Восьмая высотка москвы – 7/8 или Сталинские высотки: evan_gcrm — LiveJournal

Содержание

Высотки Москвы. История

Годы правления Иосифа Сталина полностью изменили облик Москвы – с одной стороны, за этот период она «помолодела», стала более динамичной и современной, с другой – она стала более жесткой и бездушной, утратив храмы и старые узкие улочки. Самыми яркими представителями «сталинской» архитектуры являются «семь сестер» — знаменитые высотные дома, поражающие своей мощной, массивной, слегка прикрытой налетом цивилизации, красотой.

История создания первых высотных домов в Москве

Помпезные советские небоскребы стали своеобразным «ответом Америке», которая уже начала осваивать строительство высотных зданий и поразила мир первыми шедеврами индустриального стиля.

(Нереализованная восьмая высотка в Зарядье)

Предполагалось построить 8 высотных зданий, но первоначальным планам не суждено было реализоваться – строительство восьмого здания в Зарядье высотой в 275 метров приостановилось в 1953 году а связи со смертью И.В.Сталина. Но, в отличие от других зданий, увидевших свет после эпохи «Вождя», Н.Хрущев не одобрил восстановление данного проекта, считая его слишком помпезным и пустым, не несущим реальной пользы рядовым москвичам.

Между прочим, возведение высотных зданий в Москве было начато еще до Отечественной войны – в 1931 году, когда по указу Генсека для строительных нужд был взорван Храм Христа Спасителя. На его месте планировалось воздвигнуть 415-метровое сооружение «монструозного» Дворца Советов, увенчанного громадной статуей Ильича.

Остальные высотки, разработка которых уже была в проекте, планировалось размещать так, чтобы они вписались в существующий ансамбль города и сочетались с будущим Дворцом. Он, в свою очередь, стал бы «жемчужиной» этого «ожерелья», но война внесла свои коррективы в планы градостроителей, поэтому на этом месте сегодня красуется не культовый Дворец, а великий Храм.

Месторасположение сталинских высоток

Согласно проекту, разработанному в 1947 году в честь 800-летнего юбилея Москвы, новостройки должны были «окольцевать» Старую Москву, расположившись по линии Садового Кольца.

Легенды свидетельствуют, что места были выбраны неслучайно – эксперты уверяют, что в них сконцентрированы очень мощные энергетические потоки и расположены геопорталы, а в таких локациях люди переживают особо сильные эмоции и «подпитываются» естественной энергетикой. Насколько правдивым являются эти утверждения – вопрос открытый, но экстрасенсы уверены в своей правоте и продуманности действий И.Сталина.

С другой стороны, отмечается параллель – Москва построена на 7 холмах и поэтому ее венчает 7 высотных зданий. Но этот факт тоже относится к области необъяснимых явлений, хотя и настораживает тех, кто верит в мистику Москвы.

Семь высоток Сталина

Высотка на Красных Воротах

Центральный корпусный элемент композиции, построенной в 1952 году, состоит из 24-х 138-метровых этажей, где размещены различные ведомства и вход в метро «Красные ворота». В правом и левом корпусах находится по 138 жилых квартир.

Строительство было достаточно сложным, поэтому его руководители, Б.Мезенцев и А.Душкин применили уникальную технологию замораживания грунта – спустили на глубину 27м морозильные установки, которые способствовали затвердению почвенных пластов. Чтобы здание не накренилось после размораживания, архитекторы рассчитали минимальный угол его наклона, поэтому конструкция под собственной тяжестью выровнялась и стала вертикальной. Из-за сложности расчетов и огромного количества форс-мажорных обстоятельств, которые следует учесть, данная методика больше не применялась нигде в мире.

Высотка на Котельнической набережной

Авторами конструкции стали Д.Чечулин и А.Ростковский, окончившие в 1952 году строительство 32-этажного 176-метрового сооружения, в котором явно проявлялись черты допетровского русского дворцового зодчества.

Дом чем-то напоминает корпуса современных жилых комплексов, поскольку помимо квартир здесь уже в те времена располагалось несколько магазинов, детский сад для подрастающих жильцов дома, кинозал, отделения бытового обслуживания, почта и небольшая библиотека.

Здесь жила «элита» советского общества, причем, квартиры для квартиросъемщиков были частично меблированы, отделаны паркетом, хрустальными люстрами, сантехникой. Кстати, само здание было заснято в огромном количестве советских фильмов, включая обожаемый народом хит «Москва слезам не верит».

Высотка на Кудринской площади

Эту шикарную 156-метровую высотку на 24 этажа и 18 этажных «крыльев» еще называют Домом авиаторов, поскольку проект разрабатывался по заказу Авиационной промышленности. Все жилые помещения в доме (450 квартир) были распределены между сотрудниками ведомства, боевыми и гражданскими летчиками, бортинженерами, поэтому «чужих» в нем не было.

Авторами сооружения, сданного в эксплуатацию уже после кончины Сталина в 1954 году, стали М.Посохин и А.Мидоянц. Они создали действительно уникальный по советским меркам дом. Но оригинальность заключалась не в гранитных полах и мраморных колоннадах – эти «излишества» Москва уже видела и не раз, а в технико-эксплуатационных новаторствах. Так, в вестибюле была обустроена колясочная, где мамы могли оставить детские коляски, наличествовала подземная парковка, работала система кондиционирования и внутренний селектор, связывающий владельцев квартир с постом «консьержки». Квартиры были подключены к АТС, имели собственный мусоропровод и сдавались квартиросъемщикам  в комплекте с секаторами бытовых отходов, посудомоечными машинами и холодильниками. И эти чудеса были доступны «избранным» во времена, когда большая часть москвичей ютилась в дощатых бараках и коммуналках!

Здание МИДа

В здании на Смоленско-Сенной площади возведенном в 1953 году, было расположено здание Министерства иностранных дел. Неоготический стиль, характерный для небоскребов Нью-Йорка, был призван показать иностранным дипломатам, что «мы не хуже», а 144 м2 герб СССР, отлитый из железобетона, напоминать, где они все-таки находятся.

В проекте конструкторов М.Минкуса и В.Гельфрейха не был предусмотрен шпиль, венчающий 172-метровую 27-этажную конструкцию, но, поскольку установить его потребовал сам Сталин, возражать против нововведения никто не стал. И даже расчеты, свидетельствующие о том, что высотка может не выдержать 56-метрового дополнения из камня, не остановили «Отца народов» — он распорядился отлить эту деталь из стали и имитировать окраской расцветку гранита.

Для монтажа шпиля были пробиты горизонтальные перекрытия нескольких этажей и его все-таки установили, хотя так и не увенчали «брендовой» звездой, которая нарушала равновесие всей надстройки. Кстати, она оказалась менее прочной, чем сам дом, поэтому в 2017 году была заменена новым изделием.

Здание МГУ на Воробьевых Горах

Здание Государственного университета Москвы, построенное в 1953 году по проекту Б.Иофана, стало самой «кичевой» постройкой Советской эпохи и верхом сталинского архитектурного реализма.

Его «визиткой» стал огромный 60-метровый шпиль, выдающий себя блеском за километры от самого корпуса, и «кружевная» гербовая эмблема, эффектно размещенная на нем. Несмотря на кажущуюся легкость, герб было нелегко установить, поскольку одна его звезда весит 11-12 тонн, а диаметр композиции достигает 9,5 метров!

Высота 32-этажного здания и его высота, равная 180 метрам без шпиля (со шпилем – 240 метрам) до 1990 года обеспечила МГУ титул высочайшего сооружения Европы, а куранты боковой башенки по-прежнему остаются самыми большими в столице. Это единственное здание, проект которого удалось реализовать полностью, облагородив прилегающую к нему территорию.

Гостиница «Украина»

Высотка на Кутузовском проспекте была сдана в очередь в 1957 году и завершением ее строительства Москва обязана Всемирному молодежному фестивалю, поскольку приезжих иностранцев нужно было где-то размещать, несмотря на борьбу с «излишествами» сталинской эпохи.

34 этажа гостиницы высотой в 206 м спроектировали А.Мордвинов и В.Олтаржеский, дополнительно расположив сооружение на 2-х метровой возвышенности. Основной корпус, соединенный с боковыми конструктивными элементами является самым высоким европейским гостиничным комплексом. Его номерной фонд насчитывает более 250 номеров и сегодня эта гостиница красуется под вывеской Radisson Royal Hotel Moscow.

Гостиница «Ленинградская»

Гостиница по ул. Калачевской, рядом с площадью Трех Вокзалов, построенная в 1954 году – самая невысокая 21-этажная постройка «великолепной семерки» высотой в 136 метров. Ее «миниатюрность» обусловлена географическим рельефом, богатым на подземные воды, поэтому при возведении корпусов было установлено 1400 опорные сваи. Монтировать дополнительные опоры было нецелесообразно и рискованно, поэтому количество этажей не увеличивалось по ходу строительства.

Экстерьер выполнен в стиле русского допетровского зодчества, а интерьер принадлежит к готическому направлению. Помпезность убранства была настолько явной, что поражала даже бывалых иностранцев своими монументами, инкрустациями из ценных древесных пород и полудрагоценных камней, а люстра, изготовленная из бронзы и украшающая холл, уже тогда стала рекордсменом Книги Гиннеса.

Спустя год борьба с помпезностью приняла масштабный оборот и архитекторов А,Борецкого и Д.Полякова, обласканных в свое время Сталиным, превратили в очередных жертв «оттепели» Хрущева, лишив работы, наград и званий. А зря –сегодня гостиница-высотка Hilton Moscow Leningradskaya, ставшая отелем этой международной сети, превратилась в лучшую гостиницу столицы.

moscowchronology.ru

8 высотка : Сталинские высотки: фото, архитекторы, история, цены

30 сентября 2009

В этой небольшой статье обсудим московскую новостройку двадцать первого века. При ее возведении опирались на традиции социалистического строительства Сталинской эпохи. В центре Москвы, московских высотках жить очень престижно. Так было во все времена, а тем более сейчас, когда в стране сложились рыночные отношения и есть достаточно много платежеспособных клиентов. Так устроен человек, ему важен сам факт, что он этого смог достичь в своей жизни. Об идеологическом наследии часто уже и не вспоминают.

В архитектурном мире стали обращаться к изучению проектов пятидесятых годов, хотя освоено очень много строительных новшеств, различных строительных материалов. Принцип “золотого сечения”, который открыли сталинские архитекторы остался непревзойденным. Каркасные строения очень уязвимы, советские ученые всегда делали акцент на этом утверждении и в две тысячи первом году это подтвердилось. Обрушились башни всемирного торгового центра в Манхеттене. Вернулись и к московским высоткам, из семи – только две из них предназначены под жилые квартиры. Внутренняя планировка их устарела и не соответствует требованиям жильцом, претендующих на заселение в них. В те годы даже не было речи о строительстве зимних садов или аквапарков, не строили тогда коттеджей – пентхаусов.

Учитывая современные требования московские строители решили возвести еще одну восьмую высотку в парковой части района “Сокол”, не уступающую сталинским. У архитекторов получилось здание, которое можно назвать “Триумф — Палас”.

30 сентября 2009

Административное здание в Зарядье было последним из сталинских небоскребов, заложенных в день восьмисотлетнего юбилея Москвы. Его не достроили — помешала смерть Сталина. Впрочем работы по сооружению стилобата к весне 1953 года успели практически завершить. По некоторым источникам каркас здания успели построить чуть ли не в половину его высоты, а в последствии разобрали и использовали в качестве металлоконструкций для стадиона в Лужниках. Под стилобатом скрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища. Я полагаю, что устройство подвалов столь глубокого заложения было вызвано не только стратегическими, но и сугубо практическими соображениями — нижнюю плиту фундамента необходимо было углубить настолько, что бы уровнять давление массы высотной части здания с бытовым давлением грунта. Это позволило бы свести к минимуму просадку здания в дальнейшем.

По одним данным в восьмой высотке хотели разместить Наркомат тяжелого машиностроения. Предлагавшиеся до войны конкурсные проекты здания для размещения этого ведомства выглядели неубедительно, а тут казалось сама судьба улыбнулась Наркомтяжмашу. Однако ни в одном литературном источнике ведомственная принадлежность этого здания не оговаривается. Так же как и в случае с другими административными зданиями, например на Смоленской площади, куда заселился МИД. В последнее время все чаще появляется информация о том, что восьмое здание планировал построить для своего ведомства Л.П.Берия, который по линии МВД курировал московские высотные стройки. Но после его ареста стройку законсервировали, а 1954 год уже внес ясность в дальнейшие планы высотного строительства. Тяжелее всех этот удар судьбы перенес академик архитектуры Д.Н.Чечулин, по проекту которого и строилось здание. Происшедшее он воспринял как личную трагедию и долгое время не мог придти в себя. Только спустя десять лет — с 1964 по 1967 — на уже имевшемся стилобате по проекту Д.Н.Чечулина была сооружена гостиница Россия. Ее пропорции позволяют визуально оценить масштабность задуманного сооружения — размеры гостинцы сопоставимы с размерами нижней, высотой всего в пять этажей, ступенью высотного здания. Сама же гостиница смотрелась на доставшемся в наследство стилобате довольно неказисто.

Именно на проекте этого здания, которое никогда уже не будет построено, я хотел бы остановится подробнее. Я не вижу необходимости приводить здесь поэтажную деталировку здания, покажу лишь пару разрезов, которые наиболее интересны с моей точки зрения. Вот как описывается задача архитектора и суть проектных решений в альбоме «Высотные здания в Москве».

Особенно сложные задачи возникали при проектировании административного здания в Зарядье. Необходимо было спроектировать здание в чрезвычайно обязывающей обстановке, Оно располагается недалеко от Кремля с его величественным и неповторимым ансамблем древних храмов, с его богатым, разнообразным, поистине русским силуэтом, так изумительно связанным с природой Москвы. Здесь же находится собор Василия Блаженного —гениальное творение великих русских зодчих Бармы и Посника, по своему богатству и реалистической выразительности отражающее в формах архитектуры идеи государственного объединения Руси, своеобразия русской природы, самобытной русской культуры, богатейшего «народного искусства, В композиционном центре площади— величественное произведение архитектуры социалистического реализма нашего времени—мавзолей великого

Ленина, гениальное творение выдающегося русского зодчего академика А. В. Щусева, вдохновенное и прекрасное воплощение идеи о вечно живом Ленине, о бессмертии ленинизма, — мавзолей, превративший Красную площадь в социалистическую площадь столицы. Такова архитектурная «природа», в которой было запроектировано административное здание огромного масштаба.

Автор, лауреат Сталинской премии, действительный член Академии архитектуры СССР Д, Н. Чечулин, избрал путь контраста, при котором остается нетронутой и самостоятельной изумительная красота древнего ансамбля, а новое здание своим силуэтом будет перекликаться с вертикалью будущего Дворца Советов по другую сторону Кремля. Здание войдет в новую панораму социалистической Москвы, которая развернется вдоль набережных реки, где высотные сооружения будут подчеркивать ее живописные извивы.

