Выплаты осаго при обоюдной вине – Обоюдная вина в ДТП: выплата по ОСАГО в 2019 году

Содержание

Обоюдная вина в ДТП, выплата по ОСАГО: 2 способа возмещения вреда

Содержание статьи

Что означает «обоюдная вина»?

В основном инциденты на дорогах происходят из-за действий определённых лиц. Однако в некоторых ситуациях вина за случившуюся аварию лежит ни на одном водителе, а на нескольких автомобилистах, в отношении которых выносится постановление о совершении административного нарушения. Принято считать, что в произошедшем столкновении обоюдно виноваты несколько лиц, управлявших машинами.

Конкретного понятия «обоюдная вина» в законодательстве нет. При этом Госавтоинспекция и компании, работающие на рынке страхования, под обоюдной ответственностью подразумевают дорожный инцидент, все участники которого в какой-либо мере допустили нарушение ПДД. Если инспекторами ГИБДД были выявлены факты, свидетельствующие о нарушениях со стороны обоих автомобилистов, подразумевается, что на всех водителях лежит одинаковая вина. Определить, кто из автомобилистов больше, а кто меньше виноват в аварии, имеет право только судебный орган. Автомобилист, который хочет определить степень виновности, подает в суд иск, где в качестве ответчиков указывает страховщика, а также другого водителя, спровоцировавшего аварию.

Также нужно учитывать, что бывают ситуации, когда нарушителями ПДД оказались оба водителя, однако ДТП спровоцировали действия лишь одного из них. В частности, в остановившуюся на светофоре машину, которой управляет нетрезвый водитель, врезался другой автомобиль. В этом случае виновником аварии является только один участник столкновения, так как действия пьяного автомобилиста не могли привести к столкновению. Поэтому крайне важно выявить не только все факты, свидетельствующие о нарушении автомобилистами ПДД, но и установить причинно-следственные связи.

В чью страховую компанию следует обращаться водителю?

Разберёмся в какую страховую компанию обращаться пострадавшему в ДТП? Если в результате столкновения отсутствуют пострадавшие граждане, а урон был причинён исключительно транспортным средствам, автомобилист должен за возмещением ущерба обращаться к тому страховщику, у которого был приобретён полис автогражданки.

Необходимо отметить, что ранее водитель наделялся правом обращаться как в свою компанию, так и к страховщику другого автомобилиста, виновного в столкновении. Однако после реформирования закона «Об ОСАГО», эта норма утратила свою силу.

Как возмещается ущерб по полису ОСАГО

Для того, чтобы получить страховую выплату по ОСАГО, автомобилисту требуется собрать пакет документации, который включает:

  • удостоверение личности;
  • протокол Госавтоинспекции;
  • справку о повреждениях, полученных автомобилем;
  • документы на пострадавший автомобиль;
  • справку о банковском счёте для перечисления компенсации.

Сумма компенсации, на которую могут претендовать водители, определяется на основании степени их вины в инциденте. Данная норма предусмотрена п. 2 ст. 1083 ГК РФ. Если степень вины автомобилистов не определялась в судебном порядке, принято считать, что все водители виноваты одинаково, поэтому страховая выплата между участниками ДТП распределяется в соотношении 50 на 50 процентов. Практика показывает, что водители в большинстве случаев соглашаются с получением половинчатой суммы компенсации, отказываясь от судебного разбирательства.

Как рассчитывается стоимость ущерба?

Для определения размера ущерба по ОСАГО должна быть проведена автотехническая экспертиза, в ходе которой выявляют все видимые, а также скрытые повреждения, полученные машинами и причины, спровоцировавшие ДТП. Помимо этого в рамках экспертизы определяют условия на автотрассе, в которых происходило столкновение и прочие параметры. В процессе экспертизы формируется целостная картина ДТП, на основании которой делают выводы по всем спорным ситуациям и устанавливают сумму урона.

Известны случаи, когда в процессе оценки ущерба страховщики пытались скрыть различные повреждения автомобилей, тем самым занизив размер выплат. Для того чтобы оспорить результаты автотехнической экспертизы, требуется получить заключение независимого эксперта, который повторно проведёт экспертизу автомобиля, оценит ущерб и предоставит свои выводы о повреждениях транспортного средства.

Часто у автомобилистов возникает желание проверить, честна ли с ними страховая компания. Чтобы понять, правильно ли рассчитана сумма ущерба по ОСАГО, следует выполнить самостоятельный расчёт, используя данные базы РСА. В этой базе содержатся сведения о ценах на автозапчасти в различных регионах страны, нормочасах и прочих параметрах, на основании которых страховщики рассчитывают размер ущерба.

Как водителю получить выплату?

Если инцидент на дороге произошёл по обоюдной вине автомобилистов, водителям в течение 10 рабочих дней с момента аварии требуется подать заявления в те компании, где ранее приобретались полисы. Если десятидневный срок будет пропущен, получить полагающуюся компенсацию очень сложно.

Исходя из того, что виновность каждого водителя изначально признается равной, автомобилисты получают по 50% суммы компенсации. При несогласии одной из сторон с суммой возмещения, размер компенсации должен быть установлен в ходе судебного разбирательства. Суд, рассматривая дело, определит степень вины каждого из участников столкновения, а также сумму ущерба, которую страховщик будет обязан выплатить в установленный срок. Если сроки перечисления средств клиенту будут нарушены, на страховщика будут наложены штрафные санкции.

Сумма компенсации, получаемой автомобилистом, определяется степенью его вины в произошедшем ДТП. Например, суд может вынести решение, согласно которого в аварии на 80% виноват водитель Иванов, а вина водителя Петрова составляет 20%. Поэтому Ивановым будет получено 20% от суммы возмещения, а Петровым – 80%.

Можно ли самостоятельно выбирать способ возмещения ущерба?

На сегодняшний день автомобилист, являющийся участником дорожного инцидента, который был совершён по обоюдной вине, вместо оплаты ремонтных работ имеет право получить финансовое возмещение за причинённый ущерб.

В случае, если автомобилист выберет оплату страховщиком ремонтных работ, разницу между суммой возмещения и фактической стоимостью ремонта участнику ДТП предстоит оплачивать из собственного кармана. Следует учитывать, что все запчасти, устанавливаемые в ходе ремонтных работ, должны быть новые. Использование находившихся в эксплуатации деталей и элементов разрешается только с согласия страховщика.

Направление на ремонт выдаётся автомобилисту в течение 20 календарных дней после поступления страховщику заявления. Однако для получения направления на СТО, не включенное в список страховщика, может потребовать дополнительное время.

Период ремонта не должен быть больше 30 рабочих дней с момента передачи машины на СТО. Продление сроков разрешено только при условии, что длительность ремонта обусловлена технологическими особенностями работ, а также при согласовании с автовладельцем. В любых других случаях за затягивание работ страховщик обязан оплатить неустойку. На выполненные ремонтные работы даётся гарантия: кузовной ремонт – 12 месяцев, остальные виды ремонта – 6 месяцев.

Что касается автосервиса, выполняющего ремонт автомобиля, у каждого страховщика имеется перечень СТО, с которыми заключены договоры о сотрудничестве. Однако, для проведения ремонта автомобиль страховщика будет передан не в любой автосервис из перечня, а в ту станцию техобслуживания, которая расположена на расстоянии, не превышающем 50 км от места дорожного инцидента или дома, где проживает автомобилист. Данное правило может быть нарушено только тогда, когда страховщиком будет оплачен эвакуатор, который доставит транспортное средство в автосервис. К примеру, если авария произойдёт на автотрассе в 400 км от места проживания автомобилиста, страховщик может прислать эвакуатор, который отвезёт машину на любое СТО, выбранное компанией по своему усмотрению. При этом, страхователь должен помнить, что страховщик обязан выполнить транспортировку автомобиля не только на СТО, но и обратно.

Если ремонт выполнен некачественно, автомобилист должен направить претензию страховщику, потребовав исправления изъянов. При невозможности устранения недостатков автомобилисту следует обратиться к страховщику за получением компенсации, а, получив отказ, направить заявление в суд.

Как поступить, если страховщик отказался платить?

