Внутренняя и внешняя оценка качества образования – Внутренняя система оценки качества образования в школе

1.2 Оценка качества образования

Потребность проведения оценки качества учебной деятельности вузов, на сегодняшний день значительно возросла, причиной этого в первую очередь является увеличение уровня конкурентоспособности среди университетов на национальном и международном уровнях, повышения требований к прозрачности и информационной открытости их деятельности. В первую очередь это касается государственных вузов, получающих финансирование из государственного бюджета.

Качество образовательной деятельности характеризуется различными составляющими, включающими такие понятия как:

  • наличие государственного стандарта высшего профессионального образования и качество его реализации;

  • качество профессионально-преподавательского состава вуза;

  • качество организации процесса обучения;

  • качество методического обеспечения учебного процесса;

  • качество субъектов обучения.

Неотъемлемой частью оценки деятельности вузов является оценка качества образования. Выделяются внешняя и внутренняя системы оценки качества образования:

  • внешняя система оценки качества образования представлена государственными институтами лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и сертификации определенных компонентов профессионального образования. Кроме того, происходит формирование общественных институтов аккредитации на базе различных научно-педагогических и научных ассоциаций и объединений;

  • внутренняя система оценки качества образования организуется в образовательных учреждениях в формах итоговой и поэтапной аттестации (самоаттестации) обучаемых, систем оценки студентов, систем психодиагностики и социодиагностики в учебных заведениях, а также в системах самооценки и самоаттестации учебных заведений и их подразделений.

Специфику вуза определяет его образовательная деятельность, главной задачей которой является воспитание и подготовка специалистов, которые впоследствии могли бы составить достойную конкуренцию на мировом рынке труда. Также следует отметить, что создание эффективно действующей системы управления вузом на основе качества и, наряду с ней, комплексной системы непрерывного обучения студентов в области качества позволит существенно повысить уровень подготовки выпускников и их конкурентоспособность на рынке труда.

Требования к выпускникам вуза и критерии их оценки должны содержаться в государственных образовательных стандартах. Исходя из минимальных требований, которые в них сформулированы, необходимо выделить несколько компонентов, определяющих качество образовательного процесса в вузе:

  • роль профессорско-преподавательского состава в вузе чрезвычайно высока, поскольку его интеллект, профессионализм, научный потенциал и умение заинтересовать, установить контакт, найти оптимальную меру взаимоотношений со студентами во многом определяет мотивацию студентов к обучению;

  • наличие признанных научных школ, ибо именно участие в их работе вносит существенный вклад в формирование специалиста, отвечающего современным требованиям;

  • наличие научного подхода к разработке рабочих учебных планов и программ дисциплин;

  • степень обеспечения вузами возможности для самостоятельной работы студентов;

  • степень внедрения информационных технологий в образовательный процесс;

  • финансовая состоятельность вузов [4].

Как утверждает Н.В. Акинфиева, в связи с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты российское высшее образование в лице образовательных учреждений и органов управления вынуждено и, в действительности, уже инициировало на практике разработку инструментария по оценки «сухого остатка» образования – компетенций выпускников, как того и требуют новые стандарты. В вузах преподавательским корпусом разрабатываются методики и механизмы формирования и диагностики, заявленных дисциплинами образовательной программы компетенций бакалавров и магистров. А властными структурами предложена Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61, в которой в качестве одной из основных задач является «развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг» [5]. Для решения этой задачи предполагается: «развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федерального государственного образовательного стандарта и профессиональных стандартов:

  • создание сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций;

  • обеспечение центров необходимыми технологиями и инструментарием;

  • проведение обучения персонала центров, апробация технологий и инструментария, мониторинг деятельности и аккредитация центров».

При этом основным содержанием мероприятия будет создание технологий и измерительных материалов для оценки качества образования, на основе разрабатываемой профессиональным сообществом системы профессиональных стандартов.

Таким образом, следует признать, что российская образовательная система сегодня предпринимает явные процессуальные изменения, направленные на приведение в соответствие мировым стандартам качества высшего образования, однако, сохраняет прежние тенденции оценивания процесса и условий обучения, а не его результатов [6].

studfiles.net

Материал по теме: Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе.

Процедуры и механизмы оценки.

Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе. Итоговая оценка.

Особый интерес для практики работы образовательных учреждений представляют следующие вопросы организации системы оценки:

  • Как планируется проводить итоговую оценку?
  • Из чего она складывается?
  • Как принимается решение об успешном завершении начального этапа обучения и переводе выпускника на следующую ступень?

Общий подход к системе оценки позволяет выделить основные группы проблем, от которых зависят ответы на поставленные выше вопросы, а именно:

  • соотношение внешней и внутренней оценки на начальной ступени образования;
  • способы и формы внутренней оценки, текущая оценочная деятельность учителя;
  • способы и процедуры внешней оценки;
  • итоговая аттестация выпускника и её использование в системе образования.

Соотношение внешней и внутренней оценки на начальной ступени образования.

Внутренняя оценка – это оценка самой школы (ребёнка, учителя, школьного психолога, администрации и др.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговых оценках учащихся и, наконец,  в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.

Внешняя оценка – оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.

Внешняя оценка в принципе может проводиться в рамках следующих регламентирующих процедур:

  • государственная итоговая аттестация выпускников;
  • аттестация работников образования;
  • аккредитация образовательных учреждений;
  • мониторинговые исследования качества образования.

В начальной школе в соответствии с Законом «Об образовании» государственная итоговая аттестация выпускников не предусматривается, поэтому прямое включение внешней оценки в итоговую оценку младших школьников исключается. Это означает, что влияние внешней оценки на внутреннюю осуществляется опосредованно, через аттестацию кадров, аккредитацию образовательных учреждений, мониторинговые исследования.

Это выдвигает определённые требования к структуре итоговой оценки. С одной стороны, она должна позволять фиксировать индивидуальный прогресс в образовательных достижениях ребёнка, т.е. вести оценку ребёнка по отношению к самому себе. С другой стороны, итоговая оценка должна позволять получить объективные и надёжные данные об образовательных достижениях каждого ребёнка и всех учащихся.

Поэтому в итоговой оценке выпускника необходимо выделить две составляющие: накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в соответствии  планируемых результатов. И оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы.

Фиксация накопленных в ходе обучения оценок и проведение итоговых работ – область компетенции педагогов и школы. Таким образом, итоговая оценка в начальной школе в полном соответствии с Законом «Об образовании» является внутренней оценкой школы.

Итоговая оценка выпускника и её использование в системе образования.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ ( по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования УУД делаются следующие выводы:

1. Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

2. Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

3. Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки  не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

Решение педагогического совета о переводе выпускника принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики выпускника начальной школы, в которой:

  • отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;
  • определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
  • даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения;

все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфолио и другими объективными показателями.

Оценка результатов деятельности образовательных учреждений начального образования осуществляется в ходе аккредитации работников образования. Предметом оценки в ходе данных процедур является также внутренняя оценочная деятельность образовательных учреждений и педагогов, и в частности отслеживание динамики достижений выпускников начальной школы данного образовательного учреждения.                                      

                                      Доклад на МО школы (октябрь 2013 г.)

nsportal.ru

Материал на тему: Внутренняя система оценки качества образования: опыт, проблемы, перспективы

Т.В. Золотухина

Учитель начальных классов

МБОУ Яснинская средняя общеобразовательная школа,

Оловяннинский район

Внутренняя система оценки качества образования: опыт, проблемы, перспективы

Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования как на федеральном, так и на региональном уровне – нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы оценки качества и его соответствие сегодняшним требованиям общества.

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий.

Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса.

К основным задачам системы оценки качества образования относятся:

        — оценка  уровня  образовательных  достижений  обучающихся,  образовательных  учреждений  для их итоговой

аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения;

         — оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования;

        — формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели системы оценки качества образования.

        Ключевыми процессами в системе оценки качества образования в ОУ являются:

        — учебный, воспитательный, методический процессы, а также социально – психологическое сопровождение;

         — инновационная деятельность, организация профильного и предпрофильного обучения, связь с общественностью;

        — диагностика и мониторинг качества образования.

        Для осуществления диагностики качества образования в МБОУ Яснинская СОШ № 1ведется целенаправленный сбор информации о состоянии учебного процесса и факторах, оказывающих на него позитивное и негативное влияние.
         В данной технологии предусмотрены педагогическая и  психологическая диагностики. Каждый вид диагностики включает в себя ряд процедур, использующих стандартные методики.

         Педагогическая диагностика осуществляется с целью получения информации о качестве учебной и воспитательной работы в образовательном учреждении. Основная методика, используемая в ней, предусматривает использование не только методов тестирования, но и традиционные формы контроля обученности — письменная контрольная работа, сочинение, практическая работа и т.д

        Диагностика уровня обученности осуществляется на четырех уровнях – входящем, текущем, промежуточном и итоговым. Входящая диагностика проводится в начале учебного года с использованием комплексной работы по предметам. Текущая диагностика проводится после изучения каждой отдельной темы с использованием стандартизированных тестов или других видов контроля. Итоги работы обучающихся подвергаются поэлементному анализу, позволяющему получить качественные показатели уровня обученности по каждому отдельному критерию и параметру содержания образования. Значения этих показателей позволяют судить о параметрах, которыми обучающиеся уже владеют, о параметрах, которыми обучающиеся овладели в недостаточной степени, и о параметрах, которыми обучающиеся не владеют. На основании такого анализа строится программа дальнейших действий учителя, администрации. Психолога – программа коррекционной работы.

        Итоговая диагностика проводится один раз в конце учебного года, задания к ней подбираются с учетом результатов текущей диагностики. В эти работы включаются вопросы на проверку прочности знаний и задания, с которыми обучающиеся не справлялись при текущей проверке.

        Показатели. По которым будет вестись проверка обученности, все данные о работе обучающихся сводятся в таблицу.
        Показатели, по которым будет вестись проверка обученности, все данные о работе обучающихся сводятся в таблицу.
        Таблица 1.  Диагностика качества обучения

Ф.И. Обуч-ся

Мониторинг: входящий, промежуточный, итоговый

Отметки за тематические к/р

Отметки выборочно за практические, творческие работы, мини-проекты

Накопленная за четверть

Отметка за четвертную, годовую к/р

Отметка за таблицу умножения, технику чтения

Итоговая за четверть

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

        Диагностика уровня воспитанности осуществляется методом экспертной оценки. Суть метода состоит в коллективной оценке группой, состоящей из экспертов (учителей, работающих с данным учеником) и личности обучающегося, его воспитанности. Экспертная оценка воспитанности обучающихся проводится один раз в год согласно плану внутришкольного контроля всеми учителями, работающими в данной параллели.
Технология оценки. Для каждого класса создаются опросные листы.
Каждый эксперт оценивает каждого ученика по всем критериям и заносит оценки в опросный лист.
        По каждому критерию находятся средние значения и вносятся в сводную таблицу.
        Таблица  2.  Результаты оценки качества воспитанности

Фамилия имя

Любозна-

тельность

Трудолюбие

Бережное

отношение

к природе

Моё

отношение

к школе

Красивое

в моей

жизни

Я и мое

отношение к себе

Средний

балл

Уровень

воспитанности

         Регулярная диагностика обученности позволяет вести сравнение показателей качества обученности каждого ученика во времени, наблюдая за темпом роста ребенка, сравнивая его нынешние результаты с прежними. Такое сравнение делает процесс обучения личностно – ориентированным и более гуманным.

       В тоже время накопленные данные о качестве обученности обучающихся позволяют вести мониторинг деятельности каждого преподавателя и школы в целом.

       В МБОУ Яснинская СОШ №1 разработана процедура анализа и интерпретации результатов. Полученные в результате диагностики данные анализируются и интерпретируются по трем направлениям:

        — качество образования каждого ученика;

        — обеспечение качества образования каждым учителем;

        — обеспечение качества образования в данном классе,, на параллели, в образовательном учреждении.

        По результатам всех видов диагностики ученик получает рекомендации по коррекции качества образования, если это необходимо.

         Располагая результатами диагностики и мониторинга, администратор может вести сравнение качества обучения в каждом классе, по каждому предмету со средними значениями по школе. Сравнительный анализ результатов диагностики   позволяет   выявить   факторы,   влияющие  на качество образования, и принять адекватное решение по

устранению недостатков в обучении и созданию условий для совершенствования образовательной среды образовательного учреждения.

        В качестве таких факторов могут выступать: квалификация педагогов, учебный план, выбранные педагогические технологии, наличие или отсутствие методического обеспечения, материальная база и т.д.
Определив, какой из факторов в данном случае влияет на качество образования, администратор может принять обоснованное решение о дальнейших действиях: планировать методическую работу педагогического коллектива; внести изменение в учебный план; принять или отвергнуть данную педагогическую технологию; использовать в дальнейшем этот учебник или заменить его. 

         Для того чтобы продуктивно реализовать внутреннюю систему качества образования необходимы следующие мероприятия:
       — определение цели деятельности школы, цели преподавания по каждому предмету и образовательной области;

        — изучение   в   районе   влияния   учебного   заведения,   спрос   на   потребности инфраструктуры в том или ином

содержании обучения обучающихся, разработку в соответствии с запросами учебного плана школы, образовательных программ;

        — постоянное изучение запросов на образование обучающихся, родителей, педагогов. Анализ удовлетворённости качеством образования обучающихся, родителей, учреждений других типов;

        — разработка системы текущей и итоговой диагностики хода и результата образовательного процесса, создание системы научно-методического обеспечения;

        — совершенствование системы сбора данных, информационных потоков, обработки и анализа информации, принятия на их основе управленческих решений;

         — создание творческих групп педагогов, задачей которых является осуществление взаимодействий с другими учебными заведениями;

         — установление связей с руководителями организаций, учебных заведений, которые и будут в дальнейшем работать с нашими обучающимися;

        — согласование программ с потребителями, через деятельность Управляющего совета, которое заключается в выявлении и сближении позиций сторон в вопросе “чему учить?” как по содержанию, так и по степени практической ориентации знаний;

        — управление   качеством   образования   выступает  системообразующим  компонентом  в  системе  деятельности

общеобразовательных учреждений, обеспечивая целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса по функционированию и развитию.

         Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством необходимо обладать

надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса, деятельности системы управления и т. д. Получение такой информации возможно при осуществлении мониторинга.

Образовательный мониторинг-форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая, непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

Оценка качества образования по динамике изменения его результатов очень продуктивный способ, требующий систематического мониторинга результатов. Таким образом, фундаментальной основой механизма управления качеством образования выступает психолого-педагогический, медицинский, социальный мониторинг, а сущностью процесса управления развитием качества образования является рефлексивный подход как в развитии самого объекта (образовательного процесса), так и управления им.

Мониторинг качества образования выступает в роли механизма, благодаря которому все обучающиеся имеют не только обязательный уровень знаний, умений и навыков в соответствии с ФГОС, но и оптимальный (индивидуальный) для каждого уровень образования, выражающийся в его (образовании) качестве.

nsportal.ru

Статья на тему: ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ

ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

(из опыта работы)

Сибова Н.Г., заместитель директора по УР

МАОУ лицея № 8 имени Н.Н. Рукавишникова г. Томска

Аннотация: в данной статье представлены основные направления инновационной деятельности лицея с точки зрения влияния внешней оценки качества образования на эффективность обучения.

Ключевые слова: качество преподавания, качество образования, инновационная деятельность, внешняя экспертиза, оценка качества образования.

Важнейшим социальным требованием, предъявляемым сегодня к школе, является ориентация на качественную образовательную подготовку обучающихся. Это становится возможным, если сама школа заинтересована в объективной внешней оценке качества образовательной подготовки.

Для осуществления объективного контроля знаний выпускников, повышения мотивации всех участников образовательного процесса необходимо управлять качеством образования в школе. Одним из оценочных критериев является внешняя экспертиза качества образования.

Внешняя экспертиза качества образования осуществляется через: введение единого государственного экзамена и новой формы государственной (итоговой) аттестации 9 классов, региональные, федеральные мониторинговые исследования, оценку деятельности школы родителями и обучающимися, результаты участия обучающихся и педагогов в районных, областных, всероссийских олимпиадах и конкурсах.

В связи с этим формируются и новые управленческие задачи:

— использовать независимую оценку качества образования при проведении итоговой и промежуточной аттестации обучающихся;

— создать механизм здоровой конкуренции классов, школ за учеников;

— разработать систему подготовки к внешней экспертизе качества образования;

— разработать и внедрить мониторинг качества преподавания в лицее.

Ранее оценку качества подготовки выпускников, как главную составляющую результативности деятельности нашего лицея, осуществляли мы сами как производители образовательных услуг. Введение единого государственного экзамена и новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов, на наш взгляд, позволили осуществлять объективный контроль, что приводит к более высокой мотивации всех участников образовательного процесса на успешное его прохождение.

Мы считаем, что сама технология проведения ЕГЭ позволяет добиваться большей объективности в оценке знаний выпускников, исключает негативное влияние человеческого фактора на его результаты, повышает ответственность выпускников и учителей при подготовке к итоговой аттестации.

Мы уверены, что подготовка к итоговой аттестации не должна сводиться к простому натаскиванию на решение тех или иных видов заданий или к простому увеличению объема знаний. Как показывает опыт, необходимо уделять больше внимания вопросам, требующим применения полученных знаний и умений для выполнения практических заданий, проведения исследований, формированию умений выдвинуть гипотезу, дать интерпретацию данным, представленным в различной форме, то есть формировать надпредметные компетенции обучающихся. А это требует роста возможностей образовательного выбора, который тесно связан с учебным планом лицея. Это и факультативы, и элективные курсы, и внеурочная деятельность, направленные на развитие ученика, раскрытие его творческого потенциала. И поэтому стало необходимым создание научного общества. С этой целью в нашем лицее создано научное общество обучающихся «Большая восьмёрка», в рамках деятельности которого осуществляется сопровождение исследовательской деятельности лицеистов как со стороны учителей, так и преподавателей вузов. Ежегодные научно-практические конференции обучающихся становятся той стартовой площадкой, которая позволяет им проявить свои личностные качества, творческие способности, предметные знания.

Не секрет, что показателями качества учебного процесса являются также эффективность программ обучения, обеспеченность учебной литературой, наличие оснащенных кабинетов, количество компьютерной техники, подготовленность кадрового состава, выполнение плана повышения квалификации педагогов, эффективность работы научно-методического совета и школьных методических объединений.

Результативные выступления учителей нашего лицея на конференциях, семинарах, мастер – классах, вебинарах  разного уровня способствуют независимой оценке качества образования в лицее, помогают тем самым повысить эффективность обучения.

Появление новых механизмов контроля знаний требует на наш взгляд, использовать независимую оценку качества образования и при проведении промежуточной аттестации обучающихся. Поэтому появилась необходимость в постоянном мониторинге обученности каждого класса и каждого ученика с целью внесения необходимых корректив.

Мы считаем необходимым создание системы подготовки к внешней экспертизе качества образования. С этой целью на базе лицея была открыта региональная экспериментальная площадка по теме «Организация на уроке мониторинга качества преподавания», опыт работы обобщен и представлен в виде методических рекомендаций на региональном уровне. Внедрение в практику работы лицея мониторинга качества преподавания позволило повысить качество преподавания на 27,53%.

По нашему мнению, необходим и механизм здоровой конкуренции образовательных учреждений за учеников, повышающий возможность выбора образовательной программы, стимулирование процессов развития и инноваций, а также рост эффективности бюджетных расходов на образовательное учреждение.

Фактором, стимулирующим процесс развития лицея к поддержанию и повышению качества и конкурентоспособности на данный момент, является введение новой системы оплаты труда, что призвано стимулировать качество работы учителя и постоянный рост его квалификации.

Один из важнейших показателей развития лицея — конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, что подразумевает:

  • удовлетворенность учеников и их родителей получаемым образованием;
  • высокий рейтинг лицея, что возможно при условии обеспечения объективной информационной среды, то есть лицей — открытая информационная система — высокий рейтинг педагогов, которые создают микроклимат, напрямую способствующий полноценному развитию ребенка.

Участие в различных районных, региональных, всероссийских и международных конкурсах обучающихся в значительной степени повышает интерес к школьным предметам и помогает увидеть собственные достижения на фоне других образовательных учреждений.

Наш педагогический коллектив ищет формы организации учебной деятельности, позволяющие объективно и по достоинству оценить работу лицея. При этом обращается внимание не на статистические данные, а на динамику качества образования и динамику развития лицея.

По итогам учебного года в лицее стало традицией на заседании Управляющего совета проводить презентации классов о проделанной работе и знакомить общественность с результатами мониторинга, для более объективной внешней оценке качества образовательной подготовки обучающихся.

Все перечисленное выше, плюс единство педагогического коллектива в сочетании с активностью детей и родителей приводят в итоге к достижению ключевых целей образования.

Вывод: внешняя оценка результатов деятельности образовательного учреждения является одним из стимулов для улучшения работы, а, следовательно, необходимым условием его развития.

nsportal.ru

Сочетание внутренней и внешней оценки как условие обеспечения качества образования в начальной школе – УчМет

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березовская средняя общеобразовательная школа №2»

Сочетание внутренней и внешней оценки как условие

обеспечения качества образования в начальной школе

(обобщение опыта)

Русинова Светлана Васильевна,

учитель начальной школы

МБОУ «Березовская средняя

общеобразовательная школа №2»

2014 г. с. Березовка

Наша школа работает по-новому, ведь с 1 сентября 2011 года во всех школах России введен в действие новый образовательный стандарт.

Школа является стажировочной площадкой Введение ФГОС НОО на муниципальном уровне.

Ежегодно на ШМО, семинарах и методических совещаниях подводим первые итоги, первый опыт, озвучиваем возникающие проблемы, чтобы избежать ошибок и работать в правильном направлении.

В структуре Стандарта Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования становятся ведущим компонентом. Образовательное учреждение несет ответственность за выявление и анализ результатов образовательного процесса, за выявление внутренних ресурсов для повышения качества образования.

В ОУ у педагога есть возможность реализации своей педагогической позиции, выбора УМК («Школа Росиии»-50% учащихся; «Школа 2100»- 38% учащихся и 21% учащихся осваивают образовательную систему Л.В.Занкова), учебных пособий, логики построения образовательного процесса.

Сегодня результативность складывается из сложного комплекса показателей: знаниевые, метапредметные и даже личностные достижения ребенка.

В новом стандарте фактически происходит определенное смещение акцентов в расстановке приоритетов от вопросов «Чему учить?» к вопросам смыслов образования (Ради чего мы изучаем ту или иную программу?) и проблемам технологий обучения (Какучить, чтобы добиваться реализации и достиженияТребований Стандарта?).

Изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Понятие «Развитие» является основным понятием.

Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату- становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Данные способности передаются и приобретаются учащимися в виде универсальных учебных действий.

Можно ли все УУД отследить и измерить привычными способами контроля и оценки? Только частично.

Знание учащимися понятий, фактических данных, явлений учебного курса проверяем по-прежнему с помощью заданий, вопросов, в ходе устного или письменного опроса, посредством стартового, текущего, тематического, итогового контроля.

На учебный год каждый педагог составляет рабочую программу по предмету и график проверочных и контрольных работ. При проверке данных работ учитель проводит классификацию ошибок, допущенных учениками, заполняя таблицы для дальнейшей работы в классе по корректировке результатов обучения.

Различные учебные задачи используем для проверки уровня владения предметными умениями. Сложнее стоял вопрос об измерении метапредметного результата, выбора своего инструмента.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития УУД является мониторинг.

Мониторинг – профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо объекта, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

Мониторинг проводится несколько раз в год и позволяет отследить приращение у учащихся в уровне сформированности основных метапредметных УУД начальной школы. В первом классе мониторингу формирования и развития УУД предшествует диагностическое обследование учащихся на муниципальном уровне (внешняя оценка). «Стартовая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе» проводится на 3–4-й неделе сентября с целью получения объективной информации о состоянии качества образования обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

От 1-го к 3-му классу число показателей в проводимом мониторинге постепенно увеличивается. Педагоги с помощью наблюдений, опроса, выполнения заданий учащимися заполняют Листы достижений.

Мои ученики успешно закончили обучение во 2 классе. Ежегодно учащиеся 2-х классов участвуют в проекте «Оценка учебных достижений учащихся», организуемом «Центром развития Пермского края». Учащиеся получают возможность несколько раз в год (октябрь, май) проверять уровень своих знаний, по русскому языку и математике. Родители получают независимую объективную оценку знаний, которая является важным способом понять степень подготовленности их детей. Учитель получает возможность на основании независимой оценки знаний учащихся провести анализ своей работы, увидеть недостаточно изученные темы или разделы школьного курса.

Результаты мониторингового обследования учащихся 2а класса

Кол-во уч-ся

Тестовый

балл

Sd

Успеваемость

Ка-чество

низкий

ииже среднего

средний

высокий

входная

17

42,5

3

7

6

1

82%

41%

итоговая

19

42,6

2

9

8

90%↑

42%→

Результаты учебных достижений учащихся 2а класса

Входная

1 полугодие

3 четверть

2 полугодие

Итоговая аттестация

успеваемость

80%

100%

96%

100%

100%

качество

20%

57%

57%

57%

53%

Для повышения мотивации учащихся в работе с диагностическими заданиями (как внешней, так и внутренней оценки) и создания ситуации успеха педагоги используют интегрированные задания, которые учащиеся сохраняют в индивидуальных портфолио. Учитель, дети и родители имеют возможность следить за собственным продвижением, проводить индивидуальную коррекционную работу.

Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.

Внутренняя оценка выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.

психолог

учитель

ученик

родители

мониторинг

аттестация

Администрация ОУ


результаты

внутренняя оценка

внешняя оценка

ученик

учитель

психо-лог

родите-ли

админ.ОУ

аттес-тация

мони-торинг

1

кл

2

кл

1

кл

2

кл

1

кл

2

кл

1

кл

2

кл

1

кл

2

кл

2 кл

1

кл

2

кл

предметные

метапредмет-ные

личностные

Итак, одной из основных особенностей системы оценки достижений младшего школьника на современном этапе по ФГОС является сочетание внутренней и внешней оценки.

Библиографический список

  • Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьника: Учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. А.П. Тряпицыной.- СПб.:КАРО, 2008.

  • Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М.Ю. Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.-2-е изд.-М.:Просвещение, 2010.

  • Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1.-2-е изд. – М.:Просвещение, 2009.

www.uchmet.ru

внутренняя и внешняя система оценки

Государственный контроль качества образования предполагает оценку школьной системы образования в контексте реально достигаемых результатов образования согласно требованиям нормативных актов, личностным и социальным ожиданиям. Система контроля качества образования работает на основе принципов прозрачности, объективности, доступности, гибкости и структурированности.

Комплекс мероприятий государственного контроля качества образования предполагает внешнюю и внутреннюю систему оценки качества образования в школе. Мероприятия проводятся для объективного анализа эффективности обучения, повышения открытости и доступности сведений об образовании, достижения прозрачности управления качество образования на всех этапах.

Школа Менеджера образования

Для вас открыт бесплатный доступ на 4 дня к любому курсу Школы Менеджера образования. Успей пройти тестирование!

Подробнее по телефону 8 (800) 551-01-35

Внутренняя система оценки качества образования в школе: кто осуществляет контроль?

Функционирование внутренней системы оценки качества образования в школе невозможно без посещения и анализа уроков, а также последующего использования результатов работы для оценки качества образования. В компетенцию руководителя образовательного учреждения входит посещение уроков по различным дисциплинам.

Если руководитель образовательного учреждения обязан систематически посещать уроки, тогда вправе ли сотрудники органов федерального государственного надзора в сфере образования требовать присутствия на уроках, осуществляя их анализ? Важно выяснить, законно ли использование полученных результатов анализа урока для внешнего государственного контроля качества образования в заданной образовательной организации?

На законодательном уровне не урегулировано право должностных лиц органов федерального государственного контроля в сфере образования посещать и анализировать проведение уроков. Регулярное посещение уроков с последующим анализом результатов входит в компетенцию руководителя образовательного учреждения и не может быть этапом перечня мероприятий по контролю и внутренней системы оценки качества образования в школе. Руководство образовательного учреждения использует систему внутреннего контроля качества образования для принятия управленческих решений в контексте полученных результатов. Администрации важны данные о динамике эффективности образования, что позволяет выявить сильные стороны и проблемные сферы.

Система внешнего государственного контроля качества образования

Процедура проведения проверки в рамках государственного контроля (надзора) и муниципального контроля для любого юридического лица (в т. ч. образовательной организацией; далее — ОО) регламентирована Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ). Государственный контроль качества образования предполагает сравнение результатов внутреннего и внешнего контроля с последующей обработкой данных. 

Согласно ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ внешний контроль качества образования осуществляется Департаментом образования в плановом режиме. Контроль проводят также по заявке руководства школы, приказа или распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В документе в обязательном порядке указывают список мероприятий по контролю, которые планируется провести для анализа достижений и задач образования. Государственный контроль качества образования используется для объективизации показателей учащихся согласно требованиям педагогических стандартов, выполнения многофакторного анализа данных, своевременного и объективного определения уровня качества образования.

Список допустимых для должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля или муниципального контроля, экспертов организаций-подрядчиков или экспертных организаций является закрытым. Потому, согласно законодательству, внешняя и внутренняя система оценки качества образования предполагает осуществление только тех мероприятий, которые были зафиксированы в соответствующем приказе или распоряжении руководителя органа государственного контроля (надзора).

Следовательно, посещение уроков, их анализ, а также использование результатов анализа уроков для оценки качества образования является частью функционирования внутренней системы оценки качества образования в ОО, относится к компетенции руководства и не включается в мероприятия по контролю.

Согласно ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ, педработники пользуются академическими правами и свободой преподавания, свободного выражения своего мнения, свободой от вмешательства в профессиональную деятельность, а также свободой выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.

Согласно пунктам 1 и 3 ч. 6 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация обязана обеспечивать:

  • осуществление образовательных программ в полном объеме;
  • качество подготовки учащихся соответственно установленным требованиям;
  • соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
  • соблюдение прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

www.menobr.ru

Статья по теме: Внутренний мониторинг качества образования

Внутренний мониторинг качества образования

Мониторинг в образовании — это система сбора, хранения, анализа и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития. 

Целью   мониторинга является обеспечение повышения качества образования учащихся, прогнозирование и получение обратной связи.

Мониторинг качества образования возможен с помощью:

— внутренней оценки качества образования;

— внешней оценки качества образования;

— сравнение  внутренней и внешней оценки, что позволяет видеть уровень полученного результата.

Работа методического объединения обеспечивает функционирование внутренней системы оценки качества образования. 

Мониторинг качества образования учащихся использует определенную систему контроля и инструмент отслеживания. Традиционным в школе отслеживание состояния успеваемости осуществляется при помощи сравнительных характеристик:

— выполнение стандарта (процент успеваемости),

— качество знаний (процент качества знаний),

— степень обученности ученика, класса.

Для полноценной и эффективной работы необходима система оценки  качества образования, которая дает возможность

  1. проследить динамику развития каждого ребёнка;
  2. оценить успешность усвоения учащимися федеральных государственных образовательных стандартов;
  3. определить перспективы, направления работы методического объединения и педагогического коллектива образовательного учреждения по повышению качества образования обучающихся.

Следовательно, ставим перед собой задачи:

  1. развитие мотивации обучения ребенка;
  2. обнаружение пробелов в знаниях учащегося;
  3. ликвидация пробелов;
  4. повышение уровня усвоения  и применения полученных  знаний на следующем этапе развития ребенка;
  5. совершенствование работы с мотивированными детьми.

Мониторинг письменных работ позволил прийти к одной из структур подготовки школьников технике сдачи теста к экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ:

  1. На каждом уроке необходимо проводить устную работу.
  2.  Данная работа позволяет:
  1. развивать умственные способности учащихся;
  2.  улучшить их вычислительные навыки детей;
  3. учиться экономить время при решении сложных заданий;
  4. устная работа  с обязательным опросом теории, сопутствует повторению и закреплению изученного материала.
  1. Научить учащихся в предложенных текстах работ выбирать задания, выполняемые за 1-2 шага. т.е. начинать работу с более легких заданий.
  2. Обучить решению стандартных задач.
  3. Решение задач с использованием логических рассуждений, применение нетрадиционных способов решения, нестандартных ситуаций.
  4.  Проведение письменного контроля, самостоятельных и контрольных работ в форме ГИА и ЕГЭ, позволяющих развивать самостоятельность и самоконтроль.

Учитывая новые требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к качеству образования (статья 2) мониторинг должен рассматривать:

  1. вопросы комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки учащегося,
  2. определять степень их соответствия ФГОСам, и потребностям учащегося, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность,
  3. в том числе учитывать степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Значит, работа в методических объединениях должна быть представлена не только в режиме “учитель – ученик”, “учитель – учитель”.

Учитель предметник знает проблемы и  уровень обученности конкретного ученика, его перспективы в обучении. Классный руководитель оценивает способности ребенка на образовательном и воспитательном уровне и мы – учителя,  обмениваясь информацией об успехах ученика,  помогаем ребенку:

  1. своевременно исправить оценку по предмету,
  2. сдать недоученный материал,
  3. исправить плохо выполненные письменные работы,
  4. «закрыть» не аттестацию предмету и получить положительную оценку…

Работа классных руководителей с учителями предметниками  помогают провести параллель между всеми предметами и осуществить комплексный подход в образовательной деятельности и подготовки учащегося. При этом берутся во внимание здоровье ребенка, его пропуски и присутствие на уроках.

Постоянный внутренний мониторинг качества образования школьников становится актуальным в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов.

Внутренний мониторинг дает нам информацию, анализируя ее результаты учителя помогают детям и их родителям:

  1. учащимся в реализации своих возможностей в обучении: развивать свои творческие способности, в предметной и  метапредметной проектной деятельности, участвовать в творческих конкурсах, олимпиадах, марафонах;
  2. родителям, используя информационное обеспечение, повышают уровень их информированности об успехах детей, их творческих победах и качестве образования.

Мониторинг позволяет проследить обратную связь:

  1. помощь родителей в обучении детей и развитие их  творческих способностей;
  2. стремление учащихся повысить свое качество образования, совпадает с желанием педагога.

Литература.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

2. mousavino.ucoz.ru/46.doc

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *