Выше верховного суда что есть – ?

Что выше верховного суда — вопрос №1502343 от 24.12.2011

Представления о Страшном суде в христианстве

В христианстве догмат о всеобщем воскрешении, Судном дне и Воздаянии является одним из основополагающих. В числе прочих он входит в Никео-Царьградский Символ веры и в предшествовавший ему древний Апостольский Символ веры.

Икона «Страшный суд» (XVIII век, Львовский музей религии)

Согласно Евангелию: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну…. и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий» (Ин.5:22, Ин.5:27). По этой причине христиане верят, что Иисус Христос произведет суд над всеми народами, когда «приидет во славе Своей и все святые ангелы с Ним» (Мф.25:31-32).

Кроме того, часть своих судебных полномочий Христос поручит праведникам, в частности, апостолам, которых обещал посадить на 12 престолов судить 12 колен Израилевых.

В Новом Завете картина Судного дня и Страшного суда описывается следующим образом.

Ангелы при кончине века соберут избранных от четырёх ветров от края небес до края их (Мф.24:31), а также соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие (Мф.13:41) и отделят злых из среды праведных (Мф.13:49. По учению апостольскому, «всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2Кор.5:10), «все мы предстанем на суд Христов» (Рим.14:10). Бог через Иисуса Христа будет судить иудеев и язычников (Рим.2:9), живых и мёртвых (Деян.10:42; 2Тим.4:1), то есть имеющих воскреснуть из мертвых и тех, которые останутся до воскресения в живых, но, подобно воскресшим, изменятся (1Кор.15:51-52), а также, кроме людей, и злых ангелов (Иуд.6; 2Пет.2:4). Судимы будут не только дела людей, как добрые, так и злые (Мф.25:35-36, 2Кор.5:10), но и всякое праздное их слово (Мф.12:36). Праведным Судия скажет: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф.25:34), грешные же услышат такой приговор: «идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Существует мнение, что судимы будут не только слова и дела людей, но и их внутренние помышления и намерения («слово Божие… судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12)). На этом мнении основано учение православной аскетики о мысленной брани — когда нетерпимым и подлежащим безусловному искоренению считается любой греховный помысел.

www.9111.ru

Как Верховный суд рассматривает жалобы

В своей практике мне часто приходилось слышать от своих коллег и простых граждан мысль о том, что они собираются обжаловать незаконные, по их мнению, судебные решения в высшую судебную инстанцию – Верховный Суд РФ. И если на городские и областные суды «надежды уже давно нет», так как в них только «усиливают»  решения нижестоящих судов, то «уж Верховный Суд точно разберется, на то он и Верховный». Поэтому фраза «Мы дойдем до Верховного Суда», должна звучать угрожающе и вызывать трепет у нижестоящих судов и, тем более, у оппонентов. Но это в теории, а как на практике?

В начале своей карьеры я доверял мнению людей и верил в торжество «верховного» правосудия, ведь человек любит верить в светлое, доброе. Но такие «радужные» мысли просуществовали в моей голове ровно до того момента, пока я сам не дошел до данной последней и6нстанции, и к своему большому удивлению и разочарованию осознал, что в конце пути ровным счетом ничего нет, ведь самого как такового судебного разбирательства на последней стадии нет.

Что я подразумеваю под судебным заседанием? В моем понимании – это в первую очередь аналитический мыслительный процесс, в основе которого лежит тщательное исследование обстоятельств дела, представленных доказательств. Результатом судебного разбирательства должно стать вынесение решения, основанного на оценке исследованных обстоятельств и представленных доказательств. Так как обстоятельства дел всегда разные, то и решения по каждому делу должны быть индивидуальными, то есть должны отличаться друг от друга. А что же мы видим в реальности?

Верховный Суд обычно не рассматривает дело. Истцы получают практически идентичные по смыслу и содержанию «отписки».

Хочу сразу оговориться, что я ни в коем случае не хочу голословно критиковать существующую судебную систему. Вместо этого, приведу вам, дорогие читатели, свежую статистику, которую официально опубликовал сам Верховный Суд РФ.

Дело в том, что в каждом правиле, как все знают, должны быть исключения. Поэтому и в Верховном Суде бывают выигравшие. Это как рулетка: «Повезет, не повезет». Давайте же посмотрим, сколько таких счастливчиков. Проанализируем статистику кассационных жалоб по уголовным делам. Данные взяты из официально опубликованного «Обзора статистических данных о результатах деятельности Верховного Суда РФ по рассмотрению административных гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, дел об административных правонарушениях и уголовных дел

за первое полугодие 2015 года».