Нередко страховые компании отказываются от выплаты возмещения по ОСАГО. В качестве основания для подобного решения могут рассматриваться такие ситуации:

  • пропущены сроки подачи заявления;
  • водитель покинул место дорожного инцидента;
  • нахождение водителем в состоянии опьянения;
  • один из автомобилистов, участвовавших в ДТП, не был вписан в полис.

Столкнувшимся с подобной проблемой водителям рекомендуется обращаться за помощью к автоюристам, которые смогут отстоять их право на получение компенсации.

Получив отказ в выплате, автомобилист может оспорить решение страховщика через суд. Для этого требуется обратиться к независимым экспертам, которые проведут оценку финансового ущерба, полученного автомобилем. Имея на руках экспертное заключение, автомобилист должен попытаться урегулировать спор в досудебном порядке. С этой целью страхователь направляет страховщику претензию, дополненную пакетом подтверждающих документов (заключение независимой экспертизы, чеки, подтверждающие все расходы, указанные в претензии, а также документы, которые автомобилист подавал ранее для получения выплаты по ОСАГО).

Претензию и пакет сопроводительной документации направляют на юридический адрес компании заказным письмом. Если в течение 10 дней, прошедших с момента получения претензии, страховщик не удовлетворит требование автомобилиста, страхователь имеет право обращаться в судебные органы.

Отказ страховщика осуществить выплату по ОСАГО подпадает под действие закона «О защите прав потребителей». Поэтому, заявление истец может подавать в городской или районный суд по месту своего проживания. Срок судебного разбирательства может составлять от 3 недель до 3 — 4 месяцев.

Если суд частично или полностью удовлетворит исковые требования истца, страховщик будет обязан перечислить определённую судебным органом сумму на счёт страхователя. Если в установленные законодательством сроки страховщиком не будет осуществлена выплата, судом будет вынесен исполнительный лист.

В случае проигрыша дела страхователь имеет право на дальнейшее обжалование решения.

С точки зрения законодательства, поводом для отказа выплачивать страховку по ОСАГО является лишь ситуация, когда личность автомобилиста, чьи действия спровоцировали аварию, определить невозможно. Чтобы не оказаться в ситуации, когда страховщиком будет отказано в выплате из-за невозможности выявить виновника ДТП, автомобилист должен проявить внимательность к документам, составляемым инспекторами ГИБДД сразу после дорожного инцидента. Помимо этого водителю нельзя сразу брать на себя ответственность за произошедшее столкновение, так как при детальном рассмотрении ситуации может выясниться, что вины автомобилиста в произошедшем нет. Важно следить за тем, чтобы все сведения в протоколе, составляемом сотрудниками Госавтоинспекции, отражалась максимально корректно, а такие формулировки как «виновник» и «нарушитель» не применялись.

Существенную помощь в ситуации, когда конкретный виновник аварии не определён, может оказать видеорегистратор. Если в силу различных обстоятельств видеозапись не осуществлялась, автомобилисту, который уверен в своей невиновности, необходимо получить свидетельства очевидцев ДТП. В идеале водителю следует найти 2 — 3 граждан, ставших свидетелями аварии, которые готовы подтвердить факт его невиновности. Имена и контактная информация этих лиц должны быть зафиксированы инспекторами ГИБДД в протоколе.

Учитывая стрессовую ситуацию, в которой находится водитель после столкновения, автомобилисту следует незамедлительно вызвать на место инцидента грамотного автоюриста, представляющего его интересы.

Заключение

Если инцидент на дороге произошёл по обоюдной вине водителей, выплаты компенсации по ОСАГО предполагается в размере, обратно пропорциональном степени вины каждого автомобилиста. Правом устанавливать степень виновности наделены только судебные органы, тогда как инспекторы ГИБДД лишь фиксируют факты нарушения ПДД. При отсутствии судебного решения считается, что вина водителей является одинаковой, а страховая выплата делится пополам. Если установление виновника аварии не представляется возможным, страховщик имеет право отказать в выплате.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье? Позвоните автоюристу и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

8 800 555 67 55 доб. 645

Работаю в юридической компании ведущим юристом. Охотно отвечаю на Ваши вопросы в своих статьях.

Пожалуйста, оцените статью!

Загрузка…

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

autoizakon.ru

выплаты страховой по ОСАГО, кто кому должен при обоюдке

На чтение 11 мин. Просмотров 161 Опубликовано

Страховка ОСАГО предусматривает возмещение ущерба, причиненного при ДТП застрахованным лицом. Однако бывают ситуации, когда ущерб причинен по обоюдной вине двух участников дорожного движения. Когда такое возможно? Как оформлять документы в этом случае? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Обоюдная вина: что это значит

В каких случаях признается обоюдная вина водителей в ДТП

Практически все аварии на дорогах происходят из-за того, что какое-то лицо нарушило ПДД. Однако возможны ситуации, когда ДТП произошло из-за того, что неправильно действовали все его участники. Именно в этом случае вина признается обоюдной.

Здесь возможны следующие ситуации:

  1. Оба водителя признаются виновными в ДТП, их обоих привлекают к административной ответственности. Здесь сотрудники ГИБДД оформляют протокол и выносят постановление в отношении каждого из участников ДТП.
  2. Стороны оформили ДТП по «Европротоколу», согласившись, что оба водителя виноваты в случившемся.
  3. Установить вину невозможно. Как правило, здесь идет речь о ДТП с небольшим ущербом для машины (например, водитель оставил машину на стоянке, а вернувшись, обнаружил помятое крыло, но кто конкретно его задел при парковке — неизвестно).

ВАЖНО: Обоюдная вина не означает равной гражданской ответственности и равного права на возмещение.

Когда нарушение ПДД не приведет к обоюдной вине

Однако необходимо помнить: даже тот факт, что обе стороны нарушили ПДД, не означает, что в итоге их вина окажется обоюдной. Для определения, из-за кого был причинен вред, важна причинно-следственная связь между нарушением ПДД и причиненным вредом. Здесь можно привести два классических примера:

  • Столкновение на трассе. Водитель Иванов превысил скорость, водитель Петров ехал с выключенными фарами. Если бы Иванов придерживался нормы скоростного режима, Петров успел бы разъехаться с ним, но если бы Петров включил свет — Иванов заметил бы его и сбавил бы скорость на пересечении дорог. Здесь вина обоих водителей будет обоюдной.
  • Снова столкновение, но Иванов ехал на красный свет, а Петров не пристегнул ремень, номера у него были ржавые и нечитаемые, а ОСАГО на этот месяц было уже не действующим. Есть ли нарушение ПДД со стороны Петрова? Однозначно да. Есть ли связь между этим нарушением и случившейся аварией? Так же однозначно нет: даже если бы Петров пристегнулся, поменял вовремя номера и купил свежий полис ОСАГО — это не помогло бы ему избежать столкновения.

Когда явно не нарушив правила можно оказаться виноватым

Водителю следует иметь в виду, что бывают случаи, когда явно не нарушив правила, можно в итоге оказаться виновным в ДТП. Здесь речь идет прежде всего о п. 10.1 ПДД. Он гласит, что двигаться надо с той скоростью, которая позволяет контролировать ситуацию на дороге и допускает возможность торможения и остановке. Легко увидеть, что этот пункт является оценочным, зависящим от опыта вождения и скорости реакции человека, о конкретных параметрах скорости не сказано ничего — они лишь должны не превышать установленные ограничения.

Именно поэтому водитель, который не смог затормозить, хотя такая техническая возможность у него была, все равно считается виновником ДТП, даже если при этом строго соблюдал ПДД в каждом пункте.

Как оформлять ДТП при «обоюдке»

Порядок оформления ДТП в том случае, если оно произошло по вине обоих водителей, будет стандартным. Если на место вызываются сотрудники ГИБДД, необходимо сделать следующее:

  1. Заглушить двигатель и остановить машину. Передвигаться на ней до окончания оформления документов и покидать место аварии категорически запрещено. Исключение — если машина парализует проезд и нужно освободить дорогу другим автомобилям, либо когда надо срочно доставить к медикам пострадавших, а дождаться «скорой» нет возможности.
  2. Вызвать инспектора ГИБДД по телефону.
  3. До его приезда — самостоятельно зафиксировать (например, с помощью фото- или видеосъемки) место расположения машины, следы повреждений, траекторию движения и т. д. Эти материалы пригодятся в случае суда.
  4. Постараться найти свидетелей аварии и уговорить их остаться на месте до приезда инспектора. Если такой возможности нет — записать их имена и контактные данные.
  5. После того, как сотрудники ГИБДД прибыли, необходимо сообщить им о всех обстоятельствах ДТП и передать данные свидетелей.
  6. Получить на руки копию протокола о ДТП. С 20 октября 2017 года справки на руки больше не выдаются.

Если же ущерб незначителен, спора о вине нет, а из людей никто не пострадал, то можно провести оформление по «Европротоколу». В этом случае можно вызвать на место ДТП аварийного комиссара (независимого или от страховой компании, где заключался договор ОСАГО) и действовать по его указаниям. Также можно оформить документы и самостоятельно. Для этого нужно на бланках извещений описать обстоятельства аварии, зарисовать схему ДТП и указать данные обоих водителей. После того, как извещения будут подписаны обеими участниками, документы можно передавать в страховую за возмещением ущерба.

Возмещение ущерба по ОСАГО при обоюдной вине водителей

В чью страховую обращаться при обоюдной вине

При обычном ДТП необходимо обращаться за возмещением в ту СК (страховую компанию), где виновник приобретал полис. Но как быть, если виновников двое? Здесь возможны следующие варианты действий:

  • Проще всего, если оба участника застраховались в одной СК. Им обоим нужно обратиться именно туда.
  • Если полисы приобретены в разных компаниях, каждый из участников обращается в СК второй стороны.
  • Если же у одного из участников нет полиса ОСАГО или же страховка просрочена, то обращаться надо в ту СК, договор с которой еще действующий. Но в этом случае возмещение с незастрахованного участника придется взыскивать уже через суд в гражданско-правовом порядке.

Как рассчитывается размер возмещения

Возмещение рассчитывается в зависимости от степени вины каждого из участников в ДТП. Здесь возможны следующие варианты:

  1. Если нет никаких документов, подтверждающих различную степень виновности водителей, вина по умолчанию считается равной. В этом случае каждому из участников будет возмещено 50% от ущерба. Это наиболее распространенный вариант.
  2. Если установлена различная степень вины (например, решением суда), то выплаты производятся пропорционально степени вины каждого из водителей. Например, если определено, что Иванов виноват в ДТП на 70%, а Петров на 30%, то Иванов получит 30% возмещения, а Петров — 70%

Точный же размер возмещения может определяться:

  • Специалистом СК. Но нужно помнить, что они склонны занижать размер ущерба, чтобы уменьшить выплаты.
  • Независимым экспертом-оценщиком. Важно при этом известить СК о том, что будет проводиться экспертный осмотр, и пригласить их сотрудника поучаствовать в процедуре. Если этого не сделать, СК имеет полное право отказаться принимать во внимание заключение эксперта.

Можно ли выбрать способ возмещения

Законодательство об ОСАГО предусматривает два варианта того, как будет возмещен ущерб от ДТП:

  1. Выплата соответствующей суммы (с учетом заключения эксперта и степени вины застрахованного лица).
  2. Направление автомобиля на ремонт в компанию, у которой есть соответствующий договор с СК, при этом страховщик частично оплачивает стоимость работ в пределах установленной суммы.

С марта 2017 года выбор остается за СК. Владелец поврежденной машины имеет право указать в заявлении, каким способом он хотел бы получить возмещение, но окончательное решение будет принимать страховщик. Единственное исключение — это если в СК обращается инвалид: ему законно об ОСАГО прямо разрешает выбирать форму возмещения.

Тем не менее, есть случаи, когда выплата вместо ремонта прямо предусмотрена законом:

  • Если планируемый ремонт продлится свыше 30 дней. Превышение этого времени чревато тем, что пострадавший при ДТП будет получать неустойку (0,5% от суммы возмещения за каждый день просрочки).
  • Если мастерская находится от места, где произошло ДТП или проживает пострадавший, дальше чем на 50 км.
  • Если машина новая (менее 2 лет), а СК не имеет договора с официальным дилером конкретно этой марки.
  • Машина не подлежит восстановлению («тотальное повреждение»).
  • Есть погибшие или раненые при ДТП.

ВАЖНО: Многие водители уверены, что при оформлении по «Европротоколу» положены только деньги. На самом деле это не так: способ возмещения не зависит от того, каким образом было зафиксировано ДТП.

Процесс получения выплаты

Чтобы получить возмещение, пострадавшему при ДТП необходимо предпринять следующие действия:

  1. Уведомить СК об аварии. Срок для этого — 15 дней при оформлении в ГИБДД, 5 дней — при «Европротоколе». Однако чтобы соблюсти это требование, достаточно направить извещение, остальные документы (например, заключение независимого оценщика) можно прислать и позднее.
  2. Передать в СК все необходимые документы. Их точный перечень зависит от обстоятельств ДТП (например, если есть пострадавшие — потребуются копии меддокументации). Если СК недостаточно документов, она в течение 3 дней с момента получения пакета вправе затребовать недостающие у пострадавшего.
  3. Компания принимает пакет документов, производит осмотр и экспертизу повреждений машины и принимает решение о выплате или отказе в ней. Срок на это — 20 дней за вычетом праздников и нерабочих дней.
  4. Решение СК в письменном виде доводится до потерпевшего.

Что делать, если страховая компания отказывает в выплате

Если СК необоснованно отказала в возмещении ущерба, пострадавшему нужно действовать так:

  • Составить претензию, в которой нужно указать, почему решение СК необоснованно и незаконно. Это необязательный шаг, но он позволит в дальнейшем увереннее чувствовать себя в суде. В претензии указывается срок, который дается на рассмотрение. Он не установлен законом, поэтому указывать надо исходя из своих соображений о разумности.
  • Если по истечении претензионного срока ответа нет либо получен повторный отказ — составить иск и обратиться в суд. Заявление подается по месту, где находится филиал СК, выдавший полис ОСАГО.

Как доказать обоюдную вину в суде

При определении обоюдности и степени вины часто возникают споры, требующие судебного разбирательства. Точного алгоритма действий дать невозможно: каждый случай индивидуален. Однако в общих чертах действовать заинтересованное лицо должно следующим образом:

  • Получить на руки документы от ГИБДД.
  • Обратиться с жалобой в суд в порядке, установленном процессуальным законодательством.
  • В суде подтвердить свою позицию с помощью доказательств. Ими могут быть показания свидетелей, заключения экспертов (трассологов, автотехников, и т. д.), справки из гидрометеоцентров о погодных условиях в момент ДТП в конкретном месте и т. д. Как доказательство может использоваться все, что прямо не запрещено законом.
  • Получить на руки судебное решение, где вина будет признана обоюдной с указанием степени виновности каждого участника. Если же решение не устроило — его можно обжаловать в вышестоящий суд.

Как вести себя в суде

Во время судебного заседания пострадавшему следует:

  1. Вести себя спокойно, уверенно и корректно.
  2. Предъявлять доказательства, требуя внесения их в протокол, а для документов — приобщения к делу.
  3. Заявлять ходатайства о вызове в заседание свидетелей и экспертов (если нужны пояснения к заключениям).
  4. Пользоваться иными процессуальными возможностями.

ВАЖНО: Поскольку судебный процесс — вещь для неподготовленного человека достаточно сложная, лучше всего обратиться к адвокату или юристу, работающему по делам о ДТП.

Юридические «подводные камни»

Если никто не обращался в суд

Следует помнить, что СК не занимается определением, кто виноват в ДТП и какова степень вины. По закону она и права-то такого не имеет. Поэтому если нет на руках судебного решения — вина по умолчанию считается равной. В этом случае СК выплатит каждой из сторон ровно по 50% от возмещения, если участников трое — то по 33% и т. д. Чтобы изменить пропорцию, решение суда нужно позарез.

Если участники обжаловали постановление в суде

Если постановление по административному делу о ДТП было обжаловано (законодательство дает такое право), СК имеет полное право отказать в выплате до момента, когда рассмотрение жалобы будет закончено. Поэтому здесь нужно просто ждать.

Что, если два участника ДТП виноваты, а третий невиновен

Возможна ситуация, когда в ДТП участвовали трое, но авария произошла по вине лишь двух из них, а третий пострадал «за компанию». В этом случае выплаты будут произведены так:

  • Невиновный получит 100% возмещения.
  • Виновные — обратно пропорционально степени их вины (если нет решения суда — то по 50% каждый).

Если один без страховки

ОСАГО применяется лишь в тех случаях, когда у виновного есть полис. Если же один из водителей не был застрахован, возмещение будет проведено так:

  • Не имеющему полиса нужно обратиться в СК второго участника.
  • Застрахованному лицу обращаться надо сразу же в суд. Если нет у виновного полиса ОСАГО — ущерб возмещается в гражданско-правовом порядке.

Прямое возмещение убытков (ПВУ) в выплате по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

ПВУ применяется в случае, если одновременно соблюдены два условия:

  1. Вред причинен только машинам.
  2. У всех участников ДТП есть полисы ОСАГО.

В этом случае потерпевший может обратиться в СК не виновника, а свою. Компания в свою очередь возмещает ему ущерб согласно степени вины, а затем взыскивает эту сумму с СК второго участника.

Заключение

Если в ДТП виновны все участники, это не лишает их права на возмещение. Однако сумма выплат или стоимость ремонта будет ограничена. Если же СК отказывает в выплате, ее решение можно обжаловать в суде.

strahovanie.guru

Обоюдная вина кому положена выплата по ОСАГО?

Практика показывает, что при ДТП с обоюдной виной сложнее получить выплату по ОСАГО. Страховые компании повсеместно направляют автовладельцев в суд, чтобы судебные органы установили степень вины каждого участника. Законные ли подобные требования?

Бывает, что дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с двумя машинами происходит по вине обоих водителей. В справке о ДТП фиксируются нарушенные каждым из них пункты Правил дорожного движения (ПДД), на каждого оформляется «Протокол» или «Определение». С одной стороны, участники «сами виноваты» в случившемся инциденте. А с другой – оба автолюбителя являются потерпевшими. В такой ситуации закономерно каждому из них рассчитывать хотя бы на частичное возмещение ущерба.

Но с точки зрения страховых компаний всё не так просто. Потерпевший и виновник в одном лице часто вызывает вопросы у специалистов по урегулированию убытков. Мало того, что за выплатой обращается один из «инициаторов» дорожного инцидента. Так ещё и не ясно, на какое возмещение он может рассчитывать в данной ситуации. Далеко не всегда «вклад» нарушителей в произошедшее ДТП одинаков, но полиция не устанавливает степень вины участников. А страховщик тем более не обладает полномочиями для этого.

Что говорит закон?

В «Законе об ОСАГО» есть позиция, призванная регламентировать описанные случаи (п. 22 ст. 12). В ней сказано, что выплаты при «обоюдке» производятся «с учетом установленной судом степени вины лиц». Казалось бы, эта фраза «расставляет все точки над i». Но в том же пункте указано, что «если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена», страховщики платят «в равных долях».

Такая формулировка вызывает разночтения. Степень вины водителей может быть не установлена судом при разных обстоятельствах:

  1. Судебные органы по каким-то причинам не смогли определить степень вины участников ДТП в процессе разбирательств.
  2. Автовладельцы не обращались в судебные органы, поэтому степень вины не была установлена.

Обе эти позиции в целом подходят под указанную фразу «Закона об ОСАГО», но у каждой из них есть свои сторонники. Кто-то говорит, что не обращение в суд в данном контексте предполагали бы слова «судом не устанавливалась». А формулировка «судом не установлена» означает, что суд всё же пытался установить степень вины.

Таким образом, судебные разбирательства при обоюдной вине предусмотрены по закону, поскольку иных вариантов не оговаривается.

Другие утверждают, что здесь предполагается обязанность страховщиков возместить половину ущерба без необходимости обращения автовладельцев в суд. В качестве аргумента, в том числе, используется перечень документов для выплаты. Он установлен Правилами, которые не предусматривают возможность для компаний требовать какие-то дополнительные бумаги. И ничего похожего на судебное решение в данном перечне не фигурирует.

Политика надзорных органов

Казалось бы, объяснить правила игры должны основные контролирующие структуры в области ОСАГО , а именно Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако возникает впечатление, что данные организации сами не имеют чёткого представления о правильном алгоритме действий при «обоюдке».

В частности, в декабре 2015 года при телефонной консультации представитель Банка России не смог дать ответа на соответствующий вопрос. Оператор пояснил, что подобной информацией Центробанк не обладает. Для получения разъяснений было рекомендовано обратиться в РСА.

Сотрудник РСА по телефону горячей линии пояснил, что при обоюдной вине водителей выплата осуществляется на усмотрение компании.

И если страховщик отказывается оплачивать 50% ущерба, необходимо обращаться в суд. Нарушением подобная позиция страховой организации не является.

В то же время, Руководитель Представительства РСА в СЗФО в переписке по электронной почте не был столь однозначен. В своём ответе он сослался на позицию Верховного Суда, которая не соответствует информации, полученной по телефону.

Позиция Верховного Суда

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) от 29 января 2015 г. N 2, действительно, содержит достаточно чёткие разъяснения. Пункт 21 устанавливает, что при обоюдной вине участников ДТП:

  1. Лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на её получение.
  2. Страховые организации производят страховые выплаты в равных долях.

То есть, каждому из автовладельцев причитается половина от полученного ущерба. Если страхователь не согласен с такой ситуацией, он может обратиться в суд для взыскания дополнительной компенсации.

Судебные органы определяют степень вины участников происшествия, после чего взыскивают недостающую сумму со страховщика. Если, конечно, решение оказалось в пользу истца. Однако никаких штрафных и прочих финансовых санкций к компании в этом случае уже не применяется.

Как поступать автовладельцам?

Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты. Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховщика, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток. Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.

В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур. Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы. Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.

Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.

Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.

www.inguru.ru

Как получить страховую выплату при обоюдной вине

Наличие у водителя полиса ОСАГО позволяет ему в полном объеме или частично возместить вред, причиненный пострадавшему в результате ДТП за счет страховой компании.

Однако, бывают ситуации с весьма неоднозначным подходом к ним страховщиков. К таким ситуациям можно отнести обоюдную вину при ДТП. Вопросов у водителей возникает множество. Например, будет ли осуществлена страховая выплата, кому она будет производиться, каким образом, в каком размере и т.п. Прежде чем дать ответ на такие вопросы следует разобраться с тем, что же такое обоюдная вина при ДТП.

Что такое «обоюдка» и когда она допускается?

Отметим, что действующее законодательство не содержит данного термина. Однако, сотрудники ГИБДД и страховых компаний под ним понимают ситуации, когда все участники ДТП виновны в нем в большей или меньшей степени. Причем говорить об обоюдной вине при ДТП можно лишь тогда, когда сотрудники ГИБДД выпишут протокол об административном правонарушении всем лицам, участвовавшим в ДТП.

Какая же будет выплата?

Как мы уже отметили, действующим законодательством никак не регулируется вопрос с обоюдной виной при ДТП, поэтому страховщики данную проблему решают двумя кардинально противоположными способами.

Первый способ заключается в оплате всем виновникам-потерпевшим 50% ущерба. Не очень правильная позиция, но, как показывает судебная практика в настоящее время, именно так поступают большинство судов, основываясь на ст.1083 ГК РФ. Данная норма гласит, что в случае невозможности установления степени вины каждого лица, вина признается равной. Одновременно с этим п.2 данной нормы гласит, что выплаты должны производиться исходя из степени вины. Получается юридическая коллизия, так как доказать степень вины бывает зачастую очень сложно, практически невозможно, поэтому суды в силу своей загруженности идут по пути наименьшего сопротивления. Одновременно с этим заметим, что если будет доказана определенная степень вины того или иного участника ДТП, то суд вправе при «обоюдке» решить вопрос с выплатой в совершенно различных долях (90 на 10 или 60 на 40 и т.п.). Однако, далеко не каждый водитель будет идти до конца.

Второй способ, которым пользуются страховые компании, заключается в отказе в выплате страхового возмещения всем участникам ДТП, ввиду невозможности определения степени вины. Незаконность и необоснованность таких действий страховщики вполне осознают, однако им гораздо проще отказать с расчетом на то, что заявители пойдут в суд, тот в свою очередь определит, кому и сколько следует выплатить, а страховая компания просто произведет выплату.

Как мы видим обоюдная вина при ДТП весьма выгодна страховщикам, так как отсутствие достаточной правовой базы дает возможность избежать полноценного и правильного разбирательства и выплаты реальной суммы ущерба.

Правовые коллизии

Существует ряд подводных камней, с которыми можно столкнуться, если имела место быть обоюдная вина при ДТП. Их можно избежать, если правильно действовать. Иногда возникают ситуации, когда обоюдной вины при ДТП не было, но водитель лишился половины выплаты. Чтобы этого избежать надо быть предельно внимательным во время оформления протокола сотрудниками ГИБДД. Они должны максимально тщательно зафиксировать все детали.

Порой бывает, что один водитель, несмотря на явную «обоюдку» полностью берет вину на себя, надеясь на то, что страховщики осуществят выплату по ОСАГО. Однако, тут может возникнуть ситуация, когда лимит выплаты превышен и приходится доплачивать из собственного кармана. Тут он решает пойти на хитрость и заявить, что виноваты были оба. Страховщики же в надежде выплатить лишь половину или вообще не платить или просто затянуть процедуру выплаты до решения суда, могут до вынесения этого самого решения приостановить выплату потерпевшему. В такой ситуации, остается только надеяться на квалификацию юриста, который будет представлять интересы потерпевшей стороны в суде, но даже в этом случае, время выплаты задержится на неопределенный срок.

Еще один юридический казус относится к кажущейся «обоюдке». Такие ситуации далеко не редкость. Необходимо помнить, что между нарушением ПДД и произошедшим ДТП должна быть установлена причинно-следственная связь. Если ДТП произошло по вине одного водителя, но второй при этом просто нарушил ПДД, то страховщики обязаны выплатить страховое возмещение потерпевшей стороне в полном объеме.

В качестве примера можно привести ситуацию столкновения на перекрестке, когда один водитель ехал на запрещенный сигнал светофора, а второй ехал на разрешенный, но превысил при этом скорость. Естественно вина будет того, кто проехал на запрещенный сигнал. Или же один реально виноват в ДТП, а второй просто забыл документы, что тоже является нарушением ПДД, но никак не повлияло на ДТП. Таких примеров существует множество. Как показывает судебная практика, суды могут назначить выплаты в полном размере обеим сторонам, руководствуясь тем, что закон об ОСАГО не предусматривает снижение суммы выплаты в зависимости от степени вины.

Слабая законодательная база в данной сфере позволяет многим водителям избежать наказания, а реально потерпевшей стороне пострадать от недостаточности средств на ремонт своего транспортного средства. Тут может помочь только внимательность, знание законов и грамотная юридическая консультация.

proins.ru

Выплаты по ОСАГО при обоюдной вине водителей в ДТП

Любому автовладельцу отлично известно, что в случае его виновности в ДТП с помощью полиса ОСАГО он сможет полностью или в части избегнуть затрат на компенсацию лицу, пострадавшему в ДТП.

Однако станет ли выплачивать денежные средства страховщик, а самое важное – в каком размере и кому из участников, если часть вины есть на каждой из сторон? Иначе говоря, как будут развиваться события, если будет установлена обоюдная вина.

 

Выплаты по ОСАГО, если оба водителя нарушили ПДД

В действующем законодательстве предусмотрено две разновидности форм вины – умысел или неосторожность. Если ущерб был причинен случайно, по причине неосторожности, это все равно повлечет возникновение негативных последствий для лица, которое его нанесло.

В случае, когда произошло ДТП и наличествует вина лишь одного из участников в любой форме, то оформить страховой случай и порядок возмещения вреда будет не очень сложно (исключение составляют случаи, когда возникают споры относительно размера причиненного вреда).

Если же согласно материалам о ДТП, виноватыми признали обоих водителей, то, если подходит к вопросу с формальной точки зрения, права получить страховку лишаются оба водителя, даже если они имеют действующие полисы ОСАГО.

Федеральный закон №40-ФЗ в статье 12 предусматривает возможность и порядок получения страхового возмещения. Эта возможность зависит от степени вины сторон, участвовавших в ДТП.

Вина подразделяется на две разновидности:

  • Когда оба участника одинаково виновны в произошедшей аварии;
  • Каждый из участников в большей или меньшей степени виноват в случившемся.

Страховые компании не могут определить, чья вина больше, поскольку в законодательстве нет положений, регулирующих данную процедуру. По этой причине единственным выходом будет обратиться к помощи суда.

Отнюдь не во всех случаях в ДТП наличествует вина обоих водителей, даже если каждый из них с формальной точки зрения допустил нарушение ПДД. В таких случаях судья, рассматривая дело, опирается на принципы разумности и объективности, и оценивает степень вины каждого автолюбителя, анализируя все доказательства, которые были представлены.

Сколько заплатят при «обоюдке»?

Так как в российском законодательстве отсутствуют положения, регулирующее моменты, касающиеся обоюдной вины в аварии, страховщики для решения проблемы с оплатой страховки, выбирают простой путь:

  • Выплачивают обоим пострадавшим-виновникам по 50 % от суммы, предназначенной к выплате за ущерб, так как в соответствии со сложившейся у судов практикой, события развиваются именно по такому сценарию. Вынося такое решение, судьи ссылаются на норму, закрепленную в ст. 1083 ГК РФ, в соответствии с которой, если степень вины установить невозможно, ее по умолчанию признают равной. В то же время, доказать противное, а именно, «неравную» вину, зачастую весьма затруднительно;
  • Отвечают отказом на требование заявителей выплатить деньги, ссылаясь на то, что установить степени вины всех участников невозможно. Чаще всего страховые компании отлично понимают, что их действия неправомерны, и лишь рассчитывают на то, что граждане не воспользуются правом на обращение в судебные органы.
     

В соответствии с принципом справедливости и положениями п. 2 ст. 1083 ГК РФ полагается производить оплату ущерба каждому участнику в соответствии со степенью его вины.

В теории никто не возражает против такой позиции. Проблема в том, что установление настоящей вины и убеждение в своей правоте судебного органа – задача весьма непростая.

Судьями, как правило, выносится требующее наименьших сложностей решение – присуждение каждому из участников происшествия равных сумм. Хотя иногда и происходит так, что с помощью ловкого адвоката удается добиться того, чтобы на страховщика была возложена обязанность произвести оплату не по принципу 50 на 50, а распределить сумму иным способом, к примеру 85 % на 25 %, 70 % на 30 % и т. п.

Однако на практике, в том числе и тогда, когда ясно, что один из участников гораздо меньше повинен в произошедшем, и может претендовать на большую сумму, мало кто из автолюбителей решает добиваться этого до окончательной победы. В особенности, если речь идет о небольшой сумме.

Если вина была обоюдной, большая часть автовладельцев легко принимают предложение страховщика о выплате половины суммы, руководствуясь известной пословицей о синице в руках и журавле в небе. Таким образом, ситуация с «обоюдкой» является очень выгодной для страховщика, так как из-за юридической путаницы он получает большую свободу действий.

Порядок оплаты ущерба 50 на 50 можно пояснить на примере. Гражданину А в ДТП был нанесен ущерб на сумму 60 т. р., а гражданину В – на сумму 120 т.р. Если будет признана обоюдная вина они получат 30 т. р. и 60 т. р. соответственно. Что же касается порядка выплаты 50/50, поясним на примере.

Однако, события могут развиваться еще более худшим образом – если судом не будет установлен виновник или нельзя будет сделать вывод об обоюдной вине: происшествие произошло при обстоятельствах, исключающих возможность сделать однозначные выводы, между водителями не достигнута договоренность и отсутствуют свидетели.

В данной ситуации можно быть стопроцентно уверенным в том, что водителям не будут произведены выплаты по ОСАГО. Ремонт автомобиля можно будет оплатить лишь по КАСКО при условии его наличия.

Особенности возмещения ущерба при обоюдной вине

Нюансы при распределении вины сторон, участвовавших в ДТП, отражены в статье 12 Федерального закона № 40-ФЗ. Учитывая вышеперечисленные обстоятельства спора, страховые компании могут производить выплаты пострадавшим по разным основаниям:

  • Когда в случае аварии определено, какова степень вины каждого из участников – денежные средства будут выплачиваться пропорционально установленной судом степени вины каждого;
  • В случаях, когда автомобиль поврежден по вине нескольких участников аварии – выплаты ему осуществляют страховые компании таких граждан пропорционально степени их виновности;
  • Когда, расследуя обстоятельства аварии, не удалось установить вину ни одной из сторон – страховые компании выплачивают сумму страховки в равных долях.

Закон о выплате по ОСАГО при обоюдной вине водителей

Если обратиться к первоисточнику – Правилам страхования, утвержденным Центробанком России, можно увидеть, что данная процедура ими никак не урегулирована. Разумеется, страховщики стараются извлечь из этого выгоду – пожимают плечами и культурно отправляют пострадавших в аварии обратиться за справедливостью в судебные органы, а, как все знают, наш суд является самым гуманным в мире и может после нескольких заседаний легко определить, степень виновности каждого участника, причем, не ошибившись ни на один процент!

Каковы же примеры из судебной практики, касающиеся подобных споров?

Чаще всего судьями признается, что вина всех участников является равной, в тех случаях, когда отсутствуют прямые факторы или доказательства, подтверждающие, что ответственность явно лежит на одном из участников.

Не позднее, чем через месяц после вынесения, судебный акт обретает юридическую силу, а затем пострадавший вновь обращается в страховую компанию, на которую возложена обязанность перечислить положенные ему денежные средства, разумеется, если суд не счел равной вину каждого участника.

Это была обычная практика, однако после выхода постановления Пленума Верховного суда России, в п. 21 которого прямо указывается на то, что при невозможности установления вины или ее степени каждого из участников, на страховщика возлагается обязательство осуществить перечисление 50 % от стоимости ущерба каждому из пострадавших в аварии.

В случаях же, когда получив страховую выплату, кто-то из водителей придет к выводу, что он виноват в произошедшем в меньшей степени, нежели остальные участники, ему предоставлено право на обращение в судебный орган с требованием взыскать оставшуюся (невыплаченную часть) страховой суммы – в таком случае судья распределит вину между всеми сторонами.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ №2 от 29.01.2015 г., если из документов, составленных сотрудниками полиции, невозможно установить вину застрахованного лица в наступлении страхового случая или определить степень вины каждого из водителей – участников дорожно-транспортного происшествия, лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на ее получение.

В таком случае страховые организации производят страховые выплаты в равных долях от размера понесенного каждым ущерба (абз. 4 п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО). 

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что с 29.01.2015 г. денежные средства по ОСАГО при наличии вины обоих участников, будут, по решению Пленума ВС выплачиваться всем участникам ДТП, но в размере половины суммы нанесенного вреда.

Если вы твердо убеждены, что вина второй стороны значительно выше – обратитесь в судебные органы и обоснуйте свою позицию, однако не забывайте, что судья вправе признать, что оба участника виноваты в равной степени.

Сложности при обоюдной вине водителей в ДТП

Юридические «подводные камни» 

Обоюдной вины не было, а выплаты лишился наполовину. В случае, если имеются хотя бы минимальные приметы, указывающие на «обоюдку», необходимо проявлять повышенную внимательность и позаботиться о том, чтобы сотрудниками ГИБДД были зафиксированы все обстоятельства события.

Часто ситуация развивается следующим образом – вначале один из участников, рассчитывая на ОСАГО признает себя полностью виноватым. Однако впоследствии он узнает, что сумма, которую надлежит выплатить, выше, чем та, которая предусмотрена ОСАГО, а разницу он будет доплачивать из своего кошелька.

Это подходящий момент для обращения к страховщику, с заявлением о том, что виноват в аварии не он один. Если появляется возможность не производить выплату, или заплатить вполовину меньше, страховщик с удовольствием воспользуется этим шансом для того, чтобы оттянуть момент выплаты потерпевшему до принятия судебного акта.

Далее в дело вступают автоюристы. В случае, если обоюдная вина будет доказана, то один из участников внезапно лишится денег, а признавший себя виновником вначале – напротив, не будет нести финансовые затраты, а окажется на выигрышной позиции.

«Обоюдная вина» может быть кажущейся. Особо следует заострить внимание на «обоюдке», при которой выясняется, что нарушили правила оба водителя, однако между нарушением одной из сторон и аварией отсутствует причинно-следственная связь.

В данном случае на страховщика возлагается обязанность по выплате пострадавшему компенсации в полном объеме, невзирая на факт составления в отношении него протокола. К примеру, местом аварии был перекресток. Один из участников двигался при запрещающем сигнале светофора, а второй проехал на «зеленый», но при этом допустил превышение разрешенной скорости в 60 км/ч. Другой вариант – один из граждан не имеет при себе документации на автомобиль, чем, несомненно, также нарушает ПДД.

Необходимо обратиться к еще одному примеру, который является очень показательным и наглядно демонстрирует необходимость доказывания того, что причинно-следственная связь отсутствует, в целях справедливого разрешения конфликта.

В автомашину, которая стоит во время красного сигнала светофора, врезался другой водитель. Однако по причине опьянения гражданина, находящегося за рулем стоявшего автомобиля, признается, что ПДД нарушили оба участника, поэтому имеет место наличие обоюдной вины.

Но дело в том, что между возникновением гражданской и административной ответственности нет связи. Поэтому разумный судья признает пьяного водителя виновным только в том, что он нетрезвым сел за руль.

Водитель понесет ответственность в виде лишения прав и уплаты штрафа. А ремонтные работы в отношение его авто должны быть в полном объеме компенсированы страховкой ОСАГО. Это объясняется тем, что причиной ДТП послужило не нетрезвое состояние, в котором находился водитель, а тот факт, что второй участник не соблюдал дистанцию или скоростной режим, и поэтому именно на него ложится ответственность за данное происшествие.

Сложные и абсурдные моменты, связанные с «обоюдной виной», можно перечислять долго. По этому поводу существует много правовых нюансов. Доходит до того, что озвучивается мнение, что так как Законом об ОСАГО не предусмотрена возможность уменьшить страховую выплату, основываясь на том, какова степень вины управлявшего автомобилем лица в случае наличия обоюдной вины, то вред обеим сторонам должен быть возмещен в полном объеме. Судебная практика знает и такие случаи.

Кто из водителей получит страховку по ОСАГО при обоюдке 

Законодательство никак не регулирует проблему выплаты денежных средств по ОСАГО при наличии обоюдной вины.

По сложившейся практике, при «обоюдке» каждому из участников выплачиваются равные доли, однако под нее не подведена никакая правовая база, и в связи с этим ее можно оспорить в судебных органах.

Судьи же решают этот вопрос абсолютно по-разному, из чего можно сделать вывод, что в случае «обоюдки» вопрос будет разрешен в зависимости от мнения судьи, а не от правовых норм.

Можно привести в пример следующий момент судебный случай: столкнулись две автомашины Фольксваген и Мазда-3, со стороны обоих водителей имело место нарушение ПДД. Но судом было вынесено решение о возложении ответственности на водителя Мазды, и на его страховую компанию ложится обязанность по оплате ремонта поврежденного Фольксвагена.

То, что ПДД нарушили оба водителя, не является безусловным основанием признавать их обоих виновниками ДТП. Основываясь на материалах дела, суд принял решение о том, что вина за ДТП лежит на водителе Мазды, нарушившем ПДД и не уступившем дорогу приближавшемуся Фольксвагену.

Между тем обстоятельством, что в дальнейшем обе стороны понесли административную ответственность за то, что нарушили порядок движения, и случившейся аварией отсутствует причинно-следственная связь, поэтому данное обстоятельство не говорит о наличии обоюдной вины в ДТП.

Итогом стало постановление Арбитражного апелляционного суда от 12.09. 2011 г. N 09АП-21140/11, в соответствии с которым страховая компания водителя Мазды должна выплатить денежные средства по страховки, а осуществлять ремонт машины водитель должен за свой счет.

Для всех является привычным тот факт, что в случаях, когда наличествует обоюдная вина, страховую выплату по ОСАГО делят между водителями. Но при этом правила такого распределения далеко не являются очевидными.

Решить, какая сумма должна быть выплачена можно и сравнив степень вреда (тому, кому нанесены более существенные повреждения, выплачивается большая сумма), и определив, чья вина больше (тот, чья вина значительнее, получает меньше). В обоих случаях предполагается обращение в судебный орган, так как только он наделен правом определять наличие и степень вины.

Чем руководствовались члены суда при вынесении решения по делу от 25.04. 2011 г. № 18АП-3237/11, возможно лишь предположить, однако интерес представляет одно частное определение.

Участниками ДТП были легковая машина ВАЗ-21214 и трактор МТЗ-82, осуществлявший ремонт отрезка дорожного покрытия. Со стороны лица, управлявшего трактором, последовало нарушение ПДД, выразившееся в неправильном расположении трактора и невыставлении проблесковых маячков.

Однако действия водителя второго ТС также были не идеальны: невзирая на наличие знаков, оповещающих о ремонтных работах на дороге, а также ограничителя скорости до 30 км/ч, он мчался на скорости 70 км/ч. Результатом аварии стали сильные повреждения ВАЗ-21214, трактору же повезло больше, он практически не пострадал.

Со стороны страховой компании Альфа-Страхование, с которой водитель трактора заключал страховой договор, последовал отказ в выплате денежных средств по страховке, основанный на том, что оба водителя повинны в произошедшем ДТП.

Помимо этого, страховщик заявил, что между действиями водителя трактора и ДТП отсутствует прямая связь: ведь трактор на момент, когда случилось столкновение с другой машиной, не двигался с места! Однако у судьи оказалось иное, довольно самобытное мнение.

В первую очередь, судья счел, что лицо, управлявшее Жигулями, не врезалось бы в трактор, если бы тот остановился там, где положено.

Второй вывод заключался в том, что основанием для того, чтобы возникло право на получение страховки, является тот факт, что наступил страховой случай, а для определения суммы, выплачиваемой в качестве компенсации, нужно опираться на характер повреждений машины и результаты независимого исследования.

В-третьих, при вынесении решения суд дал ссылку постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 29.09.2009 N 4769/09, которое предусматривает, что ни закон об ОСАГО, ни правила страхования не предусматривают, что страховщик освобождается от обязанности выплатить страховое возмещение, или имеет право уменьшить его предельную сумму (в данной ситуации она не может превышать 120 т. р.), основываясь на том, какова степень вины каждой из сторон аварии.

Наибольший интерес вызывает именно третий вывод судебного органа. Если разделить эту позицию, то следует признать, что при наличии обоюдной вины обоим водителям должна быть выплачена полная сумма страховки, независимо от того, насколько велика его вина в произошедшем. Хотелось бы узнать, сколько судов будет руководствоваться данным прецедентом, рассматривая страховые споры, в которых вина лежит на обеих сторонах в случаях, когда происходит так называемая «обоюдка»?

uropora.ru

как происходит выплата по ОСАГО?

Водитель может рассчитывать на получение компенсации, если попадает в аварию. Выплачиваются деньги исключительно пострадавшему лицу, если у него имеется полис ОСАГО. Но как быть водителям, которые оба стали виноватыми в дорожно-транспортном происшествии при обоюдной вине водителей?

В представленной ниже статье будет подробно рассмотрен проблемный вопрос про обоюдку в случившейся аварии.

Содержание статьи

Обоюдная вина при ДТП: что это означает?

Статистика показывает, что многие ДТП случаются по виновности лишь одной стороны. Однако нередко происходят происшествия по обоюдной вине. В результате выносится постановление, в котором прописывается, что в ДТП вина лежит на обеих сторонах. Именно это и является обоюдной виной, или обоюдкой, как её принято называть в народе.

Нигде не прописан такой термин, как «обоюдная вина», им могут обозначить случившееся только инспекторы ГАИ, когда ими были зафиксированы нарушения от обоих шофёров. Это заносится в протокол и первого водителя, и второго.

В протоколе обязательно прописываются два пункта:

  1. Какое ПДД было не соблюдено;
  2. И последующая ответственность за нарушение.

Обоюдка шофёров признаётся после составления протокола и фиксирования перечисленных выше двух пунктов.

Кому выплачивают компенсацию при обоюдке?

Все страховые агентства выплачивают компенсации тем шофёрам, которые стали пострадавшими в аварии. Тут всё просто: пострадавший шофёр собирает необходимые бумаги и отправляется к страховщику, где и получает деньги.

Однако ситуация осложняется, когда при компенсации по ОСАГО при обоюдной вине. Что же в таком случае делать водителям?

Стоит оговориться, что в данной ситуации есть только две разновидности вины:

  • одинаковая;
  • различающаяся.

Страховая организация не занимается рассмотрением этого вопроса. Только через суд устанавливается степень вины владельцев авто, и только после вынесения решения производятся денежные выплаты.

Чтобы не возникло каких-либо трудностей во время судебной процедуры, надо правильно оформить все бумаги после случившегося ДТП и правильно вести себя.

Важно: не все ДТП можно приписать к обоюдке. Например, если первый участник въехал на так называемую встречку, когда второй ехал, не пристегнувшись, то вся вина всё равно окажется на первом из них. Суд учитывает все нюансы и выносит справедливое, основанное на разумности, решение.

Как оформляется авария в случае вины обоих участников?

Итак, если на трассе произошла авария по обоюдной вине, то шофёр в обязательном порядке должен придерживаться следующей схемы:

  1. Он может покинуть машину, но не может ни на сантиметр сдвигать её. При этом он должен оставаться на месте произошедшего.
  2. До приезда инспекторов, владельцу авто нужно самому зафиксировать все доказательства, которые бы свидетельствовали о вине второго участника: сделать фотографии, снять видео, опросить свидетелей.
  3. Вызов инспекторов ГИБДД и оповещение своей страховой организации.
  4. Владелец авто обязательно должен проследить за тем, что инспектор записывает в составляемый протокол. Бывают случаи, когда протокол не соответствует действительности.
  5. Если водитель уверен в собственной невиновности, то ни при каких обстоятельствах он не должен брать вину за случившееся на себя.
  6. Когда будет оформлять протокол, шофёр обязан чётко проговорить все детали, добиваться того, чтобы все данные были занесены, проверять. Обязательно следить за тем, чтобы были прописаны все факты, доказывающие вину второй стороны. Возможно, ориентируясь на показания, водитель сможет добиться того, что его не признают вторым виновником аварии.

Важно: в том случае, если одна сторона уверена, что не является виновником, то она должна через суд добиваться подтверждения этого факта, предоставляя доказательства, иначе страховое агентство обеим сторонам возместит лишь половину от всей положенной суммы.

Если в ДТП имущество получило маленькие повреждения, то оптимально будет вызвать аварийного комиссара, оформить Европейский протокол и оформить все требуемые документы в страховую организацию. Даже при таком раскладе обе стороны получат свою компенсацию.

В 2018 году был установлен максимальный размер выплаты страховой при произошедшей обоюдной вине в пятьдесят тысяч. Если авария произошла по вине обоих шофёров, то каждому выплатят только половину по ОСАГО.

Доказательство через суд

Как было уже сказано, страховые организации не занимаются разбирательствами по установлению степени виновности при обоюдной вине, этим занимается только суд. Судебный процесс напрямую зависит от доказательств, которые предоставляют автовладельцы. При обоюдке водителям можно дать лишь рекомендации.

Главным аспектом является доказательство виновности обоих участников.

Должны быть предоставлены следующие документы:

  • справка ГИБДД;
  • составленный протокол;
  • постановления.

Также в качестве доказательств автовладелец может предоставить судье фото- и видеоматериалы, показания свидетелей, степень полученного ущерба.

Необходимо знать, что судья ориентируется на все обстоятельства, то есть он принимает во внимания не только действия шофёров, но и причины этого дела. К примеру, один из владельцев авто может сослаться на отвратительные погодные условия, из-за которых он не смог справиться с управлением. В этом случае ему потребуется подтверждающая справка.

Если ответчик/истец будет возражать, то на суд разрешается пригласить эксперта, обладающего профессиональными знаниями и навыками, который бы смог подтвердить слова.

Важно: если в протоколах в постановлениях будет изложена информация, которая не соответствует реальности, то суд не станет принимать их во внимание. Опровергнуть такую информацию могут другие доказательства.

Получение компенсации

Водителям необходимо обратиться в свою страховую организацию, если авария случилась по обоюдной вине двух участников.

Не так давно законодательство позволяло получить компенсацию и от своей организации, и от организации, с которой сотрудничает виновник. Однако теперь такое сделать не представляемся возможным.

Все составленные бумаги должны быть у страховщика в период десяти дней с момента ДТП. Если страховая компания ОСАГО не намерена производить выплату по ДТП при обоюдной вине обозначенного размера, то придётся это дело отдать в руки суду. Если суд будет на стороне водителя, то компании ничего не останется, как выплатить указанный размер. При несоблюдении решения, страховщика ждёт немалый штраф.

Подведем итоги

Итак, по какому принципу производятся выплаты при обоюдке? Этот вопрос полностью опирается за законы Гражданского Кодекса. По сути, если вина водителя рассчитывается на 70%, то он получает только 30% выплат. Но в большинстве случаев всю сумму распределяют поровну.

Важно: если вины не будет ни за одним участником, то выплат обоим ждать не придётся — будет отказ в выплате.

Видео разбор ситуаций


Внимание!
В связи с частыми изменениями административных законов РФ и правил ПДД, информацию на сайте не всегда успеваем обновлять, в связи с этим для Вас круглосуточно работают бесплатные эксперты-юристы!

Горячие линии:

Москва: +7 (499) 653-60-72, доб. 206
Санкт-Петербург: +7 (812) 426-14-07, доб. 997
Регионы РФ: +7 (800) 500-27-29, доб. 669.

Заявки принимаются круглосуточно и каждый день. Либо воспользуйтесь онлайн формой.

strahovka-online.su

Выплата по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП: кому выплачивает страховая?

На дорогах нередки случаи возникновения аварийных ситуаций. Современный ритм жизни диктует автолюбителям свои условия, поэтому, порой приходится нарушать правила.

При наличии полиса обязательного страхования ОСАГО, возмещать ущерб пострадавшей стороне, полностью или частично будет страховая компания. А как же будет производиться выплата по ОСАГО при обоюдной вине?

Содержание статьи

Что означает обоюдная вина?

Следует сразу отметить тот факт, что в законодательных документах не существует такого понятия, как обоюдная вина.

Данным определением сотрудники автоинспекции и страховой компании называют ситуации, когда все участники ДТП несут определенную меру ответственности. То есть, считаются виноватыми в той или иной степени в созданной аварийной ситуации.

Когда возникает дорожно-транспортное происшествие, то ситуация может развиваться в трех направлениях:

  • Происшествие произошло целиком и полностью по вине одного из участников дорожного движения. Следовательно, все страховые выплаты получит потерпевшая сторона.
  • Иногда участники аварии дают противоречивые показания. Из-за этого невозможно восстановить всю картину происшествия, чтобы вынести окончательный вердикт, и найти виновника. Тогда дело передаются в суд для дальнейшего рассмотрения.
  • При совершенном ДТП свою вину признают оба водителя. Тогда на каждого из участников происшествия составляется протокол и выписывается постановление.

Отсюда понятно, что, только при создании ситуации, когда оба автомобилиста дают показания о своем причастии к происшествию, то можно говорить об их обоюдной вине.

Выгодной для страховых компаний является обоюдка при ДТП ОСАГО, в таком случае может произвести минимальные выплаты обоим участникам. Либо же вообще отказать в выплате.

А разбирательства по этому вопросу производятся только в судебном порядке. Но не всегда ситуация разрешается в пользу водителя. Тогда придется понести еще и затраты на судебный процесс. Поэтому далеко не все автомобилисты доводят дело до суда.

Как получить страховую выплату при обоюдке?

Согласно действующему законодательству, страховое возмещение, при обоюдной вине автовладельцев, должно выплачиваться пропорционально, исходя из вины, возложенной на каждого участника происшествия.

 При рассмотрении дела в суде, определяется доля вины каждого водителя, и сумма страхового возмещения начисляется в процентном соотношении. Но на практике, часто используют такой вариант, что каждому автовладельцу положена половина суммы от общего ущерба. Хотя не всегда такая ситуация является справедливой. Поскольку вина может быть как равной, так и различной. И не при всех обстоятельствах, страховые компании соглашаются выплачивать взносы.

Когда возникают аварии, виновниками могут выступать и третьи лица. Если возникает ситуация, когда пешеход начинает перебегать через дорогу, водитель автомобиля резко тормозит, отчего и происходит ДТП. По сути, водитель ничего не нарушил. Но виновником в аварии будет признан именно автомобилист, поскольку он управляет транспортным средством.

Необходимые меры

Чтобы оформить страховой случай и получить выплату от страховщика по ДТП, нужно собрать требуемые документы и обратиться в страховую компанию.

При возникновении дорожно-транспортного происшествия, необходимо соблюдать определенные правила поведения:

  1. После остановки транспортных средств, оказать помощь пострадавшим, если в этом есть необходимость.
  2. Обратиться в уполномоченные органы, чтобы на место происшествия выехала патрульная машина.
  3. Зафиксировать расположения автомобилей при помощи снимков, а также, все значимые детали.
  4. Предоставить все показания при составлении протокола, забрать все необходимые документы, которые выдает инспектор.

Запрос на компенсацию всех расходов при аварии подается в двух случаях:

  • при признании всех виновников происшествия;
  • когда вина не была установлена за конкретным водителем в силу каких-либо обстоятельств.

В офис страховой компании документы должны подаваться в течение пяти дней.

Как правило, каждому пострадавшему должны выплатить ровно половину сумы на возмещение ущерба от аварии. Но для этого необходимо соблюдение всех условий, предписанных автоинспекцией и компанией страховщиком.

Ожидать окончательное решение по данному вопросу потребуется более 15 суток.

Как формируется сумма выплаты?

Компания будет рассчитывать денежное возмещение следующим образом:

  • если виновными признаны оба участника дорожного происшествия, то  компенсация каждому, предоставляется относительно установленной величины его вины;
  • когда один автомобиль получает повреждения сразу от нескольких участников аварии, в таком случае, сумма его возмещения делится между страховыми всех автовладельцев, к этому причастных;
  • когда не получается полностью установить виновность всех пострадавших, тогда размер возмещения разделяется на всех страховщиков поровну.

Чтобы получить возмещение при обоюдном ДТП, должны быть соблюдены условия:

  1. У всех участников аварии имеется действующий страховой полис.
  2. Управление транспортным средством производилось в трезвом состоянии.
  3. Второй участник аварии не подавал заявление на обжалование данного решения по обоюдной выплате.
  4. Все участники происшествия дождались сотрудников ГАИ, не покинув место аварии.

Стоит понимать, что, если за рулем находился человек, не вписанный в страховой полис, то на возмещение ущерба можно не рассчитывать.

Что зависит о сумме страховки, то в 2017 году она может зависеть от степени ущерба, то есть, сторона, которая пострадала в большей степени, и получит большую материальную компенсацию.

Страховщик не имеет права отказаться от выплаты страховки, если дело было рассмотрено в суде, и там была присуждена компенсация пострадавшим сторонам. Иначе, на страховую компанию может быть наложен штраф.

Распределение ущерба при обоюдной вине в ДТП является очень сложной задачей. И каждый отдельный случай будет универсальным. Поэтому, и не существует четких рамок для распределения возмещения. Документы, устанавливающие виновность каждого участника, и имеющие юридическую силу, могут быть выданы лишь судом.

Поэтому, водители часто соглашаются на погашение половины суммы от страховщика, чтобы не тратить свое время на судебные разбирательства, к тому же, неизвестно каким будет решение суда.

Видео разбор обоюдной вины в ДТП

Внимание!
В связи с частыми изменениями законодательства РФ, информация на сайте не всегда успевает обновляться, поэтому для Вас круглосуточно работают бесплатные эксперты-юристы!

Горячие линии:

Москва: +7 (499) 653-60-72, доб. 206
Санкт-Петербург: +7 (812) 426-14-07, доб. 997
Регионы РФ: +7 (800) 500-27-29, доб. 669.

Заявки принимаются круглосуточно и каждый день. Либо воспользуйтесь онлайн формой.

pdd-helper.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *