2.Финансовый контроль. Субъекты и объекты финансового контроля. Методы финансового контроля
Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений. Он включает контроль за соблюдением финансово-экономического законодательства в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразность произведенных расходов. Финансовый контроль — стоимостной контроль, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводственного процесса и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов, т. е. объект финансового контроля — денежные отношения. Финансовый контроль служит формой реализации функций финансов, он призван обеспечить интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов.
Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламент, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы), контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств, финансово-экономические службы предприятий и организаций, аудиторские фирмы, неправительственные организации, а также граждане страны как налогоплательщики.
Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Непосредственно предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).
Методы финансового контроля. Различают следующие методы проведения контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдение (мониторинг), ревизии. Наиболее распространенными методами финансового контроля являются проверки и ревизии.
Проверки проводятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период с целью выявления нарушений финансовой дисциплины и организации мероприятий по их устранению.
Ревизия — это комплексная проверка всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Она осуществляется по соответствующей программе: определяются цели и задачи ревизии, составляется перечень основных вопросов, подлежащих изучению. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных отчетности. По окончании ревизии составляется акт документальной проверки обследуемого объекта, в котором отражаются выявленные недостатки финансово-хозяйственной деятельности, определяются финансовые санкции за нарушение финансовой дисциплины, меры по предупреждению подобных нарушений в будущем и по мобилизации внутрихозяйственных резервов для укрепления финансовой базы.
studfiles.net
Классификация финансового контроля
Финансовый контроль классифицируется в зависимости от субъектов, его осуществляющих, времени и способов его проведения.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:
— государственный
финансовый контроль осуществляется органами государственной власти и управления, в том числе специализированными финансовыми органами. Этот вид финансового контроля может быть применён к любым объектам контроля независимо от их ведомственной подчинённости и призван обеспечить соблюдение финансовых интересов государства;— ведомственный финансовый контроль применяется при проверке деятельности хозяйствующих субъектов и осуществляется контрольно-ревизионными службами министерств и ведомств в отношении подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;
— независимый (аудиторский) контроль осуществляется специализированными независимыми аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на осуществление аудиторской деятельности;
— внутрихозяйственный финансовый контроль проводится экономическими, финансовыми или аудиторскими службами хозяйствующих субъектов с целью проверки финансово-хозяйственной деятельности последних;
В зависимости от источников проверяемых данных различают документальный и фактический контроль.
Документальный контроль осуществляется путём проверки бухгалтерских и финансовых документов, счетов-фактур, выписок с банковских счетов, заявок, заказов-нарядов и т.д. Фактический контроль включает в себя инвентаризацию товарно-материальных ценностей и денежных средств (снятие кассового остатка), контрольные запуски сырья и материалов в производство с целью определения норм расходов, исследование качества готовой продукции, лабораторные анализы сырья и т.п.
В Бюджетном кодексе выделены не виды, а формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий. В данном случае формы финансового контроля сгруппированы по времени его осуществления.
В зависимости от времени (сроков) проведения различают такие формы финансового контроля:
— предварительный финансовый контроль проводится до осуществления финансово-хозяйственных операций на стадии планирования бюджетов, смет, финансовых планов, перед выдачей банковских, коммерческих или бюджетных кредитов и т.п. Предварительный финансовый контроль служит для предупреждения нарушений финансового законодательства, необоснованного расходования средств бюджетов и внебюджетных фондов, для соблюдения правильных пропорций распределения финансовых ресурсов;— текущий финансовый контроль проводится в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций. Этот контроль осуществляется постоянно экономическими, финансовыми или специально созданными для этой цели контрольными службами государства, предприятий, учреждений, организаций, министерств и ведомств. При проведении текущего финансового контроля проверяется текущее исполнение финансовых планов и смет, правильность оформления бухгалтерских и финансовых документов, соблюдение законодательства и т.д.;
— последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчётного периода. Его задачами являются выявление нарушений финансовой дисциплины, изыскание финансовых резервов на основе финансового анализа, проверка форм бухгалтерской и финансовой отчётности предприятий и организаций, смет расходов бюджетных учреждений, полноты и своевременности поступления средств в централизованные и децентрализованные денежные фонды, законности и эффективности использования средств бюджетов и внебюджетных фондов и др.
Методы финансового контроля – это приёмы и способы, применяемые в процессе его осуществления. К методам финансового контроля относятся проверки, ревизии, анализ, обследования, надзор.
Проверка – проводится в разрезе отдельных аспектов деятельности хозяйствующих субъектов для выявления нарушений финансовой дисциплины. Ревизия – представляет собой комплексную проверку деятельности хозяйствующего субъекта, проводимую с использованием приёмов как документального, так и фактического контроля. Сочетание этих приёмов обусловлено задачами каждой ревизии. В том случае, если основное время при проведении ревизии занимает проверка документов, их анализ, сопоставление и счётная проверка, а приёмы фактического контроля занимают подчинённое положение, то ревизия считается документальной. В процессе проведения фактической ревизии используются преимущественно инвентаризация, лабораторный анализ, экспертная оценка, очный опрос, а приёмы документального контроля занимают подчинённое положение. Таким образом, фактическая и документальная ревизии отличаются лишь использованием в преобладающей мере приёмов фактического или документального контроля. Как правило, при проведении ревизий применяются и те и другие приёмы, что обеспечивает их действенность.
Основанием для проведения ревизий и проверок является приказ или распоряжение, а также поручение соответствующих органов, назначающих данную ревизию или проверку. В этих распорядительных документах указываются: характер проводимой ревизии или проверки, должностные лица, их осуществляющие, объекты контроля, период и сроки проведения.
Для обеспечения действенности проведённого финансового контроля результаты проведённых проверок и ревизий должны быть оформлены в письменном виде. Как правило, ревизии и проверки оформляются соответствующими актами. Акт проверки или ревизии представляет собой документ, отражающий их результаты, главным образом, нарушения и недостатки в финансово-хозяйственной деятельности проверяемого хозяйствующего субъекта. В акте могут отражаться и положительные моменты с целью дальнейшего использования положительного опыта в подразделениях хозяйствующего субъекта.
Анализ – исследование показателей работы проверяемого субъекта с целью общей оценки результатов деятельности, финансового состояния, и принятия обоснованных управленческих решений для выявления путей их улучшения. Конкретные задачи анализа определяются содержанием работы хозяйствующего субъекта и его подразделений, структурой управления, оснащения экономических и других служб техническими средствами и другими факторами. Результаты анализа оформляются аналитическими таблицами, графиками, расчётами и пояснительными записками.
Обследование – ознакомление с хозяйственной деятельностью предприятия, его технологическим процессом, структурой управления и организацией труда, результатами финансово-хозяйственной деятельности. В ходе обследования могут применяться такие приёмы как опрос, наблюдение, инспекция. Результаты обследования оформляются справками и докладными записками.
Надзор – проводится определёнными контролирующими органами за деятельностью субъектов, получивших лицензию на её осуществление. Главной целью надзора является контроль за соблюдением установленных правил проведения деятельности, на осуществление которой требуется лицензия (банковская, страховая, лизинговая, деятельность на рынке ценных бумаг и др.)
Существуют и немного иные группировки финансового контроля. Некоторые авторы группировку финансового контроля по времени его осуществления относят не к формам, а к видам контроля, государственный финансовый контроль подразделяют на общегосударственный и ведомственный, выделяют иные объекты финансового контроля.
studfiles.net
Виды финансового контроля (по субъектам)
1. Государственный
Предназначен для реализации финансовой политики государства, создании условий для финансового регулирования. Включает разработку, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней, контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий, банков, финансовых корпораций.
Финансовый контроль, со стороны государства негосударственной сферы экономики, затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, соблюдение законности и целесообразности при расходовании бюджетных средств и соблюдения установленных правительством правил организаций денежных расчетов, введение учета и отчетности.
2. Ведомственный
Осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств и др. органов государственного управления за финансово – хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий и организаций. Ревизии и проверки назначаются руководителем государственного органа и проводятся комплексно 1 раз в год в коммерческих организациях, и 1 раз в 2 года в прочих организациях. Деятельность контрольно- ревизионных органов, министерств и ведомств находятся в ведении министерства финансов и контрольных финансовых органов субъектов федерации. Сфера контроля – это сохранность и исполнение материальных и финансовых ресурсов пресечение расточительства, бесхозяйственности, состояния бух. Учета и отчетности.
3. Внутрихозяйственный
Проводиться самим предприятием, его экономическими службами ( бухгалтерия) за финансово – хозяйственной деятельностью своего предприятия , его филиалов и дочерних предприятий. Оперативный внутрихозяйственный контроль производиться главным бухгалтером, в процессе повседневной деятельности, с помощью организации бух. Учета и
Контроля за движение денежных средств. Он также отвечает за соблюдение государственной и финансовой дисциплины, и финансового законодательства. Также внутрихозяйственный контроль может проводиться руководством предприятия или его собственниками с привлечение сторонних специалистов.
4. аудиторский или независимый –
это независимый, внебюджетный финансовый контроль. Его могут проводить отдельные физические лица прошедшие аттестацию и зарегистрирование в качестве предпринимателей аудиторов и аудиторские фирмы, которые могут иметь любую организационно – правовую форму, кроме ОАО. После получения лицензии на право действия, они включаются в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм, они имеют право одновременно заниматься какой – либо другой предпринимательской деятельностью.
Основной задачей аудиторского контроля – это установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия производительных финансовых и хозяйственны операций, законодательству РФ проверка платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований, проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут также оказывать другие услуги:
— постановку и ведения бухучета;
— составление бухгалтерской отчетности и декларации о доходах;
— анализ и прогнозирование финансово – хозяйственной деятельности;
— обучение работников бухгалтерских служб и консультирование вопросов законодательства;
— проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.
Аудиторская проверка м/б инициативной и обязательной:
Инициативная проводиться по решению самого экономического субъекта т.е. акционеры, собственники предприятия
Обязательной проверке подлежат все банки, страховые организации, бирж, внебюджетные фонды, благотворительные, и предприятия имеющие в уставном капитале долю иностранных инвесторов также ежегодному аудиторному контролю подлежат предприятия, отдельные финансы показатели которых превышают критерии, установленные правительством. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов: прокурора, казначейства, налоговой службы. Уклонение экономического субъекта от проведения аудиторской проверки, либо препятствия ее проведения – штраф по решению суда.
Обычно отношения аудитора с клиентами оформляется договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводиться на основе поручения судебных органов, то оплата ауд. услуг производиться за счет проверяемой организации по тарифам утвержденным правительством, в случае финансовой несостоятельности, за счет средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации.
Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора.
Различают 4 вида заключения
1. заключение без замечаний Аудитор подтверждает достоверность показателей аудиторского баланса и отчетности.
2. заключение с замечаниями, свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора ид достоверности финансово бухгалтерской отчетности
3. отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда бухгалтерский учет не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность не дает достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия.
4. заключение не составляется в случае, если аудитор не смог выразить свое мнение о качестве учета и отчетности из-за неполучения от проверяемого субъекта достаточных доказательств.
Государственный бюджет
— это ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нем объединяются главные доходы и расходы государства налоги, государственный кредит.
Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их распределение
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства, на текущий год, имеющий силу закона, утверждается парламентом. По материальному содержанию, государственного бюджета это форма образования и исполнения централизованного фонда денежных средств государства, а по социально-экономической сущности – это орудие перераспределения национального дохода, т.е. именно через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для их последующего перераспределения и исполнения для государственного регулирования экономики.
Функции государственного бюджета.
1. образование бюджетного фонда
Ее выполняют бюджетные доходы, включающие налоги с доходов хозяйствующих субъектов, займы, доходы от эмиссии бумажных денег.
Структура бюджетных доходов непостоянна и зависит от конкретных экономически условий развития данной страны.
Использование бюджетного фонда
выполняют конкретные целевые расходы, государство выступает как совокупный хозяйственный субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, и поэтому бюджетные расходы охватывают всю экономику.
Контрольная
Предполагает создание условий для осуществления контроля. Она сосуществует одновременно либо с 1 – й, либо со 2 – й.
II. Состав и структура расходов государственного бюджета
Расходы государственных бюджетов стран с развитой экономикой включает 5 групп:
ü военные
ü вмешательство в экономику
ü социальные цели
ü содержание государственного аппарата управления
ü предоставление субсидии и кредитов развивающимся странам
1. группа: они составляют 20 – 30 % от общей суммы расходов бюджета.
Они делятся на:
прямые косвенные
(затраты на производство новейших (пенсии, пособия
Наступательных вооружений, инвалидам войны и их
содержание и отделение состава семьям, часть %,
вооруженных сил, научное исследова- уплаченных по
ние военного характера, содержание государственному
милитаристских блоков ) долгу, контрибуции
и репарации)
Прямые военные расходы резко возрастают в период войн.
В настоящее время наблюдается снижение уд. веса в прямых военных расходах.
Контрибуция – это обязательства, налагаемые на побежденные страны.
Репарации – это возмещение за убытки, причиненные государственными зачинщиками войн.
Группа:
В современных целях, усилилось государственное вмешательство и развитие производительных сил.
Государство оказывает стимулирующее воздействие на развитие экономики страны, к этой группе расходов относиться: затраты на НИОКР, развитие экономической и социальной инфраструктуры, поддержка государственных отраслей экономики, с/х, обеспечение занятости в отдельных отраслях хозяйства и регионах и т. д.
3 группа:
включает расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение.
4 группа:
затраты на содержание органов государственных исполнителей власти, суда, прокуратуры, полиции, различных ведомств и министерств. Из гос – го бюджета выделяются деньги королевской семье ( 4 -5% от общей суммы)
5 группа:
политические интересы, кредитование, помощь безвозмездная
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
4. Финансовый контроль
19
4.1. Содержание финансового контроля
4.2. Отрасли, виды, формы и методы финансового контроля
4.3. Органы финансового контроля
4.1. Содержание финансового контроля
Финансовый контроль является важной функцией управления финансами и неотъемлемым элементом финансового механизма любого звена системы финансов.
Финансовый контроль — это многогранная управленческая деятельность, принимающая разнообразные виды и формы государственного и частнохозяйственного финансового контроля.
Контрольная деятельность осуществляется на основе специальных методов, включая различные виды проверок и наблюдений. Такое разнообразие видов, форм и методов финансового контроля лишь подтверждает его большое значение как элемента механизма управления финансами.
Таким образом, финансовый контроль представляет собой управленческую деятельность (совокупность действий и мер) органов публичной власти, специальных контролирующих органов, менеджмента организаций и домашних хозяйств, включающую в различных видах и формах отслеживание и наблюдение финансовых потоков, проверку полноты и законности формирования публичных и частнохозяйственных доходов.
К задачам финансового контроля относятся:
■ обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов публичной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;
■ обеспечение устойчивого состояния публичных и частнохозяйственных финансов;
■ создание условий и контроль за соблюдением субъектами публичной власти и хозяйствования норм действующего финансового и связанного с ним законодательства, а также других норм финансового права;
■ контроль за выполнением органами публичной власти и хозяйствующими субъектами финансовых обязательств;
■ повышение ответственности органов публичной власти и субъектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;
■ оперативное выявление резервов повышения финансовой устойчивости, предотвращение и устранение недостатков финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов.
Названные задачи уточняются в отношении конкретных отраслей, видов и форм финансового контроля. Комплексное решение данных задач возможно лишь тогда, когда он функционирует как полноценная система.
Система финансового контроля представляет собой совокупность отраслей, видов и форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий.
Отрасли и виды финансового контроля в целом соответствуют отраслям и звеньям системы финансов, т.е. включают:
1) государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам:
— бюджетный,
— внебюджетный,
— налоговый,
— таможенный,
— денежно-валютный,
— банковский,
— страховой,
— инвестиционный и др.;
2) негосударственный (частнохозяйственный) финансовый контроль, в том числе по следующим его видам:
-внутрихозяйственный,
— аудиторский и
— общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств.
Формы финансового контроля характеризуют внешние особенности видов контроля и контрольной деятельности. Такими формами являются предварительный, текущий (оперативный) и последующий, внешний и внутренний, камеральный и выездной контроль и др.
Элементы финансового контроля наполняют его конкретным содержанием. К ним относятся: объекты и субъекты, методы, информационная база и стандарты контроля, ответственность и меры воздействия на объект и субъект контроля.
Объектами финансового контроля выступают количественные и качественные параметры и показатели, характеризующие входящие и исходящие потоки финансовых ресурсов на макро- и микроуровне, процессы образования и использования доходов органов публичной власти, организаций и домашних хозяйств.
Субъекты финансового контроля выступают в двух качествах: контролируемые субъекты — органы власти, организации и физические лица, деятельность которых подлежит внешнему контролю со стороны контролирующих органов и лиц;
контролирующие субъекты — уполномоченные органы публичной власти и их должностные лица (парламент, правительство, министерства и ведомства, администрации территорий и их структурные подразделения, управленческий персонал предприятий, организаций и учреждений), специализированные контролирующие органы (органы государственного контроля, специальные контролирующие подразделения, создаваемые органами публичной власти и органами управления хозяйствующих субъектов, негосударственные контролирующие органы) и квалифицированные специалисты, осуществляющие контрольную деятельность на законных основаниях (независимые аудиторы, специалисты, привлекаемые для целей общественного контроля и др.).
Методы финансового контроля представляют собой конкретные способы проведения контрольных действий, осуществляемые в виде обследования, мониторинга, надзора и различных типов проверок и ревизий, проводимых контролирующими субъектами.
Важным элементом финансового контроля является его информационная база, т.е. совокупность фактов финансово-хозяйственной жизни. Информационную базу составляют показатели финансовых планов и результаты их исполнения, данные органов государственного контроля и государственной статистики, информация, содержащаяся в отчетности контролируемых субъектов, данные их бухгалтерского, производственного, финансового, управленческого, налогового учета и другая информация.
Финансовый контроль осуществляется в соответствии со стандартами. Стандарты финансового контроля — это утвержденная уполномоченными органами совокупность правил и норм осуществления контрольной деятельности.
Стандарты государственного финансового контроля и аудиторской деятельности зафиксированы в законодательных и нормативных актах, регламентирующих основы организации и правила проведения финансового контроля (в том числе отдельных его видов) и аудита.
Стандарты внутрихозяйственного финансового контроля разрабатываются самими организациями и утверждаются их руководителями. Субъекты финансового контроля могут также пользоваться стандартами, не имеющими прямого отношения к контрольным процедурам, но отклонения, от которых приводят к различного рода финансовым нарушениям. Ответственность субъектов контроля реализуется через систему мер воздействия (предупреждения и принуждения) в виде финансовых санкций, лишения или ограничения права заниматься профессиональной деятельностью, лишения физических лиц свободы, снятия работников с должности, ареста имущества и др.
К финансовым санкциям относятся денежные штрафы, пени и неустойки, приостановка операций по счетам в банках, изъятие бюджетных средств, распродажа активов в счет погашения долгов, восстановление и принудительное взимание налогов, денежная компенсация убытков, нанесенных другим лицам, и т.п.
Как любая система, финансовый контроль строится на определенных принципах. Чаще всего выделяют следующие принципы организации финансового контроля: законность, объективность, независимость, гласность и прозрачность, разграничение функцией и полномочий.
Законность контроля — один из основополагающих принципов его организации. Он предполагает, что деятельность контролирующих органов и их должностных лиц осуществляется на публично-правовой и частноправовой основе. Законность контроля обеспечивается также соответствием публично-правовых и частноправовых актов о контроле и контролирующих органах законодательству Российской Федерации, их строгим соблюдением и ответственностью за допущенные нарушения.
Объективность финансового контроля обеспечивается достоверностью информации и непредвзятостью уполномоченных контролирующих органов, подразделений и должностных лиц, профессионализмом и опытом специалистов, ответственностью за результаты контроля, недопустимостью искажения отчетности и процедурной обеспеченностью контрольных действий.
Независимость контроля, обычно заявляемую в специальной литературе как всеобщий принцип, не следует понимать безусловно. С одной стороны, независимым принято считать негосударственный контроль, уполномоченные органы и лица которого не находятся в финансовой, организационной и иной зависимости от органов публичной власти, вышестоящих организаций и должностных лиц (аудиторский, общественный и отчасти внутрихозяйственный контроль). Все прочие виды контроля являются в большей или меньшей степени зависимыми.
Под гласностью и прозрачностью финансового контроля понимаются публичность (общедоступность) его результатов с учетом соблюдения правил сохранения государственной и коммерческой тайны, тесная связь органов контроля с законодательными (представительными) ветвями власти, доступность и полнота информации, используемой в контрольной деятельности, ответственность лиц за сокрытие и искажение информации. На практике этот принцип реализуется путем публикации ежегодных отчетов организаций, передачи в средства информации и результатов контроля, нормативно-правового и методического обеспечения гласности, разработки системы ограничений по защите информации.
Принцип разграничения функций и полномочий предполагает четкое разделение в рамках единой системы финансового контроля сфер, функциональных обязанностей и вопросов ведения между уполномоченными контролирующими субъектами. Такое разграничение осуществляется в отраслевом (по контролирующим сферам), видовом (по видам контроля), подконтрольном субъектном и объектном разрезах. Это необходимо для предотвращения дублирования в деятельности контролирующих органов, структур и должностных лиц.
studfiles.net