В течение первого полугода в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ (ВС РФ) поступило 4 058 кассационных жалоб. Из них всего  65 (!), то есть 1,6% от общего количества были рассмотрены в судебном заседании коллегии. Из рассмотренных жалоб, отменены приговоры и вынесены определения о прекращении дел в отношении 5 лиц. На новое судебное рассмотрение направлены 12 дела. Принято решение о прекращении дела в полном объеме по реабилитирующим основаниям – в отношении 1 лица, по другим основаниям – 1 дела. В отношении 18 лиц приговоры изменены или отменены ввиду вновь открывшихся или новых обстоятельств.

В отношении 18 осужденных изменены приговоры, в том числе в отношении

1 осужденного изменена квалификация преступления со снижением меры наказания, 17 осужденным снижена мера наказания без изменения квалификации.

Таким образом, проанализировав статистику, можно сделать вывод, что из 4 058 человек, всего 65 добились результата.

Поэтому когда мои клиенты спрашивают меня, какова вероятность положительного решения Верховного Суда РФ, я каждый раз испытываю легкий дискомфорт. Один мой коллега на вопрос своего доверителя «мы же выиграем в Верховном Суде – там же многие жалобы удовлетворяются» заметил, что «это не совсем так».

Некоторые адвокаты относятся к сложившейся ситуации с юмором. Один из моих коллег дал емкое определение жалобам в Верховный Суд, назвав их «беспонтовиками». Работу по написанию этих жалоб обозначил как «работу на корзину».

Что же касается самих «отписок» и доводов, приводимых в них (если конечно они вообще приводятся, ведь бывает и без них),  то они поражают своей логикой. Иногда кажется, что они все написаны под копирку: один человек придумал, а потом его творение размножили.

На любые факты очевидных нарушений судом первой инстанции уголовно-процессуального, уголовного, равно как гражданского и гражданско-процессуального закона, указанные защитниками в жалобах, в Верховном Суде РФ дается однозначный и четкий ответ: «вопреки мнению защиты, суд действовал (излагается суть того, что сделал суд) в строгом соответствии с  требованиями закона».

Какого закона? какими требованиями? К сожалению, ответы на эти вопросы вы не найдете.

Обзор статистических данных о результатах деятельности Верховного Суда РФ по рассмотрению административных гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, дел об административных правонарушениях и уголовных дел за первое полугодие 2015 года.

VK

Facebook

Twitter

Google+

Odnoklassniki

Mail.ru

politklass.ru

Зачем Верховный суд РФ взял под своё крыло арбитражные суды? Интервью с юристом-экспертом Сергеем Тесленко.

25.09.2014

Зачем Верховный суд РФ взял под своё крыло арбитражные суды? Интервью с юристом-экспертом Сергеем Тесленко.


Ведущий интервью – Наталья Давыдова. 

• 6 августа 2014 года вступили в силу ПОПРАВКИ в Конституцию РФ, которые были внесены Федеральным конституционным законом от 05.02.2014 г. №2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». 

В соответствии с вышеуказанным Законом был принят Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 г. №4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». Указанные законодательные акты существенным образом изменили судебную систему РФ, в том числе устройство арбитражных судов. 

О произошедших изменениях системы арбитражных судов после 06 августа 2014 года я попросила рассказать правозащитника, ведущего юриста-эксперта, генерального директора юридической компании «ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ СОВЕТНИК» Сергея Владимировича Тесленко. 

— Сергей Владимирович, расскажите, какие произошли ИЗМЕНЕНИЯ в СИСТЕМЕ Арбитражных судов после 06 августа 2014 года? 

— Суть произошедших изменений состоит в следующем: 
Во-1-х, арбитражные суды перестали существовать как САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ система судов, какой она была ранее, наряду с судами общей юрисдикции; 

Во-2-х, Высший арбитражный суд РФ как высший суд системы арбитражных судов был УПРАЗДНЁН, а сами арбитражные суды перешли под начало Верховного суда РФ, сохранив некоторую самостоятельность и продолжая рассматривать дела по правилам Арбитражного процессуального кодекса РФ; 

В-3-х, был принят Федеральный закон от 28.06.2014 года №186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» и ряд других законов, которые внесли СУЩЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ в Арбитражный процессуальный кодекс РФ и иные законодательные акты.  — ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО С 6 АВГУСТА 2014 ГОДА ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТАЛ ЕДИНСТВЕННЫМ ВЫСШИМ СУДЕБНЫМ ОРГАНОМ. ВАМ ИЗВЕСТНО, ГДЕ БУДЕТ, НАХОДИТСЯ ВЕРХОВНЫЙ СУД? 

— С 6 августа 2014 г. Верховный суд РФ стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономическим спорам. Суд будет находиться в г. Санкт-Петербурге, в г. Москве будет создано постоянное представительство. 

— Сергей Владимирович, СКОЛЬКО В СОСТАВ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛЖНО ВХОДИТЬ СУДЕЙ? КАКОВ ПОРЯДОК ОТБОРА СУДЕЙ? 

— Предусмотрено, что в состав ВС РФ должны входить 170 судей, отобранных по новым правилам. 

Для этого создана Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов. Порядок отбора установлен Федеральным законом от 05.02.2014 N 16-ФЗ. 

Судьи выбираются на конкурсной основе: они должны сдать специальный квалификационный экзамен, результаты которого оценивает указанная комиссия. 


— КАКОЙ СУДЕБНЫЙ ОРГАН БУДЕТ ДАВАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ? БУДУТ ЛИ ИМЕТЬ СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА И ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ? 

— Разъяснения по вопросам судебной практики теперь дает ВС РФ (ст. 126 Конституции РФ в редакции Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ). 

Согласно абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ) в мотивировочной части решения арбитражного суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума и Президиума ВС РФ, а также на сохранившие силу постановления Пленума и Президиума ВАС РФ. 

Согласно Федеральному конституционному закону от 04.06.2014 N 8-ФКЗ, постановления Пленума ВАС РФ сохраняют силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ). 

Из данной формулировки неясно, какое именно решение имеется в виду. Вероятно, речь идет о разъяснении Пленума ВС РФ по вопросу судебной практики, разрешенному Пленумом ВАС РФ. 

Кроме того, могу предположить, что Пленуму ВС РФ таким образом предоставлена возможность признавать утратившими силу конкретные разъяснения Пленума ВАС РФ. 

Видимо – это связано с тем, что ВС РФ является правопреемником ВАС РФ. 

В настоящее время не определено, в какой момент и каким образом утрачивают силу постановления Президиума ВАС РФ. 

Хочу отметить, что ранее разъяснения ВС РФ, как правило, не влияли на арбитражную практику. 

 

ИЗМЕНИЛАСЬ ЛИ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ КАТЕГОРИЙ ДЕЛ? 

— Начиная с 6 августа 2014 года, из компетенции арбитражных судов ИСКЛЮЧЁН ряд категорий дел, которые теперь рассматривают СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ: 

1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов остались только в компетенции Суда по интеллектуальным правам. 

После 6 августа 2014 года в компетенции арбитражных судов остались лишь дела об оспаривании нормативных правовых актов, рассмотрение которых отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам (см.: п.1.1 ч.1 ст.29, п.1 ч.4 ст.34, гл.23 АПК РФ в ред. Закона №186-ФЗ). 

Следовательно, с заявлениями об оспаривании ИНЫХ правовых актов после 6 августа 2014 года нужно обращаться в СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ.


2. дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости теперь рассматривают суды общей юрисдикции.
Ранее дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривали арбитражные суды. 

Теперь с заявлениями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нужно обращаться в ОБЛАСТНЫЕ и равные им суды ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ.


 

 

 — С 6 АВГУСТА 2014 ГОДА ИЗМЕНИЛСЯ ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ СУДЕБНЫХ АКТОВ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ ИЗМЕНЕНИЯ? 

— Суть изменений состоит в том, что вместо ранее действующей надзорной инстанции (Президиум ВАС РФ) введена ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ система обжалования в высшую судебную инстанцию вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов. 

Сначала заявители могут обратиться в порядке кассационного производства в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ. 

Если дело было передано на рассмотрение по существу в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ, определение этой коллегии можно обжаловать в порядке надзора в Президиум Верховного суда РФ в порядке главы 36.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ. 

Спасибо за Ваши ответы, Сергей Владимирович! ©


P.S. УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ! Если у Вас появились вопросы, их можно задать по  +7 (908) 58-79-201, +7 (912) 899-41-38 или направить их на e-mail: [email protected]


У Вас есть вопрос? Вы можете задать его через форму обратной связи:

general-counsel.ru

Что такое единый Верховный суд и как он будет защищать россиян? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

Последнее обновление 06.08.2014.

6 августа 2014 года начал работу обновлённый Верховный суд России, созданный в результате объединения Высшего арбитражного суда (ВАС) и Верховного суда РФ. Он стал высшей инстанцией по административным, гражданским, уголовным и экономическим делам.

Председателем объединённого Верховного суда назначен Вячеслав Лебедев.

АиФ.ru объясняет, что такое единый Верховный суд и как он будет защищать россиян.

Что произошло в результате судебной реформы?