В разработке проекта этого грандиозного сооружения принимает участие коллектив архитекторов, инженеров и техников Мосгорпроекта, в том числе лауреат Сталинской премии инженер-конструктор И. М. Тигранов, инженер Ю. Е. Ермаков, архитекторы А. Ф. Тархов, М. И. Боголепов, А. В. Арго, Л. М, Наумычева, Н. А. Кузнецова, Ю. С. Чуприненко и другие.

Проект высотного 32-этажного здания в Зарядье будет осуществляться на участке площадью 15 га. С южной стороны этот участок выходит на набережную Москвы-реки, с северной — граничит с улицей Разина, с востока — с Китайским проездом, с запада примыкает к Красной площади (см. иллюстрации, раздел VII, таблицы 1—12).

В плане проектируемое здание имеет систему диагонально расположенных корпусов, с лифтами на перекрестках. По двум сторонам коридоров во всем здании устроено около 2000 рабочих комнат, часть которых объединена в отдельные группы.

В нижней части здание несколько вытянуто вдоль набережной. Широкая лестница, по бокам которой проектируются большие массивы зелени, очень эффектно спускается к набережной по уступчатым откосам.

Главным фасадом это административное здание обращено в сторону Красной площади. На стилобат с Красной площади ведет широкая лестница.

Со стороны Китайского проезда малые лестницы ведут к открытой стоянке автомашин, огражденной сквером. Кроме того, малые лестницы ведут в сквер-заповедник, расположенный вдоль улицы Разина, где сохраняются здания — памятники архитектуры прошедших эпох .

Входы в высотное здание расположены с трех сторон: с Красной площади (главный вход), второй со стороны Москвы-реки и третий со стороны улицы Разина . Предусмотрены отдельные входы со стороны уровня Москворецкой набережной в вестибюль, в помещения для рабочих и служащих и в столовую. Посетители входят через главный вход и с набережной.

Основную часть здания, которую венчает золоченый многогранный шатер с завершением, достигающим высоты 275 метров, окружают 5-этажные корпуса, образующие удобные отдельные дворы. Со стороны Красной площади сквозь колоннаду виден двор, а в глубине его выступает портал входа, через который посетитель попадает в главный вестибюль. По бокам вестибюля расположены два гардероба на 1700 человек каждый.

Центральное место в главном вестибюле занимают лифты . Для рассредоточения потоков больших масс людей в диагональных крыльях высотного корпуса также имеются лифты.

Лифтовые холлы и лестницы расположены в наиболее удобных для этого узлах плана и везде выходят непосредственно в коридоры. Количество лифтов возрастает от верхних этажей к нижним. Если в верхнем этаже два лифта, то в гардеробном вестибюле их уже сорок.

В здании предусмотрен обширный зал собраний. В его цокольном и 1-м этаже запроектировано вестибюль, гардеробы и буфет.

В восточном озелененном дворе будет сооружена столовая в виде отдельно стоящего здания.

В 5-этажных корпусах, которые окружают высотную часть, расположены рабочие комнаты.

Диагональные коридоры заканчиваются треугольными тупиками, по периметру которых размещены рабочие комнаты. Каждая из них имеет свою маленькую вестибюльную площадку. Начиная с 8-го по 13-й этаж диагональные коридоры укорачиваются, треугольные тупики уничтожаются. С 14-го этажа пропадают диагональне отсеки. Остается только лифтовое фойе с рабочими комнатами. И, наконец, в венчающей части здания расположен демонстрационный зал, перекрытый куполом и четырьмя павильонами по углам плоской кровли.

Основным, несущим остовом высотного здания является .стальной каркас. Сложное по своей форме здание потребовало схему каркаса с вертикальными решетчатыми связями.

Лучевая система плана как в этом сооружении, так и в здании на Котельнической набережной, создает наиболее благоприятные условия для ориентации внутренних помещений, более выгодную систему пространственных жестких связей конструкций, повышающих устойчивость здания в целом, равномерное распределение ветровой нагрузки и т. д.

Здание будет облицовано в цокольной части красным гранитом, а выше — подмосковными известняками и светлым литым камнем.

В архитектурных формах сооружения и композиции автор искал образ, который говорил бы о значении здания как важнейшей части социалистической Москвы, о величественных идеях сталинской эпохи.

Чтобы создать наилучшую композицию сооружения, автор исходил из следующих двух положений: во-первых, новое здание должно быть одним из ведущих элементов общегородского ансамбля новой многоэтажной Москвы, перекликаясь с силуэтами остальных высотных зданий и будущего. Дворца Советов, во-вторых, на близких подходах к нему оно должно масштабно войти в ансамбль природы и архитектуры ближайшего окружения. Последнее требовало горизонтальной композиции масс, отвечающих набережной Москвы-реки и кремлевской стене. Автор решил эту задачу, положив в основу плана первого нижнего уступа прямоугольник с отношением; сторон приблизительно 2:3, в силу чего нижний, первый объем имеет форму параллелепипеда, вытянутого вдоль Москвы-реки и имеющего высоту только пяти этажей. Масштабная подчиненность объема этой части сооружения автором достигнута.

Второй уступ, имеющий высоту трех этажей и квадратный план, продолжает решать ту же задачу — связи с ближайшим ансамблем. Одновременно второй и следующий за ним 6-этажный уступы являются ж переходом к 20-этажной башне, несущей ступенчатое, пластическое завершение с шатром и эмблемой. Эта высотная часть сооружения «работает» на большие перспективы, включаясь в общий архитектурный ансамбль города. Отсюда ее симметричность.

Проект требует еще большой работы над уточнением соразмерности отдельных объемов между собой и окружением. В частности, правильное в принципе решение масс нижних ярусов в своей архитектурно-художественной разработке требует введения элементов, которые помогли бы установить градацию переходов от масштаба сооружений на Красной площади к масштабам сооружений, входящих в пространство всей Москвы.

Необходимо также уделить серьезное внимание поискам гармонии цветового и пластического решения.

Именно над этими вопросами работает в настоящее время авторский коллектив.

Альбом «Высотные здания в Москве» интересен тем, что был издан в 1951 году. Поэтому о строительстве здания говорится в настоящем или будущем времени. Альбом готовили быстро — по распоряжению Сталина собрали все имеющиеся материалы: чертежи, панорамы. фотографии макетов. После смерти Сталина неоконечные стройки планомерно завершались, однако восьмому из них уже никогда не будет суждено составлять панораму с Кремлем, собором и Красной площадью.

 


visotki.ru

Сколько сталинских высоток в Москве и где находятся

Находится высотка на Кудринской площади, она расположена у станции метро под названием Баррикадная. Ансамбль состоит из центрального корпуса и боковых. Центральный корпус насчитывает 24 этажа, боковые – по 18 этажей. Квартиры в высотке получали работники авиапромышленной отрасли, летчики-испытатели, а также космонавты.

Пятая высотка – МИД

В здании расположилось три министерства, а именно министерство иностранных дел, экономических связей и торговли. Функционируют в здании 28 лифтов, из них 18 – это скоростные лифты. Надо сказать, что это единственная из высоток, на шпиле которой нет звезды. На шпиле должен был стоять Сталин, но конструкция шпиля могла создать серьезную нагрузку, его заменили на облегченный.

Шестая высотка – гостиница под названием «Украина»

Расположено здание на Кутузовском проспекте, рядом находится станция метро «Киевская». Две тысячи специалистов разрабатывали самые разные детали строения. На здании возвышается шпиль высотой 73 метра. Совершенство композиции здания поражает. Открылась гостиница в 1957 году, боковые здания были отданы под жилые дома.

Седьмая высотка – МГУ

Здание МГУ открыло свои двери в 1953 году. Находится оно на Воробьевых горах. Оформлением фасадов, а также созданием различных скульптур занималась Вера Мухина. Проектировала здание группа архитекторов, которой руководил Руднев. Роскошь внутреннего убранства в данной постройке поражает. Лестницы сделаны из мрамора, элементы декора напоминают дворцовые.

Высотки Москвы сталинские — сколько штук (адреса)

      1. Дом на Котельнической. Котельническая набережная, дом 1, дробь 15.
      2. «Красные ворота», Садовая-Спасская, дом 21.
      3. Гостиница Ленинградская, Каланчевская, дом 21, дробь 40.
      4. Гостиница Украина, проспект под названием Кутузовский, дом 2.
      5. Жилой дом. Кудринская площадь, дом 7.
      6. Здание МГУ, Воробьевы горы, дом 1.
        7. МИД, Смоленская-Сенная площадь, дом 32, дробь 34.

Если Вы желаете посетить с экскурсией знаменитые сталинские высотки, весьма удобно будет остановиться в хостеле «Ромашка», расположенном в непосредственной близости от главных достопримечательностей столицы. В этом хостеле обеспечивается высокий уровень безопасности и комфорта. Уютная и доброжелательная атмосфера не оставит Вас равнодушными.

Вернуться в раздел «Статьи»

www.rom-room.ru

Сталинские высотки в Москве: история, фото, где находятся

Сталинские высотки – высотные здания, во многом определяющие архитектурный облик Москвы. Строительство высоток началось в послевоенное десятилетие, когда город восстанавливался после разрухи. Символом возрождения, по мысли И. Сталина, должны были стать высотки оригинальной архитектуры.

В Совмине СССР был разработан план строительства восьми многоэтажных зданий. В сентябре 1947 г., в дни празднования 800-летия Москвы, были заложены фундаменты всех высоток.

Московские «небоскребы» должны были стать символом восстановления столицы СССР после войны, превосходства советского строя над капиталистическим. Одновременно с фундаментами высоток был открыт памятник князю Юрию Долгорукому: основатель Москвы как бы благословлял город на вступление в новую эпоху.

Перед создателями сталинских высоток была поставлена амбициозная задача – продемонстрировать мощь советской державы и, вместе с тем, построить настоящие архитектурные шедевры, отличающиеся красотой и изысканностью форм.

Согласно первоначальному плану, восемь высоток должны были окружать грандиозное строение – Дворец советов. Этот 420-метровый небоскреб планировалось украсить статуей Ленина высотой в 100 м. Дворец советов начали возводить в 1937 г. на месте взорванного Храма Христа Спасителя. С началом войны строительство было свернуто, а готовые металлоконструкции отправили на создание противотанковых ежей.

Проект Дворца советов остался нереализованным, но высотки удалось построить. Правда, не восемь, а всего семь: запланированную к строительству высотку в Зарядье так и не удалось возвести. Последний сталинский небоскреб сдали в 1957 г.

Сталин видел Москву городом, с которого начнется обновление всей страны. Планировалось, что высотки будут построены и в других городах. Мечта вождя народов частично сбылась: здания, которые можно назвать сталинскими высотками, были возведены в Челябинске, Киеве, Риге. Кроме того, небоскребы такой архитектуры можно увидеть в нескольких столицах бывшего соцлагеря – Праге, Варшаве и Бухаресте.

В западной прессе, а затем и в официальной архитектуре, стиль советских высоток принято называть «сталинским ампиром». В этом выражении есть некоторая доля иронии – дорогостоящие небоскребы строились в стране, еще не оправившейся от последствий страшной войны, в момент, когда значительная часть населения голодала.

Тем не менее, строительство высоток стало знаковым событием для Москвы и других городов: большинство зданий стали архитектурными доминантами, выдающимися шедеврами мирового зодчества.

Сталинские высотки в Москве

Здание МИД

Первая сталинская высотка, сданная в 1953 г. на несколько месяцев раньше высотки МГУ. Проект 172-метровой многоэтажки разработали архитекторы М. Минкус и В. Гельфрейх.

Изначальный облик высотки отличался от современного: на здании не было шпиля. Сталину эта концепция не приглянулась, и он приказал архитекторам надстроить шпиль. Выполнить поставленную задачу было крайне сложно: конструкция создавала дополнительную нагрузку на верхние этажи здания. Минкус и Гейльфрейх водрузили на высотку облегченный каркасный шпиль, слишком слабый, чтобы увенчать его пятиконечной звездой. В итоге здание МИД стало единственной сталинской высоткой, не увенчанной звездой.

Как добраться:

Высотка МГУ

Проект высотки разработал выдающийся советский архитектор Б. Иофан. Иофан предложил возвести здание на том месте, где в настоящее время расположена смотровая площадка на Воробьевых горах. Против этого выступили геологи, считающие, что небоскреб может сползти с бровки горы. Иофан настаивал на своем и его отстранили, поручив строительство другому выдающемуся мастеру – Л. Рудневу.

Здание строилось с 1949 по 1953 гг., на него ушло почти 200 млн. кирпичей и около 45 т. стали. На шпиле 238-метрового небоскреба была водружена большая звезда.

Фундамент здания МГУ создал инженер Н. Никитин, строивший Останкинскую телебашню. За украшение фасада высотки отвечала студия В. Мухиной. Предполагалось, что перед входом в университет будет размещена статуя «Рабочий и колхозница», но Л. Берия сделал выбор в пользу монумента М. Ломоносову.

К строительству, по традиции того времени, власти Москвы привлекли заключенных: после сдачи объекта в эксплуатацию рабочим пообещали амнистию. Тысячам строителей нужно было где-то жить, и для этих целей рядом со стройплощадкой организовали поселок, получивший название «Солнцево». Впоследствии поселок стал столичным районом.

1 сентября 1953 г. главное здание МГУ открыло свои двери для студентов и преподавателей. Это был настоящий «город в городе». Высотка состояла из нескольких корпусов, в которых располагались факультеты, учебные лаборатории, библиотеки, научные фонды, лекционные залы, жилые помещения. Студенты могли жить и учиться, практически не покидая студгородка.

Огромное значение высотка МГУ имела и для архитектурного облика Москвы: панорама Воробьевых гор с высоткой МГУ быстро стала одним из самых тиражируемых видов столицы.

Территория перед высоткой облагорожена. По сути дела, перед главным зданием МГУ находится полноценный парк с прогулочными дорожками, памятниками, искусственными водоемами, фонтанами, лавочками.

Вплоть до 1990 г., когда во Франкфурте был построен 256–метровый небоскреб Мессетурм, высотка МГУ была самым высоким европейским зданием.

Существует множество легенд и мистических историй, связанных со зданием МГУ. Например, есть предположение, что под небоскребом находится так называемый «подземный корпус» на случай ядерной войны.

Как добраться:

Дом авиаторов

Еще одна сталинская высотка была построена на Кудринской площади (в советское время – Площадь Восстания). Возведение 156-метровой многоэтажки архитектор А. Мндоянц завершил в 1954 г. Этот дом изначально был запланирован как жилой.

Подъезды здания напоминали вестибюли музеев, лестницы были облицованы дорогим мрамором, жильцов по этажам развозили скоростные лифты. Всего в Доме авиаторов находилось 450 роскошных квартир с высокими потолками.

Жилье в элитном доме распределялось среди советской элиты: партийных функционеров, актеров кино, космонавтов, авиаторов, конструкторов космической и авиационной техники. Больше всего в доме проживало представителей трех последних профессий, поэтому высотка и получила такое название.

Жильцы Дома авиатора могли неделями не выходить в город: в многоэтажке находились магазины, парикмахерские, кинотеатр и т.д.

Как добраться:

Гостиница «Украина»

Это здание начали строить в 1953-ем, в год смерти Сталина. Завершение строительства пришлось на 1957-ой, когда страну возглавлял Н. Хрущев. Новый генсек и выбрал название для высотки.

Возводили 198-метровый небоскреб на Кутузовском проспекте архитекторы А. Мордвинов и В. Олтаржевский.

В гостинице «Украина» находится музей-диорама «Москва 1977 года», представлявший столицу на международной выставке в США. Макет в полной мере демонстрирует, каким был центр города в указанной период времени.

В 2010 г. гостиницу «Украина» полностью отремонтировали, с этого года там размещается международный сетевой отель элитного класса «Рэдиссон».

Как добраться:

Высотка на Котельнической набережной

Одну из сталинских высоток изначально предполагалось отдать творческой интеллигенции. Этим домом стал 176-метровый небоскреб на Котельнической набережной. Высотка с оригинальными башнями украшена множеством скульптур. Архитектор А. Ростковский завершил возведение строения в 1952 г.

Дом расположен в одном из самых уютных, красивых и спокойных мест Москвы – в устье реки Яузы. В высотке на Котельнической жили знаменитые поэты А. Вознесенский и Е. Евтушенко, певица Л. Зыкина, актрисы Н. Мордюкова и Ф. Раневская, балерина Г. Уланова.

Как добраться:

Гостиница «Ленинградская»

Среди всех сталинских высоток 136-метровая гостиница «Ленинградская» выделяется отсутствием широких корпусов и миниатюрностью. С некоторых ракурсов здание похоже на средневековую башню.

Еще одна особенность «Ленинградской» — великолепная даже по меркам сталинского ампира отделка интерьеров. Архитектор Л. Поляков привлек к внутренним работам специалистов по древнерусскому зодчеству и архитектуре церквей. Помещения отделаны дорогим мрамором, хрусталем, самоцветами. Внутри здания находится огромное количество скульптур, барельефов, мозаик, кованых элементов.

В настоящее время в здании расположен отель «Хилтон».

Как добраться:

Высотка на Садовом кольце

Жилой дом в стиле «сталинский ампир» на Садовом кольце у площади Красные ворота возводили архитекторы Б. Мезенцев и А. Душкин. Высота здания составляла 138 м., что немного по сравнению с другими сталинскими небоскребами. Архитекторы добились у властей города права разместить дом на самом высоком участке Садового кольца, что придало строению внушительности.

Возведение высотки было сопряжено со значительными трудностями: прямо под одним из крыльев здания велось строительство станции метро. Архитекторы использовали уникальную технологию, в буквальном смысле заморозив строительный котлован, чтобы избежать его обрушения.

Во времена СССР в высотке находилось Министерство машиностроения, в настоящее время в доме располагаются офисы транспортных компаний и жилые квартиры.

К сожалению, при строительстве высотки был снесен старинный особняк, в котором родился М. Ю. Лермонтов.

Как добраться:

Видео про Сталинские высотки:

mos-holidays.ru

Семь сталинских высоток в Москве

Сталинские высотки – это семь высоких зданий, построенных в 1940-1950 годах.

В 1947 году городу Москве исполнялось 800 лет, к этому торжественному событию правительством было решено возвести восемь высотных зданий. Они должны были олицетворять мощь великой страны и советского народа. По приказу Сталина было издано и подписано Постановление Совета Министров СССР, согласно которому архитектурный облик российских городов, и в частности Москвы, должен был обновиться. Стали разрабатываться многочисленные строительные проекты, создана Всесоюзная Академия архитектуры. В ней собрались разные поколения архитекторов, которые определили дальнейшее развитие архитектуры в Москве. Данный период в архитектуре являлся классическим, продлившимся несколько десятков лет и ассоциирующийся в настоящее время, прежде всего, со Сталиным.

Все 8 московских высоток были заложены в день 800-летия Москвы. Началась активная работа по строительству, которой сопутствовала некоторая секретность. Именно поэтому грандиозное строительство не вызвало большой резонанс в обществе и протекало относительно спокойно.

К сожалению, одна из сталинских высоток не была закончена из-за финансовых трудностей. Позже на фундаменте восьмой высотки была построена гостиница «Россия». Тем не менее, в 2006 году компанией «Дон-Строй» была возведена высотка, представляющая классический архитектурный сталинский стиль 50-х годов. По нашему мнению, она заслуживает право называться восьмой сталинской высоткой, завершая великую задумку Сталина с опозданием в 50 лет.

Более подробно познакомиться с каждой из сталинских высоток можно далее.

Здание строилось с 1948 по 1954 года и содержит 24 этажа, 18 из которых жилые. Высота сталинки 156 метров вместе со шпилем, на данный момент в ней содержится около 450-ти квартир. …

Читать полностью

Главный корпус МГУ (Сталинская высотка) — строился на протяжении четырех лет, с 1949 по 1953 года. Главное здание МГУ — самое высокое из сталинских высоток, достигает 236 метров в высоту и имеет 36 этажей. …

Читать полностью

Гостиница «Украина»(Рэдиссон Ройал) расположена на пересечении Кутузовского проспекта и Нового Арбата. Высота здания занимает второе место среди сталинских высоток и составляет 206 м., включая шпиль. …

Читать полностью

Одна из сталинских высоток, которая начала строиться в 1938-1940 годах и была завершена после Великой Отечественной войны в 1948-1952 годах. Здание насчитывает 32 этажа и имеет высоту 176 метров. …

Читать полностью

МИД России находится на Смоленской-Сенной площади в сталинской высотке, строящейся на протяжении 1948-1953 годов. В сталинском здании на 27 этажах находится Министерство иностранных дел, Министерство внешних экономических связей и Министерство тор …

Читать полностью

Из семи сталинских высоток в настоящее время в двух находятся гостиницы. Одна из них расположена на станции метро Красные ворота и называется Гостиница «Ленинградская». …

Читать полностью

На площади Красных ворот находится одна из семи сталинских высоток, высотой 138 метров. Дом, совмещающий в себе жилые и административные помещения, строился на протяжении 1949–1953 годов. …

Читать полностью


countrymoscow.ru

Сталинские высотки в Москве ✮ Достопримечательности России 2019

  • Всего семь высотных зданий возведено в столице в 40-50-х годах 20 века. Они стали новым символом послевоенной Москвы.
  • По замыслу Сталина, семь высоток должны были обрамлять главное здание — Дворец Советов, который должен был располагаться месте храма Христа Спасителя.
  • Самая высокая постройка — главное здание Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 240 м.
  • В гостинице «Украина» на Кутузовском пр. сохранилась роскошная отделка просторных номеров, с которой может поспорить только захватывающий вид из окон.
  • В доме на Котельнической наб.селилась кинематографическая элита. Здесь есть кинотеатр, магазины, рестораны и музей-квартира балерины Г. Улановой.

Оглавление

Семь зданий-высоток относятся к числу основных памятников московской архитектуры сталинского периода, то есть времени пребывания И. В. Сталина на посту Генерального секретаря ЦК КПСС. Созданные во второй половине 1940-х — начале 1950-х годов, они стали символами новой столицы — города-победителя, который, справившись с бедами войны, вступает в мирную, яркую эпоху. Огромные высотные дома стали своего рода знаками из будущего, атрибутами нового советского мегаполиса. Ими стали главное здания Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Министерства иностранных дел, гостиницы «Украина» и «Ленинградская», жилые здания на Котельнической набережной и на Кудринской площади, а также административно-жилое здание у Красных ворот.

К сожалению, не так-то просто побывать внутри всех семи сталинских высоток (в частности, нельзя просто так пройти в здания МГУ и МИДа). Но и снаружи эти здания производят неизгладимое впечатление. Даже сегодня, когда небоскребами сложно кого-либо удивить, сталинские высотки поражают своим масштабом, богатством отделки и весомостью образа.

История постройки

После завершения Великой Отечественной войны Москва нуждалась в перестройке. Множество зданий пострадало в результате бомбардировок, а другие просто технически устарели. Остро стояла и проблема жилья: население столицы стремительно увеличивалось, и множеству людей приходилось селиться в тесных коммунальных квартирах. Коммунистической партии нужны были символы, которые наглядно прославляли бы страну-победительницу. Потому общеизвестным является факт, что строительство этих высоток было во многом определено идеологией. Нарядные фасады, помпезные интерьеры, огромные колонные портики, шпили, обильный скульптурный декор — вся эта роскошь демонстрировала богатство и силу страны, в которой все лучшее принадлежит народу. Ведь именно для простых граждан строились университет, гостиницы, жилые квартирные комплексы. В Советском Союзе роскошь демонстративно переставала быть привилегией избранных, она становилась всеобщим достоянием.

Начало этому процессу было положено в 1947 году, когда Совет министров принял «Указ о строительстве высотных зданий в Москве». Предложение было внесено лично Иосифом Сталиным. Проектирование высоток отвечало его личным вкусам. По замыслу вождя, все семь зданий предполагались как обрамление одного, центрального и главного — Дворца Советов. Располагаться он должен был на берегу Москвы реки, на месте взорванного в 1931 году храма Христа Спасителя. Дворец должен был стать самым высоким зданием мира и служить местом заседания Верховного Совета СССР.

Замысел и воплощение

Еще в 1930-е годы был объявлен конкурс на проект дворца, и практически все ведущие архитекторы страны приняли в нем участие. Победа в конечном итоге досталась Б. М. Иофану, задумавшему здание в ампирном ключе. Над Москвой должна была возвыситься огромная башня, украшенная множеством колонн, а наверху — гигантской статуей В. И. Ленина. Фигура вождя революции планировалась настолько большой, что терялась бы в облаках, если бы проект был осуществлен. Высота здания вместе с памятником должна была превысить 400 метров!

Сталин надеялся осуществить это грандиозное строительство, работы были запущены в 1939 году, – но затем началась война, и финансирование проекта оказалось невозможным. После победного завершения войны этой возможности по-прежнему не было. Тем не менее, этот несостоявшийся проект Дворца Советов многое говорит нам об идеологии, лежавшей в основе строительства высоток. Остальные же сталинские небоскребы были выстроены в рекордно быстрые сроки. Уже в 1950-е годы готовые здания были сданы в эксплуатацию.

По своему масштабу эти высотки уступали утопическому Дворцу Советов, но тем не менее между ними и проектом Б. М. Иофана наблюдается определенное сходство: все небоскребы вырастают из широкого мощного основания и имеют ступенчатую композицию. Среди них нет просто домов-башен, как, например, в Чикаго — одном из мировых центров высотного строительства. Московский ампир ориентирован скорее на нью-йоркский стиль: известно, что Сталину очень понравилось здание муниципальных служб на Манхэттене (архитектор У. Кендалла). У каждой из высоток есть центральная башня — вертикальная ось, которая уравновешивается осью горизонтальной (менее высокими объемами, пристроенными к центральному).

 

Московский государственный университет

Особенно хорошо это прослеживается в самой высокой (240 м) постройке — главном здании Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (Воробьевы горы, 1), где центральная башня со шпилем уравновешивается четырьмя «крыльями», каждое из которых по отдельности могло бы стать многоэтажным домом. Это здание было создано по проекту Л. Руднева и наглядно демонстрировало приоритеты власти, которая считала заботу о науке и образовании одной из важнейших задач. Главное здание МГУ возвышается над берегом Москвы-реки, организуя пространство всего района. Университет тогда нуждался в новых корпусах, и новый проект должен был стать основой для целого студенческого городка. В высотке расположились ректорат, несколько факультетов, общежитие, квартиры для преподавателей, актовый и театральный залы… Студенты МГУ шутят, что в главном здании можно жить, не выходя на улицу: там расположены магазины, столовые, спортивный комплекс с плавательным бассейном, дом культуры, где регулярно проводятся концерты и Музей землеведения.

Внешний вид и интерьеры МГУ очень эффектны: выразительное скульптурное оформление (мастерская В. И. Мухиной), полированные колонны из яшмы, гранита и мрамора, лепнина, деревянные панели… Сверху здание венчает высокий шпиль, облицованный стеклянными пластинами и увенчанный пятиконечной звездой. Считается, что изначально каждый из пяти объемов здания планировался как постамент для гигантской скульптуры (в центре должна была быть статуя М. В. Ломоносова). Сложно сказать, насколько реален этот замысел: вокруг сталинских высоток бытует множество мифов и городских легенд. Особой популярностью пользуются рассказы о подвалах МГУ. Обширные, глубокие, рассчитанные на прямое попадание бомб, они до сих пор являются закрытым военным объектом. Отсюда и разговоры о подземном городе, об огромных холодильниках, которые предотвращают обрушение грунтов, о потайном входе в секретный метрополитен.

Каждая из высоток стала композиционной доминантой города, сформировала его перспективы и панорамы. Например, Кутузовский проспект открывает гостиница «Украина» высотой в 34 этажа, расположившаяся на бегу Москвы-реки (Кутузовский проспект, 2/1, стр. 1). Автором проекта стал А. Мордвинов, которому удалось не только создать одно из самых больших в мире гостиничных зданий, но и сделать его комфортным для посетителей. Роскошь отделки, просторные номера, красивые виды из окон, удачное расположение в центре города — безусловно, у приезжавших в столицу должны были остаться лишь положительные впечатления о проживании в Москве!

Более строгим — соответственно своим функциям — выглядит здание Министерства иностранных дел (Смоленская-Сенная площадь, д.32/34 ). Создали эту высотку архитекторы  В. Гельфрейх и М. Минкус. Ее главное украшение – огромный герб Советского Союза на фасаде. Изначально проект здания не предполагал наличия шпиля, но позднее он все же был надстроен из легкой стали. Скорее всего, именно это и послужило причиной того, что на шпиле отсутствует традиционная пятиконечная звезда — декоративный шпиль попросту мог не выдержать ее веса.

На Котельнической набережной стоит жилой дом 1/15 (архитекторы Д. Чечулин, А. Ростковский), замыкающий вид от Кремля в сторону Яузы. Здание рассчитано на 700 просторных квартир, а также включает объекты инфраструктуры – кинотеатр «Иллюзион», почтовое отделение, магазины, рестораны и другие. Кроме того, сейчас в нем располагается Музей-квартира знаменитой балерины Г. Улановой. Роскошное фойе здания украшено живописными росписями (предположительно их автором является А. Дейнека). Ныне это один из самых престижных жилых комплексов города.

Жилой дом на Кудринской площади, 1 (архитекторы М. Посохин и А. Мндоянц) в народе часто называют «Домом авиаторов», поскольку квартиры в нем при заселении получили преимущественно работники авиационной промышленности. Здание составлено из множества объемов, сгруппированных довольно сложным образом: визуально создается впечатление, что его центральная башня вырастает из груды себе подобных. Оно делится на множество малых и больших подъездов таким образом, что в каждом из них на этаж приходится 3–4 квартиры. В здании также находился кинотеатр, в настоящий момент он не функционирует.

Высотка у Красных ворот (Садовая-Спасская улица, д. 21), построенная по проекту архитекторов А. Душкина и Б. Мезенцева, совмещает функции административного и жилого здания. Особенно важно в данном случае ее расположение: она стоит на Садовом кольце, в самой высокой его точке. Поэтому, несмотря на то, что высота здания составляет «лишь» 24 этажа, оно заметно выделяется на фоне общей застройки. В его интерьере можно увидеть столбы, напоминающие опоры станции метро «Маяковская», — это визитная карточка А. Душкина. Эти столбы оформлены рифлеными листами из нержавеющей стали, которая делает их визуально легкими и изящными.

Гостиница «Ленинградская» (Каланчёвская улица, 21/40) — самая маленькая из семи высоток (архитекторы Л. М. Поляков, А. Б. Борецкий). Сегодня она принадлежит сети отелей Hilton, которая произвела капитальный ремонт здания, сохранив историческую роскошь. В его оформлении использованы мотивы древнерусского искусства: к примеру, в вестибюле находятся барельефы с изображением князей Александра Невского и Дмитрия Донского.

 

 

© 2016-2019 moscovery.com

Автор статьи:
Наталия Кузнецова

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.

ru.moscovery.com

Сталинские высотки. Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Иногда к сталинским высоткам также причисляют здание Академии наук Латвии (Рига), Дворец культуры и науки (Варшава), главный учебный корпус ЮУрГУ (Челябинск), урезанную Гостиницу «Украина» и Жилой дом по улице Крещатик, 25 (Киев), гостиницу International (Прага) и Дом свободной прессы (Бухарест).

Панорама высоток Москвы: 1 — Здание МГУ, 2 — Гостиница «Украина», 3 — Жилое здание на Кудринской площади, 4 — Здание МИД, 5 — Дворец Советов (не построен), 6 — Административное здание в Зарядье (Восьмая высотка — не построена, вместо неё «выросла» гостиница «Россия»), 7 — Гостиница «Ленинградская», 8 — Административно-жилое здание на площади Красных Ворот, 9 — Жилое здание на Котельнической набережной Союз Архитекторов СССР, Public Domain

История

По предложению И. В. Сталина 13 января 1947 года Совет министров СССР принял Постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». В данном Постановлении были описаны планы по строительству 8 высотных зданий.

Предполагалось, что количество зданий должно было символизировать 800-летие Москвы (праздновавшееся в 1947 году), однако строительство одного из зданий, которое велось на месте снесённого китайгородского района Зарядье, было прекращено после смерти Сталина.

На стилобате этого здания позже возведена гостиница «Россия». Как утверждает Александр Васькин, первые восемь высоток были лишь началом грандиозного архитектурного проекта, целью которого было застроить высотными зданиями всю Москву. В каждом крупном областном центре и в столицах союзных республик также должны были появиться свои высотки.

Авторам проектов московских высотных зданий удалось создать оригинальные архитектурные решения, получившие в специальной литературе название сталинский ампир или советский монументальный классицизм.

Однако всё же не удалось избежать частичного заимствования архитектурного образа некоторых из американских небоскрёбов. Однако, не следует считать архитектурным предшественником «сталинских высоток», например, Муниципальное здание Манхэттена, построенное в 1909—1914 годах архитектором У. Кендаллом в стиле неоклассицизма, так как данное здание всего лишь отражало архитектурные направления этой эпохи.

Ниже, как пример, приведена почтовая карточка США, прошедшая почту в 1926 году. На почтовой карточке видны три построенных в Нью-Йорке небоскрёба. Левый из них (Municipal Building, строительство 1909—1912 годы).

1920 год: Лицевая сторона почтовой карточки. Фирма N. Y., Public Domain

К строительству зданий привлекались лучшие специалисты своего времени, такие, как В. А. Сапрыкин.

Архитектура

Высотные здания являются вершиной послевоенного «советского ар-деко» в городской архитектуре; они должны были стать окружением так и не возведённого Дворца Советов.

Выдержанные в духе «высоток» здания возведены в тот же период в Риге, Варшаве, Бухаресте и Киеве — урезанный вариант гостиницы «Москва» (сейчас — «Украина») — первоначальный проект пострадал из-за Постановления об архитектурных излишествах. Из-за постановления был изменён проект здания главного учебного корпуса Челябинского политехнического института — по проекту 1952 года корпус должен быть высотным зданием со шпилем, однако в 1957 году стройка была прекращена, возведено только 7 этажей; первоначально запланированный вид — с башней и шпилем — был реализован при реконструкции к 2004 году.

Ещё в 1939 году на территории ВСХВ по проекту архитектора Д. Чечулина был построен павильон Московской, Рязанской и Тульской областей (№ 59 по современной нумерации), внешним видом и пропорциями очень напоминающий будущие сталинские высотки.

Семь высотных зданий

Главное здание МГУ на Воробьёвых горах

До строительства «Триумф-Паласа», «Башни на Набережной» и «Города Столиц» (Москва-Сити) было самым высоким зданием в Москве: высота 240 м, этажность центрального объёма — 36. Выстроено в 1949—1953 годы (архитекторы Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, В. Н. Насонов). Является центром огромного комплекса Московского университета, первоначально уже насчитывавшего 27 зданий.

Главное здание МГУ Georg Dembowski, GNU 1.2

В Главном здании размещены механико-математический, геологический и географический факультеты, администрация, научная библиотека, музей, актовый зал на 1500 человек. В боковых флигелях — жилая зона (общежитие для студентов, квартиры профессорско-преподавательского состава). Как и другие «высотки» административно-жилого характера, оно было задумано как дом с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой (кинотеатр, почта, предприятия бытового обслуживания и т. д.)

Первоначальный проект здания не имел шпиля, на крышу вместо него должны были поставить памятник Ломоносову. Архитекторы, показывая чертежи Сталину, намекнули, что скульптура может получить портретное сходство с вождём. Однако Иосиф Виссарионович распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные семь высоток, строящихся в столице

Жилой дом на Котельнической набережной

Дом (Котельническая набережная, 1/15), замыкающий перспективу от Кремля к устью Яузы строился в 1938—1940 и 1948—1952 годы (архитекторы Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский, инженер Л. М. Гохман). Центральный объём насчитывает 26 этажей. В здании находятся 700 квартир, магазины, почтовое отделение, кинотеатр «Иллюзион», музей-квартира Г. С. Улановой. Курировал строительство, в том числе настоял на выборе площадки для строительства дома Лаврентий Берия.

Жилой дом на Котельнической набережной Nino Verde, CC BY-SA 3.0

Гостиница «Украина»

Вторая по высоте «высотка» (Кутузовский пр., 2/1) построена в 1953—1957 годы (архитектор А. Г. Мордвинов при участии В. К. Олтаржевского, В. Г. Калиша, инженера П. А. Красильникова). Центральный объём включает 34 этажа. Здание открывает Кутузовский проспект — новую московскую магистраль, созданную в послевоенное время. В пристроенных крыльях расположены 254 квартиры.

Гостиница «Украина» RudolfSimon, CC BY-SA 3.0

28 апреля 2010 года гостиница «Украина» после завершения масштабной реставрации начала работать под новым названием Рэдиссон Ройал (Рэдиссон-Московская)

Здание Министерства иностранных дел

Высотка (Смоленская-Сенная пл., 32/34) построена в 1948—1953 годы (архитекторы профессор В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус). Центральный объём включает 27 этажей, высота здания — 172 м. Здание завершает панораму с Бородинского моста, образуя площадь. В здании располагается Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России).

Характерной особенностью высотки является огромный герб СССР на её фасаде. Герб, смонтированный из железобетона, расположен на высоте 114 м и занимает площадь в 144 кв. м.

Министерство иностранных дел Ministry_of_Foreign_Affairs_Russia, CC BY 2.0

Первоначальный проект здания не имел шпиля, но впоследствии план был доработан. Причина изменений точно неизвестна, но, согласно распространённой легенде, речь идет о личном указании Сталина. Расчёты показали, что здание не выдержит каменную надстройку, поэтому шпиль был сооружён из листовой стали и окрашен охрой (поэтому заметно было, что цвет шпиля отличается от цвета отделки здания). В настоящее время шпиль перекрашен и практически не отличается по цвету от основного объёма здания. Распространена также история, что после смерти Сталина архитектор Минкус написал письмо Хрущёву с просьбой демонтировать шпиль, на что якобы Хрущёв ответил: «пусть шпиль останется памятником глупости Сталина».

Здание МИД является единственной из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятной причиной этого является то, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.

Жилой дом на Кудринской площади

Дом на Кудринской площади (Назывался «Высотка на площади Восстания», так как Кудринская пл. с 1925 по 1992 год именовалась площадью Восстания) построен в 1948—1954 годах по проекту архитекторов М. В. Посохина, А. А. Мндоянца и конструктора М. Н. Вохомского.

Здание состоит из центрального (24 этажа, высота с башней и шпилем — 156 м) и боковых корпусов (по 18 жилых этажей), составляющих структурно единый массив, опирающийся на общий цокольный этаж. Всего в здании свыше 450 квартир.

Жилой дом на Кудринской площади Dmitry Rozhkov, CC BY-SA 3.0

Технические этажи боковых корпусов были впоследствии модернизированы и превращены в жилые (на них можно попасть по лестнице, поднявшись из подъезда, либо по открытым переходам из центральной башни).

Основная часть здания включает в себя три больших подъезда (по одному на каждый из корпусов) и большое количество малых, отличающихся планировкой. Малые подъезды оснащены одним лифтом, обладают небольшим количеством этажей (не более 12), имеют по 1—4 квартиры на этаж.

Большие подъезды (1-й, 4-й и 14-й), обслуживаются тремя лифтами каждый. Центральный лифт 1-го подъезда (центральный корпус) способен подниматься до 23 и 24 этажей. Также все три лифта 1-го подъезда не останавливаются на втором этаже. На каждом этаже расположено от 4 до 8 квартир, вестибюли богато отделаны (зеркала, роскошные люстры) и могут запираться, изолируя этаж от лестниц и площадки перед лифтами (фактически каждый этаж делится лифтовой зоной на два вестибюля).

Расположенный в башне лифт, предназначенный для обслуживания 24—30-го этажей, длительное время находившийся в запустении, в настоящее время восстановлен владельцем жилого помещения на 25 этаже. Помещения башни на верхних этажах в настоящее время используются в качестве служебных или сдаются в аренду коммерческим структурам, в основном — для размещения аппаратуры связи.

На первом и цокольном этажах здания изначально находились магазины и кинотеатр «Пламя» (в настоящее время не работающий), в подвальном помещении — подземные гаражи. Часть цоколя была переоборудована под казино, прекратившее работу в 2004 году. В настоящее время на его месте размещается боулинг-клуб.

Подвалы здания стыкуются с системой подземных сооружений, в частности, с бомбоубежищем, выходящим далеко за пределы надземной части здания.

Административно-жилое здание возле «Красных ворот»

Архитекторы: А. Н. Душкин, Б. С. Мезенцев

Было построено с 1947 по 1952 годы. Здание состоит из 24-этажного центрального корпуса, занимаемого в советский период Министерством транспортного строительства (в настоящее время — «Корпорация Трансстрой»), и двух жилых корпусов различной этажности (от 11 до 15 этажей). Во дворе дома действует ресторан, пристыкованный к центральному корпусу; в левом крыле здания расположен детский сад. В правом крыле здания находится один из двух вестибюлей станции метро «Красные ворота», выходящий на Каланчёвскую улицу, а также размещаются ювелирный и продовольственный магазины и аптека.

Высотное здание напротив площади Красные Ворота. NVO, GNU 1.2

Общий подвал связывает все три корпуса, не имеющие наземных и чердачных переходов. Подвал также связан со служебными помещениями метро и сетью подземных специальных сооружений.

Гостиница «Ленинградская»

Архитекторы: Л. М. Поляков, А. Б. Борецкий. Инженер Е. В. Мятлюк. 1949—1954 гг.

Гостиница расположена в одном из семи знаменитых высотных зданий, построенных в Москве в 1940—50-х годах прошлого века. В семействе сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая маленькая — всего 17 этажей и 136 метров высоты. Внушительная башня «Ленинградской» возвышается на Комсомольской площади, рядом с тремя вокзалами — Ленинградским, Ярославским и Казанским.

Гостиница «Ленинградская» в 2006 году Evgeny Gerashchenko, GNU 1.2

Несколько лет назад гостиница была приобретена владельцем самой известной в мире сети отелей Hilton, после чего её здание было подвергнуто серьёзному капитальному ремонту. Так вместо гостиницы Ленинградской появился роскошный отель Хилтон Москоу Ленинградская / Hilton Moscow Leningradskaya. Жители столицы по привычке называют его Ленинградская гостиница.

Непостроенные высотки

Дворец Советов

В 1922 году на 1 съезде Советов возникла идея сооружения в Москве Дворца Советов, которая не покидала Сталина до конца его жизни. В 1931 году организовали Всесоюзный конкурс на лучший проект Дворца Советов, в котором приняли участие известные архитекторы и трудящиеся. Всего было представлено 160 работ, тем не менее, проекта, отвечающего всем требованиям, представлено не было, и в 1932—1933 годах проектирование продолжили. За основу в итоге был принят проект Б. Иофана, окончательную доработку которого сделали архитекторы В. Щуко и В. Гельфрейх. Здание должно было стать самым высоким в мире на тот момент — 420 метров. Дворец решено было построить на месте прежнего Храма Христа Спасителя. В 1931 году Храм был взорван, и в 1939 году началось строительство. Во время войны стройку приостановили, а после её окончания возобновить такую гигантскую стройку уже не смогли. Станция московского метро «Дворец Советов» была переименована в «Кропоткинскую», а в котловане был устроен открытый бассейн «Москва».

Проект высотки в Зарядье Архитектурный отдел СССР, CC BY-SA 3.0

Административное здание в Зарядье

Административное здание в Зарядье было последним из сталинских небоскребов, заложенных в день восьмисотлетнего юбилея Москвы. Его не достроили — помешала смерть Сталина. Впрочем, работы по сооружению стилобата к весне 1953 года успели практически завершить. Под стилобатом скрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища. В восьмой высотке хотели разместить Наркомат тяжёлого машиностроения СССР. Но стройку законсервировали, а 1954 год уже внес ясность в дальнейшие планы высотного строительства. В 1964—1967 годах на уже имевшемся стилобате была построена гостиница «Россия».

moscow.drugiegoroda.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *