Закон “Об образовании” и ФГОС дошкольного образования
Обсудим, почему Закон “Об образовании” является основой содержания Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС дошкольного образования).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 21.12.2012 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г., подписан Президентом 29.12.2012 г., вступил в законную силу 1.09.2013 г.
ФГОС дошкольного образования был подписан Министром образования и науки Ливановым 17.10.2013 г., приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 N 30384, вступил в законную силу 1.01.2014 г.
Рассмотрим закон “Об образовании” в тех его частях, которые касаются дошкольного образования (ДО), и ФГОС дошкольного образования. В чем их преемственность?
Три группы требований в законе “Об образовании” и ФГОС дошкольного образования
ФГОС ДО включает в себя 3 позиции. Обращаем ваше внимание, что все стандарты, которые сейчас имеются в РФ — и дошкольный, и школьный, и для высшего профессионального образования — все эти стандарты включают в себя 3 позиции — 3 группы требований.
Если вернуться к истории вопроса, когда в 2012 году шло обсуждение закона “Об образовании”, эксперты ДО пришли к единому экспертному мнению, что для ФГОС дошкольного образования эти 3 Т — три группы требований — были бы избыточными.
Для ДО было бы важно прописать первую и вторую группу, а требования к результатам — избыточны и вряд ли полезны. Письмо, отправленное в Государственную Думу от экспертов ДО и Российской академии образования, было рассмотрено, но эти предложения не были приняты.
Следовательно, ФГОС дошкольного образования, равно как и все остальные стандарты, имеет три группы требований к основным образовательным программам — к их структуре, к условиям их реализации и к результатам освоения, и это также прописано и в ст.10 Закона “Об образовании”.
Ст.64 закона “Об образовании” — основа содержания ФГОС дошкольного образования
В Законе есть специально выделенные статьи, которые посвящены ДО. Когда задаются вопросы на конференциях, семинарах: “Что явилось основой содержания ФГОС дошкольного образования?», необходимо обратить внимание на ст. 64 закона “Об образовании”, в котором уже есть содержание Стандарта.
Дошкольное образование направлено на:
- формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, личностных качеств
- формирование предпосылок учебной деятельности
- сохранение, укрепление здоровья дошкольников.
Об этом — все 30 страниц Стандарта, с которым можно ознакомиться на сайте Министерства образования и науки для использования его в повседневной практике.
Принцип индивидуализации закона “Об образовании” и ФГОС дошкольного образования
Что очень важно в положениях Закона “ Об образовании” и что в обязательном порядке использовалось в тексте ФГОСдошкольного образования? Опять же, обратим внимание на п. 2 ст. 64.
Закон “Об образовании” определяет, что образовательные программы ДО направлены на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это очень важное дополнение — и возрастных, и индивидуальных.
Индивидуализация как принцип заложен и в ФГОС дошкольного образования. В том числе — достижение дошкольниками уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования на основании индивидуального подхода к детям и специфичных для дошкольников деятельности.
www.resobr.ru
Материал на тему: «Нормативно-правовые основы реализации ФГОС ОО».
Алькеевский муниципальный район Республики Татарстан.
МБОУ Алпаровская СОШ
выступление на методическом объединении по теме : «Нормативно-правовые основы реализации ФГОС ОО».
Руководитель КМО учителей географии,биологии и химии
Сафиуллина Фания Наиловна
Ноябрь 2014 г.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокуп-ность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Самым главным нормативным актом, который обеспечивает введение ФГОС (как и государственных стандартов в других сферах) является Конституция. Этот документ детерминирует все последующие акты, регламентирующие образование. Статья 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего образования в рамках государственного стандарта и, тем самым, определяет ответственность государственных и муниципальных органов образования перед теми, кто получает образовательную услугу.
Законопроект расширяет функции ФГОС, которые заключаются в обеспечении не только единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственности основных образовательных программ, но и в обеспечении вариативности содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся; государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения (пп. 2 ст. 11).
Законопроект дополняет аналогичную статью действующего Закона особенностями разработки стандарта для системы общего и профессионального образования (пп. 6, 8 ст. 11).
В последующих статьях Законопроекта устанавливается взаимосвязь ФГОС и основных образовательных программ, примерных основных образовательных программ. Устанавливаемая Законопроектом взаимосвязь между названными документами преемственна их соотношению в действующем Законе Законопроект расширяет функции ФГОС, которые заключаются в обеспечении не только единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственности основных образовательных программ, но и в обеспечении вариативности содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся; государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения (пп. 2 ст. 11).
Законопроект дополняет аналогичную статью действующего Закона особенностями разработки стандарта для системы общего и профессионального образования (пп. 6, 8 ст. 11).
В последующих статьях Законопроекта устанавливается взаимосвязь ФГОС и основных образовательных программ, примерных основных образовательных программ. Устанавливаемая Законопроектом взаимосвязь между названными документами преемственна их соотношению в действующем Законе
Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность в сфере образования, а также проекты документов введения и процедур проверки исполнения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов
Закон РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 (ред. От 03.12.2011) «Об образовании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2012)
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы»
Концепция проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
ФГОС НОО
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) (ФГОС НОО)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
ФГОС ООО
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) (ФГОС ООО)
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
ФГОС СОО
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО)
Приказ Минобрнауки России от 07 июня 2012 г. N 24480 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
Нормативные документы ФГОС
Ведущий инструмент реализации ФГОС – основная образовательная программа (далее – ООП). В ОУ, которые ввели ФГОС в “пилотном режиме”, были разработаны новые ООП на основе примерных основных образовательных программ начального общего образования. Ведущим документом, обеспечивающим реализацию требований ФГОС на уровне субъекта РФ, является региональная программа развития образования. Функциями ОУ в системе нормативного обеспечения введения ФГОС являются, прежде всего, разработка ООП и плана-графика создания условий, соответствующих требованиям ФГОС, внесение изменений в устав и существующие локальные акты (разработка при необходимости новых), определение перечня соответствующих ФГОС учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процесс. В связи с введением ФГОС потребуется внести изменения в следующие документы (или разработать их): • расписание, в рамках которого возможно предусмотреть организацию групповых и индивидуальных видов деятельности, индивидуальное расписание отдельных обучающихся при включении их в различные групповые, разновозрастные виды деятельности;
• рекомендации (или пакет локальных актов: положений, инструкций, приказов и т п) для педагогических работников по организации внеурочной деятельности обучающихся;
• рекомендации для учителей по организации контроля текущей успеваемости обучающихся, промежуточного и итогового контроля освоения ООП;
• материалы, регламентирующие права и обязанности участников образовательного процесса; • локальные акты, инструкции и другие документы по обеспечению безопасности образовательного процесса;
• пакет документов, регламентирующих организацию групповой и индивидуальной образовательной деятельности обучающихся, организацию проектной деятельности, тьюторского сопровождения.
nsportal.ru
ФГОС и Закон об образовании / Документы / Универс
Закон Об образовании и ФГОС.
Уважаемые участники образовательного процесса!
По этим ссылкам вы можете ознакомиться с документами, нормирующими сферу образования в Российской Федерации.
План мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в МАОУ «КУГ №1 Универс».
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (Вступил в силу 1 сентября 2013 г).
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1-4 кл.) 6 октября 2009,
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) 17 декабря 2010,
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) 15 июня 2012 года.
Всего 2 документа
univers.su