Идею объединить Верховный и Высший арбитражный суды выдвинул Владимир Путин, выступая 21 июня прошлого года на Петербургском международном экономическом форуме. Объединение судов потребовало внесения соответствующей поправки в Конституцию РФ, процедура была длительной — проект президентских поправок должны были одобрить не менее двух третей депутатов Госдумы, три четверти членов Совета Федерации и поддержать законодательные собрания.

Законопроект был внесён в Госдуму 7 октября 2013 года. После его одобрения на всех уровнях и подписания президентом поправки в Конституцию РФ об объединении двух судов вступили в силу. Объединённый Верховный суд РФ заработал спустя 180 дней.

В едином Верховном суде создали три дополнительные судебные коллегии: коллегию по экономическим спорам, по делам военнослужащих и дисциплинарную коллегию. Последняя будет разбирать дела, связанные с жалобами на судей.

Всего в составе нового суда — президиум и семь судебных коллегий: 

  • по уголовным делам,
  • по гражданским делам,
  • по административным делам,
  • по делам военнослужащих (бывшая Военная коллегия Верховного суда), 
  • коллегия по экономическим спорам, 
  • апелляционная коллегия,
  • дисциплинарная коллегия.

Первое заседание пленума Верховного суда состоится 7 августа.

Сам Верховный суд будет находиться в Санкт-Петербурге, а его представительство — в Москве. Слияние двух высших инстанций предполагает выработку единых правовых подходов, чтобы в разных судах в одной и той же ситуации не выносились прямо противоположные решения. Верховный суд России будет выступать как первая инстанция по определённым спорам, таким, как апелляция, кассация и надзор. В результате реформы любое дело может дойти до Верховного суда страны и быть там пересмотрено.

Помимо упразднения Высшего арбитражного суда, меняется и система назначения прокуроров. Если сейчас Советом Федерации по представлению Президента РФ назначается только генпрокурор, то в будущем аналогичным способом будут назначаться и 15 его заместителей. Также президентом, а не генпрокурором будут назначаться прокуроры российских регионов.

Как будет происходить объединение?

Для самого объединения судов потребуется внести поправку в российскую Конституцию, которая разделяет две судебные системы. Новый суд начнёт функционировать через 180 дней после подписания соответствующего закона, который и вносит соответствующие поправки в основной закон государства.

Судьи нового Верховного суда будут назначаться Советом Федерации по представлению Президента РФ. Первоначально их кандидатуры будет отбирать специальная квалификационная коллегия, состоящая из представителей Президента РФ, Общественной палаты РФ и общероссийских общественных объединений юристов. Судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова считает, что от таких действий пострадает правосудие. «Создаётся новый Верховный суд, а это значит, что действующие судьи ВАС и Верховного суда теряют свой статус. Всем им должны были предложить место в новом суде, но этого не сделано», — говорит Морщакова. По её словам, это нарушает конституционный принцип несменяемости судей: судья не может быть лишён своей должности ни при каких организационных преобразованиях.

Читайте подробнее о судебной реформе >>

www.aif.ru

Верховный Суд РФ

Понятие Верховного Суда РФ

Определение 1

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом на всей территории Российской Федерации.

Длительное время Верховный суд представлял интересы только судов общей юрисдикции, однако сравнительно недавно он был объединен с Высшим Арбитражным Судом, в результате его функции и полномочия несколько поменялись.

В настоящее время Верховный Суд возглавляет все суды Российской Федерации, за исключением конституционных судов, которые имеют особую подсудность и специфические функции.

Основные функции Верховного суда следующие:

  • рассмотрение некоторых категорий дел по первой инстанции;
  • пересмотр решений нижестоящих судов;
  • анализ правоприменения действующего законодательства судами;
  • дача рекомендаций по вопросам рассмотрения и расследования уголовных дел;
  • анализ статистики рассмотрения дел, также наиболее часто допускаемых ошибок.

В настоящее время в Верховный суд занимает важное положение в системе судов, так как принимает основополагающие решения по многим вопросам. Выше данной судебной инстанции стоит только Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), в который возможно обжалование решений Верховного суда. В рамках Российского государства Верховный Суд является последней инстанцией для обжалования судебных решений.

Решения Верховного Суда РФ

Верховный суд РФ принимает решения по различным категориям дел. Основополагающими решениями Верховного суда являются постановления. Интересным является тот факт, что постановление не разрешает дела по существу. Оно анализируют имеющиеся положение в законодательстве, имеющиеся пробелы, которые возникают в ходе применения норм права, и содержит рекомендации по оптимальному применению конкретной нормы в сфере различных отраслей права.

Несмотря на то, что наша страна в основу правовой системы заложила романо-германское право, соответственно, прецедентная система у нас не действует, постановление Пленума Верховного суда являются обязательными для исполнения всеми судами, а также правоохранительными органами. Такая позиция весьма интересна, так как судебные источники не могут являться источниками права в странах, где отсутствует прецедентное право. Таким образом, наблюдается некое смешение правовых сфер.

Однако подобное положение Верховного Суда РФ говорит о его высокой роли в правовой системе в целом, а также о его неоспоримой главенствующей роли в системе судов Российской Федерации.

Верховный Суд является высшим судебным органом, он занимается разбирательством по таким категориям дел, как:

  • гражданские;
  • уголовные;
  • административные;
  • ряд экономических споров в соответствии со своей подсудностью, определенной действующим законодательством.

Кроме того, Верховный Суд в пределах своей компетенции осуществляет надзор за деятельностью судов, которые включены в состав судебной системы, а также может выступать в качестве апелляционной и кассационной инстанции.

Структура Верховного суда РФ

Руководство Верховным судом РФ осуществляет Председатель Верховного Суда. Он занимается организационными функциями, обобщением статистической информации, представляет интересы данного органа при взаимодействии с другими органами. На должность Председателя суда назначается высококвалифицированный судья, имеющий большой опыт работы.

Другим важным органом является Пленум Верховного Суда, который как раз и занимается разъяснительной и показательной работой. Именно Пленум Верховного суда пересматривает статистику, обобщает имеющиеся пробелы и проблемы в праве, издает постановление по наиболее спорным вопросам.

Кроме того, в состав структуры Верховного суда входит коллегия ВС РФ, а также аппарат суда.

В состав Верховного суда может входить Научно-консультативный совет при Верховном Суде, который занимается анализом действующего законодательства, выявляя пробелы и проблемы в праве, которые в последующем озвучиваются Верховным Судом при взаимодействии с законодательными органами, по наиболее спорным вопросам Пленум Верховного Суда может издать акт.

Полномочия Верховного суда определяется тем, что он выступает в качестве высшего судебного органа. Кроме вышеуказанных функций, Верховный Суд может пересматривать дела в случае, если открылись новые обстоятельства.

Замечание 1

Основные дела, которые Верховный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции, касаются оспаривания нормативно-правовых актов, издаваемых такими субъектами, как Президент, Правительство, Генеральный прокурор, представители Следственного комитета, Центрального банка, ЦИК и так далее. Кроме того, Верховный суд рассматривает вопрос о прекращении деятельности некоторых средств массовой информации, который действуют на территории двух и более субъектов России. Некоторые полномочия Верховный Суд имеет при проведении выборов и референдума в Российской Федерации. При необходимости, Верховный суд может разрешать экономические споры, которые возникли между государственными органами.

Верховный Суд в лице Пленума Верховного Суда занимается обеспечением единообразного применения законодательства, с этой целью им изучается и обобщается практика применения законодательства, на основании чего издаются постановления Пленума.

Кроме того, Верховный суд Может осуществлять полномочия, которые связаны с установлением международного сотрудничества и оговорены в международных договорах России. Федеральными законами и федеральными конституционными законами к полномочиям Верховного суда могут добавляться новые положения. Однако изменить полномочия возможно только путем внесения изменений в ФКЗ.

Таким образом, полномочия Верховного суда очень широки и распространяются на широкую сферу отношений. Данный орган выступает в качестве контролирующего по отношению к нижестоящим судам, а также органам, которые реализуют сферу правоохранительной деятельности. Основная цель деятельности суда — добиться единообразия правоприменительной практики, а также соблюдения прав и свобод субъектов права.

spravochnick.ru

ВС утвердил концепцию реформы судов общей юрисдикции

На пленуме Верховного суда РФ 13 июля был дан старт судебной реформе. Пленум постановил внести в Государственную думу проект федерального конституционного закона, согласно которому в стране создаются независимые обособленные суды апелляционной и кассационной инстанций общей юрисдикции. За постановление проголосовали 74 участника при четырех против и четырех воздержавшихся.

В случае успешного принятия и исполнения этого закона, как подчеркнул судья-докладчик, секретарь пленума Виктор Момотов, из российской судебной системы будет наконец исключено наличие нескольких судебных инстанций в рамках одного и того же суда. Новые суды будут структурно выделены в отдельные самостоятельные инстанции, не связанные рамками административно-территориального деления субъектов РФ.

Предлагается создать 5 апелляционных и 9 кассационных судов общей юрисдикции. Уже имеются предложения по дислокации новых судов: апелляционных – соответственно, в Воронеже либо Иваново, Санкт-Петербурге, Краснодаре либо Сочи, Нижнем Новгороде и Томске. Для расположения кассационных судов намечены Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Краснодар, Пятигорск, Казань, Пермь, Кемерово и Владивосток. Предложены и конкретные здания в этих городах, согласованные с исполнительной властью.

К компетенции апелляционного суда отнесут рассмотрение жалоб и представлений на судебные акты по делам, отнесенным к подсудности областных и равных им судов в качестве судов первой инстанции, а также на их промежуточные решения. Таким образом, будет исключена ситуация, при которой проверка вынесенного судебного акта осуществляется в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.

К апелляционным судам отойдет и часть функций Верховного суда РФ. Из его ведения будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, что будет соответствовать экстраординарному характеру этой высшей судебной инстанции.

Кассационные суды возьмут на себя рассмотрение всех дел, которые в настоящее время рассматриваются в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда. Они станут единой кассационной инстанцией, как в отношении судебных актов мировых судей, так и в отношении судебных актов, вынесенных районными и гарнизонными военными судами.

После этого в компетенции судебных коллегий областных и равных им судов останется только рассмотрение дел в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Функции президиума областного и равного ему суда будут ограничены организационными вопросами.

Каждый апелляционный и кассационный суд будет состоять из председателя, президиума и четырех коллегий – по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих. Председателей судов предлагается назначать указом президента РФ на 6 лет по представлению председателя ВС РФ.

Такая реорганизация, как было подчеркнуто, позволит обеспечить в судебной системе необходимый баланс между иерархичностью и структурированностью судебных инстанций, с одной стороны, и их независимостью и самостоятельностью функционирования – с другой.

Заместитель министра юстиции РФ Алу Алханов и заместитель генерального прокурора РФ Леонид Коржинек высказались на пленуме в поддержку законопроекта, отметив, что такая реформа потребует серьезных финансовых расходов и крупных организационно-штатных мероприятий. Коржинек напомнил о будущих трудностях, связанных с огромной территорией страны и транспортными издержками. Переезд апелляционных и кассационных инстанций в другие города может затруднить личное участие граждан в судебных заседаниях. Оргштатные мероприятия предстоят и в органах прокуратуры, отметил замгенпрокурора.

Отвечая после заседания на вопросы, секретарь пленума Виктор Момотов предположил, что численность судей новых судов будет «в районе тысячи», причем основное их число перейдет из областного звена. Вряд ли следует опасаться увольнений судей, учитывая, что передача части полномочий от областных и равных им судов, а также от ВС РФ, будет сопровождаться перераспределением рабочих мест. Трудности могут возникнуть лишь в некоторых случаях, когда, как предположил Момотов, кому-то из судей будет предложено переехать, например, из Москвы в Калугу, что станет проблемой личного выбора. Судьи же Верховного суда, по словам его представителя, к переезду готовы.

«Верховный суд не должен заниматься пересмотром дел по фактическим обстоятельствам, – подчеркнул Момотов. – А по сути, апелляционные инстанции как раз и предполагают пересмотр судебных постановлений по фактическим обстоятельствам. ВС должен сосредоточиться на главном: на формулировании правовых позиций, обобщении судебной практики и руководстве всей судебной системой».

Момотов также заметил, что проблемы территориального и транспортного характера, возможно, не будут столь тяжелыми, учитывая, что «кассационное судопроизводство – формальное», личное присутствие там не так распространено. Кассационная инстанция не занимается пересмотром фактических обстоятельств дела, она сосредоточена на проверке правильности применения правовых норм. «В каком-то смысле это научный спор, – отметил судья. – Я не думаю, что огромный поток жалоб создаст какие-то сложности». При этом, в принципе, не исключается использование видеомостов с участниками, проживающими далеко, в том числе заключенными.

legal.report

Верховный суд РФ на портале Право.ру

История

Как известно, после Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.

24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде». В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.

19 декабря 1917 года Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». Этим актом устанавливалась подсудность дел новым судебным учреждениям, состав суда, порядок рассмотрения дел и меры наказания, которые может назначать ревтрибунал, «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести»

В районах, городах, волостях и уездах осуществление правосудия передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Подсудность дел местным народным судам была весьма ограниченной. По существу они разрешали лишь дела о незначительных правонарушениях и гражданские споры. В противовес прежнему всесословному суду, новый суд провозглашался как «орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению (ибо судебная деятельность есть одна из функций государственного управления), — что суд есть орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства, — что суд есть орудие воспитания к дисциплине»

11 июня 1918 года вместо Кассационного отделения Наркомата юстиции был учрежден Кассационный отдел при ВЦИК Советов для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры всех революционных трибуналов (кроме Ревтрибунала при ВЦИК Советов). Его можно рассматривать в качестве первого в Советской республике судебного органа, в задачу которого входила координация деятельности революционных трибуналов в масштабе всей Республики, помимо исправления конкретных ошибок местных трибуналов. Председателем Кассационного отдела стал О.Я. Карклин.

23 июня 1921 года принят Декрет «Об объединении всех революционных трибуналов Республики», предусматривавшем очередную реорганизацию судебной системы. В соответствии с Декретом «в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также для судебного учреждения для дел особой важности» создавался Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР, который стал единым кассационным органом и органом надзора над всеми действовавшими на территории РСФСР трибуналами, а также судом первой инстанции для дел особой важности.Именно ему надлежало стать предшественником Верховного Суда РСФСР.

Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.

В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений:

1) народный суд:

— в составе постоянного народного судьи;

— в составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;

2) губернский суд;

3) Верховный Суд РСФСР.

4 января 1923 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, который был объявлен 10 января 1923 года приказом № 1 по Верховному Суду. В этом приказе говорилось, что «Верховный трибунал ВЦИК именуется впредь с 1-го января, согласно „Положения о судоустройстве“, — Верховный Суд РСФСР».

К компетенции Верховного Суда РСФСР отнесено осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами Республики. Он рассматривал в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, и в порядке надзора — дела, разрешенные любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.

Надзорные функции Наркомата юстиции отошли к Верховному Суду РСФСР.

Верховный Суд РСФСР действовал в составе:

а) Президиума;

б) пленарного заседания;

в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;

г) судебной коллегии;

д) военной коллегии;

е) военно-транспортной коллегии;

ж) дисциплинарной коллегии.

Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 года вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР созданы две судебные коллегии — по уголовным и гражданским делам.

В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР.

Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.

В состав Президиума Верховного Суда РСФСР входили: Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель, председатели кассационных коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.

По рассматриваемым вопросам Президиум был вправе выносить постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, других решений и определений с передачей дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда РСФСР. Президиум занимался также разработкой проектов законоположений на основе обобщения судебной практики Верховного Суда, которые направлялись в Народный комиссариат юстиции, а также давал заключения по тем же вопросам. Спустя несколько лет надзорные полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР были закреплены законодательно Положением о судоустройстве РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 года.

Пленарные заседания Верховного Суда РСФСР предусматривали присутствие членов этого суда и признавались полномочными при наличии не менее половины всего их количества. Проходили они под руководством председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии прокурора Республики или его старшего помощника.

К компетенции Пленума относилось: истолкование законов по вопросам судебной практики; рассмотрение дел в порядке надзора; отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики по предложениям Президиума ВЦИК Советов, прокурора Республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях коллегий Верховного Суда или их прокуроров; выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда; рассмотрение других вопросов, вносимых в Пленум Верховного Суда РСФСР.

30 января 1928 года ВЦИК Советов и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР»Как указывалось в Постановлении, это сделано в целях обеспечения единства управления всеми отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции и, в особенности, чтобы было «обеспечено руководство и управление в отношении прокуратуры и судебных органов». С этого времени вся работа по руководству судами оказалась сосредоточенной в Наркомате юстиции РСФСР. Прокурор Республики наделялся правом опротестовывать Народному комиссару юстиции «содержание информаций и информационных писем Верховного Суда РСФСР на предмет их отмены или изменения, что обосновывалось необходимостью обеспечения «единства судебной практики и управления судебными органами». Кроме того, в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 года Наркомюсту предлагалось изменить стиль руководства губернскими и народными судами, выдвинув на первый план работу по наполнению их деятельности общественно-политическим содержанием.

С середины 1943 года члены Верховного Суда и сотрудники аппарата входили в различные комиссии по определению ущерба, нанесенного российским судам немецко-фашистскими захватчиками. По мере наступления советских войск и освобождении временно оккупированных местностей действовавшие в прифронтовой полосе военные трибуналы снова преобразовывались в обычные суды.

Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что безусловно отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имевших специального образования. В результате этого к концу войны из 7 тыс. судей работавших в судах РСФСР, лишь 10% имели высшее юридическое образование. Со средним образованием было 24,1% судей, остальные имели незаконченное среднее и начальное образование.

25 сентября 1948 года было утверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дважды вносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

27 октября 1960 года Верховный Совет РСФСР принят закон «О судоустройстве РСФСР». Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1964 года и от 18 августа 1972 года в этот Закон были внесены изменения и дополнения, направленные на его совершенство.

В апреле 1978 года принята новая Конституция РСФСР, в которой традиционно воспроизводились основополагающие нормы общесоюзного Основного Закона, в том числе, относящиеся к организации суда и правосудию. Имелась специальная глава (21), посвященная вопросам судоустройства и осуществления правосудия.

11 апреля 1991 года состоялось совместное заседание Президиума Верховного Суда РСФСР и коллегии Министерства юстиции РСФСР, на которое были приглашены председатели Верховных судов республик, краев, областей, представители юридической науки и практические работники. На нем принято постановление о созыве Съезда судей. Главный вопрос повестки дня, который предполагалось вынести на обсуждение Первого Съезда судей — «Концепция и основные правовые акты судебной реформы».

20 июля 1991 года Президент РФ издал Указ «О прекращении деятельности организационных политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», в соответствии с которым распускались партийные структуры, через которые осуществлялось воздействие на систему правосудия.

19 августа 1991 года было объявлено об образовании государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который в свою очередь объявил о принятии на себя государственной власти в стране. Однако Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина ГКЧП объявлен антиконституционным, а действия его организаторов квалифицированы как государственный переворот.

17 октября 1991 года в Москве открылся Первый Всероссийский съезд судей.

В мае-июле 1992 года были приняты Законы «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, которыми давалась принципиально новая регламентация рассмотрения большой категории уголовных и гражданских дел. Бывшая Военная коллегия Верховного Суда СССР включалась в состав организационно-штатной структуры Верховного Суда РСФСР с соответствующим изменением названия. Установлена возможность разрешения ряда категорий дел судьей единолично, что смягчило появившуюся напряженность, которая сложилась в судах ввиду нехватки народных заседателей, а также вследствие роста судимости и преступности.

В октябре 2003 года Пленум Верховного Суда РФ, обобщив практику рассмотрения судами дел с применением общепризнанных принципов и норм международного права, принял соответствующее постановление, включавшее в себя такие рекомендации нижестоящим судам, которые стали основой к дальнейшему совершенствованию правосудия в России, более тесной интеграции правоприменительной системы нашей страны в европейское и мировое правовое пространство. Этими рекомендациями судам разъяснялись понятия и необходимые условия, определяющие возможность непосредственного применения международных договорных норм, раскрывалось значение общепризнанных принципов и норм международного права в правоприменительной практике, особенности их реализации на внутригосударственном уровне.

 

Место в судебной системе

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации состоит из судей Верховного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. На Пленум возложены задачи по решению наиболее важных вопросов деятельности судов общей юрисдикции и осуществления правосудия. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения судами законов и иных нормативных правовых актов, дает по ним разъяснения, рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов. Пленум заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий и осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к подсудности судов общей юрисдикции. Президиум Верховного Суда РФ. Президиум состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. В состав Президиума входят ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда РФ. Состав Президиума Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции и отдельные вопросы судебной практики. В частности, к ведению Президиума относится: рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, рассмотрение вопросов организации работы коллегий и аппарата Верховного Суда; оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства, в том числе путем рассылки ответов на вопросы, касающиеся применения законодательства; осуществление некоторых других полномочий, предоставленных ему законодательством.

Кассационная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции, отнесенные к их компетенции федеральным законом; в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке, и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществляют иные полномочия, предоставленные им федеральным законом.

Официальным изданием Верховного Суда РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуется для всеобщего сведения информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики. В «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» публикуются наиболее значимые постановления Президиума Верховного Суда РФ, определения судебных коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, которые могут иметь значение для выработки направлений развития судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам.

В «Бюллетене Верховного Суда РФ» публикуются обзоры судебной практики, статьи по актуальным вопросам применения законодательства и другие материалы.

При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется и функционирует Научно-консультативный совет, в состав которого входят высококвалифицированные судьи, работники правоохранительных органов, ученые-юристы, адвокаты. Состав Научно-консультативного Совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Возглавляет Научно-консультативный совет Председатель Верховного Суда РФ.

Научно-консультационный совет разрабатывает научно обоснованные рекомендации по наиболее сложным и принципиальным вопросам судебной практики. Такие рекомендации могут разрабатываться в связи с подготовкой разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, разработкой проектов законодательных и иных нормативных актов, рассмотрением в судебных заседаниях конкретных дел.

Верховный Суд РФ является учредителем Российской академии правосудия — государственного научно-образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, сроком на 6 лет.

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации выполняет важную роль в осуществлении надзора за рассмотрением гражданских, уголовных и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, обеспечивая единообразие судебной практики, соблюдение законов при осуществлении правосудия, способствуя тем самым формированию единого правового пространства страны. Он непосредственно участвует в проведении кадровой политики в судах общей юрисдикции, в практической реализации гарантий независимости судей.

pravo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *