органу, должностному лицу, государственному служащему.
В административном порядке жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы в административном порядке отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. В судебном порядке жалоба рассматривается по принципам гражданского судопроизводства.
Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:
три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
13.Специальное право жалобы дополняет общее право жалобы и устанавливается особыми административно-правовыми актами — КоАП, ТК, Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил, Уставом железных дорог и т.д. Порядок обращения граждан в данном случае, срок подачи и рассмотрения жалобы, особенности процедуры рассмотрения и многие другие вопросы регламентируются указанными специальными актами.
Специальная жалоба – позволяет учитывать особенности правового статуса граждан как лиц выполняющих те или иные функции, как участников трудовых или юрисдикционных отношений. Особенности и отличия от общей жалобы: 1) специальная жалоба может быть подана только лицом привлеченным к ответственности, потерпевшим или адвокатом ст. 250, 256 КоАП. 2) Может быть только письменной. Для общей жалобы форма не установлена. 3) Адресатом специальной административной жалобы выступают вышестоящие органы. Круг общей жалобы значительно шире. 4) специальная жалоба должна быть направлена адресату в течение 10 дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания. 5) подача в установленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания. Ст. 270 КоАП. 6) Специальная жалоба подается через орган, вынесший постановление, который обязан в течение 3 суток направить ее вместе с делом по подведомственности. ч2 ст. 267. 7) Жалоба рассматривается уполномоченным органом в 10-тидневный срок. Для общей — иные сроки. Т.о. право на специальную жалобу уже права на общую жалобу. Цель состоит в том, чтоб в более сжатые сроки рассматривать жалобы постановлений о наложении административного взыскания, чтобы усилить контроль за правами граждан.
studfiles.net
виды, формы, понятие, порядок рассмотрения. Виды обращений граждан в органы местного самоуправления. Особенности рассмотрения отдельных видов обращений граждан :: BusinessMan.ru
Государство существует для того, чтобы обеспечить людям нормальные условия жизни. Поэтому особым вниманием в органах управления пользуются обращения граждан. Виды их многообразны. Они разделяются по тематикам и формам. Чтобы добиться положительной реакции государственного органа, нужно знать, как лучше к нему обратиться: написать или позвонить, прийти на прием или организовать коллективную жалобу.
Реакция на каждый документ осуществляется в соответствии с законодательством. Вопреки бытующему мнению положить под стекло, выбросить или уничтожить ни одну бумагу специалисты не могут. Прокуратура контролирует, как государственные организации рассматривают обращения граждан. Виды этих документов закреплены в Конституции. Следовательно, неправильное рассмотрение считается нарушением закона.
Что такое обращения граждан
Виды документов, поступающих в государственные органы, разнообразны. Нас с вами интересуют те, авторами которых являются обыкновенные люди. Они идут к власти не только с жалобами и проблемами, часто граждане стремятся донести до начальства свои предложения по оптимизации работы, улучшению качества жизни людей. Если правильно настроить работу, можно получить кладезь полезной информации. Но для этого необходимо четко разобрать понятие и виды обращений граждан.
Люди идут в госучреждения с различными вопросами. Не все из них подпадают под категорию обращений. Кроме того, организация имеет право рассматривать только те вопросы, что находятся в его компетенции. Регулирует эту работу Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Документ описывает, какие именно вопросы считаются официальными обращениями, а какие следует рассматривать обычным способом. Последних, к слову, совсем не много.
Просто так граждане и между собой общаться могут. В государственные учреждения они идут, имея серьезный повод. Чаще всего люди пишут жалобы на неудовлетворительное, с их точки зрения, выполнение обязанностей. Например, темой обращений являются невыплаты положенных денег, плохое обслуживание в учреждении, отказ от выдачи какого-либо документа.
С каждым вопросом специалисты обязаны разобраться конкретно и по существу, причем в установленные законом сроки. Обращения граждан, виды их, порядок рассмотрения прописаны в уже упомянутом законе. Знание его содержания обязательно для любого государственного служащего. Практически каждому приходится сталкиваться с обращениями. А неправильная работа с ними приводит к печальным последствиям.
Какие виды обращений граждан описаны в законодательстве
Работа с людьми во всех странах считается самой сложной из тех, что проводится государством. Она накладывает особую ответственность на специалистов. Потому госслужащие отдельно изучают понятие и виды обращений граждан. Им необходимо четко понимать, как реагировать на ту или иную бумагу, звонок, электронное письмо.
Выделяют следующие виды обращений граждан по содержанию:
- предложение;
- заявление;
- жалоба;
- ходатайство.
Люди могут вступать в диалог с властью как индивидуально, так и коллективно. Потому законодательно введено еще одно понятие — виды обращений граждан РФ, имеющие нескольких авторов. Эти документы имеют иной порядок рассмотрения. К ним относятся:
- коллективные обращения;
- петиции.
Эти документы, как правило, составляются на собрании людей, митинге, в трудовом коллективе и носят общественный характер. Петицией, к примеру, называется обращение к властной структуре с предложением о проведении определенных реформ, внесении изменений в региональное законодательство. Мы далее разберем отдельно перечисленные обращения граждан, понятие, виды, порядок рассмотрения. Но до этого следует выяснить, кто с ними работает. Это необходимо понимать как гражданам, так и работникам учреждений.
Кто обязан рассматривать обращения
Если в организацию идет поток жалоб, предложений и иных бумаг от населения, есть смысл создать специальную структуру для работы с ними. Она осуществляет деятельность на основании специального документа Положения. В нем прописывается, что такое обращения граждан, понятие, виды, порядок рассмотрения на основании действующего законодательства.
Недопустимо в этом вопросе заниматься самодеятельностью. Каждое обращение должно проходить все этапы делопроизводства в установленные сроки. Необходимо понимать, что вопрос строго контролируется. Специалистам нужно следить за датами, чтобы ничего не нарушить. То же самое рекомендуется делать и гражданам. Если им не предоставляется ответ вовремя, можно пожаловаться на нарушение закона.
Если же в учреждение поступает немного писем и звонков от людей, то работу с ними поручают одному человеку. В его должностной инструкции тоже описывается, что он обязан рассматривать обращения граждан, виды, особенности ведения дела. В больших организациях отдел (специалист) только контролирует прохождение соответствующих бумаг. Ответы на обращения составляют специалисты, в чьи обязанности включено решение вопросов, поднятых в обращениях. Например, в органах местного самоуправления создается множество отделов и управлений. Люди могут обращаться как напрямую в структурное подразделение, так и писать на имя руководителя. Ответ в любом случае готовит работник того отдела (управления), к чьей подведомственности относится тема заявления.
Как написать обращение
Давайте перейдем к более практическим вопросам. Не каждую бумагу примут в качестве обращения. Конституция гарантирует гражданам право на заявление в любые органы. Но оно должно быть оформлено соответствующим образом. На анонимное письмо никто отвечать не обязан. Поэтому любые виды обращений граждан: предложение, заявление, жалоба — необходимо писать, в соответствии с законодательно закрепленными нормами.
Бумага должна содержать:
- Наименование учреждения или организации, куда направляется документ. Желательно указать адрес, ФИО или должность того, к кому обращается человек.
- Свои реквизиты. Они состоят из ФИО, написанных полностью, и адреса для получения ответа. Желательно добавить номер телефона с целью организации более оперативного общения.
- Уведомление, в случае необходимости о переадресации ответа.
- Суть обращения. Ее следует внимательно продумать, сделать лаконичной и содержательной, без излишней эмоциональности.
- Бумага подписывается составителем лично. Кроме того, следует указать дату направления.
Все указанные пункты обязательны для исполнения. Гражданин, который составляет документ, должен быть внимателен, чтобы ничего не пропустить. В случае ошибки его письмо не будет рассмотрено чиновниками, отнесено в разряд анонимок. Отметим, законодательство, разбирая основные виды обращений граждан, не настаивает на том, чтобы люди указывали номер телефона. Обязательным является только адрес его проживания. Однако практика показывает, что наличие дополнительных сведений повышает качество работы с документом.
Как еще можно взаимодействовать с госорганами
Кроме письменных заявлений, законодательно закреплены и иные виды (формы) обращений граждан. К ним относятся электронные письма. Их тоже составляют по определенным правилам. Необходимо также указать адресата, то есть название учреждения, должность лица, к кому вы обращаетесь или его ФИО. Подписывать этот документ следует настоящими именем и фамилией. Далее следует указать электронный адрес, на который отправят ответ.
Нынче практически все учреждения имеют собственные сайты. Если хотите написать в соответствующую структуру, нужно найти на этом интернет-ресурсе специальную форму и заполнить ее. Там уже есть все обязательные поля. Кроме того, в некоторых случаях к письму можно прикрепить необходимые документы в электронном виде.
Так, например, работает сайт президента Российской Федерации. Любой гражданин не только может направить ему письмо, но и отслеживать его прохождение по службам в особом кабинете (виртуальном). Когда рассматривают виды обращений граждан в государственные органы, нельзя обойти вниманием личный прием. Это особая форма взаимодействия населения с властью.
Гражданин имеет право на устное обращение. Оно формулируется в ходе личного приема, который ведет руководитель соответствующей организации. В этом случае ответ может быть как устным, так и письменным. Если не требуется дополнительных проверок и исследований, то человеку разъясняют ситуацию тут же на месте. Когда же суть вопроса необходимо детально изучить, у него просят реквизиты для направления ответа почтой.
Разберемся с сутью документа
Следует понимать, виды письменных обращений граждан различны. Когда пишете документ, необходимо составлять его соответствующим образом, чтобы специалисты поняли, что от них требуется. Так, в жалобе отмечают факты нарушения прав человека. Необходимо четко указать, какое положение законодательства и кем не выполнено. Желательно составлять документ предельно лаконично, концентрируясь на фактах, опуская маловажные подробности.
Кроме того, в жалобах содержатся критические замечания и предложения. Однако рекомендуется воздержаться от эмоциональной оценки работы служащих учреждений, не стоит настаивать на их увольнении. Поверьте, любое обращение рассматривается предельно подробно. Руководитель организации сам разберется с наказанием. Дело гражданина – перечислить факты и попросить восстановить свои права.
Предложение – это иная форма обращений. В нем приводятся мысли человека по поводу улучшения деятельности госорганов, возможно, дополнения к действующему законодательству. Иногда люди предлагают конкретные меры по усовершенствованию определенных сфер взаимодействия власти и общества. Желательно в данном документе не только критиковать, но и инициировать конкретные пути решения проблемы.
В заявлении, как правило, указывается проблема. Это может быть недостаточная работа госорганов, нарушение прав человека. В отличие от предложения в нем не содержится вариант решения проблемы.
Когда перечисляют виды обращений граждан в органы местного самоуправления, не всегда приводят ходатайство. Оно введено только в последние годы. В нем гражданин просит признать его права или льготы. К ходатайству необходимо приложить документы, являющиеся правовым основанием для такового.
Как обратиться в муниципалитет
Следует сразу сказать, что виды обращений граждан в органы местного самоуправления точно такие, как описаны выше. Они подпадают под действие федерального и регионального законодательства. То есть гражданин смело может писать жалобы, предложения или ходатайства и направлять их в муниципалитет. Правда, есть некоторые особенности данного вида общения с властью.
Необходимо выяснить, каков порядок рассмотрения обращений. В разных органах его формируют отдельно. Чтобы заявление было рассмотрено побыстрее и на более серьезном уровне, писать нужно на имя руководителя. Как правило, к таким бумагам относятся очень внимательно. Не забывайте, что виды обращений граждан в органы местного самоуправления такие же, как и в федеральные учреждения. То есть иногда лучше сходить на личный прием к руководителю, имея при себе уже написанное заявление. Согласитесь, попасть к муниципальному чиновнику проще, чем к президенту. Нужно пользоваться своими правами, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. В случае нежелания руководителя вас принять, есть специальные органы, в чьи обязанности входит контроль исполнения прав граждан. К ним, не забывайте, относится прокуратура.
Особые случаи
Необходимо понимать, что в общении властных структур с населением существуют свои нюансы. Это отражается в законодательстве. В нем описаны особенности рассмотрения отдельных видов обращений граждан. К таковым относят, к примеру, повторные заявления. К их рассмотрению следует относиться внимательнее как той, так и другой стороне. Гражданин должен знать, что его повторное обращение по одному и тому же вопросу останется без ответа. Законодательно закреплена именно таковая реакция.
Если ответ не удовлетворяет, рекомендуется в повторном обращении указывать, что именно не устраивает, и просить разъяснить. Кроме того, законодатель регулирует и другие особенности, учитывая все виды обращений граждан. Если поступило заявление от большого коллектива (более тридцати человек), его нужно рассматривать с выездом на место. Анонимки разрешено оставлять без ответа. У электронных обращений тоже есть свои особенности. Если заявитель просит, то ответ ему может быть направлен почтой. Также поступают, когда человек не указывает свой электронный адрес.
О сроках и ответственности
Для работника, рассматривающего обращение, это самые важные вопросы. Здесь законодательство целиком и полностью на стороне гражданина. Сроки рассмотрения описаны очень четко и строго. Ответ должен быть направлен заявителю в течение тридцати дней с момента регистрации.
Нарушить эту норму можно только в одном случае, когда требуется дополнительное, обоснованное время для рассмотрения. Решает данный вопрос руководитель учреждения. А заявителю направляется промежуточный ответ, чтобы держать его в курсе событий. Срок отсчитывается от момента регистрации обращения. Он тоже регулируется законодательством.
Если обращение срочное, его должны безотлагательно внести в журнал и отнести руководителю. Остальные регистрируются в течение дня. На каждом обращении должна быть резолюция руководства. Как правило, это задание работникам подготовить ответ. Служба делопроизводства регистрирует в специальном журнале все этапы прохождения документа. То есть фиксируется все: кому поручено отвечать, где находится обращение. В любой момент ответственное лицо обязано доложить, у кого нынче сама бумага на рассмотрении.
Бывают сложные заявления, которые направляются разным специалистам для подготовки ответа. Тогда ответственным за него назначается один человек из группы. Вот почему необходимо четко знать, что из себя представляют понятие, виды обращений граждан. Административное право предполагает строгую ответственность за нарушение закона в этой части.
Личный прием граждан
Не стоит считать, что устные обращения отслеживаются не так строго, как письменные. В законе прописана процедура их оформления. Она так же строга и точна, как и при приеме документов на физических или электронных носителях. Все обращения регистрируются в журнале или в специальной карточке. Если вопрос решили тут же в ходе разговора, то решение кратко заносится в этот же документ.
В случае, когда обращение нельзя рассмотреть быстро, его следует оформить в письменном виде. Заявителю предлагается составить документ. Его рассматривают как обычно. Все этапы прохождения бумаги контролируются службой делопроизводства.
Гражданам, идущим на прием к начальникам, следует помнить, что придется подтверждать свою личность. Это записано в законе, и обойти данный пункт сложно. Возьмите с собой паспорт, чтобы не возникло проблем.
Кроме того, необходимо сформулировать заранее суть обращения. Специалист обязательно спросит вас, с чем пришли. Необязательно ему передавать всю проблему, но придется назвать вид обращения: жалоба, предложение, ходатайство или заявление. А определить это позволит вам четкая формулировка смысла того, зачем нужна встреча с руководителем. Кроме того, понимание сути проблемы поможет передать ее четко и конкретно. А это, в свою очередь, поможет специалистам дать обоснованный и конкретный ответ.
Что делать, если на обращение не реагируют?
Как правило, госорганы довольно оперативно рассматривают заявления граждан. Редко какое остается без ответа, хоть и формального. Но такие случаи тоже встречаются в практике. Гражданину следует помнить о своих правах и конституционных обязанностях служб. Не желают работать, на первый раз сходите к руководителю и пожалуйтесь. Это нормальная реакция на недобросовестность государственных служб. Не захотят с вами разговаривать – отправляйтесь в прокуратуру. В обязанности этого органа входит надзор над исполнением законодательства в части рассмотрения обращений граждан. Напишите заявление и ждите ответа.
Нынче работа с обращениями находится на высоком уровне. Почти в любое учреждение, вплоть до самых высоких, можно написать письмо по Интернету. Пользуйтесь этим прекрасным правом без стеснения. Но, если задумаете жаловаться, запаситесь документальными подтверждениями нарушения закона. К примеру, когда обращаетесь в муниципалитет, просите, чтобы вам на копии документа поставили входящий номер. С этой бумагой правду в прокуратуре или у вышестоящего начальника найти легче.
Если ответ на обращение не устроил, не пишите такого же повторно. Нужно творчески подходить к общению с властью. Запросите у них более подробную информацию, объяснения и так далее. Если продублируете жалобу, ответа не последует. Законодательство позволяет игнорировать повторное обращение одного и того же гражданина, если тема не изменилась.
Заключение
Мы с вами коротко рассмотрели виды обращений граждан. Поверьте, это очень объемный и изобилующий нюансами вопрос. Каждый конкретный случай индивидуален. Невозможно в общем описать все возникающие проблемы. Не секрет, иной раз мы требуем от власти ответов на вопросы, которые невозможно решить. Любой нюанс необходимо разбирать подробно. И желательно это делать не в конфронтации, а в сотрудничестве с представителями власти. Законы во всяком случае написано именно в таком духе. Но люди, что поделаешь, вносят свои коррективы в их исполнение.
businessman.ru
Обращение граждан. Виды обращений.
Обращение граждан — это любое заявление или жалоба граждан к представителям государственных структур.
Обращения могут быть индивидуальными или коллективными, устными или письменными. К обращениям граждан относятся предложения, заявления и жалобы. Предложения — обращения граждан, направленные на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, организаций, органов и предприятий. Заявления — обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан. Жалобы — обращения граждан, содержащие требование восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями либо бездействием должностных лиц соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий.
В случае, если гражданин не имеет возможности лично обратиться с предложением, заявлением либо жалобой, он может поручить сделать это от его имени другому лицу.
Обращение от имени недееспособного гражданина или признанного ограниченно дееспособным подает его представитель.
Письменное обращение должно содержать подпись гражданина с указанием фамилии, имени и отчества, данные о месте жительства или работы (учебы), изложение существа предложения, заявления или жалобы. Обращения, не содержащие таких сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат, за исключением тех, в которых содержатся сведения о преступлении.
Обращения адресуются должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов.
Обращения, направленные должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в компетенцию которых не входит решение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней передаются должностным лицам соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий с уведомлением об этом граждан.
Конфиденциальные документы и особенности работы с ними.
Конфиденциальная информация, в том числе коммерческая тайна, как правило, содержится в виде каких-либо документов – традиционных, бумажных, либо электронных. Эти источники информации могут являться объектами неправомерных посягательств и, следовательно, нуждаются в защите. Конфиденциальная информация на крупных предприятиях, предприятиях имеющих нескольких собственников представляет собой более сложный объект защиты. Все документы в фирме делятся на три категории: входящие, исходящие и внутренние. Первым шагом в обеспечении защиты информации является выявление из общей массы документов, содержащих ценную для фирмы коммерческую информацию. Составляется перечень конфиденциальных документов. Затем вводятся степени конфиденциальности информации (или грифы ограничения доступа к документам) и каждому документу присваивается соответствующий гриф. Данный перечень составляется специальной комиссией (в крупных фирмах), либо секретарем-референтом фирмы (специальным сотрудником). Потом он согласовывается с начальниками отделов, служб и утверждается руководителем фирмы. В перечне документов указываются категории работников, которые по должности могут пользоваться этими документами. Гриф ограничения доступа к документу устанавливается на определенный срок. Каждый документ, отнесенный к той или иной степени конфиденциальности должен на титульном (первом) листе иметь в правом верхнем углу пометку о грифе.
Порядок работы с документами, составляющими коммерческую тайну, регламентируется специальной инструкцией по закрытому делопроизводству, которая регулирует порядок документирования и организации работы с конфиденциальными документами, включающей следующие разделы: «Общие положения» – на основе действующего законодательства и нормативно-методических документов определяется понятие коммерческой тайны, устанавливаются цели данной инструкции, определяются люди или подразделения, ответственные за работу с документами, составляющими коммерческую тайну; «Документирование деятельности фирмы, составляющей коммерческую тайну» – определяются виды конфиденциальных документов, порядок их подготовки и оформления, присваиваемые грифы ограничения доступа к документам; «Организация работы с документами» – устанавливается порядок присвоения грифов и правила работы с документами, содержащими коммерческую тайну.
Процесс обеспечения сохранности информации в документах содержащих коммерческую тайну осуществляется в соответствии с основными стадиями «жизненного» цикла документа. Этими стадиями являются следующие.
1. Получение (отправка) документа. Документ, поступающий в фирму и содержащий гриф конфиденциальной информации, должен быть передан только секретарю-референту или инспектору закрытого делопроизводства и зарегистрирован. Далее, он передается руководителю, а последний определяет непосредственного исполнителя по данному документу, имеющему допуск к этой категории документов, и адресует документ ему. Аналогичный порядок при отправлении документа – подготовка документа, подпись руководителя, регистрация в специальном журнале секретарем-референтом и отправка.
2. Хранение документа. Все документы, содержащие конфиденциальную информацию, должны храниться в специально отведенных, закрывающихся помещениях, в запертых шкафах, столах или ящиках. Документы же составляющие коммерческую тайну – только в металлических сейфах, оборудованных сигнализацией. Все помещения должны опечатываться. Следует иметь в виду, что при определении степени конфиденциальности документа производится также определение срока в течение которого она действует По истечении срока возможны различные действия: 1) гриф может быть продлен, 2) гриф может быть снят и документ становится открытым, 3) документ уничтожается.
3. Использование документа. Система доступа сотрудников, не имеющих соответствующих прав по должности, к конфиденциальным документам должна иметь разрешительный характер. Каждая выдача таких документов регистрируется (расписываются оба сотрудника – и тот, кто берет документ и тот кто его выдает) и проверяется порядок работы с ними (например, нарушением считается оставление данных документов на столе во время обеда, передача другим лицам, вынос за пределы служебных помещений).
4. Уничтожение документа. Конфиденциальные документы, утратившие практическое значение и не имеющие какой-либо правовой, исторической или научной ценности, срок хранения которых истек (либо не истек), подлежат уничтожению. Для этого создается комиссия (не менее 3 человек) в присутствии которой производится уничтожение. Затем члены комиссии подписывают акт об уничтожении. Бумажные документы уничтожаются путем сожжения, дробления, превращения в бесформенную массу, а магнитные и фотографические носители уничтожаются сожжением, дроблением, расплавлением и др.
5. Контроль за соблюдением правил хранения и использования документов, содержащих конфиденциальную информацию, осуществляется с помощью проверок. Они могут быть как регулярными (еженедельными, ежемесячными, ежегодными), так нерегулярными (выборочными, случайными). В случае обнаружения нарушений составляется акт и принимаются меры, позволяющие в будущем предотвратить нарушения такого рода.
Следует контролировать не только документы, содержащие конфиденциальную информацию, но и бумаги с печатями, штампами, бланки. Бланк – лист бумаги с оттиском углового или центрального штампа, либо с напечатанным любым способом текстом (или рисунком), используемый для составления документа. Особое внимание следует уделять охране так называемых бланков строгой отчетности, содержащих номер (серию), зарегистрированных одним из установленных способов и имеющих специальный режим использования.
studfiles.net
Виды обращений и порядок рассмотрения обращений граждан
Виды обращений
Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определены следующие виды обращений:
- Предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
- Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
- Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Порядок рассмотрения обращений граждан
Деятельность следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в этом направлении регламентируется:
Конституцией Российской Федерации;
Положением о Следственном комитете при прокуратуре Российской федерации;
Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения
Граждан Российской Федерации»;
Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе
Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;
Приказами и указаниями Председателя Следственного комитета при прокуратуре
Российской Федерации и руководителя Следственного управления Следственного
комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).
В органах следственного управления по Республике Саха (Якутия) в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушениях уголовно-процессуального законодательства на территории области, поступившие от граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также должностных и других лиц.
Письменное обращение должно содержать фамилию, имя, отчество, адрес, наименование органа или должностного лица, которым оно направлено, изложение существа вопроса, указание на нарушения, по мнению заявителя, закон, дату и личную подпись.
На обращение, не содержащее сведений о лице, направившем его, а также на обращение с неразличимым текстом ответы не даются.
Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешении (об органе, принявшем обжалуемое решение, о времени его принятия и т.д.), возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда для этого следует обратиться.
Не подлежат разрешению запросы и обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в деятельность органов Следственного комитета РФ по расследованию уголовных дел. Об этом автору обращения направляется мотивированное сообщение.
Обращение, в котором содержатся нецензурные или оскорбительные выражения, может быть оставлено без ответа по существу, с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой.
На обращения, содержащие угрозы жизни, причинения вреда здоровью или имуществу должностного лица или членов его семьи, ответ по существу также не дается. Они передаются в органы внутренних дел по месту жительства заявителя для принятия соответствующих мер реагирования.
Без разрешения может быть оставлено обращение, которое по содержанию лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания.
Прекращение переписки с заявителем возможно, если: повторное обращение не содержит новых доводов и данных о нарушении закона, а изложенное ранее полно и объективно неоднократно проверялось и ответы даны в установленном порядке правомочным должностным лицом следственного органа Следственного комитета.
По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Письменное решение о предоставлении заявителю возможности для ознакомления с материалами и отдельными документами принимают должностные лица, правомочные принимать решения по существу обращения.
Обращения граждан, должностных и других лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации.
Обращения военнослужащих и членов их семей, поступающие в Следственный комитет, его следственные органы по субъектам Российской Федерации разрешаются не позднее 15 дней, а в иные следственные органы – не позднее 7 дней со дня их поступления.
При отказе в удовлетворении обращений граждан ответ должен быть мотивирован и понятен. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован.
В зданиях, занимаемых следственными органами, устанавливаются ящики «Для обращений и заявлений», которые размещаются в доступных для заявителей местах. Корреспонденция из них извлекается ежедневно специально назначенными работниками, а затем передается на регистрацию и рассмотрение
ykt.sledcom.ru
ВИДЫ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН это что такое ВИДЫ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН: определение — Право.НЭС
ВИДЫ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
Конституция РФ закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Различают три вида обращений граждан:
1. Предложение – это привлечение внимания к несовершенству организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения.
2. Заявление – обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением.
3. Жалоба – обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.
В соответствии с положением Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», в суде могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица. Также не ограничен круг лиц, которые имеют право подавать жалобу. При этом запрещается пересылка жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действия которых подана жалоба. По смыслу указанного закона жалоба подлежит разрешению в срок до одного месяца.
Жалоба подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действия которых обжалуются.
Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Гражданин может по своему усмотрению обратиться в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу.
В свою очередь орган или должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок.
Жалоба может быть подана либо по месту жительства гражданина, чьи права нарушены, либо в суд по месту нахождения органа или должностного лица, которые нарушили права гражданина.
С жалобой в суд гражданин может обратиться в установленные законом сроки:
а) в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав;
б) в течение одного месяца со дня отказа в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Жалоба рассматривается судом по правилам Гражданского делопроизводства.
Оцените определение:
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
determiner.ru
Виды обращений граждан в органы государственной власти и порядок их рассмотрения
В практике существуют различные виды обращений граждан, которые регламентируются Федеральным законом 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Обращение гражданина — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления и к должностному лицу.[22]
В законе закреплены три вида обращений: предложение, заявление и жалоба и даны им определения.
Предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, по совершенствованию деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.[23]
Особое место занимают предложения, направленные на изменение законодательства. Такие предложения изучаются, обобщаются, рассматриваются соответствующими структурными подразделениями и должны учитываться в процессе нормотворческой деятельности.
Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, сообщение о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, критика деятельности этих органов и должностных лиц.[24]
С заявлением, к примеру, в государственный орган может обратиться гражданин, нуждающийся в финансовой поддержке на дорогостоящее лечение ребенка. Граждане могут просить изменить или добавить маршрут автобуса, заняться благоустройством придомовой территории и т.п.
Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов прав, свобод или законных интересов других лиц.
Например: жалоба жильцов об отсутствии водоснабжения многоквартирного жилого дома.
При рассмотрении жалобы в административном порядке должностное лицо, принимая решение по жалобе на акты управления, проверяет их не только на соответствие требованиям законности, но и целесообразности. При рассмотрении жалобы в судебном порядке судья проверяет их только на соответствие требованиям законности.
Разграничение между жалобой и заявлением должно проводится по иным основаниям. Предметом заявления является не обжалование каких-либо нарушений субъективных прав и интересов, а, во-первых, реализация через соответствующие органы законных прав и интересов граждан, и, во-вторых, реализация права на участие в управлении делами государства путём информирования о различных недостатках, недочётах, злоупотреблениях. Иными словами, заявления граждан не связаны с имевшими место нарушениями конкретных субъективных прав и интересов. Отказ же в удовлетворении этих прав и интересов и порождает жалобу (то есть действие, направленное на защиту частного интереса).
По форме подачи обращения бывают:
— Устные, в том числе, когда гражданин обращается на личном приеме, по телефону, on-line или на публичных мероприятиях. Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не регулирует порядок рассмотрения обращений по телефонам горячей линии и Интернет конференциям с участием Президента РФ, Председателя Правительства и других высших должностных лиц Российской Федерации и ее субъектов.
— Письменные, поданные с помощью традиционного почтового отправления, по факсимильной связи, телеграммой, фельдъегерской службой, электронные, при помощи СМИ.
По числу лиц, направивших обращение:
· Единоличные
· Коллективные.
В базовом федеральном законе понятие коллективного обращения не дается, но закреплена возможность подачи обращения группой лиц. В инструкциях различных органов государственной власти, определяющих порядок работы с обращениями граждан, даны различные определения коллективных обращений.
Коллективное обращение – это обращение двух или более граждан в письменной форме, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге или собрании, имеющее общественный интерес.[25]
Коллективное обращение — обращение двух и более граждан по общему для них вопросу, а также обращение, принятое на митинге или собрании путем голосования (подписанное инициаторами коллективного обращения) или путем сбора подписей.[26]
В ведомственных инструкциях закреплены виды обращений, встречающиеся на практике. Отнесение таких обращений к тому или иному виду меняет порядок работы с таким обращением. К таким видам обращений относятся: первичное, повторное, аналогичное, анонимное, многократное, некорректное по содержанию или изложению, заведомо ложное обращение и др. Закон не определяет какие обращения считать многократными? Поданное более 2х или 3х или более число раз.
По причинам, послужившим основанием для подачи обращения:
· гражданская инициатива, направленная на улучшение государственного управления, восполнения пробелов правового регулирования,
· выявленные недостатки в качестве и порядке осуществления государственной власти,
· получение необходимой информации, получение государственных услуг, реализация прав и свобод,
· признание за гражданином определенного статуса, нарушение прав и свобод граждан, препятствия к реализации прав свобод,
· незаконное привлечение к ответственности, необходимость проведения общественных реформ
· изменения нормативного регулирования, обозначение своего мнения и др.
Одной из интересных, но нормативно не закрепленных видов обращений является открытое письмо.
Открытое письмо — специфический вид обращения к определенным властным структурам в прессе (в настоящее время в сети Интернет), предназначенный для широкой огласки. С ними выступает гражданин или группа лиц, не обладающие властными полномочиями (работники науки, культуры, представители мелкого, среднего и крупного бизнеса др. категории граждан) с целью повлиять на общественные процессы или публично значимые, по их мнению, ситуации. Такими обращениями осуществляется попытка публично обозначить возникшую проблему не только перед системой государственного управления, но и перед общественностью. Публикуются с подписями отдельных участников или групп, в которые они объединены.
Открытые письма пользуются популярностью среди населения. Они позволяют гражданам свободно в масштабах всей страны говорить о проблемах, не обращаясь непосредственно к властным структурам. Однако в большинстве случаев откликаются на открытые письма обычные граждане. Так как данный вид обращений не получил законодательного закрепления, нет никаких гарантий, что гражданин получит ответ по существу поставленных вопросов, законодательством не закреплена ответственность за бездействие со стороны адресата открытого письма. На наш взгляд необходимо включить открытое письмо в обязательный общефедеральный список видов обращений граждан.
cyberpedia.su
Что такое обращение в русском языке? Виды и формы обращений в русском языке
Одним из важнейших элементов в любой национальной культуре считается речевой этикет. В языке, его устойчивых конструкциях, отражается богатейший опыт народа, неповторимость его традиций, обычаев, условий и образа жизни. Речь иллюстрирует субъективное восприятие картины мира, соответствующее сознанию и менталитету ее носителя. Вместе с этим язык оказывает влияние и на носителя непосредственно, формируя его личность. Это обусловлено прежде всего тем, что в процессе усвоения родной речи человек впитывает в себя и национальную культуру, в которой заложены черты народного характера, и особенности мировоззрения.
Речевое поведение
В общении, имеющем социальную ориентированность, общественные роли слушателей и говорящих имеют особенное значение. При этом имеет место определенная функциональная зависимость. Характер речевого поведения участников задается ролевой позицией. При этом языковые средства, применяемые в общении, конструируют ситуацию. Речь считается одним из важнейших инструментов, способствующих утверждению социального статуса человека. Формирование адекватного понимания языкового сообщения между участниками коммуникации осуществляется при использовании разных способов обозначения социальных взаимоотношений, в рамках которых предполагается разворачивать общение. Вместе с прямыми представлениями, при которых обозначаются наиболее значимые при коммуникации социальные роли участников, присутствуют и косвенные. Последние являют собой средства социально-символического типа и применяются для демонстрации статуса и ролевых позиций собеседников. Одним из таких инструментов является обращение в русском языке. Рассмотрим это средство более подробно.
Обращения. Общие сведения
Что такое обращение в русском языке? Данная конструкция может выявить социальную иерархию, при равенстве статусов – выразить личное отношение одного собеседника к другому. В этом случае могут применяться специальные слова-обращения. В русском языке, как, впрочем, и в других речевых системах, такие конструкции могут указывать на титул лица, с которым ведется диалог. К таким элементам, в частности, относят «сэр», «ваше благородие», «ваше величество» и прочие. Вместе с этим формы обращения в русском языке могут подчеркивать неформальность либо, напротив, официальность отношений. К примеру: «друзья мои», «товарищи», «дамы и господа», «милейший», «уважаемый», «голубчик», «сынок» и прочие. Надо сказать, что аналогичная функция присуща и ряду конструкций, применяемых в качестве прощаний либо приветствий. К примеру: «Здравствуйте», «Привет», «Салют», «Всего доброго» и прочие.
Гражданский статус
Говоря о том, что такое обращение в русском языке, следует упомянуть и о положении человека в обществе, которое четко обозначается определенными элементами. В этом вопросе рассматривается и гражданский статус, и определенная оценка собеседника. В первом случае в качестве примера можно привести следующие конструкции: «гражданин Петров», «товарищ Иванов», «Иван Петрович». В качестве оценивающих элементов можно привести следующие: «Вам ясно задание?», «Вас не интересовало, почему это именно так?», «Если вам проще начинать с этого, пожалуйста. Но в целом мне хотелось бы, чтобы вы впоследствии…». Считается, что такое обращение в русском языке, как «помощник руководителя» (вместо «билетера»), «сотрудник санитарной службы» (можно использовать вместо «мусорщика»), способствует повышению социального статуса и усилению самоуважения человека.
«Намеренная имитация»
Существуют разные виды обращений в русском языке. В целом, рассматриваемая тема не сводится только к конкретным конструкциям, смысл которых прямо направлен на собеседника. В качестве вербального социально-символического средства выступает намеренная имитация при произношении. Так, к примеру, зачастую, чтобы ребенок лучше понимал родителей, последние подстраивают свою речь под детскую. Но с другой стороны, когда появляется желание отстраниться от собеседника либо группы людей, можно использовать элементы, напротив, подчеркивающие различия. Вот, к примеру, французским канадцам больше нравится, когда их политики произносят свои речи на публику на английском языке, используя сильный французский акцент (даже если деятель владеет чистым английским). В русском же языке, как правило, эта разница отражается в стилистике речи.
«Высокий» и «низкий» стили
Это средство также относится к инструментам вербального социально-символического общения. В этой группе можно выделить несколько подгрупп. «Высокий» стиль предполагает подчеркнуто корректное и правильное построение и дальнейшее употребление слов и их сочетаний. Такая речь воспринимается как более формальная, официальная, несколько дистанцированная. «Низкий» стиль — это разговорная речь. Как правило, здесь преобладают жаргонные слова, сленг. Воспринимается такое произношение как неформальное.
«Влиятельный» стиль
Используя те или иные приемы, говорящий может способствовать созданию определенного образа. Так, к примеру, применение определенных конструкций может сделать человека более уверенным в глазах других или более влиятельным. Но может произойти и наоборот. Неуместно использованный речевой элемент может отстранить собеседников от человека, и он потеряет расположение других. Тот, кто произносит слова влиятельно, как правило, использует такую конструкцию предложения: «Давайте сегодня поужинаем» вместо «Я полагаю, мы могли бы поужинать сегодня». Считается, что такое обращение в русском языке, как приведено в первом случае, предполагает призыв к действию, направляет собеседника к его совершению.
«Невлиятельный» стиль
Исследователями было выделено несколько форм сообщений, не имеющих существенного воздействия на собеседника. К ним, в частности, относят:
- Выражающие субъективность уклончивые обороты. Например: «Я полагаю», «Мне кажется», «Я думаю» и прочие.
- Лингвистические «заикания» – элементы, выражающие некоторую нерешительность. К ним, в частности, относят разъединяющие междометия, типа «э», «ну», «гм» и прочие.
- Некоторые вежливые слова. К ним относят: «Будьте добры», «Извините» и так далее.
- Вопросы-концовки: «Холодно здесь, не правда ли?», «Можем заканчивать, как вы думаете?».
«Ты» и «вы»
Изменение стиля обращения может быть само по себе приемом, который направлен на «понижение» либо «повышение» статуса собеседника. Считается, что такое обращение в русском языке, как «ты», ассоциируется с дружескими, неформальными отношениями. В то время как «вы» отражает эмоциональную дистанцию, официальность, формальность.
fb.ru