Выход из состава государства какой либо его части – Сецессия — это что? Право сецессии

Сецессия — это что? Право сецессии

Сецессия – это попытка объявления или объявление государства о независимости. Такое право может быть включено в Конституцию, но в большинстве случаев оно предполагает силовые действия, которые часто приводят к гражданской войне или острым конфликтам. Как правило, в разбирательства втягиваются соседние государства.

Суть права на сецессию

Одним и самым ярким примером сецессии является отделение республик бывшего СССР. Также сецессия — это распад Британской и прочих империй. Развитие федеративной системы в странах, признавших независимость, означает то, что национальные государства разделены на этнические и территориальные группы, имеющие неравные права. В такой ситуации, как правило, и имеет место сецессия. Это отделение Биафры и Нигерии, Бангладеш от Пакистана.

Сецессия подразумевает выход из состава государства или его части. Стоит отметить, что в настоящее время ни одна конституция в мире не поддерживает это право, но в действительности такое случается. К примеру, распад Югославии, отделение от Эфиопии Эритрея и так далее. Сецессия в России за отдельными субъектами Конституцией не поддерживается, при этом за отдельными республиками закреплено право на выход, но оно противоречит основному государственному документу.

Национальное самоопределение

Сецессия — это право народа на национальное самоопределение. Такая возможность выхода из многонационального союза признавалась в советской теории самоопределения, в результате чего право на отделение республик СССР стало одним из принципов Конституции согласно ст. 17 СССР и ст. 14 УССР. Идеологи русского большевизма вместе с Лениным накануне революции 1917 года в своей программе сформулировали принцип самоопределения, при этом этот вопрос решался партией. Основной причиной включения в Конституцию РСФСР и СССР права сецессии являлся добровольческий характер отношений в советском государстве и стремление коммунистической партии сделать советскую Россию открытой для присоединения других социалистических стран. В диалектике сецессия — это лишь теория.

Доктрина Брежнева

Возможность свободного выхода фигурировала во многих политических документах советской власти: в Конституции РСФСР от 1918 года, союзном договоре от 30.12.1922 года, декларации об образовании СССР. Постановление Конституции утверждало, что правом сецессии обладают все республики, входящие в состав СССР. Это же постановление было повторено и в Конституции от 1936 года, но с уточнением, что отделение возможно только с согласия всех союзных республик.

Доктрина Сталина

В Конституции от 1936 года Сталин выступил с собственной доктриной, гласящей, что право сецессии — это возможность отделения только для некоторых союзных республик, отвечающих следующим условиям: большая часть населения той национальности, которая создает республику, окраинное положение и минимум один миллион населения. Сталин считал, что право на самоопределение должно быть включено в конституцию, хотя из состава СССР не хотела выйти ни одна республика. Стоит обратить внимание, что автономные области и республики не имеют права сецессии. Процедура осуществления отделения государства советским конституционным правом определена не была.

Непостоянство права сецессии

Право сецессии — это вопрос довольно спорный, и возможная аннексия Крыма вызвала дискуссии на тему отделения меньшинства от метрополий. Все началось более ста лет назад, когда между президентом США Вильсоном и его госсекретарем Лансингом возник спор. После Первой мировой войны, в 1919 году, Вильсон заявил, что нации имеют право на самоопределение, и игнорирование этого права очень рискованно для государственных деятелей. Но, по мнению Лансинга, самоопределение опасно для мира и стабильности, и это подтверждается практикой.

Что происходит сейчас? Президент США Обама считает, что у Крыма нет права проводить референдум об отделении от Украины, так как это противоречит украинской Конституции. И его сразу же обвинили в двойных стандартах, напомнив о Черногории, Косово и Южном Судане. Но применимы ли эти аналогии для крымского случая? Бассетс считает, что нет, ведь США не аннексировало Косово, а референдум в Шотландии за отделение от Великобритании был проведен не в результате силовой акции, как оккупация Крыма Россией. Но все-таки доктрина президента Вильсона на данный момент не популярна.

Бассетс отмечает, что согласен с тем, что США — страна президентов Вильсона и Вашингтона, и американские колонии были силой отделены от Великобритании, но при этом это еще и страна президента Линкольна, который использовал оружие для того, чтобы не допустить сецессию рабовладельческих штатов Юга. Поэтому реакция США на сецессии основана не на истории, а на том, что большая часть мировых держав поддерживает прагматизм и стабильность.

fb.ru

ТГП

  1. Сеце́ссия (лат. secessio) — выход из состава государства (как правило, федеративного) какой-либо его части (как правило, субъекта федерации).

Право на сецессию может признаваться правом государства, из которого происходит выход (например, Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 годов) или не признаваться (например, Конституция СФРЮ). Во втором случае при попытках сецессии возникает правовой вопрос о применимости принципа территориальной целостности государства или права народа на самоопределение (международное право безусловно дает приоритет праву на самоопределение в случае колоний).

В Великобритании и Канаде для независимости исторических частей, колониальных и зависимых территорий достаточно проведения референдума и поддержки сецессии большинством голосов. Хотя проведённые референдумы не дали положительный результат, близкая возможность обрести независимость есть у Шотландии и Квебека, где количество сторонников отделения растёт. Подобными же правами теоретически могут воспользоваться и остальные части Великобритании — Англия, Северная Ирландия и Уэльс.

Законодательство США не предусматривает (но и не запрещает) сецессию штатов. Однако, для независимости ассоциированного Пуэрто-Рико и ряда тихоокеанских островов достаточно соответствующего результата референдума, хотя их население такое волеизъявление не выразило.

Действующей Конституцией РФ право на сецессию не предусмотрено

Сецессия – отделение определенной части территории государства, которое осуществляется по решению его населения или его органов; выход отдельной административно-территориальной единицы из государства по решению органов отделяющей единицы или населения, принятом в порядке референдума. Конституции всех современных стран не допускают сецессии, но за последнее время она неоднократно имела место быть – выход республик из Югославской Федерации, отделение Эритрея от Эфиопии, отделение бывших стран СССР и т.д. Российская Конституция не признает право сецессии за субъектами РФ, при этом, отдельные ее субъекты в своих Конституциях закрепили право на выход, но оно не соответствует положению основного государственного документа.

  1. Федерация — это суверенное государственное образование, которое создаётся не для достижения конкретных целей, а для успешного решения общих задач. Федерация представляет особую структуру государственного механизма, включающего в себя как общефедеральные органы власти и управления, так и органы власти и управления всех субъектов федерации. Федерации строятся либо по территориальному признаку, либо по национально-территориальному. В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т.д., могут иметь место и культурные автономии. В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы.

Общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

— Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, земель, республик и т.п;

— В союзном государстве верховная и законодательная и судебная и исполнительная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной Конституцией;

— Субъекты федерации обладают правом принятия собственной Конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

— В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

— При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;

— Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в Федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют Федерацию в межгосударственных отношениях (например, США, Бразилия).

Конфедеративная форма государственного устройства – это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, политических, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследует прежде всего экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращении и т.д. При конфедеративном устройстве государства — члены конфедерации — сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

— Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

— Конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

— Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

— Государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

Федерация трансформируется в конфедерацию только для определенных целей, обратный же процесс происходит по достижению этих целей.

  1. Территориальное устройство Украины

Территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированности социально — экономического развития регионов, с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций.

Систему административно — территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села.

В состав Украины входят: Автономная Республика Крым, Винницкая, Волынская, Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франковская, Киевская, Кировоградская, Луганская, Львовская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Ровенская, Сумская, Тернопольская, Харьковская, Херсонская, Хмельницкая, Черкасская, Черновицкая, Черниговская области, города Киев и Севастополь.

Города Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется законами Украины.

studfiles.net

Сецессия — это… Что такое Сецессия?

Сеце́ссия (лат. secessio) — выход из состава государства (как правило, федеративного) какой-либо его части (как правило, субъекта федерации). Термин в этом значении появился во время американской Войны за независимость.

Право на сецессию может признаваться правом государства, из которого происходит выход (например, Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 годов) или не признаваться (например, Конституция СФРЮ). Во втором случае при попытках сецессии возникает правовой вопрос о применимости принципа территориальной целостности государства или права народа на самоопределение (международное право безусловно даёт приоритет праву на самоопределение в случае колоний).

В Великобритании и Канаде для независимости исторических частей, колониальных и зависимых территорий достаточно проведения референдума и поддержки сецессии большинством голосов. Хотя проведённые референдумы не дали положительный результат, близкая возможность обрести независимость есть у Шотландии и Квебека, где количество сторонников отделения растёт. Подобными же правами теоретически могут воспользоваться и остальные части Великобритании — Англия, Северная Ирландия и Уэльс.

Законодательство США не предусматривает (но и не запрещает) сецессию штатов. Однако, для независимости ассоциированного Пуэрто-Рико и ряда тихоокеанских островов достаточно соответствующего результата референдума, хотя их население такое волеизъявление не выразило.

Действующей Конституцией РФ право на сецессию не предусмотрено(но и не запрещено).[1]

В последние десятилетия много народов и сепаратистских движений боролись за независимость, но, помимо возникновения новых стран при распадах СССР, Чехословакии, Югославии, при прекращении ассоцииации с США ряда тихооканских островов и при деколонизации Намибии и Восточного Тимора, успешная сецессия произошла только в случае Бангладеш, Сингапура, Эритреи, Южного Судана.

В 1861 году, сецессию из Соединенных Штатов осуществили Конфедеративные Штаты Америки, что привело к гражданской войне.

Термин также означает исход плебеев из Древнего Рима.

Литература

Бьюкенен А. Сецессия. Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства М. : Рудомино, 2001. — ISBN 5-7380-0145-1

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Журнал Международная жизнь — Международное право не запрещает сецессию

Российский МИД выступил с заявлением о принятии Декларации о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. Документ размещен на сайте внешнеполитического ведомства Российской Федерации 11 марта 2014 года. Поддержка России стала своевременной для народов Крыма в их волеизъявлении. 11 марта Верховный Совет полуострова продекларировал, что в случае принятия на референдуме 16 марта с.г. решения о вхождении в состав России, Крым будет объявлен независимым и суверенным государством с республиканской формой правления. По сообщению Пресс-службы Крымского парламента, за утверждение Декларации было отдано 78 голосов депутатов Верховного Совета АРК из 81, принимавших участие в голосовании. Всего в ВС Крыма 100 депутатов. Как отмечается в тексте Декларации, «

Республика Крым будет демократическим, светским и многонациональным государством, которое обязуется поддерживать мир, межнациональное и межконфессиональное согласие на своей территории».

Учитывая сложившуюся ситуацию в связи с государственным переворотом в Украине в феврале с.г., Крым как независимое и суверенное государство в случае соответствующих результатов референдума обратится к Российской Федерации с предложением о принятии Республики Крым на основе соответствующего межгосударственного договора в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта Российской Федерации.

«В Декларации содержится международно-правовое обоснование данного шага со ссылками на Устав ООН и другие международные документы, а также заключение Международного Суда ООН от 22 июля 2010 г. по Косово», — отмечается в заявлении МИД РФ, размещенном на официальном сайте www.mid.ru В упомянутом заключении, принятом по запросу Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе Сербии, Международный Суд подтвердил тот факт, что одностороннее провозглашение независимости частью государства не нарушает какую-либо норму международного права. Этот же вывод четко прозвучал в ходе предшествовавших этому решению Международного Суда слушаний — в частности, в документах и выступлениях официальных представителей США, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Дании и других западных стран.

Справка: Сеце́ссия (лат. secessio) — выход из состава государства (как правило федеративного) какой-либо его части (субъекта федерации). Термин в этом значении появился во время американской Войны за независимость 1775-1783гг.

Предусмотрительно материалы о позиции Международного Суда и позициях упомянутых западных представителей МИД Российской Федерации также разместил на своем сайте. Все приводимые ниже оценки и заключения касаются не только случая Косово, а вопроса применимости международного права к объявлению независимости частью одного государства в принципе.

1. Из заключения Международного Суда от 22 июля 2010 г.

«79. …Практика государств …не свидетельствует о появлении в международном праве нового правила, запрещающего провозглашение независимости в подобных случаях».

«81. …никакого общего запрета на одностороннее провозглашение независимости не вытекает из практики Совета Безопасности ООН».

«84. По изложенным причинам Международный Суд считает, что общее международное право не содержит какого-либо применимого запрета на провозглашение независимости».

2. США

Из письменного меморандума США от 17 апреля 2009 г.

«А. Принцип территориальной целостности не исключает появления новых государств на территории существующих государств». (стр.79).

«Безусловно, декларации о независимости могут – и часто так и происходит – нарушать внутреннее законодательство. Однако это не означает, что происходит нарушение международного права». (стр. 51).

«В то же время ссылка на Хельсинкский Заключительный акт подчеркивает, что приверженность территориальной целостности должна рассматриваться не изолированно, а в более широком контексте, в рамках которого необходимо уделить равное внимание другим принципам, среди которых права человека и иные соображения имеют особое значение». (стр.71).

Из устного выступления в Суде юридического советника Госдепартамента США Гарольда Коха 8 декабря 2009 г.

«…международное право не регулирует каждое человеческое действие, и важным мерилом свободы человека является право народов вести их собственные дела. Во многих случаях, включая Косово, обстоятельства декларации независимости могут свидетельствовать о фундаментальном уважении международного права со стороны нового государства».

3. Великобритания

Из письменного меморандума от 17 апреля 2009 г.

«Сецессия сама по себе не противоречит международному праву» (стр.87).

«… в целом международное право не запрещает сецессию и отделение и не гарантирует единство государств-предшественников от внутренних движений, ведущих к отделению или независимости при поддержке народов, которых это касается» (стр. 93).

Из устного выступления в Суде представителя Великобритании Джеймса Крофорда 9 декабря 2009 г.

«Устав ООН ничего не говорит о законности или незаконности провозглашения независимости отдельными группами или нациями внутри государства».

4. Франция

Из устного выступления в Суде юридического советника МИД Франции Э.Беллиард 9 декабря 2009 года.

«…образование государства – например, объявление или утверждение об этом – является феноменом, по большей части не относящимся к сфере международного права. Последнее вполне терпимо к сецессии …, оно не разрешает, но и не запрещает ее в принципе».

5. Германия

Из выступления в Суде юридического советника МИД ФРГ Сюзан Васум-Райнер 2 декабря 2009 г.

«Германия разделяет мнение о том, что декларация о независимости, ведущая к отделению, как и само отделение, являются просто фактическими событиями. Вопрос о законности такой декларации вполне может регулироваться внутренним, в частности конституционным законодательством, однако в международном праве на сей счет ничего не содержится».

«…К тому же это вопрос о праве народов на самоопределение. К таким народам не применяется международная правовая норма об уважении территориальной целостности государств».

6. Дания

Из устного выступления в Суде юридического советника МИД Дании Томаса Винклера 3 декабря 2009 г.

«…в международном праве не существует общего запрета на провозглашение независимости».

7. Австрия

Из выступления в Суде представителя Австрии Гельмута Тиши 3 декабря 2009 г.

«Наш вывод заключается в том, что в международном праве отсутствует правило, запрещающее провозглашение независимости».

«…не существует нормы международного права, которая запрещает населению определенной территории, представляемому своими избранными лидерами, принимать декларации о независимости».

«…международное право нейтрально по отношению к отделению части государства… Соответственно, международное право не запрещает сецессию».

Как видим, аргументы не противоречат один другому. В связи с этим, как отмечается в заявлении внешнеполитического ведомства РФ от 11.03.2014 г., «МИД России считает решение парламента Крыма абсолютно правомерным. Российская Федерация будет в полной мере уважать результаты свободного волеизъявления народов Крыма в ходе референдума, на который, как известно, приглашены наблюдатели от ОБСЕ и по двусторонней линии».

В тот же день 11 марта по инициативе американской стороны состоялся телефонный разговор Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова и Государственного секретаря США Дж.Керри. Главы внешнеполитических ведомств обменялись мнениями о конкретных предложениях России и США по обеспечению гражданского мира и согласия в Украине. С российской стороны особо подчеркивалась необходимость полного учета интересов всех украинцев и всех регионов в поиске выхода из кризиса, а также уважения права жителей Крыма самостоятельно определить свою судьбу в соответствии с нормами международного права. Именно этот тезис защищал в Международном Суде в своем выступлении юридический советник Госдепартамента США Гарольд Кох 8 декабря 2009 года. Напомним ещё раз: «…международное право не регулирует каждое человеческое действие, и важным мерилом свободы человека является право народов вести их собственные дела. Во многих случаях, включая Косово, обстоятельства декларации независимости могут свидетельствовать о фундаментальном уважении международного права со стороны нового государства».

Однако и США, и представители стран Евросоюза заявили, что решение Верховного Совета Крыма о вхождении Автономной республики в состав России является нелегитимным. Как передает ИТАР-ТАСС, официальный представитель Белого дома Джей Карни заявил, что США не намерены признавать результаты референдума в Крыму, однако будут выступать за допуск на Украину международных наблюдателей, которые бы избавили Москву от тревоги по поводу соблюдения прав русскоязычных граждан. А глава представительства ЕС в РФ Вигаудас Ушацкас заявил, что происходящее в Крыму подрывает доверие между Россией и ЕС, на основе которого возможно развитие партнерских отношений. http://www.vesti.ru/doc.html?id=1362439 Он также добавил, что референдум в Крыму является незаконным и противоречит украинской Конституции. И если в ближайшие дни стороны не договорятся, то ЕС может принять дополнительные меры. Например, заморозить счета, запретить въезд, а также отменить следующий саммит ЕС-Россия.

Между тем, как только МИД Российской Федерации заявил о правомерности принятой в Крыму Декларации, в СМИ 11.03.2014 г. появилось сообщение о прекращении вещания пяти российских телеканалов с 21.00 по Московскому времени. Это телеканалы «Россия-1», «Россия-24», «ОРТ (Первый канал всемирная сеть)», «РТР Планета» и «НТВ-Мир». Демократично. И это после того, как уже последовало (08.03.2014) заявление МИД РФ о цензуре СМИ, связанное с отказом во въезде на территорию Украины российским журналистам. Так 6 марта в аэропорту города Донецка было отказано во въезде на территорию Украины съемочной группе ВГТРК — корреспонденту Веронике Богма, видеооператору Антуану Кечеджияну, ассистенту Владимиру Шумакову, а также сотруднику ВГТРК Андрею Мещерякову.  7 марта в аэропорту того же города было отказано во въезде на территорию Украины журналистам телекомпании «ТВ Центр» и съемочной группе «Вести», отказано во въезде группе телеканала «НТВ» — корреспонденту Гарри Княгницкому, оператору Сергею Корешкову, звукооператору Дмитрию Анисимову и видеооператорам «Первого канала» Андрею Конику и Олегу Пудову, а также корреспондентам других российских средств массовой информации. Российское внешнеполитическое ведомство отреагировало на это в своем заявлении: «Подобный вопиющий факт попрания свободы прессы свидетельствует о лицемерии тех, кто сейчас в Киеве пытается представить себя демократами, разумеется, в кавычках. По сути, речь идет о цензуре СМИ».

Более резко МИД РФ отреагировал на нарастающее злоупотребление двойных стандартов в отношении российских СМИ 11.03.2014 г. В частности Департамент информации и печати МИД России выразил беспокойство фактами ограничения свободы СМИ и нарушения прав журналистов, освещающих события на Украине. «Работники СМИ подвергаются психологическому давлению и насилию в Киеве и других городах Украины. Угроза физического уничтожения прозвучала в адрес корреспондента телеканала «Россия 24» Артема Кола, за голову которого была назначена награда в 10 тысяч гривен. В начале марта веб-сайты российских СМИ, освещающих ситуацию на Украине, подвергались хакерским атакам. 2 марта это произошло с телеканалом «Russia Today», 7 марта – с «Российской газетой». «МИД России неоднократно обращал внимание на недопустимость «двойных стандартов» и селективного подхода при оценке ситуации со свободой СМИ на территории Украины со стороны международных организаций, профильных НПО и правозащитных объединений, закрывающих глаза на такое проявление цензуры. Ожидаем, что Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ даст быструю и беспристрастную оценку этим фактам нарушения прав журналистов и обеспечит выполнение соответствующих обязательств ОБСЕ теми, кто в настоящее время находится у власти в Киеве», — отмечается в заявлении Департамента МИД РФ.

Но вернемся к вопросу о предстоящем референдуме в Крыму. Президент Российской Федерации Владимир Путин высказался по этому поводу однозначно: «Действия легитимного руководства Крыма основываются на нормах международного права». В начале марта Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко встретилась с делегацией Верховного Совета Автономной Республики Крым во главе с его председателем Владимиром Константиновым. Валентина Матвиенко выразила восхищение мужеством парламента и Правительства Крыма, которые своими решениями выразили волю народа. Как отмечается на сайте Совета Федерации Заксобрания РФ, Постановление Верховного Совета Крыма о проведении референдума о статусе Республики и о ее вхождении в состав Российской Федерации Валентина Матвиенко назвала историческим. «Парламент Крыма – легитимный орган власти, и он имеет такое право. Право народа на самоопределение никто не отменял. Оно закреплено в основных международных документах. Так, Всеобщая декларация прав человека гласит: «Воля народа должна быть основой власти правительства». Международный пакт о гражданских и политических правах накладывает на государства обязанность содействовать осуществлению права народа на самоопределение».

Кроме того Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что решение парламента Крыма о проведении референдума является международно признанной практикой: «Выбрана самая демократическая форма волеизъявления народа. В случае, если народ Крыма на референдуме примет решение о вхождении в состав России, мы как верхняя палата парламента, безусловно, поддержим такое решение. Самоопределение – суверенное право народа. Никто не может лишить народ Крыма такого права. Россия заинтересована в том, чтобы референдум прошел в соответствии со всеми международными нормами».

Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов, комментируя легитимность предстоящего референдума, отметил: «Провозглашение независимости Косова снимает какие-либо правовые претензии к Верховному Совету Крыма, который принял декларацию независимости республики от Украины и намерение войти в состав России». По мнению Михаила Маргелова, Верховный Совет Крыма правомерно ссылается на международный прецедент, связанный с опытом Косова: «Это обстоятельство снимает какие-либо правовые претензии к крымским парламентариям, поскольку международное право прецедентно. Это означает, что теперь Симферополь не нуждается в согласии Киева на референдум о присоединении к России». Сенатор также отметил, что «косовский прецедент был спланирован и одобрен Западом, так что джина самоопределения наций среди Европы из бутылки выпустила не Россия».

Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил на заседании столичного правительства 11.03.2014 года, что Москва и Севастополь подпишут соглашение о сотрудничестве, призванное вывести отношения между городами на новый уровень. Он рассказал, что неоднократно созванивался с мэром Севастополя Алексеем Чалым, пригласив своего коллегу в Москву для выработки нового проекта соглашения между Москвой и Севастополем.

 

Напомним, Верховный Совет Крыма 6 марта принял принципиальное решение о вхождении в состав России в качестве субъекта Российской Федерации. В этой связи, назначив референдум в Крыму на 16 марта,  ВС АРК вынес на голосование два вопроса: 

1. Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта РФ? 

2. Вы за восстановление действия конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?

В тот же день, как запланировано, состоится референдум по вопросу вхождения Севастополя в состав РФ в качестве отдельного субъекта. Кстати, крымскую декларацию поддержал городской совет Севастополя.

 

О политической ситуации в Крыму, о том, как республика готовится к референдуму о своем будущем, и что будет после голосования, в интервью ИТАР-ТАСС и агентству «Крыминформ» рассказал премьер-министр Автономной Республики Крым Сергей Аксенов. ( http://itar-tass.com/opinions/interviews/2015?utm_source=rambler&utm_medium=head&utm_campaign=opinion ) Правда, он отказался приводить какие-либо статистические данные опросов, дабы избежать упреков в предвосхищении результатов. Однако Крымский республиканский Институт политических и социологических исследований провел первый независимый опрос среди жителей полуострова. Согласно его итогам, из 1 965 300 жителей Крыма (данные на 1.01.2013 г.) три четверти (77%) собираются проголосовать на предстоящем 16 марта референдуме за присоединение к России. 8% участников опроса предполагают проголосовать за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года. На вопрос о том, следует ли Севастополю войти в качестве субъекта в состав Российской Федерации, большинство жителей города (85%) дали положительный ответ. Лишь 6% респондентов отреагировали отрицательно. Подавляющее большинство жителей Крыма и Севастополя (97%) негативно оценивают нынешнее состояние Украины: 84% из них уверены, что в стране кризис, а 13% – что состояние государства «крайне нестабильное». Лишь 1% респондентов полагает, что Украина находится в стабильном состоянии, и столько же (1%) — считает, что страна «динамично развивается». В том, что ситуация на Украине «ухудшается и становится все более напряженной», уверены 79% опрошенных. 11% участвовавших в опросе полагают, что ситуация «не меняется ни в лучшую, ни в худшую сторону». Лишь немногие думают, что обстановка нормализуется — их 6%. Смену власти в Киеве, произошедшую в конце февраля с.г., большинство жителей Крыма и Севастополя (83%) оценивают «крайне отрицательно». Такая же доля респондентов (83%) поддерживает действия крымских властей. О референдуме в Крыму и Севастополе, который пройдет 16 марта, знает практически каждый участник опроса – 99%. В свою очередь, 92% жителей полуострова собираются прийти и выразить свое мнение на референдуме. Телефонный опрос был проведен 8–10 марта 2014 г. в АР Крым и Севастополе. Опрошено 1300 человек, в том числе 300 жителей Севастополя. Статистическая погрешность не превышает 2,6%, — отмечают в Крымском республиканском Институте политических и социологических исследований.

Так в строгом соответствии с нормами международного права и заручившись авторитетным мнением западных юристов, Крым идет к референдуму 16 марта. Существенную помощь крымчанам оказали правоведы, защищавшие самоопределение Края Косово, и среди них — уже упомянутый юридический советник МИД Дании Томас Винклер, который так и заявил в Суде 3 декабря 2009 года: «В международном праве не существует общего запрета на провозглашение независимости».  Поистине так.

interaffairs.ru

СЕЦЕССИЯ — это… Что такое СЕЦЕССИЯ?

  • СЕЦЕССИЯ — [лат. secessio отход, отделение] 1) иск. стиль в европейском искусстве и культуре в период 1880 1910 гг. То же, что МОДЕРН, югендстиль; 2) ист. выход южных штатов США из федеративного союза, приведший к Гражданской войне 1861 1865 гг. Англ.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Сецессия — (уход) в Древнем Риме демонстративный выход плебеев в 494 г., 449 г. до н.э. из состава римской общины и уход за черту города. Сецессия своеобразная форма борьбы плебеев за свои права …   Исторический словарь

  • сецессия — отделение, уход, отступничество, выход Словарь русских синонимов. сецессия сущ., кол во синонимов: 4 • выход (30) • …   Словарь синонимов

  • СЕЦЕССИЯ — (лат. secessio) выход из состава государства какой либо его части. Ни одна конституция в мире в настоящее время не допускает С., однако на практике она имеет место (выход республик из состава Югославии, отделение провинции Эритрея от Эфиопии и др …   Юридический словарь

  • СЕЦЕССИЯ — (лат. secessio от secedo ухожу), в Др. Риме демонстративный выход плебеев в 494, 449 до н.э. из состава римской общины и уход за черту города …   Большой Энциклопедический словарь

  • Сецессия — (лат. secessio, от secedo ухожу) в Др. Риме демонстративный выход плебеев в 494, 449 до н.э. из состава римской общины и уход за черту города. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 …   Политология. Словарь.

  • сецессия — и, ж. sécession f. < лат. secessio отход в сторону, уход. 1. спец. Отпадение, отделение, уход, отступничество. СИС 1985. Создалось впечатление, что большевики будут дожидаться если не Учредительного собрания, то по крайней мере II съезда… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • СЕЦЕССИЯ — Выход субъекта из состава федерации Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Сецессия — (лат. secessio, от secedo ухожу; англ. secession) 1) в Др. Риме демонстративный выход плебеев из состава римских общин, сопровождавшийся их уходом за черту города (в результате город оставался без военной защиты). С. являлась своеобразной формой… …   Энциклопедия права

  • СЕЦЕССИЯ — (лат. secessio) выход из состава государства к. л. его части. Ни одна конституция в мире в настоящее время не допускает С., однако на практике С. неоднократно имела место в последние годы (выход республик из состава Югославской федерации,… …   Юридическая энциклопедия

  • Сецессия — У этого термина существуют и другие значения, см. Сецессия (значения). Сецессия (лат. secessio)  выход из состава государства (как правило, федеративного) какой либо его части (как правило, субъекта федерации). Термин в этом значении… …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Сецессия — Википедия. Что такое Сецессия

    Сеце́ссия (лат. secessio «уход» от secedo «ухожу») — выход из состава государства (как правило, федеративного) какой-либо его части (как правило, субъекта федерации).

    Результат сепаратизма; антоним аннексии. Термин в этом значении появился во время американской Войны за независимость.

    История

    Право на сецессию может признаваться правом государства, из которого происходит выход (например, Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 годов), или не признаваться (например, Конституция СФРЮ). Во втором случае при попытках сецессии возникает правовой вопрос о применимости принципа территориальной целостности государства или права народа на самоопределение. Но международное право безусловно даёт приоритет праву на самоопределение в случае колоний.

    В Великобритании и Канаде для независимости исторических частей, колониальных и зависимых территорий достаточно проведения референдума и поддержки сецессии большинством голосов. Хотя проведённые референдумы (1980, 1995, 2014) не дали положительного результата, близкая возможность обрести независимость есть у Квебека и Шотландии, где количество сторонников отделения растёт. Подобными же правами теоретически могут воспользоваться и остальные части Великобритании — Англия, Северная Ирландия и Уэльс.

    Законодательство США не предусматривает (но и не запрещает) сецессии штатов. Однако, для независимости ассоциированного Пуэрто-Рико и ряда тихоокеанских островов достаточно соответствующего результата референдума, хотя их население такого волеизъявления не выразило.

    Действующей Конституцией Российской Федерации 1993 года право на сецессию (выход из её состава) не предусматривается[1][2][3]. Конституционный Суд РСФСР в Постановлении от 13 марта 1992 г. № 3-П сформулировал правовую позицию, согласно которой одностороннее установление субъектом федерации такого права «означало бы признание правомерности полного или частичного нарушения территориального единства суверенного федеративного государства и национального единства населяющих его народов. Любые действия, имеющие целью нарушение этого единства, наносят ущерб конституционному строю РСФСР и несовместимы с международными нормами о правах человека и правах народов»[4].

    В 1861 году сецессию из Соединённых Штатов осуществили Конфедеративные Штаты Америки, что привело к гражданской войне.

    Современность

    В число успешных сецессий, приведших к полной (политической[5] и/или военной) победе сепаратистов и их международному признанию, входят Индия, Бангладеш, Эритрея, Восточный Тимор, союзные республики Чехословакии, Югославии[6], Советского Союза и Южный Судан[7].

    В число неуспешных попыток сецессии — тибетский сепаратизм в КНР, Кашмир[8], Государство Катанга в Республике Конго, Биафра в Нигерии, сепаратитские движения в Бирме, бугенвильские сепаратистские движения в Папуа — Новая Гвинея, провозглашение ЧРИ в России[9] и Республика Сербская в Боснии и Герцеговине.

    В число политий, односторонняя сецессия которых продолжает оспариваться на международном уровне, входят Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Нагорно-Карабахская Республика, Тайвань, Западная Сахара, Приднестровская Молдавская Республика и Сомалиленд[6].

    См. также

    Примечания

    1. ↑ Сецессия — Конституционное право Российской Федерации — Яндекс. Словари (недоступная ссылка с 14-06-2016 [848 дней])
    2. ↑ Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева). — Эксмо, 2010 г.
    3. ↑ Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю. А. Дмитриева). — «Деловой двор», 2009 г. (289 страниц)
    4. ↑ Постановление Конституционного Суда РСФСР от 13 марта 1992 года № П-РЗ-I «по делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, Закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской ССР», Закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 года «О референдуме Татарской ССР», постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан»»
    5. ↑ В том числе в виде отказа центральной власти от планов по возвращению отколовшейся территории
    6. 1 2 Geldenhuys, 2009, p. 38.
    7. ↑ Secession as an International Phenomenon: From America’s Civil War to Contemporary Separatist Movements
    8. ↑ Имеется в виду контролируемая Индией часть региона
    9. ↑ По итогам Первой чеченской войны самопровозглашённая республика получила контроль над заявленной территорией, а Хасавюртовские соглашения в ряде случаев расцениваются как «признание де-факто» со стороны России, однако в конечном итоге, в начале Второй чеченской войны, Россия реинтегрировала территорию региона в свой состав

    Литература

    Ссылки

    wiki.sc

    СЕЦЕССИЯ это что такое СЕЦЕССИЯ: определение — Право.НЭС

    СЕЦЕССИЯ

    лат. secessio) — выход из состава государства какой-либо его части. Ни одна конституция в — мире в настоящее время не допускает С., однако на практике она имеет место (выход республик из состава Югославии, отделение провинции Эритрея от Эфиопии и др.).

    Оцените определение:

    Источник: Большой юридический словарь

    СЕЦЕССИЯ

    лат. secessio) — выход из состава государства к — л. его части. Ни одна конституция в мире в настоящее время не допускает С., однако на практике С. неоднократно имела место в последние годы (выход республик из состава югославской федерации, отделение провинции Эритрея от Эфиопии и др.).

    Оцените определение:

    Источник: Экономика и право: словарь-справочник

    СЕЦЕССИЯ

    отделение части территории от данного государства по решению ее населения или органов власти, действующих на данной территории; выход из государства какой-либо административно-территориальной единицы, а из федеративного государства — его субъекта по решению населения, принятому на референдуме, или органов власти данной единицы, субъекта (см. также: Выход из государства). (С. А.)

    Оцените определение:

    Источник: Энциклопедический словарь конституционного права

    СЕЦЕССИЯ

    выход из состава государства какой-либо его части. Вопрос о С. часто возникает на национально-этнической почве в связи с правом нации на самоопределение. В числе принципов федеративной организации государства (в том числе и РФ) С. отсутствует, субъекты федерации не наделяются правом одностороннего самовольного выхода из нее, поскольку это не только подрывает целостность и стабильность федерации в целом, но и может нанести серьезный ущерб интересам др. субъектов федерации.

    Оцените определение:

    Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

    СЕЦЕССИЯ

    лат. secessio) — отделение части территории от данного государства по решению ее населения или органов; выход из государства какой-либо административно-территориальной единицы, а из федеративного государства — его субъекта по решению населения, принятому на референдуме, или по решению органов отделяющихся единицы, субъекта. Ни одна конституция в мире в настоящее время не допускает С., однако на практике она неоднократно имела место в последние годы (выход республик из состава Югославской Федерации, отделение провинции Эритрея от Эфиопии, несколько случаев С. на территории бывшего СССР и др.). Конституция РФ не признает за субъектами РФ права на С. (выход). Отдельные субъекты закрепили право выхода в своих конституциях, что не соответствует положениям Конституции РФ

    determiner.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *